Анализ умк габриеляна по химии. Линия умк по химии и новый образовательный стандарт. заслуженный учитель Российской Федерации

Линия учебно-методических комплектов (УМК) «Химия» (авторы: Габриелян О.С. и др.) предназначена для 7-11 классов общеобразовательных учреждений. УМК выпускает издательство «Дрофа» .

В основу курса химии Габриэляна положено ключевое понятие «химический элемент» в виде трех форм его существования (атомы, простые вещества, соединения с другими элементами). Ведущая идея курса - знания не заучиваются, а выводятся на основании минимальных, но тщательно отобранных первоначальных сведений, например о строении атома. С первых же уроков учащиеся знакомятся с таблицей Д. И. Менделеева.

Учебники по химии Габриэляна О.С. включены в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. N 253). Содержание учебников соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС ООО 2010 г.).

Линию открывает пропедевтический курс для изучения химии в 7 классе. Данный курс готовит учащихся к восприятию нового предмета и базируется на изучении веществ и химических реакций, знакомых школьникам из повседневной жизни, с минимальным использованием химических формул, уравнений реакций и расчетных задач. Предметная линия «Химия. Вводный курс. 7 класс» используется в рамках части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений.

Состав УМК «Химия. Вводный курс» для 7 класса:
- Учебник c электронным приложением (на сайте издательства). Авторы: Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Ахлебинин А.К.
- Рабочая тетрадь. Авторы: Габриелян О.С., Шипарева Г.А.
- Практикум. Авторы: Габриелян О.С., Аксенова И.В.
- Методическое пособие. Авторы: Габриелян О.С., Шипарева Г.А.

Состав УМК «Химия» Габриэляна О.С. и др. для 8-9 классов:
- Учебник c электронным приложением (на сайте издательства). 8, 9 классы. Автор: Габриелян О.С.
- Рабочая тетрадь. 8, 9 классы. Авторы: Габриелян О.С., Сладков С.А.
- Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ. 8, 9 классы. Авторы: Габриелян О.С., Яшукова А.В.
- Контрольные и проверочные работы. 8, 9 классы. Авторы: Габриелян О.С. и др.
- Тетрадь для оценки качества знаний по химии. 8, 9 классы. Авторы: Габриелян О.С., Купцова А.В.
- Диагностические работы. 8 класс. Автор: Купцова А.В.
- Химия в тестах, задачах, упражнениях. Учебное пособие. 8 класс. Авторы: Габриелян О.С., Смирнова Т.В., Сладков С.А.
- Мультимедийное приложение. 8, 9 классы. Автор: Габриелян О.С.
- Вода в нашей жизни. Методическое пособие. 8-9 классы. Авторы: Габриелян О.С., Попкова Т.Н., Сивкова Г.А., Сладков С.А.
- Методическое пособие. 8-9 классы. Авторы: Габриелян О.С., Купцова А.В.
- Рабочие программы. 7-9 классы.

Учебники Габриеляна «Химия. 8 класс» и «Химия. 9 класс» составляют комплекс, который служит полным курсом химии для основной школы. Красочные иллюстрации, разнообразные вопросы и задания способствуют активному усвоению учебного материала. Основные правила и определения, ключевые слова и словосочетания выделены в тексте таким образом, чтобы более прочному их запоминанию способствовала также зрительная память ученика. В конце каждого параграфа приводится перечень вопросов, направленных на демонстрацию связи химии с другими науками и повседневной жизнью. Электронные приложения к учебникам размещено на сайте издательства «Дрофа».

Рабочие тетради содержат большое количество заданий, которые могут быть использованы для отработки умений и навыков, закрепления основных понятий, содержащихся в учебниках. Тетради также могут использоваться с учебниками, соответствующими Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта.

Тетради для лабораторных опытов и практических работ содержит инструкции к лабораторным опытам и практическим работам, предусмотренным программой.

Контрольные и проверочные работы состоят из текстов контрольных и проверочных работ, соответствующих программе по химии для 8 и 9 классов О.С. Габриеляна. Пособия предназначено для проведения на уроках текущего и итогового контроля по основным темам курса.

Тетради для оценки качества знаний по химии являются частью УМК и включают проверочные работы по соответствующим разделам учебника. Тетради могут быть использованы как на уроках, так и в процессе самоподготовки.

Учебное пособие «Химия в тестах, задачах, упражнениях» для 8 класса содержит разнообразные задания (тесты, задания со свободно конструируемым ответом, расчетные задачи) двух уровней сложности, в том числе в формате ГИА и ЕГЭ. Рассмотрены подходы к решению заданий различных типов. В конце каждого раздела приведены проверочные работы по теме, состоящие из двух частей - обязательной и дополнительной (повышенной сложности). Ко всем заданиям даны ответы.

Пособие «Диагностические работы» предназначено для организации тематического и итогового контроля предметных и метапредметных результатов изучения химии в 8 классе. Диагностические работы помогут учителю объективно оценить результаты обучения, учащимся - подготовиться к итоговой аттестации (ГИА), прибегая к самопроверке, а родителям — организовать работу над ошибками при выполнении учащимися домашнего задания.

Мультимедийные пособия к учебникам О.С. Габриеляна включают информационные объекты различных типов: иллюстрации, анимированные фрагменты, видео, интерактивы, трехмерные модели. Для удобства использования в учебном процессе все объекты структурированы в соответствии с оглавлением учебника. В состав электронных пособий входят уроки, включающие анимации, которые помогают изучить новый материал, интерактивные контролирующие модули, которые можно использовать как для тренинга, так и для контроля знаний, виртуальные лаборатории.

Пособие «Вода в нашей жизни» предназначено для учителей. Оно содержит дополнительные материалы к учебникам О.С. Габриеляна для 8 и 9 классов.

Методическое пособие содержит примерное тематическое планирование программного материала 8 и 9 классов и методические рекомендации к новым и наиболее трудным темам курса.

Cборник «Химия. Рабочие программы. 7-9 классы» содержит: программу курса химии для 7 класса и программу основного общего образования по химии Габриеляна О.С. и др. для 8-9 классов, программу основного общего образования по химии Еремина В.В. и др. для 8-9 классов.


Если материал вам понравился, нажмите кнопку вашей социальной сети: Анализ УМК по химии

Анализ составила:

Ткаченко С.Н.,

учитель биологии и химии

МБОУ СОШ № 2 г. Кимовска

2013 год

Анализ УМК по химии для 8 -11 классов Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г.

(издательство «Просвещение»)

Состав УМК «Химия» для 8-11 классов:


  • Программа курса химии для 8- 9 классов общеобразовательных учреждений, программа курса химии для 10- 11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень).

  • Учебники с приложением на электронном носителе. 8, 9, 10(базовый уровень), 11(базовый уровень) классы. Авторы: Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.

  • Рабочие тетради. 8, 9 классы.

  • Задачник с «помощником». 8-9 классы, 10-11 классы. Авторы: Гара Н.Н., Габрусева Н.И.

  • Дидактические материалы. 8-9 классы. Радецкий А.М.

  • Дидактические материалы. 10-11 классы.

  • Пособия для учителя. 8, 9, 10(базовый уровень), 11(базовый уровень) классы.
Программы разработаны к учебникам химии авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана для 8 и 9 классов, а также для 10 – 11 классов (базовый уровень) общеобразовательных учреждений. Структура и содержание программ соответствую т федеральному компоненту государственного образовательного стандарта.
Программа для 8-9 классов
В содержании данного курса представлены основополагающие теоретические знания, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Фактологическая часть программы включает сведения о неорганических и органических веществах. Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомно-молекулярное учение, периодический закон Д.И. Менделеева с краткими сведениями о строении атомов, видах химической связи, закономерностях химических реакций. Изучение органической химии основано на учении А.М. Бутлерова о химическом строении веществ. В изучении курса большая роль отводится химическому эксперименту.
Программа для 10 - 11 классов (базовый уровень)

Программа составлена на базовом уровне в двух вариантах: 140 ч/год (2ч/нед.) и 70 ч/год (1 ч/нед.). Эта программа рекомендована обучающимся, которые не выбрали свою будущую специальность, связанную с химией.

Данный курс учащиеся изучают после курса химии для 8-9 классов, где они познакомились с важнейшими химическими понятиями, неорганическими и органическими веществами, применяемыми в промышленности и в повседневной жизни. Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Курс 10 класса – органическая химия, теоретическую основу которой составляет теория строения органических соединений.

Весь курс пронизан идеей зависимости свойств веществ от состава и строения, от характера функциональных групп, а также генетических связей между классами органических соединений.

Курс 11 класса – это систематизация, обобщение, углубление знаний о ранее изученных теориях и законах химической науки, химических процессах и производствах.

Программа курса химии построена на основе концентрического подхода. Особенность ее состоит в том, чтобы сохранить высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим.
Учебники химии Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана, приведенные в соответствие с требованиями федерального компонента Государственного образовательного стандарта, сохранили свои лучшие качества - традиционность, фундаментальность, четкую структуру, которые сочетаются с живой, занимательной и доступной формой изложения. Материал учебников представлен последовательно, логично, имеет строгую структуру, что позволяет моделировать образовательный процесс с использованием современных технологий. Уточнены в соответствии с современными научными представлениями некоторые понятия и определения, добавлены новые параграфы. Доступно и кратко изложен теоретический материал, в параграфах имеются портреты ученых и аннотации их важнейших открытий; рубрика «Знаете ли вы что…» позволяет получить дополнительные знания необходимые в жизни. Все это в целом способствует воспитанию у обучающихся общекультурных и общечеловеческих ценностей.

Дифференцированный подход к изложению заданий и упражнений в конце параграфов позволяет выявить уровень усвоения предмета. Ключевые темы курса химии раскрыты логично, последовательно, выдержан принцип научности материала. Сводные таблицы химических свойств позволяют концентрировать внимание учащихся на их изучении. В учебнике прослеживаются межпредметные связи. Несомненным достоинством учебников является иллюстративный ряд; он подобран удачно и, самое главное, информативен. Его отличает простота, доступность, четкость изображения, отсутствие лишних деталей, отвлекающих внимание школьников, полное соответствие излагаемому материалу, соответствие возрастным и психоэмоциональным особенностям обучающихся соответствующего класса.

Учебники выходят вместе с электронным приложением, на котором есть весь учебник, необходимые таблицы, множество изображений и видео лабораторных опытов, иллюстрирующих способы получения и свойства химических соединений.

Учебники, входящие в состав учебно-методического комплекса, включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. Все они соответствуют требованиям федерального базисного учебного плана и федерального компонента государственного стандарта, концепции модернизации российского образования.
Электронные приложения к учебнику являются составной частью УМК «Химии» Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана. Структура приложения соответствует структуре учебника, электронный разворот полностью тождественен развороту учебника. На электронном развороте в виде активных зон выделены наиболее важные компоненты содержания. Это превращает электронный разворот в своеобразный опорный конспект. Каждая из выделенных активных зон содержит разнообразные дополнительные мультимедиаресурсы: красочные анимации; биографии; проверочные тестовые задания; интерактивные модели молекул; дополнительные текстовые материалы; словарь химических терминов; интерактивная периодическая система Д.И. Менделеева; примеры решения задач. Всего электронное приложение включает более 1200 мультимедиаресурсов.
Рабочие тетради предназначены для выполнения домашних заданий, закрепления пройденного материала, самостоятельной проверки знаний, подготовки к контрольным работам.
Задачник с «помощником» содержит краткие сведения, алгоритмы решения расчетных задач по химии, задачи и тестовые задания. Может использоваться для выполнения домашних заданий, самостоятельной проверки знаний, подготовки к контрольным работам и итоговой аттестации за курс основной школы.
Дидактические материалы переработаны в соответствии с изложением материала в учебниках 8 и 9 классов, 10 и 11 классов Г.Е Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. Каждая работа дидактического пособия содержит четыре варианта заданий. Задания различаются дидактическими целями: одни из них требуют от учащихся простого воспроизведения материала, другие заставляют сравнивать и анализировать, для выполнения третьих необходимо творческое осмысление и применение знаний в новых ситуациях. Приведены задания для итоговой проверки знаний учащихся. Пособие можно использовать с любыми учебниками для основной школы.
В пособии для учителя к учебникам для каждого урока определены тема, цель, основные понятия, планируемые результаты обучения, краткое содержание, домашнее задание. В пособие включены также примеры контрольных и проверочных работ, тестовых заданий. Приведены алгоритмы составления химических формул, уравнений реакций, решений расчетных задач.


предмет

название учебной программы

используемые учебники (наименование, автор, год издания)

используемые пособия для учителя

и для учащихся


Химия,



Химия: неорган. химия: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение, 2013.

Для учителя:

1. Гара Н.Н. Химия: уроки в 8 классе: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008.

Для учащихся:

2. Химия. Рабочая тетрадь. 8 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.Н.Габрусева . – М., Просвещение, 2012.


Химия,

Н.Н. Гара. Программы общеобразовательных учреждений: Химия: 8-9 классы, 10 – 11 классы. – М.: Просвещение, 2008

Химия. Неорганическая химия. Органическая химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение, 2013.

Для учителя:

1. Гара Н.Н. Химия: уроки в 9 классе: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008.
2. Химия. Дидактический материал. 8 - 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А.М. Радецкий. – М.: Просвещение, 2011.
Для учащихся:

1. Химия. Задачник с «помощником». 8 -9 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений /Н.Н. Гара, Н.И. Габрусева. – М.: Просвещение, 2011.

2. Химия. Рабочая тетрадь. 9 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.Н.Габрусева . – М., Просвещение, 2012.


Химия, 10 класс

(базовый уровень)




Химия. Органическая химия. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение, 2012.

Для учителя:

1.Гара Н.Н. Химия. Уроки в 10 классе: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009.

Для учащихся :


Химия,

(базовый уровень)


Н.Н. Гара. Программы общеобразовательных учреждений: Химия: 8-9 классы, 10 – 11 классы. – М.: Просвещение, 2008.

Химия. Основы общей химии. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение, 2013.

Для учителя:

1.Гара Н.Н. Химия. Уроки в 11 классе: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009.
2. Химия. Дидактический материал. 10 - 11 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А.М. Радецкий. – М.: Просвещение, 2011.
3. Радецкий А.М. Контрольные работы по химии в 10-11 классах: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2006.

Для учащихся :

1. Химия. Задачник с «помощником». 10 -11 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений /Н.Н. Гара, Н.И. Габрусева. – М.: Просвещение, 2011.


Мультимедийные приложения:

  • Электронное приложение к учебнику Химия. Неорганическая химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение, 2013.

  • Электронное приложение к учебнику Химия. Неорганическая химия. Органическая химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение, 2013.

  • Электронное приложение к учебнику Химия. Органическая химия. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение, 2012.

  • Электронное приложение к учебнику Химия. Основы общей химии. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение, 2013.

Недостатками представленного учебно-методического комплекта считаю:


  • Размещение упражнений и заданий после нескольких подряд идущих параграфов. Необходимо, чтобы каждый параграф завершался системой дифференцированных заданий - от репродуктивных к исследовательским.

  • Небольшое количество тестовых заданий, которые необходимы современному школьнику при подготовке к ГИА и к ЕГЭ.

  • Рабочая программа предполагает изучение химии в 10 -м и 11- м классах на базовом уровне по 1-му часу в неделю (34 часа в год), а теоретический материал учебника рассчитан на 2 часа в неделю.

  • Небольшое количество расчетных задач в учебнике 11 класса.

Анализ учебно-методического
комплекта О.С.Габриеляна в
10 классе

С 2001 г. гимназия № 47 г. Екатеринбурга является федеральной площадкой по реализации эксперимента, связанного с модернизацией структуры и содержания общего образования. Одно из направлений экспериментальной деятельности – апробация учебно-методических комплектов (УМК) по различным предметам. В соответствии с нормативными документами Министерства образования РФ в 2001–2002 гг. эксперимент был начат в 1-х и 10-х классах. В 2002–2003 гг. эксперимент для соблюдения его чистоты и получения уточненных результатов был продолжен не только во 2-х и 11-х классах, но и в 1-х и 10-х классах нового набора.
В гимназии в качестве экспериментальных были выбраны 10-е классы естественно-научного направления, для которых профильными предметами являются химия и биология. Это обстоятельство и определило подходы к выбору УМК. С одной стороны, такие комплекты должны удовлетворять требованиям, предъявляемым к компетентностному уровню обучения, с другой – учитывать образовательную ситуацию, сложившуюся в гимназии к моменту начала эксперимента. Прежде всего следовало учесть, что практически по всем предметам, в том числе и по химии, обучение предусматривало линейную схему освоения содержания. Выбираемые УМК должны были в максимальной степени деликатно позволить перейти к обучению в старшем звене и способствовать накоплению опыта для постепенного, поэтапного перехода на концентрическое изучение курса.

С реди предложенных УМК по химии в наибольшей степени соответствует перечисленным выше требованиям комплект, подготовленный авторским коллективом под руководством О.С.Габриеляна. Комплект включает не только учебник, но и методическое пособие для учителя с тематическим планированием, вариантами поурочных разработок по наиболее сложным темам курса, опорными схемами и контрольными работами, составленными как в традиционной, так и в тестовой форме.

Привлекательной показалась логика построения курса от общего к частному. Изучение отдельных классов органических веществ предваряется информацией об основных положениях теории химического строения, видах изомерии, типах и механизмах химических реакций в органической химии, классификации органических веществ и сведениями о номенклатуре.

Практика апробации указанного УМК в течение двух лет в 10-х классах показала целесообразность и эффективность такого подхода, который способствует усвоению содержания курса на компетентностном уровне вне зависимости от того, по какой схеме (линейной или концентрической) проводилось обучение в основной школе. Следует отметить дифференцированный характер заданий после параграфов, их креативный характер, актуализацию внутри- и межпредметных связей.

Несомненно, важной частью курса является раздел «Биологически активные соединения», который реализует содержательные линии, связанные с интеграцией естественно-научного образования. Актуальность изучения этого раздела в классе химико-биологического профиля трудно переоценить.

Вместе с тем апробация учебника и комплекта дидактики, разработанного авторским коллективом, выявила и ряд вопросов, которые требуют обсуждения.

Не претендуя на всеобъемлющий характер этого анализа, мы хотели бы выявить ряд проблем как методического, так и фактологического характера, которые следует учесть при внедрении УМК в практику массовой школы.

П редполагается, что учебник «Химия-10» можно использовать для изучения органической химии как на общеобразовательном, так и на профильном уровне. Следует отметить, что это проблематично как в первом, так и во втором случае.

Для общеобразовательных классов, а также для классов, в которых химия не является профильным предметом, вряд ли целесообразно подробно изучать механизмы реакций, электронные эффекты. Обилие уравнений реакций и сведений, не имеющих принципиального характера, затрудняет эффективное усвоение содержания на базовом уровне.

Однако и для профильных классов учебник очень краток и требует систематической лекционной поддержки учителя.

Разделы, посвященные механизмам реакций, основанным на стабильности промежуточных карбокатионов, написаны крайне сложным языком, сопровождаются выводами, которые отнюдь не очевидны для учащихся. Так, при обсуждении ориентирующего действия заместителей в бензольном кольце вряд ли имеет смысл обращаться к теории резонанса (которую изучают на 2-м курсе химических специальностей вузов), не говоря об основных принципах этой концепции. В старших классах школы, как показывает практика, методически грамотнее оперировать понятиями «увеличение (уменьшение) длины сопряженной цепи» и «мезомерный эффект» (Гранберг И.И. Органическая химия. М.: Дрофа, 2001).

Кстати сказать, при работе с учебником учащиеся испытывают трудности с понятийным аппаратом. Авторов учебника можно упрекнуть в том, что многие термины даются без определения, они появляются «мимоходом». Термины «валентное состояние» (и его отличие от понятия «валентность»), «таутомерия», «резонанс» и некоторые другие введены без дефиниции (определения), что опять-таки требует постоянной разъясняющей работы учителя. В параграфе «Основы номенклатуры органических соединений» не приведены названия алкильных радикалов, а также радикалов «винил», «втор -бутил», «трет -бутил», которые далее встречаются в тексте. Не упоминаются суффиксы, которые вводятся в название вещества при наличии в его молекуле кратных связей, гидроксильных, карбонильных, альдегидных групп. Даже если частично этот материал должен быть изучен в основной школе (по концентрической схеме), необходимо повторить его в учебнике 10-го класса.

В главе, описывающей получение карбоновых кислот, отсутствуют сведения о промышленных способах, в том числе о получении уксусной кислоты окислением бутана, о синтезе муравьиной кислоты из угарного газа и едкого натра, о получении карбоновых кислот гидролизом трехзамещенных алкилгалогенидов. Приведенные же способы получения кислот из нитрилов и сложных эфиров имеют частный характер и используются только в лаборатории.

Крайне скуден материал о жирах. Не актуализируются межпредметные связи с биологией. Отсутствуют сведения о биологическом значении жиров и их превращении в организме.

Неточности в некоторых определениях имеют принципиальный характер. Так, в определении белков не упоминается о том, что они построены только из a-аминокислот.

Приведенный в § 16 синтез гомологов бензола способом Вюрца нигде не применяется, поскольку он лишь частично проходит в нужном направлении: наряду с целевым продуктом образуются диарил (дифенил) и продукты взаимодействия алкильных радикалов. Мы думаем, что можно было бы о нем и не упоминать, а вот дополнить раздел «Химические свойства альдегидов» уравнениями реакций полимеризации с образованием параформа, паральдегида и триоксиметилена, наверное, следовало бы.

Некоторые разделы страдают отсутствием логики. Например, в § 17, посвященном спиртам, на
с. 143–144 говорится о том, что спирты имеют более слабые кислотные свойства, чем вода, а уравнение гидролиза алкоголятов приведено только на с. 146. На с. 145 (п. 5) дано уравнение внутримолекулярной дегидратации спиртов, а то, что превращение происходит по правилу Зайцева, и механизм этого процесса обсуждаются только на с. 147.

Ни в одном разделе не упоминается о том, что с изменением типа гибридизации изменяется электроотрицательность атома углерода. Поэтому учащимся крайне сложно объяснить электронные эффекты в молекуле СНС–СН=СН 2 (с. 105).

В учебнике приведено много уравнений окислительно-восстановительных реакций, в том числе и очень сложных, к которым можно отнести реакции окисления алкенов. Но при этом ни разу не приведена электронная схема, с помощью которой выводятся коэффициенты.

К слову сказать, в главах, в которых рассматриваются отдельные классы органических соединений, практически отсутствуют ссылки на сведения общего характера, приведенные в начале учебника. Так, в параграфе, посвященном циклоалканам, не упоминается об их возможной цис- и трансизомерии (нет ссылки на с. 40). Изложение материала о гомологическом ряде алканов на с. 168 следовало бы сопроводить ссылкой на с. 27, где он подробно рассмотрен.

Для решения задания 4 на с. 195 о различии растительного и минерального масел можно было дать ссылку на с. 60, где говорится о продуктах переработки нефти.

В перечне способов получения спиртов отсутствует даже упоминание о синтезе их из альдегидов с использованием реактива Гриньяра и ссылки на последующие разделы, где этот метод рассмотрен подробно. Кстати, материал о химических свойствах спиртов требует структурирования, в основе которого лежит принцип разрыва разных связей: реакции, идущие с участием атома водорода гидроксильной группы (замещение металлом и этерификации); реакции замещения или отщепления всей гидроксигруппы (образование галогенпроизводных, межмолекулярная и внутримолекулярная дегидратация); реакции окисления. Такой подход принят большинством авторов учебников для высшей школы.

В се вышеперечисленные замечания имеют рекомендательный характер и не могли бы служить основанием для отказа использования данного УМК в практике массовой школы, если бы не удручающее количество ошибок и опечаток принципиального характера, которые, увы, повторяются во всех последующих изданиях. Ниже приведены наиболее существенные из них.

На с. 20 упомянуты три 2s -орбитали гантелеобразной формы (?!). В таблице 3 на с. 32 дано неверное название простому эфиру (диметиловый вместо диэтиловый), а на с. 155 (п. 12) вещество должно быть названо пропен-2-ол-1, а не 2-пропенол-1. При обсуждении устойчивости переходного состояния на с. 131 одна из граничных структур содержит пятивалентный (!) атом углерода. На с. 141 ошибочно записана структурная формула двухатомного спирта (вместо одноатомного третичного), на с. 183 – структурная формула уксусной кислоты в реакции с SOCl 2 , на с. 212 – структурная формула третичного амина. Следует отметить, что структурную формулу глюкозы принято изображать в форме D-глюкозы. Записанная структурная формула на с. 201 ошибочна и противоречит формулам циклических структур, приведенным далее. Практически во всех уравнениях реакции «серебряного зеркала» не указаны условия (нагревание и аммиачная среда). Некорректно утверждение авторов учебника о том, что изомерия между первичными, вторичными и третичными аминами может быть отнесена к межклассовой, поскольку эти вещества не относятся к одному классу.

Особо следует остановиться на заданиях и задачах после параграфов. В основном они удовлетворяют требованиям дифференцированного подхода в обучении, имеют как теоретико-прикладной, так и расчетный характер. Однако некоторые задания составлены некорректно.

Так, выполняя п. 12 на с. 175, учащиеся испытывают трудности при составлении уравнения реакции пропаналя с подкисленной бромной водой, поскольку в параграфе не описаны условия галогенирования альдегидов (освещение, промотирование кислотами или основаниями).

Комплексные соединения не изучаются в курсе химии 10-го класса, поэтому учащимся сложно выполнить п. 2 на с. 205 и составить уравнение реакции взаимодействия глюкозы с Сu(ОН) 2 без нагревания.

Из числа расчетных задач, приведенных в учебнике, некоторые чрезвычайно сложны: задача № 12 на с. 82 может быть решена только с помощью системы четырех уравнений, которые не рассматриваются в школьном курсе математики; задача № 5 на с. 164 может быть решена только методом подбора; задача № 12 на с. 196 не имеет решения, если в условии не указать, что образуются изомерные эфиры; задача № 9 на с. 220 имеет олимпиадный уровень, и подобные задачи вряд ли целесообразно включать в учебник, рекомендуемый для массовой школы.

Опечатки содержатся в условиях задач № 7 на с. 108 (должно быть указано 4,03 л СО 2 , а не 4,03 г), № 8 на с. 108 (масса смеси должны быть 47,2 г, а не 4,72 г), № 4 на с. 211 (20% крахмала, а не 0,2%). В задаче № 7 на с. 226 речь, по-видимому, должна идти о смеси аминоуксусной и уксусной кислот, а не аминоуксусной кислоты и ацетальдегида. В том виде, в котором задача сформулирована, она не имеет ни смысла, ни решения.

В методическом пособии для учителя также встречаются серьезные ошибки. Так, на с. 85 (табл. 2) для алкенов указана типичная (?!) реакция – замещение. На с. 149 в схеме по стероидным гормонам перепутаны функции тестостерона и эстрадиола, а на с. 144 амилаза названа ферментом поджелудочной железы.

В заключение следует отметить, что к учебнику можно было бы составить предметный указатель, а к расчетным задачам необходимо привести ответы.

Мы надеемся, что анализ, приведенный нами, будет способствовать коррекционной работе авторского коллектива и поможет учителям, работающим с данным комплектом, который имеет все основания на лидирующее положение в массиве предлагаемых УМК.

Линия УМК по химии и новый образовательный стандарт

В феврале в Москве прошел I Всероссийский съезд учителей химии. На вопрос анкеты «По какому курсу Вы работаете?» 65% делегатов съезда ответили, что работают по курсу издательства «Дрофа». В целом по стране цифра еще выше – около 70%. Выбор большинством учителей химии учебников этого автора вполне закономерен: результаты сдачи ЕГЭ выпускниками, обучавшимися по данной линии учебников, выше, чем при использовании других учебников Федеральных перечней, что говорит само за себя.

О составе и особенностях УМК, а также о новейших тенденциях в преподавании химии в школе рассказывает автор, кандидат педагогических наук, профессор, заслуженный учитель Российской Габриелян.

Успешность курса обеспечивают его многопрофильность и многогранность. Судите сами: данная линия УМК, выпущенная издательством «Дрофа», включает более 60 наименований. Ни по одному предмету, в том числе по химии, нет более полной линии.

1. Линия учебников представлена пропедевтическим курсом для 7 класса , которого нет ни в одном другом авторском курсе; двумя учебниками для основной школы (8 и 9 классы) и четырьмя учебниками для средней школы (10 и 11 классы) базового и профильного уровней.

2. Линия дидактики предлагает учителю химии следующие учебные пособия :

2. Педагогические вузы пока целенаправленно не готовят специалистов для ведения этого предмета. Курсы повышения квалификации позволят учителям химии, физики или биологии лишь получить право на преподавание естествознания, но не решат проблему их полноценной профессиональной подготовки.

3. Во ФГОС содержание предметной области «Естествознание». Представить его как сумму знаний по химии, физики и биологии довольно сложно, так как цели, которые преследуют эти образовательные предметы, различны.

4. Наличие на данный момент только одного учебника по естествознанию в Федеральном перечне лишает учителя старшей школы возможности выбора, что нарушает закон «Об образовании».

5. Скоропалительное и преждевременное введение курса естествознания в старшей школе приведет к резкому уменьшению учебной нагрузки у учителей химии, физики и биологии. Это, в свою очередь, существенно повлияет на размер заработной платы , повысит социальную напряженность в учительском корпусе.

Аргументы сторонников и противников введения естествознания в старшей школе (последних существенно больше среди учителей-предметников) следует отнести к разряду объективных. Однако не нужно забывать и о субъективных факторах, в числе которых административный ресурс Министерства образования и науки, органы управления образованием на местах, директора школ. Несомненно, они будут лоббировать естествознание. В свою очередь, я лоббирую ведение этого учебного предмета именно учителем химии. Мною разработан курс подготовки учителя естествознания в дистанционном Педагогическом университете «Первое сентября».

Новый УМК по естествознанию будет обеспечен электронным приложением, рабочими тетрадями и методическим пособием.

Профессор,

заслуженный учитель Российской Федерации

Стандарты второго поколения ориентированы на замену знаниевой парадигмы в обучении на компетентностную, когда школьники усваивают не сумму знаний и умений, а учатся получать, анализировать, перерабатывать эти знания – овладевают универсальными учебными действиями, позволяющими достичь метапредметных, предметных и личностных результатов образования. Сегодня актуально решение проблемы стандартизации школьного химического образования. Это вызвано и тем, что школы переходят на новые, более свободные, формы организации учебного процесса. Федеральный государственный стандарт общего образования определяет нормы и требования обязательного минимума содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а так же основные требования к обеспечению образовательного процесса. Государственный стандарт общего образования служит основой для разработки учебного плана, примерных программ по учебным предметам; объективного оценивания уровня подготовки выпускников образовательных учреждений; объективного оценивания деятельности самих образовательных учреждений; установления федеральных требований к образовательным учреждениям в части оснащения учебного процесса, оборудования учебных помещений.

В связи с изменениями, происходящими в обществе и системе образования, изменяется структура и содержание школьного предмета химии. В настоящее время разработаны программы по химии и методическое обеспечение к ним для разных профилей обучения и разных типов школ, которые обеспечивают вариативность. Однако, реализация идеи развивающего и личностно-ориентированного школьного химического образования остаётся проблематичной, т.к. количество часов на изучение химии в 8-11 классах сократилось, а программы и учебники, по которым ведется преподавание, рассчитаны на большее учебное время, что приводит к повышению уровня абстрактности содержания уроков, сокращению времени на химический эксперимент, к объективной невозможности более широкого использования методов обучения для развития творческих и интеллектуальных способностей ребенка. Возникает опасность формализма в знаниях учащихся. Необходимо изыскивать пути и способы, чтобы не допустить этого. Химическое образование является основой для научного миропонимания, обеспечивает знания основных методов изучения природы, научных теорий и закономерностей, формирует умения исследовать и объяснять явления природы и техники. Школьное химическое образование должно служить основой экологически грамотного поведения человека.