Церковь святых апостолов. Церковь Св. Апостолов Другие апостолы, история установления празднества

Церковь Святых Апостолов

В начале 330-х гг. император Константин заказал переписать пятьдесят Библий для храмов, которые должны были появиться в новом городе. Но сам успел увидеть завершенной только одну церковь; это был его собственный храм-мавзолей, устроенный во имя Святых Апостолов. Хотя следует отметить, что римские императоры не устраивали захоронений внутри городских стен, да и тетрархи не сооружали мавзолеев внутри дворцового комплекса.

Место, выбранное императором Константином для церкви-мавзолея, было необычным. Храм Святых Апостолов располагался на самой высокой точке внутри городских стен - вблизи Адрианопольских ворот, но на самом удаленном расстоянии от дворца. Он возвышался среди обширного двора, окруженного колоннадами портиков, к которым примыкали караульные помещения, большие термы, жилые покои императора и т.д. Все эти здания предназначались для духовенства и военной стражи, охранявшей храм-мавзолей.

Византийский историк Евсевий Кесарийский писал, что храм был «неописуемой высоты»: внутри стены были облицованы цветным мрамором, потолки позолочены, а купол, украшенный мелкими углублениями, весь был покрыт золотом.

Храм Святых Апостолов отличался сложной символикой. Имевший в плане вид четырехконечного креста, он олицетворял торжество христианства и его распространение во всех частях света. На кровле снаружи сверкали бронзовые золоченые черепицы и «маленький домик», возвышавшийся на крыше и окруженный бронзовыми решетками. Более поздние авторы называли его «палаткой» внутри алтарной стены, в которой были сооружены двенадцать «священных столов», символизирующих апостолов (то есть поставленных в их честь столбов). В центре храма император Константин поставил гробницу для самого себя, а по обеим сторонам от гроба стояло по шесть апостольских ковчегов. Таким образом, император Константин становился как бы тринадцатым апостолом. Скончался император в 337 г. в городе Никомидия в самый праздник Троицы.

«Воины, взяв тело Константина, положили его в золотой гроб, покрыли его багряницей и принесли в Константинополь и поставили на высоком катафалке в одной из лучших комнат царского дворца. Вокруг, на золотых подсвечниках, зажжены были свечи… стояла многочисленная стража, бодрствовавшая днем и ночью. А потом гроб с телом перенесли в храм Святых Апостолов».

Строительство храма-мавзолея было завершено только тогда, когда в нем было погребено тело императора. Но уже в середине IV в. идея об императоре Константине как о тринадцатом апостоле была отвергнута, и гробницу его перенесли в сторону. Со временем храм сделался усыпальницей всех византийских императоров и оставался ею вплоть до завоевания Константинополя турками. В этом же храме были погребены древние патриархи Константинопольские и епископы Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, а также патриархи Никифор и Мефодий, прославившиеся борьбой против иконоборцев.

Позади алтаря находился гроб равноапостольной царицы Елены (матери императора Константина).

При императоре Юстиниане храм Святых Апостолов был расширен и перестроен, причем с особой тщательностью украсили те приделы, арки и портики, которые предназначались для размещения гробниц прежних и будущих императоров. Новая постройка была освящена в 550 г., но впоследствии и она переделывалась.

В первые два года турецкого господства в храме Святых Апостолов размещалась Греческая патриархия, а в 1461 г. на ее месте султан Мехмед повелел поставить мечеть и для большей масштабности и монументальности придать ей внешне вид храма Святой Софии.

Из книги Русь и Орда. Великая империя средних веков автора

2.2 Кулишки в Москве и московская церковь Всех Святых на Кулишках, поставленная Дмитрием Донским в память о павших воинах Куликовской битвы (Славянская площадь, станция метро «Китай-город») Начнем с того, что некоторые летописи прямо говорят о том, что КУЛИКОВО ПОЛЕ

Из книги Реконструкция всеобщей истории [только текст] автора Носовский Глеб Владимирович

4.12.2. КУЛИШКИ В МОСКВЕ И ЦЕРКОВЬ ВСЕХ СВЯТЫХ В ЧЕСТЬ ВОИНОВ КУЛИКОВСКОЙ БИТВЫ НА СЛАВЯНСКОЙ ПЛОЩАДИ (СТАНЦИЯ МЕТРО «КИТАЙ-ГОРОД») Начнем с того, что некоторые летописи ПРЯМО ГОВОРЯТ о том, что КУЛИКОВО ПОЛЕ НАХОДИЛОСЬ В МОСКВЕ.Например, известный Архангелогородский

Из книги Книга 1. Новая хронология Руси [Русские летописи. «Монголо-татарское» завоевание. Куликовская битва. Иван Грозный. Разин. Пугачев. Разгром Тобольска и автора Носовский Глеб Владимирович

2.5. Кулишки в Москве и церковь Всех Святых в честь воинов куликовской битвы на Славянской площади (станция метро «Китай-город») Начнем с того, что некоторые летописи ПРЯМО ГОВОРЯТ о том, что КУЛИКОВО ПОЛЕ НАХОДИЛОСЬ В МОСКВЕ.Например, известный Архангелогородский

Из книги Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима автора Носовский Глеб Владимирович

Кулишки в Москве и церковь Всех Святых в честь воинов Куликовской битвы на Славянской площади (станция метро «Китай-город») Начнем с того, что некоторые летописи ПРЯМО ГОВОРЯТ о том, что КУЛИКОВО ПОЛЕ НАХОДИЛОСЬ В МОСКВЕ.Например, известный Архангелогородский летописец,

Из книги Какой сейчас век? автора Носовский Глеб Владимирович

2.2. Кулишки в Москве и церковь Всех Святых в честь воинов Куликовской битвы на Славянской площади (станция метро «Китай-город») Начнем с того, что некоторые летописи прямо говорят о том, что Куликово поле находилось в Москве.Например, известный Архангелогородский

Из книги Свитки Мертвого моря автора Бейджент Майкл

Из книги 100 великих достопримечательностей Москвы автора Мясников старший Александр Леонидович

Церковь Всех Святых, что на Кулишках Суета и шум Славянской площади, кажется, совершенно не касаются этого удивительного храма. В храме и даже у его стен царит особая атмосфера. Церковь Всех Святых на Кулишках – первый на Руси храм-памятник боевой славе русского воинства.

Из книги Москва в свете Новой Хронологии автора Носовский Глеб Владимирович

1.2. Московские Кулишки - Куликово поле Церковь Всех Святых на Кулишках (станция метро «Китай-город») Начнём с того, что некоторые летописи ПРЯМО ГОВОРЯТ о том, что КУЛИКОВО ПОЛЕ НАХОДИЛОСЬ В МОСКВЕ.Например, известный Архангелогородский летописец, описывая встречу иконы

автора Грегоровиус Фердинанд

1. Регентство Амалазунты. - Ее гений, ее заботы о науках в Риме. - Ее миролюбивое царствование. - Возрастающее значение римского епископа. - Феликс IV строит церковь Св. Косьмы и Дамиана. - Мозаики этой церкви. - Мотивы почитания этих святых Благополучие римлян

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

2. Пелагий и Иоанн III строят церковь апостолов в округе via lata. - Упадок Рима. - Две надписи, как памятники Нарзеса Пелагий начал строить прекрасную церковь апостолов Филиппа и Иакова, но умер в 560 г., не закончив постройки, и церковь была достроена уже при его преемнике,

Из книги Стамбул. История. Легенды. Предания автора Ионина Надежда

Церковь Святых великомучеников Сергия и Вакха «Святые Сергий и Вакх занимали высокие должности в войске римского императора Максимиана, будучи при этом тайными христианами. У них нашлись завистники, которые донесли об этом императору - злейшему гонителю христиан.

Из книги Полная история Христианской Церкви автора Бахметева Александра Николаевна

Из книги Где ты, поле Куликово? автора Носовский Глеб Владимирович

2.1. Церковь Всех Святых на Кулишках в Москве, посвященная павшим в Куликовской битве воинам Начнем с того, что некоторые летописи ПРЯМО ГОВОРЯТ о том, что КУЛИКОВО ПОЛЕ НАХОДИ ЛОСЬ В МОСКВЕ.Например, известный Архангелогородский летописец, описывая встречу иконы

Из книги Полная история христианской церкви автора Бахметьева Александра Николаевна

Из книги Большая Ордынка. Прогулка по Замоскворечью автора Дроздов Денис Петрович

Из книги Памятники древнего Киева автора Грицак Елена

Церковь святых Апостолов (Church of the Holy Apostles ) расположена в историческом центре на одноименной площади. По некоторым данным, построена она была в 468 году на руинах античного храма, который был посвящен Меркурию. В документах упоминаться церковь стала лишь в 1530 году. В начале 17 века церковь святых Апостолов была передана в пользование театинцем, которые решили расширить ее здание и поручили это архитектору Франческо Гримальди. Полностью отреставрировать храм ему не удалось, поэтому завершали строительство многие другие архитекторы. Новый облик церкви был сформирован лишь в 1649 году.

Адрес: Largo SS. Apostoli, 80138 Napoli NA,

История постройки церкви

После изгнания теацинцев из города, церковь стала государственным владением. В 1821 году предпринималась попытка передать ее иезуитам, но те отказались, и она опять досталась теацинцам. В 1857 году церковь святых Апостолов пережила очередную реставрацию, еще по одной ее ждали после Второй мировой войны и землетрясения в 1980 году.

Архитектурные особенности

Внешний вид церкви напрочь лишен каких-либо украшений. План церкви напоминает латинский крест, внутреннее же пространство образует неф, который покрывают восемь капелл и цилиндрический свод. Каждая капелла церкви увенчана небольшим эллиптическим куполом. Чтобы попасть в церковь, нужно подняться по лестнице, которая была построена в 1695 году. Над поверхностью контрфасада работал Джованни Ланфранко, он изобразил на нем древние купальни Вифезды, рядом с которыми Христос исцелил немощного. Этот же художник сделал несколько росписей, которые украшают люнеты окон и своды.

Внутренние интерьеры Church of the Holy Apostles

В правом рукаве трансепта церкви расположена капелла Мадонны непорочного зачатия, построил которую Фердинандо Санфеличе. Здесь можно увидеть единственную в Неаполе работу Франческо Борромини «Алтарь Филомарино». Являясь произведением раннего итальянского барокко, оно была сделано в , а потом перевезено в Неаполь. Для того чтобы изготовить алтарь, использовался только белый мрамор.

Под церковью расположено еще одно уникальное сооружение: крипта. По размерам ее можно сравнить с небольшим наземным храмом. Крипта состоит из пяти нефов, которые разделяют четыре пилястры, четыре малых алтаря и один большой алтарь. Над интерьером крипты работал Белизарио Коренцио. Здесь похоронен один из крупнейших представителей итальянского барокко – Джамбаттисты Марино.

Церковь Святых Апостолов (Германия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

В северной части Кёльна, над живописной площадью возвышается изящная церковь Св. Апостолов. Возведенная в 12 веке, она неоднократно перестраивалась, потому примечательных особенностей у нее сразу несколько. Во-первых, ее западная башня (помимо нее есть две восточных) - 67 м высотой. Это третья по высоте башня среди романских церквей Кёльна. Во-вторых, основное достояние католической церкви Св. Апостолов - уникальные по своей красоте витражи, изображающие двенадцать апостолов.

Абзац истории

У этого храма богатая история, отсчет которой начинается в конце 9 века, а уже в 10 столетии здесь возводят монастырь Св. Апостолов. До наших дней сохранилось новое задание монастыря, которое возвели в первой половине 11 века - это стены главного и западного поперечного нефов.
В 1150 г. Апостольская церковь подверглась значительной перестройке, в частности, нетипичное на тот момент расположение хора в западной части вернули на свое традиционное положение - на восток. А на его месте возвели тот самый вестверк с 67-метровой башней.

В 1192 храм, как и многое в Кёльне, пострадал от пожара, а при восстановлении церкви здесь появился примечательный элемент - восьмигранный купол-фонарь. Далее судьба храма была практически ничем не примечательна, не считая момента, когда его хотели снести, но Апостольская церковь счастливо избежала этой участи. В 1860 г. здесь открылась городская гимназия, существующая по сей день.

Как мы все помним из истории, во время Второй мировой Кёльн подвергся бомбардировке британской авиации, когда 95% города было разрушено. Та же судьба постигла и Апостольский храм, но уже в 1957 г. здесь начались реставрационные работы. Капитальными их назвать было нельзя - не до того было, поэтому начало тщательного восстановления храма приходится лишь на 1966 г., и длилось оно, надо сказать, почти 40 лет.

Будучи католическим храмом, Апостольская церковь была горда получить 18 сентября 1965 г. от Папы Павла VI звание Малой папской базилики.
А с 1 января 2010 она стала считаться главным приходском храмом города и центром Апостольской католической общины Кёльна.

Координаты

Адрес: Neumarkt, 30 (район Ноймаркт). Часы работы: вт-пт 11:00-13:00; пн, вт и чт 15:00-17:00.

От центра города проще всего добраться на трамваях № 11 и № 14 до остановки Neumarkt (следуют каждые 5 минут), откуда до храма около 150 м.

В честь вчерашнего и сегодняшнего праздников - рассказ об этом храме. Он был посвящен всем Апостолам. О дате его постройки существуют две версии; но, судя по всему, их можно примирить. По-видимому, храм начал строить св. император Константин Великий в 336 г., а достроил его сын Констанций, не позже 356 г. В том же году были перенесены из Ефеса в Константинополь и положены в храме Апостолов мощи св. апостола Тимофея, а в 357 г. там же положили мощи свв. апостолов Луки и Андрея. В храме также находились мощи других святых, в том числе Иоанна Златоуста, Григория Богослова, а с 9 в. - патриархов Никифора и Мефодия Константинопольских; также там была глава св. апостола Матфея и др. реликвии. В храме Апостолов были погребены и еще некоторые патриархи Константинопольские, в частности, св. Флавиан.

Первоначальный храм был в виде базилики. Через два столетия он несколько обветшал, и св. императрица Федора, жена св. Юстиниана Великого, построила его заново, разрушив старое здание. Новый храм был освящен 28 июня 550 г., уже после смерти Феодоры. Есть легенда, что Феодора начала строить храм через 4 года после начала строительства Св. Софии и использовала материалы, остававшиеся от стройки Великой церкви. Последующие императоры украшали и реставрировали храм. Новый храм имел вид креста с пятью куполами. Алтарь находился под центральным куполом, был из серебра, с мраморным балдахином на четырех колоннах.

Храм был соединен с двумя усыпальницами, где были погребены большинство византийских императоров и императриц. Еще св. Константин Великий построил первую из них, круглую, увенчанную куполом, для себя и семьи. Другую усыпальницу построил св. Юстиниан Великий.

Храм также был окружен множеством церковных и светских построек: церковь Всех Святых, построенная императором Львом VI в 10 в., и три часовни - в честь мученика Льва, св. императрицы Феофано (10 в.) и св. Ипатия; здание, где жили вдовицы, портики, а примерно с 12 в. - Университет. Император Роман Лакапин построил неподалеку от храма дворец Вонус.

В храме Апостолов неоднократно собирались церковные соборы. Например, первоначально 7-й Вселенский собор собрался именно там, но был разогнан иконоборчески настроенными войсками. В 867 г. там собирался собор, созванный св. патриархом Фотием, который осудил св. Игнатия. В 1347 г. там же собирался один из соборов, утвердивших учение св. Григория Паламы.

Латинские крестоносцы в 1204 г. разорили императорские гробницы, увезя оттуда все ценное - золото, драгоценные камни.

После взятия Города турками султан Мехмет в 1454 г. предоставил храм Апостолов в распоряжение св. патриарха Геннадия Схолария, ученика св. Марка Ефесского; но патриарх долго там не пробыл из-за враждебности местного населения и перебрался в монастырь Богородицы Всеблаженной. В 1471 г. Мехмет разрушил храм и построил на его месте мечеть Фатих, которая и стоит там до сих пор, оставаясь одной из главных мечетей; сам квартал вокруг нее также называется Фатих и считается одним из наиболее традиционно-мусульманских. Мечеть большая и окружена каменным забором и широким двором; вероятно, отчасти по ней можно судить о величественности когда-то бывшего здесь храма.

Внутри очень красиво.

Некоторые из саркофагов, в которых были погребены императоры, находятся сейчас в Городе в разных местах. Один - в Св. Софии:

На табличке написано, что это "саркофаг императрицы" - и все. Какой императрицы? Почему именно императрицы, а не императора?..
Согласно византийским описаниям гробниц, в саркофагах зеленого мрамора были похоронены императрицы Фабия (жена Ираклия), св. Феофана (первая жена Льва VI) с дочерью Евдокией, Евдокия (третья жена Льва VI), какая-то из жен Константина Копронима (Евдокия или Мария), а также императоры Зенон, Лев Великий, Михаил II, Михаил III, Василий Македонянин с сыном Александром и с женой Евдокией Ингериной. Также и Феофил был погребен в саркофаге из "зеленого камня", но есть ли это что-то отличное от фессалийского мрамора, неясно.

Остатки нескольких порфировых - во дворе Археологического музея:

В порфировых саркофагах были погребены императоры св. Константин Великий с матерью св. Еленой, его сын Констанций, св. Феодосий Великий, св. Феодосий Малый, Маркиан с Пульхерией.

Там же и еще один из белого мрамора:

В белых вообще много кто был погребен, так что лень перечислять:) К тому же, может, это и не императорский.

И еще несколько - в самом музее. Впрочем, в музее вообще немало саркофагов, и какие из них чьи, неясно. Но, вероятно, вот этот, судя по цвету, мог быть мператорским:

В описаниях гробниц есть упоминание о саркофаге цвета ροδοποίκιλον; возможно, это сюда подошло бы. В том саркофаге была похоронена имп. Евдокия, жена Юстиниана II.

Это тоже небольшой кусочек какого-то императорского саркофага из того же музея:

Там на табличке написано, что это м.б. от саркофага св. Константина Великого, но

(Апостолейон) [греч. ̓Αποστολεῖον], храм-мавзолей императоров Византии, созданный св. равноап. имп. Константином I Великим и посвященный 12 апостолам; возможно, единственная из христ. культовых построек К-поля, завершенная к моменту кончины имп. Константина († 337). Была поставлена в самой высокой точке К-поля близ Адрианопольских ворот, внутри городских стен, но вдали от имп. дворца.

В 356-370 гг. при имп. Констанции и его преемниках А. ц. была перестроена. В 356-357 гг. (по сведениям нек-рых фрагментов Александрийской хроники, в 336 г., т. е. еще при Константине) здесь были помещены мощи святых апостолов Тимофея , Луки и Андрея , а храм обращен в мартирий. Тогда же, до 361 г., был построен новый мавзолей имп. Константина, ставший местом погребения императоров до 1-й четв. VI в.

В 536-550 гг., при имп. Юстиниане I, А. ц. была заменена на новую (освящена 28 июня 550). Храм известен по описаниям прежде всего Прокопия Кесарийского (сер. VI в.), Константина VII Багрянородного (сер. X в.), Константина Родосского (сер. X в.) и Николая Месарита (ок. 1200), давшего подробное описание его декора, включавшего живописный цикл деяний апостолов. Кроме того, Прокопий (De aed. 5, 1, 6) сопоставил архитектурную композицию А. ц. с ц. св. Иоанна в Эфесе , также VI в., к-рая сохранилась до наст. времени. Согласно описаниям, комплекс зданий второй А. ц. составляли мартирий апостолов Тимофея, Луки и Андрея; мавзолей императоров, где находились погребения правителей Византии IV - нач. VI в., в т. ч. святых равноапостольных Константина и Елены, святых Феодосия I Великого и Феодосия II; мавзолей имп. Юстиниана I, где были погребены почти все визант. императоры с сер. VI до нач. XI в., в т. ч. сам св. Юстиниан I, св. императрица Феодора , святые Юстиниан II , Константин III . Последним из визант. императоров в А. ц. был похоронен Константин VIII (Ɨ 1028). Алтарь А. ц. находился над мощами святых апостолов Тимофея, Луки и Андрея. Также в алтаре располагались раки с мощами святителей Иоанна Златоуста и Григория Богослова (Назианзина).

В XV в., после падения Византии, султан Мехмет II Фатих (Завоеватель) предлагал К-польскому Патриарху Геннадию II Схоларию использовать А. ц. как кафедральный собор христиан в новой тур. столице, однако Патриарх Геннадий счел здание для этого непригодным. В 1469 г. А. ц. была снесена и на ее месте построена ныне существующая мечеть Фатих.

В наст. время при отсутствии к.-л. археологических данных единственным основанием для реконструкции А. ц. и этапов ее развития служат описания и упоминания о ней визант. средневек. авторов, а также многочисленных паломников.

А. ц. IV в. известна по описаниям Евсевия Кесарийского (до 339), свт. Григория Назианзина (до 390), а также cвт. Иоанна Златоуста (кон. IV в.), Филосторгия (1-я пол. V в.)и др. Указанные свидетельства являются неполными, разновременными, отчасти противоречивыми и сделаны уже после перестроек 356-370 гг., кроме описания Евсевия, составленного вскоре после постройки А. ц. в связи с погребением имп. Константина.

В совр. науке нет единого мнения о первоначальном облике А. ц. Реконструируется гл. обр. по Евсевию Кесарийскому, к-рый подчеркнул «несказанную высоту» здания, облицовку «разноцветно блистающими камнями», кровлю из позолоченной меди с «доматионом» (световым барабаном?), обведенным позолоченной рельефной решеткой, двор, окруженный портиками, к к-рым примыкали помещения дворца (караульни, термы, жилые покои и др.). Отдельного внимания Евсевия заслужила архитектурная программа А. ц., предложенная имп. Константином, поскольку император, «силой веры предусматривая, что по смерти мощи его сподобятся названия апостольских», пожелал «после кончины иметь участие в молитвах, которые в сем храме будут возноситься в честь Апостолов», и соорудил «двенадцать ковчегов… в честь и славу лика Апостолов, посреди них поставил он гроб для самого себя, так что с обеих сторон этого гроба стояло по шести апостольских» (IV 58-60, 70-71). В реконструкции первой А. ц. исследователи видят единые кенотаф апостолов и мавзолей имп. Константина, к-рые, возможно, представляли собой крестообразную купольную постройку с одно- или многонефными рукавами (по С. Манго, купольную ротонду), находившуюся в центре четырехугольного перистильного двора, окруженного базиликами и др. общественными зданиями (Р. Краутхаймер). По мнению А. М. Высоцкого, А. ц. представляла собой крестообразный в плане архитектурный комплекс с купольной ротондой в центре перистильного двора, примыкающие к сторонам к-рого постройки (οἶκοι βασίλειοι) в описании Евсевия идентичны 4 рукавам огромного крестообразного здания (σταυροτύποι πλευραί) в описании Григория Назианзина.

Во время промежуточной перестройки 356-370 гг., по мнению большинства исследователей (за исключением С. Манго), был построен лишь новый мавзолей имп. Константина I - купольная постройка, круглая или многоугольная в плане, у входа в атрий, с востока. Мартирий апостолов Андрея, Луки и Тимофея, составивший доминанту архитектурного комплекса, выглядел как 4 базилики, располагавшиеся крестообразно и соединенные в центре купольным киворием в виде ротонды, где находился алтарь.

А. ц. 536-550 гг. реконструируется достаточно достоверно. Согласно общему мнению(кроме А. Хайзенберга), она являлась повторением храма, сложившегося к кон. IV в. и включившего в себя в центре мартирий апостолов, центричную крестообразную постройку с трехнефными рукавами (с внутренними галереями) и 5 куполами (1 световой в центре и 4 изначально глухие по осям); на западе - атрий; на востоке - сохраненный мавзолей имп. Константина 356-370 гг.; на северо-востоке - мавзолей имп. Юстиниана, крестообразный в плане, перекрытый куполом.

От некрополя императоров Византии дошли лишь порфировые саркофаги, найденные в XVIII в. (Археологический музей. Стамбул).

Ист.: Евсевий . Жизнь Константина. IV 58-60, 70-71; Greg . Nazianz . Poem. 16. 59-60; Philostorgius . HE. III 2; Прокопий Кесарийский . О постройках. I 4. 11-16 // он же . Война с готами. М., 1996. [Т. 2]. С. 159-160; Const . Porphyr . De cer. I 10. 4-5; 2. 6-7, 42; Constantinus Rhodius . Description des œuvres d"art et de l"Église des Saints Apôtres à Constantinople / Éd. E. Legrand // REG. T. 9. 1986. P. 36-65; Nicolaus Mesarites . Description of the Church of the Holy Apostles at Constantinople / Ed. G. Downey // Transactions of the American Philosophical Society. Phil., 1957. Vol. 47. P. 855-924.

Лит.: Беглери Г . Храм святых Апостолов и другие памятники Константинополя по описанию Константина Родия. Од., 1896; Heisenberg A . Grabeskirche und Apostelkirche, zwei Basiliken Konstantins. Lpz., 1908. Bd. 2; Ebersolt J . Mission archéologique de Constantinople. P., 1921. P. 1-27; Janin R . Constantinople byzantine: Développement urbain et répertoire topographique. P., 1964. P. 128-129; idem . La géographie ecclésiastique de l"Empire byzantine. Pt. 1: Le siège de Constantinople et le patriarcat œcuménique. T. 3: Les églises et les monastères. P., 1953, 19692. P. 41-50; Downey G . The Builder of the Original Church of the Apostles at Constantinople // DOP. 1951. Vol. 6; Grierson Ph . The Tombs and Obits of the Byzantine Emperors (337-1042) // Ibid. 1962. Vol. 16; Krautheimer R . Zu Konstantins Apostelkirche in Konstantinopel // Mullus: Festschrift Th. Klauser. Münster, 1964. (JAC. Suppl.; Bd. 1); idem . A Note on Justinian"s Church of the Holy Apostles in Constantinople // idem . Studies in Early Christian, Medieval and Renaissance Art. N. Y.; L., 1969; Краутхаймер Р . Три христианские столицы: топография и политика. СПб.; М., 2000. С. 62-64; Dagron G . Naissance d"une capitale: Constantinople et ses institutions de 330 à 451. P., 1974. P. 401-408 [Библиогр.]; M ü ller-Wiener W . Bildlexikon zur Topographie Istanbuls. Tüb., 1977. S. 405-411; Epstein A . The Rebuilding and Redecoration of the Holy Apostles in Constantinople: Reconsideration // GRBS. 1982. Vol. 23. P. 79-92; Mango C . Constantine"s Mausoleum and the Translation of Relics // BZ. 1990. Bd. 83. S. 51-63; Высоцкий А . М ., Шелов-Коведяев Ф . В . Первая церковь Апостолов в Константинополе и ее наследие в средневековом мире // Римско-константинопольское наследие на Руси: идея власти и политическая практика. М., 1995. С. 65-82; Высоцкий А . М ., Осминская Н . А ., Шелов-Коведяев Ф . В . К вопросу об истории и реконструкции первой церкви Апостолов в Константинополе по описаниям современников // BB. 2000. T. 59. C. 198-221.