Человек и космические циклы кратко. Космические циклы, влияние космо-земных связей на человека. Циклы и их влияние

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Космические ритмы (циклы)– периодические изменения в природе, происходящие под влиянием гравитационных сил. Все ритмы принято делить по значению их периода на две группы. К первой группе относят ритмы, действующие в антропной шкале времени, т. е. в шкале, соизмеримой с жизнью человека. Здесь, прежде всего, можно выделить суточный ритм, обусловленный вращением Земли вокруг своей оси, месячный ритм, связанный с вращением Луны вокруг Земли, и годичный ритм, обусловленный вращением Земли вокруг Солнца.

В суточном и годичном ритмах изменяются освещенность, создаваемая Солнцем на поверхности Земли, температурный режим и ряд физических параметров атмосферы и гидросферы. В результате происходит смена дня и ночи, смена времен года. Суточные и месячные вариации гравитационного поля на поверхности Земли, связанные с приливным действием Луны и Солнца, создают сложное явление океанических приливов. С такими же периодами (сутки и месяц) происходят вариации магнитного поля Земли. Изменение ориентации земной магнитосферы относительно солнечного ветра (радиального потока плазмы солнечной короны в межпланетное пространство) задает суточный ритм магнитного поля. Вращение Солнца, а вместе с ним межпланетного магнитного поля, имеющего характерную структуру, задает 27‑дневный ритм вариаций магнитного поля Земли.

Ко второй группе относят ритмы, действующие в геологической шкале времени, т. е. на протяжении очень длительных периодов, гораздо больших длительности жизни человека. Долгопериодические изменения влияют на погоду и климат на Земле, а через это и на биосферу. Климатические циклы связаны с характерными особенностями орбитальных движений Земли и Солнца, обусловленных воздействием других планет и галактик.

Выделяют следующие климатические циклы, за которые ответственность несут особенности орбитального движения Земли:

1) 26‑тысячелетний цикл, обусловленный прецессией оси вращения Земли, так называемый Большой платонический год;

2) 41‑тысячелетний цикл, связанный с периодом изменения угла наклона оси вращения Земли к эклиптике (большому кругу небесной сферы, по которому происходит видимое годичное движение Солнца);

3) 100‑тысячелетний цикл, равный периоду изменения значения эксцентриситета земной орбиты.

Совместное действие этих космических факторов, их наложение, взаимное усиление приводят к долго‑периодическим изменениям климата Земли. Выявлены орбитальные климатические ритмы, обусловленные совместным действием космических факторов: длительностью в 400 тыс. лет; 1,2; 2,5 и 3,7 млн лет, среди которых 400‑тысячелетний ритм служит основной причиной долгопериодических изменений климата и эволюции органического мира. Этот ритм выявлен геологами из последовательности ледниковых событий и только потом обнаружен астрономами.

Исследовательского центра французского Комиссариата атомной энергетики (CEA) в Сакле использовала данные космического телескопа CoRoT (Convection Rotation and Planetary Transits) и по акустическим колебаниям звезды обнаружила у HD 49933. Удаленной от Земли на 100 световых лет, цикл активности, похожий на 11-летний солнечный цикл . "На самом деле, звезда "звенит" как колокол. По мере прохождения...

https://www.сайт/journal/129076

... циклов человеческой эволюции, когда человечество переходит от плотноматериального к освоению тонких планов жизни (ибо «Материальная форма людей не соответствует полному заданию эволюции. Творчество формы человеческой утверждается как наивысшая космическая ... свойства пространства и времени, и мы не найдём между ними противоречий. При переходе к космическим масштабам, согласно современным физическим представлениям, геометрия пространства перестаёт быть евклидовой и изменяется от одной...

https://www.сайт/journal/143556

Движется к Земле. "Развитие высоких, в том числе космических , технологий привело к тому, что сегодня мы более чувствительны к влиянию космической погоды, чем раньше" – говорит администратор NOAA Конрад... Лаутенбахер. В апреле прошлого года международная группа экспертов по Солнцу прогнозировала, что двадцать четвертый солнечный цикл стартует в марте 2008 года (плюс минус шесть месяцев). Относительно того, будет этот цикл ...

https://www.сайт/journal/18983

Солнца за все четыре месяца текущего года", - говорится в сообщении. Ученые поясняют, что отличить события старого цикла от вспышек нового удалось с помощью рентгеновских фотографий солнечной короны, полученных "ТЕСИСом". Вспышки на Солнце концентрируются в... солнечной активности и текущего состояния космической погоды, получения ответов на актуальные вопросы физики Солнца, такие, как проблема нагрева короны, механизм солнечных вспышек, природа солнечного цикла . В ходе эксперимента будут получены...

https://www.сайт/journal/122408

Что это означает, это просто наблюдение. Кроме того, нам известно, что некоторые вспышки на Солнце за последний цикл были сильнее, чем остальные, когда-либо зарегистрированные в истории. Но мы также не знаем, что это значит... прошлом месяце из России, от ученых из Новосибирской академии наук, которые пришли к заключению, что мы переместились в другую космическую область, с гораздо более высоким энергетическим уровнем. Русские сообщают об изменениях, зафиксированных ими в космосе, которые ранее не...

https://www.сайт/journal/124767

"Весь космический порядок подо Мной. По Моему желанию он автоматически проявлен снова и снова, и согласно Моему желанию он уничтожаем в конце". Когда материальный мир... не могут исчезнуть, поэтому Бог дает таким душам возможность вновь появиться на свет в новом цикле творения, где каждый получает форму тела, которую он заслужил в прошлом. Тот же принцип представлен в индивидуальном цикле рождения и смерти. К моменту смерти человек оставляет посеянным большое поле различных желаний и действий...

https://www.сайт/religion/14052

Космическая иллюзия. Глава 6 Операция спасения. Продолжение

Истребителя друг к другу. Автоматические крепления плотно соединили два истребителя, превратив их в небольшой космический звездолёт с удвоенной боевой мощью. Роботы стали быстро наращивать дополнительные рабочие помещения из запасных отсеков... градусов до +3000 градусов С. Контейнер помещался в специальное оборудование вместе с упаковкой. Там происходил автоматический цикл его разбора до лекарственного препаратора, который вводился в организм с питательной жидкостью. Так проходило лечение больных...

Глава IX. КОСМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ

Символ окружности, радиуса и центра, который мы определили как центральный по отношению ко всему традиционному символическому комплексу, может быть применен и к довольно узкой области метафизики, каковой является область циклов проявления. Циклы сами по себе относятся исключительно к двум низшим мирам проявленности, подверженным в той или иной степени модусу длительности. В высших же сферах, начиная с духовного «причинного» неба (свар), о цикле в полном смысле слова речи идти не может, т. к. область периферии (в рамках которой только и возможно всерьез говорить о циклах) там полностью лишена иллюзии самостоятельности, и поэтому всякое развитие осуществляется только в метафизических терминах: появление - исчезновение, без какого бы то ни было промежуточного содержания, составляющегося, собственно говоря, сущность цикла.

Цикл, в самом общем смысле, это особая форма развития или перевода возможного в действительное, проходящего в рамках длительности, т. е. последовательно и непрерывно. Циклом можно назвать, вновь возвращаясь к символу круга, внутрипериферийную перспективу существования тех онтологических модальностей, где символическое «расстояние» между полюсом окружности и самой окружностью достаточно «велико» для того, чтобы эта окружность могла бы рассматривать себя саму как нечто отдельное. Таково качество онтологических планов бхур и бхувас. Следовательно, цикличность есть качество, характеризующее эти планы с сущностной стороны.

Мы показали в предыдущей главе метафизический смысл символов

во многом предвосхитив проблематику цикличности. Здесь очень важно обратить внимание на двоякое представление о цикле - с одной стороны, как о континуальной (непрерывной) форме развития

а с другой стороны, как о дисконтинуальной (прерывной)

и. В этом отношении можно сказать, что циклы непрерывны по отношению друг к другу в рамках единого общего цикла. Но сам этот общий цикл прерывен, т. к. конечен, а следовательно, его сущностная прерывность должна как-то отражаться и на внутренних циклах. Так оно и происходит в действительности, коль скоро каждый цикл имеет конец, после которого без перерыва начинается новый цикл, подобный предыдущему, но не тождественный с ним.

Итак, цикл можно рассматривать как нечто непрерывное, и в этом случае мы должны представлять его не как окружность, а как незамкнутую спираль. Но, одновременно, он есть и нечто прерывное, и тогда нам следует отмечать точку его начала и конца. Наложение друг на друга этих двух представлений в простой фигуре окружности может быть рассмотрено и с одной и с другой точки зрения, при том условии, конечно, что мы ни на мгновение не упустим из виду, что здесь речь идет о непрерывности аналогичных проекций, чья «тень» скрывает от нас точку разрыва. Эта точка разрыва, тем не менее, часто выделяется в традиционных символах круга, что особенно очевидно в образе «оуробороса», змея, кусающего свой хвост.

Здесь место смыкания хвоста со змеиной пастью отмечает и непрерывность и прерывность, т. к. несмотря на то, что Змей кусает свой хвост, он может его выпустить, а значит, прерывность наличествует здесь в потенции.

Кроме того, следует иметь в виду две принципиальные возможности рассмотрения символа цикла. Помимо всей окружности целиком, цикл может быть обозначен и ее половиной, полуокружностью, причем оба взгляда могут относится к одному и тому же циклу, рассматриваемому с двух разных точек зрения. Этот циклический символизм в древнейших пластах Традиции чаще всего представлялся в виде образов солнца (- полная окружность) и месяца (- полуокружность). И неслучайно, на сочетании солнечного и лунного циклов построено большинство исторических календарей. При этом характерно, что внутреннее деление года - месяц - и по названию и по смыслу (лунный цикл) соответствует циклу, совпадение начала и конца которого далеко не так «очевидно», как в случае с "солнечным годом", где сезоны повторяются с поразительной наглядностью.

Лунный цикл, месяц, показывает несовпадение начала цикла с концом, точки A и W подчеркнуто не совпадают, хотя, в то же время, цикл здесь реализуется полностью - и в ритме освещенности луны, и в морских приливах и отливах, и в других более тонких явлениях. Солнечный же цикл, т. е. год, напротив, отражает замкнутость,

которая, тем не менее, не является полным повторением, т. к. помимо схожести сезонных явлений, в них всегда происходят от года к году количественные и качественные изменения.

Заметим, что цикличность характерна не только для плотного мира, о явлениях которого до сих пор шла речь, но и для тонкого психического мира. Более того, несмотря на то, что в тонком мире нет такой вещи, как время, свойственное лишь плотному уровню, там есть все же длительность и более того, так как там нет пространства и, вообще, никакого его аналога, то можно утверждать, что длительность есть преимущественный модус существования всего тонкого мира, его внутреннее качество. Длительность без пространства или его аналогов, лучше всего определить как вибрацию или ритм, и именно так чаще всего представляют атмосферу (бхувас) традиционные учения (мир вибраций, энергий, сил). В некотором смысле можно сказать, что длительность тонкого мира есть принцип земного времени, его качественное содержание, его скрытая сущность. Поэтому циклическое развитие плотного мира следует рассматривать как форму проявления тонкого мира в плотном, как сущность жизни плотного мира, как его жизнь, его одушевленность. Иными словами, самое глубинное качество циклического процесса плотного мира составляет наиболее поверхностную оболочку в мире тонком. Традиция определяет эту идею в символическом представлении всей совокупности земного цикла как некоей тонкой сущности (эона), которая, будучи эссенцией для материального, тем не менее, является субстанцией для психического. На этом основании традиционные литургические циклы представляются формой бытия неизменного и постоянного вневременного существа, существа-года, "бога"-времени, существа-длительности, чей центр, тем не менее, лежит еще глубже, совпадая не с самой длительностью, а с ее истоком, находящимся вне циклов вообще, в точке сферхформального интеллекта.

Рассмотрим теперь циклические представления индуистской традиции, наиболее подробно разбирающей эту проблему применительно к священной истории. Максимальной формой существования одного и того же сектора плотного мира, т. е. одного цикла данной космической области, индуизм считает кальпу. Это слово означает порядок. Порядок возникает из тонкого мира и поглощается им, после завершения развития. Сама кальпа может быть представлена как единый организм Вайшванары, но чаще всего она символизируется образом Праджапати (дословно санскритское "господин, породивший все" или "господин-прародитель"), парадигмой космоса. Символом кальпы является окружность, колесо или черепаший панцирь (Праджапати часто выступает в виде черепахи). Но с другой стороны, кальпа отождествляется и с полуокружностью, что подчеркивает ее качество отражения тонкого мира, ее зависимость от непосредственной причины. Лунный знак полуокружности и предопределяет ее деление на 14 подциклов, называемых манвантара, поскольку полный лунный цикл из 28 дней при делении на 2 дает 14 дней. В этом делении кальпы на 14 манвантар подчеркивается несовпадение начала с концом. Если вся кальпа - это Праджапати, то каждая из 14 манвантар - это Ману, т. е. дословно «человек», "сын Праджапати", или его ипостась. Манвантару индусы считают эпохой правления одного Ману, по окончании которой его сменяет следующий.

Ману - это тонкая сущность манвантары, ее душа, ее литургический эон, ее жизнь и ее смысл. Специфика того или иного Ману в его надвременном статусе определяет качественное содержание священной истории цикла, придает этому циклу одушевленность и, одновременно, чисто духовное содержание, как отблеск его собственного вечного сердца. Поэтому Ману почитался в индуизме как первый из людей, как высший из людей и, одновременно, как царь по преимуществу. Происхождение от Ману по прямой линии было для древних индусов необходимым условием королевской власти.

Сам цикл манвантары, цикл правления одного Ману, означал также время существования одного земного человечества, подобного другим, но все же отличного от них. Это человечество, несмотря на свои циклические изменения, представлялось как нечто единое, гомогенное, непрерывное, являющееся «материальным» отражением Ману, периферией окружности, проведенной вокруг этого Ману. В этой перспективе начало человечества совпадало с проявлением Ману, с созданием его образа и подобия - первочеловека исторического человечества, в отличии от самого Ману, первочеловека сверхисторического, циклического или эонического. Первочеловек исторического человечества далее развивался «независимо» и «внутрипериферийно», хотя на самом деле эта «независимость» была лишь видимой и полностью подчиненной необходимости перевести в действительность некоторые возможности проявления. В процессе «внутрипериферийного» развития исторического человечества происходит его количественное увеличение, сопровождающееся качественной инволюцией и деградацией, пока манвантарический цикл не достигает своего предела, когда старое человечество упраздняется, а на смену ему не приходит новое - как откровение следующего Ману.

Сама манвантара в свою очередь подлежит внутреннему расчленению, но уже на 4 части или юги. Эти 4 части соответствуют также 4 векам греческой традиции, о которых писал Гесиод. 4 юги, однако, не равны между собой, и их взаимоотношение отражает идею циклической деградации, символизируемой сокращением длительности каждого последующего века по отношению к предыдущему. Пропорция их деления соответствует той же формуле тетрактиса пифагорейцев, которую мы разбирали в 4 главе. Века или юги соотносятся друг с другом как 4:3:2:1, так что их сумма равна 10. Эти юги соотносятся с веками Гесиода так: первая, крита-юга или сатья-юга (т. е. "век творения или бытия"), соответствует золотому веку и длится 4/10 длительности всей манвантары; вторая юга, трета-юга, серебряный век, длится 3/10 (откуда ее название "юга 3-х частей"); третья юга, двапара-юга, медный век длится 2/10; и наконец, четвертая, кали-юга, железный век, 1/10 манвантары, названа так по имени «богини» Кали, энергии или женской ипостаси, шакти циклического «бога» Шивы. Причем в индуистской циклологии эта богиня рассматривается как негативная, разрушительная сила, растворяющая окончательно деградировавшую человеческую общность. За кали-югой одной манвантары сразу идет крита-юга следующей, при том что их разделяет «момент» прерывности, в котором обнажается принцип всего человеческого существования как такового, т. е. сам Праджапати во все своей принципиальной полноте. Это откровение запечатлевается в новом Ману, в тонкой сущности центра нового золотого века.

Длительность манвантары может быть представлена как великий год с четырьмя неравными сезонами - долгой весной, менее долгим летом, короткой осенью и совсем короткой зимой.

Принцип цикличности отражен не только в культурной истории земного человечества, но и во внешнем по отношению к нему космосе. Более того, и человечество и космос суть не что иное, как внешние аспекты единого принципа, который индуизм называет Вайшванара и который совпадает с Праджапати. Поэтому ни космос не диктует человечеству свои законы, ни человечество не управляет космосом. Они как макрокосм и микрокосм гармонично сочетаются между собой будучи двумя отражениями одного и того же существа, которое действительно управляет и тем и другим посредством единого циклического процесса, чьим содержанием оно и является. В силу этой гармонической аналогии существует циклический параллелизм между ритмом космоса и ритмом человеческой истории, выражающийся в соответствии между собой событий и явлений, разворачивающихся на разных уровнях одного и того же сектора плотного мира. Связь этих ритмов должна выражаться в единой мере, что и имеет место в действительности, т. к. человечество исчисляет свое время, отталкиваясь от космических феноменов, основываясь на них. Поскольку год является слишком маленькой единицей, а то или иное количество лет - 100, 1000, 10000 - подчас берется в Традиции как символическое развитие именно идеи 1 года, должны существовать иные циклические соответствия, одновременно и естественные и легко наблюдаемые человечеством, а с другой стороны, достаточно глобальные для того, чтобы охватывать обширные промежутки времени. Таким фундаментальным циклом является цикл предварения равноденствий, т. е. смещения точки весеннего равноденствия относительно солнечной эклиптики.

Полный цикл предварения равноденствий включает в себя 25920 лет. За этот период времени точка весеннего равноденствия описывает полную окружность по эклиптике, перемещаясь по всем зодиакальным созвездиям.

С другой стороны, число, которое чаще всего повторяется в циклических доктринах Традиции, это 4320 плюс символическое количество нолей, подчеркивающих огромность цикла по сравнению с длительностью жизни одного человека. Это число 4320 точно соответствует 1/6 цикла предварения равноденствий, т. е. одному космическому месяцу, число которых в индуистской традиции (откуда мы взяли число 4320) - 6. Итак, если 4320 - это длительность месяца, то мы должны соотнести всю манвантару с длительностью самого космического года, т. е. с 25920 земными годами. В шумерской традиции мы находим очень важное указание, которое подводит нас к тому, что в циклической проблеме должно играть важную роль и еще одно число - 64800, т. к. это число соответствует символической "длине небесного горизонта" - 64800 буру (шумерских единиц длины). Деление на 10, т. е. 6480 лет - это 1/4 цикла равноденствий, космический сезон. Но, одновременно, 64800 - это число лет правления древнего первоцаря Зиусудры (в ассирийской версии - Ут-Напишти), который во всех отношениях тождественен Ману, первочеловеку. Значит, можно рассмотреть длительность всей манвантары равной 64800. Таким образом, во всей манвантаре содержится 2 1/2 полных равноденственных цикла, 5 космических полугодий, 10 космических сезонов и 15 космических месяцев (по индийскому 6 месячному году). Все эти соотношения отвечают внутренней логике числовых соответствий и символических значений чисел. Кроме того космическое полугодие, равное 12960 годам, во многих древних традициях называется великим годом, и 5 великих лет, содержащихся в манвантаре, точно соответствуют 5 элементам индуистской доктрины (эфир, воздух, огонь, вода, земля). Цикл манвантары - 64800 лет - находится в естественной связи с циклом предварения равноденствий, и кроме того, 1/10 манвантары равна 1/4 (т. е. одному сезону) этого цикла. Можно заметить, что длительности юг или веков манвантары также пропорционально связаны с этим циклом равноденствий: первая юга, золотой век, полностью совпадает с целым равноденственным циклом, длится 25920 лет, что заложено и в самой идее золотого века, который символически заключает в себе все время. Первой юге, крита-юге соответствуют два элемента - эфир и воздух, однородность которых иногда настолько подчеркивается, что оба они рассматриваются как один, в частности, в иудейской, греческой и буддистской традициях, а также в европейском и исламском герметизме. Серебряный век, трета-юга длится 19440 лет, т. е. 3/4 цикла равноденствий или три космических сезона. Он включает в себя космическое полугодие элемента огня и половину полугодия элемента вода. Медный век - осень манвантары, двапара-юга длится одно космическое полугодие (или один великий год) - 12960 лет и объемлет половину цикла воды и половину цикла земли. И, наконец, кали-юга, железный век длится один сезон, 6480 лет и соответствует последней половине цикла элемента земля.

Таково принципиальное деление циклов, управляющих гармоничным ритмом космоса и человеческой истории. И здесь можно заметить, что при сокращении длительности юг (длительность циклов, соответствующих 5 элементам, остается постоянной), каждому циклу элемента соответствует один великий год или космическое полугодие. Здесь проявляется параллелизм между ухудшением качества времени (сокращение длительности юг) и ухудшением качества пространства (уплотнение элементов от предельно тонкого эфира до предельно плотной земли), при том, что соответствующие циклы элементов не сокращаются, а изменяются по степени плотности.

Для полноты представления о сущности циклов следует указать на традиционный способ определения соответствий между данной эпохой и ее местом в комплексе всей манвантары. Этот вопрос Традиция окружает особенно плотным покровом тайны, т. к. точное знание этих соответствий дало бы возможность заранее предвидеть определенные исторические и космические события и катаклизмы, что принесло бы больше неудобств и паники, чем простое невежество. Мы не собираемся поступать вопреки этим правилам традиционной дисциплины и лишь наметим возможности решения, оставив при себе окончательные выводы.

Годовой цикл солнца позволяет наметить четыре точки на эклиптике, принципиальные для естественных, сезонных изменений. Это - точки зимнего и летнего солнцестояний и точки весеннего и летнего равноденствий. Эти четыре точки образуют крест внутри окружности эклиптики (траектории движения солнца). Фигура может быть рассмотрена как наложение удвоенного и повернутого относительно первоначального положения на 90о символа, смысл которого мы разбирали выше (= +). Вертикальная ось - это ось солнцестояний, а горизонтальная - ось равноденствий. Таким образом, эти 4 кардинальные положения солнца на эклиптике отмечают в космосе фигуру "кельтского креста". С течением времени этот солнечный, годовой "кельтский крест" смещается относительно эклиптики и, соответственно, относительно зодиакальных созвездий. Это смещение и составляет ритм предварения равноденствий, и "кельтский крест" опять совпадает со своим изначальным положением спустя 25920 лет. Весь вопрос в том, где найти на эклиптике фиксированные точки, относительно которых следует измерять отклонение годового "кельтского креста", при том, чтобы эти точки были не произвольными, но символически выделенными самим гармоническим устройством космоса?

Этими изначальными точками являются точки пересечения Млечного Пути с эклиптикой, расположенные через 180о относительно друг друга между созвездием Стрельца и Скорпиона, с одной стороны, и созвездием Быка и Близнецов, с другой. Эти две точки, а более строго, две небольшие дуги эклиптики, служат естественными астрономическими ориентирами для наблюдения цикла предварения равноденствий, с наглядностью и очевидностью позволяя в любой момент найти угловое расстояние смещения годового "кельтского креста" от оси Млечного Пути или, по меньшей мере, определить его приблизительно, чтобы рассеять все сомнения относительно циклической фазы, в которой пребывает человечество в данный момент.

Уточним еще характер этого соотношения. "Кельтский крест" года имеет естественный низ, т. е. точку зимнего солнцестояния, точку низшего подъема солнца над горизонтом в зимний период на северном полушарии. Эта точка есть истинный Новый Год, поскольку здесь солнце прекращает спуск и начинает подъем относительно горизонта. Именно зимнее солнцестояние следует считать закономерным и изначальным праздником года, т. е. празднование Нового Года в другое время - в период осеннего или весеннего равноденствия, а также в летнее солнцестояние - было довольно поздним явлением, хотя и уходящим за пределы многих тысячелетий вглубь времен. Зимнее солнцестояние не только наиболее древний, но и наиболее логичный Новый Год, т. к. здесь природный символизм особенно очевиден и прост. Таким образом, именно точка зимнего солнцестояния, а не точка весеннего равноденствия должна быть избрана в качестве одной из стрелок космических часов, и сам цикл предварения равноденствий может быть с таким же успехом назван циклом "предварения солнцестояний". Мы не использовали выражение "предварение солнцестояний" или "зимнего солнцестояния" лишь для того, чтобы избежать необходимости сразу вдаваться в подробные объяснения. Итак, "кельтский крест" годового движения солнца может быть замещен его качественным эквивалентом, точкой Нового Года - зимнего солнцестояния. На языке символов - это выражается как переход от к, т. е. от усложненной фигуры к фигуре изначальной и парадигматической.

Теперь у нас появилась возможность соизмерять точку зимнего солнцестояния с двумя точками эклиптики, через которые протекает небесный Ганг (так индусы называют Млечный Путь). Иными словами, теперь мы можем сказать далеко или близко находится наша эпоха от начала или конца великого года - т. к. расстояние между двумя отмеченными точками эклиптики соответствует 180о или 12960 годам: за такой период времени точка зимнего солнцестояния передвинется от одного пересечения Млечного Пути с зодиаком до другого.

Между двумя этими точками эклиптики существует иерархическое соотношение, очевидное уже при самом поверхностном рассмотрении соответствующих секторов неба. В области созвездий Тельца и Близнецов и в их окрестностях расположено множество различных звезд и созвездий, играющих принципиальную роль во всех мифологиях - это Сириус-Сотис (звезда, управляющая циклическим изменением в египетской астрономии), Орион, называемый в индусской астрологии Праджапати, а в египетской - Озирис (созвездие первочеловека или судьи из страны мертвых), Плеяды, считавшиеся индусами в определенные эпохи «жилищем» семи риши (мудрецов), сами Близнецы - великий символ внутреннего (бессмертного) и внешнего (смертного) человека, и Телец, ритуальное жертвоприношение которого являлось одним из древнейших культов, наличествовавших еще у королей Атлантиды, согласно рассказу Платона. С другой стороны, та часть неба, на которой находятся созвездия Стрельца и Скорпиона, крайне бедна и яркими звездами и мифологическими сюжетами, что резко контрастирует с противоположной стороной эклиптики. Более того, мифы, связанные с сектором Близнецы-Телец носят в самых различных традициях однозначно новогодний характер, и эта связь является не только историческим воспоминанием об эпохе, когда точка зимнего солнцестояния приходилась на эту область небесной сферы, но и соответствует фундаментальному символизму космоса, заложенному гармонично в самых разнообразных космических циклах. Все это подводит нас к выводу, что точка зимнего солнцестояния «нормально» или «изначально» связана с местом пересечения Млечного Пути с эклиптикой в районе созвездий Близнецы-Телец, на их границе. Теперь у нас есть возможность не только вычислять соотношение точки истинного Нового Года (точки зимнего солнцестояния) с границами великого года (полуцикла "предварения равноденствий"), но и определить, где начало самого космического года, состоящего из двух великих годов, а значит, мы получили ясную картину космических часов, в которых эклиптика - циферблат, с отмеченной точкой полночи (граница Близнецов-Тельца), а точка зимнего солнцестояния - подвижная стрелка, совершающая полный круг по циферблату в течение 25920 лет.

На этих космических часах люди Традиции видят написанной всю историю манвантары и следуют указанию стрелки, отмечающей ритм универсальной гармонии и ориентирующей поток циклического времени.

Индуистская традиция утверждает, что современное человечество находится сейчас в конце кали-юги седьмой манвантры, т. е. рядом с точкой середины кальпы. Эта позиция определяет специфику нашей актуальной истории, которую традиционное сознание рассматривает в довольно мрачной перспективе, что, впрочем, распространяется на все железные века всех манвантар. И тем не менее, позиция нашей манвантары в середине четырнадцатичленной серии делает ее, в некотором смысле, особо выделенной. Дело в том, что манвантары в рамках кальпы строго иерархизированы - первые 7 остаются манвантарами удаления или манвантарами выдоха, а вторые 7 - манвантарами возврата или вдоха. В этой перспективе конец седьмой манвантары представляется точкой максимально возможного удаления телесного мира от своего полюса и, соответственно, земного человечества от своего архетипа, Праджапати. Это - экстремум циклической инволюции, в котором концентрируются все негативные аспекты проявления. С этой точки зрения, наша эпоха обладает особой негативной уникальностью, т. к. в ней временным образом развертываются наиболее «инфернальные» аспекты тонкого мира, нижним пределом которого (равно как и всего бытия) является "тьма кромешная", последнее дно онтологии, чистый тамас.

Индусы считают, что после конца нашей манвантары начнется новый золотой век и серия семи манвантар возврата, но пока актуальный космос продолжает свою стремительную инволюцию, параллельно человечеству, забывшему о своем «вечном» истоке и о своем архетипе.

Из книги Эзотеризм Данте автора Генон Рене

Глава VIII. КОСМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ После этих наблюдений, в которых, как мы думаем, закреплены некоторые важные исторические отметки, мы пришли к тому, что Бенини называет «хронологией» поэмы Данте. Мы уже упоминали, что Данте совершал свое путешествие в святую неделю, то есть в

автора Лем Станислав

Глава третья КОСМИЧЕСКИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ (a) Формулировка проблемы Каким образом мы пытались найти направление, по которому пойдет наша цивилизация? – Рассматривая ее прошлое и настоящее. Почему, изучая технологическую эволюцию, мы все время обращались к эволюции

Из книги Мгновение автора Лем Станислав

Космические цивилизации Идея поиска внеземных цивилизаций, зародившаяся по крайней мере пятьдесят лет назад, породила на сегодняшний день обширную библиографию, тома которой стоят на полках моей библиотеки. Это само по себе удивительно, ибо всяческое прослушивание

Из книги Третья волна автора Тоффлер Элвин автора Элиаде Мирча

Космические иерогамии Космическая иерогамия, брак между Небом и Землей, является космогоническим мифом, имеющим широчайшее распространение. Чаще всего он встречается в Океании, от Индонезии до Микронезии; но также и в Азии, Африке и обеих Америках.Этот миф более или

Из книги Огненный Подвиг. часть I автора

КОСМИЧЕСКИЕ ЛУЧИ Среди невообразимого хаоса, охватившего народы за последние годы, среди массового одичания и животных страстей, среди разнузданного бессмыслия нельзя не заметить, как вспыхивают огни новых, замечательных достижений человеческой мысли. Наука о

Из книги Огненный Подвиг. часть II автора Уранов Николай Александрович

ВРЕМЯ и ЦИКЛЫ Что такое время? Это, прежде всего, движение стрелки по циферблату часов. Остановится стрелка, и времени не станет. День и ночь это оборот Земли вокруг своей оси. Год - это движение Земли вокруг Солнца. Потом - движение Солнца вокруг какого-то Космического

Из книги Война и антивойна автора Тоффлер Элвин

Глава 12. Космические войны В пятнадцатом - шестнадцатом веках энтузиазм европейских держав в трансатлантических исследованиях рос и падал, но как только был открыт Новый Свет, возврата назад не стало. Точно так же может теперь расти и падать наша тяга в космос, но

Из книги Сумма технологии автора Лем Станислав

Глава 12. Космические войны С. 152. Книга The First Informational War под редакцией Алана Д. Кэмпена - неисчерпаемый источник технической информации о войне в Персидском заливе, особенно в части космической техники.С. 152. Первый пример: , с. 135.С. 152. Энсон и Каммингз: «The First Space War» в ,

Из книги История мировой культуры автора Горелов Анатолий Алексеевич

Глава третья Космические цивилизации Формулировка проблемы КАКИМ образом мы пытались найти направление, по которому пойдет наша цивилизация? - Рассматривая ее прошлое и настоящее. Почему, изучая технологическую эволюцию, мы все время обращались к эволюции

Из книги Открой самого себя [Сборник статей] автора Коллектив авторов

Глава 18 Россия и америка: космические цивилизации Сам Бог кресты нам посылает, А крест наш Бога нам дает. И. Козлов Жертва есть путь к реализации личности Н. Бердяев История России История Российского государства начинается с легендарных событий – призвания варягов на

Из книги Философия возраста [Циклы в жизни человека] автора Сикирич Елена

Возрастные циклы Согласно многим древним и современным философским и религиозным учениям, астрологическим и психологическим концепциям, жизнь человека устроена по образу и подобию жизни Природы и Вселенной. Она лишь один большой цикл существования внутри других, еще

Из книги автора

Эмоциональные циклы Постоянство в усилиях в отношении эмоций заключается в способности урегулировать и взять под контроль три состояния нашей психики. Кто из нас не испытывал крайностей в настроении? Есть период «всеобщего хорошего настроения», в течение которого

Из книги автора

Возрастные циклы Согласно многим древним и современным философским и религиозным учениям, астрологическим и психологическим концепциям, жизнь человека устроена по образу и подобию жизни Природы и Вселенной. Она лишь один большой цикл существования внутри других,

Космические ритмы (циклы) – периодические изменения в природе, происходящие под влиянием гравитационных сил. Все ритмы принято делить по значению их периода на две группы. К первой группе относят ритмы, действующие в антропной шкале времени, т. е. в шкале, соизмеримой с жизнью человека. Здесь, прежде всего, можно выделить суточный ритм, обусловленный вращением Земли вокруг своей оси, месячный ритм, связанный с вращением Луны вокруг Земли, и годичный ритм, обусловленный вращением Земли вокруг Солнца.

В суточном и годичном ритмах изменяются освещенность, создаваемая Солнцем на поверхности Земли, температурный режим и ряд физических параметров атмосферы и гидросферы. В результате происходит смена дня и ночи, смена времен года. Суточные и месячные вариации гравитационного поля на поверхности Земли, связанные с приливным действием Луны и Солнца, создают сложное явление океанических приливов. С такими же периодами (сутки и месяц) происходят вариации магнитного поля Земли. Изменение ориентации земной магнитосферы относительно солнечного ветра (радиального потока плазмы солнечной короны в межпланетное пространство) задает суточный ритм магнитного поля. Вращение Солнца, а вместе с ним межпланетного магнитного поля, имеющего характерную структуру, задает 27-дневный ритм вариаций магнитного поля Земли.

Ко второй группе относят ритмы, действующие в геологической шкале времени, т. е. на протяжении очень длительных периодов, гораздо больших длительности жизни человека. Долгопериодические изменения влияют на погоду и климат на Земле, а через это и на биосферу. Климатические циклы связаны с характерными особенностями орбитальных движений Земли и Солнца, обусловленных воздействием других планет и галактик.

Выделяют следующие климатические циклы, за которые ответственность несут особенности орбитального движения Земли:

1) 26-тысячелетний цикл, обусловленный прецессией оси вращения Земли, так называемый Большой платонический год;

2) 41-тысячелетний цикл, связанный с периодом изменения угла наклона оси вращения Земли к эклиптике (большому кругу небесной сферы, по которому происходит видимое годичное движение Солнца);

3) 100-тысячелетний цикл, равный периоду изменения значения эксцентриситета земной орбиты.

Совместное действие этих космических факторов, их наложение, взаимное усиление приводят к долго-периодическим изменениям климата Земли. Выявлены орбитальные климатические ритмы, обусловленные совместным действием космических факторов: длительностью в 400 тыс. лет; 1,2; 2,5 и 3,7 млн лет, среди которых 400-тысячелетний ритм служит основной причиной долгопериодических изменений климата и эволюции органического мира. Этот ритм выявлен геологами из последовательности ледниковых событий и только потом обнаружен астрономами.

Вернадский высказывал предположение, что революци­онные изменения в морфологии живых существ соотноси­мы с так называемыми критическими периодами геологи­ческой истории планеты, движущие пружины которых вы­ходят за пределы только земных явлений. Речь, возможно, идет о каком-то пока не понятом и не исследованном кос­мическом воздействии. Интенсивность не только геологи­ческих процессов, но и эволюционно-органических «связана с активностью биосферы, с космичностью ее вещества. При­чины лежат вне планеты». Становление предков современ­ного человека находится в прямой связи с ритмическими изменениями климата нашей планеты, которые являются результатом интегрального отражения взаимодействия всех геосфер нашей планеты друг с другом и с космосом. Космические воздействия слагаются из гравитационных и корпускулярных. Первые связаны с изменением орбит Зем­ли и Солнца под воздействием других планет и галактик, им присущ средне- и долгопериодический характер (все известные климатические циклы, начиная с цикла продол­жительностью 35-45 тыс. лет и кончая циклом 200 тыс. лет, так или иначе связаны с орбитальными циклами). Вторые пока еще не исследованы, вероятно, они являются причиной короткопериодических климатических ритмов с длительностью в единицы, десятки, сотни и первые тыся­чи лет.

Обусловленные гравитацией колебания скорости вра­щения Земли, ее углового момента вызывают изменения атмосферно-океанической циркуляции, тогда как колеба­ния потока корпускулярных частиц ответственны за изме­нения стратосферных течений. Немаловажную роль в обо­их случаях играет магнитное поле Земли. Однако до сих пор механизм этой глубокой связи магнитного поля с кли­матом, а через него и со всей биосферой, не выяснен. Уста­новлено, что орбитальные климатические ритмы (400 тыс.; 1,2; 2,5; 3,7 млн лет) являются рабочими хро-


нометрами биосферы, среди них - 400-тысячелетний ритм служит основной причиной крупнопериодических из­менений климата и эволюции органического мира. Этот ритм выявлен геологами из последовательности леднико­вых событий и только потом обнаружен астрономами. Внутри данный ритм членится на 6-8 фаз, причем станов­ление и развитие живого вещества биосферы, в том числе и предков человека, полностью подчиняются этому клима­тическому ритму с его фазами.

С циклическими (периодическими) процессами мы встречаемся на различных уровнях развития материи, на­чиная космическими и кончая социальными процессами. Данные науки свидетельствуют о том, что ритм и перио­дичность управляют Вселенной, живыми организмами, со­циальными явлениями. Ритм как бы «запрограммирован» сущностью движения, без которого бесконечный мир про­сто не может существовать, он выступает в качестве основ­ного закона природы и общества. Ритмы крайне разнооб­разны, их нельзя сводить друг к другу, ибо на каждом уров­не иерархической Вселенной мы встречаемся с качественно различными ритмическими процессами и структурами.



Наличие циклических процессов в явлениях жизни позволяет выдвинуть предположение о существовании циклических закономерностей в топологии энантиоморф-ного биологического пространства - времени. Простран­ство это имеет энантиоморфную (право-левую) природу и принципиально отличается от пространства неживого ве­щества. Получается так, что если неживое вещество состо­ит из равного количества правых и левых молекул, то в живых органических системах используется только одна из этих форм. В дальнейшем было установлено, что живые организмы содержат левые аминокислоты и правые саха­ра. Таким образом, все белки живых организмов состоят из левых аминокислот.

Отсюда Пастер сделал вывод, что продуцирование оп­тически активных соединений в одной-единственной фор­ме (правой или левой) является исключительной привиле­гией жизни.

Давались разные объяснения этому загадочному феноме­ну. Пастер полагал, что асимметрия (хиральность) жизни обусловлена космической асимметрией или неким космичес-


ким фактором. Этой идеи придерживался В.И. Вернадский, указывая на право-левый характер галактических спиралей и на право-левую природу космического вакуума. Диссим-метрию живого существа Вернадский понимает как «осо­бое, строго определенное состояние пространства».

Данная идея не получила достаточного осмысления в современной науке. Вернадский предложил нетрадицион­ный и оригинальный подход к объяснению происхожде­ния и сущности жизни. Пространство-время он рассмат­ривает не в аспекте его проявления в природе, а как фак­тор, определяющий специфические черты биологической организации материи. Так, асимметрия живого вещества является следствием особой топологии пространственно-временного субстрата, в котором «не могут одинаково образоваться... правые и левые молекулы химических со­единений». Хиральность - атрибутивное свойство биоло­гического пространства-времени, которое пока еще не из­вестным нам образом воздействует на вещество.

Вернадский обосновал положение, что все характерис­тики жизни и времени совпадают: и жизнь, и время не­обратимы; они никогда не текут вспять; они всегда направ­лены одинаковым образом - из прошлого в будущее, т. е. асимметричны. Время биологически содержательно, оно строится причинно-обусловленными событиями: сменой поколений. Рассмотренное таким образом время ничуть не похоже на физическое или космическое бесструктурное аморфное время, не имеющее никакого содержания, а только мерные единицы, причем способ их получения не имеет принципиального значения.

Биологическое время, как называет его Вернадский, имеет совершенно четкие мерные единицы, которые нельзя заменить никакими другими. Если все время существова­ния жизни представить как единый монолит, то его «се­кундами» будут сами организмы. Какие именно из них выбрать за эталонные единицы для всего живого - вопрос науки. Сам Вернадский считал мерными единицами деля­щиеся бактерии. Их изучение должно дать нам представ­ление о внутреннем строении пространства и времени.

На основании исторического материала крупный рус­ский ученый В.М. Бехтерев сделал вывод, «что везде и всюду появление коллективной деятельности, как и прояв-


ление индивидуальной жизни, подчиняется закону ритма, имеющего, таким образом, всеобщее значение». Человек как биосоциальное существо фокусирует в себе многооб­разие ритмов, порожденное биологической и социокуль­турной эволюцией.

Вся человеческая деятельность - от организма до ис­тории - пронизана самыми разнообразными ритмами. Так, специальный анализ выявил строгие закономерности в ритмических процессах центральной нервной системы животных и человека. Эти закономерности отражают чув­ствительность нервных процессов к скорости и ускорени­ям внешних ритмических воздействий. На основе этого выдвигается предположение о возможности возникновения более высоких, а именно, психологических форм отражения на основе филогенетически древних собственных ритмичес­ких образований мозга.

У каждого живого существа и у каждой социальной системы есть свой внутренний ритм. Но все они настраи­ваются на те колебания, которые оказывают на них вли­яние, и вынуждены приспосабливаться к ним тем больше, чем колебания сильнее. Могут быть и конкурирующие ритмы, но побеждают более мощные. И среди них вне кон­куренции стоит Солнце как колебательный источник энер­гии, влияющий на все живое на Земле. Если оно оказыва­ет влияние и на общественные явления, то их изучение ста­новится крайне важным для настройки на солнечные и другие космические колебания, особенно если те носят пе­риодический характер. Космическое влияние следует рас­сматривать в синтезе с внутренней цикличностью биологи­ческой и социальной жизни.

В то же время Солнце, как внешний и мощный источ­ник энергии, настраивает все земные процессы, в том чис­ле и в обществе. Циклы Солнца - это часы, регистриру­ющие смену его активности. И если бы удалось устано­вить, что смена солнечной активности связана со сменой социальных форм общественной жизни, то можно было бы говорить о настройке социальных циклов на солнечные или хотя бы о влиянии солнечной цикличности на соци­альные перемены. И если бы связь удалось установить, то человечество получило бы в свои руки мощный ускоритель полезных эффектов и гаситель негативных. Например,


было бы известно, когда лучше начинать крупные рефор­мы в обществе - в год негативного или пассивного Сол­нца. Проведение перемен и их прогнозирование осветилось бы разумом более высокого порядка. Конечно, необходи­мо исследовать и использовать весь комплекс космических ритмов для настраивания социальных процессов. Поэтому конечная цель изучения всех ритмических процессов - это сознательное управление ими в пределах человеческих возможностей.

Основателем гелиобиологии является известный русский ученый АЛ. Чижевский. Его основная научная линия - исследование влияния солнечной активности на все живое.

Главная идея А.Л. Чижевского - это связь истори­ческих событий с солнечной активностью. Вот одна из его центральных мыслей, высказанная в книге «Физические факторы исторического процесса»: «Более или менее дли­тельные исторические события, продолжающиеся в тече­ние нескольких лет и получающие решительное проявле­ние в эпоху максимума солнцедеятельности, а также со­путствующая этим событиям эволюция идеологий, массо­вых настроений и пр., протекают по всеобщему историче­скому циклу, претерпевая следующие ясно обнаруживаемые этапы:

I период минимальной возбудимости;

II период нарастания возбудимости;

III период максимальной возбудимости;

IV период падения возбудимости.

Эти четыре этапа (назовем их периодами) стремятся быть вполне одновременными с соответствующими им эпо­хами солнцедеятельности: минимумом пятен, нарастани­ем максимума, максимумом и убыванием максимума с переходом в минимум».

Такова, если говорить предельно кратко, идея функци­ональной связи общественной возбудимости (войн, револю­ций, массовых движений) с солнечной активностью. Связь эта, если она есть, может быть только статистической, т. е. не соблюдаться во всех случаях. И это понятно, потому что на любое социальное явление влияет множество факторов. Из них мы обычно отдаем приоритет экономическим и политическим противоречиям - социальным двигателям исторического прогресса. Тем не менее, если эта связь хотя


бы в небольшом числе случаев имеет место, она должна исследоваться и учитываться. Необходимость этого важна еще и потому, что она, возможно, ведет к доказательству великой гипотезы об универсальности явления циклично­сти всех земных и космических процессов. «И кто зна­ет, - пишет А.Л. Чижевский, - быть может, мы, «дети Солнца», представляем собой лишь слабый отзвук тех виб­раций стихийных сил космоса, которые проходят окрест Земли, слегка коснулись ее, настроив в унисон дотоле дре­мавшие в ней возможности...» Там же он пишет: «Среди великого разнообразия массовых явлений в разные времена перед нами всей ясней и ясней обнаруживается стихийный ритм в их жизни, одновременность в биении их пульса, одновременные смены мощных подъемов и глубоких паде­ний. И представим себе, что мы изучили этот ритм, овла­дели им так, что можем управлять, можем прогнозировать подъемы и спады. Представим и поймем, как возрос бы эффект наших действий и скольких потерь можно было избежать, что дает такая методика для выявления новых закономерностей в мировой истории».

Изучив историю 80 стран и народов за 2 500 лет, А.Л. Чижевский показал, что с приближением к годам мак­симума солнцедеятельности количество исторических собы­тий с участием масс увеличивается и достигает своей наи­большей величины в эти годы. Наоборот, в минимумы актив­ности солнца наблюдается минимум массовых действий.

Всегда считалось, что из прошлого можно извлекать уроки для будущего, ибо в основе эволюции общества ле­жит вполне определенная ритмичность (ее анализ дан в известной 12-томной работе А. Тойнби «Исследования по истории»). Эта ритмичность оказывала помощь в предви­дении тенденций развития общественной системы или ее подсистем. Например, исследование исторических колеба­ний в развитии экономики привело к открытию в ней за­конов циклов, которые используются в процессе планиро­вания будущего. Однако мы живем в эпоху, не имеющую исторического прецедента, в эпоху невиданных раньше из­менений и открытий. Поэтому весьма опасно экстраполи­ровать тенденции прошлого на будущее, ибо механизмы саморегуляции общественной системы оказались неэффек­тивными.