Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Конспект организованной деятельности по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа на предложе

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 «Солнышко» комбинированного вида»

«Составление творческих рассказов и сказок в старшем дошкольном возрасте»

Составила:

воспитатель

Коковина Л.Б.

г.Оленегорск, 2013г

«Уметь общаться – в счастье купаться».

народная мудрость.

Вы знаете, что проблема речевого развития детей в настоящее время – одна из самых актуальных. Современные дети, к сожалению, очень мало общаются. Часто единственными собеседниками ребенка становятся компьютер, телевизор. Ограничение речевого общения приводит к тому, что дети не умеют выражать свои мысли, имеют ограниченный, часто искаженный словарный запас, бедный эмоциональный уровень – и как следствие, низкие коммуникативные умения.

Все эти проблемы знакомы как воспитателям, так и учителям. Поэтому в своей работе я обращаю особое внимание на речевое развитие детей. Начала эту работу с самого раннего возраста, когда у детей еще есть желание общаться, когда они учатся говорить.

Обучение детей составлению творческих рассказов и придумывание сказок, является одним из интереснейших приёмов развития связной речи в детском творчестве старших дошкольников.

Первые элементы литературного детского творчества появляются у ребёнка в возрасте с 1-го года до 3-х лет, когда он учится говорить, манипулировать звуками и использовать слова в разных сочетаниях. В этот период, литературное детское творчество является частью игры и его сложно отделить от других видов детского творчества, ребёнок одновременно рисует, сочиняет изображенную историю, напевает и пританцовывает. Постепенно под руководством взрослого, литературное творчество у детей приобретает выраженное направление (поэзия, проза), приходит понимание социальной ценности литературного произведения, а также значимости процесса его создания. Более массовый характер литературное детское творчество приобретает в период обучения в школе, когда дети пишут сочинения, эссе, очерки и рассказы.

Детское творческое воображение зависит от нескольких факторов, в разные возрастные периоды развития ребёнка: накопленный опыт, среда обитания и его интересы. Существует мнение, что воображение у детей намного богаче, чем у взрослых. Согласно работе французского психолога Т. Рибо , ребёнок проходит три стадии развития воображения:

1. детство. Представляет собой период фантазии, сказок, вымыслов.

2. юность . Сочетает осознанную деятельность и вымысел.

3. зрелость. Воображение находится под контролем интеллекта.

В творческой деятельности ребёнка педагоги, психологи выделяют три основных этапа:

1. Формирование замысла. На этом этапе у ребёнка возникает идея (самостоятельная или предложенная взрослым) создания чего-то нового. Чем младше ребёнок, тем больше значение имеет влияние взрослого на процесс его творчества. В младшем возрасте только в 30 % случаев, дети способны реализовать свою задумку, в остальных - первоначальный замысел претерпевает изменения по причине неустойчивости желаний. Чем старше становится ребёнок, тем больший опыт творческой деятельности он приобретает и учится воплощать изначальную задумку в реальность.

2. Реализация замысла . Используя воображение, опыт и различные инструменты, ребёнок приступает к осуществлению идеи. Этот этап требует от ребёнка умения владеть выразительными средствами и различными способами творчества (рисунок, аппликация, поделка, механизм, пение, ритмика, музыка).

3. Анализ творческой работы. Является логическим завершением первых этапов. После окончания работы, ребёнок анализирует получившийся результат, привлекая к этому взрослых и сверстников.

В своей работе определила главную цель – развитие связной монологической речи. Для успешного её решения определила ряд задач:

· Обогащение словаря.

· Формирование умения составлять текст по сюжетным картинкам (по рисунку).

· Умение ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты

· Формирование умения грамматическому и фонетическому построению фраз.

· Обучение активному участию в беседе, отвечая на вопросы и задавая их, пересказывать небольшие литературные произведения,

· Составление рассказов из личного опыта.

· Повышение уровня эмоционального развития.

· Воспитание интереса к детскому творчеству.

Для обогащения активного словаря детей, повышения уровня эмоционального развития я использовала симбиоз игры и сказки. В этом нам очень помог кукольный театр.

Мы обыгрывали сказки, которые дети знают с самого раннего детства (перечислить). На примере сказки можно активизировать речевое общение детей, найти индивидуальный подход к каждому малышу. В сказке каждому найдется роль: роль активного собеседника или роль – действие. (Пример сказки «Колобок» эпизод:

Почему дед попросил испечь бабку колобок?

Он работал в огороде, устал, захотел есть.

Как бабка пекла колобка?

Взяла муки, яйца, налила воды, замесила тесто.

Почему колобок укатился от бабушки и дедушки?

Ему стало скучно, грустно, неинтересно, пошёл смотреть мультики…он захотел найти себе друзей

Катился колобок по дорожке … Что он мог увидеть по пути?

Цветочки растут, грибы, бабочки летают …

Грустного, Зайчик гулял в лесу и заблудился.

Как же помочь зайке?

Последующие занятия позволят выдвинуть на первый план детей с менее активной позицией, а детей-лидеров помогут приучить к выдержке, сдержанности, научат быть внимательными к другим. Такие драматизации знакомых сказок помогали развитию общения со взрослыми и сверстниками, проявлять умение слушать и понимать обращенную к ним речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно их задавать.

Для того чтобы ребёнок стал придумывать рассказы, сказки, я использовала приём «Динамических картинок». Рассматривая такие картинки, дети постепенно рассказывали сюжет, дополняя его выдуманными историями. (пример Сутеев). Использовала и такой приём. Детям читался простой рассказ или сказка с ярко выраженной динамикой действия («Репка», «Колобок»…), а затем предлагалось изобразить любой эпизод произведения. По окончании работы выкладывался видеоряд, по которому дети могли пересказать сказку (рассказ)

В дидактических играх: «Веселые картинки», «Чудесный мешочек» из которого выкладывались друг за другом картинки или игрушки в бессмысленном порядке, формировалось умение детей связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты

(Вопросы?).

Во время обучения умению составлять простейшие, по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, уделяла внимание грамматическому и фонетическому построению фраз (использование прилагательных, синонимов, антонимов). Учила правильно строить композицию сюжета, (оформлению их содержания), зачин (начало) – сюжет (середина) – конец (вывод), что помогло формированию у детей представления о построении рассказа или сказки. Всё это способствовало овладению связной монологической речью детей, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребенка к обучению в школе.

Умение ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты. Обучение активному участию в беседе, отвечая на вопросы и задавая их («Чудесный мешочек» Чьи вещи?, Какой характер)

Если возникали трудности, помогала ребенку, используя цепочку вопросов.

Примерная цепочка вопросов для детей 3-4 лет

Жил-был (кто?)

Как его звали?

С кем он дружил?

Пришел кто?

Примерная цепочка вопросов 5-7лет

Жил – был (кто?)

Какой он был?

Что умел делать?

Пошел гулять куда? Искать (что, кого?)

Встретил (кого? Что?)

Кто у него друг?

Как он мог помочь другу?

Что стало с друзьями?

При всем многообразии принципов дошкольной дидактики, используемых в работе, ведущим остается принцип наглядности. (Беседы, занятия о художниках-иллюстраторах – Сутеев.)

Развитие речи детей будет более эффективным, если как можно больше читать, разговаривать с ребенком, а также играть в развивающие игры и упражнения с предметными и сюжетными картинками, иллюстрациями из сказок

Грамматический строй речи:

Синонимы

Цель : Объяснить детям что существуют слова, обозначающие одно и то же значение, но звучащие по-разному

Маленький - крошечный

Зима - зимушка

Антонимы и противоположные слова.

Большой – маленький

Веселый – грустный

Высоко – низко

Игра : «Что делают предметы?»

Цель: Знакомить детей со словами, обозначающими действие предмета. Закреплять умение распознавать графические символы действий, согласование существительных с глаголом.

Игра : «Времена года»

Зима какая? (Снежная, холодная, белая, хрустальная, студёная, злая, пушистая, новогодняя…).

Цель: Учить детей активно использовать в речи прилагательные, помочь ребенку увидеть «похожесть» друг на друга разнообразных предметов, объектов, явлений, способствовать развитию наблюдательности.

Связная речь:

Игра: «Найди по описанию»

Цел: формировать умение составлять описательный рассказ.

Ход игры : ребёнку предлагается описать предмет, не называя его., остальные дети отгадывают его и находят в группе.

Игра : «Веселые картинки»

Цель: Развивать воображение, фантазию, творческие способности, учить детей сочинять, пересказывать сказки, рассказы по предметным, сюжетным картинкам.

Ход игры : (картинки выкладываются друг за другом в бессмысленном порядке при составлении рассказа содержание последующей картинки нужно связать с предыдущей)

Такая работа привела к тому, что дети постепенно сами начали сочинять рассказы, сказки.

С удовольствием рисовали к ним иллюстрации и наоборот – рисовали, а затем сочиняли. Дети очень увлеклись таким занятием, и результатом стало создание в группе папки «Сказки нашей группы». (Презентация на родительском собрании).

Надо отметить, что важной особенностью детского творчества является то, что основное внимание уделяется самому процессу, а не его результату. То есть важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового. Я отмечала оригинальность и самобытность работы каждого ребёнка, Старалась, чтобы творчество стало обязательным элементом гармоничного развития личности ребёнка.

Чтобы дети во время придумывания по рисунку не теряли интерес к сочинительству, я старалась эмоционально реагировать на каждое предложение и действие. Если дети затруднялись, помогала додумывать окончание истории.

Женя и Наташа могли сначала придумать историю, а после ее проиллюстрировать самостоятельно.

Помогали мне в этой работе и родители, дети составляли дома рассказ или сказку, они записывали и приносили в группу. Все рассказы мы обязательно зачитывали, обсуждали с детьми.

Одним из важных достижений в развитии речи детей стало словотворчество.

В рассказах детей встречаются такие интересные слова: «Чудик» - странное существо, жил – белый, пребелый аист, «острозубы» - динозавры. Дети придумывают имена героям своих рассказов – Энилус, Элюза,

Классические примеры детского словотворчества приводит К.И. Чуковский: морщинки на лбу - "сердитки", "глазки выньми", "журчей"... "вот притонула, а вот вытонула". Замечательный мастер слова пишет, что только глухонемой не заметит изысканной пластики и тонкого смысла этих двух слов. Притонуть - не то что утонуть, это утонуть на время, чтобы в конце концов вынырнуть. К.И. Чуковский объясняет такое детское творчество копированием речи взрослого. Но ребенок обращается со словами по-своему. "Сам того не подозревая, он (ребенок) направляет все свои усилия к тому, чтобы путем аналогии усвоить созданное многими поколениями взрослых языковое богатство. Но применяет он эти аналогии с таким мастерством, с такой чуткостью к смыслу и значению тех элементов, из которых слагается слово, что нельзя не восхищаться замечательной силой его сообразительности, внимания и памяти, проявляющейся в трудной повседневной работе".

Такое неосознанное словесное творчество Корней Иванович Чуковский назвал одним из самых изумительных феноменов детства.

Результаты диагностики в конце старшей группы показали, что уровень развития связной монологической речи значительно повысился.

Степаненко Олеся Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 2 "Сказка"
Населённый пункт: Алтайский край Кулундинский район с. Кулунда
Наименование материала: Конспект занятия по развитию речи в старшей группе детского сада
Тема: СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА "ЗИМА".
Дата публикации: 22.08.2016
Раздел: дошкольное образование

Занятие по развитию речи в старшей группе на тему:
СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА «ЗИМА».
Цель: - учить детей составлять небольшой описательный рассказ, используя различные типы предложений; подбирать нужные определения к заданным существительным. Задачи: - учить составлять предложение о зиме, развивать внимание и память у детей при помощи игры « живые слова »; - упражнять детей отвечать на вопросы, при помощи игры «Живые слова», при этом громко произносить: одно слово, все слова по порядку, оставшиеся слова по порядку, называть слова вразбивку; - упражнять детей в отгадывании загадок; - отрабатывать произношение звуков [З], [С]; - закрепить знания о зиме, снеге, состоянии деревьев зимой, о жизни птиц зимой, о видах зимних игр; - ознакомить ребят с игрой «живые слова»; Интеграция образовательных отраслей: Чтение художественной литературы, Физическая культура, Познание (окружающий мир), Экологическое образование. Предварительная работа: ознакомление с предложением, звуками [З], [С], беседа о зиме, о жизни птиц зимой, рассказ о видах зимних игр, прогулка на природе, рассматривание снега, деревьев зимой.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, послушайте загадку: Наступили холода, Перестал медведь реветь, Обернулась в лёд вода. В спячку впал в бору медведь. Длинноухий зайка серый Кто скажет, кто знает: Обернулся зайкой белым Когда это бывает?
Конечно, такое бывает только зимой. А сейчас какое время года наступило? Сегодня мы с вами, ребята, поговорим о зиме. К нам в гости пришёл зимний гость (снеговик), он хочет узнать, насколько хорошо вы знаете зиму. Посмотрит, как вы отгадываете загадки, послушает, в какие игры вы играете зимой. Вспомните, что бывает только зимой? Чем зима отличается от других времён года? (Зимой холодно, мороз, идёт снег). Как вы думаете, какого цвета больше всего зимой? Почему? Вот и поэтесса Елена Трутнева тоже это заметила и рассказала нам в своём стихотворении. Давайте послушаем и убедимся, правы ли мы, когда говорим, что зимушка – зима белая? Воспитатель читает: Белой краской выкрасила Всё подряд зима: Лес и поле белые, Белые луга, У осин заснеженных Ветки как рога. -Что вы узнали из этого стихотворения о зиме? Какая погода бывает зимой? (холодная, снежная, морозная, вьюжная). Назовите первый месяц зимы. -Какой снег зимой? Когда мы идём по снегу, что с ним происходит? (Хрустит, скрипит, песенку поёт). -Что происходит зимой с деревьями? (Они отдыхают, спят, укрывшись снегом, как одеялом). -Как живётся зимой птицам и зверям? (Зимующие птицы не боятся снега, но в большой мороз им бывает холодно. Поэтому птицам надо помогать. А звери прячутся от мороза в своих норках). - Какими словами можно сказать о зиме, какая она? (Снежная, морозная, красивая, сверкающая, вьюжная). А сейчас придумайте сами рассказ о зиме. Расскажите, какое зимой бывает солнце, какая стоит погода. Используйте в своих рассказах слова, которые вы подбирали о зиме, о погоде, о снеге.

Разминка
Закружились, завертелись (покружиться на месте) белые снежинки Вверх взлетели белой стаей (руки поднять) Белые пушинки (покружиться на носках) Чуть затихла злая вьюга (опустить руки, встать прямо) Улеглись повсюду (присесть, руки к полу) Заблистали, словно жемчуг (встать, руки вперёд) Все дивятся чуду (развести руки в стороны). Заискрились, засверкали (руками выполнить движение "ножницы") Белые подружки. Заспешили на прогулку (шаги на месте) Дети и старушки. Ребята, скажите, за что вы любите зиму? В какие игры можно играть зимой? (Играть в снежки, лепить снеговика, кататься с горки на ледянке, кататься на санках, на коньках, побарахтаться в снегу). К вам в гости пришёл снежный зимний гость (снеговик), принёс с собой загадки и игры. Они летят быстрее ветра, И я лечу с них на три метра. Вот мой полёт закончен. Хлоп! Посадка мягкая в сугроб (санки). Деревянные кони По снегу скачут, А в снег не проваливаются (лыжи). Жил я посреди двора, Где играет детвора, Но от солнечных лучей Превратился я в ручей (снеговик). Всё лето стояли, Зимы ожидали. Дождались поры, Помчались с горы (санки). Льётся речка – мы лежим. Лёд на речке – мы бежим (коньки).
Сейчас мы ребята с вами поиграем в игру, которая называется «Летящие снежинки». Вы (указывает на половину группы) будете снежинки, а вы (вторая половина) – ветер. Когда ветер дует, снежинки кружатся. Игра повторяется два раза, подгруппы меняются местами. Сегодня мы сказали и вспомнили много разных слов о зиме: холодная, снежная, вьюжная, морозная; о снеге: пушистый, белый, искристый, хрустящий. Ребята, а вы умеете играть с куклами, машинами? А знаете ли вы, что со словами тоже можно играть? Хотите я вас научу? (Да!) Эта игра называется «Живые слова», потому что в ней словами становятся дети. Кто хочет быть словом? (по желанию вызываются трое детей). Теперь вы не обычные дети, а дети – слова. Ты, Настя, - слово
деревья.
Какое ты слово, Настя? Скажи громко (деревья). Дети, каким словом стала Настя? Диана – слово
покрыты.
Какое ты слово, Диана? Дети, каким словом стала Диана? А Ксюша слово – снегом. (Аналогично задаётся вопрос Ксюше и всей группе). Наши «слова» стоят по порядку. (Показывает направление: слева направо). Настя скажет своё слово и даст руку Диане, Диана скажет своё слово и даст руку Ксюше. Последней своё слово скажет Ксюша, а все будут слушать. Начали. Про что сказали эти слова? (Про деревья). Что они сказали про деревья? (Деревья покрыты снегом). Какое первое слово? Потом какое? Последнее какое? (Дети отвечают). Какое слово Диана? Покажи слово
снегом.
Теперь я хлопну в ладоши и слова наши пойдут и встанут в любое место группы, где захотят. А когда позову: «Слова», ко мне!» - снова встанут по порядку. (Воспитатель хлопает, слова расходятся по группе.) «Слова» наши ушли. Вы хорошо их запомнили? Где слово
покрыты
? Какое слово стоит у окна? А вы помните, что они сказали? (Дети отвечают на вопросы и повторяют предложение). Я снова позову слова, а вы проверьте, правильно ли они встанут: «Слова», ко мне!» (Дети – слова подходят и встают по порядку.) Мы сейчас проверим, правильно ли встали наши «слова». Называйте свои слова. Педагог следит за тем, чтобы дети громко и правильно произносили своё слово и после этого брали за руку рядом стоящего. Если дети – «слова» ошибутся (встанут не в том порядке или неточно произнесут своё слово,) их
исправляют дети с мест. После этого воспитатель снова спрашивает о последовательности слов. - Настя, подойди и покажи последнее слово. Ваня, назови это слово (
снегом
). Скажи громко, какое ты слово? (Обращается к ребёнку, обозначающему слово
снегом
). Правильно, это слово
снегом.
(Предлагает слову
снегом
сесть на место). Теперь не стало слова
снегом
. Кто может назвать слова, которые остались? (Деревья покрыты). Давайте проверим. «Слова», назовите себя. Если слова забудут взять друг друга за руки, педагог спрашивает: «Что забыли сделать слова? Слова всегда должны держать друг друга за руки». Воспитатель предлагает «слову»
покрыты
сесть на место. Какое слово у нас осталось? (
деревья
). Правильно, у нас осталось только одно слово
деревья
и ему некого взять за руку. (Предлагает ребёнку сесть на место). Вот мы и познакомились с игрой «Живые слова». Почему так называется игра? Правильно, потому что «словами» были дети. Они громко произносили свои слова, брали друг друга за руки, расходились по группе и снова вставали по порядку. В следующий раз мы снова будем так играть. А сейчас мы будем выполнять упражнения на произношение звуков. Сегодня у нас два интересных звука [
З]
и [
С].
Послушайте небольшой стишок: Зимний звон, зимний звон На заре со всех сторон. Зимним утром от мороза На заре звенят берёзы (В. Суслов). Какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении? (З) Назовите слова, в которых есть звук [
З].
А теперь послушайте ещё одностихотворение: Есть у Сани снегокат. Есть у Сани сани. Дайте Сане снегопад - он катать всех станет. Какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении? (С) Назовите слова, в которых есть звук [С]. Послушайте скороговорку:
У Зины зимой зябнет нос.
Скажем её медленно, а теперь быстрее. Какай звук вы слышите в этой скороговорке?
Ещё скороговорка:
У маленькой Сани сани едут сами.
Произнесём её медленно, а теперь быстрее и очень быстро. А какой звук вы слышите здесь? Ребята, о чём мы с вами говорили сегодня на занятии? (о зиме). - Какая зима? Какие звуки сегодня проговаривали? В какие игры играли? Ребята, вы большие молодцы. Наш гость посмотрел, что вы хорошо занимались, отвечали на вопросы и принёс за это вам раскраски про зиму. Воспитатель раздаёт детям раскраски с изображением зимних пейзажей.

Антипова Екатерина Григорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 24 "Ручеек"
Населённый пункт: Мурманская область, город Кандалакша
Наименование материала: Конспект НОД по развитию речи в старшей группе
Тема: Составление рассказа из личного опыта "Дом, в котором я живу".
Дата публикации: 08.03.2017
Раздел: дошкольное образование

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе.

Тема: Составление рассказа из личного опыта «Дом, в котором я живу».

Цель: Развитие связной речи. Составление рассказа на тему «Дом, в котором я живу», опираясь на

собственный опыт.

Задачи:

Образовательные задачи :

Обучать детей составлять рассказ, опираясь на личный опыт; - способствовать формированию

развёрнутого связного высказывания.

Развивающие задачи :

Развивать у детей логическое мышление,внимание и долговременную память;

Развиватьумение пользоваться распространённым предложением; относительными

прилагательными, сложными словами;

Развивать умение строить высказывание;

Развивать общую моторику.

Воспитательные задачи :

Воспитывать нравственные качества;

Формировать положительную установку детей на участие в занятии, навыки сотрудничества,

самостоятельности и инициативности.

Оборудование: опорная картина для составления рассказов, картинки домов, сундук с заданиями,

картинки со строительными материалами.

Ход занятия:

Организационный момент

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас гости! Дружно поздороваемся с ними!

Психогимнастика (на ковре)

Теперь встанем в круг и поприветствуем друг друга. Настал новый день! Сейчас мы улыбнемся друг

другу! Как хорошо, что мы встретились, что все мы здоровы и в хорошем настроении! А сейчас

сделаем солнышко, будем подавать друг другу руки- лучики и называть свое имя. Я- лучик Екатерина

Григорьевна, а ты?

Вводная часть .

Ребята, сегодня, придя на работу, я обнаружила сундук, но я не стала его открывать без вас. Вам

интересно, что в нем находится? Посмотрим?

Дети: Да!

Воспитатель: Ребята, здесь какое- то письмо. Прочитаем?

Дети: Да!

(воспитатель зачитывает письмо)

Здравствуйте, ребята, пишет вам поросёнок Наф-Наф из сказки « Три поросёнка». Хочу вас

попросить помочь моим братьям построить крепкие, кирпичные дома. Посылаю вам с сундук с

заданиями. Если верно выполните все задания, то окажете поросятам большую помощь! За каждое

выполненное задание, вы будете получать строительные материалы для строительства домиков для

моих братьев.

Воспитатель: Ребята, вы хотите помочь поросятам?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Попробуем помочь?

Основная часть.

(воспитатель зачитывает задания Наф-Нафа)

Письма- задания из сундука.

Задание 1.

Ребята, помогите, пожалуйста, отгадать загадку.

Вот огромный шумный мир,

В нем четыреста квартир,

Пять подъездов, домофоны,

Остекленные балконы.

Воспитатель: Все правильно! Молодцы! За выполнение этого задания наши поросята получают

доски для строительства пола и потолка!

(воспитатель показывает картинку с досками)

Задание 2.

Дети. Мы знаем, что дома бывают разными. А как они называются?

Игра «Назови, какой?» (выставляю картинки)

Цель: образование относительных прилагательных.

Дом из кирпича – (кирпичный),

… из камня – (каменный),

… из дерева – (деревянный),

… из панелей – (панельный).

(Для детей младшей группы)

(Убираю картинки, оставляю одну).

- Каких домов не стало?

(Не стало кирпичного дома, деревянного дома, каменного дома)

- Остался, какой дом? (панельный).

-Из каких частей он состоит? (крыша, стены, окна, двери….)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы всё назвали правильно! Поросята получают кирпичи!

(воспитатель показывает картинку с кирпичами).

Задание 3.

Ребята, а сейчас мы предлагаем вам мяч покидать и слова наоборот назвать.

Игра «Скажи наоборот» (с мячом)

Цель: усвоение антонимов.

Мой дом высокий, а мой дом (низкий).

Мой дом светлый, а мой дом (тёмный).

Мой дом одноэтажный, а мой дом (многоэтажный).

Мой дом большой, а мой дом (маленький).

Мой дом старый, а мой дом (новый).

Мой дом стоит слева от дороги, а мой дом стоит (справа) от дороги.

Мой дом стоит на широкой улице, а мой дом стоит на (узкой) улице.

Воспитатель: Все верно! Молодцы! За выполнение этого задания поросята получают цемент.

(воспитатель показывает картинку с цементом).

У нас у каждого есть свой дом, где тепло и уютно и всегда нам рады.

Задание 4.

«Ребята, к сожалению, у нас нет своего домашнего адреса. А у вас есть? Интересно знать, где

вы живете?»

Беседа по вопросам .

На какой улице стоит ваш дом?

Сколько в нем этажей, на каком этаже ты живешь, из какого материала построен твой дом, какая у

тебя квартира?

Что расположено рядом с вашим домом? (магазин, парк и т.д.)

Кого вы рады видеть у себя дома?

Воспитатель: Всё правильно! Молодцы! За выполнение этого задания наши поросята полуют

черепицу, чтобы покрыть крышу.

(воспитатель показывает картинку с черепицей).

Задание 5.

Дети Наф-Наф предлагает нам немного размяться.

Физкультминутка «Маляры».

Маляры пришли втроём, шагают на месте

Обновили старый дом: изображают «крышу» над головой

Был облезлый, скучный, голый – «красят»

Стал нарядный и весёлый. «крыша» над головой

Задание 6.

Вы так много говорили о своём доме. Кто из вас хочет рассказать всё о своём доме?

(Дети составляют рассказы)

Дети. Вы такие молодцы! Справились с последним заданием. Помогли нашим поросятам получить

еще один строительный материал: банку с краской. Теперь их дом будет не только крепкий, но и

красивый.

3. Итог занятия .

Ребята, что мы сегодня делали на занятии? Кому помогали?

У нас получилось?

Что было трудно?

Ребята, вы отлично справились со всеми заданиями! Теперь братья Наф-Нафа смогут построить

свои крепкие и уютные дома.

Цели:

Обучать детей составлять рассказ, опираясь на личный опыт;

Способствовать формированию развёрнутого связного высказывания;

Закреплять навыки фонематического анализа и синтеза.

Развивать у детей логическое мышление и долговременную память;

Развивать умение строить распространённые предложения; относительные прилагательные, сложные слова;

Развивать умение строить высказывание, опираясь на готовый план;

Развивать общую моторику.

Воспитывать нравственные качества;

Формировать положительную установку детей на участие в занятии,

Навыки сотрудничества, самостоятельности и инициативности

Оборудование: схемы для составления рассказов, картинки домов, мяч.

Ход занятия:

Организационный момент .

Чтобы узнать, о чём мы будем сегодня говорить, по первым звукам названий картинок отгадайте слово (дом) .

Вводная часть .

Дома бывают разные, давайте их назовём.

Игра «Назови, какой?» (выставляю картинки)

Цель: образование относительных прилагательных.

Дом из кирпича – (кирпичный),

… из камня – (каменный),

… из дерева – (деревянный),

… из панелей – (панельный).

(Убираю картинки, оставляю одну).

Каких домов не стало?

(Не стало кирпичного дома, деревянного дома, каменного дома)

Остался, какой дом? (панельный) . Из каких частей он состоит?

Что можно о нём сказать, он какой? – многоэтажный, панельный, высокий, светлый, уютный, тёплый….

Игра «Скажи наоборот» (с мячом)

Цель: усвоение антонимов .

Мой дом высокий, а мой дом (низкий).

Мой дом светлый, а мой дом (тёмный).

Мой дом одноэтажный, а мой дом (многоэтажный).

Мой дом большой, а мой дом (маленький).

Мой дом старый, а мой дом (новый).

Мой дом стоит слева от дороги, а мой дом стоит (справа) от дороги.

Мой дом стоит на широкой улице, а мой дом стоит на (узкой) улице.

Объявление темы .

У каждого есть свой дом, где тепло и уютно и всегда нам рады. Вот о таком доме мы сегодня и будем рассказывать.

Беседа по вопросам .

На какой улице стоит ваш дом?

Опишите свой дом так, чтобы его могли представить себе другие люди: сколько в нём этажей, на каком этаже вы живёте, из какого материала построен ваш дом, какая у вас квартира?

Что расположено рядом с вашим домом? (магазин, парк, озеро и т.д.)

Почему возвращение домой для каждого человека это радость?

Кого вы рады видеть у себя дома?

Физкультминутка «Маляры».

Маляры пришли втроём, шагают на месте

Обновили старый дом: изображают «крышу» над головой

Был облезлый, скучный, голый – «красят»

Стал нарядный и весёлый. «крыша» над головой

Составление рассказов .

Мы с вами так много говорили о доме. На какой улице он стоит, что находится рядом с вашим домом. Почему любите возвращаться в свой дом. А теперь глядя на эти схемы, расскажите о своём доме.

Рассказы детей .

(Дети составляют рассказы)

Ваши рассказы я обязательно запишу. А кто не успел рассказать о своём доме, нарисуете его. И мы с вами оформим книгу и назовём её «Дом, в котором я живу».

Итог занятия .

Как вы думаете, смогли бы мы прожить без дома?

Почему каждому человеку нужен свой дом? (ответы и рассуждения детей)


Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Шарьинский филиал ГОУВПО

Костромской государственный университет им. Некрасова


Контрольная работа

по курсу: Методика развития речи детей дошкольного возраста

на тему: Обучение детей старшей группы составлению описательных рассказов


Выполнила:

студентка 3 курса

специальность: «Педагогика и методика дошкольного образования»

Тончавина Евгения Валерьевна



Введение

1.Сущность, признаки и структура описательных рассказов

2.Особенности описательных рассказов детей старшего дошкольного возраста. Формирование у детей знаний о структурных частях текста

Методика обучения детей описанию игрушек и натуральных предметов

Заключение

Библиографический список


Введение


Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам.

Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления. Е.И. Тихеева писала: «Прежде всего, и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение».

В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется речь. Однако мыслительные и языковые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими. По мере того как ребенок растет, общение усложняется по своему содержанию, что в свою очередь ведет к усложнению речевых форм, в которых оно протекает.

Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи.

Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью, потому что необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа и т.д. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. В то же время монологическая речь опирается на мышление, логически более последовательное, чем в процессе диалога, разговора.

Монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении. Для того, чтобы она была полна и понятна для слушателя, в ней должны использоваться полные, распространенные предложения, наиболее точный словарь. Умение рассказывать играет большую роль в процессе общения. Для ребенка это умение является также средством познания, средством проверки своих знаний, представлений, оценок.

Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), сочинение рассказов по картине и серии сюжетных картинок.

Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но я хочу остановиться на обучении детей составлению описательных рассказов, поскольку составление описательных рассказов при опоре на восприятие - ценный вид речевой деятельности. Занятия такого типа способствуют повышению эффективности подготовки детей к школьному обучению.


1. Сущность, признаки и структура описательных рассказов


В детском саду придается особое значение формированию навыков рассказывания. Детей обучают связным высказываниям, которые характеризуются самостоятельностью, законченностью, логической связью между своими частями.

В дошкольном возрасте происходит овладение двумя типами устной монологической речи: пересказом и рассказом (в элементарной форме).

Рассказ - это самостоятельное составленное развернутое изложение какого-либо факта, события. Составление рассказа (по заданию) - более сложная деятельность, чем пересказ. Ребенок должен сам в соответствии с заданной темой определить содержание и выбрать речевую форму повествования. Серьезной задачей являются систематизация материала, изложение его в нужной последовательности, по плану (воспитателя или своему). Необходимо показать ребенку, что его рассказ нужен, поддержать естественную потребность высказаться, желание что-то сообщить слушателям. Важно, чтобы дети чувствовали радость и удовлетворение от своих рассказов, видели их пользу.

Рассказы по форме бывают сюжетные и описательные.

Описание - это изложение характерных признаков отдельного предмета или явления. Обычно описание носит деловой характер, в нем много точных определений, обстоятельств, но желательно, чтобы присутствовали элементы образности, которая так привлекает детей. Кроме того, описание должно быть лаконичным.

Описательному рассказу присущи своя структура, композиция. В начале его называется предмет (или сообщается краткое содержание картины), затем в соответствии с порядком обследования указываются характерные признаки, назначение и взаимосвязь частей и в заключение говорится о назначении предмета или действия с ним. Естественно, что описание какого-либо трудового или другого процесса опирается на его последовательность (т.е. последовательность выполняемых действий).

Существуют разновидности описательных рассказов: сравнительный и объяснительный рассказы.

В детском саду дошкольников учат составлять описание двух предметов с контрастными признаками, основанное на поэтапном сопоставлении их однозначных признаков (например, сначала по величине, далее по цвету, материалу, деталям, форме). Полезны и объяснительные рассказы с элементами рассуждения, доказательства, сопровождаемые показом называемых действий. Объяснить что-то другому лицу - значит подвести его в определенной последовательности к пониманию главных связей и отношений, характерных для того явления, о котором рассказывается. Например, ребенок может рассказать и объяснить товарищу, как использовать тот или иной предмет, игрушку, как играть в какую-либо игру.


2. Особенности описательных рассказов детей старшего дошкольного возраста. Формирование у детей знаний о структурных частях текста

описательный рассказ речевой дошкольный

Известно, что процесс развития речи у детей протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активности ребёнка в условиях речевой деятельности. О.Н. Сомкова, одна из авторов программы "Детство", разработчик раздела "Развитие речи детей", пишет, что исследования последних лет (М.В. Крулехт, Г.И. Вергелес, О.В. Солнцева и др.) свидетельствуют о том, что интенсивность развития ребёнка в деятельности (в данном случае речевой) прямо зависит от степени освоения им позиции субъекта этой деятельности. Чем активнее ребёнок, чем больше он вовлечён в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Педагогу важно побуждать детей к речевой деятельности, стимулировать речевую активность не только в процессе ежедневного общения, но и в процессе специально организованного обучения.

В старшей группе речь детей должна быть более разнообразной, четкой, последовательной, чем в средней. Однако, практика показывает, что часто рассказы детей старшей группы не всегда интересны по содержанию, могут быть не последовательно и не логично изложены, однообразны. Часто они состоят из простых назывных предложений. Наблюдается повторность, однообразие в подборе характеристик описываемых предметов и объектов, преобладание личных местоимений, вместо называния предметов. Дети не всегда правильно используют имеющийся у них словарный запас. Особенно это относится к употреблению союзов, предлогов, неправильного сочетания слов в предложении, неправильного порядка слов в предложении. Например, описывая ель, ребенок говорит: «Сначала у ней ствол толстый и коричневый, а потом все тоньше и зеленый » - вместо «Внизу ствол у ели толстый и коричневый, выше он становится тоньше, а на самом верху - тонкий и зеленый».

Дети неоправданно широко употребляют определения: «большой» и «маленький», нередко дают лишь приблизительную характеристику цвета, формы, мало используют слова типа «разноцветный», «одноцветный», «пестрый». («Кошечка белая, немножко коричневая. Хвостик у нее белый. Еще желтое есть»).

Указанные особенности речи детей не являются признаком функционального несовершенства. Развитый аппарат речи, имеющийся чувственный и речевой опыт дают возможность совершенствовать все стороны речи. Качество связной речи детей зависит от системы обучения их родному языку и в первую очередь от создания разнообразной и широкой речевой практики. Организация широкой речевой практики является необходимым условием для успешного решения задачи самостоятельного творческого использования слов. В связи с этим для развития связной речи ребенку необходимо предлагать материал, требующий анализа, обобщения, систематизации. Тогда от односложных высказываний ситуативного характера он перейдет к сложным формам контекстного речевого общения.


3. Методика обучения детей описанию игрушек и натуральных предметов


Методы и приемы, подбираемые воспитателем для обучения детей составлению описательных рассказов должны обеспечить сознательное и глубокое усвоение нарабатываемых детьми навыков. Главным направлением в методике работы по развитию речи и составлению описательных рассказов является постоянное и разнообразное сочетание в сознании ребенка слова и образа. Поэтому, прежде всего выделяются методы и приемы, которые связаны с расширением чувственного познания ребенка. На этой основе дети учатся самостоятельно описывать предмет или явление, у них развивается умение пользоваться более точными определениями предмета. Педагог должен стремиться, чтобы ребенок точно передавал результаты своих наблюдений.

В обучении рассказыванию применяются специфичные приемы, назначение которых - получить от ребенка связное высказывание, монолог (а не ответ словом, жестом, фразой). На первоначальном этапе занятия употребляются приемы, с помощью которых детям показывают примерный результат предстоящей им речевой деятельности (что от них требуется) и пути достижения этого результата (как это делается).

Приемы обучения рассказыванию: образец рассказа, частичный образец рассказа, дублер рассказа, разбор образца рассказа, предоставление плана рассказа, коллективный разбор плана рассказа, коллективное составление рассказа, составление рассказа по частям, окончание рассказа, начатого воспитателем, подсказ вариантов, привлечение детей к исправлению ошибок рассказывающего ребенка, подсказ словом или предложением, оценка рассказа.

Рассмотрим подробнее вышеуказанные приемы.

Образец рассказа - это краткое, живое описание какого-либо предмета или события, доступное детям для заимствования по содержанию и форме.

В данном случае следует отличать познавательный рассказ воспитателя, предназначенный для слушания детьми, для расширения их кругозора, от рассказа-образца - дидактического приема, который предназначен для подражания.

Образец рассказа более других приемов облегчает процесс обучения, так как ребенку показывают результат, которого он должен достичь. Кроме того, образец определяет примерное содержание будущих рассказов детей, их объем и последовательность изложения, облегчает подбор словаря.

Применяется образец на первых ступенях обучения, а также в случаях постановки нового задания, чтобы помочь детям, не умеющим рассказывать.

Образец рассказа могут повторить 1-2 ребенка, рассказывающие плохо (это очень их простимулирует - ведь именно им доверили рассказать первыми!), при этом прямое подражание играет положительную роль, вызывая речевую активность. Однако не следует стремиться к дословному повторению образца, наоборот, следует поощрять элементы самостоятельности.

Как прямой обучающий прием образец рассказа используется чаще всего в начале занятия.

Разновидность этого приема - частичный образец. Он употребляется в процессе закрепления умения рассказывать, если детям трудно дается выполнение какого-либо задания, например, придумывание начала повествования об объекте или игрушке.

Весь рассказ целиком или его часть воспитатель может повторить по мере потребности и по ходу занятия (или привлечь к этому другого ребенка), можно включить его в оценку ответов детей (этот прием, применяемый в игровой форме в средней группе - например, от имени описываемого детьми медвежонка, который хвалит детей за правильное описание его характерных визуальных качеств, срабатывает и с детьми старшей группы - в чем я убедилась неоднократно на собственном опыте).

Как отмечалось выше, детям нужно показать не только результат предстоящей им речевой деятельности, но и средства его достижения. Поэтому, как правило, образец употребляется в совокупности с другими приемами, которые его поясняют, не допускают механического копирования и ведут к самостоятельной творческой работе мысли, что необходимо в процессе работы с детьми старшей группы. Так, можно предложить второй вариант рассказа - дублер образца, при сопоставлении которого с первым ярче выявятся общие закономерности построения повествования. Например, педагог последовательно описывает две разные игрушки и поясняет обязательные элементы этих описаний.

Педагоги старшей группы нашего детского сада используют такой прием, но несколько в ином ракурсе: дети самостоятельно последовательно описывают 2 различные игрушки (например, 2 игрушечных кошечек), что служит альтернативным образцом составления описательного рассказа для других детей; далее другие дети составляют рассказы о других игрушечных кошечках (детям на выбор предоставляются несколько игрушек) - а, поскольку кошечки имеют внешние отличия, рассказ не бывает однотипным, сухим, неэмоциональным, наоборот, дети творчески подходят к составлению рассказа).

Осознанному отбору речевых форм способствует такой прием, как разбор образца рассказа, который подводит к вычленению плана высказывания.

План рассказа - это 3-4 основных вопроса (пункта), определяющих содержание и последовательность изложения. Обычно после одного-двух занятий с образцом рассказа план становится самостоятельным, ведущим приемом обучения.

Поскольку дети старшей группы имеют (или должны уже получить в процессе обучения в течение учебного года) некий опыт в составлении описательных рассказов, можно план - в виде свободных поясняющих указаний предоставлять детям до образца рассказа (в этом случае дети более сознательно воспринимают правила построения высказывания), но употребление этого приема зависит от уровня подготовленности детей.

С планом воспитатель знакомит детей после сообщения общей темы рассказов, а также их характера. Для того чтобы разнообразить детские рассказы, педагогу надо заранее подготовить дополнительные пункты плана. Смена вопросов в процессе одного занятия активизирует детей, их внимание, кроме того, это средство индивидуализации заданий.

В старшей группе следует указывать детям на неполноту или непоследовательность рассказа (если это имеет место), привлекать их к дополнению ответов друг друга.

При этом педагог не только сам отмечает отступление от плана, но и привлекает детей к контролю за рассказами детей (О чем нужно сейчас рассказать? Что лучше рассказать сначала, чтобы всем было понятно?). В старшей и подготовительной группах полезно использовать прием воспроизведения плана детьми (привлекать детей к этому действию следует исходя из их индивидуальных возможностей). Педагог, не употребляя слово «план», предлагает всем про себя повторить, о чем и как они сейчас будут рассказывать, и вызывает одного-двух детей для ответа вслух). План следует сообщать четко, отделяя смысловыми паузами один пункт от другого, подчеркивая ударениями опорные слова в фразах. Таким образом, план - это распространенный и важный прием, с помощью которого ребенок учится описывать предметы, объекты, делать это не сумбурно.

Коллективное составление рассказа - это своеобразный прием, используемы в основном на самых первых ступенях обучения творческому рассказыванию. Преимущество этого приема в том, что в работе активно участвуют все дети. В процессе совместной деятельности дети получают наглядное представление о том, что значит придумывать рассказ, постепенно формируется их воображение. Но у этого приема есть и недостаток: дети упражняются в придумывании фраз, подборе слов - а речевая активность ограничена, т.к. они мало упражняются в монологической речи.

На некоторых занятиях применяется прием составления рассказа по частям, он облегчает задачу рассказчиков, так как уменьшается объем заданий. Благодаря ему занятие становится более разнообразным, интересным, а содержание рассказов становится глубже и полнее; кроме того удается спросить большее количество детей.

Вопросы в обучении рассказыванию играют второстепенную роль. Их задают обычно после того, как рассказ составлен, для уточнения его или дополнения. В процессе же рассказывания лучше использовать подсказ слова или предложения, исправление ошибки, что менее нарушит связность рассказа, чем вопрос.

Оценка также является обучающим приемом. Она применяется для того, чтобы дети подражали тому, что похвалил воспитатель, избегали того, что он осудил.

Таковы общие приемы обучения составления рассказов.

Рассказывание по восприятию имеет большое влияние на развитие ребенка, в том числе и на сенсорное. Только на основе ощущений и восприятий развиваются такие сложные психические процессы, как мышление, воображение. Психологами доказано, что при назывании вслух воспринимаемых предметов они различаются, осмысливаются быстрее, запоминаются более прочно. Ребенок, называя определенные свойства предмета, ярче их выделяет, т.е. упражняет свои ощущения и восприятия.

Поскольку дети учатся описывать предметы и объекты, которые они знают, видели, педагоги должны использовать эти рассказы в воспитательных целях. Необходимо, чтобы ребенок отражал реальные стороны предмета и правильно определял его назначение; в то же время нужно учить детей обращению с предметами (предлагать показать, как нужно держать ложку, как завязывать кукле шарф и т.д.).

Описание игрушек.

Занятиям по описанию игрушек должны предшествовать занятия по их рассматриванию, на которых дети учатся выделять детали и качества игрушек, овладевают соответствующим словарем. Некоторые особенности имеют эти занятия в средней группе на 1 этапе обучения. Желательно предъявить детям игрушки образные, с яркой индивидуальностью, чтобы ребенок имел возможность уловить «состояние» героя (кукла радуется, утенок смешно, медвежонок грустный) или демонстрировать их в движении. Иногда бывает целесообразно внести игрушки в групповую комнату минут за 5 до занятия, предложить детям рассмотреть их, потрогать, а в момент рассказа на занятии уже на давать в руки, так как на первых порах это может помешать ребенку сосредоточиться на построении высказывания. Можно обыграть появление знакомой игрушки, а затем этот персонаж обращается к детям с вопросами и просьбами что-то рассказать дополнительно (Расскажи о моей кофточке, о моем хвостике).Ведущие приемы обучения - образец описания, который дает воспитатель, план рассказа, подсказ, дополнения детей.

В старших группах такие занятия проводят реже, а игрушки подбирают более сложные. Хорошо, если описание такой игрушки требует определения пространственного положения ее частей, а также их материала и формы (игрушечные часы, телефон, плита, автобус). На одном и том же занятии задания следует дифференцировать: дети с более высоким уровнем развития могут описывать не одну игрушку, а статичную композицию из 2-3 предметов, указывая их расположение на столе, составлять описательный рассказ пары игрушек, сравнивая их по элементам. В большинстве же случаев игрушки вносят на занятие закрытыми и предъявляют детям по одной.

На первом занятии воспитатель дает образец и план рассказа (Какая это вещь? Какие у нее есть части? Для чего они нужны? Покажи и объясни, как используют эту вещь.). Ребенок, подойдя к игрушке, берет ее в руки, рассматривает, ощупывает и начинает рассказывать, демонстрируя объект описания всем присутствующим. Если рассказ не получается, можно предложить эту же игрушку для описания другим детям, чтобы наглядно показать, как нужно выполнять задание.

Воспитатель продумываете, кого вызвать для описания следующей игрушки, учитывая трудность задания и интересы детей. Иногда для оживления занятия он предлагает детям самим выбрать игрушку для описания, вызывает рассказывать по желанию.

Повысить интерес к рассказыванию помогают такие приемы: ребенку предлагают поставить рядом любые 2-3 игрушки и рассказать о них самому или вызвать для рассказа любого из детей.

После занятий с общим наглядным материалом можно провести 1-2 с индивидуальным раздаточным материалом. Допустимо подбирать разнородные игрушки, но они должны быть примерно одинаковой сложности, некрупные (это упростит их хранение и раздачу). Все объяснения, указания воспитатель дает детям в начале занятия, до того, как игрушки будут розданы; к раздаче и сбору можно привлекать дежурных. В процессе занятия предлагаются дополнительные задания, например для классификации предметов по цвету, назначению и т.д. Эти занятия подготавливают детей к дидактическим играм различных видов.

Описание натуральных предметов.

Большое воспитательно-образовательное значение имеют занятия, на которых предлагаются натуральные предметы, знакомые детям из жизненной практики, окружающие их, используемые в обиходе. Это могут быть объекты природы (овощи, листья, комнатные растения), орудия труда и т.д. Поскольку таким занятиям предшествовала работа с демонстрационными и раздаточными игрушками, эффективнее сразу использовать комплекты предметов по числу детей в группе для раздачи всем. Старший воспитатель должен постепенно накапливать подобные наборы, руководствуясь программой по ознакомлению с окружающим. Например, для старшей группы - умывальные, почтовые принадлежности (гашеные конверты, открытки, марки), швейные принадлежности (клубки и катушки ниток, наборы пуговиц, лоскутков, ножницы и т.п.), для подготовительной группы - школьно-письменные принадлежности, а также комплекты разнородных предметов (ключи, футляры, записные книжки, фонарики и т.д.).

Рассказывая, ребенок тут же поясняет назначение предмета и правила его использования, демонстрирует действия с ним (движения щетки при чистке зубов, закрепление конца нитки на катушке и т.д.). Поскольку в каждом комплекте имеются аналогичные предметы, отличающиеся несущественными признаками, дети могут составлять о них сравнительные рассказы. Занятия разнообразятся придумыванием загадок, чтением художественных текстов о предметах.

На других занятиях, а также на прогулках дети могут познакомиться с составлением рассказов-этюдов. Это небольшие образные описания особенно выразительных объектов и явлений природы, произведений прикладного искусства (свежий распустившийся цветок, вид вечерней опушки леса, кружевная салфеточка на темном фоне и т.п.).

Умение описывать предметы закрепляется и в другой деятельности - на занятиях по конструированию ребенок рассказывает о свое постройке, в ролевой игре в космонавтов сообщает «по радио», что он видит внизу на земле.


Заключение


Таким образом, в старшей группе дети учатся описывать игрушки, предметы, проявляя все большую активность. Педагог должен профессионально и умело руководить этим процессом.

Необходимо вести целенаправленную систематическую работу по обучению рассказыванию с использованием на занятиях более эффективных, целесообразных, интересных, занимательных для детей методических методов, приёмов, средств, которые могут способствовать появлению интереса у воспитанников к данному виду речевой деятельности.

Очень важно обеспечить на занятиях атмосферу непринужденного общения, создать условия для обогащения речи детей различными формами высказываний, сделать обучение интересным, удовлетворив любознательность старших дошкольников, их все более возрастающую потребность в умственной деятельности.

Как уже говорилось выше, некоторые педагоги считают, что дети не любят занятия по составлению описательных рассказов по игрушкам и натуральным предметам, другие наоборот указывают на то, что интерес детей к такого рода занятиям очень велик. Я считаю, что, кроме того, что педагог должен знать и уметь применять методику обучения детей составлению описательных рассказов, он должен убедить детей в важности описания конкретно взятого объекта, выдвинуть такой мотив, чтобы каждый ребенок поверил в это, сделать учебный процесс более интересным и увлекательным.


Библиографический список


1.Развитие речи детей дошкольного возраста. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1984. ? 223 с.

2.Короткова Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду: Пособие для воспитателей дет. сада. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с.

.Бородич А.М. Методика развития речи детей: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1981. - 255 с.

.Богуш А.М. Речевая подготовка детей к школе. ? К.: Рад. школа, 1984. - 176 с.

.Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. ? М.: Просвещение, 1966.

.Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада.

.Воспитание детей в старшей группе детского сада: пособие для воспитателя дет. сада. / В.В. Гербова, Р.А. Иванкова, Р.Г. Казакова и др.; сост. Г.М. Лямина. - М.: Просвещение, 1984. - 288 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.