Костёл Св. Симеона и Св. Елены. Англиканская церковь святого андрея Костел святого симеона и святой елены история

Величественный католический храм Святой Людмилы (Kostel svaté Ludmily ) - это действующий костел, который относится к Римской католической церкви, был основан в 1888 году. В строительстве здания и в создании интерьера внутреннего убранства храма принимали участие практически все известные на то время архитекторы, скульпторы, художники Чехии.

История жизни святой Людмилы Чешской

Строительство католического костела в Праге было закончено и освящено в 1893 году в честь первой христианской святой Людмилы Чешской, которая погибла мученической смертью за свои убеждения. Она считается покровительницей родной чешской земли, заступницей матерей, бабушек, христианских воспитателей и учителей.

Блаженная Людмила родилась в княжеской семье рода Пшованов в IХ веке. После замужества вместе со своим супругом князем Борживою I уверовала во Христа и приняла Святое Крещение от святителя Мефодия. В последствие супруги стали строить храмы по всей территории княжества и вести просветительский образ жизни. Ряд исторических документов свидетельствуют о том, что молодая княгиня была довольно образованной, знала несколько иностранных языков, в том числе греческий и латынь.

После преждевременной кончины супруга блаженная Людмила раздала свое имущество нищим и с полной преданностью божьей воле сносила превратности судьбы. Двое своих сыновей и четыре дочери она воспитала в христианских традициях. Младший сын княгини Вратислав встал на престол после смерти отца, но фактически управляла государством Людмила. В памяти народа она была мудрой правительницей, вела праведную жизнь, заботилась о больных и обездоленных. Князь Вратислав находился на престоле еще тридцать три года и также скончался. Тогда в возрасте 18 лет к власти пришел внук и воспитанник княгини Людмилы Вацлав, сын Вратислава.

Согласно преданию родная мать Вацлава княгиня Драгомира не была истинной христианкой. Пользуясь неопытностью молодого правителя, она стала насаждать своему народу старые языческие традиции, нравы, возненавидела свекровь за христианское воспитание своего сына и приказала, во что бы то ни стало избавиться от блаженной Людмилы.

В результате заговора княгиня была задушена язычниками во время молитвы ее же собственной вуалью. Святой от роду тогда было 61 год. Великомученица Людмила Чешская была канонизирована в ХII веке.

Внешняя архитектура храма

Здание костела Святой Людмилы построено в неоготическом стиле по проекту архитектора Йозефа Моцкера. Представляет собой базилику из кирпича с двумя 60-метровыми башнями по краям, в каждой из которых помещены по два колокола. Это громадное фантастическое сооружение под крестовым готическим сводом воспринимается снаружи как устрашающее, величественное и темное. При этом стрельчатые вытянутые и заостренные к верху арки выражают идею устремления готического храма ввысь. Завершенные острыми шпилями башенки также активно взаимодействуют в создании величественного и возвышенного образа костела, подчеркивая его вертикаль.

Фасад здания украшен резными деталями и многоцветными витражными стрельчатыми окнами, которые подчеркивают культовую и религиозную тематику архитектурного сооружения. Главный вход в католический храм венчают тяжелые массивные двери, оформленные строгим орнаментом. Над порталом находится большое окно в виде розы. Украшением тимпана является рельефное изображение Христа, святых мучеников Людмилы и Вацлава работы скульптора Й. Мысльбека. А в боковых проходах и на фронтонах установлены сотворенные руками скульпторов Й. Мысльбеком и А. Прохазкой фигуры святых, которые покровительствовали Чехии в разные времена.

Интерьер костела

Внутреннее убранство костела контрастирует со строгим и темным фасадом здания. В храме очень торжественно и светло. Изящные цветочные рисунки нанесены на потолочные готические своды.

Удивительно красивые белые орнаментированные колонны с отделкой в виде крестов, изящные яркие в оранжевых, голубых и золотых тонах фрески на стенах и стрельчатых полуарках, геометрические и этнические узоры, разноцветные витражи на стрельчатых окнах – во всем чувствуется любовь и присущий чехам вкус.

Интерьер костела создавался знаменитыми живописцами Й. Чапеком и Ф. Женишеком, скульптором А. Прохазка. Художник А. Турек создал эскизы главного алтаря храма Святой Людмилы. Костел открыт для прихожан, посетителей и туристов во время ежедневных богослужений.

История возникновения Красного костёла в Минске.

Одна из достопримечательностей Минска - костел святых Симеона и Елены, расположенный на площади Независимости, - имеет давнюю и интересную историю. Эта история берет свое начало в конце XIX века, когда минские католики приняли решение о возведении в городе еще одного храма.

Костел Святых Симеона и Елены в Минске , или Красный Костёл ,был построен на средства Эдварда Адама Войниловича, выдающегося белорусского деятеля конца 19 - начала 20 веков.Единственным условием Эдварда и его жены Олимпии было то, что должен быть принят проект, который они предоставят. Они посвящали его святым Симеону и Елене в память о своих умерших детях. (Симеон и Елена Войниловичи ушли из жизни соответственно в 12 и 18 лет.) Так появился проект польских архитекторов Томаша Пайздерского и Владислава Маркони.

Торжественная закладка фундамента состоялась 6 сентября 1906 года, первый камень был заложен ксендзом Казимиром Михалкевичем, настоятелем храма Святой Троицы. Все внутренние работы - скульптурные и камнетесные - выполнялись польским мастером Зигмундом Отто.

Строительные материалы на возведения Красного костёла в Минске выбирались самые качественные: красный кирпич из Ченстохова, а также розовый песчаник и мрамор для алтарей и колонн. Поговаривают, что даже каждый кирпич был завернут в отдельную бумажку.

Новый костел отличался необычной для Минска того времени архитектурой. Ядром композиции стала высокая прямоугольная башня - символ вечной скорби родителей, утративших детей. Две башни поменьше получили имена Симеона и Елены. Рядом с храмом была построена двухэтажная плебания, а вокруг - каменная ограда.

Освящён костёл был ксендзом Витольдом Чечотом в ноябре 1910 года, а с декабря начались проводиться службы. Праздник собрал огромное количество людей, причем не только католического вероисповедания.

Строительство храма обошлось Войниловичам в 300 тысяч рублей (в сегодняшнем эквиваленте это порядка 12 млн. долларов).

На фото Костёл Святого Симеона и Елены в Минске, впечатляющий кадр Красного костёла.


Саша Митрахович 15.05.2015 15:18


Основным кредитором строительства костела пожелал быть помещик Эдвард Войнилович, единственным условием Эдварда и его жены Олимпии было принятие проекта, который они предоставят.

Вместе с женой Олимпией он решил посвятить его святым Симеону и Елене в память о своих умерших детях. Симеон и Елена Войниловичи ушли из жизни соответственно в 12 и 18 лет. От сюда и пошло название - Костел Святых Симеона и Елены .

Проект храма был заказан архитектору Томашу Пояздерскому. Участие в создании этого проекта приняли также зодчие В. Маркони и Г. Гай.

Первый камень будущего костела был торжественно освящен ксендзом Михалкевичем в сентябре 1906 года.

На площадку стали поступать самые лучшие строительные материалы: красный кирпич из Ченстохова, а также розовый песчаник и мрамор для алтарей и колонн. Поговаривают, что каждый кирпич был завернут в отдельную бумажку.

Спустя два года крыша храма уже была покрыта черепицей. Внутренней его отделкой занимались скульптор из Варшавы З. Отт и художник Ф. Бруздович.

Новый костел отличался необычной для Минска того времени архитектурой. Ядром композиции стала высокая прямоугольная башня - символ вечной скорби родителей, утративших детей. Две башни поменьше получили имена Симеона и Елены.

Рядом с храмом была построена двухэтажная плебания, а вокруг - каменная ограда.

На фото Красный костёл Минск в вечернем освещении.


Саша Митрахович 19.05.2015 17:17


История костёла Святых Симеона и Елены в советский период:

После 1917 года в жизни минских храмов настали тяжелые времена. Не стал исключением и костел Святых Симеона и Елены. После прихода к власти большевиков костёл Святых Симеона и Елены был разграблен. Однако богослужения в нём продолжались ещё много лет.

В 1923 году он подвергся опустошительному разграблению. Из святыни вынесли мебель, иконы, посуду, часы, чернильницы.

Спустя еще девять лет храм и вовсе закрыли. Поначалу его здание занял Государственный польский театр, а затем киностудия «Советская Беларусь».

После Великой Отечественной войны костел долгое время оставался закрытым. Затем его помещения вновь были переданы киностудии.

В 1975 году здание храма после реконструкции было приспособлено под республиканский клуб кинематографистов - Дом кино. В самой высокой башне размещался музей кинематографии, а главное помещение было разделено на два зала по 250 мест в каждом.

В это же время (70-е годы) комплекс костела получил статус памятника культуры республиканского значения.

На фото вечерний костёл Святых Симеона и Елены .


Саша Митрахович 22.05.2015 08:47


Возвращение храма Римско-католической конфессии произошло в 1990 году.

Спустя шесть лет (1996) кардинал Казимир Свентэк освятил установленную перед ним бронзовую скульптурную композицию Святого Михаила, который пронзает копьём крылатого змея, автора И. Голубева. Эта композиция символизирует победу небесного воинства над силами тьмы. Архангел Михаил, издревле считавшийся покровителем Беларуси, пронзает копьем крылатого змея.

В 2000 году был установлен памятник «Колокол Нагасаки» - напоминание о жертвах ядерных катастроф.

За сто лет своего существования костёл Святого Симеона и Елены в Минске использовался по прямому предназначению меньше полувека: в 1910-1932 гг. и с 1990 года.

В 2006 году в здании костёла были перезахоронены останки его основателя - Эдварда Войниловича.

Костёл Святого Симеона и Елены в Минске сегодня является одной из визитных карточек столицы и включён во многие экскурсионные туры по Беларуси, познавательные туры по Беларуси, туры выходного дня и религиозные туры.

Костёл святого Симеона и святой Елены (Красный костёл) — уникальная белорусская достопримечательность. Здание католического храма, построенное в 1910 году из красного кирпича, сразу стало одним из главных религиозных и туристических объектов в Минске.

Его удивительная архитектура асимметрична, но при этом преисполнена гармонии, которую дополняет пылающий цвет красного кирпича. Здесь проводится ряд культурных мероприятий: концерты, спектакли, экскурсии, праздники, а в другие дни можно посетить религиозные службы. Привлекает также интересная и драматичная история его возникновения.

Костёл святого Симеона и святой Елены на панораме — Google Maps

Расписание служб в Красном костеле

Службы проводятся преимущественно на белорусском языке, а 1 час в день на польском. Действует следующее расписание:

  • будние дни: 7:00—19:00;
  • выходные и праздники: 8:00—21:00;
  • Ризница: 8:00—20:00;
  • Воскресная школа: 10:00—20:00.

Для всех желающих присоединиться к службе на расстоянии ведется видеотрансляция . Часовой пояс в в Минске такой же, как и в Москве, при желании смотреть трансляцию, ориентируйтесь по нему.

Концерты и культурные мероприятия

Эдвард Войнилович с самого начала хотел, чтобы задуманное им строение выполняло не только религиозную функцию, но и эстетическую и просветительскую. В итоге здание Красного костела сейчас считается одним из главных символов Минска, а в самом храме, помимо религиозных, проходят ещё и культурные мероприятия.

Регулярно здесь проводятся концерты органной музыки, выставки и экскурсии, связанные с жизнью купца Войниловича и с религиозной тематикой. Также в большом зале воспроизводит религиозные сюжеты театр «Священный огонь», исполняет песни хор «Голос души».

Панорама внутри Красного костела в Минске — Google Maps

Все католические праздники отмечаются с красотой и размахом. Например, незадолго до Рождества храм обильно украшают, что делает его вид еще более впечатляющим. На видном месте горят свечи: сколько стоит свечей, столько недель осталось до Рождества.

История

История Красного костела зародилась чуть больше века назад — в начале XX в. В Минске на тот момент остался только один храм для христиан, и тот уже не вмещал всех прихожан. Остро встал вопрос о строительстве нового религиозного сооружения, но он долго не мог решиться: постоянные проблемы с вопросом его размещения, финансирования и т. д.

Состоятельный купец Эдвард Войнилович, заметив, что в городе возникла такая проблема, решил, что судьба подала ему знак. Он очень рано потерял своих детей: Елене (Алёне) было 18 лет, а младшему, Симону, только 12. Обоих забрала болезнь. При жизни дочери Эдварда однажды приснилась Дева Мария, окружённая ангелами, и указала на некий несуществующий храм. Девушка поспешила схематично нарисовать его и показать отцу.

И вот, спустя годы, убитый горем отец смотрит на этот эскиз и понимает: всё, что теперь он может — достойно почтить память своих детей и помочь своему народу. Он заражается идеей возвести подобное сооружение и в 1904 г. обращается к властям с предложением взять на себя инициативу по возведению нового костела в Минске.

Эдвард ручался взять на себя руководство строительством и его полное финансирование, а в ответ попросил одного: возможности делать всё это без постороннего вмешательства. Ему дали добро и полную свободу. После длительных поисков купец натыкается на работы польского архитектора Томаша Пояздерского.

Он привозит творца на свою родину и начинает работу над храмом, которая продлилась 6 лет. Здание получило 2 названия: Костёл святого Симеона и святой Елены, в честь покровителей погибших детей Войниловича, и Красный костел, ввиду специфичного цвета храма, выполненного из красного кирпича.

В советские годы и в период Второй мировой войны костёл оставался на удивление цел и невредим, разорен, но не осквернен. В военные годы там было разрешено проводить службы, а в годы коммунистического режима здание было культурным центром — в нём обустраивали то театр, то академию, то музей кино. В 1990 году Красный Костёл получил прежний статус католического храма.

Архитектура

Проект костёла святого Симеона и святой Елены был доверен польскому архитектору Томашу Пояздерскому. Войнилович был очарован одной из его предыдущих работ, и в срочном порядке доставил его в Минск. Из Польши пришлось везти не только архитектора, но и материал для строительства — тот самый красный кирпич.

Костел представляет собой смешение стилей, что характерно для архитектуры рубежа XIX—XX вв. Смесь неоготики и модерна дала на выходе актуальный в те годы неороманский стиль. Здание построено как базилика с тремя башнями и пятью нефами.

Трансепт — часть строения, которая делает его крестообразным — выстроен довольно внушительного размера. Фасады и торцы трансепта украшены круглыми окнами в виде цветов под треугольными фронтонами. Крыши — двускатные и четырехскатные.

Основное внимание притягивает прямоугольная четырехъярусная башня-колокольня 50 метров в высоту, возвышающаяся в юго-восточной части сооружения. По бокам алтарной части — еще две 36-метровые башни. С точки зрения классической композиции, это необычное решение: обычно малые башни украшают собой главный фасад, но не в этом случае.

Ещё одним необычным решением стала центральная апсида в форме полуцилиндра. Изначально на её месте было 3 других апсиды, поменьше, но в советские годы здание видоизменили, подстроили под формат академии киноискусств.

Алтарь, ограждения, двери, белые скульптуры детей выполнил скульптор Зигмунд Отто. Уже в девяностых годах у храма появилась 4,5-метровая скульптура архангела Михаила, побеждающего змея, её автор — Игорь Голубев. Живопись на сводах и стенах и идеи для оконных витражей создавал художник Франциск Бруздович.

В 1909 году на главную башню костела были подняты 3 массивных колокола, каждый со своим именем: Михаил, Эдвард и Симеон. Во время реконструкции храма в 2017 году их спускали на землю, и прохожие смогли увидеть их вблизи.

Как добраться до Красного костела в Минске

Костёл найти нетрудно — он находится на Площади Независимости , крупнейшей площади центра города Минска. Если вам удобнее воспользоваться общественным транспортом, то быстрее всего доберетесь до места на метро — нужно доехать до станции «Площадь Ленина» (Московская линия). До площади ходят и автобусы: вам подойдут маршруты № 100, 69, 1, остановка «Площадь Независимости ».

Маршрут до Красного костела от ж/д вокзала Минска пешком — Google Maps

Владельцы автомобиля могут доехать по координатам: 53.896393 , 27.547624 или по адресу ул. Советская 15. Можно воспользоваться услугами такси: работают международные службы Uber, Kiwitaxi, Яндекс.Такси и местные организации.

Видео: аэросъемка Костела святого Симеона и святой Елены в Минске

30 июня 2015

Один из самых красивых храмов Минска - католическая церковь святых Симеона и Елены. Находится этот памятник религиозного зодчества в центре столицы, украшая ее своей архитектурой. Условием благотворителя Эдварда Адама Войниловича, на чьи деньги был построен этот храм, было требование, чтобы костел возвели в строгом соответствии с проектом, утвержденным им и его супругой. Об этой церкви и пойдет речь ниже.

Инициатор и спонсор строительства

Костел святого Симеона и святой Елены обязан своим существованием человеку знатному и уважаемому в обществе своего времени - Эдварду Войниловичу. При жизни он был мировым судьей и председателем общества сельского хозяйства в Минске. Кстати, костел святого Симеона и святой Елены был не единственным культовым сооружением, построенным на его средства. Он также спонсировал возведение для верующих иудеев Клецка синагоги, а для православных христиан - церкви. Скончался этот человек в 1928 году в возрасте 81 года.

Начало строительства

Впервые идея о постройке костела забрезжила у горожан в 1897 году. Но осуществить ее оказалось не так-то просто, и строительство пришлось отложить. Лишь в 1905 году власти города выделили участок под застройку католического храма. Спонсорская помощь четы Войниловичей позволила реализовать проект. Мотивом супругов служило не просто желание помочь католической общине обрести свое здание для проведения молитв и богослужений. Дело в том, что 1897 году у Эдварда и его жены скончался вследствие тяжелой болезни двенадцатилетний сын Симеон. А в 1903 по этой же причине умерла дочь, которая отошла в мир иной в канун своего девятнадцатилетия. В память о своих почивших детях супруги и решились подарить городу костел святого Симеона и святой Елены.

Строительство храма

Авторами проекта выступил архитектор из Варшавы Томаш Пояздерский. Известна интересная история о том, как создавался этот храм. Согласно ей, дочь Эдварда Елена незадолго до смерти видела сон, в котором фигурировал красивый храм. После пробуждения она сделала набросок этого здания. Этот-то рисунок и служил точкой отсчета и ориентиром при разработке проекта, в результате которого был построен костел святого Симеона и святой Елены. Минск до сих пор гордится этим зданием как настоящей жемчужиной городской архитектуры.

Две башни костела олицетворяют двух погибших детей семьи Войниловичей. С северо-восточной стороны располагалась большая башня высотой в пятьдесят метров. Она символизировала родительскую скорбь о потерянных чадах. Окна-розы впускали внутрь здания солнечный свет, пропуская его через витражи, созданные Франтишко Бруздовичем на основе традиционных белорусских орнаментов. Музыкальное сопровождение богослужений в церкви осуществлял большой орган и три колокола. Вместе с культовым сооружением была построена так называемая плебания - жилой дом и хозяйственные помещения для проживания священника. Весь комплекс был огорожен железной оградой с коваными воротами.

Завершили строительство храма за пять лет. В ноябре 1910 года костел святого Симеона и святой Елены освятили в торжественной обстановке. Общественные же богослужения в нем начались незадолго до Рождества того же года.

Революция

После революции 1917 года костел, понятное дело, закрыли. Зато в его здании расположился Польский театр, которому наследовал Дом кино в комплексе с кафе. Место это в советские времена считалось престижным и попасть туда было не так-то просто.

Возвращение верующим

Возвращение здания в руки верующих пришлось на 1990 год. Спустя шесть лет на территории комплекса была установлена скульптура архангела Михаила, пронзающего копьем дракона, символизирующего зло. В 2000 рядом с этой скульптурой появился памятник «колокол Нагасаки», которой обогатился костел святого Симеона и святой Елены. Беларусь получила его в подарок от католиков Нагасаки. Сделан этот колокол в точном соответствии с образцом из Японии по имени «Ангел», чудом уцелевшим после атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки в 1945 году.

Костел сегодня

Красный костел - так сегодня за свой цвет, обязанный красному кирпичу, называют горожане костел святого Симеона и святой Елены. Минск и жители столицы считают его не только одним из своих религиозных центров, но и культурной достопримечательностью. Под основной базиликой храма в специальном зале периодически проходят различные выставки, концерты и спектакли. Знамениты также концерты органной музыки, проходящие в церкви.

К сожалению, ничего неизвестно о том, где сейчас покоятся останки детей семьи Войниловичей - передавая здание храма под нужды театра, советские власти распорядились снести фамильный склеп и перезахоронить останки. Уже после возвращения костела верующим подле храма был погребен его строитель - Эдвард Войнилович, останки которого перевезли из Польши, исполняя его завещание.

Костел святого Симеона и святой Елены: адрес

Данный храм - это одна из визитных карточек Минска. Для тех, кто желает посетить его, полезно будет узнать адрес: город Минск, улица Советская, 15.

Одна из самых популярных достопримечательностей Минска — костел святых Симеона и Елены , помимо архитектурной и эстетической ценности, примечателен также своей историей.

Костел был воздвигнут в 19 веке на площади Независимости по требованию католиков, на тот момент это был второй по счету костел в городе. Необходимость в строительстве храма возникла вследствие роста католического вероисповедания среди населения. Горожане дважды с 1897 года обращались с просьбой дать разрешение на строительство, в 1905 году соответствующие документы были официально получены. Эдвард Войнилович выступил в качестве основного кредитора, по его инициативе, и инициативе его жены Олимпии, было решено посвятить храм своим погибшим детям и назвать его в честь святых Симеона и Елены, которым на момент смерти было 12 и 18 лет. Над проектом храма помимо архитектора Томаша Пояздерского работали также зодчие Г.Гай и В.Маркони.

Первый камень был заложен в сентябре 1906 года, на площадку доставлялись самые качественные по тем временам материалы: розовый песчаник, красный кирпич, а также мрамор для алтарей и колонн, каждый кирпич был завернут отдельно друг от друга. Через два года вся крыша уже была покрыта черепицей, во внутренней отделке храма принимали участие художник Бруздович и варшавский скульптор Отт.

Архитектура нового костела существенно отличалась от построек Минска того времени, центром композиции стала прямоугольная пашня, которая символизировала вечную скорбь родителей, потерявших детей. Две башни меньших размеров получили имена Симеона и Елены, вокруг храма была возведена каменная ограда, основные ворота выходили на Захарьевскую улицу. На фронтоне костела был установлен семейный герб Войнилович, сейчас на это месте расположен герб города.

Первое освещения храма состоялось в ноябре 1910 года, на первую службу пришло много людей, среди которых были и те, кто не исповедует католическую веру. В 1917 году костел, как и многие храмы на территории России, был разграблен, а спустя 10 лет его закрыли. Сначала в здании находился театр, затем он был переоборудован в киностудию, после ВОВ он на протяжении долгого времени был закрыт, после чего здание снова было передано киностудии. В 70-е годы здание получает статус памятника культуры. В 1990 году происходит возвращение здания храма в собственность Римско-католической церкви.