Материал из лексикон кс. Баренцев евро-арктический регион Причины создания баренц региона

Баренц-регион — один из крупнейших резерватов нетронутых природных экосистем на Земле. Северная природа очень разнообразна — от самых больших из сохранившихся на планете массивов нетронутых лесов до тундр и ледников, от болот и озер до суровых арктических морей. Здесь обитают многие редкие и исчезающие виды растений и животных, такие как белый медведь, атлантический морж, дикий северный олень. Этот регион уникален и в то же время необычайно уязвим. Все возрастающее и часто нерациональное использование природных ресурсов представляет серьезную угрозу сохранившимся участкам дикой природы. Непоправимый урон наносят хрупким северным экосистемам неустойчивое лесопользование, добыча нефти и газа, полезных ископаемых, браконьерство. Для того, чтобы защитить уникальную, но такую хрупкую северную природу, здесь работаем мы — специалисты Баренц-отделения WWF.

Северная ягода - морошка. Кольский п-ов © Любовь Трифонова

Северное сияние. Кольский п-ов. © Дмитрий Чистопрудов

Команда Баренц-отделения WWF

В нашей команде всего 10 человек и каждый — профессионал в своей области, преданный делу охраны природы и верящий в поставленные цели.

Для многих летнее время является периодом отпусков. Но только не для нас! Теплое время года мы проводим с тяжелыми рюкзаками за плечами в дикой тайге, тундре, на островах Белого и Баренцева морей, где занимаемся выявлением природных ценностей, подсчетом моржей, оцениваем воздействие человеческой деятельности на окружающую среду и проектируем новые особо охраняемые природные территории.

Однако полевые экспедиции — лишь малая часть нашей работы. Основная деятельность эколога далеко не так романтична, как кажется на первый взгляд. Это и обработка данных экспедиций, и расшифровка космоснимков, и подготовка аналитических материалов, и разработка обоснований для создания заказника или нацпарка, а также многочисленные встречи, обсуждения и переговоры с представителями власти, лесопромышленниками, рыбаками, местным населением, журналистами, выступления на семинарах и конференциях различного уровня, и многое другое.

Мы всегда рады помощи наших сторонников и волонтеров и открыты для всех, кто хочет помочь природе.

Знаете ли вы что…

  • В Архангельской области сохранился один из последних на планете крупных массивов нетронутых лесов, возраст которого около 4 тыс. лет, а площадь — около 1 млн гектаров.
  • Для ученых до сих пор остается загадкой, как дикий северный олень умудряется выжить на о. Северный архипелага Новая Земля, где практически нет растительности и почти 9 месяцев в году лежит снег.
  • Баренц-регион является местом постоянного обитания белых медведей и атлантических моржей — морских млекопитающих, занесенных в Красную книгу.
  • Баренцево море является одним из крупнейших промысловых бассейнов Мирового океана.
  • В Баренцевом море обитает самый северный в мире мадрепоровый коралл Лофелия, который образует мощные рифы на континентальном склоне.

Введение 3

1. Факторы образования и цели Баренц-региона 5

2. Образование и развитие Баренц-региона 8

3. Взаимодействие стран в Баренц-регионе 10

Заключение 14

Библиографический список 15

Введение

Темой данной работы является Баренцев Евро-Арктический регион, который сокращенно называют Баренц-регион или БЕАР. Баренцев регион является объединением районов и стран, весьма различных по уровню экономического и социального развития, но обладающих определенной общностью, позволяющей рассматривать его как отдельный экономическо-географический район мира.

В Баренцев Евро-Арктический регион (Баренцев регион) входят губернии их соответствия Европы, расположенные севернее или пересекаемые Полярным кругом. С географической точки зрения Баренцев регион составляет естественное звено связи между северными районами Европы и России. Баренцев регион является регионом, где страны Европейского сообщества (ЕС) граничат с Россией.

К нему относятся примы-кающие к Баренцеву морю части Норвегии, Швеции, Финляндии и России, выделенные с целью развития междуна-родного сотрудничества.

Баренц-регион имеет протяженную береговую линию вдоль Норвежского, Баренцева, Белого морей и Ботнического залива Балтийского моря. Рельеф региона весьма разнообразен. На западе и северо-западе - в Норвегии, Швеции и на Кольском полуострове расположены горные территории. На востоке и юго-востоке более равнинный рельеф. В России и Финляндии широко распространены леса и болота, в Ненецком округе - равнинные арктические и субарктические тундры, где преобладает вечная мерзлота.

В Баренц-регионе проживает около 4,4 миллиона человек, он является самой густонаселенной областью Арктики. Здесь проживают коренные народности - саамы, жизнь которых до настоящего времени тесно связана с природой.

На региональном уровне высшим органом организации является Региональный совет, который состоит из политических или административных руководителей каждой из областей (республик, фюльке, ленов). Дополнительно туда входит представитель коренных народов каждого региона. Председатель выбирается на 3 года, председательство осуществляется каждой страной по очереди. Текущей работой руководит Региональный комитет, состоящий из назначенных советников от всех административных единиц региона.

Цель данной работы изучение Баренц-региона, как уникального примера внешнеэкономического взаимодействия.

1. Факторы образования и цели Баренц-региона

Процессы глобализации в самом широком смысле характеризуются резким усилением и усложнением взаимных связей и взаимных зави-симостей в основных областях экономической, политической и общественной жизни, приобрета-ющих планетарные масштабы. Быстро прогрес-сирующая глобализация затрагивает самые раз-ные аспекты нашей жизни - экономику, политику, культуру, идеологию, безопасность, окружающую среду. Мы являемся свидетелями интенсивных процессов интеграции стран, формирования гло-бальных экономических союзов, выстраивания наднациональных институтов управления соци-альными процессами, но наряду с этим наблю-даются и обратные процессы: увеличение разно-образия, степени фрагментарности мира, рост национального самосознания и усиление культур-ной дифференциации народов, возрождение тра-диционных ценностей, расширение локальных на-ционалистических устремлений, порой приводя-щих и к конфликтам.

Регион - это тот самый уровень организа-ции мирового социального сообщества, который придает определенную «глобальность» локаль-ным процессам, и наоборот, адаптирует обще-планетарные тенденции к местной культурно-исторической специфике. Именно на этой сту-пени общественной самоорганизации устанав-ливается баланс между интеграцией и дезинтеграцией, между центром и периферией. Регионализация - это путь к равновесию обще-планетарной системы.

Регионализация представляется как процесс последовательных демократических изменений в обществе, государстве, на местах, направлен-ных на повышение роли регионов.

Регион - область, район, относящийся к какому-либо району, отдельной области, части страны, отличающейся от других совокупнос-тью естественных и исторически сложивших-ся, относительно устойчивых экономико-геогра-фических и иных особенностей, нередко соче-тающихся с этническим составом населения. Это региональное пространство, территориаль-но ограниченное, построенное по территориаль-ным признакам. Оно может быть не только внутренним, как административно-территори-альное территори-альное образование, но и в границах нескольких соседних единиц, в том числе и международ-ным, межгосударственным. Это может быть группа близлежащих стран, близких по этничес-кому составу и культуре, однотипных по соци-ально-политическому устройству, представляю-щая собой отдельный экономическо-географический район мира, например, Баренцев реги-он.

Основой для выделения пространства как региона является не только территория, адми-нистративно-государственное устройство, эко-номика или политика, но и региональная общ-ность, население, его социальный, демографи-ческий состав, менталитет, культура, ценности, потребности, интересы, уровень и качество жизни.

Сближению территорий и формированию единой региональной общности способствует: 1

    Административно-территориальное деление внутри страны;

    Единое природно-климатическое про-странство, территориальная, географическая близость (Север Европы, Север России, Белое море и т.д.);

    Политические факторы - при образова-нии межгосударственных, межэтнических реги-ональных пространств, межрегиональном взаи-модействии (Совет Белого моря, Северо-Запад-ная ассоциация и т.д.);

    Социально-экономическое сотрудниче-ство: торговля, обмен товарами и услугами, поиск и разработка сырьевых ресурсов, разви-тие образования, здравоохранения, сферы услуг, транспорта, связи, дорог, портов;

    Социокультурные связи, общие ценности, религия, традиции, искусство, межэтнические контакты;

    Экология, забота о сохранении окружаю-щей природной и социокультурной среды обита-ния людей.

    Социокультурное пространство является важнейшей характеристикой регионального соци-ума. Это пространство социальной деятельнос-ти людей, распространения культуры, оно много-слойно, но имеет свою целостность, свои рамки, в первую очередь культурно-цивилизационные.

Задачами Баренц-региона в сфере развития региональной политики являются следующие: 2

    Сохранение целостности региона, снятие конфликтов и противоречий как на уровне вла-стей, так и на уровне общественного мнения.

    Равенство и сотрудничество регионов, недопущение региональных преференций, сня-тие конфликтов между регионами.

    Единообразие правового поля, открытость административных границ.

    Эффективная помощь государств в тер-риториальной самоорганизации общества.

    Формирование безопасных условий жиз-недеятельности населения в Баренцевом Евро-Арктическом регионе.

В этих целях участники договорились учредить Баренцев Евро-Арктический Совет, с тем чтобы придать импульс существующему сотрудничеству и рассматривать новые инициативы и предложения. Положение о Совете прилагается.

Целью работы Совета будет содействие устойчивому развитию региона, имея в виду принципы и рекомендации, содержащиеся в Декларации Конференции в Рио и Повестке дня XXI века Конференции ООН по окружающей среде и развитию. В этой связи Совет будет служить форумом для обсуждения двустороннего и многостороннего сотрудничества в области экономики, торговли, науки и техники, туризма, окружающей среды, инфраструктуры, образования и культурного обмена, а также проектов, специально направленных на улучшение положения коренного населения Севера.

Участники подчеркнули, что Совет не будет дублировать или подменять уже ведущуюся на двусторонней или многосторонней основе работу, но по мере возможности будет пытаться придать импульс и связанность региональному сотрудничеству и поощрять новые совместные усилия, двусторонние и многосторонние, с тем чтобы решать возникающие проблемы и использовать возможности региона.

2. Образование и развитие Баренц-региона

11 января 1993 г. в Киркенесе, Норвегия, состоялась Конференция по сотрудничеству Баренцевом Евро-Арктическом регионе. Министры иностранных дел или представители Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии, Российской Федерации, Швеции и Комиссии Европейских сообществ приняли участие в Конференции, на которой также присутствовали наблюдатели из Соединенных Штатов Америки, Канады, Франции, Германии, Японии, Польши и Великобритании. 3

Участники выразили свое убеждение в том, что расширение будет существенно способствовать стабильности и развитию в регионе и Европе в целом, где в настоящее время партнерство приходит на смену конфронтации и разобщенности прошлого. Участники уверены, что такое сотрудничество будет способствовать международному миру и безопасности.

Участники рассматривают инициативу сотрудничества в Баренцевом регионе как часть процесса развертывания европейского сотрудничества и интеграции, новое измерение которому придало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Они рассматривают учреждение Совета государств Балтийского моря в Копенгагене в марте 1992 года как дальнейший вклад в укрепление регионального сотрудничества в Европе.

Они также заявили о своей уверенности в том, что установление более тесного сотрудничества в Баренцевом Евро-Арктическом регионе явится важным вкладом в создание новой европейской архитектуры путем обеспечения более тесных связей между Севером Европы и остальной частью континента.

Участники выразили поддержку продолжающемуся процессу реформ в России, который, в частности, направлен на укрепление демократии, рыночной экономики и местных институтов и который поэтому важен для более тесного регионального сотрудничества в Баренцевом Евро-Арктическом регионе.

Участники выразили желание поддержать вековую приверженность народов Баренцева Евро-Арктического региона дружбе и сотрудничеству и подчеркнули фундаментальное значение исторических перемен в результате окончания эры идеологической и военной конфронтации в Европе. Они приветствовали первые шаги, предпринятые на местном и региональном уровнях с целью развития сотрудничества, и особенно создание межрегиональной рабочей группы из представителей губерний и областей Финляндии, Норвегии, России и Швеции. Они выразили свою благодарность за ценный вклад в работу "Комитета Северного Калотта" в течение двух последних десятилетий северным губерниям Финляндии, Норвегии и Швеции. Они приняли к сведению положения отчета Конференции экспертов по проблемам Баренцева Евро-Арктического региона в Киркенесе 25-27 сентября 1992 г. Они также приняли к сведению итоги международной Конференции экспертов по вопросам Северного морского пути, состоявшейся в Тромсе, Норвегия, в октябре 1992 года. 4

Итак, Баренцев Евро-Арктический регион – это тер-ритории, примыкающие к Баренцеву морю, вы-деленные 11 января 1993 года с целью разви-тия международного сотрудничества.

Включа-ет в себя губернии Норвегии: Нордланд, Тромс, Финнмарк, лены Швеции: Вестерботтен и Норрботтен, провинции Финляндии: Лапландию, Северную Остроботнию и Каинуу, и регионы России: Мурманскую и Архангельскую облас-ти, Республики Коми и Карелию, Ненецкий ав-тономный округ.

Четыре государства-участни-ка по очереди руководят сотрудничеством. Территория региона составляет 1,9 млн км2, население - 6 млн чел.

Сотрудничество в рам-ках Баренцева Евро-Арктического региона осу-ществляется на двух уровнях: центральном и региональном.

Для руководства сотрудниче-ством на центральном уровне создан Баренцев Совет, в который входят министры иностран-ных дел четырех стран. На региональном уров-не работает Региональный Совет, в состав ко-торого входят административные руководители сотрудничающих территорий (губернаторы).

3. Взаимодействие стран в Баренц-регионе

Баренцев Евро-Арктический регион - обра-зование сложное, обусловленное и тем, что различия между скандинавс-кими странами и российской частью региона наблюдаются в следующем: 5

    Язык и культура.

    Правовые, политические и экономические традиции.

    Уровень жизни и покупательная способ-ность.

    Жители скандинавской части БР выросли в условиях открытого демократического право-вого государства, отмеченных свободой лично-сти и рыночными отношениями, советское об-щество отличали закрытость, командная эконо-мика и жестокий аппарат власти.

    Сейчас общественность северных стран едина в том, что касается основ своей полити-ко-экономической системы, на российской же территории пока полная неопределенность, что отражается как в поведении отдельных людей, так и организаций.

    Российская часть региона представляет собой составную часть великой державы, са-мой большой по территории страны в мире, в то время как скандинавские страны - мелкие государства.

    Русское население региона в три раза превышает население норвежской, шведской и финской частей вместе взятых (приблизитель-ное соотношение - 3,5 и 1 млн чел. соответ-ственно).

    На российской территории находится ог-ромное количество военных частей и боевой техники, включая ядерное оружие и атомные реакторы.

Баренцев Евро-Арктический регион сложился для удов-летворения потребностей сверхдержавы Совет-ского Союза в военной мощи и государствен-ной безопасности, сейчас же он располагается в мирном уголке великой державы России и не отвечает потребностям этого государства, но уже одним своим существованием и наличием своих особых интересов этот военный комп-лекс, безусловно, воздействует на российскую политику в данном регионе.

С обеих сторон границы между Востоком и Западом есть много людей, которые воспри-нимают ширящееся сотрудничество как угрозу для общественного порядка и основных обще-ственных ценностей своих стран. Русские опа-саются, в частности, что обладающие высокой покупательной способностью иностранцы по-степенно станут диктовать свои условия и пре-вратят Россию в пассивного поставщика сы-рья. В скандинавской части региона боятся, что русские привнесут в регион все негативные стороны современного русского общества: же-стокость, безответственность, коррупцию и т.д.

Но несмотря на то, что Баренцев регион является объединением районов и стран весь-ма различных по уровню экономического и со-циального развития: энерго- и фондовооружен-ности работников, доле физического и умствен-ного труда, ручного, механизированного и авто-матизированного труда, по доле квалифициро-ванного труда, уровню развития инфраструк-туры, социальным показателям, данная терри-тория обладает определенными, только ей при-сущими чертами.

При этом главный признак уникальности Севера - его многофакторная эк-стремальность, составляющими которой явля-ются:

Экстремальность природных условий, в их числе экстремальность тепло- и влагообеспеченности, проявляющаяся в наличии криоген-ных грунтов, обширных массивов болот и пере-увлажненных лесных земель на равнинах, в сезонном характере выпадения осадков, высо-ких и полноводных паводках, резких перепадах температур воздуха, антициклонарном атмос-ферном режиме, в недостаточной теплообеспеченности вегетационного периода, высокой сей-смичности в горных местностях, следствием чего является дискомфортность проживания (природно-климатический фактор, влияние на организм человека комплекса метеорологичес-ких воздействий - температура воздуха, влаж-ность, атмосферное давление, солнечная (уль-трафиолетовая) радиация, скорость ветра).

Неблагоприятные условия для жизнедея-тельности человека. К ним относят: темпера-турные, световые, географические экстремумы. Особенности физиологических норм здоровья, бытовые привычки, хозяйственный уклад, этни-ческая психология, самосознание, система тра-диций помогают коренному населению проти-востоять их влиянию.

Более высокая стоимость жизни, что свя-зано с продолжительностью отопительного се-зона, суммарной теплоизоляцией одежды, сум-мой активных температур за вегетационный период, удорожанием затрат на освоение тер-ритории.

Экстенсивный, нацеленный на добычу сырьевых ресурсов тип природопользования, ко-торый преобладает над традиционным хозяй-ством жизнеобеспечения коренного населения с кочевым животноводством, оседлым морским промыслом и охотой. Диспропорции этих типов природопользования оказывают деструктивное антропогенное воздействие на природную среду.

Более острое проявление социально-эко-номического кризиса. Объемы производства на Севере снижались в 1,5-2 раза стремительнее, чем в среднем по России. Речь идет о сниже-нии добычи нефти, угля, железной руды, золота, апатитового концентрата, уменьшении объемов заготовки и переработки леса, трудностях в аграрном секторе экономики и т.д.

Опасная тенденция автономного включе-ния природопользования Севера в систему ми-рового хозяйства, что ведет к изъятию природ-ных богатств, трудовых и интеллектуальных ресурсов и к зависимости регионов Севера от стран с развитой экономикой. Отсюда возникает потенциальная угроза государственному устрой-ству России, ее экономике, жизнеобеспечению населения и экологическому состоянию среды. 6

Заключение

Итак, Деятельность Совета Баренцева/Евро-Арктического региона (СБЕР) и Регионального Совета БЕАР ориентирована на становление широкого международного сотрудничества в Баренцевом регионе, содействие комплексному развитию регионов Северо-Запада, решению их социально-экономических и экологических проблем.

Среди направлений сотрудничества: экономика и туризм, защита окружающей среды, транспорт и коммуникации, энергосбережение, сельское хозяйство и оленеводство, коренные народы, информационные системы, Северный морской путь, здравоохранение, наука, культура и образование, молодежное сотрудничество, сотрудничество в рамках Программ ЕС Тасис и Интеррег.

Активизируется сотрудничество стран-членов Баренцева региона и ЕС в рамках стратегии "Северного измерения", ставшей, после ее одобрения в декабре 1998 года на саммите Европейского Союза в Вене, составной частью политики ЕС. Одной из целей стратегии "Северного измерения" является финансирование ЕС тех проектов в России, которые представляют значимость для всего Европейского Союза. Объективно осуществление стратегии "Северное измерение" будет отвечать интересам субъектов РФ при условии ориентации конкретных проектов на комплексное развитие Северо-Запада России. В частности, в 2000 году руководство Тасис включило Баренцев регион в число приоритетных наравне с Калининградской областью. Органам Баренцева региона на центральном и региональном уровнях предстоит определиться в действиях, необходимых для того, чтобы Баренцев регион получил четко обозначенную роль в "Северном измерении" ЕС, а сама стратегия наполнилась реальным содержанием.

Библиографический список

    Булатов В. Н. Баренцев Евро-Арктический регион: история и современность: учеб. пособие для студентов вузов / В. Н. Булатов, А. А. Шалев. - Архангельск: ПГУ, 2008. - 173 с.

    Возможности сотрудничества в Баренц-регионе // Вестник Национальной академии туризма. - 2008. - № 1. - С. 3-3.

    Ковалева А.М. Экономическая география: Учебное пособие / А.М. Ковалева. - М.: Инфра, 2004. – 325 с.

    Лукашин С.И. Баренц регион: перспективы развития / С.И. Лукашин. -- М.: Аспект, 2004. - 349 с.

    Рубцова Н.А. Баренц-регион в условиях глобализации и регионализации // Вестник Поморского университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2009. - № 5. - С. 60-64.

    Харитонов А.М.Экономическая география: учебник / А.М. Харитонов. - М.: Аспект, 2005. – 489 с.

    Экономическая география: Учебник / Под общей ред. проф. М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселевой. - Киров.: АСА, 2003. - 456 с.

1 Экономическая география: Учебник / Под общей ред. проф. М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселевой. - Киров.: АСА, 2003. С. 133.

2 Рубцова Н.А. Баренц-регион в условиях глобализации и регионализации // Вестник Поморского университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2009. - № 5. - С. 60-64.

3 Ковалева А.М. Экономическая география: Учебное пособие / А.М. Ковалева. - М.: Инфра, 2004. С. 211.

4 Возможности сотрудничества в Баренц-регионе // Вестник Национальной академии туризма. - 2008. - № 1. - С. 3-3.

5 Булатов В. Н. Баренцев Евро-Арктический регион: история и современность: учеб. пособие для студентов вузов / В. Н. Булатов, А. А. Шалев. - Архангельск: ПГУ, 2008. С. 45.

6 Рубцова Н.А. Баренц-регион в условиях глобализации и регионализации // Вестник Поморского университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2009. - № 5. - С. 60-64.

Евро-Арктический Регион ) - территории, примыкающие... Щетинский Е. А., Никодимов И. Д. Международное сотрудничество в Баренц -регионе . – М.: Севериздат, 2007. Гольдфейн М.Д., Кожевников Н.В., ...

Совет Баренцева-Евроарктического региона (СБЕР или БЕАР) – организация международного и межрегионального сотрудничества, осуществляющая работу с 1993 года, куда входят Россия, Норвегия, Финляндия и Швеция. В 2015-2017 годах Российская Федерация председательствует в СБЕР на национальном уровне.

СБЕР является важной платформой в РФ для международного и межрегионального сотрудничества в области культуры стран Баренцева региона, который на протяжении долгого времени остается динамично развивающейся территорией с богатым природным и культурным наследием, с безусловным многообразием традиций и уникальным укладом жизни коренных народов. Культура – один из мощнейших механизмов решения социальных, экономических, экологических и других актуальных задач в интересах устойчивого развития Баренцева региона. Международное сотрудничество в области культуры способствует развитию межкультурной коммуникации, обеспечению доступа населения к культурным ценностям других стран, а также открывает самые широкие перспективы для самоидентификации представителей различных этнических групп, проживающих в регионе, для сохранения традиций и формирования социальной памяти.

«В апреле 2014 года на заседании Объединенной рабочей группы по культуре (ОБГК) СБЕР была утверждена стратегия культурного сотрудничества в Баренцевом регионе, которая определила основные направления взаимодействия регионов на период до 2018 года, - напоминает заместитель Министра культуры РФ Алла Манилова. – В качестве целей стратегии определено дальнейшее развитие культурного сотрудничества и повышение роли культуры в Баренцевом регионе. Согласно стратегии деятельность партнеров по региону направлена на развитие сетевого сотрудничества между деятелями искусства, учреждениями культуры, а также их взаимодействие с региональными общественными организациями, поощрение культурного многообразия и межкультурного диалога, расширение образовательных программ в сфере культуры, которые, в том числе, способствуют укреплению потенциала молодежи и возможности для новых поколений».

Одной из важнейших задач стратегии ОРГК является укрепление роли культуры в региональном социально-экономическом развитии, в том числе, в области развития творческих креативных индустрий. Безусловно, развитие программы обмена в сфере культуры и искусства и содействие информационному обмену с использованием современных технологий создают новые возможности для межкультурного диалога. Регионами России осуществляется активная деятельность, направленная на их позиционирование как международных культурных центров Баренцева региона, посредством работы в рамках ОРГК Баренцева-Евроарктического региона по культуре. Такая работа на местном и региональном уровнях составляет основу успешного сотрудничества между государствами-членами СБЕР на уровне национальном, итогом которого стала разработка положения о стипендии деятелям культуры, достигшим значимых результатов в сфере межрегионального культурного сотрудничества на пространстве СБЕР. Четыре стипендии будут выплачиваться один раз в два года по одной в каждую из четырех стран Баренцева региона.

Кстати, благодаря налаженному сотрудничеству между региональными органами управления в сфере культуры СБЕР партнерство регионов в последнее время было ознаменовано яркими культурными событиями. Гастрольные проекты в области театрального и музыкального искусства, информационно-культурные акции, музейные выставки, проекты в сфере библиотечного дела и, конечно, деятельность общественных организаций, а также культурных активистов и институций – все это формирует плотную канву культурного взаимодействия на пространстве СБЕР. Отдельного внимания заслуживает участие российских и зарубежных регионов в особо значимых культурных форумах, таких как Российско-Финляндский культурный форум, проводящийся ежегодно с 2000 года, то есть уже почти 17 лет, и являющийся главной площадкой двустороннего взаимодействия России и Финляндии в сфере культуры. В свою очередь и Российско-Норвежский культурный форум способствует созданию предпосылок для успешного сотрудничества и осуществления совместных проектов на региональном уровне.

В период своего руководства советом Российская Федерация стремится к тому, чтобы сохранить Баренцева-Евроарктический регион в качестве зоны доверия и стабильности, надежно огражденной от колебаний политической конъюнктуры. Главной задачей председательства России в СБЕР является дальнейшее содействие устойчивому социально-экономическому развитию Баренцева региона, созданию здесь современной инфраструктуры, повышению конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности региона при рациональном использовании его научно-инновационного и ресурсного потенциала. В конечном счете, речь идет о повышении качества жизни проживающих здесь людей. Важно, что реализация данной цели осуществляется при соблюдении необходимых экологических стандартов и учете интересов коренных народов.

«При определении приоритетов председательства России в СБЕР, - рассказывает председатель Комитета старших должностных лиц СБЕР и заместитель директора Второго Европейского департамента МИД РФ Сергей Петрович. – Мы руководствовались как принципом преемственности опыта предыдущих председательств, так и пониманием актуальных проблем региона. В этой связи мы сосредоточились на таких темах, как транспорт и логистика, окружающая среда и климат, культура и туризм. Они в полной мере отвечают потребностям региона и пользуются поддержкой других участников Баренцева сотрудничества».

Каждый из приоритетов подкреплен соответствующей министерской встречей. Такой подход придает российскому председательству прикладной и ориентированный на результат характер.

В ноябре 2015 года в городе Сортавала (Республика Карелия) с успехом прошла встреча Министров охраны окружающей среды стран-членов СБЕР, в ходе которой было принято решение об исключении еще трех экологических «горячих точек» Баренцева региона из соответствующего перечня. Таким образом, к настоящему моменту на северо-западе России ликвидировано уже девять «горячих точек» из сорока двух, и работа в этом направлении будет продолжена (прим. экологические «горячие точки» - наиболее острые экологические проблемы, выделенные в Баренцева-Евроарктическом регионе специалистами финансовой экологической корпорации северных стран (НЕФКО) и российскими экспертами в 2003 году) .

В ходе состоявшейся в июне этого года в Архангельске встречи Министров транспорта стран-членов СБЕР был достигнут существенный прогресс в работе по согласованию совместного транспортного плана Баренцева региона, который предусматривает формирование 16 эффективных, безопасных и устойчивых трансграничных коридоров с использованием железнодорожного, автомобильного и морского вида сообщений. Все из этих маршрутов проходят по территории РФ. Планируется также развитие авиасообщения в Баренцевом регионе по линии восток-запад.

Сотрудничество в сфере культуры – одна из центральных тем председательства России. Именно культура является ключом к пониманию национальных особенностей, менталитета того или иного народа, представляет собой своего рода мост для взаимного сближения, налаживания контактов между людьми. Предполагается, что развитие культурных обменов будет способствовать укреплению концепции Баренцевой идентичности: дальнейшему осознанию странами региона своей исторической общности и принадлежности к единому социокультурному пространству. В октябре 2015 года в финском городе Оулу состоялось заседание Министров иностранных дел, на котором подчеркивалась центральная роль взаимодействия в сфере культуры, продвижения Баренцевой идентичности и развития контактов между гражданском обществом и культурными учреждениями. В документе также высокую оценку получила самоотверженная работа по учреждению Баренцевой стипендии в области культуры и отмечен запуск нового проекта «Баренцев Инкубатор культурных инициатив», поддерживающего организацию мероприятий и разработку проектов в области культуры.

Другое важное направление председательства России в СБЕР – реализация проектов в туристической сфере – способно придать импульс развитию северных территорий за счет привлечения дополнительных инвестиций и создания новых рабочих мест. Безусловно, в контексте продвижения арктического туризма важным является его взаимосвязь с развитием транспортно-логистической структуры. В этой связи хорошие перспективы имеются для развития паромного туризма в регионе. Принятое правительством РФ в июле этого года решение о введении в Мурманске и Архангельске 72-часового безвизового режима для пассажиров круизных лайнеров придаст дополнительный импульс Баренцеву сотрудничеству в туристической сфере.

Лекция 7: Интеграция ССЕ: Баренцев Евро-Арктический регион, Северный Совет

В Баренцев Евро-Арктический регион (Баренцев регион) входят губернии и их соответствия Европы, расположенные севернее или пересекаемые Полярным кругом. Таким образом, регион охватывает губернии Нурдланд, Тромс и Финнмарк в Норвегии, губернию Норрботтен в Швеции, губернию Лапландия в Финляндии и Архангельскую и Мурманскую области, Ненецкий автономный округ, являющийся самостоятельным субъектом Федерации, а также республику Карелию в России. С географической точки зрения Баренцев регион составляет естественное звено связи между северными районами Европы и России. Баренцев регион является регионом, где страны Европейского сообщества (ЕС) граничат с Россией.

Торговля и контакты между жителями северных районов,которые сегодня образуют Баренцев регион, существовали в течение тысячелетий. Российская революция 1917 года резко ограничила эти контакты. После начала осуществления реформ и в дальнейшем распада Советского Союза, контакты постепенно стали наращиваться. В конце 1980-ых годов сотрудничество получило формальную поддержку путём подписания двусторонних договоров о сотрудничестве как на региональном, так и на локальном уровнях.

11 января 1993 года было формализировано общее международное сотрудничество путём образования Баренцева региона и путём подписания Министрами иностранных дел Финляндии, Норвегии, Швеции и России, а также представителями Дании, Исландии и Европейского Сообщества договора о сотрудничестве - "Киркенесской декларации". На подписании присутствовали также наблюдатели из США, Канады, Франции, Японии, Польши, Великобритании и Германии. Одновременно с Кипркенесской декларацией был подписан региональный договор о сотрудничестве между входящими в регион губерниями/их соответствиями и одним представителем коренных народов. Региональный договор отражает рабочую цель, структурную организацию и рабочие формы региональной деятельности.

Баренц программа

Баренц программа является общей программой Регионального совета для конкретизации работы по достижению общих целей, сформулированных для осуществления региональной деятельности и поддержки процессов изменений, происходящих в российской части региона. Программа является также важным инструментом для достижения общих политических целей, нашедших своё выражение в Киркенесской декларации. Поле деятельности Баренц программы - широко. Программа выделила особое место также коренным народам. То, что программа направлена на российскую часть региона, явлвляется, отчасти, следствием того, что на скандинавской части территории работают другие программы (программа деятельности Северного калотта и программа Северного калотта Интеррег 2) и отчасти объясняется тем, что те средства, которые возможны к использованию для осуществления проектов Баренц программы, направляются через специальные фонды каждой из стран, предназначенные для вложений в Центральной и Восточной Европе. В своей основе программа является многосторонней, но с практической точки зрения, часть проектов,могут осуществляться на двусторонней основе. В процессе определения проектных идей производится координация с другими программами региона.



Баренц программа составлена в форме рамочной программы, в которой указываются приоритируемые сферы деятельности и мероприятия. Эти приоритеты базируются на анализе предложений, поступивших от региональных рабочих групп, представителей промышленности и других факторов регионального значения. Программа включает в себя пять сфер деятельности с вытекающими отсюда мероприятиями

· Развитие компетенции

· Развитие промышленной жизни

· Развитие жизненной среды

· Развитие общества и логистики

· Особые целевые группы

Цели

В договоре о сотрудничестве, подписанном в январе 1993, Региональный совет представил общие цели сотрудничества долгосрочного характера укреплять мирное и стабильное развитие в регионе, укреплять и развивать культурную связь между народами региона, поддерживать образование новых и расширение существующих двусторонних и многосторонних контактов в регионе, заложить основу действенному экономическому и социальному развитию в регионе, с центром тяжести на активном и целенаправленном использовании природы и ресурсов, содействовать развитию, принимающему во внимание интересы коренных народов, и активно содействовать вовлечению их в деятельность Этапные цели на программный период по каждому направлению представлены в разделе Программа мероприятий.

Стратегия

Региональный совет выносит решения по определению стратегических направлений для достижения поставленных в Баренц программе целей. По Баренц программе 1997-99 гг. актуальным является следующееГлавная стратегическая линия- оказание влияния и координация с другими программами региона, направленных на позитивное развитие общества, особенно в российской части Баренцева региона.

Концентрация деятельности. Деятельность должна основываться на потребностях, структура проектов должна быть согласована с получателем. Получатель активно участвует в осуществлении проекта. Мероприятия, осуществляемые в сфере экономики, должны способствовать наработке контактов, а также созданию стабильных и удовлетворительных предпосылок/условий развития экономической жизни. Активный анализ инвестиций с оценкой эффекта. Мероприятия должны быть хорошо скоординированы между странами Подробнее Координация с другими программами, организациями и действующими лицами В числе прочего координация включает в себя то, что проектам общественного развития, слабо представленным в других программах, придаётся больший вес в Баренц программе с тем, чтобы таким образом обеспечить более целостное развитие.

Для максимального использования доступных ресурсов следует испльзовать все формы сотрудничества. Установление контактов между всеми главными действующими лицами является весьма ценным с тем, чтобы уже на этапе планирования иметь возможность координации деятельности. Можно достичь лучшего результата путём вовлечения в желаемую деятельность различных действующих лиц. В этом случае незаменимой является вклад рабочих групп с их разветвлённой сетью контактов.

Концентрация деятельности Путём скоординированных и активнях мероприятий в ограниченном объёме проблем-ных секторов возможность достижения значительных результатов, которые могут послужить положительным примером, возрастает. Такие мероприятия могут пос-лужить положительным примером, в частности, в деятельности по поддержке же-лаемых процессов изменений.

Это не означает, что небольшого объёма проекты, к осуществлению которых наблю-дается большой интерес, будут отклоняться. Следует активнее привлекать и поддерживать деятельность различных действующих лиц, например из сферы двусторонних контактов для того, чтобы дополнить крупные проекты, находящиеся в стадии осуществления. Таким образом следует стремиться к тому, чтобы небольшие проекты являлись составляющими более объёмных инвестиций.

Приоритеты

В Киркенесской декларации указаны следующие области деятельности

· Экология

· Экономическое сотрудничество

· Наука и технологическое сотрудничество

· Региональная инфраструктура

· Коренные народы

· Контакты между людьми и сотрудничество в области культуры

Баренц совет выступил с дополнительным перечнем приоритетов. В рамках программы Интеррег Баренц приоритет отдаётся тем областям деятельности, которые в первую очередь создают рабочие места, таким как экономическое сотрудничество человеческие ресурсы и компетенция внутренние функции региона и жизненная среда

· Мероприятия в секторе экономики

· Мероприятия в сфере энергетики

Приоритет должен быть отдан мероприятиям экологического направления, которые быстро могли бы улучшить жизненные условия людей Планирование и осуществление проектов любых направлений должны базироваться на трёх критериях принимать во внимание экологический фактор - путём бережного обращения с природными ресурсами способствовать сохранению благоприятной окружающей среды и одновременно создавать рабочие места перспектива равноправия по полам - развитие общества, базирующееся на равных правах мужчин и женщин, на их различных предпосылках, потребностях и опыте молодёжная перспектива - развитие общества, принимающего во внимание специфику интересов молодёжи

, Российская Федерация , Финляндия и Швеция , а также Комиссия Европейских сообществ . Девять государств - Великобритания , Германия , Италия , Канада , Нидерланды , Польша , Франция , США , Япония - имеют статус наблюдателей.

Предыстория

Инициаторами учреждения организации сотрудничества в Арктическом регионе выступили Норвегия и Россия . 8 марта 1992 года в Осло министры иностранных дел России и Норвегии подписали совместный протокол о рабочей программе контактов и сотрудничества. В нём подчеркивалось желание развивать экономическое сотрудничество между северными регионами обеих стран.

Киркенесская декларация

Документом, где была сформулирована концепция «баренцева сотрудничества», является Киркенесская декларация 1993 года. Провозглашённой целью Совета Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР) является содействие устойчивому развитию региона, двустороннему и многостороннему сотрудничеству в области экономики, торговли, науки и техники, окружающей среды, инфраструктуры, образования и культурных обменов, туризма, а также реализации проектов, направленных на улучшение положения коренного населения Севера.

СБЕР собирается ежегодно на уровне министров иностранных дел. Решения по вопросам деятельности организации Совет принимает на основе консенсуса. Председательство в СБЕР осуществляется на добровольной ротационной основе.

Под эгидой СБЕР действует Региональный совет, в который входят руководители административных единиц, образующих Баренцев регион : из России - Мурманская и Архангельская областии, Ненецкий автономный округ , Республика Карелия , а с января 2002 г. - также Республика Коми , Норвегии - фюльке Нурланн , Финнмарк и Тромс , Швеции - лены Норрботтен и Вестерботтен и Финляндии - губерния Лаппи (с 2010 года - провинция Лаппи) и союзы коммун Кайнуу и Северной Остроботнии , а также представители коренного населения региона. Председательствует в Совете на двухгодичной ротационной основе один из регионов. Региональный совет разрабатывает так называемую «Баренцеву программу сотрудничества». В Программу входят проекты по следующим основным направлениям: развитие промышленности и инфраструктуры, повышение квалификации кадров и образование, охрана окружающей среды и здравоохранение, благосостояние и культура, коренные народы.

Рабочим органом СБЕР является Комитет старших должностных лиц, состоящий из представителей внешнеполитических ведомств стран-членов и наблюдателей СБЕР. Комитет старших должностных лиц готовит сессии министров, осуществляет текущую деятельность СБЕР, курирует рабочие группы Совета. В СБЕР действуют рабочие группы по экономическому сотрудничеству, экологии, энергетике, Северному морскому пути, молодёжной политике. Под эгидой рабочей группы по экономическому сотрудничеству функционируют целевые группы по преодолению торговых барьеров и по лесному хозяйству.

В рамках сотрудничества СБЕР с Баренцевым региональным советом действуют также объединённые рабочие группы по культуре, здравоохранению и связанным с ним социальным вопросам, энергетике, образованию и научным исследованиям, туризму.

Итоги

В настоящее время на Севере Европы активно действуют четыре региональные организации: Арктический совет (АС), Совет Баренцева / Евроарктического региона (СБЕР), Совет государств Балтийского моря (СГБМ), Совет министров северных стран , а также Европейский союз со своей программой «Северное измерение». По оценкам европейских экспертов, одной из наиболее эффективных является СБЕР. Значительно сдержанней деятельность СБЕР оценивается с российской стороны. В частности, указывается на почти полное отсутствие экономической составляющей в приграничном сотрудничестве за прошедшие 20 лет со времени подписания Киркенесской декларации: большинство проектов под эгидой СБЕР было направлено на проведение исследований в области истории, этнологии и прав человека . Отдельные аналитики выдвигают предположения о политической подоплёке подобных проектов, якобы направленных на геополитическое ослабление позиций России в Арктическом регионе в долговременной перспективе Смирнов А. И. Мурманский коридор: / Рос.-норв. сотрудничество в Баренцевом регионе. - Мурманск: Изд.-полиграф. предпр. «Север», 1998. - 91 c.

  • Фокин Ю. Е., Смирнов А. И. Киркенесская Декларация о сотрудничестве в Баренцевом/Евроарктическом регионе: взгляд из России 20 лет спустя. - М.: Национальный институт исследований глобальной безопасности, 2012. - 85 с.
  • Lipponen P. The European Union needs a policy for the Northern Dimension. - Rovaniemi., 1997. - 35p.
  • Tornberg W. The Barents Euro-Arctic Co-operation. - Vienna., 1997. - 182 p.