Почему в слове перышко пишется буква е. «перышко» корень в слове и морфемный разбор по составу. II. Актуализация опорных знаний, постановка проблемы

Перевод с чешского

В. А. КАМЕНСКОЙ и О. М. МАЛЕВИЧА

Послесловие и научная редакция кандидата исторических наук Ю. Е. БЕРЕЗКИНА

Прогресс

Редактор В. П. ТЕРЕХОВ

Редакция литературы по истории © Miloslav Stingl, 1980

© Перевод на русский язык, послесловие и примечания «Прогресс», 1983

ПОЧЕМУ?

В этой книге я хочу рассказать историю, над которой размышлял много лет, а именно загадочную историю об исчезнувших индейских «империях» древнего Перу. Эта удивительная страна принадлежала «поклоняющимся звездам» задолго до того, как ею овладели могущественные инки. Возможно, вы спросите меня, почему из истории древних индейских государств меня заинтересовала эта эпоха и почему именно «поклоняющиеся звездам».

Очевидно, прежде всего потому, что достаточно полного популярного изложения истории доинкских индейских государств Перу пока что не существует. До недавнего времени наука почти ничего не знала об этой эпохе, и составить из осколков древней мозаики сколь-нибудь полную картину еще несколько лет назад было попросту невозможно. А ведь судьбы древних перуанских «империй» имеют для понимания истории индейцев Южной Америки решающее значение, и вероятно, не только для меня, но и для читателя они будут весьма интересны.

Сегодня благодаря разысканиям минувшего десятилетия мы знаем чуть больше, поэтому имеет смысл попытаться воссоздать из все еще разрозненных сведений целостную картину и отправиться в путешествие по следам древнейших индейских культур, которые стали основой могучего государства инков.

Было у меня и еще одно побуждение: почти всем древнеперуанским культурам свойственно почитание небесных тел - Луны, Солнца, звезд и целых созвездий. Интерес к космическим телам, можно даже сказать, настоящая одержимость ими, а также многочисленные, на первый взгляд необъяснимые «следы» их связи с космосом еще раз доказывают важность этой темы. В ареале культуры Наска был открыт предполагаемый «космодром»; здесь посреди пустыни мы находим гигантские, порой километровые «фигуры» и рисунки, видимые только с высоты птичьего полета. О присутствии «неземных» существ, казалось бы, свидетельствовали и некоторые открытия, сделанные в индейском городе Тиауанако, расположенном в горах. Все это дало повод некоторым литераторам и романтикам выдвинуть смелое предположение, что авторы подобного рода «загадок» явились к нам из иных космических миров. Нередко эта гипотеза выдается за научно доказанный факт. Подчас мы даже встречаемся с утверждением, будто у истоков человеческих знаний и успехов стояли посланцы внеземных цивилизаций.

Но я верю, что человек сам изобретал и развивался, собственным трудом преобразовывал мир. Ему не нужны были ни боги/ ни гости из других звездных систем, которые водили бы его за руку и «цивилизовали». Достаточно вооружить его разумом, волей и

жаждой познать правду. И хотя следы «носителей внеземных цивилизаций» и неоспоримый культ небесных тел мы чаще всего, пожалуй, обнаруживаем у перуанских индейцев в доинкский период, избыток неточной, а порой совершенно ложной информации не приблизит нас к истине.

Думаю, что, вместо того чтобы говорить: «Так не было», следует, вероятно, попытаться представить, что же все-таки было. Именно из этих соображений я и написал свою книгу.

ПРОИЗНЕСЕМ ЭТО СЛОВО: ПЕРУ

Перу! Это слово современные люди должны, наверное, произносить с тем же восхищением и уважением, с каким мы произносим: Греция, Рим, Шумер, Вавилон или Египет. Историю этих прославленных культур знает всякий. Это, собственно, и нынешняя история. Ведь в упомянутых древних государствах были написаны и первые главы нашей цивилизации. Говоря «нашей», мы, как правило, имеем в виду цивилизацию той части планеты, которую - пожалуй, не совсем по праву - называем Старым Светом, то есть цивилизацию Восточного полушария.

Однако наша планета имеет и Западное полушарие, свой Новый Свет, где зародились столь же древние и замечательные культуры, столь же великолепные и могущественные «империи». Например, культуры Перу. Широкой общественности гораздо лучше известен другой очаг доколумбовых индейских культур Америки - Мексика и прилегающие к ней территории нынешних центральноамериканских республик - Гватемалы и Гондураса. На зрелых культурах ацтеков и майя, населявших эту область (она получила общее название «Месоамерика»), и было сосредоточено внимание научно-популярной литературы. Даже в таком широкоизвестном и написанном со знанием дела произведении Керама, как «Боги, гробницы, ученые», рассказывается о древней Мексике, об ацтеках, майя, тольтеках и прочих культурах, но о Перу не упоминается ни единым словом.

Впрочем, даже те, кто говорит о древнем Перу, часто рассматривают его лишь как «империю» инков. Они не видят или не хотят видеть, что эпоха суверенной власти инков - это только блистательная кульминация истории древнеперуанских культур, а инки - это лишь «вершина айсберга», последнее и наиболее значительное из индейских государств и культур. Славу других культур и государств, а порой даже их названия заслонила слава инков, слава их несметных золотых сокровищ и великолепных каменных городов.

Если мы хотим узнать правду о доколумбовых индейцах Перу, нам следует в первую очередь познакомиться с теми, кто жил и владел этой землей до инков. В течение текущего столетия, в особенности в последние его два-три десятилетия, были сделаны археологические открытия, которые позволили нам хотя бы в общих чертах составить представление о замечательных предшественниках инков.

До недавнего времени на всей доинкской истории Перу и на культурах этой страны лежал непроницаемый покров забвения, что объясняется рядом причин. Одной из них является тот факт, что среди завоевателей Перу не нашлось человека, который, подобно монаху Бернардино де Саагуну в Мексике, сумел бы точно и исчерпывающе записать все, что перуанские индейцы рассказывали о себе, о своей стране, культуре и особенно о своем давнем прошлом.

Перуанские индейцы не изобрели собственного письма (по крайней мере нам оно не известно), в то время как в Месоамерике, возможно, уже три тысячи лет назад возникло местное индейское письмо, а также оригинальные способы записи дат. Майя, ацтеки, миштеки оставили после себя ряд «кодексов», из которых, как, например, из миштекских, мы сегодня черпаем ценные сведения о жизни в доколумбовых государствах Мексики. В Перу же книг не существовало. Перуанцы, точнее, инки в одном походили на своих месоамериканских братьев. Ацтеки в эпоху расцвета своего государства изо всех сил старались распространить собственную культуру по всей Мексике и полностью уничтожить свидетельства о том, как они пришли к мексиканским озерам. Инки еще настойчивее, чем ацтеки, и с большим успехом насаждали свои порядки во всем Перу, они стремились навязать свой язык и культуру, свой образ жизни, а главное, вытравить из памяти индейцев все, что происходило в этой стране до того, как на золотом троне императорского творца в Куско стал восседать первый Инка. До Куско существовали иные древние перуанские столицы, а до «империи» инков - другие перуанские государства. До трона Инки тут стояло множество других тронов. И все же старания владык из Куско увенчались успехом, причем столь убедительным, что не только миллионы индейцев, но и первые поколения ученых, занимавшихся историей перуанских культур, приняли за аксиому утверждение, будто история Перу начиналась с инков. Профессор Филип Эйнсворт Минз некогда сказал о Перу, что «весь этот регион носит нестираемую инкскую окраску». Однако тот, кто хочет глубже познать историю древнеперуанских культур и государств, должен попытаться проникнуть под этот слой. Ведь именно здесь, под видимой вершиной древнеперуанского «айсберга», исследователей ожидают захватывающие тайны, верстовые столбы того пути, по которому индейцы этой страны шли на протяжении многих тысячелетий своей бурной истории. Верстовые столбы здесь сделаны из камня. Именно с камня начинается история перуанских культур.

Предложения со словом ПЕРЫШКО

  • Ветер редко бывал настолько силен, чтобы поднять перышко .
  • Отец поехал в город, купил два платка, а перышка и в глаза не видал.
  • Сидит, бывало, задумавшись о чем-нибудь, и только дотронешься перышком ей до шеи, она так и вскочит.
  • Легкая как перышко , она с блеском исполняла все фигуры.
  • Вот почему мы долго ходили, не заметив ни единого перышка .
  • И еще, к их удивлению, умела обходиться без лекала, наносила кривые тонким перышком .
  • Она была как перышко в моих объятиях, такая тоненькая, хрупкая.
  • Птицы были настолько умны, что не теряли ни перышка , когда обезумевшие люди палили по ним.
  • Чувствовал себя легким, как перышко , и на удивление бодрым.
  • Тот вскоре вернулся и, бросив на поток, заявил, что он легок, как перышко .
  • Мой корабль трепали и швыряли как легкое перышко ужасные океанские штормы.
  • Не успел панда опомниться, как слон обвил его цепким хоботом и поднял кверху, будто перышко .
  • Страшный зверь налетел на него, просунул ему рог между ног и подбросил вверх, как перышко .
  • Огромные волны, с вершин которых сильный вихрь срывал клочки белой пены, метали судно, как перышко .

грамматическое значения слов:перо и свеча. И где ставим ударения в слове перистые.?Родственные слоа:перо,перышко,оперение,перина,перистые.

Ответы:

пЕристые всмысле грамматическое, где предложение?

Похожие вопросы

  • Объясните почему в годы войны для борьбы со вшами людей стригли наголо и проводили термическую обработку одежды?
  • молярная масса угольной кислоты (Н2СО3) равна...... а) 31 г/моль б) 62 г в) 62 г/моль г) 124 г/мооль
  • Согласно Конституции Россия является: а) унитарным государством б) федерацией в) конфедерацией г) империей Правильный ответ может быть 1,2,3,4 или не одного...
  • Пол имеет форму квадрата со стороной 10 метров.Собираются пол покрыть паркетом, длина и ширина каждой доски 2 см и 5 см.Сколько досок потребуется?
  • Какие города в настоящее время переминованы?
  • Что общее и в чем различие экономических систем? (командно-административная и рыночная) + традиционная.
  • Вставьте артикли a,an,the, где необходимо. 1. What .... fine day it is today! 2. .... History and .... Computer Science were .... my favorite subjects at .... school. 3. I don’t know .... way to .... station. 4. He is .... engineer by .... profession. 5. Usually I get up at .... 7 o’clock in .... morning. 6. .... Rostov is on .... right bank of .... Don. 7. Will you have .... cup of .... tea? 8. .... Warsaw is .... capital of Poland. 9. We shall go to .... cinema together with .... our friends. 10. This is .... book, .... book is very interesting. 11. Do you see .... sun in .... sky today? 12. He is .... engineer by .... profession. 13. I went to .... Smirnovs, but they were not at .... home
  • данные численные масштабы: 1: 100 000; 1:1 000 000 и 1:10 000 000 переведите в именованный
  • Расстояние между двумя городами 750 км. Рейсовый автобус проезжает это расстояние за 15 ч, автотуристу на этот путь потребуется 10 ч. Через сколько часов они встретятся, если одновременно отправятся из двух городов навстречу друг другу
  • как решить задачу в 6 корзин разложили поровну 84 кг слив, а остальные сливы разложили в ящики, которых было на 86 штук больше, чем корзин. сколько всего кг слив разложили в корзины и ящики, если в ящик помещается на 5 кг слив меньше, чем в корзину?

Разделы: Начальная школа

Тема: “Образование имен существительных с помощью суффикса -ышк-”.

Цель: формировать умение правильно образовывать имена существительные с уменьшительно- ласкательным значением.

1) коррекционные : формировать умение правильно образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательным значением с помощью суффикса –ышк-, распознавать имена существительные со значением уменьшительности, понимать значение, которое придают суффиксы –ушк-, -юшк-, -ышк- существительным, формировать навык распознавания суффиксальных дериватов, формировать умение различать родственные слова и слова одной морфемной структуры;

2) воспитательные: воспитывать чувство ответственности, умение помогать друг другу, формировать умение работать в группе по установленным правилам.

Оборудование: раздаточные карточки с цепочкой букв, карточки со словами, модели слов, карточки с морфемами для стенда, цветные ручки, словарики “Строение слов”, алгоритмы ответов учащихся, тетради для самооценки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

Выразительное чтение скороговорки.

Мой веселый мячик прыгнул прямо в ящик.

II. Актуализация опорных знаний, постановка проблемы.

1. Ученики получают карточки с набором букв. Задача школьников: увидеть среди букв слова и обвести их.

нопогода слуаняня онкпрперо лкапедчыввзверь уылпкарподо

укавосписила дншафбревно лпчурзаборчик спаылпротмнгоы

После выполнения задания осуществляется его проверка и самооценка.

2. Ученикам предлагается посмотреть на доску и назвать те слова, которых не было на карточках. Работа организуется парами: один ученик высказывает предположение, второй соглашается с ним или нет, карточки передаются по кругу. Для помощи ученикам выдаются карточки с заготовкой высказывания.

Памятки для детей:

Прочитайте слова, которые остались, назовите лишнее слово. (Заборчик)

Почему оно лишнее? (это слово обозначает маленький предмет или так можно ласково назвать забор)

Что такое заборчик? (это маленький забор)

Как образовано это слово? (с помощью суффикса –чик-)

Попробуем назвать ласково оставшиеся предметы.

3 – Посмотрите на стенд “состав слова”, какие суффиксы существительных помогут нам в этом, какие новые суффиксы? (-ушк-, -юшк-)

Ученики по одному выходят к доске берут любое слово и, используя модель, образуют к данному слову родственное слово

–ушк -а

Например, ученик берет карточку погода, объясняет, что в нем корень –погод- и загибает окончание -а, ставит карточку в схему, читает получившиеся слово погодушка, при необходимости дети меняют суффиксы. Если слово нельзя использовать в двух предложенных моделях оно вывешивается обратно на доску.

В конце такой работы на доске остаются слова перо, бревно.

Как ласково назвать перо, бревно? (перышко, бревнышко)

III. Изучение нового материала

На доске открываются таблички расположенные друг под другом

Как образовано слово перышко? (с помощью суффикса -ышк-)

Аналогично разбирается слово бревнышко.

Назовите 2 пары родственных слов.

Слова перышко-бревнышко я назову однокоренными, т.к. у них есть общая часть –ышк-

Дети поднимают знак несогласия. Почему вы со мной не согласны?(в словах разные корни)

Что же между словами общего? (-суффикс)

Что общего между словами по смыслу? (это ласковые названия предметов)

Назовите тему занятия.

Учитель вывешивает табличку с суффиксом –ышк- на стенд. Сам еще раз называет тему занятия.

Один ученик рисует модель слов перышко, бревнышко.

Ышк - о

IV. Закрепление материала.

1. Игра в мяч.

Учитель называет существительное, ученики должны назвать предмет ласково, если они образуют слово с помощью изученного суффикса, то прежде, чем кинуть мяч учителю, они подбрасывают его вверх.

Слова для игры:

гнездо, калина, крыло, соловей,
зима, стекло, борода, ребро,
заря, сторона, горло, пятно,
дно, солнце, тетя, корова.

2. Работа со словариками “Строение слов”.

Ученики записывают модель в тетрадь, пользуясь цветными ручками, записывают по памяти подходящие к схеме слова.

Образец записи в словарях:

Ышк - о
-гнезд-
-крыл-
-стекл-
-ребр-
-горл-
-пятн-

V. Подведение итогов, оценка работы учащихся.

Что нового узнали на занятии?

Что понравилось?

Самооценка учащимися своей работы на занятии.