Поэту. А с пушкин Поэт ты царь живи один

Поэт, не дорожи любовию народной
Из сонета «Поэту» (1830) А С. Пушкина (1799-1837):
Поэт, не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум,
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной.

Смысл выражения: художник сам обязан (и на это имеет право) судить о художественном достоинстве своих произведений, мнение же публики (тем более профанов) не должно иметь для него решающего значения.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Поэт, не дорожи любовию народной" в других словарях:

    - (1799 1837) Российский поэт, писатель. Афоризмы, цитаты Пушкин Александр Сергеевич. Биография Презирать суд людей нетрудно, презирать суд собственный невозможно. Злословие даже без доказательств оставляет поти вечные следы. Критики… … Сводная энциклопедия афоризмов

    У этого термина существуют и другие значения, см. пророк. Пророк Жанр: лирическое стихотворение

    Ср. Поэт, не дорожи любовию народной! Восторженных похвал пройдет минутный шум, Услышишь суд глупца и смех толпы холодной... А.С. Пушкин. Поэту. Ср. Бригадир понял, что любовь народная есть сила, заключающая в себе нечто съедобное. Салтыков.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    ямб - (греч. ἴαμβος) в античной метрике трехдольная стопа о двух слогах, из них первый слог краткий, а второй долгий ⌣⌣̅⌣̅. Происхождение названия стопы объясняется различно. По одной версии эта стопа получила название от Ямба, сына нимфы Эхо и бога… … Поэтический словарь

    художник - а, м. 1) Тот, кто творчески работает в какой л. области искусства. Художник может выразить свои мысли и чувства в слове, музыке, в игре красок, в камне, в архитектурном сооружении. Поэт! не дорожи любовию народной... Ты сам свой высший суд; всех… … Популярный словарь русского языка

Он пишет:

В России нет закона:

В России столб стоит,

К столбу закон прибит,

А на столбе корона.

(Эпиграмма А.С.Пушкину не принадлежит. Ранее приписывалась А.С.Пушкину, была включена в сборник, изд. Р.Вагнера, Берлин, 1861, по которому цитировал М.Горький - прим. ред.)

Нужно помнить, что за каждое из таких стихотворений в ту пору можно было получить каторгу, ссылку, тюрьму.

По отношению к правительству Пушкин вёл себя совершенно открыто: когда до двора дошли его ода "Вольность", его эпиграммы на министров и царя и когда узнали, что он показывал в театре портрет Лувеля, убившего герцога Беррийского, - граф Милорадович вызвал его к себе, а в квартире велел сделать обыск.

"Обыск не нужен, - заявил Пушкин, - я уже всё, что надо было, сжёг". И тут же написал на память все свои противоправительственные стихи. Только благодаря Карамзину и другим вельможам это кончилось для Пушкина высылкой из Петербурга, - Александр Первый предполагал сослать поэта в Сибирь или Соловки.

Теперь рассмотрим обвинение Пушкина в презрительном отношении к "черни", - как известно, на основании этого отношения наши реакционеры зачисляли Пушкина в свои ряды, а наши радикалы, вроде Писарева, отрицали за поэтом всякое значение.

Прежде всего надо знать, что презрительное отношение к "черни" было свойственно всем романтикам, начиная с Байрона, - это был один из лозунгов литературной школы.

Признавалось, как вы знаете, что поэт - существо высшего порядка, абсолютно свободное, стоящее вне законов человеческих. С этой точки зрения, разумеется, и общество, и государство, и народ резко отрицались, как только они предъявляли к поэту какие-либо социальные требования.

Наши писатели допушкинской эпохи тоже были заражены этим взглядом; так, например, Державин говорил:

Умей презреть и ты златую,

Злословну, площадную чернь...

Умолкни, чернь непросвещённа,

Слепые света мудрецы!..

Прочь, буйна чернь непросвещённа

И презираемая мной!..

Дмитриев:

Будь равнодушен к осужденью

Толпы зоилов и глупцов...

Жуковский:

Не слушай вопли черни дикой...

Можно привести ещё десяток таких выкриков, но я вообще сомневаюсь в том, что эти выкрики относятся к народной толпе, к народу.

Причины сомнения следующие: поэты до Пушкина совершенно не знали народа, не интересовались его судьбой, редко писали о нём. Это придворные люди, вельможи, они всю жизнь проводили в столице и даже свои деревни посещали очень редко и на краткий срок. Когда же они изображали в своих стихах мужика, деревню - они рисовали людей кротких, верующих, послушных барину, любящих его, добродушно подчинявшихся рабству; деревенская жизнь рисовалась ими как сплошной праздник, как мирная поэзия труда. О Разине, Пугачёве - не вспоминали, это не сливалось с установленным представлением о деревне, о мужике.

Пушкин тоже начал с романтизма. Вот как он определяет свою позицию поэта:

[Поэт, не дорожи любовию народной!

Восторженных похвал пройдёт минутный шум,

Услышишь шум глупца и смех толпы холодной;

Но ты останься твёрд, спокоен и угрюм.

Ты царь: живи один. Дорогою свободной

Иди, куда влечёт тебя свободный ум,

Усовершенствуя плоды любимых дум,

Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;

Всех строже оценить умеешь ты свой труд.

Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит,

И плюет на алтарь, где твой огонь горит,

И в детской резвости колеблет твой треножник.

"Поэту (Сонет)".]

[Не дорого ценю я громкие права,

От коих не одна кружится голова.

Я не ропщу о том, что отказали боги

Мне в сладкой участи оспаривать налоги

Или мешать царям друг с другом воевать;

И мало горя мне - свободно ли печать

Морочит олухов, иль чуткая цензура

В журнальных замыслах стесняет балагура.

Всё это, видите ль, слова, слова, слова! (Hamlet. -прим. А.С.Пушкина)

Иные, лучшие мне дороги права,

Иная, лучшая потребна мне свобода...

Зависеть от властей, зависеть от народа

Не всё ли нам равно? Бог с ними!.. Никому

Отчёта не давать; себе лишь самому

Служить и угождать; для власти, для ливреи

Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;

По прихоти своей скитаться здесь и там,

Дивясь божественным природы красотам,

И пред созданьями искусств и вдохновенья

Безмолвно утопать в восторгах умиленья

Вот счастье! вот права!..

"Из VI Пиндемонте".]

Наконец, у него есть ещё более резкое определение своего отношения к "черни".

[.................................

Подите прочь, - какое дело

Поэту мирному до вас?

В разврате каменейте смело;

Не оживит вас лиры глас!

Душе противны вы, как гробы;

Для вашей глупости и злобы

Имели вы до сей поры

Бичи, темницы, топоры,

Довольно с вас, рабов безумных!

Во градах ваших с улиц шумных

Сметают сор - полезный труд!

Но, позабыв своё служенье,

Алтарь и жертвоприношенье,

Жрецы ль у вас метлу берут?

Не для житейского волненья,

Не для корысти, не для битв,

Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв.

Но - кто эта чернь? Подразумевал ли под нею Пушкин именно народ?

Рассмотрим вопрос.

Прежде всего Пушкин был первым русским писателем, который обратил внимание на народное творчество и ввёл его в литературу, не искажая в угоду государственной идее "народности" и лицемерным тенденциям придворных поэтов. Он украсил народную песню и сказку блеском своего таланта, но оставил не изменёнными их смысл и силу.

Возьмите сказку "О попе и работнике Балде", "О золотом петушке", "О царе Салтане" и так далее. Во всех этих сказках насмешливое, отрицательное отношение народа к попам и царям Пушкин не скрыл, не затушевал, а, напротив, оттенил ещё более резко.

Он перевёл с сербского несколько народных легенд из сборника Караджича; когда вышли подделанные французским писателем Проспером Мериме "Песни западных славян" - Пушкин немедленно переводит их на русский язык. Он записывал во время своих путешествий сказки и песни и более пятидесяти штук передал Киреевскому для его знаменитого сборника. Ом собрал целый цикл песен о Стеньке Разине, которого называл "единственным поэтическим лицом в России", - заметьте, что Разин по своим намерениям и по духу был несравнимо демократичнее Пугача, с грустью осмеянного Пушкиным.

Бенкендорф сказал Пушкину: "Песни о Стеньке Разине, при всём поэтическом своём достоинстве, по содержанию своему не приличны к напечатанию. Сверх того, проклинает Разина, равно как и Пугачёва".

Пушкин непосредственно сталкивался с народом, расспрашивал мужиков о жизни и - вот какие записи делал в своих путевых тетрадях...

Пушкин знал жизнь крестьян: возьмите из "Хроники села Горюхина" отрывок "Правление приказчика" - это типичнейшая для того времени картина разорения деревни.

А вот деревенская картинка, написанная как будто Некрасовым:

[Румяный критик мой, насмешник толстопузый,

Готовый век трунить над нашей томной музой,

Поди-ка ты сюда, присядь-ка ты со мной,

Попробуй, сладим ли с проклятою хандрой.

Что ж ты нахмурился? Нельзя ли блажь оставить

И песенкою нас весёлой позабавить?

Смотри, какой здесь вид: избушек ряд убогий,

За ними чернозём, равнины скат отлогий,

Над ними серых туч густая полоса.

Где ж нивы светлые? Где тёмные леса?

Где речка? На дворе, у низкого забора,

Два бедных деревца стоят в отраду взора,

Два только деревца, и то из них одно

Дождливой осенью совсем обнажено,

А листья на другом размокли и, желтея,

Чтоб лужу засорить, ждут первого Борея.

Поэт! не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.

Мне всегда нравилось это суровое стихотворение нашего "первого" поэта. Оно и сегодня звучит и гражданственно, и героично. Поэт вызывающе смел в своих предпочтениях. Он отделяет церковь (поэзию) от государства (мнений толпы). Конечно, это "живи один" касается только моментов творчества. Поэт – не схимник. И, завершив стихотворение, он непременно появится на публике. Но для него важна возможность свободного священнодействия, не отягощённая никакими "союзами писателей", никакими указаниями извне. Симптоматично, что Пушкин заключил свои "еретические" мысли о поэте и поэзии в строгую, классическую форму правильного сонета.

Я думаю, Пушкину показалось бы смешным выдвигать свои стихи на соискание какого-нибудь "золотого пера России", чем не брезгуют современные виршеписцы. Царь – он ведь вне конкуренции! А соперничество с другими царями едва ли выявит сильнейшего и достойнейшего. Не забудем: поэзия – это прежде всего искусство, а не спорт!

Стихотворением "Поэту" Пушкин ещё тогда, в начале 19-го века, показал, что никакие прочтения глупцов или инакомыслящих ему не страшны. Никакие извращения в близком или отдалённом будущем. И даже это "неправильное" ударение в слове "плюёт", на первом слоге, как гвоздь, вбито в канву пушкинского сонета. И если вы попытаетесь "исправить" Пушкина, предложив взамен инверсию "и на алтарь плюёт, где твой алтарь горит", вы не сможете не почувствовать, насколько пушкинский вариант сильнее и органичнее.

Похвала непосвящённых так же мало трогает Пушкина, как и хула. "Хвалу и клевету приемли равнодушно, и не оспоривай глупца". У меня создалось впечатление, что сонет "Поэту" и "Памятник" образуют у Пушкина некий тематический диптих. Скажу больше: истинным "памятником", на мой взгляд, является именно данный сонет. Какая твёрдость, какая бескомпромиссность! "Весёлое имя Пушкина". Да полноте, неужели это тот самый "весельчак" Пушкин? "Но ты останься твёрд, спокоен и угрюм". Как мы видим, "близнец" Пушкин обладал всей широтой, свойственной двойным знакам Зодиака. Отношение поэта к народу многоёмко. Он любит свой народ, дорожит им ("И долго буду тем любезен я народу...", но, вместе с тем, и смотрит на него свысока ("Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей..."). Ничего не попишешь: народ действительно заслуживает и того, и другого. Даже пусть это не весь народ, а лишь худшая часть его, "чернь"...

Поэзия была для Пушкина священнодействием и делом чести. Поэтому он так серьёзен и сосредоточен. В момент творения он так же равнодушен к окружающему миру, как равнодушна к человеку воспетая им природа, которая будет после нашего ухода "красою вечною сиять".

Но похвалу Мастера Пушкин принимает! Хоть и с некоторой иронией: "Старик Державин нас заметил – и, в гроб сходя, благословил". Надо ли говорить о том, что Пушкин никогда не понял бы и не принял "союзы писателей", где личность поэта мельчает, а количество не переходит в качество – скорее, всё происходит с точностью до наоборот. "Великодержавный" образ поэта-жреца, созданный Пушкиным, оказался мне очень близким по духу. Я даже довёл "наказ" поэта до логического абсолюта – равнодушно приемлю не только лесть или отборную брань, но даже молчание, которое, пожалуй, будет похуже и хвалы, и хулы.

Да, да, в этом сонете Пушкин выступает как поэт-перфекционист! Трудно даже представить, что сделали бы наши современники со стихотворцем, осмелившимся написать что-нибудь подобное! "Снайперские" строчки Пушкина сейчас обозвали бы пафосными и дидактическими, а самого автора в лучшем случае объявили бы мизантропом, в худшем – сумасшедшим. И как хорошо, что такое стихотворение уже написано! Читая его и осознавая его всё возрастающую актуальность, понимаешь, что такое классика на века. Многое из пушкинской лирики уже не воспринимается сегодня так же свежо, как раньше. Например, его знаменитое "я Вас любил так искренне, так нежно, как дай Вам Бог любимой быть другим". Изменилось положение женщины в обществе, и сейчас уже принято считать, что пылкая и неистовая чужая любовь без взаимности скорее удручает, чем дарит женщине счастье. И что сила чувства одного человека – фикция без взаимности. Но строки про "благородный подвиг" идущего впереди своего народа поэта до сих пор не утратили ни свежести, ни важности. И, когда мы читаем вот эти строки: "Всех строже оценить умеешь ты свой труд. Ты им доволен ли, взыскательный художник?", нам вспоминается счастье поэта, завершившего "Бориса Годунова", и его знаменитое восклицание: "Ай да Пушкин, ай да сукин сын!"

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений Серов Вадим Васильевич

Поэт, не дорожи любовию народной

Поэт, не дорожи любовию народной

Из сонета «Поэту» (1830) А. С. Пушкина (1799-1837):

Поэт, не дорожи любовию народной.

Восторженных похвал пройдет минутный шум,

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной.

Смысл выражения: художник сам обязан (и на это имеет право) судить о художественном достоинстве своих произведений, мнение же публики (тем более профанов) не должно иметь для него решающего значения.

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Поэт в России - больше, чем поэт Из поэмы «Братская ГЭС» (1965) поэта Евгения Александровича Евтушенко (р. 1933): Поэт в России - больше, чем поэт. В ней суждено поэтами рождаться Лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства. Кому уюта нет, покоя нет. Позже поэт возьмет эту

Из книги Домашняя медицинская энциклопедия. Симптомы и лечение самых распространенных заболеваний автора Коллектив авторов

Рецепты народной медицины Сварить без сахара плоды черной бузины до консистенции конфитюра. Принимать каждый день по столовой ложке перед едой. Плоды зрелой рябины промыть и отжать сок. Принимать по 1/4 стакана три раза в день. Сок слегка подсластить и запивать

Из книги автора

Рецепты народной медицины Средства от кишечной колики Кишечные колики в животе быстро устраняют свежие ягоды крыжовника, если их принимать с началом болей. При болях и спазмах в кишечнике в 1 стакан кипящего молока всыпать 1 чайную ложку мелко покрошенного корня

Из книги автора

Рецепты народной медицины Для профилактики и лечения желчнокаменной болезни в народной медицине применяют настой и отвар корневища аира. Для приготовления настоя необходимо 2 чайные ложки измельченного корневища аира залить стаканом кипяченой воды и настоять 6

Из книги автора

Рецепты народной медицины 1 столовую ложку кукурузных рылец залить 1 стаканом кипятка. Настоять 1 час, процедить. Пить по 1 столовой ложке через каждые 3 часа. 1 чайную ложку вероники поручейной залить 1 стаканом кипятка, настоять 30 минут. Пить по 1/4 стакана 3 раза в

Из книги автора

Рецепты народной медицины Прежде чем использовать лекарственные травы и сборы из них для лечения заболеваний печени, обязательно надо посоветоваться с

Из книги автора

Рецепты народной медицины Для облегчения боли при ревматоидных артритах следует взять поровну цветки бузины, лист крапивы двудомной, корень петрушки и кору ивы. Все измельчить, а затем 1 столовую ложку сбора заварить 1 стаканом кипятка, после чего кипятить в течение 5

Из книги автора

Рецепты народной медицины Измельчить 200 г чеснока, 300 г репчатого лука и соединить с 0,5 кг размятой клюквы. Все тщательно перемешать и настоять в сосуде с плотно закрытой крышкой, в темном месте, в течение 1 суток. Затем к этой смеси добавить 1 кг меда и еще раз все

Из книги автора

Рецепты народной медицины Употребление в пищу арбузов, ягод черники и киселей из черники, брусники и клюквы. Лимонный сок из половины или целого лимона с горячей водой по утрам за полчаса до приема пищи. Сок клюквы с липовым или гречишным медом. Настой плодов

Из книги автора

Рецепты народной медицины Измельчить 300 г белой части лука-порея, залить 0,6 л белого сухого виноградного вина, добавить туда 100 г меда и все тщательно размешать. Смесь настоять в темном, прохладном месте в течение 10 дней. Содержимое периодически встряхивать. По

Из книги автора

Рецепты народной медицины Регулярно есть овсяную, гречневую и кукурузную каши. Принимать по 1 чайной ложке 10 %-ного прополисного меда (держа во рту до полного растворения) 2–3 раза в день за 20–30 минут до еды. Курс лечения – 1 месяц, затем перерыв 2 недели и снова

Из книги автора

Рецепты народной медицины Смешать в равных частях траву зверобоя, корень девясила, почки березы, плоды рябины обыкновенной, плоды дурнушника. 2 столовых ложки измельченного сбора залить 1 л кипятка, довести до кипения, держать на медленном огне 10 минут в закрытой

Из книги автора

Рецепты народной медицины 1 столовую ложку травы лапчатки серебристой залить 200 мл кипятка, варить 2–3 минуты, перелить термос, настаивать 2 часа. Пить по 50 мл перед едой 4 раза в день. Курс – 45 дней. 1 столовую ложку травы дрока красильного залить 200 мл воды, довести до

Из книги автора

Рецепты народной медицины Сырую луковицу выдержать в столовом уксусе 2 часа, а затем привязать на ночь к бородавке. Повторить несколько дней подряд. Бородавка должна выйти с корнем. В течение 10 дней натирать бородавки свежим соком кислых яблок. Через 10 дней бородавки

Из книги автора

Рецепты народной медицины Накладывать на больные места многослойные (8–10 слоев) марлевые повязки, пропитанные картофельным соком. Сверху повязки нужно покрывать компрессной бумагой и забинтовывать. Повязки надо менять через 4–6 часов и оставлять на всю

Из книги автора

Рецепты народной медицины Мякоть тертого сырого картофеля, чуть отжав и завернув в хлопчатобумажную ткань, прикладывать к пораженному месту. Проводить эту процедуру по несколько раз в день и на ночь, сочетая примочки и компрессы с приемом сырого картофеля

Стихотворение “Поэту” стало одним из самых значимых произведений Пушкина в ряду тех, которые посвящены осмыслению пути поэта и извлечению уроков из творческих попыток осознать самого себя. Читать стих “Поэту” Пушкина Александра Сергеевича – значит перенестись в период, когда его травил Ф.Булгарин, а обвинения в оппозиционности взглядов становились все серьезнее. Свободолюбивого поэта учили быть сдержаннее, но разве настоящая муза позволит молчать? Он излил свои мысли о взаимоотношениях творца и социума на бумагу.

Пушкин много размышлял о роли поэта в общественной жизни – в этом легко убедиться, если скачать образцы его вольнолюбивой лирики. Однако именно в стихотворении “Поэту” он утверждается в мысли, что творчество дает настоящую свободу. Вне зависимости от того, будет ли произведение прочитано в классе или онлайн, оно ярко продемонстрирует стремление “солнца русской поэзии” понять предназначение стихотворца,

отсюда и переменчивость настроения, которую легко уловить в тексте стихотворение Пушкина “Поэту”: первая часть наполнена пессимизмом, боязнью за человека и его талант, а вторая полностью ей противоположна. В ней поэт настроен радостно, ведь он видит, что именно литература превращает его в настоящего сверхчеловека, готового противостоять обыденности.

Поэт! не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.