Профилактика оптико-кинетической дисграфии
у старших дошкольников.
Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма.
Выделяются следующие виды дисграфии: акустическая, оптическая, моторная.
Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме.
Чаще всего заменяются графически сходные рукописные буквы: состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (в – д, т - ш) ; включающие одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами (и – ш, п – т, х – ж, л - м); зеркальное написание букв (с - , э -) , пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент (ау -) , (ш - , и - , щ - , т -) и неправильно расположенные элементы (х -),(т -).
В тяжелых случаях оптической дисграфии письмо слов невозможно. Ребенок пишет только отдельные буквы.
Профилактика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями, с задержкой психического развития, умственно отсталых и других категорий аномальных детей. Осуществляется работа по развитию зрительно-пространственных функций, памяти, внимания, аналитико-синтетической деятельности, по формированию языкового анализа и синтеза, лексики и грамматического строя, по устранению нарушений устной речи.
Для профилактики дисграфии для старших дошкольников можно предложить следующие задания.
С целью развития предметного зрительного гнозиса рекомендуются такие задания: назвать контурные изображения предметов, букв, перечеркнутые контурные изображения, наложенные друг на друга.
Для развития зрительной памяти используются следующие виды работ: игра «Чего не стало?», «Что изменилось?», разложить буквы, фигуры, цифры в первоначальной последовательности.
Для развития пространственной ориентировке детям предлагаются следующие задания: определить пространственное расположения предметов по отношению к самому себе, находящихся сбоку, определить пространственное соотношение между 2-3 предметами.
Для развития зрительного анализа изображений и букв на составляющие элементы, их синтезу, определению сходства и различия между похожими графическими изображениями и буквами предлагаются следующие задания:
найти фигуру, букву в ряду сходных;
срисовать фигуру или букву по образцу;
сложить фигуру из палочек;
сконструировать буквы печатного и рукописного шрифта из предъявленных элементов печатных и рукописных букв;
найти заданную фигуру среди двух изображений;
показать правильно изображенную букву среди правильно и зеркально изображенных;
дополнить недостающий элемент фигуры или буквы по представлению; реконструировать букву, добавляя элемент: из А – Л – Д, К – Ж, З – В, Г- Б;
реконструировать букву, изменяя пространственное расположение элементов букв: Р –Ь, И –Н, Н – П, Г- Т;
определить различие сходных букв, отличающихся лишь одним элементов: З – В, Р – В;
определить различие сходных фигур или букв, состоящих элементов, но различно расположенных в пространстве: Р – Ь, Г – Т, И –П, П –Н;
и многие другие.
Все задания проводят в игровой форме:
Сказочные буквы
Задачи: развивать зрительное внимание, упражнять в выделении буквы из сказочного сюжета.
Описание : работа с плоскостным изображением сказочного сюжета, на фоне которого выделяется знакомая буква.
Задание: внимательно рассмотреть картинку и назвать букву, которая на ней изображена.
Узнай на ощупь
Задачи: закреплять образ буквы и расположение ее элементов на плоскости; развивать тактильные ощущения.
Описание: работа с буквами, слегка выдающимися над плоскостью шершавыми буквами.
Задание: с закрытыми глазами обвести пальцем по контуру букву и назвать ее.
Выложи букву
Задачи: уточнять образ буквы и ее составляющие элементы; развивать умение производить анализ и синтез букв русского алфавита.
Описание: работа со счетными палочками и шнурками разного цвета.
Задание: выложить буквы (дошкольники сами решают, какие из заданных букв лучше выложить из палочек, а какие из шнурков). На начальном этапе дается зрительный образ буквы, далее они предлагаются на слух.
Вылепи букву и придумай с ней слово
Задачи: уточнять образ буквы и ее составляющие элементы; развивать умение проводить анализ и синтез букв русского алфавита.
Описание: работа с пластилином и оборудованием для лепки.
Задание: вылепить буквы из пластилина (на начальном этапе дается зрительный образ буквы, далее они предлагаются на слух).
Вырежи из частей и наклей
Задачи : уточнять образ буквы и ее составляющие элементы; развивать умение проводить анализ и синтез букв русского алфавита
Описание: работа с цветной бумагой, ножницами, клеем.
Задание: выложить из бумажных полосок заданную букву, а затем сделать с ней аппликацию (цвет бумаги дошкольник выбирает самостоятельно).
Укрась шарф
Задачи: упражнять в умении выполнять инструкции взрослого; закреплять знание понятий «право - лево», развивать мышцы кистей рук.
Описание: работа с плоскостными изображениями шарфов и цветными карандашами.
Задание: украсить шарф, строго придерживаясь инструкции взрослого по выбору расположения и цвету узора.
Веселые буквы
Задачи: на практике закреплять образ буквы и расположение ее элементов на плоскости, развивать мелкую моторику.
Описание: работа с манной крупой, насыпанной плотным слоем на поднос.
Задание: начертить печатную заданную букву пальцем по крупе.
Шахматная доска
Задачи: упражнять в ориентировке на листе в клетку; закреплять понятия «вправо – влево», «вверх – вниз».
Описание: работа на листе бумаги в крупную клетку, размеченном по принципу шахматной доски.
Задание: провести фишку по «шахматному» листу от одной точки до другой, выполняя пошаговую инструкцию взрослого (на втором этапе ребенок рассказывает о своих пошаговых действиях).
Таким образом, устранение оптической дисграфии осуществляется приемами, направленными на развитие зрительного гнозиса, мнезиса, пространственных представлений и их речевых обозначений, развитие зрительного анализа и синтеза. Большое внимание уделяется сравнению смешиваемых букв с максимальным использованием различных анализаторов.
ГБОУ СОШ СП «Детский сад «Колосок»
Учитель-логопед:
Утверждаю
Методический совет Директор МБОУ « СШ №9»
Протокол № О.В.Антышева_________
« » _________ г. «___» ____________2015 г.
Логопедическая программа
Профилактика и коррекция оптической дисграфии у детей с нарушением оптико-пространственных представлений
Составила учитель-логопед первой категории
Антонова В. Г.
Пояснительная записка
Проблема нарушений письменном речи у младших школьников сохраняет актуальность, как в теоретическом, так и в практическом плане для школьного обучения. Анализ литературных данных специальных исследований (Н.А.Никашина, Г.А.Каше, Р.Е.Левина и др.), а также мои практические наблюдения показывают, что за последние годы трудности в овладении письменной речью у детей не уменьшаются, а имеют тенденцию к увеличению. Значительно увеличивается количество детей, имеющих оптические нарушения. Данная категория детей испытывает значительные трудности в учебе по многим предметам. На уроках математики дети плохо ориентируются в тетрадях по клеткам. На уроках физкультуры неправильно выполняют команды «направо», « налево». На уроках рисования путают понятия «верхний угол», «нижний угол». Анализ письменных работ по русскому языку показывает, что кроме типичных ошибок у детей много ошибок на правописание наречий и предлогов. Существующие традиционные методики начального обучения не в полной мере учитывают своеобразие формирования письменной речи у определенного процента младших школьников.
Характеристика оптической дисграфии
Этот вид специфических нарушений письма не связан с нарушениями устной речи ребенка. В этом случае ребенок, имеющий достаточную остроту зрения, как бы не видит разницы в начертании оптически сходных букв, что приводит к их заменам на письме или к неправильному написанию некоторых букв. Появление таких ошибок может быть объяснено особенностью русской графики. Как в печатном, так и в рукописном шрифте для обозначения всех букв алфавита используется очень небольшой набор элементов. Эти элементы, по-разному комбинируясь между собой, и образуют различные буквенные знаки.
Это приводит к наличию в алфавите нескольких групп оптически сходных букв, состоящих из однотипных элементов. Эти буквы могут отличаться друг от друга лишь разным количеством одинаковых элементов (ш, и, ц, щ), разным расположением элементов в пространстве (ш, т, в, д), наличием помимо одинаковых, еще дополнительных элементов (и, ц„ ш, щ), зеркальное письмо.
Поэтому неудивительно, что в начальный период дети не улавливают этих различий.
У некоторых детей к началу школьного обучения оказываются недостаточно сформировавшимися представления о пространственном расположении предметов по отношению друг к другу, недостаточно развит зрительный анализ и синтез, позволяющий находить сходства и различия в зрительных образах, а значит, и отличать друг от друга сходные предметы и их изображения.
В основе оптической дисграфии лежат трудности оптического и оптико-пространственного анализа, недифференцированность зрительных представлений, нарушения зрительного восприятия и зрительной памяти, недоразвитие пространственного восприятия и пространственных представлений.
К оптической дисграфии мы относим также смешение букв по кинетическому сходству.
Рассмотрим примеры смешения в письме букв по кинетическому сходству:
о - а (в ударной позиции) - «бонт», «куполся».
б - д - «людит», «убача».
и - у - «прурода», «кист»,
т - п - «стешил», «спанция».
х - ж - «дорохки».
л- я - «кяюч», «весеяо».
г -р - «ролод», «гастаял».
В указанных заменах обращает на себя внимание совпадение первого элемента взаимозаменяемых букв, Написав первый элемент, ребенок не сумел далее дифференцировать тонкие движения руки в соответствии с замыслом: он либо неправильно передал количество однородных элементов (л - м, п - т, и - ш), либо ошибочно выбрал последующий элемент (у - и, г - р, б - д).
При несформированности кинетической и динамической стороны двигательного акта у младших школьников кинестезии не могут иметь направляющего значения, и тогда происходит смешение букв, начертание первого элемента которых требует тождественных движений, С убыстрением темпа письма и увеличением объема работ количество таких ошибок растет. Отрицательную роль играет методическое требование «безотрывного письма» с первых недель обучения детей в 1 -м классе. Стадия поэлементного написания букв практически отсутствует, Умение вносить предварительные поправки по ходу письма (до совершения ошибки), может быть выработано лишь при четкой разработке системы графических упражнений в букварном периоде.
Таким образом, смешения букв по кинетическому сходству носят закономерный и стойкий характер, снижают в целом качество письма и чтения, и при отсутствии профилактических и коррекционных мер тормозят развития речемыслительной деятельности школьников.
Зеркальное изображение букв также принято относить к ошибкам оптического характера. Эта проблема хорошо освещена у Ляпидевского в «Основах невропатологии». Он отметил, что «зеркальное» письмо обусловлено неправильным ходом зрительных проводников.
Нормативно-правовые основы разработки коррекционной программы:
2.Инструктивное письмо Мин. общего и профессионального образования РФ от 22.01.98 № 20-58-07 ин/20-4 « Об учителях-логопедах и
педагогах – психологах учреждений образования».
3. Письмо МОРФ от 14.12.2000 №2 « Об организации работы логопедического
пункта общеобразовательного учреждения».
4 .Положение о логопедическом пункте МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа №3».
5.Ястребова А.В., Бессонова Т.П.
Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при
общеобразовательной школе. (Основные направления формирования
предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному
языку у детей с речевой патологией). – М..: «Когито-Центр», 1996.
Методическое обоснование
Программа составлена в соответствии с новыми федеральными государственными стандартами обучения чтению и русскому языку в начальной школе. Она учитывает особенности и структуру речевого дефекта и отражает современные подходы к исправлению нарушений письменной речи.
В своей работе я руководствовалась методическим опытом И.Н. Садовниковой и Р.И. Лалаевой, также я использовала методическое пособие для учителей-логопедов под редакцией Мазановой Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы.
Подбор тем данной программы, их последовательность и количество часов, отведенных на каждую тему, определяется спецификой оптических нарушений с учетом таких важных принципов коррекционной педагогики как системность, комплексность, принцип развития, онтогенетический принцип. Программа позволяет реализовать общедидактические принципы, занимающие важное место в коррекции речевых нарушений, а именно наглядность, индивидуальный подход. Логопед может варьировать количество часов по той или иной теме. Так как оптическая дисграфия в чистом виде встречается редко и, как правило, сочетается с другими видами дисграфии, то и выбор учебно-тематического плана будет обусловлен преобладающим видом дисграфии. Данная программа направлена не только на коррекцию, но и на предупреждение оптической дисграфии. Предложенные задания могут быть использованы и во время занятий с учащимися с ФФН и ОНР.
Лалаевой, А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой, Л.Г. Парамоновой, А.Н. Корневым, И.В.Прищеповой.
Цель программы : Основная цель программы – сформировать речевую, языковую и коммуникативную компетенцию у детей младшего школьного возраста, создать условия для преодоления нарушений чтения и письма, оказать помощь в усвоении программы начальной школы по чтению и письму.
Задачи программы:
Образовательные:
Развитие восприятия метрического анализа и синтеза;
Развитие звукобуквенного анализа и синтеза;
Формирование способности к анализу и принятию автономного решения;
Формирование пространственной организации деятельности на основе буквенного материала;
Формирование оптико-конструктивной деятельности.
Коррекционно-развивающие:
Развитие зрительно-предметного и пространственного восприятия;
Развитие зрительной памяти;
Развитие произвольного внимания, концентрации, переключаемости;
Расширение лексического запаса речи, устранение аграмматизмов в речи;
Развитие мыслительных процессов: анализа и синтеза;
Развитие слухоречевого восприятия, произвольного внимания, памяти;
Развитие избирательности слухоречевой памяти;
Развитие и формирование умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
Формирование и совершенствование связной речи (работа над составлением повествовательного и описательного рассказов).
Здоровьесберегающие:
Подбор учебного материала с учётом возраста, соматического и интеллектуального возможностей детей.
Чередование статических и динамических игр и упражнений.
Методы, используемые в программе
Эффективность коррекционной работы зависит от использования разнообразных форм и методов работы. Система коррекционно-развивающих методов направлена на преодоление основного нарушения, на формирование навыков, обеспечивающих овладение чтением и письмом. Использование каждого метода определяется целью, задачами логопедической работы, его местом в общей системе коррекционного процесса.
Основные методы:
Специфические (двигательно-кинестетический, слухозрительно-кинестетический);
Дидактические:
Наглядные;
Словесные методы с опорой на наглядность;
Словесные методы без опоры на наглядность;
Практические методы, которые должны носить игровой характер.
В рамках программы коррекции основное место занимают практические методы. Это различные упражнения:
Конструктивные - во время работы по уточнению оптико-пространственных дифференцировок (конструирование букв из элементов, из одной буквы другую);
Организация коррекционно - развивающих групп
Проведению коррекционно-развивающей работы предшествует диагностический этап, на который отводится две недели в начале учебного года. Его цель-выявление учащихся, имеющих оптические нарушения и определение степени несформированности психических процессов.
Результаты диагностических исследований лежат в основе подбора форм, методов и содержания работы в рамках программы.
Структура и содержание логопедической работы
Обучение детей, имеющих оптическую дисграфию, зависит от структуры нарушений и степени несформированности психических функций. Как правило, дети обучаются от 6 месяцев до года. Коррекционно-развивающие занятия проводятся в групповой форме. Тематическое планирование состоит из 54 занятий, которые проводятся 2 раза в неделю. Каждое занятие включает в себя игры, упражнения и т. д. Содержание занятий соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей данной группы.
Занятие длится 45 минут. Процесс проведения занятий предполагает гибкость и творчество. Виды заданий, составляющие занятие, могут повторяться, усложняться, упрощаться, группироваться в зависимости от проблем и успехов детей.
Коррекционная работа проводится в 4 этапа.
1.Диагностический.(1 час).
Задачи: определение уровня, характера нарушений, планирование коррекционной работы.
2.Подготовительный.(18 часов).
Задачи: формирование зрительного восприятия, зрительного анализа и синтеза, зрительной памяти, ппостранственных ориентировок.
3.Основной.(34 часа).
Задачи: формирование навыка правильного написания букв, дифференциация смешиваемых букв изолированно, в слогах, словах, предложениях, автоматизация навыка правильного написания букв на различном речевом материале.
4.Заключительный.(1час).
Задачи: проверка сформированности навыка правильного написания букв, проведение контрольной диагностической работы с целью определения уровня усвоения материала.
Основная цель коррекционного обучения :
Цель программы: Основная цель программы – сформировать речевую, языковую и коммуникативную компетенцию у детей младшего школьного возраста, создать условия для преодоления нарушений чтения и письма, оказать помощь в усвоении программы начальной школы по чтению и письму.
Задачи:
Развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза; пространственных ориентировок
Дифференцировка смешиваемых букв на письме
Приемы, используемые в работе
Упражнения по развитию зрительного восприятия, памяти, внимания на материале геометрических фигур, предметах, лепка букв из пластилина, выкладывание из крупы, обведение по контуру, письмо в воздухе, конструирование букв из различного материала, реконструирование их, проведение дифференциации букв, сходных по начертанию, в письменных упражнениях.
Направления работы
1, Развитие зрительного восприятия и узнавания.
а/ предметный гнозис (уточнение представлений о целостном, пунктирном, контурном изображении предметов).
б/ восприятие величины.
в/ восприятие цвета.
д/ буквенный гнозис.
2. Уточнение и расширение объема зрительной памяти.
3. Формирование пространственного восприятия и представления.
а/ развитие ориентировки в схеме тела.
б/ развитие ориентировки в окружающем пространстве.
в/ работа с предлогами, имеющими пространственное значение.
4. Развитие зрительного анализа и синтеза.
5. Дифференциация смешиваемых букв изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах.
Планируемые результаты
В результате логопедической работы у учащихся должен быть сформирован предметный и буквенный гнозис;
Расширен объем зрительной памяти;
Сформировано пространственное восприятие и представления;
Развит зрительный анализ и синтез;
Отдифференцированы смешиваемые буквы изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах.
Оценка результативности программы
Результативность и эффективность программы выявляется путем диагностического обследования, проводимого 2 раза в год: до начала коррекционно-развивающего обучения и после него в конце учебного года.
Методы оценки эффективности программы.
Предусмотрены следующие проверочные работы:
Диктанты;
Индивидуальные задания;
Компьютерные программы;
Работа с дидактическим материалом;
2.Этапы и содержание программного уровня в 4 этапа.
Этапы: | Цель: | ||
I Диагностический | Определение уровня характера нарушений письменной речи. | Планирование работы. |
|
II. Подготовительный | Формирование зрительного восприятия пространственных представлений. | Развитие зрительного анализа и синтеза. Развитие буквенного гнозиса. Формирование пространственного восприятия. Развитие зрительно - моторных координаций. |
|
III. Основной | Поверка навыка сформированности правильного написания букв. | Проведение контрольно - диагностической работы с целью определения уровня усвоения материала. |
|
IV. Заключительный |
3.Тематическое планирование
54 часа.
Тема: | Цели занятия: | Задачи занятия: |
||||||
I этап: диагностический - 1 час |
||||||||
Диагностика | Определить уровень, характер нарушения письменной речи. | Выявление характера нарушений. Планирование работы. |
||||||
II этап: подготовительный- 18 часов. |
||||||||
Восприятие цвета и формы величины букв. | Развитие зрительного гнозиса. | Развитие восприятия цвета буквы. |
||||||
Развивать буквенный гнозис. | Восприятие формы буквы. Восприятие формы и величины буквы. |
|||||||
Упражнение на развитие зрительного анализа и синтеза. | Развитие зрительного анализа и синтеза. | Формирование навыков зрительного анализа и синтеза. |
||||||
Расширение объема зрительной памяти. | Уточнить и развивать объем зрительной памяти. | Развитие навыков запоминания формы предметов. Развитие навыков запоминания цвета предметов. |
||||||
Зрительное восприятие. | Формировать свойства зрительного восприятия. | Формирование навыков целостного восприятия. Формирование навыков избирательного восприятия. |
||||||
Ориентировка в схеме собственного тела. | Развитие пространственного восприятия и представления. | Развитие умений ориентироваться в схеме тела. |
||||||
Ориентирование в определении пространства.Работа с предлогами. | Развивать пространственное восприятие и представление. | Развитие умений ориентирования в пространстве. Уточнение средств отражение зрительно - пространственного соотношения. |
||||||
Зрительно - моторные координации. | Формирование зрительно - моторной координации. | Формирование ориентировки в малом пространстве. |
||||||
III этап: основной - 34 часа. |
||||||||
Дифференциация смешиваемых букв. | Закрепление связей между произношением звука и его графическим изображением. |
|||||||
Анализ и синтез состава букв в наглядном плане действий. | Развитие оптико- пространственных представлений. Совершенствование навыка конструирования и реконструирования букв. |
|||||||
Анализ и синтез состава букв отвлеченно. | Формирование навыков целостного восприятие буквы. |
|||||||
Анализ и синтез состава букв по представлению. | Формирование навыков целостного восприятия буквы. |
|||||||
Грамматический диктант. | Промежуточный контроль и определение уровня усвоения материала. |
|||||||
Дифференциация смешиваемых букв изолированно и в слогах. | Закрепление навыков изолированно и на уровне слога. |
|||||||
Дифференциация смешиваемых букв в словах. | Закрепление навыков на уровне слова. |
|||||||
Дифференциация смешиваемых букв в предложениях. | Закрепление навыков на уровне предложений. |
|||||||
Дифференциация смешиваемых букв в тексте. | Закрепление навыков на уровне текста. |
|||||||
IV этап: заключительный- 1час. |
||||||||
Диагностика. | Проверка сформированности навыка правильного написания букв. | Проведение контрольно- диагностической работы с целью определения уровня усвоения материала. |
4. Литература
1. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе.- М.: ТЦ Сфера, 2005.
2.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.- М.: ВЛАДОС, 2004.
3.Кочеткова Н.А.Я различаю буквы о-а, сходные по написанию6 альбом ученика.-
М.: ГНОМ и Д, 2005.
4.Романова Е.В. Пишу правильно буквы И,У. Пособие для учащихся начальной школы, учителей, логопедов и родителей.- СПб: КАРО, 2007.
5. Мазанова Е. В. Школьный логопункт, документация, планирование и организация коррекционной работы: методическое пособие для учителей-логопедов. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2009. Рекомендовано кафедрой логопедии ИКП СГПУ.
6. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М. 1995.
Приложение
Тесты
1. Исследование уровня сформированности зрительного восприятия .
Цель: выявить уровень сформированности зрительного восприятия, в частности, восприятия формы, цвета.
Детям предлагаются картинки с изображением домика и человека (мужчины), состоящие из различных геометрических фигур.
Инструкция: Рассмотрите картинки. Найдите похожие на фигурки и раскрасьте их одним цветом. Карандаши выбирайте сами.
Оценка результатов проводится по 4 уровням.
1 уровень: Ребенок выполняет все правильно.
2 уровень: 1 ошибка, не различение одинаковых фигур в пределах одной группы. (Например, закрашивает треугольники разным цветом).
3 уровень: 2-3 ошибки, не различает одинаковые фигуры (Например, неправильно закрашивает 2-3 вида фигур)
4 уровень: Бессмысленное раскрашивание.
2. Исследование объема зрительной памяти .
1. Детям предлагаются картинки для запоминания (4). (Количество зависит от степени сложности).
Дается инструкция: внимательно рассмотрите картинки и постарайтесь как можно больше запомнить. Время - 1 минута,
Затем картинки убираются, а дети должны воспроизвести эти фигурки в тетради.
Оценка результатов проводится по 4 уровням:
1 уровень: Задание выполнено без ошибок.
2 уровень: Допущена 1 ошибка.
3 уровень: Допущено 2-3 ошибки.
4 уровень: Не справился с заданием.
3. Исследование степени нарушения зрительного
анализа и синтеза.
1. Детям предлагается составить целую картинку из фрагментов.
Время 2 минуты. Инструкция: Вам предлагаются фрагменты картинки. Попробуйте составить целую. Оценка результатов проводится по 3 уровням:
1 уровень: Собрал самостоятельно.
2 уровень: Собрал с помощью.
3 уровень: Не справился с заданием.
4. Исследование ориентировки ребенка в схеме тела.
Ребенку предлагается выполнить следующие задания по
инструкции:
а/ Подними вверх правую руку.
б/ Отведи в сторону левую руку.
в/ Дотронься левой рукой до правого уха.
г/ Дотронься правой рукой до левого уха.
д/ Дотронься правой рукой до левого колена,
е/ Моргни правым глазом.
ж/ Положи правую ногу на левую.
з/ Дотронься правой рукой до левого плеча.
Оценка результатов проводится в соответствии с выполненными действиями.
Выполнил +
Не выполнил -
Если ребенок выполнил все задания - это 1 уровень, высокий. Выполнил половину заданий - 2 уровень, средний. Выполнил меньше половины - 3 уровень, ниже среднего. Не справился с заданиями - 4 уровень, низкий.
5. Исследование ориентировки ребенка в окружающем пространстве.
Детям дается графический диктант:
Инструкция: Сейчас мы с вами вместе попробуем нарисовать рисунок. Я буду диктовать, в какую сторону вы будете проводить линии на определенное число клеточек вправо, влево, вверх, вниз.
Оценка результатов проводится по 3 уровням: выполняет, не выполняет, выполняет с ошибками.
1 уровень: Задание выполнено верно.
2 уровень: Задание выполнено с ошибками.
3 уровень: Задание не выполнено.
Развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза;
Дифференцировка смешиваемых букв на письме.
Уточнение представлений о форме, величине, цвете;
Ориентировка в собственном теле и в окружающем пространстве;
Конструирование и реконструирование букв;
Нахождение, выделение букв
Наталья Кирилина
Профилактика и коррекция оптической дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Ребенку в первом классе труднее всего приходится на уроках русского языка. Как считают врачи, физиологи, психологи, причины кроются в том, что слабые мышцы его пальцев и кистей рук быстро устают. Утомляет также и однообразная работа : палочка, крючок, верхнее соединение, нижнее соединение. Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. При письме особенно важно сформировать весь комплекс готовности ребенка : сочетание темпа и ритма речи с движением глаз и руки, умение управлять руками и пальцами, обучение написанию основных элементов букв, ознакомление с гигиеническими правилами письма, рабочей строкой, различными предметными образами, приближенными к конфигурации букв.
Изучение и коррекция специфических нарушений письменной речи у детей в настоящее время – одна из основных проблем учителей-логопедов и учителей начальных классов. С каждым годом в начальном звене увеличивается число детей дисграфиков и дислексиков , имеющих в связи со спецификой речевого расстройства серьезные трудности в усвоении школьной программы.
Среди нарушений письменной речи первое место занимают дисграфии смешанного вида (на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненная недоразвитием оптико -пространственных представлений, и оптико-кинетическая , осложненная акустическим недоразвитием ). Перечисленные виды дисграфии не связаны с состоянием устной речи , а их появление у ребенка можно объяснить особенностями русской графики, ограниченностью элементов которой приводит к наличию в алфавите оптически сходных в начертании букв, например : и, ш, щ, ц, п, т.
При оптической форме дисграфии у детей наблюдаются нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторной координации; неточность представлений о форме и цвете, величине предмета; недоразвитие памяти , пространственного восприятия и представлений; трудности оптико -пространственного анализа; несформированность оптического образа буквы . Перечисленные трудности могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения.
Вопросу профилактики дисграфии необходимо уделять особое внимание, поскольку именно путь ее предупреждения должен стать самым основным в решении данной проблемы. Как отмечает Т. Г. Визель, уже в дошкольном возрасте по целому ряду признаков можно заранее предвидеть, кому из детей в дальнейшем «угрожает» появление дисграфии .
Ошибки, характерные для оптической дисграфии :
Ребенок недописывает элементы букв ;
Добавляет лишние элементы;
Неправильно располагает элементы букв в пространстве по отношению друг к другу;
Пишет зеркальное изображение букв.
К методам профилактики оптической дисграфии относят :
Формирование зрительного гнозиса :
Назвать предметы по контурам, недорисованные предметы , перечеркнутые изображения; выделить изображения, наложенные друг на друга; соотнести предметные картинки с геометрическими фигурами;
Распределить предметы по величине;
Соотнести предметные картинки с геометрической фигурой;
Срисовать изображения, состоящих из фигур и стрелок;
Дорисовать незаконченные контуры и симметричные изображения;
Составить разрезные картинки;
Развитие зрительной памяти :
Упражнения «Что изменилось?» , «Чего не стало?» ;
Зрительные диктанты «Продолжи строку» ;
Упражнение «Фотографирование» : ребенку предлагается посмотреть,
запомнить, нарисовать фигуры (начиная с 3-4 и постепенно увеличивая их количество) ;
Формирование буквенного гнозиса :
Найди заданную букву среди других : упражнения «Найди букву» , «Буква сломалась» , «Выложи букву» ;
Сравнивать одни и те же, но написанные разным шрифтом буквы;
Назвать (написать) буквы, перечеркнутые дополнительными линиями, выделить буквы, наложенные друг на друга;
Определить букву в неправильном положении;
Обвести контур буквы, заштриховать ее, «заполнить» букву точками, волнистыми и круговыми линиями, полуовалами, петлями;
Дописать букву;
Найти в тексте и подчеркнуть заданную букву;
Составить печатные буквы из разных элементов : счетных палочек, шнурка, пластмассовых пробок, каштанов, морских камешков, гороха, пластилина; использование сухих бассейнов, где внутри спрятаны пластмассовые буквы : упражнения «Выложи букву» , «Вылепи букву и придумай с ней слово» , «Вырежи из частей и наклей» ;
Формирование зрительно-пространственного восприятия :
Показать правую/левую руку, правой рукой левый глаз, правые/левые
части у человека, сидящего напротив;
Рассказать с опорой на картинки, что где находится;
Определить место человека по отношению к себе (справа/слева от меня и т. д.)
Тренировать в употребление пространственных предлогов;
Уточнение пространственного расположения букв :
Написать заданные буквы справа/ слева от вертикальной линии;
Найти букву в ряду похожих;
Реконструировать (преобразовывать) букву,
Дописать (достроить) недостающие элементы буквы ;
Соотнести зрительный образ буквы с каким-либо сходным предметом (например, О – обруч, Ж – жук) ;
Упражнять в тактильном ощупывание, узнавание рельефных букв, сделанных, из наждачной бумаги, картона, семян : упражнения «Объемные буквы» , «Узнай на ощупь» , «На что похоже?» ;
Срисовать, вырезать буквы, вылепить их из пластилина, обвести контур буквы, изобразить ее в воздухе.
На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы при правильно организованной работе улучшают процесс коррекции , помогают организовать образовательную деятельность интереснее и разнообразнее. С детьми целесообразно проводить специальную логопедическую работу, позволяющую развивать не только речь, но и моторные навыки, восприятие и воображение. Параллельно, с работой по профилактики дисграфии , необходимо проводить работу по развитию мелкой моторики рук и графомоторных навыков у детей. Для развития графических навыков можно использовать нетрадиционные техники рисования : рисование штрихом, волнистыми линиями, точками разного размера. Успешность работы по формированию графических навыков зависит от систематичности и регулярности выполнения различных заданий. Работа строиться по принципу «от простого к сложному» с учетом возраста детей.
Образцы разных видов рисунков, штриховок и заданий по конструированию можно взять из рабочей тетради Л. М. Граба «Развиваем графические навыки» , пособия М. М. Евдокимовой «Волшебный карандаш» , а также из альбома упражнений О. С. Гомзяка «Я буду писать правильно» .
Что необходимо для штриховки? Альбом, простой и цветные карандаши, трафареты с геометрическими фигурами, фигурами животных и предметов. Правила работы : штриховать только в заданном направлении, не заходить за контуры рисунков, соблюдать одинаковые расстояния между линиями (штрихами) . Дети принимают условия быстро, легко, как в игре.
Когда дети хорошо усвоят простейшие варианты снизу вверх, сверху вниз и слева направо надо переходить к более сложным. Штриховка бывает не только параллельными отрезками, но и волнистыми и круговыми линиями, полуовалами, петлями. Овладев штриховкой отдельных предметов, дети начинают создавать различные композиции из нескольких предметов. И вот уже получается сюжетная картинка. По ней можно повторить лексические темы.
Таким образом, развиваются не только мелкая мускулатура пальцев и кисти руки, но и связная речь, логическое мышление и творчество, расширяется словарный запас. Штрихуя цветными карандашами, дети закрепляют название цвета, умение красиво сочетать их, т. е. развивают свое эстетическое восприятие. В дальнейшем при штриховке можно использовать ручки с цветными пастами. Материал для данной работы можно найти в рабочих тетрадях серии «Школа для дошколят » : «Учимся писать» , «Штриховка» , тренажер-пропись «Готовим руку к письму» , «Прописи буквы» .
В каждом упражнении или задании для профилактики дисграфии могут быть предусмотрены следующие виды работы : заучивание стихотворений, отгадывание загадок. Рисование отгадок штрихом, в виде точечных, мозаичных рисунков, с дальнейшим раскрашиванием получившегося сюжета, использование метода пластилинографии (рисование пластилином) .
Примеры упражнений по профилактики оптической дисграфии у старших дошкольников .
Найди букву
Задачи : развивать зрительное внимание; упражнять в выделении буквы в зашумленном, заштрихованном варианте.
Описание : на листе бумаги находится изображение буквы, на фоне различных штриховок и линий различной конфигурации.
Задание : найти заданную букву, назвать ее и рассказать, из каких элементов она состоит.
Буква сломалась
Задачи : развивать умение проводить анализ и синтез знакомых букв; закреплять в памяти образ букв русского алфавита.
Описание : работа с плоскостным изображением букв, разделенным на несколько частей.
Задание : из различных частей правильно сложить буквы.
Будь внимательным
Задачи : развивать внимание и умение выделять из текста заданную букву.
Описание : работа с печатным текстом, набранным крупным шрифтом и цветными карандашами.
Задание : найти в тексте все заданные взрослым буквы и зачеркнуть их карандашом определенного цвета.
Систематические занятия принесут положительный эффект и будут способствовать успешному обучению ребенка в школе.
Список литературы :
1. Визель Т. Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста –М., 2005.- 265с.
2. Крупенчук О. И. Учим буквы. - СПб.: Издательский дом «Литера» , 2004.- 64с.: ил. - (Готовимся к школе) .
3. Мазанова Е. В. Логопедия. Оптическая дисграфия . - М., 2007.- 124 с.
4. Хозяинова М. А. Учимся штриховать // Логопед. 2012.- №3.- С. 75-82.
5. Якунина В. А. Логопедические упражнения для профилактики дисграфии // Логопед . 2014. -№1. - С. 86-93.
Бокова Т.Н. -учитель-логопед ОУ№ 322, Фрунзенский район;
Костюк Ю.В. -учитель-логопед ОУ № 376, Фрунзенский район;
Сорочинская О.Н. -учитель-логопед ОУ № 325, Фрунзенский район
Пояснительная записка
На школьные логопедические пункты общеобразовательных школ преимущественно зачисляются дети с нарушениями письменной речи (дисграфии, дислексии), обусловленными недоразвитием фонетико-фонематических процессов или общим недоразвитием речи. Большую группу речевых нарушений составляет смешанная дисграфия с элементами таких недостатков письма, как нарушение языкового анализа и синтеза, элементы аграмматической дисграфии, акустическая и артикуляторно-акустическая дисграфия, а также элементы оптической дисграфии. Дети этой группы, как правило, испытывают затруднения в усвоении программы породному языку, с трудом запоминают и применяют на практике грамматические правила, у них снижен словарный запас, страдает лексическая сторона речи. Такие дети составляют основной контингент учащихся школьных логопунктов.
Но в последнее время к учителям-логопедам все чаще стали обращаться за логопедической помощью ученики, в письменных работах которых встречаются лишь ошибки на смешение оптически схожих букв. Грамматическая и лексическая стороны, как правило, остаются сохранными, более того, эти дети обычно обучаются по нетрадиционным программам или в школах с углубленным изучением каких-либо предметов.
Проблема оптической дисграфии у школьников младших классов с каждым годом становится все актуальнее, так как затрудняет социальную адаптацию ребенка. Наличие дисграфии, в том числе и оптической дисграфии, отрицательно влияет на самооценку школьника, снижает его познавательную функцию, искажает мотивацию обучения. Оптическая дисграфия не ограничивается заменами оптически или кинетически сходных букв. Это сложный комплекс нарушений, проявляющийся не только в нарушениях письменной речи, но и в нарушениях психических функций: внимания, зрительной памяти, пространственных представлений, зрительного гнозиса и т. д. У детей с оптической формой дисграфии долго не закрепляются пространственно-временные ориентировки, с опозданием формируются графомоторные и графические навыки, нарушается ориентировка на листе бумаги, в строчках и клеточках тетради. Они могут пропускать строчки, не дописывать их, соскальзывать, заходить за поля, пропускать целые страницы. При обучении письму в первом классе у таких учащихся долго не формируются связи между оптическим и кинетическим образом буквы. Замены букв, имеющих кинетическое сходство, отличаются особой стойкостью. Эти ошибки вследствие коррекционной работы исчезают, но возобновляются при увеличении нагрузки.
Профилактика оптических нарушений письма начинается в речевых группах детских садов, продолжается в первом классе (при необходимости) школы на логопедических занятиях. Логопедическое заключение о наличии оптической дисграфии или элементов оптической дисграфии логопед обычно ставит во втором классе, когда у ребенка при сформированном навыке письма проявляются стойкие, специфические ошибки, в том числе и оптического характера.
Эта программа представляет собой систему работы по устранению оптических нарушений письма. Она может быть использована в системе работы над устранением «смешанной» дисграфии, в которой есть место оптическим нарушениям, так и в целенаправленной и системной работе по коррекции оптической дисграфии у детей с хорошо развитым лексическим строем языка.
Цель : устранение и исправление оптических и графических нарушений письма у младших школьников.
Задачи:
развивать зрительное восприятие, внимание, память;
работать над оптическим ориентированием;
развивать умение узнавать буквы, устранять оптическую агнозию;
совершенствовать конструктивную деятельность;
актуализировать связь буквы и звука;
работать над развитием пространственных представлений;
закреплять полученные навыки в письменных упражнениях.
МБОУ «Гляденская средняя общеобразовательная школа»
Назаровского района
Красноярского края
Утвержд е
Рабочая программа коррекционного курса
«Коррекция оптической дисграфии у младших школьников»
Учитель-логопед: Ничковская В.Е.
п. Глядень
Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекции оптической дисграфии составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на основе методического пособия для учителя-логопеда Р.И. Лалаевой «Логопедическая работа в коррекционных классах» и авторской программы Е.В. Мазановой: «Коррекция оптической дисграфии».
Данная рабочая программа направлена на коррекцию оптической дисграфии и создание условий для эффективной реализации и освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе на обеспечение условий для индивидуального развития учащихся нуждающихся в логопедической коррекции и рассчитана на своевременное предупреждение и устранение имеющихся у них недостатков письменной речи.
Краткая характеристика оптической дисграфии
При оптической форме дисграфии у детей наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координации, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптико-пространственного анализа, несформированность оптического образа буквы. Смешивание букв по кинетическому и оптическому сходству не следует принимать за обыкновенные «описки», так как они не связаны ни с произношением, ни с правилами орфографии. Такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Нарушение письма у ребенка носит стойкий системный характер, поэтому коррекционная работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта.
Задачи коррекционной работы:
Уточнить и расширить объем зрительной памяти.
Формировать и развивать зрительное восприятие и представления.
Развивать зрительный анализ и синтез.
Развивать зрительно-моторные координации.
Формировать речевые средства, отражающие зрительно-пространственные отношения.
Учить дифференциации смешиваемых по оптическим признакам букв.
Для лучшего усвоения образа букв ребенку традиционно предлагается:
Ощупывать, вырезать, лепить их из пластилина, обводить по контуру, писать в воздухе, определять сходство и различие оптически сходных букв и т.д.;
Конструировать и реконструировать буквы из элементов;
ряд упражнений по развитию зрительного, зрительно-пространственного восприятия, памяти и анализа на предметах и геометрических фигурах;
проводить дифференцию букв, сходных по начертанию, в письменных упражнениях.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов (количество часов может меняться, как увеличиваться, так и уменьшаться в зависимости от степени тяжести нарушения). Частота занятий – 2 раза в неделю, форма организации – групповые занятия. Группа из 3-5 обучающихся. Программа рекомендована для обучающихся 2 классов.
УМК : рабочие тетради №1, № 2 «Учусь не путать буквы» для обучающихся по программе «Коррекция оптической дисграфии» (методическое пособие для учителя «Коррекция оптической дисграфии» (конспекты занятий для логопедов) (автор: Е.В. Мазанова, 2006, 2008г.); Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод. пособие для учителя-логопеда.
Организация работы
Коррекционная работа проводится в четыре этапа.
1-й этап. Организационный. Цели и задачи
Проведение первичного обследования.
Оформление документации и планирование работы.
3. Сообщение результатов обследования всем участникам педагогического процесса.
2-й этап. Подготовительный. Цели и задачи
1. Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов.
Развитие зрительного гнозиса:
а) развитие восприятия цвета;
б) развитие восприятия формы;
в) развитие восприятия размера и величины.
Развитие буквенного гнозиса:
а) развитие восприятия цвета букв;
б) развитие восприятия формы, размера и величины предметов и букв;
в) дифференциация расположения элементов букв.
Развитие зрительного анализа и синтеза.
Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (зрительного мнезиса):
а) развитие запоминания формы предметов;
б) развитие запоминания цвета;
в) развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов.
4. Формирование пространственного восприятия и представлений:
а) ориентировка в схеме собственного тела;
б) дифференциация правых и левых частей предмета;
в) ориентировка в окружающем пространстве.
Формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения.
Работа на этом этапе проводится в начале обучения. На данном этапе работы предусмотрено проведение бесед, фронтальных и индивидуальных занятий.
3-й этап. Основной. Цели и задачи
Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме.
Автоматизация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.
Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.
Дифференциация гласных букв:
а) изолированно (написание);
б) в слогах и в словах;
в) в словосочетаниях;
г) в предложениях и тексте.
Дифференциация гласных и согласных букв:
а) изолированно;
б) в слогах и словах;
в) в словосочетаниях;
г) в предложениях и тексте.
Дифференциация согласных:
а) изолированно;
б) в слогах и в словах;
в) в словосочетании;
г) в предложениях и тексте.
Работа на этом этапе проводится на протяжении всего периода обучения. На данном этапе работы предусмотрено проведение фронтальных и индивидуальных занятий.
4-й этап. Заключительный . Цели и задачи
Закрепление полученных навыков.
Перенос полученных знаний на другие виды деятельности.
Работа на данном этапе проводится в конце обучения.
Планируемые результаты после прохождения программы
К концу обучения учащиеся получат возможность научиться:
Различать основные и оттеночные цвета;
Различать геометрические фигуры;
Соотносить предмет и форму, предмет и цвет;
Ориентироваться в схеме собственного тела;
Ориентироваться во времени и в пространстве;
Сравнивать предметы по величине;.
Сравнивать элементы букв двух шрифтов;
Уметь конструировать и реконструировать буквы двух шрифтов;
Сравнивать сходные по начертанию буквы во всех позициях и на всех этапах;
Соотносить букву со звуком и наоборот.
Оценка достижений планируемых результатов.
Во время прохождения программы предусмотрены:
Входная (первичная) диагностика (сентябрь);
Текущий мониторинг в форме слуховых диктантов, контрольных упражнений, проверочных работ;
Итоговая диагностика (май).
Тематическое планирование
Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Примечание |
||||
1-й этап. Организационный. | |||||||
Обследование речи | |||||||
2-й этап. Подготовительный. (Развитие неречевых процессов) |
|||||||
Зрительное восприятие, зрительный анализ и синтез, и узнавание предметов. | Развитие зрительного гнозиса: Развитие восприятия цвета; Развитие восприятия формы; Развитие восприятия размера и величины. Развитие буквенного гнозиса: Развитие восприятия цвета букв; Развитие восприятия формы, размера и величины предметов и букв; Дифференциация расположения элементов букв. Развитие зрительно-моторных координации. | ||||||
Зрительная память | Развитие запоминания формы предметов: Развитие запоминания цвета; Развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов. Развитие зрительно-моторных координации. | ||||||
Пространственное восприятие и представления | Ориентировка в схеме собственного тела: Дифференциация правых и левых частей предмета; Ориентировка в окружающем пространстве. Развитие зрительно-моторных координации. | ||||||
3-й этап. Основной. (Дифференциация сходных букв) | |||||||
Дифференциация букв о - а | Дифференциация сходных по начертанию букв в слогах, словах, словосочетании, предложении, тексте. Соотнесение буквы со звуком и символом. Конструирование и реконструирование букв. Сравнение элементов смешиваемых букв. Развитие оптико-пространственных представлений. Развитие зрительно-моторной координации. Дифференциация букв. Установление связей между графемой и артикулемой. Работа с квазиомонимами Развитие образного мышления. | ||||||
Дифференциация букв о - а в слово-сочетаниях, предложениях и тексте | |||||||
Дифференциация букв у – и | |||||||
Дифференциация букв и - у в слово-сочетаниях, предложениях и тексте | |||||||
Дифференциация букв и - ш | |||||||
Дифференциация букв и- ш в слово- сочетаниях, предложениях и тексте | |||||||
Дифференциация букв б – д | |||||||
Дифференциация букв б - д в слово-сочетаниях, предложениях и тексте | |||||||
Дифференциация букв п - т, П – Т | |||||||
Дифференциация букв п- т, П – Т | |||||||
Дифференциация букв л - м, Л – М | |||||||
Дифференциация букв л - м, Л - М в словосочетаниях, предложениях и тексте | |||||||
изолированно, в слогах и в словах | |||||||
Дифференциация букв к- н, К - Н в словосочетаниях, предложениях и тексте | |||||||
Дифференциация букв ш - щ, III – Щ | |||||||
Дифференциация букв ш - щ, III - 1Ц в словосочетаниях, предложениях и тексте | |||||||
Дифференциация букв и - ц, И – Ц | |||||||
Дифференциация букв и - ц, И - Ц в словосочетаниях, предложениях и тексте | |||||||
Дифференциация букв ц - щ, Ц – Щ | |||||||
Дифференциация букв ц - щ, Ц - Щ в словосочетаниях, предложениях и тексте | |||||||
Дифференциация букв 3-Е | |||||||
Дифференциация букв 3-Е в словосочетаниях, предложениях и тексте | |||||||
4-й этап. Заключительный . | |||||||
Проверочная работа | |||||||
Обследование речи | |||||||
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Волина В.В. Занимательное азбуковедение. - М.: Просвещение,1991.
Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы: Сб. методических рекомендаций. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
Городилова В.И. Чтение и письмо. - М.: «Владос», 1995.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Книга для логопедов. - М.: Просвещение, 1991.
Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. - СПб.; ИДУМиМ, 1997.
Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: Учебное пособие. - СПб.: СОЮЗ, 1998.
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М., 1997.
Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательной школы. - М.: АРКТИ, 1997.
КОРРЕКЦИЯ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ. Конспекты занятий для логопеда / Е.В. Мазанова. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008. - 88 с.
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод.пособие для учителя-логопеда. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.: ил. (Коррекционная педагогика).
Рабочие тетради №1, № 2 «Учусь не путать буквы» для обучающихся по программе «Коррекция оптической дисграфии», Е.В. Мазанова, 2006 г.