Рабочая программа коррекционного курса «Коррекция оптической дисграфии у младших школьников. Профилактика и коррекция оптической дисграфии Задачи коррекционной работы

Профилактика оптико-кинетической дисграфии

у старших дошкольников.

Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма.

Выделяются следующие виды дисграфии: акустическая, оптическая, моторная.

Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме.

Чаще всего заменяются графически сходные рукописные буквы: состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (в – д, т - ш) ; включающие одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами (и – ш, п – т, х – ж, л - м); зеркальное написание букв (с - , э -) , пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент (ау -) , (ш - , и - , щ - , т -) и неправильно расположенные элементы (х -),(т -).

В тяжелых случаях оптической дисграфии письмо слов невозможно. Ребенок пишет только отдельные буквы.

Профилактика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями, с задержкой психического развития, умственно отсталых и других категорий аномальных детей. Осуществляется работа по развитию зрительно-пространственных функций, памяти, внимания, аналитико-синтетической деятельности, по формированию языкового анализа и синтеза, лексики и грамматического строя, по устранению нарушений устной речи.

Для профилактики дисграфии для старших дошкольников можно предложить следующие задания.

С целью развития предметного зрительного гнозиса рекомендуются такие задания: назвать контурные изображения предметов, букв, перечеркнутые контурные изображения, наложенные друг на друга.

Для развития зрительной памяти используются следующие виды работ: игра «Чего не стало?», «Что изменилось?», разложить буквы, фигуры, цифры в первоначальной последовательности.

Для развития пространственной ориентировке детям предлагаются следующие задания: определить пространственное расположения предметов по отношению к самому себе, находящихся сбоку, определить пространственное соотношение между 2-3 предметами.

Для развития зрительного анализа изображений и букв на составляющие элементы, их синтезу, определению сходства и различия между похожими графическими изображениями и буквами предлагаются следующие задания:

    найти фигуру, букву в ряду сходных;

    срисовать фигуру или букву по образцу;

    сложить фигуру из палочек;

    сконструировать буквы печатного и рукописного шрифта из предъявленных элементов печатных и рукописных букв;

    найти заданную фигуру среди двух изображений;

    показать правильно изображенную букву среди правильно и зеркально изображенных;

    дополнить недостающий элемент фигуры или буквы по представлению; реконструировать букву, добавляя элемент: из А – Л – Д, К – Ж, З – В, Г- Б;

    реконструировать букву, изменяя пространственное расположение элементов букв: Р –Ь, И –Н, Н – П, Г- Т;

    определить различие сходных букв, отличающихся лишь одним элементов: З – В, Р – В;

    определить различие сходных фигур или букв, состоящих элементов, но различно расположенных в пространстве: Р – Ь, Г – Т, И –П, П –Н;

    и многие другие.

Все задания проводят в игровой форме:

Сказочные буквы

Задачи: развивать зритель­ное внимание, упражнять в выделении буквы из сказоч­ного сюжета.

Описание : работа с плоско­стным изображением сказочно­го сюжета, на фоне которого выделяется знакомая буква.

Задание: внимательно рас­смотреть картинку и назвать букву, которая на ней изоб­ражена.

Узнай на ощупь

Задачи: закреплять образ буквы и расположение ее эле­ментов на плоскости; разви­вать тактильные ощущения.

Описание: работа с буква­ми, слегка выдающимися над плоскостью шершавыми буквами.

Задание: с закрытыми гла­зами обвести пальцем по кон­туру букву и назвать ее.

Выложи букву

Задачи: уточнять образ буквы и ее составляющие эле­менты; развивать умение про­изводить анализ и синтез букв русского алфавита.

Описание: работа со счет­ными палочками и шнурка­ми разного цвета.

Задание: выложить буквы (дошкольники сами решают, какие из заданных букв луч­ше выложить из палочек, а какие из шнурков). На на­чальном этапе дается зритель­ный образ буквы, далее они предлагаются на слух.

Вылепи букву и придумай с ней слово

Задачи: уточнять образ буквы и ее составляющие эле­менты; развивать умение про­водить анализ и синтез букв русского алфавита.

Описание: работа с пласти­лином и оборудованием для лепки.

Задание: вылепить буквы из пластилина (на начальном этапе дается зрительный об­раз буквы, далее они предла­гаются на слух).

Вырежи из частей и наклей

Задачи : уточнять образ буквы и ее составляющие эле­менты; развивать умение про­водить анализ и синтез букв русского алфавита

Описание: работа с цветной бумагой, ножницами, клеем.

Задание: выложить из бумажных полосок заданную букву, а затем сделать с ней аппликацию (цвет бумаги дошкольник выбирает само­стоятельно).

Укрась шарф

Задачи: упражнять в уме­нии выполнять инструкции взрослого; закреплять знание понятий «право - лево», раз­вивать мышцы кистей рук.

Описание: работа с плоск­остными изображениями шарфов и цветными карандашами.

Задание: украсить шарф, строго придерживаясь инст­рукции взрослого по выбору расположения и цвету узора.

Веселые буквы

Задачи: на практике за­креплять образ буквы и рас­положение ее элементов на плоскости, развивать мелкую моторику.

Описание: работа с манной крупой, насыпанной плотным слоем на поднос.

Задание: начертить печат­ную заданную букву пальцем по крупе.

Шахматная доска

Задачи: упражнять в ори­ентировке на листе в клетку; закреплять понятия «впра­во – влево», «вверх – вниз».

Описание: работа на листе бумаги в крупную клетку, раз­меченном по принципу шах­матной доски.

Задание: провести фишку по «шахматному» листу от одной точки до другой, выпол­няя пошаговую инструкцию взрослого (на втором этапе ребенок рассказывает о своих пошаговых действиях).

Таким образом, устранение оптической дисграфии осуществляется приемами, направленными на развитие зрительного гнозиса, мнезиса, пространственных представлений и их речевых обозначений, развитие зрительного анализа и синтеза. Большое внимание уделяется сравнению смешиваемых букв с максимальным использованием различных анализаторов.

ГБОУ СОШ СП «Детский сад «Колосок»

Учитель-логопед:

Утверждаю

Методический совет Директор МБОУ « СШ №9»

Протокол № О.В.Антышева_________

« » _________ г. «___» ____________2015 г.

Логопедическая программа

Профилактика и коррекция оптической дисграфии у детей с нарушением оптико-пространственных представлений

Составила учитель-логопед первой категории

Антонова В. Г.

    Пояснительная записка

Проблема нарушений письменном речи у младших школьников сохраняет актуальность, как в теоретическом, так и в практическом плане для школьного обучения. Анализ литературных данных специальных исследований (Н.А.Никашина, Г.А.Каше, Р.Е.Левина и др.), а также мои практические наблюдения показывают, что за последние годы трудности в овладении письменной речью у детей не уменьшаются, а имеют тенденцию к увеличению. Значительно увеличивается количество детей, имеющих оптические нарушения. Данная категория детей испытывает значительные трудности в учебе по многим предметам. На уроках математики дети плохо ориентируются в тетрадях по клеткам. На уроках физкультуры неправильно выполняют команды «направо», « налево». На уроках рисования путают понятия «верхний угол», «нижний угол». Анализ письменных работ по русскому языку показывает, что кроме типичных ошибок у детей много ошибок на правописание наречий и предлогов. Существующие традиционные методики начального обучения не в полной мере учитывают своеобразие формирования письменной речи у определенного процента младших школьников.

Характеристика оптической дисграфии

Этот вид специфических нарушений письма не связан с нарушениями устной речи ребенка. В этом случае ребенок, имеющий достаточную остроту зрения, как бы не видит разницы в начертании оптически сходных букв, что приводит к их заменам на письме или к неправильному написанию некоторых букв. Появление таких ошибок может быть объяснено особенностью русской графики. Как в печатном, так и в рукописном шрифте для обозначения всех букв алфавита используется очень небольшой набор элементов. Эти элементы, по-разному комбинируясь между собой, и образуют различные буквенные знаки.

Это приводит к наличию в алфавите нескольких групп оптически сходных букв, состоящих из однотипных элементов. Эти буквы могут отличаться друг от друга лишь разным количеством одинаковых элементов (ш, и, ц, щ), разным расположением элементов в пространстве (ш, т, в, д), наличием помимо одинаковых, еще дополнительных элементов (и, ц„ ш, щ), зеркальное письмо.

Поэтому неудивительно, что в начальный период дети не улавливают этих различий.

У некоторых детей к началу школьного обучения оказываются недостаточно сформировавшимися представления о пространственном расположении предметов по отношению друг к другу, недостаточно развит зрительный анализ и синтез, позволяющий находить сходства и различия в зрительных образах, а значит, и отличать друг от друга сходные предметы и их изображения.

В основе оптической дисграфии лежат трудности оптического и оптико-пространственного анализа, недифференцированность зрительных представлений, нарушения зрительного восприятия и зрительной памяти, недоразвитие пространственного восприятия и пространственных представлений.

К оптической дисграфии мы относим также смешение букв по кинетическому сходству.

Рассмотрим примеры смешения в письме букв по кинетическому сходству:

о - а (в ударной позиции) - «бонт», «куполся».

б - д - «людит», «убача».

и - у - «прурода», «кист»,

т - п - «стешил», «спанция».

х - ж - «дорохки».

л- я - «кяюч», «весеяо».

г -р - «ролод», «гастаял».

В указанных заменах обращает на себя внимание совпадение первого элемента взаимозаменяемых букв, Написав первый элемент, ребенок не сумел далее дифференцировать тонкие движения руки в соответствии с замыслом: он либо неправильно передал количество однородных элементов (л - м, п - т, и - ш), либо ошибочно выбрал последующий элемент (у - и, г - р, б - д).

При несформированности кинетической и динамической стороны двигательного акта у младших школьников кинестезии не могут иметь направляющего значения, и тогда происходит смешение букв, начертание первого элемента которых требует тождественных движений, С убыстрением темпа письма и увеличением объема работ количество таких ошибок растет. Отрицательную роль играет методическое требование «безотрывного письма» с первых недель обучения детей в 1 -м классе. Стадия поэлементного написания букв практически отсутствует, Умение вносить предварительные поправки по ходу письма (до совершения ошибки), может быть выработано лишь при четкой разработке системы графических упражнений в букварном периоде.

Таким образом, смешения букв по кинетическому сходству носят закономерный и стойкий характер, снижают в целом качество письма и чтения, и при отсутствии профилактических и коррекционных мер тормозят развития речемыслительной деятельности школьников.

Зеркальное изображение букв также принято относить к ошибкам оптического характера. Эта проблема хорошо освещена у Ляпидевского в «Основах невропатологии». Он отметил, что «зеркальное» письмо обусловлено неправильным ходом зрительных проводников.

Нормативно-правовые основы разработки коррекционной программы:

2.Инструктивное письмо Мин. общего и профессионального образования РФ от 22.01.98 № 20-58-07 ин/20-4 « Об учителях-логопедах и

педагогах – психологах учреждений образования».

3. Письмо МОРФ от 14.12.2000 №2 « Об организации работы логопедического

пункта общеобразовательного учреждения».

4 .Положение о логопедическом пункте МБОУ «Средняя

общеобразовательная школа №3».

5.Ястребова А.В., Бессонова Т.П.

Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при

общеобразовательной школе. (Основные направления формирования

предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному

языку у детей с речевой патологией). – М..: «Когито-Центр», 1996.

Методическое обоснование

Программа составлена в соответствии с новыми федеральными государственными стандартами обучения чтению и русскому языку в начальной школе. Она учитывает особенности и структуру речевого дефекта и отражает современные подходы к исправлению нарушений письменной речи.

В своей работе я руководствовалась методическим опытом И.Н. Садовниковой и Р.И. Лалаевой, также я использовала методическое пособие для учителей-логопедов под редакцией Мазановой Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы.

Подбор тем данной программы, их последовательность и количество часов, отведенных на каждую тему, определяется спецификой оптических нарушений с учетом таких важных принципов коррекционной педагогики как системность, комплексность, принцип развития, онтогенетический принцип. Программа позволяет реализовать общедидактические принципы, занимающие важное место в коррекции речевых нарушений, а именно наглядность, индивидуальный подход. Логопед может варьировать количество часов по той или иной теме. Так как оптическая дисграфия в чистом виде встречается редко и, как правило, сочетается с другими видами дисграфии, то и выбор учебно-тематического плана будет обусловлен преобладающим видом дисграфии. Данная программа направлена не только на коррекцию, но и на предупреждение оптической дисграфии. Предложенные задания могут быть использованы и во время занятий с учащимися с ФФН и ОНР.

Лалаевой, А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой, Л.Г. Парамоновой, А.Н. Корневым, И.В.Прищеповой.

Цель программы : Основная цель программы – сформировать речевую, языковую и коммуникативную компетенцию у детей младшего школьного возраста, создать условия для преодоления нарушений чтения и письма, оказать помощь в усвоении программы начальной школы по чтению и письму.

Задачи программы:

Образовательные:

Развитие восприятия метрического анализа и синтеза;

Развитие звукобуквенного анализа и синтеза;

Формирование способности к анализу и принятию автономного решения;

Формирование пространственной организации деятельности на основе буквенного материала;

Формирование оптико-конструктивной деятельности.

Коррекционно-развивающие:

Развитие зрительно-предметного и пространственного восприятия;

Развитие зрительной памяти;

Развитие произвольного внимания, концентрации, переключаемости;

Расширение лексического запаса речи, устранение аграмматизмов в речи;

Развитие мыслительных процессов: анализа и синтеза;

Развитие слухоречевого восприятия, произвольного внимания, памяти;

Развитие избирательности слухоречевой памяти;

Развитие и формирование умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

Формирование и совершенствование связной речи (работа над составлением повествовательного и описательного рассказов).

Здоровьесберегающие:

Подбор учебного материала с учётом возраста, соматического и интеллектуального возможностей детей.

Чередование статических и динамических игр и упражнений.

Методы, используемые в программе

Эффективность коррекционной работы зависит от использования разнообразных форм и методов работы. Система коррекционно-развивающих методов направлена на преодоление основного нарушения, на формирование навыков, обеспечивающих овладение чтением и письмом. Использование каждого метода определяется целью, задачами логопедической работы, его местом в общей системе коррекционного процесса.

Основные методы:

Специфические (двигательно-кинестетический, слухозрительно-кинестетический);

Дидактические:

Наглядные;

Словесные методы с опорой на наглядность;

Словесные методы без опоры на наглядность;

Практические методы, которые должны носить игровой характер.

В рамках программы коррекции основное место занимают практические методы. Это различные упражнения:

Конструктивные - во время работы по уточнению оптико-пространственных дифференцировок (конструирование букв из элементов, из одной буквы другую);

Организация коррекционно - развивающих групп

Проведению коррекционно-развивающей работы предшествует диагностический этап, на который отводится две недели в начале учебного года. Его цель-выявление учащихся, имеющих оптические нарушения и определение степени несформированности психических процессов.

Результаты диагностических исследований лежат в основе подбора форм, методов и содержания работы в рамках программы.

Структура и содержание логопедической работы

Обучение детей, имеющих оптическую дисграфию, зависит от структуры нарушений и степени несформированности психических функций. Как правило, дети обучаются от 6 месяцев до года. Коррекционно-развивающие занятия проводятся в групповой форме. Тематическое планирование состоит из 54 занятий, которые проводятся 2 раза в неделю. Каждое занятие включает в себя игры, упражнения и т. д. Содержание занятий соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей данной группы.

Занятие длится 45 минут. Процесс проведения занятий предполагает гибкость и творчество. Виды заданий, составляющие занятие, могут повторяться, усложняться, упрощаться, группироваться в зависимости от проблем и успехов детей.

Коррекционная работа проводится в 4 этапа.

1.Диагностический.(1 час).

Задачи: определение уровня, характера нарушений, планирование коррекционной работы.

2.Подготовительный.(18 часов).

Задачи: формирование зрительного восприятия, зрительного анализа и синтеза, зрительной памяти, ппостранственных ориентировок.

3.Основной.(34 часа).

Задачи: формирование навыка правильного написания букв, дифференциация смешиваемых букв изолированно, в слогах, словах, предложениях, автоматизация навыка правильного написания букв на различном речевом материале.

4.Заключительный.(1час).

Задачи: проверка сформированности навыка правильного написания букв, проведение контрольной диагностической работы с целью определения уровня усвоения материала.

Основная цель коррекционного обучения :

Цель программы: Основная цель программы – сформировать речевую, языковую и коммуникативную компетенцию у детей младшего школьного возраста, создать условия для преодоления нарушений чтения и письма, оказать помощь в усвоении программы начальной школы по чтению и письму.

Задачи:

Развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза; пространственных ориентировок

Дифференцировка смешиваемых букв на письме

Приемы, используемые в работе

Упражнения по развитию зрительного восприятия, памяти, внимания на материале геометрических фигур, предметах, лепка букв из пластилина, выкладывание из крупы, обведение по контуру, письмо в воздухе, конструирование букв из различного материала, реконструирование их, проведение дифференциации букв, сходных по начертанию, в письменных упражнениях.

Направления работы

1, Развитие зрительного восприятия и узнавания.

а/ предметный гнозис (уточнение представлений о целостном, пунктирном, контурном изображении предметов).

б/ восприятие величины.

в/ восприятие цвета.

д/ буквенный гнозис.

2. Уточнение и расширение объема зрительной памяти.

3. Формирование пространственного восприятия и представления.

а/ развитие ориентировки в схеме тела.

б/ развитие ориентировки в окружающем пространстве.

в/ работа с предлогами, имеющими пространственное значение.

4. Развитие зрительного анализа и синтеза.

5. Дифференциация смешиваемых букв изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах.

Планируемые результаты

В результате логопедической работы у учащихся должен быть сформирован предметный и буквенный гнозис;

Расширен объем зрительной памяти;

Сформировано пространственное восприятие и представления;

Развит зрительный анализ и синтез;

Отдифференцированы смешиваемые буквы изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах.

Оценка результативности программы

Результативность и эффективность программы выявляется путем диагностического обследования, проводимого 2 раза в год: до начала коррекционно-развивающего обучения и после него в конце учебного года.

Методы оценки эффективности программы.

Предусмотрены следующие проверочные работы:

Диктанты;

Индивидуальные задания;

Компьютерные программы;

Работа с дидактическим материалом;

2.Этапы и содержание программного уровня в 4 этапа.

Этапы:

Цель:

I Диагностический

Определение уровня характера нарушений письменной речи.

Планирование работы.

II. Подготовительный

Формирование зрительного восприятия пространственных представлений.

Развитие зрительного анализа и синтеза.

Развитие буквенного гнозиса.

Формирование пространственного восприятия.

Развитие зрительно - моторных координаций.

III. Основной

Поверка навыка сформированности правильного написания букв.

Проведение контрольно - диагностической работы с целью определения уровня усвоения материала.

IV. Заключительный

3.Тематическое планирование

54 часа.

Тема:

Цели занятия:

Задачи занятия:

I этап: диагностический - 1 час

Диагностика

Определить уровень, характер нарушения письменной речи.

Выявление характера нарушений.

Планирование работы.

II этап: подготовительный- 18 часов.

Восприятие цвета и формы величины букв.

Развитие зрительного гнозиса.

Развитие восприятия цвета буквы.

Развивать буквенный гнозис.

Восприятие формы буквы.

Восприятие формы и величины буквы.

Упражнение на развитие зрительного анализа и синтеза.

Развитие зрительного анализа и синтеза.

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза.

Расширение объема зрительной памяти.

Уточнить и развивать объем зрительной памяти.

Развитие навыков запоминания формы предметов.

Развитие навыков запоминания цвета предметов.

Зрительное восприятие.

Формировать свойства зрительного восприятия.

Формирование навыков целостного восприятия.

Формирование навыков избирательного восприятия.

Ориентировка в схеме собственного тела.

Развитие пространственного восприятия и представления.

Развитие умений ориентироваться в схеме тела.

Ориентирование в определении пространства.Работа с предлогами.

Развивать пространственное восприятие и представление.

Развитие умений ориентирования в пространстве.

Уточнение средств отражение зрительно - пространственного соотношения.

Зрительно - моторные координации.

Формирование зрительно - моторной координации.

Формирование ориентировки в малом пространстве.

III этап: основной - 34 часа.

Дифференциация

смешиваемых букв.

Закрепление связей между произношением звука и его графическим изображением.

Анализ и синтез состава букв в наглядном плане действий.

Развитие оптико- пространственных представлений.

Совершенствование навыка конструирования и реконструирования букв.

Анализ и синтез состава букв отвлеченно.

Формирование навыков целостного восприятие буквы.

Анализ и синтез состава букв по представлению.

Формирование навыков целостного восприятия буквы.

Грамматический диктант.

Промежуточный контроль и определение уровня усвоения материала.

Дифференциация смешиваемых букв изолированно и в слогах.

Закрепление навыков изолированно и на уровне слога.

Дифференциация смешиваемых букв в словах.

Закрепление навыков на уровне слова.

Дифференциация смешиваемых букв в предложениях.

Закрепление навыков на уровне предложений.

Дифференциация смешиваемых букв в тексте.

Закрепление навыков на уровне текста.

IV этап: заключительный- 1час.

Диагностика.

Проверка сформированности навыка правильного написания букв.

Проведение контрольно- диагностической работы с целью определения уровня усвоения материала.

4. Литература

1. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе.- М.: ТЦ Сфера, 2005.

2.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.- М.: ВЛАДОС, 2004.

3.Кочеткова Н.А.Я различаю буквы о-а, сходные по написанию6 альбом ученика.-

М.: ГНОМ и Д, 2005.

4.Романова Е.В. Пишу правильно буквы И,У. Пособие для учащихся начальной школы, учителей, логопедов и родителей.- СПб: КАРО, 2007.

5. Мазанова Е. В. Школьный логопункт, документация, планирование и организация коррекционной работы: методическое пособие для учителей-логопедов. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2009. Рекомендовано кафедрой логопедии ИКП СГПУ.

6. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М. 1995.

Приложение

Тесты

1. Исследование уровня сформированности зрительного восприятия .

Цель: выявить уровень сформированности зрительного восприятия, в частности, восприятия формы, цвета.

Детям предлагаются картинки с изображением домика и человека (мужчины), состоящие из различных геометрических фигур.

Инструкция: Рассмотрите картинки. Найдите похожие на фигурки и раскрасьте их одним цветом. Карандаши выбирайте сами.

Оценка результатов проводится по 4 уровням.

1 уровень: Ребенок выполняет все правильно.

2 уровень: 1 ошибка, не различение одинаковых фигур в пределах одной группы. (Например, закрашивает треугольники разным цветом).

3 уровень: 2-3 ошибки, не различает одинаковые фигуры (Например, неправильно закрашивает 2-3 вида фигур)

4 уровень: Бессмысленное раскрашивание.

2. Исследование объема зрительной памяти .

1. Детям предлагаются картинки для запоминания (4). (Количество зависит от степени сложности).

Дается инструкция: внимательно рассмотрите картинки и постарайтесь как можно больше запомнить. Время - 1 минута,

Затем картинки убираются, а дети должны воспроизвести эти фигурки в тетради.

Оценка результатов проводится по 4 уровням:

1 уровень: Задание выполнено без ошибок.

2 уровень: Допущена 1 ошибка.

3 уровень: Допущено 2-3 ошибки.

4 уровень: Не справился с заданием.

3. Исследование степени нарушения зрительного

анализа и синтеза.

1. Детям предлагается составить целую картинку из фрагментов.

Время 2 минуты. Инструкция: Вам предлагаются фрагменты картинки. Попробуйте составить целую. Оценка результатов проводится по 3 уровням:

1 уровень: Собрал самостоятельно.

2 уровень: Собрал с помощью.

3 уровень: Не справился с заданием.

4. Исследование ориентировки ребенка в схеме тела.

Ребенку предлагается выполнить следующие задания по

инструкции:

а/ Подними вверх правую руку.

б/ Отведи в сторону левую руку.

в/ Дотронься левой рукой до правого уха.

г/ Дотронься правой рукой до левого уха.

д/ Дотронься правой рукой до левого колена,

е/ Моргни правым глазом.

ж/ Положи правую ногу на левую.

з/ Дотронься правой рукой до левого плеча.

Оценка результатов проводится в соответствии с выполненными действиями.

Выполнил +

Не выполнил -

Если ребенок выполнил все задания - это 1 уровень, высокий. Выполнил половину заданий - 2 уровень, средний. Выполнил меньше половины - 3 уровень, ниже среднего. Не справился с заданиями - 4 уровень, низкий.

5. Исследование ориентировки ребенка в окружающем пространстве.

Детям дается графический диктант:

Инструкция: Сейчас мы с вами вместе попробуем нарисовать рисунок. Я буду диктовать, в какую сторону вы будете проводить линии на определенное число клеточек вправо, влево, вверх, вниз.

Оценка результатов проводится по 3 уровням: выполняет, не выполняет, выполняет с ошибками.

1 уровень: Задание выполнено верно.

2 уровень: Задание выполнено с ошибками.

3 уровень: Задание не выполнено.

Развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза;

Дифференцировка смешиваемых букв на письме.

Уточнение представлений о форме, величине, цвете;

Ориентировка в собственном теле и в окружающем пространстве;

Конструирование и реконструирование букв;

Нахождение, выделение букв

Наталья Кирилина
Профилактика и коррекция оптической дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Ребенку в первом классе труднее всего приходится на уроках русского языка. Как считают врачи, физиологи, психологи, причины кроются в том, что слабые мышцы его пальцев и кистей рук быстро устают. Утомляет также и однообразная работа : палочка, крючок, верхнее соединение, нижнее соединение. Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. При письме особенно важно сформировать весь комплекс готовности ребенка : сочетание темпа и ритма речи с движением глаз и руки, умение управлять руками и пальцами, обучение написанию основных элементов букв, ознакомление с гигиеническими правилами письма, рабочей строкой, различными предметными образами, приближенными к конфигурации букв.

Изучение и коррекция специфических нарушений письменной речи у детей в настоящее время – одна из основных проблем учителей-логопедов и учителей начальных классов. С каждым годом в начальном звене увеличивается число детей дисграфиков и дислексиков , имеющих в связи со спецификой речевого расстройства серьезные трудности в усвоении школьной программы.

Среди нарушений письменной речи первое место занимают дисграфии смешанного вида (на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненная недоразвитием оптико -пространственных представлений, и оптико-кинетическая , осложненная акустическим недоразвитием ). Перечисленные виды дисграфии не связаны с состоянием устной речи , а их появление у ребенка можно объяснить особенностями русской графики, ограниченностью элементов которой приводит к наличию в алфавите оптически сходных в начертании букв, например : и, ш, щ, ц, п, т.

При оптической форме дисграфии у детей наблюдаются нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторной координации; неточность представлений о форме и цвете, величине предмета; недоразвитие памяти , пространственного восприятия и представлений; трудности оптико -пространственного анализа; несформированность оптического образа буквы . Перечисленные трудности могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения.

Вопросу профилактики дисграфии необходимо уделять особое внимание, поскольку именно путь ее предупреждения должен стать самым основным в решении данной проблемы. Как отмечает Т. Г. Визель, уже в дошкольном возрасте по целому ряду признаков можно заранее предвидеть, кому из детей в дальнейшем «угрожает» появление дисграфии .

Ошибки, характерные для оптической дисграфии :

Ребенок недописывает элементы букв ;

Добавляет лишние элементы;

Неправильно располагает элементы букв в пространстве по отношению друг к другу;

Пишет зеркальное изображение букв.

К методам профилактики оптической дисграфии относят :

Формирование зрительного гнозиса :

Назвать предметы по контурам, недорисованные предметы , перечеркнутые изображения; выделить изображения, наложенные друг на друга; соотнести предметные картинки с геометрическими фигурами;

Распределить предметы по величине;

Соотнести предметные картинки с геометрической фигурой;

Срисовать изображения, состоящих из фигур и стрелок;

Дорисовать незаконченные контуры и симметричные изображения;

Составить разрезные картинки;

Развитие зрительной памяти :

Упражнения «Что изменилось?» , «Чего не стало?» ;

Зрительные диктанты «Продолжи строку» ;

Упражнение «Фотографирование» : ребенку предлагается посмотреть,

запомнить, нарисовать фигуры (начиная с 3-4 и постепенно увеличивая их количество) ;

Формирование буквенного гнозиса :

Найди заданную букву среди других : упражнения «Найди букву» , «Буква сломалась» , «Выложи букву» ;

Сравнивать одни и те же, но написанные разным шрифтом буквы;

Назвать (написать) буквы, перечеркнутые дополнительными линиями, выделить буквы, наложенные друг на друга;

Определить букву в неправильном положении;

Обвести контур буквы, заштриховать ее, «заполнить» букву точками, волнистыми и круговыми линиями, полуовалами, петлями;

Дописать букву;

Найти в тексте и подчеркнуть заданную букву;

Составить печатные буквы из разных элементов : счетных палочек, шнурка, пластмассовых пробок, каштанов, морских камешков, гороха, пластилина; использование сухих бассейнов, где внутри спрятаны пластмассовые буквы : упражнения «Выложи букву» , «Вылепи букву и придумай с ней слово» , «Вырежи из частей и наклей» ;

Формирование зрительно-пространственного восприятия :

Показать правую/левую руку, правой рукой левый глаз, правые/левые

части у человека, сидящего напротив;

Рассказать с опорой на картинки, что где находится;

Определить место человека по отношению к себе (справа/слева от меня и т. д.)

Тренировать в употребление пространственных предлогов;

Уточнение пространственного расположения букв :

Написать заданные буквы справа/ слева от вертикальной линии;

Найти букву в ряду похожих;

Реконструировать (преобразовывать) букву,

Дописать (достроить) недостающие элементы буквы ;

Соотнести зрительный образ буквы с каким-либо сходным предметом (например, О – обруч, Ж – жук) ;

Упражнять в тактильном ощупывание, узнавание рельефных букв, сделанных, из наждачной бумаги, картона, семян : упражнения «Объемные буквы» , «Узнай на ощупь» , «На что похоже?» ;

Срисовать, вырезать буквы, вылепить их из пластилина, обвести контур буквы, изобразить ее в воздухе.

На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы при правильно организованной работе улучшают процесс коррекции , помогают организовать образовательную деятельность интереснее и разнообразнее. С детьми целесообразно проводить специальную логопедическую работу, позволяющую развивать не только речь, но и моторные навыки, восприятие и воображение. Параллельно, с работой по профилактики дисграфии , необходимо проводить работу по развитию мелкой моторики рук и графомоторных навыков у детей. Для развития графических навыков можно использовать нетрадиционные техники рисования : рисование штрихом, волнистыми линиями, точками разного размера. Успешность работы по формированию графических навыков зависит от систематичности и регулярности выполнения различных заданий. Работа строиться по принципу «от простого к сложному» с учетом возраста детей.

Образцы разных видов рисунков, штриховок и заданий по конструированию можно взять из рабочей тетради Л. М. Граба «Развиваем графические навыки» , пособия М. М. Евдокимовой «Волшебный карандаш» , а также из альбома упражнений О. С. Гомзяка «Я буду писать правильно» .

Что необходимо для штриховки? Альбом, простой и цветные карандаши, трафареты с геометрическими фигурами, фигурами животных и предметов. Правила работы : штриховать только в заданном направлении, не заходить за контуры рисунков, соблюдать одинаковые расстояния между линиями (штрихами) . Дети принимают условия быстро, легко, как в игре.

Когда дети хорошо усвоят простейшие варианты снизу вверх, сверху вниз и слева направо надо переходить к более сложным. Штриховка бывает не только параллельными отрезками, но и волнистыми и круговыми линиями, полуовалами, петлями. Овладев штриховкой отдельных предметов, дети начинают создавать различные композиции из нескольких предметов. И вот уже получается сюжетная картинка. По ней можно повторить лексические темы.

Таким образом, развиваются не только мелкая мускулатура пальцев и кисти руки, но и связная речь, логическое мышление и творчество, расширяется словарный запас. Штрихуя цветными карандашами, дети закрепляют название цвета, умение красиво сочетать их, т. е. развивают свое эстетическое восприятие. В дальнейшем при штриховке можно использовать ручки с цветными пастами. Материал для данной работы можно найти в рабочих тетрадях серии «Школа для дошколят » : «Учимся писать» , «Штриховка» , тренажер-пропись «Готовим руку к письму» , «Прописи буквы» .

В каждом упражнении или задании для профилактики дисграфии могут быть предусмотрены следующие виды работы : заучивание стихотворений, отгадывание загадок. Рисование отгадок штрихом, в виде точечных, мозаичных рисунков, с дальнейшим раскрашиванием получившегося сюжета, использование метода пластилинографии (рисование пластилином) .

Примеры упражнений по профилактики оптической дисграфии у старших дошкольников .

Найди букву

Задачи : развивать зрительное внимание; упражнять в выделении буквы в зашумленном, заштрихованном варианте.

Описание : на листе бумаги находится изображение буквы, на фоне различных штриховок и линий различной конфигурации.

Задание : найти заданную букву, назвать ее и рассказать, из каких элементов она состоит.

Буква сломалась

Задачи : развивать умение проводить анализ и синтез знакомых букв; закреплять в памяти образ букв русского алфавита.

Описание : работа с плоскостным изображением букв, разделенным на несколько частей.

Задание : из различных частей правильно сложить буквы.

Будь внимательным

Задачи : развивать внимание и умение выделять из текста заданную букву.

Описание : работа с печатным текстом, набранным крупным шрифтом и цветными карандашами.

Задание : найти в тексте все заданные взрослым буквы и зачеркнуть их карандашом определенного цвета.

Систематические занятия принесут положительный эффект и будут способствовать успешному обучению ребенка в школе.

Список литературы :

1. Визель Т. Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста –М., 2005.- 265с.

2. Крупенчук О. И. Учим буквы. - СПб.: Издательский дом «Литера» , 2004.- 64с.: ил. - (Готовимся к школе) .

3. Мазанова Е. В. Логопедия. Оптическая дисграфия . - М., 2007.- 124 с.

4. Хозяинова М. А. Учимся штриховать // Логопед. 2012.- №3.- С. 75-82.

5. Якунина В. А. Логопедические упражнения для профилактики дисграфии // Логопед . 2014. -№1. - С. 86-93.

Бокова Т.Н. -учитель-логопед ОУ№ 322, Фрунзенский район;

Костюк Ю.В. -учитель-логопед ОУ № 376, Фрунзенский район;

Сорочинская О.Н. -учитель-логопед ОУ № 325, Фрунзенский район

Пояснительная записка

На школьные логопедические пункты общеобразовательных школ преимущественно зачисляются дети с нарушениями письменной речи (дисграфии, дислексии), обусловленными недоразвитием фонетико-фонематических процессов или общим недоразви­тием речи. Большую группу речевых нарушений составляет смешанная дисграфия с элементами таких недостатков письма, как нарушение языкового анализа и синтеза, элементы аграмматической дисграфии, акустическая и артикуляторно-акустическая дисграфия, а также элементы оптической дисграфии. Дети этой группы, как правило, испытывают затруднения в усвоении программы породному языку, с трудом запоминают и применяют на практике грамматические правила, у них снижен словарный запас, страдает лексическая сторона речи. Такие дети составляют основной кон­тингент учащихся школьных логопунктов.

Но в последнее время к учителям-логопедам все чаще стали обращаться за логопедической помощью ученики, в письменных работах которых встречаются лишь ошибки на смешение оптиче­ски схожих букв. Грамматическая и лексическая стороны, как пра­вило, остаются сохранными, более того, эти дети обычно обучаются по нетрадиционным программам или в школах с углубленным изучением каких-либо предметов.

Проблема оптической дисграфии у школьников младших классов с каждым годом становится все актуальнее, так как затрудняет социальную адаптацию ребенка. Наличие дисграфии, в том числе и оптической дисграфии, отрицательно влияет на самооценку школьника, снижает его познавательную функцию, искажает мо­тивацию обучения. Оптическая дисграфия не ограничивается заменами оптически или кинетически сходных букв. Это сложный комплекс нарушений, проявляющийся не только в нарушениях письменной речи, но и в нарушениях психических функций: внимания, зрительной памяти, пространственных представлений, зрительного гнозиса и т. д. У детей с оптической формой дисграфии долго не закрепляются пространственно-временные ориентировки, с опозданием формируются графомоторные и графические навыки, нарушается ориентировка на листе бумаги, в строчках и клеточках тетради. Они могут пропускать строчки, не допи­сывать их, соскальзывать, заходить за поля, пропускать целые страницы. При обучении письму в первом классе у таких учащихся долго не формируются связи между оптическим и кинетическим образом буквы. Замены букв, имеющих кинетическое сходство, отличаются особой стойкостью. Эти ошибки вслед­ствие коррекционной работы исчезают, но возобновляются при увеличении нагрузки.

Профилактика оптических нарушений письма начинается в речевых группах детских садов, продолжается в первом классе (при необходимости) школы на логопедических занятиях. Логопедическое заключение о наличии оптической дисграфии или элементов оптической дисграфии логопед обычно ставит во втором классе, когда у ребенка при сформированном навыке письма проявляются стойкие, специфические ошибки, в том числе и оптиче­ского характера.

Эта программа представляет собой систему работы по устранению оптических нарушений письма. Она может быть использована в системе работы над устранением «смешанной» дисграфии, в которой есть место оптическим нарушениям, так и в целенаправ­ленной и системной работе по коррекции оптической дисграфии у детей с хорошо развитым лексическим строем языка.

Цель : устранение и исправление оптических и графических нарушений письма у младших школьников.

Задачи:

    развивать зрительное восприятие, внимание, память;

    работать над оптическим ориентированием;

    развивать умение узнавать буквы, устранять оптическую агнозию;

    совершенствовать конструктивную деятельность;

    актуализировать связь буквы и звука;

    работать над развитием пространственных представлений;

    закреплять полученные навыки в письменных упражне­ниях.

МБОУ «Гляденская средняя общеобразовательная школа»

Назаровского района

Красноярского края

Утвержд е

Рабочая программа коррекционного курса

«Коррекция оптической дисграфии у младших школьников»

Учитель-логопед: Ничковская В.Е.

п. Глядень

Пояснительная записка

Рабочая программа по коррекции оптической дисграфии составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на основе методического пособия для учителя-логопеда Р.И. Лалаевой «Логопедическая работа в коррекционных классах» и авторской программы Е.В. Мазановой: «Коррекция оптической дисграфии».

Данная рабочая программа направлена на коррекцию оптической дисграфии и создание условий для эффективной реализации и освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе на обеспечение условий для индивидуального развития учащихся нуждающихся в логопедической коррекции и рассчитана на своевременное предупреждение и устранение имеющихся у них недостатков письменной речи.

Краткая характеристика оптической дисграфии

При оптической форме дисграфии у детей наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координации, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптико-пространственного анализа, несформированность оптического образа буквы. Смешивание букв по кинетическому и оптическому сходству не следует принимать за обыкновенные «описки», так как они не связаны ни с произношением, ни с правилами орфографии. Такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Нарушение письма у ребенка носит стойкий системный характер, поэтому коррекционная работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта.

Задачи коррекционной работы:

    Уточнить и расширить объем зрительной памяти.

    Формировать и развивать зрительное восприятие и представления.

    Развивать зрительный анализ и синтез.

    Развивать зрительно-моторные координации.

    Формировать речевые средства, отражающие зрительно-пространственные отношения.

    Учить дифференциации смешиваемых по оптическим признакам букв.

Для лучшего усвоения образа букв ребенку традиционно предлагается:

Ощупывать, вырезать, лепить их из пластилина, обводить по контуру, писать в воздухе, определять сходство и различие оптически сходных букв и т.д.;

Конструировать и реконструировать буквы из элементов;

    ряд упражнений по развитию зрительного, зрительно-пространственного восприятия, памяти и анализа на предметах и геометрических фигурах;

    проводить дифференцию букв, сходных по начертанию, в письменных упражнениях.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов (количество часов может меняться, как увеличиваться, так и уменьшаться в зависимости от степени тяжести нарушения). Частота занятий – 2 раза в неделю, форма организации – групповые занятия. Группа из 3-5 обучающихся. Программа рекомендована для обучающихся 2 классов.

УМК : рабочие тетради №1, № 2 «Учусь не путать буквы» для обучающихся по программе «Коррекция оптической дисграфии» (методическое пособие для учителя «Коррекция оптической дисграфии» (конспекты занятий для логопедов) (автор: Е.В. Мазанова, 2006, 2008г.); Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод. пособие для учителя-логопеда.

Организация работы

Коррекционная работа проводится в четыре этапа.

1-й этап. Организационный. Цели и задачи

    Проведение первичного обследования.

    Оформление документации и планирование работы.

3. Сообщение результатов обследования всем участникам педагогического процесса.

2-й этап. Подготовительный. Цели и задачи

1. Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов.

Развитие зрительного гнозиса:

а) развитие восприятия цвета;

б) развитие восприятия формы;

в) развитие восприятия размера и величины.

Развитие буквенного гнозиса:

а) развитие восприятия цвета букв;

б) развитие восприятия формы, размера и величины предметов и букв;

в) дифференциация расположения элементов букв.

    Развитие зрительного анализа и синтеза.

    Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (зрительного мнезиса):

а) развитие запоминания формы предметов;

б) развитие запоминания цвета;

в) развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов.

4. Формирование пространственного восприятия и представлений:

а) ориентировка в схеме собственного тела;

б) дифференциация правых и левых частей предмета;

в) ориентировка в окружающем пространстве.

    Формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения.

Работа на этом этапе проводится в начале обучения. На данном этапе работы предусмотрено проведение бесед, фронтальных и индивидуальных занятий.

3-й этап. Основной. Цели и задачи

    Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме.

    Автоматизация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.

    Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.

Дифференциация гласных букв:

а) изолированно (написание);

б) в слогах и в словах;

в) в словосочетаниях;

г) в предложениях и тексте.

Дифференциация гласных и согласных букв:

а) изолированно;

б) в слогах и словах;

в) в словосочетаниях;

г) в предложениях и тексте.

Дифференциация согласных:

а) изолированно;

б) в слогах и в словах;

в) в словосочетании;

г) в предложениях и тексте.

Работа на этом этапе проводится на протяжении всего периода обучения. На данном этапе работы предусмотрено проведение фронтальных и индивидуальных занятий.

4-й этап. Заключительный . Цели и задачи

    Закрепление полученных навыков.

    Перенос полученных знаний на другие виды деятельности.

Работа на данном этапе проводится в конце обучения.

Планируемые результаты после прохождения программы

К концу обучения учащиеся получат возможность научиться:

Различать основные и оттеночные цвета;

Различать геометрические фигуры;

Соотносить предмет и форму, предмет и цвет;

Ориентироваться в схеме собственного тела;

Ориентироваться во времени и в пространстве;

Сравнивать предметы по величине;.

Сравнивать элементы букв двух шрифтов;

Уметь конструировать и реконструировать буквы двух шрифтов;

Сравнивать сходные по начертанию буквы во всех позициях и на всех этапах;

Соотносить букву со звуком и наоборот.

Оценка достижений планируемых результатов.

Во время прохождения программы предусмотрены:

Входная (первичная) диагностика (сентябрь);

Текущий мониторинг в форме слуховых диктантов, контрольных упражнений, проверочных работ;

Итоговая диагностика (май).

Тематическое планирование

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Примечание

1-й этап. Организационный.

Обследование речи

2-й этап. Подготовительный. (Развитие неречевых процессов)

Зрительное восприятие, зрительный анализ и синтез, и узнавание предметов.

Развитие зрительного гнозиса:

Развитие восприятия цвета;

Развитие восприятия формы;

Развитие восприятия размера и величины.

Развитие буквенного гнозиса:

Развитие восприятия цвета букв;

Развитие восприятия формы, размера и величины предметов и букв;

Дифференциация расположения элементов букв.

Развитие зрительно-моторных координации.

Зрительная память

Развитие запоминания формы предметов:

Развитие запоминания цвета;

Развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов.

Развитие зрительно-моторных координации.

Пространственное восприятие и представления

Ориентировка в схеме собственного тела:

Дифференциация правых и левых частей предмета;

Ориентировка в окружающем пространстве.

Развитие зрительно-моторных координации.

3-й этап. Основной. (Дифференциация сходных букв)

Дифференциация букв о - а

Дифференциация сходных по начертанию букв в слогах, словах, словосочетании, пред­ложении, тексте. Соотнесение буквы со зву­ком и символом. Конструирование и реконструирование букв. Сравнение элементов смешиваемых букв. Развитие оптико-пространственных представлений. Развитие зрительно-моторной координации. Дифференциация букв. Установление связей между графемой и артикулемой. Работа с квазиомонимами Развитие образного мышления.

Дифференциация букв о - а в слово-сочетаниях, предложениях и тексте

Дифференциация букв у – и

Дифференциация букв и - у в слово-сочетаниях, предложениях и тексте

Дифференциация букв и - ш

Дифференциация букв и- ш в слово- сочетаниях, предложениях и тексте

Дифференциация букв б – д

Дифференциация букв б - д в слово-сочетаниях, предложениях и тексте

Дифференциация букв п - т, П – Т

Дифференциация букв п- т, П – Т

Дифференциация букв л - м, Л – М

Дифференциация букв л - м, Л - М

в словосочетаниях, предложениях и тексте

изолированно, в слогах и в словах

Дифференциация букв к- н, К - Н

в словосочетаниях, предложениях и тексте

Дифференциация букв ш - щ, III Щ

Дифференциация букв ш - щ, III - 1Ц

в словосочетаниях, предложениях и тексте

Дифференциация букв и - ц, И Ц

Дифференциация букв и - ц, И - Ц

в словосочетаниях, предложениях и тексте

Дифференциация букв ц - щ, Ц – Щ

Дифференциация букв ц - щ, Ц - Щ

в словосочетаниях, предложениях и тексте

Дифференциация букв 3-Е

Дифференциация букв 3-Е

в словосочетаниях, предложениях и тексте

4-й этап. Заключительный .

Проверочная работа

Обследование речи

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Волина В.В. Занимательное азбуковедение. - М.: Просвещение,1991.

    Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы: Сб. методических рекомендаций. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.

    Городилова В.И. Чтение и письмо. - М.: «Владос», 1995.

    Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Книга для логопедов. - М.: Просвещение, 1991.

    Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. - СПб.; ИДУМиМ, 1997.

    Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: Учебное пособие. - СПб.: СОЮЗ, 1998.

    Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М., 1997.

    Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательной школы. - М.: АРКТИ, 1997.

    КОРРЕКЦИЯ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ. Конспекты занятий для логопеда / Е.В. Мазанова. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008. - 88 с.

    Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод.пособие для учителя-логопеда. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.: ил. (Коррекционная педагогика).

    Рабочие тетради №1, № 2 «Учусь не путать буквы» для обучающихся по программе «Коррекция оптической дисграфии», Е.В. Мазанова, 2006 г.