В чем заключается идея рассказа васюткино озеро. Конспект урока по литературе на тему: «Творчество В.П.Астафьева. Рассказ «Васюткино озеро»: формирование характера главного героя. Васютка обнаруживает озеро

Главный герой рассказа Виктора Астафьева «Васюткино озеро» — Вася Шадрин, сын рыбака. Его отец, Григорий Афанасьевич, вместе со своей бригадой ловил рыбу на Енисее. Порой рыбакам приходилось уплывать далеко дома, чтобы получить хороший улов. В одном из таких походов в низовья Енисея вместе с Григорием Афанасьевичем отправилась вся семья: жена, сын Васютка и отец, старый рыбак, дед Афанасий.

В одном из мест рыбаки решили пристать к берегу и организовать стоянку. В этом месте сохранилась старая избушка, в которой и поселилась вся бригада. Васютка без дела не сидел, он стал ходить в тайгу за кедровыми орехами, которые по вечерам любили щелкать рыбаки.

Однажды, в самом конце лета, Васютка, как обычно, отправился за орехами. С собой он взял ружье и краюшку хлеба. Раньше ему не попадалась серьезная дичь в тайге, но в этот раз мальчик, уже набравший мешок орехов, наткнулся на крупного глухаря. Васютке удалось ранить птицу, и он бросился за ней в погоню. Когда глухарь ослабел, Васютка выстрелил повторно и убил птицу.

Он порадовался успеху и уже предвкушал, как вернется домой с добытым глухарем, когда понял, что заблудился. Обычно он ориентировался в тайге по засечкам на деревьях, но в погоне за раненой птицей он далеко отклонился от привычных маршрутов и не смог найти знакомые засечки.

Долго плутал Васютка по тайге. У него были с собой спички, ружье и немного соли, поэтому голод и холод мальчику не грозили. Самым главным для него было выйти к Енисею.

В один из дней он наткнулся на маленькое озеро в тайге и с удивлением обнаружил, что в нем много крупной рыбы. Васютка стал думать, откуда в озере могла взяться промысловая рыба, и вспомнил, что такое бывает, когда озеро является проточным и из него вытекает речка. Если это так, речка могла привести его к Енисею.

Мальчик стал искать речку и обнаружил, что маленькое озеро соединяется с гораздо большим по размеру озером, в котором тоже было много рыбы. По косвенным признакам Васютка определил, что в озере есть течение. Вскоре он нашел и речку, вытекающую из озера.

Идя вдоль берега речки, Васютка сумел выйти к Енисею, где его подобрали рыбаки. От них он узнал, что стоянка бригады его отца находится в шестидесяти километрах выше по течению. Рыбаки доставили мальчика к родителям, которым он рассказал о своих скитаниях и о большом озере, богатом рыбой.

Через несколько дней отец Васютки вместе с бригадой добрался до этого озера и удостоверился, что в нем действительно выгодно вести промысел рыбы. А озеро рыбаки прозвали Васюткиным. Так оно с тех и обозначается на картах.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Астафьева «Васюткино озеро» заключается в том, что в критических ситуациях нельзя паниковать, необходимо спокойно и хладнокровно искать пути к спасению. Васютка, заблудившись в тайге, не растерялся. Он грелся у костра, охотился на птиц, питался кедровыми орехами и искал путь к Енисею. Обнаруженное мальчиком проточное озеро помогло мальчику выбраться из тайги и вернуться домой.

Рассказ учит быть внимательным и наблюдательным. Только наблюдательность Васютки позволила ему найти озеро в тайге, и эта находка спасла ему жизнь.

В рассказе мне понравился главный герой, мальчик Васютка, который не только выжил один в тайге, но и нашел озеро, богатое рыбой.

Какие пословицы подходят к рассказу Астафьева «Васюткино озеро»?

Тайга, что море, кто ее не знает, тому горе.
На ловца и зверь бежит.
Кто ищет, тот всегда найдет.
Удача — спутник смелого.

«Васюткино озеро» главная мысль и чему учит рассказ Астафьева Вы узнаете в этой статье.

«Васюткино озеро» главная мысль

Главная мысль — уметь находить выход в самой трудной ситуации, надеяться на лучшее, не опускать руки)

Чему учит рассказ «Васюткино озеро»Астафьева?
Это произведение вызывает желание изучать и беречь живую природу своего края

О чем рассказ «Васюткино озеро»?

Сибирь. Поздняя осень. 13-летний мальчик Васютка отправился в тайгу за кедровыми орехами и заблудился. Тайга не шутка, конечно, взрослому и то страшно, а тут ребенок.

Не растерявшись, Васютка стал вспоминать всё, что хоть когда-то слышал от рыбаков о том, какие приметы могут помочь ему выйти из глухой тайги, он проявил недюжинную мудрость и мужество, он продержался в тайге долгих пять дней, добывая себе пищу, охотясь, не падал духом.

На пятый день он вышел к неизвестному озеру, где было очень много рыбы, и по его течению вышел к Енисею, где его и нашли друзья отца. Озеро, которое нашел мальчик, назвали в его честь – Васюткиным озером.

В рассказе «Васюткино озеро» писатель показывает, что трудности могут быть полезны человеку, потому что они закаляют характер. В критической ситуации Васютка действует собранно и решительно, как настоящий мужчина. Все время, которое он провел в лесу, мальчик помнил слова отца и дедушки: «Тайга наша, кормилица, хлипких не любит!» Поэтому как ни страшно было Васютке, каким безвыходным ни казалось его положение, он держал себя в руках, не раскисал, не падал ду­хом. Смекалка и наблюдательность помогли Васютке найти вер­ный путь домой и рассказать о необыкновенном озере с белой ры­бой. За эту находку мальчику были благодарны взрослые рыбаки. Обнаруженное озеро - достойная награда мальчику за смелость и выдержку, проявленную им в незабываемые дни, которые он проведел один на один с тайгой

Историю о том, как в критической ситуации не растеряться, поддавшись панике, и, мобилизовав силы, сделать всё, что от тебя зависит, рассказывает в своём произведении «Васюткино озеро» В. П. Астафьев.

Сюжет рассказа взят из детства писателя, проведшего свои ученические годы в Красноярском крае. Даже фамилия бригадира является реальной и принадлежит известной династии сибирских промысловиков.

История создания

Написано «Васюткино озеро» было в 1952 году, а опубликовано - в 1956. Но началом появления рассказа на свет стал тот год, когда пятиклассник Витя, выполняя задание учителя литературы, поведал в сочинении, посвященном ушедшему лету, о том, как потерявшись в тайге, провел наедине с природой много тревожных суток, обнаружил неизвестное старожилам озеро и, в конце концов, смог самостоятельно выбраться к реке. Яркий и правдивый пересказ переживаний мальчика привел к тому, что его работа была напечатана в школьном журнале.

Созданное по памяти детское сочинение и стало основой для писателя.

Описание рассказа

Простым, но образным языком рассказчик повествует о буднях рыбацкого стана в Сибири. Тринадцатилетний Васютка, сын бригадира, пытается в меру своих сил помогать взрослым, добывает для них кедровые орехи.

В один из дней, захватив ружьё и провиант, парнишка зашел подальше в лес, надеясь на богатый урожай, и заблудился. После тщетных попыток отыскать дорогу Васютка осознает, что помощи ждать неоткуда, рассчитывать надо только на себя.Ужас, паника и растерянность постепенно уступают место спокойной рассудительности. Не зря парень рос в этом суровом краю, с малолетства слыша наставления стариков о том, как вести себя в подобном случае. Применяя советы бывалых охотников и собственные навыки, мальчику удаётся не только продержаться в жестких условиях несколько дней, поборов в себе страх, но и добыть себе пропитание, обогреться, обнаружить затерянный водоем с ценной рыбой, и, вспомнив уроки географии, выйти к берегу Енисея, к людям.

Шестьдесят километров прошел школьник за пять долгих, полных неизвестности и тревоги, дней. Зная, что рыбаки давно тоскуют без улова, Васютка, прибыв домой, без промедления сообщил об увиденном озере. Указав путь бригаде заветный маршрут, подросток чувствует причастность к общему делу. Впоследствии водоём был нанесен на карту и назван именем Василия.

Главный герой

Василий Шадрин - обычный деревенский школьник, озорник и хвастунишка. Он любит приключения, считает себя вполне взрослым и самостоятельным человеком. Его характер сложился под воздействием отца, немногословных жителей таежной деревни. Обычаи и традиции сибирского края также наложили свой отпечаток. Автор не дает подробной характеристики главного героя, его личность раскрывается в процессе повествования.

Попав в безвыходное, пугающее положение, зная, чем может обернуться потеря дороги в лесу, ясно представляя последствия, Васютка проявил мужество и выдержку, практическую сметку и рассудительность, не утратив при этом чувства юмора. Не поддавшись страху, отважно преодолевая препятствия, парнишка думает не только о себе, но и об общих интересах.

Анализ рассказа

Во вступлении, ведущемся от третьего лица, автор говорит о новом озере и о роли Васютки в этом открытии. Глубокая любовь к родине и убежденность, что каждого из нас ждут большие и малые победы, сквозит в начальных строках.

Завязка происходит, когда, увлекшись охотой за глухарем, подросток заблудился. Кульминацией выступает момент, когда таёжники спасают отчаявшегося Васютку. Развязка рассказа - это возвращение парня к матери и начало промысла в открытом озере.

Рассказчик применяет традиционную композицию с последовательным повествованием и минимальным количеством героев. Неторопливость и подробность изложения позволяет представить себя на месте центрального персонажа, читатель сочувствует Васе, переживает за него.

Для Астафьева характерно использование сравнений. Благодаря красочным описаниям природа низовья Енисея оживает. Образности действующим лицам добавляет применение в прямой речи местного диалекта.

Преодолевать трудности, всегда искать выход из непростой ситуации, использовать все возможности - вот чему учит эта история. Огромное желание жить помогло маленькому сибиряку выбраться из тайги.

Валиева Регина Ивановна

МБОУ «Школа №174» Советского района г.Казани

Учитель русского языка и литературы

Конспект урока по литературе на тему:

«Творчество В.П.Астафьева. Рассказ «Васюткино озеро»: формирование характера главного героя»

5 класс (по программе Т.Ф.Курдюмовой)

Цели:

1. Познавательно-обучающие :

Начать изучение биографии В.П. Астафьева, рассказа «Васюткино озеро», заинтересовать творчеством В.П. Астафьева; продолжить формирование умения вести учебный диалог, выделять главную мысль, отвечать на вопросы.

2 . Развивающие:

Продолжить развивать умения сравнивать, обобщать, умения находить в тексте подтверждение своим высказываниям.

3. Воспитательные:

Воспитывать интерес к творчеству В.П.Астафьева; содействовать воспитанию нравственных качеств школьников, активной жизненной позиции.

Тип урока: урок-беседа

Оборудование: фотографии Виктора Астафьева, текст рассказа «Васюткино озеро».

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя:

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами приступаем к изучению творчества Виктора Петровича Астафьева (на доске написаны его фамилия и дата рождения и смерти ). Знакомо вам это имя? В начальных классах вы уже читали его рассказы «Стрижёнок скрип», «Капалуха».

А сегодня мы с вами познакомимся с биографией Астафьева и поговорим об ещё одном его рассказе, который называется «Васюткино озеро».

Начну я рассказ со слов критика Ал. Михайлова о писателе: «...хочется сказать, что он... много испытал и выстрадал, прежде чем попытался рассказать о пережитом, о виденном» (также написано на доске).

«Я родился и рос в Сибирской деревне на берегу величественной и для меня самой красивой в мире реки – Енисее»,- говорил Астафьев.

Показываю фотографии Астафьева у реки Енисей.

- Посмотрите, ребята, где изображён писатель? (на берегу реки). – Правильно! Это река называется Енисей. Именно о ней так восторженно говорит писатель.

- О чём это говорит?( о том, что он любил природу).

- Верно, он писал так: «Землю свою люблю и не устаю удивляться красоте её, неистощимому терпению и доброте… Рано потерявший мать – она утонула в Енисее весной 1932 года, я, естественно, тянулся ко второй моей и неизменной матери-земле. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой».

- Что мы можем сказать о нём? Какой у него взгляд, выражение лица? (У него добрые, искренние глаза, приятное выражение лица). – Верно, ребята. Я тоже так думаю. Когда я смотрю на его фотографии, я вижу доброго, искреннего человека, всей своей душой любящего природу.

Виктор Петрович Астафьев – предельно искренний и правдивый писатель. Он родился 1 мая 1924 года в Сибири, на Енисее, в селе Красноярского края. Трудным было детство и отрочество Астафьева. Мальчику было 7 лет, когда утонула его мама Лидия Ильинична в Енисее. Мальчика взяли к себе дедушка и бабушка. Когда отец с мачехой переехали в Игарку, Астафьев убежал из дома, беспризорничал, воспитывался в детском доме. Множество профессий он переменил: слесарь, грузчик, литейщик, сторож, журналист. Три года был на фронте, где получил тяжелое ранение. После войны поселился на Урале, сменил много профессий и в 1951 г. стал сотрудником газеты «Чусовой рабочий», начал писать и печатать свои рассказы, затем повести и романы. Первый сборник рассказов «До будущей весны» был напечатан в 1953 г.
- Как вы думаете, ребята, почему Астафьев начал писать? Как вы понимаете слова: «...Я твердо знаю одно - заставили писать меня книги и жизнь»? (Астафьева заставили писать трудная жизнь и любовь к книгам).
-
Правильно! А вот как сам писатель говорил:
«...думал я, думал, и вышло, что мне надо рассказывать о своих земляках, в первую голову о своих односельчанах, о бабушке и дедушке и прочей родне... Они были интересны мне и любимы мной такими, какие они есть на самом деле»
(В. П. Астафьев) .


В основе произведений Астафьева - история его собственной жизни. Детству посвящены многие книги писателя. Будущий писатель жил в единении с природой и деревенским бытом. Мальчик рыбачил, и озеро принимало его, но кончились рыбацкие дни Астафьева, он оказался в детдоме, где ему хотелось рассказать об озере, «открыть его таким, каким видел когда-то, чтобы написанное и не чувствовалось вовсе, а душа читателя таяла, знобило бы кожу у него, и от восторга, от любви захотелось бы ему перецеловать... каждое деревце в лесу, каждый лист... И был бы он счастлив тем, что есть мир прекрасный вокруг него, и он в этом мире есть...»

Виктор Петрович оставил воспоминания о создании произведения, с которым вам предстоит познакомиться: «Судьба рассказа «Васюткино озеро» любопытна. В городе Игарке преподавал когда-то русский язык и литературу Игнатий Дмитриевич Рождественский, известный потом сибирский поэт. Преподавал он, как я теперь понимаю, свои предметы хорошо, заставлял нас «шевелить мозгами» и не слизывать с учебников изложения, а писать сочинения на вольные темы. Вот так он однажды предложил написать нам, пятиклассникам, о том, как прошло лето. А я летом заблудился в тайге, много дней провёл один, и вот обо всем этом и написал. Сочинение мое было напечатано в рукописном школьном журнале под названием «Жив». Много лет спустя я вспомнил о нем, попробовал восстановить в памяти. Так вот и получилось «Васюткино озеро» - мой первый рассказ для детей».

На дом я вам задавала самостоятельно прочитать рассказ «Васюткино озеро». Все прочитали его?

II . Беседа по вопросам:

    Какие чувства вызвал у вас рассказ?

    Кто является героем рассказа? (Героем рассказа является мальчик Васютка, 13 лет)

    Почему заскучал Васютка в бригаде рыбаков? (Васютка заскучал в бригаде рыбаков, потому что были однообразные дни, попадался только спокойный лов, да и поиграть ему было не с кем)

    Какая была пора года? Найдите по тексту и прочитайте . (Это был конец августа. В начале рассказа говорится о частых осенних дождях, а потом читаем: «коротка августовская ночь»).

    Зачем Васютка пошёл в лес? (Васютка пошел в лес за орехами для рыбаков)

    Что взял с собой? (Он взял с собой еду, спички, ружьё)

    Почему мама настаивала, чтобы Васютка взял с собой краюшку хлеба? (Таков старинный порядок: идёшь в лес, бери еду, бери спички)

    Когда Васютка понял, что заблудился? (Васютка понял что заблудился, когда потерял из виду затеси на деревьях)

    Как удалось автору передать его эмоциональное состояние? Прочтите это описание. (Оцепенение длилось до тех пор, пока Васютка не услышал какой-то таинственный шорох в глубине потемневшего леса. Он вскрикнул и бросился бежать. Сколько раз он спотыкался, падал, вставал и снова бежал, Васютка не знал. Наконец он заскочил в бурелом и начал с треском продираться сквозь сухие колючие ветви. Потом упал с валежин лицом вниз в сырой мох и замер. Отчаяние охватило его, и сразу не стало сил. «Будь что будет», - отрешенно подумал он. В лес бесшумно, как сова, прилетела ночь. А с нею и холод. Васютка чувствовал, как стынет взмокшая от пота одежда»).

Есть ли в этом описании непонятные для вас слова, ребята? Бурелом - деревья, сломанные ветром. Валежник– это с ухие деревья, лежащие на земле.

Для чего автор подобным образом описывает состояние Васютки? (Автор таким образом описывает состояние Васютки для того, чтобы показать его напряженность, взволнованность, первоначальное отчаяние и панику).

    Что вспомнилось Васютке, когда он понял, что заблудился? (Когда Васютка понял, что заблудился, он сразу вспомнил слова дедушки и отца: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит»)

    Почему он вспомнил именно эти слова ? (Васютка вспомнил эти слова, потому что ощутил свою беззащитность)

    Сколько дней Васютка искал дорогу домой? (Васютка искал дорогу домой 4 дня, на 5-й день нашёлся)

А теперь, ребята, давайте составим с вами таблицу, которая будет выглядеть следующим образом:

III. Составление таблицы

День

Состояние и поведение Васютки

День 1

-Что вы можете сказать о Васютке, прочитав подробное описание его первого дня (ночи) в тайге? (работаем по тексту)

Оцепенение; замер, отчаяние охватило его, и сразу не стало сил; холод; через силу улыбнулся: «Живём!»; одиночество; но стоило лечь и задуматься, как тревога начала одолевать с новой силой; и всё-таки было жутко.

День 2

-А теперь найдём в тексте описание сибирской тайги.

«Тайга… Тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная. С высоты она казалась огромным тёмным морем. Небо не обрывалось сразу, как это бывает в горах, а тянулось далеко-далеко, все ближе прижимаясь к вершинам леса. <…>Долго Васютка отыскивал глазами желтую полоску лиственника среди неподвижного зеленого моря (лиственничный лес обычно тянется по берегам реки), но кругом темнел сплошной хвойник. Видно, Енисей и тот затерялся в глухой, угрюмой тайге. Маленьким –маленьким почувствовал себя Васютка и закричал с тоской и отчаянием…».

Всё нарастающее одиночество; тоска; отчаяние.

-А как ведёт себя Васютка?

Руки делали своё дело, а в голове решался вопрос, один-единственный вопрос: «Куда идти?»; «Васютка правильно рассудил, куда идти: в южную сторону тайга тянется на тысячи километров, в ней вовсе затеряешься. А если идти на север, то километров через сто лес кончится, начнется тундра. Васютка понимал, что выйти в тундру – это еще не спасение. Поселения там очень редки. Но ему хотя бы выбраться из лесу, который загораживает свет и давит своей угрюмостью»;

«с треском продирался вперёд».

-В какой момент он расплакался? Найдите это описание.

Нашёл озеро-«Губы Васютки задрожали:<Нет, неправда!>; потом он сел, усталым движением снял мешок, начал было вытирать кепкой лицо и вдруг, вцепившись в неё зубами, навзрыд расплакался.

- Почему мальчик расплакался?

Мальчик расплакался потому, что его ожидания не оправдались. Вместо Енисея он нашёл неизвестное озеро. Ему стало обидно.

-Сравните лесное и озёрное житьё Васютки. Что ему больше нравилось и почему?

«И всё-таки у озера было куда веселее, чем в гуще тайги».Тайга темная, угрюмая.

-О чём думал мальчик во вторую ночь?

Мальчик думал сначала о доме, а потом ему вспомнилась школа, товарищи.

-Почему он вспоминает всё это? Только ли, «чтобы отогнать худые мысли»?

«Жалко ему самого себя стало, начало донимать раскаяние»- он начинает осознавать чувство своей вины, вспоминая свои ошибки, плохое поведение. «Совсем горько стало Васютке»

День 3

-Что происходит с мальчиком в 3-й день?

Старается не торопиться с мыслями: «Нет, лучше не думать. Вчера вон обрадовался Енисей, Енисей, а увидел шиш болотный. Не-ет, уж лучше не думать». Увидел, что озеро большое, в нём полно белой рыбы, хочет выбраться, рассказать всем, подбадривает себя: «А что? И выйду!»

«Его даже лихорадить начало (озеро проточное), и радостно, и как-то боязно было верить в это».

Увидел здоровенького глухаря, но не стал больше гнаться за ним; увидел жёлтую полоску лиственного леса – волнение.

Дождь: Васютка скорчился и забылся тяжёлым сном.

Какой день, по-вашему, оказался для Васютки самым трудным: день, когда он заблудился, или день, когда начался дождь (т.е. 3-й день)?

Самым трудным был день, когда поднялся ветер, и начался дождь. Мальчик хотел есть, его начинало тошнить. Он съел остатки горбушки. Не было сил даже развести костёр. Силы мальчика были на исходе.

День 4

-По каким приметам Васютка нашёл путь к Енисею?

Сначала Васютка догадался, что озеро проточное. Если озеро проточное, значит, оно впадает в большую реку.

-Почему для него было так важно выйти к сибирской реке?

Потому что по реке проплывают лодки, пароходы, есть надежда, что его кто-нибудь увидит и спасёт.

-Как описывает автор встречу с Енисеем? «Мальчик застыл. У него даже дух захватило – так красива, так широка была его родная река! А раньше она ему почему-то казалась обыкновенной и не очень приветливой. Он бросился вперед, упал на край берега и жадными глотками стал хватать воду, шлепать по ней руками, окунать в неё лицо…<…> От радости Васютка совсем очумел. Принялся прыгать, подбрасывать горстями песок».

- Почему последняя ночь на берегу была особенно тревожной?

Последняя ночь на берегу была особенно тревожной, потому что мальчику казалось, что кто-то плывет по Енисею. То он слышал шлёпанье вёсел, то стук моторов. Васютка боялся, что его не заметят.

-Как мальчик добился своего спасения?

Мальчик разжёг костёр, догадался, что у костра его скорей заметят. Затем вспомнил про ружьё, начал палить.

- О чём это говорит?

Всё это говорит о его стойкости, желании во что бы то ни стало спастись.

День 5

- Как Васютка ведёт себя дома?

«Лежит Васютка на топчане разомлевший…»; «Робко следил за отцом».

- Почему мальчик так себя ведёт?

Васютка наконец вернулся домой, он следит за матерью и дедушкой, ожидает того, что скажет ему отец, будет ли ругать.

-Как дедушка, мать и отец встретили Васютку?

Дедушка, мать и отец встретили Васютку радостно, неожиданно, они думали, что он не выжил.

-Почему никто его не ругал?

Его никто не ругал, потому что родные уже не надеялись увидеть его живым. Васютка и так многого натерпелся. Главное, что он нашёлся и спас себе жизнь.

    Отличается ли состояние, поведение Васютки в каждом из дней? Сравните.

(Отличается. Вначале старался не плакать, на душе – страх, отчаяние, однако решительно двигается вперёд, сам себя подбадривает. Единственный перелом - когда вместо Енисея он увидел незнакомое озеро. Он заплакал от обиды. Чем дальше он идет, тем увереннее себя чувствует)

    Сравните по таблице, как изменяются испытания на его пути по степени сложности?

(С каждым днём испытания на пути Васютки становятся всё сложнее)

    О чём это говорит?

(Это говорит о том, что несмотря на всё более сложные испытания, Васютка находит в себе силы, чтобы спастись, он не сдается)

    Какие качества ему помогли?

(Васютке помогли мужество, терпение, любовь к природе, знание природы, находчивость)

    Так что же, по-вашему, оказалось главным в рассказе? Исходите из того, о чём мы говорили только что.

(В рассказе «Васюткино озеро» автор хотел показать, что сложные жизненные испытания помогут пройти такие качества характера, как мужество, терпение, находчивость, знание природы, любовь к ней. «Тайга хлипких не любит». В рассказе мы видим, как складывается личность, начинается человек).

Очень верные мысли, ребята. Давайте их запишем.

Оценки сегодня получают…

А ваше домашнее задание будет таким:

Нарисовать иллюстрацию к одному из предложенных эпизодов:

    Охота на глухаря

    Первая ночёвка в тайге

    Встреча с лесным озером

    Наконец-то Енисей!

    Васютка дома

Спасибо всем за работу на уроке. До свидания.