Африканская школа внутри и снаружи. Специальное образование в африке Африканское школьное образование

Специальное образование в Африке Начало шк. образования связано с освоением территории европ. колонистами (сер. 17 в.). Обучение детей переселенцев строилось по образцу приходской школы. С кон. 18 в. создавалась сеть миссионерских церк. школ для африканцев. Воен. методы захвата земель коренных народов, соперничество между европ. державами за владение колониями, приводившие к вооружённым конфликтам, долгое время сдерживали становление регулярной школы. В 1-й пол. 19 в. на большей части территории Юж. Африки создана система брит, колониальных школ (отдельных для детей разных рас) с обучением на англ. яз. (с 1828 официальный С 1943 пр-во взяло под контроль обучение и афр. детей. Значит. часть миссионерских школ переподчинена провинц. властям, но различия в программах образования для отд. групп населения сохранялись. Дошкольные учреждения (гл. обр. «школы для малышей»; давали предшкольную подготовку) были доступны только для белых. С 1950 действовал закон о «расселении по группам», установивший этнич. зоны для «небелого» населения

  • С 1943 пр-во взяло под контроль обучение и афр. детей. Значит. часть миссионерских школ переподчинена провинц. властям, но различия в программах образования для отд. групп населения сохранялись. Дошкольные учреждения (гл. обр. «школы для малышей»; давали предшкольную подготовку) были доступны только для белых. С 1950 действовал закон о «расселении по группам», установивший этнич. зоны для «небелого» населения
  • С приходом к власти пр-ва президента Ф. де Клерка (1989) взят курс на отказ от апартеида. В 1990-91 отменены все дис-криминац. законы. Началась демократизация образования. С янв. 1991 все гос. школы открыты для детей и подростков без различия рас. Вузы расширили приём абитуриентов. После избрания президентом ЮАР Н. Манделы (1994) курс на демократизацию образования стал более последовательным. Обучение с 1995 в гос. школах бесплатное. В 3 раза выросли расходы на нужды образования, достигнув ок. 23% бюджетных ассигнований (св. 7% ВВП). Созданный в ЮАР независимый науч. фонд финансирует разработку и совершенствование шк. и вузовских программ, гл. обр. предназначенных для афр. учащихся и студентов, а также повышение квалификации учителей и укрепление техн. базы шк. обучения.
. Количество кенийцев со специальными образовательными потребностя- ми составляет 10% от общей численности населения; приблизительно 25% из CERD/C/KEN/1-4 50 GE.11-40127 них – дети школьного возраста.
  • . Количество кенийцев со специальными образовательными потребностя- ми составляет 10% от общей численности населения; приблизительно 25% из CERD/C/KEN/1-4 50 GE.11-40127 них – дети школьного возраста.
более 90% детей со специальными образовательными по- требностями остаются дома. В среднем эти дети начинают посещать школы по достижении 8 лет и старше. В результате они становятся взрослыми до того, как завершают учебные программы
  • более 90% детей со специальными образовательными по- требностями остаются дома. В среднем эти дети начинают посещать школы по достижении 8 лет и старше. В результате они становятся взрослыми до того, как завершают учебные программы
. Таким образом, политические инициативы правительства выявили необхо- димость укрепления мобилизационных и информационных программ в целях искоренения табу и догм, связанных с инвалидностью, а также разработки и осуществления гибкой учебной программы, ориентированной на ребёнка и доброжелательной по отношению к этой категории учащихся. Дополнительно предпринимаются усилия для того, чтобы сделать все учебные заведения по- настоящему всеохватывающими путём устранения ключевых барьеров
  • . Таким образом, политические инициативы правительства выявили необхо- димость укрепления мобилизационных и информационных программ в целях искоренения табу и догм, связанных с инвалидностью, а также разработки и осуществления гибкой учебной программы, ориентированной на ребёнка и доброжелательной по отношению к этой категории учащихся. Дополнительно предпринимаются усилия для того, чтобы сделать все учебные заведения по- настоящему всеохватывающими путём устранения ключевых барьеров
Союз Кении слепых
  • Союз Кении слепых
  • является национальной организацией людей со слабым зрением в Кении . Его цель состоит в том, чтобы искать и объединить людей с ухудшением зрения, чтобы уполномочить их, поднять их уровень жизни и улучшить социальное изображение слепоты
программа
  • Образование и Права ребенка: способствовать правам детей с ухудшением зрения к качественному образованию и социальной защите
  • Технология и Молодежное Полномочие: способствовать доступу к обучению, занятости, технологии и социальным возможностям молодым человеком с ухудшением зрения
  • Развитие членства: способствовать уверенности в своих силах и социальному участию среди взрослых с ухудшением зрения
  • Среди каждой области программы стратегии включают:
  • Защита для постановления политики, которая способствует включению и доступу к возможностям для людей с ухудшением зрения.
  • Полномочие людей с ухудшением зрения к увеличенномусамоопределению , уверенности в своих силах и самозащите .
  • Сотрудничество с правительством, организациями корпоративного и гражданского общества, чтобы способствовать правам на, увеличивает участие и представление в пределах, и эффективно предоставить услуги людям со слабым зрением всюду по Кении.
  • Установленное развитие местного уровня KUB ветвится, чтобы увеличить их причастность к продвижению доступа к возможностям и услугам.
  • Каждая из его программ включает много взаимных сокращающихся проблем включая:
  • Образование, обучение и грамотность
  • Занятость и экономическое полномочие
  • Вспомогательная технология
  • Sensitisation и Awareness Creation
  • Личное развитие и полномочие
В Уганде есть новая программа для глухих детишек. Эта новая предшкола находится в городе Нтинде.Прежде глухие дети поступали в классы Начальной школы 1 безо всякого предварительного образования. Теперь у них есть прекрасная школа, где они могут совершенствовать свои навыки в языке знаков.Один из основателей школы, д-р Джойс Налугя, говорит, что "Дети будут учиться, играть и веселиться в хорошо оборудованных классах для раннего обучения, как другие дети в детском саду.
  • В Уганде есть новая программа для глухих детишек. Эта новая предшкола находится в городе Нтинде.Прежде глухие дети поступали в классы Начальной школы 1 безо всякого предварительного образования. Теперь у них есть прекрасная школа, где они могут совершенствовать свои навыки в языке знаков.Один из основателей школы, д-р Джойс Налугя, говорит, что "Дети будут учиться, играть и веселиться в хорошо оборудованных классах для раннего обучения, как другие дети в детском саду.
Крайнее беспокойство за этих детей привело Мартина Макензи из Варвика к участию в нескольких проектах. Так как христианская школа Lambwe является проектом служения «Силоам» в Варвикшире, он начал с пожертвования в этот фонд. Затем он много раз был в этой школе, поездки были долгими и интенсивными. Чтобы улучшить их жилищные условия, он успешно решил гигантскую задачу сбора средств для проведения электричества в эту отдаленную область. Сейчас он также усердно работает, чтобы обеспечить этот район чистой водой.
  • Крайнее беспокойство за этих детей привело Мартина Макензи из Варвика к участию в нескольких проектах. Так как христианская школа Lambwe является проектом служения «Силоам» в Варвикшире, он начал с пожертвования в этот фонд. Затем он много раз был в этой школе, поездки были долгими и интенсивными. Чтобы улучшить их жилищные условия, он успешно решил гигантскую задачу сбора средств для проведения электричества в эту отдаленную область. Сейчас он также усердно работает, чтобы обеспечить этот район чистой водой.
  • Население Африки составляет около миллиарда человек. Из них, около 7 миллионов слепых.
  • Мунальское училище для глухих и слепых детей. В настоящее время в нем обучаются около 200 глухих учащихся. В Лесото есть школа для глухих
Принц Гарри посетил южно-африканскую страну Лесото, в ходе визита он побывал в школе для глухих детей.
  • Принц Гарри посетил южно-африканскую страну Лесото, в ходе визита он побывал в школе для глухих детей.
  • 2003год
  • Кения 2 школы для глухих

Когда я публикую посты из Африки, меня иногда обвиняют в том, что я специально показываю всякую жесть, чтобы на ее фоне Россия казалась раем. Так и есть, только жесть я показываю не специально. В Африке жесть на каждом шагу, и Россия действительно рай по сравнению с большинством стран мира. Зря вы не цените, что имеете;)

Вот, посмотрите, как в Кении, не самой бедной африканской стране, учатся дети! ЖЕСТЬ!

Начальное образование в Кении - это 8 классов школы, или "стандартов": "стандарт 1" - первый класс, "стандарт 8" - выпускной класс. В школу обычно идут в 5-7 лет, после года подготовки в детском саду.

Ребёнок выглядывает из окна детского сада.

Вот так он выглядит. Обычный детский сад в трущобах Найроби.

Да, это игровая комната.

Маленький гангстер

Окон и отопления нет, так что дети ходят в куртках.

Никаких веранд и песочниц. Всё очень сурово.

А это школа в трущобах! Ее канадцы построили.

Это такая изба с фанерными стенами вместо перегородок

Детей очень много, буквально толпы.

Начальную школу посещают 85% кенийских детей, 75% из них продолжают обучение в средней школе. Это показатель власти завысили, отменив "второгодников". Раньше дети, которые не справлялись с выпускными экзаменами в начальной школе, оставались учиться по "стандарту 8" второй раз. Теперь же даже тем, кто экзамены завалил, разрешено переходить в среднюю школу.

Поют!

Молодой человек явно тронут.

Класс начальной школы - это просто маленькая комната с лавкопартами, на которых дети и сидят, и пишут.

В начальной школе дети изучают ряд стандартных предметов: английский, суахили, опционально региональный язык, математику, естествознание, обществоведение, религию, уроки творчества, физкультуру и "жизненные навыки" (видимо, типа наших уроков труда).

Места в классе почти нет, и тут очень шумно. Непонятно, как тут вообще можно заниматься.

Начальное образование стало бесплатным и обязательным в 2003 году. В 2004 году в Кении появился самый старый школьник в мире: образование захотел получить 84-летний Кимани Маруге. Он пошёл в начальную школу в Элдорете, а через год даже был избран старостой.

Школьный автобус больше похож на грузовик.

Лагерь "Правого сектора"! Здесь под присмотром инструкторов из Госдепа дети учатся делать Майдан!

В начальной и средней школе учебный год начинается в январе и заканчивается в ноябре. У кенийских детей тоже есть три месяца каникул, но они разбросаны по году: ученики отдыхают в апреле, августе и декабре. Кстати, в университетах учебный год уже обычный, с сентября по июнь.

Форма у всех разная. Кого-то в спортивные костюмы одевают.

А кто-то похож на бойскаута.

Средняя школа уже получше.

В 2008 году среднее образование в Кении также стало бесплатным, но обязательным оно не является.

Интерьер класса

Девичий класс

Старшеклассники

Средние школы делятся на государственные, общественные ("харамби") и частные. А государственные школы в свою очередь бывают национальными, региональными и районными. Учеников они набирают в зависимости от набранных ими баллов на выпускном экзамене начальной школы. Грубо говоря, отличники попадают в национальные школы, хорошисты - в областные, троечники и двоечники - в районные.

А "харамби" - это что-то типа ПТУ, там оказываются ученики средней школы, завалившие выпускные экзамены. Обычно там получают техническое и/или профессиональное образование, но некоторые из таких училищ имеют доступ к университетским программам.

Кухня с большими котлами

Школьный двор

Детская площадка)

Стены украшают рисунки, посвящённые разным предметам. Вот уголок биологии.

Математика

А там карта мира виднеется.

Девушка с плаката)

Наверху плакат призывает отказаться от детского труда.

Обучение в средней школе длится 4 года (от "формы 1" до "формы 4"). То есть в общей сложности кенийский школьник учится 12 лет.

60% выпускников средней школы поступают в вузы. Бакалавриат стандартный: ещё 4 года обучения. Многие уезжают за границу. Самые популярные страны для учёбы за пределами Кении - Великобритания, США, Канада, Индия, Уганда и Россия.

АФРИКАНСКИЙ БЫТ:


ПУТЕШЕСТВИЕ В АФРИКУ:

Образование в странах Африки южнее Сахары в XXI веке:проблемы и перспективы развития


Африка южнее Сахары добилась значительного прогресса с тех пор, как в 2000 году на Всемирном форуме по образованию в Дакаре были приняты цели образования для всех (ОДВ). Однако многие из этих достижений находятся под угрозой из-за глобального экономического кризиса. В связи с этим защита уязвимых групп населения, а также обеспечение дальнейшего продвижения к ОДВ являются главными приоритетами развития. Любое замедление прогресса в достижении целей образования будет иметь негативные последствия долгосрочного характера для экономического роста, сокращения масштабов нищеты и обеспечения охраны здоровья населения.

Воспитание и образование детей младшего возраста является краеугольным камнем ОДВ. Правильное питание, эффективная охрана здоровья и доступ к надлежащим дошкольным учреждениям способны компенсировать социальную обездоленность и улучшить результаты обучения. Тем не менее, работа с детьми младшего возраста по-прежнему страдает от недостатка внимания.

Бедность домохозяйств и низкий уровень образования родителей – это два самых серьезных барьера, препятствующих осуществлению программ воспитания и образования детей младшего возраста. Например, проживание в одном из беднейших домохозяйств в Замбии сокращает шансы на охват программами воспитания и образования детей младшего возраста в 12 раз по сравнению с детьми из наиболее состоятельных домохозяйств. В Уганде этот показатель возрастает до 25 . Эти цифры показывают, в какой степени отсутствие воспитания и образования детей младшего возраста усиливает неравенство, связанное с условиями жизни.

По сравнению с 1990-и годами, в первом десятилетии XXI века наблюдается быстрый прогресс в обеспечении всеобщего начального образования. Число детей, не охваченных школьным образованием, сокращается, а число детей, завершивших обучение в начальной школе, увеличивается. Нетто-коэффициент охвата – это широко используемый показатель прогресса на пути к достижению всеобщего начального образования. Он определяет долю записанных в школу детей официально установленного младшего школьного возраста. С 1999 г. в странах Африки к югу от Сахары нетто-коэффициенты охвата возросли, по сравнению с 1990-ми годами, в пять раз, соответственно, и достигли 73% в 2007 г. Но средние региональные показатели, как правило, скрывают существенные различия внутри региона. В странах Африки к югу от Сахары отмечается особенно широкий разброс показателей нетто-коэффициента охвата – от 31% в Либерии до 98% на Мадагаскаре и в Объединенной Республике Танзании .

Охват образованием – это всего лишь один из показателей прогресса на пути к всеобщему начальному образованию. Коэффициенты охвата растут, однако миллионы детей, поступающих в начальную школу, прекращают учебу до завершения полного начального цикла. В странах Африки к югу от Сахары из школы ежегодно отсеиваются около 28 миллионов учащихся.

Большое число детей, остающихся вне стен школы, по-прежнему является серьезнейшей проблемой для национальных правительств и всего международного сообщества. Лишение детей возможности подняться хотя бы на одну ступень образовательной лестницы ставит их на путь борьбы с трудностями на протяжении всей своей жизни. Это является нарушением основного права человека на образование и ведет к потере ценнейшего национального ресурса, лишая страны потенциальных возможностей для экономического роста и сокращения масштабов нищеты.

В странах Африки к югу от Сахары наблюдается значительный прогресс. За период, в течение которого число детей школьного возраста увеличилось в этом регионе на 20 миллионов, число не охваченных школьным образованием детей упало почти на 13 миллионов, или на 28%. Масштабы достигнутого в этом регионе прогресса можно оценить, сравнив нынешние показатели с показателями 1990-х годов. Если бы ситуация в этом регионе развивалась так же, как и в 1990-х годах, число не охваченных школьным образованием детей было бы на 18 миллионов больше.

Однако по сравнению с другими регионами доля не охваченных школьным образованием детей в странах Африки южнее Сахары остается высокой. В 2007 г. она составляла четверть детей младшего школьного возраста. На этот регион приходится почти 45% всех детей мира, не охваченных школьным образованием, и половина из 20 стран, где число таких детей превышает 500 000 человек. 10% от общемировой численности не охваченных школьным образованием детей приходится только на одну Нигерию. Прогресс в этом регионе был неравномерным. Некоторые страны, имевшие в 1999 г. многочисленный контингент не охваченных школьным образованием детей, добились существенных успехов. В качестве примеров можно назвать Эфиопию, Кению, Мозамбик, Объединенную Республику Танзанию и Замбию. В период 1999-2007 гг. Эфиопия и Объединенная Республика Танзания сократили численность таких детей более чем на 3 миллиона человек каждая. Странами, добившимися лишь незначительного прогресса, являются Либерия, Малави и Нигерия .

Вероятность остаться вне стен школы в значительной мере определяется уровнем благосостояния родителей. Низкий уровень доходов во многих странах, где большое число детей не ходит в школу, означает, что нищета является уделом гораздо большего числа людей, а не только самых бедных семей. Дети, проживающие в сельской местности, больше рискуют остаться вне стен школы. Данные, полученные в результате исследований домохозяйств в Буркина-Фасо, Камеруне, Эфиопии, Малави, Нигере, Сенегале и Замбии, показывают, что шансы сельских детей остаться вне стен школы более чем в два раза превышают шансы других детей.

Многие из тех, кто сегодня не посещают школу, скорее всего, туда ходить не будут никогда. 59% не посещающих школу детей в Африке южнее Сахары вряд ли когда-нибудь поступят в нее . Девочки сталкиваются с труднейшими препятствиями. Помимо того, что у них меньше, чем у мальчиков, шансов поступить в школу, у тех девочек, кто не посещает школу, гораздо больше, чем у мальчиков, шансов никогда не поступить в нее. Предполагается, что в странах Африки к югу от Сахары почти 12 миллионов девочек никогда не будут учиться в школе, по сравнению с 7 миллионами мальчиков.

Определение детей в школу – это лишь один из этапов обеспечения всеобщего начального образования. Число детей, которые оставят школу до завершения начального цикла обучения, равно числу детей, в настоящее время не охваченных школьным образованием. Важнейшая проблема заключается не в простом определении детей в школу, а в обеспечении того, чтобы, попав туда, они получили высококачественное образование в полном объеме.

Основная задача любой системы образования заключается в том, чтобы обучить молодежь навыкам, необходимым для участия в общественной, экономической и политической жизни общества. Охват детей начальным образованием, начиная с самых младших классов, и продолжение обучения в средней школе являются не конечной целью, а лишь способом выработки таких навыков. Успех или неудача образования для всех в значительной мере зависит не только от большей продолжительности школьного обучения в той или иной стране; главным критерием является то, чему дети обучаются и каково качество их образования.

В странах Африки к югу от Сахары правительства сталкиваются с серьезнейшими вызовами реформы технического и профессионального образования. Остро стоят такие проблемы, как высокие расходы из расчета на одного учащегося, недостаточное финансирование, низкие зарплаты, нехватка квалифицированных сотрудников. Учащиеся начинают получать профессиональное образование слишком рано, а завершив его, тем не менее, сталкиваются с угрозой безработицы. Кроме того, исследования, проведенные в Буркина-Фасо, Гане и Объединенной Республике Танзании, показали, что меньше всего возможностей воспользоваться программами профессионального образования имеют обездоленные группы. Вместе с тем, появляются некоторые новые позитивные стратегии, в том числе в Камеруне, Руанде и Эфиопии.

Правительствам в странах Африки к югу от Сахары, как и в других регионах, приходится обеспечивать сбалансированность между общим и техническим и профессиональным образованием. Всеобъемлющим приоритетом должно быть повышение уровней охвата, уменьшение отсева и обеспечение перехода учащихся после базового образования на среднюю ступень. Профессиональное образование, однако, могло бы играть гораздо более заметную роль в предоставлении второго шанса обездоленной молодежи. Когда люди уходят из школы, так и не овладев базовыми навыками грамотности и счета, они сталкиваются с опасностью того, что вся их будущая жизнь будет носить печать обездоленности, а их социально-экономические перспективы окажутся ограниченными.

От утерянных возможностей, касающихся более высокой производительности труда, роста общего благосостояния и участия в политической жизни, страдает все общество в целом.

Обеспечение ОДВ зависит от развития среднего и высшего образования так же, как и от прогресса базового образования. В течение многих десятилетий международные организации, занимающиеся оказанием помощи отсталым странам, прежде всего на африканском континенте, уделяли основное внимание развитию начального образования и лишь недавно стали выделять деньги на развитие среднего образования. Что касается высшего образования, то оно оставалось вне поля зрения этих организаций, при этом являясь важным фактором экономического роста и преодоления бедности.

Сохранению столь плачевного состояния сектора высшего образования в странах Африки южнее Сахары способствовало, то, что в Стратегии преодоления бедности, разработанной Всемирным банком, который является крупнейшим финансовым донором, даже не рассматривался вопрос о значении высшего образования для подготовки кадров и решения насущных проблем экономического развития этих стран.

В настоящее время существует несколько ключевых проблем, стоящих перед большинством африканских университетов. Как правило, стоимость обучения в них чрезвычайно высокая, так как затраты на полное обучение одного студенты университета могут превышать в 80-400 раз затраты на обучение одного ребенка в начальной школе. Так, в случае если страна уделяет больше внимания университетскому образованию, это может привести к недооценке всеобщего начального образования или уменьшению дотаций на подготовку и переподготовку учителей. В связи с недостатком финансовых средств в африканских университетах не хватает квалифицированных лекторов и исследователей. Эта проблема усугубляется недостатком обмена с зарубежными странами, сложностью в приобретении новых учебников, научных журналов и оборудования .

В этих условиях единственной реальной возможностью получения знаний, необходимых для управления развитием своих стран, является направление студентов на учебу за границу. Студенты из стран Африки к югу от Сахары являются самыми мобильными студентами мира, поскольку каждый шестнадцатый африканский студент – или 5,6 процентов – обучается за границей . В результате очень немногие возвращаются работать к себе на родину. А те студенты, кто получил образование в вузах у себя в стране, сталкиваются с такой серьезной проблемой, как безработица.

Еще одной важной проблемой является сохранение большого числа неграмотных среди взрослого населения. Сегодня их количество в мире составляет 759 миллионов человек, или примерно в 16% взрослого населения планеты. Почти две трети из них составляют женщины. Основная часть всех неграмотных мира проживает в небольшой группе многонаселенных стран. В Африке к югу от Сахары неграмотные составляют более одной трети взрослого населения. В четырех странах данного региона – Буркина-Фасо, Гвинее, Мали и Нигере – этот показатель возрастает до 70% . Основной причиной высоких показателей неграмотности среди взрослых являются гендерные диспропорции.

Дакарские рамки действий предусматривают серьезные обязательства в области финансирования образования. Спустя десять лет финансирование остается главным препятствием для достижения ОДВ. Ухудшающиеся перспективы экономического роста имеют далеко идущие последствия.

Опыт стран Африки к югу от Сахары является весьма поучительным. В 1990-х годах экономическая стагнация и высокие уровни внешней задолженности подорвали возможность правительств в деле финансирования образования, когда расходы из расчета на душу населения сократились во многих странах. Эта картина резко изменилась, когда государственные расходы на начальное образование за период 2000-2005 гг. возросли на 29%. Этот рост объемов финансирования сыграл решающую роль в уменьшении числа детей, не охваченных школьным образованием, и укреплении инфраструктуры образования. Примерно три четверти этого увеличения были непосредственным результатом экономического роста, тогда как четвертая четверть была обеспечена благодаря повышению налоговых поступлений и перераспределению бюджета в пользу сектора образования.

Что означает замедление экономического роста для финансирования образования в странах Африки к югу от Сахары на период до 2015 г. Ответ на этот вопрос будет зависеть от продолжительности спада экономики, от темпов восстановления, государственных подходов к корректировкам бюджета и реакции международных доноров. В этой области сохраняется много неопределенностей. Тем не менее, правительствам приходится разрабатывать планы государственного финансирования даже в условиях неопределенности.

Итак, искоренение неграмотности – одна из самых неотложных задач и проблем развития в XXI веке. Цели, установленные в 2000 г., остаются контрольным показателем для оценки прогресса в обеспечении ОДВ. Всемирный форум по образованию дал новый толчок развитию образования как на национальном, так и на международном уровнях. Непреложным фактом остается то, что странам мира не удастся достичь поставленных целей и что они могли бы добиться гораздо большего, чем они добились. Многие развивающиеся страны могут ускорить прогресс, в частности путем осуществления политики по устранению неравенства в области образования.

В странах Африки южнее Сахары положение дел в области образования остается особенно проблематичным. Данный регион продолжает отставать не только от развитых, но и от развивающихся государств Азии и Латинской Америки. Это проявляется по всем основным показателям: доступности образования, расходам на него, уровню грамотности взрослого населения, охвату детей начальной школой и молодежи средним образованием, уровню развития высшего образования.

Анализ статистических данных свидетельствуют о том, что в рассматриваемом регионе происходят определенные позитивные изменения, несмотря на сложные задачи развития, стоящие перед африканскими странами, и целый ряд удручающих показателей, свидетельствующих о не вполне благополучном положении дел.

образование питание дошкольный африка


Литература

1. Всемирный доклад по мониторингу ОДВ. Образование для всех. Охватить обездоленных. UNESCO, 2010. с. 58

2. Доклад об осуществлении целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия за 2010 год. ООН, Нью-Йорк, 2010.с. 25

3. Д. Блум, Д. Каннинг, К. Чан Высшее образование и борьба с бедностью в Африке// Экономика образования №1,2007, с.68-69

Население

Население состоит в основном из представителей двух рас: негроидной южнее Сахары, и европеоидной в северной Африке (арабы) и ЮАР (буры и англоюжноафриканцы).

Языки

Автохтонные языки Африки разделяются на 32 семьи, из которых 3 (семитская, индоевропейская и австронезийская) происходят из других частей света. Также есть 7 изолированных языков и 9 неклассифицированных языков. К наиболее популярным исконно африканским языкам относятся языки банту (суахили, конго), фула. Индоевропейские языки -- это наследие колониального периода: английский, португальский, французский языки являются официальными во многих странах. Распространённейший язык семитской семьи -- арабский. Австронезийские языки представлены малагасийским языком, на котором разговаривает население Мадагаскара малагасийцы -- народ австронезийского происхождения, попавшие сюда предположительно во II--V веках нашей эры.

Религии Африки

Среди религий преобладают ислам, христианство (католики, протестанты, православные, монофизиты); в меньшей степени распространены иудаизм, индуизм и бахаизм. Эти религии встречаются как в чистом виде, так и с примесями местных культов. Распространены также традиционные религии, например, ифа или бвити. Распространены также синкретические культы, где элементы местных религий переплетаются с, например, католичеством. В силу популярности в Африке разнообразнейших тайных обществ многие африканцы являются приверженцами заявленной религии лишь на словах.

Образование в Африке

Традиционное образование в Африке предполагало подготовку детей к африканским реалиям и жизни в африканском обществе. Обучение в доколониальной Африке включало игры, танцы, пение, рисование, церемонии и ритуалы. Обучением занимались старшие; каждый член общества вносил свой склад в образование ребёнка. Девочки и мальчики обучались отдельно, чтобы усвоить систему надлежащего полоролевого поведения. Апогеем обучения были ритуалы перехода, символизирующие окончание детской жизни и начало взрослой.

С началом колониального периода система образования претерпела изменения в сторону европейского, с тем, чтобы африканцы имели возможность конкурировать с Европой и Америкой. Африка пыталась наладить выращивание собственных специалистов.

Сейчас в отношении образования Африка всё ещё отстаёт от других частей света. В 2000 г в Чёрной Африке только 58 % детей обучались в школах; это самые низкие показатели. В Африке 40 миллионов детей, половина из которых школьного возраста, которые не получают школьного образования. Две трети из них -- девочки.

В постколониальный период правительства африканских стран делали больший упор на образование; было учреждено большое количество университетов, хотя денег на их развитие и поддержку было очень мало, а местами прекратилось вообще. Тем не менее, университеты переполнены, что часто вынуждает преподавателей читать лекции посменно, по вечерам и выходным. Из-за низкой оплаты труда наблюдается утечка кадров. Кроме отсутствия необходимого финансирования, другими проблемами африкансих университетов являются неурегулированная система степеней, а также несправедливость в системе карьерного продвижения среди преподавательского состава, которое не всегда базируется на профессиональных заслугах. Это часто вызывает протесты и забастовки преподавателей.

Более других континентов Африка нуждается в пересмотре своих образовательных систем. Особенно часто системы образования, унаследованные от колониализма, хранятся в почти неизменном виде под предлогом необходимости поддерживать «определенное качество» обучения. А вот и результат: немногочисленная элита студентов пользуется сегодня той самой образовательной системой, которую она имела бы в Европе, тогда как подавляющее большинство фактически лишены современных видов обучения.

Бросается в глаза разительный контраст между неспособностью этой просвещенной элиты изменить феодальные социальные структуры и традиционное сельское хозяйство в своих странах и успехом элиты стран Восточной Азии, которые смогли сделать свою экономику еще более эффективной, чем западные модели, из которых они брали пример. Почему же африканская элита провалилась там, где восточная элита начала выигрывать? Какую роль сыграло здесь образование?

ЯПОНСКАЯ МОДЕЛЬ

Восточная Азия подверглась большому влиянию японской модели. Еще в XIX веке японцы поняли, что для их выживания как нации следует усвоить западные математику, науку и технологию, отвергая одновременно культурные и социальные ценности Запада. Начальное образование в Японии стало обязательным в 1870 году. Затем было введено среднее образование для всех, а после второй мировой войны для многих японцев стала доступной высшая школа. Однако, беря пример с западной науки и техники, японское образование отчаянно защищало приоритеты своего языка, литературы, культуры и собственной религии.

Африка не сделала такого сознательного выбора. Введение в Африке западного образования обернулось тем, что образованная элита оказалась знакома больше с теологией христианства, историей, литературой и культурой, чем с наукой и технологией. Очевидным проявлением такой прозападной ориентации является, возможно, вытеснение африканских языков с образовательных систем. Даже сейчас в большинстве франко или португалоязычных странах местные языки не изучаются, а в некоторых англоязычных странах употребление африканских языков осуждается как проявление «сепаратизма» и «трайбализма». Обращенная к христианству Африка видела в своей собственной культуре только суеверие и отсталость, что и вызывало ее отвержение в целом.

ОПРЕДЕЛИТЬ ЦЕЛЬ

Хотя большинство африканских стран обрело независимость около 50 лет назад, обязательное начальное образование введено лишь в немногих из них. Еще хуже обстоит дело со средним образованием: в большинстве африканских стран среднее образование приобретает только 4 или 5 процентов молодежи соответствующей возрастной группы. В большинстве африканских стран менее 1 процента молодежи соответствующей возрастной группы посещает учреждения высшего образования, тогда как в индустриальных странах этот показатель составляет 25-75 процентов. Более того, молодые африканцы, ставшие студентами, очень редко специализируются в области науки или техники.

Именно на основе осознания этих фактов мы должны пересмотреть связи между, с одной стороны, образованием и экономическим развитием и, с другой, образованием и универсальными культурными ценностями. Нужно будет четко определить понятие «развитие». Сейчас африканская стратегия развития почти исключительно опирается на структурное выравнивание, хотя оно очевидно особенно узким и экономически ограниченным определением развития, которое не учитывает таких исключительно важных факторов как уровень развития человеческих ресурсов страны или степень разнообразия и индустриализации ее экономики.

Важно также заново определить понятие образования и не поддерживать его запущенных систем и структур. Образование должно служить какой-то цели, и определить эту цель стоит африканцам. Если образование является ключом к экономическому развитию, то не менее важную роль оно играет в определении ценностей, которые завтра превратят Африку на объединенный, динамичный и направленный в будущее контингент. Африка не сможет определить, какой тип образования лучше отвечает потребностям развития, поскольку она не может четко определить цели.

Чтобы определить эти цели, надо помнить о понятии мирового рынка и планетарного села. Африка не может позволить себе увековечения колониального и феодального наследия, а также оторванности от технического и информационного развития мировой экономики. К тому же, будучи континентом, который меньше пострадал от пагубного влияния модернизации на окружающую среду, Африка должна сохранить это решающее преимущество, так же как и целостность сегодняшних человеческих и социальных связей вопреки ужасному вреду, вызванному этим процессом.

P. S. А ведь, несмотря на все проблемы с африканским образованием, среди маленьких африканцев наверняка нашлись бы талантливые дети с математическим складом ума, которые в будущем могли бы стать, например отличными финансистами, ведь чтобы те же графики форекс понимать необходимо обладать хорошим математическим мышлением. И как знать, сколько не состоявшихся гениев, так и осталось пасти коров в африканских саваннах.