Что значит "естественнонаучное образование". Дидактические основы естественнонаучного образования (Теория и практика реализации гуманитарной парадигмы) Симонов Вячеслав Михайлович Проблемы школы и учителя

З.И. Колычева,

(Тобольск) Н.Н. Суртаева, (Санкт-Петербург), Ж.Б. Марголина

(Санкт-Петербург)

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ

natural science education IN RussiA: pRoBLEMs of

В статье обсуждаются состояние современного естественнонаучного образования, его основные проблемы, которые вызваны как состоянием общества и научного знания, так и особенностями развития самого естественнонаучного образования. Рассматриваются направления и содержание современных исследований, направленных на повышение качества естественнонаучного образования.

Ключевые слова: естественнонаучное образование, цели и задачи естественнонаучного образования, качество естественнонаучного образования, гуманизация и дегуманизация естественнонаучного образования.

The article discusses the state of modern natural science education, its main problems, which are caused both by the state of society and scientific knowledge in general, and by specific features of development of natural science education. The directions and content of modern research aimed at improving the quality of natural science education are considered

Key words: natural science education, goals and objectives of natural science education, quality of natural science education, humanization and dehumanization of natural science education.

На современном этапе практически на всех дискуссионных площадках утверждается, что развитие инновационной или «умной» экономики и общества, основанного на знаниях, невозможно без опережающего инновационного развития системы образования, в том числе естественнонаучного образования. Инновационные преобразования практически всех составляющих образовательной системы выступают сегодня основой ее модернизации. Естественнонаучное образование выступает главным инструментом построения промышленности будущего. Многочисленные исследования, в том числе и международного уровня (PISA), а также исследования The Boston Consulting Group и Всемирного экономического форума (Давос) «Новый взгляд на образование»

подчеркивают, что экономика XXI века от работников потребует не только знания математики, естественных наук, но определенных «мягких навыков» (soft skills) -это критическое и творческое мышление, умение работать в коллективе, инициативность, любознательность, настойчивость, что заставляет усиливать мировоззренческие акценты естественнонаучных дисциплин.

Следует отметить, что в процессе изучения естественных наук в Российской системе образования планомерной работы по развитию «мягких навыков» не ведется и отсутствует система измерений сформиро-ванности этих навыков, в том числе и в процессе изучения естественнонаучных дисциплин, что в дальнейшем приводит к тому,

что порядка 40% молодых специалистов не могут найти работу по специальности.

Естествознание и современное естественнонаучное образование являются важным фактором развития общества. Естественные науки (физика, химия, биология, математика) формируют научно-технический потенциал страны, лежат в основе научно-технического прогресса, обеспечивают надежность технологических решений, обеспечивают конкурентоспособность страны в целом на мировом уровне.

Основными целями естественнонаучного образования являются: создание у обучающихся целостного представления о научной картине мира, усвоение научного метода познания и включение его в систему ценностей современного человека.

В соответствии с целями можно выделить задачи естественнонаучного образования: формирование научного мировоззрения, современной естественнонаучной картины мира и естественнонаучного миропонимания обучающихся; раскрытие единства строения материи, универсальности, фундаментальности законов природы; воспитание научной культуры; применение полученных знаний в повседневной жизни; приобретение умений ориентироваться в окружающем мире; развитие личности обучающихся; формирование природоохранных знаний и экологической культуры.

Современное естественнонаучное образование базируется на ряде идей, среди которых отметим:

Единства, ориентирующая на изучение природы с единой точки зрения, обусловленной единством природы, существованием естественнонаучной картины мира;

Деятельности, подразумевающая реализацию деятельностного подхода в естественнонаучном образовании;

Совмещения, постулирующая сочетание логики развития личности с логикой развития науки;

Вариативности, провозглашающая возможность выбора и активного участия обучающегося в реализации собственного потенциала, построении индивидуальной образовательной траектории;

Гуманизации, определяющая место естественнонаучного образования в общей культуре общества и личности.

В России, по мнению многих исследователей, естественнонаучное образование на протяжении последних десятилетий практически не реализует свои возможности, поскольку находится в кризисном состоянии . Следствием этого являются технологический и научный барьеры: первый выражается в неспособности отечественных инженеров осваивать и повторять технологии стран-лидеров, второй - в отставании отечественной науки от мировых позиций .

Можно выделить две группы проблем естественнонаучного образования - внешние и внутренние. Под внешними проблемами понимаются проблемы, которые задаются социальным развитием общества, развитием науки, состоянием образования в целом:

Разрыв между достижениями в развитии естественных наук и уровнем естественнонаучного образования, что приводит к утрате конкурентоспособности отечественных науки и техники на мировом рынке;

Разрыв между естественнонаучным и гуманитарным образованием, что препятствует диалогу и дальнейшему сближению двух направлений общечеловеческой культуры;

Утрата традиций и фундаментальности российского естественнонаучного образования; падение престижа в обществе и снижение интереса к естественным наукам и естественнонаучному образованию в целом.

Внутренние проблемы, присущие естественнонаучному образованию, порождаются его состоянием как системы и взаимосвязями компонентов данной системы:

Низкое качество естественнонаучной подготовки выпускников средних учебных заведений, отсутствие мотивации к дальнейшему изучению естественнонаучных дисциплин;

Направленность содержания естественнонаучных дисциплин на освоение объективной системы знания о природе, отсутствие должного внимания к смысловой и ценностной сферам естествознания, развитию личности обучающихся;

Недостаточный объем часов, предусмотренных учебными планами на изучение естественнонаучных дисциплин, отсутствие должной материально-технической базы профессиональных учебных заведений;

Ориентация образовательного процесса изучения естественнонаучных дисциплин на традиционные формы и методы и др. .

Повышение качества естественнонаучного образования в России является сложной, многоплановой и системной проблемой. Исследования данной проблемы проводятся в различных аспектах и направлениях как отечественными, так и зарубежными учеными, научными коллективами (TIMSS, PISA) , в которых по естественным наукам Россия занимает срединное место, уступая Польше и Вьетнаму, которые ранее всегда отставали от России. При этом можно выделить несколько наиболее важных направлений в проводимых исследованиях.

1. Осуществляется рефлексия социально-философских оснований эволюции образования в целом, естественнонаучного образования как его части. Вырабатываются подходы для создания современной системы естественнонаучного образования. При этом постулируется, что данная система должна формироваться в соответствии с тенденциями эволюции отечественного образования, в том числе естественнонаучное образование, мировыми тенденциями развития образования, долгосрочным прогнозом.

2. Определяется объем и содержание естественнонаучного образования в целом, его отдельных уровней и дисциплин; проводится анализ адекватности содержания естественнонаучного образования императивам гуманизации, социоприродной и социокультурной эволюции, обеспечивающих устойчивое развитие цивилизации на базе современного естествознания .

3. Обосновывается, что современное естественнонаучное образование должно быть адекватным постнеклассическому этапу развития науки и естествознания, а научное мировоззрение, формирующееся в процессе естественнонаучного образования, характеризуется как эволюционное, ноосферное, синергетическое, креативное.

Можно также постулировать, что исследования проводятся и по уровням образования - общее естественнонаучное образование, профессиональное естественнонаучное образование, педагогическое образование (подготовка педагогов естественнонаучных дисциплин).

Практическая реализация результатов проведенных исследований является достаточно долгосрочной задачей. Несомненно, решение проблемы кризиса образования включает управленческие стратегии. Мы наблюдаем воплощение данных стратегий в изменении образовательных стандартов, программ и УМК, поиске критериев и показателей качества естественнонаучного образования, разработке требований к контрольно-измерительным материалам.

Нельзя не отметить изменение финансирования, материально-технического, кадрового, информационного обеспечения образовательного процесса и пр. Все это находит отражение в правовых и нормативных документах, регулирующих образовательную деятельность уровней и направление естественнонаучного образования в стране.

Однако основная проблема, на наш взгляд, состоит в изменении ценностей, целей и смыслов образования. Цели образования на современном этапе носят прагматичный, утилитарно-прикладной характер. Образование (и естественнонаучное образование не исключение) из цели превратилось в средство повышения социального статуса, престижа, а смыслом образования являются не образовательные ценности, а конечный прагматический результат. Формирование духовных, нравственных и мировоззренческих качеств обучающихся отступило на задний план после профессиональной компетентности, а декларируемая креативность как результат образования понимается как инструментальные и поисковые (менеджерские) характеристики личности, умеющей находить нужную информацию, нужные алгоритмы решения задач, принимать нужные решения и т.п. .

Исходя из сказанного, можно утверждать, что кризис образования (в том числе и естественнонаучного) имеет не столько соци-

альный, сколько общекультурный характер. Он ставит проблему миссии образования в обществе. Первичным является вопрос ценностей и целей образования: для чего учить? Именно антропологический аспект образования из работ философов и педагогов, где он присутствует лишь в декларативном формате, должен перейти в практическую плоскость.

Неклассический идеал естественнонаучного образования должен опираться на человека, но не на «человека желания», возделывающего свою человечность, уничтожая окружающую среду, а на человека-творца, обладающего креативностью, которая подразумевает самостоятельное выстраивание своей гуманитарности, своей человеко-размерности.

Изменения должны начаться с мировоззрения субъектов, причастных к системе естественнонаучного образования, их отношения к естественнонаучному образованию, понимания его значимости в становлении обучающихся, развития «человеческого капитала» .

Особую роль и особую значимость имеет подготовка педагогов естественнонаучного образования, поскольку именно этот фактор развития образования является определяющим. Сутью нового мировоззрения педагога естественнонаучного образования должно стать представление и убеждение в том, что естествознание - это национальное достояние, стратегический ресурс и условие инновационного развития; его уровень определяет уровень развития цивилизации и человеческого потенциала; оно было и должно снова стать областью национального превосходства России.

Процесс подготовки педагога естественнонаучного образования должен претерпевать существенные изменения не столько содержательного характера, сколько процессуального деятельностного, где обучающийся ставится в активную позицию, при которой естественнонаучное знание выступает инструментом развития мировоззрения, естественнонаучной картины мира, инструментом формирования «мягких навыков». Обучающиеся по данной

технологии находятся в позиции самостоятельного принятия решения, постоянная такая деятельность позволяет решать проблемы воспитания ответственности за свою жизнь, подготовки к жизнедеятельности после окончания образовательного заведения - это и обозначено в качестве задач образования ХХ1в. Пока в большей степени преобладает традиционная система образования, в том числе и естественнонаучного образования, что отмечает Паси Маттила, констатируя, что сегодня ученик живет в 21 веке, учат его преподаватели из 20 века, а обучение происходит в классах 19 века. Нам нужно понять и признать, что если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдём у детей завтра, на это не настроены ни родители, ни педагоги, и это не способствует развитию «умной» экономики, человеческого капитала.

Литература

1. Алиева Н. З. Постнеклассическое естественнонаучное образование: концептуальные и философские основания: Монография [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.monographies.ru/ru/book (дата обращения: 19.03.2016)

2. Андреева Н. Д. Проблемы, недостатки и достоинства стественнонаучного образования российских школьников //Известия ДГПУ - 2014. -№3. - С.92 - 95.

3. Денисов В. Я. Проблемы естественнонаучного образования // Успехи современного естествознания. - 2005. - № 5 - С. 43 - 45.

4. Колычева З. И. Проблемы подготовки педагога естественнонаучного образования // Актуальные проблемы химического и естественнонаучного образования: материалы VII всероссийской научно-методической конференции. - М.: МИОО. - 2016. - С. 36 - 39.

5. Попова Т. Н. Гуманистическая и культурологическая образовательные парадигмы в дидактике современного естественнонаучного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://interactive-plus.ru/e-artides/monography-20141031/monography (дата обращения: 19.03.2016).

6. Колычева З. И. Проблемные поля и аспекты исследования естественнонаучного образования // Современное естественнонаучное образование: Содержание, инновации, практика: материалы всероссийской научно-практической конференции. - Тобольск, 2016. - С. 64 - 68.

7. Соложнина Н. А. Содержание, цели и задачи естественнонаучного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pandia.ru/text/78/564/70204.php (дата обращения: 08.04.2016)

8. Старостина С.Е. Естественнонаучное образование как фактор экономического развития общества и становления современной личности // Фундаментальные исследования. - 2011. - № 8-1. - С. 56 - 60; [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: / fundamental-research. ru/

Естественно-научные специальности целесообразно разделить на два больших раздела:

  • химические и биомедицинские науки;
  • науки о Земле.

Химические технологии

Химия в чистом виде – это скорее теоретическая дисциплина. Если же говорить о более востребованном рынком труда прикладном значении, то речь пойдет о химических технологиях, которые лежат на стыке физики, химии и математики. Главная цель – это превращение химического сырья или материала в более удобные для использования формы. Химические технологии также нацелены на открытие и создание новых ценных материалов и методов. Люди, работающие в этой сфере, называются химиками-инженерами или химиками-технологами.

Химики-инженеры создают то, чем мы пользуемся в обычной жизни. Спектр отраслей, в которых можно работать, окончив соответствующую специальность, таков:

  • Очистка воды и сточных вод;
  • Нефтепереработка и производство нефтепродуктов;
  • Производство электроэнергии;
  • Производство напитков и продуктов питания;
  • Производство косметики и текстиля.

Химическая и биофармацевтическая отрасли относятся к числу наиболее бурно растущих во всем мире.

Биомедицинские технологии

Биомедицину можно определить как прикладное направление, в котором инженерные принципы и технологии применяются к медицине. Чтобы добиться успеха в этом направлении, специалист должен быть хорошим инженером, который к тому же прекрасно разбирается в медицинских и биологических науках.

Это довольно молодая область знаний, поэтому большая часть работы биомедицинского инженера (или биоинженера) заключается в научных исследованиях и развитии в таких областях, как биоинформатика, медицинская визуализация, биомеханика, биоматериалы и биоинженерия, системный анализ, 3D-моделирование и т.д. В качестве примера результатов такой работы можно привести разработку и создание биосовместимых протезов, диагностического и медицинского оборудования и новых лекарственных средств.

Фармацевтика

Отдельно стоит сказать о фармацевтике, которая направлена на открытие, разработку, создание и продажу медикаментов. Крупные фармацевтические компании нанимают на работу людей с самыми разными качествами и образованием, но чаще всего это биологи и химики. Прекрасным кандидатом будет человек с двумя образованиями – первым биологическим или химическим, а вторым – в области менеджмента, маркетинга, юриспруденции, финансов и т.д. Новому медицинскому препарату необходимо в среднем 12 лет, чтобы пройти все тесты и испытания и выйти на рынок – можно себе представить, сколько самых разных специалистов задействовано в этом.

Науки о Земле

Науки о Земле охватывают очень большое количество самых разных специальностей, которые изучают историю и будущее Земли, климатические изменения, экологические проблемы, обеспечение населения продуктами, водой и энергией, сохранение природных ресурсов и многое другое.

Самыми динамично развивающимися направлениями здесь являются менеджмент в энергетике и утилизации отходов, а также устойчивое развитие. Перечисление отраслей, в которых могут работать геологи, географы, экологи и другие смежные специалисты, отнимет немало времени. Достаточно лишь сказать, что такой список начинается авиацией и археологией и заканчивается ядерной физикой.
Можно также перечислить наиболее важные задачи, которые сегодня решают специалисты в области наук о Земле:

  • развитие использования возобновляемых источников энергии – Солнца, ветра, воды и др.
  • прогноз развития планетарных систем;
  • поиск новых месторождений природных ресурсов (вода, нефть и металлы);
  • сохранение почв и сельскохозяйственной продуктивности;
  • сохранение качества водных ресурсов;
  • уменьшение последствий природных катастроф (извержения вулканов, землетрясения, наводнения, ураганы, сели и цунами);
  • определение баланса между общественными нуждами и сохранением экосистем;
  • понимание и предсказание поведения климатических систем.

Геология

Геология – одна из основных наук о Земле. Геологи работают с материалами, из которых состоит наша планета, изучают ее структуру и процессы. Геологи также изучают изменения, происходившие на Земле в разные эпохи. Геологи занимаются поиском природных ресурсов, изучают катастрофические явления.

Метеорология

Метеорологи изучают атмосферу и влияние процессов в ней на изменение погоды и климата. Это сугубо практическая наука, изучающая также влияние деятельности человека на климат.

Океанология

Океанологи изучают строение, состав, развитие и процессы, происходящие в Мировом океане. Океаны покрывают большую часть планеты и являются источником многих ресурсов, в том числе и энергетических. Океаны также оказывают решающее влияние на климат.

Отдельным направлением наук о Земле являются экологические специальности, лежащие на стыке многих дисциплин и переживающие сегодня небывалый подъем. Хороший эколог должен разбираться в химии, физике, биологии и геологии, а часто также и в экономике, социальных и политических науках.

Узнайте больше информации от представителей вузов лично

Как видно, специализаций по данному направлению великое множество. Поэтому проще и быстрее определиться с выбором будущей специальности можно, посетив бесплатную выставку «Магистратура и дополнительное образование» в или .

  • Естественно-научное образование включает в себя очень широкие направления и области естественно-научного знания физики, химии, биологии, описывающих структурные, функциональные, количественные и последовательные причинно-следственные связи материальных объектов и систем материальных объектов в поле времени-пространства среды их нахождения. Естественно-научное образование включает в себя математику, как самостоятельные направления и области абстрактного знания и как язык и логический аппарат обозначения и операций с обозначениями количественных и пространственных качеств и свойств изучаемых явлений, объектов и систем объектов всевозможных размеров, форм и качеств.

    Считается, что естественно-научное образование не должно включать в себя что-либо из гуманитарных и общественных дисциплин: лингвистику, психологию, социологию, педагогику, юриспруденцию, государство и право, политологию, экономику, финансы и так далее.

    Естественно-научное образование начинается в семье в процессе воспитания ребёнка. Родители дают своему ребёнку базовые представления и знания об окружающих объектах, обучают азам счёта. Естественно-научное образование продолжается в дошкольных учреждениях, в школе, лицее и углублённо преподаётся и совершенствуется в высших учебных заведениях.

Связанные понятия

Учение через обучение (нем. Lernen durch Lehren) - методика обучения, разработанная и впервые применённая на практике профессором Айхштеттского университета доктором Жан-Полем Мартаном. Суть её заключается в том, чтобы научить студентов и школьников учиться и передавать свои знания своим одноклассникам. Педагог является в данном случае лишь режиссёром, который направляет деятельность учащихся.

Библиотекове́дение - научная дисциплина документно-коммуникационного цикла, теоретически воспроизводящая библиотеку как научное понятие и объект реальности во всех её связях и опосредованиях.

Непрерывное образование - это процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение всей жизни на основе использования системы государственных и общественных институтов и в соответствии с потребностями личности и общества. Необходимость непрерывного образования обусловлена прогрессом науки и техники, широким применением инновационных технологий.

Научная школа - оформленная система научных взглядов, а также научное сообщество, придерживающееся этих взглядов. Формирование научной школы происходит под влиянием лидера, эрудиция, круг интересов и стиль работы которого имеют определяющее значение для привлечения новых сотрудников. Отношения внутри такого научного коллектива способствуют обмену информации на уровне идей (а не конечных результатов исследований), что значительно повышает эффективность творческой научной работы.

Музыка́льная педаго́гика (англ. Music Pedagogy) - отрасль педагогической науки (педагогическая дисциплина), занимающаяся передачей учащимся всего комплекса музыковедческих знаний, изучением и разработкой наиболее эффективных путей, способов, форм организации и методов музыкального обучения и воспитания, а также формирования и развития творческих умений, опыта и практических навыков в различных областях музыкального искусства.

Структу́рная лингви́стика - языковедческая дисциплина, предметом которой является язык, изучаемый с точки зрения своего формального строения и организации его в целом, а также с точки зрения формального строения образующих его компонентов как в плане выражения, так и в плане содержания.

Креативная педагогика - наука и искусство творческого обучения. Это - разновидность педагогики, противопоставленная таким видам педагогик, как педагогика принуждения, педагогика сотрудничества, критическая педагогикa (от англ. critical - Critical pedagogy). Креативная педагогика учит обучаемых учиться творчески, становиться созидателями самих себя и созидателями своего будущего.

Глобали́стика - междисциплинарная форма знания в области международных отношений и мировой политики, которая стремится преодолеть кризис гуманитарных наук, разделенных часто непреодолимой специализацией и трансформацией предметов исследования под воздействием процессов, происходящих в современном мире.

Коррекционная педагогика - область педагогического знания, предметом которой является разработка и реализация в образовательной практике системы условий, предусматривающих своевременную диагностику, профилактику и коррекцию педагогическими средствами нарушений социально-психологической адаптации индивидов, трудностей их в обучении и освоении соответствующих возрастным этапам развития социальных ролей. "Коррекционная педагогика" - понятие гораздо более узкое, чем "специальная педагогика". Термин используется...

Общая теория систем (теория систем) - научная и методологическая концепция исследования объектов, представляющих собой системы. Она тесно связана с системным подходом и является конкретизацией его принципов и методов.

Методоло́гия нау́ки , в традиционном понимании, - это учение о методах и процедурах научной деятельности, а также раздел общей теории познания (гносеологии), в особенности теории научного познания (эпистемологии) и философии науки.

Знаково-контекстное (или просто контекстное) обучение - форма активного обучения, предназначенная для применения в высшей школе, ориентированная на профессиональную подготовку студентов и реализуемая посредством системного использования профессионального контекста, постепенного насыщения учебного процесса элементами профессиональной деятельности.

– это психолого-педагогическая реальность, сочетание уже сложившихся исторических влияний и намеренно созданных педагогических условий и обстоятельств, направленных на формирование и развитие личности ученика.

1

Естественное образование основано на природных процессах, которые существуют независимо от человечества так же, как существуют солнце, Земля, молекулы, атомы. Задача науки - это открывать все новые естественные процессы, которые помогут человечеству не попадать в кризисные условия, которые возникают искусственно при существовании цивилизации, когда ею неправильно распоряжаются. Естественная наука должна увеличивать знания в образовании естественным путём, которые улучшат здоровье, нравственность населения Земли, развитие цивилизации и другие новые науки. Эти науки откроют новые законы естественных процессов и помогут восстановить успешное, мирное воспитание всех поколений без проблем с улучшением здоровья, мудрости и восстановлением естественных законов без негативных искусственных, придуманных кем-то, не имеющих на то право.

Естественные процессы развиваются нравственно гармонично с нравственной эволюцией и задача научных работников с помощью основных доказательств научить население Земли естественно жить, естественно воспитывать себя и новое поколение, естественно развивать свою истинную цивилизацию только нравственно без преступников и без преступлений. Нужно научиться лечить все неизлечимые болезни и применять естественные процессы для улучшения здорового образа жизни в каждой семье и членов семьи во всех поколениях в стране, не нарушая естественную природную структуру и улучшая рост к высшей гармонии. Таким образом, наука будет расти без проблем, и законы естественной природы будут почитаться населением каждой страны. Тогда не будет проблем в государстве, которые возникают из-за замены естественной природы искусственной с искусственными знаниями, с искусственными законами, с искусственным воспитанием себя и детей с нежеланием улучшать себя естественно. Если наука естественно не работает в стране, где существует эта наука, - в государстве будут кризисы, апокалипсисы, концы света, будет «научный голод», а поэтому возникнут «маги-волшебники», пророки, секты, нападение других стран для развития информационной войны, для экспериментов. Какие нужны эксперименты для естественных процессов? Какие нужны научные открытия, чтобы супружество не называли браком? Какие нужны законы, чтобы научить родителей воспитать себя и новое поколение естественным путём? Как науке нужно объяснить народу, что в каждой стране существуют естественные процессы и не нужно правителям и их народам идти по пути искусственно-созданному кризисом? Для работы научных работников естественной науки имеется много вопросов, на которые они смогут ответить.

Наука должна подтверждать правильность почитания естественных процессов, чтобы государство не искажало свою гармонию и тогда, если на данном этапе правильно совершается здоровая работа естественных процессов в государстве, то наука, как разведчик, впереди всех начнёт исследовать новые естественные процессы для улучшения роста понимания гармонии теоретически и практически населением страны на всей Земле. Наука не должна развиваться по пути разрушения себя и окружающих, не должна использовать естественные процессы для искусственных разрушительных образований, которые могут привести к деградации не только современное поколение, но и последующие. Научный работник является как бы сверхродителем для окружающего народа и от его исследований зависит дальнейшее применение естественных процессов в поколениях. Ответственность научного работника перед государством и его народом существует всегда потому, что государство и народ доверяет науке, но не всегда в науке существуют нравственные научные работники, которые являлись бы патриотами своей Родины.

Как только научный работник открывает что-либо новое в естественных процессах, он не всегда готов к этим открытиям, либо из-за своей наивности и поэтому его открытия могут забрать другие и использовать не по назначению, либо из-за глупости с желанием покорить весь мир и присвоить себе имя бога. Такой учёный хочет покорить естественные процессы для злых действий против населения Земли. Он заболел психической болезнью и наивно считает, что естественные процессы ему покорятся. Естественные процессы всегда здоровые и не могут управляться больными существами. Если кто-то ещё желает изменить естественные процессы в безнравственную сторону, то может сильно изуродовать себя с таким безнравственным старанием так как все естественные процессы безнравственными не могут управляются. Естественные процессы находятся как матрёшка один в одном в разном агрегатном состоянии, в разных измерениях времени и пространства. Если ещё существуют желающие покорить какое-либо измерение или агрегатное состояние естественных процессов в безнравственную сторону, то при восстановлении для нормальной работы естественные элементы могут, как пружина «ударить» учёного в первую очередь по его здоровью, по его авторитету, по его открытию и может в лучшем случае убрать его с научного места, чтобы больше не вредил. В худшем случае, такой научный работник может себя изуродовать и навредить своему роду и своей семье. От неграмотных научных работников погибла Атлантида и другие цивилизации, которые оставили своим потомкам разрушения не только физические, но и информационные.

Естественно-научное образование даст любой стране мудрое поколение с естественным развитием богатства, счастья, успеха, удачи везде и во всём, в семейном и супружеском счастье и самые лучшие мудрые перспективы. Поэтому многие неграмотные научные работники пытаются сдерживать естественные процессы в образовании и в воспитании мудрого поколения, которое всегда будет отличать истинный естественный процесс от ложного. Поэтому для вредя себе в странах пытаются внедрять ювенальную юстицию для того, чтобы семьи боялись рожать детей и чтобы государство растило больше беспризорников и сирот, которых искусственно лишили семьи и поэтому заочно искусственно воспитываются чтобы дети мечтали о родной семье и были от семьи на расстоянии. Образованию необходимо знать не только естественные процессы, но и своевременно применять их для различного возраста в полном объёме без проблем. Нормальное психически здоровое естественное образование не нуждается в искусственных подсказках других стран, которые конкурируют, соперничают и не намерены помогать образованию другой страны естественно образовываться в нравственном направлении.

Естественные процессы всегда видны потому, что они красивы, гармоничны, легко усваиваются и простые в использовании. Их нужно открыть для определённого этапа развития цивилизации с улучшением. Необходимо оздоравливать все процессы теории и практики, которые помогут открывать новые этапы развития с лучшим естественным образованием и использованием естественных процессов. Каждое научное открытие должно приносить большие доходы не только себе, но и стране, народу без вреда во всех поколениях. Все открытия, которые принесли бедствие народу необходимо пересмотреть и привести к нравственному использованию, либо избавиться от безнравственных искусственных открытий и их последствий, чтобы не страдали народ, страна, Земля в перспективе.

Наука естественных процессов - является самым ответственным этапом развития, от которого зависит естественное образование и здоровье цивилизации. Здоровый народ всегда поможет своей мудростью научным работникам познавать естественные процессы природы независимо от национальности, вероисповедания и возраста. Как только наука научит население отличать свободно, точно истину от лжи, то наука автоматически перейдёт на более высший этап развития, где естественные процессы не смешиваются с искусственными и ложными. Естественным процессам необходимо развиваться независимо от того, хотят ли научные работники их признавать и правильно обосновывать или хотят развивать искусственные, временные, не относящиеся к естественным процессам открытия, такая наука ждёт, что придёт ребёнок и скажет, как в сказке: «А король то - голый!». Если научные работники не хотят позориться перед младшим поколением за свои научные труды, за свои переписанные откуда-то непроверенные трактаты из других источников, то лучше заранее пусть каждый исправит на своём месте всё то, что научный работник испортил. Вначале он испортил теорию, затем практику потому, что не стал, как ученый обосновывать естественные процессы естественным грамотным путём и вся его жизнь, как лжеца с лжеучением проходит в страхе и поэтому такие учёные конкурируют с другими, чтобы не раскрылись лживые открытия и не обнаружилась естественная правда.

Библиографическая ссылка

Ленская Н.П. СОВРЕМЕННОЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 9-1. – С. 125-127;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=10462 (дата обращения: 17.12.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

УДК 370. 179. 1

ББК Ч 45/48. 81

С. Е. Старостина

Естественнонаучное образование: содержание и стратегические ориентиры развития

В статье раскрывается сущность и содержание понятия «естественно-научное образование», рассматривается значение естественных наук для развития общества, естественно-научного образования для развития личности, указываются стратегические ориентиры развития естественно-научного образования. Автор проектирует основные результаты общего естественно-научного образования, определяет пути повышения мотивации студентов к изучению естественно-научных дисциплин, выделяет основные направления обновления естественно-научного образования.

Ключевые слова: постиндустриальное общество, естествознание, естественно-научное образование, естественнонаучная картина мира, личность, мотивация, научное мировоззрение, направления обновления естественно-научного образования.

S. E. Starostina

Natural science education: content and strategic orientations of development

The article deals with the essence and meaning of the concept "natural science education”; it reveals the role of natural science for society development, natural science education for personal development. Besides the article indicates strategic orientations of natural science education development. The author projects main results of natural science education in school, determines ways of students" motivation improvement to study natural science disciplines, shows main directions of renovation of natural science education.

Keywords: postindustrial society, natural

science, natural science education, natural science world outlook, person, motivation, scientific world outlook, directions of renovation of natural science education.

Современный мир находится в точке глобальной бифуркации (В. С. Степин), или макро-

сдвига (Э. Ласло), или перед «третьей волной» (А. Тоффлер). Приближение точки бифуркации мирового развития проявляется, по Г. Г. Мали-нецкому [см.: 7], в разных сферах: культуре, науке, образовании.

В сфере культуры сложные бифуркационные процессы обуславливают взаимодействие и взаимообогащение различных культур (культур Запада и Востока, научной и художественной, гуманитарной и естественно-научной); создают предпосылки для возникновения многомерного диалога, который наше время способно сделать «универсальным, всеохватывающим способом существования» .

Сфера образования обособилась в отдельную самостоятельную область национальной экономики, выполняя важнейшие цивилизационные функции: развитие личности и ее социализацию, - является необходимым и важнейшим фактором развития экономики, основанной на знаниях.

В сфере науки, как отмечает В. С. Стёпин, наступает эра постнеклассической науки, рождается новый тип научной рациональности, когда приоритетными становятся не только объект, субъект, инструмент исследования, но цели и смыслы, которыми руководствуется ученый [см.: 12]. Отношение к природе лишь как к объекту исчерпало себя. Взаимодействие человека с природой протекает таким образом, что само человеческое действие не является чем-то внешним, а включается в систему, как носитель определенной культуры.

Наука становится системообразующим фактором, частью культуры, приобретает характер интегрирующего начала в основных сферах деятельности и общения людей [см.: 3]. Естествознание, как одно из направлений научного знания, также претерпевает глубокие изменения, внося свой «идейный вклад в общий культурный вклад человечества, который составляют стратегии естественно-научного мышления, научная ментальность, научное мировоззрение, научная картина мира» .

Анализ справочной и педагогической литературы показал, что понятие «естественнонаучное образование» (далее ЕНО) не имеет определенного толкования. До середины ХХ в. определением этого понятия практически не занимались. Только в конце ХХ века в «Большой Советской энциклопедии» появилось определение: «естественно-научное образование имеет целью подготовку специалистов в области естественных наук - биологии, геологии, географии, физики, астрономии, химии, математики и других» . Недостатком данной формулировки, на наш взгляд, можно считать

достаточно вольное отражение областей естественнонаучного знания. Так, математика, по современной квалификации наук, не относится к области естествознания.

В российской педагогической энциклопедии [см.: 9] представлена следующая трактовка данного понятия: «естественно-научное образование - образование в области естественных наук». При таком подходе не раскрывается личностный аспект ЕНО, его влияние на развитие личности.

Н. А. Васильева [см.: 4] в своем диссертационном исследовании на основе теоретического анализа педагогической литературы уточнила понятие ЕНО. Сопоставив понятия естествознание, образование и естественно-научное образование, она определила ЕНО как «целенаправленный процесс и результат формирования у человека системы естественно-научных знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений» .

Нам близка ее точка зрения, поскольку результатом естественно-научного образования должен являться не только полученный интегрированный объем знаний, навыков и умений, но и личностные качества выпускников: креативность, критичность мышления; наличие естественно-научного взгляда на мир; сформи-рованность научного мировоззрения; умение ориентироваться в сложном, противоречивом, но взаимосвязанном мире. По мнению многих ученых (О. Н. Голубевой, Л. Я. Зориной, В. С. Степина, А. Д. Суханова и др.) естественнонаучное образование является личностно и социально значимым, благодаря его огромному мировоззренческому, методологическому, содержательному и познавательному потенциалу.

Российская экономика в последние годы находится в стадии инновационного развития. Для достижения высокого качества экономического роста России требуется решить задачу формирования современной инновационной образовательной, научной и технологической инфраструктуры, обеспечивающей расширенное воспроизводство интеллектуального капитала страны, генерацию новых знаний и новшеств, их капитализацию, преобразование в новые продукты, услуги и технологии.

Создание современной экономики, интенсивное развитие страны, прорыв в сфере информационно-телекоммуникационных технологий и технологий наносистем, разумное природопользование, предупреждение экологических катастроф, развитие энергетики и энергосбережения, перспективных направлений военной и специальной техники требуют

получения принципиально нового знания, которое дают только фундаментальные естественные науки. Именно результаты фундаментальных исследований обеспечивают высокий темп развития производства, возникновение совершенно новых отраслей техники.

Весомые результаты фундаментальных и прикладных исследований и разработок инновационного характера в области естествознания достигнуты по целому ряду направлений деятельности. Все шире вовлекаются в производство считавшиеся прежде весьма далекими от практики достижения таких областей знаний, как лазерная и плазменная физика, квантовая механика, физика элементарных частиц, микробиология, генная инженерия, каталитическая химия и т.д. Конкурентоспособность наиболее процветающих фирм в значительной мере обеспечивается фундаментальными разработками в исследовательских лабораториях при фирмах, в университетах, в разнообразных научно-технических центрах.

Развитые страны мира признают необходимость приоритетного и опережающего обеспечения фундаментальных естественно-научных исследований как гаранта страны в области лидерства в научно-технических инновациях и ее безопасности. Как заявил президент США Б. Обама, выступая в апреле 2009 г. на ежегодном собрании Национальной академии наук США: «Мы не просто достигнем, мы превысим уровень времен космической гонки, вкладывая средства в фундаментальные и прикладные исследования, создавая новые стимулы для частных инноваций, поддерживая прорывы в энергетике и медицине и улучшая математическое и естественно-научное образование» [см.: 8]. Те инициативы, которые были озвучены американским лидером, увеличат более чем в два раза бюджетное финансирование «отдела науки, в ведении которого находятся ускорители, коллайдеры, суперкомпьютеры, мощные синхротроны и лабораторные комплексы для создания наноматериалов. Потому что мы знаем, что потенциал совершения научных открытий, который есть у страны, определяется инструментами, которые она предоставляет своим исследователям» [см.: 8].

Современная эпоха перемен бросает вызов и российскому обществу во всех сферах бытия. Одним из вызовов прогресса явилсяь существующий технологический и научный барьер [см.: 1]. Технологический барьер выражается в неспособности отечественных инженеров осваивать и повторять технологии стран-лидеров. Научный барьер проявляется в откате назад с передовых позиций науки. Это приводит к тому,

что в сферу высоких технологий встраиваются развивающиеся страны, естественно-научное образование которых находится на высоком уровне, оттесняя тем самым страны, которые еще совсем недавно были лидерами в данной области, например Россию, США [см.: 6].

Сегодняшний день, как никогда раньше, заставляет задуматься об огромной роли, которую играют в нашей жизни фундаментальные естественные науки. Будущее России, по мнению выдающихся ученых и педагогов страны, имеющих неоспоримый и высочайший авторитет в мире (Ж. Алферов, В. Гинзбург, С. Капица, В. Садовничий и др.), зависит от решения следующих первоочередных задач, стоящих перед обществом:

Обеспечение мирового уровня научных исследований и разработок в сфере фундаментальных исследований и прорывных технологий, через осуществление поддержки научных проектов, направленных на проведение фундаментальных исследований;

Научное и технологическое прогнозирование по основным направлениям развития экономики, которое должно проводиться на основе анализа перспективности исследований и разработок путем сопоставления с лучшими мировыми образцами;

Оснащение исследовательских лабораторий современным научным и технологическим оборудованием, информационными и вычислительными ресурсами коллективного пользования, с целью обеспечения высокого качества экспериментальных работ;

Развитие инновационной экономики России посредством создания и распространения конкурентоспособных технологий, формирования предпринимательской культуры и поддержки инновационного предпринимательства;

Развитие сети образовательных учреждений высшего профессионального образования России, осуществляющих профессиональное образование в сфере высоких технологий;

Опережающая подготовка и переподготовка кадров новой формации для инновационных отраслей регионов, что особенно существенно для реализации региональных программ социально-экономического развития.

Комплексное решение этих задач соответствует долгосрочным интересам России в области создания инновационной экономики, конкурентоспособной на мировом рынке.

Реализация инновационного сценария развития передовых стран приводит к интенсивным структурным сдвигам в пользу высокотехнологичных отраслей. Это повышает требования к выпускникам, которые должны

быть восприимчивы к инновациям, иметь современную профессиональную подготовку, обладать компетенциями в сферах информационных технологий, экономики и менеджмента. Именно такие выпускники будут способствовать существенному повышению эффективности развития высокотехнологичных отраслей и создавать тот ресурсный потенциал, который необходим для актуальных структурных преобразований экономики.

В связи с решением многих стран мира развивать математическое и естественно-научное образование правительства этих стран опережающими темпами развертывают подготовку необходимых специалистов. В США, Китае, Корее, Японии и странах, входящих в Евросоюз, приняты государственные программы, направленные на привлечение молодежи к получению образования в области фундаментальных исследований и высоких технологий [см.: 6].

А что у нас, в стране? В каком направлении собираются реформировать образование? Отвечая на эти вопросы, ректор МГУ академик В. А. Садовничий в предисловии к книге «Образование, которое мы можем потерять» констатирует: «Как учить менеджменту?... Как учить уже в тысячах вузов юристов и управленцев?... Как выдавать эти бесчисленные дипломы?... Я считаю, что это заблуждение. Причем все это происходит на фоне непрерывно ухудшающегося состояния математического и естественнонаучного образования у нас в стране» [см.: 10]. Именно естественные науки определяют перспективное развитие общества. Усиливать подготовку юристов и экономистов, обслуживающих в основном текущую жизнь страны, «за счет» естественников было бы (и есть!) крайне недальновидно.

Обобщая все вышесказанное можно согласиться со словами нобелевского лауреата по физике академика Ж. Алферова: страна, которая хотела бы адекватно отвечать серьезнейшим вызовам времени, должна опираться в первую очередь на хорошее математическое и естественно-научное образование, иначе нет у этой страны будущего.

Современное состояние естественнонаучного образования не может удовлетворять ни личность, ни общество, ни государство. Обновление ЕНО, обусловленное необходимостью его корреляции с современным уровнем развития естественных наук, требованиями к современному образованному человеку, реалиями современного мира и культуры, - объективное требование времени.

Исследованиям в области ЕНО посвящены многочисленные исследования специалистов в

области философии образования, педагогики, психологии, специалистов, рассматривающих проблемы частных методик (Б. С. Гершуский,

В. С. Степин, В. М. Розин, А. Д. Суханов, и др.). Аргументы в пользу активного преподавания естественнонаучных дисциплин в общеобразовательной и высшей школе регулярно пересматривались и совершенствовались, поскольку менялась ситуация в обществе.

Сегодня в рамках перехода системы высшего профессионального образования на компе-тентностный подход акцент делается на оценку профессиональной компетентности студентов, которая выступает основным образовательным результатом подготовки студентов. Необходимость проектирования результатов освоения основной образовательной программы как обладание компетенциями (универсальными и профессиональными) актуализирует вопрос о современном понимании (переосмыслении) роли и значении ЕНО. Компетентностный подход не сопровождается отходом от принципа фундаментальности российского образования. ЕНО как часть профессионального образования обеспечивает формирование тех качеств личности специалиста, которые определяются фундаментальной составляющей образования, влияют на готовность студента к усвоению общепрофессиональных и специальных дисциплин.

Достижение приоритета повышения качества естественно-научного образования ставит проблему трансформирования естественнонаучного образования в XXI в. как многоаспектную, сложную и системную [см,: 1; 3; 7]. Ее решение можно рассматривать во многих смысловых «измерениях» (аспектах). Ниже представлены результативный, мотивационный, методический аспекты данной проблемы.

Первый аспект - результативный. В свете идей непрерывного образования проектирование результатов ЕНО проведено нами на двух уровнях: уровне общего образования и на уровне высшего профессионального образования. В нашем исследовании мы ограничились проектированием результатов гуманитарного профиля для обоих уровней.

Результат ЕНО в основной школе (гуманитарный профиль обучения):

Получение и усвоение учащимися минимума знаний соответствующего базовым представлениям о мире, достаточного для осмысления поведения в современном мире, сохранения Природы и человеческой культуры;

Готовность учащихся к жизни в высокотехнологичном обществе;

Формирование целостной естественнонаучной картины мира и научного мировоззрения;

Раскрытие творческих способностей и создание предпосылок для прорыва России в области естественных наук, технологий и техники;

Развитие устойчивого интереса личности к естественным наукам и естественно-научным исследованиям.

Результатом ЕНО в высшей школе (гуманитарный профиль) будет становление ключевых компетентностей, которое обеспечивается в рамках ЕНО за счет:

Формирования у будущих специалистов целостного мировосприятия и единой естественно-научной картины мира;

Развития критического мышления и научного мировоззрения, базирующегося на основных концепциях современного естествознания: концепции единства человека и природы, концепции единения гуманитарной и естественно-научной культуры, концепции атомизма и континуальности строения материи, эволюционно-синергетическом представлении о возникновении и развитии живой и неживой материи и др.;

Развития высокоинтеллектуальной, технологически грамотной личности, способной ориентироваться в сложных феноменах природы, осознавать пределы допустимого во взаимодействии с природой, меру свободы и ответственности человека за природу;

Подготовки специалистов нового типа, умеющих творчески и широко мыслить, способных самостоятельно принимать решения и сознающих свою личную и корпоративную ответственность за их результаты.

Достижение поставленных результатов и будет являться основной целью общего естественно-научного образования.

Второй аспект - мотивационный. Хорошее образование невозможно реализовать без достаточной мотивации участников учебного процесса, основанной на устойчивом интересе к естествознанию. Анализ современного состояния ЕНО [см.: 11], показывает, что в последнее десятилетие упал престиж естественнонаучного образования, студенты гуманитарных специальностей негативно относятся к изучению естественно-научных дисциплин. В спорах о роли ЕНО в гуманитарном общем и высшем профессиональном образовании речь, в первую очередь, идет о решении вопроса: зачем все это нужно?

Мотивируя необходимость изучения естественных наук, наиболее часто приводятся следующие аргументы:

Глобальная цель - прорывные технологии требуют получения принципиально нового

знания, которое дает только фундаментальная наука;

Возможность неоднократного выбора - ранняя узкая специализация приводит к сложности или даже невозможности изменить направление профессиональной подготовки, если обучающийся разочаровался в сделанном выборе;

Овладение научным методом исследования - человек, владеющий научным методом, является вполне востребованным специалистом и вне области своей специализации;

Жизнь в высокотехнологичном обществе - обладание некоторым базовым набором естественно-научных знаний позволит ориентироваться в современном мире;

Наличие критического мышления и научного мировоззрения, которое в основном формируется в ЕНО, существенно затрудняет манипулирование людьми, позволяет объяснить явления природы, которые имеют сверхъестественную, магическую интерпретацию и религиозную окраску.

Анализируя вышеперечисленные аргументы, можно предположить, что для поднятия интереса к естественным наукам, повышения мотивации студентов гуманитарного направления к изучению естественно-научных дисциплин помимо сведений о достижениях современного естествознания, даваемых в контексте противоречивого характера процесса получения новых знаний, содержание ЕНО должно:

Знакомить студентов гуманитарных специальностей с вопросами о роли естествознания как основы инновационного развития общества, показывать социальную значимость современных естественно-научных открытий, выяснять роль и место естественных наук в решении глобальных проблем человечества;

Включать вопросы общенаучного и общекультурного содержания, раскрывать сущность методов научного исследования, способствовать овладению данными методами не на уровне объяснения сущности, а на уровне его применения;

Выявлять пути взаимосвязи и взаимопроникновения различных направлений научного знания (гуманитарных, общественных и естественных наук), показывать вклад исследователей-естествоиспытателей в развитие и становление современных научных представлений, отличается широтой их научных интересов, вниманием большинства ученых к проблемам культуры, экологии, сохранения цивилизации.

Результатом такой работы будет понимание того, что естествознание - это национальное

достояние государства; стратегический ресурс и условие инновационного развития России; его уровень определяет уровень развития цивилизации и человеческого потенциала; оно было в ХХ в. и должно стать в ХХ1 в. областью национального превосходства России.

Рассматривая проблему становления естественно-научного образования, отметим, что образование должно быть представлено в единстве содержательного и технологического компонент [см.: 11]. Поэтому третий аспект решения проблемы ЕНО (методический) - аспект адекватности содержания естественнонаучных дисциплин и современных технологий обучения требованиям к высшему профессиональному образованию.

Теоретический анализ проблемы исследования позволил выделить основные направления обновления ЕНО:

Установление соответствия между современными достижениями естественных наук и содержанием школьного ЕНО;

Корреляция стандартов 2-го поколения для основной школы со стандартами 3-го поколения для вузов;

Разработка учебников, учебных пособий, УМК нового типа по естественно-научным дисциплинам;

Разработка и внедрение специального предмета, интегрирующего знания всех естественных наук;

в технологиях:

Создание условий для обеспечения индивидуальной образовательной траектории как учащимся, проявляющим интерес к естественным наукам, так и учащимся с пониженной мотивацией к естественным наукам;

Создание нового качества познавательных ресурсов (ППС, ЦОР, ГГ - сайты, технологии, и др.);

Внедрение современных технологий обучения, исследовательской и проектной деятельности (обучение в музеях, лабораториях, центрах открытого доступа, заповедниках, обсерваториях и др.);

Создание новых средств оценивания достижений и образовательных результатов учащихся;

в нормативно-правовом и квалификационном обеспечении:

Обновление системы повышения квалификации учителей и преподавателей вуза, за счет разработки и внедрения квалификационных требований к специалистам в области ЕНО;

Создание центров сертификации квалификаций, в том числе в системе допуска к педагогической деятельности;

Разработка механизма системы финансо-

вой поддержки учителям ЕНО (гранты, премии от университетов, корпораций);

Нормативное введение педагогической интернатуры в дополнительном поствузовском образовании учителя ЕНО;

в материально-техническом обеспечении:

Создание нового качества материальнотехнической базы для ЕНО: имитационные классы, лабораторное и демонстрационное оборудование, в том числе посредством интеграции имеющихся ресурсов,

Создание ресурсных центров для профильной школы и вузов, на базе которых будет осуществляться сетевое взаимодействие учителей и преподавателей.

Реализация данных направлений невозможна только учителями и преподавателями естественно-научных дисциплин; многое зависит от политики государства, авторитетных специалистов в области образования, школьной и вузовской образовательной среды, домашнего окружения. Нам нельзя медлить, иначе мы можем еще больше отстать в области ЕНО от передовых стран, поскольку ведущие страны данные задачи выдвинули в число приоритетных. «Зная, что прогресс и процветание будущих поколений будет зависеть от того, как мы сейчас обучаем следующее поколение, я объявляю о новом решении, о поддержке математического и естественнонаучного образования. ... Призываю штаты радикально повысить резуль-

таты математического и естественно-научного обучения, повышая стандарты, модернизируя учебные лаборатории, обновляя учебные планы и формируя партнерства, чтобы больше использовать науку и технологии в наших классах. Я также призываю штаты улучшить подготовку учителей и привлечь новых высококвалифицированных учителей математики и естественных наук, которые могли бы увлечь учеников и оживить преподавание этих предметов в наших школах», - так заявил президент США Б. Обама [см.: 8].

Особого внимания в этой связи заслуживает высшее педагогическое образование, готовящее преподавательские кадры для средней школы. От качества естественно-научной подготовки студентов всех специальностей, наличия у них мотивации к получению знаний сегодня во многом зависит успех реформ естественно-научного образования. Педагогические вузы должны готовить выпускников, способных демонстрировать в ходе преподавательской деятельности не только профессионально-педагогические навыки, знание современных педагогических технологий, готовность к межличностному общению, но и широкий естественно-научный кругозор, особый тип рационального мышления, характеризующийся критичностью, научной мировоззренческой позицией, свойственной естественнонаучному знанию.

Список литературы

1. Алиева Н. З. Философско-методологические основания естественнонаучного образования в контексте постнеклассической науки: автореф. дис. . доктора философских наук. Ростов н/а -Д, 2009. 34 с.

2. Большая Советская энциклопедия (в 30 томах) / гл. ред. А. М. Прохоров, изд-е 3-е. М.: Советская энциклопедия, 1972. Т. 9. 664 с.

3. Бордонская Л. А. Отражение взаимосвязи науки и культуры в школьном физическом образовании и подготовке учителя. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2002. 237 с.

4. Васильева Н. А. Становление естественно-научного образования в России в ХVШ-первой половине ХГХ вв. (до реформ 60-х гг.): автореф. дис. ... кандидата пед. наук. Челябинск, 2008. 24 с.

5. Голубева О. Н, Суханов А. Д. Естественно-научная концепция современного естествознания// Физика в системе современного образования (ФССО - 99). СПб., 1999. Т. 1.

6. Карпенко О. М., Бершадская М. Д. Высшее образование в странах мира: анализ данных образовательной статистики и глобальных рейтингов в сфере образования. М.: Изд-во СГУ, 2009. 224 с.

7. Малинецкий Г. Г. Будущее - вызо-

вы и проекты. Междисциплинарный контекст. URL.: http://spkurdyumov.narod.ru/

PrBudMegDisPod.htm (дата обращения: 21. 12 2009).

8. Обама Б. Текст выступления Президента США 27 апреля 2009 года на ежегодном собрании американской Национальной академии наук. URL: http: //eqworld.ipmnet.ru/ ru/info/sci-edu/obama2009.htm (дата обращения: 28. 02. 2010).

9. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 томах / гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. Т. 1. 608 с.

10. Садовничий В. А. Предисловие к книге «Образование, которое мы можем потерять». URL: http: //www.mccme.ru/edu/index. php?ikey = msu-book_preface (дата обращения: 28. 02. 2010).

11. Симонов В. М. Дидактические основы естественно-научного образования: дис. ... доктора педагогических наук: Челябинск, 2000.403 с.

12. Степин В. С. Теоретическое знание. М: Прогресс-Традиция, 2000. 744 с.