Давыдов денис васильевич. Дом бибиковых на пречистенке Дом давыдовых

Главный двухэтажный дом с мезонином, стоящий в глубине участка и ориентированный на Пречистенку, построен в 1750-х гг., а в 1780-е гг. по обеим сторонам к нему пристроены двухэтажные флигели, образующие парадный двор по Пречистенке.

В своих современных границах владение было образованно в 1750 г. князем М. И. Шаховским: получив в наследство небольшой участок земли на углу Пречистенки и современного Сеченовского пер., Михаил Шаховской в несколько этапов раздвинул границы участка путём скупки соседних владений.
Участок на углу Сеченского пер. и Пречистенки принадлежал ещё отцу М. И. Шаховского, Ивану Перфильевичу Шаховскому (1636–1716). Формирование участка заняло у М. И. Шаховского чуть более пятнадцати лет. Покупка двух участков (у вдовы дворцового стряпчего И. Ф. Зверетинова в 1733 г. и у премьер-майора Ивана Оголина в 1737 г.) позволила расширить владение до линии современного Сеченовского пер.. В 1745 г. владение Шаховского занимает всю ширину квартала по Пречистенке между двумя переулками и в 1750 г. владение приобрело свои окончательные границы, существующие до настоящего времени без изменений.

Первый план усадьбы относится к 1758 г. Главное здание - жилые каменные палаты было поставлено в глубине участка, параллельно Пречистенке. Главный дом усадьбы представлял собой вытянутый прямоугольник с четырьмя несимметрично расположенными ризалитными выступами по углам. Протяжённость здания по парадному фасаду составляла около 18 саженей. К дому примыкали жилые деревянные корпуса.
После смерти М. И. Шаховского в 1762 г. владение переходит статскому советнику А. И. Затрапезному, владельцу ярославских мануфактур.

В конце 1770-х гг. усадьба перешла в залог Московскому магистрату, откуда была выкуплена с аукциона в 1779 г. московским обер-полицмейстером генерал-поручиком Н. П. Архаровым - братом И. П. Архарова, владельца дома № 16 . Он сносит все деревянные жилые и хозяйственные строения по периметру участка и в 1780 г. закладывает два каменных одноэтажных флигеля, примыкающих к главному дому и выходивших торцами на Пречистенку.

В подчинении Н. П. Архарова был полицейский полк, который держал в страхе весь город. Видимо, отсюда пошло слово «архаровец» в смысле разбойник, громила. Н. П. Архаров снискал себе славу легендарного сыщика, о его полицейском таланте знали даже в Париже. В 1782–1784 гг. он был гражданским губернатором Москвы.

В 1781 г. Н. П. Архаров продаёт усадьбу генерал-майору Гавриле Ильичу Бибикову, в семействе которого усадьба оставалась вплоть до 1833 г. В 1789 Г. И. Бибиков сносит два парковых павильона и смещает сад по линии Барыковского пер. В саду он выстроил деревянный павильон.
Бибиков был большим любителем музыки, в доме бывали концерты и балы. В 1831 г. на одном из балов здесь танцевал Пушкин. Сын хозяина дома был членом Союза благоденствия.

При пожаре в 1812 г. все основные каменные объёмы сохранились. В 1815 г. главный дом был надстроен каменным мезонином, а каменные флигеля парадного двора были восстановлены точно в пределах старых капитальных стен.

В 1835 г. в особняке по Пречистенке обосновываются Давыдовы с тремя детьми. Флигели парадного двора были полностью достроены до двух этажей. В этот период архитектурно-художественная и композиционная структура усадьбы достигала своего периода расцвета.

Денис Васильевич Давыдов - генерал-лейтенант, поэт-гусар Здесь его посещали Е. А. Баратынский, Н. М. Языков, И. И. Дмитриев. Однако такой дом содержать было трудно, и уже в следующем году Давыдов пишет директору Комиссии для строения Москвы А. А. Башилову шуточную «Челобитную» (напечатана в третьем номере пушкинского «Современника»):

„Помоги в казну продать
За сто тысяч дом богатый,
Величавые палаты,
Мой пречистенский дворец.

Тесен он для партизана:
Сотоварищ урагана,
Я люблю, казак-боец,
Дом без окон, без крылец,

Без дверей и стен кирпичных,
Дом разгулов безграничных
И налетов удалых,
Где могу гостей своих

Угощать картечью в ухо,
Пулей в лоб, иль пикой в брюхо.
Друг! Вот истинный мой дом;
Он везде - но скучно в нем,

Нет гостей для угощенья...
Подожду... А ты пока
Вникни в горе казака
И уважь его моленье!”

После этого усадьба сменила множество владельцев. Уже в 1841 г. «Пречистенский дворец» числится собственностью баронессы Е. Д. Розен, которая распорядилась сдать левое крыло под хлебную лавку, а правое - под слесарное, седельное и портновское заведения. В 1861 г. в том же правом флигеле располагается одна из первых в Москве фотографий - «художника императорской Академии фотографа И. Я. Красницкого».

В 1874 г. по проекту архитектора А. Л. Обера были проведены крупные строительные работы, имевшие целью увеличения доходности владения. Разновысотные флигели парадного двора были достроены до двух этажей с одновременной заменой перекрытия, печей и кровли.

Позднее в усадебном доме размещалась женская гимназия С. А. Арсеньевой. Софья Александровна Арсеньева была дочерью архитектора А. Л. Витберга, автора неосуществлённого проекта храма Христа Спасителя на Воробьёвых горах. Здесь учительствовала родная сестра Марии Ермоловой А. Н. Шереметевская. „Если в семьях были и дочери, и сыновья, то родители часто отдавали сыновей в Поливановскую, а дочерей - в соседнюю Арсеньевскую гимназии. Учащиеся этих двух гимназий хорошо знали друг друга, а преподавали там одни и те же учителя, которые порой исполняли роль почтовых голубей, без собственного ведома перенося в своих карманах романтические записочки гимназистов и гимназисток”.

В конце 1870-х гг., после размещения в главном здании частной гимназии, анфиладная планировка второго этажа и помещения первого этажа главного дома были адаптированы под необходимый частной гимназии-пансиону набор помещений.

После революции женская гимназия была преобразована в школу-семилетку № 12. Мемориальная доска Денису Давыдову исчезла в неизвестном направлении.
В 1931 г. школу сменил Рабочий университет, размещавшийся в здании около 2-х лет.

В 1970 г. в целях расширения полезных площадей была разобрана торцевая стена памятника архитектуры (со стороны Сеченского пер.) и устроена двухэтажная встройка по красной линии переулка.
В конце 1990-х гг. главный дом перешёл в пользование Специализированному государственному унитарному предприятию по продаже государственного и муниципального имущества г. Москвы. Впоследствии главный дом и два парадных флигеля перешли в ведение Межрегионального фонда Президентских программ.

В 2001-2002 гг. происходит крупномасштабная реконструкция и реставрация здания. Основанием является Плановое (реставрационное) задание и разработанный ООО «ТИАМАТ-проект» на основании этого задания «Комплексный проект на ремонтно-реставрационные работы».
По проекту произведена замена деревянных лестниц, перекрытий, мезонина; заменены окна и двери; возведены новые стены и перегородки; усилены несущие конструкции здания; отреставрированы фасады и интерьеры отдельных помещений; восстановлена ограда и ворота.

Сейчас дворец занимает АФК «Система».

Объект культурного наследия федерального значения.













Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

1. Основная идея и новизна проекта

Многие исторические места Подмосковья вблизи Зеленограда широко известны и являются объектами популярных экскурсий (Шахматово, Середниково, Боблово). В связи с этим возникла идея познакомить учащихся со знаковыми местами Подмосковья, которые пока остаются для многих неизвестными. В окрестностях Зеленограда (Зеленоград – один из районов Москвы, находящийся в окружении Солнечногорского района) находится историческое место, связанное с именем героя войны 1812 года, поэтом Денисом Давыдовым.

В процессе разработки маршрута, приехав в Мышецкое, и попытавшись найти историческое место с помощью местных жителей, с удивлением обнаружили, что многие ничего не знают о сохранившихся дубах и бывшей усадьбе Дениса Давыдова.

2. Цели и задачи

  • пробуждение интереса к истории родного края;
  • воспитание патриотических чувств (героизм русских воинов в воне 1812 года);
  • реализация межпредметых связей – истории с географией и литературой;
  • вовлечение учащихся в поисковую деятельность при подготовке заданий по теме экскурсии.

3. Методы разработки и реализации проекта

  • поиск информации (Интернет, историческая художественная литература, справочники);
  • изучение карты местности, в соответствии с которой проложен маршрут;
  • знакомство с творческим наследием Д. Давыдова;
  • организация экскурсии.

Реализация проекта

1. В преддверии поездки была проведена подготовительная работа. Учащиеся получили задания на выбор:

– найти гербы села Мышецкое и деревни Чёрная Грязь и подготовить сообщение;

– познакомиться с поэзией Дениса Давыдова и выбрать стихи, посвященные Бородинской битве.

2. Основной исторический материал был подготовлен организаторами и разработчиками экскурсии.

3. Составление плана маршрута

Этапы – остановки

Остановка первая (на въезде в село около церкви Покрова Пресвятой Богородицы):

  • Знакомство с историей села Мышецкое и историей покупки усадьбы Давыдовым – (сообщение учителя );
  • Историческая справка о Денисе Васильевиче Давыдове (сообщение учащихся ).
  • Герб села Мышецкое (сообщение учащихся )

Остановка вторая (пройти в направлении озера 20 метров)

  • Жизнь в Мышецком (сообщение учителя );
  • Поэзия Д.В.Давыдова (читают учащиеся );
  • О “героических” дубах (сообщение учителя );
  • Современники о Д.В.Давыдове (сообщение учителя );
  • Денис Давыдов – баловень судьбы? (сообщение учителя );

Остановка третья (озеро Круглое)

  • По пути к озеру;
  • Озеро ледникового происхождения (сообщение учителя ).

Остановка четвёртая (деревня Чёрная грязь)

  • Построен Екатериной II (сообщение учителя );
  • Роль Давыдова в борьбе с эпидемией (сообщение учителя );
  • Герб деревни Чёрная Грязь (сообщение ученика );

4. Оценка значимости проекта

Описание экскурсионного маршрута

1-я остановка

Старинное село Мышецкое (сообщение учителя ) (слайд 2)

Старинное село Мышецкое находится в 15 километрах от Зеленограда вблизи ст. Сходня.

В начале XVII века село называлось Ново-Озерецким и было дворцовой вотчиной. В 1630 г. из приказа Большого дворца его продали князю Ефимию Фёдоровичу Мышецкому. С той поры село и получило название Мышецкое, сохранившееся до наших дней. У князя было три сына. Один из сыновей, Яков, был стольником, и после смерти отца стал владельцем села. При Якове в 1684 году в Мышецком был возведён храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы. До наших дней храм не сохранился, его разобрали на кирпич в 1941 году. Но каким он был можно представить по рисункам студентов архитектурного института, проходивших до войны практику в Мышецком. Храм был построен в стиле раннего барокко и имел форму одноглавого куба. Сейчас на месте разрушенного храма возведена новая шатровая церковь в неорусском стиле.

После смерти князя Якова Мышецкого в 1700 году село досталось его дочери Настасье, жене Кирилла Нарышкина, дальнего родственника царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной, матери Петра I. Село несколько раз продавали, у него сменилось много владельцев.

Мышецкое – усадьба Давыдова (слайд 3)

В 1822 году его купил поэт и партизан, герой Отечественной войны 1812 года генерал-майор Денис Васильевич Давыдов.

Во время Отечественной войны 1812 года Денис Давыдов сформировал первый армейский партизанский отряд. Этот отряд состоял из 50 ахтырских гусар и 80 донских казаков, которых Давыдов отбирал лично.

Давыдов считал, что партизанское движение способно обратить “войсковую войну в народную”. Отряд Давыдова действовал по тылам французской армии. Первое боевое крещение ахтырцы-партизаны получили 2 сентября около села Токарево, Смоленсской губернии, уничтожив крупный отряд мародеров и захватив в плен около 100 человек. Отряд наносил ощутимый урон неприятельской армии, громя и перехватывая транспорты с фуражом и провиантом.

Вот как писал Л.Н.Толстой о действиях партизан в романе “Война и мир”:

“Денис Давыдов своим русским чутьем первый понял значение этого страшного орудия, которое, не спрашивая правил военного искусства, уничтожало французов, и ему принадлежит слава первого шага для узаконения этого приема войны”.

Герб села Мышецкое (слайд 4)

Как и многие деревни и сёла Солнечногорского района, Мышецкое имеет свой герб, который был утвержден 17 августа 1989 года. Авторы герба – Константин и Юрий Моченовы.

Герб представлен в виде зеленого щита с голубым диском. На диске – гусарский кивер, говорящий о том, что в XIX веке в деревне была усадьба героя Отечественной войны 1812 года Дениса Дадыдова. Голубой диск окаймлен венком из лавровых листьев, означающих силу, славу и память воинов, павших при обороне Москвы в ноябре-декабре 1941 года. Голубой диск означает, что деревня расположена на берегу озера Круглое. Зеленый цвет поля говорит об окрестностях деревни. В вольной части щита - башня Московского Кремля, означающая, что деревня расположена в Московской области.

2-я остановка

Жизнь в Мышецком (слайд 5)

Недалеко от церкви располагалась усадьба Дениса Давыдова, где вместе со своей семьёй он жил с 1825 по 1832 гг., выйдя в отставку.

В Мышецком Давыдов занимался сельским хозяйством, ходил на охоту, воспитывал детей, писал стихи и мемуары. В своих письмах Давыдов приглашал друзей на охоту: “Я с утра и до вечера на коне и рыщу по мхам и болотам. Приезжай в мое Мышецкое. Теперь осень, мы с тобой погуляем за зайцами и даже за медведями, коих около меня более, нежели зайцев”. Господский дом в Мышецком был небольшой, деревянный, фасадом обращенный в сторону озера Круглое.

В Мышецком Денис Давыдов написал стихи "Бородинское поле", "Партизан", "Современная песня"....

Поэзия Д.В.Давыдова (читают учащиеся)

Элегия

Умолкшие холмы, дол некогда кровавый!
Отдайте мне ваш день, день вековечной славы,
И шум оружия, и сечи, и борьбу!
Мой меч из рук моих упал. Мою судьбу
Попрали сильные. Счастливцы горделивы
Невольным пахарем влекут меня на нивы...
О, ринь меня на бой, ты, опытный в боях,
Ты, голосом своим рождающий в полках
Погибели врагов предчувственные клики,
Вождь гомерический, Багратион великий?
Простри мне длань свою, Раевский, мой герой!
Ермолов! я лечу - веди меня, я твой:
О, обреченный быть побед любимым сыном,
Покрой меня, покрой твоих перунов дымом!

Но где вы?.. Слушаю... Нет отзыва! С полей
Умчался брани дым, не слышен стук мечей,
И я, питомец ваш, склонясь главой у плуга,
Завидую костям соратника иль друга.

Партизан

Фрагмент из неосуществленной (может быть, утраченной) автобиографической поэмы о войне 1812 года

Умолкнул бой. Ночная тень
Москвы окрестность покрывает;
Вдали Кутузова курень
Один, как звездочка, сверкает.
Громада войск во тьме кипит,
И над пылающей Москвою
Багрово зарево лежит
Необозримой полосою.

И мчится тайною тропой
Воспрянувший с долины битвы
Наездников веселый рой
На отдаленные ловитвы.
Как стая алчущих волков,
Они долинами витают:
То внемлют шороху, то вновь
Безмолвно рыскать продолжают.

Начальник, в бурке на плечах,
В косматой шапке кабардинской,
Горит в передовых рядах
Особой яростью воинской.
Сын белокаменной Москвы,
Но рано брошенный в тревоги,
Он жаждет сечи и молвы,
А там что будет - вольны боги!

Давно незнаем им покой,
Привет родни, взор девы нежный;
Его любовь – кровавый бой,
Родня – донцы, друг – конь надежный.
Он чрез стремнины, чрез холмы
Отважно всадника проносит,
То чутко шевелит ушьми,
То фыркает, то удил просит.

Еще их скок приметен был
На высях за преградной Нарой,
Златимых отблеском пожара,
Но скоро буйный рой за высь перекатил,
И скоро след его простыл...
1826

О “героических” дубах (слайд 6)

После Отечественной войны 1812 года сподвижниками Давыдова перед фасадом дома строго по кругу были посажены именные дубы.

Скромный дом в Мышецком не сохранился. Но до настоящего времени сохранилось несколько дубов, посаженных друзьями – участниками войны 1812 года и часть приусадебного парка. Рядом с дубами сейчас находится мемориальная доска.

На месте бывшей усадьбы находится мемориальная доска с надписью:

Мемориальное место. Охраняется законом РФ.

Вековые дубы, посаженные героем Отечественной войны 1812 г. русским поэтом Давыдовым Денисом Васильевичем в честь Победы

Современники о Д.В.Давыдове (слайд 7)

В Мышецком Давыдов пишет и мемуары: “Военные записки”, “Дневник партизанских действий 1812 года”, “Встреча с великим Суворовым”...

Вот как написал Давыдов о себе и встрече с великим полководцем в своей биографии: “Давыдов, как все дети, с младенчества своего оказал страсть к маршированию, метанию ружьем и прочим военным забавам. Страсть эта получила высшее направление в 1793 году от нечаянного внимания к нему графа Александра Васильевича Суворова, который при осмотре Полтавского легкоконного полка, находившегося тогда под начальством родителя Давыдова, заметил резвого ребенка и, благословив его, сказал: “Ты выиграешь три сражения!” Маленький повеса бросил псалтырь, замахал саблею, выколол глаз дядьке и отрубил хвост борзой собаке, думая тем исполнить пророчество великого человека. Розга обратила его к миру...”

Поэт Николай Михайлович Языков посвятил Денису Давыдову следующие строки:

Славы звучной и прекрасной
Два венка ты заслужил!
Знать, Суворов не напрасно
Грудь твою перекрестил...

“Давыдов – баловень счастливый”?

Некоторые современники, зачастую, воспринимали Давыдова, как удачливого весельчака. Но так ли всё было просто в судьбе. За военные подвиги он был представлен к генеральскому чину за жесточайшее сражение при Ла-Ротьере, которое разыгрывалось на глазах командующего Силезской армией. Заслуги Давыдова в этом деле были хорошо ведомы начальству. И представление подписывал самолично прусский генерал Блюхер, перед которым Александр I всегда благоволил и ходатайствовал.

Но в конце 1814 года за несколько дней до рождества из военного ведомства Давыдову был прислан приказ, которым объявлялось, что чин генерал-майора он “получил по ошибке”, вследствие чего он снова переименовывается в полковники.

Это был тяжелый и тупой удар, будто обухом по голове. Давыдов, сколь ни силился, ничего не мог понять, о какой ошибке может идти речь?

Поддержали, как всегда, друзья. Поэт П.Вяземский пишет:

Пусть генеральских эполетов
Не вижу на плечах твоих,
От коих часто поневоле
Вздымаются плеча других;
Не все быть могут в равной доле,
И жребий с жребием не схож!
Иной, бесстрашный в ратном поле,
Застенчив при дверях вельмож;
Другой, застенчивый средь боя,
С неколебимостью героя
Вельможей осаждает дверь!
Но не тужи о том теперь!

На эти стихи Давыдов ответил так: “Покойный князь Багратион не раз мне говаривал, что в мире есть нечто, пребывающее превыше и званий, и наград, разумея под этим человеческое достоинство. К сим справедливым словам незабвенного Петра Ивановича могу добавить то, в чем в тягостные часы мои я убедился самолично: превыше всех чинов и регалий навсегда пребудет к тому же и истинное дружество. И в том вы меня уверили, друзья мои!..

Дениса Давыдова как поэта и человека ценили многие его современники, в том числе Жуковский, Багратион, генерал Ермолов, Грибоедов, Пушкин... С Пушкиным Давыдова связывала искренняя дружба, несмотря на разницу в возрасте в 15 лет. Пушкин не только восхищался героем прославленных битв, но и был благодарен Давыдову, за то, что он вдохновил его на создание собственного стиля, “дал почувствовать еще в лицее возможность быть оригинальным”. “Хваля стихи мои, он (Пушкин) стал писать круче”, – хвастался в письме князю Вяземскому Давыдов.

Виссарион Белинский так писал о Давыдове: “Денис Давыдов... примечателен и как поэт, и как военный писатель, и как вообще литератор, и как воин – не только по примерной храбрости и какому-то рыцарскому одушевлению, но и по таланту военачальничества, и, наконец, он примечателен как человек, как характер. Он во всем этом знаменит, ибо во всем этом возвышается над уровнем посредственности и обыкновенности”.

3-я остановка (озеро Круглое)

По пути к озеру

Во времена Дениса Давыдова от дубов в сторону озера вела еловая аллея, к самому озеру можно было спуститься по лестнице из ста ступеней. До сих пор эта аллея существует, хотя ели в последние годы стали погибать. Ступеней тоже нет. Мы по дорожке без ступеней спускаемся к озеру Круглое.

Озеро ледникового периода

На южных склонах Клинско-Дмитровской гряды находится одно из интереснейших мест Подмосковья – три озера: Круглое, Долгое и за Рогачевским шоссе – Нерское. Они ледникового происхождения.

За долгое время ледникового периода было много отдельных похолоданий и потеплений. Во время холодов ледниковый покров и рос в толщину и продвигался на юг. Когда климат теплел, ледник начинал таять. Далеко не каждое оледенение достигало этих мест. Но и те ледники, которые здесь побывали, оставили после себя значительные изменения. Они уничтожали растительность, почвы, перегораживали реки, сглаживали холмы, придавая им мягкие волнистые очертания.

Вместе с текущим льдом двигались огромные массы песка, глины и камней, которые оставались на месте после таяния ледника и заполнили бывшие овраги. Когда ледник рос и расползался, его передний край сдвигал грунт впереди себя, а когда он таял, у его бывшего края оставались гряды холмов. Особенно крупные гряды образовывались в тех местах, где путь леднику перегораживали повышения в рельефе. Одна из таких крупных гряд – Клинско-Дмитровская.

Озеро Круглое появилось в послеледниковую эпоху, когда отступивший к северу гигантский ледник, покрывавший территорию нынешнего Подмосковья, принес из Скандинавии и Карелии валуны, гальку, пески и гравий, образовавшие холмы и гряды, между которыми сформировалось множество озер. В озеро впадает небольшая речка Альба, соединяющая его с озером Долгим, а вытекает из него река Мещериха (левый приток Клязьмы).

Озеро Круглое имеет в длину и ширину около 1 км. Глубина его около 3 м. Вода в нём холодная. На восточном берегу обнаружена неолитическая стоянка бронзового века, относящегося к фатьяновской культуре – одна из древнейших в Подмосковье. Были обнаружены медные, бронзовые и каменные предметы, украшения и керамика.

Если бы мы оказались на этом же месте один миллион лет назад, то, наверное, больше всего нас удивили бы леса, в которых мы оказались. Разнообразие лиственных деревьев, магнолии, лианы, пальмы, напомнили бы нам о субтропиках. Действительно, климат в те времена был гораздо теплее, чем теперь. Однако, с тех далеких пор всё переменилось. Ледники, которые пришли сюда вслед за похолоданием, изменили очертания холмов, русла рек, “отодвинули” теплолюбивую растительность и животных далеко на юг.

4-я остановка (деревня Чёрная грязь)

Построен Екатериной II

В 1776 году в 32-х километрах от Москвы был построен путевой дворец Екатерины II и открыта почтовая станция. Она упоминается в книге А.Н.Радищева “Путешествие из Петербурга в Москву”. Здесь останавливались многие знаменитости, в том числе Пушкин А.С, Гоголь Н.В., Герцен А.И.

Вклад Давыдова в борьбу с эпидемией

В 1830 году вокруг Москвы свирепствовала холера. Чтобы не пропустить эпидемию, вокруг Москвы были созданы санитарные участки, а на трактах – заградительные посты.

Денис Васильевич одним из первых вызвался помочь в борьбе с холерой. Он попросил назначить его на тот пункт, “что примыкает к Петербургской дороге, поскольку здесь же, в семи верстах от Черной Грязи, мое сельцо Мышецкое, а в нем все семейство...”

Давыдов, на подведомственном ему участке №20, занялся устройством карантинных бараков, бань, караульных помещений для солдат. Средства на это выделили московские купцы. Давыдов блестяще справился с поставленной задачей: на его участке болезнь резко пошла на убыль, а его участок считался образцовым.

Герб деревни Чёрная Грязь

Голубой цвет щита символизирует цвет почты. Черная оконечность напоминает о названии деревни. В центре щита установлен старинный верстовой столб – через деревню пролегал тракт Москва–Петербург, а ныне проходит Ленинградское шоссе. По сторонам от столба расположены 2 почтовых рожка, напоминающих о том, что в деревне была первая от Москвы почтово-ямская станция. Об этом говорит надпись на столбе – 32 (32 версты от Москвы). Башня Московского Кремля на гербе означает то, что деревня расположена в Московской области.

Значимость проекта:

1. В создании нового экскурсионного маршрута.

2. Подводит к пониманию того:

– можно найти и открыть для себя неизведанное совсем рядом.

3. В осознании связи исторического процесса с личным вкладом Д.Давыдова.

4. В прослеживании межпредметных связей истории с географией и литературой.

5. В развитии метапредметных навыков при подготовке и оцениванию полученной информации.

6. В пробуждении творческой активности (учащиеся готовят отчеты о поездке в виде рисунков, презентаций, эссе и выступают перед учащимися младших классов).

7. В возникновении желания учащихся больше узнать об истории родного края.

Перспективные проекты:

1. Андреевка. “Стекольное производство – прошлое и настоящее” (100 м от Зеленограда).

2. Менделеево. “Стоянка первобытного человека. Льяловская культура (5 км от Зеленограда).

3. Зеленоград. “Конструктивизм 60-х годов” и “Попытка создания “Силиконовой долины””

Данные экскурсионные маршруты можно объединять. Можно дополнительно включить уже известный маршрут в усадьбу Середниково.

Литература

1. Серебряков Г.В. Денис Давыдов. Роман-газета №11-12, 1988.

2. Задонский Н.А. Денис Давыдов. Историческая хроника. М: Современник, 1979.

3. Волкова Н. Приезжай в моё Мышецкое. Газета “Сенеж” №23, 2010.

4 http://www.kulichki.com/gusary/istoriya/iskusstvo/poeziya/19vek/davpush.html

5. http://www.craneland.ru/?page_id=48

6. http://www.heraldicum.ru/russia/index.htm

7. http://hrammysheckoe.ru/istoriya

8. ttp://www.vidania.ru/literatura/pressa/denis_davydov_poet_geroy_vladelecl

9. http://cs622517.vk.me/v622517402/4c47f/5OH5zpt8ZAg.jpg

Рудашевский Е.В.

История дома – это, прежде всего, судьбы живших в нём людей. Усадьба Бибиковых, теперь известная как особняк Давыдова, не исключение. Здесь (Пречистенка, 17) в разное время жили и работали разгульный гусар (Денис Давыдов) и скромные пансионерки (гимназии Арсеньевой); обер-полицмейстер Его Величества (Николай Архаров) и работники райкома КПСС; талантливый композитор (Данила Кашин) и бездарный, одним мотовством известный промышленник (Алексей Затрапезный). В этих комнатах начинали и оканчивали жизнь наследники старинных русских родов – Шаховские, Бибиковы, Розены. В этих стенах звучали голоса Алексея Ермолова, Евгения Баратынского, Александра Пушкина, Льва Поливанова и других людей, не только наблюдавших развитие русской истории, но и непосредственно в ней участвовавших.

Если разом посмотреть на 250-летнюю историю, то вашему вниманию представится удивительная какофония, в которой слова поэзии сочетались со звоном монет, матерные проклятия звучали вместе с блаженной молитвой, а гимны во имя царя пелись одновременно с «Интернационалом». В этой эклектике – история города, история нашей страны.

Называть особняк именем Дениса Давыдова можно только с оговорками. Дело в том, что Софье Давыдовой (жене Дениса Васильевича) усадьба принадлежала лишь три года, а сам генерал-партизан не жил в нём и двух лет. Давыдовы – одни из немногих владельцев, при которых в особняке не проводилось никаких строительных и даже ремонтных работ. Денис Васильевич не оставил здесь видимых следов. Тем менее его имя в советское время уберегло особняк от многих разрушений, помогло сохранить аристократический вид – он был включён в «Список вновь выявленных памятников истории» (1988 года), а затем был признан памятником архитектуры федерального значения (в 1995 году). Особняк на Пречистенке по сей день называется «Давыдовским», пусть исторически это неверно. Точнее было бы назвать его именем Михаила Шаховского (по заказу которого была устроена усадьба) или хотя бы именем Бибиковых (в собственности которых усадьба находилась более полувека). Между прочим, сам Денис Васильевич называл особняк именно «Бибиковским». Однако установленной традиции менять нет смысла.

История особняка начинается историей Пречистенки.

К XVI веку у Москвы было четыре пояса укреплений: стены Кремля, Китай-города, Белого города и деревянная стена на земляном валу Скородома (названного так из-за того, что выстроен был «скорым ходом» – за два года). При Скородоме стояло более 50 башен; из них 12 – проездные. Он охватывал кольцо диаметром в пять километров. При осаде 1611 года деревянная стена сгорела; с ней сгорел и весь Скородом. Район этот восстановили только к 1630 году. Новые дома, новые ограды, новое название – Земляной город.

«Расселение в Земляном городе было связано с прилегающими частями Белого города. Запад сохранился как окраина Занеглименья и застраивался усадьбами бояр и дворян, по-прежнему здесь было много ремесленных слобод; стрелецких – меньше, потому что это направление уже стало безопасным. Северная часть Земляного города, как и Белого, считалась не очень удобной для жилья, поэтому была заселена стрелецкими и чёрными тягловыми слободами».

Во второй половине XVI века территория современной Пречистенки была отдана Иваном Грозным во владение опричникам. В те годы здесь появились дома московской знати – предвестники будущих роскошных усадеб, из-за которых улица, а с ней и весь район будет считаться в городе одним из самых дорогих, престижных.

«Названия улиц произошли не случайно. В этих названиях – указание на историческое событие, на известное в своё время лицо, на бытовую черту, на местную особенность; в них хранится память прошедшего, иногда отдалённого». Улица Пречистенка, безусловно, не исключение.

До середины XVII века Пречистенка называлась Большой Чертольской. Площадка, на которой сейчас стоит Храм Христа Спасителя, была известна как Чертолье. Всё из-за тихого ручья Черторый – левого притока Москвы (за ним прежде шла крепостная стена Белого города). Речку так прозвали, потому что берега у неё были рваные, корёженные, а русло – чудно́е, неровное. «Словно бы чёрт её рыл!» – причитал простой люд. Так ручей и прозвали – Черторый. Улицу Белого города, которую он пересекал, назвали Чертольской; её продолжение (за стенами Белого города) – Большой Чертольской.

Народное название, быть может, дожило бы до наших дней, однако в 1685 году велением царя Алексея Михайловича улицу эту переименовали. Сейчас подобное изменение никого бы не удивило – толковать и спорить о нём захотели бы только историки да архивариусы, но в ту пору почти всем жителям Земляного города на долгие дни излюбленной забавой стало обсуждать это событие, ведь прежде в Москве никто ещё не переименовывал улицы, не отказывался от исконных имён. Одни посмеивались над царём, другие признавали его решение мудрым.

Почему же Чертольская не угодила царю? Дело вот в чём. Алексей Михайлович – человек тихий, набожный – часто спозаранку выезжал со свитой из Кремля, отправлялся в Новодевичий монастырь (тот находился за границами города). Ехал царь помолиться перед иконой Пречистой Смоленской Богоматери, повидаться с дочерьми – Екатериной и Евдокией. Восстановление монастыря (после его разорения в Смутное время) было для Романовых символом восстановления всей Руси. Однажды, выехав поутру на Большую Чертольскую, Алексей Михайлович промолвил, что негоже к иконе-то чудотворной ехать по улице, в названии которой сам чёрт наследил! Добра от такого пути не дождаться. Тогда и решили, что для улицы, ведущей к монастырю, благозвучнее будет говорить «пречистая». По указу царя 16 апреля 1658 года обе улицы: Чертольская (нынешняя Волхонка) и Большая Чертольская – были объединены в одну Пречистенку. Название это московскому народу полюбилось, и споров о нём вскоре не осталось.

Пречистенка. В этом слове – музыка московского говора. Улица именно «Пречистенка», а не «Пречистенская», как и Остоженка, Воздвиженка, Знаменка, Варварка, Петровка, Ордынка и прочие названия.

Уже при жизни Алексея Михайловича часть Пречистенки до крепостных ворот стала аристократической. Раньше она только тем и славилась, что на ней (возле нынешнего Чертольского переулка) стоял «убогий дом» – морг, куда «божедомы» приносили тела убитых и ограбленных москвичей, а также тела умерших «дурной смертью», то есть без покаяния. Теперь же для московской знати оказалось почётным выстроить себе хоромы рядом с дорогой, по которой царь ездит молиться. Простой люд, некогда говоривший, будто здешнюю речку «сам чёрт рыл», вынужден был покинуть свои ночлежки. Также и слобожане оставляли свои дворы, харчевни, блинные, цирюльни, кузницы.

Не прошло и века, как царские особы покинули Пречистенку – решили править государством из Петербурга. Однако аристократическое значение улица не утратила. На ней по-прежнему селились только богатые, знатные люди. Для архитекторов и скульпторов Пречистенка стала многолетней мастерской. В начале улицы ещё сохранились палаты XVII века, а рядом с бывшим Чертольем уже поднимались первые особняки русского классицизма: дом бояр Хрущёвых-Селезнёвых (теперь – музей А. С. Пушкина), дом Станицкой (теперь – музей Л. Н. Толстого); чуть раньше по заказу князя Шаховского был построен двухэтажный особняк.

Фамилии многих аристократов, живших на Пречистенке, сохранились в названии переулков: Всеволожский, Лопухинский, Хрущёвский и др.

В конце XIX века, когда почти все дома на Пречистенке перешли во владение купцов, ручей Черторый спрятали в подземную трубу. Сегодня на месте его некогда извитого русла – ровные полосы бульваров.

От далёких врёмен, когда ещё шумел приток Москвы Черторый, когда Новодевичий монастырь стоял разорённый, опустевший, из названий нам остался только Чертольский переулок. Да и Пречистенку мы потеряли на несколько десятилетий. Коммунистам не понравилось, что в Кремль им приходится ездить по улице, названной в честь иконы… Кто такая, эта Пречистая Смоленская Богоматерь? То ли дело Пётр Алексеевич Кропоткин! Революционер-анархист (который, между прочим, был похоронен на Новодевичьем кладбище). Так, в 1924 году Пречистенка стала Кропоткинской. Лишь семьдесят лет спустя улице вернули указанное Алексеем Михайловичем название. Кропоткинским остался только переулок (как и в случае с Чертольским) – будто Москва вознамерилась именно переулками сохранить память о долгой эпохе часто сменяющихся названий, началом которой было переименование Чертольской улицы в Пречистенку.

Пречистенская усадьба Дениса Давыдова была построена более чем за тридцать лет до его рождения – Михаилом Ивановичем Шаховским, который и стал её первым владельцем.

О Михаиле Ивановиче известно мало. Скупые биографические выписки не могут рассказать, каким был этот человек. Мы не знаем ни его настроений, ни озвученных им мыслей. Был ли он бережлив к друзьям, скуп, смешлив, яростен в припадках гнева? Об этом не сохранилось упоминаний. Поэтому и рассказ о нём не может превзойти сухого отчёта об истории рода Шаховских и близких к Михаилу Ивановичу родственников.

Шаховские – старинный княжеский род, потомки Рюриковичей (князей Ярославских – по отцу, Черниговских – по матери). В начале XV века жил князь Константин Глебович. Друзья и враги прозвали его Шахом; от него-то и начался род Шаховских. История этого рода интересна тем, что члены его умели вовремя проявить политическую активность – они были участниками некоторых важных государственных событий.

«Не имея большого значения в XV веке и не приобретя его в XVI, Шаховские мало пострадали от опричнины Грознаго и не принадлежали к аристократическому кружку, захватившему власть в свои руки в начале XVII века в правление Василия Шуйскаго. Наоборот, в лице своего наиболее виднаго представителя в эту эпоху, князя Григория Петровича Шаховского, они выступили против этой аристократической партии и немало содействовали ея падению. Впрочем, и при первых государях из дома Романовых Шаховские не поднимались очень высоко и только некоторые из них достигали думных чинов. В XVIII веке князья Шаховские выдвинулись и в это время начали занимать очень видные посты на государственной службе. Князь Алексей Иванович был сенатором, генерал-аншефом и правителем Малороссии при Анне Иоанновне; князь Яков Петрович <…> был генерал-прокурором. В XIX веке Шаховские дали также немало выдающихся личностей. В этом столетии особенно замечательны князья: Алексей Иванович (герой Кавказской войны), Александр Александрович (драматург) и Иван Леонтьевич (член государственного совета, генерал от инфантерии, известный боевой генерал царствования императора Александра I и Николая I)».

В наши дни наибольшее внимание историки отдают двум представителям рода Шаховских: Фёдору Петровичу (1796–1829 годы) и Дмитрию Ивановичу (1862–1939 годы). Первый был декабристом, второй – видным кадетом. Фёдор Петрович ещё семнадцатилетним юношей участвовал в заграничных походах русской армии, своим оружием славил императора, но вскоре вступил в «Союз благоденствия» (тайное общество декабристов) и даже говорил своим сподвижникам, что при необходимости готов лично убить Александра I. В марте 1826 года Фёдор Петрович был обвинён в принадлежности к тайным обществам, в причастности к «Московскому заговору 1817 года». Его приговорили к лишению чинов, дворянства, к пожизненной ссылке в Туруханск. Летом 1828 года он впал в сумасшествие, а 24 мая 1829 года умер (ему было 33).

Дмитрий Иванович Шаховской – внук Фёдора Петровича. Он был одним из создателей «Союза освобождения» (нелегальное политическое объединение интеллигенции и земских либералов). Дмитрий Иванович возглавлял левое крыло конституционно-демократической партии. Впоследствии он стал секретарём первой Государственной Думы. При временном правительстве Дмитрий Иванович был министром государственного призрения, затем участвовал в антибольшевистском подполье. В 76 лет (1938 год) был арестован и расстрелян.

Прочие Шаховские сейчас оставлены без внимания. Из XVIII века только генерал-прокурор Яков Петрович удостоился похвал за составленные им «Записки» (автобиография – портрет его эпохи).

Память о Михаиле Ивановиче Шаховском – первом владельце Давыдовской усадьбы – вполне умещается в скромную статью «Русского биографического словаря». Там же написано про его брата – Григория Ивановича (белгородского губернатора) и деда – Порфирия Ивановича.

Порфирий Иванович был сыном воеводы – князя Ивана Леонтьевича Шаховского. Ни даты, ни года рождения Порфирия Ивановича не осталось. Известно только, что сам он был окольничим; что в 1671 году «под предводительством Юрия Алексеевича Долгорукова участвовал в походе против мятежных шаек Разина; в этом же году князь получил звание стольника». Восемь лет подряд Порфирий Иванович был воеводой в Туле. «Оклад Шаховского был очень незначителен даже по тогдашнему времени: ему выдавалось поместнаго окладу 400 четвертей и денежнаго 10 рублей; но он умел получать награды». Затем Порфирий Иванович служил воеводой во Владимире, а в именины царя Петра Алексеевича был пожалован в окольничие. О смерти Порфирия Ивановича неизвестно ничего, кроме того, что она была – ни дату, ни особенные для неё обстоятельства указать не удастся, так как они не были сохранены ни в одном из известных нам отчётов, не были записаны ни в одних из доступных нам воспоминаний, записок, писем.

Михаил Шаховской родился в 1707 году (от второго брака Ивана Порфирьевича) с княгиней Татьяной Фёдоровной Юсуповой). В 1720 году он был определён на службу в лейб-гвардию Семёновского полка. Выпущенный в армейский полк с обер-офицерским чином князь Михаил Иванович поступил в лейб-регимент поручиком, а в 1730 году был произведён в капитаны.

В это же время начинаются его заботы о новом московском владении.

К началу XVII века район Пречистенки был плотно застроен домами разного оформления, достоинства. Жители здесь случались разные – не только по доходу, но и по статусу. Лишь к XVIII веку этот район получил выраженную социальную определённость. Большинство владельцев пречистенских домов тогда были офицерами или высшими дворцовыми служащими. Это видно по «Переписным книгам» того времени.

Место, на котором впоследствии будет выстроена Давыдовская усадьба, в начале 1730-х годов было разделено на шесть мелких участков, принадлежность которых нетрудно узнать по «Актовым» и «Писцовым книгам».

Один из участков (на углу между современным Сеченовским переулком и улицей Пречистенкой) принадлежал отцу Михаила Ивановича – Ивану Порфирьевичу, который получил его после распределения бывших слободских земель ещё в 1701 году. Сохранилось несколько закладных, написанных Иваном Шаховским на этот участок; судя по тому, что суммы указаны в них весьма скромные, здесь не было ни одного капитального строения. В 1723 году владельцем этого участка значился уже Григорий Иванович – старший сын Ивана Порфирьевича. И только в начале 1730-х земля перешла, наконец, во владение Михаил Ивановича.

В 1734 году князь по болезни был определён к гражданским делам и назначен в Санкт-Петербургскую вотчинную контору, где находился до 1741 года в должности советника. В 1742 году Михаил Иванович был назначен вице-президентом, а в 1753 – президентом камер-коллегии. Эти перемены не помешали его заботам о московском владении.

Соседями Михаила Шаховского на Пречистенке тогда были царские служащие и чиновники. Один из участков (на углу между современным Барыковским переулком и Пречистенкой) в начале XVIII века принадлежал «вотчинных дел императрицы управителю» Ивану Грузинцеву, который в 1723 году продал его царскому истопнику Никифору Сомову – за 15 рублей. Далее по переулку располагались владения дворцового стряпчего Ивана Зверетинова, капитана Сипягина и премьер-майора Ивана Оголина. Их участки были заняты небольшими, чаще всего ветхими, деревянными строениями.

Более 15 лет потребовалось Михаилу Ивановичу, чтобы скупить все эти земли. Неизвестно, почему он не мог сделать этого быстрее – то ли сам не проявлял достаточного желания, то ли владельцы торговались, требовали высокую цену, то ли вовсе не хотели отдавать участки. Так или иначе, скупка проводилась неспешно.

В 1733 году было выкуплено владение вдовы Зверетиновой; в 1738 году – владение Оголина. Таким образом, Михаил Шаховской расширил свой двор до 64 метров по Пречистенке, до 95 метров по переулку и до 41 метра по задней (южной) стороне.

В 1745 году удалось за 40 рублей переписать на своё имя участок Сомова, после чего владение Шаховского протянулось по всей Пречистенке – между двумя переулками: Дурново и Полуэктовым (современными – Барыковским и Сеченовским). В 1749 году наследники канцеляриста Алексея Зверетинова продали Михаилу Ивановичу боìльшую часть их двора (за 90 рублей). Наконец, в 1750 году наследники капитана Сипягина продали князю Шаховскому «двор на белой земле в Земляном городе в приходе церкви Воскресения Новое меж улиц Пречистенка и Остоженка, в межах с дворами его князя Шаховского да Тимофея и Алексея Кирилловых детей Кутузовых, за 100 рублей».

В те годы стало популярным перестраивать старые палаты в модном классическом стиле. Величавые, но дряхлые строения, которыми некогда любовались первые цари династии Романовых, были обрушены, старые палисадники – срезаны; им взамен были выстроены вельможные чертоги, протянуты замысловатой конструкции сады. Домовладельцы приглашали известных архитекторов, соглашались на покупку дорогих материалов, платили художникам, скульпторам. Пречистенка расцветала. Теперь, поднявшись из низин бывшего Чертолья, въехав на ровную дорогу Пречистенки, губернатор мог с улыбкой благоволения смотреть по сторонам, примечать новые красоты.

К началу 1750-х годов владение Шаховского приобрело свои окончательные границы, которые оставались неизменными более полутора веков (не считая перепланировку улицы после пожара 1812 года).

Судя по суммам, уплаченным Михаилом Шаховским за каждый из участков, на них в те годы не было ни одного каменного строения, что, безусловно, опровергает предположения о том, что в состав усадьбы могли войти каменные фундаменты более старых зданий.

Строительство главного дома – особняка – началось в период между 1740 и 1758 годами. История не сохранила для нас ни точной даты, ни даже имени архитектора. К сожалению, такой флёр таинственности лежит на многих зданиях старой Москвы. К примеру, построенный несколько позже дом № 19 на Пречистенке (усадьба Кречетникова) также лишён отчества –предположения о времени его строительства, о владельцах приходится делать на основании архитектуры здания, а также на основе литературных источников – неточных, противоречивых и весьма субъективных. Давыдовский особняк был отнесён к «приходу церкви Воскресения Новое», стоявшей на месте нынешнего сквера возле дома № 17 по Остоженке. Тогда же слева от жилой части ансамбля был устроен сад (со стороны Барыковского переулка).

Полномасштабное строительство во владении Шаховского началось лишь в 1749 году, и для исследователя это – большая удача. Благодаря этому можно не только написать примерные даты строительства, но также указать на первого владельца особняка – на Михаила Ивановича. Дело в том, что до 1742 года застройка всех участков Москвы осуществлялась без надзора Полицмейстерской канцелярии; найти сведения о зданиях, построенных в Москве до указанного года – задача необычайно сложная, порой невыполнимая.

К 1758 году Михаил Иванович закончил обустройство собранного им владения (значившегося под адресом «3 команда Земляного города, приход церкви Воскресения Христова Новое»). Планировка усадьбы была типичной для того периода; князь, судя по всему, не пытался оригинальничать и в своих заказах неизвестному архитектору не просил ничего исключительного. Как и во многих московских усадьбах, главный дом (жилые каменные палаты) был поставлен в глубь участка, параллельно основной улице (Пречистенке). Здание было отстроено в виде вытянутого прямоугольника (по углам его красовались несимметрично расположенные ризалиты – выступы). Протяжённость парадного фасада – 38,4 метра. К зданию были пристроены деревянные корпуса. По всему участку стояли жилые и нежилые одноэтажные деревянные службы. Со стороны Полуэктова (современного Сеченовского) переулка была устроена хозяйственная зона.

Строительство главного здания проходило в несколько этапов, и это объясняет его очевидную асимметричность. Вначале (в период между 1737 и 1745 годами) была возведена западная часть (сводчатые палаты первого яруса). Дом был достроен до полного объёма после 1750 года, когда Михаил Иванович приобрёл все необходимые ему земли.

Когда здание было надстроено до второго этажа, точно неизвестно. Судя по всему, это произошло не раньше конца 1760-х. Так или иначе, второй этаж появился до того, как усадьбой завладел Николай Архаров.

Если бы Михаил Шаховской выстроил подобные хоромы ещё полвека назад, для Пречистенки это, безусловно, стало бы делом особенным. Но к середине XVIII века улица эта была застроена подобными дворянскими усадьбами. К 1750-м годам на месте бывшей конюшенной слободы были сформированы просторные владения богатой знати – Всеволожских, Долгоруковых, Хованских, Салтыковых-Головлёвых, Мухановых, Давыдовых.

На историческом плане Москвы, который в 1767–1769 годах составил Горихвостов, хорошо видно, из каких мелких, разрозненных участков были собраны эти владения. Горихвостов порой вынужден был пользоваться топографическими данными начала XVIII века, этим можно объяснить недостатки созданного им плана: так, в отдельных районах он ошибочно зафиксировал давно преодолённую разъединённость земель. Владение Михаила Шаховского относилось к одному из таких «ошибочных районов», благодаря чему можно было лишний раз убедиться в его прежней раздробленности.

О том, как застраивалась Москва в XVII веке, мы можем судить по малочисленным планам, картам (в меньшей степени – по воспоминаниям живших тогда людей). По-настоящему документальной, открытой история города стала лишь в XVIII веке, когда появились первые признаки бюрократии. Всё должно быть записано, внесено в списки, указано, сочтено. Для любого исследователя в этом – подспорье, порой сложное для анализа, но всё-таки доступное. Вспоминается, как вздыхал Саша Адуев из «Обыкновенной истории» Ивана Гончарова: «Придёт посторонний проситель, подаст, полусогнувшись, с жалкой улыбкой, бумагу – мастер возьмёт, едва дотронется до неё пером и передаст другому, тот бросит её в массу тысячи других бумаг, – но она не затеряется: заклеймённая нумером и числом, она пройдёт невредимо чрез двадцать рук, плодясь и производя себе подобных. Третий возьмёт её и полезет зачем-то в шкаф, заглянет или в книгу, или в другую бумагу, скажет несколько магических слов четвёртому – и тот пошёл скрипеть пером. Поскрипев, передаёт родительницу с новым чадом пятому, – тот скрипит в свою очередь пером, и рождается ещё плод, пятый охорашивает его и сдаёт дальше, и так бумага идёт, идёт – никогда не пропадёт: умрут её производители, а она всё существует целые века. Когда, наконец, её покроет вековая пыль, и тогда ещё тревожат её и советуются с нею. И каждый день, каждый час, и сегодня и завтра, и целый век, бюрократическая машина работает стройно, непрерывно, без отдыха, как будто нет людей, – одни колёса да пружины…» Благодаря исправности этой машины, мы и сегодня можем поворошить документы, составленные в XVIII веке, а ведь они – редкие свидетели того времени, чьему слову можно довериться. И нам, в отличие от Саши Адуева, нужно с благодарностью думать о неисточимых шестерёнках бюрократии.

В 1760 году Михаил Шаховской был назначен сенатором с пожалованием в тайные советники. Однако ни чином, ни обустроенным, наконец, московским владением он не успел вдоволь насладиться, так как был в частых разъездах, а в январе 1762 года – умер.

Собственно, до 1762 года московская знать редко бывала в своём городе, ведь по закону её представители обязаны были служить, а значит – находиться в местах, этой службой предписанных. Получалось так, что наиболее дорогие, роскошные дома в Москве пустовали. Ухаживать за ними становилось делом дорогим и по-своему бессмысленным, ведь что за радость годами оплачивать содержание и ремонт усадьбы – с тем, чтобы иной раз не появляться в ней до десяти-двенадцати месяцев.

Всё изменилось в начале 1760-х, когда дворянство было освобождено от постоянной службы. Дворяне теперь смогли поселиться в Москве. Они устраивали встречи, жили открыто, ярко, а для этого нужно было строить новые здания, приглашать архитекторов, скульпторов, живописцев. В таком соревновании, где каждый хотел прославиться исключительной красотой дома, в Москве появились дворцы с белыми колоннадами, пёстрыми эркерами, высоченными портиками. Их окружили сады, парки, многочисленные флигели, службы и теплицы – «целые помещичьи усадьбы, закинутые внутрь города и придававшие Москве вид странного смешения древнего и новейшего зодчества». Старые дома теперь казались особенно ветхими, неуклюжими рядом с такими чертогами. Владельцы торопились снести старые палаты – считаясь только с модой, они и не думали о том, что лишают Москву её многовекового наследия, ради мнимой красоты уничтожают архитектурные страницы российской истории.

«Богатое строительство и роскошная жизнь московской знати основывалась на всё возрастающей барщине, оброках и различных поборах, выколачиваемых помещиками из крепостных крестьян.

Особняки московской знати поражали богатством, пышностью обстановки и многолюдностью дворни. Большие комнаты, обитые штофными обоями или шёлковыми тканями, украшенные громадными зеркалами в позолоченных рамах с мраморными консолями внизу, были увешаны по стенам картинами итальянских и французских художников и фамильными портретами. Шёлковые занавеси на окнах и дверях, мебель красного дерева с позолотой, обтянутая шёлковой тканью, были обычным убранством комнат. Дом обслуживался многочисленными дворовыми, ютившимися в низких, грязных и тесных коморках боковых построек барского дома. Обычный штат богатого дворянина состоял из камердинеров, дворецкого, повара, десятка официантов и лакеев, парикмахера, двух портных (мужского и женского), горничных, прачек, двух десятков конюхов, псарей, доезжачих, охотников и т. д.».

Сам Михаил Шаховской не успел насладиться расцветом московских дворцов. Наслаждаться этим довелось Алексею Ивановичу Затрапезному – второму владельцу Давыдовской усадьбы, человеку противоречивой и во многом печальной судьбы. Но это уже – другая история.

Библиография

  1. Актовые книги. Том 1. М., 1892.
  2. Актовые книги. Том 3. М., 1894.
  3. Актовые книги. Том 7. М., 1897.
  4. Гончаров И. А. Собрание сочинений в восьми томах. Т. 1. Обыкновенная история. М., Правда, 1952.
  5. Забелин И. Е. Опыты изучения русских древностей и истории. Ч. 2. М.: 1873.
  6. Мартынов А. Названия Московских улиц и переулков с историческим объяснением. М., 1878.
  7. Переписные книги Москвы. Том 1.
  8. Ратомская Ю. В. Величавые палаты, мой Пречистенский дворец. // Декоративное искусство. 2001, № 4.
  9. Смолицкой Г. П. Названия московских улиц. М., Муравей, 1998.
  10. Шмидт О. Пречистенка, Остоженка. М., 1994.

Примечания

Шмидт О. Пречистенка, Остоженка. М., 1994. С. 6.

Мартынов А. Названия Московских улиц и переулков с историческим объяснением. М., 1878. С. 1.

Из работы Смолицкой Г. П. «Названия московских улиц» (М., Муравей, 1998): «Позже эта «модель» названия распространилась по России. Но и сейчас не во всех городах есть аналогичные названия. В Петербурге, например, только Ли́говка (Ли́ говский проспект). Но и в нём мы можем видеть «московский след», так как Ли́говка расположена около Московского вокзала и, возможно, эта форма была «занесена» сюда из Москвы».

Божедом - человек, живущий в богадельне, призреваемый: сирота, подкидыш, безродный.

Русский биографический словарь. Т. 22. СПб., 1905.

Московский заговор 1817 года – одно из ключевых событий в истории тайных обществ России первой четверти XIX века. Целью заговора было убийство императора и преобразование России.

Окольничий – один из высших придворных боярских чинов в допетровской Руси.

Русский биографический словарь. Т. 22. СПб., 1905.

Для подготовки офицеров в армейские кавалерийские полки в 1721 году был сформирован Кроншлотский драгунский полк – он состоял из одних дворян, назывался лейб-региментом.

Вотчинная контора – отделение Вотчинной коллегии, ведавшее закладами недвижимых имений, взносами по закладам, производством дел по недвижимым имениям и т. д.

Для сравнения, в те годы 1000 штук красного кирпича стоили 2 рубля, работник на доменной печи получал в месяц 1,5 рубля.

Актовые книги. Т.7. М., 1897.

См: Ратомская Ю. В. Величавые палаты, мой Пречистенский дворец. // Декоративное искусство. 2001, № 4.

О том, что эта часть здания была возведена существенно раньше остальных, свидетельствует и то, что во время последних реставрационных работ при раскрытии сводчатых помещений был обнаружен ярус подклета – нижнего этажа.

Гончаров И. А. Собрание сочинений в восьми томах. Т. 1. Обыкновенная история. М., Правда, 1952. С. 54–55.

Эркер – часть комнаты, помещения, выступающая за пределы наружной стены здания в виде полукруглого или многогранного застеклённого объема.

Забелин И. Е. Опыты изучения русских древностей и истории. Ч. 2. М.: 1873. С. 354.

Доезжачий – старший псарь, занимающийся обучением борзых и гончих собак и распоряжающийся ими на охоте.

Бакланова Н. А. Московский быт. История Москвы в шести томах. Т. 2. М.: Издво Академии наук, 1953. С. 578.

  • Русское краеведение

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

В конце одной из самых старых улиц Москвы, в доме № 55 по Арбату расположена мемориальная квартира Андрея Белого. Здесь, 14 октября 1880 года, родился Борис Николаевич Бугаев, один из отцов русского символизма, поэт, прозаик, критик, мемуарист и исследователь литературы.

История самого дома старше поэта больше чем на век: старый усадебный дом, лежащий в основе усадьбы, перестроенной в конце 1870-х годов по проекту архитектора Митрофана Александровича Арсеньева, был построен еще до пожара 1812 года. Квартиры в доходном доме сдавались преподавателям Московского университета, одну из которых (№ 7) и получил математик Николай Васильевич Бугаев – отец поэта.

Борис Бугаев проводит в квартире школьные годы, заканчивает Московский университет. Судьбоносным для будущего символиста становится соседство Бугаевых с семьей Михаила Сергеевича Соловьева, внука известного историка и родного брата философа Владимира Соловьева. Частые гости Соловьевых – Валерий Брюсов, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, «старшие символисты», дружба с которыми, зародившаяся здесь, в доме № 55 по улице Арбат, определила дальнейшую творческую судьбу поэта. Здесь же родился его псевдоним – «Андрей Белый».

В 1906 году Белый покинет дом на Арбате уже ведущим московским символистом, пережив смерть отца и первую «мистическую влюбленность» в Маргариту Кирилловну Морозову. Семья Соловьевых в 1902 году помогла поэту издать его первую книгу – «Симфония (2-я, драматическая)».

Надстроив четвертый этаж, в 1930-х годах дом отдадут под коммунальные квартиры, еще полвека в нем будет существовать Министерство иностранных дел. С 1987 года квартира № 7 поступает в распоряжение государственного литературного музея им. А. С. Пушкина, и уже в 2000 году там открылся музей Андрея Белого.

В квартире, занимающей половину третьего этажа пять комнат. Сейчас в детской размещена часть экспозиции, связанная с юношескими годами поэта. Здесь же можно найти все черновики и записи, посвященные эпопее «Моя жизнь», в которую вошли повести «Котик Летаев» и «Крещеный китаец», главный герой которых, юный Летаев, наделен многими автобиографическими чертами. Часть экспозиции, посвященная матери поэта, расположена в спальне родителей. Экспонаты рассказывают, что именно Александра Дмитриевна Бугаева привила интерес юному Боре не только к поэзии, но и к музыке и живописи. Отдельное место в комнате занимают экспонаты, рассказывающие о музах поэта: Любови Дмитриевне Менделеевой-Блок и Маргарите Кирилловне Морозовой.

Все литературное наследие Белого: рукописи, черновики, письма, книги и фотографии – расположено в бывшей столовой. А гостиной возвращена ее историческая функция. В ней сегодня, как и при семье Бугаевых, проводятся творческие встречи и музыкальные вечера.

Сегодня в фондах музея уже более 1000 единиц рукописей, машинописей и документов, среди которых можно найти автографы В. Я. Брюсова, Н. С. Гумилева, И. Северянина и, благодаря частным коллекциям, они постоянно пополняются.


Эта территория в XVI в. и позднее входила в Большую Конюшенную слободу, которая в 1653 г. насчитывала 190 дворов. Здесь жили «стремянные, стадные стряпчие и задворные конюхи, конюшенные сторожа, конюшенные подковщики, государевы колымажники и т.п. Здесь же были и конюшни. И считается что именно на этом месте стояли палаты Конюшенной слободы, которые там в основании и есть до сих пор.
При Грозном эти земли отошли к опричнине.

И все же Пречистенка в 18 веке становится своеобразным "Сен-Жерменским" предместьем Москвы, где в лабиринте чистых, спокойных улиц и извилистых переулков жило старое московское дворянство, громкие имена которого часто упоминаются в русской истории до Петра I. Тут были усадьбы Всеволожских, Вяземских, Архаровых, Долгоруких, Лопухиных, Бибиковых, Давыдовых, графов Орловых, а также Гагариных, Гончаровых, Тургеневых, чьи фамилии мы встречаем в книгах по истории России и многочисленных воспоминаниях современников.


На это фото Пречистенка. Почтовая открытка изд. «Шерер, Набгольц и К». 1902.
На переднем плане слева – дом Лопухиной (начало XIX в., архитектор Д.Г.Григорьев). Справа на заднем плане видна пожарная каланча. Справа ограда нашего дома.

Хотя в современных исследованиях утверждается, что сохранившееся до нас здание имеет в основе палаты начала XVIII столетия, документальных сведений о владельцах авторы не приводят.

В конце 18 века и до 1818 года им владел Иван Петрович Архаров.


Младший брат московского обер-полицмейстера Николая Петровича Архарова, дом которого находится почти напротив по Пречистенке (потом там Денис Давыдов жил).
Он был женат на княжне Екатерине Александровне Римской-Корсаковой, троюродной сестре Елизаветы Петровны Яньковой.

Они были очень дружны с сестрой. Старшая сестра Е.А. Архарова вывозила в свет своих троюродных сестер со своими дочками, так как сестры остались к тому времени без матери.
Незадолго перед Наполеоновским нашествием Яньковы купили дом напротив Архаровых и часто у них бывали. В воспоминаниях бабушки то и дело встречается "я его видела у Архаровых, девочки мои у Архаровых танцевать учились" и.т.д.

Но вернемся к Ивану Петровичу Архарову. Своей карьерой он был обязан брату - в то время петербургскому генерал-губернатору Н.П.Архарову, который в беседе с императором Павлом I как-то выбрал удачный момент для протежирования брата. Иван Петрович был немедленно потребован в Петербург, произведен в генералы от инфантерии, пожалован орденом святой Анны первой степени и тысячью душ крепостных крестьян.

С помощью прусского полковника Гессе, назначенного императором плац-майором в помощь Ивану Архарову, новый военный губернатор сформировал из отчаянных храбрецов, спаянных суровой дисциплиной, полк, которого москвичи боялись как огня. Недаром слово «архаровец» стало нарицательным.

Один из лучших знатоков бытовой истории ХVIII столетия С.Н.Шубинский писал: «Архаров зажил в Москве большим барином. Дом его на Пречистенке был открыт для всех знакомых и утром, и вечером. Каждый день у них обедало не менее сорока человек, а по воскресеньям давались балы, на которые собиралось все лучшее московское общество; на обширном дворе, как ни был он велик, иногда не умещались экипажи съезжавшихся гостей.

Широкое гостеприимство скоро сделало дом Архаровых одним из самых приятных в Москве…»

Иван Архаров благополучно губернаторствовал два года, как внезапно его карьера прервалась анекдотическим случаем, вызванным чрезмерным усердием брата угодить императору. В то время как Павел после коронации поехал осматривать литовские губернии, Николай Архаров решил преподнести ему сюрприз. Зная любовь императора к «эстетике шлагбаумов и полицейских будок», он приказал всем петербургским обывателям, не медля, окрасить ворота своих домов и заборы полосами черной, оранжевой и белой красок. Непредвиденные срочные и большие расходы вызвали недовольство жителей, а губернаторский «сюрприз» произвел на императора сильное, но совершенно противоположное ожидаемому действие. Пораженный при въезде в столицу массой выкрашенных по однообразному шаблону построек, он спросил, что означает эта нелепая фантазия? Ему отвечали, что «полиция принудила обывателей безотлагательно исполнить волю монарха».

Так что же я, дурак, чтобы отдавать такие повеления? - гневно воскликнул Павел I.

Николаю Архарову было приказано тотчас же уехать из Петербурга и никогда не показываться более на глаза монарху. Вскоре пришел и черед московского брата. 23 апреля 1800 года был отдан приказ об увольнении обоих Архаровых от службы, а на другой день послано повеление императора московскому генерал-губернатору: «По получении сего, повелеваю объявить братьям генералам от инфантерии Архаровым повеление мое выехать немедленно из Москвы в свои деревни в Тамбове, где и жить им впредь до повеления».

Ссылка продолжалась недолго. После убийства Павла I и вступления на престол Александра I Иван Архаров поселился в своем доме, который по-прежнему открылся для всех.
Широкое гостеприимство сделало дом Архарова одним из самых приятных в Москве, чему особенно способствовала жена Ивана Петровича.

В.Л.Боровиковский. Портрет Е.А. Архаровой.1820 г.
"Екатерина Александровна Архарова была величественна и умела держать себя в людях как следует, или, как вы теперь говорите, с достоинством. Я всегда скажу, что если я умею войти и сесть как следует, то этим я ей обязана. ...
У нее было две дочери: старшая, Софья Ивановна, была за графом Александром Ивановичем Соллогубом и младшая, Александра Ивановна, за Алексеем Васильевичем Васильчиковым." (Янькова)
После Отечественной войны и смерти мужа Екатерина Александровна жила в Петербурге в семье младшей дочери Васильчиковой, проводя лето в Павловске. Архарова пользовалась всеобщим уважением: в дни рождения (12 июля) и именин все являлись ее поздравить; Императрица Мария Федоровна ежегодно 12 июля удостаивала ее своим посещением. Просьбам и ходатайствам Е. А. не отказывали, и почет “старухи Архаровой” принимался ею как нечто должное, принадлежащее по праву.

Пречистенка сильно выгорела в пожар 1812 года.
Этот ужас послепожарной Пречистенки хорошо описан у все той же Яньковой:
"Долго я не могла решится побывать на Пречистенке и посмотреть на то место, где был наш дом. ...увидала я совершенно пустое выгорелое место. ...
Через переулок от нас, ниже к Пречистенским воротам, был дом Архаровых, напротив них дом Лопухина и далее еще большой каменный дом Всеволожских; они все сгорели. ... и еще много других домов по Пречистенке почти вплоть до Зубова, где ныне бульвар. - все это погорело. Уцелел только дом Н.И. Хитровой."

Так вот это пепелище в 1818 году купил князь Нарышкин Иван Александрович.

Как известно, Нарышкины были скромными дворянами, происходившими от крымских татар. Они возвысились благодаря женитьбе царя Алексея Михайловича на Наталье Нарышкиной, ставшей матерью Петра Первого. Это сделало их, родственников царя, крупными помещиками и вельможами.
Е.П. Янькова так характеризовала своего нового соседа: «Ивану Александровичу было лет за пятьдесят; он был небольшого роста, худенький и миловидный человечек, очень учтивый в обращении и большой шаркун. Волосы у него были очень редки, он стриг их коротко и как-то особенным манером, что очень к нему шло; был большой охотник до перстней и носил прекрупные бриллианты. Он был камергером и обер-церемониймейстером». Женат он был на Екатерине Александровне Строгановой.

Художник Жан Луи Вуаль,1787
Она была дочерью действительного тайного советника барона Александра Николаевича Строганова (1740-1789) от брака его с Елизаветой Александровной Загряжской (1745-1831). По рождению принадлежала к высшей столичной знати. Так как мать у нее Загряжская она была двоюродная сестра Натальи Ивановны Гончаровой - тёщи А.С.Пушкина.
"От матери Екатерина Александровна унаследовала отличавшую её красоту и представительную наружность. Высокого роста, немного полная, с голубыми, несколько навыкат близорукими глазами, с смелым и открытым выражением лица. "... видная из себя, но в противоположность мужу малообщительная."(Янькова)

Имея самые высокие придворные должности, но ветреный и легкомысленный от природы, И.А.Нарышкин любил хорошо пожить и в короткое время расстроил своё и женино состояние. Из-за своей беспечности и излишней доверчивостью он утратил и расположение к себе Двора. Пользовавшаяся покровительством И.А.Нарышкина француженка г-жа Вертёль, содержательница мастерской дамских нарядов, оказалась замешанной в получении контрабандою, через дипломатическую вализу одного из иностранных посольств, разных модных товаров для своего магазина. История эта причинила много неприятностей Нарышкину и привела к его отставке. Семье пришлось переехать в Москву.

Супруги Нарышкины имели трех сыновей и двух дочерей. Елизавету Ивановну - фрейлину

Художник Тропинин.
Она замуж так и не вышла. Как Янькова про нее писала - "потом очень располнела и осталась старой девой и за свое дородство заслужила название "Толстуха Лиза".
И Варвару Ивановну

Художница Э.Виже-Лебрен.
замужем за Сергеем Петровичем Неклюдовым (двоюродным братом Римских-Корсаковых)

"Старший из сыновей Александр Иванович был видный и красивый молодой офицер, подававший большие надежды своим родителям, живого и вспыльчивого характера: у него вышла ссора с графом Федором Ивановичем Толстым (Американцем), который вызвал его на поединок и убил его. Это было года за два или за три до 12 года. ...
Другие два сына оба были женаты: старший Григорий, на вдове Алексея Ивановича Муханова, Анне Васильевне, которая сама по себе была княжна Мещерская. Они имели сына и нескольких дочерей...
Меньшой сын, Алексей Иванович, был женат на дочери наших соседей Хрущовых, Елизавете Александровне; он был, сказывали большой оригинал; детей... не имел."

Быт в доме Нарышкиных был близок к тому, что было здесь при Архаровых. Но Нарышкины по своему рангу стояли выше Архаровых: кроме того, что они были родственниками царя, жена Нарышкина кичилась, что она была родственницей Голицыных и дочь их была фрейлиной. Поэтому и стиль в доме Нарышкиных несколько отличался от архаровского - здесь все было богаче, изысканнее.

Иван Александрович приходился дядей Наталии Николаевне Гончаровой (по жене своей как я писала выше) и был посаженым отцом невесты на венчании с Пушкиным, которое состоялось 18 февраля 1831 года в приделе еще недостроенного храма Большое Вознесение у Никитских ворот. Естественно, что поэт не раз наносил визиты Нарышкиным в их доме на Пречистенке.

Племянник Нарышкина Михаил Михайлович Нарышкин, полковник Тарутинского полка, был участником восстания декабристов и был приговорен к 8 годам каторги. Отбыв каторгу и частично ссылку, Михаил Михайлович поселился в деревне Тульской губернии и нелегально бывал на Пречистенке, у своего родственника - Мусина-Пушкина, к которому дом перешел от Нарышкиных.

Здесь в доме Мусина-Пушкина Михаила Михайловича Нарышкина посетил Николай Васильевич Гоголь, который тогда работал над вторым томом «Мертвых душ» и интересовался деятельностью декабристов в связи с темой о ссылке в Сибирь Тентетникова и переезда к нему Улиньки.

Позднее дом переходит к княгине Гагариной, потом к князьям Трубецким.


В 1865 году у Трубецких усадьбу приобретает на имя жены Александры Ивановны Коншиной (урожденной Игнатовой, 1838-1914)миллионер-фабрикант Иван Коншин, принадлежавший к старинному роду серпуховских посадских людей, которые еще в ХVIII столетии производили полотно и парусину. К началу ХIХ века их мануфактура включала ткацкое (1400 ручных станов) и ситценабивное (200 набойщицких столов) производства. На мануфактуре и в селах, где крестьяне занимались ткачеством, было занято более двух тысяч человек.

В 1840-е годы Николай Коншин значительно расширил производство, построив красильню и оснастив прядильню паровой машиной. В 1853 году его брат Иван Максимович получил в наследство прядильное и ткацкое отделения. А спустя шесть лет сыновья Н.М.Коншина, Николай Николаевич и Максим Николаевич, образовали Торговый дом «Николая Коншина сыновья» для эксплуатации ситцепечатного заведения, которое переоборудовали на машинную тягу.

Коншины и их гости на крыльце дачи Коншиной Александры Ивановны в Бору близ Серпухова. 15 августа 1895 гг.
В 1882 году, к 200-летнему юбилею текстильных предприятий, род Коншиных «в воздаяние их заслуг на поприще отечественной промышленности» был возведен в потомственное дворянство. И.Н.Коншин умер в 1898 году бездетным. Все огромное состояние, превышающее 10 миллионов рублей, он оставил жене - Александре Ивановне. Она ликвидировала промышленное предприятие мужа, продав фабрику его братьям, и стала жить одна в своем доме. «У Коншиной детей не было. Она была одинокой женщиной, необщительной, нелюдимой, недоверчиво относившейся к своим родственникам, даже чуждавшаяся их. Жила она в окружении невероятного количества кошек, единственный человек, который ей был близок - это монашенка-компаньонка; управлял домом некто Александр Васильевич, старообрядец. Всеми делами ведал адвокат Александр Федорович Дерюжинский» (А.Ф.Родин)

Коншины и их гости на крыльце дачи Коншиной Александры Ивановны в Бору близ Серпухова
Первый раз Коншины перестроили особняк в 1867 году.

В 1910 г. особняк перестраивает архитектор Гунст, после чего дом 72-летней Коншиной превратился в один из самых шикарных особняков в Москве.
Выбор пал на талантливого московского зодчего и художника не случайно. Гунст, окончивший в 1898 году Московское училище живописи, ваяния и зодчества, находился в расцвете творческих сил и был уже известен крупными работами: вместе с Л.Н.Бенуа он возвел монументальное здание Первого Российского страхового общества на углу Б.Лубянки и Кузнецкого моста, проектировал фешенебельные особняки на улицах Погодинской и 1-й Мещанской. Репутация Гунста в мире искусства упрочилась благодаря основанию им Классов изящных искусств, в которых преподавали архитектор Федор Шехтель, художники Исаак Левитан, Николай Крымов, скульптор Сергей Волнухин и другие известные деятели искусства. Анатолий Осипович был всесторонне одарен. Увлекался не только живописью, но и художественной фотографией (его работы были удостоены премий на Всемирной выставке в Париже), был своим человеком в театральном мире.

После перестройки стоимость владения оценивалась в 193.193 рубля, в том числе двухэтажного особняка - 92.802 рубля. На первом и втором этажах было по 15 комнат. На втором этаже помещались парадные, а также комнаты хозяйки и 2 комнаты для ее прислуги. Общая площадь каждого этажа составляла около 800 кв. метров.
Александра Ивановна Коншина ликвидирует промышленное предприятие, продает фабрику братьям мужа, живет же она здесь, в своем доме.

Один из невольных вопросов, возникающих по поводу перестройки этого здания: почему Александра Ивановна Коншина, находясь в столь пожилом возрасте (ей было 77 лет), перестраивает себе это роскошное здание.



Весьма правдоподобным является следующее предположение; дом, построенный в 1867 г., вряд ли мог обветшать за 40 лет, хотя со стороны Мертвого переулка дал трещину, но Дерюжинский, ее доверенный, приглашает известного в Москве архитектора Анатолия Оттовича Гунста и заказывает ему разрушить старый дом и построить новый, но по плану прежнего.



Гунст проектировал особняк с большим размахом, не стесняясь в средствах. Благодаря этому его творение по праву заняло место в ряду самых роскошных построек, которыми ознаменовалось в Москве начало ХХ столетия. Зодчий тактично сохранил ясную соразмерность объема здания - удачного образца неоклассицизма.

Главный фасад акцентирован шестью плоскими пилястрами ионического ордера и фронтоном. Однако в мелкой декоративной лепнине фриза, обрамления окон прослеживается влияние эклектики. Дом выходит в сад с беседкой, огороженный со стороны улицы высоким каменным забором с арочными нишами, балюстрадами и вазами наверху. Пилоны парадных ворот украшают скульптуры львов.




Со стороны переулка на стене особняка барельефное панно в стиле модерн.


Наиболее эффектно выглядят интерьеры дома, в создании которых архитектор проявил себя как крупный мастер.

Особенно роскошен Зимний сад (ныне - парадная столовая) с остекленным эркером и световым фонарем, эффектно отделанный объем которого был встроен со двора.


Мрамор был выписан из Италии, бронзовые украшения - из Парижа. Громадное стекло было заказано также в Италии. Его везли в Москву в специально оборудованном вагоне. Вставить этот «уникум» на уготовленное для него место можно было только в процессе строительства.

Мраморные скульптуры были получены из Парижа - о чем на скульптурах имеется пометка.

Прекрасно представляя, что пресыщенную московскую публику удивить непросто, Александра Ивановна выбрала стиль классической роскоши.

Богатая лепнина потолков, причудливые люстры, изумительный наборный паркет (в ряде помещений сохранившийся до сих пор) - всё это давало благочестивой вдове ощущение праздника в последние четыре года ее жизни.

Бальную залу отделяла от музыкального салона колоннада, и таким образом можно было устраивать настоящие большие концерты. Для любителей покурить были устроены "мужские кабинеты" с комфортными диванами и приглушенным светом.


Дом Коншиной был начинен всякой современной техникой - водопроводом и канализацией, и даже специальной системой вытяжных пылесосов через вентиляционные отверстия. Эти новинки в обустройстве жилья были приманкой для многочисленных гостей. С шиком была устроена ванная (сантехнику, по традиции, привозили из Англии) - как и в других богатых особняках, здесь имелось специальное устройство для подогрева простыней, в которые оборачивались после водных процедур.

Бронзовые украшения привезли из Парижа, Стекла и мрамор, скульптуры из Италии, электротехнику из Британии. Освящение особняка происходило на именины хозяйки, 23 апреля 1910 года.


А.И.Коншина была старообрядкой, при ее доме всегда держали открытый стол для странников, старообрядцев-приезжих, нищих. Угощая прямо в столовой, Коншина перед началом трапезы приглашала всех в домовую моленную, бывшую рядом со столовой.