Этика бизнеса в России. Профессиональная этика бизнеса. Что такое этика бизнеса Основные этические принципы в бизнесе

Этика бизнеса и ее составляющие. Факторами, влияющие на интерес экономистов этикой бизнеса определяют рост борьбы за инвестиции, развитие информационных технологий, религиозный и культурный плюрализм.

В мировой литературе вопросу этического ведения бизнеса уделяется большое внимание, в частности его исследовали такие известные ученые как А.Смит, М. Фридмен, П. Друкер, Г. Кэсси. Стоит отметить, что само понятие этического ведения бизнеса является результатом трудов, а не практических наработок предпринимателей, как это обычно бывает.

Составляющие этики бизнеса

В частности Г. Кэсси сформировал 5 аксиом ведения бизнеса, самая первая из которых касается вопроса этики бизнеса. Он сказал: чистый бизнес переживет менее чистый, и честность получит больший доход, чем мошенничество. Поэтому ни одна компания не смогла бы с помощью мошенничества и неэтичного поведения продержаться долгое время. Одной ловкости для ведения бизнеса недостаточно.
Однако самым показательным примером этических норм является, безусловно, Библия, ее заповеди. Ведь именно в них сконцентрированы те основные постулаты, соблюдение которых определяет этическое поведение.

Этика бизнеса представляет собой систему моральных принципов, которая обязывает отличать правильное поведение от неправильного. Как видно из этого определения, понимания деловой этики во многом зависит от системы общих и личных ценностей менеджеров компаний. Поэтому важной является подготовка отечественных менеджеров, которые осознают всю важность этического ведения бизнеса.
В нашей стране процесс подготовки к работе менеджеров в новых условиях идет с большим трудом. Наши менеджеры в реальных условиях пытаются действовать по стандартам бизнес этики, которая есть в мире, и, конечно, с учетом отечественных особенностей. Постепенно складывается определенный этический кодекс бизнеса.

Добиться понимания, а тем более соблюдение этических принципов чрезвычайно сложно, мешают этому различные барьеры.
Внутренние:

  • скептическое отношение к этике в бизнесе;
  • пессимизм (ничего тут не изменишь; воровали и воровать будем);
  • фатализм (зло всесильно, оно побеждает всегда и везде);
  • перекладывание ответственности на других (я бы с удовольствием, но вот другие …);
  • неуверенность в своей моральной последовательности;
  • моральная несдержанность;
  • страх стать неконкурентоспособным;
  • завышенная самооценка. Внешние:
  • законы, общественное мнение;
  • подкуп чиновников;
  • недобросовестность деловых партнеров;
  • применение силовых методов в отношениях с партнерами;
  • необязательность в деловых коммуникациях. В сфере торговли:
  • нарушение обязательств по платежам;
  • нарушение сроков поставки;
  • закупка и продажа товаров с просроченными сроками реализации;
  • не профессионализм персонала;
  • операции с контрабандным товаром. В сфере производства:
  • производство товаров низкого качества;
  • подделка торговых знаков;
  • создание подставных фирм и перекачки средств. В сфере финансов:
  • задержка операций с целью «прокрутки» денег;
  • нечестность персонала;
  • разглашение коммерческой тайны, кражи, сговор с конкурентами;
  • подделки документов и тому подобное.

Деловые люди пытаются найти ответ на вопрос, что важнее — правовые (официальные) нормы, регламентирующие экономическую жизнь общества, или этические? Какой должна быть их взаимодействие?
Практика многих стран (например Венесуэлы, Италии) показывает, что четкое, детальное правовое регулирование далеко не всегда обеспечивает высокий уровень этики деловых отношений. В Японии, наоборот, этика, деловая культура, делают ненужными большинство формальных норм.
Что необходимо и возможно сделать чтобы этические нормы бизнеса стали реальностью в наших условиях?

Условия построения этики бизнеса

Как свидетельствуют результаты социологических исследований, для установления этических принципов необходимо следующее:
разумная налоговая политика;
четкое и стабильное правовое регулирование экономики;
ликвидация организованной преступности, коррупции;
политическая стабильность;
профессионализм предпринимателей;
равные условия для всех для ведения бизнеса;
формирование в обществе положительного имиджа предпринимателя;
формирование корпоративной этики предпринимателей;
обучение этическим основам бизнеса.

Очевидно, что становление этических норм должно начинаться с конкретной организации, фирмы. Мировым деловым обществом накоплен определенный опыт в этике бизнеса. Все чаще фирмы, организации внедряют кодексы поведения или корпоративные кодексы, другими словами правила, которыми руководствуются отдельные организации, фирмы.

Вконтакте

Рассмотренные выше противоположные подходы на соотношение этики и бизнеса: либо бизнес, либо этика на самом деле выражают крайние точки зрения. В действительности решение этого вопроса носит исторический и конкретный характер. Так, в целом, восприятие обществом этики и социальной ответственности бизнеса прошло в развитых западных странах за XX столетие через три этапа:

  • управление, направленное на максимизацию доходов (до второй четверти XX в.): этичность второстепенна но отношению к прибыльности (период "дикого" капитализма);
  • попечительское управление (начиная с 1930-х гг.): организация заботится о своих сотрудниках и их семьях постольку, поскольку это в конечном итоге ведет к более высокой производительности и доходности;
  • социальное управление (начиная с I960–1970-х гг.): организация несет ответственность перед обществом в целом и, в частности, перед стейкхолдерами (группами заинтересованных лиц).

Указанным этапам соответствуют три подхода к пониманию проблем социальной ответственности бизнеса и этики управленческих решений.

  • Традиционный (узкоэкономический ) подход сформулирован известным ученым Милтоном Фридменом. Согласно его концепции деловые организации должны служить интересам своих собственников, а так как менеджеры в конечном счете являются всего лишь наемными служащими, то их первостепенная задача заключается в том, чтобы вести бизнес в соответствии с желаниями собственников. Один из основных аргументов сторонников традиционного подхода состоит в том, что широкая социальная ответственность, против которой они выступают, приведет к снижению доходных статей компании и, следовательно, расходы на программы социальной ответственности в конечном итоге перенесутся на потребителей в виде повышения цен. Кроме того, компания, которая несет большую долю социальной ответственности, может проиграть в конкурентной борьбе другим компаниям.
  • Этический подход сформулирован классиком менеджмента Питером Друкером. Согласно ему, организация в целом имеет обязательства этического характера перед определенными группами заинтересованных лиц – стейкхолдерами. В число стейкхолдеров, как правило, включают учредителей, менеджеров, акционеров (собственников), поставщиков, кредиторов, клиентов, местные сообщества, профсоюзы, государственные регулирующие органы, профессиональные ассоциации и сотрудников. Эта многослойная общественная среда способна существенно влиять на достижение организацией ее целей, поэтому руководству организации приходится уравновешивать внутренние чисто экономические цели с социальными, этическими и экономическими интересами стейкхолдеров.
  • Социально-этичный (утвердительный ) подход сформировался в 1960–1970-е гг. под влиянием философско-этических воззрений Курта Левина, Эдгара Шайна и др. Согласно этому подходу менеджеры и сотрудники организации отвечают за сбалансирование, следование компании общим интересам: экономическим интересам организации, интересам стейкхолдеров и глобальным общественным интересам. Этот подход утверждает, что организации должны нести добровольные обязательства перед обществом и направлять часть своих средств на его совершенствование.

Сторонники этического и социально-этичного подхода также выдвигают ряд аргументов в поддержку своей позиции за социальную ответственность. По их мнению, социальная вовлеченность организации лежит в основе ее же собственных интересов, так как создает лучшее общество и лучшую среду для бизнеса организации; социальная ответственность оправдывает существование организации как элемента общества и т.д.

Общие этические принципы ведения бизнеса

Несмотря на специфику этики бизнеса на различных уровнях, следует выделить универсальные этические принципы ведения бизнеса. В этой связи отметим, что еще в 1924 г. Комитет по этике бизнеса при Торговой палате США впервые в истории разработал национальный этический кодекс "Принципы ведения бизнеса". В нем отмечено, что в основе бизнеса лежит доверие, проистекающее из справедливых взаимоотношений, эффективного оказания услуг и взаимной выгоды.

К 1950-м гг. в США сформировался ряд социально-философских доктрин, которым можно дать общее название "теории человеческих отношений". В практике корпораций стали реализовываться лозунги "социального партнерства", "участия в доходах" и т.п. Последний существенный переворот в этике бизнеса был вызван современной НТР и созданной ею экологической угрозой. Существенно изменились моральные требования, предъявляемые обществом к бизнесу. Основная черта этих изменений – рост социальной ответственности бизнеса. К нему сейчас предъявляются такие требования, как обеспечение занятости, охрана здоровья, устранение дискриминации, охрана окружающей среды и т.п.

В сфере отношений фирмы и общества на смену традиционной модели приходит корпорация нового типа. Она провозглашает себя морально ответственной как перед людьми, которые в пей работают, так и перед всеми, кто оказывается под воздействием ее деятельности. Важными признаются следующие принципы, носящие по существу этический характер:

  • объему власти, которой обладает бизнес, должен соответствовать объем социальной ответственности;
  • бизнес должен действовать как открытая система, которая получает от общества необходимую информацию и предоставляет обществу объективные сведения о своих операциях;
  • в пределах своей компетенции бизнес должен помогать обществу решать социальные проблемы;
  • учет социальных затрат и доходов должен служить одним из решающих факторов в процессе принятия решений.

Сегодня имеется обширная литература, в которой раскрываются этические принципы ведения бизнеса. На наш взгляд, можно выделить в качестве основных следующие из них:

  • честь превыше прибыли;
  • ответственность в ведении бизнеса;
  • честность и порядочность в деловых отношениях;
  • терпимость, которая помогает установить взаимное доверие, понимание и откровенность между партнерами;
  • тактичность и деликатность, предполагающие учет различных качеств делового партнера (иол, возраст, национальность, темперамент, привычки и т.п.);
  • стремление найти "золотую середину" между необходимостью конкуренции и этикой;
  • деловая обязательность, соблюдение договоров;
  • соблюдение культуры бизнеса.

Этика (от греч. ethika, от ethos - обычай, нравственный характер) - учение о нравственности, морали…

За последние двадцать лет проблемы этики бизнеса всё больше привлекают внимание исследователей, менеджеров и общественных деятелей. Обязательные курсы этики читаются во всех ведущих школах бизнеса. Этическая оценка и репутация сегодня играют немаловажную роль при заключении сделок, выборе партнеров по бизнесу, применении санкций регулятивных органов и т.п.

И все же этику не следует рассматривать как простое увлечение или веяние моды. Закаленные в чрезвычайно агрессивной среде, морально-нравственные качества большинства управляющих значительно ниже, чем у представителей других профессий. При этом важно отметить, что от поступков менеджеров, от того, какие решения они принимают, часто зависят судьбы многих людей.

Современные концепции

Этика бизнеса как прикладная область знаний сформировалась в Соединенных Штатах и в Западной Европе в 1970-х годах XX века. Однако моральные аспекты бизнеса привлекали исследователей уже в 60-е годы. Научное сообщество и деловой мир пришли к выводу о необходимости повышения "этического сознания" профессиональных бизнесменов при проведении ими деловых операций, а также "ответственности корпораций перед обществом". Особое внимание обращалось на участившиеся случаи коррупции, как среди правительственной бюрократии, так и среди ответственных лиц различных корпораций. Определенную роль в становлении этики бизнеса как научной дисциплины сыграл знаменитый "Уотергейт", в который были вовлечены виднейшие представители администрации президента Р. Никсона. К началу 1980-х годов большинство школ бизнеса в США, а также некоторые университеты включили этику бизнеса в свои учебные программы. В настоящее время курс этики бизнеса входит и в учебные планы некоторых вузов России.

В этике бизнеса сложилось три основных подхода к моральным проблемам бизнеса, опирающихся на три этических направления: утилитаризм, деонтическую этику (этику долга) и "этику справедливости". Представленные в работах американских ученых М. Валаскеса, Дж. Ролза, Л. Нэш, они могут быть сведены к следующему. Одной из самых влиятельных в этике бизнеса является концепция утилитаризма. Морально оправданным считается такое действие, которое в итоге приводит к максимально полезному эффекту. В обобщенной форме принцип утилитаризма формулируется следующим образом: какое-либо действие правомерно с этической точки зрения в том и только в том случае, если суммарный полезный эффект этого действия превышает суммарный полезный эффект любого другого действия, которое могло бы быть совершено вместо действия первого. Это вовсе не означает, что правомерно такое действие, которое приносит максимум пользы лицу, его совершающему. Речь идет о том, что максимум пользы получают все лица, оказывающиеся в сфере действия результатов акции (в том числе человек, совершающий данную акцию). Принцип утилитаризма нельзя толковать и в том смысле, что он предполагает необходимость преобладания положительного эффекта над отрицательным (прибыли над расходами). Согласно этому принципу, в конечном итоге правомерной является такая акция, которая дает наибольшую чистую прибыль по сравнению с другими вариантами. Ошибочно думать, что принцип утилитаризма предполагает необходимость учета только непосредственных и мгновенных результатов наших действий. Напротив, при анализе всех возможных вариантов действий следует учитывать как текущие положительные и негативные эффекты в виде прибыли и расходов, так и прогнозировать последствия, в том числе любые косвенные результаты.

Теория утилитаризма привлекательна во многих отношениях. Ее положения согласуются с критериями, используемыми для интуитивной оценки моральности поведения. Так, когда человек пытается объяснить, почему он "морально обязан" совершить ту или иную акцию, он часто руководствуется соображениями о пользе или вреде, которые его действия могут принести другим людям. Соображения морали требуют учета интересов всех окружающих наравне с собственными интересами. Используя принципы утилитаризма, можно объяснить, почему некоторые виды деяний считаются аморальными (ложь, супружеская измена, убийство).

Как полагают некоторые критики теории утилитаризма, один из основных недостатков этого учения состоит в его несовместимости с двумя моральными категориями: право и справедливость. Это означает, что иногда действия с точки зрения утилитаризма морально оправданны, хотя на самом деле они неправедны и результатом их становится нарушение прав человека.

Предположим, ваш дядя болен неизлечимым и мучительным недугом и в результате несчастлив; умирать, однако, он не собирается. Несмотря на то, что он находится в больнице и в течение года должен уйти в мир иной, он продолжает руководить возглавляемым им химическим заводом. Будучи несчастным, он нарочно делает несчастными и своих служащих, намеренно задерживая процесс установки устройств, обеспечивающих безопасную работу на предприятии, хотя прекрасно знает, что из-за этого в следующем году наверняка погибнет по крайней мере один рабочий. Вы, единственный его родственник, знаете, что после смерти унаследуете дело и станете не только очень богатым, но и сможете осуществить свое намерение: воспрепятствовать дальнейшей гибели служащих, установив системы обеспечения безопасности. Вы хладнокровно и расчетливо оцениваете ситуацию и приходите к выводу, что можно тайно и безнаказанно умертвить дядю. С точки зрения теории утилитаризма такое действие было бы правомерным, если бы не привело к нанесению кому-либо ущерба. Убив дядю, вы совершаете обмен: его жизнь - на жизнь рабочих, причем ваш успех одновременно избавит дядю от несчастья и боли; такой результат, несомненно, является полезным. В то же время убийство дяди - грубое нарушение его права на жизнь. Таким образом, следуя положениям теории утилитаризма, приходится сделать вывод: убийство, представляющее собой явное нарушение прав человека, а именно наиболее существенного права - права на жизнь, морально оправданно.

Теория утилитаризма учитывает лишь полезность эффекта в отношении общества в целом, но не увязывает этот результат с результатом распределения полученных благ между отдельными индивидами.

Предположим, я ищу ответ на следующий вопрос: этично или неэтично договориться о фиксированной цене с конкурентом? Согласно теории норм-утилитаризма, я должен начинать анализ с попытки выяснить, принесет ли эта акция больший эффект по прибыли, чем какая-либо иная операция. Но я должен вначале узнать: каковы моральные аспекты заключения договора о цене? После некоторых раздумий, вероятно, появятся следующие варианты правил:

  • - Менеджер не должен договариваться с конкурентами о цене;
  • - Менеджер всегда имеет право встретиться с конкурентами для обсуждения вопроса о договорной цене;
  • - Менеджеры имеют право встречаться с конкурентами для обсуждения вопроса о договорной цене только в случае, если, не решив этот вопрос, они понесут убытки.

Какое же из этих трех правил корректно с моральной точки зрения? Согласно норм-утилитаризму. корректно то из них, которое принесет максимум прибыли всем, кто ему следует. Предположим теперь, что, проанализировав экономический эффект всех вариантов решения проблемы о договорной цене, я прихожу к выводу: в конкретных социально-экономических обстоятельствах максимум прибыли будет тогда, когда все будут следовать правилу 1, а не правилам 2 и 3. Следовательно, правило 1 с моральной точки зрения наиболее корректно при его использовании для решения проблемы договорной цены. Теперь, зная, какое именно из правил является корректным с моральной точки зрения, я могу задать другой вопрос: а следует ли совершать данную акцию вообще? Чтобы ответить на него, нужно выяснить, каковы требования корректных моральных норм. Как нам уже известно, корректный с моральной точки зрения вариант образа действий состоит в том, чтобы не договариваться с конкурентами о цене. Следовательно, даже если установление договорной цены может принести прибыли больше, чем ее неустановление, правила этики обязывают воздержаться от проведения акции по фиксированию цены, поскольку этого требуют правила, следуя которым, все получают максимум прибыли.

Другой подход к проблемам деловой жизни предлагает деонтическая этика, или этики долга. Центральным в этом подходе является понятие права. И с этим понятием приходится сталкиваться каждому бизнесмену. Термин "право" используется для описания нормированного отношения человека к чему-либо. Индивид обладает правом, если правомочен действовать определенным образом или правомочен вступать с кем-либо в некоторые отношения.

Права являются мощным инструментом социальной регуляции, их назначение состоит в том, чтобы обеспечивать для индивида возможность свободного выбора цели или рода деятельности, и в том, чтобы гарантировать этот выбор, защищая его. Наиболее важны среди различного рода прав так называемые моральные права (или праве человека). Это права, которыми обладают все люди только потому, что они являются людьми. Моральные права имеют три особенности.

  • 1. Они тесно связаны с обязанностями. Если я имею моральное право делать что-то (или обладать чем-то, или стремиться к чему-либо), то другие люди имеют моральную обязанность не мешать мне делать это (а иногда - в лице государства - даже содействовать мне).
  • 2. Они обеспечивают возможность индивидуального автономного и равноправного выбора цели. Никто не может заставить меня силой не поклоняться святыне только на том основании, что общество получит от моего отказа некоторую прибыль: каковы бы ни были цели других членов общества, они не могут оправдать вмешательство в планы или деятельность, защищенные моральным правом. Признать, что данное лицо обладает моральным правом - значит признать, что существует область, в которой это лицо не подчиняется моим желаниям и его интересы не подчиняются моим интересам, т.е. существует область, в которой отдельные лица действуют как равные и автономные.
  • 3. Они образуют базу для оправдания образа действий одних лиц и для защиты и помощи другим лицам. Если я имею моральное право, то мои действия морально оправданны. Более того, если я имею моральное право делать что-либо, то это означает, что действия других лиц, направленные на то, чтобы мешать мне, не являются оправданными. Напротив, могут считаться оправданными действия других лиц, направленные на ограничение деятельности лиц, препятствующих в моем стремлении к реализации моего права.

Указанные характеристики, присущие моральным правам, дают возможность использовать последние для суждений, весьма существенно отличающихся от выводимых на базе стандартных норм утилитаризма.

Можно выделить два главных различия между утилитаристским подходом и подходом с позиции моральных прав.

  • - Моральные права являются отражением требований морали, предъявляемых к отдельному индивиду, тогда как моральные нормы утилитаризма по своей сути коллективны.
  • - Права образуют базу нормативов, используя которые, можно отвергнуть любые попытки апеллировать к таким критериям, как общественная полезность и количественные факторы.

Права - более совершенный инструмент, чем стандартные нормы утилитаризма, но они содержат элементы последнего: например, в войну ограничиваются некоторые моральные права в целях защиты интересов общества.

Многие исследователи полагают, что категорический императив И. Канта объясняет наличие у человека моральных прав. Именно этику Канта привлекают специалисты этики бизнеса для иного подхода к проблемам деловой жизни. Напомню его подход к оценке этичности поступка.

Действие является морально оправданным для данного лица в том и только в том случае, если причина, по которой осуществляется это действие, такова, что указанное лицо желало бы, чтобы все прочие лица в данной ситуации действовали бы так же.

В такой формулировке заключены два критерия корректности-в моральном плане - любого образа действия:

  • - универсальность - личные мотивы должны быть универсальными ("А что если бы все поступали так же?"):
  • - обратимость - личные мотивы должны быть таковыми, чтобы лицо, их реализующее, могло желать использования этих мотивов другими лицами ("А что если бы я был на его месте?", "А что если бы с тобой поступили так же?").

С точки зрения этики бизнеса, пожалуй, наиболее перспективна следующая формулировка категорического императива: "Поступай так, чтобы человечество, как в твоем лице, так и в лице всякого другого, рассматривалось как цель и никогда - как одно только средство".

У нас всегда есть сильное искушение для воплощения каких-либо планов и достижения личных целей использовать других людей как средство. К сожалению, в бизнесе это особенно частое явление.

Третий подход к проблемам деловой жизни связан с использованием в анализе бизнеса категории справедливости. В отличие от этики утилитаризма и деонтической этики область применения "этики справедливости" существенно сужена. Последняя включает в основном проблемы, связанные с отношениями бизнеса и общества в целом, и не касается, например, проблем отношений между корпорациями. Очевидно также, что стандарты справедливости не могут стоять выше моральных прав отдельной личности. Сама справедливость основана на моральных правах индивидов.

"Этика справедливости" исходит из положения, что люди по своей природе являются общественными существами, которые должны жить в обществе и создавать социальные структуры для поддержания его функционирования. Основная ценность для ее представителей - человеческое равенство я справедливость как его выражение. Вследствие этого моральным долгом, как он понимается в "этике справедливости". являются подчинение закону, который должен быть одинаков для всех, принятие справедливых законов, отсутствие дискриминации и привилегий.

Сложность, однако, состоит в том. что существует ряд отличающихся друг от друга представлений о справедливости. Например:

  • -"капиталистическая" справедливость - распределение благ должно осуществляться с учетом индивидуального вклада в общее дело группы (фирмы, общества, человечества):
  • -"коммунистическая" справедливость-трудовые обязанности должны распределяться в соответствии со способностями, а блага в соответствии с потребностями;
  • - концепция справедливости, сформулированная американским ученым Дж. Ролзом в вышедшей в 1971 году книге "Теория справедливости" .

Ролз сформулировал свое понимание справедливости, основанное на следующих принципах:

  • - Каждый человек имеет равное право на наиболее широкие свободы, совместимые с аналогичными свободами других людей;
  • - Неравенство по социально-экономическим параметрам должно быть таким, чтобы: а) обеспечить максимум прибыли для наименее привилегированных лиц; б) учреждения и должностные лица, являющиеся носителями власти, были доступны в равной мере для каждого.

Как уже было сказано, этика бизнеса – один из разделов профессиональной этики.

Этика бизнеса представляет собой изучение соответствия моральных норм человека деятельности и целям деловой организации. Она не является набором определенных моральных стандартов, а представляет собой инструмент анализа и решения проблем, которые встают перед моральной личностью, занимающейся бизнесом.

Этика бизнеса как область знаний сформировалась в 70-е гг. ХХ века в США. Однако особое внимание этичному поведению в бизнесе начало уделяться в 60-е гг., во время различных социальных потрясений.

Между научным сообществом и деловым миром в это время возникало все большее согласие по вопросу необходимости повышения «этического сознания» профессиональных бизнесменов при проведении ими деловых операций.

На формирование этики бизнеса существенное влияние оказала дискуссия американских экономистов (конец 60-х годов XX в.) Альберта Карра и Мильтона Фридмена, в которой отразились 2 основных подхода к вопросу этичности в бизнесе.

1. Альберт Карр опубликовал в журнале «Гарвард бизнес ревью» статью «Этичен ли блеф в бизнесе?», основная мысль которой заключалась в следующем: предпринимательство похоже на игру в покер. Ложь в одном и другом случае является неписанным правилом игры, а значит – перестаёт быть ложью.

Игра в покер основана на недоверии друг к другу, в основе её лежит доскональное знание правил, психологии партнёра, способность быстро реагировать на ситуацию, рисковать, быть выдержанным; это хитроумный обман, скрывающий подлинные намерения. Автор отмечает, что нельзя осуждать правила игры в сфере бизнеса из-за того, что понятия справедливости в ней расходятся с общепринятыми нравственными ценностями. Данный блеф не касается личной жизни бизнесмена. Но, если правилам блефа не научиться, то не сможешь сколотить состояния и успешно работать.

Статья вызвала противоречивые споры.

2. Вместе со статьёй Карра выходит монография лауреата Нобелевской премии в области экономики Милтона Фридмена. «Капитализм и свобода». По мнению автора, общество отвело предпринимательству роль «добывателя возможно большего количества денег», но методы добывания не должны означать вседозволенность (это гангстерский подход). В бизнесе исключается обман, принуждение, шантаж, надувательство. Бизнесмен должен вести честную, открытую борьбу без надувательства.

К началу 80-х гг. такая область знаний, как этика бизнеса , стала важнейшим предметом изучения для специалистов. По этике бизнеса было издано множество книг, и большинство школ бизнеса в США включили ее в свои учебные программы.

Несмотря на все это пока еще очень трудно определить границы данной области знаний. Причинами этого можно назвать:


1. отсутствие общей методологии в этой области (основные концепции этики бизнеса будут рассмотрены во втором вопросе данной темы);

2. широко распространенный скептицизм и убежденность в том, что язык этики не является языком бизнеса, что большинство деловых людей проигнорируют любые этические нормы, если они будут хотя бы в малейшей степени противоречить так называемым мотивам к получению прибыли в бизнесе. Т.е. представление общества о бизнесе все еще выражается в формуле, которую можно назвать «Миф об аморальности в бизнесе».

Миф отражает широко распространенный, популярный взгляд на бизнес. Не дело бизнеса заботиться о морали, гораздо легче иметь дело с долларами или центрами, чем с ценностными принципами. Согласно мифу фирмы действуют безнравственно не из желания совершить зло, а просто в силу того, то они стремятся извлекать прибыль и поэтому игнорируют какие-то последствия своей деятельности.

О крушении мифа об аморальности в бизнесе свидетельствуют три очевидных явления:

ü репортажи о скандалах и реакция публики на эти сообщения;

ü формирование массовых движений: движение защитников окружающей среды и интересов потребителей (конзьюмеристов);

ü тревога самого бизнеса, проявляющаяся на конференциях его представителей, в журналах и газетных статьях, в возникновении множества кодексов этического поведения и учебных программ по этике.

Итак, предметом этики бизнеса является моральное сознание участников бизнеса.

Объектом этики бизнеса являются субъекты бизнеса их взаимоотношения, а также взаимоотношения бизнес-общество, бизнес-государство.

Задачами этики бизнеса являются:

  1. изучение соответствия моральных норм деятельности целям деловой организации;
  2. регулирование взаимоотношений в сфере бизнеса;
  3. повышение качества этического сознания профессионалов бизнеса и менеджмента;
  4. усвоение основных ценностных ориентаций и этических стандартов бизнеса;
  5. овладение инструментарием для анализа и принятия этических решений в конкретных ситуациях деловой жизни.

Этика бизнеса - это научная дисциплина, изучающая применение этических принципов к деловым ситуациям. Наиболее разрабатываемые вопросы в этике бизнеса являются следующими: взаимоотношение между корпоративной и универсальной этикой; проблема социальной ответственности бизнеса; вопросы приложения общих этических принципов к конкретным ситуациям принятия решений; способы повышения этического уровня организации; влияние религиозных и культурных ценностей на экономическое поведение и некоторые другие.

Среди теоретиков и практиков бизнеса в масштабе мировой экономики нет разногласий по поводу того, каким принципом должен открываться перечень этических принципов и норм, как для субъектов этики - отдельных сотрудников, так и для коллективных носителей этических начал - организаций.

Первый принцип: общепринятым является центральное положение так называемого золотого стандарта: «В рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к коллегам своего служебного уровня, к клиентам и т.п. таких поступков, каких бы не желал себе».

Второй принцип: необходима справедливость при наделении сотрудников необходимыми для их служебной деятельности ресурсами.

Третий принцип требует обязательного исправления этического нарушения независимо от того, когда и кем оно было допущено.

Согласно четвертому принципу, называемому принципом максимума прогресса, служебное поведение и действия сотрудника признаются этичными, если оно способствует развитию организации с моральной точки зрения.

Логическим продолжением четвертого принципа является пятый - принцип минимум прогресса, в соответствии с которым действия сотрудника или организации в целом этичны, если они хотя бы не нарушают этических норм.

Сущность шестого принципа в следующем: этичным является терпимое отношение сотрудников организации к моральным устоям, традициям и пр., имеющим место в других организациях, регионах и странах.

Согласно восьмому принципу индивидуальное и коллективное начало равно признаваемы за основу при разработке и принятии решений в деловых отношениях.

Девятый принцип напоминает, что не следует бояться иметь собственное мнение при решении любых служебных вопросов. Однако нонконформизм как черта личности должен проявляться в разумных пределах.

Десятый принцип - никакого насилия, т.е. «нажима» на подчиненных, выражающегося в различных формах, например, в приказной, командной манере поведения служебного разговора.

Одиннадцатый принцип - постоянство воздействия, выражающееся в том, что этические стандарты могут быть внедрены в жизни организации не единовременным приказом, а лишь с помощью непрекращающихся усилий со стороны и менеджера, и рядовых сотрудников.

Двенадцатый принцип - при воздействии учитывать силу возможного противодействия. Дело в том, что, признавая ценность и необходимость этических норм и теории, многие сотрудники, сталкиваясь с ними в практической повседневной работе, по той или иной причине начинают им противодействовать.

Тринадцатый принцип состоит в целесообразности авансирования доверием - к чувству ответственности сотрудника, к его компетенции, к чувству долга и т.п.

Четырнадцатый принцип настоятельно рекомендует стремиться к бесконфликтности. Хотя конфликт в деловой сфере имеет не только дисфункциональные, но и функциональные последствия, тем не менее конфликт - благоприятная почва для этических нарушений.

Пятнадцатый принцип - свобода, не ограничивающая свободы других; обычно этот принцип, хотя и в неявной форме, обусловлен должностными инструкциями.

Шестнадцатый принцип можно назвать принципом способствования: сотрудник должен не только сам поступать этично, но и способствовать такому же поведению коллег.

Семнадцатый принцип гласит: не критикуй конкурента. Имеется в виду не только конкурирующая организации, но и «внутренний конкурент» - коллектив другого отдела, коллега, в котором можно «усмотреть» конкурента.

Этические норм должны базироваться на этических принципах, данному уровню общественного развития.

Существует две основные точки зрения на соотношение общечеловеческих этических принципов и этики бизнеса:

1) правила обычной морали к бизнесу не относятся или относятся в меньшей степени. Эта точка зрения соответствует концепции так называемого этического релятивизма, согласно которой для каждой референтной группы (т.е. группы людей, на мнение которых о своем поведении ориентируется данный субъект) характерны свои особые этические нормы;

2) этика бизнеса основана на всеобщих универсальных этических нормах (быть честным, не причинять вреда, держать слово и т.п.), которые конкретизируются с учетом специфической социальной роли бизнеса в обществе. Теоретически более правильной считается вторая точка зрения.

Система норм и правил, принятая в настоящее время в мировом бизнесе, не возникла в готовом виде. Она складывалась на протяжении длительного исторического периода, по мере развития цивилизации, на основе непреднамеренного следования людей определенным традициям и обычаям. Первичные основы профессиональной этики были заложены в период расцвета античных цивилизаций. Однако в духовном мире человека античной и средневековой культур, основанных на насильственном принуждении человека к производительному труду, не было места представлениям о связи между трудом и собственностью, богатством. Более того, они мыслились как отдельные, даже противоположные элементы человеческой жизни.

Большинство постулатов и норм, лежащих в основе современной этической культуры хозяйствования, современного морального отношения к труду и коммерческой деятельности, уходит своими корнями в протестантскую этику. В период Реформации западноевропейские страны пережили важный духовный переворот, сущность которого состояла в новом осмыслении труда и богатства. Согласно представлениям идеологов Реформации Лютера и Кальвина, труд является не наказанием, а божественным призванием, предназначением человека. Цель труда - не искупление греха и не спасение от греха праздности, а приобретение и умножение богатства, накопление собственности, стремление к прибыли. Переосмысление роли труда наряду с установкой на максимальную прибыль, финансовый успех привели и к новой оценке роли собственности и богатства в жизни человека. В протестантской этике собственность важна как основа и фундамент свободы личности.

Такое понимание связи свободы, независимости, самостоятельности личности с богатством привело к формулированию одного из фундаментальных принципов современного буржуазного общества: принципа неприкосновенности частной собственности. Частная собственность оказалась мощным стимулятором деловой и трудовой активности человека, динамичного развития общественного производства. Ценными качествами стали способность к разумному риску, готовность самостоятельно принимать решения и отвечать за свои действия. На первое место среди принципов ведения бизнеса вышли строгое соблюдение всех договоренностей с партнером, высокое качество работы. Этикет делового человека: По материалам зарубеж. прессы. - Екатеринбург, 1993.

Низкое качество и несоблюдение договоренностей в конечном счете способствуют вытеснению бизнесмена (фирмы) с рынка. Конкуренция обеспечивает выживание прежде всего тем, кто умеет трудиться в соответствии с высшими, лучшими достижениями профессиональной трудовой культуры, от чего выигрывает и все общество в целом. Однако частная собственность обеспечивает этот эффект не автоматически, а лишь в условиях правового государства, в котором закон жестко соблюдается и при этом не может быть произволом властвующей группы. Только при законодательной поддержке этические нормы начинают играть роль единых для всех ограничителей.

Настоящий успех в бизнесе приходит к тому, кто сумеет окружить себя единомышленниками, создаст свою команду.

Каждый здравомыслящий и дальновидный предприниматель или менеджер знает, как много зависит от людей, которые работают в фирме.

Чтобы работать с людьми, нужно уметь это делать и кое-что знать о психологии человека и основы элементарной этики.

Многие руководители не имеют делового опыта, зато у всех без исключения есть опыт общения с людьми.

Человек составляет основу предприятия, его сущность и его основное богатство. Однако с позиций управления нельзя говорить о человеке вообще, так как все люди разные. Люди ведут себя по-разному, у них различные способности, различное отношение к своему делу, к предприятию, к своим обязанностям; люди имеют различные потребности, их мотивы к деятельности могут существенно отличаться. Наконец, люди по-разному воспринимают действительность окружающих их людей и самих себя в этом окружении.

Менеджер должен очень много знать о людях, с которыми он работает, для того чтобы пытаться успешно управлять ими.

Этика - совокупность универсальных и специфических нравственных требований и правил поведения индивида, реализуемых в общественной жизни. Внимание, которое уделяется в последнее время социально-этическим аспектам деятельности отечественных предприятий, может быть объяснено рядом объективных факторов:

Первый фактор - это перевод экономики России на рыночные отношения и связанное с этим замещение преимущественно командно-административных методов управления экономическими и социально-психологическими.

Второй фактор - необходимость заполнения идеологического вакуума, возникшего вследствие отказа от господствующей в течение 70 лет общегосударственной коммунистической идеологии.

Третий фактор - отмеченное многими социологами уменьшение в высокоиндустриальном обществе значения традиций, в том числе и нравственных.

Четвертый фактор. Основой для понимания социально-этических аспектов менеджмента и бизнеса являются такие категории, как мораль, этика и культура.