Форма военное обмундирование первой мировой войны. Русская военная форма первой мировой войны

Сто лет назад 28 июля 1914 года началась Первая мировая война. Первая война в которую так или иначе были втянуты более 30 стран мира. Первая война в результате которой было убито более 10 миллионов человек и ещё около 30 миллионов получили ранения и увечья. Первая война которая привела к падению четырех империй - Российской, Германской, Австро-Венгерской и Османской. Первая война которая привела к коренному изменению геополитической обстановки в мире и появлению на свет новых государств и новых социально общественных отношений. В частности после падения Российской империи, появилось первое государство рабочих и крестьян - Социалистическая Россия. Первая мировая война дала мощный толчок в развитии науки и техники и появлению новых видов вооружения и новых способов ведения войны. Первая мировая война привела к глобальным общественно политическим, социальным, экономическим, политическим, культурным изменениям в мире. Видимо в определенные исторические периоды, мировая война является единственным выходом из тупика мирового эволюционного развития. Война безусловно это зло, но зачастую мировые политики делают все что бы мировая война стала единственным способом разрешения тех проблем, которые они сами себе создают.

Первая мировая война была первой войной запечатленной на цветную фотографию. Цветная фотография Первой мировой войны стала возможна благодаря процессу автохрома изобретенного братьями Люмьер в 1907 году. Известно что Первую мировую войну снимало 19 военных фотографов, большая часть из них была из Франции, несколько фотографов из Германии и ряда других стран. Было снято несколько десятков тысяч фотографий, большая часть из них черно-белых и несколько тысяч цветных автохромов, но к сожалению весь этот массив фотографий недоступен в интернете, поскольку большая часть того что хранится в архивах до сих пор не оцифрована. Далее представляю вам небольшую подборку цветных и черно-белых фотографий Первой мировой войны, что бы вы получили представление как все это выглядело на самом деле. Конечно фотографы не рисковали снимать на передовой во время боя, поэтому все фотографии сделаны в минуты затишья на войне. Вы можете увидеть повседневный быт войны, вглядеться в лица солдат.

Итак, смотрим эпическое полотно из 100 цветных и 30 черно-белых фотографий запечатлевших весь ужас и величие Первой мировой войны.

СМОТРЕТЬ ДАЛЬШЕ

Французские солдаты возле пробитого осколками флага, 114-й пехотный полк. 1917.

Французский солдат обедает на одной из улиц в Реймсе. 1917 Одна из символичных фотографий Первой мировой войны. Мы видим солдата который остановился передохнуть, разложил свои нехитрые пожитки, взял в руки хлеб и задумался, видимо вспомнил мирную жизнь, своих близких. Чувствуется что солдат уже устал от войны

Французский солдат позирует с флагом 37-й пехотный полк.

Бравые немецкий солдат и офицер. Это не настоящая цветная фотография, а раскрашенный на компьютере черно-белый снимок. Но типажи изображенные на этом и ряде других снимков весьма хороши, поэтому я включил их в свою запись.

Французский генерал.

Бельгийский генерал.

Шотландский горный стрелок в традиционной юбке - килт.

У шотландцев конечно были и брюки, но тем не менее даже воевать в Первую мировую войну шотландцы предпочитали в своих юбках. И шотландцы в юбках бегущие в атаку, это весьма сильное зрелище, недаром немцы предпочитали сразу сдаваться, как это изображено на рисунке ниже:))

Взвод шотландских горных стрелков.

Легендарные французские зуавы. Зуав (фр. zouave) изначально название элитных частей лёгкой пехоты французских колониальных войск, отличавшиеся своей интенсивной и быстрой строевой подготовкой, а также своим необычным разноцветным обмундированием. Внешней особенностью зуавов служили короткие куртки, шаровары и головные уборы восточного типа, например, турецкие фески. Впоследствии это название стало популярно в других странах, особенно в Америке во время гражданской войны. Части зуавов формировались, главным образом, из жителей Северной Африки, а также добровольцев-французов. Зуавы отличались своим бесстрашием и использовались для атаки на самых тяжелых участках фронта.

Атакующие зуавы.

Зуавы стирают свою одежду. Война войной, но и следить за собой тоже надо.

Французские офицеры изучают пулеметы Максим и Гочкис в Северной Африке.

Алжирцы из 4-го полка французской кавалерии на отдыхе. Не стоит удивляться что на фронтах Первой мировой войны воевали алжирцы, сенегальцы, индийцы и выходцы из других стран. Франция и Англия имели колонии в Африке и Азии, ну а поскольку войска несли большие потери, то для пополнения живой силы выгребали людей из заморских колоний.

Четыре сенегальских солдата в Санкт-Ульрих. 1917

Индийские сикхи на отдыхе.

Алжирские кавалеристы.

Французские солдаты умываются во время привала.

Французские солдаты готовят еду. Обратите внимание, в самом начале Первой мировой войны, солдаты многих армий и в частности французы, были одеты в униформу конца XIX века, красные шаровары, ярко синие куртки. Солдаты в такой форме хорошо выделялись на поле боя и были хорошей мишенью. Поэтому уже в ходе войны войска стали переходить на форму защитного цвета, Во Франции и Германии серого цвета, в Англии и России зеленого.

Французские солдаты у киоска с газетами. Франция 1917

Солдат беседует с французской крестьянкой. Ну как тут пройти мимо:))

Французский солдат на наблюдательном посту.1916

Французы в траншее. 1916

Французская зенитная батарея в Бьюси-ле-Лонг, 1917. На снимке пулемет Гочкиса, который заряжается специальными обоймами на 25 патронов, этот пулемет мог заряжаться и обычной лентой.

Расчет станкового пулемета составлял три человека. Командир-наводчик,стрелок и заряжающий.

Солдаты возле блиндажа.

Французы на развалинах Реймса. 1917

Русские солдаты в Реймсе. 1917

Война войной, а обед по расписанию.

Пополнение из Африки.

Французы на привале, во время марша.

Французы 1915 год

Оркестр немецких военнопленных с самодельными инструментами во французском лагере. Тизи-Узу. Алжир. 1917

Немецкие военнопленные смотрят на французов гауптвахтников, которые в наказание чистят картошку. Хороша была жизнь военнопленных в лагерях.

Австрийский солдат в траншее обвязанной хворостом, восточный фронт. Россия 1915

Французы в траншее с ослом везущим провиант.1916

Война в траншее.

Обратите внимание на траншею обделанную деревом. Это говорит о том что здесь идут длительные позиционные бои. Недаром Первую мировую войну ещё называли позиционной войной, поскольку на некоторых фронтах войска месяцами, а кое где и годами стояли друг против друга без движения.

Современный рисунок изображающий поединок немецкого солдата с английским танком.

Во время Первой мировой специальных зенитных пушек не было, поэтому для борьбы с самолетами использовали обычные пулеметы и пушки установленные на специальные лафеты позволяющие стрелять вверх. На этом фото французская полевая пушка приспособленная для стрельбы вверх. Эту пушку вы можете увидеть на следующем снимке.

Неразорвавшиеся немецкие снаряды, которыми обстреливались позиции французов.

Французская 320-мм пушка установленная на железнодорожной платформе.

Руины Реймса. Франция 1917

Руины Вердена. Франция 1917

Разрушенный Кафедральный собор в Реймсе. 1917

Машины скорой помощи. Бельгия 1917

Французский военный фотограф среди развалин завода в Реймсе. 1917

Врачи и медсестры хирургического отделения в полевом госпитале.

Герои. Два морских пехотинца. Бельгия. 1917. Суровые ребята, таким на глаза лучше не попадаться.

БУДНИ ВОЙНЫ

Солдаты в противогазах.

Английские солдаты в окопах.

Сюжет достойный художника сюрреалиста. На всех деревьях в округе, в результате многодневных массированных артобстрелов, осколками срубило все ветви и даже кору. Единственный способ здесь выжить, это закапываться глубоко в землю.

Построение австралийского полка.

Доблестные австралийские артиллеристы.

Будни войны.

Немецкие солдаты возле захваченного английского танка.

Захваченный немцами английский танк.

Австралийцы осматривают подбитый немецкий танк.

На снимке, подбитый немецкий, точнее захваченный немцами английский танк. Судя по разорванному корпусу и отлетевшей башне, в результате прямого попадания снаряда, внутри танка сдетонировал боезапас.Надо заметить, что несмотря на свой грозный вид, танки Первой мировой войны имели слабую броню. В частности в этом танке бортовая броня составляла всего 12 мм и на этом снимке это хорошо видно. Такая броня защищает от пуль и осколков, но легко пробивается снарядами. Поэтому танковые войска в Первую мировую войну несли большие потери.

На этом фото металлический остов подбитого и сгоревшего немецкого дирижабля. Глядя на снимок можете представить его колоссальные размеры. Наследующих двух рисунках можете посмотреть как выглядела кабина боевого дирижабля.

Сбитый французский аэроплан и погибший летчик. Судя по тому как глубоко корпус вошел в землю, самолет падал видимо отвесно вниз. Во время Первой мировой войны у летчиков не было парашютов, хотя парашют был создан русским изобретателем Николаем Котельниковым ещё в 1912 году, но по ряду причин не получил распространения. Парашют начали использовать только в начале 1920-х годов. Поэтому когда во время войны подбивали самолет или дирижабль или аэростат, то летчики погибали вместе а летательным аппаратом.

Фотография битвы при Киммеле снятая с самолета.

Воздушная дуэль. В самом начале Первой мировой войны на самолетах не было вооружения, поэтому самолеты выполняли в основном разведывательные функции и вели фотосъёмку вражеских позиций. И когда в воздухе встречались два враждебных самолета, то летчики начинали стрелять друг в друга из пистолетов, устраивая своеобразную воздушную дуэль, как изображено на этом рисунке. Конечно летя на большой скорости трудно попасть в противника из пистолета, поэтому такие дуэли в большинстве случаев заканчивались ничем. Потом летчики стали брать с собой гранаты и мины и сбрасывать их на позиции противника. Потом на самолеты стали устанавливать обычные пехотные пулеметы, а уже в ходе войны были созданы и специальные авиационные пулеметы. Как видим за 4 года войны самолеты прошли стремительный путь вооружения.

Рисунок изображающий поединок между немецкими и французскими самолетами.

Французский биплан Ньюпор 10. 1914

Разведчик Вуазен 3

Фарман F-40

Сборка самолетов Фарман в Париже 1917 год.

Самолет Ньюпор 17 один из лучших истребителей Первой мировой войны.

Австралийские пилоты в Палестине возле самолета Бристоль F2B 1918 год.

Британский танк Mk IV

Британский танк Mk VII

Британские танки в бою (рисунки).

Экспериментальный английский танк Little Willie 1915

Немецкий танк A7V

Французский танк "Шнейдер" СА-1. Судя по пробоинам в борту этот танк побывал в жарком бою.

Французский средний танк "Сен-Шамон".

Эта фотография сделана внутри французского танка Сен-Шамон. Надо заметить что внутри танков особенно в летнюю жару,творился сущий ад. Жара и духота от раскаленного корпуса и работающего двигателя, из-за чего температура внутри танка могла доходить до + 50. Постоянный шум и грохот от работающего двигателя и выстрелов из пушки и пулеметов, тряска и лязг гусениц. Пороховая гарь мешающая дышать, пот льющийся ручьем. Стучащие по корпусу словно кувалды пули и осколки. При этом ты заперт внутри ограниченного пространства. И постоянное ожидание прямого попадания снаряда, что означает верную смерть. Лично я никогда и ни за что не стал бы танкистом.

Подбитые британские танки.

На этом снимке вы видите французского солдата держащего в руке пулемет с довольно необычны дугообразным магазином. Лично я впервые увидел это пулемет и меня заинтересовало что это за штуковина. Оказалось это 8-мм пулемет Шоша (ударение на последней букве). Справедливости ради надо сказать что этот пулемет имел низкую надежность, низкий темп стрельбы и по мнению многих экспертов являлся самым худшим пулеметом Первой мировой войны. Но не смотря на нелестные характеристики, этот пулемет интересен тем что, на мой взгляд, он является прототипом современных автоматов. Что бы убедится в этом посмотрите следующую картинку.

Внизу изображен пулемет Шоша / Chauchat образца 1915 года. Вверху американский вариант образца 1918 года. Ну, чем не автомат?!! Тем более что пулемет Шоша разрабатывался как штурмовая винтовка, для использования во время атаки и для стрельбы с рук. Ну а когда штурмовую винтовку стали использовать как пулемет, то по сравнению с другими пулеметами, пулемет Шоша выглядел не лучшим образом. И если с технической точки зрения пулемет Шоша был аутсайдером, то с концептуальной точки зрения он опередил свое время, это касается внешнего вида и концепции автоматической стрельбы с рук. Посмотреть как выглядит и как стреляет пулемет Шоша можно в этом коротком видео

Немецкий солдат с автоматом MP 18. Франция. 1918 год

Военный мотоциклист.

Немецкие солдаты возле траншейной мортиры.

Французские солдаты, снимок на память.

Немецкие моряки.

Адольф Гитлер, крайний слева, вместе со своими сослуживцами на фронте Первой мировой войны. Кто бы мог подумать что этот невзрачный человек, скромно притулившийся на краешке скамейки, через 20 лет станет Великим злодеем XX века.

Французы готовят к запуску реактивный снаряд.

Французы стреляют из ручного гранатомета. Вообще в годы Первой мировой войны появились новые виды оружия, которых раньше не было. Это минометы, гранатометы, реактивные снаряды, ручные гранаты, огнеметы, автоматы, зенитные орудия,танки, бурно развивались самолеты и подводные лодки.

Бравый солдат Франц Ландверман.

Главная задача полководца не только победить, но и сохранить своих солдат.
Для этого придумывали всевозможные средства защиты от пуль и осколков.
Нередко самим солдатам приходилось мастерить защиту из под ручных средств. Просто, но действенно.
Французские окопные доспехи против пуль и осколков. 1915г.

Sappenpanzer появился на Западном фронте в 1916 году. В июне 1917 года, захватив несколько немецких бронежилетов, союзники провели исследования. Согласно этим документам, немецкий бронежилет может остановить пулю винтовки на расстоянии в 500 метров, но его главное предназначение против шрапнели и осколков. Жилет можно вешать как на спине, так на грудь. Первые образцы собраны оказались менее тяжелыми, чем поздние, с начальной толщиной 2,3 мм. Материал - сплав стали с кремнием и никелем.

Такую вот масочку носили командир и водитель английского Mark I для защиты лица от осколков.

Баррикада.

Мобильный щит пехотинца (Франция).

Экспериментальные шлемы пулеметчиков. США,1918 год.

США. Защита для пилотов бомбардировщиков. Бронетрусы.

Различные варианты бронированных щитов для полицейских из Детройта.

Австрийский окопный щит, который мог носиться как нагрудник.

«Черепашки-нинзя» из Японии.

Бронещит для санитаров.

Индивидуальная бронезащита с незамысловатым названием «Черепаха». Насколько я понимаю «пола» у этой штуки не было и боец сам двигал ее.

Лопата-щит МакАдама, Канада, 1916. Предполагалось двойное использование: как в качестве лопатки, так и стрелкового щитка. Было заказано канадским правительством серией в 22 000 шт. В результате приспособление было неудобно как лопата, неудобно из-за слишком низкого расположения бойницы как стрелковый щит, и насквозь пробивалось винтовочными пулями. После войны переплавлены как металлолом

Не мог пройти мимо такой чудесной коляски (правда уже послевоенной). Великобритания, 1938

Ну и наконец «бронированная кабинка общественного туалета - пепелац». Блиндированный наблюдательный пункт. Великобритания.

Мало отсидеться за щитом. Противника «выковырнуть» из-за щита чем? И тут «голь (солдаты) на выдумки хитры … В ход пошли совсем уж экзотические средства.

Французская бомбо-метательная машина. Средневековые технологии снова востребованы.

Ну совсееем... рогатка!

Но их нужно было как-то передвигать. Вот тут вновь вступил в строй инженерно-технический гений и производственные мощности.

Срочная и довольно бестолковая переделка любого самодвижущегося механизма рождало порой удивительные создания.

24 апреля 1916 года в Дублине вспыхнуло антиправительственное восстание (Пасхальное восстание - Easter Rising) и для передвижения войск по обстреливаемым улицам англичанам были нужны хоть какие-то бронемашины.

26 апреля, всего за 10 часов специалисты 3-го резервного кавалерийского полка, используя оборудование мастерских Южной железной дороги в Инчикоре, смогли собрать бронеавтомобиль из обычного коммерческого 3-тонного грузового шасси «Даймлер» и… парового котла. И шасси, и котёл, были доставлены с пивоваренного завода „Guinness“

Про броне-дрезины можно писать отдельную статью, потому только ограничусь одной фотографией для общего представления.

А это пример банального навешивания стальных щитов на борта грузовика в военных целях.

Датский „броневик“, изготовленный на основе грузовика Gideon 2 T 1917 с бронёй из фанеры(!).

Еще одна Французская поделка (в этом случае на службе Бельгии) - бронеавтомобиль Пежо. Опять без защиты водителя, двигателя и даже всего остального экипажа спереди.

А как вам нравится такая „аэротачанка“ от 1915 года?

Или такая…

1915 Sizaire-Berwick „Wind Wagon“. Смерть врагу (от диареи), пехоту сдует.

В дальнейшем, уже после 1Мв идея аэро-повозки не заглохла, а была развита и востребована (особенно на заснеженных просторах севера СССР).

Аэросани имели изготовленный из дерева безрамный закрытого типа корпус, передняя часть которого была защищена листом противопульной брони. В передней части корпуса находилось отделение управления, в котором располагался механик-водитель. Для наблюдения за дорогой в передней панели имелась смотровая щель со стеклоблоком от бронеавтомобиля БА-20. За отделением управления находилось боевое отделение, в котором был установлен на турели 7,62-мм танковый пулемет ДТ, снабженный легким щитовым прикрытием. Огонь из пулемета вел командир аэросаней. Горизонтальный угол обстрела составлял 300°, вертикальные - от –14 до 40°. Боекомплект пулемета состоял из 1000 патронов.

К августу 1915 году два офицера Австро-Венгерской армии - гауптман инженер Романик и оберлейтенант Феллнер в Будапеште сконструировали вот такой гламурный броневичок, предположительно, на базе автомобиля Мерседес с 95 сильным мотором. Назван был по первым буквам имен создателей Romfell. Бронирование 6 мм. Вооружен был одним пулеметом Schwarzlose M07/12 8 мм (боезапас 3000 патронов) в башенке, котрый мог в принципе использоваться и по воздушным целям. Машина была радиофицирована телеграфом азбуки Морзе, от от фирмы Siemens&Halske. Скорость аппарата до 26 км/ч. Вес 3 тонны, длина 5,67 м, ширина 1,8 м, высота 2,48 м. Экипаж 2 чел.

А это чудовище так понравилось Миронову, что не откажу себе в удовольствии ещё раз его показать. В июне 1915 г. началось производство тягача Marienwagen на заводе Daimler в Berlin-Marienfelde. Этот тягач выпускался в нескольких вариантах: полу-гусеничный, полностью гусеничный, хотя их базой был 4-х тонный тягач Daimler.

Для прорыва через поля, опутанные колючей проволокой придумали вот такую сенопроволококосилку.

30 июня 1915 года ещё один из прототипов был собран во дворе лондонской тюрьмы «Уормвуд Скрабз» военнослужащими 20-й эскадрильи Королевской школы авиации ВМС. За основу, было взято шасси американского трактора «Киллен-Страйт» с деревянными траками в гусеницах.

В июле на него в опытном порядке установили бронекорпус от бронеавтомобиля „Делано-Бельвиль“, затем - корпус от „Остина“ и башню от „Ланчестера“.

Танк FROT-TURMEL-LAFFLY, колесный танк, построенный на шасси дорожного катка Laffly. Защищен 7-мм бронированием, весит около 4 тонн, вооружен двумя 8-мм пулеметами и митральезой неизвестного типа и калибра. Кстати, на фотографии вооружение гораздо сильнее заявленого - видимо „дырки для ружья“ прорезали с запасом.

Экзотическая форма корпуса обусловлена тем, что идее конструктора (того самого г. Фрота), машина предназначалась для атаки на проволочные заграждения, которые машина должна была подминать своим корпусом - ведь чудовищные проволочные заграждения, наряду с пулеметами, были одной из главных проблем для пехоты.

У французов возникла блестящая идея – использовать для преодоления вражеских проволочных заграждений малокалиберные пушки, стреляющие абордажными крюками. На фото расчеты таких пушек.

ПЕХОТА стр. 200
Форма цвета фельдграу была принята германской пехотой в 1910 г. Благодаря этому пехотинцы получили практичное и неподдающееся износу обмундирование, которое не претерпело радикальных изменений до 1918 г.

Нижние чины
Все солдаты и унтер-офицеры пехотных полков получили стандартные мундиры (т.н. фельдрок), свободные и удобные. Такой мундир застегивался на восемь никелевых пуговиц. На юбках мундира находились застегивающиеся на пуговицы карманы. Мундир имел стояче-отложной воротник (с двойными галунными петлицами (Litzen) для тех линейных полков, которые были гвардейскими в отдельных германских государствах. К ним относились 89-й, 100-й, 101-й, 109-й, 115-й, 119-й и 123-й полки. Гренадерские полки носили форму с одинарными петлицами и с красным кантом. Срез полочки ниже воротника также имел красный кант. Обшлага варьировались в зависимости от конкретного полка (они могли быть шведские, саксонские или бранденбургские). То же относилось к погонам. В мирное время они были определенного цвета и обозначали, к какому армейскому корпусу относится полк. I, II, IX, X, XII, XIV, I Баварский корпуса имели белые погоны; III, IV, XI, XIII, XV, XIX, II Баварский - красные; V, VI, XVI, XVII, III Баварский - желтые; VII, VIII, XVIII, XX - светло-синие; XXI корпус - светло-зеленые. Погоны прикреплялись к мундиру пуговицей с выбитыми на ней номером роты или буквой «L» во всех Лейб-полках (это означало, что часть являлась элитной и прежде имела статус гвардейской). Воротник и рукава унтер-офицерского мундира были украшены золотым галуном. Унтер-офицеры носили на воротнике пуговицы большего размера. На пуговице был выбит символ соответствующего германского государства (в баварских полках - лев, в других - разные варианты корон). В 73-м и 79-м полках над голубой полоске из ткани, носившейся над правым обшлагом, желтой нитью было вышито слово «Gibraltar». На фуражках офицеров и унтер-офицеров 92-го полка одним из элементов кокарды был серебряный череп. В 1914 г. пехотинцы носили мышино-серые брюки образца 1907 г. с красным кантом и сапоги из натуральной кожи или, с декабря, 1914 г., ботинки на шнурках с обмотками. Зимой они надевали серые шинели с красными петлицами (хотя в 150-м полку петлицы были желтые, а в 151-м - светло-синие. Кроме того, в следующих полках петлицы были белого цвета: в 146-м, 148-м, 152-м, 154- м, 156-м, 158-м, 160-м, 162-м, 164-м, 166-м, 171-м, 173-м и 175-м). В 1915 г. от цветных петлиц было решено отказаться.

Офицеры
Офицерские мундиры изготавливались из более качественного материала и имели высокий воротник, золотые пуговицы (которые во время войны быстро закрасили черной или серой краской), погоны из серебряного шнура с цветным подбоем и номерами полков или монограммами. Звание обозначалось золотыми звездами.

Головные уборы и снаряжение
Пехотинцы носили знаменитые шлемы с заостренным навершием («пикель-хаубе») для пехоты (образца 1895 г., в Баварии - образца 1896 г.) с передним и задним козырьками. Шлем делали из черненой кожи. Спереди прикрепляли металлическую бляху с гербом соответствующего государства. Шлем носили с чехлом из серой материи, на который нашивали или наносили краской с помошью трафарета номер полка красного (с сентября 1914 г. - зеленого) цвета.
В резервных полках на чехол наносили букву R. Офицеры носили шлемы более высокого качества или фуражки. Последние были серого цвета, имели красные кант и околыш, черный козырек и подбородный ремешок. На тулье крепилась имперская кокарда (снаружи черного, в центре - белого и красного цветов), на околыше - государственная кокарда. На фуражку можно было надевать серый чехол. Снаряжение состояло из поясного ремня из натуральной кожи, который имел пряжку с государственным гербом: с короной и надписью «GOTT MIT UNS» (С нами Бог!) в прусских полках или гладкая для унтер-офицеров. Кроме того, к поясному ремню подвешивались два трехсекционных подсумка из натуральной кожи и штык. Последний имел темляк, белый сам по себе, с ножкой и узлами, цвет которых разнился в зависимости от номера роты или батальона. Темляки унтер-офицеров имели белые узлы, прошитые нитями цветов государственного флага. Пехотинцы носили ранец из телячей кожи с лямками. В 1913 г. на снабжение был принят ранец из коричневого брезента. Шинели скатывали и приторачивали к ранцу ремешками, котелок прицепляли к клапану ранца. Фляги в чехле из войлока или хлопчатобумажной ткани, а также сухарную сумку прикрепляли сзади под ранцем. Пехотинцы имели при себе шанцевый инструмент. Унтер-офицеры были вооружены пистолетами. Офицеры изначально имели право носить серебряные пояса с нитями цвета государственного флага. Вооружение офицера состояло из пистолета и шпаги. Снаряжение включало бинокль в футляре и полевую сумку.

Окопная война
Как только война из маневренной превратилась в позиционную, немецкие войска начали быстро принимать меры к тому, чтобы сделать форму менее заметной и подготовленной у новым «окопным» условиям. Пуговицы были перекрашены, офицерские пояса заменены на ремни из натуральной кожи, пряжки ремней - зачернены. Началось производство шлемов со съемными навершиями и затемненными передними бляхами, на чехлах теперь не должны были наноситься номера полков. В сентябре 1915 г. солдатам было приказано не носить навершия во время боя. Брюки были теперь цвета асфальта и не имели красного канта. В 1915 г. началось производство шинелей без цветных петлиц, тогда же в войска начали поступать мундиры упрощенного покроя с пуговицами серого цвета. Но самым важным изменением в форме стало введение свободной куртки или блузы. Ее получали офицеры, унтер-офицеры и рядовые. Блуза была немного темнее по сравнению со стандартным мундиром и имела стояче-отложной воротник с заметной зеленой обшивкой (в баварских полках воротник был цвета фельдграу, обшитый по краю характерной серой или синей матовой (у офицеров - серебристо-синей) каймой, в 1917 г. Уменьшавшейся до двух тоненьких полосок). Галунные полоски на воротнике (Litzen) сохранились. Погоны стали меньше по размеру и проще. В большей части пехотных полков на погонах сохранился белый кант (но в 114-м полку кант был светло-зеленый, в 7-м, 11-м, и 118-м полках - желтый, в 117-м - лиловый, в 145-м - светло-синий, в 8-м, 115-м и 168-м - красный). Как прежде, на погонах указывался номер полка или монограмма. Куртка застегивалась на шесть цинковых пуговиц, имела два внешних и шесть внутренних карманов. Мундиры унтер-офицеров теперь изготавливались без декоративных кантов на воротнике. Украшения свелись к простым шевронам в углах воротника. Фельдфебели (звание, примерно эквивалентное старшему сержанту) носили шевроны (желтые или белые) на верхней части рукава. Офицерские мундиры имели более жесткий и высокий воротник.
В 1917 г. были снова введены серые брюки, но на фронте встречались варианты серого, черного или коричневого цветов. Германские пехотинцы, как правило, носили ботинки. Однако качество кожи было очень низким, поэтому часто предпочтение отдавалось трофейным ботинкам. В заключительный период войны солдаты часто использовали обмотки, в том числе, трофейные, которые красили в серый цвет. Офицеры носили бриджи (они же «штифельхозе») и сапоги. Шинели изготавливали из того же материала, что и мундиры. Они имели светло-зеленый воротник (у баварцев - серый с каймой). Петлиц на воротнике больше не было. Знаки различия унтер-офицеров сохранились. Снаряжение теперь включало противогаз, который сначала носили в сумке на шее, а затем в цилиндрическом контейнере. Офицеры не имели больше шпаг, отдав предпочтение кинжалу или кортику.

Эволюция головных уборов
Если офицер не надевал шлем с остроконечным навершием, то носил фуражку с козырьком. Оба головных убора можно было носить с чехлом. Унтер-офицеры и рядовые носили фуражку без козырька («фельдмютце»). 21 сентября 1915 г. был введен шлем со съемным навершием. Его сменила новая стальная каска. Предыдущий вариант стальной каски (известной как каска фон Геде) испытывался в 1915 г., но его использование было ограниченным.

В декабре 1915 г. для войск, направлявшихся на Балканы, была изготовлена небольшая партия шлемов из прессованного войлока (некоторое количество таких шлемов попало также в части, находившиеся во Франции). Вместо металлической бляхи в этом этом шлеме использовались накладки из жести. На Балканах такие шлемы часто носили с назатыльником («накеншютц»), защищавшем шею в жаркую погоду. Выпуск более известной стальной каски начался в 1916 г. после испытаний, проведенных в ноябре 1915 г. (авторы разработки - Шверд и Бир). Она выпускалась в пяти размерах и, как правило, не имела подбородного ремешка фабричного изготовления (их снимали со шлемов с навершием и прикрепляли к каскам заклепками прямо на складах). При этом подбородный ремешок крепился не к подшлемнику, а к самому шлему. Есть информация о небольшом количестве брезентовых подбородных ремешков, изготовленных в 1917 г.

В 1918 г. начался выпуск каски слегка измененной конструкции с вырезами над ушами (очевидно, с целью уменьшения эффекта звона, который создавала каска предыдущей конструкции во время артиллерийского обстрела). Она не получила распространения во время войны, но широко использовалась после нее. Большинство солдат были вынуждены обходиться каской модели 1916 г., которую обычно красили в темно-серый цвет, хотя иногда использовалась и камуфляжная окраска. Чехлы для касок были светло - коричневого, белого или защитного цвета.

1) "французская армия пошла на войну в красных штанах ради барышей отечественных производителей краски".
- Последний французский производитель красной краски "гаранс" разорился в конце 19 века и армия была вынуждена покупать химический краситель в... Германии.
В 1909-1911 годах французская армия проводила обширные работы по разработке обмундирования защитного цвета ("бурская" униформа, форма "резеда", форма "Детай").
Первыми и самыми яростными ее противниками стали... журналисты и эксперты тогдашних СМИ, быстро настроившие общественность против "унижающей человеческое достоинство и французский дух" защитной униформы.
Дальше подключились парламентарии-популисты, вечно экономные финансисты и армейские консерваторы - и инициатива была похоронена до 1914 года, когда пришлось срочно извлекать со складов серо-голубые шинели Детая, которые, к счастью, еще не были списаны, в отличие от их предшественников цвета хаки и резеды.

2) "Разработанная генштабовскими интеллектуалами теория "наступления до предела" поставила Францию на грань катастрофы".
- Абсолютно все стороны начального периода ПМВ придерживались исключительно наступательного образа войны. Теоретические выкладки французских генштабистов - кстати, менее механистические, чем у немцев и уделявшие большое внимание психологическому аспекту ведения боевых действий, не выделялись ничем особенным на этом фоне.
Настоящей причиной августовских гекатомб стал провал в офицерском составе корпусного и дивизионного звена, который отличался высоким средним возрастом и низким качеством.
В кадровых военных, ввиду низкого уровня жизни, оставались люди, не способные ни к чему иному, а резервисты ан масс не имели никакого понятия о современных методах ведения войны.

3) "Беспощадные рукопашные схватки в траншеях".
- Статистика медиков на этот счет беспощадна. На долю холодного приходится 1% смертельных ранений в 1915 году и 0,2% - в 1918. Основным оружием траншей была граната (69%) и огнестрел (15%).
Это коррелирует и с распределением ранений по телу: 28,3% - голова, 27,6% - верхние конечности, 33,5% - ноги, 6,6% - грудь, 2,6% - живот, 0,5% - шея.

4) "Смертельный газ"
- 17000 убитых и 480000 раненных на Западном фронте. То есть, 3% совокупных потерь и 0,5% погибших. Это дает нам соотношение убитых к раненным 1:28 против среднего по фронту 1:1,7-2,5.
То есть, как ни цинично это звучит, после газа выживало гораздо больше солдат, которые могли рассказать всем желающим о своих страданиях - при том, что лишь 2% раненных стали инвалидами на всю жизнь, а 70% отравленных возвращались в строй менее, чем за 6 недель.

5) "Франция истекла кровью в траншеях Вердэна".
- Под Вердэном Франция потеряла примерно столько же солдат, сколько в подвижной войне 1918 года и почти в два раза меньше - чем в более чем мобильных приграничных сражениях и на Марне.

6) "Офицеры прятались за спинами солдат".
- Доля погибших и пропавших от призванных в армию, офицеры/солдаты: пехота - 29%/22,9%, кавалерия - 10,3%/7,6%, артиллерия - 9,2%/6%, саперы - 9,3%/6,4%, авиация - 21,6%/3,5%. Заодно, чтобы лишний раз не говорить - это к вопросу о кавалерии, уничтоженной пулеметами.

7) "Генералы расстреливали мятежных солдат".
- Количество солдат, приговоренных к расстрелу военно-полевыми судами (включая совершивших уголовные преступления) равно 740. Это 0,05% от всех погибших французских пехотинцев.

Как известно, к началу Первой мировой войны армии России, Германии и Великобритании были оснащены пулеметами одной конструкции (Хайрема Максима), различавшимися только боеприпасами и станками - колесный станок Соколова в России, тренога в Британии (именно такие станки используются во всем мире в наше время) и необычный салазочный станок в Германии. Именно последний и стал поводом для легенды.
Дело в том, что пулемет с таким станком предполагалось переносить либо как носилки, либо тащить волоком как салазки и для облегчения этой работы к пулемету прилагались ремни с карабинами.
На фронте при переноски пулеметчики иногда гибли, и их трупы, пристёгнутые ремнями к пулемету как раз и породили легенду, а потом уже молва и СМИ заменили ремни на цепи, для большего эффекта.

Французы пошли ещё дальше, и рассказывали о запертых снаружи смертниках внутри "бронекареток Шумана". Легенда получила очень большое распространение, и как потом писал Хемингуэй в одном из послевоенных рассказов, "... его знакомые, которые слыхали обстоятельные рассказы о немецких женщинах, прикованных к пулеметам в Арденнском лесу, как патриоты не интересовались неприкованными немецкими пулеметчиками и были равнодушны к его рассказам".
Несколько позже эти слухи упомянул и Ричард Олдингтон в романе "Смерть героя" (1929), где сугубо штатский человек поучает приехавшего с фронта в отпуск солдата:
"- О, но ведь наши солдаты такие молодцы, такие молодцы, вы же знаете, не то что немцы. Вы, наверно, уже убедились, что немцы народ малодушный? Знаете, их приходится приковывать к пулеметам цепью.
- Ничего такого не замечал. Надо сказать, дерутся они с поразительным мужеством и упорством. Вам не кажется, что предполагать обратное не очень-то лестно для наших солдат? Нам ведь пока не удалось толком потеснить немцев."

К началу Великой войны германское командование и офицерство не скрывали пренебрежительного отношения к французской армии, ассоциируя ее с "галльским петухом" - предполагалось, что она так же вспыльчива и криклива, а на деле слаба и пуглива.
Но уже в первых сражениях французские солдаты подтвердили давнюю репутацию стойких и отважных бойцов, искренне готовых к самопожертвованию во имя родины.
Их высокие боевые качества оказались тем ценнее, что воевать им пришлось на этот раз практически с наихудшим оружием из всего, имевшегося в арсеналах и союзников, и противников.

Основное оружие французского солдата - 8-мм винтовка "Лебель-Бертье" - не шла ни в какое сравнение с немецким "Маузером М.98", по многим параметрам уступая и русской "трехлинейке", и японской "Арисаке Тип 38" и американской "Спрингфилд М.1903", а ручной пулемет "Шоша" многие вообще относили к разряду оружейных курьезов.
Тем не менее, поскольку французские пехотинцы были обречены его использовать (хотя при первой возможности стремились заменить трофейным либо союзническим), именно оно в итоге стало "оружием победы" Великой войны, в которой французская армия, безусловно, сыграла решающую роль.

Пулемет "Шоша" начали разрабатывать также спонтанно, в качестве реакции на общемировую тенденцию по созданию систем автоматического оружия.
За основу будущей автоматической винтовки (а французы создавали именно ее) была взята нигде более невостребованная и потенциально неудачная система пулемета австро-венгерского конструктора Рудольфа Фроммера, основывавшаяся на энергии отдачи ствола с длинным ходом.
Для скорострельного оружия эта схема является самой нежелательной, поскольку приводит к повышенной вибрации. Тем не менее, французы остановили выбор на ней.
Тактико-технические характеристики нового оружия оказались на уровне "ниже низшего". Пожалуй, единственным позитивным качеством "Шоша" был небольшой вес - не более 9,5 кг со снаряженным коробчатым магазином на 20 патронов и сошкой.
Хотя и тут он не стал чемпионом: датский ручной пулемет "Мадсен", обладавший превосходным боем и надежной автоматикой, весил не более 8,95 кг.

Несмотря на все свои недостатки, пулемет "Шоша" имел коммерческий успех, хотя и скандальный. На вооружении французской армии он оставался до 1924 года, и общий выпуск пулемета к этому момент у составил немалые 225 тысяч штук.
Основной доход с продаж своего пулемета-аутсайдера французы умудрились получить от военного ведомства США, располагавших очень насыщенным рынком автоматического оружия.
Весной 1917 года, вскоре после вступления Америки в войну, директор Департамента вооружений американской армии генерал Уильям Крози подписал контракт на поставку почти 16 тысяч пулеметов "Шоша".
Примечательно, что несколькими годами ранее этот же чиновник категорически отверг идею производства в США превосходного пулемета системы Льюиса, но необходимость закупки явно неудачной французской модели аргументировал "очевидным недостатком огневой мощи американских формирований".

Результат ее применения в армии США нетрудно предугадать: французский пулемет получил те же нелестные оценки. Тем не менее, генерал Крози продолжил массовые закупки этого оружия.
17 августа 1917 года оружейная комиссия Франции получила заказ еще на 25 тысяч пулеметов C. S. R. G., только уже под основной американский патрон 30-06 Springfield (7,62 ? 63 мм).
Судьба этого контракта оказалась весьма примечательной. Пулеметы, выпущенные под грифом Automatic Rifle Model 1918 (Chauchat), стали стрелять еще хуже, нежели изготовленные под "родной" 8-мм патрон.
Более мощный по энергетике боеприпас 30-06 не только часто заклинивало, но он еще и очень быстро разбивал механизм перезарядки. Неудивительно, что, получив чуть более 19 тысяч пулеметов по новому контракту, американцы категорически отказались от дальнейших поставок.
Несколько депутатов французского парламента потом пытались инициировать расследование на предмет того, куда ушла прибыль от продажи американцам явно негодных пулеметов, но его быстро закрыли - слишком много высокопоставленных военных и дипломатов было вовлечено в сделку по обе стороны Атлантического океана.


Французская пехота традиционно носила форму синего и красного цветов. В 1914 г. уходившие на фронт французские пехотинцы очень напоминали своих соотечественников из 1870 г.

Патриотическая форма
В 1902 г. военные начали испытывать форму серо-зеленого цвета. Перед войной 106-й пехотный полк маршировал на параде в Париже в экспериментальной форме, включая каски, что вызвало большой интерес. Тем не менее, руководство вооруженных сил большого интереса к новой форме не проявило, и, когда летом 1914 г. разразилась война,

Пехотинцы отправились на фронт в синих мундирах и штанах ярко-красного цвета. Отдельные офицеры высказывались в том духе, что переход на новую форму в канун войны есть признак трусости или, как минимум, демонстрация того, что Франция запугана. Работа над новой формой шла, но задержка с ее вводом привела к трагедии. Уже осенью 1914 г. армейское командование начало спешно переходить на новую форму.

Офицеры в 1914 г.
В сентябре 1913 г. офицеры пехотных частей получили приказ адаптировать свой внешний вид под внешний вид своих подчиненных. Офицеры перешли на темносиние мундиры с нагрудными и боковыми карманами (они были введены в 1913 г., в апреле 1914 г. их ношение стало обязательным. Новый мундир заменил мундир черного цвета, введенный в 1893 г.). Они имели воротник-стойку с закругленными краями, на котором золотом был вышит номер полка. Знаки различия располагались на обшлагах. Чтобы воротник не вытирался, офицеры часто носили под ним шелковый шарф, синий или белый шейный платок. По бокам ярко-красных брюк проходил черный лампас шириной 45 мм. С ботинками носили кожаные краги или темные обмотки, хотя допускались и сапоги со шпорами (капитаны и лейтенанты, командующие ротами, могли передвигаться верхом).
Головной убор представлял собой кепи модели «Сомюр» или вариант с менее высокой тульей (его называли «поло») с кожаным козырьком с золотом по краю, черным околышем, на котором золотой ниткой вышивался номер полка. Донце кепи - красного цвета. Полоски из золотого галуна на черном околыше обозначали звание, ту же функцию выполняли вертикальные полосы на передней и задней частях кепи. На донце имелся узор из золотого галуна (т.н. венгерский узел). Подбородный ремешок был изготовлен из позолоченной кожи. Начиная с 1913 г., в полевых условиях на кепи стали надевать темно-синий чехол. Иногда его сдвигали кверху, чтобы был виден номер полка. В свободное от боевой службы время носили пилотку черного цвета.
Поясные ремни, как правило, были изготовлены из черной кожи. Ремни от футляра для бинокля также делались из кожи черного цвета (бинокли были обязательны для офицеров). Большинство офицеров были вооружены саблей (чаще всего - образца 1845 г.) в коричневых кожаных ножнах, которые висели на портупее образца 1882 г. Револьвер (чаще всего встречались револьверы образца 1892 г.) носили в кобуре. Офицеры имели кожаный подсумок для дополнительных патронов. На портупее на правом бедре часто носили черный кожаный планшет. Для облегчения коммуникации в 1896 г. в состав офицерского снаряжения был введен свисток. Некоторые офицеры шли в бой с тросточками или стеками. Начиная с 1890 г. личное имущество носили в наплечных сумках, хотя некоторые офицеры использовали те же ранцы, что и простые солдаты.
Зимой ходили в шинелях (некоторые офицеры предпочитали двубортные солдатские шинели, которые носили с ремнями и снаряжением снаружи; офицеры меняли простые пуговицы на золотые). Шинель, которую ввели в 1913 г., была популярна среди солдат. Ее шили из темно-синего сукна, она имела два боковых кармана. Шинель была длиной ниже колен и застегивалась на шесть золотых пуговиц. Разрешалось также ношение плащ-накидок, подобных кавалерийским. Знаки различия располагались на рукавах, на отложном воротнике обязательно имелся номер полка. В 1881 г. вместо белых перчаток были введены черные кожаные.

Знаки различия
На рукаве мундира второго лейтенанта (су-лейтенанта) расположена золотая полоска, и еще одна полоска - над околышем кепи. Лейтенанты имели по две полоски, капитаны - три (с еще одной дополнительной полоской на вертикальной нашивке на кепи), командиры батальонов - четыре полоски, подполковники - пять и полковники - шесть полосок.

Форма рядового и сержантского состава
Большинство французских пехотинцев шли в бой в шинели, вне зависимости
от погоды. Шинель образца 1877 г. Была темно-синего цвета (оттенка, официально известного как синий, серовато-стальной). Все ремни и снаряжение надевали поверх нее. Шинель была двубортная, с шестью пуговицами с каждой стороны и двумя карманами. На пуговице было выдавлено изображение пылающей гренады. Полы шинели можно было пристегнуть пуговицами сзади, чтобы облегчить движение. Это было удобно в мокрую погоду, когда шинель намокала, становилась тяжелой и покрывалась слоем грязи. Шинель имела неудобный воротник-стойку, на который пришивались красные петлицы с синими цифрами, обозначавшими номер полка.
Под воротник шинели надевали синий или белый шейный платок. Шинель имела погоны. В 1913 г. были введены скатанные погоны, призванные лучше удерживать винтовочный ремень и лямки снаряжения.

Мундир («блуза», которую солдаты в обиходе называли «короткая задница») был непопулярен и не очень часто встречался. Модели 1867 г. и 1897 г. были практически одинаковы, различаясь лишь числом пуговиц (девять и семь соответственно). Ворот мундира не отличался от ворота шинели. Французские пехотинцы носили знаменитые мешковатые красные брюки (как правило, образца 1867 г., покрой слегка менялся в 1887 и 1893 гг.) с задним хлястиком для регулирования ширины. Многие французские солдаты носили брюки более сдержанной расцветки или заменяли их на брюки из коричневого или черного вельвета. Из обуви большинство рядовых и сержантов предпочитали ботинки с обмотками или гамашами. Конструкция этих ботинок, вошедших в употребление в 1893 г., претерпела изменения в 1916 г., когда подметки стали прикреплять гвоздями. Обуви, имевшей бесконечное число вариаций, всегда не хватало.

Солдаты носили удобное кепи с кожаным козырьком и подбородным ремешком, темно-синим околышем и красной тульей. Спереди по центру на тулье нашивался тонкий синий вертикальный шнур. Такие же шнуры нашивались сзади и по бокам. Спереди же синими нитками был вышит номер полка. На кепи часто надевали чехол, окрашенный в цвет, схожий с цветом шинели. В 1913 г. появилась водонепроницаемая версия.
Знаки различия представляли собой полоски, которые пришивали на каждый рукав над обшлагом. Рядовой (1-го класса) имел по одной красной полоске, капрал - по две, сержант - по одной металлической полоске (немного толще), а сержант-майор - по две. В верхней части левого рукава мундира сапера располагалась традиционная красная эмблема в виде скрещивающихся топоров (увенчанных пылающей гренадой). Большинство сержантов носили мундиры образца 1897 г. Форма солдат резервных пехотных полков была такой же. В территориальных частях полковые номера на кепи и на воротниках шинелей вышивались белыми нитками.

Снаряжение и вооружение
Солдатское снаряжение было очень тяжелым (его вес в среднем составлял 29 кг) и неудобным. Кроме того, солдату было трудно надеть его самостоятельно. Ранец образца 1893 г. Был изготовлен из черной кожи (натянутой на деревянный каркас). Крепления ранца также изготавливались из черной кожи. Внутри ранца солдаты держали средства личной гигиены, принадлежности для бритья, чистое белье и (только в территориальных частях) ночной колпак. Некоторым солдатам поручали носить котелок для варки пищи или кофемолку. Ниже ранца закрепляли сумку для провизии или хлебную сумку, а запасные простыни или одеяло, а также котелок - на нем. В состав снаряжения входила также саперная лопатка, которую обычно носили слева. Фляга для воды (более вероятно, что для вина) вмещала литр жидкости и отличалась необычным дизайном. В 1915 г. ее сменил двухлитровый вариант. Что касается солдатского поясного ремня, то с большей вероятностью это была модель 1873 г. с медной бляхой, а не ремень образца 1903 г. с пряжкой. По бокам на ремне висели черные подсумки моделей 1888 или 1905 гг. Штык висел на кожаном хомутике, который крепился к ремню. Самым распространенным видом стрелкового вооружения была винтовка системы Лебеля (образца 1893 г.). Благодаря наличию ремня из коричневой кожи ее можно было носить на плече.

Изменения в обмундировании и снаряжении
Быстро было принято решение надевать поверх красных брюк синие шаровары (с ними надо было носить обмотки) - после этого солдат становился менее видимым. В 1915 г. в дивизии, отправлявшиеся на фронт, начали поступать шинели упрощенного покроя. Они были однобортными, с крашеными пуговицами, и самых разных оттенков синего цвета - от почти классического довоенного до серовато-голубого. Отложной воротник оказался более удобным. С декабря 1914 г. на нем появились желтые петлицы с синими номерами полка. Большая часть сукна поступила из Англии, поэтому его цвет (средне-синий) называли английским синим.
В феврале 1915 г. была разработана металлическая каска для ношения под кепи. Это был промежуточный вариант (было заказано только 700 000 штук), предназначенный для того, чтобы защитить солдат от ранений в голову. На фронте каску не любили - ее было трудно застегивать, и в ней очень сильно потела голова. В ответ на применение немцами баллонов с отравляющими газами и затем, весной 1915 г., газовых снарядов на вооружение были приняты первые противохимические компрессы. Компресс С1 носили в водонепроницаемом футляре, висящем на шее. Иногда его использовали с защитными очками (летом 1915 г. на склады поступило 610 000 комплектов). Был также разработан защитный колпак, но он сильно ограничивал сектор обзора, поэтому от него быстро отказались. Затем, в октябре 1915 г. появился противогаз (Tampon T), который применялся до середины 1916 г. Необходимость использования защитного снаряжения стала причиной участившихся отказов от бород и усов - растительность на лице мешала быстро надевать противогаз. Снаряжение было по-прежнему тяжелым и громоздким, к нему теперь добавились такие элементы, как ручные гранаты и противогазы.

Серовато-голубой
Несмотря на то, что эксперименты с формой серо-зеленого цвета завершились провалом в 1911 г., работа по поиску приемлемого нейтрального цвета продолжалась. Была предпринята попытка использовать микс из красного, синего и белого цветов, хотя было трудно гарантировать наличие нужного количества красного красителя. В конце концов, из сочетания исключили красный цвет и решили обойтись вообще без него. В итоге получился материал голубого цвета, который официально стал называться серовато-голубым. Производство серовато-голубого сукна стартовало летом 1914 г., той же осенью оно стало изредка появляться в армии. Но лишь весной 1915 г. Производство этого сукна достигло масштабов, способных изменить внешний вид почти всех французских солдат. Производство разворачивалось настолько поспешно, что отмечался разнобой в оттенках. Наиболее часто встречались шинели голубого и сине-стального цветов.
Приоритетным считался выпуск шинелей и кепи, но уже в конце лета 1915 г. началось производство новых мундиров, на этот раз с алюминиевыми пуговицами и номером полка на вороте из синего сукна. Кроме того, был налажен выпуск брюк с желтой окантовкой для пехоты. Пилотки и береты также стали шить из нового синего сукна. Пуговицы теперь делали из искусственных материалов, крашенных сплавов или дешевого алюминия. Большая часть металла уходила на производство вооружения. Как правило, на пуговицах по-прежнему штамповали эмблему в виде пылающей гренады.
Покрой кепи был упрощен, спереди больше не указывался номер полка. На шинели номер полка сохранился. Первоначально он был синего цвета на желтом фоне с синей окантовкой задней части числа. Однако встречались и синие номера на красных суконных квадратах. Вскоре стандартым знаком идентификации полка стали синие номера полков на голубых клапанах. Знаки различия также подверглись ревизии. Вместо ярко-красных полосок в нижней части рукава над обшлагом появились темно-синие нашивки. Это было сделано для того, чтобы сделать менее заметными сержантов, которых во французской армии было слишком мало.

Каска Адриана
Самым значительным событием в области обмундирования и снаряжения в 1915 г. Стало появление каски Адриана. Генерал Жозеф Жоффр видел, что имеющаяся металлическая каска не подходит солдатам, и потребовал как можно скорее начать производство каски нового образца. В феврале 1915 г. он добился срочного запуска в производство каски конструкции Джорджа Скотта. До снятия ее с производства в сентябре 1915 г. было выпущено несколько тысяч штук. Каска Скотта была слишком дорогой, ее выпуск мог сопровождаться задержками, поэтому вместе нее было начато производство более простой по конструкции каски, разработанной офицером интендантской службы Огюстом Луи Адрианом. Прототип каски был испытан в апреле 1915 г., а в мае каску запустили в производство. Для пехоты было выпущено почти 1 600 000 касок с эмблемой в виде пылающей гренады. К июню они поступили на армейские склады и оттуда начали распределяться по дивизиям. К декабрю объем поставок составил 3 125 000 штук.
Каску получали также колониальные части. Ее окрашивали в полуматовый синий цвет, который отражал свет и делал солдата мишенью для противника. Поэтому полуматовый цвет сменили на матовый синий. К тому же для дополнительной маскировки каску часто покрывали слоем грязи.

Солдаты в 1917 г.
С разнобоем в форме одежды, которую носили французские солдаты в 1915 г. (на фотографиях солдат, направляющихся на фронт, видны кепи и каски), в 1916 г. понемногу начали бороться. Постепенно обмундирование приобрело единообразный вид и до конца войны таким и оставалось. Пехотинцы носили каску Адриана с эмблемой в виде пылающей гренады и буквами RF (от RepubliqueFrancaise - Французская Республика. - Прим. пер. ). На каску обычно надевали бежевый чехол, который привязывали шнурками под козырьком и подшлемником. Когда чехол снимали, то в боевых условиях каску красили в самые разные цвета - от матового серовато-голубого до темно-серого. Солдаты чаще всего носили мундир, покрой которого был утвержден в 1914 г. Его застегивали на пять металлических голубовато-серых пуговиц. Иногда летом, а также вне службы солдаты надевали блузу из белого полотна. В холодную погоду под шинель надевали серовато-голубой мундир. Сама шинель соответствовала образцу, принятому в 1915 г. Брюки, на которых теперь все реже присутствовал желтый кант, были теперь серовато-голубыми. Под воротник, как и в 1914 г., повязывали шарфы и шейные платки, чаще всего из светло-голубой и синей хлопчатобумажной ткани. По-прежнему были распространены серовато-голубые обмотки. Солдаты предпочитали ботинки (обычно образца 1912 г.), потому что они были самой удобной обувью для окопной войны. В 1916 и 1917 гг. в дизайн ботинок были внесены изменения - в подошву вбивались гвозди для того, чтобы укрепить конструкцию и сделать их менее скользкими.

Различия в форме
В июле 1916 г. в форму был введен цветной диск, который предполагалось носить на воротнике мундира или шинели. Цвет диска обозначал батальон, в котором служил его владелец. В первом батальоне носили темно-синий диск, во втором - красный, в третьем - желтый.
С апреля 1916 г. ввели шевроны, обозначавшие продолжительность службы. Их носили на левом рукаве. Один шеврон означал год службы, каждый дополнительный шеврон - еще шесть месяцев (пять шевронов означали три года службы). На фронте можно было также носить нарукавные повязки. Чаще всего их можно было увидеть на форме санитаров-носильщиков. Как правило, на повязке был синий или белый мальтийский крест. Водители носили повязку с номером полка. Те, кто отвечал за обеспечение, носили повязку с буквой L (от Liaison - связь, взаимодействие. - Прим. пер. ). Белые нарукавные повязки иногда надевали солдаты, участвовавшие в атаке. На спину шинели могли прикрепить белый треугольник. В 1917 вошли в употребление опознавательные жетоны на цепочке, заменившие предыдущую версию, которую приняли в 1899 г. На жетоне указывалась фамилия солдата и его номер, на обратной стороне - день, месяц и год поступления на военную службу.
10 января 1917 г. пехота начала получать петлицы нового образца. Они имели форму ромба и фиксировались на краях воротника шинели. Номер полка по-прежнему был синего цвета, над ним проходил двухрядный кант. Цветные диски для обозначения номера батальона носили на самом кончике воротнике. Они оказались очень непопулярными среди солдат, поэтому их очень редко можно увидеть на фотографиях тех лет. Кроме вышеуказанных знаков различия, встречались нарукавные нашивки или другие эмбллемы, предназначенные для обозначения носителя конкретной военной специальности или выполняемой функции. Вместо красной нарукавной нашивки в виде перекрещивающихся топоров саперы получили темно-синюю.
Метких стрелков награждали нашивкой в виде охотничьего рожка синего цвета, которую носили на левом рукаве (особо отличившиеся получали золотую нашивку). Связисты носили синию пятиконечную звезду с молниями, эту же эмблему в сентябре 1916 г. получили телефонисты. Эмблемой гренадеров стала синяя пылающая гренада (офицеры гренадерских частей носили эмблему, вышитую золотой ниткой). Гренадеры- пулеметчики имели эмблему в виде перекрещивающихся пушечных стволов (или легкого пулемета под взрывающимся ядром). Эмблемой артиллеристов, обслуживавших 37-мм полковые пушки, с августа 1916 г. было орудие на колесном ходу. Самокатчики получили эмблему в виде велосипеда, музыканты - в виде лиры (кроме того, они имели красно-бело-синюю нашивку в нижней части рукава). Оружейные мастера носили на рукаве эмблему в виде скрещенных винтовок и гренады. Разведчики иногда носили в качестве эмблемы синюю пятиконечную звезду.

Нашивки за ранения
Эти нашивки были введены в качестве почетного знака для солдат Антанты, получивших ранения в бою. Обычно их носили на левом предплечье рукава мундира. Во Франции нашивки за ранение или «Insignedesblessesmilitaires» стали присуждать в 1916 г. Их носили на правом рукаве после возвращения на службу. Нашивка шириной 8 мм была синего цвета. Офицеры часто использовали для изготовления нашивок за ранение и за выслугу лет более узкие шевроны из металлической нити, однако некоторые предпочитали менее заметные синие. С апреля 1916 г. солдаты отличившихся полков получили разрешение носить на плече аксельбант (Fourrageres). Цвета их различались, например, цвет ленты Ордена Почетного легиона был красным, а Военного креста - красно-зеленым.

Штурмовое снаряжение
Французские солдаты по-прежнему с трудом передвигались в окопах или выбирались из них из-за того, что были вынуждены постоянно иметь при себе полное снаряжение. Этот порядок был очень неудобен, когда войска получали приказ атаковать позиции противника. В 1916 г. были введены новые подсумки, а к 1917 г. был постепенно налажен выпуск снаряжения из нечерненой натуральной кожи. Новый противогаз М2 был также принят на вооружение. Его хранили в синей металлической коробке, которая висела слева ниже подсумка с обоймами. Офицеры продолжали носить маленькую аптечку. Ранцы оставляли в своих траншеях. Пехотинцы шли в атаку, одетые в мундир и брюки, с каской Адриана на голове и в ботинках с обмотками на ногах. Снаряжение сводилось к минимуму и обычно состояло из свернутого в скатку одеяла (перекинутого через плечо на русский манер), одной или двух двухлитровых фляг (с вином или водой), сухарной сумки и сумки для противогаза (новый контейнер для противогаза ARS имел форму цилиндра, напоминая этим немецкую модель. Он начал поступать на фронт в первые месяцы 1918 г.). Кроме того, у многих солдат были с собой бивачные фонари и шанцевый инструмент (лопатка, кирка или топор). Встречались также пустые мешки для песка или сумки для гранат. Большинство пехотинцев были вооружены винтовками Бертье или Лебеля, окопными ножами (разных конструкций) и даже палицами. Имелись также гранаты, которые пристегивали к ремню или хранили в сумке, переброшенной через плечо.

Плакаты и открытки Великой войны. Антанта. Из интернета.

Варианты
Стандартная каска Адриана могла быть оснащена забралом, изобретенным Жаном Дюнаном. Впрочем, это случалось довольно редко. Кроме того, спереди к каске могли прикреплять кольчугу для защиты лица. Последняя не пользовалась популярностью, так как увеличивала вес каски.
Бронежилеты были менее распространены (правда, использовались трофейные немецкие бронежилеты), хотя в 1915 г. применялись жилеты с прокладками. Они оказались слишком неудобными. В очень плохую погоду солдаты использовали гражданские штормовки и клеенки и заворачивались в свои палатки. Они также наматывали на шею гражданские шарфы и надевали перчатки, а казенную часть винтовки обертывали клеенкой или шейным платком. Водители носили зимой шинели на меху, варежки и водонепроницаемые накидки. Очень большой популярностью пользовались ботинки на деревянной подошве.
В снежную погоду солдатам выдавали белые (изначально - светло-бежевые) комбинезоны. Первое их применение в пехоте относится к 1911 г. Комбинезонына оцинкованные пуговицы и обеспечивали относительную маскировку. Эффект от последней усиливался, если каска тоже была окрашена в белый цвет. Солдаты, отправленные на театры военных действий за пределами Европы (французские пехотные полки воевали на Галлиполи, у Салоник, в Македонии и Палестине), обычно носили мундир (серовато-голубой) с серовато-голубыми или белыми брюками. Офицеры вместо каски Адриана иногда предпочитали носить тропический шлем (впервые выпущенный в 1886 г.), который сильно напоминал английский пробковый шлем. Обычно он был светло-коричневого или бежевого цвета. В линейных пехотных частях его носили без каких-либо эмблем или знаков. Шлем не защищал от пуль и осколков, но был легким и удобным и хорошо предохранял голову и шею от солнечных лучей. Всем войскам из метрополии предписывалось носить серовато-голубое обмундирование. Однако в феврале 1915 г. военнослужащим в частях, находящихся на территориях с жарким климатом, начали также выдавать легкие (льняные) мундиры и брюки цвета хаки. были довольно простыми, застегивались.

Плакаты и открытки Великой войны. Антанта. Из интернета.