Французская кампания. Французская кампания (1940) Линия, которая не защитила

Лекция 3. Вторая мировая война

1. Начало войны

2. Кампания 1940 г.

3. Коренной перелом во Второй мировой войне

4. Открытие второго фронта. Окончание войны

Литература:

1. История новейшего времени стран Европы и Америки: 1918-1945/Под ред. Е.Ф.Язькова. М: Высш. шк., 1989. С.364-450

2. Новейшая история зарубежных стран. XX век.: Пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений/Под ред. А.М.Родригеса. Ч.1. М: ВЛАДОС, 1998. С.72-92

3. Пономарев М.В., Смирнова С.Ю. Новая и новейшая история стран Европы и Америки: Практическое пособие: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 3 ч. М.; ВЛАДОС, 2000. Ч.3. С.82-86, 194-209

Начало войны.

1 сентября 1939 г. Гитлер отдал приказ своим войскам вторгнуться на территорию Польши. В этот день рейхстаг принял закон о присоединении Данцига к Германии. В силу своих обязательств перед Польшей Франция и Великобритания 3 сентября после двух ультиматумов объявили войну Германии. Постепенно в военные действия вовлекалось все большее число сначала европейских, а затем и внеевропейских стран. Началась Вторая мировая война.

Уже в первые дни войны германские части прорвали польскую оборону. К 7 сентября передовые танковые соединения подошли к предместьям Варшавы. Однако в их тылу все еще продолжалось сопротивление польских частей. Многим из них удалось вырваться из окружения и усилить группировку войск, сосредоточенную у Варшавы. В этой ситуации германское командование изменило первоначальный план кампании и нанесло силами двух армейских групп обходящий удар с севера и юга в направлении Брест-Литовска. К 17 сентября кольцо замкнулось. Оно было скорее символическим, но в тот же день на территорию Польши с востока вступили соединения Красной армии (РККА). Правительство СССР декларировало свою решимость «оказать помощь братским народам 3ападной Белоруссии и Западной Украины». В действительности СССР следовал условиям секретных протоколов 1939 г., по которым эти территории входили в его сферу влияния. Части вермахта очистили «советскую территорию» и в Брест-Литовске был проведен совместный военный парад двух армий, символизирующий оформление новой государственной границы СССР и Германии.

Последние очаги польского сопротивления были вскоре подавлены. 28 сентября состоялось подписание советско-германского договора о дружбе и границах, в соответствии с которым польская государственность ликвидировалось, а ответственность за развязывание войны возлагалась на Великобританию и Францию.

30 ноября 1939 г., воспользовавшись пограничным инцидентом на Карельском перешейке, советские войска осуществили вторжение на территорию Финляндии. «Зимняя война», длившаяся до 12 марта 1940 г., продемонстрировала невысокую боеспособность РККА, и особенно низкий уровень подготовки командного состава, ослабленного сталинскими репрессиями. Лишь за счет больших человеческих жертв и явного перевеса в силах сопротивление финской армии было сломлено. По условиям мирного договора, в состав территории СССР включались весь Карельский перешеек, северо-западное побережье Ладожского озера, ряд островов в Финском заливе. Война значительно ухудшила отношения СССР с западными странами - Великобританией и Францией, которые планировали вмешательство в конфликт на стороне Финляндии. В те месяцы, когда происходили польская кампания и советско-финляндская война, на 3ападном фронте царило поразительное спокойствие. Этот период назвали «странной войной».



Явное нежелание правительственных и военных кругов западных стран обострять конфликт с Германией объяснялось рядом причин. Командование английской и французской армий по-прежнему ориентировалось на стратегию позиционной войны и надеялось на эффективность оборонительной линии Мажино, прикрывающей восточные границы Франции. Память о колоссальных потерях времен Первой мировой войны также заставляла проявлять крайнюю осторожностъ. Наконец, многие политики этих стран рассчитывали на локализацию начавшейся войны в Восточной Европе, на готовность Германии удовлетвориться первыми победами. Иллюзорность такой позиции показало самое недалекое будущее.

Кампания 1940 г.

Новый удар германской армии был нанесен в апреле 1940 г. по Дании и Норвегии. Дания практически сразу капитулировала. В Норвегии был осуществлен ряд десантных операций при поддержке сил военно-морского флота. Ответная высадка английских десантов на севере страны не принесла успеха. Захват Норвегии значительно укрепил позиции Германии на морских коммуникациях. Однако военно-морские силы Германии понесли в ходе этой операции невосполнимые потери. Английский флот потерял примерно такое же количество кораблей. Но его потенциальные возможности были гораздо большими. С этого времени активные боевые действия на море со стороны Германии стали возможны лишь за счет применения подводных лодок.



10 мая началось наступление немецких войск на 3ападном фронте . Чтобы избежать прямой атаки сильных укреплений линии Мажино, предполагался удар через территории Бельгии и Нидерландов - копия наступательной операции времен Первой мировой войны. Голландские и бельгийские дивизии откатывались под ударами немецких войск. После массированной бомбардировки Роттердама королева и правительство Нидерландов покинули страну, а армия капитулировала. Однако английские и французские соединения уже занимали оборонительные позиции по линии Маас-Антверпен, готовые сдержать противника. События получили неожиданное развитие в ночь на 14 мая, мощнейшая танковая группировка немецких войск нанесла удар в районе горного массива Арденны на границе Люксембурга и Бельгии. К 18 мая немцы прорвались к Сомме и начали разворачиваться севернее, сжимая в кольцо 350-тысячную группировку англо-французских войск. Не желая рисковать, принимая маневренную войну, английское командование настояло на сосредоточении этих частей в районе Дюнкерка для эвакуации на Британские острова. Но и эта операция была под угрозой - к 24 мая немцы уже достигли Булони и Кале. В этот момент последовал неожиданный приказ Гитлера остановить наступление . Несколько дней промедления позволили союзникам организовать эвакуацию большей части окруженных соединений. Силы для обороны метрополии были спасены, но Франция оказалась предоставленной своей судьбе.

Второй этап боев за Францию начался 5 июня. Французской армии удалось временно стабилизировать фронт по Сомме, Маасу и линии Мажино. Однако их 65 дивизиям противостояло 124 немецких. 28 мая капитулировали бельгийские войска, 10 июня в войну вступила Италия. В течение нескольких дней немецкие войска осуществили три наступательные операции, взламывая оборонительные порядки противника. 10 июня французское правительство переехало из Парижа в город Виши, а 14 июня в столицу без боя вступили немцы. Черту под военной кампанией во Франции подвел прорыв в тот же день линии Мажино южнее Страсбурга, в результате чего в окружении оказались более 400 тыс. французских солдат. Правительство Франции возглавил маршал Пэтен - сторонник военно-политического сближения с Германией. 2 2 июня был подписан договор, по которому 2/3 французской территории подлежали оккупации. Франция обязывалась выплачивать огромные суммы и обеспечивать экономические потребности Рейха, а французская армия лишалась тяжелого вооружения и значительно сокращалась.

Выход из войны Франции осложнил положение Великобритании. Новый правительственный кабинет Черчилля предпринял экстренные шаги по укреплению системы обороны. Англия должна была превратиться в «осиное гнездо» - сплошное пространство укрепленных районов, противотанковых и противодесантных линий, дислокации частей противовоздушной обороны. Немецкое командование готовило в это время операцию по высадке на Британских островах (« Зеелове» - « Морской лев»).Нo, ввиду явного превосходства английского флота задача по сокрушению военной мощи Великобритании была возложена на военно-воздушные силы под командованием Г. Геринга. С августа по октябрь 1940 г. разгорелась «битва за Англию» - одно из самых крупных сражений в воздухе в годы Второй мировой войны. Бои шли с переменным успехом, но yжe к середине осени стало очевидно, что планы германского командования неосуществимы. Потери люфтваффе составили 1110 самолетов, а королевских ВВС - 650. Перенос атак на гражданские объекты, массированные бомбардировки устрашения английских городов также не дали никакого эффекта.

По мере снижения активности военных операций на западе Европы внимание германского руководства вновь сосредоточилось на восточном направлении. Вторая половина 1940-го и начало 1941 г. стали решающим временем для определения расстановки сил на континенте. Германия могла твердо рассчитыватъ на оккупированные территории Франции, Австрии, Нидерландов, Бельгии, Люксембурга, Польши, Чехии, а также зависимые режимы Квислинга в Норвегии, Тисо в Словакии, вишистов во Франции и «примерный протекторат» Дании. Фашистские режимы в Испании и Португалии предпочли сохранить нейтралитет, но пока это мало заботило Гитлера, вполне рассчитывавшего на лояльность диктаторов Франко и Салазара. Италия самостоятельно осуществила захват Албании и начала агрессию в Греции. Однако при помощи английских соединений греческая армия отразила наступление и даже вступила на территорию Албании. В этой ситуации многое зависело от позиции правительственных кругов стран Юго-Восточной Европы.

Еще во второй половине 30-х годов в Румынии, Венгрии, Болгарии, Югославии либо приходят к власти, либо еще более укрепляют свои позиции военно-авторитарные националистические режимы. Нацистская Германия рассматривала этот регион как сферу своего непосредственного влияния. Однако с началом войны государства Юго-Восточной Европы отнюдь не спешили брать на себя какие-либо обязательства в отношении воюющих сторон. Форсируя события, германское руководство решилось в августе 1940 г. на подготовку открытой агрессии против наименее лояльной Румынии. Однако в ноябре в Бухаресте произошел государственный переворот и к власти пришел прогерманский режим Антонеску. Тогда жe, опасаясь растущего влияния Румынии, о готовности вступить в германский блок заявила и Венгрия. Еще одним сателлитом Рейха весной 1941 г. стала Болгария.

По-иному события разворачивались в Югославии. В марте 1941 г. югославское правительство подписало пакт о союзе с Германией. Однако патриотически настроенное командование югославской армии осуществило государственный переворот и расторгло договор. Ответом Германии стало начало военных действий на Балканах в апреле. Огромный перевес в силах позволил вермахту в течение полутора недель разгромить югославскую армию, а затем подавить очаги сопротивления и в Греции. Территория Балканского полуострова была разделена между странами германского блока. Однако борьба югославского народа продолжалась, в стране ширилось движение Сопротивления - одно из наиболее мощных в Европе.

Последним актом балканской кампании стало сражение за остров Крит , занятый английскими войсками в ноябре 1940 г. Битва за Крит вошла в историю Второй мировой войны как крупнейшая воздушно-десантная операция. В ней участвовали 1280 самолетов люфтваффе и практически все десантные подразделения вермахта. Несмотря на общий успех операции, огромные потери среди этих элитных частей сделали невозможным применение их впоследствии в качестве самостоятельного рода войск .

С окончанием балканской кампании в Европе осталось всего три действительно нейтральных, независимых государства - Швеция, Швейцария и Ирландия. Следующим объектом агрессии был избран СССР. Формально советско-германский договор 1939 г. еще действовал, но его подлинный потенциал был исчерпан. Раздел Восточной Европы на сферы влияния позволил СССР беспрепятственно включить в свой состав 3ападную Белоруссию и Западную Украину, прибалтийские республики - Литву, Латвию и Эстонию, часть румынских территорий (Бессарабию и Северную Буковину), с помощью военных мер добиться территориальных уступок Финляндии.

Германия, используя договор с СССР, провела первые и наиболее важные кампании в Европе, избежав распыления сил на два фронта. Теперь две огромные державы ничто не разделяло, и выбор мог быть сделан лишь между дальнейшим сближением или открытым столкновением. Решающим моментом стали советско-германские переговоры в ноябре 1940 г. в Берлине. На них Советскому Союзу было предложено вступить в Стальной пакт. Отказ от заведомо неравноправного союза предопределил неизбежность войны.

В 1939-1940 годах все с содроганием ожидали повторения кошмара позиционной бойни Первой мировой войны 1914-1918 годов. Но Германия сумела в течении всего шести недель разгромить армии Франции (134 дивизии), Великобритании (15 дивизий), Нидерландов (10 дивизий) и Бельгии (20 дивизий). Несмотря на скоротечность кампания была кровавой: погибло примерно 200 тысяч человек.

Краткая хроника кампании

Дата События
1 сентября 1939 года Вторжение Германии в Польшу. Начал германо-польской войны 1939 года.
2 сентября 1939 года Польша требует помощи от Франции и Великобритании. Последняя направляет ультиматум Германии.
3 сентября 1939 года Великобритания и Франция объявляют войну Германии. Формируется Британский Экспедиционный корпус для войны во Франции. Начало Европейской войны 1939-1941 годов.
6 октября 1939 года Окончание организационного сопротивления в Польше. Конец германо-польской войны 1939 года.
10 января 1940 года Немецкий штабной самолет совершает вынужденную посадку в Бельгии. К союзникам попадают планы атаки Франции и Нидерландов. Германия меняет план атаки на западе.
9 апреля 1940 года Германия начинает вторжение в Данию и Норвегию. Первая сдалась, вторая продолжила сопротивление.
15 апреля 1940 года Британские войска высаживаются в Норвегии.
10 мая 1940 года Начало операции Гельб - немецкое вторжение в Нидерланды, Бельгию, Люксембург и Францию (в 5.30 утра). Британские войска выдвигаются в Бельгию.
11 мая 1940 года Черчилль возглавляет правительство Великобритании. Налет британских ВВС на Германию. Планерной атакой захвачен форт Эен-Эмаэль в Бельгии.
12 мая 1940 года 19-й танковый корпус Гудериана достигает реку Маас во Франции.
13 мая 1940 года Немцы форсируют Маас у Седана.
14 мая 1940 года Падение Роттердама, капитуляция голландской армии. Тяжелые потери союзников при контратаках на немецкий плацдарм у Седана, проводимых при поддержке британских ВВС,
16 мая 1940 года Британцы начинают отступление из Бельгии, чтобы избежать окружения. Антверпен пал. Немцы вклиниваются на северо-западе линии Мажино.
17 мая 1940 года Фон Клейст остановил продвижение танков Гудериана, чтобы консолидировать немецкие силы вокруг Седанского плацдарма. Гудериан не соглашается и получает разрешение ставки продвинуться еще на 55 миль. Немецкие танки пересекают реку Уаза и получают приказ остановиться, так как Гитлер опасался французского контрнаступления с юга, в открытый фланг немцев.
18 мая 1940 года Немцы достигают Сент-Квентина. Рено стал министром национальной обороны Франции.
19 мая 1940 года Гамелен, главнокомандующий союзников, заменен Вейганом. Британский командующий Горт требует от своего правительства отступления к Дюнкерку.
20 мая 1940 года Амьен пал, немцы достигают Аббвиля и Ла-Манша.
21 мая 1940 года Британская танковая контратака под Аррасом.
22 мая 1940 года Немцы начинают штурм Булони.
24 мая 1940 года Фон Рундштедт в увязке с Гитлером останавливает наступление на Дюнкерк, который было решено нейтрализовать как порт с помощью Люфтваффе. Бои за Булонь и Кале продолжаются.
25 мая 1940 года Булонь пала.
26 мая 1940 года Наступление на Дюнкерк возобновлено.
27 мая 1940 года Кале пал. Начинается эвакуация союзнических войск их Дюнкерка. Вывезено 7 669 человек.
28 мая 1940 года Бельгия капитулирует. Из Дюнкерка вывезено 17 804 человека.
29 мая 1940 года Лилль Остенде и Ипр пали. Из Дюнкерка вывезено 47 310 человек.
30 мая 1940 года Из Дюнкерка вывезено 53 823 человека.
31 мая 1940 года Из Дюнкерка вывезено 68 014 человек.
1 июня 1940 года Из Дюнкерка вывезено 64 729 человек.
2 июня 1940 года Из Дюнкерка вывезено 26 256 человек.
3 июня 1940 года Из Дюнкерка вывезено 26 746 человек.
4 июня 1940 года Окончание эвакуации из Дюнкерка. Из Дюнкерка вывезено 26 175 человек. Эвакуировано 338 526 человек, в основном британцев, и 125 тысяч французов.
5 июня 1940 года Начало операции Рот - немецкого наступления в Центральной и Южной Франции. Сильное французское сопротивление южнее Амьена и Перонна.
8 июня 1940 года Британские войска покидают Норвегию.
9 июня 1940 года Британская 51-я Горская дивизия прибывает в Гавр.
10 июня 1940 года Италия объявляет войну Франции и Великобритании. Появляется Альпийский фронт: 4 французских дивизии против 28 итальянских. Немцы форсируют Сену.
12 июня 1940 года Париж объявлен открытым городом, отказ от его обороны. Британская 51-я дивизия сдается в Сент-Валери, попав в окружение. Немцы оккупируют Гавр. Генерал-лейтенант Алан Брук возглавляет британские силы в районе Шербура. Брук принимает решение об отступлении.
14 июня 1940 года Немцы занимают Париж.
15 июня 1940 года Петен заменяет Рено в качестве французского главнокомандующего и обращается к Германии с предложением о перемирии.
18 июня 1940 года Эвакуация из французских портов около двухсот тысяч человек и трехсот орудий орудий. Из Шербура ушло 30 630 человек, из Бреста - 32 584 человека, из Сен-Мало - 21 474 человека, из Нанта - более 60 тысяч человек. В Нанте люфтваффе потопили корабль Ланкастрия, с которым утонуло три тысячи человек. Небольшие группы войск были эвакуированы из Бордо, Байонны, Ле Вердона и Сен-Жан-Де-Люзе.
22 июня 1940 года Франция и Германия подписывают перемирие. Только корпус Гудериана захватил 150 тысяч пленных.
24 июня 1940 года Франция и Италия подписывают перемирие. В боях с Италией Франция потеряла 300 человек.
25 июня 1940 года Конец военных действий во Франции. Официальный конец эвакуации войск из атлантических портов Франции. Неофициально продолжалась до 14 августа 1940 года. Было вывезено 191 870 человек: 144 171 британец, 24 352 поляка, 18 246 французов, 4 938 чехов и 163 бельгийца.
1 июля 1940 года Немцы оккупируют Нормандские острова, принадлежащие Великобритании.
3 июля 1940 года Британская атака на французские боевые корабли в Мерс-эль-Кебире, Алжир, под предлогом их возможного попадания в немецкие руки.

Германия оценивала свои возможные потери в операции по захвату Бенилюкса и Франции в 1940 году в 290 тысяч человек: 90 тысяч убитыми и 200 тысяч ранеными. На самом деле Германия потеряла за шесть недель 29 640 убитыми и 133 573 ранеными, всего 163 213 человек. Есть данные, что Германия потеряла на Западе в 1940 году 138 тысяч человек: более 27 тысяч убитыми и примерно 111 тысяч ранеными. Франция потеряла 92 тысячи человек убитыми, 200 тысяч ранеными и 1,8 миллиона человек пленными. Великобритания потеряла 68 тысяч убитыми (3500 убито в армии, 1500 убито в ВВС), ранеными и пропавшими без вести, включая пленных. Определенные потери понесли Нидерланды (за 9 дней боев ) и Бельгия (за 17 дней боев). В середине июня Италия предприняла неудачное наступление на Францию в Альпах. Сведем данные в таблицу:

Страна Убито Ранено Пропало без вести, пленено Всего
Германия 27 074 -29 640 111 034 -133 573 18 384 156 492 -163 213
Италия 600 5 000
Всего Ось: 27 674 -30 240 161 492 -168 213
Франция 90 000-123 000 200 000-230 000 1 500 000 - 1 900 000 2 190 000- 2 253 000
Великобритания 5 000 68 111
Бельгия 7 500 23 350
Нидерланды 3 000 9 779
Всего союзники: 105 500 - 138 500 2 291 240
Итого 133 174 - 168 740 311 034 - 363 573 (без Италии, Великобритании, Бельгии, Нидерландов) 2 452 732 - 2 522 453

Немецкие потери в битве за Францию 1940 года составили лишь треть от германских потерь в битве под Верденом 1916 года. За первые три, решающие недели, к моменту Дюнкерка, немцы потеряли столько же, сколько британцы в первый день наступления на Сомме в 1916 году - 60 тысяч человек. Даже в передовых немецких дивизиях потери оказались относительно невелики. Так, в 7-й танковой дивизии Роммеля потери за кампанию составили 2 273 человека убитыми и ранеными, полк Великая Германия потерял 1108 человек, включая 221 убитого, из 3900 человек личного состава. 3-я пехотная дивизия потеряла 1649 человек. Ввиду новых форм борьбы, возросла роль офицеров на поле боя, поэтому 5% погибших немцев в боях были офицерами. Уже после заключения перемирия от сердечного приступа умер командир 31-го танкового полка 5-й танковой дивизии полковник Вернер.

Британские ВВС в битве за Францию 1940 года потеряли 1 526 человек и 931 самолет, включая 229 самолетов авиасил во Франции, 279 самолетов Британских экспедиционных сил, около 200 - истребительной авиации, 150 - бомбардировочной авиации и 60 - берегового командования. Германия потеряла 1400 самолета. Великобритания потеряла в кампании так же 64 тысячи машин и 2500 орудий.

После выхода Франции из войны Великобритания повела в 1940-1942 годах необъявленную войну против своей недавней союзницы, атакуя ее флот в Африке и захватывая ее колонии: Левант, Мадагаскар, Северо-Западную Африку. В этих боях полегло несколько тысяч человек. Только на севере Мадагаскара в мае 1942 года в боях полегло 500 человек, Великобритания потеряла один корабль.

Летом 1942 года Великобритания попыталась высадить десант во Франции, в районе Дьеппа. Пять тысяч человек, в основном канадцев, высадились и были разгромлены немцами в течении девяти часов. Погибшими было потеряно 907 человек: 56 офицеров и 851 нижних чинов. Всего канадцы потеряли 3369 человек. Почти две тысячи человек попали в плен. Пленными Канадой было потеряно больше, чем за одиннадцать месяцев кампании в Европе 1944-1945 годов или за двадцать месяцев кампании в Италии 1943-1945 годов.

Источники:

Deighton Len Blood, Tears and Folly An Objective Look at World War II - William Collins, 2014

Grainger John D. Traditional Enemies Britain`s War with Vichy France 1940-1942- Pen & Sword Military, 2013

Montgomery Bernard The Memoirs of Field Marshal Montgomery - Pen & Sword Military, 2006

Nolan Cathal J. The Concise Encyclopedia of World War II - ABC-CLIO, 2010

Richardson Mattew Tigers at Dunkirk The Leicestershire regiment and the fall of France - Pen & Sword Military, 201 0

Warner Philip The Battle for France Six weeks that changed the world - Pen & Sword Military, 201 0

Wragg David Sink the French - Pen & Sword Maritime, 2007

The Rise and Fall of the German Air Force 1933-1945

Их асы по праву считались лучшими в мире.

Их истребители господствовали над полем боя.

Их бомбардировщики стирали с лица земли целые города.

А легендарные «штуки» наводили ужас на вражеские войска.

Военно-воздушные силы Третьего Рейха - прославленные Люфтваффе - были такой же важной составляющей блицкрига, как и танковые войска. Громкие победы Вермахта были бы в принципе невозможны без авиационной поддержки и воздушного прикрытия.

До сих пор военные эксперты пытаются понять, каким образом стране, которой после Первой мировой войны было запрещено иметь боевую авиацию, удалось не только в кратчайшие сроки построить современные и эффективные ВВС, но и долгие годы удерживать господство в воздухе, несмотря на подавляющее численное превосходство противника.

Эта книга, изданная британским Воздушным министерством в 1948 году, буквально «по горячим следам» только что закончившейся войны, была первой попыткой осмыслить ее боевой опыт. Это - подробный и в высшей степени компетентный анализ истории, организации и боевых операций Люфтваффе на всех фронтах - Восточном, Западном, Средиземноморском и Африканском. Это - увлекательный рассказ о стремительном взлете и катастрофичном падении военно-воздушных сил Третьего Рейха.

Норвежская кампания (9 апреля - 9 июня 1940 года)

Разделы этой страницы:

Норвежская кампания

Вторжение: идеи и планы

После победоносной осенней кампании в Польше немецкие части, принимавшие в ней участие, были отведены, и люфтваффе расположились для зимнего отдыха, переоснащения и пополнения перед весенней кампанией на Западе, в ходе которой предполагалось покорить Бельгию, Нидерланды и Францию и вторгнуться в Великобританию. Зимой 1939/40 года активность боевых действий была минимальной. Немногочисленным истребителям на западном фронте вдоль линии Мажино было запрещено вступать в бой, а действия против Британских островов ограничивались разведкой портов и военно-морских баз и редкими атаками против кораблей. Таким образом, в Европе наступила зима «странной войны», во время которой штабы люфтваффе тем не менее отнюдь не бездействовали.

По плану кампании весной 1940 года немецкие танки должны были двинуться на Запад через Францию, поэтому немцам нужно было обезопасить свой фланг в Дании и Норвегии от каких бы то ни было неожиданностей со стороны противника. В то же время требовалось добиться стратегического преимущества в морской и воздушной войне с Великобританией, которого так недоставало во время войны 1914–1918 годов. Базирование многочисленной авиационной группировки в Норвегии и позднее в Западной Франции значительно способствовало бы установлению блокады Великобритании одновременными действиями на море и в воздухе. Оккупация Норвегии была непременным условием успешного проведения основной кампании. Географическое положение этой страны, отделенной от Дании проливом Скагеррак, и то, что сообщение между крупнейшими городами страны проходило по узким горным долинам, делали невозможным массовое применение танковых частей по образцу польской кампании. Можно было бы, используя польский опыт, захватить Данию, но это дало бы норвежцам возможность подготовиться к сопротивлению и призвать на помощь британцев, что привело бы к срыву сроков основной кампании во Франции.

Немцы решили одновременно атаковать и Данию, и Норвегию, воспользовавшись внезапностью для того, чтобы захватить основные порты и аэродромы до прибытия помощи извне. После утраты элемента внезапности обострялась проблема снабжения высаженных войск, поскольку можно было ожидать минных постановок противника на подходах к портам и в Скагерраке, а также нанесения им бомбовых ударов по уже захваченным объектам. Поэтому в немецкие планы внезапного нападения была включена и воздушная операция, в ходе которой предполагалось сначала силами парашютистов быстро захватить стратегически важные пункты, а затем осуществлять по воздуху переброску подкреплений и снабжение. Это было новое слово в воздушной войне.

Характер операции вторжения требовал тесного взаимодействия армии, флота и авиации. Руководство воздушными силами, участвовавшими в операции, было возложено на генерала Гайслера, командовавшего X авиакорпусом, переформированным в начале 1940 года из 10-й авиадивизии, созданной в самом начале войны для борьбы с кораблями и судами противника. Для управления огромными массами транспортных самолетов, задействованных в операции, был создан особый штаб, Командование транспортной авиации (Transportchef Land ), подчиненный X авиакорпусу.

К марту 1940 года немецкие планы кампании обрели форму, и 20 числа штаб X авиакорпуса отдал приказ, в котором описывался в общих чертах окончательный план вторжения, получившего название «Операция Везер». План предполагал внезапную высадку на рассвете наземных войск с кораблей и судов в гаванях Осло, Арендаля, Кристиансанда, Эгерсунда, Ставангера, Бергена, Тронхейма и Нарвика. Ровно в это же время планировалось осуществить оккупацию Дании внезапным наступлением немецких войск с одновременной высадкой морских десантов в Копенгагене и на Датских островах. На этом этапе боевые части люфтваффе должны были поддерживать вступление в Данию и высадку в Норвегии демонстрацией силы, нанося удары лишь в случае оказания сопротивления. Демонстрацию силы планировалось осуществлять малыми силами бомбардировщиков и истребителей. Перед войной немецкая пропаганда усиленно раздувала среди европейцев страх перед преувеличенной мощью своей авиации, и всю зиму после польской кампании Министерство пропаганды продолжало действовать в том же духе. Поэтому нельзя считать, будто демонстрации воздушного превосходства в Дании и Норвегии не играли значительной роли в принуждении правительств этих стран к сдаче без сопротивления путем обычного запугивания.

Транспортная авиация должна была сыграть свою роль во вторжении, доставляя парашютные и посадочные десанты в определенные стратегически важные пункты на территории Дании и Норвегии, откуда они должны были идти на соединение с наземными войсками в Дании и с морскими десантами в Норвегии. Через два часа после перехода датской границы предполагалось под прикрытием истребителей сбросить парашютные десанты на восточный и западный аэродромы в Ольборге, а затем организовать переброску на них по воздуху пехоты и снаряжения. В Норвегии планировалось высадить два таких десанта, на аэродроме Форнебю рядом с Осло и на аэродроме Сола в Ставангере. Высадка должна была начаться через 3,5 часа после начала высадки с моря. Переброску подкреплений и снабжение по воздуху немецких войск в портах предполагалось организовать сразу же после их захвата. Аэродром Вернес в Тронхейме планировалось захватить силами морского десанта и подготовить его к приему транспортных самолетов и дальнейшему размещению боевых частей люфтваффе.

На начальных этапах воздушного вторжения в Норвегию существовал элемент угрозы со стороны, во-первых, малочисленной норвежской авиации, базировавшейся в основном в Осло, и, во-вторых, британских ВВС. Однако норвежскую авиацию планировалось застать врасплох на аэродромах атакой двухмоторных истребителей, и считалось, что, при условии сохранения операции в тайне до начала ее осуществления, британские ВВС смогут появиться в районе боев не ранее полудня. К этому времени уже предполагалось перебросить на аэродромы в Ставангере и Осло истребители и часть легкой зенитной артиллерии.

Наличные силы

Первоначально люфтваффе выделили для кампании в Норвегии около 1000 самолетов (примерно поровну боевых и транспортных). Учитывая расстояния на театре военных действий, основную массу ударных самолетов составляли дальние бомбардировщики, и лишь относительно немногочисленные группы двухмоторных истребителей и пикирующих бомбардировщиков были выделены для непосредственной поддержки войск. Роль дальних бомбардировщиков заключалась в поддержке с воздуха немецких войск на наиболее отдаленных участках (в Тронхейме, Бергене и Нарвике). Кроме того, они должны были быть готовы к нанесению ударов по британскому флоту при попытках приблизиться к побережью Норвегии. Также они должны были обеспечить дополнительную разведку обстановки в Северном море и на морских базах в Северной Англии и Шотландии. Таким образом, основная задача, стоявшая перед люфтваффе, заключалась в предотвращении попыток высадки со стороны британцев, а также в снабжении и переброске подкреплений для высадившихся немецких войск. К началу вторжения X авиакорпус имел в своем распоряжении следующие силы:

Из числа транспортной авиации 160 Ю-52 принадлежали кадровым транспортным частям люфтваффе, которые были направлены на выполнение наиболее сложной задачи - выброски парашютных десантов в Ольборге, Осло и Ставангере. Остальные транспортные самолеты (около 340 машин) были привлечены из школ для пилотов двухмоторных самолетов и использовались для второстепенных задач, как-то: высадка посадочных десантов, переброска зенитной артиллерии и снабжение после захвата объектов парашютистами, а также дальнейшая доставка подкреплений и снабжение в ходе кампании. Эта операция стала первым случаем боевого применения транспортной авиации для переброски войск на передний край и, учитывая количество участвовавших в ней самолетов, послужила примером хорошей организационной работы.

Вторжение в Данию и Норвегию

7 апреля, за два дня до назначенной даты вторжения, немцы провели боевую разведку британских военно-морских баз и Северного моря, чтобы убедиться, что предстоящая операция по-прежнему сохраняется втайне. На следующий день десантники и припасы были погружены в транспортные самолеты и переброшены на аэродромы в Шлезвиге.

Вскоре после 5 часов утра 9 апреля с переходом датской границы и началом высадки морских десантов на Датских островах и в Норвегии началось вторжение. Через 1,5 часа после этого с высадки парашютных десантов на восточном и западном аэродромах Ольборга началась воздушная операция. Еще через 20 минут транспортные самолеты доставили на аэродромы посадочный десант. Оба аэродрома немцы захватили практически без сопротивления, равно как и весь Ютландский полуостров и даже Копенгаген. Демонстрация силы бомбардировщиками и истребителями и массовый пролет транспортных самолетов, направлявшихся в Норвегию, произвели желаемый эффект, и Дания пала в течение одного дня.

Между тем в Норвегии через 3,5 часа после высадки морских десантов в портах последовал налет двухмоторных истребителей на аэродромы Форнебю и Сола. Малочисленная норвежская авиация была захвачена врасплох и уничтожена на земле. Сразу за этим последовала выброска на этих двух аэродромах парашютного десанта, прошедшая без помех, если не считать небольшой путаницы в Осло, где часть посадочного десанта приземлилась еще до выброски парашютистов. К полудню район операций в Осло был расширен. Был захвачен аэродром Кьеллер со всем складированным на нем имуществом, включая 60 тонн авиационного топлива, и вскоре на него начали прибывать самолеты с войсками и снаряжением. Позднее оба аэродрома использовались в качестве передовых баз для двухмоторных истребителей и пикирующих бомбардировщиков, поддерживавших наземные части и прикрывавших аэродромы от британской авиации.


Через 3,5 часа после одновременной высадки на рассвете морского десанта в основных портах последовала высадка парашютных десантов для захвата аэродромов Форнебю в Осло и Сола в Ставангере. Затем на аэродромах закрепилась переброшенная по воздуху пехота, подготовившая их к использованию люфтваффе.

Аэродром Сола был также захвачен воздушным десантом, и в течение первого дня на него были переброшены 180 самолетов, включая бомбардировщики, двухмоторные истребители и пикировщики, а также доставлены транспортной авиацией легкая зенитная артиллерия, снаряжение и аэродромный персонал. Аэродром Вернее в Тронхейме норвежцам удалось удержать, и он пал лишь на второй день, однако еще в первый день у самого Тронхейма была подготовлена снеговая взлетно-посадочная полоса, способная принимать груженые транспортные самолеты. На второй день морской десант также овладел небольшим аэродромом в Кристиансанде, и туда немедленно было переброшено 20–25 одномоторных истребителей.

Карта 3 дает общую картину немецкого морского и воздушного вторжения в Норвегию, которое благодаря достигнутой тактической внезапности можно было назвать успешным уже в первый день.

Ход кампании

В светлое время суток немецкие самолеты-разведчики вели постоянное наблюдение за прибрежными районами Норвегии и за Северным морем, чтобы свести к минимуму возможность вмешательства британского флота. Разведка позволила обнаружить на пути к Норвегии британские транспорты, высадившие десанты в Нарвике 15 апреля и в Намсусе и Ондалснесе 16–19 апреля. С этого момента основные усилия боевых частей X авиакорпуса были направлены на нанесение ударов по местам высадки, транспортным судам и кораблям сопровождения. Против надводных целей были брошены значительные силы дальних и пикирующих бомбардировщиков, причем интенсивность ударов бомбардировщиков, пикировщиков и тяжелых истребителей по британским и норвежским наземным войскам, пунктам снабжения и коммуникациям не снижалась. Попытки британцев оборудовать взлетно-посадочные площадки для истребителей на покрытых льдом озерах были выявлены воздушной разведкой, и поверхность озер была приведена в негодность бомбардировками с воздуха.

К моменту высадки британцев немцы уже полностью очистили и расширили захваченные плацдармы. Был полностью захвачен район Осло, установлено сообщение между Осло, Кристиансандом и Ставангером. На севере немецкие войска, высадившиеся в Тронхейме, вышли к шведской границе, поэтому проблемы для немцев могли возникнуть только в долине Гудбрандсдаль от Домбоса до Ондалснеса, между Стейнкьером и Намсусом и в Нарвике, где высадившиеся 15 числа британские войска заняли город, вызвав серьезную задержку в осуществлении немецкого плана.

С конца апреля у немцев возникла необходимость усиления боевой авиации в Норвегии, и туда были брошены свежие силы высотных и пикирующих бомбардировщиков и истребителей, причем часть бомбардировщиков действовала с территории Германии. В разгар норвежской кампании в мае 1940 года численность немецкой авиации достигала:

Примечание: Четыре ФВ-200 «Кондор» использовались как для боевой разведки, так и для снабжения войск.

После окончания фазы вторжения люфтваффе перешли к осуществлению четырех своих основных функций: во-первых, снабжение и переброска подкреплений; во-вторых, ведение разведки в прибрежных районах и в Северном море с нанесением ударов по британским транспортам снабжения и боевым кораблям; в-третьих, поддержка наземных частей в норвежских долинах; и в-четвертых, оборона занятых ранее районов силами истребителей и зенитной артиллерии. После первых десяти дней кампании начался отвод транспортной авиации в Германию в ожидании следующего этапа кампании на Западе, который должен был начаться с нападения на Голландию 10 мая. Однако на транспортной авиации все еще лежала непростая обязанность обеспечивать снабжение и доставку подкреплений немецким войскам в районе Нарвика, в противном случае они оказались бы вовсе отрезанными от Германии.

В течение апреля в надежно оккупированных районах Норвегии началась организация административной системы люфтваффе. Передовой штаб X авиакорпуса уже перебазировался в Осло, были организованы системы связи и снабжения. В конце месяца на базе аэродрома Кьеллер в Осло была организована мастерская по техническому обслуживанию авиатехники (Luftpark ), а в Осло, Ставангере и Тронхейме разместились основные части радиоразведки. Примерно 15 числа в Гамбурге было образовано управление 5-го воздушного флота, которое должно было принять командование над всей авиацией на территории Норвегии, и 24-го числа началась переброска управления по воздуху в Осло. В конце месяца командующим воздушным флотом был назначен генерал-оберст Штумпф, который и занимал эту должность вплоть до возвращения в Германию в январе 1944 года для принятия командования над воздушным флотом «Рейх».

В начале мая британско-французские части в Норвегии были вновь погружены на транспорты в Ондалснесе и Намсусе, и сопротивление продолжали оказывать лишь блокированные в горах норвежские части. Тем, что им удалось эвакуироваться, несмотря на превосходство немцев в воздухе, британцы в значительной степени обязаны бездействию люфтваффе в темное время суток и низкой эффективности бомбометания по морским целям в условиях противодействия зенитной артиллерии. Таким образом, к моменту запланированного на 10 мая начала кампании против Франции Норвегия оказалась практически полностью в руках немцев, хотя в Нарвике обстановка по-прежнему была сложной.

5 мая Гитлер лично в приказе 5-му воздушному флоту подчеркивал важность воздушной поддержки немецких войск в Нарвике. Поэтому была резко активизирована деятельность транспортной авиации при одновременном усилении бомбовых ударов по остаткам британских войск. 10 июня Нарвик был вновь занят немцами в основном благодаря действиям парашютистов и снабжению, организованному люфтваффе. В тот же день было объявлено о прекращении боевых действий в Норвегии и завершении кампании.

Особое значение этой кампании заключалось в том, что решающую роль в ее успехе сыграли люфтваффе. Быстрое занятие Осло и Ставангера в первый день операции стало возможным лишь благодаря парашютистам и посадочным десантам и эффективному вмешательству авиации в бои на земле, особенно в долинах на направлениях Осло - Тронхейм и Осло - Берген. Позволив впервые в боевых условиях испытать воздушно-десантные войска и транспортную авиацию, норвежская кампания стала полигоном для отработки их последующего применения в Голландии и Бельгии. Более того, эта кампания показала огромную значимость воздушно-десантных операций для достижения внезапности за счет вызываемого ими замешательства в тылу противника и овладения инициативой в условиях немецкого превосходства в воздухе. Большой объем работы, проделанной транспортной авиацией при переброске подкреплений и снабжении отрезанных частей, также послужил источником ценного опыта для последующих кампаний.

Вторая Мировая война.

БИТВА ЗА ФРАНЦИЮ 1940 года.
После разгрома Польши в сентябре 1939 г. перед германским командованием встала задача проведения наступательной кампании против Франции и Великобритании на Западном фронте. Первоначальный план вторжения во Францию («Гельб»), предусматривавший нанесение главного удара через Бельгию в районе Льежа, по предложению генерала фон Манштейна подвергся коренной переработке. Это было вызвано предположением, что план стал известен англо-французскому командованию после того, как на территории Бельгии совершил вынужденную посадку немецкий самолет с офицером, при котором находились секретные документы. Новый вариант плана кампании предполагал нанести главный удар через Люксембург – Арденны в направлении Сен-Кантена, Абвиля и побережья Ла-Манша. Его ближайшая цель заключалась в том, чтобы расчленить англо-французский фронт, а затем во взаимодействии с наступающими через Голландию и Бельгию силами разгромить северную группировку союзных войск. В дальнейшем планировалось обойти главные силы противника с северо-запада, нанести им поражение, взять Париж и принудить французское правительство к капитуляции. На франко-германской границе, прикрытой укреплениями французской оборонительной линии Мажино, предполагалось ограничиться демонстративными действиями.
Для вторжения в Голландию, Бельгию и Францию было сосредоточено 116 немецких дивизий (в том числе 10 танковых, 6 моторизованных и 1 кавалерийская) и свыше 2600 танков. Поддерживавшие наземные войска силы Люфтваффе насчитывали более 3000 самолетов.
Англо-французский план войны («План Диль») разрабатывался в расчете на то, что главный удар немцы, как и в 1914 г., будут наносить через Бельгию. Исходя из этого, союзное командование намеревалось прочно удерживать укрепления на линии Мажино и одновременно совершить маневр силами двух французских и одной британской армий в Бельгию. Под прикрытием бельгийской армии, оборонявшейся на канале Альберта и в Льежском укрепленном районе, французы должны были выдвинуться на реку Маас, а британцы на реку Диль, прикрыв Брюссель и образовав сплошной фронт от Вавра до Лувена. Планы бельгийского и голландского командования предусматривали ведение оборонительных действий по линии границ и в укрепленных районах до подхода союзных войск.
Всего Франция, Великобритания, Бельгия и Голландия развернули против Германии 115 дивизий (в том числе 6 танковых и механизированных и 5 кавалерийских), более 3000 танков и 1300 самолетов. Таким образом, при общем примерно равном количестве дивизий германские вооруженные силы имели превосходство над союзниками в людях и авиации и уступали им по числу танков. Однако если у союзников большая часть танков была распределена между армиями и корпусами в составе отдельных батальонов и рот, все немецкие танки находились в составе танковых дивизий, сведенных вместе с моторизованными пехотными дивизиями в особые корпуса, обладавшие большой ударной силой. К тому же немцы значительно превосходили своих противников в техническом отношении, в уровне боевой выучки и сплоченности войск.

Вторжение в Бельгию и Нидерланды
10 мая 1940 г. на рассвете германские войска начали генеральное наступление на Западном фронте. Самолеты Люфтваффе внезапно подвергли бомбардировке основные аэродромы союзников в Голландии, Бельгии и Северной Франции. Одновременно в тылу голландской и бельгийской армий были выброшены воздушные десанты с целью захвата аэродромов, переправ и отдельных портов. В 5 часов 30 минут на фронте от Северного моря до линии Мажино в наступление перешли сухопутные войска Вермахта. Группа армий «Б» фельдмаршала фон Бока развернула наступление в Голландии и северной части Бельгии. Действовавшие на ее правом фланге войска 18-й армии генерала фон Кюхлера в первый же день захватили северо-восточные провинции Голландии и с ходу прорвали укрепленные позиции на реке Эйссел. В то же время левофланговые соединения армии, наносившие удар в направлении Арнем, Роттердам, прорвали голландские пограничные укрепления и оборонительную линию Пел и начали быстро продвигаться на запад.
12 мая 1940 г. немецким войскам удалось прорвать укрепленную линию Граббе, а подвижным соединениям захватить Харлинген.
13 мая 1940 г. войска 7-й французской армии генерала Жиро, вступившие к этому времени в Южную Голландию уже не смогли поддержать голландцев и начали отходить в район Антверпена. В тот же день немецкие войска подошли к Роттердаму и соединились с высаженными в этом районе парашютистами. После падения Роттердама голландское правительство бежало в Лондон, а армия капитулировала, сдав немцам без боя Гаагу и остальную часть территории страны.
Войска 6-й немецкой армии генерала фон Рейхенау развернули наступление в Бельгии на двух направлениях: на Антверпен и Брюссель. Преодолевая сопротивление бельгийских войск, они прорвали пограничные укрепления и к исходу первого дня на широком фронте форсировали Маас и канал Альберта в его нижнем течении.
11 мая 1940 г. с утра немцы завязали бои за овладение Льежским укрепленным районом и позициями вдоль канала Альберта. Большую помощь наземным войскам оказали парашютисты, которые сумели парализовать главный форт Льежа Эбен-Эмаэль и захватить мосты через канал Альберта в районе Маастрихта. В итоге двухдневных боев немцы прорвали бельгийские позиции и, обходя Льеж с севера, начали продвижение на Брюссель. К этому времени к реке Диль стали подходить передовые части Британских экспедиционных сил под командованием генерала Горта, а на рубеж Валар, Жамблу – войска 1-й французской армии, которые 13 мая столкнулись с подвижными соединениями 6-й армии немцев.
14 мая 1940 г. французы были отброшены к реке Диль, где вместе с британцами перешли к обороне.

Прорыв в Арденнах
10 мая 1940 г. началось также наступление войск группы армий «А» генерала фон Рундштедта, наносившей главный удар через Бельгийские Арденны и Люксембург. 4-я армия генерала фон Клюге и танковый корпус генерала Гота, наступавшие на правом фланге группы армий «А», преодолевая слабое сопротивление бельгийских войск, за два дня боев прорвали пограничные укрепления и позиции на реке Урт.
13 мая 1940 г. развивая наступление на запад, подвижные соединения немецкой армии достигли реки Маас севернее Динана. Отразив контратаки французских войск, они форсировали реку и захватили плацдарм на ее западном берегу. В тот же день на фронте от Седана до Намюра завязались упорные бои между частями 5 пехотных и 2 кавалерийских дивизий французов и 7 танковыми и моторизованными соединениями группы Клейста. Слабо обеспеченные противотанковыми и зенитными средствами, французские войска не смогли отразить натиска противника.
14 мая 1940 г. войскам танкового корпуса Гота и группе Клейста удалось форсировать Маас на участке Динан, Живе и у Седана и отбросить левофланговые соединения 2-й французской армии к Монмеди, Ретель, а правый фланг 9-й армии – к Рокруа. В результате между двумя армиями образовался 40-километровый разрыв.
15 мая 1940 г. утром танковые и моторизованные соединения немцев вошли в прорыв и начали развивать наступление в общем направлении на Сен-Кантен.
Чтобы приостановить продвижение прорвавшейся группировки противника, французское командование решило нанести удары по флангам этой группировки: с юга силами 2-й армии и с севера – моторизованными соединениями 1-й армии. Одновременно был отдан приказ об отводе 7-й армии из Бельгии для прикрытия Парижа. Однако полностью осуществить эти мероприятия французам не удалось. Будучи скованной на реке Диль войсками 6-й и 18-й армий немцев, 1-я армия не смогла выполнить приказа своего командования. Безуспешными были и попытки 2-й французской армии прорваться с юга в район Седана.
17 мая 1940 г. немцы прорвали оборону англо-французских войск на реке Диль и заняли Брюссель.
18 мая 1940 г. подвижные соединения группы Клейста, развивая наступление в западном направлении, подошли к Самбре.
К концу первой недели боев ситуация на фронте для союзников складывалось катастрофически. Управление войсками было нарушено, связь прервана. Движению войск мешали огромные толпы беженцев и солдат разгромленных частей. Немецкие самолеты бомбили и обстреливали воинские колонны и беженцев, в то время как авиация союзников, понеся в первые дни кампании большие потери в результате ударов по аэродромам, а также от истребителей Люфтваффе и эффективной войсковой ПВО немцев, не проявляла активности.
19 мая 1940 г. главнокомандующий французской армией генерал Гамелен был снят с поста и заменен генералом Вейганом, однако эта перестановка никак не повлияла на ход боевых действий, и положение союзных войск продолжало ухудшаться.

Дюнкерк. Эвакуация союзников.
20 мая 1940 г. немцы заняли Абвиль, после чего их танковые соединения повернули на север и нанесли с тыла удар по англо-французским войскам, находившимся в Бельгии.
21 мая 1940 г. германские подвижные войска достигли побережья Ла-Манша, расчленив фронт союзников и отрезав 40 французских, британских и бельгийских дивизий во Фландрии. Контрудары союзников с целью восстановить связь с отрезанной группировкой не увенчались успехом, в то время как немцы продолжали сжимать кольцо окружения. После взятия Кале и Булони в распоряжении союзников остались только два порта – Дюнкерк и Остенде. В такой обстановке из Лондона последовал приказ генералу Горту начать эвакуацию Британских экспедиционных сил на острова.
23 мая 1940 г. пытаясь задержать продвижение немцев, союзники силами трех английских и одной французской бригад нанесли контрудар по правому флангу танковой группы Клейста в районе Арраса. Учитывая, что после двух недель форсированного марша и ожесточенных боев немецкие танковые дивизии потеряли до половины своих танков, Рундштедт решил отложить до 25 мая наступление подчиненных ему танковых соединений Клейста и Гота, нуждавшихся в перегруппировке и пополнении. Прибывший 24 мая в штаб Рундштедта Гитлер согласился с этим мнением, и танковые дивизии были остановлены перед Дюнкерком. Дальнейшие действия по уничтожению окруженного противника было предписано вести пехоте, а авиации приказано воспрепятствовать эвакуации.
25 мая 1940 г. 6-я и 18-я армии группы армий «Б», а также два армейских корпуса 4-й армии развернули наступление с целью уничтожения окруженных союзных войск. Особенно тяжелая обстановка сложилась на фронте бельгийской армии, которая три дня спустя была вынуждена капитулировать. Однако немецкое наступление развивалось очень медленно.
26 мая 1940 г. Гитлер отменил «стоп-приказ» для танковых дивизий. Запрет на использование в операции танков действовал всего два дня, но командование союзных войск сумело этим воспользоваться.
27 мая 1940 г. немецкие танковые войска возобновили наступление, но встретили сильное сопротивление. Германское командование совершило крупный просчет, упустив возможность с ходу продвинуться к Дюнкерку, пока противник не укрепился на этом направлении.
Эвакуация союзных войск (операция «Динамо») проходила из порта Дюнкерк, а частично и с необорудованного побережья под прикрытием Королевских ВМС и ВВС.
За время с 26 мая до 4 июня на Британские острова было вывезено около 338 тыс. человек, в том числе 139 тыс. британских солдат и почти сколько же французов и бельгийцев. Однако все вооружение и остальная материальная часть, включая 2400 орудий, 700 танков и 130 тыс. автомашин, остались на побережье Франции в качестве трофеев германской армии. В районе окружения осталось около 40 тыс. французских солдат и офицеров, плененных немцами.

В боях за дюнкеркский плацдарм британцы потеряли 68 тыс. человек и 302 самолета. Значительными были потери флота: из 693 кораблей и судов, участвовавших в спасении окруженных войск, 226 английских и 17 французских были потоплены. Немцы в районе Дюнкерка потеряли 130 самолетов.

Битва за Париж.
Сразу же после прорыва к Ла-Маншу германское командование приступило к подготовке второго этапа кампании – наступления вглубь Франции (план «Рот»), чтобы не позволить французским войскам закрепиться на рубеже рек Сомма, Уаза и Эн. Еще в период продвижения на Абвиль и далее к побережью Ла-Манша часть германских сил последовательно развертывалась фронтом на юг. В дальнейшем они усиливались за счет переброски соединений из района Дюнкерка.
5 июня 1940 г. утром войска правофланговой группы армий «Б» атаковали французские позиции на широком фронте. В первый же день наступления им удалось форсировать Сомму и канал Уаза – Эна. К исходу четвертого дня наступления танковая группа Клейста прорвала оборону французов и продвинулась в направлении Руана.
9 июня 1940 г. с утра в наступление перешли войска группы армий «А», которым, несмотря на упорное сопротивление французов, к 11 июня удалось прорвать фронт на реке Эна и подвижными соединениями выйти к Марне в районе Шато-Тьери.

Военные действия во французских Альпах (Les Alpes). («Альпийский фронт»)
10 июня 1940 г., когда стало ясно, что поражение Франции неизбежно, в войну на стороне Германии вступила Италия, намереваясь за свое участие получить Савойю, Ниццу, Корсику и ряд других территорий. Итальянская группа армий «Запад» (22 дивизии) под командованием принца Умберто Савойского начала военные действия в Альпах на фронте, протянувшемся от границы Швейцарии до Средиземного моря. Ей противостояла французская Альпийская армия генерала Ольдри (7 дивизий). Уступая итальянцам по численности, французы занимали выгодные позиции, благодаря чему сумели отразить все атаки противника. Лишь на самом юге итальянским войскам удалось незначительно продвинуться в приграничной зоне.

Отступление за Луару .
10 июня 1940 г. когда начались боевые действия в Альпах, французское правительство Рейно покинуло Париж и перебралось в Тур (долина Луары), а затем на юг, в Бордо.
В это время немцы, развивая наступление на всех направлениях, отбрасывали французские войска на юг и юго-восток. Группа армий «Б», форсировав Сену между Руаном и Парижем, расчленила левофланговую группировку французов на две части и завершила обход французской столицы с запада. К этому времени войска правого крыла группы армий «А», развивая наступление на юг, создали угрозу Парижу с востока.

Приняв решение о сдаче Парижа, французское командование направило трем своим группам армий директивы, согласно которым они, по возможности не распыляя силы, должны были отходить за линию Кан, Тур, Средняя Луара, Дижон, где по естественному рубежу реки Луары предполагалось образовать новый фронт обороны. В ходе начавшегося отступления отдельные французские части и соединения (как, например, 4-я резервная бронетанковая дивизия) еще оказывали ожесточенное сопротивление, пытаясь задержать противника в арьергардных боях.
12 июня 1940 г. Париж был объявлен «открытым городом»
14 июня 1940 г. утром Париж без боя занят германскими войсками.

Последние операции германских войск во Франции в кампанию 1940 г.

Взятие Вердена (Verdun)
13 июня 1940 г. продолжая развивать наступление в юго-восточном направлении, войска группы армий «А» заняли Монмеди и подошли к Вердену.
14 июня 1940 г. Верден был взят и германские войска вышли в тыл линии Мажино.

Одновременно 14-15 июня перешли в наступление дивизии группы армий «Ц» генерала фон Лееба, которым удалось прорвать линию Мажино, завершив тем самым окружение французской 2-й группы армий.
16 июня 1940 г. осознавая, что война окончательно проиграна, французское правительство Рейно ушло в отставку. Возглавивший новый кабинет маршал Петен немедленно запросил Германию о перемирии.
С 17 июня 1940 г. французские войска прекратили организованное сопротивление и в беспорядке стали отходить на юг.
18 июня 1940 г. из Шербура были эвакуированы последние части Британских экспедиционных сил, а также более 20 тыс. польских солдат.
К 21 июня 1940 г. немцы заняли Брест, Нант, Мец, Страсбург, Кольмар, Бельфор и достигли нижнего течения Луары от Нанта до Труа.
22 июня 1940 г. в Компьенском лесу, там же, где и в 1918 г., в штабном вагоне маршала Фоша, доставленном по приказу Гитлера из музея, было подписано перемирие.

Кампания 1940 г. во Франции была закончена.

Потери германской армии: 27 тыс. убитых, 111 тыс. раненых и 18,3 тыс. пропавших без вести.
Потери союзников составили 112 тыс. убитыми, 245 тыс. ранеными и 1,5 млн. пленными.

Это была третья большая победа немцев в ходе Второй мировой войны после разгрома Польши и оккупации Дании и Норвегии. Она была достигнута благодаря грамотному использованию германским командованием танков и авиации, пассивной оборонительной стратегии союзников и капитулянтской позиции политического руководства Франции.

С.И. Дробязко,
кандидат исторических наук

Накануне Второй мировой войны армия Франции считалась одной из самых мощных в мире. Но при прямом столкновении с Германией в мае 1940 года французов хватило на считанные недели сопротивления.

Бесполезное превосходство

К началу Второй мировой войны Франция располагала 3-й по количеству танков и самолетов армией в мире, уступая только СССР и Германии, а также 4-м после Британии, США и Японии военно-морским флотом. Общая численность французских войск насчитывала более 2 млн. человек.
Превосходство французской армии в живой силе и технике перед силами вермахта на Западном фронте было бесспорным. К примеру, ВВС Франции включали в себя около 3300 самолетов, среди которых половина была новейшими боевыми машинами. Люфтваффе могли рассчитывать только на 1186 самолетов.
С прибытием подкрепления с Британских островов – экспедиционного корпуса в количестве 9 дивизий, а также авиачастей, включавших 1500 боевых машин – преимущество над германскими войсками стало более чем очевидным. Тем не менее, за считанные месяцы от былого превосходства союзных сил не осталось и следа – хорошо обученная и имеющая тактическое превосходство армия вермахта заставила в конечном итоге капитулировать Францию.

Линия, которая не защитила

Французское командование предполагало, что немецкая армия будет действовать как и во время Первой мировой войны – то есть предпримет атаку на Францию с северо-востока со стороны Бельгии. Вся нагрузка в этом случае должна была лечь на оборонительные редуты линии Мажино, которую Франция начала строить в 1929 году и совершенствовала вплоть до 1940 года.

На строительство линии Мажино, протянувшейся на 400 км., французы потратили баснословную сумму – около 3 млрд. франков (или 1 млрд. долларов). Массированные укрепления включали в себя многоуровневые подземные форты с жилыми помещениями, вентиляционные установки и лифты, электрические и телефонные станции, госпитали и узкоколейные железные дороги. Орудийные казематы от авиабомб должна была защитить бетонная стена толщиной в 4 метра.

Личный состав французских войск на линии Мажино достигал 300 тыс. человек.
По мнению военных историков, линия Мажино, в принципе со своей задачей справилась. На ее максимально укрепленных участках прорывов немецких войск не было. Но германская группа армий «Б» обойдя линию укреплений с севера, основные силы бросила на ее новые участки, которые строились на болотистой местности, и где возведение подземных сооружений было затруднено. Там сдержать натиск немецкий войск французы не смогли.

Капитуляция за 10 минут

17 июня 1940 года состоялось первое заседание коллаборационистского правительства Франции, возглавляемого маршалом Анри Петэном. Оно длилось всего 10 минут. За это время министры единодушно проголосовали за решение обратиться к немецкому командованию и просить его о прекращении войны на территории Франции.

Для этих целей использовали услуги посредника. Новый министр иностранных дел П. Бодуэн через испанского посла Лекерика передал ноту, в которой французское правительство просило Испанию обратиться к германскому руководству с просьбой о прекращении военных действий во Франции, а также узнать условия перемирия. Одновременно предложение о перемирии через папского нунция было направлено Италии. В тот же день Петэн по радио обратился к народу и армии, призвав их «прекратить борьбу».

Последний оплот

При подписании договора о перемирии (акта капитуляции) между Германией и Францией Гитлер с опаской смотрел на обширные колонии последней, многие из которых готовы были продолжать сопротивление. Этим и объясняются некоторые послабления в договоре, в частности, сохранение части военно-морского флота Франции для поддержания «порядка» в своих колониях.

Жизненно заинтересованной в судьбе французских колоний была и Англия, так как угроза их захвата германскими силами оценивалась высоко. Черчилль вынашивал планы о создании эмигрантского правительства Франции, которое бы предоставило фактический контроль над французскими заморскими владениями Британии.
Создавший оппозиционное режиму Виши правительство генерал Шарль де Голль все свои усилия направил на овладение колониями.

Однако администрация Северной Африки отклонила предложение присоединиться к «Свободной Франции». Совсем иное настроение царило в колониях Экваториальной Африки – уже в августе 1940 года к де Голлю присоединяются Чад, Габон и Камерун, что создало генералу условия для формирования государственного аппарата.

Ярость Муссолини

Осознав, что поражение Франции от Германии неизбежно Муссолини 10 июня 1940 года объявил ей войну. Итальянская группа армий «Запад» принца Умберто Савойского силами свыше 300 тыс. человек при поддержке 3 тыс. орудий начала наступление в районе Альп. Однако противостоящая им армия генерала Ольдри успешно отражала эти атаки.

К 20 июня наступление итальянских дивизий стало более ожесточенным, но им удалось лишь немного продвинуться в районе Ментоны. Муссолини был в ярости – его планы захватить к моменту капитуляции Франции большой кусок ее территории потерпели крах. Итальянский диктатор уже начал готовить воздушный десант, но одобрения на эту операцию от германского командования не получил.
22 июня было подписано перемирие между Францией и Германией, а через два дня такое же соглашение заключили Франция и Италии. Так, с «победным конфузом» Италия вступила во Вторую мировую войну.

Жертвы

В ходе активной фазы войны, длившейся с 10 мая по 21 июня 1940 года, французская армия потеряла около 300 тыс. человек убитыми и раненными. Полтора миллиона попали в плен. Танковые корпуса и ВВС Франции были частично уничтожены, другая их часть досталась вооруженным силам Германии. Одновременно Британия ликвидирует французский флот, чтобы избежать его попадания в руки вермахта.

Несмотря на то, что захват Франции произошел в короткие сроки, ее вооруженные силы давали достойный отпор германским и итальянским войскам. За полтора месяца войны вермахт потерял более 45 тыс. человек убитыми и пропавшими без вести, около 11 тыс. были ранены.
Французские жертвы немецкой агрессии могли быть не напрасными, если бы правительство Франции пошло на ряд уступок, выдвинутых Британией взамен на вступление королевских вооруженных сил в войну. Но Франция предпочла капитулировать.

Париж – место сближения

По договору о перемирии Германия оккупировала только западное побережье Франции и северные области страны, где находился Париж. Столица была своего рода местом «французско-германского» сближения. Здесь мирно уживались немецкие солдаты и парижане: вместе ходили в кино, посещали музеи или просто сидели в кафе. После оккупации оживились и театры – их кассовый сбор вырос в три раза по сравнению с довоенными годами.

Париж очень быстро стал культурным центром оккупированной Европы. Франция жила как прежде, словно не было месяцев отчаянного сопротивления и несбывшихся надежд. Германской пропаганде удалось убедить многих французов, что капитуляция – это не позор страны, а дорога в «светлое будущее» обновленной Европы.