Изменения в торговле при петре 1. История торговли в россии. Последствия экономического развития

Политика протекционизма и

Меркантилизма. Финансовая

Реформа

Ускоренные темпы развития российской промышленности требовали развития торговли. В теоретических трудах Ф. Салтыкова («Пропозиции»), И. Посошкова («Книга о скудости и богатстве») получила дальнейшее развитие русская экономическая мысль, теория меркантилизма, которая предусматривала экономическую политику государства, нацеленную на привлечение в страну возможно большего количества денег посредством вывоза товаров. При столь небывалом размахе строительства различных мануфактур постоянно нужны были деньги. Более того, деньги нужно было удержать в стране. В этой связи Петр I создает условия для поощрения отечественного производителя. Промышленным, торговым кампаниям, работникам сельского хозяйства даются различные привилегии с таким расчетом, чтобы вывоз продукции, превышал ввоз. Он установил высокие пошлины на ввозимые товары (37%), в целях развития внутренней торговли принял специальный документ о «ярманках».

В 1698 г. началось строительство Волго-Донского канала, который должен был соединить крупнейшие водные артерии России, способствовать расширению внутренней торговли. Был построен Вышневолоцкий канал, который через реки соединил Каспий и Балтику.

В первой четверти XVIII в. расширялись отрасли не только в области промышленности, но и в области сельского хозяйства. В Россию ввозились новые сельскохозяйственные культуры, освоение которых привело к созданию виноградорства, табаководства, выведению новых пород скота, лекарственных трав, картофеля, помидор и. д.

В то же время поощрение казенной промышленности и торговли приводило к ограничению «неуказной» торговли помещиков и крестьян, что препятствовало свободному развитию рыночных отношений в петровскую эпоху. Управление промышленностью и торговлей осуществляли Берг-мануфактур-коллегия и Коммерц-коллегия.

Непрерывный рост государственных расходов на развитие промышленности, военные нужды определяли и финансовую политику. Финансовые функции осуществляли три учреждения: Камер-коллегия занималась сбором доходов, Штатс-контор-коллегия – распределением средств, Ревизион-коллегия - контролировала первые два учреждения, то есть сбор и распределение.

В соответствии с требованием времени и поисками денежных средств русский царь усилил государственную монополию на ряд товаров: табак, соль, мех, икру, смолу и т.д. По указу Петра I специальные лица – штат прибыльщиков – отыскивали новые самые различные источники доходов. Налогами облагались окна, трубы, двери, рамы, устанавливались пошлины отчальные и причальные, на места на базарах и т. д. Всего таких налогов насчитывалось до 40. Кроме того вводились прямые налоги на покупку лошадей, на провиант для флота и др. В целях пополнения казны была проведена денежная реформа.

Ещё с конца XVII в. началась перестройка денежной системы России. Была создана новая монетная система, в уменьшении веса монеты, в замене мелких серебряных монет медными, в ухудшении пробы серебра. В итоге финансовой реформы появились монеты различного достоинства: медный рубль, полтина, пол полтина, гривна, копейка, деньга, полушка и т.д. Сохранялись также золотые (одинарные, двойные червонцы, двухрублевики) и серебряные монеты (гривенник, пятачок, грош, алтын, копейка). Золотые червонцы и серебряные рубли стали твердой конвертируемой валютой.

Проведенная реформа имела как положительные, так и негативные последствия. Во-первых, она привела к значительным доходам государства, пополнила казну. Если в 1700 году российская казна насчитывала 2,5 млн. рублей, то в 1703 г. – 4, 4 млн. рублей. А, во-вторых, монетные операции вызвали падение курса рубля и к повышению цен на товары в 2 раза.

Социальная политика

Трудно не согласиться с известным историком Имма­нуэлем Валлерстайном, утверждавшим, что Московское государство (по крайней мере до 1689 года) вне всяких сомнений следует помещать за рамки «европейской Европы». Фернан Бродель, автор блестящей монографии «Время мира» (Librairie Armand Colin, Paris, 1979; русское издание М., Прогресс, 1992), вполне соглашаясь с Валлер­стайном, утверждает тем не менее, что Москва никогда не была абсолютно закрыта для европейской экономики, даже до завоевания Нарвы или до первых поселений англичан в Архангельске (1553 - 1555 гг.)

Европа сильно воздействовала на Восток превосходством своей денежной сиситемы, привлекательностью и соблазнами техники и товаров, всей своей мощью.

Но если Турецкая империя, к примеру, старательно удерживалась в стороне от этого влияния, то Москва мало-помалу подтягивалась навстречу Западу.

Открыть окно на Балтику, позволить новой английской Московской компании обосноваться в Архангельске - это означало недвусмысленный шаг навстречу Европе.

Однако перемирие со шведами, подписанное 5 августа 1583 года, закрыло для России единственный выход на Балтику и сохранило лишь неудобный Архангельский порт на Белом море. Тем самым выход в Европу был затруднителен.

Шведы тем не менее не запретили пропуск товаров, вво­зимых или вывозимых русскими через Нарву.

Обмены с Европой продолжались также через Ревель и Ригу. Их положительное сальдо для России оплачивалось золотом и серебром.

Голландцы, импортеры русского зерна и конопли, при­возили мешки с монетой, содержавшие каждый от 400 до 1000 риксдалеров (официальная монета Нидерландов после Генеральных штатов 1579г.). В 1650 году в Ригу было доставлено 2755 мешков, в 1651г. - 2145, в 1652 г. - 2012 мешков. В 1683 году торговля через Ригу дала для России положительное сальдо в 832 928 риксдалеров.

Россия оставалась наполовину замкнутой в себе не потому, что она будто бы была отрезана от Европы или противилась обменам. Причины скорее были в умеренном интересе русских к Западу, в зыбком политическом равновесии России.

В какой-то мере опыт Москвы сродни опыту Японии, но с той большой разницей, что последняя после 1638 года закрылась для мировой экономики сама, посредством политического решения.

Главным внешним рынком для России в XVI - начале XVII столетия была Турция. Черное море принадлежало туркам и хорошо охранялось ими, и потому в конце торговых путей, проходивших по долине Дона и Азовскому морю, перегрузка товаров производилась исключительно на турецкие корабли. Между Крымом и Москвой регулярно курсировали конные гонцы.

Овладение нижним течением Волги (взятие Казани и Астрахани в середине XVI века) открыло путь на юг, хотя водный путь проходил через слабо замиренные области и оставался опасным.

Однако русские купцы создавали речные караваны, объединяясь в значительные по численности отряды.

Контрольными пунктами русской торговли, направлявшейся к Нижней Волге, в Среднюю Азию, Китай и Иран, стали Казань и, в еще большей степени - Астрахань. Торговые поездки захватывали Казвин, Шираз, остров Ормуз (до которого из Москвы добирались три месяца).

Русский флот, созданный в Астрахани на протяжении второй половины XVI века, активно действовал на Каспии. Другие торговые пути вели в Ташкент, Самарканд и Бухару, до самого Тобольска, бывшего тогда пограничьем сибирского Востока.

Хотя мы п не располагаем точными цифрами, выражаю­щими объем российского торгового обмена между юго-восточным и западным направлениями, однако превалирующая роль рынков Юга и Востока представляется очевидной.

Россия экспортировала кожевенное сырье, пушнину, скобяной товар, грубые холсты, железные изделия, оружие, воск, мед, продовольственные товары плюс реэкспортируемые европейские изделия: фламандские и английские сукна, бума гу, стекло, металлы.

В Россию из восточных государств пряности, китайские и индийские шелка транзитом через Иран; персидские бархаты и парча; Турция поставляла сахар, сушеные фрукты, золотые изделия и жемчуг; Средняя Азия давала недорогие хлопчатые изделия.

Похоже, что восточная торговля была положительной для России. Во всяком случае это относится к государственным монополиям (т.е. к какой-то части обменов). Значит, торговые отношения с Востоком стимулировали русскую экономику. Запад же требовал от России лишь сырьё, а снабжал предметами роскоши и чеканной монетой.

А Восток не гнушался готовыми изделиями, и, если предметы роскоши и составляли какую-то часть товарного потока, идущего в Россию, то вместе с ними были и красящие вещества, и многие дешевые товары для народного потребления.

Торговые маршруты

Торговля внутри России основывалась на зерновой торговле. В начале правления Петра I маршрут зерна был тесно связан с Москвой и прилегающим регионом. Зерно доставлялось сюда Окой и Москвой-рекой . Кроме зерна также шел мед, пенька, масло, шкуры, сало и др. товары. Эти товары шли из Черноземья .

Через Нижний Новгород и Вышний Волочек хлеб стал достигать нового города – Санкт-Петербурга . В центр России хлеб доставляли из Поволжья , продукты животноводства, например, шерсть, сало и др., селитра, воск, поташ шли из Украины .

Внутренняя торговля

Внутренняя торговля и в $XVII$ в., и при Петре I может быть разделена на уровни . Низшим уровнем являлись уездные и сельские торги , где собиралось несколько раз в неделю местное купечество и крестьяне. Следующим уровнем были ярмарки . Крупнейшими известными ярмарками были Свенская около монастыря под Брянском и Макарьевская под Нижним Новгородом. Ярмарочная сеть была разветвленной и обширной, но наиболее бойко торговля шла в Промышленном центре страны. Ярмарки связывали низшее звено торговли с высшим – с оптовой торговлей крупного купечества .

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа 420 руб.
  • Реферат Торговля в России в конце XVII - первой четверти XVIII века 220 руб.
  • Контрольная работа Торговля в России в конце XVII - первой четверти XVIII века 240 руб.

Определить, насколько интенсивно шла торговля в том или ином регионе можно по размерам годовых сумм таможенных платежей . Они являются косвенным показателем. Так, таможенные платежи за $1724-1726$ гг. демонстрируют, что Московский регион имел самую большую сумму сборов, более $140$ тыс. рублей. Это было намного больше, чем в других регионах: так, в Нижегородской провинции сбор составлял $40$ тыс. рублей, в Ярославской провинции – около $28$ тыс. рублей, в Новгородской – около $18$ тыс. рублей. В остальной части страны товарооборот был значительно ниже и не превышал, как правило, $5-6$ тыс. рублей в таможенных сборах.

Внешняя торговля. Порты, водные пути, законодательство

Петр I уделял развитию торговли большое внимание. Он произвел строительство каналов, которые объединили водные пути рек. В $1703-1708$ гг. строился Вышневолоцкий канал , затем в $1720$-е гг. Ивановским озером соединили бассейны Дона и Оки, начали строительство Волго-Донского канала , хотя этот проект не получил развития; также из-за нехватки средств Петр I не осуществил разработанные проекты Мариинского и Тихвинского каналов , они были построены значительно позднее.

Внешнеполитические успехи Петра I были направлены не только на развитие мощи страны и подъем ее престижа на мировом уровне, но и на развитие внешней торговли , что, в конечном счете, должно было вывести на новый уровень экономику. И в самом деле, при Петре I внешняя торговля стала играть огромную роль. Единственный до строительства Санкт-Петербурга порт, Архангельск , в годовом обороте имел около $3$ млн. рублей, доля экспорта составляла почти $75 %$; к $1726$ г. Архангельск сильно потерял в обороте, зато порт Санкт-Петербурга достиг годового оборота размером около $4$ млн. рублей, и $60%$ от суммы составил экспорт.

Астрахань исторически была центром торговли с Востоком. В $20$-е гг. $XVIII$ в. астраханский таможенный годовой сбор был в разы меньше петербургского. Но сильной стороной Астрахани были рыбные промыслы, которые составляли большую часть сборов.

Отметим Рижский порт , чья роль в петровскую эпоху стала возрастать. Он имел годовой оборот в $20$-е гг. $XVIII$ в. более $2$ млн. рублей. Исходя из цифр, Рижский порт стал вторым по важности после Санкт-Петербурга. Его важность еще и в том, что через этот порт крупный юго-западный регион страны открылся европейскому рынку. По Западной Двине за рубеж двинулись пенька, парусина, сало, воск, кожи, лен, зерно и т.д. Это важно, т.к. водный путь по Днепру был тупиковым не только из-за порогов, но и враждебного настроя соседних государств.

Замечание 1

Таким образом, внешняя торговля при Петре I значительно выросла и сильно влияла на доходы казны.

Список товаров на продажу вырос, но многими могло торговать только государство. По возможности, купцы старались выкупить право торговли, становясь монополистами. Для защиты предпринимательства в $1724$ г. Петр издал Таможенный тариф , по нему был огромный таможенный сбор с тех импортных товаров, которые в достатке имелись в России отечественного производства.