Какое событие положило начало модернизации в японии. Япония на пути модернизации в XX веке. Начальный период индустриализации Японии

п.1 вопросы и задания к пункту параграфа стр. 147

Вопрос. Вспомните, почему в 1630-е гг. произошло «закрытие» Японии и что оно означало. Какие ещё страны Азии в эпоху Нового времени пошли по этому пути?

Миссионеры из стран Европы проповедовали в Японии христианское учение, и оно имело успех среди крестьян. Это вызвало неудовольствие центральной власти и знати, усмотревшей в христианских идеях всеобщего равенства опасность для существующих традиций.

В 30-х годах XVII века правительство приняло ряд мер для изоляции Японии от внешнего мира. Были изданы указы о высылке из страны европейцев и запрещении христианства. Политика «закрытия» страны была вызвана желанием властей предотвратить вторжение в Японию европейцев и стремлением сохранить нетронутыми старые традиции и феодальные порядки.

После «закрытия» страны прекратились торговые связи Японии с Европой.

п.1 вопросы и задания к пункту параграфа стр. 148

Вопрос. Какими оказались итоги политики «самоизоляции» для населения и экономики Японии? Почему в середине XIX в. власти уже не могли держать Японию «закрытой» для европейцев и американцев?

После заключения неравноправных договоров с иностранными державами порты Японии были открыты для ввоза иностранных товаров. Наплыв европейских товаров привел ее к экономическому кризису. В результате увеличивались поборы с крестьян, натуральный налог заменялся на денежный. Все это вело к ухудшению положения крестьянства.

п.2 вопросы и задания к пункту параграфа стр. 149

Вопрос. Как вы думаете, почему ведущие индустриальные страны мира поддерживали режим сёгуна, олицетворявшего феодальные порядки?

Главный импульс к модернизации, овладению индустриальным производством исходил от правящих кругов, видящих в ней средство укрепления позиций государства на международной арене. Япония оставалась феодальным государством.

п.3 вопросы и задания к пункту параграфа стр. 150

Вопрос. Проанализируйте реформы в разных сферах жизни страны и объясните, как они обеспечили компромисс между сторонниками традиционного общества и приверженцами модернизации Японии.

Были проведены аграрная реформа и реформа системы управления. Хотя сословный строй сохранился, феодальная раздробленность и феодальные, внеэкономические формы эксплуатации крестьянства постепенно перестали существовать.

п.4 вопросы и задания к пункту параграфа стр. 152

Вопрос. Какие уроки, по вашему мнению, стоило извлечь из японского опыта модернизации другим странам Азии, заинтересованным в равноправном сотрудничестве с ведущими государствами Европы и США?

Япония встала на путь ускоренной модернизации. Правительство активно покровительствовало развитию промышленности и торговли, видя в индустриализации страны защиту от опасности иностранного вмешательства в дела государства. В конце XIX века японский капитализм вступил в монополистическую стадию развития. Торговля не могла развиваться без хороших дорог. Поэтому государство само занялось железнодорожным строительством. Реформы, проводимые в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни, были органично восприняты обществом. Япония избежала крупных социальных конфликтов. Сложился особый тип трудовых отношений: работодатели и наемные работники рассматривали себя в качестве членов одного коллектива.

п.5 вопросы и задания к пункту параграфа стр. 152

Вопрос. По карте (с. 153) опишите геополитическое положение Японии в конце XIX - начале XX в. и объясните, почему её внешняя политика носила колониальный характер.

Ограниченность сырьевых ресурсов побуждала Японию к завоеваниям.

Вопросы и задания к параграфу стр. 154

Вопрос 1. Почему из всех стран Азии именно Японии на рубеже ХIХ-ХХ вв. уда-ЦД лось добиться значительных результатов в модернизации общества и индустриализации?

Во-первых, государство стало главным инструментом осуществления реформ, призванных создать предпосылки модернизации. Реформы должны были сократить сферу натурального и полунатурального хозяйства, содействовать развитию товарно-денежных отношений, обеспечить высвобождение свободных рабочих рук для использования их в растущей индустрии.

Во-вторых, Япония прибегает к государственной таможенной политике для защиты отечественных товаропроизводителей.

В-третьих, государство непосредственно финансировало и организовывало строительство железных дорог, создание фабрик и заводов (наибольшая поддержка оказывалась военной промышленности и обслуживающим ее отраслям.

Вопрос 2. Почему Японии, в отличие, например, от Испании и Италии, удалось избежать крупных социальных конфликтов во время глубоких политических реформ и социально-экономических преобразований?

Японии удалось избежать социальных конфликтов, потому что работодатели и рабочие рассматривали себя в качестве членов одного коллектива.

Раздел «Документы»

Вопрос 1. От имени каких слоёв японского общества были сформулированы требования к сёгуну? Что послужило причиной их предъявления реальному главе государства?

Требования к сегуну сформулированы от имени коалиционных сил, враждебных сегунату. Недовольство самураев, торговцев, ремесленников и крестьян поднимает восстание против сегуна.

Вопрос 2. Своими словами кратко сформулируйте четыре важнейших требования, предъявленных в данном документе. Какой в результате их выполнения должна была стать Япония?

Основные требования: изгнание иностранцев, отстранение от власти сегуна и создание сильной централизованной и независимой империи.

Вопросы и задания к разделу стр.155

Вопрос 1. Социально-экономическое и политическое развитие стран, о которых шла речь в главе, оцените по следующим критериям:

Время завершения промышленного переворота.

Темпы индустриализации страны во второй половине XIX - начале XX в.

Ведущие отрасли промышленности в национальной экономике.

Феодальные пережитки.

Внутренние проблемы, осложнявшие развитие страны, препятствовавшие её самостоятельной внешней политикё.

Преобладающий тип трудовых отношений между работодателями и наёмными работниками.

Состояние рабочего и профсоюзного движения.

2. Почему только отдельные страны смогли осуществить требования модернизации промышленности и социальные реформы, сохранить или обрести влияние на мировое развитие в начале XX в.

Модернизация, то есть овладение индустриальным типом производства, в конце XIX - начале XX века стала целью политики большинства государств мира. С модернизацией связывалось повышение военной мощи, расширение возможностей экспорта, поступлений в бюджет государства, рост уровня жизни. Среди стран, которые в XX веке стали центрами развития индустриального производства, выделились две основные группы. Их называют по-разному: первого и второго эшелонов модернизации, или органичного и догоняющего развития.

Две модели индустриального развития. Для первой группы стран, к которым относились Великобритания, Франция и США, было характерно постепенное развитие по пути модернизации. Первоначально промышленный переворот, затем овладение массовым, конвейерным индустриальным производством происходили поэтапно, по мере вызревания соответствующих социально-экономических и культурных предпосылок.

Большинство стран, осуществлявших модернизацию в рамках модели догоняющего развития в конце XIX - начале XX века, добились заметных успехов. Так, Германия стала одним из основных конкурентов Англии на мировых рынках. Япония в 1911 г. избавилась от навязанных ей ранее неравноправных договоров. В то же время ускоренное развитие было источником обострения многих противоречий как на международной арене, так и внутри самих модернизирующихся государств.

Наиболее сложные проблемы создавали социальные последствия модернизации. По сути своей они были одинаковы во всех странах, вступивших в индустриальную фазу развития и сталкивавшихся с социальным расслоением общества.

Япония долгое время оставалась закрытой для остального мира государством но изоляция прекратилась, и Япония стала тесно сотрудничать с ведущими мировыми державами. О том, как происходила модернизация японского общества, узнаем ниже.

Япония на пути модернизации

Япония на всем протяжении своей истории стремилась впитать в себя все лучшее, что имелось у ее соседей. До вторжения американского флота в Японию в 1854 году страна была полностью отделена от цивилизации в экономическом и культурном плане. Страна находилась в феодальном строе. На японский рынок хлынули дешевые американские товары, убивающие отечественную промышленность. Начиная с 1869 года, император Муцухито взял курс на европеизацию японского общества. Начался период глобальных изменений, которые вошли в историю как «реформы Мейдзи».

Рис. 1. Император Муцухито.

Понимая, что для конкурентоспособности с ведущими державами мира нужно иметь одинаковый с ними уровень развития, император сначала объединил всю страну под своей властью, уничтожив феодализм, а затем начал тесное сотрудничество с Британской империей и США, перенимая все лучшее, что имелось у этих стран.

Рассмотрим суть проводимых изменений, сведя их в общую таблицу.

Реформа

Изменения в жизни общества

Административная

Уничтожение власти князей

Раздел страны на префектуры и губернии во главе с назначаемыми чиновниками

Аграрная

Установление частной собственности на землю. Разрешение купли-продажи земельных участков

Крестьяне получили землю. Рост богатства у крупных землевладельцев, снижение доходов у части крестьян

Введение всеобщей воинской повинности

Самураи лишились привилегии быть замкнутой кастой; армия начала формироваться по европейскому образцу

Государственное управление

Принятие Конституции и создание двухпалатного парламента

Император имел почти неограниченные права. Избирательное право получил 1% населения. Чиновниками в стране стали самураи

Рис. 2. Портрет Кацумото.

Стоит заметить, что суть реформ Мейдзи было не в полном копировании западного образа жизни, а лишь необходимый опыт. Эта концепция получила название «Вакон Ёсэй» – западная форма и японское содержание.

В начале 20 века в стране наблюдался бурный рост экономики. Япония начинает наращивать свой военный потенциал, развивая и военно-промышленный комплекс, превращаясь в колониальную державу.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Япония стремиться сделать своей колонией Корею и Северный Китай, что приводит к столкновению ее интересов с Российской империей. Не в силах договориться дипломатически, Япония вступает в войну и за год выходит из нее победительницей, добиваясь поставленных целей.

Рис. 3. Карта Русско-японской войны.

Победа в войне и существенный культурно-экономический рывок позволил Японии стать ведущей региональной державой, океанической империей, способной на гораздо большее, чем просто лидерство на Тихом океане.

Что мы узнали?

Из статьи по истории (8 класс) мы узнали кратко о Японии на пути модернизации. Важно отметить, что это был один из немногих примеров в мировой истории, когда за небольшой промежуток времени государство сокращало на несколько столетий отставание от ведущих европейских держав, доказывая свою состоятельность миру.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 446.

История Японии в конце XIX – нач. XX веков насыщена важными событиями. Они связаны с вступлением Японии на капиталистический путь развития. В истории Японии этого периода много общего со странами Европы и США. В то же время Япония имела свои специфические черты.

Открытие Японии До середины XIX века Япония была “закрытой страной”. Это обусловило экономическую, политическую и военную слабость страны. В 1854 году США, использовав силу оружия, вынудили правительство сёгуна “открыть” страну. Был подписан договор о мире и дружбе. Вслед за США в Японию допустили и европейские страны.

Революция Мейдзи Конец 60 -х гг. XIX века ознаменовался событиями, которые принято называть “Мейдзи Ими” или “Революция Мейдзи”. Она связана с реставрацией власти императора и низложением “сёгуната”. В 1867 году сёгун отказался от власти в пользу 15 -летнего императора Муцихито.

6 апреля 1868 г. Император сделал торжественное заявление, в котором выдвинул следующую программу действий: Все государственные дела будут решаться в соответствии с общественным мнением Все люди должны единодушно посвятить себя преуспеванию нации. Будет позволено осуществлять свои собственные стремления и развивать свою деятельность. Знания будут заимствоваться во всем мире

Япония вступила в эпоху модернизации. Задача, стоявшая перед правительством, была очень сложной: провести модернизацию по западному образцу и не потерять свою самостоятельность, традиции.

Для этого Мейдзи провел ряд кардинальных реформ: Направление реформ Содержание реформ Значение реформ Аграрная реформа Крестьянам передавалась на определённых условиях часть земли. В сельском хозяйстве стал развиваться капиталистический уклад. Административная реформа Конфискация части земель и лишение власти князей. Уничтожила власть князей и деление страны на княжества. Военная реформа Введена всеобщая воинская повинность. Ликвидирована военнофеодальная структура. Японская армия приобрела высокую боеспособность. Денежная реформа Введена единая денежная единица – иена. Создала условия для формирования единого национального рынка. Реформа образования Принят указ об обязательном начальном образовании Уничтожена сословная система образования.

В 80 -х г. г. в стране развернулось широкое движение за конституцию. В Европу и США была послана специальная миссия (ознакомиться и выбрать наиболее подходящий вариант конституции). Миссия остановила свой выбор на прусском варианте Бисмарка. Император Парламент Верхняя палата Нижняя палата

Особенности развития Японии в начале XX в. Япония встала на путь ускоренной модернизации. Правительство активно покровительствовало развитию промышленности и торговли, видя в индустриализации страны защиту от опасности иностранного вмешательства в дела государства. По приказу императора за счет государственной казны строились «образцовые заводы» , которые затем продавались или отдавались фирмам, близким императорскому двору. Особенно щедрые дары получили фирмы «Мицуи» и «Мицубиси» .

В конце XIX века японский капитализм вступил в монополистическую стадию развития. Торговля не могла развиваться без хороших дорог. Поэтому государство само занялось железнодорожным строительством.

Заключение Япония единственное неевропейское государство, чей уровень развития к началу XX века достиг уровня ведущих европейских стран. Развитие империализма происходило в условиях узкого внутреннего рынка, нищеты подавляющей части населения и это делало Японию агрессивной страной, стремившейся к захватам чужих земель.

Модернизация страны - это макропроцесс перехода от одного уровня в другой, более современный, с новыми техническими условиями, показателями качества.

Япония на протяжении всей своей истории не раз переживала этапы модернизации экономического и социального строя. Начиная с периода Нара и до 20 века в стране проводились масштабные реформы. Стремление к постоянному заимствованию передовых идей своих более продвинутых соседей и применению их на практике – родовая черта японской культуры, которая способствовала ее непрерывному развитию. Самыми близкими к нашему времени являются две “модернизации” – это реформы периода Мэйдзи и послевоенные реформы, окончательно выведшие Японию на путь развития западных стран.

До вторжения коммодора Перри и американского флота в Японию в 1854 году cтрана была абсолютно изолированной от других стран в экономическом и культурном плане. До реформ Мэйдзи, начавшихся с в 1869 года, в Японии существовал феодальный строй, а верховным правителем был военачальник – сёгун. С наступлением эры Мэйдзи была восстановлена власть императора, и вместе с тем страна начала активно участвовать в международных экономических и политических отношениях. Понимая, что для того, чтобы конкурировать с другими мировыми державами, стране необходима модернизация, император Муцухито, ориентируясь на самые могущественные государства того времени, решил перенять их опыт и модернизировать страну по западному образцу, полностью реформировав армию, образовательную систему и другие сферы. Однако при этом не происходило механическое копирование западной культуры и экономической модели, а наоборот, делался упор на свои традиции и мораль. Эта концепция называлась Вакон Ёсэй – «западная форма и японское содержание».

Начало 20 века было периодом милитаризации Японии. Страна впервые заявила о себе на мировой арене. Однако настоящее экономическое развитие Японии, в результате которого она вырвалась в мировые лидеры наравне со странами Западной Европы и США, началось только после ее поражения во Второй мировой войне.



В годы оккупации Японии (1945-1952) американской оккупационной администрацией была разработана программа восстановления японской экономики. Реформированию подверглось все: от хозяйственного уклада до государственного устройства.

После поражения во Второй мировой войне была проведена демилитаризация экономики.

Впервые послевоенные годы была установлена система приоритетных производств, необходимых для восстановления экономики: металлургия, угольная промышленность, электроэнергетика, железные дороги, морской транспорт. Позже к ним добавились нефтехимия, синтетические волокна и электротехника. Была принята стратегия комплексного стимулирования экспортного производства.

Ликвидация феодальных пережитков на селе способствовала массовому притоку рабочей силы из деревни.

В 1947 году введена система обязательного девятилетнего обучения, а позже - полного среднего образования. Были легализованы профсоюзы. В 1947 году заработало антимонопольное законодательство.

В 50-60е годы происходило активное заимствование технических новшеств других стран.

После войны Япония была настоящим лидером по темпам роста производства и доходов. Причины такого бурного роста – повышение производительности труда, рост технической оснащенности, высокая норма сбережений и инвестиций.

Резкий рост цен на энергетические ресурсы вынудил Японию перейти на энерго- и материалосберегающие технологии.

В результате таких сдвигов в структуре производства Япония превратилась в крупнейшего в мире производителя роботов, полупроводников, легковых автомобилей, станков, стали и бытовой техники.

Она стала современной страной, ориентированной на использование своего научно-технического потенциала. Дальнейшее ее развитие идет именно по пути специализации на передовых технологиях и экспорта инвестиций, что обеспечивает ей стабильное положение в списке мировых лидеров.

В 1603 пришел к власти Токугава. Он создал мощную политическую систему, которая была построена на централизации и децентрализации. Токугава управлял страной до 1867 года. Взяли курс на самоизоляцию, который продолжался до 50-Х годов 19 века. Прервалась внешняя торговля, более того, она запрещалась. Было ограничено плавание кораблей̆ вдоль побережья Японии. Раз в год разрешалось делать обмен продукции с голландскими и китайскими купцами, чтобы посмотреть что нового появилось в Европе. Провели аграрную реформу в 1673 году. 18 век характерен быстрым развитием торговли, появились предприятия (предмануфактуры), основанные на ремесле. Зарождение рыночной экономики. Большие самураи - даймё. Дайме собирали большие склады риса, они рискнули и стали притарговывать рисом (нанимали людей) и это привело к тому, что рисовая торговля превратилась к выгодной деятельности. Предбиржевая торговля - середина 17 века. Деньги с продажи риса направили на модернизацию предприятий, тем самым Япония начала внутреннюю модернизацию. Количество предмануфактурных предприятий быстро росло. В начале 19 столетия была попытка реставрации. Этап второго открытия Японии 1853 год (второе дыхание). Открылось 8 портов. Таможенные пошлины были от 30 до 35 процентов (товары были намного дешевле, чем в других странах). Все золото ушло из Японии на мировой ранок. Ситуация в стране менялась очень быстро. Был политический переворот, топугавы были свергнуты, с 1867 года началась новая эра Японии. 1868 - 1912 была восстановлена императорская власть, которая до сих пор существует. На западе полным ходом идет процесс монополизации. Государство само индустриализацию не потянет, надо перекладывать на руки частников. 1880-1881 год некоторым частникам были переданы частные предприятия от государства. В зайбацо (форма японского крупного бизнеса) входят множество предприятий.

Тема урока: Япония на пути модернизации: восточная мораль – западная техника.

Цели урока:

Охарактеризовать социально-экономическое и политическое развитие Японии в первой половине XIX века;

Выяснить причины и значение революции Мэйдзи (1867-1868 гг.);

Раскрыть сущность реформ 60-70 гг. и Конституции 1889 г.;

Определить причины агрессивной внешней политики Японии;

Продолжить развитие умения самостоятельно работать с документами как источниками новых знаний, выделять главное, использовать ранее приобретенные знания, устанавливать причинно-следственные связи, выделять главные и второстепенные события, работать с исторической картой;

Развивать понятийный аппарат учащихся;

Способствовать воспитанию у учащихся толерантного отношения к людям разных культур.

Оборудование: презентация, раздаточные материалы, документы

Ход урока

I . Вводная часть.

1. Организационный момент.

Приветствие на японском языке: «кон-ни и-ва» (добрый день)

Садитесь, до-дзю (пожалуйста). Как думаете, на каком языке я к вам обратилась?

Какое отношение он имеет к сегодняшнему уроку?

2. Водная беседа

Мы изучили события, имевшие место в 19 веке в странах Европы, Северной и Латинской Америки.

Ребята, скажите, что общего было в развитии стран Европы и США?(модернизация экономики, расширение влияния на другие страны и их завоевание)

Какое место в данных событиях занимали страны Латинской Америки? (они были мало развитые, в них проходили национально-освободительные движения против Испании и Португалии, усиливается влияние США)

А сегодня начнем рассматривать особенности развития стран Азии.

- Вспомните, какие наиболее крупные государства существовали на Востоке к началу 19 века ? (Индия, Китай, Япония)

- Как считаете, государства Азии в экономическом плане были более развиты, чем государства Запада или нет? Почему?

- Как думаете, смогут ли государства Востока сохранить свое положение в неизменном виде? Почему? ( западные страны нуждались в рынках и расширении своего влияния и постараются подчинить себе более слабые восточные страны)

(на фоне музыки) Среди азиатских стран особое место занимало одно государство, вы сейчас слышите музыку данной страны, которое в своем развитии к концу 19 века приблизилось к развитым странам Европы. О каком государстве идет речь?

1. Япония вступила в XIX век, будучи далекой окраиной освоенного европейцами мира. Как и другие страны Азии и Африки, она стала объектом экспансии западных стран, но не попала в зависимость от них. Она сумела не только устоять под натиском стран Запада, но и стать одной из развитых стран. На сегодняшнем уроке мы должны выяснить, как Японии удалось добиться такого положения? Предположите, какие проблемы надо было решить Японии. (провести преобразования в области экономики)

- Как называется процесс усовершенствования , внедрения новшеств, отвечающих современным требованиям? (модернизация)

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока: «Япония на пути модернизации»

Какие задачи надо решить? (какие произошли изменения, каковы их последствия?)

- Определить главную проблему страны в процессе её модернизации :

II . Основная часть. Изучение нового материала. Сообщение темы и целей урока.

1. Особенности географического положения

- Каковы особенности географического положения Японии? (работа по карте: учебник, слайд)

Как вы видите на карте мира, Япония является островным государством. В середине XIX века японцы жили в основном на четырех островах: Хонсю, Кюсю, Сикоку, Хоккайдо.

2. Особенности развития Японии до сер 19 века.

С XII века в Японии установился сёгунат.

-Что означает сёгунат? (Сёгунат – своеобразная форма правления феодальной аристократии в Японии, при которой император был верховным правителем лишь номинально, а власть реально принадлежала по наследству главе крупного феодального клана).

Первыми европейцами, посетившими в 1542 году Японию, были португальцы. Местные князья стали покупать у португальцев оружие. За португальцами в страну устремились англичане и голландцы, постепенно развивалась торговля Японии с Европой. Японское правительство опасалось, что европейцам удастся подчинить себе страну. Поэтому сегун Токугава Иэмицу в середине XVII века принял решение о закрытии страны. Исключение было сделано только для голландцев, которые помогли сегуну в подавлении крестьянского восстания. Для них был открыт единственный порт - Нагасаки.

- Как вы думаете, к каким последствиям привела искусственная изоляция Японии?

(Низкие темпы экономического развития; Международное положение страны было нестабильным. Военно-техническая отсталость страны.)

До середины XIX века Япония оставалась закрытой для иностранцев и развивалась в соответствии с традициями, которые сохранились со времен Средневековья.

США и европейские государства все пристальнее стали поглядывать на Дальний Восток.

3. Познакомить с насильственным открытием Японии

- Подумайте, почему США была заинтересована в проникновении в Японию?

Работа с документом с.249 – каковы причины открытия Японии

(У Японии было важное стратегическое положение : 1. Страна представляла интерес для США как перевалочная база американских судов, плавающих в северных водах Тихого океана;

2. Япония была удобным плацдармом для укрепления американских позиций на дальнем востоке).

В 1853 г. В залив Эдо на остров Хонсю прибыла американская военная эскадра во главе с коммандором Мэттью К. Перри, который передал японцам письмо от президента США Филмора, в котором выражалось желание установить с Японией дипломатические отношения. Японцы попросили время на размышления. Перри заявил, что явится на следующий год. В феврале 1854 года он вернулся с десятью военными судами. Перри требовал от японцев уступок, угрожая интервенцией. 31 марта 1854 г. был подписан японо-американский договор «О мире и дружбе», произошло насильственное открытие Японии для стран Запада. Торговые соглашения были неравноправны. Фактически, Япония в конце 19 века превратилась в полуколонию.

В 1855 году подписан первый русско-японский договор, по которому к России отходили Курильские острова севернее острова Итуруп, а Сахалин оставался в совместном владении.

Вскоре подобные договора были подписаны и с другими европейскими странами (Англия, Франция, Голландия и др.), предоставившие им ряд льгот в торговле с Японией и право экстерриториальности.

4. Определить последствия открытия Японии. «Открытие» Японии имело важные последствия. Прочитать учебник С.244 и определить последствия открытия Японии

(ухудшение положения: рост затрат на вооружение, рост налогов, подрыв национального производство за счет притока иностранных фабричных товаров, вывоз золота, что подрывало финансы.

Т. О., торговля с западными странами расстроила японскую экономику. В страну хлынули дешевые европейские товары, что подорвало национальное производство. Появилось понимание того, что за годы изоляции Япония отстала в техническом отношении от стран Запада и что необходима модернизация

Все чаще и чаще в Японии можно было услышать следующие речи: «Эти варвары привозят нам ненужные предметы роскоши, лишают нас предметов первой необходимости, разоряют народ и стремятся в ближайшем будущем захватить Японию. Это наш сегун посеял семена всех бедствий.»

- Кого считали виновным в ухудшении положения? (сегуна)

Массовое недовольство проникновением европейцев в Японию в 1868г породило движение против сегуна и иностранцев, его участники выступали за восстановление реальной власти императора. Японцы быстро и организованно перестроились, взяв собственную судьбу в свои руки. Оппозицию сёгуну возглавили местные князья. В поисках альтернативы власти сёгуна они обратились к императору Муцухито. В 1868 г. в Японии произошел военный переворот (революция), в ходе которого императорская власть была восстановлена. 15-летний император Муцихито встал во главе страны.

- Как вы думаете, почему сёгунат и его коалиция потерпели поражение?

5. Рассмотреть содержание реформ Мэйдзи.

Период правления императора Муцухито получил название «эпоха Мейдзи» - «просвещенное правление». 6 апреля 1868 г. Император сделал торжественное заявление, в котором выдвинул следующую программу действий:

- «Будет создано широкое собрание, и все государственные дела будут решаться в соответствии с общественным мнением.

Все люди, как правители, так и управляемые, должны единодушно посвятить себя преуспеванию нации.

Всему народу будет позволено осуществлять свои собственные стремления и развивать свою деятельность.

Все плохие обычаи прошлого будут упразднены; будут соблюдаться правосудие и беспристрастие, как они понимаются всеми.

Знания будут заимствоваться во всем мире, и таким путем основы империи будут упрочены».

- В чем суть программы? о внедрения в Японии достижений европейской цивилизации.

Император Муцухито соглашался с японской пословицей: «Когда у слепых и поводырь слепой, они падают в яму». Девизом реформ был выбран лозунг «фукоку кёхэй » («богатая страна, сильная армия »). Проводилась политика «просвещения сверху». Для ознакомления с положением дел на Западе была создана « », которая, побывав в 15 странах, привезла на родину бесценную информацию о современных принципах общества. Весь период эпохи «Мейдзи» проходил под лозунгами: «Японский дух, европейское знание», «Учить других всегда почетно, учиться у других – никогда не стыдно». Начинается «Вестернизации» Японии. Вестернизация - заимствование Японией у западноевропейских государств новейших достижений науки и техники, основ политического устройства и внедрение их с учетом местного менталитета (национальные традиции, обычаи, корпоративность)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Вы, наверное, устали?

Встали! Руки вверх подняли!

Потянулись высоко и вздохнули глубоко!

Опустили плавно руки... На уроке - не до скуки!

Вправо, влево голова - раз и два, раз и два.

Улыбнулися друг другу, наклонилися слегка.

А теперь назад прогнулись, распрямились, покачались…

И за парту опустились, и работать продолжаем.

Новое правительство проводит ряд реформ. Учащиеся записывают реформы в тетрадь и характеризуют их значение, используя материал учебника с 244-245.

Название реформы

Основные мероприятия

Значение реформ

Аграрная реформа (1872-1873)

Закрепление частной собственности на землю, разрешение на её куплю-продажу

Появление безземельных крестьян, обеспечивших создание класса наёмных рабочих, сохранение помещичьего землевладения

Военная реформа (1872)

Ликвидация сословия самураев, создание регулярной армии

Образование преданной правительству дисциплинированной армии, культивировался дух самурайства - «кодекс бусидо»

Административно-территориальная реформа (1871)

Отмена княжеств, введение деления на 72 префектуры

Ликвидация раздробленности, введение единой системы управления разными частями государства.

Финансовая реформа (1868)

Заменили старые монеты на единую - иену

Способствовали расширению внутреннего рынка, развитию торговли и промышленности, образованию банков

Реформа образования (1872)

По европейскому (французскому) образцу было основано 5,5 тыс. начальных школ и 8 университетов

Начальное образование стало обязательным, доступным для женщин; к 1914 г. японцы считались одними из самых образованных людей в мире

Судебная реформа (1872)

Введение общих судов европейского типа и законов для всей страны

Преодоление раздробленности, император имел право утверждать и издавать законы; равенство граждан перед судом, дальнейшая централизация государства

Реформы Мейдзи были направлены на преодоление феодальной отсталости Японии, ускорения развития капиталистических отношений, наращивания промышленного производства. Реформы вывели Японию из международной изоляции, приобщили к мировой экономики.

- Каковы последствия этих реформ?( развитие буржуазных отношений, начало индустриализации и демократизации страны и общества, усиление обороноспособности страны).

6
. Конституция 1889 г.

Наряду с изменениями в экономике происходили и изменения в политической жизни. Стали возникать профсоюзы, возникло организованное рабочее движение, формируется либеральное движение. В 1880 г. либералы создали Лигу учреждения парламента. Император отправил в Европу для изучения опыта западных стран

специальную делегацию, которая должна была выбрать наиболее подходящий для японских традиций вариант государственного устройства. Первая японская конституция была утверждена императором в 1889 г. она наделяла императора широкими правами. Он был объявлен «священной и неприкосновенной особой». Имел право объявлять и заключать мир, утверждать законы, созывать и распускать парламент, ему подчинялись все должностные лица в государстве, являлся главнокомандующим армией и флотом.

Конституция предусматривала создание 2-палатного парламента. Верхняя – палата пэров, состояла из членов императорской семьи и назначенных императором сановников. Депутаты нижней палаты избирались. Право голоса получили мужчины старше 25 лет, выплачивавшие налог не менее 15 иен. Право голоса получил 1% населения. Депутаты имели право обсуждать правительственные законопректы, сами принимать законы права не имели. Правительство было ответственно только перед императором. В конституции провозглашались основные гражданские права.

7. Познакомить с особенностями развития Японии к началу XX в. : Работа с учебником с.245-246 и источниками

Япония встала на путь ускоренной модернизации. Правительство активно покровительствовало развитию промышленности и торговли, видя в индустриализации страны защиту от опасности иностранного вмешательства в дела государства. По приказу императора за счет государственной казны строились «образцовые заводы», которые затем продавались или отдавались фирмам, близким императорскому двору. Оборудование для этих заводов закупалось за рубежом. Особенно щедрые дары получили фирмы «Мицуи» и «Мицубиси». Один иностранец, побывавший в Японии до Первой мировой войны отмечал: «Вы можете приехать в Японию на пароходе, принадлежащем Мицуи, высадиться в порту, оборудованном Мицуи, доехать в принадлежащем Мицуи трамвае до гостиницы, построенном все тем же Мицуи». В конце XIX века японский капитализм вступил в монополистическую стадию развития. Торговля не могла развиваться без хороших дорог. Поэтому государство само занялось железнодорожным строительством.

Правительство стремилось придать отношениям между буржуазией и рабочими характер семейных уз. Капиталист, утверждали чиновники, является главой семьи, а рабочие – ее членами. Эти отношения отвечали традиционным представлениям простых японцев о необходимости много работать и во всем повиноваться хозяину. На заводах использовались телесные наказания.

О чем говорят следующие данные?

Производство чугуна увеличилось в почти в 6 раз, стали в 69 раз.

Добыча каменного угля увеличилась в 8,8 раз.

Внешняя торговля увеличилась более чем в 20 раз.

Промышленный капитал увеличился в 36 раз, а банковский в 2 раза.

Т.о., в 90-е гг., в Японии, как и в европейских странах и США, начался промышленный подъем. Возникли новые отрасли промышленности: машиностроение, электротехническая и др. Использовались западные технологии. Крупные корпорации превращались в монополии. Япония стремилась проникнуть на рынки других стран, строила железные дороги в Корее.

8. Внешняя политика Японии.

На границе столетий в Японии родилась идея паназиатства, которая утверждала: «Азия для азиатов». Сторонники этой идеи убеждали, что лишь благодаря объединению с помощью Японии Азия сможет противостоять Западу. А для этого необходимо распространить на азиатские народы власть японского императора. После 1868 г. воинственный самурайский дух не мог реализоваться внутри страны. Поэтому его воплощением стала агрессивная политика Японии.

Историческая справка. (при наличии времени) Из статьи русского исследователя Г. Востокова, опубликованная в 1904 г. «При появлении в 1850-х гг. американо-европейских эскадр они (японцы) должны были признать своё бессилие. Чувство национальной гордости, глубоко уязвленное сознанием превосходства европейцев, однако, не смирилось, и со свойственными им настойчивостью и стремительностью японцы задались целью овладеть этим превосходством, которое, в их представлениях, сводится к техническому прогрессу и к военным усовершенствованиям, и не только овладеть, но и превзойти. И вот они в тридцать лет совершили в своей стране переворот, в сравнении с которым наши шумные европейские революции представляются топтанием на одном месте. Если в этом перевороте японцами руководило чувство национального достоинства, то национальная гордость стала увлекать их дальше. Утвердившись в мысли, что они сравнились с европейцами в культуре, японцы не удовлетворились сознанием такого равенства и стали мечтать об исключительном признании своего народа в истории человечества.

1) Основные направления внешней экспансии: (работа с картой)

Японо-корейская война – 1876, 1894, 1910гг .

Японо-китайская война – 1894-1895гг. Русско-японская война – 1904-1905гг. Территориальные приобретения:

1895г. – о. Тайвань. 1905г. – Южный Сахалин, п-ов Ляодун.

1910г. – Корея.

После русско-японской войны, Япония приобрела международный статус сильной державы, с которой нужно было теперь считаться.

9. Познакомить с изменениями в образе жизни (сообщение ученика)

III . Закрепление.

Итак, ребята, мы закончили изучение темы. Нам необходимо сделать обобщающий вывод.

1. Вернемся к нашей проблеме: Как небольшое островное государство Япония смогло избежать участи стать зависимой (колониальной) страной?

2. Согласны ли с высказыванием Джеймс Фаллоус «Глядя на Солнце». «Япония в эру Мэйдзи была уникальной в своей систематической попытке научится всему тому, что достиг остальной мир к этому времени, и применить это как можно быстрее в Японии… Чтобы избежать иностранного доминирования, японское руководство начало натиск систематического изучения достижений остального мира».

2. Выберите из списка: факторы, которые способствовали развитию Японии во второй половине XIX - начале XX века;

последствия для Японии в результате быстрого экономического развития.

1. Насильственное «открытие» Японии.

2. Правление сегунов из рода Токугава.

3. Проведение реформ императором Мэйдзи.

4. Господство самураев.

5. Принятие Конституции 1889 г.

6. Модернизация Японии.

7. Национальные традиции, семейственность, корпоративность.

8. Заимствование европейских знаний, достижений науки и техники.

9. Появление монополистических объединений – концернов – дзайбацу.

10. Чайная церемония.

11. Создание образцовых предприятий

11. Подписание союзных договоров с европейскими государствами.

12. Сохранение феодальных отношений.

13. Ведущая роль государства в индустриализации страны.

14. Независимость от европейских стран.

15. Сохранение помещичьего землевладения.

16. Агрессивная внешняя политика.

17. Международный статус сильной державы.

Ответ учащихся: в результате насильственного «открытия» Японии, проведения реформ императором Муцухито, принятие новой Конституции, заимствование у европейских стран новейших достижений науки и техники, а также ведущей роли государства в индустриализации страны, при сохранении национальных традиций и корпоративности, позволили Японии осуществить модернизацию промышленности, которая привела к появлению монополистических объединений-дзайбацу, подписанию союзных договоров с европейскими государствами. Это дало возможность Японии проводить агрессивную внешнюю политику и в начале ХХ века получить международный статус сильной державы.

IV . Подведение итогов урока. Япония усвоила все новейшие достижения Европы и применила их у себя не точно в таком виде, нет, она применила их настолько, насколько это нужно было для укрепления ее сил. Япония воспользовалась Европой как лестницей, по ступенькам которой взобралась на крышу Дальнего Востока

Рефлексия:

Я узнал….

Я понял…

Я удивлен…

Мне трудно понять…

V . Домашнее задание.

Параграф 27, термины выучить, заполнить таблицу

ТЕСТ- Контроль

1. До середины XIX века Япония была «закрытой» страной. Это означало: а) японцы держали закрытыми двери; б) ведущие страны мира ввели морскую блокаду; в) японский народ не имел контактов с иностранцами.

2. С начала XVII века и до 1968 г. в стране был введен: а) самурайский режим; б) сегунский режим; в) кабуки режим; г) ямото режим.

3. Власть какого японского императора была свергнута в результате революции Мэйдзи: а) Муцухито; б) Хирохито, в) Фурукава; г) Токугава.

4. Какое второе название имеет Япония: а) Страна восходящей луны; б) страна утреннего солнца; в) страна восходящего солнца; г) страна восходящей звезды.

5. Как называется денежная единица Японии: а) иена; б) крона; в) шекель; г) танга.

6. Какую цель преследовали реформы Мэйдзи: а) были направлены на преодоление феодальной отсталости; б) на преодоление сопротивления самураев; в) на решение продовольственной проблемы.

7. Укажите даты русско-японской войны:

1)1903-1905гг; 2) 1904-1905 гг; 3) 1905-1906 гг; 4) 1906-1907 гг.

8. Какие территории были захвачены Японией в кон.XIX –начале ХХ века:

9. Согласно Конституции 1889 г. Япония стала:

А) абсолютной монархией;

Б) ограниченной монархией;

В) буржуазной монархией;

10. Расставьте соответствия:

А) Политика наращивания военного могущества гонка вооружений, 1. Модернизация которая проводится правящими кругами того или иного государства.

Б) Заимствование Японией у западноевропейских 2. Вестернизация государств новейших достижений науки и техники, основ политического устройства и внедрение их с учетом местного менталитета.

В)Обновление, усовершенствование, переработка в соответствии 3. Корпоративность с современными требованиями, использование передового опыта и достижений.

Г) Наём на работу был пожизненным и создавал особую атмосферу 4. Милитаризм доверия, ответственности за свою работу и солидарности со своим хозяином, заинтересованности в процветании предприятия.

З
а этот период Япония, ставшая к середине XIX века фактически полуколонией западных стран, единственная из стран Востока превратилась в передовую державу, которая сама приступила к колониальным захватам.

Что же способствовало такому быстрому подъёму страны?

Возможная личностно значимая проблема: сочетание преданности национальным традициям с умением заимствовать у других стран все имеющее ценность для своей страны делает возможным достижение высокого уровня экономического развития при сохранении национальной культуры

Познавательные задания: 1. Подумайте, почему Япония стала почти единственной страной Востока, сумевшей противостоять колониальной политике Запада. 2. Согласны ли вы с тем, что успех модернизации Японии объясняется наличием в стране динамичной традиции, обогащаемой за счет Запада? Прокомментируйте эту точку зрения и приведите факты, ее подтверждающие. 4. Выскажите ваше мнение по вопросу: почему японское государство проводило политику активного вмешательства в дело индустриализации страны?

Отрывок из к/ф «Последний самурай» (2-3 мин

4. Реформы «эпохи Мейдзи».

5.

Ребята, перечислите основные причины быстрой модернизации Японии.

Решительные реформы императора Муцухито.

Черты национального характера - стойкость, готовность к переменам,трудолюбие.

Использование западного опыта, техники и технологий.

Национальные традиции, корпоративность.

Ведущая роль государства в индустриализации страны.

Использование мировых достижений науки и техники.

Введение единой денежной единицы – иены, создание банковской системы.

Появление монополистических объединений – концернов –дзайбацу.

Создание образцовых предприятий (текстиль, спички, стекло, цемент, пиво и др.)

Независимость от европейских стран.

Пересмотр неравноправных торговых соглашений.

Вследствие проведения реформ и быстрого экономического роста, Япония превратилась в передовое государство Азии .

Слова учителя:

Реформы, проводимые в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни, были органично восприняты обществом. Они оказались созвучны японскому образу жизни, представлениям, культуре, т.е. менталитету японцев. Однако, заимствуя западные достижения и внедряя их в жизнь, японцы не отказались от своих самобытных традиций. Европейская одежда не вытеснила национальное кимоно (Слайд 13), внедрение европейского календаря и системы образования – чайной церемонии (Слайд 14), любования цветением сакуры (Слайд 15).

ВЫВОД: Япония усвоила все новейшие достижения Европы, и применила их у себя не точно в таком виде, нет,- она применила их настолько, насколько это нужно было для укрепления ее сил.

Япония воспользовалась Европой как лестницей, по ступенькам которой взобралась на крышу Дальнего Востока.

ТЕСТ.

    Причины искусственной изоляции Японии.
    а) распространение христианства;
    б) увеличение численности европейцев в Японии;
    в) усиление положения буржуазии.

    Почему Япония вошла в число передовых стран мира?
    а) решительные реформы, использование западного опыта;
    б) сегун Токугаво Кэйк отказался от власти.

    Какая страна первая подписала торговое соглашение с Японией?
    а) США;
    б) Россия;
    в) Франция.

Домашнее задание.

Параграф 25 (изучить), термины выучить, заполнить таблицу

Направление реформ

Содержание реформы

Значение реформы

Управление государством

Общественные отношения

Экономические реформы

Реформы образования

Выступления учащихся и обсуждение вопроса: «Насколько удачно прошла модернизация в Японии и почему?»

) Представление работы учениками.

После Карта – слайд № 53,

Задание к карте:

1. покажите на карте основные направления внешней политики Японии. 2. Какие территории были присоединены к Японии. (слайд № 5 4 )

Осмысление и систематизация полученных знаний.

    Давайте ответим на ключевые вопросы урока (раздать «Страничку ученика»: тема, цель. план урока, краткое содержание нового материала, вывод, д/з) 1.Что означает выражение "Восточная мораль – западная техника" (вестернизация) ? 2.Раскройте основную идею японского лозунга «Азия для азиатов».

3. Дайте собственную оценку изменениям, которые произошли в Японии во второй половине XIX - начале XX века.

ТЕСТ- Контроль

После теста ученики обмениваются работами для быстрой проверки и оценивания.

    До середины XIX века Япония была «закрытой» страной. Это означало: а) японцы держали закрытыми двери; б) ведущие страны мира ввели морскую блокаду; в) японский народ не имел контактов с иностранцами.

    С начала XVII века и до 1968 г. в стране был введен: а) самурайский режим; б) сегунский режим; в) кабуки режим; г) ямото режим.

    Власть какого японского императора была свергнута в результате революции Мэйдзи: а) Муцухито; б) Хирохито, в) Фурукава; г) Токугава.

    Какое второе название имеет Япония: а) Страна восходящей луны; б) страна утреннего солнца; в) страна восходящего солнца; г) страна восходящей звезды.

    Как называется денежная единица Японии: а) иена; б) крона; в) шекель; г) танга.

    Какую цель преследовали реформы Мэйдзи: а) были направлены на преодоление феодальной отсталости; б) на преодоление сопротивления самураев; в) на решение продовольственной проблемы.

7. Укажите даты русско-японской войны:

1)1903-1905гг;

2) 1904-1905 гг;

3) 1905-1906 гг;

4) 1906-1907 гг.

8. Какие территории были захвачены Японией в кон. XIX –начале ХХ века:

А)Корея, б) Китай, в)Индия, г)п-ов Ляодун, д) о.Сахалин, е) о. Хонсю, и) о.Тайвань, ж) Маньчжурия, з) Монголия.

9. Согласно Конституции 1889 г. Япония стала:

А) абсолютной монархией;

Б) ограниченной монархией;

В) буржуазной монархией;

10. Расставьте соответствия:

А) Политика наращивания военного могущества гонка вооружений, 1. Модернизация которая проводится правящими кругами того или иного государства.

Б) Заимствование Японией у западноевропейских 2. Вестернизация государств новейших достижений науки и техники, основ политического устройства и внедрение их с учетом местного менталитета.

В)Обновление, усовершенствование, переработка в соответствии 3. Корпоративность с современными требованиями, использование передового опыта и достижений.

Г) Наём на работу был пожизненным и создавал особую атмосферу 4. Милитаризм доверия, ответственности за свою работу и солидарности со своим хозяином, заинтересованности в процветании предприятия.

Д) Своебразная форма правления феодальной аристократии в Японии XII-XIX веков, при которой император был верховным лицом лишь номинально, а вся власть реально принадлежала и переходила по наследству главе крупного феодального клана.

ВЫВОД учителя: Япония усвоила все новейшие достижения Европы и применила их у себя не точно в таком виде, нет,- она применила их настолько, насколько это нужно было для укрепления ее сил. Япония воспользовалась Европой как лестницей, по ступенькам которой взобралась на крышу Дальнего Востока

    Я узнал…. и оцениваю свои знания на …. балов.

    Я понял…

    Я удивлен…

    Мне трудно понять…

столкновение с Западом угрожало потерей Японией независимости и в этих условиях молодое государство, использовав традиционную склонность японцев к полезным заимствованиям, отсутствие презрения к чужой культуре, подготовило японское общество к пониманию необходимости модернизации и способствовало проведению реформ, разрушавших традиционное общество; реформы позволили Японии пойти по пути модернизации и развития капиталистического хозяйства; развитие монополистического капитализма в стране происходило в условиях узости внутреннего рынка, нищеты подавляющей части населения, роста националистических настроений - это делало Японию агрессивной страной, стремящейся к захватам чужих земель

«Япония - единственная из неевропейских стран, чей уровень развития к началу XX в. достиг уровня ведущих европейских держав. В чем же заключается разгадка этого исключительного явления? Во-первых, даже в период «закрытия» страны власть не отторгала все иноземное. Напротив, привыкнув перенимать все полезное для собственного развития, государство продолжало следовать этой традиции. Воспитанная веками склонность к полезным заимствованиям извне привела к тому, что в Японии еще после «первого закрытия» (в XVII в.) продолжались контакты с голландцами. От них в страну поступали достижения западной науки и техники.

Во-вторых, островное положение Японии придавало особую роль торговле и мореплаванию. И хотя купцы принадлежали к самому низшему сословию, в их услугах нуждались могущественные князья, которые предоставляли своим городам и торговому люду льготы. Торговля и мореплавание были частным предпринимательством (государство этим не занималось). Именно через торговцев осуществлялись связи с внешним миром. Это поддерживали князья. Таким образом, японские торговцы и покровительствующие им князья способствовали развитию частнопредпринимательской деятельности.

В-третьих, в Японии власть находилась в руках военных (система сёгуната). Функции чиновников в стране выполняли самураи, верные рыцарскому кодексу чести (бусидо). В Японии не сложилось государство со всеобъемлющим контролем над населением. В результате после революции Мэйдзи молодое государство не было обременено непосильным грузом традиций и бюрократизма со свойственными последнему косностью и коррупцией. Это открывало путь для полезных заимствований, включая и европейскую модель конституционной монархии.

В-четвертых, Япония в силу скудных природных ресурсов была менее привлекательна для колонизаторов, чем Китай или Индия. Позиции европейских государств в экономике Японии были менее сильны, чем в указанных странах. Поэтому преобразования в стране, ломка традиционной структуры осуществлялись не колонизаторами, а молодым государством, взявшим за образец европейские страны. При этом не следует забывать, что молодое государство не опиралось на старые традиции, так как в прошлом им управляли сегуны. Вернувшийся к власти император (не случайно эти события еще называются «реставрация Мэйдзи») был ориентирован на разрыв со старой государственностью, на заимствования с Запада. Главными функциями японского государства стали функции политические, т. е. осуществление той политики, в которой были заинтересованы господствующие классы и социальные слои новой Японии.

В-пятых, агрессивная внешняя политика Японии требовала активной модернизации экономики и общества. В дальнейшем Япония демонстрировала не только свои экономические успехи, но и старую, чуть ли не средневековую по жестокости воинскую традицию, нормы которой предусматривали безжалостное уничтожение не только побежденных воинов, но и гражданского населения в завоеванных странах».

Заключительная часть урока может оказаться сложной для части школьников, поэтому обобщение учителя рекомендуем сопровождать записью на классной доске или в тетрадях по истории. На следующем уроке учащиеся будут сравнивать Японию и Китай в конце XIX в.

ТЕСТ. 1. Причины искусственной изоляции Японии. а) распространение христианства; б) увеличение численности европейцев в Японии; в) усиление положения буржуазии.

2. Почему Япония вошла в число передовых стран мира? а) решительные реформы, б) использование западного опыта; в) сёгун Токугаво Кэйк отказался от власти.

3. Какая страна первая подписала торговое соглашение с Японией? а) США; б) Россия;

в) Франция.

Рефлексия.

Название государства отображено на флаге Японии: красный диск в центре полотнища означает утреннее солнце. По красоте природы Япония занимает одно из первых мест в мире (слайды природы и архитектуры, гора Фудзияма, императорский дворец и т.д.). Тут жара сменяется морозами, а горячее солнце – падающим снегом. Япония – это страна диковин и уникальной культуры. Всем известны японские самураи – воины-рыцари, искусство икебана, цветение сакуры, чайные церемонии, необычный и захватывающий театр кабуки, смешные макаки, которые любят погреться в горячих источниках. Япония – родина карате, ниндзей, и борьбы сумо.

Однако с начала 17 ст. почти на 250 лет Япония стала закрытой страной и избегала всевозможных контактов с Европой под страхом смертной казни.

Ключевые вопросы урока (слайд №36 + раздаточный материал)

    Что означает выражение"Восточная мораль – западная техника" (вестернизация) ?

    Раскройте основную идею японского лозунга «Азия для азиатов».

    Дайте собственную оценку изменениям, которые произошли в Японии во второй половине XIX - начале XX века;

(вопросы лежат на партах, чтобы ученики в любой момент смогли их прочитать)

С помощью таблицы определите, где проживала в конце xix- начале xx века большая часть населения Земли. Какое общество – традиционное или индустриальное – господствует в странах Востока?

Территория

Население, млн.

Азия

950

Европа

290

Россия

130

Африка

110

Северная Америка

81

Латинская Америка

64

Австралия и Океания

Учащиеся делают вывод о том, что большая часть населения Земли в конце xix-начале xx века проживала в Азии (примерно 950 млн. человек). В данных странах господствовали черты традиционного общества.

- Каковы главные черты традиционного общества? (следование традициям, почитание старших ит.д.)