Мастер класс. элементы исследовательской деятельности на уроке в рамках реализации фгос. Урок- исследование учебно-методический материал на тему Одна из признанных особенностей исследования урока многоаспектность

В современной педагогике выделяется три уровня реализации исследовательского обучения:

  • педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения. А само решение предстоит найти учащемуся самостоятельно;
  • педагог ставит проблему. Но сам метод ее решения ученик ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск);
  • на третьем (высшем) уровне постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляется учащимися самостоятельно (Дж. Шваб, П.Брандвейн, А.Леви и др.).

Формировать навыки учебного исследования надо начинать с начальной школы, опираясь при этом на тягу к поиску, познанию неизвестного. Учитель может построить такой урок, как игру. Но за этой увлекательной формой ученики должны увидеть глубокое научное содержание этой работы.

Урок-исследование в начальных классах включает следующие структурные компоненты, которые одновременно становятся этапами урока:

Сначала следует найти предмет учебного исследования. Дети должны ясно представлять, что они будут исследовать, что будут искать.

Предмет исследования позволит сформулировать суть проблемы, скорее всего в виде проблемного вопроса. Этот вопрос станет основой той учебной задачи, которую ученики будут решать на уроке.

Далее следует выработать план исследования, определить пути решения проблемы, ход дальнейших действий. Этот этап чаще всего наиболее труден для учеников: они видят и понимают, что им надо сделать. Но почти никогда не знают, как этого добиться. Наличие проблемы предполагает возникновение гипотезы или даже нескольких гипотез ее решения. Поэтому и путей решения может быть несколько. Чаще всего выдвижение гипотезы берет на себя учитель. Необязательно произносить слово “гипотеза” и настаивать на ее выдвижении. Достаточно того, сто сам учитель ясно понимает суть происходящего и умело управляет процессом, а для учеников он найдет другие слова. Важно разбудить в учениках желание заниматься поиском и решением достаточно сложных проблем, создать условия для формирования умений и навыков исследовательской деятельности как важнейших обще учебных навыков.

Проведение собственно исследования, поисковой деятельности, то есть некой последовательности учебных действий, определенной совместными усилиями всех участников. Осуществление плана исследования – самый трудоемкий и длительный этап.

Подведение итогов исследования заканчивается содержательным выводом о том, каковы же результаты работы, как решена проблема.

По основной дидактической цели уроки-исследования можно разделить на следующие типы, соответствующие классификации традиционной парадигмы:

  • урок сообщения новых знаний;
  • урок повторения;
  • урок закрепления;
  • урок обобщения и систематизации знаний;
  • урок контроля и проверки знаний;
  • комбинированный урок.

По объему осваиваемой методики научного исследования:

  • уроки с элементами исследования;
  • уроки-исследования.

На уроке с элементами исследования, учащиеся отрабатывают отдельные ученые приемы, составляющие исследовательскую деятельность. По содержанию исследовательской деятельности уроки могут быть различными:

  • уроки по выбору темы; метода исследования;
  • по выработке умения формулировать цель исследования;
  • уроки с проведением эксперимента;
  • работа с источниками информации;
  • заслушивание сообщений;
  • защита рефератов.

На уроке – исследовании учащиеся овладевают методикой научного исследования, усваивают этапы научного познания. По уровню самостоятельности учащихся, проявляемой в исследовательской деятельности на уроке, уроки-исследования могут соответствовать начальному (урок “Образец исследования”), продвинутому (урок “Исследование”) или высшему (урок “Собственно исследование”).

Освоение учащимися исследовательских знаний и умений должно проходить поэтапно, с постепенным увеличением степени самостоятельности ученика в его исследовательской учебной деятельности. Исходя из этого, можно начинать с подготовительного этапа – теоретического изучения учащимися этапов и ступеней исследовательской деятельности. Затем следует освоение ими процесса исследования на уроках “Образец исследования” (этап 1), отработка учебных приемов исследовательской деятельности на уроках “Исследование”, а также с элементами исследования (этап 2) и использование исследовательского подхода в процессе обучения на уроках “Собственно исследование” (этап 3).

На уроках данного типа возможно использование разнообразных форм обучения учащихся: индивидуальной, парной, групповой, коллективной.

Структура урока-исследования включает несколько этапов:

  • актуализация знаний;
  • мотивация;
  • создание проблемной ситуации;
  • определения темы исследования;
  • формулирование цели исследования;
  • выдвижение гипотезы;
  • проверка гипотезы (проведение эксперимента, лабораторной работы, чтение литературы, размышление, просмотр учебных фильмов);
  • интерпретация полученных данных;
  • вывод по результатам исследовательской работы;
  • применение новых знаний в учебной деятельности;
  • подведение итогов урока;
  • домашнее задание.

Исследовательская деятельность учащихся на уроке начинается с накопления информации. После этого следует постановка проблемы (под проблемой мы понимаем теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, исследования) и выбор темы исследования, определение аспекта рассматриваемой проблемы. Затем необходимо определить цели исследования, т.е. сформулировать ответ на вопрос: что нужно сделать для решения поставленной проблемы? Следующая ступень - выдвижение гипотезы – мысленное представление основной идеи, к которой может привести исследование, предположение о результатах исследования. При этом в своих рассуждениях учащиеся идут от следствия к причине: “если..., то...”. Проверка гипотезы заключается в определенных действиях по разработанному алгоритму. Полученные в результате этих действий данные учащиеся должны интерпретировать. В заключение необходима оценка, оформление результатов работы и вывод из нее.

Учебные приемы, составляющие исследовательскую деятельность учащихся на уроках – исследованиях:

  • выделение основной проблемы в предложенной ситуации;
  • определение темы и цели исследования;
  • формулирование и отбор полезных гипотез;
  • определение пригодности выбранной для проверки гипотезы;
  • разграничение допущений и доказанных положений;
  • планирование эксперимента для проверки гипотез;
  • планирование результата;
  • проведение эксперимента;
  • конструирование моделей по собственному замыслу;
  • составление таблиц, графиков, диаграмм для выявления закономерностей обобщений, систематизации полученных результатов исследования; графическое изображение законов, правил;
  • установление связи полученных данных с поставленной проблемой и последовательности изучения данных;
  • систематизация фактов, явлений;
  • интерпретация данных;
  • использование обобщений и абстрагирования, методов анализа и синтеза, индукции и дедукции, принципа формализации;
  • установление аналогий;
  • формулирование определений и выводов на основе теоретических и практических исследований;
  • решение задач в новой ситуации;
  • написание творческого сочинения, реферата.

Цели обучения: формирование и развитие творческих способностей, развитие умения ставить проблемы и самостоятельно их решать, создание мотивов к обучению и самообразованию, формирование чувств индивидуальной ответственности за принятое решение, развитие коммуникативных умений и навыков, развитие методологических умений и навыков.

Деятельность учителя и учащихся определяется уровнем урока-исследования. Так, на уроке с элементами исследования действия учителя определяются соблюдением следующих правил:

  • на доске обязательно пишет названия основных ступеней исследовательской деятельности;
  • формулирует проблему, сообщает тему и цель исследования;
  • дает готовый аппарат исследовательской работы;
  • ведет учебный процесс, использует термины “проблема”, “гипотеза”, “подтверждение гипотезы”, “вывод”;
  • использует вопросы: В чем проблема? Каковы этапы деятельности исследования? Что такое гипотеза? Какое можно выдвинуть предположение? Данное высказывание предполагаемое или доказанное?

На уроке – исследования регламентация менее жесткая:

  • На доске может записать названия ступеней исследовательской деятельности (при необходимости).
  • Подводит учащихся к пониманию темы и цели исследования.
  • Направляет деятельность учащихся в русло исследовательской работы без использования терминов “гипотеза”, “проверка гипотезы”, “интерпретация данных”.
  • Обращает внимание учащихся на схему исследовательской деятельности.
  • Использует вопросы: С чего необходимо начать исследование? Что нужно выяснить? Как это сделать? Как поступил бы исследователь на этом этапе работы? Верный ли сделали выбор?

На уроке собственно исследование уровень требований к деятельности работы совсем иной:

  • Формулирует проблему.
  • Подводит учащихся к самостоятельному формулированию темы и цели исследования.

Урок-исследование как средство получения новых прочных знаний.

О себе: стаж работы в сфере образования 8 лет. Профессиональные интересы: сопровож-дение одарённых детей, интеграционные процессы в образовательной среде, компетентностный подход.

Сейчас слова ФГОСы и инновационные технологии стали очень модными, но эта модность диктуется временем и новыми потребностями современного общества.

Само появление стандартов нового поколения связано с неудовлетворенностью общества теми результатами обучения, которые были прежде. Оказалось, что современному обществу недостаточно иметь специалистов, напичканных определенным набором знаний. Необходимы специалисты, умеющие оперировать этими знаниями, использовать их на практике, трансформировать соответственно ситуации, постоянно учиться, обновлять знания и практические навыки, творчески их использовать, добиваться новых результатов практической деятельности.

Вот именно таких специалистов мы и должны с Вами вырастить и подготовить к профессиональному обучению. Как же сформировать такую личность в стенах школы? Силами преподаваемого предмета? Последние годы показали, что используемые ранее педагогические технологии не дают сейчас желаемого результата, мы призваны искать новые пути решения педагогических проблем – использование инновационных технологий, то есть таких технологий, которые позволяют добиваться новых результатов обучения, востребованных временем. Такой технологией для меня уже несколько лет является – исследовательская технология или урок-исследование.

Исследовательская деятельность является одной из форм творческой деятельности, поэтому ее следует рассматривать в качестве составной части проблемы развития творческих способностей учащихся. Интеллектуальное и нравственное развитие человека на основе вовлечения его в разнообразную самостоятельную деятельность в различных областях знаний можно рассматривать как стратегическое направление развития образования. Развитие личности учащегося, его интеллекта, чувств, воли осуществляется лишь в актив-ной деятельности. Человеческая психика не только проявляется, но и формируется в деятельности, и вне деятельности она развиваться не может. В форме нейтрально-пассивного восприятия нельзя сформировать ни прочных знаний, ни глубоких убеждений, ни гибких умений.

Следует сразу отметить: не следует отождествлять такие понятия как исследовательская деятельность учащихся и урок – исследование: исследовательская деятельность – понятие гораздо шире, почти не ограниченное временными рамками. Это исследование с заранее неизвестным результатом. Урок – исследование ограничен временными рамками – 45 мин. Перед учащимися ставится исследовательская задача, решение которой, в подавляющем большинстве случаев, известно (но не учащимся). Итог урока – новые знания.

В типичной образовательной ситуации, которая, как правило, определяет характер учебного процесса, реализуется стандартная позиционная схема «учитель» – «ученик». Первый транслирует знания, второй их усваивает; все это происходит в рамках отработанной классно-урочной схемы. На уроке — исследовании эти позиции сталкиваются с реалиями: нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски. Это инициирует начало эволюции от объект — субъектной парадигмы образовательной деятельности – направленности действия от учителя к ученику – к ситуации совместного постижения окружающей действительности, выражением которой является пара «коллега – коллега».

Урок – исследование.
Под уроком – исследованием я представляю себе деятельность учащихся и учителя, связанную с решением учащимися (при поддержке учителя) творческой, исследовательской задачи (пусть и с заранее известным решением, но незнакомым учащимся) и предполагающую наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:
— постановку проблемы,
— повторение теории, посвященной данной проблематике,
— подбор инструментов для исследования и практическое владение ими,
— обработка полученного результата, его анализ и обобщение, собственные выводы.
Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Технология.
Вспомним, как происходят открытия? Чаще всего открытия случайны и оттого чрезвычайно интересны как для самих участников событий, так и для широкого круга неспециалистов. Ведь история таких открытий – своего рода научный детектив, с той разницей, что автор – ученый никогда не знает, чем увенчаются его поиски. Чаще всего открытия происходят в тех областях наук, в которых для этого можно использовать инструментарий (вещества, приборы, материалы …). Здесь создается некая модель (конструкция), воздействуя на которую, изучаются результаты. Филология в этом смысле не самая перспективная область для свершения открытий, но для проведения уроков исследования с учащимися нам будет достаточно таких инструментов, как интерпретация, анализ, синтез. Вот и весь инструментарий! Мы не собираемся совершать открытия, с помощью этого набора инструментов ученики будут получать (практически самостоятельно!) новые знания. И чтобы добиться поставленной цели, им придется конструировать ˝идеи˝, используя филологические инструменты, воздействовать на них, ˝прокрутить˝ в памяти достаточно большой объем знаний. Основой деятельности учителя на таком уроке считаю проверку идей (даже неперспективных, пока это не станет очевидным!) учащихся, предлагаемых для решения проблемы. Если таких идей нет – необходимо подвести учащихся к их появлению с предложением хотя бы одной идеи (никогда сразу не предлагайте верную, ученики должны найти её самостоятельно путем перебора различных вариантов).

Главная цель урока – исследования — приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа получения новых прочных знаний (получаемых самостоятельно и поэтому являющихся личностно-значимыми, а значит прочными), развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе. Таким образом, главным результатом урока – исследования является интеллектуальный, творческий продукт (знания), устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования.

Ведущей ценностью урока — исследования является ценность процесса движения к истине. Урок – исследование — это совместный (учитель и ученик) процесс движения к истине!!
Главное таинство урока-исследования – зарождение идеи решения поставленной проблемы.
Развивающая функция обучения русскому языку и литературе требует от учителя не простого изложения знаний в определенной системе, а предполагает также учить школьников мыслить, искать и находить ответы на поставленные вопросы, добывать новые знания, опираясь на уже известные. Уместно в связи с этим привести слова французского философа М. Монтеня: «Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный».

Филология должна рассматриваться не как предмет с набором готовых знаний, а как специфическая интеллектуальная деятельность человека. Обучение же должно в разумной мере проходить в форме повторного открытия, а не простой передачи суммы знаний. Сейчас в школе обучение в значительной степени строится по формуле: «Усвоение = Понимание + Запоминание».

Но если мы хотим действительно еще и развивать молодежь, то должны руководствоваться следующей формулой:
«Овладение = Усвоение + Применение знаний на практике».

Познавательные процессы эффективно развиваются лишь при такой организации обучения, при которой школьники включаются в активную поисковую деятельность, и эта деятельность обязательно должна оцениваться.

Оценивание успешности учащихся в выполнении исследования.
При оценке успешности учащегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание успешности и результативности. Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.
Оценивание степени сформированности умений и навыков исследовательской деятельности важно для учителя, который должен оценить:
— степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
— степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
— практическое использование ЗУН;
— количество новой информации использованной для выполнения проекта;
— степень осмысления использованной информации;
— оригинальность идеи, способа решения проблемы;
— осмысление проблемы проекта и формулирование цели и задач проекта или иссле-дования;
— уровень организации и проведения презентации;
— владение рефлексией;
— творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
— значение полученных результатов.

Поиск нового составляет основу для развития воли, внимания, памяти, воображения и мышления. Эффективным средством обучения и развития является организация уроков — исследований, цель которых состоит в том, чтобы помочь учащимся самостоятельно открыть новые знания и способы деятельности, углубить и систематизировать изученное.

ЛИТЕРАТУРА:
1. Ю.В. Завельский. Памятка для учителя. Ж-л. Завуч. Управление современной школой. №6, 2007 г.
2. Н.Ю. Шеленкова. Организация исследовательской работы учащихся в школьном научном обществе. Ж-л. Завуч. Управление современной школой. № 5, 2005 г.
3. Н.С. Генералова. Методы работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы. Ж-л. Завуч. Управление современной школой. № 8, 2009 г.
4. Л.Г. Перевозная. Организация исследовательской деятельности учащихся – перспек-тивный путь развития одаренности детей. ttp://festival.1september.ru/articles
5. Организация исследовательской работы Из опыта работы школ Алтайского края. http://festival.1september.ru/articles/568376/

«Исследование на уроках» - Определите художественно-выразительные средства. Тема: «Образы Петра и Петербурга в поэме А.С.Пушкина «Медный Всадник». Столкновение с проблемой. Формы организации деятельности учащихся. Этапы урока-исследования. Основные методы. Выявите ключевые слова. Цели этапов урока-исследования. Виды уроков-исследований.

«Исследование психология» - Методологические основы написания дипломных квалификационных работ. ВВЕДЕНИЕ Введение в кратком виде должно отражать содержание всей работы. Проведена классификация… Основания научного исследования. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Выявить. Объект исследования - коллектив муниципальной организации. Практическая значимость.

«Исследование учащихся» - Групповая форма интервью. Критерии выбора темы исследования. Исследовательская деятельность. Проблемно-реферативные Экспериментальные Натуралистические и описательные Исследовательские. Как ты понял, что достиг цели? Что тебя побудило, твои первичные ожидания? Экспериментальные. Условия осуществления исследовательской деятельности.

«Исследования XIX века» - История России. Русские первооткрыватели и путешественники. Ф.Ф.Беллинсгаузен. Г.И.Невельской. Составьте таблицу: «Географические исследования в России в н.19 века.». 2.2-я русская кругосветная экспедиция. 4.Исследование Дальнего Востока. 3.Освоение русской Америки. И.Айвазовский. План урока. 5.Другие экспедиции.

«Исследование воды» - Задачи на 1 этапе (1 класс). Вода бесцветна. Вода не имеет вкуса. Вода не имеет запаха. Опыты с водой Опыт 1. Вода – растворитель. Практическая работа: 2 тройка игроков. Цели: Экскурсии в краеведческий музей. Эксперименты с водой «Переход в разные состояния». Опыты с водой. Вода приобретает форму стакана.

«Исследование в дипломной работе» - Анализ методологических и предметных знаний по теме исследования. 6.4. Первая глава основной части носит реферативный характер. Глубина анализа работ в избранном автором направлении. Цель. Выводы по обзорной части. Достижение поставленной цели работы. Структура исследовательской работы по педагогике.

КУЛАГА ОЛЬГА СЕМЕНОВНА

учитель 1-го (продвинутого) уровня

КГУ «Средняя школа с ДМЦ имени

Кудыса Абсаметова, Героя Социа-

листического Труда»

«Исследование урока»- необходимый подход

в повышении профессионального мастерства.

Человек не может по-настоящему

усовершенствоваться, если не помогает

усовершенствоваться другим.

Диккенс Ч.

Система образования 21-го века предполагает расширение сотрудничества между учителями, в рамках которого учителя смогут работать совместно, обмениваться инновационными и эффективными идеями, усиливая тем самым влияние используемых в практической деятельности подходов в преподавании и обучении. Учителя сегодня нуждаются в обучении и поддержке, в частности в углублении понимания вопросов планирования конкретных уроков, которые связаны с высокой познавательной потребностью и потенциальными проблемами управления классом при использовании методов, ориентированных на учеников

Задача каждого учителя в современной школе – это повышение своего профессионального мастерства. Повышаем свое профессиональное мастерство через обмен опытом с коллегами, посредством посещения семинаров и тренингов, через внедрение в практику подхода «Исследование урока»

(Lesson Study). Ключевыми характеристиками «Исследования урока» являются креативность и научная точность. Креативность инициируется учителями, работающими совместно, с целью разработки новых подходов преподавания, а научная точность предполагает сбор данных об обучении ученика, который будет подтверждать эффективность используемых подходов. Данный подход по существу, является коллаборативным подходом в обучении учителей и развития их практики преподавания и обучения, поскольку предполагает ряд исследовательских циклов. Центральное место в данном подходе имеет процесс «исследование урока» или «изучение урока», в котором сотрудничающие учителя изучают процесс обучения учеников для решения вопроса; Каким образом возможно развивать определенный педагогический подход для повышения качества обучения?(Руководство для учителя, стр 146, 147, 2012). Работая в небольшой группе, учителя сотрудничают друг с другом, совместно обсуждают цели обучения, планируют фактически урок (так называемый "урок исследования»), чтобы наблюдать, как это работает на практике, а затем пересмотреть и доложить о результатах для того, чтобы другие учителя могли

извлечь из этого пользу.

«Исследование урока»- это профессиональный подход к обучению, который предполагает:

понимание сущности процесса обучения;

методику взаимодействия с коллегами;

способы поддержки коллег.

В процессе исследования урока, учителя работают вместе, планируют урок, корректируют, подбирают методы и стратегии, наблюдают, анализируют урок и работу учащихся А,В,С. на уроке, обучение класса в целом, опрашивать исследуемых учащихся, с целью изучения их реакции на применяемый метод.

Чаще всего учитель самостоятельно работает над разработкой урока, подборе методов и стратегий, что не всегда бывает верным, наблюдать во время урока, это не всегда получается, анализировать ситуацию- то что запланировано может не давать в реальности результата.

Внедрение подхода «Исследование урока» процесс сложный- нет возможности в школе с 6-ти дневным обучением, двухсменными занятиями- прервать процесс и назначить день для проведения урока из данной серии, еще есть причина сложности- наполняемость учащихся в классе от 25 до 35 учащихся- а это формирование 6 и более групп, а это значит нет возможности у учителя сосредоточить внимание на конкретном ученике – вот тут то и помогут наблюдатели- коллеги.

А совместное планирование и сотрудничество помогает учителям развивать и совершенствовать педагогические подходы для удовлетворения потребностей учащихся и своего профессионального роста, так как все аспекты обучения рассматриваются не только со своей позиции, но и глазами коллег.

Для реализации подхода «Исследование урока» (Lesson study) необходимо следовать следующим правилам:

1. Относится к друг другу с уважением.

2. Согласование ключевой идеи исследования. Чему учить и кого?

3. Изучение исследовательской литературы.

4. Определение конкретного класса и кандидатуры 3 «исследуемых» учеников с высоким, средним, низким уровнем успеваемости.

5. Планирование исследовательского урока, акцентируя внимание на том, как материал будет усвоен тремя «исследуемыми» учениками.

6. Наблюдение учителей за «исследуемыми» учениками и фиксирование их результатов.

7. Интервьюирование нескольких учеников класса для выяснения их мнения об эффективности исследовательского урока.

8. Обсуждение исследовательского урока после его окончания. (Lesson Study, руководство, Пит Дадли, 2011 год, стр 11-12).

Первым этапом реализации данного подхода мы начинали со знакомства учителей с данным подходом на коучинг-сессии, на которой учителя уже отметили положительные стороны данного приема в повышении профессионального мастерства. Затем продолжили с формированием группы учителей, осуществляющих внедрение данного подхода в образовательный

процесс, выбор класса в котором будем проводит исследование урока, предмет. Учитель добровольно проводит исследовательский урок. Мы решаем своей командой как будем наблюдать, как будем собирать информацию об учащихся, как проведем беседу, какие зададим вопросы наблюдаемому. Закрепляем конкретно каждого ученика А,В,С за конкретным учителем. Кроме наблюдения за учениками каждый учитель оценивает весь ход урока, фиксируя положительные и отрицательные моменты (то есть что особенно удалось на уроке, а что необходимо изменить при разработке плана для последующего урока). И так, мы приступаем к разработке урока- наша задача рассмотреть все этапы урока- вызов, осмысление, рефлексия, продумать, подобрать стратегии, которые соответствуют целям и задачам урока, ведь мы работаем над повышением качества знаний учащихся и повышением мотивации к процессу обучения. Значит методы, которые мы подобрали должны нести в себе научность и которые будут в дальнейшем разрабатываться и совершенствоваться; в то же время урок для ребенка, с любым уровнем знаний, должен быть захватывающим, интересным, чтобы не возникло желания у ребенка отвлечься от темы, чтобы его не охватила скука, а значит нужно учитывать возрастные особенности детей, их умения работать в группе.


Второй этап- это проведение урока, наблюдение за учениками А,В,С, беседа с учениками, определить, что получилось на уроке, что не удалось и почему.

Учитель –наблюдатель, использует специальную карту для наблюдений, где фиксирует все моменты.

исследовании урока подхода ? Совершенствование…

Какова цель обучения на данном исследовании урока . Разработка какой методики обучения является целью данного подхода ? Совершенствование…

Текущие достижения и критерии успеха

Опишите результаты в рамках конкретных аспектов, которые Вы ожидаете от учеников по окончании

Исследуемый ученик А (В,С) ..........................

Критерии успеха для данной фокусной группы

ЭТАП СЕРИИ УРОКОВ

Каким мы ожидаем ответ ученика

Как он (она, они) отвечают в результате

Этап_____примерное время

Этап____примерное время

Заключительны этап

Примерное время

Что учащиеся смогли сделать? (какого прогресса они достигли, и каковы тому подтверждения?)

Предварительные идеи

Что тебе больше всего понравилось на уроке?

Чему ты научился?

Что ты сейчас можешь делать из того, что не мог делать прежде?

Что ты можешь сделать лучше?

Насколько лучше?

Какая часть обучения была для тебя наиболее эффективна?

Если этот же урок будет проводиться в другой группе, что бы ты в нем


Для беседы с учеником А,В,С используем следующие вопросы







Следующий этап исследования урока- анализ проведенного первого урока, анализ наблюдений за учениками А,В,С, обсуждение опроса учащихся по окончании урока, с целью определить их мнение о том, что было для них полезно, что, по их мнению, они узнали, и как, на их взгляд, можно было бы изменить урок, сделать его еще более эффективнее, если бы он проводился повторно, в другом классе, «+» и «-« урока. Цель обсуждения состоит не в том, чтобы оценить урок, а исправить точку зрения учителей и углубить рефлексию каждого участника. Во время обсуждения мы используем стикеры разного цвета. Команда обсуждает результаты и оценивает прогресс в обучении обучающегося. Планирование второго урока, проводить будет второй учитель начальных классов.



Проводится второй урок- один член команды обучает уроку, в то время как остальные наблюдают и собирают данные по обучению учащегося.

Последний этап внедрения подхода «Исследование урока» - обсуждение урока- в результате которого согласуем изменения в подходах обучения, которые будут предприняты и популяризованы в дальнейшем. Стратегии и методы, которые были наиболее эффективны на данном уроке. Методика подхода «Исследование урока» эффективна, поскольку помогает учителям:


Увидеть обучение детей, подтверждающееся более явно в различных проявлениях и деталях, чем это обычно возможно;

Увидеть разницу между тем, что, по мнению учителя, должно происходить во время обучения детей, и тем, что происходит в реальности;

Понять, как планировать обучение, чтобы оно в результате максимально удовлетворяло потребностям учащихся.

«Исследование урока» – это разумное соотношение цены и качества, если мы действительно создаем возможность для внедрения результатов этой методики в практику как учителей, занимающихся исследованием, так и других коллег в школе. (Lesson Study, руководство, Пит Дадли, 2011 год, стр 4).

Используемая литература: 1) «Руководство для учителя» (1-го продвинутого

уровня), АОО «Назарбаев Интеллектуальные

школы», 2012 год

2) Lesson Study, руководство, Пит Дадли, 2011 год,

3) «LESSON STUDY» КАК СПОСОБ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАКТИКИ ОБУЧЕНИЯ

Методическое пособие,Национальная академия

образования им. И. Алтынсарина, Астана, 2014 год

Пояснительная записка – анализ урока

1. Каково место данного урока в теме? Как этот урока связан с предыдущими уроками, как он работает на последующие уроки?

Урок является заключительным по теме «Работа и мощность электрического тока». Урок является, с одной стороны, обобщающе – контролирующим, с другой стороны, уроком практического применения знаний и закрепления практических компетенций, полученных учащимися на предыдущих уроках. Эти знания и компетенции будут использованы при изучении темы «Электромагнитные явления», в частности при выполнении лабораторных работ по изучению электродвигателя постоянного тока и сборке и испытанию электромагнита.

2. Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?

Учащиеся были достаточно активны и мотивированны. Т.к. работа была выстроена большую часть урока на работу в паре, то слабоуспевающие были активизированы более сильными учениками. При планировании урока было учтено то, что ученики этого класса продуктивно и слаженно работают в парах и достаточно хорошо у них выстроена взаимопомощь, ученики активные и творческие личности.

3. Какова триединая дидактическая цель урока (ее обучающий, развивающий и воспитательный аспект), дать оценку успешности в достижении ТДЦ урока, обосновать показатели реальности урока.

Основная цель урока - научиться измерять работу и мощность электрического тока в лампочке.

Образовательная:

Закрепление знаний у учащихся понятий «работа и мощность электрического тока»;

Проверка знания формул для расчета работы и мощности электрического тока и единиц их измерения;

Закрепление практических умений по сборке электрических цепей, пользования ампермет-

ром и вольтметром для измерения параметров электрической цепи;

Формирование устной речи;

Владение тестовой формой ответа;

Владение способами самоконтроля и самооценки;

Умение работать коллективно и в парах.

Воспитательная.

Приучать детей к аккуратному ведению записей в тетради, к доброжелательному общению, взаимопомощи, к самоконтролю;

Воспитывать чувство сопереживания за товарищей;

Формировать познавательный интерес к физике.

Развивающая.

Учить анализировать условия заданий, анализировать ответ одноклассников;

Развивать грамотную монологическую речь с использованием физических терминов;

Развивать элементы творчества, умение применять знания в новой ситуации;

Развитие умственной деятельности: умений обобщать, моделировать.

Цели в течение урока были достигнуты: учащиеся показали хорошие знания определений физических величин, формул для их расчета и умения применять их на практике; уверенно собирали электрические цепи; во время выполнения работы ученики сами выбирали вид творческой деятельности, а также ребята еще раз показали свое умение работать коллективно и в группе.

4. Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на результатах обучения на уроке.

Урок имел форму фронтальной познавательной и обобщающей деятельности. На уроке удачно сочетаются ТДЦ урока - при выполнении работы ученики показывают и закрепляют свои знания изученной теме, а также развивают новые знания (которые понадобились для достижения большего эффекта в работе, например, при выполнении творческих заданий по выбору), развивают умения работать в группе, а также анализировать результаты общения с одноклассниками и с учителем (в момент проведения рефлексии), во время урока использовались элементы здоровьесберегающих технологий - смена деятельности, тестовая технология, проведение «физкультминутки для глаз». Главным этапом урока был практический этап, когда ученики в сформировавшихся группах распределяли роли и задачи для выполнения лабораторной работы. Ученики показали свою заинтересованность в работе, а также в ее результатах.

5. Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этими этапами? Показать, как другие этапы «работали» на главный этап.

На основной этап было выделено большее время. Подготовка к практической деятельности активировала знания учащихся, необходимых для работы на уроке, проведение небольшого теоретического опроса по пройденной теме подготовило учащихся к основной работе – выполнению эксперимента. Творческие задания по выбору мотивировали учащихся к получению дополнительных компетенций. Рефлексия учащихся дает осмысление своих действий и самооценку.

6. Отбор дидактических материалов, ТОО, наглядных пособий в соответствии с целями.

В активе урока были компьютер, мультимедийный проектор, SMART-доска, набор необходимого лабораторного оборудования, тестовые материалы. Для наглядности все вопросы и ответы на них, а также элементы выполнения лабораторной работы и вопросы рефлексии проектировались на SMART-доску. Кроме того, учащиеся имели возможность самостоятельно поработать со SMART-доской по составлению электрической цепи.

7. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В каких формах и какими методами осуществляется

Вначале урока был проведен контроль усвоения знаний в виде устного опроса (для наглядности вопросы и правильные ответы проецировались на экран). Умения и навыки контролировались при выполнении учащимися лабораторной работы. Некоторые ученики выполнили тестовые задания. Самоконтроль и самооценка была выполнена учащимися в ходе ответов на вопросы рефлексии.

8. Психологическая атмосфера на уроке и общения учащихся и учителя?

Ученики были очень активны и вместе с тем дисциплинированны, была открыта возможность диалога с преподавателем, как для ответов на вопросы технические (в рамках сложности), так и для диалога по тематике работ. Ученикам очень понравилась форма и тема работы.

9. Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?

Результаты работы самые позитивные. Теоретический опрос и выполненные работы показали, что тема изучена учениками отлично. Поставленные задачи урока были реализованы.

10. Наметить перспективы своей деятельности.

Я считаю, что уроки такой формы очень удачны – видны не только знания учащихся, но и сами учащиеся с интересом используют свои знания.