Метод ассоциаций по обществознанию примеры. Взять на заметку: как ассоциации помогают запоминать больше и лучше. Как проводится этот метод

Человек лучше всего запоминает те факты, которые связаны между собой и с уже имеющимися у человека сведениями. Чтобы что-то запомнить нужно просто связать разные факты в одно целое. Связи могут быть самыми разными, главное, чтобы они что-то значили для человека. Значили - в широком смысле этого слова. Какое-то воспоминание, смешная история, анекдот, только что, придуманный поворот событий, который никогда не произойдет. Главное - чтобы они выделялись на общем фоне, были уникальными для человека, запоминающего материал.

Одним из самых распространенных способов запоминания является ассоциативный метод. Он и его варианты встречается также под другими названиями: метод цепочки ассоциаций, метод ассоциативных связей, цепной метод запоминания. Метод может использоваться для запоминания последовательности слов, чисел, телефонов, дат. Суть метода в том, что между двумя словами или объектами устанавливается связь, которая создает из предметов не имеющих между собой ничего общего единое целое. Под ассоциацией понимается такая связь между объектами или явлениями в психике человека, которая при появлении в сознании одного из объектов, включенных в ассоциацию, влечет появление другого объекта. В ассоциации могут участвовать два и более объектов.

Если связи между объектами нет, то ее необходимо придумать. Связь может быть любой: сказочной, фантастической, абсурдной, смешной. Чем более необычную связь вы сможете придумать, тем лучше сможете запомнить эти объекты.

Акцио гипокризис – заключительный этап риторического канона.

Произнесение речи - это непосредственное произнесение ее перед аудиторией. Возможны различные способы исполнения: чтение с листа полностью записанного текста, произнесение заученной наизусть речи, произнесение с опорой на план-конспект и т.п. Наиболее выигрышным считается так называемый экстемпоральный метод, при котором речь произносится по заученному плану-конспекту. Тренировка в произнесении речи вслух является необходимой при любом выбранном оратором способе исполнения. Во время такой тренировки нужно окончательно затвердить в памяти последовательность мыслей, найти наиболее выразительные словесные формулировки для самых важных частей речи. Рекомендуется максимально приближать тренировку к условиям реального произнесения: постоянно представлять перед собой аудиторию, произносить речь целиком, не отбрасывая отдельные ее части, говорить с полным напряжением, несмотря на искусственность ситуации, и т.п. Особенно важно во время тренировки поработать над звучанием голоса, интонацией и жестами. Стандарты и техника телесных движений оратора. Под телесными движениями понимается весь комплекс движений человека в процессе речи: поза, ходьба, жесты, мимика. Телесные движения играют важную роль в создании общего впечатления об ораторе. То, что аудитория видит, может серьезно влиять на восприятие ею того, что говорит оратор. Ученые установили, что аудитория подвержена состоянию эмпатии, то есть способности «перевоплощения», ощущению действий и состояния оратора как своих собственных. Эта проекция сознания является сутью эмпатического отклика. Возможно, многие переживали это состояние в ситуации, когда являлись свидетелями случайного падения человека на улице, ощущая чужую боль как свою. Эмпатия включает в себя мускульную реакцию, поэтому аудитория частично имитирует действия оратора. Когда оратор выглядит смертельно испуганным и напряженным, аудитория как бы «умирает»; когда он устал, аудитория также чувствует усталость и скуку; когда он мечется по аудитории как лев в клетке, то аудитория устает быстрее него. Таким образом, оратор должен адаптировать свои телесные движения к эмпатическим требованиям и ожиданиям аудитории, стараться использовать такие движения, которые помогли бы достичь цели речи.
Общее впечатление, которое производит оратор, является синтезом не только всех элементов телесных движений, но также сиюминутных условий, которые не всегда можно контролировать (например, освещение, помещение и т.п.). Однако существуют относительно простые факторы, которые необходимо контролировать и которые важны для создания общего впечатления:
1) одежда. Она не должна бросаться в глаза, а должна соответствовать ожиданиям аудитории и характеру ситуации. Если аудитория запомнит ваш костюм вместо речи, надо сделать для себя соответствующие выводы. Одежда должна быть опрятной, аккуратной, чистой;
2) положение сидя или стоя. Как произносить речь - сидя или стоя, - зависит от характера выступления и размера аудитории. В небольшой аудитории при неофициальной обстановке можно сидеть. Оратор может почувствовать себя слишком выделяющимся, если он будет стоять на авансцене перед 3-4 слушателями, сидящими у его ног. Но иногда маленькая аудитория настраивается враждебно, если оратор сидит. Это расценивается ею так, будто оратор не рассматривает предмет своей речи как достаточно важный. Поэтому оратору лучше стоять, так как при этом меньше риска потерпеть неудачу. Гораздо лучше сесть после того, как речь началась, чем встать. Наблюдения показали, что при прочих равных условиях предпочтение отдается выступающему (в частности, преподавателю), который стоит во время лекции.

Вопросы для самопроверки

1. Что принципиально нового внес Карл Густав Юнг в психоаналитическое направление психологии и психотерапии?

2. В чем Карл Юнг был не согласен с Зигмундом Фрейдом?

3. Что такое коллективное бессознательное?

4. Назовите основные архетипы по К. Юнгу и дайте им характеристику.

5. Основные психотерапевтические подходы К. Юнга.

6. Основные стадии психотерапии по К. Юнгу.

7. В чем сущность метода направленных ассоциаций?

8. Кто такие интроверты и экстраверты?

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ А. АДЛЕРА

Альфред Адлер (1870-1937), так же как и Юнг, был одним из первых и наиболее талантливых учеников Зигмунда Фрейда.

И Юнг, и Адлер, и многие другие знаменитые ученые и практики, вышедшие из лона классического психоанализа, безоговорочно признавали гениальность и авторитет Фрейда и готовы были развивать его основные идеи, дополняя (а иногда и обоснованно заменяя или корректируя) их собственными теоретическими и практическими поисками.

Практически никто из известных психоаналитиков (кроме Ф.Пёрлза, который не был непосредственным учеником Фрейда, хотя и считал себя им вначале) не уходил от Фрейда, «хлопнув дверью», то есть громко заявив о разочаровании в нем и об ошибочности многих основных положений классического психоанализа. Все готовы были к продолжению творческого сотрудничества, но Фрейд, несмотря на всю свою неоспоримую гениальность, страдал невероятно ранимым самолюбием и тщеславием, стремлением (во многом ему удавшимся) превратить психоанализ в современную религию и распространить его на все и вся. При этом он считал любое мельчайшее отступление от его канонов посягательством на его основы и свое собственное величие, и усомнившийся немедленно и окончательно изгонялся.

Но нет худа без добра.

Альфред Адлер (так же как и Карл Густав Юнг), расставшись со своим учителем, полностью вышел из тени его славы и давления и создал собственное оригинальное, исключительно интересное психоаналитическое направление, породив множество идей и школ.

Метод свободных ассоциаций широко используется в психологии уже довольно продолжительное время. Его автором является один из самых известных и скандальных психоаналитиков в истории Зигмунд Фрейд. Именно он предложил данный метод и использовал его на протяжении всей карьеры, передавал его своим ученикам и включил его в так называемый психоанализ, благодаря которому он и обрел свою известность. Если вы хотите узнать больше про метод свободных ассоциаций, что он собой представляет и для чего используется, то эта статья для вас.

Зигмунд Фрейд

Если рассказывать про метод свободных ассоциаций, то необходимо упомянуть и того, кто ввел а именно Зигмунда Фрейда. Он жил и трудился во второй половине девятнадцатого и в первой половине двадцатого века. Он родился в Австрийской империи в городе Фрайберге, который на данный момент территориально относится к Чехии. Он внес огромный вклад в психологию, и его труды до сих пор используются и ценятся, изучаются в университетах и применяются на практике, хотя уже не так активно, как ранее. Он основал трехкомпонентную структуру психики, введя понятия «я», «оно» и «сверх-я». Именно Фрейд рассказал миру о психосексуальных фазах развития человека, он описал психики человека и многое другое, что в результате сложилось в полноценное психологическое и психиатрическое направление, которое получило название «фрейдизм». И именно в рамках фрейдизма и существует так называемый психоанализ, который потряс мир психологии и психиатрии в свое время. Его ключевой составляющей является метод свободных ассоциаций, поэтому нельзя говорить о нем, не рассказав непосредственно о психоанализе в целом.

Что такое психоанализ?

Итак, какое место занимает в психоанализе метод свободных ассоциаций? Фрейд основывал свою деятельность именно на этом методе. Поэтому можно смело сказать, что он является основополагающим для психоанализа.

Психоанализ - это направление психологии, основателем которого и является Зигмунд Фрейд. Он считал, что у каждого человека психика разделяется на И психоанализ, в отличие от всех других направлений, был сосредоточен на работе именно с бессознательным. Это означало, что изучение ситуации пациента, помощь ему, его лечение проводились с использованием не самых традиционных методов, которые включали в себя даже толкование сновидений. Со временем, естественно, эти методы стали общепринятыми, а метод свободных ассоциаций, примеры которого будут рассмотрены далее, вообще стал одним из ведущих в психологии и психиатрии.

Что это за метод?

Метод свободных ассоциаций в психоанализе, как вы уже поняли, занимает ведущее место и играет важнейшую роль. Но что же он собой представляет? Как уже было сказано ранее, психоанализ Фрейда направлен на бессознательное в человеческой психике, и именно на основании этого работает данный метод. Суть его заключается в том, что психоаналитик не пытается работать с рациональными мыслями и идеями пациента, он пытается добраться до самых глубин, до того, что сознание человека пытается утаить от всех окружающих и даже от него самого. Но как именно это работает? Как добраться до того сокровенного места в психике человека? Метод свободных словесных ассоциаций является идеальным инструментом, позволяющим получить именно то, что необходимо психоаналитику.

Как проводится этот метод?

Итак, суть метода заключается в том, что психоаналитик позволяет своему пациенту говорить абсолютно все, что приходит ему на ум. Он не задает наводящих вопросов и не пытается узнать что-то конкретное. Он не просит сдерживать какие-либо эмоции - пациент может и должен рассказывать все, что приходит ему в голову, даже самые неприличные и пошлые вещи. Работа психоаналитика - выслушивать пациента, записывать все, что в потоке сознания выливается из уст пациента, а затем оправдывать название своей профессии, то есть анализировать полученную информацию. На первый взгляд это может показаться немного абсурдным - что можно извлечь из словесного потока, не ограниченного ничем? Однако на самом деле все не так просто, как может показаться. Фрейд не стал бы столь известен, если бы это был обычный поток сознания, а не что-то большее.

Работа с бессознательным

Так каков же секрет, делающий столь популярным и эффективным метод свободных ассоциаций? Интерпретация информации, полученной от пациента, не является поисками зерна здравого смысла в потоке бреда, как кажется многим. На самом деле Зигмунд Фрейд считал, что разделение психики на сознательное и бессознательное имеется у каждого человека, и психоаналитики до того времени обращались только к сознательному. Это значит, что они задавали своим пациентам логичные вопросы, на которые они сознательно давали логичные ответы. Однако при этом сознание не допускало того, чтобы самые глубокие проблемы выходили наружу - никто сознательно не хотел в них признаваться, а зачастую даже не мог, потому что не подозревал об их существовании, так как сознание надежно берегло их. Чем же отличается метод свободных ассоциаций? Все дело в том, что этот метод снимал все ограничения сознания - пациенту запрещалось думать о том, что он говорит, пытаться взвешивать слова, фильтровать идеи. Он должен был говорить абсолютно все, что приходило ему в голову. Именно за счет этого и проделывался путь к самым скрытым в глубинах подсознания проблемам, которые пациент не хотел или даже не мог рассказать своему психоаналитику, когда его спрашивали напрямую или косвенно, то есть обращаясь к его сознательному, а не бессознательному.

Несвободные ассоциации

Несмотря на то, что этот метод называется именно так, сам Фрейд не считал ассоциации конкретно «свободными». Он придерживался мнения о том, что все они управляются подсознательным процессом. И благодаря этому методу сознание пациента больше не может сдерживать все то, что скрывалось в его глубинах. Оно пропускает данную информацию, так как зачастую она идет не в прямой, а в символической форме - именно здесь вступает в дело опытный психоаналитик, который должен полученные символы расшифровать.

Интерпретация

Интерпретация является не менее важным инструментом психоанализа, чем свободные ассоциации. Без нее данный метод не будет работать, так как психоаналитик останется просто с записанным на бумаге потоком сознания. Интерпретация - это процесс психоанализа, с помощью которого словесные ассоциации расшифровываются и приобретают форму сути проблемы, которую пациент бессознательно пытался передать. И именно тогда уже можно работать над ее решением. Как видите, психоанализ Фрейда оказался настоящим прорывом в психологии и психиатрии, позволив людям добираться до самых сокровенных проблем, которые они не могли высказать сознательно. Только с помощью бессознательного удавалось добраться до сути, и именно поэтому психоанализ Фрейда стал столь популярным и вошел во все учебники по психологии, психоаналитике и даже психолингвистике.

Пример использования метода

Итак, сеанс психоанализа с использованием метода свободных ассоциаций происходит следующим образом: пациент ложится на кушетку, а психоаналитик садится на стул около его головы. В большинстве случаев пациент не может видеть психоаналитика или же видит только малую его часть. Это делается для того, чтобы ничто не отвлекало его от своеобразного рандеву с бессознательным. Психоаналитик не задает прямых вопросов, как на стандартном сеансе - он лишь помогает пациенту погрузиться в поток бессознательного, чтобы добраться до сути проблемы, которая скрыта из-за защитного механизма сознания. В итоге психоаналитик получает информацию, которая чаще всего поступает не в виде прямого текста, а символически. Тогда он как профессионал психоанализа использует свои навыки, чтобы прочесть в полученных образах суть проблемы и помочь пациенту ее решить.

Другие виды метода свободных ассоциаций

Однако не только Фрейд использовал данный метод, другие ученые также применяли его в своей практике. Одним из самых известных среди них являлся Юнг. У него также был свой психоанализ - сейчас даже принято разделять психоанализ на фрейдовский и юнгианский. Однако Юнг метод свободных ассоциаций использовал немного иначе - он делал больший акцент именно на том, что ассоциации являются свободными, в то время как Фрейд сам признавал их несвободность, подчиненность общему процессу, а сам концентрировался непосредственно на ассоциациях. Но оба эти подхода оказались невероятно успешными и в итоге стали всемирно известными.

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Метод свободных ассоциаций, также известный под названием «ассоциативный эксперимент», представляет собой психоаналитическую процедуру исследования бессознательного. По мере проведения эксперимента испытуемый спокойно озвучивает все, что приходит ему в голову, не обращая внимания на абсурдность и непристойность мыслей. Данный метод широко применяется в , психиатрии, психоанализе, социологии и ряде других направлений.

Немного об истории метода

Впервые провести ассоциативный эксперимент попытался английский психолог Фрэнсис Гальтон в 1879 году. Тогда он подобрал 75 слов и написал их на отдельных карточках. После этого он брал какую-то одну карточку и смотрел на нее. Возникавшие мысли при просмотре каждого слова он записывал. От последующей публикации результатов он отказался, но заключил, что ассоциации отражают сущность мыслей человека очень отчетливо и точно.

Позже метод стал активно использоваться в первую очередь в психологии, в частности в психоанализе, автором которого был известный психиатр Зигмунд Фрейд. Ученый применял метод на протяжении многих лет, и именно благодаря ему он получил такое распространение и приобрел популярность.


– австрийский психиатр, психолог, психоаналитик и невролог. Основатель психоанализа, оказавшего серьезное влияние на психологию, антропологию, социологию, медицину и даже литературу и искусство 20 столетия. Разработчик трехкомпонентной структурной модели психики. Идеи Фрейда были революционными для его времени и вызывали резонанс в научных кругах, а интерес к ним не исчерпал себя даже в наши дни.

Краткое описание метода

Метод свободных ассоциаций считается одним из ключевых элементов психоанализа, направленного на изучение бессознательной составляющей психики человека. Работая с пациентами, специалист (психоаналитик) стремится обойти их рациональное мышление и идеи, и добраться до тайн, которые подсознание человека скрывает не только от окружающих, но и от него самого.

Для этого исследователь позволяет испытуемому без стеснений говорить обо всем, что возникает у него в голове. При этом он ничего не спрашивает, не задает никаких наводящих вопросов, не пытается что-то узнать. Главная цель – чтобы пациент не сдерживал свои эмоции и рассказывал обо всем, что творится у него в мыслях, даже если это пошло и неприлично.

В процессе эксперимента ученый выслушивает пациента, записывает все, что он произносит, а затем проводит тщательный анализ сказанного. А из ничем не ограниченного словесного потока можно извлечь огромное количество ценной информации, имеющей серьезное практическое значение.

Интерпретация информации

По мнению Фрейда, психика каждого человека делится на сознательное и бессознательное. Если работать с сознательной составляющей, почти все, что можно получить, – это логичные ответы на логичные вопросы. Сознание просто не дает глубинным проблемам выйти наружу, да и сам человек зачастую о таких своих проблемах просто ничего не подозревает.

Ассоциативный эксперимент же снимает все ограничения с сознания, т.к. при его проведении человек не думает, не осмысливает и не отфильтровывает озвучиваемую информацию. И благодаря этому специалист получает доступ к скрытым подсознательным проблемам человека – тому, о чем бы он никогда не сказал, даже если бы знал.

В итоге психоаналитик может проанализировать и истолковать проблемы клиента и подобрать какой-то способ их разрешения. Но это лишь одна положительная сторона метода свободных ассоциаций. Если у вас есть интерес, советуем обратиться к тематической литературе.

Заключение

Фрейдовский психоанализ заслужил невероятную популярность. Ему посвящены отдельные учебники по психологии и психоаналитике. А идея свободных ассоциаций стала применяться во множестве не связанных с психологией сфер. К примеру, современные маркетологи и рекламщики, когда изучают новые идеи и продукты, всегда задают вопрос об ассоциации, которая возникает у потенциального покупателя. Это позволяет изучить возможное будущее отношение к ним, понять, не вызывают ли они негативных ощущений. В креативной технике фрирайтинга, которую можно использовать и с целью , запись всех своих мыслей и ассоциаций на них помогает лучше разобраться в каком-то вопросе или получить свежий взгляд на ситуацию.

Если вы хотите запомнить что-то новое, вам нужно всего лишь соотнести это (найти ассоциативную связь) с каким-то уже известным фактом, призвав на помощь свое воображение.

Тони Бьюзен "Суперпамять"

Особенность памяти

Человек лучше всего запоминает те факты, которые связаны между собой и с уже имеющимися у человека сведениями. Чтобы что-то запомнить нужно просто связать разные факты в одно целое. Связи могут быть самыми разными, главное, чтобы они что-то значили для человека. Значили - в широком смысле этого слова. Какое-то воспоминание, смешная история, анекдот, только что, придуманный поворот событий, который никогда не произойдет. Главное - чтобы они выделялись на общем фоне, были уникальными для человека, запоминающего материал.

Ассоциативный метод

Одним из способов запоминания является ассоциативный метод. Он и его варианты встречается также под другими названиями: метод цепочки ассоциаций, метод ассоциативных связей, цепной метод запоминания. Метод может использоваться для запоминания последовательности слов, чисел, телефонов, дат. Умение использовать этот метод окажется полезным для работы с другими методами, например рассматриваемым позже методом мест.

Суть метода в том, что между двумя словами или объектами устанавливается связь, которая создает из предметов не имеющих между собой ничего общего единое целое.

Что такое ассоциации?

Под ассоциацией понимается такая связь между объектами или явлениями в психике человека, которая при появлении в сознании одного из объектов, включенных в ассоциацию, влечет появление другого объекта. В ассоциации могут участвовать два и более объектов.

Как создавать ассоциации?

Если связи между объектами нет, то ее необходимо придумать. Связь может быть любой: сказочной, фантасической, абсурдной, смешной. Чем более необычную связь вы сможете придумать, тем лучше сможете запомнить эти объекты. Рассмотрим некоторые примеры.

Чердак - Конница - представьте всадников, ожидающих на чердаке, сигнала к атаке на чердаке. Раздается сигнал трубы и всадники на конях, с трудом пролазят через чердачное окно. Затем кони по кошачьи высматривают место для спуска и прыгают с крыши. С криками ура конница устремляется в атаку.

Стекло - Козлы - два козла несутся навстречу друг другу. Когда растояние между ними оказывается совсем небольшим, чья-то добрая душа успевает вставить между ними стекло - чтобы козлы ненароком не повредили друг друга. Они с грохотом ударяются рогами о стекло, которое выдерживает их удар, с недоумением пожимают плечами и расходятся, оставляя за спиной звенящее стекло.
Действуя таким образом, можно связать между собой все что угодно. И чем невероятнее будет ассоциация между ними - тем лучше.

Существуют различные способы создания ассоциаций, о которых можно почитать .

Для тренировки памяти методом ассоциаций используются задания на запоминание слов. Может показаться, что данное упражнение не имеет практического значения. В самом деле кому может понадобиться запоминать случайный набор слов? Это не так. Данный метод уже сразу после освоения можно будет применять для запоминания списка покупок, списка действий, которые необходимо выполнить в течении дня, и т.д. Запоминать можно практически любую информацию из которой можно вычленить набор ключевых слов: анекдоты, цитаты, рецепты и т.д.

Для тренировки в создании ассоциаций можно использовать упражнение "