Описание плана местности по географии. &9. Составление схематического плана участка местности. Составление плана местности по описанию

Предположим, вам требуется составить план местности. Для этого вам понадобятся: тренога, планшет, визирная линейка и хорошо отточенный карандаш.

Ход работы

  1. Установив треногу с планшетом на мосту через реку (отсюда мы начинаем съёмку), выберите масштаб, например 1: 5000, и проведите стрелку «север - юг».
  2. Затем ориентируйте планшет по . Все местные предметы нужно наносить на план условными знаками. Прежде всего на плане надо изобразить мост через реку и в центр - моста - воткнуть булавку. Это будет ваша исходная точка.
  3. Теперь положите на планшет визирную линейку так, чтобы её край коснулся булавки. Направьте верхнее ребро линейки поочерёдно на те местные предметы, которые нужно изобразить на плане (куст, ветродвигатель, дом, колодец, дерево на берегу реки), и вычертите на планшете линии визирования на каждый объект.
  4. Когда линии визирования на все объекты проведены, определите одним из уже известных нам способов расстояние от моста до каждого из этих объектов.
  5. Пользуясь выбранным масштабом, отложите определённые расстояния на планшете и вычертите объекты условными знаками.
  6. Теперь можно нанести реку. Она течёт от дерева к мосту и далее к кустарнику. После этого линии визирования можно стереть.
  7. Дороги на плане изображаются приблизительно. Одна из них идёт от моста к дому, другая - к колодцу.
  8. Условными знаками обозначаем луг и смешанный лес. Точка, из которой мы производили визирование на местные предметы, называется полюсом. Поэтому этот способ съёмки местности получил название полярного.

Другие способы съёмки местности

Азимутальная съёмка является более простой по сравнению с полярной. Производится она примерно так же, как и полярная, только без планшета и визирной линейки. Расположившись у моста, определите на все те объекты, которые хотите нанести на план, и измерьте расстояние до них. Всё это запишите в блокнот.

Дома на чистом листе бумаги поставьте точку полюса и от неё отложите с помощью транспортира определённые на местности азимуты и расстояния в выбранном масштабе. Местные объекты обозначьте условными знаками.

Маршрутная съёмка - это съёмка значительных по протяжённости участков местности или объектов, например реки, дороги. Её производят из нескольких точек (полюсов). Работая на одном полюсе, осуществляют съёмку видимой части местности. Затем выбирают место для следующего полюса, определяют расстояние от начального полюса до него и азимут. Далее наносят полюс на планшет и повторяют всю процедуру съёмки. И так далее.

Технологическая карта урока географии

ФИО учителя (полностью)

Емельянова Надежда Анатольевна

Место работы

МБОУ СОШ №11 г. Бологое

Должность

Учитель географии

Предмет

география

Класс

Тема и номер урока в теме

«Составление плана местности по описанию». 18 урок

Тип урока

Практическая работа. Урок комплексного применения знаний, умений, навыков

Базовый учебник

Цели урока: Способствовать формированию умения ориентироваться на местности, формировать представление о съемке местности, умения создавать простейшие планы местности по описанию

Методы обучения : наглядный, фактический

Формы организации познавательной деятельности обучающихся : индивидуальные, групповые

Этапы

Уроков

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Организация начала занятия

Проверяет подготовку к уроку, настраивает учащихся на работу

Проверяют наличие линеек и карандашей, слушают учителя, включаются в работу

Слушают, пытаются определить тему урока

Актуализация знаний

Организует деятельность учащихся по повторению изученного материала.

Учитель:

Ребята к нам в гости пришел Незнайка и ему необходима наша помощь (слайд №1)

Давайте поможем Незнайке. Что мы можем сделать, чтобы он не заблудился?

Правильно! Мы можем рассказать Незнайке все, что знаем о плане местности.

1.Что такое план местности?

2.Что такое масштаб?

3.Какие виды масштаба вы знаете?

4.Что такое условные знаки?

Молодцы ребята, теперь и Незнайка знает, что такое план местности и как с ним работать. (слайд №2)

Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение

Оценивают правильность ответов, сохраняют мотивацию к учебной деятельности

Практикум

Закрепление знаний и способов действий

Слайд № 3

Ребята, как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы Незнайка не заблудился и вовремя пришел к своим друзьям?

Конечно! Мы можем составить для него план местности, но вот ведь незадача, Незнайка хочет попасть к друзьям, которые живут в разных городах. Вот, послушайте – чтение отрывка из произведения Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей»

(Приложение 1)

Что же нам делать?

Верно! Сейчас мы поделимся на группы и составим для Незнайки три плана местности

Учитель раздает задание, листы ватмана, организует проектную деятельность учащихся

(Слайд №4)

Приложение №2

Высказывают свое предположение, делятся на группы, получают задание и организуют свою деятельность

Принимают правильные решения, развивают умение работать в группе, слушать друг друга, принимать верное решение

Физкульт минутка

Кто-то утром, не спеша, (Ходьба на месте.)

Надувает желтый шар, (Дети дуют и разводят руки.)

А как выпустишь из рук – (Поднять руки вверх, хлопок.)

Станет вдруг светло вокруг. (Повороты в стороны.)

Что это за шар? (Солнце)

Выполняют движения

Ответственное отношение к своему здоровью

Контроль и самопроверка знаний

Защита проектов

Ребята, давайте проверим, что у нас получилось?

Учащиеся показывают свои проекты, объясняют маршрут движения Незнайки, отвечают на вопросы одноклассников, исправляют ошибки, если таковые имеются

Оценивают свою деятельность, проявляют интерес к своей работе

Подведение итогов занятий

Учитель подводит итоги работы, анализирует деятельность учащихся, выставляет оценки

(Слайд №5)

Учащиеся принимают к сведению, какие были недочеты, чтобы не допустить их в дальнейшем

Адекватно реагируют на неуспешность своей деятельности

Информация о домашнем задании

Учитель задает домашнее задание, конкретизирует его

Учащиеся записывают задание на дом, при необходимости задают вопросы

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности

Приложение 1

Отрывок из произведения Николая Носова «Приключения Незнайки и его друзей»

Дорога пошла под гору, и машина покатилась быстрей. Вскоре начался новый подъем, и путешественникам опять стало казаться, что они очутились на краю земли, но как только подъем кончился, перед ними раскинулась новая ширь. Так повторялось несколько раз.

Беседуя, Незнайка и его спутники мчались все дальше и не заметили, как домчались до перекрестка дорог. На стрелке, которая показывала прямо, было написано: «Каменный город». На стрелке, которая показывала налево, было написано: «Земляной город». И, наконец, на стрелке, которая показывала направо, - «Солнечный город».

Николай Носов «Приключения Незнайки и его друзей» изд. Терра-Москва 1991

Приложение 2

Солнечный город

восток , проезжая по грунтовой дороге, которая проходила по лугу, они увидели на севере смешанный лес. Проехав до колодца 4 км ., они свернули на северо-восток . Все 7 км дорога шла через заросли кустарника до родника, где Незнайка с друзьями сделали привал, попили ключевой воды и поехали дальше на юго-восток. До мельницы им оставалось проехать 8 км , на северо-востоке от дороги стояла одинокая ель. Повернув рядом с мельницей на юг , они увидели вдалеке Солнечный город, до него им оставалось проехать 3 км . Вид из окна машины был замечательный: на западе дорогу окружал фруктовый сад, а на востоке виднелась изумрудная гладь реки.

Земляной город

Незнайка с друзьями отправился от перекрестка на север , до мельницы нужно было проехать 7 км по грунтовой дороге, с востока от которой находился луг. У мельницы друзья повернули на северо-восток к колодцу. 8 км дорога проходила через заросли кустарника, вдалеке на севере виднелся смешанный лес. У колодца Незнайка с друзьями сделали привал, попили ключевой воды и поехали дальше на восток , до отдельно стоящего лиственного дерева их отделяло 4 км . Здесь дорога резко поворачивала на юг и все 8 км до города проходила через редколесье. Подъехав к городу друзья увидели на юго-западе протекающую реку.

Каменный город

Незнайка с друзьями отправился от перекрестка на северо-восток , 5 км дорога проходила через заросли кустарника. Доехав до отдельно стоящего хвойного дерева, они повернули на север , на западе от дороги виднелся луг, а на востоке – редколесье. Проехав 7 км до мельницы, друзья свернули на восток к роднику, от которого их отделяло еще 7 км. У родника Незнайка с друзьями сделали привал, попили ключевой воды и поехали дальше на юго-восток , вдоль восточной стороны дороги протекала река, а на западе от дороги находился смешанный лес. Проехав 8 км ,они увидели город, на юге от которого находился фруктовый сад.

Литература :

География. Начальный курс. И.И.Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин М., Дрофа, 2013 год

О.А.Бахчиева. Начальный курс географии. Методическое пособие. Изд. «ДРОФА» Москва, 2007.

ПО Microsoft PowerPoint

Графический редактор Paint

Практическая работа №4

Тема «Составление простейшего плана местности»

Цель работы : Научиться составлять план пришкольного участка.

ХОД РАБОТЫ

    Выберите масштаб.

А. определяем размер участка в метрах.

Для этого измерьте его длину и ширину шагами.

! Запишите размеры участка (в шагах) в рабочей карте.

Зная, что длина 2-х шагов = 1 метру , определяем размеры участка в метрах.

! Запишите размеры участка (в метрах) в рабочей карте.

Б. определяем, насколько нужно уменьшить размер пришкольного участка, чтобы он уместился на листе бумаги. Так определяется масштаб плана.

! Запишите полученный масштаб в рабочей карте в нижнем правом углу.

    Определите, чему будут равны размеры пришкольного участка (в сантиметрах) на листке бумаги.

! Запишите полученные результаты в рабочей карте.

    ! Начертите контуры пришкольного участка, соблюдая масштаб, в рабочей карте.

    Определите при помощи компаса расположение основных сторон горизонта.

! Обозначьте в рабочей карте стрелкой направление «север-юг»

    ! Изобразите на плане при помощи условных знаков здание школы и яблоневого сада.

Если это необходимо, воспользуйтесь набором условных знаков на форзаце учебника.

    ! Запишите фамилии участников команды на обратной стороне рабочей карты.

Практическая работа №4 «Построение плана пришкольного участка»

    Определяем длину и ширину пришкольного участка шагами.

Сторона А

Сторона Б

Сторона Г

памятник

Сторона В

Длина стороны А _________шагов _____________ метров

Длина стороны Б _________шагов _____________ метров

Длина стороны В _________шагов _____________ метров

Длина стороны Г _________шагов _____________ метров

    Определяем чему будут равны размеры пришкольного участка на листке бумаги

Длина стороны А _____________см

Длина стороны Б _____________ см

Длина стороны В _____________ см

Длина стороны Г _____________ см

    Изображаем план пришкольного участка:

для стрелки

Масштаб: в 1 см- ______м.

Задание 1-го уровня сложности

Алгоритм работы :

2.В соответствии с текстом, составьте план, используя все предложенные условные знаки.

3.Распределите все знаки на 3 группы.

4. Займитесь самопроверкой своей работы, используя атлас.

Текст.

Вася Глобусов вместе с Катей Картовой выбежали из школы по тропинке. Их цель: смешанный лес. Но пока от школы по обе стороны тропинки росли заросли колючего шиповника. Преодолев заросли шиповника, они увидели, что тропинка превратилась в грунтовую дорогу. Пробежав по грунтовой дороге, они увидели препятствие в виде обрыва. Перемахнув через обрыв, ребята оказались в большом яблоневом саду. На окраине сада нежно журчал родничок, недалеко от которого стоял колодец. Напившись водицы, Катя и Вася помчались дальше по грунтовой дороге. Посмотрев на план, они убедились, что там находится озеро Анаксимандра. На озере и решили отдохнуть. Отдыхая на песчаном берегу озера, они увидели, что здесь стоит чудесная мельница. Взобравшись на мельницу, Катя и Вася, наконец, увидели окрестности окружающей местности: на окраине озера и рос долгожданный смешанный лес. А где-то вдалеке стояла деревня. Посмотрев еще раз на свой план, они увидел, что она называется Масштабово.

Линейные знаки

Площадные знаки

Точечные знаки

Оцениваем себя:

1-я отметка – за правильный набор условных знаков – их всего 12 (11-12 знаков – отметка «5»; 9-10 знаков – «4»; 6 - 8 знаков – «3»; 5 и менее – «2». _________

2-я отметка – за правильное распределение знаков по группам (без ошибок –«5»; 1-3 ошибки – «4»; 4-5 ошибок –«3»; 6 и более ошибок – «2»)___________________________

Задание 2- го уровня сложности

Работали ученики___________________________________

Алгоритм работы :

1.Внимательно прочитайте весь текст от начала до конца.

Успехов Вам, ребята!

Вася Глобусов вместе с Катей Картовой выбежали из школы по тропинке, длиной 40 метров на север. Их цель: смешанный лес. Но пока от школы по обе стороны тропинки росли заросли колючего шиповника. Преодолев заросли шиповника, они увидели, что тропинка превратилась в грунтовую дорогу. Пробежав по грунтовой дороге 50 метров дальше на север, они увидели препятствие в виде обрыва, тянущегося с запада на восток на 90 метров. Перемахнув через обрыв, ребята оказались в большом яблоневом саду. На западной окраине сада нежно журчал родничок, недалеко (в 10 метрах западнее) от которого стоял колодец. Напившись водицы, Катя и Вася помчались дальше по грунтовой дороге на север 60 метров. Посмотрев на план, они убедились, что там находится озеро Анаксимандра. Там и решили отдохнуть. Отдыхая на песчаном берегу озера, они увидели, что здесь на востоке стоит чудесная мельница. Взобравшись на мельницу, Катя и Вася, наконец, увидели окрестности окружающей местности: на северной окраине озера и рос долгожданный смешанный лес. А где-то вдалеке (на северо – западе) стояла деревня. Посмотрев еще раз на свой план, они увидел, что она называется Масштабово.

Оцениваем себя :

1-я отметка

2-я отметка

3-я отметка

Задание 3- го уровня сложности

Работали ученики___________________________________

Алгоритм работы :

1.Поработайте с численным масштабом, т.е. переведите его в именованный.

1.Внимательно прочитайте весь текст от начала до конца.

2.В соответствии с текстом, составьте план, используя все предложенные условные знаки и масштаб.

3. Займитесь самопроверкой своей работы, используя атлас и эталон правильного выполнения работы.

Вася Глобусов вместе с Катей Картовой решили отправиться в деревню Масштабово, находящуюся недалеко от смешанного леса, который по рассказам местных жителей находился где - то на севере. Выбежав из школы, ребята увидели тропинку и побежали 60 метров на северо -восток. И тут перед ними показалось большое болото, которое было не очень топким и поэтому ребята перейдя его сразу повернули на северо – запад и опять по тропинке пробежали 50 метров. А дальше они увидели препятствие в виде обрыва, тянущегося с запада на восток на 90 метров. Перемахнув через обрыв, ребята оказались в большом яблоневом саду. Но здесь ребята не стали задерживаться. Катя и Вася помчались дальше по грунтовой дороге на северо-восток 70 метров. И, к, сожалению, оказались у домика лесника, находившегося на опушке хвойного леса. Но Вася и Катя не стали расстраиваться и продолжили поиск, опять развернувшись на северо –запад и по тропинке через 80 метров увидели озеро Анаксимандра. Там и решили отдохнуть. Отдыхая на северном песчаном берегу озера, они увидели, что здесь на востоке стоит чудесная мельница. Взобравшись на мельницу, Катя и Вася, наконец, увидели окрестности окружающей местности: на северной окраине озера и рос долгожданный смешанный лес. А где-то вдалеке (на северо – западе) стояла деревня. Посмотрев еще раз на свой план, они увидели, что она называется Масштабово. Ура! Достигли желанной цели.

Оцениваем себя :

1-я отметка – правильно записан численный и нарисован линейный масштабы(«5» - оба верны; «4» - верен линейный масштаб; «3» - верен численный масштаб; «2» - оба неверно записаны)______________________________________

2-я отметка – верно нарисованы все расстояния (отметка по количеству правильных расстояний, их всего 5)._____________________________________________

3-я отметка (для самых продвинутых учеников) – правильно определены и нарисованы объекты по сторонам горизонта._____________________________________

Вспоминаем: Что такое полюс? Какие географические полюса вы знаете?

Ключевые слова: план местности, глазомерная съемка, полярная съемка, маршрутная съемка, визирная линейка, топограф.

1. глазомерная оценка. Начертить план местности можно с помощью аэрофотоснимка. Есть много других способов составления планов. Для наземных съемок применяют сложные инструменты и выполняют очень точные измерения расстояний, направлений и высот. Но, если не требуется большой точности, наземную съемку можно проводить и более простыми способами. К ним относится глазомерная съемка с планшетом. Ее можно вести двумя способами: а) снимать с одной точки (полярная съемка); б) двигаться по выбранному маршруту (маршрутная съемка). Люди, которые занимаются сбором данных и составлением планов местности, называются топографами.

2. Полярная съемка плана местности. Предположим, вам надо составить план местности, изображенной на рисунке 25.

Рис.25. Полярная съемка плана местности. Как называется точка, где расположен топограф.

Выберем место, с которого хорошо виден весь участок, и с этой точки будем проводить измерения. Точку, из которой мы проводим съемку, называют полюсом. Поэтому этот способ получил название полярного.

Съемка проводится в такой последовательности: подготовка планшета, определение масштаба съемки, ориентирование планшета, определение направления к предметам, измерение расстояний до них и их изображение условными знаками.

Перед выходом на местность подготавливают планшет. Планшет - это лист фанеры или картона с прикрепленным на нем компасом. Компас прикреплен так, чтобы линия, соединяющая на шкале деления 0 и 180 0 (или буквы С и Ю), была бы параллельна краю планшета. На планшет прикрепляют лист бумаги. На бумаге прочерчивают линию север- юг (С-Ю) параллельно направлению север-юг на шкале компаса (рис. 26).

Рис 25. Планшет, подготовленный к съемке. Почему можно утверждать, что планшет подготовлен к сьемке?

Для работы нужна также деревянная или металлическая линейка (ее называют визирной), циркуль-измеритель, карандаш, резинка, булавка.

При выборе масштаба съемки нужно знать, для чего будет использоваться план и какие размеры участка. Если требуется изготовить план, чтобы на нем были показаны все подробности местности, то съемку ведут в более крупном масштабе.

Перед началом полярной съемки на местности выбирают исходную точку съёмки (полюс). Установим, к примеру, треногу с планшетом на мосту через реку (рис. 25). Планшет ориентируют, т.е. поворачивают его до тех пор, пока буква С (север) на шкале компаса не окажется под северным концом магнитной стрелки. От начальной точки начнем съемку. Для удобства отмечаем нашу исходную точку при помощи булавки. Теперь положим на планшет визирную линейку так, чтобы она своим краем касалась булавки. Направляем поочередно линейку (рис. 25, 27)

Рис 27. Определение направление при глазомерной съемке с планшетом

на те местные предметы, которые мы хотим изобразить на своем плане (ветряной двигатель, дом, колодец.), и чертим на планшете линии визирования на каждый предмет.

Когда линии визирования проведены, определяем одним из уже известных нам способов расстояние от моста до каждого из этих предметов. Пользуясь выбранным масштабом, откладываем расстояния на планшете и обозначаем эти предметы условными знаками.

3. Маршрутная съемка. При составлении плана участка, сильно вытянутого в длину, применяют маршрутную съемку. Этой съемкой можно изобразить путь, пройденный в походе или на экскурсии. Съемщик с планшетом в руках делает в пути остановки. Переходя от одной точки местности к другой, определяют направления, изображают на планшете места остановок и расположенные возле них предметы (рис. 28).

Рис. 28. Маршрутная съемка: А – готовый план участка, Б –. общий вид участка съемки с точками остановок.

    1. Что такое планшет? 2. Какие действия выполняют, проводя полярную съемку местности? 3. Когда используют маршрутную съемку? 4. Чем отличается полярная съемка от маршрутной?

Практическая работа.

Глазомерная съемка небольшого участка местности (одним из способов).