Отклоняющееся поведение и социальный контроль. Межнациональные конфликты в современной россии По мнению автора определяется девиантность поведения

1. Запиши определение понятия.

Отклоняющееся поведение - Девиантное поведение - это, с одной стороны, поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам, а с другой - социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам. Социальный контроль - механизм социальной регуляции, совокупность средств и методов социального воздействия, а также социальная практика их использования.

Девиантное поведение - своего рода социальный выбор: когда цели социального поведения несоизмеримы с реальными возможностями их достижения, индивиды могут использовать иные средства, чтобы добиться своих целей. Например, некоторые индивиды в погоне за иллюзорным успехом, богатством или властью выбирают социально запрещенные средства, а иногда и противозаконные и становятся либо правонарушителями, либо преступниками. Другим видом отклонения от норм является открытое неповиновение и протест, демонстративное неприятие принятых в обществе ценностей и стандартов, свойственные революционерам, террористам, религиозным экстремистам и другим подобным группам людей, активно борющихся против общества, внутри которого находятся.

Во всех этих случаях девиация выступает результатом неспособности или нежелания индивидов адаптироваться к обществу и его требованиям, иначе говоря, свидетельствует о полном или относительном провале социализации.

2. Заполни пропуски в схеме.

Отклонения от социальных норм могут быть:

Позитивные, направленные на преодоление устаревших норм или стандартов и связанные с социальным творчеством, способствующие качественным изменениям социальной системы;

Негативные - дисфункциональные, дезорганизующие социальную систему и ведущие ее к разрушению, приводящие к девиантному поведению.

Проиллюстрируй примерами каждый вид указанного тобой отклоняющегося поведения на уровне личности, социальной группы, государства. Заполни таблицу.

Яркий пример – международные благотворительные акции американского предпринимателя и общественного деятеля Джорджа Сороса(род. в 1930). Только в России фонд Сороса израсходовал за десять лет (1987-1997) более 350 млн. долл. Или другой, менее масштабный, но показательный пример - самоотверженное поведение человека, давшего приют в своей квартире бездомным животным.

Девиантное поведение можно изобразить как прямую с двумя крайними точками.

На одной половине этой прямой будут располагаться негативные действия, поступки и привычки:

Пьянство,

Хулиганство,

Наркомания и т. п.

На другой половине - позитивная девиантность:

Героизм,

Творческое прозрение,

Сверхинтеллигентность и др.

3. Прочитай текст и выполни задания.

Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Эта оценка заключается в том, что одни отклонения осуждаются, а другие одобряются. В нашем обществе люди, попадающие под определение гения, героя, лидера, избранника народа, - это культурно одобряемые отклонения. Такие отклонения связаны с понятием возвеличивания, т. е. возвышения над другими, что и составляет основу отклонения. Попытаемся выделить необходимые качества и способы поведения, которые могут привести к социально одобряемым отклонениям.

(По книге современного социолога С. С. Фролова)

1) Как ты понимаешь словосочетание «культурно одобряемое отклонение»?

Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Эта оценка заключается в том, что одни отклонения осуждаются, а другие одобряются. Например, странствующий монах в одном обществе может считаться святым, в другом - никчемным бездельником. В нашем обществе люди, попадающие под определение гения, героя, лидера, избранника народа, - это культурно одобряемые отклонения. Такие отклонения связаны с понятием возвеличивания, т.е. возвышения над другими, что и составляет основу отклонения. Каждый из нас имеет свои представления о понятии возвеличивания. То же можно сказать и о групповых представлениях. Кроме того, ранжирование великих людей со временем меняется. Например, когда появляется потребность в защите общества, на первое место по значимости выходят гениальные полководцы, в другое время самыми великими могут стать политические деятели, деятели культуры, ученые. Попытаемся выделить необходимые качества и способы поведения, которые могут привести к социально одобряемым отклонениям.

2) Как связаны отклоняющееся поведение и процесс возвеличивания человека?

В нашем обществе люди, попадающие под определение гения, героя, лидера, избранника народа, - это культурно одобряемые отклонения. Такие отклонения связаны с понятием возвеличивания, т. е. возвышения над другими, что и составляет основу отклонения.

Попытаемся выделить необходимые качества и способы поведения, которые могут привести к социально одобряемым отклонениям.

1) Повышенная интеллектуальность может рассматриваться как способ поведения, приводящий к социально одобряемым отклонениям лишь при достижении ограниченного числа социальных статусов.

2) Особые склонности позволяют проявлять уникальные качества, специфический талант на очень узких, специфических участках деятельности.

3) Сверхмотивация. Многие учёные считают, что интенсивная мотивация часто служит компенсацией за лишения или переживания, перенесённые в детстве или в юности.

4) Счастливый случай может способствовать проявлению способностей человека в определённых видах деятельности. Большие достижения - это не только ярко выраженный талант и желание, но и их проявление в определённом месте и в определённое время.

4) Объясни, почему возвеличивание сверхинтеллектуальных людей возможно лишь в немногих видах деятельности.

Потому что немногие профессии подходят для сверхинтеллектуальных людей. Например, профессии сантехника, строителя, сварщика, слесаря и др. не требуют особых умственных способностей, и наоборот, профессии математика, экономиста, учёного и т.п. подходят для сверхинтеллектуальных людей, так как в этих профессиях есть большой потенциал; можно очень долго в них развиваться.

5) Приведи пример специфического таланта личности.

Есть люди, способные очень тонко различать запахи, их талант находит применение в парфюмерной промышленности.

6) Приведи пример деятеля, возвеличиванию которого помог счастливый случай.

Великий Суворов только потому стал Суворовым, что однажды приказал штурмом брать стены монастыря в целях обучения солдат. Екатерина узнала об этом чудачестве и с тех пор дела Суворова пошли вверх (это его собственное мнение).

4. При обсуждении проблемы отклоняющегося поведения подростков нередко высказывается мнение, что родительский контроль способен предотвратить нарушение подростком общественных норм.

Приведи несколько аргументов за и несколько аргументов против этого мнения.

1) Если родитель контролирует ребенка, то он сможет вовремя предотвратить отклоняющееся поведение.

1) Все люди разные. И может случиться так, что подросток может не понять родительского контроля. Это может привести к ссоре с родителями, к тому, что подросток будет более скрыто нарушать нормы поведения.

Я считаю, что все хорошо в меру. Чтобы предотвратить отклоняющееся поведение, не стоит все время контролировать ребенка. Это все равно не получится. Родителям нужно с самого детства воспитывать в ребенке нравственность, учить его устройству жизни. Тогда проблем с отклоняющимся поведением не будет.

5. Исследования мотивации приобщения подростков к наркотикам, проведённые в школах одного из регионов в этом учебном году, обнаружили следующие мотивы (сохраняются лексические особенности ответов):

Они помогают отвлечься от личных неприятностей;

Это приятно, от них «балдеешь»;

Все друзья пробуют, не хочется быть «белой вороной»;

Употреблять наркотик - это «круто»;

На дискотеке надо делать то, что делают все.

Составь краткое обращение к своим сверстникам с любой из этих мотиваций и объясни, почему наркотики принимать нельзя.

К последнему аргументу – это не всегда хорошо делать то, что делают все. Если все будут прыгать с моста, ты же не прыгнешь, как все.

Есть много других способ отвлечься от неприятностей, а наркотики влекут за собой намного большие неприятности, по сравнению с теми, от которых ты будешь пытаться отвлечься.

Получить Нобелевскую премию – это круто, а наркотики – это порок, большинство людей не уважают и презирают наркоманов. Так что наркотики – это далеко не круто, это страшно и ужасно.

1

Проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме девиантного (отклоняющегося поведения) у детей младшего школьного возраста. Девиантное поведение как определенный конструкт изу­чалось разными научными направлениями и школами в аспекте различных понятий, таких, как: «отклоняющееся поведение», «асоциальное поведение», «антисоциальное поведение», «делинквентное поведение», «аддиктивное поведение», «деструктивное поведение», «аморальное поведение». Разнообразие теорий, принципов, подходов к толкованию данного понятия дает возможность более полно и обстоятельно рассматривать явление девиантного поведения, его истинные причины, своеобразие проявления и специфику формирования. Вопрос определения понятия «девиантное поведение» имеет межпредметный и дискуссионный характер. Исходными для понимания сущности девиантного поведения являются следующие категории: «норма», «социальная норма», «девиация (отклонение)», «патология», «поведение», «поступок», «проступок», которые также рассматриватся автором в данной статье. На основе сопоставления философских, социологических, психологических и педагогических аспектов автор дает свое определение понятию «девиантное поведение».

социальная норма

девиация (отклонение)

патология

поведение

девиантное поведение

1. Ларионова И.А. Формирование готовности социальных педагогов к работе с подростками девиантного поведения в общеобразовательных учреждениях: монография / И.А. Ларионова, О.С. Тоистева. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т 2007. – 194 с.

2. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / под ред. Н.Ю. Шведовой. – 20-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 1988. – 750 с.

3. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич. – Минск: «Соврем. слово», 2005. – 720 с.

4. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / авт.-сост.: В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова и др.; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. – М.: Издательский центр «Академия». 2008. – 352 с.

5. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 528 с.

6. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике. – М.: Высш. шк., 2004. – 512 с.

7. Словарь по социальной педагогике: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / авт.-сост. Л.В. Мардахаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 368 с.

8. Социологический энциклопедический словарь / ред.-коорд. Г.В. Осипов. – М.: Издательская группа ИНФРА-М – НОРМА, 1998. – 488 с.

9. Философский энциклопедический словарь / редкол.: С.С. Аверинцев, Л.Ф. Ильичев, С.М. Ковалев и др. – 2-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1989. – 815 с.

Проблема девиантного (отклоняющегося) поведения, несмотря на огромное количество эмпирических и теоретических исследований в различных областях научного знания, относится к категории наиболее сложных, неоднозначных и одновременно актуальных. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом прослеживается тенденция к увеличению числа детей с отклонениями в поведении. Кроме того, проблема девиантного поведения в младшем школьном возрасте остается на сегодняшний день недостаточно изученной.

Большинство детей с отклоняющимся поведением испытывают трудности социальной адаптации. Нарушения взаимодействия с социальной средой являются причиной появления отклонений в поведении детей, что, в свою очередь, обусловливает специфику их обучения и воспитания в целом.

Организация и осуществление профилактики девиантного поведения детей предполагает комплексное осмысление понятия «девиантное поведение».

Девиантное поведение как определенный конструкт изучалось разными научными направлениями и школами в аспекте таких понятий, как «отклоняющееся поведение», «асоциальное поведение», «антисоциальное поведение», «делинквентное поведение», «аддиктивное поведение», «противоправное поведение», «деструктивное поведение», «аморальное поведение». Вопрос определения понятия «девиантное поведение» имеет межпредметный и дискуссионный характер. Разнообразие теорий, принципов, подходов к толкованию данного понятия дает возможность более полно и обстоятельно рассматривать явление девиантного поведения, его истинные причины, своеобразие проявления и специ-фику формирования. Остановимся на вариативности трактования понятия «девиантное поведение».

С.Ю. Бородулина, В.И. Добреньков, И.А. Невский, В.Г. Степанов, М.В. Фирсов отклоняющееся (девиантное) поведение определяют как социальное поведение индивида или группы, которое не соответствует установленным нормам, образцам и правилам, сложившимся в данном обществе, в результате чего эти нормы ими нарушаются.

И.С. Кон уточняет дефиницию понятия «девиантное поведение» как «систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали». Подобным образом рассматриваемое поведение трактуют В.Г. Баженов, А.В. Иванов, Ф.А. Мустаева, В.А. Пятунин, акцентируя внимание на системе поступков, нарушающих манифестирующие нормы и стандарты общества в различных сферах его жизнедеятельности.

По мнению А.Ю. Егорова, Е.В. Змановской, Г.И. Макартычевой, девиантное, или отклоняющееся, поведение - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.

Точку зрения А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского разделяет С.А. Беличева, которая отмечает, что девиантным (отклоняющимся) поведением называется поведение (социальные отклонения), противоречащее установленным в обществе правовым или моральным нормам и являющееся результатом неблагоприятного социального развития, нарушений социализации, возникающих на разных возрастных этапах.

По утверждению Л.В. Мардахаева, чаще всего под девиантным поведением понимают отрицательное (негативное) отклонение в поведении человека в зависимости от его возраста, противоречащее принятым в обществе не только правовым или нравственным нормам, но и ролевым предназначениям .

Врач-психиатр А.Г. Коняхин, а также педагоги И.А. Ларионова и О.С. Тоистева рассматривают девиантное поведение как стереотип поведенческого реагирования, связанного с нарушением соответствующих определенному возрастному периоду социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп, что приводит к социальной дезадаптации .

По мнению А.И. Ложкина, отклоняющееся (девиантное) поведение - это не просто поведение, отличающееся своей необычностью от стандартного, усредненного, а поведение, которое является нежелательным с точки зрения сохранения здоровья или поддержания общественного порядка, так как формируется в силу неблагоприятного психосоциального развития и нарушений процесса социализации, проявляющихся в различных формах дезадаптации поведения.

В.Ф. Шевчук считает, что под отклоняющимся поведением необходимо понимать совокупность действий и поступков, не соответствующих формализованным или неформализованным социальным нормам, граничащих с социально-психологической деградацией личности и вызывающих негативные психологические эффекты в социальном окружении.

В исследованиях Н.С. Солдатова отклоняющееся (девиантное) поведение представлено как поступок, который может проявляться в виде действия или бездействия человека, может выражаться в словах или отношениях к чему-либо, в виде жеста, взгляда, тона речи, смыслового подтекста, в виде деяния, направленного на преодоление каких-то препятствий или ограничений.

Девиантное поведение, по определению Н.Р. Сидорова, - это поведение индивида, последовательно разрушающее сложившую систему межличностных взаимодействий и общения в той человеческой общности, к которой он принадлежит. Психологической основой девиантного поведения индивида являются некоторые характерные особенности динамической системы его смысловых отношений к окружающим людям и себе. Исследователь подчеркивает то обстоятельство, что девиантное (отклоняющееся) поведение личности - это поведение, деструктирующее или разрушающее межличностные взаимодействия, сложившиеся в ходе оптимального течения совместной деятельности, результат которой полезен и ценен для группы в целом.

В.Т. Кондрашенко и С.А. Игумнов обозначают девиантное, или отклоняющееся, поведение следующим образом: «отклонение от принятых в данном конкретно-историческом обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков и высказываний, совершаемых в рамках психического здоровья; это нарушения поведения, не обусловленные нервно-психическими заболеваниями».

Ю.А. Клейберг, а также Н.В. Перешеина и М.Н. Заостровцева характеризуют девиантное (отклоняющееся) поведение как специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации личностью ценностного отношения к обществу. При этом Ю.А. Клейберг отмечает, что девиантные действия выступают в качестве средства достижения значимой цели; как способ психологической разрядки, удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности; как самоцель в самореализации и самоутверждении.

Обобщим изложенные выше точки зрения. В большинстве научных трудов, несмотря на некоторые различия, девиантное (отклоняющееся) поведение в целом описывается как действия и поступки людей, не соответствующие традиционным социально-культурным, правовым, моральным нормам, ожиданиям либо паттернам поведения. Однако многие ученые также считают, что девиантное поведение - это, как правило, отрицательные поступки и действия личности, вступающей в конфронтацию с господствующими в обществе правилами, стандартами и ценностями.

Кроме того, в качестве основного критерия девиантного поведения исследователи, с одной стороны, обозначают поведение или совокупность поступков, противоречащих социальным нормам, эталонам, стандартам, а с другой - поведение, не соответствующее социальным ожиданиям.

Таким образом, сущность девиантного (отклоняющегося) поведения заключается в том, что такое поведение всегда формируется на основе несоответствия поведения и деятельности личности правилам и эталонам, распространенным в обществе или конкретной социальной группе и в большинстве случаев имеет разрушительный характер, индивидуально-типологические, возрастные и гендерные особенности проявления, вызывает реакцию осуждения и негативную оценку окружающих, и сопровождается не только социальной и психологической дезадаптацией, но и личностной деструкцией.

Так, в философской литературе девиантное поведение в большинстве случаев рассматривается как отдельные поступки или система поступков, противоречащие как писанным, так и неписанным правовым или нравственным нормам и законам данного общества .

С психологической точки зрения девиантное поведение преимущественно трактуется как совокупность поступков или отдельные поступки, действия, нарушающие принятые в обществе социально-психологические, моральные нормы, правила и принципы; поведение, причиняющее вред (психологический, физический, социальный, моральный) самой личности или обществу в целом и приводящее нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию .

В педагогической науке чаще всего под девиантным поведением понимается устойчиво повторяющееся поведение от заданных или сложившихся традиционно в обществе (группе) социально-нравственных, правовых норм и императивов или признанных стандартов поведения и взаимодействия с окружающей (социальной) средой, нарушение процесса интериоризации и экстраполяции моральных норм и культурных ценностей, а также самореализации и самоактуализации личности в обществе, сопровождающееся ее социальной дезадаптацией .

Как правило, в социологии данным термином («девиантное или отклоняющееся поведение») обозначают поведение (деятельность) человека, не совпадающее с регламентированными социальными нормами, стереотипами, ценностями и ожиданиями, а также социальными ролями и критериями поведения и, как следствие, вызывающее необходимость соответствующего реагирования со стороны окружающих (социальной группы) или общества в целом (например, конфликтные ситуации) .

Представленное дисциплинарное разграничение относительно.

Известно, что термин «отклоняющееся поведение» нередко выступает в качестве синонима понятия «девиантное поведение». Выражение «девиантное поведение» в буквальном переводе с латинского языка - deviation означает «отклоняющийся от дороги». Эти понятия многими учеными, как это было показано выше, рассматриваются как рядоположенные, равнозначные и взаимозаменяемые.

Согласно вышесказанному исходными для понимания сущности девиантного поведения являются следующие категории: «норма», «социальная норма», «девиация (отклонение)», «патология», «поведение», «поступок», «проступок». Подробнее остановимся на рассмотрении данных понятий.

Девиантное (отклоняющееся) поведение, а также девиация традиционно соотносится с понятием «норма», «социальная норма».

В словаре русского языка С.И. Ожегова норма определяется как «узаконенное установление, признанный обязательным порядок, строй чего-нибудь» .

В русском толковом словаре В.В. Лопатина и Л.Е. Лопатиной норма - это «узаконенное установление, признанный обязательным порядок, состояние; образец, правило».

С точки зрения педагогики норма (поведения) - это сформированные в определенной культурной среде социально ожидаемые реакции и действия человека определенного возраста, пола и положения на ту или иную ситуацию .

По мнению В.И. Загвязинского и А.Ф. Закировой, норма может носить культурный, профессиональный, ситуационный, возрастной и иной характер. Следовательно, факт отклонения в поведении зависит от культурных, территориальных и других особенностей среды и ситуации, в которых поведение воспроизводится, а также от личностных, возрастных, ролевых, социальных и др. особенностей того человека, который его осуществляет.

Социальная (групповая) норма В.М. Полонским, автором словаря по образованию и педагогике, рассматривается как объективно сложившиеся или принятые и установленные в данной социальной группе требования, стандарты поведения, общения, предъявляемые к индивиду (ребенку, подростку, взрослому), соблюдение которых является необходимым условием регуляции поведения членов этой группы, характера их взаимоотношений, взаимодействия и общения и выступает необходимым условием включения индивидов в эту социальную группу, общность .

В социологическом энциклопедическом словаре дается следующее определение понятия «социальные нормы» - это образцы, стандарты деятельности, правила поведения, выполнение которых ожидается от члена какой-либо группы или общества и поддерживается с помощью санкции. Социальные нормы обеспечивают упорядоченность, регулярность социального взаимодействия .

В аспекте толкования данного понятия Ю.А. Клейберг обращает внимание на то, что социальная норма им понимается как обусловленный социальной практикой социокультурный инструмент регулирования отношений между людьми (группами) в конкретно-исторических условиях их жизни и деятельности .

Л.В. Мардахаев девиацию характеризует как «отклонение от нормального положения, строения» , а Ю.Ю. Комлев и Н.Х. Сафиуллин - как «акт отклонения, выходящий за рамки одной или нескольких социальных норм».

В Толковом словаре русского языка понятие «отклонение» - это «несовпадение, нарушение» .

Социальные отклонения, как подчеркивает В.Н. Кудрявцев, это «такие нарушения социальных норм, которые характеризуются определенной массовостью, устойчивостью и распространенностью при сходных социальных условиях». Отклонение от нормы называется социальным, прежде всего потому, что социальной является и сама норма.

Итак, понятия «норма» и «отклонение» (девиация) следует рассматривать как взаимозависимые и взаимообусловленные категории. Норма и отклонение всегда подразумевают друг друга, одно без другого не может существовать. Известно, что отклонение без наличия соответствующей нормы невозможно выявить, а норму без отклонения невозможно обозначить и установить.

Следующее понятие, которое имеет определенное значение в контексте изучения девиантного поведения, - «патология».

В Русском толковом словаре патология представлена как «болезненное отклонение от нормы» , а в Педагогическом энциклопедическом словаре Б.М. Бим-Бада патология трактуется как учение о сущности, причинах и симптомах болезней .

В Социологическом энциклопедическом словаре выделяется понятие «патология социальная», обозначающее:

1) человеческие действия, поступки, типы поведения, которые общество расценивает как вредные, подрывающие правопорядок и общественную мораль (преступность, хулиганство, алкоголизм, наркомания и т.д.);

2) различные заболевания, сопровождающие развитие социального организма и ослабляющие его функционирование .

В первом случае дефиниция понятия «патология социальная» совпадает с толкованием сущности девиантного поведения, о чем свидетельствует тот факт, что рассматриваемые понятия в данном литературном источнике отождествляются.

Кроме того, на основе анализа научной литературы было установлено, что «патология» является преимущественно медицинской категорией, а не педагогической.

При изучении девиантного поведения важно также акцентировать внимание и на определении таких понятий, как «поведение», «поступок», «проступок».

Поведение - это «характер поступков, действий» . Поступок и проступок являются единицами поведения. Поступок, в свою очередь, - это «совершенное кем-нибудь действие» . Соответственно, проступок - это «поступок, являющийся нарушением каких-нибудь норм, правил поведения» .

С педагогической точки зрения поведение определяется как осознанный или неосознанный эмоционально окрашенный способ реакции человека на определенную ситуацию, вызванную тем или иным желанием в разных обстоятельствах .

Определенным образом В.М. Полонский рассматривает поступок как сознательное действие или бездействие, позицию, высказанную в словах, действие, направленное на преодоление физических препятствий или поиск истины, в котором человек утверждает себя как личность в своем отношении к группе, обществу, самому себе .

Проступок, по мнению Е.С. Рапацевича, − это действие, нарушающее нравственные и правовые нормы, наказуемое общественным осуждением или штрафом . Следовательно, проступок - это своеобразная форма проявления девиации, так как в основе его определяющим является также нарушение соответствующих норм.

Таким образом, изучение ключевых категорий, составляющих содержание понятия девиантного поведения, указывает на его специфику, проявляющуюся в различных классификациях, подходах, характеристиках девиантного поведения.

На основе сопоставления философских, социологических, психологических и педагогических аспектов понятие «девиантное (отклоняющееся) поведение» можно интерпретировать как негативную и неодобряемую систему поступков или отдельные поступки, действия, жесты, слова, высказывания человека, не соответствующие или противоречащие официально установленным или фактически сложившимся в социуме и государстве нормам, правилам, принципам, представлениям и ролевым предназначениям, а именно ценностно-нормативной системе, на определенном этапе функционирования и развития общества как результат воздействия неблагоприятных факторов, обусловливающих нарушение процесса становления и социализации личности.

Рецензенты:

Белкин А.С., д.п.н., профессор, директор Института фундаментального психолого-педагогического образования Уральского государственного педагогического университета, г. Екатеринбург;

Поздняк С.Н., д.п.н., профессор кафедры и экономической географии и МОГ Уральского государственного педагогического университета, г. Екатеринбург.

Работа поступила в редакцию 14.11.2012.

Библиографическая ссылка

Ларионова C.O. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 1-1. – С. 90-94;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=30882 (дата обращения: 24.01.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Особенности девиантного поведения

Определение 1

Кроме того важно понимать, что такое норма. Для её определения используют статистический критерий: смотрят как часто то или иное явление встречается в обществе. Дополняют статистический критерий качественно-количественная оценка. Здесь анализируется степень выраженности и угрозы для жизни. В медицине также используется психопаталогический критерий.

Замечание 2

Есть поведение, которое и без таких оценок признаются отклоняющиеся: например, преступления или попытка суицида.

Принципы диагностики девиантного поведения

В современной практике диагностика девиантного поведения строится на следующих принципах:

  • принцип предупреждения, состоящий в проведении профилактических мер;
  • принцип системности, который предполагает ряд связанных мероприятий;
  • принцип коллективной работы всех систем;
  • принцип объективности;
  • принцип целостности в восприятии объекта диагностики;
  • принцип рассмотрения всех процессов в динамике;
  • принцип детерминизма - поиска причинно-следственных связей;
  • принцип компетентности;
  • принцип персонализации.

В школьной практике сегодня диагностика имеет симптоматический характер, но не проводится постоянно, как это бы следовало.

(Ч.Ломброзо, У. Пирс, Х.Айзенк, В.Скотт, Г. Оллпорт, Э. Дюркгейм - доклады).

Проблема девиантного поведения достаточно широко представлена в научной литературе, имеет давнюю историю. Таким образом, уже в XIX веке складывается новый подход к решению обозначенной проблемы, основной сутью которого является стремление вскрыть причины отклоняющегося поведения, выделить его механизмы и факторы, провоцирующие поведенческие отношения от принятых норм и на их основе разработать программы мер по предотвращению различных видов девиантного поведения.

Известны многочисленные концепции отклоняющегося поведения, начиная от биогенетических до культурно-исторических.

Авторы социологизаторских концепций (Д. Ватсон и др.) полагают, что в поведении человека нет ничего врожденного, и каждое его действие, поступок - это лишь продукт внешней стимуляции. Отсюда, манипулируя внешними раздражителями, можно «изготовить» человека любого склада.

В последнее время наблюдается сближение «биосоциальных» и «социально-биологических» теорий отклоняющегося поведения. В этом отношении показательны концепции неоломброзианцев, где речь идет уже не о «прирожденности» (Ч. Ламброзо), а о «предрасположенности» человека к преступному поведению (Т. Гиббенс, X. Джонс, В. Зауер, Л. Стейнер и др.).

Популярной теорий отклоняющегося поведения является теория «социальной аномалии» Р. Мертона. Указывая на тесную связь отклоняющегося поведения с социальными структурами, Р. Мертон пытается проследить, как последнее оказывает определенное давление на членов общества, толкая их на путь отклонений от общепризнанных правил. В результате вычленяются пять типов отклоняющегося поведения, возникающих как способ приспособления индивидов к условиям их ближайшего окружения: - подчинение, инновация (обновление), ритуализм, ретретизм (уход от жизни - бродяги, отщепенцы, хронические алкоголики, наркоманы), мятеж.

Весьма распространена в ряде стран теория множественных факторов, согласно которой не существует какого-либо единственного фактора, приводящего к девиантному поведению, а имеются многие конкретные факторы, условия и положения, которые вызывают отклоняющееся поведение, способствуют его развитию.

В отечественной психологии (М.А. Алемаскин, Л.Н. Зюбин, К.Е. Игошев, А.Н. Леонтьев, А.Е. Личко, Д.И. Фельдштейн и др.) убедительно показано, что отклоняющееся поведение не определяется «прирожденными механизмами», обусловливаясь причинами социально-психологическими, в том числе характером микросреды, групповых взаимоотношений, недостатками воспитания. Именно под их воздействием возникают и развиваются такие виды отклоняющегося поведения, как агрессия, аномия, фрустрация. В последнее время доминирующим фактором девиантного поведения является системный кризис государства, экономики, общества и личности.

Девиантное поведение от латинского deviatio - отклонение. Девиантное (отклоняющееся) поведение - поведение, противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Девиантность проявление нарушенности социальной регуляции поведения, дефективности психической саморегуляции - такое определение девиантному поведению дает М.И. Аникееев и О.Л. Кочетков в Кратком энциклопедическом словаре.

А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский дают следующее определение девиантному поведению: «Отклоняющееся поведение - система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. В происхождении отклоняющегося поведения особенно большую роль играют дефекты правового и нравственного сознания, содержание потребности личности, особенности характера, эмоционально-волевой сферы. Первые проявления отклоняющегося поведения иногда наблюдаются в детском и подростковом возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения».

Поиски ученых (К.А. Абульханова, Н.В. Васина, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина) в этой области свидетельствуют о том, что отклоняющееся от установленных норм и стандартов поведение можно определить как отдельные поступки или их совокупность, входящие в противоречие с принятыми в обществе юридическими, моральными и социальными нормами. Кроме того, девиантным будет и поведение, отклоняющееся от принятых в обществе на данном уровне социального и культурного развития норм морали. Разновидностями такого аморального поведения можно считать алкоголизм, наркоманию, токсикоманию. К наиболеевыраженным проявлением девиантного поведения можно отнести делинквентное (противоправное) поведение. А.А. Бодалев и А.Н. Сухов определяют девиантное поведение как поведение (система поступков, либо отдельные поступки), не соответствующее нравственным или правовым нормам и требованиям общества.

Отклоняющееся поведение необходимо отличать от аномального, характеристика которого связана с мозговой патологией. Отклоняющееся поведение социально детерминировано. В его происхождении большую роль играют дефекты личностного развития, сочетающиеся с недостатками, ошибками в воспитании и отрицательным влиянием неблагоприятной ситуации, складывающейся в ближайшем окружении человека - семье, референтной группе. А.А. Бодалев и А.Н. Сухов при рассмотрении отклоняющегося поведения четко разделяют его на:

1) поведение собственно девиантное, то есть отклоняющееся от принятых в обществе норм;

2) поведение делинквентное (психологическая тенденция к правонарушению) - преступное, криминальное.

Следует отметить, что отклоняющееся поведение, вступающее в противоречие с установившимися в обществе образцами, стереотипами, может иногда сочетаться с относительно хорошим знанием нравственных норм, что свидетельствует о необходимости целенаправленного формирования нравственных привычек. Данное положение особенно актуально для детей, отклоняющееся поведение которых нередко служит средством самоутверждения, выражением протеста против реальной или кажущейся несправедливости взрослых.

Поведение ребенка, отклоняющееся от социально одобряемых норм, объясняется тем, что по мере социальной зрелости личность известной мере становится все более независимой от внешних влияний. Субъективные, личностные отношения становятся опосредующим звеном между объективным воздействием среды и поступками человека.

Особое место среди разнообразных теорий и концепций девиантного поведения занимают исследования психоаналитической ориентации, основоположником которых является 3. Фрейд. Представители психоаналитической ориентации с отклоняющимся поведением, включая нервно-психическое отклонение, социальную девиацию, отмечают чувства повышенной тревожности, агрессивности, стремления к разрушительным действиям.

Беттельгейм - австрийский психотерапевт, основатель клиники в США для лечения и реабилитации детей с психическими травмами, полученными в результате тяжелой, домашней обстановки или неправильного воспитания, - считает, что первые проявления отклоняющегося поведения наблюдаются в детском и подростковом возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью процесса формирования личности, трицательным влиянием семьи и ближайшего окружения, зависимостью подростков от требований группы и принятых в ней ценностных ориентации. Однако отклоняющееся поведение может сочетаться с достаточно хорошим знанием нравственных норм, что указывает на необходимость формирования в относительно раннем возрасте нравственных привычек.

В.В. Коваль в своей работе «Патологические формы девиантного поведения у детей и подростков» дает следующее определение девиантного поведения. Девиантное, то есть отклоняющееся от принятых в данном обществе социально-психологических и нравственных норм поведение. Чаще наблюдается у детей и подростков в связи с социальной незрелостью и физиологическими особенностями деформирующегося организма. Девиантное поведение имеет две формы: патологическое и непатологическое. В.В. Коваль выделяет четыре типа девиантного поведения: аутоагрессивный, антидисциплинарный, антисоциальный антиагрессивный (саморазрушающий, поскольку ему сопутствует потребление вредных веществ).

Наиболее часто встречается сочетание двух типов девиантного поведения - антидисциплинарного и делинквентного, нередко переходящего в противное. В этих случаях бывает трудно дифференцировать патологическую и непатологическую форму, социально-педагогическую запущенность и психические расстройства. Эти причины могут быть взаимосвязаны и взаимообусловлены, но дляпрофилактики и коррекции нарушения поведения важно в каждом конкретном случае определить, что первично.

С.А. Беличева в своей работе «Основы превентивной психологии» рассматривает отклоняющееся поведение, как результат нарушения процесса социализации человека.

Данной проблемой занимался М. Раттер. В своей книге «Помощь трудным детям» он обобщил уникальный опыт междисциплинарной лаборатории по изучению аномалий психического развития детей, где работают психологи, врачи, педагоги и которой в течение ряда лет руководил он сам.

М. Раттер, Джуль Бержери и соавторы предприняли сравнительное исследование десятилетних детей, живущих на острове Уайт, и детей, живущих в одном из бедных городских районов Лондона. Детальное изучение большого числа отдельных семей позволило определить факторы, связанные с психическими нарушениями у детей. Эти факторы присутствовали в обеих сравнительных выборках и составили четыре основные группы:

1) разногласие между родителями и отсутствие четких дисциплинарных требований в семье;

2) психические нарушения, алкоголизм, наркомания и криминальное поведение родителей;

3) низкий социальный статус семьи и плохие жилищные условия;

4) неблагоприятные особенности школьной среды.

Таким образом, высокая распространенность психических нарушений среди десятилетних детей оказалась обусловленной относительно высоким процентом неблагополучных, распавшихся и многодетных семей, наличием стесненных жилищных условий, а также алкоголизмом и наркоманией родителей.

Из зарубежных авторов данной проблемой занимался Д. Вест. Объектом его исследований стали дети из семей, для которых характернокриминальное или аномальное поведение родителей. Дети могут усваивать социально не одобряемые формы поведения, повторяя поведение своих родителей. Кроме того, родители с асоциальным поведением часто применяют непоследовательные и произвольные методы наказания. А это еще один известный фактор, который приводит к возникновению нарушений поведения детей.

С.Л. Рубинштейн предложил концепцию, сущность которой состоит в том, что личность формируется под влиянием тех общественныхотношений, той общественной среды, в которой происходит развитие ребенка, то есть под влиянием воспитания в самом широком смысле этого слова, организованной взрослыми собственной деятельности ребенка. В своей книге «Принципы и пути развития психики» он разъясняет свою теорию, согласно которой всякие внешние воздействия действуют на человека опосредствованно, через внутренние условия. Так, Л.И. Божович на основе психологических исследований показывает, как на разных этапах формирования личности «взрослые люди вводят ребенка в мир социальной действительности». Сложная иерархия потребностей нормально развивающегося ребенка представлена в исследованиях, отраженных в книге «Личность и ее формирование». Автор говорит о том, что личность, формируясь под влиянием окружающей действительности, становится все более независимой от непосредственного влияния сиюминутной ситуации.

Существенное влияние на развитие личности оказывает формирование ее направленности. Понятие направленности личности было введено С.Л. Рубинштейном. Понятие это расшифровывается как характеристика основных интересов, потребностей, склонностей, устремлений человека. Формирование положительных интересов и ценностей, то есть положительной направленности личности ребенка, составляет основу его развития, отмечается в работах С.Л. Рубинштейна, Б.В. Зейгарник, А.Н Леонтьева. Исследования Л.И. Божович, С.Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Славиной и других позволили установить, в частности, что развитие мотивационной сферы человека (его потребностей, желаний, стремлений, намерений) является центральным звеном в проблеме формирования личности.

Основной является концепция Л.С. Выготского, в которой он выделяет первичные и вторичные симптомы в понимании природы отклонения в поведении. Первичные симптомы связаны непосредственно с биологическими факторами, элементарными психическими функциями и не могут быть устранены. Вторичные представляют собой осложнение, возникающее в процессе отклоняющегося социального развития, т.е. опосредованно они связаны с первичными и являются наиболее поддающимися психолого- педагогическогому воздействию. Вторичные дефекты, по Л.С.Выготскому, - основной объект в психологическом исследовании проблемы коррекции отклонений в развитии и поведении.

Итак, сущность девиантного поведения заключается во всевозможных отклонениях поведения от принятых в обществе социальных и нравственных норм. Для нас важен вывод, к которому приходят авторы, что формирование личных качеств ребенка происходит в онтогенезе, и очень важная роль в воспитании принадлежит среде, в которой он развивается. В дальнейшем важно выяснить, каковы особенности девиантного поведения воспитанников детского дома, каковы факторы, влияющие на его формирование.

Основные концептуальные подходы к пониманию девиантного поведения:

*Нозоцентрический (психиатрический). Определяет норму - отсутствие болезни, симптома и девиацию - недостигшее патологической выраженности отклонение поведения.

*Нормоцентрический. Выделяет оптимальной зоны, где ещё нет нарушения. (Отклонения от некой среднестатистической нормы расценивается как варианты нормы, проявления индивидуальных особенностей характера, как уникальный результат взаимодействия уникальности и специфических особенностей ситуации.)

*Социальный. Рассматривает поведение с точки зрения безопасности для общества и окружающих людей.

*Психологический. Рассматривает девиантное поведение в связи с внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности. Девиант стремится разрушить собственную самооценность, лишить себя уникальности, не позволить себе реализовать имеющиеся задатки. Норма - установление душевных контактов с окружающими, выбор законных средств для достижения личных целей, самоактуализация, саморазвитие.

*Этнокультуральный. Отклоняющимся поведением считает поведение, которое не согласуется с нормами, принятыми в микросоциуме. Или человек проявляет поведенческую ригидность и не способен адаптироваться к новым этнокультуральным условиям.

*Возрастной подход. Рассматривает девиации с точки зрения возрастных особенностей и норм. Это могут быть как количественные отставания (ретардация) или опережения (акселерация) возрастных поведенческих норм, так и их качественные инверсии.

*Профессиональный подход. Базируется на представлении о существовании профессиональных и корпоративных стилях поведения и традиций.

*Гендерный подход. Оценивает поведение с точки зрения существования полоролевых норм. Девиантным поведением может считаться гиперролевое поведение и инверсия шаблонов гендерного стиля.

*Феноменологический подход учитывает все отклонения от нормы.

Таким образом, под девиантным (лат. Deviatio - уклонение) поведением понимаются:

*поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам);

*социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности,

не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам).

В первом значении девиантное поведение преимущественно предмет психологии, педагогики, психиатрии. Во втором значении - предмет социологии и социальной психологии. Разумеется, такое дисциплинарное разграничение относительно.

Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «девиантное поведение». Чем, по мнению автора, определяется девиантность поведения? (Приведите два положения текста, в которых содержится ответ на этот вопрос.)


Прочитайте текст и выполните задания 21-24

5 ноября 1986 г. двое заключенных совершили дерзкий побег из федеральной тюрьмы в Плезантоне (штат Калифорния). Речь идет о 42-летнем Рональде Макинтоше, осужденном за мошенничество, и 37-летней Саманте Лопес, виновной в ограблении банка. Они были возлюбленными, их немедленно окрестили «неразлучниками», как только сообщение о побеге появилось в прессе.

Вот как это произошло. Макинтош ухитрился угнать вертолет. Бывший военный летчик, он смело ринулся вниз на тюремный двор, совершил посадку, схватил в объятия Лопес, и вертолет умчался. Охранники не решились стрелять в вертолет, он мог рухнуть во двор и погубить много людей. Возлюбленные скрывались от полиции 10 дней. Но в конце концов их задержали при попытке получить деньги по чеку на территории торгового центра в пригороде Сакраменто. Они направлялись к яхте, стоявшей на якоре у берега в штате Вашингтон; вероятно, хотели бежать в Канаду. 

Очевидно, что описанный случай - яркий пример девиации: двое преступников, которых суд признал виновными, совершают побег из тюрьмы... Но когда репортеры взяли интервью у служащих тюрьмы, экспертов по преступности и прохожих, были высказаны совершенно различные мнения об этом «девиантном» поступке.

Некоторые сочли беглецов людьми коварными, умными, которым удалось перехитрить закон. Один сказал, что охотно поступил бы так же, а другой выразил надежду, что возлюбленных никогда не поймают. Некоторые даже восприняли их как своего рода народных героев. Иные комментаторы критиковали федеральную тюрьму Плезантона за небрежную охрану и мягкое обращение с заключенными; они сравнивали тюрьму с «загородным клубом», даже в какой-то мере полагали, что люди правильно делают, совершая оттуда побеги.

Один из адвокатов, защищавший преступников после того, как их задержали вблизи Сакраменто, заявил судье, что побег был «оправдан».

Случай, происшедший с Макинтошем и Лопес, свидетельствует о том, как трудно оценивать поступки, которые могут быть названы проявлениями девиантного поведения... Наши оценки зависят от того, чего мы ожидаем - соблюдения правовых норм или героизма? Короче говоря, девиантность определяется соответствием или несоответствием поступков социальным ожиданиям. Следует ли считать служащих «загородного клуба» в Плезантоне девиантами за то, что они проявили излишнюю мягкость? Мы не можем ответить на этот вопрос, так как существует неопределенность относительно того, насколько жесткими или снисходительными должны быть методы охраны тюрем. Было ли ограбление банка, совершенное Лопес в прошлом, девиантным поступком? Большинство из нас ответили бы на этот вопрос утвердительно, так как поступок Лопес является нарушением уголовного права, и существует всеобщее согласие о целесообразности и необходимости такого права.

Критерии определения девиантного поведения неоднозначны. Они часто вызывают разногласия, и трудно точно установить, какие типы поведения следует считать девиантными в нашем обществе. Наиболее яркими примерами девиации, по всей видимости, могли бы служить бесчеловечные поступки, которые почти всегда вызывают осуждение, например изнасилование и убийство.

Пояснение.

Правильный ответ может содержать следующие характеристики:

1) критерии девиантного поведения неоднозначны;

2) критерии девиантного поведения часто вызывают разногласия.

Ответ: None

Проанализируйте, был ли побег упомянутых в тексте двух людей примером девиантного поведения. Как на этот вопрос отвечает автор? Все ли лица, упомянутые в тексте, согласны с автором? Что по этому поводу думаете вы? (Ответ на каждый вопрос подтвердите авторским либо сформулированным самостоятельно суждением.)

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

2) мнения некоторых других лиц не совпадали с мнением автора, - некоторые наблюдатели считали, что описанный поступок заслуживает одобрения и вовсе не является девиантным («Некоторые даже восприняли их как своего рода народных героев»);

3) собственное мнение и его подтверждение, например:

Могут быть приведены другие уместные суждения.

Ответ: None

Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы

Опираясь на текст и знания из курсов обществознания и истории, опишите ситуацию, в которой один и тот же поступок мог считаться одновременно негативной девиацией и героизмом. (Опишите ситуацию и сформулируйте по одному суждению, отражающему негативно девиантный и героический характер поступка.)

Пояснение.

В правильном ответе должны присутствовать следующие элементы:

1) описание ситуации, например вызов, брошенный Жанной д"Арк католической церкви;

2) суждение о негативно девиантном характере ее поступка, например: «Поступок Жанны д"Арк был серьезным преступлением для той эпохи, в которую он был совершен; она была сожжена на костре как еретичка»;

3) суждение о героическом характере ее поступка, например: «Для людей, стремящихся к свободе и независимости, поступок Жанны д"Арк рассматривался как великий подвиг, вызывающий всеобщее восхищение последующих поколений; впоследствии она была реабилитирована церковью и причислена к лику святых».

Могут быть приведены другие ситуации и адекватные суждения.

Ответ: None

Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы

Пояснение.

В правильном ответе должны быть приведены следующие положения:

1) раскрытие понятие, например: девиантное поевдение - поведение личности или группы отклоняющееся от общепринятых норм.

2) Два положения текста:

- «наши оценки зависят от того, чего мы ожидаем - соблюдения правовых норм или героизма»;

- «девиантность определяется соответствием или несоответствием поступков социальным ожиданиям».

Ответ: None

Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы