Открытие индий. Кто открыл морской путь в Индию и когда это произошло? Кто открыл индию

Месяц португальцы стояли в устье Кваквы, ремонтируя суда. 24 февраля флотилия вышла из лимана, достигла порта и далее пошла на север. Через неделю флотилия подошла к портовому городу Момбаса. Выйдя из Момбасы, Гама задержал в море арабское доу, разграбил его и захватил 19 человек. 14 апреля он стал на якорь в гавани Малинди. Местный шейх дружелюбно встретил Гаму, так как сам враждовал с Момбасой. Он заключил с португальцами союз против общего врага и дал им надежного старика лоцмана Ибн Маджида, который должен был довести их до Юго-Западной Индии. С ним португальцы вышли 24 апреля из Малинди. Ибн Маджид взял курс на северо-восток и, пользуясь попутным муссоном, довел суда до Индии, берег которой показался 17 мая. Увидев индийскую землю, Ибн Маджид отошел подальше от опасного берега и повернул на юг. Через три дня показался высокий мыс, вероятно, гора Дели. Тогда лоцман подошел к адмиралу со словами: «Вот она страна, к которой вы стремились». К вечеру 20 мая 1498 г. португальские суда, продвинувшись к югу около 100 км, остановились на рейде против города Каликут (ныне Кожикоде).

Экспедиция Гамы не была убыточной для короны, несмотря на потерю двух судов: в Каликуте удалось приобрести пряности и драгоценности в обмен на казенные товары и личные вещи моряков, немалый доход принесли пиратские операции Гамы в Аравийском море. Но, конечно, не это вызвало ликование в Лиссабоне среди правящих кругов. Экспедиция выяснила, какие огромные выгоды может принести для них непосредственная морская торговля с при надлежащей экономической, политической и военной организации дела. Открытие для европейцев морского пути в Индию было одним из величайших событий в истории мировой торговли. С этого момента и до прорытия Суэцкого канала (1869) основная коммерция Европы со странами и с шла не через , а через - мимо мыса Доброй Надежды. Португалия же, державшая в своих руках «ключ к восточному мореходству», стала в XVI в. сильнейшей морской державой, захватила монополию торговли с и удерживала ее 90 лет - до разгрома Непобедимой армады (1588).

Зачем нужно было искать морской путь в Индию

Когда люди слышат о том, что Индию открыли в Средневековье, они часто думают, что это было первое знакомство европейцев с этой страной. На самом деле об Индии знали еще в древние времена.

Сначала персы завоевали часть полуострова Индостан, а после пришел Александр Македонский, который завоевал и внутреннюю часть полуострова. Позже римляне торговали с индусами. Этим я хочу сказать, что Индия не была чем-то неизвестным для европейских стран.

Открывать морской путь в Индию нужно было, из-за того что ее северная часть была захвачена монголами, и они не позволяли торговать. В Азии также был город, подконтрольный европейцам, который поддерживал торговлю, но власть над ним была утрачена.


Какие были попытки открыть дальнюю страну

О первых попытках найти путь в Индию через море были упоминания еще в четырнадцатом веке. Попытку совершили братья Вивальди, но неизвестно, как завершилось их путешествие.

Позже португальские мореплаватели пытались повторить путь братьев Вивальди. Благодаря этим попыткам стало возможным освоение побережья Африки и в последующем колонизация континента. Сначала Диогу Канну удалось добраться до юго-западной Африки. Первому добраться до крайней южной точки Африки удалось Бартоломео Диашу. Именно он доказал, что океаны соединены, и путь на Индию есть.


Кто такой Васко да Гамма

Первооткрывателем Индии в истории считается Васко да Гамма. Именно он, воспользовавшись наработками своих предшественников, добрался до Индии. Кроме того, он был первым, кто обогнул африканский материк.

За время плавания экспедиция заходила в такие порты:

  • Мозамбик;
  • Момбасса;
  • Малинди;
  • Каликут.

Из-за отсутствия дипломатического дара у Васко да Гаммы, было трудно наладить отношения с местными правителями и поэтому у экспедиции постоянно были проблемы в портах.

В 1498 году морской путь в Индию был с огромным трудом открыт португальскими мореплавателями.

Сказочные богатства Востока издавна манили европейцев. Торговля восточными, в частности индийскими, товарами приносила громадные прибыли, хотя в дальнем пути купцов ожидали величайшие трудности и опасности.

Причины поиска морского пути в Индию

В середине ХІІІ века все стало меняться. Сначала монголы завоевали Багдад, богатейший город, бывший крупным перевалочным пунктом на Великом Шелковом пути. Для них торговля не была приоритетом, поэтому путь товаров из Китая и Индии в Европу усложнился . Вслед за Багдадом пал и арабский халифат, а ведь через его территорию в Месопотамии шли главные поставки восточных товаров на запад. И наконец в 1291 году европейцы потеряли город Сен-Жан д’Акр - последний свой бастион на Востоке, который как-то поддерживал угасающую торговлю. С этого момента торговля Европы с Индией и Китаем почти полностью прекратилась. Теперь ею полностью заведовали арабские торговцы, получавшие от этого баснословные дивиденды.

Первая попытка

Требовалось искать другой путь по морю. Однако его европейцы не знали. Тем не менее сразу же после потери Сен-Жан д’Акра из Генуи снаряжается экспедиция в Индию. В источниках того времени сообщается о братьях Вивальди , которые вышли в море на двух галерах, снаряженных съестными припасами, водой и остальными необходимыми вещами. Свои корабли они направили в марокканскую Сеуту, чтобы дальше поплыть в океан, найти индийские страны и купить там прибыльные товары. Достигли ли они Индии - об этом достоверных сведений нет. Известно только, что после 1300 года появились морские карты, на которых довольно-таки точно были показаны очертания африканского материка. Это позволяет предположить, что братьям Вивальди, как минимум, удалось обойти Африку с юга.

Португальская эстафета

Следующая попытка была сделана спустя 150 лет благодаря появлению новых морских технологий и кораблей. В этот раз уже венецианец Альвизе Кадамосто в 1455 году добрался и смог исследовать устье реки Гамбии. После него инициатива перешла к португальцам, которые очень активно стали продвигаться на юг вдоль африканского побережья. Спустя 30 лет после Кадамосто Диогу Канн смог пройти дальше него. В 1484-1485 годах он вышел к берегам Юго-Западной Африки. Буквально в спину ему двинулся Бартоломео Диаш , достигший в 1488 году крайней южной точки африканского континента, названной им мыс Бурь. Правда, король Генрих Мореплаватель не согласился с ним и переименовал его в мыс Доброй Надежды. Диаш обогнул мыс и доказал, что дорога в Индийский океан из Атлантического есть. Однако сильнейший шторм и последовавший за этим бунт команды заставили его повернуть назад.

Но опыт, полученный Бартоломео Диашем, не пропал. Его использовали при постройке кораблей для следующей экспедиции и прокладке маршрута. Суда сооружали особой конструкции, так как Диаш посчитал традиционные каравеллы неподходящими для столь серьезного плавания.

В помощь будущим мореплавателям в Индию по суше послали Педро да Ковилху , хорошо владеющего арабскими языками, с задачей сбора максимально большего количества информации о морских портах Восточной Африки и Индии. Со своей задачей путешественник справился блестяще. Не следует забывать, что в великой географической гонке извечный соперник Португалии - Испания устами Христофора Колумба заявила об открытии западного пути в Индию. Но кто же на самом деле открыл морской путь в Индию?

Экспедиция Васко да Гама

К лету 1497 года флотилия кораблей из 4 судов была полностью готова для дальней экспедиции в Индию. Король Мануэль I, взошедший на португальский трон, лично назначил командовать этой флотилией командора Васко да Гама . Этот искушенный в дворцовых интригах умный и грамотный человек как нельзя более удачно подходил на роль исследователя-мореплавателя. Бартоломео Диаш, с самого начала курировавший подготовку новой экспедиции, вплоть до отплытия руководил подготовкой к плаванию Васко да Гама.

Наконец 8 июля 1497 года последние подготовительные мероприятия закончились, и все четыре корабля Васко да Гамы отправились в плавание . На их борту были 170 лучших португальских моряков, часть из которых ходила в плавание еще с Диашем. На морских судах установили самые современные навигационные приборы и взяли наиболее точные карты. Сам Бартоломео Диаш сопровождал флотилию на начальном этапе.

Спустя неделю корабли достигли Канар, откуда повернули в сторону островов Зеленого мыса. Там Диаш сошел на берег, а экспедиция уже самостоятельно отправилась дальше. Для того чтобы обойти стороной полосу штилей в Гвинейском заливе, корабли повернули на запад и, сделав гигантскую петлю, вновь вернулись на свой маршрут, повернув в сторону Южной Африки.

Васко да Гама (1469-1524)

Португальский мореплаватель. В 1497-1499 гг. совершил плавание из Лиссабона в Индию, обогнув Африку, и обратно, впервые проложив морской путь из Европы в Южную Азию.

В 1524 г. был назначен вице-королем Индии. Умер в Индии во время третьего плавания. Его прах был переправлен в Португалию в 1538 г.

Вдоль африканского континента

Рождество три оставшихся корабля экспедиции (одно судно затонуло неподалеку от мыса Доброй Надежды) уже отмечали, двигаясь вдоль восточного побережья Африки на север. Плавание было сложным: мешало встречное юго-западное течение. Тем не менее, пройдя 2700 км, 2 марта корабли прибыли в Мозамбик . К сожалению, хотя португальцы и не пожалели средств на оснащение экспедиции, они просчитались в качестве своих товаров и подарков. Не лучшую роль сыграло и полное отсутствие у командора да Гама дипломатического дара. Пытаясь наладить отношения с правящим в Мозамбике султаном, своими недорогими подарками португальцы только испортили с ним отношения. Пришлось экспедиции, как говорится, при своих интересах отправляться дальше в надежде на более хороший прием.

Пройдя еще 1300 км, корабли добрались до Момбасса , но и там хорошо дела не пошли. И только в следующем порту Малинди прием оказался лучше. Тамошний правитель даже дал Васко да Гама своего лучшего навигатора Ахмеда ибн Маджида, который и довел экспедицию до места назначения.

1498 год - открытие Индии!

20 мая 1498 года корабли ошвартовались в порту Каликут . Здесь, на Малабарском побережье Индии, находился центр торговли специями. У португальцев отношения с местным принцем и мусульманскими торговцами, к сожалению, не сложились, а затем и вовсе ухудшились настолько, что корабли не смогли пристойно подготовиться к обратной дороге. После жестокого скандала, окончившегося захватом заложников с обеих сторон, экспедиция, даже не дождавшись попутного ветра, ушла из порта.

Трудная дорога домой

Дорога назад до Малинди через Аравийское море была крайне тяжелой. 3700 км корабли шли целых 3 месяца, во время которых от цинги умерло 30 человек. Спасла оставшихся моряков только доброта султана Малинди, поставившего на корабли апельсины и свежее мясо. Здесь же пришлось сжечь корабль «Сан-Рафаэль» по причине плохого состояния и отсутствия команды. Члены его экипажа были распределены по оставшимся кораблям.

Дальше дела пошли лучше, и во второй половине марта корабли экспедиции повернули на север вдоль западного побережья Африки. Но даже отсюда до родной им Португалии потребовалось плыть полгода . Только 18 сентября 1499 года, пройдя по морям 38600 км, очень потрепанные, корабли вернулись в Лиссабон. В подтверждение правильности пути королю был привезен подарок - золотой идол массой 27 килограммов, глаза которого были изумрудными, а на груди сверкал рубин размером с грецкий орех. Триумф короля Мануэля I и Васко да Гама был полным. И хотя на родину смогли вернуться менее трети моряков из экипажей кораблей, они смогли открыть для своей страны гигантские возможности, которыми она очень скоро воспользовалась.

Открытие Васко да Гама морской дороги в Индию определило дальнейший ход истории. После него началась стремительная серия событий, изменивших мир. Уже в следующем году в Индию отправилась целая эскадра из 13 судов под руководством адмирала Кабрала. Не прошло и полувека с момента похода Васко да Гама, а Португалия смогла дотянуться до Японии , основав при этом гигантскую империю. Но, хотя в дальнейшем этот морской путь стал в буквальном смысле обыденным, подвиг средневековых мореплавателей был в том, что они явились первыми.

В современном мире в честь мореплавателя Васко да Гамы названы некоторые географические объекты:

  • Самый длинный мост в Европе через реку Тежу в Лиссабоне;
  • Город в Индии в штате Гоа, примерно в 5 км от аэропорта Даболим;
  • Крупный ударный кратер на видимой стороне Луны.

Обновлено 18.09.2019

Европейцев с давних времен привлекала сказочно богатая Индия. Хотя торговый путь был труден и достаточно опасен, торговля шла бойко, ведь она была несказанно выгодна. Сегодня мы расскажем о том кто открыл Индию и как именно это произошло. Открытие Индии – важное событие в жизни планеты.

Проблемы с торговлей, длительностью в 2 века

Однако не всегда торговля с Индией шла бесперебойно – проблемы начались еще в 1258 году, когда пал арабский халифат, который поддерживал торговлю. Монголами был завоеван Багдад, а так как торговля монголов не очень интересовала, это все негативно влияло на торговлю европейцев с Индией .

А после потери крестоносцами своего последнего оплота на востоке в 1291 году – Сен-Жан д’Акра, была практически полностью прекращена торговля с . Добраться до Индии можно было только морским путем, о котором европейцы не имели ни малейшего понятия.

Васко да Гама

Лишь спустя два долгих столетия удалось решить эту проблему. Васко де Гама оказался человеком, который сумел увенчать успехом попытки своих предшественников . Этот амбициозный и умный дворянин никогда не шел на неоправданный риск и не позволял себе принять меньшую награду, чем того заслуживал. Если вы хотите узнать в каком году Васко Да Гама открыл морской путь в Индию, читайте далее.

Португальский король выбрал именно его для экспедиции в 1497 году . Уже через десять с половиной месяцев после того, как судна отчалили от Лиссабона, были брошены якори на рейде города Каликута (корабль прошел вдоль Мозамбика и Сомали).

Первая попытка открытия Индии

Однако самая первая попытка обогнуть Африку была предпринята европейцами задолго до этого – еще в 1291 году

Среди стран, которые начали искать морские пути к Африке и Индии, были Португалия и Испания. Итальянские портовые города играли главенствующую роль со странами Северо-Западной Европы. Торговые корабли пересекали Средиземное море и через Гибралтарский пролив двигались строго на север, огибая Пирринейский полуостров. Средиземное море было монополизировано итальянцами, и корабли Португалии не имели доступа к городам северной Африки.

Начиная с 14 века, португальские и испанские портовые города приобрели особую значимость. Шло бурное развитие торговли, требовались новые морские порты для расширения связей. В города стали заходить суда для перевалки грузов и для пополнения запасов провианта и воды. Но освоить новые морские пути Португалия могла только в сторону Атлантического океана, так как в восточном направлении все пути находились под контролем Италии. Пиренейский полуостров занимал выгодное географическое положение и был удобен кораблей в новые экспедиции.

В 1415 году португальцами был завоеван марроканский порт Сеути, который находился на южной оконечности Гибралтарского пролива. Этот порт и стал «отправной точкой» для прокладки новых морских путей вдоль западного побережья Африки.

У мыса Доброй Надежды

Экспедиция португальского адмирала Барталомео Диаш в 1488 году достигла самой южной точки Африки – мыса Доброй Надежды. Обогнув мыс, адмирал надеялся идти вдоль восточного побережья Африки, но жестокий шторм потрепал корабль адмирала, да и на самом корабле взбунтовались матросы. Адмирал был вынужден повернуть к дому. Прибыв в Лиссабон, он сумел убедить, что дорога на Индию есть.

К лету 1497 года была снаряжена флотилия из четырех кораблей, которая под руководством Васко да Гама направилась на разведку морского пути в Индию. Огибая мыс Доброй Надежды, флотилия потеряла один корабль.

Экспедиция продолжала свой путь вдоль восточного побережья Африки и, войдя в порт Малинди, получила от местного правителя опытного лоцмана, который и привел корабли к индийским берегам. 20 мая 1498 года корабли под предводительством Васка да Гама зашли в индийский порт Каликут.

Бегство, изменившее мир

Отношения португальцев с местным населением не сложились настолько, что Васко да Гама вынужден был вывести корабли в открытый океан в спешном порядке. Дорога домой была полна трудностей и лишений. Только в сентябре 1498 года Васко да Гама с остатками флотилии вернулся в Лиссабон, но морской путь в Индию, открытый португальцем Васко да Гама, изменил многое в мире. Уже через год 13 кораблей бороздили океан по направлению к Индии.