Поговорки раскрывающие суть сказки морозко. Русская народная сказка «Морозко. Главные герои сказки "Морозко" и их характеристика

Живало-бывало,- жил дед да с другой женой. У деда была дочка, и у бабы была дочка.

Все знают, как за мачехой жить: перевернешься - бита и недовернешься - бита. А родная дочь что ни сделает - за все гладят по головке: умница.

Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела - еще до свету… Ничем старухе не угодишь - все не так, все худо.

Ветер хоть пошумит, да затихнет, а старая баба расходится-не скоро уймется. Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить.

Вези, вези ее, старик,- говорит мужу,- куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на трескучий мороз.

Старик затужил, заплакал, однако делать нечего, бабы не переспоришь. Запряг лошадь:

Садись, мила дочь, в сани.

Повез бездомную в лес, свалил в сугроб под большую ель и уехал.

Девушка сидит под елью, дрожит, озноб ее пробирает. Вдруг слышит - невдалеке по елкам потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает. Очутился на той ели, под которой девица сидит, и сверху ее спрашивает:

Тепло ли тебе, девица?

Морозко стал ниже спускаться, сильнее потрескивает, пощелкивает:

Она чуть дух переводит:

Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.

Морозко еще ниже спустился, пуще затрещал, сильнее защелкал:

Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, лапушка?

Девица окостеневать стала, чуть-чуть языком шевелит:

Ой, тепло, голубчик Морозушко!

Тут сжалился над девицей, окутал ее теплыми шубами, отогрел пуховыми одеялами.

А мачеха по ней уж поминки справляет, печет блины и кричит мужу:

Ступай, старый хрыч, вези свою дочь хоронить!

Поехал старик в лес, доезжает до того места, - под большою елью сидит его дочь, веселая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте, в серебре, и около - короб с богатыми подарками.

Старик обрадовался, положил все добро в сани, посадил дочь, повез домой.

А дома старуха печет блины, а собачка под столом:

Старуха бросит ей блин:

Не так тявкаешь! Говори: «Старухину дочь замуж берут, а стариковой дочери косточки везут…»

Собака съест блин и опять:

Тяф, тяф! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину замуж не берут.

Старуха блины ей кидала и била ее, собачка - все свое…

Вдруг заскрипели ворота, отворилась дверь, в избу идет падчерица - в злате-серебре, так и сияет. А за ней несут короб высокий, тяжелый. Старуха глянула - и руки врозь…

Запрягай, старый хрыч, другую лошадь! Вези, вези мою дочь в лес да посади на то же место…

Старик посадил старухину дочь в сани, повез ее в лес на то же место, вывалил в сугроб под высокой елью и уехал.

Старухина дочь сидит, зубами стучит.

А Морозко по лесу потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает, на старухину дочь поглядывает:

Тепло ли тебе, девица?

А она ему:

Ой, студено! Не скрипи, не трещи, Морозко…

Морозко стал ниже спускаться, пуще потрескивать, пощелкивать.

Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

Ой, руки, ноги отмерзли! Уйди, Морозко…

Еще ниже спустился , сильнее приударил, затрещал, защелкал:

Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

Ой, совсем застудил! Сгинь, пропади, проклятый !

Рассердился Морозно да так хватил, что старухина дочь окостенела.

Чуть свет старуха посылает мужа:

Запрягай скорее, старый хрыч, поезжай за дочерью, привези ее в злате-серебре…

Старик уехал. А собачка под столом:

Тяф, тяф! Старикову дочь женихи возьмут, а старухиной дочери в мешке косточки везут.

Старуха кинула ей пирог: .

Не так тявкаешь! Скажи: «Старухину дочь в злате-серебре везут…»

А собачка - все свое:

Тяф, тяф! Старухиной дочери в мешке косточки везут…

Заскрипели ворота, старуха кинулась встречать дочь. Рогожу отвернула, а дочь лежит в санях мертвая. Заголосила старуха, да поздно.

Р усские народные сказки – удивительные творения, которые учат детей хорошему. Каждая из них несёт определённый смысл, даёт урок. Она настраивают детей на то, что нужно быть честными, добрыми, трудолюбивыми, любить и помогать своим близким.

Сказки бывают весёлые и грустные. Но самое главное их отличие в том, что все положительные герои выходят всегда победителями, а зло наказывается. Ведь не зря во многих произведениях говорится, «Сказка ложь, да в ней намёк».

Так происходит и в сказке «Морозко».
Начинается она просто: в одной деревушке жили старик и старуха. Были у них две дочери, старшая – старухе неродная. Вот и обижала сварливая старуха её всегда. Недаром говорят, что «При матери тепло, да при мачехе – холодно», любила старуха только свою младшую дочурку, по голове гладила за все дела.

Марфуша же жила тяжело, всё хозяйство вела, кормила скотину, воду носила, дом топила, убирала. Но всё было не так мачехе, ведь «Ветер хоть пошумит, да затихнет, а старая баба расходится — не скоро уймётся».

А отец полностью под новой женой ходил, не мог никак заступиться за доченьку свою. Не зря народ молвит, что «Коль появилась мачеха, то и отец неродной». Приказала ему однажды жена увезти падчерицу в лес, чтобы сжить её с белого света. А на улице мороз трескучий, но делать нечего.

Поплакал мужик, потужил, но спорить с новой женой не решился. Посадил дочку родную на сани и повёз в лес. Оставил её под большой елью, прямо в сугробе, и вернулся назад. А Марфуша так и осталась в лесу, замерзать.

Мороз в этот раз трескучий был, всё с ёлки на ёлку перепрыгивает и постукивает, пощёлкивает. Добрался и до того места, где девочка сидела. На его вопросы, тепло ли ей, она из последних сил отвечала, что тепло. Даже когда Морозушка сильнее ударил, не стала жаловаться и ответила то же.

Пожалел Мороз девочку, укутал её в одеяла и свою шубу с плеч скинул. А потом расспросил про жизнь, как она попала в лес одна-одинёшенька. Рассказала девочка о своём горе, об отношениях с мачехой. И решил Морозко её наградить на страдания, которые выпали на её долю. Осыпал её золотом – серебром, драгоценностями и соболиными мехами.

В это время старуха прямо радуется, что избавилась от нелюбимой падчерицы, блины печёт, отмечать собирается. А дед сидит, и дочь свою оплакивает. Не думал, старый, что делал! Родную кровиночку на верную смерть повёз, своими руками загубить решил. Наконец, решился и высказал всё своей старухе.

Злая и глупая баба, и деда с пути сбила. Собрался дед обратно в лес, вернуть дочь захотел. Будь что будет, а он всё равно решил спасти её. Снарядил сани, запряг лошадей и понёсся в лес, на то место, где оставил он свою дочку. Торопится, переживает, прямо летит по снежной дороге.

Приезжает на место, а там дочурка его жива-здорова, на ней шуба красивая и тёплая вместо обносок прежних, платок пуховый. А рядом на снегу сундуки, полные золота и сокровищ, которые подарил ей добрый Морозко. Дед обрадовался и забрал свое дитя домой. Погрузил подарки в сани, и поехали они обратно в деревню.

Дома старуха уже к поминкам подготовилась, блинов напекла, довольная. А собачка под столом всё потявкивает, что вернётся нелюбимая падчерица домой, да ещё с подарками богатыми, а дочку старухи всё никак замуж не выдать. Злится старуха, а собачка всё одно завела. Да и правильно, ведь падчерица очень добрая была, а как в народе говорится, «Доброму добро, а худому пополам ребро».

Открываются ворота, и к дому подъезжают сани, полные всякого добра. На них падчерица сидит, живая и здоровая. Да ещё в одежде красивой, да с подарками. Рассказала она свои приключения, как Морозко одарил её по-царски.

Позавидовала старуха своей неродной дочке, да и пристала к старику, чтобы он и её дочку туда довёз. На подарки позарилась, посчитала, что её кровиночка ещё больше должна получить. Снарядила её как следует, закутала в тулупы тёплые, повязала платками пуховыми, да ещё и пирожков горячих напекла, в дорогу дала, чтобы дочка голодной и холодной не осталась.

Старику делать нечего, отвёз и старухину дочь он в лес, высадил на том же месте, и домой отправился.

Время прошло, и появился на этом месте снова Мороз. Смотрит, снова девочка сидит, на этот раз старухина дочка. Вся укутанная в тёплые одежды, пирожки жуёт. Подошёл Морозко поближе и вопрос задаёт, тепло ли ей сидеть. На что бабкина дочь, грубиянка, с возмущением отвечает, холодно, конечно!

Глупая девочка выросла, избалованная старухой, да не знала, что «Глупость – беде соседка». Нагрубила Морозу, а тот ещё больше холода напустил. Потом и вовсе потребовала подарки себе, некогда ей видите ли сидеть и ждать, замерзает совсем. На что Мороз совсем осерчал, и заморозил дочку старухи совсем!

В это время жена старика за дочкой отправляет, ждёт злата и серебра. Да напутствует его, чтобы аккуратно сундуки с сокровищами вёз, не просыпал случаем. А сама готовится встречать её. Но и тут собачка не молчит, сидит под столом и приговаривает о том, что дедову дочку замуж возьмут, а от старухиной дочки одни косточки остались. И не обращает внимания на возмущения сварливой бабы.

Тут в ворота въезжают сани, и старуха видит свою дочку, насмерть замороженную. Никаких подарков она не получила, плачет старуха, кричит, но поздно. Довела сама своей глупостью и жадностью родное чадо до такого состояния, поняла, да уже ничего не сделаешь. Как говорится, «Поздно беречь вино, когда бочка опустела». А дедова дочка в радости и достатке осталась, за доброту свою.

Н а этой странице: пословицы и поговорки, подходящие к русской народной сказке «Морозко»; краткое содержание сказки «Морозко».

Старинная русская сказка «Морозко» относится к категории зимних сказок, считается, что она является интерпретацией «Госпожи метелицы». Однако есть несколько фактов, которые могут указывать на ее более древние корни. Например, персонаж Морозко или Дед Мороз – исконно славянский образ духа-повелителя зимы, холода и северных ветров. И то, что основным добродетельным героем выступает языческий славянский персонаж, говорит о том, что сказка могла быть создана до прихода христианства. Кроме того, в ней ни разу не упоминается , рождестве, праздниках и обо всем, что часто присутствует более позднего периода.

Трудолюбие

Схожесть идей «Морозко», «Госпожи метелицы» и даже «Золушки» неудивительна. Детям всегда проще воспринимать зло, если оно исходит не от родного человека, например, матери, а от чужих людей – мачехи и ее детей. В об этом говорится в самых первых строчках, как бы сразу настраивая слушателя на негативное отношение к образу мачехи и ее ленивой и некрасивой дочери.
В советской киносказке Александра Роу падчерицу зовут Настей, а дочь мачехи Марфой, но в традиционной русской сказке имена девушек не называются.

«Морозко» учит в первую очередь трудолюбию и покорности. Дочь и падчерица противопоставлены друг другу: одна принимается за любую работу, не перечит мачехе, спокойно переносит все ее поручения, не ропщет и не пререкается. Другая девушка отстранена от работы, она ленива и упряма, капризна и зла, часто смеется и издевается над сестрой. В сказке показана красивая работящая и трудолюбивая падчерица и ее полная противоположность – ленивая и капризная родная дочь.

В действительности все было бы наоборот: постоянный труд, недосыпание и воздействие солнца обязательно сказались бы на внешнем виде доброй девушки, в то время как ленивая дочь успевала бы следить за собой, отдыхать и высыпаться.

Послушание

Безропотность и слепое послушание высоко ценилось в женщинах патриархального общества. Даже когда мачеха послала падчерицу на верную смерть – собирать хворост ночью в лес да еще в метель при лютом морозе, – девушка послушно . Между строк в сказке читается, что она обязана была так поступить, т.к. полное и беспрекословное подчинение родителям стоит в основе славянской культуры. На свое счастье, в лесу падчерица повстречала Морозко.

Кротость

Основная часть сказки посвящена встрече падчерицы и Морозко, ее главная цель – донести до слушателя, что помимо трудолюбия и в ней присутствовала еще одна важная женская черта – кротость. Морозко несколько раз обходил девушку по кругу, усиливая мороз, и спрашивал: «тепло ли тебе девица?». И хотя девушка была плохо одета для такого мороза, она, естественно, замерзала, но при этом отвечала Морозко, что ей тепло. В этом смысл женской кротости – как бы ни было тяжело и плохо, жаловаться и роптать настоящая девушка не должна. За ее характер, кротость, скромность и трудолюбие Морозко награждает падчерицу повозкой с запряженной тройкой лошадей и сундучком с приданым. Тема: русская народная сказка «Морозко»

Цели:

1) развивающая: развитие внимания, памяти, речи, эстетического чувства

2) образовательная: дать знания о народных и литературных сказках, учить правильно отвечать на вопросы, читать выразительно.

3) воспитывающая: пробудить интерес к чтению, вызвать чувство любви к сказкам, воспитать чувство трудолюбия, взаимопомощи, доброты к взрослому человеку.

Оборудование; иллюстрации сказок, отдельные предметы, выставка книг.

План урока.

    Организационный момент .

    Викторина:

А) загадки,

Б) пословицы, поговорки,

В) работа по иллюстрациям сказок.

3. Физминутка

4. Новая тема:

А) вступительная беседа,

Б) чтение «цепочкой»,

В) словарно-фразеологическая работа,

Г) чтение «про себя»,

Д) беседа с целью выяснения общего содержания текста,

Е) чтение «по ролям».

5. Итог урока:

А) рефлексия,

Б) домашнее задание.

Ход урока.

    Организационный момент.

Улыбнёмся солнышку.
Дадим друг другу руку.
Поднимем настроение
Себе и другу.

У вас на партах лежат рисунки с изображением «солнца» и «тучки». Поднимите рисунок, который соответствует вашему настроению.

    Викторина.

- Ребята, урок начнем с викторины. Посмотрю, чей же ряд самый смекалистый, сообразительный, находчивый.

А) отгадывание загадок. Слушайте внимательно.

    Ну-ка, кто из вас ответит: не огонь, о больно жжет, не фонарь, а ярко светит, и не пекарь, а печет? (солнце)

    Что идет, не двигаясь с места? (время)

    Виден край, да не дойдешь. (горизонт)

    Ношу много лет, а счета их не знаю. (волосы)

В воде купался, а сух остался. (гусь)

Загадка-шутка.

    Когда мальчика называют женским именем? (Когда он долго спит)

    Когда руки бывают тремя местоимениями? (Когда они вы-мы-ты)

    На что похожа половина яблока? (на вторую половину)

    Когда козе минет семь лет, что будет дальше? (Пойдет восьмой год)

    Каких камней нет ни в одном море? (сухих)

Б) Пословицы и поговорки. Следующий этап нашей викторины, я буду говорить начало пословицы, а вы подхватывайте её конец.

    Кто не работает, тот….(не ест)

    Без хлеба….(нет обеда)

    Труд кормит….(а лень портит)

    Ум без книги…(как птица без крыльев)

    Ученье свет…(а не ученье – тьма

В) Работа по иллюстрациям сказок.

Ребята, посмотрите, из какой сказки эта иллюстрация?

    «Сестрица Аленушка, братец Иванушка»

    «Гуси-лебеди»

    «Снегурочка»

    «Репка»

    «Дюймовочка»

    «По щучьему веленью»

Посмотрите, к нам пришли сказочные герои –игрушки . Догадайтесь из каких сказок они?

    Петушок, из сказки «Петушок – золотой гребешок».

    Рыбка, из литературной сказки «Сказка о рыбаке и рыбке».

    Медвежонок, из сказки «Три медведя»

(звенит телефон)

Ребята, нам позвонили с «Бюро находок». Сейчас нам доставят корзинку с потерянными вещами.

Из какой сказки вот эта необыкновенная красная шапочка? («Красная Шапочка»).

А вот, лягушка! Из какой она сказки?

Молодцы, ребята, хорошо вы знаете не только народные сказки, но и литературные.

- Скажите, ребята, а чему учат нас сказки?

(Высказывания детей)

Правильно, ребята, сказки учат нас быть добрыми, помогать ближним в беде, находить выход из разных ситуаций.

Сказка описывает отношения между людьми, а сказочная форма помогает понять эти отношения и сделать правильные выводы.

Послушайте, я прочту стихи, а вы догадайтесь про какие это книжки..

    «Сидит в корзине девочка

У Мишки за спиной,

Он сам того не ведая,

Несет ее домой

Ну, отгадал загадку?

Тогда скорей ответь!

Названье этой сказки…» Кто автор сказки?

    Кто я? «Скорей бы приблизился вечер

И час долгожданный настал,

Чтоб мне в золоченной карете

Поехать на сказочный бал.

Никто во дворе не узнает,

Откуда я, как я зовусь,

Но только лишь полночь настанет

К себе на чердак я вернусь»

Какие бывают сказки? (Сказки бывают литературные, народные, бытовые, волшебные, богатырские, сказки о животных)

- Зачем нам сегодня нужны сказки? (Высказывания детей)

3. Физминутка ( Приглашаем всех на весёлую зарядку!)

Песня неизвестного автора «Солнышко лучистое».

4 .Новая тема.

а) Вступительная беседа учителя. - Сказка – один из видов народной повествовательной литературы: произведение в прозе или – реже - в стихах, в котором идёт речь о вымышленных событиях, иногда фантастического характера. Сегодня, ребята, познакомимся с русской народной сказкой «Морозко». Открыли учебники. Один ученик читает, а другие следят за чтением и находят в тексте незнакомые слова.

б). Чтение «цепочкой».

в). Словарная работа. Падчерица, бита.

г). Чтение «про себя», Подготовка к работе по содержанию сказки.

д). Работа по содержанию

Понравилась ли вам сказка? Чем особенно тебе понравилось?

Какой же изображена мачеха?

Опишите падчерицу, какой она была.

А дедушка Мороз?

Ответы на вопросы и выполнение заданий, помещенные в учебнике после текста.

е).Чтение по ролям

5. Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание.

Использованные источники Стихи: К. Северинца, Е.С. Аксаментовой

Угадай сказку.