Практическое применение по. Практическое применение по реализации критериев и принципов мотивированного суждения. Почему человек приходит к эзотерике

Практическое применение алгоритма решения задачи коммивояжера

Е.В. Володина, Е.А. Студентова Курганский государственный университет

Аннотация: Рассматривается возможность снижения логистических затрат на транспортировку посредством решения задачи коммивояжера. Предлагается алгоритм решения задачи с использованием вычислительной мощности надстройки «Решатель» ОрепОШсе Са1с. На основании предложенного алгоритма прорешивается практическая ситуация и составляется оптимальный маршрут для ООО «Молоко Зауралья». Ключевые слова: логистика, логистический подход, задача коммивояжера, задача странствующего торговца, КР-сложная задача, оптимальный маршрут, оптимизация перевозок, минимизация транспортных расходов, ОрепОГйсе Са1с, надстройка «Решатель».

Первоочередной задачей любого предприятия является поиск резервов снижения затрат на осуществляемую деятельность и как следствие повышение собственной конкурентоспособности и рентабельности. В современных условиях поиск таких резервов строится на основе логистического подхода, что связано с расширением содержания логистики, превращающейся из вспомогательного элемента, обеспечивающего реализацию хозяйственных процессов, в важный инструмент организации и ведения хозяйственной деятельности . При этом одним из приоритетных направлений совершенствования с точки зрения логистического подхода является оптимизация перевозок. Это связано в первую очередь со структурой логистических затрат, значительную долю в которых (20-40% и более) составляют именно расходы на транспортную составляющую .

Существуют различные теоретические алгоритмы оптимизации таких затрат, но они довольно трудоемки и долговременны, а современный уровень развития техники и технологий открывает новые возможности решения различного рода задач. Поэтому мы предлагаем решить задачу странствующего торговца, или коммивояжера (ЗК) посредством использования программы ОрепОГйсе Са1с. Задача коммивояжера

заключается в нахождении оптимального маршрута, который проходит через все указанные пункты (города) хотя бы по одному разу с последующим возвращением в исходный пункт (город). В условиях задачи задаются критерий оптимальности маршрута (кратчайший, дешевый и т.п.) и соответствующие матрицы расстояний, стоимости и т.п. Задачу странствующего торговца начали изучать еще в XVIII веке математик из Ирландии сэр Уильям Р. Гамильтон и британский математик Томас П. Киркман. Считается, что общая формулировка задачи коммивояжера впервые была изучена Карлом Менгером в Вене и Гарварде. Позже проблема исследовалась Хасслером, Уитни и Мерриллом в Принстоне . За многие годы исследований было предложено множество вариантов решения ЗК, среди которых выделяют: алгоритм полного перебора, метод ветвей и границ, метод включения дальнего, BV-метод, генетический алгоритм, «Система муравьев» и некоторые другие . Современный уровень развития технологий предлагает более широкие возможности для решения ЗК и определения наилучшего маршрута. Тем не менее, классическая задача коммивояжера относится к числу КР-сложных задач и требует для решения значительных вычислительных ресурсов . Требуемое для решения задачи время пропорционально (п-1)! (где п - количество пунктов), в связи с чем можно сделать вывод о нецелесообразности попытки решения задачи странствующего торговца с числом городов более 50, т.к. для нахождения оптимального маршрута потребуется вычислительная мощность компьютеров всего мира . Однако при более «скромном» количестве пунктов, в которых необходимо побывать, решение ЗК посредством компьютерных вычислительных мощностей представляется наиболее эффективным, в частности в данной статье предлагается использовать надстройку ОрепОГйсе Са1с «Решатель» для целей минимизации затрат предприятия ООО «Молоко Зауралья» на доставку продукции.

Практическая ситуация: ООО «Молоко Зауралья» осуществляет поставку собственной продукции, общее количество пунктов 19, необходимо решить задачу коммивояжера для ответа на вопрос является ли принятый на предприятии маршрут оптимальным.

Т.к. количество пунктов доставки не слишком велико для решения задачи воспользуемся возможностями надстройки «Решатель» программы OpenOffice Ca1c, который после задания ему условий задачи осуществит полный перебор всех возможных вариантов решения с целью планирования наилучшего маршрута. Алгоритм решения задачи коммивояжера посредством использования программного продукта OpenOffice Ca1c представлен на рис. 1 (на основании источника ).

Рис. 1. - Алгоритм решения задачи коммивояжера с использованием надстройки «Решатель» OpenOffice Ca1c

ООО «Молоко Зауралья» (обозначим как пункт №1) осуществляет поставку продукции для следующих учреждений: ЗАО «Одиссей» (№2), школа №7 (№3), дом ребенка (№4), продовольственный магазин «Трио» (№5), ООО «Вира» (№6), детские сады 116 (№7), 122 (№8), 124 (№9), 126 (№10), 127 (№11), 129 (№12), 130 (№13), 131 (№14), 133 (№15), 134 (№16), 135 (№17), 138 (№18), 141 (№19). На основании данных сайта 2Гис (Курган) была составлена матрица расстояний Су (в км) между перечисленными выше пунктами (табл. 1 и табл. 2).

Таблица 1

Матрица расстояний, в км (пункты 1-9)

Пункты №2 №3 №4 №5 №6 №7 №8 №9

№1 7,63 8 7,06 7,1 8,46 8,52 7,95 7,96

№2 0,31 1,9 1,33 1,28 1,34 0,78 0,78

№3 1,4 0,65 1,59 1,66 1,09 1,09

№4 1,43 1,86 1,42 0,51 0,31

№5 2,33 2,4 1,83 1,18

№6 0,15 1,04 1,04

Таблица 2

Матрица расстояний, в км (пункты 1-19)

Пункты №10 №11 №12 №13 №14 №15 №16 №17 №18 №19

№1 8,28 6,02 9,03 7,45 5,91 7,18 7,3 7,49 5,92 7,15

№2 1,1 2,53 1,85 0,38 3,12 0,78 0,87 1,73 2,42 1,83

№3 1,42 3,07 2,17 0,89 3,63 1,29 0,78 0,77 2,94 2,34

№4 0,19 2,13 1,93 1,35 2,73 0,57 1,67 1,33 2,03 1,98

№5 2,16 2,17 2,91 1,12 2,76 0,44 1,11 0,39 2,07 0,72

№6 1,37 3,53 1,07 1,54 4,12 1,96 1,36 2,73 3,43 3,37

№7 1,43 3,59 0,5 1,44 4,19 1,85 1,93 2,8 3,5 2,9

№8 0,52 3,02 1,61 0,88 3,62 1,28 1,36 2,23 2,93 2,33

№9 0,33 3,02 1,62 0,88 3,62 1,28 1,36 2,23 2,93 2,33

№10 3,35 1,94 1,21 3,95 1,61 1,69 2,56 3,26 2,66

№11 4,1 2,52 0,41 2,25 3,34 2,56 0,26 2,22

№12 2,12 4,7 2,54 2,44 3,3 7 3,95

|№13 2,91 0,96 1,35 1,72 2,21 2,37

№14 2,63 3,93 3,12 0,15 2,26

№15 1,78 0,84 1,94 1,34

№16 0,6 3,24 3,18

На предприятии принят следующий маршрут движения между пунктами: 1) ООО «Молоко Зауралья»; 2) детский сад 127; 3) детский сад 131; 4) детский сад 138; 5) детский сад 141; 6) детский сад 133; 7) продовольственный магазин «Трио»; 8) детский сад 135; 9) детский сад 134; 10) ООО «Вира»; 11) детский сад 130; 12) ЗАО «Одиссей»; 13) детский сад 116; 14) детский сад 129; 15) детский сад 126; 16) дом ребенка; 17) детский сад 124; 18) детский сад 122; 19) школа №7; 20) ООО «Молоко Зауралья». Протяженность принятого маршрута составляет 28,28 км.

Для решения задачи странствующего торговца сформируем все необходимые данные на листе OpenOffice Ca1c. На основании табл. 1 и 2 составим матрицу расстояний Cij (В3:Т21, рис. 2), которая является симметричной. При этом расстояния между конкретным пунктом и им самим (например между ООО «Молоко Зауралья» и ООО «Молоко Зауралья») равняется 0. Но, в случае, если в матрицу будут добавлены нулевые значения программа сочтет их наиболее рациональными маршрутами и решение окажется неверным. Чтобы предотвратить такой расклад необходимо задать программе ограничение, при котором такие расстояния не будут учитываться. Для этого проставим вместо нулевых значений числовые значения значительно превышающие самое большое из расстояний задачи. В нашей практической ситуации самое большое числовое значение, характеризующее расстояние между пунктами, не превышает 10 км. Поэтому в качестве ограничительного числа предлагается взять 999 км. Под матрицей оставим место для дополнительных переменных и ^22:Т22, рис. 2),

количество которых на 1 меньше общего числа пунктов, т.е. применительно к данной задаче - 18. Дополнительные переменные нужны для определения порядка, в котором будет осуществляться маршрут, а значение на единицу меньше общего количества пунктов связано с тем, что предприятие заранее знает откуда будет начинаться маршрут (ООО «Молоко Зауралья») и

соответственно, где он будет заканчиваться.

р | С | □ | Е | Р | 5 | О | Р | д | К | Ь | т

Матрица расстояний Сц

2 Пункты N1 N2 N3 N4 N5 ... N14 N15 N16 N17 N18 N19

3 N1 999 7,63 8 7,06 7,1 5,91 7,18 7,3 7,49 5,92 7,15

4 N2 7,53 999 0,31 1,9 1,33 3,12 0,78 0,87 1,73 2,42 1,83

5 N3 8 0,31 999 1,4 0,65 3,63 1,29 0,78 0,77 2,94 2,34

6 N4 7,06 1,9 1,4 999 1,43 2,73 0,57 1,67 1,33 2,03 1,98

7 N5 7Д 1,33 0,65 1,43 999 2,76 0,44 1,11 0,39 2,07 0,72

г N6 8,46 1,28 1,59 1,86 2,33 4,12 1,96 1,36 2,73 3,43 3,37

9 N7 8,52 1,34 1,66 1,42 г,4 4,19 1,85 1,93 2,8 3,5 2,9

10 N3 7,95 0,78 1,09 0,51 1,83 3,62 1,28 1,36 2,23 2,93 2,33

11 N9 7,96 0,78 1,09 0,31 1,18 3,62 1,28 1,36 2,23 2,93 2,33

12 N10 8,28 1,1 1,42 0,19 2,16 3,95 1,61 1,69 2,56 3,26 2,66

13 N11 6,02 2,53 3,07 2,13 2,17 0,41 2,25 3,34 2,56 0,26 2,22

14 N12 9,03 1,85 2,17 1,93 2,91 4,7 2,54 2,44 3,3 7 3,95

15 N13 7,45 0,38 0,89 1,35 1,12 2,91 0,96 1,35 1,72 2,21 2,37

16 N14 5,91 3,12 3,63 2,73 2,76 999 2,63 3,93 3,12 0,15 2,26

17 N15 7,18 0,78 1,29 0,57 0,44 2,63 999 1,78 0,84 1,94 1,34

18 N16 7,3 0,87 0,78 1,67 1Д1 3,93 1,78 999 0,6 3,24 3,18

19 N17 7,49 1,73 0,77 1,33 0,39 3,12 0,84 0,6 999 2,43 1,13

20 N13 5,92 2,42 2,94 2,03 2,07 0,15 1,94 3,24 2,43 999 1,56

21 N19 7,15 1,83 2,34 1,98 0,72 2,26 1,34 3,18 1,13 1,56 999

Рис. 2. - Матрица расстояний и дополнительные переменные Добавим на лист матрицу переменных, размер которых повторит матрицу расстояний - 19 на 19 пунктов (В26:Т44, рис. 3). Под матрицей добавим строку «Входят» (В45:Т45, рис. 3) и справа дополнительный столбец «Выходят» (и26:Ц44, рис. 3), с использованием которых будет прописано ограничение того, что коммивояжер въезжает и выезжает из каждого пункта только 1 раз. Для соблюдения подобного ограничения пропишем формулу, которая будет суммировать значения по строкам (для столбца «Выходят») и по столбцам (для строки «Входят»), сумма должна

будет равняться единице для соблюдения ограничения 4.1 алгоритма. Скопируем данные формулы для всех 19 пунктов.

После построения матриц расстояний и переменных пропишем целевую функцию (ячейка Б47, рис. 3). Цель задачи сводится к минимизации расстояний, для нахождения протяженности маршрута необходимо перемножить представленные выше матрицы, для этих целей в OpenOffice

Ca1c предусмотрена функция SИMPRODИCT.

А В С Е 5 Т и

24 Матрица переменных)^

25 Пункты N1 N2 N4 N18 N19 Выходят

26 N1 =5иМ(В25:Т2б)

27 N2 =511М(Б27:Т27)

44 N19 =Б11М(Б44:Т44)

45 Входят =5иМ(Е26:Е44} =5иМ(С26:С44) Ь 0 0 =5иМ(Т26:Т44)

Целевэя функция | | =^11М Р $22-С22+19 * С34 =$J$22-D22+19*D34 "То 0 =$] $22 -Т2 2+19*Т34

59 N10 = $К$ 22-С22+19 * СЗ 5 =$К$22-022+19*035 "Го 0 = $К$ 22-Т2 2+19*Т35

60 N11 = $[_$22-С22+19*С36 =$1$22-022+19*036 0 0 = $1.$ 22 -Т22+19 *ТЗ 6

61 N12 =$М$22-С22+19*С37 =$М$22-022+19*037 0 = $ М $22-Т22+19 *ТЗ 7

62 N15 =$ N $ 22-С22+19 * С38 =$N$22-022+19*038 * 0 0 =$N$22-122+19*138

63 N14 =$0$22-С22+19 * С39 =$0$22-022+19*039 0 =$0$22-Т22+19*Т39

64 N15 = $ Р$ 22-С22+19 * С40 =$Р$22 -022+19 * 040 ь 0 0 = $Р$22-Т22+19*Т40

65 N16 = $Ц$22-С2 2+19 * С41 =$0$22-022+19*041 0 =$0$22-Т22+19*Т41

66 N17 = $И$22-С22+19*С42 = $Н $22-02 2+19* 042 »0 0 =$Р$22-Т22+19*Т42

67 N18 =$5$22-С22+19*С43 =$Б$22-0 22+19* 043 0 =$5$22 -Т22 +19 *Т43

68 .С Л N19 =$Т$22-С22+19*С44 =$Т$22-022+19*044 * 0 0 =$Т$ 2 2-Т2 2+19 *Т44

Рис. 4. - Замкнутость маршрута После того как данные задачи сформированы на листе OpenOffice Ca1c воспользуемся надстройкой «Решатель». Для этого в меню выберем Сервис -Решатель. Заполненное окно «Решателя» представлено на рис. 5.

Рис. 5. - Надстройка «Решатель», заполненная данными

В целевую ячейку подставляется адрес ячейки, в которой прописана целевая функция БИМРКОВИСТ (Б47). Результат стремится к минимуму, т.к. нашей целью является наиболее короткий маршрут. В строке «Изменяя ячейки» указываются два набора данных - матрица переменных Ху (ячейки В26:Т44) и дополнительные переменные и (ячейки С22:Т22). В задаче 4 ограничительных условия: 1) суммы, рассчитываемые по строке «Входит» должны быть равны единице (первое ограничение в «Решателе»); 2) суммы, рассчитываемые по столбцу «выходит» должны равняться единице (второе ограничение); 3) матрица переменных Ху представляет собой булевы числа (третье ограничение); 4) полученные по формуле, прописанной в матрице «Замкнутость маршрута», значения не должны превышать общее количество пунктов задачи, уменьшенное на единицу, т. е. 18 (четвертое ограничение). Существует еще одно дополнительное ограничение, проставить которое возможно, выбрав Параметры «Решателя». Нужно поставить галочку у пункта «Принять переменные как неотрицательные» для того, чтобы дополнительные переменные и могли принимать значения большие или равные нулю. По нажатию на кнопку «решить» программа начнет подсчет всех возможных вариантов решения задачи и выведет для пользователя оптимальный (рис. 6).

А В С кЧ N3 Е F G Н I J К L М N О Р Q R S т и

2 Пункты N1 N2 N4 N5 N6 N7 N8 N9 N10 N11 N12 N13 N14 N15 N16 N17 N13 N19

22 и 3 7 16 4 10 11 13 14 15 1 12 9 0 17 6 5 2 3

24 Матрица переменныхХц.

25 Пункты N1 N2 N3 N4 N5 N6 N7 N8 N9 N10 N11 N12 N13 N14 N15 N16 N17 N18 N19 Выходят

26 N1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 О О О 0 0 1

27 N2 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 О О 0 0 1

28 N3 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 О О 0 0 1

29 N4 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 О 1 О О 0 0 1

30 N5 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 О О О 1 0 0 1

31 N6 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 О О 0 0 1

32 N7 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 О О 0 0 1

33 N8 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 О О О 0 0 0 1

34 N9 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 О О О 0 0 0 1

35 N10 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 О О О 0 0 0 1

36 N11 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 О 0 1 0 1

31 N12 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 О О О 0 0 0 1

за N13 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 О О О 0 0 0 1

39 N14 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 О О О 0 0 0 1

40 N15 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 О О 0 0 0 1

41 N16 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 О О О 0 0 0 1

42 N17 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 О О 1 0 0 0 1

43 N18 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 О О О 0 0 1 1

44 N19 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 О О 0 0 0 1

45 Входят 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Целевая функция 23,59 1

49 Замкнутость марш >ута

50 Пункты N2 N3 N4 N5 N6 N7 N8 N9 N10 N11 N12 N13 N14 N15 N16 N17 N18 N19

51 N2 0 1 -3 4 -2 -3 -5 -6 -7 7 А 13 S -9 2 3 6 5

52 N3 13 0 -9 3 -3 -А -6 -7 -3 6 -5 -2 7 -10 1 2 5 4

53 N4 S 9 0 12 6 5 3 2 1 15 4 7 16 18 10 11 14 13

54 N5 -А -3 -12 0 -6 -7 -9 -10 -11 3 -8 -5 А -13 -2 18 2 1

55 N6 2 3 -6 6 0 13 -3 А -5 9 -2 1 10 -7 4 5 S 7

56 N7 3 4 -5 7 1 0 -2 -3 А 10 13 2 11 -6 5 6 9 S

57 N8 5 6 -3 9 3 2 0 13 -2 12 1 4 13 ■А 7 а 11 10

58 N9 6 7 -2 10 4 3 1 0 13 13 2 5 14 -3 а 9 12 11

59 N10 7 3 13 11 5 4 2 1 0 14 3 6 15 -2 9 10 13 12

60 N11 -7 -6 -15 -3 -9 -10 -12 -13 -14 0 -11 -3 1 -16 -5 -А 13 -2

61 N12 4 5 -А 3 2 1 13 -2 -3 11 0 3 12 -5 6 7 10 9

62 N13 1 2 -7 5 13 -2 ■А -5 -6 3 -3 0 9 -а 3 А 7 6

63 N14 -3 -7 -16 -4 -10 11 -13 -14 -15 13 -12 -9 О -17 -6 -5 -2 -3

64 N15 9 10 1 13 7 6 4 3 2 16 5 в 17 О 11 12 15 14

65 N16 -2 13 -10 2 -А -5 -7 -3 -9 5 -6 -3 6 -11 О 1 4 3

66 N17 -3 -2 -11 1 -5 -6 -3 -9 -10 4 -7 ■А 5 -12 18 0 3 2

67 N18 -6 -5 -14 -2 -3 -9 -11 -12 -13 1 -10 -7 2 -15 ■А -3 0 18

68 N19 -5 Л -13 13 -7 -3 -10 -11 -12 2 -9 -6 3 -14 -3 -2 1 0

Рис. 6. - Результаты решения задачи коммивояжера для ООО «Молоко

Зауралья»

Согласно полученному решению оптимальный, т.е. наиболее короткий маршрут составит всего 23,59 км. В сравнении с принятым на сегодняшний день маршрутом, на предприятии при вводе нового экономия времени составит 16,6%, что доказывает целесообразность использования надстройки «Решатель» для целей формирования наилучшего пути движения транспортных средств. Для того, чтобы определить порядок посещения

пунктов доставки необходимо посмотреть на переменные U, их значения (ячейки С22:Т22, рис. 6) приняли значения от 0 до 17, тем самым показывая конкретный маршрут движения, который представит собой: 1) ООО «Молоко Зауралья»; 2) детский сад 131; 3) детский сад 127; 4) детский сад 138; 5) детский сад 141; 6) продовольственный магазин «Трио»; 7) детский сад 135; 8) детский сад 134; 9) школа №7; 10) ЗАО «Одиссей»; 11) детский сад 130; 12) ООО «Вира»; 13) детский сад 116; 14) детский сад 129; 15) детский сад 122; 16) детский сад 124; 17) детский сад 126; 18) дом ребенка; 19) детский сад 133; 20) исходный пункт, с которого начиналось движение ООО «Молоко Зауралья».

В процессе решения стоял выбор между программными продуктами Microsoft Excel и OpenOffice Calc. Программы обладают сходными функциями и возможностями и довольно распространены. Однако в процессе решения было выяснено, что надстройка «Поиск решения» (Excel) устанавливает жесткие рамки на количество ограничений решаемой задачи. В частности в MS Excel удобно решать задачи с небольшим количеством пунктов (до 10), общее количество формульных ограничений в которых не превысит 100. В «Решателе» подобных ограничений нет, но с добавлением каждого дополнительного пункта в задачу программе требуется все большее количество времени на нахождение оптимального маршрута . Кроме того, OpenOffice является бесплатным программным продуктом, что обеспечивает дополнительную экономию средств при его использовании.

Важность решения поставленной задачи определяется тем, что согласно статистическим данным, около 98% от общего времени движения грузов занимает именно их прохождение по логистическим каналам, включая транспортировку . Этим и обусловлена необходимость поиска резервов снижения затрат на перевозки, т.е. определения наилучшего маршрута, что приведет к экономии времени на перевозки, горючего, износа транспортных

средств и будет особенно ценно для предприятий, работающих по системе JIT (точно-в-срок).

Литература

1. Афанасьева И.И. Организационно-экономические проблемы и перспективы формирования логистической системы распределения зерна в России // Инженерный вестник Дона, 2014, №2 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2014/2325

2. Дыбская В.В., Зайцев Е.И., Сергеев В..И. и др. Логистика - М.: Эксмо, 2013. - 944 с. - (Полный курс МВА).

3. Кочегурова Е.А., Мартынова Ю.А. Оптимизация составления маршрутов общественного транспорта при создании автоматизированной системы поддержки принятия решений // Известия ТПУ. 2013. №5. С. 79-84.

4. Matai R., Singh S.P., Mittal M.L. Traveling Salesman Problem: An Overview of Applications, Formulations, and Solution Approaches // URL: cdn.intechopen.com/pdfs-wm/12736.pdf

5. Борознов В.О. Исследование решения задачи коммивояжера // Вестник АГТУ. Серия: Управление, вычислительная техника и информатика. 2009. №2. С. 147-151.

6. Ишков С.А., Ишкова Е.С. Матричный подход в решении задачи маршрутизации с несколькими транспортными средствами // Известия Самарского научного центра РАН. 2011. №4-1. С. 189-194.

7. Applegate D.L., Bixby R.E., Chvatal V. & Cook W.J. The Traveling Salesman Problem // URL: press.princeton.edu/chapters/s8451.pdf

8. Студентова Е.А. Алгоритм решения задачи коммивояжера с использованием Microsoft Excel и Open Office Calc // Современные проблемы науки и образования. 2014. №6. (приложение "Технические науки"). - C. 40.

9. Карта Кургана: улицы, дома и организации города - 2ГИС // URL: 2gis.ru/kurgan/zoom/11

10. Макаров Е.И., Ярославцева Ю.И. Социально-экономическая эффективность формирования Воронежской региональной транспортно-логистической системы // Инженерный вестник Дона, 2011, №4 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2011/557

1. Afanas"eva I.I. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2014, №2 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2014/2325

2. Dybskaya V.V., Zaytsev E.I., Sergeev V..I. i dr. Logistika M.: Eksmo, 2013. 944 p. (Polnyy kurs MVA).

3. Kochegurova E.A., Martynova Yu.A. Izvestiya TPU. 2013. №5. P. 79-84.

4. Matai R., Singh S.P., Mittal M.L. Traveling Salesman Problem: An Overview of Applications, Formulations, and Solution Approaches URL: cdn.intechopen.com/pdfs-wm/12736.pdf

5. Boroznov V.O. Vestnik AGTU. Seriya: Upravlenie, vychislitel"naya tekhnika i informatika. 2009. №2. P. 147-151.

6. Ishkov S.A., Ishkova E.S. Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra RAN. 2011. №4-1. P. 189-194.

7. Applegate D.L., Bixby R.E., Chvatal V. & Cook W.J. The Traveling Salesman Problem URL: press.princeton.edu/chapters/s8451.pdf

8. Studentova E.A. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014. №6. (prilozhenie "Tekhnicheskie nauki"). p. 40.

9. Karta Kurgana: ulitsy, doma i organizatsii goroda - 2GIS URL: 2gis.ru/kurgan/zoom/11

10. Makarov E.I., Yaroslavtseva Y.I. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2011, №4 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2011/557

МОУ Дергаевская СОШ №23

Доклад по теме:

«Практическое применение личностно-ориентированного обучения в начальной школе»

Подготовила учитель начальных классов Боброва Е. В.

2014г.

Школа – тот социальный институт, где каждый ребенок может раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность. Сам ребенок еще не осознает своих возможностей, путь его собственного развития ему еще не ясен.

Основная и очень ответственная задача школы – раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Для этого нужна не изолированная, а единая для всех, но разнородная образовательная среда, где любой ребенок мог бы проявить себя, не боясь быть отвергнутым. Раскрытие индивидуальности каждого ребенка в процессе обучения обеспечивает построение личностно-ориентированного образования в современной школе.

Не секрет, что в школу приходят дети с разным уровнем подготовленности, развития, возможностей. Поэтому, учителям, надо организовать свою работу так, чтобы при минимальных временных затратах получить желаемый результат. Поэтому мы остановились на внедрении в учебный процесс принципов личностно – ориентированного обучения. Идея проведения уроков в режиме личностно-ориентированного обучения принадлежит И.С, Якиманской. Но её теоретические выкладки относятся к обучению учащихся среднего и старшего звена. Эта система не была адаптирована на начальную школу, но очень заинтересовала учителей начальных классов.

Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть, по нашему мнению, личностно-ориентированная педагогика.

Личностно-ориентированное обучение – вид обучения, в котором образовательные программы и учебный процесс направлены на каждого ученика с присущими ему познавательными особенностями.

Цели личностно-ориентированного обучения:

    развить индивидуальные познавательные способности каждого ребёнка;

    максимально выявить, использовать индивидуальный опыт ребёнка

    помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать заранее заданные свойства

Личностно-ориентированное обучение создает, на наш взгляд, оптимальные возможности, содействующие развитию личности ученика посредством учебной деятельности.

Содержание в личностно-ориентированном обучении – не только предметные знания и умения, не только способы решения типовых предметных задач, но и способы, механизмы самоизменения, саморазвития учащихся; при этом важен сам процесс движения к саморазвитию учащихся, т.е. ценен процесс получения знаний и умений.

Занимаясь по личностно-ориентированной системе обучения, ученик:

    получает возможность взглянуть на самого себя " изнутри" и " извне", сравнить себя с другими учащимися, оценить свои поступки и поведение, научиться принимать себя и других в целом, а не как совокупность хороших и плохих черт характера;

    вырабатывает силу воли, так как, иногда действуя вопреки своим желаниям и интересам, учится управлять собой через постоянное влияние на учебные (а значит и жизненные) ситуации, контролирует свои потребности, учится управлять своими мыслями и разумно пользоваться речью;

    учится преодолевать собственные эмоциональные барьеры, которые мешают принятию волевого решения, требуют принуждения к делу;

    развивает способность быстрого принятия решений, позволяющую концентрировать усилие воли не на том, чтобы выбрать одно перед другим, а на размышлении о положительных и отрицательных свойствах выбранного решения;

    удовлетворяет свои потребности в самореализации, повышении статуса, в творчестве, общении, познании, во власти, любви, безопасности, так как личностно-ориентированное обучение опирается на технику удовлетворения потребностей и побуждает учащегося к определенному поведению;

    учится продуктивному общению путем достижения гармонии с окружением;

Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации. При данной системе обучения значительная доля учебного времени отводится самостоятельной работе учащихся, поэтому весь учебный процесс делится на два блока - лекционный и практический.

На уроках-лекциях ведется объяснение нового материала учителем.

В начальных классах лекция носит проблемный развивающий характер. По ходу лекции ставятся проблемы, задачи и задания, в результате решения которых ученики приходят к нужному выводу (под руководством учителя). Во время лекции учитель задает учащимся вопросы, ответами на которые является анализ, синтез, обобщение полученной информации. Лекция строится на основе взаимодействия учителя и ученика. В конце лекции составляется обобщающая таблица по теме, в которой собраны все имеющиеся знания учащихся. Этот этап в начальной школе может проводиться как закрепление или проверка теоретического уровня. Форму работы выбирает учитель: работа в парах, группах, индивидуальная работа. Виды деятельности учащихся также могут быть различными: графический диктант, тест, защита моделей, дидактические игры, игры – соревнования…

На практической части занятия учащиеся приступают к реализации своего личностно-ориентированного учебного плана.

Во всех случаях, при ответах учащихся, не используется оценка "неудовлетворительно", так как по данной технологии ученик имеет право на ошибку и возможность ее исправления.

Личностно-ориентированный план может быть нескольких видов.

Составляется личностно-ориентированный учебный план по предмету, в котором указываются:

    наименование тем или разделов курса;

    временные рамки изучения тем или разделов;

    понятия, термины, правила, которыми ученик должен оперировать;

    индивидуальные дополнительные задания ученику с учетом зоны его ближайшего развития;

    учебные результаты, полученные учеником.

Каждый учащийся в зависимости от его способностей, желаний, самочувствия продвигается по учебному плану, проходя каждый уровень заданий, определяя свой темп усвоения учебного материала по предмету, согласно плану, тем самым, создаются условия для движения по коллективному учебному маршруту сообразно своим индивидуальным особенностям.

Личностно-ориентированный урок состоит из нескольких этапов:

    Мотивационно-целевой этап, который включат в себя эмоционально – психологический настрой, выявление базовых знаний, определение темы урока, целеполагание.

    Операционный этап, который состоит из проверки теории, самостоятельной работы и рефлексии.

Рассмотрим, распределение заданий по уровням.

В личностно-ориентированном обучении предусматривается три уровня заданий:

    Репродуктивный - 1 уровень

    Алгоритмический - 2 уровень

    Творческий – 3 уровень и дополнительное задание.

После выполнения задания каждого уровня проводится качественная и количественная рефлексия, направленная на выявление эмоционального состояния учащихся и уровня их знаний.

В традиционной парадигме обучения к показателям успешного обучения относят:

    итоговые годовые отметки;

    отметки за административные проверочные работы, экзаменационные отметки;

    сравнительный анализ успеваемости;

Однако, эти показатели направлены только на определение уровня предметных знаний и умений ученика. Следовательно, в большинстве школ педагоги организуют учебный процесс лишь с одной целью – передать определенные знания, сформировать предметные умения и навыки, не учитывая личностное развитие детей.

Альтернативой традиционному способу оценки является «оценка методом сложения», в основу которой кладется минимальный уровень общеобразовательной подготовки, достижение которого требуется в обязательном порядке от каждого учащегося. Результат, полученный учеником, сравнивается с его же результатами и, тем самым, выявляется динамика его интеллектуального развития. Основной критерий, которым пользуется педагог, - индивидуальный, личностный, когда человек сравнивается с самим собой вчерашним, что и позволяет увидеть индивидуальные успехи или их отсутствие. Критерии более высоких уровней строятся на базе того, что достигнуто сверх базового уровня, и системы контрольных заданий.

Предусматривается:

    тематический контроль;

    полнота проверки обязательного уровня подготовки;

    открытость образцов проверочных заданий обязательного уровня;

    оценка методом сложения (общая оценка = сумме оценок за каждый уровень);

    повышение оценки за достижения сверх базового уровня;

    отсутствие отрицательной оценки;

    возможность доработать и сдать материал;

    предусматривается резерв времени для доработки;

    возможна помощь учителя и консультанта во время выполнения самостоятельной работы;

    учащимся даются «ключи» к проверочным заданиям;

    на каждого ведется лист учета и контроля;

    итоговые оценки выставляются по результатам контрольных уроков.

Теперь вернёмся к вопросу организации самостоятельной работы учащихся. Как мы уже сказали, детям предлагаются задания нескольких уровней сложности.

Задания 1 уровня – это базовый стандарт. Это уровень воспроизведения, выделения главного, действия по образцу, по алгоритму, многократного повторения. Задания репродуктивного уровня обеспечивают обязательное усвоение учебного материала, соответствующего оценке "удовлетворительно". Содержание такого уровня заданий включают в себя вопросы: кто? что? где? когда? и описание, пересказ, формулировку теоремы или понятия, работу с картой или справочником, выполнение практических упражнений или опытов. Задания данного уровня должен выполнить каждый ученик и перейти к заданиям второго, более высокого уровня.

Задания второго уровня направлены на развитие у школьников умений обобщать, распознавать, применять, осуществлять и соответствуют оценке "хорошо". Типовыми для данного уровня являются вопросы: почему? зачем? как? в чем суть? как использовать? и задания, содержащие возможности приведения примеров, составления опорного конспекта и т. д.

Для составления заданий учитель, прежде всего, использует вопросы и задания, помещенные к параграфу или теме в учебном пособии. При этом не обязательно задания переписывать в план, а достаточно ограничиться указанием номера заданий и упражнений, а также страницы учебного пособия, где они помещены.

Взаимодействуя с учениками в ходе урока, учитель не опасается неправильных ответов; привлекает к работе всех учеников (а не только хорошо успевающих); обсуждает все высказывания, отбирая из них наиболее соответствующие научному содержанию знания.

Однако, необходимо помнить о том, что одно и то же задание по-разному воспринимается отдельными учениками. И то, что является лёгким для одного, может вызвать затруднения у другого. Как быть в этом случае? Необходимо заранее продумать этот вопрос и подготовить для учеников специальную каточку – помощь, в которой может быть алгоритм работы над заданием, указано нужное правило.

При этом не следует отчаиваться, если дети вначале не принимают таких карточек-консультаций. Здесь нужно время для адаптации к помощи, нужно научить детей пользоваться вспомогательными средствами.

Вместе с тем следует соблюдать меру в оказании помощи, чтобы не выработать у учащихся чувства иждивенчества.

Практика работы показывает, что наличие различных вспомогательных средств позволяет закрепить знания и сформировать необходимые умения и навыки учеников. В этой связи существенное значение имеет и воспитательная сторона. Использование карточек с помощью вселяет слабоуспевающим уверенность в их способностях, помогает формировать положительное отношение к самостоятельной работе в классе и дома, а также к учебной деятельности в целом.

Задания творческого уровня направлены на развитие у школьников самостоятельности и критичности мышления, исследовательских умений, творческого подхода к изучению учебного материала и соответствовать оценке "отлично". Это могут быть задания сравнить, систематизировать, решить разными способами, найти логическую ошибку, объяснить причину, обосновать свое отношение, доказать почему, действительно ли; перечислить преимущества или недостатки, привести аргументы или контраргументы, составить проверочный тест по теме, написать и защитить реферат по проблеме, подготовить и провести беседу или лекцию и т. д.

3 Этап - Рефлексия. Как уже было отмечено, рефлексия проходит после проверки каждого выполненного уровня. В конце урока дети сами анализируют свою работу, выявляют трудности и недочёты, ставят цель на следующий урок, дают рекомендации тем, кто не справлялся с предложенными заданиями или допускал ошибки при их выполнении, отмечают своё настроение на уроке, используя цветограмму.

На этом же этапе дети выбирают домашнее задание.

Домашняя работа – это такая же форма организации учебно-воспитательного процесса, как и урок, а не приложение к уроку.

Значение выполнения учебных заданий дома в том, что они развивают самостоятельность рассуждений и действий ученика. Хотя он работает в соответствии с указаниями учителя и по учебнику, но действует индивидуально и самостоятельно, что способствует развитию мышления, помогает осознанному овладению материалом. В личностно-ориентированном обучении необходимо индивидуализировать домашние задания в соответствии с познавательными возможностями ученика и его успехами в учёбе. Для отстающего или неуспевающего ученика более лёгкое задание укрепляет его силы, формирует уверенность. Более трудное и сложное, творческое задание для хорошо успевающих учеников способствует более интенсивному умственному развитию.

При выполнении домашнего задания, учащиеся имеют право выбора уровня задания.

Разработка дифференцированных заданий как на уроке, так и дома основана на систематическом изучении трудностей, которые учащиеся испытывают в усвоении материала, изучении пробелов в их знаниях, глубоком анализе их текущих самостоятельных работ, четкой классификации ошибок. Непременно должны учитываться и недостатки в развитии отдельных учеников: неустойчивое внимание, замедленный темп работы, уровень развития речи и др. Знание индивидуальных особенностей учащихся позволяет обеспечить и наиболее целесообразный характер учебной деятельности каждого ученика в процессе выполнения домашнего задания. Поэтому, предлагая домашнее задание с ориентировкой на средний уровень подготовленности учеников, следует подбирать и задания, требующие дополнительных смысловых нагрузок, творческого поиска правильных способов решения; также как и на уроке предусмотреть определенные меры помощи (образцы решения, алгоритмы, памятки, рисунок или чертеж, вспомогательный вопрос и т.д.). Так как на уроках личностно - ориентированного обучения предполагается возможность выбора домашнего задания, то очень важно научить ребенка определять уровень своих возможностей, видеть свои затруднения.

В итоге попробуем провести сравнительную характеристику традиционного обучения и личностно-ориентированного подхода.

Виды обучения

Обучение

Всемирное развитие новых видов энергии и материалов. Огромные возможности открываются в области рационального использования и внедрения ядерной энергии . Будущее энергетики тесно связано с мирным использованием атомной и термоядерной энергии. Все большее практическое применение находит использование таких источников энергии, как лучистая энергия Солнца в полупроводниковых установках и фотоэлементах, использование внутреннего тепла Земли, энергии морских приливов и пр. Все это, вместе взятое, наряду с освоением управляемых термоядерных реакций позволит во много раз увеличить количество вырабатываемой электрической энергии по сравнению с современным уровнем ресурсов.  


Вместе с тем необходимо отметить, что ограничительная сырьевая политика отнюдь не является исключительной прерогативой освободившихся стран и тем более ее практическое применение не замыкается рамками ОПЕК. Напротив, консервация наличных нефтедобывающих мощностей или определение верхних пределов их возможного расширения в административном порядке прямо или косвенно характерны почти для всех крупных производителей углеводородного сырья из числа развитых капиталистических государств 8.  

Не останавливаясь на наименее квалифицированных способах использования ИШ (выравнивание территорий, превращение в тепло сжигание), отметим, что из всех упоминаемых в специальной литературе способов переработки практическое применение нашли четыре следующих, принципиально отличных механический, под высоким давлением криогенный и термический.  

Пассивное" приобретение знания в школе, без его осмысления, его практического применения, способствует тому, что преподаватели ВУЗа тратят много времени и сил на переучивание студентов, формирование у них целостного экологического мышления, знания. Требуется пересмотр школьных эко-программ, усиление их практической направленностью.  

На Общеевропейском совещании по сотрудничеству в области охраны среды была принята специальная декларация о малоотходной и безотходной технологии , в которой говорилось "Безотходная технология есть практическое применение знаний методов и средств с тем, чтобы в рамках потребностей человека обеспечить наиболее рациональное использование природных ресурсов и энергии и защитить окружающую среду"  

Как мы видели, технические возможности Японии в производстве изделий, удовлетворяющих самым взыскательным требованиям, стремительно расширяются. Благодаря своим недавним достижениям она бросила вызов Соединенным Штатам в таких видах высокотехнологической продукции, как сверхбольшие интегральные схемы, волоконная оптика, думающие роботы, устройства по распознаванию речи, углеродные волокна, сверхпрочная керамика, и медикаменты, используемые при лечении раковых заболеваний. Эта продукция отражает уровень технического прогресса 80-х годов. На протяжении текущего десятилетия особую озабоченность у японцев вызывают две проблемы как сложится дальнейшая судьба этих направлений и сможет ли Япония достичь столь высокого уровня конкурентоспособности на мировом рынке , чтобы удерживать первенство в практическом применении и распространении соответствующих технических знаний.  

При таком подходе очевидно, что современная передовая технология , которая получит широкое практическое применение на протяжении 80-х годов и постепенно станет сердцевиной технического развития текущего десятилетия, это в первую очередь электронная технология, достигшая вершины своей зрелости.  

ФРГ - страна учености. Более всего немцы стараются совершенствовать системы знания, основанные на глубоком анализе, тщательной организации и практическом применении теории . Приобщение к науке в Великобритании неотделимо от взаимосвязи между дилетантизмом и личностным ростом в ФРГ же научная деятельность воспринимается как благородное призвание, требующее предельной преданности тех, кто посвятил ей всю свою жизнь исследователи - слуги науки. Поэтому ученость и ученые пользуются в ФРГ высочайшим авторитетом и внушают глубокое уважение.  

Технические колледжи обычно занимали подчиненное положение в системе образования . Как учебные заведения, предназначенные для профессионального обучения , они противопоставлялись университетам, которые традиционно считались местом приобщения к более возвышенным знаниям. Эти колледжи большей частью считались средними техническими училищами. Однако по мере прогресса промышленности их значение возрастает, и их статус ныне не уступает университетскому. ФРГ достигла сбалансированности в развитии науки и техники, теории и ее практического применения.  

Ранее уже было рассказано о том, как после войны коренным образом изменилось направление развития японской техники. Вместо укрепления военного могущества она была поставлена на службу гражданской промышленности. Сейчас, когда в освоении технологий товаров потребительского и производственного назначения достигнуты такие успехи, какое направление следует избрать в дальнейшем До сих пор японская техника развивалась по пути, проложенному США и Западной Европой , причем основное внимание уделялось улучшению западной технологии, уже получившей практическое применение. Вместе с тем следует помнить Япония была пионером в освоении массового производства многих изделий, включая транзисторный радиоприемник и электронный калькулятор.  

Нынешнее поколение технических нововведений станет широко использоваться в практических целях на протяжении 80-х годов, следующее - с начала 90-х годов. Принципы устройств, являющихся сейчас объектом промышленного внедрения (будь то сверхбольшие интегральные схемы, лазеры, оптические и углеродные волокна или аморфные материалы), были открыты более двадцати лет назад поэтому здесь уже накоплены многочисленные результаты исследований и разработок. Именно эти результаты и положены в основу практического применения современной технологии . Другими словами, осваивая нынешнее поколение новшеств, мы пожинаем плоды технического прогресса нескольких десятилетий, непрерывного и поступательного по своей природе.  

Когда ЭВМ пятого поколения войдут в практическое применение, они будут незаменимы во многих видах человеческой деятельности, включая и творческие. Одной из главных областей их применения станет машинный перевод.  

Прогнозирование возможных запасов нефти и газа на основе всесторонней оценки геологического строения, конечно, может принести более точные результаты, чем, скажем, метод экстраполяции. Однако практическое применение метода оценки на основе геологического строения в условиях капиталистической системы наталкивается на серьезные трудности, что связано главным образом, с разобщенностью геологической службы и засекречиванием геологических данных.  

Практическое применение движений" (1917).  

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЗОЛОТОГО ПРАВИЛА  

Тут особое ударение делается на словах практическое применение. Мало верить в Золотое правило. Чтобы оно приносило реальную пользу, нужно научиться распространять его на все человеческие отношения, применять его изо дня в день.  

В процессе практического применения эта система подлежит уточнению и совершенствованию.  

Министерства и ведомства организуют работу по практическому применению в руководимых ими отраслях Закона СССР о государственном предприятии (объединении), скорейшему переводу основного звена на полный хозяйственный расчет и самофинансирование.  

На наш взгляд, следует остановиться на другом возможном методе начисления амортизации - по прогрессивно снижающимся нормам, который не представляет большой сложности для практического применения и в то ЖЕ время не имеет тех недостатков, которые есть в действующих нормах амортизации , а также в погонном методе.  

Предлагаемая методика проста для практического применения, обеспечивает следующие преимущества по сравнению с действующей методикой  

Используя указанные значения Л"н в выражениях (69) - (73), можно существенно упростить подготовку исходных данных и тем самым сделать предложенные формулы более доступными для практического применения.  

Ввиду существенных недостатков предлагаемые в этих работах методики по определению коммерческой скорости бурения не получили широкого практического применения. Основными их недостатками являлись сложность расчета и необходимость сбора значительного количества данных, отсутствующих в действующей статистической отчетности невозможность применения их на всех этапах разработки плана - от первичного бурового предприятия до объединения и министерства отсутствие возможности в процессе расчетов по предлагаемым методикам и расчетным формулам учесть влияние изменения средних глубин скважин

Данный способ расчета наиболее обоснован теоретически и дает самые точные результаты в практическом применении. Но дело осложняется рядом обстоятельств. Во-первых, качество большинства видов продукции, а, следовательно, и его уровень формируются чаще не одним, а несколькими свойствами, причем значимость их в формировании полезности различна. Встает сложная проблема определения их значимости. Во-вторых, полезность продукта находится чаще в нелинейной зависимости от значения свойств (частных качественных характеристик), а это означает непостоянство их значимости. Указанные сложности преодолимы, но не всегда.  

Все большее практическое применение находит использование таких источников энергии, как лучистая энергия Солнца в полупроводниковых установках и фотоэлементах, использование внутреннего тепла Земли, энергии морских приливов и пр. Все это, вместе взятое, наряду с освоением управляемых термоядерных реакций позволит во много раз увеличить количество вырабатываемой электрической энергии по сравнению с современным уровнем.  

Прогрессивные направления рационализации подготовки производства отражены в учебном пособии . Их изучение студентами и практическое применение в последующей инженерной деятельности будет способствовать решению задач создания и ускоренного освоения производства новой высокоэффективной техники.  

Произведение величины объема газа на величину соответствующего этому объему давления газа будет постоянной величиной при постоянной температуре. Этот закон имеет практическое применение в газовом хозяйстве. Он позволяет определять объем газа при изменении его давления и давление газа при изменении его объема при условии, что температура газа остается постоянной. Чем больше при постоянной температуре увеличивается объем газа, тем меньше становится его плотность.  

Однако практическое применение экономико-математических методов в нашей стране стало реально осуществимым к началу 60-х годов благодаря появлению и быстрому развитию электронной вычислительной техники . В эти годы были построены первые отчетные и экспериментальные плановые межотраслевые балансы , решены первые задачи оптимального развития и размещения производства , рассчитаны прогнозы отдельных экономических показателей с помощью методов математической статистики.  

В книге кратко излагается сущность эргономического метода, объекты, цели и задачи этой новой области знаний, их актуальность для нефтяной промышленности . Системная методология изучения сложных биотехнических систем человек-машина-среда (ЧМС) рассматривается на примерах ее практического применения. Человек, его разнообразная деятельность, место и функция в динамической структуре ЧМС исследуются в связи с эффективностью и безопасностью труда, структурой и свойствами ЧМС.  

Одним из путей для исправления такой ситуации могло бы стать учреждение Нобелевских премий в области техники. Нобелевскую премию в области техники следовало бы присуждать отдельным лицам или группам, которые первыми освоили эпохальную технологию или же внесли выдающийся вклад в ее практическое применение оригинальность в данном случае не должна быть предметом обсуждения. Оценка работы должна основываться на KOEI-кретных результатах, в первую очередь на таких критериях, как качество работы и себестоимость законченного изделия или системы. К премии могут быть представлены и отдельные лица, и группы, но большинство премий, конечно же, должно присуждаться организациям, будь та компании, исследовательские центры или другие крупные коллективы.  

Тем не менее после создания сверхбольших интегральных схем прогресс японской микроэлектроники стал стремительным. Решающую роль сыграл переход к массовому производству настольных калькуляторов. Ламповый калькулятор, достаточно большой и поэтому непригодный для работы за столом, был создан в Великобритании (1960 г.). Но практическое применение подобных вычислительных устройств началось несколько позже, в 1964 г., когда компания Хаякава (ныне Шарп) освоила серийный выпуск первого транзисторного калькулятора. Таким образом, настольная мини-ЭВМ была оригинальным японским изделием. Производство транзисторного калькулятора составило всего 1700 единиц в 1964 г., и затем ширилось исключительно высокими темпами. Уже в 1966 г. Шарп заменил транзисторы интегральными схемами размеры калькулятора и его цена существенно уменьшились. Неудивительно, что спрос на такие мини-ЭВМ резко возрастал, достигнув апогея в 1969-1970 гг. Это был тот самый бум, на волне которого стремительно увеличивался сбыт интегральных схем.  

Этапы моделирования инвестиционного цикла . построение модели , оценка параметров , практическое применение для принятия решений , оптимизации и прогнозирования. Интерфейсные, фактуальные и процедурные знания.

При осуществлении инспекционной деятельности Банком России уделяется особое внимание проведению проверок кредитных организаций на основе риск-фокусированного подхода к выявлению существующих и потенциальных проблем в деятельности кредитных организаций. «При этом в актах проверок следует приводить корректное описание выборки для подтверждения ее репрезентативности и адекватности сделанных рабочими группами выводов». Козлов А.А. Об инспекционной деятельности Банка России. 07.07.2004.

Мотивированное суждение уполномоченного представителя Банка России должно содержать выводы по различным направлениям деятельности кредитной организации с учетом существенности выявленных нарушений и недостатков, экономической сущности описываемого события. «Общая оценка финансового состояния и перспектив деятельности кредитных организаций должна позволять судить о наличии (отсутствии) ситуаций, угрожающих интересам кредиторов и вкладчиков кредитных организаций».

При адекватности сформированного кредитной организацией профессионального суждения существующему положению дел инспектор выносит мотивированное суждение, по существу не расходящееся с мнением кредитной организации. Приведем примеры из практики автора дипломной работы.

Пример 1. По кредитному договору № 347/04 от 04.08.2004 банком предоставлен кредит на сумму 5510,5 тыс. руб. Срок кредитования до 04.02.2005, процентная ставка 21 % годовых. На 01.11.2004 остаток срочной задолженности 5510,5 тыс. руб. Обеспечением является залог товаров в обороте на сумму 11001 тыс. руб. Показатели на 01.01.2004 и 01.10.2004: прибыль 1602 тыс. руб. на начало периода, на конец - убыток -3488 тыс. руб., коэффициент обеспеченности собственными средствами 0,1 и - 0,3 - ухудшение, на последнюю дату не выдержан; коэффициент текущей ликвидности: на 01.01.2004 - 1,1, на 01.10.2004 - 0,0 - невыполнение; дебиторская задолженность возросла с 126.431 тыс. руб. до 202885 тыс. руб. (негативный момент). На 01.11.2004 остаток по картотеке составил 1467,3 тыс. руб., возникший 25.10.2004. Финансовое положение оценивается как плохое. Случаи просроченных платежей по основному долгу и процентам, случаи изменения существенных условий договора, а также предоставление заемщику ссуды в целях погашения долга по ранее выданной ссуде не установлены. Обслуживание долга оценивается как хорошее. По результатам комплексного анализа финансовое состояние оценивается как плохое. В соответствии с таблицей определения категории качества ссуды с учетом финансового положения заемщика и качества обслуживания долга (пункт 3.9 Положения Банка России от 26.03.2004 № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности») данная ссудная задолженность относится к 3-й категории качества.

По данным банка на 01.11.2004 ссуда классифицирована по 2-й категории качества. Учитывая особенность предприятия, деятельность которого направлена на поддержание жизнедеятельности северных отдаленных улусов республики (обеспечение продуктами питания, прием от населения рыбы, мяса, молока и дикорастущих плодов для переработки), поддержку со стороны государства, субсидирование предприятия с бюджетов всех уровней, обеспечение кредита рабочей группой вынесено решение о возможности оставления ссудной задолженности во 2-ой группе риска.

Пример 2. Общая задолженность предприятия ОАО «С» по состоянию на 01.10.2004 и на 01.11.2004 составляет 10 000 тыс. руб. по следующим кредитным договорам:

  • -по договору № 49 от 07.04.2004 на сумму 7 000 тыс. руб. сроком по 07.04.2005, процентная ставка 16% годовых. В качестве обеспечения приняты товары в обороте (труба стальная) на сумму 14 000 тыс. руб.
  • - по договору № 112 от 20.08.2004 на сумму 3000 тыс. руб. сроком по 22.11.2004, процентная ставка 16% годовых. В качестве обеспечения приняты товары в обороте (труба стальная) на сумму 3 524 тыс. руб.

У предприятия по кредитам отсутствуют случаи просроченных платежей по основному долгу и процентам в течение последних 180 дней, наличие случаев изменения существенных условий договора, а также предоставление заемщику ссуд в целях погашения долга по ранее выданным не установлено. Обслуживание долга оценивается как «хорошее».

Документы, подтверждающие наличие товарно-материальных ценностей и их стоимость представлены. По состоянию на 01.10.2004 товарные запасы предприятия составили 130 615 тыс. руб. Сумма залога соответствует бухгалтерской отчетности предприятия, убыток предприятия по состоянию на 01.10.2004 составляет 203 255 тыс. руб., чистые активы (- 197 206) тыс. руб. Часть коэффициентов финансовой устойчивости не выполняется. Исходя из формальных признаков финансовое состояние предприятия оценивается как плохое. В соответствии с таблицей определения категории качества ссуды с учетом финансового положения заемщика и качества обслуживания долга (пункт 3.9 Положения Банка России от 26.03.2004 № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности») данная ссудная задолженность должна относится к 3-й категории качества. Банком данная задолженность отнесена во 2-ю категорию качества.

Рабочей группой вынесено мотивированное суждение о финансовом состоянии предприятия. Данное предприятие является уникальным по выполнению работ строительства магистральных газопроводов и строительства объектов газового хозяйства. Специфика выполняемых предприятием работ такова, что выставление счетов заказчику происходит после выполнения обязательств по заключенным договорам. Объемы выполняемых работ по строительству газопроводов велики, поэтому счета-фактуры выставляются один-два раза в год. Согласно пояснений банка и предприятия в настоящее время на проверку заказчику переданы акты о выполненных строительно-монтажных работах на общую сумму 245 132 тыс. руб., которые будут оплачены. Также в бюджете Республики Саха (Якутия) на 2004 год предусмотрено финансирование магистрального газопровода «Мастах-Берге-Якутск» (3-я нитка) и газификация сельской местности республики в сумме 552 023 тыс. руб. Ежемесячный оборот по расчетному счету в 2004 году составил 22 528 тыс. руб. На основании изложенного выше, рабочей группой вынесено решение об оценке финансового состояния как «среднее».

В соответствии с таблицей определения категории качества ссуды с учетом финансового положения заемщика и качества обслуживания долга (пункт 3.9 Положения Банка России от 26.03.2004 № 254-П) данная ссудная задолженность относится к 2-ой категории качества. По результатам проверки данная ссудная задолженность относится ко 2-ой категории качества.

Также рассмотрим один из примеров - мотивированное суждение о реклассификации ссудной задолженности

Ссудная задолженность предприятия «Y» по состоянию на 01.10.2004 составляет - 15078,3 тыс. руб. по одному кредитному договору без оформления обеспечения. По данным анализа финансового состояния, проведенного банком, заемщик по качеству ссудной задолженности с учетом финансового положения отнесен к категории «среднее» (из 10 показателей не выполняются 5), по качеству обслуживания долга - «хорошее». Ссудная задолженность отнесена к 2-й категории качества, резерв создан в размере 1,0 %.

Проверкой обоснованности классификации ссудной задолженности предприятия «Y» установлено, что финансовое состояние данного заемщика оценивается как «плохое»: убыточная деятельность, отрицательные чистые активы (-2,0 т.р., -1,0 т. р., -2,0 т.р.), не выполняются 4 показателя (см. таблицу ниже). Баланс заемщика на три последние отчетные даты практически в полном объеме состоит по активу - из долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений, по пассиву - из краткосрочных обязательств и займов. Проверкой использования кредитов установлено, что средства направлены предприятию «X» согласно договору купли-продажи ценных бумаг № 153/3 от 26.06.2003 (через Московский филиал). Случаев задержки в выплате процентов за кредит не установлено. Проценты за кредит перечисляются предприятием «X» из Московского филиала по договору займа от 15.12.2003, в тот же день перечисляются банку, следовательно, по косвенным признакам средства от кредита предприятия «Y» были направлены на предоставление займа предприятию «X».

На основании комбинации 2-х классификационных критериев (финансовое состояние «плохое», обслуживание долга «хорошее»), а также согласно п.п.3.14.1 (не выше чем в 3 категорию качества классифицируются ссуды использованные заемщиком на предоставление займов третьих лиц) Положения Банка России № 254-П ссудную задолженность предприятия «Y» на основании мотивированного суждения рабочей группы отнесена в 3 категорию качества (сомнительные).

Рассмотрим еще один пример мотивированного суждения, вынесенного об отсутствии признаков ненадлежащих активов.

В ходе проверки формирования резервов под прочие активы рабочей группой было установлено, что Банком 5 в элемент расчетной базы прочие потери по 5 группе риска была включена задолженность двух предприятий (ОАО «А» и ЗАО «О») Банку 5 по неисполненным срочным сделкам на поставку акций ОАО «Энерго» и ОАО «Электросвязь» на общую сумму 3648 тыс.руб., в том числе:

  • -от ОАО «А» на общую сумму 1996 тыс.руб.;
  • - от ЗАО «О» на сумму 1652 тыс. руб.

Оплата по перечисленным срочным сделкам была произведена Банком 5 в феврале и апреле 2001 года. Согласно указанным выше договорам поставка ценных бумаг должна была быть осуществлена до 31.12.2002. Однако контрагентами условия договоров не исполнены в срок.

Поскольку ЗАО «О» и ОАО «А» опосредованно (не в качестве акционеров) участвовали в проведении 5 и 6 эмиссий Банка 5, рабочей группой была проведена проверка возможной взаимосвязи требований Банка 5 к данным контрагентам с кредитом от 31.12.1998 ЗАО «О», за счет которого были закрыты требования Банка 5 к акционеру ЗАО «Э» - участнику 5 эмиссии, и с тремя учтенными Банком 5 векселями ОАО «А», выпущенными ОАО «А» в 1998 году, и переданными по индоссаменту акционерам 6 эмиссии ООО «Л» и ООО «Т».

Для вынесения мотивированного суждения о наличии (отсутствии) признаков ненадлежащих активов рабочей группой проанализирована последовательность операций, предшествующих заключению Банком 5 указанных срочных сделок:

1. Рабочей группой было установлено, что средства, полученные ОАО «А» от Банка 5 в апреле 2001 года по договорам на поставку акций ОАО «С» были использованы им на погашение ранее выпущенных (в 2000 году) шести векселей ОАО «А», находившихся в тот момент в портфеле Банка 5. Причем, два из них были учтены Банком 5 впервые, и средства от их учета не направлялись на погашение других долгов перед Банком 5. То есть активы в виде этих векселей не были связаны с формированием капитала в ходе 6 эмиссии (15.02.1999-16.02.1999).

Средства от учета в Банке 5 оставшихся четырех векселей были направлены ОАО «А» на погашение ранее учтенных Банком 5 векселей того же эмитента, которые в свою очередь были учтены Банком 5 - 24.11.1999. Средства, поступившие на счет ОАО «А» от учета векселей, были направлены векселедателем на выкуп у Банка 5 портфеля векселей ООО «П».

ООО «П» являлся приобретателем акций в ходе шестой эмиссии, но использовал для покупки акций средства своего участника - ЧОП «Г-С», который, в свою очередь, получил средства от Банка 5 после продажи ему своих векселей. Сделок по обмену векселей ЧОП «Г-С», участвовавших в формировании капитала, на векселя ОАО «А» или ООО «П» не производилось. Таким образом, можно было сделать вывод о том, что оставшиеся четыре векселя ОАО «А»» также не связаны с формированием капитала Банка 5 в ходе 6 эмиссии.

2. Поскольку наличие источников погашения кредита ЗАО «О», участвовавшего опосредованно в формировании капитала Банка 5 в ходе 5 эмиссии, не вызывало сомнений (погашен денежными средствами, поступившими от контрагента за товар), рабочая группа подтвердила отсутствие взаимосвязи неисполненной срочной сделки с ЗАО «О» с формированием капитала в ходе 5 эмиссии.

В данном примере применение всех основных принципов мотивированного суждения послужило основанием для вывода об отсутствии взаимосвязи между увеличением уставного капитала в ходе 5 и 6 эмиссий Банка 5 и невыполнением своих обязательств по поставке акций Банку 5 со стороны организаций, косвенным образом связанных с акционерами Банка 5.

Пример мотивированного суждения по оценке финансового состояния предприятия. Рассмотрев действующую в Банке 3 методику анализа финансового состояния заемщиков - юридических лиц Банка 3, рабочая группа отметила, что ряд показателей, относящихся к группе факторов «Дополнительные субъективные факторы оценки» и оказывающих прямое определяющее воздействие на итоговую оценку финансового состояния заемщика, с экономической точки зрения лишь косвенно характеризуют степень его финансовой устойчивости. К таким показателям можно было отнести: «качество высшего руководства фирмы», «общее качество управления в компании», «качество управления финансами», «учет и контроль». Например, по последнему фактору заемщик, подтвердивший достоверность финансовой отчетности у аудиторов с мировым именем, получает 30 баллов, а заемщик, обладающий продвинутой компьютерной бухгалтерской системой - все 50.

При этом Банк 3 присваивал заемщикам 50 баллов, ссылаясь на наличие у них «1С-бухгалтерии». Использование указанных факторов при оценке финансового состояния заемщиков, а также недостаточное аргументирование применения других «дополнительных субъективных факторов» в случае наличия невысокой оценки самих финансовых показателей повлекло искусственное завышение итоговой оценки финансового положения заемщика путем присвоения данным факторам максимально допустимого количества баллов.