Презентация научные познания и его особенности. Методы научного познания. Результаты научной деятельности

краткое содержание других презентаций

«Духовно-нравственная сфера» - Какое слово пропущено в схеме. Формы религий. Элитарная культура. Образовательные ступени системы образования РФ. Культура (в узких смыслах). Основной круг вопросов, проверяемых в рамках ЕГЭ. Верны ли следующие суждения о СМИ. Найдите в приведённом списке примеры СМИ. Проблема социальной ответственности учёных стала особенно актуальной. Духовно-нравственная сфера. Искусство, его формы и основные направления.

«Развитие научно-технического прогресса» - Многие поколения ученых. Электромагнитное поле. Астрономия. Электромагнитная природа мира. Единство строения материи. Единство мира. Первичные частицы. Биология. Частицы вещества. Джеймс Клерк Максвелл. Фундаментальные законы. Механическая картина мира. НТР и НТП. Техника. Физика и научно-техническая революция. Технический прогресс. Значение физики. Физика.

«Материальная и духовная культура» - В переводе с латинского термин "культура" означает "возделывание", «обработка". Токарный станок и живописная картина, например, служат разным целям. Культура постоянно изменяется, находится в динамике, в развитии. Человек в мире культуры. Западная культура. Духовная. Материальная. Восточная культура. Культура. Что же такое культура? Роль культуры в нашей жизни. Вне культуры невозможна жизнь ни человека, ни общества.

«Уровни научного познания» - Научная теория. Теоретический уровень. Эксперимент. Эмпирический уровень. Описание. Функции научного познания. Отличия от обыденного познания. Наука. Гипотеза. Научное познание. Уровни научного познания. Моделирование. Наблюдение.

«Мировоззрение и познание» - Развитие навыков проективного мышления. Миф как обман. Миф как предание. Истина в представлении русского языка и культуры. Пути науки. Задачи элективного курса. Миф как игра. Ассоциации. Миф вчера и сегодня. Вера и чудеса. Учебно-тематическое планирование. Сравнительный анализ. Дух и духовность. Поэзия истины и истина поэзии. Истина и миф. Миф как метафора. Миф как жизнь. Типы лингвокультурологических заданий.

«Шопенгауэр» - Свободно владел немецким. Философ написал девять произведений. Тяготел к немецкому романтизму. Анализ воли человека. Артур Шопенгауэр. Основной философский труд. Философ пессимизма. Пренебрегал элементарными благами. Упоминание о. Шопенгауэр был женоненавистником.




Критерии научности знания: 1. Объективность, достоверность. Научное знание должно соответствовать реальным процессам, то есть быть истинным. 2. Доказательность, обоснованность. Знание, являющееся результатом научного познания, должно быть научно доказано, обосновано. В качестве обоснования могут выступать эмпирические факты и логические аргументы.


3. Опытная проверяемость и возможность многократного воспроизведения результатов. 4. Выраженность в понятиях. Научное знание должно быть выражено в системе определенных, выработанных данной наукой понятий. 5. Системность. Научное знание должно быть согласовано с определенной концепцией, сложившейся в науке или служить основой формирования новой концепции. 6. Способность к развитию, то есть потенциал знания к порождению нового знания.


Вопрос 2. Тенденции развития современного научного познания 1. Глубокая дифференциация и интеграция научного знания. Дифференциация – процесс образования новых наук, выделение из традиционных наук специфических предметов научного исследования. Интеграция – процесс объединения наук в систему, образование синтетических наук, обеспечивающих комплексное изучение объекта науки.


2. Математизация современной науки. Философская основа математизации – возрастание степени абстрактности научного знания, стремление к анализу количественных характеристик. 3. Ускорение развития научного знания: за десять лет объем научной информации удваивается, увеличивается количество людей, занятых в науке. 4. Качественно изменяется структура научного знания: основное значение в научном познании приобретает философская теория (метатеория) и методология, логика науки.






Вопрос 4. Методы и формы научного познания Метод (греч.methodos – путь, исследование) – способ, совокупность правил, приемов получения нового знания. Специальные (частные) методы – методы, которые используются в специальных науках (спектральный анализ, статистический метод, метод меченых атомов и др.). Общенаучные методы – методы, которые используются во всех науках. Универсальные (всеобщие) методологические принципы – совокупность требований, выполнение которых необходимо для проведения научного исследования.


Методы научного познания Методология науки исследует общенаучные методы, которые используются на эмпирическом и теоретическом уровнях исследования. Методы эмпирического уровня познания – наблюдение и эксперимент. Методы теоретического уровня исследования – анализ, синтез, обобщение, индукция, – анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, математические методы,системный метод и др.


Философские (всеобщие) принципы научного исследования 1. Принцип объективности. 2. Принцип развития. 3. Принцип всеобщей связи (системности). 4. Принцип внутренней противоречивости. 5. Принцип взаимосвязи количественных и качественных характеристик. 6. Принцип конкретности истины.


Формы эмпирического уровня научного познания Научный факт (лат. faktum – свершившееся, сделанное) – эмпирический базис науки. Факт – воспринятые человеком и зафиксированные в какой-либо форме стороны, моменты действительности. Явление становится научным фактом, если оно зафиксировано, то есть, указано содержание этого явления, условия (время, место) его существования.


Формы теоретического уровня научного познания Научная проблема (греч. problema – задача, задание) – форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. Это знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа.


Гипотеза – научное предположение, выдвинутое на основе накопленных научных фактов и объясняющее новые факты, не укладывающиеся в старую теорию. Гипотетическое знание носит вероятностный характер и требует проверки и обоснования. Научная теория – обоснованная, логически непротиворечивая система научного знания, объясняющая характер функционирования и развития объекта.


  • содействовать осознанию форм и методов научного познания;
  • продолжить знакомство с особенностями познавательной деятельности;
  • осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
  • способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

  • Знать: сущность и особенности научного познания, познакомиться с основными особенностями методологии научного мышления, методами научного познания.
  • Уметь: осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы.

  • научная теория;
  • эмпирический закон;
  • гипотеза;
  • научный эксперимент;
  • моделирование;
  • научная революция;
  • дифференциация;
  • интеграция.

Изучение нового материала

  • Основные особенности методологии научного мышления.
  • Дифференциация и интеграция научного знания.

Вспомните. Как связаны чувственное и рациональное в познавательной деятельности людей? Какое знание считается истинным? В чём выражается объективность истины? С какими законами развития природы, открытыми учёными, вы познакомились на уроках физики, биологии?


Особенности научного познания

Найдите лишнее высказывание

  • «Не рой яму другому – сам в неё попадешь»
  • «Пришельцы с других планет живут среди нас»
  • «Каждый человек обладает определенным набором генов – носителей наследственности»
  • «Каждый человек стремится к материальному достатку»
  • «У каждого человека есть своя аура»

Прочитайте пункт «Особенности научного знания» на стр. 248 и выпишите особенности


Особенности научного познания

  • Получение нового для человечества знания.
  • Объективность получаемого знания
  • Использование специальных методов познавательной деятельности.
  • Воспроизводимость полученного результата в одних и тех же условиях, проверяемость знания.
  • Рациональность (непротиворечивость, доказательность, системность).
  • Развитость понятийного аппарата ( терминология ).
  • Универсальность .

А как получилось у вас в тетрадях? Сверьте!


Масса веществ , вступивших в химическую реакцию, равна массе веществ , образовавшихся в результате реакции

Научное познание - вид познавательной деятельности, направленной на получение объективных, знаний о природе, обществе и мышлении.

Научное познание - познание, имеющее целью открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи.


Вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

«Наука как знание существует само по себе - «знание ради знания» - это миф или реальность?


Два уровня научного знания

Эмпирическое познание процесс накопления и фиксация опытных данных; исследование реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов.

Теоретическое познание -

Главная задача - описание предметов и явлений, накопление знаний.

процесс выявления законов и создание научных теорий; сущностное опосредованное познание; имеет дело с идеальными объектами.

Главная задача

Форма получаемого знания:

объяснение изучаемых явлений.

  • Научный факт
  • Эмпирический закон

Форма получаемого знания:

  • Гипотеза
  • Закон
  • Теория

Методы эмпирического познания

Методы теоретического познания

Наблюдение целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знания о внешних свойствах и признаках изучаемого объекта

Гипотеза – научное предположение, нуждающееся в проверке.

Измерение - сравнение объектов по каким-либо общим свойствам и сторонам.

Теория – целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности

Описание – фиксация сведений об объектах с помощью средств языка.

Моделирование – воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданной для их изучения.

Эксперимент – наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях

Анализ –

Синтез –

Индукция –

Дедукция –

Аналогия -




ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

  • ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ (от лат. differentia - разность) означает разделение, расчленение целого на части, формы и т. п.
  • ИНТЕГРАЦИЯ (от лат. integration - восстановление) фиксирует обратный процесс - сближение и связь различных частей, процессов, явлений.

Интеграции научного знания, по оценкам специалистов, препятствует дефицит объединяющих научных идей ; бурный рост специализированного научного знания, который не позволяет ученым стать специалистами по целому ряду научных дисциплин (иными словами, век энциклопедистов безвозвратно прошёл).


КАК ПРОИСХОДЯТ НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ

Ярким примером такой революции является смена научной картины мира, происшедшая в начале XX в. Исследования А. Эйнштейна, М. Планка и других выдающихся учёных коренным образом изменили представления о пространстве, времени, материи. И всё же, существенно обогатив их, физика прошлого века не отменила прежних представлений, но указала на ту область, в пределах которой они справедливы.

Альберт Эйнштейн , (14.03.1879 – 18.04.1955) - великий физик; один из основателей современной физической теории; создатель Специальной и Общей теорий относительности

Макс Планк (1858-1947) (Макс Карл Эрнест Людвиг) - немецкий физик, один из основоположников квантовой теории, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1913) и почётный член АН СССР (1926).


  • далёк от профессиональной научной деятельности, но постоянно пользуется плодами науки, воплотившимися в массе современных вещей (бытового комфорта);
  • всё более укрепляется авторитет науки, методологии (принципов, подходов) научного мышления;
  • Вместе с тем имеются и сторонники вненаучной картины мира: свойственна установка на практическую пользу, интерес к таинственному и чудесному.

  • Каковы основные отличия научного познания от обыденного?
  • Чем характеризуется эмпирический уровень научных знаний?
  • Что присуще теоретическому уровню науки?
  • Соотнесите уровни и методы научного познания.
  • Что отличает эксперимент от наблюдения?
  • Какова роль гипотезы в научном познании?
  • Приведите примеры научного моделирования.
  • В чём проявляется дифференциация научного знания? Каковы её причины?
  • Что затрудняет интеграцию научного знания в современных условиях?
  • Как развивается научная революция?

  • Повседневные наблюдения убеждают нас в том, что все тела притягиваются к Земле. Но тела притягиваются не только к Земле, но и друг к другу. В этом можно убедиться на следующем опыте. (Далее идет описание эксперимента.)
  • В 1667 г., анализируя материалы астрономических наблюдений, Ньютон применил сформулированные им законы динамики к движению Луны. Ему было известно, что Луна обращается вокруг Земли почти по круговой орбите. Но движение по круговой орбите возможно только тогда, когда на тело действует какая-то сила, сообщающая ему центростремительное ускорение... Ньютон высказал предположение, что этой силой является сила взаимного притяжения Луны и Земли. Произведя необходимые расчеты, он пришел к выводу, что силу взаимного притяжения Луны и Земли можно вычислить по формуле (приводится формула)...
  • Ньютон не остановился на этом, а предположил, что по полученной им формуле можно рассчитать силу притяжения любых тел, если их размеры малы по сравнению с расстоянием между ними. Поэтому открытый им закон получил название закона всемирного тяготения...
  • Два тела (рассматриваемые как материальные точки) притягиваются друг к другу по прямой, их соединяющей, с силами, прямо пропорциональными произведению их масс и обратно пропорциональными квадрату расстояния между ними”.

С1. Приведите по три примера ненаучных и научных форм познания.

С2. Среди причин, обусловливающих относительный характер открываемых в познании истин, чаще всего называют ограниченность познавательных возможностей человека: далеко не всё доступно нашему восприятию, имеет свои границы и рациональное познание.

Что ещё придает нашим выводам и суждениям о мире относительный характер? Укажите три таких "ограничителя".

С3. Назовите три формы рационального познания.


  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?


Литература: Бахтин М. Понимание и текст// Хрестоматия по философии: Учебное пособие. Изд. 2-е, перераб и доп. / Сост. Алексеев П.В., Панин А.В. М: Гардарика, С Вебер М. Наука как призвание и профессия.Наука как призвание и профессия. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги ХХ столетия. М.: Логос, с. Карнап Р., Ханс Х., Нейрат О. Научное миропонимание.Научное миропонимание. Кун Т. Структура научных революций. Мошкова Г.Ю. Личностно-психологические предпосылки научного творчества и их формирование.Личностно-психологические предпосылки научного творчества и их формирование. Садовничий В.А. Мудрость и знание в глобализирующемся мире.Мудрость и знание в глобализирующемся мире. Шульга Е.Н. Научное открытие: герменевтический подход.Научное открытие: герменевтический подход.


Наука - особая область социально-исторической деятельности человека, направленной на производство, систематизацию, хранению наиболее точных знаний о мире, обществе и человеке Основные этапы развития науки: I этап - зачатки науки появились в древности (Вавилонии, Шумерах), в античном мире VI-IV вв. д.н.э. II этап - появлению в XVI-XVIIвв. классической науки, способствовали ньютоновская механика, картезианские принципы и др. III этап - постклассическая наука XIX-нач.XX вв. основывалась на квантовой механике, теория относительности и др. IV этап - возникновение постнеклассической науки во II-ой пол. ХХ в. связано с процессами глобализации, учением о нелинейных системах и др.


Томас Кун в работе «Структура научных революций» выявил общие черты, характеризующие научные открытия. На их основе сформулировал принцип научного творчества: не всякая новая идея – новая, не всякое новое творение – новое, а только то, которое реализует и утверждает новую парадигму.


Казимир Малевич написал «Черный квадрат», начав тем самым новую парадигму в живописи. Огромная масса черных и красных квадратов, параллелепипедов и прочих фигур, появившихся после Малевича, представляют всего лишь умножение открытой им парадигмальной схемы.




Каждый этап развития науки имеет свою парадигму: Классическая наука связана с парадигмой механики, Лапласовского детерминизма. Неклассическая наука связана с парадигмой относительности, дискретности, квантования, вероятности и дополнительности. Постнеклассическая наука связана с парадигмой самоорганизации и становления.


Специфика научного познания: Систематичность, выводимость одних положений из других; объектом научно-теоретического анализа выступает не сама реальная действительность, а их мыслительные аналоги - идеализированные объекты; осознанным контролем над самой процедурой познания; наличие четких понятий, фиксация смысла и выработка специального научного языка; строгость и объективность открываемых истин.








Эмпирические методы: Наблюдение – целенаправленное восприятие предметов, явлений в их естественном виде, в непосредственной действительности. Описание – фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах. Измерение – сравнение объектов по каким-то сходным свойствам или сторонам. Эксперимент – научный опыт, при котором объект ставится в специально создаваемые, контролируемые условия. Сравнение – одновременное соотносительное исследование и оценка общих для двух или более объектов свойств и признаков.


Теоретические методы: Формализация – построение абстрактно- математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности. Аксиоматизация – построение теорий на основе аксиом-утверждений, доказательства истинности которых не требуется. Гипотетико-дедуктивный – создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах.



Задачи и этапы научной деятельностиЗадачи:
получение нового
знания
сообщение нового
знания
Этапы:
совершение
открытия
оформление
открытия

Виды научной деятельности

научные исследования
апробация результатов
подготовка научных работников
аттестация научных работников

Цели науки:

описание
объяснение
прогноз

Система науки

естественные
общественные (социальные,
гуманитарные)
технические
фундаментальные
прикладные

Принципы науки:

гносеологические
методологические
аксиологические

Структура научного знания

Научная
парадигма
Научная картина мира
Тип научной рациональности

Парадигма -

Парадигма (греч. – пример, образец) –
теория или модель
постановки проблем,
принятая в качестве
образца решения
исследовательской задачи
«дисциплинарная
матрица» (Т. Кун)
теоретические
стандарты
методологические
стандарты
ценностные критерии
мировоззренческие
установки

Научная картина мира

Целостный образ
объекта научного
исследования
Теория
Допущения
Частные
теоретические
модели

Теория - форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях объекта

Теория форма научного знания, дающая
целостное представление о
закономерностях и существенных
связях объекта
эмпирическая основа
теоретическая основа
логика
совокупность утверждений с их
доказательствами

Концепция -

Концепция способ понимания, трактовки
предмета, явления, основная
точка зрения на предмет,
руководящая идея

Модель – идеализированный объект (их совокупность и взаимосвязь), соотносящийся с суждениями теории или концепции

Доктрина – устойчивая система взглядов, идей, принципов, для которой характерен единый подход к изучаемым явлениям

методология
содержание
программные положения

Типы научной рациональности

Объект научного познания
Познавательные способности
субъекта
Познавательное отношение субъекта к
объекту
Научный метод
Результат научного знания

Исторические типы научной рациональности

классическая
постклассическая
1) неклассическая
Аграрное общество
(традиционное)
Индустриальное
общество (модерн)
Постиндустриальное
общество (постмодерн)
2)
постнеклассическая

ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ
СУБЪЕКТ
ОБЪЕКТ

Классический тип научной рациональности

ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ
СУБЪЕКТ
ОБЪЕКТ

Неклассический тип научной рациональности

ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ
СУБЪЕКТ
ОБЪЕКТ

Постнеклассический тип научной рациональности

ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ
СУБЪЕКТ
ОБЪЕКТ

Модели развития научного знания

кумулятивная модель
критический рационализм (Карл Поппер)
теория научных революций (Томас Кун)
методологический фальсификационизм
(Имре Лакатос)
эпистемологический анархизм
(Пол Фейерабенд)
социальный (социологический) реализм
(Рэндалл Коллинз)

Критический рационализм

Карл Поппер (1902-1994)
«Логика и рост научного
знания» (1934 г.)

Опровержение научного знания

Научное знание всегда предположительно
Рост знания происходит рационально, на
основе опровержения (фальсификации)
существующих теорий:

Теория научных революций (парадигмальная модель)

Томас Кун (1922-1996)
«Структура научных
революций» (1963 г.)

Смена парадигм (по Т. Куну)

Научная
революция
Нормальная
наука
Экстраординарная
наука

Методологический фальсификационизм

Имре Лакатос (1922-1974)
«Фальсификация и
методология научноисследовательских
программ» (1970 г.)

Структура научно-исследовательской программы

Жёсткое ядро
Защитный пояс
Положительная
(позитивная)
эвристика
Негативная
эвристика

Эпистемологический анархизм

Пол Фейерабенд
(1924-1994)
«Против метода:
очерк анархистской
теории познания»
(1974 г.)

Принципы эпистемологического анархизма

Принцип пролиферации (размножения)
теорий
Принцип несоизмеримости теорий
Методологический плюрализм

Социальный (социологический) реализм

Рэндалл Коллинз (р. 1941)
«Социология философий:
глобальная теория
интеллектуального
изменения» (1998 г.)

Теория интеллектуальных сетей

Горизонтальные и вертикальные
интеллектуальные сети
Организационные основы и интерактивные
ритуалы
Обмен культурным капиталом и
эмоциональной энергией
Соперничество за пространство внимания и
интеллектуальную репутацию
Наука развивается посредством
реорганизации интеллектуальных сетей

Результаты научной деятельности

новые знания
экспериментальные
образцы
конечные
промежуточные
побочные

Принципы определения научности гипотезы

логический
критический
позитивизм
рационализм
(верифицируемость) (фальсифицируемость)
Рудольф Карнап
(1891-1970)
Карл Поппер
(1902-1994)

Способы и методы оценки научной деятельности

экспертная оценка
(рецензируемость, peer-reviewed)
индекс цитирования
(citation index, CI, ИЦ;
индекс Хирша, h-индекс)
импакт-фактор журнала
(impact- factor, IF, ИФ)

Базы данных ИЦ и ИФ

Science Citation Index (SCI)
Social Sciences Citation Index (SSCI, социальные
науки)
Arts and Humanities Citation Index (AHCI, искусство и
гуманитарные науки)
Scopus (проект компании Elsevier)
Euro-Factor (ЕС)
Google Scholar
Web of Science (проект компании Thomson Scientific)
Российский индекс научного цитирования (РИНЦ,
проект Российской научной электронной библиотеки
http://elibrary.ru)