Развивающие приемы на уроках информатики. Использование мотивации на уроках информатики. Развитие алгоритмического мышления в процессе изучения темы «Циклы»

Использование интерактивных методов на уроках информатики

в условиях ФГОС

Интерактивное обучение – это специальная форма организации образовательного процесса, суть которой состоит в совместной деятельности учащихся над освоением учебного материала, в обмене знаниями, идеями, способами деятельности. Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач.

Основные цели интерактивного обучения:

  • стимулирование учебно-познавательной мотивации;
  • развитие самостоятельности и активности;
  • воспитание аналитического и критического мышления;
  • формирование коммуникативных навыков
  • саморазвитие учащихся.

Современный урок в рамках ФГОС это урок на котором необходимо использовать современные технологии, различные методы и формы работы.

Одной из технологий способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления ,

Технология критического мышления позволяет: объединить

  • организовать самостоятельную работу на уроке;
  • вовлечь каждого ученика в учебный процесс;
  • развивать у учащихся положительное отношение к интеллектуальной творческой деятельности;
  • повышать уровень самоорганизации учащихся;
  • овладевать рациональными приемами самообразования;
  • стимулировать мыслительную деятельность и развивать познавательную активность;
  • развивать ключевые компетентности лично значимые для учащихся умения и навыки.

Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией через чтение и письмо. Она представляет собой совокупность разнообразных приёмов, направленных на мотивирование ученика, подсознательное побуждение его на исследовательскую, творческую активность, предоставление ему условий для осмысления материала и помощи в обобщении приобретённых знаний.

Основные этапы урока при использовании технологии «Критическое мышление»:

Стадия вызова.

Стадия осмысления.

Стадия рефлексии.

Технологичекие

этапы

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Возможные

приемы и методы

I стадия (фаза)

Вызов (evocation):

Актуализация имеющихся знаний;

Пробуждение интереса к получению новой информации;

Постановка учеником собственных целей обучения.

Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе

Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы.

Составление списка «известной информации»:

рассказ-предположение по ключевым словам;

систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;

верные и неверные утверждения;

перепутанные логические цепочки;

мозговая атака;

проблемные вопросы, «толстые» и «тонкие» вопросы и т.д.

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

II стадия

Осмысление содержания (realization of meaning):

Получение новой информации;

Корректировка учеником поставленных целей обучения.

Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»

Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации

Методы активного чтения:

«инсерт»;

«фишбоун»;

«идеал»;

ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;

поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекции, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах. В групповой работе должны присутствовать два элемента – индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.

III. Рефлексия (reflection):

Размышление, рождение нового знания;

Постановка учеником новых целей обучения.

Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям; внести изменения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержание.

Заполнение кластеров, таблиц.

Установление причинно-следственных связей между блоками информации.

Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.

Ответы на поставленные вопросы.

Организация устных и письменных круглых столов.

Организация различных видов дискуссий.

Написание творческих работ.

Исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах.

Применение технологии развития критического мышления на уроках информатики

Многие уроки изучения нового материала начинаются с приема «Корзина», на доске демонстрируются или выводятся через проектор основные идеи предстоящего урока.

Например, на уроке изучения «Линейного алгоритма» можно предложить учащимся высказать, как они думают какой алгоритм можно назвать линейным, привести примеры. На уроке изучения «Цикла» предложить предположить, что такое цикл, какие примеры циклических действий они могут привести.

Рисунок 1. Пример использования приёма «Корзина»

Класс: 7

Информация и её свойства.


Используется механизм ЗУХ (знаю, узнал, хочу узнать или есть вопрос). Индивидуальная работа.

Таблица 1.

Пример использования приёма ЗУХ

Знаю

Узнал новое

Хочу узнать подробнее. Есть вопрос?

Информация – это некоторое сообщение, которое люди передают друг другу. Она содержится в книгах, в окружающихся нас звуках, показаниях приборов и т. д.

Информация как сигнал. Сигналы бывают дискретными и непрерывными. Виды информации: визуальная, вкусовая, тактильная, обонятельная. Основную информацию человек получает визуально 80–90 %. Информация имеет свои свойства: объективность, достоверность, полнота, актуальность, понятность.

Каким образом получают информацию слепые? Как проверить информацию на достоверность? Все ли свойства должны выполняться для любого вида информации?


В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе урока информацию. Прием «Маркировочная таблица» позволяет учителю информатики проконтролировать работу каждого ученика на уроке, его понимание и интерес к изучаемой теме. Обращаться к этой таблице можно несколько раз за урок. На этапе Вызова заполняется первая колонка, на этапе Реализации – вторая колонка и на этапе Рефлексии – третья. Вот, например, какие маркировочные таблицы были составлены ребятами на некоторых уроках.

Класс: 9

Тема: Алгоритмы и исполнители.


Прием «Кластер». Работа в группах.


На поисково- исследовательском этапе класс делится на группы (по 5 человек).


Задание: составить кластер на основе изучения материала учебника. Также наряду с составление кластера обучающиеся составляют список вопросов. Затем группы выступают со своими работами, обсуждают появившиеся вопросы (вся деятельность осуществляется между обучающимися, учитель выполняет функцию координатора; на возникшие вопросы могут отвечать члены других групп, при затруднении обращаясь к учителю).

Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Прием кластера удобно использовать как промежуточную оценку работ учащихся, их понимание рассмотренных понятий. Так, например, прежде чем перейти к знакомству с исполнителем Робот можно попросить ребят изобразить связь со всеми изученными понятиями, отталкиваясь от ключевого слово Алгоритм (при этом к этому кластеру можно обращаться на протяжении всего курса, дополняя его новыми составляющими).

Рисунок 2. Пример использования приёма «Кластер»

Класс: 9

Тема: Информационные технологии и общество.


Прием «Зигзаг». Работа в группах.


На поисково-исследовательском этапе класс делится на группы (по 4 человека).


1этап. Внутри группы распределяют номера от 1 до 4.


2 этап. Обучающиеся рассаживаются за столы в соответствии с выбранным номером, в группе изучают материал учебника, составляют опорные схемы:

Рисунок 3. Схема размещения групп обучающихся


1 стол . Предыстория информатики;


2 стол . История чисел и систем счисления;


3 стол . История ЭВМ;


4 стол . История программного обеспечения и ИКТ.


3 этап. Возвращаются в домашние группы, по очереди рассказывают новый материал – взаимообучение.


Класс: 9

Тема: Способы поиска в Интернете.


Прием «Исследовательский проект». Индивидуальная работа.


На этапе рефлексии учитель предлагает обучающимся записать в тетради вопрос или тему, о которой им хотелось бы узнать подробнее. Домашнее задание: выполнить поиск ответа на свой вопрос при помощи Интернета. Проанализировать эффективность поисковых систем (не менее трёх), какая из них для них лично более предпочтительна, свой ответ обосновать по пунктам:


1. Какими поисковыми системами ты пользуешься чаще всего? Почему ты отдаешь предпочтение именно им?


2. Напиши преимущества и недостатки выбранных поисковых систем.


3. Какая из выбранных поисковых систем выдала наиболее оптимальный для тебя ответ на твой вопрос? Сделай выводы по проделанной работе.

«Мозговой штурм»

При работе обращайте внимание на иерархию вопросов, которые сопровождают каждый этап «Мозгового штурма»:

I уровень - что ты знаешь? II уровень - как ты это понимаешь? (применение других знаний, анализ) III уровень - применение, анализ, синтез

Кроме широко известных примеров использования приемов «Мозгового штурма», когда учащимся предлагается последовательно ответить на вопросы разных уровней

Например:

I уровень - Приведите примеры исполнителей; II уровень – Какие алгоритмы, выполняют ваши исполнители? Чем они похожи и в чем у них отличие?

III уровень – А нужны ли нам исполнители?

Или:

I уровень – С какими циклическими алгоритмами вы сталкиваетесь каждый день? II уровень – Всегда ли количество повторений в ваших циклах известно заранее? III уровень – А что бы стало, если бы циклы пропали из нашей жизни?

на уроках информатики удобно данным методом решать следующий тип задач:

Прием «Корзина» идей, понятий, имен...

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Многие уроки изучения нового материала начинаются с приема «Корзина», на доске демонстрируются или выводятся через проектор основные идеи предстоящего урока. Например, на уроке изучения «Линейного алгоритма» можно предложить учащимся высказать, как они думают какой алгоритм можно назвать линейным, привести примеры. На уроке изучения «Цикла» предложить предположить, что такое цикл, какие примеры циклических действий они могут привести.

Перевёрнутые логические цепи (связать последовательность элементов информации в нужной последовательности)

Приведу несколько примеров использования данного приема на уроках.

Разбивка на кластеры (построение логографа-выделение блоков идей)

Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Прием кластера удобно использовать как промежуточную оценку работ учащихся, их понимание рассмотренных понятий. Так, например, прежде чем перейти к знакомству с исполнителем Робот можно попросить ребят изобразить связь со всеми изученными понятиями, отталкиваясь от ключевого слово Алгоритм (при этом к этому кластеру можно обращаться на протяжении всего курса, дополняя его новыми составляющими). Приведу несколько примеров созданных ребятами кластеров при изучении данного курса.

Прием «Пометки на полях» (инсерт) («v» - я так и думал, «+» - новая информация, «+!» - очень ценная информация, «-» - у меня по-другому, «?» - не очень понятно, я удивлён)

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

Очень удобный прием, когда на уроке необходимо охватить большой объем материала, особенно когда он носит теоретический характер. Так как учащиеся работают с рабочими тетрадями это достаточно легко сделать, особенно удачно этот прием будет работать на уроках по изучению таких тем как Вспомогательный алгоритм, Условия в языке Робота, Переменные, Ввод, Вывод данных.

Прием «Кубик»

В информатике многие задачи имеют несколько способов решения, при этом выбор оптимального из возможных решений зависит от критериев, которые мы предъявляем к решению задачи.

Итак, представим, что кубик это некое условие задачи, а его грани это возможные способы ее решения. Данный прием можно реализовывать как индивидуально, так и в группах.

Примеры таких задач вы может увидеть ниже:

Синквейн-способ творческой рефлексии - «стихотворение», написанное по определенным правилам

Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:

1. Объясняются правила написания синквейна.

2. В качестве примера приводятся несколько синквейнов.

3. Задается тема синквейна.

4. Фиксируется время на данный вид работы.

5. Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.

Учитель

Душевный, открытый

Любящий, ищущий, думающий

Много идей - мало времени

Призвание

Или:

Учитель

Суетливый, крикливый

Объясняет, объясняет, ждет

Когда окончится эта пытка?

Бедолага


Синквейны полезны ученику в качестве инструмента для синтезирования сложной информации. Учителю - в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Синквейн - резюмирует информацию, излагает сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах.

Использовать синквейны можно при изучении любого предмета.

Использование синквейнов возможно фактически на каждом уроке, как в его начале, как начальная рефлексия, так и в качестве завершения урока.

Приведу несколько примеров синквейнов, написанных учащимися во время изучения курса информатики в 6-ом классе.

Цикл

Сложный, разный

Повторяется, работает, зацикливается

Без цикла нельзя начистить картошку

Важно

Или:

Развилка

Полная, сокращенная

Предлагает, выбирает, решает

Нужно выбрать правильный путь

Проблема

Прием «Написание эссе»

Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут. На уроках в рамках данной программы этот прием удобно использовать в плане итоговой рефлексии, когда была рассмотрена важная учебная тема или решена серьезная проблема, как вариант когда на устную рефлексию в конце урока не хватает рабочего времени .

Приемов развития критического мышления великое множество, их применение на уроках также не ограничено. Уроки с применением подобных методик делают занятия более занимательными и продуктивными, а также дают учителю широкую картину уровня осознания и понимания изучаемого материала обучающимися.

Цифровые образовательные ресурсы дополняют традиционную технологию обучения какого-либо школьного предмета или отдельных его разделов и тем. Содержат в себе четко структурированную учебную информацию в текстовом виде, множество наглядных изображений в виде схем, рисунков, таблиц, видеофрагментов, снабженных анимационными и звуковыми эффектами.

На сегодняшний день внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:

  • 1. построение урока с применением программных мультимедиа средств:
    обучающих программ и презентаций, электронных учебников, видеороликов.
  • 2. осуществление автоматического контроля: использование готовых тестов, создание собственных тестов, применяя тестовые оболочки.
  • 3. организация и проведение лабораторных практикумов с виртуальными
    моделями.
  • 4. обработка результатов эксперимента.
  • 5.разработка методических программных средств.
  • 6. использование ресурсов интернет.
    7. коммуникационные технологии: дистанционные олимпиады, дистанционное обучение, сетевое методическое объединение.
  • Методические материалы, тематические коллекции, программные средства для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса.

    LearningApps.org является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Существующие модули могут быть непосредственно включены в содержание обучения, а также их можно изменять или создавать в оперативном режиме. Целью является также собрание интерактивных блоков и возможность сделать их общедоступным. Такие блоки (так называемые приложения или упражнения) не включены по этой причине ни в какие программы или конкретные сценарии. Они имеют свою ценность, а именно Интерактивность.

    сайт http://standart.edu.ru )

    Использование ЦОР на уроках возможно в различных формах:

    Интерактив (взаимодействие) – поочередные высказывания (от выдачи информации до произведенного действия) каждой из сторон. Причем каждое высказывание производится с учетом как предыдущих собственных, так и высказываний другой стороны;

    Мультимедиа - представление ресурсов и процессов не традиционном текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука;

    Моделинг - моделирование реальных ресурсов и процессов с целью их исследования;

    Коммуникативность - возможность непосредственного общения, оперативность предоставления информации, контроль за состоянием процесса;

    Производительность - автоматизация нетворческих, рутинных операций, отнимающих у человека много сил и времени. Быстрый поиск информации по ключевым словам в базе данных, доступ к уникальным изданиям справочно-информационного характера.


    ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

    «Фантастическая добавка»

    Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. Например, учитель говорит: «Ребята, некоторое время назад я узнала, что на нашей планете приземлился инопланетный космический корабль, на борту которого обнаружены сенсационные записи: номцяифраи, ифраианомтк, кптоьемюр. Давайте попробуем расшифровать, что здесь написано. (информация, информатика, компьютер). Давайте объясним инопланетянам, прибывшим с другой планеты, что это такое.

    «Высказывания великих»

    Учитель начинает урок с высказывания выдающегося человека (людей), относящегося к теме урока.

    Кто владеет информацией, тот владеет миром
    У. Черчилль

    Хорошо информированный человек стоит двух
    Французская пословица

    Человек придает кибернетическим машинам способность творить и создает этим себе могучего помощника
    Ноберт Вине

    Информация, в отличие от ресурсов, задумана, чтобы ею делились
    Роберт Киосаки

    Информация – движущая сила развития общества. Не владеть компьютером – быть безграмотным

    Наибольшего успеха добивается тот, кто располагает лучшей информацией
    Б. Дизраэли

    Если тебя нет в Интернете, то ты не существуешь
    Билл Гейтс

    «Проблемная ситуация»

    Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Например,

    1. расположите единицы измерения длины в порядке их увеличения: километр, метр, миллиметр, сантиметр
    2. расположите единицы измерения массы в порядке их увеличения: грамм, тонна, килограмм, тонна
    3. расположите единицы измерения информации в порядке их увеличения: терабайт, байт, мегабайт, бит.

    «Нестандартный вход в урок»

    Универсальный прием, направленный на включение учащихся в активную мыследеятельность с первых минут урока. Преподаватель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний. Например, при изучении темы «Передача информации» учитель говорит: «Сегодня на уроке мы узнаем как связан поэт А.С. Пушкин и информатика», в дальнейшем в ходе урока на основе произведений Пушкина составляем схемы передачи информации.

    «Ассоциативный ряд»

    К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим:

    • если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова;
    • затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд;
    • оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.

    ЭТАП ПРОВЕРКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

    «Тройка»

    К доске вызываются 3 учащихся. На вопрос отвечает первый, второй добавляет или исправляет ответ, третий комментирует ответ.

    ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА, МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    «Ситуация яркого пятна»

    Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.

    «Подводящий диалог»

    На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится к тому, о чем учащиеся не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

    «Группировка»

    Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагается учащимся разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Например, распределить устройства компьютера на устройства ввода и вывода информации. «Лишними» останутся несколько устройства хранения информации. Далее формулируем тему урока «Хранение информации»

    «Домысливание»

    Предлагается тема урока и слова “помощники”: Повторим; Изучим; Узнаем; Проверим. С помощью слов “помощников” учащиеся формулируют цели урока.

    «Интеллектуальная разминка»

    Можно начать урок с интеллек­туальной разминки - два-три не слишком слож­ных вопроса на размышление.

    1. Какое устройство лишнее? Монитор, мышь, сканер, микрофон, джойстик (монитор, т.к. это устройство вывода информации)
    2. Опишите одним словом. Монитор, колонки, наушники, принтер (устройства вывода информации)
    3. Укажите соответствие. Человек – записная книжка, компьютер – … (долговременная память)

    Таблички с понятиями и терминами вывешиваются на доске или оформляются в виде мультимедийной презентации и учащимся задаются вопросы. Интеллектуальная разминка не только настраивает учащихся на учебную деятельность, но и развивает мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное.

    «Корзина идей, понятий, имен»

    Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ребята вместе знают об изучаемой теме.

    «Отсроченная отгадка»

    Приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке.

    Формирует: умение анализировать и сопоставлять факты; умение определять противоречие; умение находить решение имеющимися ресурсами.

    1 вариант приема. В начале урока преподаватель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Например, при изучении темы «Передача информации» учитель говорит: «Сегодня на уроке мы узнаем как связан поэт А.С. Пушкин и информатика», в дальнейшем в ходе урока на основе произведений Пушкина составляем схемы передачи информации.

    2 вариант приема Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие. Например, дома перед изучением темы «Кодирование информации» учащимся предлагается расшифровать код Шерлока Холмса «Пляшущие человечки»

    «ОТКРЫТИЕ» НОВОГО ЗНАНИЯ

    ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ НОВОГО ТЕОРЕТИЧЕСКОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА (ПРАВИЛ, ПОНЯТИЙ, АЛГОРИТМОВ…)

    «Линии сравнения»

    Учащимися в таблице сравниваются два схожих объекта, процесса и т.п.

    Например, сравнение отношений между понятиями

    Этап первичной проверки понимания изученного

    «Своя опора»

    Учащийся составляет собственный опорный конспект по новому материалу.

    Замечательно, если учащиеся успеют объяснить друг другу свои опорные конспекты, хотя бы частично.

    «Работа в группах»

    Группы получают одно и то же задание. В зависимости от типа задания результат работы группы может быть или представлен на проверку преподавателю, или спикер одной из групп раскрывает результаты работы, а другие учащиеся его дополняют или опровергают.

    «Работа по дидактическим карточкам»

    Карточки, должны быть распечатаны и розданы учащимся. Они содержат вопросы и задания различных уровней сложности. Работа с карточками в личностно-ориентированном уроке начинается с выбора задания учащимися. Преподаватель не принимает никакого участия в процессе выбора карточки учащимся. Роль преподавателя при работе с карточками сводится к минимуму. Он становится наблюдателем и, в нужный момент, помощником, а не руководителем.

    При выборе карточки ребята проходят три этапа:

    • 1 этап – выбор задания (по содержанию)
    • 2 этап – по степени сложности (* – легкое, ** – сложное)
    • 3 этап – характер задания (творческое, репродуктивное)

    Общее число сочетаний всех наших параметров выбора даёт нам набор ДК, состоящих из 6 карточек. Каждый параметр выбора обозначается на ДК соответствующим значком: тип задания по содержанию, степень его сложности и характер задания. Эти значки помогают каждому учащемуся сделать осознанный выбор.

    «Решение ситуационных задач»

    Данный тип задач является инновационным инструментарием, формирующим как традиционные предметные образовательные результаты, так и новые – личностные и метапредметные результаты образования. Ситуационные задачи – это задачи, позволяющие учащемуся осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка. Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер, но для ее решения необходимо конкретное предметное знание. Кроме этого, такая задача имеет не традиционный номер, а красивое название, отражающее ее смысл. Обязательным элементом задачи является проблемный вопрос, который должен быть сформулирован таким образом, чтобы учащемуся захотелось найти на него ответ. Например:

    Какие заболевания, могут быть спровоцированы длительной работой за компьютером?

    Предположите, какие факторы, ухудшающие здоровье, человек может устранить самостоятельно.

    Установите, насколько ваше рабочее место за компьютером соответствует гигиеническим требованиям.

    Проведите исследование кабинета информатики на предмет соответствия гигиеническим нормам.

    Предложите варианты реконструкции своего рабочего места или кабинета информатики.

    «Мини-исследование»

    Провести исследование, сколько времени учащиеся класса проводят за компьютером. Данные представить в диаграмме (вид диаграммы выбрать самостоятельно).

    «Реставратор»

    Учащиеся восстанавливают текстовый фрагмент, намеренно «поврежденный» преподавателем.

    Например,
    Существенными будем называть свойства, перечисление которых позволяет без ошибки определить ______________________.
    Все существенные ______________ объекта составляют содержание_________________ и входят в его ________________.

    «Создай паспорт»

    Прием для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями. Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану. Например, создание паспорта для понятия файл.

    ОБОБЩЕНИЕ УСВОЕННОГО И ВКЛЮЧЕНИЕ ЕГО В СИСТЕМУ РАНЕЕ УСВОЕННЫХ ЗУН И УУД

    «Тест»

    Учащиеся получают задание выбрать из предложенных вариантов правильный ответ.

    «Своя опора»

    Ученик составляет авторский опорный конспект изученной темы. Это имеет смысл делать на листе большого формата. Не обязательно всем повторять одну тему. Пусть, например, половина учащихся повторяет одну тему, а половина – другую, после чего они попарно раскрывают друг другу свои опоры.

    Кластер (гроздь) – фиксация системного понятия с взаимосвязями в виде:

    «Плюс – минус»

    Цель этого приема – показать неоднозначность любого общественного и исторического явления, например: Найти положительные и отрицательные стороны всемирной компьютеризации.

    ЭТАП КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ

    «Опрос по цепочке»

    Рассказ одного учащегося прерывается в любом месте и продолжается другим учащимся. Прием применим в случае, когда предполагается развернутый, логически связный ответ.

    «Три предложения»

    Учащиеся должны передать содержание темы тремя предложениями.

    РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    «Выбери верное утверждение»

    Учащимся предлагается выбрать подходящее утверждение

    1) Я сам не смог справиться с затруднением;

    2) У меня не было затруднений;

    3) Я только слушал предложения других;

    4) Я выдвигал идеи….

    «Табличка»

    Фиксация знания и незнания о каком-либо понятии (может быть расположена как горизонтально, так и вертикально.

    «Пометки на полях»

    Обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:
    «+» – знал, «!» – новый материал (узнал), «?» – хочу узнать

    « Продолжи фразу»

    Карточка с заданием «Продолжить фразу»:

    • Мне было интересно…
    • Мы сегодня разобрались….
    • Я сегодня понял, что…
    • Мне было трудно…
    • Завтра я хочу на уроке…

    «Рюкзак»

    Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть – зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного учащегося к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать “пропускаю ход”.

    Так что же такое современный урок? Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация., интерес, выбор, инициативность, уверенность. Что главное в уроке? Каждый учитель имеет на этот счет свое мнение. Для одних учителей успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других учителей, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо «заниматься урокодательством», наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов. Можно долго спорить о том, каким должен быть урок.

    Несомненно одно: урок должен быть одушевлен личностью учителя.


    Современный этап развития среднего образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Этот процесс обусловлен рядом противоречий, главное из которых – несоответствие традиционных методов и форм обучения и воспитания новым тенденциям развития системы образования, нынешним социально-экономическим условиям развития общества, породивших целый ряд объективных инновационных процессов. Изменился социальный заказ общества по отношению к средней школе: школа должна способствовать формированию личности, способной к творчеству, сознательному, самостоятельному определению своей деятельности, к саморегулированию, которое обеспечивает достижение поставленной цели.
    Главной организационной формой обучения в средней общеобразовательной школе является урок. Но в процессе преподавания информатики можно столкнуться со следующими проблемами, которые решить традиционными методами обучения очень сложно:

    • различие уровня знаний и умений школьников по информатике и информационным технологиям;
    • поиск возможностей реализации потребности интересов учащихся посредством применения многообразия информационных технологий.

    Поэтому урок по информатике должен быть не просто уроком, а «нетрадиционным уроком». (Нетрадиционный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную, не установленную структуру. И.П. Подласый)
    Например, урок – игра в 5 - ом классе «Путешествие на планету Компик» (раздел «Устройство компьютера»). На уроке ребята собирают пазлы (разрезана картинка с нарисованным компьютером), собирают домино, разгадывают ребусы.

    Урок - игра в 6-ом классе «Исполнитель». Учащиеся в игровой форме работают с исполнителем, задают ему команды, которые он должен выполнить и достичь поставленной цели.

    Урок – исследование в 7- ом (математическом) и в 8-х классах «Графические редакторы». Учащимся предлагается создать рисунки в векторном и растровом редакторах и провести ряд действий, после чего заполнить таблицу своих наблюдений.

    Урок – исследование в 7-ом классе «Сохранение изображения в различных графических форматах с помощью растрового редактора». Учащимся предлагается создать рисунок в растровом редакторе и сохранить его с разным расширением, посмотреть что изменилось, выводы записать на листок.

    Урок – беседа в 5-ом классе «Кодирование информации», «Наглядные формы информации». На данных уроках ведется диалог между учителем и учеником, что позволяет учащимся быть полноценными участниками урока.
    Урок – лекция используется в старших класса 9 – 11. Например, «Компьютерные сети». Начитывается теоретический материал, а после идет применение и закрепление его на практике.
    Урок – зачет в 5-ом «Информация. Формы представления информации», 6-ом – «Кодирование информации», 7-ом классах – «Аппаратное и программное обеспечение». Данные уроки являются уроками - проверки изученного ранее материала.
    Наиболее эффективными средствами к любому уроку информатики являются наглядные средства: презентации к урокам, карточки, плакаты, видеосюжеты.

    Обучаясь в одном классе, по одной программе и по одному учебнику, учащиеся могут усваивать материал по-разному. Это зависит от знаний и умений, с которыми учащийся приходит на урок, от увлеченности, заинтересованности материалом, и от психологических возможностей (усидчивости, внимательности, умения фантазировать и т.д.) детей. Поэтому на уроках приходится применять и дифференцированный подход к обучению и оцениванию учащихся.
    Например, учащимся 9-11 классов дается перечень задач (Visual Basic, Pascal, Excel) и каждый из учащихся выполняют задания в том темпе, который им близок, при этом он не задерживает других учащихся класса, или, например, учащимся 5-6 классов дается разноуровневое задание

    Отследить уровень знаний учащихся помогают следующие методы: наблюдение за работой на уроке, устный контроль, письменная проверка теоретического материала, практическая работа, дидактические тесты.
    Хотелось бы остановиться на некоторых методах, позволяющих стимулировать учащихся к овладению новыми знаниями, к самообразованию.
    Практикум – это общее задание для всех учащихся класса, выполняемое на компьютере. Подготовка к практикуму и выполнение происходит на одном уроке. В конце урока выставляется оценка. Цель таких работ проверить практические умения, навыки учеников, способность применять знания при решении конкретных задач. Задания для практической работы учащиеся получают по мере изучения материала. Систематическая работа на компьютере на уроках информатики является важным фактором развития у детей навыков самоконтроля, т.к. при отладке программ и других заданий компьютер автоматически фиксирует все ошибки учащегося.
    Например, необходимо средствами ЭТ Excel построить график функции y=ax2+bx+c. Из курса математики учащиеся знают, что графиком функции является парабола, поэтому в ходе написания программы в Excel, мы также должны получить параболу, в противном случае в программе – ошибка.
    Индивидуальные практические работы - мини-проекты.
    Содержание и объем курса «Информатика и ИКТ» базируется на формировании информационных знаний и направлено на развитие инициативы, творчества, умения применять исследовательский подход в решении различного рода задач всеми учащимися. И здесь на первый план выдвигается проектное обучение с исследовательскими методами обучения.
    Основа проектной (исследовательской) деятельности учащихся закладывается уже в средней школе. В среднем звене приобщение к проектной деятельности осуществляется через выполнение творческих работ с использованием компьютерных технологий (Word, Excel, Power Point), а так же подготовку докладов и рефератов по изучаемым темам.
    Практическая значимость проектной деятельности состоит еще и в формировании умения представлять свою работу на конференциях школьного, городского и т.д. уровней. Поэтому необходимым этапом выполнения проекта является его защита, коллективное обсуждение. Ребята развивают свои коммуникативные навыки. Им интересно посмотреть работы других ребят.
    Например, проекты учащихся 5-го класса «Создание мультфильмов», используя возможности программ Power Point и графического редактора Paint.
    Проект учащихся 8В класса, которые, используя программу Power Point, создали игру, напоминающую теле-игру «Кто хочет стать миллионером?»

    В настоящее время на уроках информатики большую значимость имеют и технологии проблемного обучения.
    Проблемная ситуация является одним из видов мотивации образовательного процесса. Она активизирует познавательную деятельность учащихся и заключается в поиске и решении вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, логического мышления. Проблемная ситуация может создаваться на всех этапах обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
    Одним из методологических приёмов создания проблемной ситуации является постановка учителем конкретных вопросов, побуждающих учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.
    Например, реализации этого приёма на уроке-практикуме решения задач с использованием баз данных в программе Access (9 класс).
    В начале урока представляется следующая ситуация: «Вы приехали в чужой город. В гостиницу устроиться не можете. Но в этом городе живёт ваш знакомый. Вы знаете его фамилию, имя, отчество и год рождения. Чтобы узнать адрес, вы обращаетесь в справочное бюро, в котором есть справочник, содержащий информацию обо всех жителях города».
    Вопрос: Как вы думаете, какие данные входят в этот справочник?
    Ответ: Фамилия, инициалы человека, год рождения, адрес.
    Обращается внимание учащихся на то, что если в городе несколько жителей носят одинаковые инициалы и рождены в одном году, то компьютер сообщит адреса всех.
    Вопрос: Каково будет условие задачи?
    Учащиеся с помощью учителя составляют задачу и записывают её условие: «Справочник данных о жителях города имеет вид: фамилия, инициалы, год рождения, адрес. Составить базу данных, построить запрос, который находит адрес нужного человека, если известно его фамилия, инициалы и год рождения».
    Наиболее часто используется проблемное обучение и на уроках по программированию (8-11 классы). Учащимся предлагается написать программу для решения математической, экономической и т.д. задачи, но для этого им необходимо вспомнить формулы, операторы языка, последовательно расположить их, написать программу на компьютере, протестировать ее на примере частных решений. А учитель весь этот процесс сопровождает, задавая наводящие вопросы и направляя учащихся в правильном направлении.
    Не только уроки позволяют повышать качество обучения информатики, но и внеклассные занятия, элективные курсы. Например, элективные курсы «Компьютерный дизайн» (создание сайтов на HTML) – 11 класс, «Работа в текстовом редакторе Word» - 6 класс, «Создание презентаций. Power Point» - 5-7 классы.
    Каждый учащийся, посещающий внеклассное занятие, готовит проект (исследовательскую работу) по выбранной им теме. Вот, например, некоторые из тем: (см.иллюстрации).

    Тематика творческих задач охватывает не только предметную область «Информатика и ИКТ». Наиболее удачные работы учащиеся представляют на гимназическом, городском и т.п. конкурсах, конференциях. Например, некоторые из них:

    • мультимедиа проект «Морское дно» (5 класс, лауреат городского фестиваля рисунков и презентаций);
    • комбинированная работа математика и информатики «Рисунки на координатной плоскости» (6 класс, III место – гимназия НПК, II место – город НПК);
    • комбинированная работа математика и информатики «Использование Visual Basic при решении неопределенных уравнений» (9 класс, I место – гимназия НПК, I место – университет «Дубна» НПК);
    • проект-программа «Если под рукой нет VB» (9 класс, I место- гимназия НПК, I место- город НПК, III место - Международная конференция г.Серпухов, III место - «Шаг в будущее» г.Москва);
    • создание Web-сайта «Анатомия человека» (11 класс, II место - гимназия НПК, II место – город НПК),

    Повысить качества уроков информатики можно и через межпредметные связи. Например, с уроками

    • математики: решение задач на метод координат – 5, 6 классы, построение графиков и диаграмм в ЭТ Excel - 9 класс; решение математических задач в среде программирования Pascal,Visual Basic – 9, 10 классы;
    • экономики (решение простых экономических задач с использованием Excel и среды программирование Visual Basic) – 9-10 классы;
    • трудов для мальчиков: построение плана помещения в графическом редакторе Paint – 5 класс, построение чертежей в векторном редакторе Компас – 7 класс;
    • географии: создание презентаций 7 класс

    Эта взаимосвязь дает возможность учащимся наглядно увидеть значимость уроков информатики, и сферы применения в жизни, изучаемых программ.

    Приходя на урок информатики, ребенок мечтает научиться в первую очередь работать на компьютере. Учеными доказано, что большинство учащихся не могут успешно освоить разделы программирования и далеко не все станут программистами, а вот опытными пользователями в современном мире должен стать каждый для будущей профессиональной деятельности и задача учителя помочь ему в этом.
    На сегодняшний день существует большое количество программных сред, позволяющих найти новые средства самовыражения, реализации и общения учащихся.

    Литература:

    1. Селевко Г.К.. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств.-М.:НИИ школьных технологий, 2005.
    2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Просвещение, 2006.
    3. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов в 2кн. / Под ред. И.П. Подласый. - Гуманит.Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.

    «Мозговой штурм»

    При работе обращайте внимание на иерархию вопросов, которые сопровождают каждый этап «Мозгового штурма»:

      I уровень - что ты знаешь? II уровень - как ты это понимаешь? (применение других знаний, анализ) III уровень - применение, анализ, синтез

    Кроме широко известных примеров использования приемов «Мозгового штурма», когда учащимся предлагается последовательно ответить на вопросы разных уровней

    Например:

      I уровень - Приведите примеры исполнителей; II уровень – Какие алгоритмы, выполняют ваши исполнители? Чем они похожи и в чем у них отличие? III уровень – А нужны ли нам исполнители?
      I уровень – С какими циклическими алгоритмами вы сталкиваетесь каждый день? II уровень – Всегда ли количество повторений в ваших циклах известно заранее? III уровень – А что бы стало, если бы циклы пропали из нашей жизни?

    на уроках информатики удобно данным методом решать следующий тип задач:


    Прием «Корзина» идей, понятий, имен...

    Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

    Многие уроки изучения нового материала начинаются с приема «Корзина», на доске демонстрируются или выводятся через проектор основные идеи предстоящего урока. Например, на уроке изучения «Линейного алгоритма» можно предложить учащимся высказать, как они думают какой алгоритм можно назвать линейным, привести примеры. На уроке изучения «Цикла» предложить предположить, что такое цикл, какие примеры циклических действий они могут привести.

    Перевёрнутые логические цепи (связать последовательность элементов информации в нужной последовательности)

    Приведу несколько примеров использования данного приема на уроках.

    Разбивка на кластеры (построение логографа-выделение блоков идей)

    Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

    Прием кластера удобно использовать как промежуточную оценку работ учащихся, их понимание рассмотренных понятий. Так, например, прежде чем перейти к знакомству с исполнителем Робот можно попросить ребят изобразить связь со всеми изученными понятиями, отталкиваясь от ключевого слово Алгоритм (при этом к этому кластеру можно обращаться на протяжении всего курса, дополняя его новыми составляющими). Приведу несколько примеров созданных ребятами кластеров при изучении данного курса.

    Механизм ЗУХ (знаю, узнал, хочу узнать)

    В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе урока информацию. Прием «Маркировочная таблица» позволяет учителю информатики проконтролировать работу каждого ученика на уроке, его понимание и интерес к изучаемой теме. Обращаться к этой таблице можно несколько раз за урок. На этапе Вызова заполняется первая колонка, на этапе Реализации – вторая колонка и на этапе Рефлексии – третья. Вот, например, какие маркировочные таблицы были составлены ребятами на некоторых уроках.

    Узнал новое

    Хочу узнать подробнее

    Переменные и действия над ними. Циклы

    Как найти сумму нескольких чисел

    Узнал новое

    Хочу узнать подробнее

    Цикл «Для». Команды строка и столбец

    Как закрасить ряд поля, прямоугольную область поля, все рабочее поле

    Как закрасить все рабочее поле Робота в разные цвета

    Прием «Пометки на полях» (инсерт) («v» - я так и думал, «+» - новая информация, «+!» - очень ценная информация, «-» - у меня по-другому, «?» - не очень понятно, я удивлён)


    Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

    Очень удобный прием, когда на уроке необходимо охватить большой объем материала, особенно когда он носит теоретический характер. Так как учащиеся работают с рабочими тетрадями это достаточно легко сделать, особенно удачно этот прием будет работать на уроках по изучению таких тем как Вспомогательный алгоритм, Условия в языке Робота, Переменные, Ввод, Вывод данных.

    Прием «Кубик»

    В информатике многие задачи имеют несколько способов решения, при этом выбор оптимального из возможных решений зависит от критериев, которые мы предъявляем к решению задачи.

    Итак, представим, что кубик это некое условие задачи, а его грани это возможные способы ее решения. Данный прием можно реализовывать как индивидуально, так и в группах.

    Примеры таких задач вы может увидеть ниже:

    Синквейн-способ творческой рефлексии - «стихотворение», написанное по определенным правилам

    Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:

    1. Объясняются правила написания синквейна.

    2. В качестве примера приводятся несколько синквейнов.

    3. Задается тема синквейна.

    4. Фиксируется время на данный вид работы.

    5. Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.

    Учитель

    Душевный, открытый

    Любящий, ищущий, думающий

    Много идей - мало времени

    Призвание

    Учитель

    Суетливый, крикливый

    Объясняет, объясняет, ждет

    Когда окончится эта пытка?

    Бедолага

    Синквейны полезны ученику в качестве инструмента для синтезирования сложной информации. Учителю - в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Синквейн - резюмирует информацию, излагает сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах.

    Использовать синквейны можно при изучении любого предмета.

    Использование синквейнов возможно фактически на каждом уроке, как в его начале, как начальная рефлексия, так и в качестве завершения урока.

    Приведу несколько примеров синквейнов, написанных учащимися во время изучения курса информатики в 6-ом классе.

    Цикл

    Сложный, разный

    Повторяется, работает, зацикливается

    Без цикла нельзя начистить картошку

    Важно

    Развилка

    Полная, сокращенная

    Предлагает, выбирает, решает

    Нужно выбрать правильный путь

    Проблема

    Прием «Написание эссе»

    Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут. На уроках в рамках данной программы этот прием удобно использовать в плане итоговой рефлексии, когда была рассмотрена важная учебная тема или решена серьезная проблема, как вариант когда на устную рефлексию в конце урока не хватает

    Мотивация на уроках информатики

    Движущей силой любой деятельности (в том числе и учебной) является ее мотивация.
    Согласно Википедии: «Мотивация - это побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности».
    В педагогике существует ряд методов, направленных на формирование положительной мотивации обучения за счет активизации деятельности обучаемых.

    I. Научно-исследовательская деятельность в школе

    Научно-исследовательская деятельность - один из способов познания человеком окружающего мира. Она направлена на образование, воспитание и развитие учащихся, на стимулирование у ребёнка познавательной активности, цивилизованных творческих задатков, формирование логического и научного мышления.
    Приобщение ребят к научной деятельности, разработке проектов, выполнению творческих заданий готовит ребят к исследовательской деятельности в старших классах и в вузе, формирует социально-активную жизненную позицию. Цель таких заданий - совершенствование знаний, расширение научного кругозора, опытническая деятельность.
    Вообще, понятие «деятельность» имеет значение «созидание, обнаружение, проявление и определение субъекта» (Рубинштейн С.Л., Брушлинский А.В.).
    Исследование - это творческий процесс познания мира, связанный с решением учащимися творческой исследовательской задачи.
    Таким образом, исследовательская деятельность - это образовательная работа, связанная с решением учащимися творческой исследовательской задачи.
    Существует пять основных видов творческих работ школьников:
    1. Информационно-реферативные - написанные на основе нескольких литературных источников с целью наиболее полного освещения какой-либо проблемы.
    2. Проблемно-реферативные - предполагающие сопоставление данных разных литературных источников, на основе которых даётся собственная трактовка поставленной проблемы. (Хорошо выполненная проблемно-реферативная работа может считаться исследовательской).
    3. Экспериментальные - основанные на самостоятельно проведённом эксперименте.
    4. Натуралистические и описательные - связанные с наблюдением и описанием какого-либо явления.
    5. Исследовательские - в результате которых получен собственный экспериментальный материал, позволяющий сделать анализ и выводы.
    Научно-исследовательская работа позволяет каждому ученику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих талантов-дарований.
    Во-первых , включиться в новую для него деятельность подросток может лишь в том случае, если ему предоставляется возможность участвовать в ней в качестве одного из её субъектов.
    Во-вторых , эта деятельность, особенно на начальном этапе, должна быть направлена на достижение вполне определённых, понятных ребёнку целей, на решение конкретных задач.
    В-третьих , ученик должен ощущать социальную значимость этой деятельности.
    Дело учителя - создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе.

    II. Творческие задания на уроках

    Основной целью информатики, является не только обучение работе на компьютере, но и использование его как средства для развития ученика. Несомненно, формирование и развитие творческих способностей учащихся через познавательные и развивающие игры, через выполнение различных творческих заданий - важный этап на пути к собственно научно-исследовательской деятельности.
    На уроках информатики учащиеся знакомятся со множеством новых понятий и терминов: алгоритм, информация, курсор, процессор и т. д. Дети этого возраста способны достаточно хорошо запомнить большой объём материала, «вызубрить», т.е. изучить без осознания. В результате, когда на последующих этапах требуется усвоить новую информацию на базе уже выученной, этой базы может не быть или она будет непрочная: механически выученный материал не является хорошей опорой. Кроме того, информатику невозможно выучить, запомнить без выделения и осознания взаимосвязей, без формирования логического мышления.
    Один из методов, способствующих осознанию материала, – метод образного представления . Большинство детей хорошо воспринимают информацию, которая представлена в форме занимательного сюжета: сказки, рассказа и т.д.
    Например:
    Тема клавиатура. Я использую программу «Емеля» в которой щука подарив Емеле компьютер обучает его работе с устройствами ввода.
    Тема файловая система. Дерево каталогов мы сравниваем с генеалогическим деревом. Ребята с большим удовольствием изображают древо своей семьи (узнавая новое о своих предках) и очень быстро запоминают понятия: корневой каталог, родительский каталог и место положения файлов на диске.
    Определяя место положения файла на диске, мы ищем клад зарытый пиратами.

    III. Творческие домашние задания

    Во-первых, разно уровневое домашнее задание является одним из наиболее эффективных способов повторения изученных ранее тем.
    Первый уровень – обязательный минимум – оно посильно любому ученику.
    Второй уровень – тренировочный. Его выполняют ученики, которые хотят хорошо знать предмет и без особых трудностей справляются с программой.
    Третий уровень – творческое домашнее задание. Оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой или похвалой.
    Диапазон творческих заданий широк:
    1. Кроссворды, чайнворды, ребусы, комиксы, плакаты (результаты на стенде).
    2. Тема «Компьютер будущего» вдохновила многих на свой проект. Причём по разнообразию идей семиклассники не уступали девятиклассникам. На уроке была проведена пресс-конференция XXV века, где ребята выступали со своими докладами в роли профессоров (результаты на стенде).
    3. При изучении темы «Алгоритмы и исполнители» ребята составляют алгоритмы для фантастических роботов (результаты на стенде).
    4. В качестве примера организации литературного творчества детей при изучении информатики можно привести такие задания: написать сочинение «Про алгоритм, файл, каталог и...». Главные герои произведения - понятия информатики, с которыми дети познакомились к этому времени. Характеры выбранных персонажей должны соответствовать содержанию описываемого понятия (например, для Алгоритма, скорее всего, будут характерны последовательность аккуратность, строгость и т.д.)
    5. При изучении способов передачи информации, мы осваиваем различные приёмы её кодирования; ученики сами изобретают свои коды, при этом, вспоминая, где они встречали коды для шифровки букв. И здесь на помощь приходят известные литературные произведения. В рассказе Артура Конан Дойля «Пляшущие человечки» преступник применяет оригинальный код для записи своих угроз. В рассказе Эдгара По «Золотой жук» главный герой находит сокровища, разгадав шифрованное письмо. С примером закодированной информации учащиеся встречаются и в «Путешествии к центру земли» Жюля Верна.
    Прочитав эти рассказы, можно заполнить табличку «пляшущих человечков» и расшифровать с помощью её надпись.
    Самим написать тайную записку, используя этот код.
    Придумать свои собственные способы кодирования информации.
    6. Знакомясь с различными системами счисления, ребята учатся переводить числа из одной системы счисления и при этом выполняют различные творческие задания. Например: перевести координаты точек из двоичной системы счисления в десятичную. Отметить точки на координатной плоскости и соединив их получить симпатичного зверька. Ещё больше ребятам нравиться придумывать такие задания самим.
    7. А с каким удовольствием учащиеся 7 класса при повторении и закреплении изученных тем, таких, как «Системы счисления», «Файловая система», «Устройство ЭВМ», «Алгоритмы и исполнители» самостоятельно придумывают вопросы к викторинам, проводят конкурсы «Что, где, когда?», «Миллионер», КВН, «Слабое звено». Дома готовят вопросы и проводят игры на уроках
    8. Старшеклассники оказывают неоценимую помощь, создавая презентации и обучающие программы, позволяющие другим ученикам осваивать.
    9. У меня есть ученики, которым я могу дать опережающее домашнее задание. Например, подготовить тему следующего урока и самостоятельно его провести.
    10. Конечно же, нельзя переоценить возможности традиционных методов исследовательской деятельности: проблемно-реферативного и информационно-реферативного. Например, по таким темам, как «Роль компьютера в современном обществе», «История создания и развития компьютера», «Компьютерные преступления», «Компьютерные вирусы» и др. ученики готовят эти работы с целью более полного освещения данной темы и высказывают собственную трактовку поставленной проблемы.

    IV. Коллективное творчество

    Результатом изучения темы «Графический редактор» является проект «Магазин игрушек». При выполнении этого творческого задания не только закрепляется изученный материал по данной теме, но и осуществляется обмен информацией по сети.
    Сначала ребята активно обсуждают, как должен выглядеть конечный результат и распределяют работу. После выполнения отдельных фрагментов рисунка каждый ученик собирает по сети картинку у себя на экране компьютера. При выполнении этого задания используется математический термин «симметрия». После того как освоены первичные навыки работы в локальной сети, школьники применяют их в таких прикладных проектах, как «Вернисаж индивидуальных или групповых рисунков», «Выпуск стенгазеты» (при помощи текстового редактора) и др.
    Работая в текстовом редакторе Microsoft Word, ребята составляют различные кроссворды и сканворды с использованием коллекции Clip Art, таблиц, графики и других возможностей данной программы.
    Изучение темы «База данных» также предоставляет огромные возможности для творческой и познавательной деятельности. Учениками составляются:
    записные книжки, где указаны не только имена и адреса друзей, но и их хобби, вид спорта, которым они занимаются, любимая музыка книги, фильмы и др.
    банк данных любимых артистов (певцов) с перечислением самых известных их ролей (альбомов, песен), фактов из их биографии и др. _

    V. Проблемное обучение

    Огромное значение в формировании познавательной активности имеет проблемное обучение. Чем оно привлекает?
    1. Новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических проблем.
    2. В ходе решения проблемы учащийся преодолевает все трудности, его активность и самостоятельность достигают высокого уровня.
    3. Темп передачи информации зависит от учащегося или группы учащихся.
    Повышенная активность учащихся способствует развитию позитивных мотивов и уменьшает необходимость формальной проверки результатов.
    4. Результаты обучения относительно высокие и устойчивые. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности.
    Техника проблемного обучения включает в себя такую деятельность учителя и учащегося, как:
    Организация проблемной ситуации.
    Формирование проблем.
    Индивидуальное или групповое решение проблем учащимися.
    Проверка полученных решений, а также систематизация, закрепление и применение вновь приобретенных знаний в теоретической и практической деятельности.

    Вообще, в практической реализации проблемного обучения можно выделить пять этапов.
    составление плана решения проблемы;
    выдвижение и обоснование гипотезы;
    доказательство гипотезы;
    проверка решения проблемы;
    повторение и анализ процесса решения.

    Приведу пример реализации идей проблемного обучения при изучении темы:
    1. Тема «Алгоритмы». Как поменять местами содержимое двух кружек. (Добавить ещё одну).
    2. Тема «Графический редактор». Рисуем виноградную гроздь. Как быстрее нарисовать большое количество одинаковых ягод? (Операция копирования).
    3. Программирование, изучаем тему «Циклические операторы», проблема: как подсчитать сумму цифр числа, где одна и та же операция должна использоваться несколько раз.
    И т.д.

    VI. Дистанционное (программное) обучение

    Компьютеры уже стали привычным атрибутом в школе. В связи, с чем учителя стараются найти способы их применения, позволяющие существенно повысить качество усвоения материала учащимися и эффективность их мышления. Компьютеры могут вполне успешно выполнять функцию личных репетиторов для учеников, что делает процесс обучения более быстрым и эффективным. Компьютерные программы дают возможность осуществлять непосредственное взаимодействие между учащимся и машиной, реализуя технику программированного обучения, которое позволяет преподавать материал в определенной последовательности, регулировать объем каждого урока в зависимости от индивидуальных особенностей ученика.
    Я использую такой способ обучения при изучении ряда тем, таких как:
    Архитектура компьютера;
    История возникновения компьютерной техники;
    Роль компьютера в современном обществе;
    и т.д.

    VII. Межпредметные связи

    Трудно переоценить значение обучающих программ, как по информатике, так и по другим дисциплинам; таким как география и английский язык, где ученик, играя, экспериментируя, получает знания методом проб и ошибок. Ученик имеет право на ошибки и собственное мнение.
    Программа TRAVEL – это путешествие по всем странам и материкам, история их открытия. Знакомство с биографией путешественников. Работая с ней, ребята одновременно учатся работать с компьютером, и знакомятся с важными географическими открытиями, учатся пользоваться справочниками и гипертекстом.
    English – это путешествие по волшебной стране. Через элементы игры ребята получают знания по английскому языку и совершенствуют навыки работы устройствами ввода, учатся пользоваться справочниками.
    Изучение темы «Программирование» даёт возможность решать на компьютере задания из курса физики, геометрии, алгебры.
    Тема «Компьютерное моделирование» открывает возможности для решения широкого спектра задач из разных школьных курсов: биологических, экономических и т.д.
    Здесь мне хочется остановиться и ещё раз сделать упор на то, что у нас тесная связь с предметами: (геометрия, алгебра, литература, русский язык, география, английский язык, физика), мы опираемся на знания, полученные на этих уроках, а иногда даём начальные понятия раньше, чем тема изучается учащимися.
    Например: Графика в Бейсике 8 класс (понятия: параллелограмм, эллипс, дуга, измеряем углы в радианах)

    Резюмируя изложенное, можно сказать, что поскольку дети являются активными исследователями всего нового, необходимо так строить учебный процесс, чтобы он имел характер путешествия по неизведанной стране, где на каждом шагу поджидают удивительные открытия. Учение само должно нести награду за труды в виде новых знаний. Внешнее подкрепление, например, похвала и одобрение, может оказаться не самой оптимальной мотивацией учения. Учителям следует поощрять детей делать логические выводы о реалиях этого мира и связях между ними, но не делать это за них и преподносить готовые формулировки в виде непреложных истин.