Султан джалал ад дин. Джелал ад-дин менкбурны. Паломник трудный путь вершит, к Каабе устремлен…

Ю. В. Селезнев

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ХАНА ДЖЕЛАЛЬ-АД-ДИНА В КОНТЕКСТЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ ЭПОХИ ГРЮНВАЛЬДСКОЙ БИТВЫ

Начало XV столетия - время значимых перемен в системе международных отношений Центрально- и Восточно-европейского региона. Они были связаны с крушением Орды как единого государства и становлением самостоятельных ханств и орд с независимой внешней политикой. Однако все эти процессы не были одномоментны и растянулись на длительный, полувековой период.

Различные аспекты международных отношений в указанное время в связи с процессом распада Орды затрагивались в работах Б. Д. Грекова и А. Ю. Якубовского1, И. Б. Грекова2, А. А. Горского3, Б. М. Пудалова4, П. В. Чеченкова5, В. В. Трепавлова6, в специальном исследовании М. Г. Сафаргалиева7, а также автором данной работы8. Большинство работ рассматривают общие исторические процессы, но в меньшей степени затрагивают деятельность отдельных персонажей. Между тем, анализ жизни и деятельности отдельных представителей элиты степного государства поможет выявить особенности внешнеполитических процессов в регионе, уточнить состав различных политических группировок, их международные связи и ориентации.

1 Греков Б. Д., Якубовский А. Ю. Золотая Орда и ее падение. М.; Л. 1950. С. 398-401, 403, 406.

2 Греков И. Б. Восточная Европа и упадок Золотой Орды (на рубеже XIV-XV вв.). М., 1975.

3 Горский А. А. Москва и Орда. М., 2000.

4 Пудалов Б. М. Борьба за Нижегородский край в первой трети XV в. (новые источники) // Поволжье в средние века. Н. Новгород, 2001. С. 132-134.

5 Чеченков П. В. Золотая Орда и Нижегородская земля в конце XIV - первой трети XV вв. // Поволжье в средние века. Н. Новгород, 2001. С. 130-131.

6 Трепавлов В. В. История Ногайской Орды. М., 2002.

7 Сафаргалиев М. Г. Распад Золотой Орды. Саранск, 1960.

8 Селезнев Ю. В. «А переменит Бог Орду...» (русско-ордынские отношения в конце XIV - первой трети XV в.). Воронеж, 2006.

Попытки сохранить единство Джучиева Улуса в конце XIV - начале XV в. были связаны с именами хана Токтамыша и эмира Идигу (Едигея), которые выступали политическими противниками друг друга. В 1405 г., в результате их очередного столкновения Токтамыш погиб. На политическую арену вышли его сыновья.

Весьма активную роль в жизни региона стал играть Джелаль-ад-Дин, девятый сын Токтамыша. Его матерью была Тагайбек-хатун. Его единокровными (от одной матери) братьями и сестрами являлись Кепек, Керим-Берди, Саид-бек-ходжа-хатун, Джаник-ханча-хатун, Мелик-ханча-хатун9.

Впервые как политический лидер оппозиции Едигею Джелаль-ад-Дин выступает в 1407 г. Тогда ему удалось на короткое время захватить ордынский престол. Однако Едигей сумел вытеснить его в Булгар10, где летом 1407 г. Джелаль-ад-Дин был провозглашен ханом. Несмотря на это, Едигей разгромил его войска11.

Арабский автор Ибн Арабшах отмечает, что после смерти Токтамыша его сыновья «разбрелись в [разные] стороны», а двое из его сыновей: Джелаль-ад-Дин и Керим-Берди - ушли на Русь12. Однако русские источники не сохранили никаких следов пребывания царевичей в Москве или в других княжествах. Возможно, пройдя окраинами русских земель, Джелаль-ад-Дин и Керим-Берди ушли в Литву (по мнению С. В. Морозовой, Витовт оказывал постоянную поддержку Токтамы-шу и его сыновьям)13. Не исключено также и то, что пребывание Токтамышевичей на Руси держалось в строжайшем секрете. Тем не менее, одним из обвинений в адрес Василия I было именно укрывательство детей Токтамыша, которое считалось первопричиной нашествия Едигея на Русь в 1408 г.: «Слышание учинилося таково, что Тахтамышевы дети у тебе»14. Немаловажным для решения данного вопроса может быть наблюдение, высказанное А. А. Горским, что «Василий был несомненно хорошо лично знаком с сыновьями Тохтамыша, так как в юности около трех лет прожил в Орде»15.

Любопытное свидетельство сохранилось в Софийской II летописи. Согласно ему, летом 1407 г. «князь Висилии Дмитриевич и князь Иван Михаиловичь Тферскии иде в Орду по Волзе в судех к царю Зелени Салтану Тахтамышевичу, а в то время изгони царя Шанибека Булат-Салтан, а сам седе на царстве»16. Однако большинство летописей отмечает только поездку Ивана Тверского, причем не упоминая имени

9 СМОИЗО. М.; Л., 1941. Т. 2. С. 62. - Родословная Джелаль-ад-Дина по мужской восходящей линии выглядит следующим образом: девятый сын Токтамыша, сына Туй-Ходжи (Той-Ходжи), старшего сына Кутлук-ходжи (Туглу-ходжи), старшего сына Куичека (Кунчека), сына Сарича, четвертого сына Урунка, третьего сына Тука-Тимура, тринадцатого сына Джучи-хана, старшего сына Чингиз-хана (Селезнев Ю. В. Элита Золотой Орды. Казань, 2009. С. 71-72).

10 Известна монета Джелаль-ад-Дина, выбитая в Булгаре в 810 год хиджры (7 июня 1407 - 26 мая 1408 гг. Информация предоставлена А. В. Пачкаловым).

11 Сафаргалиев М. Г. Распад Золотой Орды. С. 184.

12 СМОИЗО. Т. 1. С. 471-472; Золотая Орда в источниках (материалы для истории Золотой Орды или улуса Джучи). М., 2003. Т. I: Арабские и персидские сочинения. С. 213.

13 Морозова С. В. Золотая Орда в московской политике Витовта // Славяне и их соседи. Славяне и кочевой мир. М., 1998. С. 93.

14 Послание Едигея великому князю Василию Дмитриевичу // Горский А. А. Москва и Орда. М., 2000. Приложение II. С. 196-197; ПСРЛ. Л., 1925. Т. 4. Ч. 1. Вып. 2: Новгородская четвертая летопись. С. 406-407; М., 1965. Т. 11-12: Никоновский свод. С. 211.

15 Горский А. А. Москва и Орда. С. 135.

16 ПСРЛ. М., 2001. Т. 6. Вып. 2: Софийская II летопись. Стб. 27.

СоттеПагіі

Джелаль-ад-Дина17. Вероятно, свидетельство Софийской II летописи необходимо признать недостоверным. Неточность сообщения, вероятно, вызвана ошибочным отождествлением двух событий - поездки в Орду Ивана Тверского в 1407 г. и отправления Василия I Московского и Ивана Тверского к Джелаль-ад-Дину в 1412 г.

Однако можно привести и другую трактовку: что русские князья отправились в Булгар к Джелаль-ад-Дину (это было бы удобно сделать именно по Волге) и возможно даже получили ярлыки. Но тот не удержался у власти и был быстро изгнан Едигеем. Статус официальности данные поездки потеряли и были изъяты из летописей, случайно сохранившись в Софийской II летописи. Это, впрочем, маловероятно.

По свидетельству Шильтбергера, хан Пулад «царствовал полтора года и был изгнан Джелаль-ад-Дином»18. Именно тогда, в конце 1408 г., эмир Едигей с основными силами Орды находился под Москвой. Осаду пришлось прекратить, так как к нему прибыли гонцы с повелением Пулад-хана срочно вернуть войска в степь, поскольку «некий царевич... царя хоте изгнати или убити»19. Союзные отношения между Василием и Джелаль-ад-Дином в данном контексте кажутся весьма вероятными.

Далее имя сына Токтамыша встречается в одной из грамот Витовта магистру Ливонского ордена (от 9 октября 1409 г.). В ней отмечается, что Джелаль-ад-Дин со своим братом «к тому времени (написания грамоты. - Ю. С.) прибыли в Гродно, как раз надеялся стать царем татар и которому мы помогли отправиться к его людям»20. М. Г. Сафаргалиев вполне справедливо делает заключение о том, что Джелаль-ад-Дин при помощи Витовта захватил власть в Орде, но после возвращения войск Едигея из похода на Москву вынужден был вновь появиться при дворе великого князя литовского21. В это же время, в конце 1409 г., Витовт заключил с Джелаль-ад-Дином договор о военном союзе против Ордена22. Положения данного договора обусловили участие татар во главе с Джелаль-ад-Дином в Грюнвальдской битве 15 июля 1410 г.

Тогда же, в конце 1409 г. сын Токтамыша сопровождает Витовта в Брест-Русский, где тот совещается с Ягайло/Владиславом относительно предстоящей кампании против Ордена. Польский историк Ян Длугош далее отмечает, что после переговоров Витовт, «великий князь Литвы, отъезжает в Литву с татарским ханом, которого всю зиму и почти до праздника святого Иоанна Крестителя (24 июня. - Ю. С.) удерживал в своей стране со всеми его людьми и женами». Затем Длугош отмечает, что в самом начале военных действий, 25 июня 1410 г., Витовт вслед за Ягайло у Червенского монастыря форсирует Вислу «со своим

17 См., например: ПСРЛ. М., 2007. Т. 18: Симеоновская летопись. С. 154: «Того же лета Июля 20 князь Иван Тферскыи поиде в орду в судех по Волзе к царю Шадибеку; и бысть в то время замятня велика, згони Шадебека с царства Булат Салтан... Того же лета Генваря в 25 выиде из орды князь Иван Михаиловичь Тферскыи...».

18 [Шильтбергер И.] Путешествие Ивана Шильтбергера по Европе, Азии и Африке с 1394 по 1427 г. // Записки Новроссийского университета. Одесса, 1867. Т. 1. С. 35, 36.

19 ПСРЛ. Т. 11. С. 210.

20 Codex Epistolaris Vitoldi, Magni Ducis Lithuaniae, 1376-1430 / Collectus opera Antonii Prochaska // Monumenta medii aevi historica res gestas illustrantia. Cracoviae, 1882. T. 6. P. 882.

21 Сафаргалиев М. Г. Распад Золотой Орды. С. 184.

22 Codex Epistolaris Vitoldi. P. 187, 205.

войском и татарским ханом, имевшим с собой только триста воинов». Далее в течение трех дней Ягайло и Витовт дожидались подхода отрядов, «пока не подошло все войско»23.

Возможно, что среди этих войск были и другие отряды татар, однако Длугош об этом ничего не пишет. В то же время Л. В. Разумовская приводит мнение С. Кучин-ского о численности татарского войска в 1000-2000 сабель24. М. Бискуп называет цифру в 1000 всадников25.

Под 9 июля Длугош помещает известие о грабежах на марше: «литовцы и татары грабят, бесчинствуя, церкви и совершают варварские насилия над женщинами и девушками». По требованию польского рыцарства двое литовцев «наиболее виновных» были повешены. Показательно, что никого из татар к разбирательству и наказанию не привлекли26.

Во время Грюнвальдской битвы отряд татар под командованием Джелаль-ад-Дина занимал правый фланг польско-литовских войск27. Длугош сообщает, что когда «среди литовцев, русских и татар закипела битва, литовское войско» панически бежало, и «большинство их прекратило бегство, только достигнув Литвы»28. Из контекста повествования Длугоша создается впечатление, что паника охватила и татар, и русских (кроме трех смоленских полков). Однако в «Хронике» Поссильге упоминается об участии литовцев в окончательном разгроме орденских войск в тот же день. Не исключено, что здесь мы наблюдаем применение излюбленного приема кочевых войск - притворное отступление с целью расстройства рядов противника. Когда вражеские отряды размыкают строй, конница в полной боевой готовности обрушивается на своего врага. На это может косвенно указывать обмолвка Длугоша: «Во все время битвы князь (Витовт. - Ю. С.) действовал среди польских отрядов и клиньев, посылая взамен усталых и измученных воинов новых и свежих и тщательно следя за успехами той и другой стороны»29. Однако такая интерпретация свидетельств источников о бегстве литовских войск остается лишь осторожным предположением30.

По аргументированному мнению М. Г. Сафаргалиева, после Грюнвальдской битвы в 1410 г., разорив Польшу, войска Джелаль-ад-Дина отошли в степь, где он совершил очередную попытку захватить ордынский престол. Ему удалось закрепиться в Крыму, а затем он начал наступление на Азак. В 1411 г. здесь между ханом Пуладом и Джелаль-ад-Дином произошло сражение, в котором первый погиб. Но Едигей возвел на ханский трон Тимура, сына Тимур-Кутлуга. Его войска

23 Длугош Я. Грюнвальдская битва. СПб., 2007. С. 57, 68-69.

24 Разумовская Л. В. Ян Длугош и Грюнвальдская битва // Длугош Я. Грюнвальдская битва. СПб., 2007. С. 181.

25 Бискуп М. Великая война Польши и Литвы с Тевтонским орденом (1409-1411 гг.) в свете новейших исследований // ВИ. 1991. № 12. С. 16.

26 Длугош Я. Грюнвальдская битва. С. 74-75.

27 Длугош Я. Грюнвальдская битва. С. 90, 102.

28 Длугош Я. Грюнвальдская битва. С. 102.

29 Длугош Я. Грюнвальдская битва. С. 110.

30 См., например: Ekdahl S. Die Flucht der Litauer in der Schlacht bei Tannenberg // Zeitschrift fur Ostforschung. 1963. T. 12. S. 11.

захватили венецианскую колонию Taнa и разграбили ее, а Джелаль-ад-Дин вновь бежал к Витовту31. Именно там его застал князь тверской Александр Иванович:

Toгo же лета (1411. - Ю. С.}... князь Александр Ивановичь Tферский поехалъ со Tвери въ Литву и наехав короля и князя великого Витофта Кестутьевичя на Киеве, а Зелени-Салтанъ царевичь, Taxтaмышев сын, тамо же бяше у Витофта Кестутьевича.

Кроме того, в Никоновском своде отмечается, что «Taro же лета Taxтaмышев сын Салтан взя изгоном Ординскиа улусы и пограбил»32. Не удалось удержаться у власти и Едигею. Ибн Арабшах сообщает, что ^мур-хан, за которого Едигей выдал замуж свою дочь33,

Не вручил своих бразд (эмиру} Идику, сказав: “Нет за ним ни славы, ни почета; я передовой баран (т. е. глава}, которому повинуются, как же я стану подчиняться (другому}; я бык (то есть вождь}, за которым следуют, так как же я стану сам идти за другим?” Возник между ними обоими разлад, появилось со стороны ненавистников скрытое лицемерие, пошли бедствия и несчастия, войны и враждебные действия34.

По данным «Анонима Искандера», ордынские эмиры из близкого окружения ^мура «склонились к тому, чтобы уничтожить Идигу»35. Далее «Аноним Искандера» продолжает:

Между ними (Амуром и Идигу. - Ю. С.} возникла вражда и озлобление, так что они один-два раза сражались (друг с другом}. Taк как у узбеков всегда было стремление к проявлению державы потомков Чингиз-хана, то они, кто из подражания, а кто из почтения, направились служить двору ^мур-султана, и он стал сильным36.

Едигей был вынужден бежать и укрылся в Хорезме в апреле-мае 1411 г.37 Около полугода войска ^мура во главе с эмирами Г азаном и Декной осаждали его там. Однако захватить его им не удалось. А вскоре было получено известие о гибели №мура и воцарении Джелаль-ад-Дина. Taким образом, приход к власти в Орде Джелаль-ад-Дина необходимо отнести к ноябрю-декабрю 1411 г. Данный вывод подтверждается сведениями русских летописей38, а также данными арабского автора Ибн Арабшаха39.

Из «Русского улуса» к новому хану первыми прибыли нижегородские князья. Летом 1412 г. они вернулись из Орды «пожаловани от царя... Болшия Орды своею их отчиною». Из контекста повествования остается неясным, было ли восстановлено Великое княжество Нижегородско-Суздальское или же они получили лишь города данного княжества в уделы. После гибели Джелаль-ад-Дина московский князь совершил военный поход на Нижний Новгород и выгнал Борисовичей из города (1415}40.

В это же время, летом (ок. 28 июля} 1412 г. в Tвери появился «изо Орды от царя Зелени-Салтана Toxтaмышевичa... посол лют, зовя с собою великого князя Ивана

31 Сафаргалиев М. Г. Распад Золотой Орды. С. 186-187.

32 ПСРЛ. T. 11. С. 215.

33 СМОИЗО. T. 2. С. 134.

34 СМОИЗО. T. 1. С. 472-473.

35 СМОИЗО. T. 2. С. 134.

36 Taм же. С. 134.

37 Taм же. С. 193.

38 ПСРЛ. T. 11. С. 219.

39 СМОИЗО. T. 1. С. 473; Золотая Орда в источниках. С. 214.

40 Черепнин Л. В. Образование Русского централизованного государства в XIV-XV вв. М., 1960. С. 736; Горский А. А. Судьбы Нижегородского и Суздальского княжеств в конце XIV- середине XV в. // Средневековая Русь. М., 2004. Вып. 4. С. 155.

Михаиловича Тверского в Орду»41. Во время пребывания посла в Тверском княжестве вспыхнула междоусобица. Великий князь приказал арестовать своего брата Василия, князя Кашинского. Однако последний сумел скрыться и добраться до Москвы, откуда отправился в Орду.

1 августа 1412 г. в Орду поехал великий князь Московский и Владимирский Василий I «со множеством богатства и со всеми своими велможами, да с ним князь Иван Васильевич Ярославстий»42. Известно, что в октябре (по Никоновскому своду)43 «о Дмитриеве дни (26 октября. - Ю. С.), выиде изо Орды князь великий Василий Дмитриевич Московский». В ноябре-декабре (по данным Тверской летописи)44 1412 г. Василий Дмитриевич вернулся из степи «пожалован царем», «а с ним князь Василей Михайлович Кашинский». Последний 24 декабря 1412 г. «прииде... в Кашин с татары». Однако тверская застава не впустила его в город, и он вновь отправился в Орду.

Великого князя Тверского Ивана Михайловича в княжестве не было. Он 15 августа 1412 г. отправился по Волге «в судех» в ставку великого хана. Пробыл он там до весны 1413 г. Никоновский свод отмечает, что до его появления при дворе ордынского хана Джелаль-ад-Дин был «застрелен от своего брата Керим-Бердия»45. Показательно, что рассказ об ордынской усобице в Никоновском своде явно тверского происхождения: Джелаль-ад-дин назван «злый наш недруг». При описании поездок других князей в Орду хан не удостоился подобных эпитетов. Видимо, Джелаль-ад-Дин выдал ярлык на Кашин Василию Михайловичу. Этот факт и вызвал неудовольствие летописца.

Таким образом, мы можем установить примерную дату гибели хана Джелаль-ад-Дина. Как видно из описания пребывания в ставке хана московского князя Василия I, дорога из степи (а стало быть, и в степь) занимала чуть меньше двух месяцев (князь выехал из Орды после 26 октября, а прибыл в Москву до 24 декабря). Иван Михайлович выехал из Твери 15 августа и должен был прибыть в ставку до 15 октября. Время на ожидание аудиенции у ордынского хана составляло около 25/26 дней46. Можно предполагать, что Василий I уехал сразу же после приема у нового хана Керим-Берди. Выехал он из степи 26 октября и, следовательно, официально ханом Керим-Берди стал до 1 октября - именно с этого времени он мог выдавать ярлыки на владения. Примерно в это время - в конце сентября - прибыл в Орду и Василий I, но Джелаль-ад-Дин был еще жив. Из вышеприведенных данных вытекает, что хан Джелал-ад-Дин был убит между 20 и 30 сентября 1412 г.

Довольно короткая политическая активность Джелаль-ад-Дина, зафиксированная источниками, ограничена 1407-1412 гг. - всего шесть лет. Однако будучи одним их главных претендентов на ордынский трон, а затем ханом Орды, Джелаль-ад-Дин оказался важным участником международной жизни региона. Постоянные попытки захватить престол требовали поисков внешнеполитической поддержки. Таковую

41 ПСРЛ. Т. 11. С. 218.

42 Там же. С. 219; М., 1965. Т. 15. Стб. 486.

43 Там же. Т. 11. С. 219.

44 Там же. Т. 15. Стб. 486.

45 Там же. Т. 11. С. 219-220.

46 См., например: Галицко-Волынская летопись / Подгот. текста, пер. и коммент. О. П. Лихачева // БЛДР. СПб., 2000. Т. 5. С. 256; Золотая Орда в источниках. С. 92-93.

СоттеПагіі

он нашел, в первую очередь, у союзника своего отца, хана Токтамыша - великого князя литовского Витовта. Есть все основания полагать, что военно-политическое соглашение было у Джелаль-ад-Дина и с зятем Витовта Василием I Дмитриевичем, князем Московским и Владимирским. В начале 1412 г. ко двору Джелаль-ад-Дина были направлены послы Сигизмунда, в то время короля венгерского (1387-1437 гг.) и немецкого (1410-1437 гг.), с предложением присоединиться к антиосманской лиге, включавшей и Византию. Это предложение было одобрено, и на него получен положительный ответ47.

«Аноним Искандера» называет его достойным, уважаемым, красивым и красноречивым, но беспечным. Эта беспечность привела Джелаль-ад-Дина к гибели, а смерть хана прервала все возможные его шаги к укреплению власти внутри Орды и восстановлению внешнеполитического могущества Джучиева Улуса в восточноевропейском регионе.

The story of Dzhelal-ad-dyne’s political activity fixed in the sources is rather short: it was limited to only six years (1407-1412). However, he was one of the central pretenders on the Horde’s throne, and then he became its khan. In such a way Dzhelal-ad-Dyne turned into an important participant of the region’s international life. His permanent attempts to seize power made him seek foreign support. He found such a support from his father’s co-belligerent Vytautas, the grand duke of Lithuania. It is believed that Dzhelal-ad-Dyne had the military accommodation whith Vitautas’s son-in-law Vasily Dmitrievich, the Moscow and Vladimir prince. At the beginning of 1412 the ambassadors of Hungarian and German king arrived at Dzhelal-ad-Dyne’s court. They offered him to join anti-Ottoman coalition where Byzantium was one of the members. This offer was approved and the positive answer was received.

The main permanent enemy of Dzhelal-ad-Dyne was Edigei (Idigu), the powerful emir, talented commander and outstanding politician of that time. The treaty with Vytautas caused the participation of Dzhelal-ad-Dyne’s armies in the Grjunvald battle, the results of which changed the geopolitical situation in the region.

«Anonymous of Iskander» called him worthy, respected, beautiful and eloquent, but careless. This carelessness has led to Dzhelal-ad-Dyne’s death, and the death of the khan has interrupted all possible ways to the reinforcement of power in the Horde and to the restoration of the power of the Ulus of Dzhuchi in Eastern Europe.

47 Зайцев И. В. Между Москвой и Стамбулом. Джучидские государства, Москва и Османская империя (нач. XV - пер. пол. XVI вв.). М., 2004. С. 53.

«Узришь ты сокрытый смысл в двустишиях,
и достаточно»


Джелал эд-Дин Руми - величайший поэт-суфий, живший в ХIII веке на территории Малой Азии. Прозвище «Руми» означает «малоазийский». Имя же значит – «слава веры». Благодарные современники называли его Мевляна («Наш господин»), считая Руми своим духовным наставником.

«Джелал эд-Дин Руми родился в 1207 году и к 37 годам стал блестящим учёным и популярным вероучителем. Но жизнь его внезапно изменилась после встречи с бродячим дервишом, Шамсом из Тебриза, о котором Руми сказал: «То, что я раньше считал божественным, встретилось мне сегодня в человеческом образе». Зародившаяся мистическая дружба этих людей привела Руми к невиданным высотам духовного просвещения.
Внезапное исчезновение Шамса произвело в Руми духовную метаморфозу - начался процесс превращения его из учёного в художника и «его поэзия взмыла к небу».

Литературная деятельность Руми не многообразна, но очень значительна. У Руми нет абстрактных фраз, избитых выражений. Каждая строка прожита, выстрадана, заслужена. За внешним благополучием судьбы - жизнь, полная внутреннего поиска. В его стихах одновременно можно услышать волю могущественного владыки и проповедь отшельника, отказавшегося от всех земных благ, даже от собственного имени. (Известно, что многие произведения Руми подписывал именем своего учителя - Шанса Табризи.)

Сохранилось предание о том, как началось писание «Меснави». Хусам Челеби, личный секретарь и любимый ученик Руми, уже давно умолял Руми начать записывать свои поэтические экспромты, однажды, когда они вдвоём гуляли в садах Мирама, Хусам возобновил свои уговоры. В ответ Руми вынул из тюрбана первые 18 строк «Песни Свирели». Так началось 12 летнее сотрудничество Руми и Челеби над «Меснави» - Руми надиктовал Хусаму 6 томов этого гигантского труда.

«Меснави» (другое название этого произведения - «Меснави-йи ма"нави» - «Двустишия о сокрытом смысле» либо «Поэма о скрытом смысле») - вершина творчества поэта, сочинение, задуманное и осуществленное им как стихотворное (для легкости усвоения) руководство для членов неформального братства, основанного им около 1240 г.

Эта книга получила всеобщее признание на мусульманском Востоке и часто называется «иранским Кораном». В художественном отношении это блестящая энциклопедия иранского фольклора средних веков. Сила поэта состоит в том, что в антиортодоксальной мистической форме проявляется его горячая любовь к людям, с их действительными страданиями, страстями и радостями. Сам Руми называл свою концепцию «поклонением Сердцу».

«Меснави» - это ощущение духовной глубины и интенсивности, переплетенной сложности, растущей из коранических стихов, безграничности и вместе с тем симметричности с центром в прозрачной звёздности бассейна. В «Меснави» есть фантастические скачки от фольклора к науке, от юмора к экстатической поэзии.

Вся поэзия Руми - это беседа внутри и вне мистической общины его учеников, «сохбет» выходящий за пределы пространства и времени.

Поэт скончался 17 декабря 1272 года в Конье и был там же похоронен, провожаемый в последний путь многими людьми всех вероисповеданий - мусульманами, христианами, иудеями, индуистами, буддистами и др., - выразившими почтение к человеку, воспевавшему «религию сердца».- единодушие всех людей разных племен и вероисповеданий.


После смерти ищите меня не в земле,
А в сердцах просвещенных людей.

Cегодня, как и 700 лет назад, поэзия Руми жива и актуальна. Люди вновь и вновь обращаются к его произведениям, ища у «проводника в страну Истины» ответы на вечные вопросы. Поистине пророческими оказались слова Руми:


В тот день, когда умру, вы не заламывайте руки,
Не плачьте, не твердите о разлуке!
То не разлуки, а свиданья день.
Светило закатилось, но взойдет.
Зерно упало в землю - прорастет!

Руми не случайно называют «наставником с сияющим сердцем, ведущим караван любви» (Джами). Каждый найдет в его стихах ответы на свои вопросы. Его строки - это одновременно и карта маршрута, и памятка путешественнику.


Господь приставил к нашим ногам лестницу.
Надо ступенька за ступенькой преодолеть
ее и подняться на крышу.
Быть фаталистом здесь не следует,
У тебя есть ноги, зачем же притворяться хромым?
У тебя есть руки, зачем же прятать пальцы?
Когда господин дает рабу лопату в руки,
Без слов ясно, чего он хочет.

***

Ты ищешь знания в книгах - что за нелепость!
Ты ищешь удовольствия в сладостях - что за нелепость!
Ты - море постижений, скрытое в капле росы,
Ты - вселенная, таящаяся в теле длиной в полтора метра.

* * *

Друг мой! Созрело ли твое зерно? Кто ты?
Раб яств и вин или - рыцарь на поле брани?

* * *

Где есть развалины,
Там есть надежда найти сокровище -
Так почему же ты не ищешь Божье сокровище
В разбитом сердце?

***

Приходите опять, пожалуйста, приходите опять.
Кто бы вы ни были,
Верующие, неверующие, еретики или язычники.
Даже если вы уже обещали сто раз
И сто раз нарушили обещание,
Эта дверь - не дверь безнадежности и уныния.
Эта дверь открыта для каждого,
Приходите, приходите, как есть.


Источники:
1. Колман Баркс. Суть Руми
2. Дмитрий Зубов "Окно между сердцем и сердцем". Джелаладдин Руми

ДЖЕЛАЛ АД-ДИН, прозв.: М е н к-б у р н ы (с родимым пятном на лице) (г. рожд. неизв. - ум. 1231), хорезмшах (с 1220 г.), старший сын Мухаммеда II и туркменки Айчичек, которая не пользовалась почетом при дворе в Гургандже, где главную роль играла бабушка Джелал ад-дина, кипчакская царевна Туркан-хатын. Благодаря ее влиянию наследником престола вопреки традиции стал не Джелал ад-дин, а Узлагхан - младший сын Мухаммеда от кыпчакской ханши. Воспитанный в суровой военной среде, Джелал ад-дин рано овладел воинскими навыками. Ему досталась во владение Газна (Афганистан), но отец держал его при себе в Гургандже, опасаясь заговора. Молодой царевич изнывал от безделья и рвался на границу, где проходили постоянные стычки с внешними врагами.

Когда стало известно о походе на Хорезм войск Чингисхана, Джелал ад-дин бросился к отцу с предложением не допустить монголов вглубь страны и встретить их на Сырдарье. Однако Мухаммед понадеялся на свои хорошо укрепленные крепости и не торопился со сбором войск. Тем временем, монголы стремительно брали один город за другим. В начале 1220 г. пала Бухара, а за ней Самарканд. Мухаммед стал отступать на запад. После серии неудачных боев он остался с горсткой бойцов и со своими сыновьями. Огромное, разношерстное и недисциплинированное войско хорезмшаха оказалось неспособным победить намного уступающего ему в численности противника. Согласно преданию, Мухаммед, бежавший на Каспий, будучи смертельно больным, вызвал к себе сыновей Джелал ад-дина, Акшаха и Узлагхана и объявил им, что противостоять врагу сможет только Джелал ад-дин, которого он назначает наследником престола. Призвав младших сыновей к послушанию, он повесил на пояс старшего сына свой меч. Через несколько дней Мухаммед скончался и Джелал ад-дин стал хорезмшахом. Несмотря на народную поддержку, знать Гурганджа не приняла нового правителя.

Собрав 300 преданных туркменских джигитов, Джелал ад-дин уехал в Хорасан. В округе Нисы туркмены отчаянно бросились на монгольский отряд, состоящий из 700 человек, и разбили их. По словам ан-Несеви, участника похода и личного секретаря Джелал ад-дина это был первый мусульманский меч, обагрившийся монгольской кровью. Победа, пусть даже и небольшая, вдохновила население городов и селений Хорасана на сопротивление. Ужас, который внушали молниеносные удары захватчиков до такой степени, что во всех областях Средней Азии народ боялся поднять руку на монгола, развеялся. Люди наглядно убедились, что врага можно победить. Чингисхан вынужден был отправить в Хорезм и Хорасан специальный отряд, который столкнулся с войском младших сыновей Мухаммеда. В жестокой битве пали оба брата Джелал ад-дина.

Последний в это время продвигался к Газне - своему наследному уделу. В верховьях Мургаба к нему присоединился бывший наместник Мерва - туркмен Хан-Малик и с ним 40 тысяч всадников, а вскоре подоспел и крупный туркменский хан Сейф ад-дин, также имевший 40-тысячное войско. Недалеко от Кандагара туркмены разбили монгольское войско, и хорезмшах благополучно прибыл в Газну. Там к Джелал ад-дину присоединился его двоюродный брат Амин ал-Мульк и полководец Тимур Малик. Принесли клятву верности хорезмшаху также хан карлуков Азам Малик и предводитель афганцев Музаффар Малик. Летом 1221 г. Джелал ад-дид совершил рейд в Тохаристан и разбил монгольское войско у стен крепости Валиян. Встревоженный такими событиями, Чингисхан отрядил с большим войском своего приемного брата Шиги-Кутугу нойона. Возле городка Нарван произошло сражение, длившееся несколько дней. Поражение монголов было полным. Из нескольких десятков тысяч лишь горстка, во главе с самим Шиги-Кутугу, добралась до главного монгольского стана.
Как отмечают исследователи, разгром монгольских войск при Парване было единственным крупнейшим поражением монголов за все время их боевых действий в Средней Азии, Иране и Афганистане в 1219-1222 гг.

Исследователи отмечают, что Джелал ад-дин в своей успешной борьбе с завоевателями опирался не только на воинов, но и на местное население, которое видело в нем справедливого и законного правителя.

Сразу же после битвы при Парване монголы, осаждавшие Балх, сняли осаду и удалились с территории Афганистана. Чингисхан спокойно принял весть о разгроме свои отрядов. Он лишь высказал следующее: «Шиги-Кутугу знал только победы, поэтому ему полезно испытать горечь поражения, чтобы тем горячее стремиться в будущем к победе». Великий «покоритель народов» сам выступил в поход и Джелал ад-дин стал готовиться к генеральному сражению. В это время среди полководцев хорезмшаха начался разлад и афганцы, а вслед за ними карлуки и кыпчаки, покинули Джелал ад-дина.

Хорезмшах остался только с верными туркменами, которых насчитывалось всего несколько тысяч. Понимая, что с таким отрядом ему не устоять против всей армады монголов, Джелал ад-дин, разбив авангард неприятеля, ушел к реке Инд. Там и настиг Чингисхан неукротимого хорезмшаха. 24 ноября 1221 г. состоялась битва. Туркмены отчаянно бросились на врага, но силы были неравными и таяли с каждым мгновением. Не желая оставлять на по-ругание монголам своих близких, Джелал ад-дин приказал утопить в реку мать, жену и других женщин. Но его семилетний сын все же по-пал к захватчикам и был умерщвлен у ног Чингисхана. Джелал ад-дину удалось вырваться из плотного кольца, и он прямо на коне бросился с обрыва в реку. Переплыв Инд, хорезмшах с другого берега погрозил монголам своим мечом и скрылся. По преданию, пораженный Чингисхан тогда воскликнул: «Вот таким у отца должен быть сын!».

Четыре года Джелал ад-дин отражал удары монголов в Индии. Собрав новое войско, основной костяк которого состоял из туркмен, он появился в Западном Иране и оттуда проследовал на Кавказ. В 1225 г. Джелал ад-дин захватил столицу Армении г.Двин и разгромил совместное грузино-армянское войско под предводиельством армянского атабега близ города Гарни (в 20 км от совр. Еревана). Джелал ад-дин отправил к грузинам послов для заключения мира и совместного выступления против монголов. Но грузинская царевна Русудан отклонила предложения хорезмшаха. В 1226 г. он захватил грузинскую столицу Тбилиси. По свидетельству Ибн ал-Асира, в городе спаслись только те, кто принял ислам и произнес изречение Корана: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед Пророк его».

В то время, как в Северном Иране монголы крушили города и вырезали население, на западе страны они потерпели поражение. Джелал ад-дин разбил монголов в 1227 г. близ Рея, а затем, в том же году, одержал крупную победу над ними у Исфахана. Исфаханские горожане сами призвали хорезмшаха, который не замедлил явиться к ним на по-мощь. Теперь он вел войну на два фронта: в Западном Иране - против монголов, в Закавказье - с грузинами и армянами. В 1228 г. против хорезмшаха совместно выступили румский султан Аладин, египетский султан Ашраф и киликийско-армянский царь Гетум I. Близ Еревана Джелал ад-дин потерпел поражение.

Известно, что хорезмшах отправил письмо кыпчакским ханам, предлагая вместе выступить против монголов, однако ответ он получил только от своей сестры Хан-Султан, захваченной еще 1220 г. сыном Чингисхана Джучи и имевшей от него ребенка. Сестра предагала Джелал ад-дину сотрудничество с монголами и владения близ Амударьи, однако он оставил ее послание без ответа.

Окруженный со всех сторон врагами, хорезмшах отчаянно сопро-тивлялся. В 1230 г. он захватил крепость Хилат в Ираке, но вскоре потерпел поражение от коалиции правителей Малой Азии и Месопотамии. Разгром хорезмийского войска довершил 30-тысячный монгольский отряд, посланный Угэдэем. Возглавлял его известный монгольский полководец Чармаган. Тяжело раненный в бою, Джелал ад-дин скрылся в горах Курдистана, где и был убит.

Средневековый армянский автор писал о его гибели следующее: «Та-тары, которые уже раз изгнали его с родины, снова враждебно напали на него и гнали его безостановочно до самого города Амида, где нанесли ему страшное поражение, причем этот жестокий султан потерял жизнь. Другие говорят, что после поражения, во время бекства он был узнан и убит одним человеком из мести...».
Предание гласит, что узнав о смерти последнего хорезмшаха, его воины рвали на себе волосы и царапали лица. Никем не управляемые, они сметали все на своем пути и захватили Иерусалим, а впоследствии дошли до Египта. Скорбная весть быстро распространилась среди населения завоеванных монголами стран. Как писал ан-Несеви, «вся Вселенная осиротела без него» и в этих словах выражена искренняя любовь к человеку, который с поразительным упорством более 10 лет вел самоотверженную борьбу с монгольскими завоевателями.

Овез Гундогдыев
Энциклопедический словарь «Историко-культурное наследие Туркменистана»
Под общей редакцией О.А. Гундогдыева и Р.Г. Мурадова

В 1999-м в Узбекистане прошли масштабные торжества, посвященные довольно необычной дате. В стране отмечали 800-летие Дежалал-ад-Дина — последнего Хорезмшаха, который в ряде государств Средней Азии почитается как национальный герой. В Туркмении, например, о нем написано несколько песен. Больше того, Узбекистан, Туркмения, Таджикистан и Афганистан одно время даже вели спор о том, кто из них имеет на Джелал ад-Дина больше прав.

Памятник Джелал ад-Дину в Угренче

В итоге, победила дружба. На самом деле, последний Хорезмшах был не столько освободителем, сколько жестоким завоевателем. Он прожил 32 года, из которых большую часть провел в походах и войнах. Потеряв родину, Джелал ад-Дин просто решил завоевать себе новую.

Крушение


Cмерть Хорезмшаха Ала ад-Дина

В начале XIII-го века государство Хорезмшахов находилось на пике своего расцвета и могущества. Его границы простирались от Персидского залива до Аральского моря и от Закавказья до Китая, контролируя всю Среднюю Азию. Жемчужиной этого царства пустынь и гор был Хорезм — один из богатейших городов средневековья. Что любопытно, расцвет пришелся на период правления Ала ад-Дина Мухаммеда II, с именем которого связано и падение государства. К 1218-м году Хорезмшах имел под своим началом самое многочисленное войско в мире. Его численность достигала миллиона человек (примерно поровну пехоты и конницы).

В 20 лет Джелал возглавил могущественное, но не существующее государство

Он успел заметно расширить свои владения, покорив северную часть Индии, но как раз в процессе этого завоевания столкнулся с новой, совершенно неожиданной угрозой. Угрозой этой были шедшие с востока монголы. В столкновении с Чингисханом Ала ад-Дин проявил худшие качества правителя и военачальника: трусость, нерешительность и бессмысленную жестокость. По настоянию своей матери он казнил монгольских послов, предлагавших ему союз, а когда в Хорезм вторглись войска Тохучар-нойона и Субэдэя, так и не решился дать сражения. В войне Хорезмшах решал свои внутренние проблемы, пытаясь ослабить всесильную канглыйскую знать — родственников и доверенных людей своей матери.

Он успел казнить нескольких канглыйцев, среди которых были и многообещающие полководцы, и не позволил соединить воедино несколько частей своей армии, надеясь, что монголы разобьют их по отдельности, избавив его от внутренней оппозиции. Дать сражение, правда, ему все же пришлось. В 1218-м состоялась грандиозная битва, в которой армия Хорезма остановила монгол. Не разбила, а именно сдержала наступление. Успехом в битве Ала ад-Дин был обязан своему 19-летнему сыну. Юный Джелал командовал правым флангом.

Он сумел смять левое крыло монгольского войска и, обрушившись на центр, сдержал его натиск на позиции отца. Монголы ушли, но уже через несколько месяцев Чингисхан отправил на покорение Хорезма 50-тысячную армию. Та продвигалась по территории врага без видимых усилий. Монголы почти не встречали сопротивления и с легкостью брали города.

Один за другим пали богатейшие и процветающие Отрар, Ходжент, Ташкент, Бухара, Мерв, Нешапур, Ургенч и, наконец, столица — Самарканд. Все это сопровождалось чудовищным кровопролитием. В одном только Мерве было истреблено около полумиллиона горожан. Ала ад-Дин не пришел на помощь своим подданным. В решающий момент он впал в панику.

Джелал велел утопить свой гарем, но воины плохо выполнили это поручение

Хорезмшах собрал войско для обороны Самарканда, но, почему-то, отступил от столицы и ушел на восток. Его люди попросту разбежались. Ала ал-Дин всего за год превратился из самого могущественного правителя Азии в обездоленного нищего. В тексте про Субэдэя мы уже рассказывали о его печальной участи. Хорезмшах умер на крошечном острове Абескун в каспийском море, куда веками ссылали прокаженных.

По легенде он обнищал настолько, что у его последнего слуги не было даже лоскута ткани, чтобы прикрыть тело павшего правителя. Государство Хорезмшахов прекратило свое существование, но только не для Джелал ад-Дина.

Утопленный гарем


Битва на Инде

В неполный 21 год Джелал ад-Дин Менгуберди стал Хорезмшахом. Вот только вотчина его теперь принадлежала монголам. Юный правитель не испугался. Он объявил себя владыкой Самрканда, написал Чингисхану письмо, в котором дерзко потребовал вернуть все, что было у него отнято, собрал отряд из трехсот человек и отправился в Хорасана — область в северо-восточной части Ирана. Тут Джелал ад-Дин одержал свою первую победу над монголами. Напал на отряд из 700 всадников, разгромил их и убил всех, кроме двух человек.

Эти «счастливчики» были изувечены отправлены к Чингисхану как живое подтверждение очень серьезных намерений молодого Хорезмшаха. Хорасан стал новой базой Джелал ад-Дина. Отсюда он разослал гонцов всем, кто был недоволен монголами. Довольно быстро под его знамена стали стекаться новые и новые воины. Среди прочих к нему присоединился и один из лучших полководцев его отца Тимур-Малик.

За несколько месяцев молодой шах собрал 70-тысячное войско и двинулся с ним прямиком на Самарканд. Его армия была бы еще больше, если бы не неудача двух его младших братьев. Они шли на соединение с Джелал ад-Дином, но вместо этого столкнулись с карательным монгольским отрядом Шиги Кутуку. Тот довольно легко разбил их, оба брата Хорезмшаха погибли.

Из борца за освобождение Хорезма Джелал быстро превратился в тирана

За это убийство Кутуку пришлось дорого заплатить. Две армии сошлись в битве при Парване, в которой монгольский полководец был разгромлен. Джелал ад-Дин умело использовал в своих целях ландшафт. Он расположил лучников на скалах, чтобы те обстреливали противника с высоты. Ударная конница Кутука понесла гигантские потери и не смогла прорвать строй пехоты хорезмского войска.

Когда же он отступила, Джелал ад-Дин перешел в наступление и полностью уничтожил 30-тысячную армию Шиги. Это было самое крупное поражение монгол за все время завоеваний Чингисхана. И на самого властелина новой Империи это фиаско произвело очень серьезное впечатление. Чингисхан не покинул Самрканд, вопреки собственным планам, а, взяв командование армией на себя, повел ее навстречу с Джелал ад-Дином. Тот, правда, от битвы долго уклонялся. Маневрировал, уходил и плутал, предпочитая действовать мелкими набегами. И все же, Чингисхану удалось загнать строптивого противника в тупик. Армия Джелал ад-Дина была прижата к Инду, отступать было некуда.

Битву, состоявшуюся 9 декабря 1221-го, Хорезмшах проиграл. Он построил войска полумесяцем, надеясь заманить монгол в ловушку, и ударить с флангов. Не тут-то было. Чингисхан ударил сначала по флангам, а потом в центр. Бой продолжался почти весь день, к закату стало ясно, что молодому шаху не выиграть это сражение. И тогда Джелал ад-Дин велел утопить в реке весь свой гарем и детей, чтобы те не достались врагу! «Если попадут в плен, то горе им», — сказал он.

Мотивы человека, который убил Джелал ад-Дина, остаются загадкой

Сам он, с остатками армии, тоже прыгнул в воду. По иронии судьбы Хорезмшах спасся, а вот из всего гарема уцелела лишь любимая жена с малолетним сыном. И хотя история про спасение любимой жены и сына Мухаммеда больше похожа на легенду, важно отметить следующее: сам предводитель выплыл на другой берег Инда, а вот его близкие, все-таки, оказались в плену. Их ждала незавидная участь. Женщина маленький Мухаммед были тут же преданы ножу. А побежденный противник, погрозив монголом мечом с другого берега, ушел дальше на юго-восток.

Временная родина


Султан Кей-Кубад

Джелал ад-Дин потерпел крах, но не сдался. Он не стал слабее, но сделался куда более жестоким и прагматичным человеком. Жалости он более не ведал, причем не только к монголам. Первым делом Джелал ад-Дин собрал вокруг себя остатки своего разбитого войска. У него набралось четыре тысячи воинов, с которыми он и отправился вглубь Индии. Никакого плана у него, видимо, не было. Зато они имелись у местных вождей, которые дважды атаковали беглеца. Джелал ад-Дин одержал две победы, взял Дели и провозгласил его своей новой столицей. В ХХ-м веке мы бы сказали, что это было Государство Хорезмшахов в изгнании. Программу минимум удалось выполнить. Джелал ад-Дин нашел себе новое государство, которым мог править в свое удовольствие.

Благо, окрестные князьки не могли тягаться с ним. Хорезмшах живо расширил свои владения и даже начал совершать набеги на территорию Ирана, заходя в тыл монголам. Простить Чингисхану гибель своих близких Джелал ад-Дин не мог. В течение трех лет он копил силы для реванша и, видимо, даже не рассматривал возможности остаться в Дели. В 1225-м он навсегда покинул Индию, отправившись в свой последний поход. Его армия вторглась в Закавказье, нанесла несколько поражений объединенному грузино-армянскому войску и заняла несколько крепостей. Апогеем вторжения стала битва при Гарни, в которой Джелал ад-Дин разбил 30-тысячную армию грузино-армянскую армию.

Благодаря хитрости он сумел выманить их с выгодных позиций на возвышенности. Следом было жесточайшее разорение Тбилиси и еще несколько успешных битв. Джелал ад-Дин надеялся выманить на себя монгол, заставив тех воевать с ним в горах. Но те среагировали на него лишь однажды, послав очень небольшой отряд к городу Рею.

Джелал ад-Дин мог быть доволен локальными успехами, но сама кампания складывалась плохо. Хорезмшах сильно изменился, утратив способность находить союзников. Наоборот, он множил своих врагов. Его люди бесчинствовали на занятых территориях, убивая не только пленных монгол, но и местное мирное население.

Из разумного политика Джелал ад-Дин превратился в одержимого местью истребителя всего живого. Известно, что при захвате Тбилиси, его люди разрушили все церкви в городе. На занятых территориях он вводил новые и новые подати, которые взимались путем грабежа. Отряд Хорезмшаха приходил в поселение, объявлял местным жителям сумму, которую они должны выдать, после чего производил насильственную конфискацию.

С каждым днем Джелал ад-Дин все дальше уходил от поставленной цели. В 1227-м Чингисхан умер, а Хорезмшах так и не встретился с ним вновь на поле боя. В 1228-м монголы создали коалицию. Против жестокого завоевателя, вместе с монголами, выступили также Румский султанат, Киликийская Армения и даже Египет, имевший тогда обширные владения в Азии, которые в любой момент могли оказаться под ударом. Финальным аккордом стало восстание на подконтрольных Джелал ад-Дину областях.

Восстание он, конечно, подавил и, разумеется, сделал это с особой жестокостью. Однако это была его последняя победа. Вскоре он потерпел поражении от армян и дважды — от румского султана Кей-Кубада. С остатками войска Джелал ад-Дин попытался прорваться в Индию, но был встречен монголами и вновь разбит.

И снова крушение


Узбекская монета с изображением Джелал ад-Дина

Все, что происходило дальше, — мучительная агония. Джелал ад-Дин больше года находился в бегах. Он метался по Ирану, Сирии и Турции, пытаясь найти союзников. Вроде бы даже посылал гонцов к крестоносцам, которые еще кое-как удерживали несколько городов на Ближнем Востоке. Никто, почему-то, не хотел оказать ему поддержку. Между тем остатки его войска разбегались, так, в свое время, бежали люди от его отца.

Та цель, за которую Хорезмшах воевал и ради которой поднимал восстание, давно уже была им забыта. Не говоря уже о том, что возврат прежних владений стал теперь задачей совершенно невыполнимой. Монголы, в конце концов, вышли на след беглеца и отправили погоню. Джелал ад-Дин укрылся в горах на востоке Турции и прожил последние дни своей жизни в пещере. Именно здесь его и настигла смерть. Шаха убил некий курд, имя которого история не сохранила. Мотивы убийства тоже остаются неизвестными. То ли курд действовал по приказу монгол, то ли мстил за гибель своей родни, то ли просто хотел ограбить Джелал ад-Дина, не зная, кто он.

Свою войну Джелал ад-Дин проиграл, хотя в Средней Азии он и сделался позже мифологическим героем-освободителем. Он, в самом деле, доставил Чингисхану больше хлопот, чем кто-либо еще. Молодой Хорезмшах разрушил планы великого хана и заставил того изрядно попотеть, нанеся монгольской армии самое ощутимое поражение в славный период ее истории.

Впрочем, единственное очное сражение Джелал ад-Дин проиграл. Битва на берегах Инда была его единственным шансом восстановить свою власть в Хорезме. А в той битве у молодого и дерзкого полководца почти не было шансов против старого и опытного.

Кто такой султан Джелал ад-Дин? Это старший сын хорезмшаха Мухаммеда II, правителя Хорезма. Прославил он своё имя тем, что оказал достойное сопротивление Чингисхану . Сам великий монгольский завоеватель с огромным уважением относился к Джелал ад-Дину и ставил его в пример своим сыновьям. Монголы больше всего ценили отвагу и мужество, а сын Мухаммеда в полной мере обладал этими качествами. Именно своим бесстрашием он и покорил такого опытного воина как Чингисхан. Но прежде чем говорить о подвигах храброго султана, давайте ознакомимся с общей политической ситуацией, предшествовавшей его деятельности.

К концу XII века одним из самых могучих государств в Центральной Азии считался Хорезм. Его владения простирались с севера на юг от Аральского моря до Персидского залива, а с запада на восток от Иранского нагорья до Памира. Правил этой страной хорезмшах Текеш, а столицей считался город Гургандж. Текеш умер в 1200 году, а его преемником стал Мухаммед II (1169-1221). Он ещё больше раздвинул границы огромной державы, и казалось, что нет силы, способной сокрушить хорезмийцев.

Но восточная мудрость гласит: «Не говори, что ты самый сильный, всегда найдётся человек сильнее тебя; не говори, что ты самый умный, всегда найдётся человек умнее тебя; не говори, что ты самый красивый, всегда найдётся человек красивее тебя». Увы, купаясь в лучах славы, могущества и богатства, Мухаммед II не внял этой простой истине, когда на восточных границах его необъятных земель появилось войско Чингисхана.

Этот выдающийся исторический деятель объединил под своей властью кочевые племена к северу от Китая и начал проводить крупномасштабную завоевательную политику. В 1216 году передовые отряды монголов появились на границе с Хорезмом. Начались мелкие стычки, в которых монголы проверяли стойкость и боевое мастерство хорезмийцев.

Но до крупного военного противостояния не дошло. Сохранился хрупкий мир, и Чингисхан послал несколько богатых торговых караванов в земли Хорезма. Один из них был разграблен, а купцы убиты.

После этого инцидента монголы направили большое посольство с щедрыми дарами к Мухаммеду II. Вождь кочевников предлагал заключить взаимовыгодный торговый союз. Всё это было изложено в послании, а в его конце Чингисхан назвал Мухаммеда сыном. Именно такое обращение и вывело хорезмшаха из себя. Он посчитал его оскорбительным, а гнев обрушил на послов. Их почти всех зарезали, а оставшихся отправили обратно, чтобы они рассказали о гневе могущественного правителя.

Однако Чингисхан отправил второе посольство, пытаясь загладить конфликт. Но его ждала та же участь. Лишь после этого вождь кочевников решил начать войну против Хорезма. Она была невыгодна Чингисхану в данный период времени, так как основные силы находились в Китае, но наглость хорезмийцев, которые откровенно лезли на рожон, изменила планы великого завоевателя. Он вывел из Китая армию в 120 тыс. воинов и двинул её на Хорезм.

В Хорезме до нашествия монголов жило много образованных людей

Военные действия начались в 1219 году. При этом Хорезм имел армию почти в 400 тыс. воинов. В одном Самарканде стоял гарнизон в 120 тыс. воинов, усиленный боевыми слонами. По сути, вся эта мощь должна была легко уничтожить тумены Чингисхана. Но главной стратегической ошибкой хорезмшаха стало то, что он рассосредоточил все свои несметные войска по городам и крепостям.

Раздробленная армия не смогла оказать достойного сопротивления единой монгольской силе. Уже в 1220 году хорезмийская военная мощь прекратила своё существование. Сам Мухаммед с небольших отрядом бежал в сторону Каспийского моря. Там его высадили на одном из островов, где бывший великий правитель и умер в январе 1221 года.

Борьба Джелал ад-Дина за восстановление Хорезма

В это печальное для страны время на политическую арену вышел султан Джелал ад-Дин (1199-1231). Считается, что умирая, Мухаммед завещал ему трон, то есть сделал хорезмшахом. Но великий правитель почил в нищете на маленьком острове, не имея никакой власти, а поэтому его последнюю волю вряд ли можно рассматривать как правомерную. В то же время многие историки называют Джелал ад-Дина именно хорезмшахом с 1220 года. Сути это не меняет, так как у этого человека не было в подчинении великой страны. Он являлся лишь знаменем, символом, вокруг которого объединились враги монголов.

Впервые он заявил о себе на территории Ирана, где с небольшим отрядом разбил тысячное монгольское подразделение. После этого к нему стали присоединяться отряды воинов, и вскоре армия султана достигла 10 тыс. человек. С этим войском он подошёл к Кандагару, который осаждали монголы. Захватчики были наголову разбиты, а репутация султана Джелал ад-Дина стремительно выросла. Его все начали считать настоящим хорезмшахом и освободителем Центральной Азии от монголов.

Войско Джелал ад-Дина

В 1221 году состоялась историческая битва при Парване (территория современного Афганистана). Хорезмийцы имели 70-тысячную армию, а монгольское войско состояло из 30 тыс. воинов. Командовал ими Шиги-Хутуху, сводный брат Чингисхана. В этом сражении монголов разбили наголову. Победа послужила поводом для восстания во многих захваченных монголами районах.

Понимая, чем грозит это поражение, Чингисхан сам во главе сильного войска двинулся навстречу султану Джелал ад-Дину. Решающее сражение состоялось на берегу реки Инд в декабре 1221 года. В нём победу одержали монголы. Сам султан, чтобы не попасть в плен, бросился, сидя на коне, в реку с высокого утёса. Он благополучно переплыл широкие воды, выбрался на берег и погрозил мечом монголам, наблюдающим за ним с противоположной стороны Инда. Эта сцена восхитила Чингисхана. Он повернулся к сыновьям и сказал: «Вот такой у меня должен быть сын!»

С 4-мя тысячами воинов султан Джелал ад-Дин ушёл в Индию. Там он столкнулся с местными правителями, которые оказали пришлому хорезмийцу сопротивление. В этих сражениях индусы показали себя слабыми воинами. Надо сказать, что затем и на землях Ирана у султана не было достойных противников. Только монголы могли одолеть этого бесстрашного наследника Мухаммеда II.

Целых 3 года Джелал ад-Дин провёл в Индии. Он попробовал заключить союз против монголов с Мамлюкской династией, правившей в Делийском султанате, но ему отказали, не желая вступать в конфликт с Чингисханом. В конце 1224 года султан покинул жаркие земли и устремился на запад. Его целью было изгнать монголов и восстановить Хорезм в прежних границах. Он вторгся в Северный Иран, захватил ряд городов, свергнул правителя государства Ильдегизидов Узбека и взял штурмом город Тебриз.

В 1225 году султан организовал поход на Грузию. В августе состоялась битва при Гарни, в которой грузинское войско было разгромлено. В 1226 году хорезмийцы захватили Тбилиси, разграбили и сожгли его. Царица Русудан укрылась в Кутаиси со своим двором и не смогла оказать захватчикам достойного сопротивления. Но Джелал ад-Дин не собирался оставаться в Грузии. Он увёл отягощённое добычей войско, а ослабленная страна в 1236 году была завоёвана монголами.

Войско монголов

Следует сказать, что у султана не было чёткого плана по борьбе с Чингисханом. Он захватывал земли местных правителей, которые уже приспособились к власти монголов, сажал там своих наместников, а тех очень быстро свергали. Получалось, что новоиспечённый хорезмшах вёл войну со своими же мусульманами, а служили ему только те, кто мечтал о лёгкой добыче.

В 1228 году против Джелал ад-Дина ополчились Конийский султанат, египетская династия Айюбидов и Киликийское армянское государство. Они выступили против султана единой армией и разбили его войско. А в 1230 году мятежный султан потерпел второе поражение от союзного войска в битве при Яссеммене.

После этого силы хорезмийцев заметно ослабли. Против них в 1231 году выступило 30-тысячное монгольское войско под командованием Чормагана. Оно без труда очистило северные районы Ирана от отрядов султана и его сторонников. Джелал ад-Дин попытался собрать новое войско, чтобы противостоять монголам, но те очень быстро наступали, и султану ничего не оставалось, как убегать от преследователей.

Отряд несостоявшегося хорезмшаха уходил в горы Восточного Закавказья и редел с каждым гнём. А монголы не отставали и с поразительным упорством преследовали беглецов. В конце концов султан Джелал ад-Дин остался один и укрылся в курдской деревне. Здесь один из курдов увидел на нём богатый пояс, усыпанный алмазами. После этого судьба наследника Мухаммеда II была решена. Его убили, чтобы завладеть поясом. По данным историков случилось это 15 августа 1231 года.

Памятник Джелал ад-Дину

Память об этом человеке пережила века. В Узбекистане его почитают как национального героя. Советский писатель Василий Григорьевич Ян изобразил образ этой незаурядной личности в своём произведении «Чингисхан», написанном в 1939 году. Это сделал и Григол Абашидзе (грузинский писатель советского времени) в своём романе «Долгая ночь», написанном в 1957 году.