Тщетно отчаянный ветер. В. Маяковский, "Ночь": анализ стихотворения. Антитеза в произведении

В 1917 году в творчестве В. В. Маяковского еще не доминировали революционные идеи, и в своих произведениях он провозглашал полный отказ от привычных поэтических образов. Ночь всегда вызывала у поэтов неоднозначные чувства. Для некоторых она была притягательна и хранила множество тайн. Другие считали, что это пора сомнений и страхов, рассеивающихся с наступлением утра. В стихотворении Маяковского "Ночь", анализ которого представлен ниже, это время суток олицетворяет человеческие пороки, притворство. В нем описывается город, в котором все люди жаждут власти и богатства.

Направление произведения

В анализе "Ночи" Маяковского нужно обязательно отметить, что произведение относится к популярному тогда направлению футуризму. Его поклонники противопоставляли свое творчество приверженцам классицизма. Они возвели в абсолют образность слова, иногда даже пренебрегая его смысловой составляющей.

Маяковскому импонировала экспрессия футуристов, но их стиль он считал неподходящим для написания лирических стихотворений. Хотя яркость и некую эпатажность образов в описываемом стихотворении можно наблюдать.

Образ игорного дома

Делая анализ "Ночи" Маяковского, нужно раскрыть один из важных образов стихотворения - игорный дом. Это символ праздности, разврата городских жителей, любителей легких денег. Для таких людей ночь - это не загадочное время суток, когда можно задуматься о смысле бытия.

Для них это время, когда можно попытаться стать богаче, когда можно притворяться и быть тем, кем хочется. Как же читатель может понять, что речь идет об игорном доме? Строка "в зеленый бросали горстями дукаты" подразумевает сукно, а дукаты - это монеты или фишки, которые игроки получали, сделав нужную ставку.

Многие непонятные на первый взгляд эпитеты подчеркивают названный образ. Например, под "синими тогами" поэт мог иметь в виду то, что все административные здания и другие учреждения, работающие днем, закрывались в ночное время, уступая места увеселительным заведениям.

Возможно, что под игорным домом поэт имел в виду не казино, а сравнение ночи с притворством, некой игрой. Люди, отправляясь развлекаться, надевали маски и праздно проводили время, не пытаясь увидеть и понять красоту ночного времени суток.

Образ толпы

Также в анализе "Ночи" Маяковского следует отметить, что не менее важным образом является толпа. Ее поэт сравнивает с "пестрошерстой быстрой кошкой". Ночью развлекались богатые слои населения, дельцы и другие представители буржуазии.

Понятие пестрошерстости создает впечатление праздных людей, готовых веселиться всю ночь. Таким личностям ничего не нужно, кроме денег, они тщеславны, они фальшивы. Люди стремятся взять себе побольше с этого притворного праздника счастья.

Главная тема стихотворения

В анализе "Ночи" Маяковского главная тема - это одиночество поэта среди разгульной толпы. Лирический герой отмечает, что на городских улицах уже главенствует не таинственная и прекрасная ночь, а наступает время разврата и притворства. Но не нужно забывать, что такой она стала лишь из-за людей.

Герой понимает все это, но не находит среди пестрой толпы единомышленников. Общество пришло в упадок, и никто этого не замечает. И поэтому герой чувствует себя беспомощным, и даже фонари для него не способны рассеять ночной сумрак.

Но он не оставляет попыток достучаться до толпы, надеясь увидеть, что хоть кто-то осознает упадок общества. Увы, людям неинтересны его размышления, они не хотят усложнять себе жизнь. Они продолжают безудержно веселиться, не замечая героя.

Другие характеристики произведения

В анализе стиха Маяковского "Ночь" нужно отметить, что большую роль здесь играют художественные средства выразительности. Поэт использует яркие эпитеты, метафоры и необычные сравнения, которые не всегда понятны читателям. Но это соответствует футуристическому направлению.

Стихотворение написано дактилем, трехсложной стопой, в которой ударным является первый слог. - перекрестный. Это основные характеристики звуко-ритмической структуры произведения.

В стихотворении поэт описывает ночной город, его причудливый пейзаж. В отличие от приверженцев классицизма, для него ночь не была источником вдохновения и восхищения. Владимир Владимирович видел, как многие степенные и уважаемые люди с наступлением тьмы становятся другими - теми, кому нужны только деньги и развлечения.

Кстати, интересно и то, что образ арапа - это не просто дополнение к облику ночного города. В то время казино часто нанимали темнокожих людей как швейцаров, чтобы привлечь больше публики.

В кратком анализе "Ночи" Маяковского нельзя не упомянуть и о том, что в стихотворении еще нет смелых экспериментов с рифмами и образами, присущих поэту, но строки отличаются динамичностью. А экспрессия и непонятные метафоры добавляют произведению особенной выразительностью, свойственной футуристам. В то же время поэт старался, чтобы смысловая составляющая не терялась.

Фантасмагория городского пейзажа – одна из ключевых тенденций лирики Маяковского. Его герой, одинокий бунтарь, чувствителен к диссонансам “адища города”. Трагическое мироощущение изломанной души рождает странные, зачастую противоречивые образы: раненое солнце с вытекающим глазом, “дряблая” и всеми забытая луна, ветер, который вырывает у трубы “дымчатой шерсти клок”. Традиционные олицетворения и метафоры выглядят свежо, необычно, удивительно: водная гладь уподобляется простыням, а лодки – детенышам, прижавшимся к “сосцам

железных матерей”.

Картина пейзажа, словно перенесенная из ранних творений поэта, изображена в произведении 1920 г. В основе причудливой зарисовки лежат три образа: порывистый ветер, капли дождя, взошедшая луна. Описанию каждой из деталей автор отводит по два двустишия.

О силе ветра сообщают два ярких эпитета: “отчаянный” и “нечеловече”. Оба примера представляют собой олицетворения, причем второй из них – неологизм. Это наречие образа действия, образованное от прилагательного “нечеловеческий”. О безрезультатности порывов ветра свидетельствует лексема “тщетно”, открывающая

произведение.

Атмосфера загадочного и зловещего нагнетается в изображении второго образа. Дождь, монотонно стучащий по “крышам кровель”, в восприятии лирического субъекта превращается в капли крови. Тревожные интонации поддерживаются звукописью с опорой на “кр”.

Мрачный пейзаж завершает луна, которая ассоциируется с женским образом. Подобный прием не нов для поэтики Маяковского: герой ранних творений рекомендовал ночное светило как собственную жену и “любовницу рыжеволосую”. На этот раз луна предстает в роли вдовы, и ее горестное положение подчеркнуто дважды. Как в случае с образом ветра, для обозначения природного объекта поэт выбирает лексему, характеризующую мир человеческих отношений, и неологизм: “овдовевшая” и “одиночить”. Последний является глаголом, образованным от прилагательного “одинокий”.

Мощный, “нечеловеческий” натиск ветра, кровавый дождь и луна-вдовица – пейзажные доминанты воспринимаются в соотношении с заглавием произведения, отображающим негативные переживания человека. При всей оригинальности формы особенности идейного содержания “Горя” трактуются в рамках классических традиций. Природная зарисовка, исполненная сумрачных безнадежных интонаций, отображает внутреннее состояние героя.


Другие работы по этой теме:

  1. Стихотворение “Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви” является одним из наиболее известных произведений любовной лирики В. Маяковского. Оно адре­совано Тарасу Кострову (А. С,...
  2. После Великой Октябрьской революции, в советской литературной России появилось новое поэтическое течение – футуризм. Своим главным отличием от других поэтов, футуристы считали свою острую и...
  3. В поэме “Люблю”, датированной 1922 г., представлена лирическая автобиография Маяковского. Повзрослевший герой, “бездомный”, “глазастый” и дерзкий, пугает “дамье”, недалекие представительницы которого сторонятся странного нахала. Непонятый...
  4. Прекрасная природа “Крыма скалоликого” и новая жизнь курортов, ранее принимавших лишь фешенебельную публику, вдохновила поэта к созданию тематического цикла. Чувства лирического героя близки к авторским...

Произведение относится к позднему творчеству поэта и по своей сути является незаконченным, созданным лишь в виде вступления, но, по мнению литературоведов, может считаться полноценным сочинением.

Сочинение Анализ поэмы Облако в штанах Маяковского (стихотворение)

Изначально поэма имела другое название, «Тринадцать апостолов». Тринадцатым апостолом Маяковский видел себя. Но её не пропустила цензура. И название пришлось поменять

Анализ стихотворения Маяковского Хорошо

Владимир Маяковский – это патриот своей страны, России. Именно потому таким его считают, потому что он так себя несет. Например, в своих произведениях, он всегда высказывается в пользу народа

Анализ стихотворения Маяковского Прозаседавшиеся

Владимир Маяковский известный советский и российский поэт 20 столетия. Направлением его яркого творчества был футуризм, который захватывал в это время много юных поэтов.

Анализ стихотворения Маяковского Нате!

На границе 19 и 20 века – все терпит изменение, и, конечно же, литература также, и особенно – поэзия. Маяковский попал именно в это время со своими изменениями в поэзии. По характеру этот человек – очень необычный, сильный и грубоват немного.

Анализ стихотворения Маяковского О дряни

Начиная с вступительных строк стихотворения, Маяковский намекает на то, что к людям низшего сословия он не имеет отвращения. Описывая мещанство поэт имеет в виду людей, которые думают только о себе

Анализ стихотворения Маяковского Юбилейное

Название стихотворения «Юбилейное» связано с годом написания – 1924, то есть, со 125-ой годовщиной со дня рождения А.С.Пушкина. Именно к этому поэту Маяковский обращается в своем монологе

Анализ стихотворения Маяковского А вы могли бы?

Маяковский – это талантливый, и весьма необычный человек. Именно потому, его стихотворения, и вообще, произведения весьма необычны, так как его характер и ироничность, иногда часто проявлялись и в произведениях его.

Анализ стихотворения Маяковского Лиличка

«Лиличка» - это невыразимо пронзительное, печальное и одновременно трогательное стихотворение, сошедшее с пера автора майским днем 1916 года.

Анализ стихотворения Маяковского Послушайте!

Данное стихотворение стало неким толчком для людей, которые каким-то образом потеряли веру в себя, сбились с пути. Маяковский вводит в стихотворение Бога, но он не мнимое существо

Анализ стихотворения Маяковского Хорошее отношение к лошадям

Маяковский был неординарной личностью и выдающимся поэтом. Он часто поднимал, в своих произведениях простые человеческие темы. Одна из них жалость и участие к судьбе лошади, которая упала посреди площади, в его стихотворении «Хорошее отношение к лошадям».

Анализ стихотворения Маяковского Ночь

Русская литература начало 20 века отличалась появлением разного рода тенденций, футуризм одно из актуальных движений времени. Не столь публичный юный лирик Маяковский относил себя к представителям этого направления

Анализ стихотворения Маяковского Люблю

Лирике Маяковского, вообще, свойственны сильные ощущения, чувство любви, ненависти, яркие сравнения, много восклицаний. Тем более, в поэме озаглавленной Люблю. Поэма несколько автобиографичная

*** Тщетно отчаянный ветер бился нечеловече. Капли чернеющей крови стынут крышами кровель. И овдовевшая в ночи вышла луна одиночить. В. Маяковский. *** (Ludovico Einaudi - Oltremare) Это был вечер, кажется, начала апреля. Я не понимал каким образом умудрился потратить весь день впустую. Я сидел у стены на старой прогнувшейся кровати. Иногда разминая ноги, слышал как надрываются старые пружины под моим, казалось бы, совсем не солидным весом. Уже и не помню, когда потерял счет времени, но каждый мой день приходил к одному и тому же исходу. Часы сыпались сквозь пальцы, недели уходили из под ног, а месяца насмешливо отводили улыбки, прикрывая лицо старыми шляпами. Жизнь изгибалась под моими ногами, но как бы не могло показаться, что она подчинилась мне, скорее, утягивала глубже в бездну, заставляя ненавидеть все, что меня окружает. И светлые дни, и фальшивое пение птиц, и тиканье часов, и убогое жилище под протекающей и продуваемой всеми ветрами крышей. Одиночество сводило меня с ума, но мы с ним, кажется, успели подружиться. Во всем есть свои неоспоримые плюсы: никто не жужжит над ухом, не надоедает, не суетится, не принуждает повышать голос. Никто не раздражает своим вульгарным поведением, не курит у окна и... Больше не сжимает мою руку. Было ли что-то хорошее в этом человеке? Была ли хоть одна светлая песчинка среди огромных глыб непонимания и конфликта? Была. Было в этой крошечной песчинке, которая иногда и вовсе терялась из виду, что-то необъяснимо важное... Была в ней жизнь и дыхание этой жизни, горячим шлейфом скользящее по моей шее, заставляло бездумно следовать за ней всюду... Пока однажды она не исчезла насовсем. Если можно было бы сравнить этого человека с вулканом, то он пылал бы страстью и энергией. Он олицетворял бы жизнь, хлещущую внутри него. Жизнь, полную огня, вспышек и взрывов раскаленной лавы. Но он, как и все вулканы, должен был найти самый логичный конец беспрестанного извержения - потухнуть. И он угас. Так быстро, что я не успел заметить, как мой мир без его огня больше не освещался ничем иным. Сперва я пытался разглядеть вокруг себя какие-то очертания, тени, а потом мой мир... Окутала тьма. Осталась лишь пыль и пепел, полностью забивающие легкие и заставляющие задыхаться черною как смоль гарью. Мне не пришлось выбирать его из тысяч людей. Он появился внезапно. И так же внезапно ушел, оставив меня с поистине странным желанием отдать все в обмен на хотя бы еще один взгляд его глаз. Хотя бы один хлопок их ресниц. Хотя бы одно прикосновение к еще теплой коже... Хотя бы что-нибудь. Я провел рукой по белой простыни больничной койки. В углу так же безнадежно пикал аппарат искусственного дыхания, а за стеклянной перегородкой раздраженно показывал на время какой-то врач. Он так яростно пытается увести меня отсюда, будто не понимает, что мой визит на вряд ли может повредить уже не живому телу. Опустившись к побледневшему осунувшемуся лицу, я отчего-то усмехнулся. Болезненно кривя губами, я посмотрел на темный монитор, на котором тонкой зеленой линией отображалось слабое, неуверенное биение сердца. Я часто бывал здесь с мыслью, что и на могиле его проведу большую часть своей оставшейся жизни, воспроизводя в памяти писклявые нотки больничного аппарата. Изо дня в день я ожидал, что его зеленая линия однажды запищит и выпрямится, но ждал совершенно другого. Я приходил каждый день ранним утром, тупо уставляясь на противоположную стену и не находя больше ни единой мысли об ином взгляде на вещи. Отчаяние нужно называть своим именем, а не стараться придумывать ему какую-либо щадную замену, ведь трезвый разум позволял осознать: ничего не изменится. И ничего не менялось: белые потолки, белые окна и двери, белые простыни и белое мертвенной белизной тело когда-то хлещущего жизнью человека. Как странно, что он никогда не разделял моего мнения, да и не прислушивался к нему. Он излучал жизнь, но никогда ее не ценил, направо и налево разбрасываясь словами о своем желании поскорее сдохнуть. - Доволен? - сквозь зубы проговорил я, стараясь не отводить взгляд от ровно выбеленной поверхности стены. - Добился своего? Ответом мне послужила неистовая тишина. Голос мой угас меж четырех толстых стен, не дав мне возможность пообщаться даже с собственным эхо. - Всегда твердил, что не хочешь ничего больше видеть и чувствовать. Так что же ты не радуешься теперь? - шикнув, я зажмурился, порываясь к выходу. - Знаешь, что такое изо дня в день видеть застывшее, холодное, надменное лицо, которое больше не удостоит меня своей улыбки... - Скрипя пальцами по стеклянной вставке в двери, я обернулся, - а знаешь почему? Оно уже не способно. - Делая шаг вперед, я навис над самым его лицом, стараясь говорить прямо в ухо. - Оно не способно больше улыбнуться мне. А руки твои никогда не смогут больше чувствовать тепло моего тела, которое я за "просто так" тебе отдал, без стыда и совести. И которое ты радушно принял, заставляя лечь под тебя, прогнуться. Счастлив ли ты? Счастлив слышать как я хриплю тебе на ухо от подкативших к горлу слез? Счастлив чувствовать душащее меня одиночество? Счастлив впервые в жизни безвозмездно дарить счастье, а потом отнимать его? Счастлив?! - я не заметил, сколько раз повторял одни и те же фразы. Но я знал, что он слышит меня. Вопрос состоял лишь в его желании бороться за свою жизнь, чего тот никогда, не в один из прожитых ранее дней, не делал. - Знаешь, - тихо проговорил я в его ухо, - я никогда не говорил этого и не думал, что скажу. Но раз ты спишь, то пусть хотя бы в твоем сне ты узнаешь, что я тебя...- меня прервал внезапный звук монитора. Я резко обернулся и увидел, что пульсирующая зеленая линия выровнялась, а аппарат противно запищал, устанавливая время смерти. Я не заметил, как дыхание мое сбилось, а по спине градом покатился холодный пот. Внутри меня что-то сильно сжимало, и кто-то подхватил под руку, начиная быстро уводить из небольшого помещения. У аппарата быстро выросли три белых халата, а руку четвертого я от себя отпихнул, в последний раз окидывая взглядом безмолвное исхудалое тело. Ничто и никогда не сможет объяснить, что заставило меня посмотреть на расступившихся врачей. На аппарат, что начал издавать какие-то непонятные звуки, а на тонкой зеленой линии появились уверенные высокие штрихи, обозначающие пульс. Я не успел оттолкнуть от себя упрямого врача, но увидел то, что больше всего мечтал еще хотя бы раз увидеть - его глаза. -...люблю.