Уничтожение боевых кораблей союзников. Энергетическая установка и ходовые качества

HMS Royal Oak (1862)

Исторические данные

Общие данные

ЭУ

Бронирование

Вооружение

  • 24 х 201-мм 68-pounder
  • 11 х 178-мм RML 7 inch 6,5 ton Mk I.

Проектирование

На момент закладки HMS Royal Oak был одним из двухдечных деревянных линейных кораблей типа Bulwark. Первоначальный проект предусматривал установку тридцати шести 68-фунтовых гладкоствольных пушек. Для установки нового вооружения на единственной палубе корабль был разрезан по мидель-шпангоуту и в корпус была установлена вставка длиной 6,4 м с пятью шпангоутами . Переоборудованы были и оконечности корпуса: в носовой части был установлен прямой форштевень , а кормовая часть получила элиптическую форму с нависающем подзором . Для улучшения обтекаемости обводы оконечностей имели схожую форму, в результате чего HMS Royal Oak получил прозвище «double-enders» (рус. двухконечный ).

При проектировании было решено использовать схему бронирования, примененную на французских броненосцах типа La Gloire. Это позволяло защитить слабые деревянные борта и обеспечить полную защиту батареи. Защита бортов была наиболее важна для кораблей с деревянным корпусом, так как они не имели разделения на отсеки.

В связи с тем, что для усиления брони была использована дубовая подложка, последняя имела переменную толщину, что позволило сделать борта гладкими и улучшить мореходные качества .

Когда корабль проектировался как линейный, машинно-котельное отделение располагалось в середине корпуса. Из за необходимости удлинения корпуса паровая машина и котлы было решено оставить на прежнем месте, а гребной вал удлинить. Винт имел возможность подъема в коробчатую раму, которая закрывалась специальными люками.

Постройка и испытания

Спуск на воду HMS Royal Oak. Чатем, 1862 год.

Среди линейных кораблей типа Bulwark HMS Royal Oak был заложен одним из последних, поэтому его переделка в броненосец была произведена быстрее, чем шести других модернизируемых кораблей того же типа.

В ходе постройки первоначальный вариант вооружения пушками единого калибра был отклонен в связи с появлением нарезных орудий Армстронга . В результате вооружение стало смешанным и состояло из нарезных и гладкоствольных орудий. Стоимость постройки составила 245537£.

На испытаниях корабль продемонстрировал склонность к дифференту на нос. После надстройки высокого полубака корабль на волне стал глубоко зарываться форштевнем , из-за чего носовую пороховую яму пришлось перенести ближе к корме.

На мерной миле HMS Royal Oak смог показать скорость 12,5 узла при 56 об/мин. Винт был выполнен подъемным, но во время испытаний разница в скорости с поднятым винтом и просто разъединенным от паровой машины была небольшой. Поднимать винт было нежелательно еще и из за риска заливания водой подъемной рамы, люки которой не могли удержать потоки воды даже при слабой волне.

Под парусами HMS Royal Oak установил рекорд скорости среди броненосных кораблей 9 февраля 1864 года, пройдя от Гибралтара до Мальты со скоростью 13,5 узла. Крен при этом достигал 18-20°. Этот рекорд так и не был побит, кроме того, данный случай стал единственным в британской истории случаем, когда скорость броненосца под парусами оказалась выше скорости под паровой машиной.

Низко расположенный центр тяжести корабля стал причиной большой амплитуды бортовой качки, хотя она были меньше, чем у броненосцев типа Prince Consort , имевших схожую конструкцию. Качка стала проблемой использования артиллерии, хотя по другим мореходным качествам корабль получил хорошие отзывы. Он хорошо управлялся вне зависимости от погоды как под парусами, так и под машиной, обладал хорошим ходом и значительным резервом по парусному вооружению.

Описание конструкции

Корпус

Модель корпуса HMS Royal Oak

При модернизации верхняя палуба была полностью снята и вместо нее по железным бимсам и пиллерсам настелена новая, состоявшая из 100-мм дубовых досок и 12-мм железных листов.

Бронирование

Схема бронирования и вооружения HMS Royal Oak

HMS Royal Oak стал первым британским кораблем с полным бронированием батарей, борта нижней палубы и бронепоясом по ватерлинии . Верхняя палуба была защищена 12-мм железными листами, которые были усилены 100-мм дубовыми досками. Листами были обшиты борта от отметки 1,8 м над ватерлинией до верхней палубы, полностью закрывая артиллерийскую палубу и орудийные порты. На расстоянии 12 м от штевней толщина бронирования уменьшалась до 75 мм. В дополнение к железным листам борта были усилены дубовой подложкой толщиной 0,7 под листами и 0,8 м ниже них, поэтому кромка брони не выделялась на фоне обшивки корпуса, благодаря чему борта имели гладкую поверхность.

Энергетическая установка и ходовые качества

На корабле была установлена одновальная паровая машина установка производства компании Maudslay, Sons and Field . Паровая машина с горизонтально-возвратным шатуном имела два цилиндра диаметром 2083 мм, ход поршня составлял 1219 мм. Питание паром давлением до 1,4 атм осуществлялось от шести прямоугольных котлов. При полной мощности 800 л. с. и 60 об/мин подъемный гребной винт диаметром 5791 мм позволял развивать скорость до 12,5 узла . При полном запасе угля в 550 тонн дальность плавания составляла 2200 миль экономичным ходом в 5 узлов.

Котлы были разделены на две группы, три перед паровой машины и три позади нее, для лучшей защищенности от попаданий вражеских снарядов топки котлов были обращены внутрь корпуса.

Вспомогательное оборудование

Командный пункт управления огнем HMS Royal Oak

Площадь парусов после переоборудования составляла 2322 м 2 . Управление рулем могло осуществляться с трех постов: на квартердеке был установлен тройной штурвал , а на главной и нижней палубе у офицерской кают-компании - сдвоенный.

Экипаж и обитаемость

На фальшборте квартердека был оборудован легкий мостик , боевая рубка не предусматривалась, но был пост управления артиллерийским огнем, выполненный в виде бронированной башенки.

Вооружение

Главный калибр

68-фунтовое дульнозарядное морское орудие

На момент постройки на HMS Royal Oak было установлено 11 нарезных орудий RML 7 inch 6,5 ton Mk I и 24 68-фунтовых гладкоствольных пушек. Это делало его одним из самых вооруженных британских кораблей. 68-фунтовые 201-мм орудия имели дальность стрельбы 2900 м при угле возвышения ствола 12°. Три седьмидюймовых орудия были установлены на верхней палубе, все остальные семидюймовые и 68-фунтовые - на орудийной палубе. Два носовых орудия на верхней палубе выполняли роль погонных, одно кормовое являлось ретирадным. 178-мм орудия Армстронга использовали шрапнельные, фугасные или бронебойные снаряды весом 48,5-49,9 кг, дальность стрельбы которыми составляла 3700 м. В 1867 году вооружение было модернизировано.

Загадка Скапа-Флоу Корганов Александр

XI Гибель линкора «Ройал Оук»

Гибель линкора «Ройал Оук»

Воспоминания кэптена Р. Ф. Николса (Королевские ВМС).

Когда в августе 1939 года «Ройал Оук» пришел в Скапа-Флоу, я отметил, что система обороны с моря не выглядит столь же надежной, как в годы Первой мировой войны, однако был слишком занят, чтобы вникать в этот вопрос, к тому же это не входило в круг моих обязанностей. За местную оборону гавани перед главнокомандующим отвечал старший морской начальник.

Главной задачей было обучить команду, среди которой было много резервистов, как жить на корабле и сражаться на нем в современных условиях. Угроза атаки с воздуха, ночью или днем, в гавани или в море, многим была в диковинку и поэтому считалась одной из главных проблем. Радиолокация находилась в зачаточном состоянии, и радар на «Ройал Оук» установлен не был.

13-го октября 1939 года «Ройал Оук» стоял на якоре в полумиле от восточного берега Флоу, поскольку высокий берег обеспечивал защиту от воздушного нападения с этого направления. Старый авианосец «Пегасус» стоял на якоре приблизительно в 7 кабельтовых (1400 ярдов) по пеленгу 340° от нас. «Айрон Дьюк», несколько эсминцев, плавбаза и т. д., стояли на якоре в западной части залива Флоу, приблизительно в восьми милях от нас, с противоположной стороны островов Кава и Фара. «Рипалс» стоял на якоре совсем близко от нас день или два, но 13-го около 16.00 он ушел, и «Пегасус» занял его место.

Той ночью мы, как обычно, затемнили корабль и находились в готовности к атаке с воздуха. Я лег спать примерно в 22.30, но в четыре минуты первого был разбужен сильным ударом по корпусу корабля. Набросив шинель, я вышел на палубу, но никто не смог объяснить мне, что случилось. Я отдал приказание поднять пары и вызвать команды на дрифтер «Дэйзи II» и дежурный катер (оба плавсредства находились у борта под нижним выстрелом).

Наблюдалось слабое полярное сияние, позволявшее различать контур берега на фоне неба и людей, ходивших по палубе, правда, недостаточно отчетливо, чтобы распознать их. Пройдя вперед до полубака, я заметил, что стопор Блейка на якорь-цепи правого борта был отдан, и та, сорвавшись со стопоров, очевидно, ушла за борт. Возможно, проблема скрывалась в районе цепного ящика… внизу я встретил командира и старшего механика. У всех возникло впечатление, что взрыв произошел в хранилище огнеопасных материалов, и матрос в защитной маске готовился спуститься туда, чтобы разобраться на месте.

Затем, ровно через тринадцать минут после первого взрыва, прогремели еще три ужасающих взрыва позади нас по правому борту. Каждый взрыв сильно потряс корабль, освещение полностью вышло из строя, и сразу же образовался крен примерно двадцать пять градусов. Я абсолютно не сомневался ни в том, что произошло, ни в том, что последует за этим. Но как же лодка смогла преодолеть заграждения? В дополнение к тяжелым повреждениям, вызванным торпедами, было большое количество открытых иллюминаторов, прикрытых светомаскировочными (вентиляционными) щитками. (На них было получено разрешение от главнокомандующего). Было ясно, что по правому борту все они оказались под водой, и задраить их под нарастающим напором хлынувшей воды не представлялось возможным.

Из-за отсутствия электропитания было невозможно спустить на воду спасательные барказы, а нарастающий крен делал это все более трудным и в отношении шлюпок, особенно в темноте. Дрифтер «Дэйзи II», стоявший у борта слева по корме, служил неким утешением, поскольку имел достаточно большую вместимость.

Практически в кромешной темноте командир и я, с помощью многих других членов команды извлекли те спасательные средства, что смогли обнаружить, но спустя всего восемь минут после взрывов торпед второго залпа, «Ройал Оук» опрокинулся и затонул.

Примерно через полтора часа те, кто находился на спасательном плоту Керли, были подобраны одной из шлюпок с «Пегасуса» и погружены в роскошь горячей ванны, где смогли избавиться от мазута и переодеться в чистую одежду, не считая соответствующих напитков, которыми наши спасители нас столь великодушно обеспечили.

Я решительно заявляю, что ни один корабль в Скапа-Флоу, кроме «Ройал Оук», не пострадал от торпед Прина. И, кроме того, в ночь с 13 на 14 октября 1939 года там не было никаких линейных крейсеров.

«Ройал Оук» торпедирован! Снимок из английского фильма, в котором этот линкор заранее «сыграл» свою будущую судьбу.

Из книги В прицеле свастика автора Каберов Игорь Александрович

ТРУДНЫЙ ЧАС ЛИНКОРА «МАРАТ» Машина Широбокова отремонтирована. Ее передают нам. Техники собрались возле самолета. Все как бы чего-то ждут. Так и кажется, что сейчас придет сюда Володя. Придет, застенчиво улыбнется, сядет в кабину. Но подходит командир эскадрильи капитан

Из книги Александр Невский автора Пашуто Валерий Петрович

Гибель отца Когда во Владимире Александру сказали, что татарские гонцы привезли Ярославу проезжую грамоту в какой-то Сарай и что отец направил юного сына Константина с дарами ко двору монгольского царя, в доселе неведомый даже вездесущим новгородским купцам Каракорум,

Из книги Шекспир автора Аникст Александр Абрамович

Гибель Эссекса Звезда Эссекса, достигнув зенита в 1596 году, стала после этого постепенно закатываться. Началось с того, что Елизавета была недовольна размерами добычи, захваченной в Кадиксе. По подсчетам оказалось, что стоимость ее не превышала тринадцати тысяч фунтов

Из книги Бабочка автора Шаррьер Анри

Гибель Карбонери Моего друга Матье Карбонери убили вчера ударом ножа в сердце. Это подлое убийство совершилось в тот момент, когда Матье находился в душевой, и лицо его было покрыто мыльной пеной. Убил его армянин, сутенер.С разрешения коменданта я участвовал в церемонии

Из книги За нами Москва. Записки офицера. автора Момыш-улы Баурджан

Гибель генерала Мы отступали. Днем воевали, ночью уходили от рубежа к рубежу.Шли боевые дни, шли боевые ночи. Теперь ясно, что подчас враг преувеличивал наши способности к сопротивлению, а мы переоценивали его пробивную силу. В тактических звеньях иногда царила сплошная

Из книги Прошлое с нами (Книга вторая) автора Петров Василий Степанович

Гибель товарища Глубокой ночью мы повернули на северо-восток и спустя полтора часа вошли в подсолнухи.Рассеивая снопы света, прошла машина на Исковцы.Дождь льет снова. Я зря выбросил каску. Вода струится по лицу и течет за ворот. Не согревают ни одежда, ни грязные

Из книги «Гнуснейшие из гнусных». Записки адъютанта генерала Андерса автора Климковский Ежи

ГИБЕЛЬ СИКОРСКОГО После отдыха в Ливане Сикорский полетел в Каир, откуда должен был направиться уже в Лондон. В основном все было сделано и урегулировано. Только вопрос об Андерсе не был решен со всей ясностью и определенностью. Предстояла реорганизация командования

Из книги Амундсен автора Дьяконов Михаил Алексеевич

Из книги Шолохов автора Осипов Валентин Осипович

Гибель матери Шолохову порой удавалось побывать в Николаевской слободе. И однажды они с Марией Петровной приняли решение возвращаться в Вёшки.Тут проявился Сталин. «Собираемся в дорогу, - рассказывал мне Михаил Александрович, - смотрю, подъехала эмка, выходит

Из книги Одна жизнь - два мира автора Алексеева Нина Ивановна

Гибель Зои В последнее время письма от Зои были очень грустные, я чувствовала, что все мужество ее покинуло, что все настоящее и будущее ей кажется беспросветным. В одном из них она написала мне: «Только что я окончила читать Достоевского „Преступление и наказание“,

Из книги Стальные гробы рейха автора Курушин Михаил Юрьевич

ГИБЕЛЬ «АТЕНИИ» В конце августа 1939 года погода в Северной Атлантике явно не баловала. Казалось, сама природа выразила протест против неумолимо надвигавшейся войны, терзая штормами морские просторы.Вот уже несколько суток U-30 крейсировала в неспокойных атлантических

Из книги Война на море. Внимание рейдеры! автора Маршалль Вильгельм

Успех и гибель линкора «Бисмарк» Вскоре в борьбу на коммуникациях противника включился и только что отстроенный немецкий линкор «Бисмарк». В сопровождении тяжелого крейсера «Принц Ойген» и 3 эсминцев линкор вышел из Готенхафена. Соединением командовал сам адмирал

Из книги Листы дневника. Том 2 автора Рерих Николай Константинович

Еще гибель Ранней весной 1907 года мы с Еленой Ивановной поехали в Финляндию искать дачу на лето. Выехали еще в холодный день, в шубах, но в Выборге потеплело, хотя еще ездили на санях. Наняли угрюмого финна на рыженькой лошадке и весело поехали куда-то за город по данному

Из книги Павел Мочалов автора Соболев Юрий Васильевич

Из книги Леонид Быков. Аты-баты… автора Тендора Наталья Ярославовна

Гибель Ты ушел туда, откуда не приходят - Так близка была тебе чужая боль… В нашем равнодушном хороводе Ты избрал последнюю гастроль… Из передачи Леонида Филатова «Чтобы помнили…» Чтобы понять, почему погиб Леонид Быков, надо знать, как он жил, – считала его дочь и

Из книги Виктор Цой автора Житинский Александр Николаевич

1990 Гибель Мы подошли к трагической развязке нашего сюжета, коим является жизнь и творчество Виктора Цоя.Мне довелось последний раз увидеть Витю и даже коротко поговорить с ним 22 июня 1990 года в Москве, на следующий день после его дня рождения.Мы с женою приехали в Москву по


Британский линкор взорвался на рейде главной базы королевского флота Скапа-Флоу. Погибли 833 человека.


1939 год. Тревожная октябрьская ночь окутала Британские острова. В главной базе королевского флота Скапа-Флоу застыл на рейде линкор «Ройял Оук». Корабль только что вернулся из очередного похода, и утомленная команда получила долгожданный отдых. Казалось, ничто не предвещало беды, как вдруг около часа ночи глухой удар сотряс весь линкор. Сигнал тревоги поднял с коек спящих моряков и разбросал их по постам. Вскоре на мостик поступили первые доклады: «Подводная пробоина в районе форштевня. В результате внутреннего взрыва были повреждены цистерны жидкого топлива, сорваны со стопоров якорь-цепи». Затем высокий столб воды взметнулся у правого борта, в районе дымовой трубы. И, наконец, взорвались пороховые погреба. Смертельно раненный линкор повалился на борт. Через полчаса в бухте, покрытой толстым слоем мазута, плавали лишь обломки корабля да немногие уцелевшие моряки. Утром королевский флот недосчитался 833 человек.

Первые дни после катастрофы английское командование отмалчивалось: оно было в полном неведении относительно причин катастрофы. Горькая истина стала известна лишь через несколько дней, когда в Берлине затрубили фанфары. Вот что сообщала официальная пресса фашистской Германии.

В ночь на 14 октября подводная лодка U-47 под командованием лейтенанта Гюнтера Прина проникла в английскую базу через пролив Керк. Не найдя добычи в западной части акватории, Прин начал обследовать восточную. Вскоре он обнаружил при свете северного сияния линкор «Ройял Оук» и линейный крейсер «Рипалз». Позиция для атаки была идеальной. После первой атаки оба английских корабля получили повреждения. Перезарядив аппараты, Прин повторил атаку. Три торпеды, достигшие цели, решили участь «Ройял Оук».

Триумфальная поездка в Берлин, национальные чествования, прием у фюрера - вот что ожидало всех отличившихся в Скапа-Флоу. Вскоре на книжных прилавках Германии появился очередной бестселлер «Мой путь в Скапа-Флоу». Гюнтер Прин, теперь уже капитан-лейтенант, описал свои подвиги. Его боевой путь оборвался 10 марта 1940 года, когда английские корабли в 200 милях к югу от Ирландии потопили U-47.

Естественно, фашистская пропаганда не преминула возвести Прина в ранг «бессмертного героя». Правда, уже тогда в адрес подводника звучали скептические замечания. Прежде всего немецкие летчики были неприятно удивлены, увидев «тяжело поврежденный» крейсер «Рипалз» в целости и сохранности. Узнав об этом, Прин поспешил поправиться, заявив, что он подорвал не «Рипалз», а линкор «Арк Ройял». Но авианосец также пребывал в боевом строю. Более того, как утверждало английское командование, на рейде Скапа-Флоу в день атаки находились только линкор «Ройял Оук» и старый транспорт гидроавиации «Пегасус». Последний никак не походил ни на линкор, ни на авианосец, не говоря уже о том, что Прин его вообще не заметил.

Недоумения вызывали и сами описания прорыва U-47. Чего стоили, например, ссылки на приливное течение: в 23.30 - «попутный прилив» (лодка на подходах к базе); в 00.30 - «слабый прилив» (лодка в гавани); а через несколько минут скорость приливной волны якобы достигла 10 узлов! Между тем в Скапа-Флоу к полуночи прилив заканчивается.

Если верить книге Прина, он сам выбирал удобнейшую позицию для торпедной стрельбы: большой неподвижный корабль стоял боком к лодке (курсовой угол - 90 градусов), дистанция была оптимальной. И в таких условиях, напоминавших учебные стрельбы, без всякого противодействия опытный подводник ухитрился с первого залпа не попасть в линкор (из четырех выпущенных торпед лишь одна, по словам Прина, попала в «Рипалз»).

Гибель «Ройял Оука» командование британского флота объясняло случайностью, роковым стечением обстоятельств: блокшив, который должен был закупорить приновскую лазейку, опоздал прибыть в бухту на сутки. Да и кто мог ожидать от немцев такой осведомленности о системе обороны и навигационной обстановке в Скапа-Флоу, а главное, такой дерзости.

Эти доводы убеждали не всех. По кораблям и базам Англии поползли слухи, объяснявшие «истинные причины гибели» линкора. Вот одна из версий.

Вскоре после самозатопления немецкого флота в английской базе Скапа-Флоу (по условиям перемирия 1917 года, немецкий флот был сосредоточен в Скапа-Флоу, где впоследствии его затопили сами немцы) морской офицер Альфред Веринг оказался на грани нищеты. Денег он не скопил, а его единственным увлечением были часы. Все это и привело безработного моряка в одну из немецких часовых фирм. В качестве коммивояжера Веринг объездил страны Европы, где, помимо коммерческих заданий, выполнял поручения германской секретной службы.

Так продолжалось до 1926 года, когда Веринг решил осесть в Швейцарии. В традиционно нейтральной стране он не только освоил в совершенстве профессию часового мастера, но и сменил имя вместе с подданством. В 1927 году швейцарский гражданин Ортель эмигрировал в Англию и поселился в городе Керкуол, рядом с главной базой английского флота Скапа-Флоу.

Новый житель Керкуола вскоре открыл часовой магазин. Помимо своего бизнеса, часовщик увлекался парусным спортом и рыбной ловлей. Никто не обращал внимания, что он предпочитал удить рыбу в районах проливов, соединяющих гавань Скапа-Флоу с Северным морем. Именно там, где были расположены управляемые минные заграждения, посты наблюдения, сети и блокшивы, закрывавшие проход в гавань. Одним словом, к 1938 году описание системы обороны базы Скапа-Флоу лежало в сейфах фашистской разведки.

В один из октябрьских вечеров под предлогом того, что погода дождливая и покупателей не предвидится, керкуольский часовщик закрыл свой магазин раньше обычного. Тщательно заперев дверь дома, он извлек из тайника коротковолновый радиопередатчик и на несколько секунд вышел в эфир. Его позывные были услышаны на континенте, и 13 октября подводная лодка U-47 скрытно приблизилась к Оркнейским островам. Там она приняла с английского побережья неизвестного мужчину, который и принял командование лодкой. Он благополучно провел субмарину через узкости и заграждения пролива Керк, а затем после потопления линкора вывел ее назад в Северное море.

Нетрудно было догадаться, кто был этот человек. Но имя его так и осталось неизвестным. Альфред Веринг сбросил личину Альберта Ортеля и растворился среди офицеров флота.

Такова легенда о часовщике-шпионе. Впрочем, расследование, проведенное в свое время местной газетой «Оркней Геральд», показало, что ни старожилы города, ни часовщики, ни чиновники - никто ничего не знал об Альберте Ортеле. Официальные источники на западе также отрицают эту версию.

У фашистов были и другие возможности довольно обстоятельно ознакомиться с базой Скапа-Флоу: в предвоенное время ее посещали немецкие корабли, с первых дней войны она находилась под постоянным наблюдением с воздуха и из-под воды. Кроме того, немецкой разведке в то время был известен английский морской радиошифр. Следовательно, переговоры должностных лиц королевского флота не были для противника секретом, как и то, что охрана базы с моря ведется халатно, что в проливе Керк имеется «щель». Немецкие стратеги понимали, что эта лазейка вскоре будет закрыта. Иначе чем объяснить торопливость немецкого командования. Зная, что в гавани стоят два устаревших корабля - «Рипалз» и «Ройял Оук», - оно могло бы и подождать, пока туда не зайдет более ценная добыча: новый линкор или авианосец. Таким образом, прорыв Прина был хорошо подготовлен и обеспечен.

13 октября Прина информировали по радио о точном местоположении «Ройял Оука» и «Рипалза». Однако именно в ночь на 14 октября линейный крейсер «Рипалз» вышел в море. Естественно, Прин мог и не знать об этом. Используя кульминационный момент прилива, U-47 проникла в Скапа-Флоу и незамедлительно направилась в район, где, по данным разведки, стояли на якоре два тяжелых корабля противника. Можно также предположить, что в ходе маневрирования в затемненной зоне приливов, а затем в самой гавани штурман субмарины заблудился, - расчетная точка на карте, в которой якобы находилась немецкая подводная лодка, не соответствовала ее действительному положению в гавани. Это расхождение, называемое у моряков «невязка», и обусловило неверное описание места и курсового угла в момент атаки «Ройял Оука». И, наконец, текст радиограммы, информировавшей о наличии в Скапа-Флоу линкора и линейного крейсера, очевидно, был достаточно категоричен и не давал повода в этом усомниться. Один из указанных кораблей был обнаружен. Второй - был плодом воображения Прина. Не исключено, что за «Рипалз» он принял какие-либо береговые сооружения. Ночью, при специфическом освещении (северное сияние), их вполне можно было принять за корпус и надстройки тяжелого корабля.

Итак, немецкая субмарина атаковала «Ройял Оук». Взрыв в носовой части корабля сопровождался относительно небольшим столбом воды, что характерно для магнитной торпеды с неконтактным взрывателем, который срабатывает не у защищенного борта, а под днищем. При этом поражаются артиллерийские погреба, машинные и котельные отделения - то есть наиболее важные и уязвимые объекты. Однако неконтактная торпеда имела тогда небольшую надежность. Неудивительно, что из четырех торпед, выпущенных при первом залпе U-47, только одна сработала.

Вахтенный начальник, находясь на мостике линкора, мог и не заметить взрыва: верхняя палуба на баке нависала над форштевнем и закрывала его от наблюдения. Взрыв разворотил часть днища, уничтожил носовые торпедные аппараты, вызвал разрушения на складе шкиперского имущества и сорвал якорь-цепи со стопоров, после чего корабль, получив некоторую свободу перемещения, несколько изменил свое положение, развернувшись кормой.

Поскольку ряд носовых отсеков оказался затопленным, а на складе корабельного имущества к тому же были повреждены цистерны с жидким топливом, то сомнительно, чтобы аварийная команда смогла точно установить характер взрыва.

Вторая немецкая торпеда, вероятно, угодила в район расположения погребов боезапаса противоминной и зенитной артиллерии - самое уязвимое место любого боевого корабля. Затем, используя полную растерянность английского командования, Прин благополучно выбрался из базы.

Все уцелевшие члены экипажа «Ройял Оука» дали свои показания. Выяснилось, что примерно половина из них была убеждена в том, что корабль погиб от внутреннего взрыва, а не от вражеских торпед. Сторонники этой версии утверждали, что из всех взрывов на линкоре лишь один можно без сомнения классифицировать как торпедный. Остальные же выглядели как внутренние. Причем два из них произошли в районах расположения артиллерийских погребов, а один - в районе торпедных аппаратов.

К тому времени слухи о кровавых акциях немецких шпионов и диверсантов имели достаточно широкое хождение в Англии. Стоит ли удивляться, что в печати были высказаны предположения: а проникала ли вообще немецкая субмарина в Скапа-Флоу? И не является ли ее командир всего лишь ширмой для сокрытия истинной причины гибели линкора - причины, которую немецкое командование хотело бы сохранить в тайне? Быть может, корабль потоплен диверсантами, окопавшимися на береговых складах, или подводными пловцами, проникшими на базу на карликовых субмаринах?

Английское адмиралтейство стояло на своем: атака U-47 - единственная причина гибели «Ройял Оука». Когда же журналисты потребовали доказательств, им было объявлено, что водолазы обнаружили на дне бухты осколки торпед. Впрочем, это мало кого убедило. Ведь первый взрыв произошел именно там, где были расположены торпедные аппараты линкора. Следовательно, найденные осколки могли быть английского происхождения…

Чтобы точно ответить на вопрос: почему погиб «Ройял Оук», надо поднять корабль на поверхность и обследовать повреждения корпуса. Линкор лежит на мелководье в закрытой бухте, так что задача эта не из сложных. Однако проект подъема корабля был встречен в штыки некоторыми влиятельными кругами. «Не оскорбляйте покоя мертвых героев», - такой основной довод возражений. И до сих пор «Ройял Оук» покоится на дне бухты.

Скапа-Флоу на Оркнейских островах. В двух мировых войнах эта обширная глубоководная гавань была северной базой Британского военно-морского флота. Ее считали неприступной, но в холодную октябрьскую ночь 1939 года немецкая подводная лодка вошла в гавань и выпустила четыре торпеды по линейному кораблю «HMS Royal Oak». У экипажа не было шансов на спасение.

Скапа-Флоу естественная гавань площадью 360 кв. километров на Оркнейских островах. Полвека она была северной базой военно-морских сил Великобритании, неприступная крепость самого сильного флота в мире. Кроме того эта гавань была якорной стоянкой британского военного флота во время Первой мировой войны. Это была идеальная позиция для блокады Германии. Отсюда Британия могла контролировать воды между Шотландией и Норвегией, не давая германскому флоту использовать для прохода Северное море, подрывая экономику Германии. Гавань выбрали за огромные размеры. На рейде крупнейший военный флот мира мог проводить учения и держать свои корабли на позиции наиболее выгодной для экономической войны с Германией. Но моряки ненавидели это место, они называли ее краем света. Здесь было холодно, ветрено и не было чем заняться.

В сентябре 1939 года флот Скапа-Флоу в очередной раз готовился выйти на линию фронта. Германия атаковала Польшу, а на море стали происходить стычки Британии с врагом. Все взоры были обращены на флот.

Рейд Скапа-Флоу был хорошо известен командирам немецких подлодок. Семь входов в гавань охраняли противолодочные сети, патрульные корабли, прожекторы и орудия. Часть узких проливов была перекрыта блокшивами - затопленными старыми судами. В Первую Мировую войну две подлодки пытались проникнут в Скапа-Флоу и обе были потеряны.

8 октября 1939 года Гюнтер Прин на U-47 отплыл из порта Киль в северной Германии. В это время в 600 милях на запад могучий британских ВМС «HMS Royal Oak» патрулировал пролив острова Фейр между Оркнейскими и Шотландскими островами.

линкор «HMS Royal Oak»

Этот 200-метровый гигант водоизмещением 26 тысяч тонн был ветераном Ютландского сражения, крупнейший морской битвы Первой Мировой войны. Но к 1939 году линкор не был прежней могучей силой. Огневая мощь корабля впечатляла, на нем было восемь 15-дюймовых орудий, которые могли потопить любое судно Германии. Но линкор не мог догнать немецкие корабли, так как его скорость хода составляла 21 узел, а системы обороны предназначались для боя на короткой дистанции. Одним словом корабль устарел, особенно в скорости. Из 1149 членов экипажа линкора «HMS Royal Oak», 163 человека были 15-летние юнги. Это старая традиция военно-морского флота. Юнги всегда служили на британском флоте. Молодых офицеров и матросов брали на корабли, обучали морскому делу и к возрасту выпускников школы они становились серьезными профессионалами.

10 октября линкор «HMS Royal Oak» вернулся в Скапа-Флоу. Чувствуя себя в безопасности, все вернулись к обычным делам. Так было три дня спустя, пока когда к Оркнейским островам не подошла немецкая субмарина. Лодка залегла в Северном море к востоку от Оркнейских островов на глубине 90 метров. Командир отдал приказ принимать пищу и готовить субмарину к бою. С наступлением темноты U-47 всплыла и направилась в Скапа-Флоу. Гюнтеру Прину предстояло войти в историю и решить судьбу сотен британских моряков. Он собирался предпринять один из самых отважных подводных рейдов Второй Мировой войны, его целью была атака на британский флот. Ни одна подлодка еще не проникала в эти воды. Немцы обнаружили слабое место в обороне. В одном из проливов шириной 500 м и глубиной всего 10 м во время прилива, скорость течения достигала 10 узлов. Кроме того пролив был перекрыт тремя блокшивами. Но в нем оставались небольшие проходы, а другой обороны не было - ни прожекторов, ни дозорных.

Вскоре субмарина взяла курс на 40-метровый проход между северным блокшивом и берегом. Лодка должна была идти очень медленно над водой, выбирая путь по сложному фарватеру. Борясь с наступающим приливом, команда удерживала скорость направления подлодки. Внезапно раздался грохот. Лодка зацепилась за якорную цепь блокшива. Ей пришлось дать «полный назад» и субмарине удалось вырваться. Но к ужасу всей команды боевую рубку осветил луч с берега. Это были фары автомобиля, который скоро свернул - наверно водитель спешил поднять тревогу. Но поворачивать было поздно. Оставаясь на поверхности U-47 пробиралась через гавань. Дозорные осматривали горизонт, но они не видели кораблей. Британцам повезло, за несколько дней до этого большим кораблям флота приказано было рассредоточиться на случай воздушного налета.

На борту линкора «HMS Royal Oak» был типичный вечер. В Скапафлоу он был один. К несчастью, его обнаружила немецкая подлодка. Вскоре с субмарины было выпущено четыре торпеды с расстояния 3000 метров: одна не вышла, две прошли мимо и лишь одна задела нос линкора. В начале Второй мировой войны немецкий флот считал, что у них лучшие в мире торпеды, но они не прошли испытания. В результате они были недостаточно точны, плохо держали глубину и часто проходили мимо. Командир развернул U-47 и выстрелил из кормового торпедного аппарата - снова мимо. Теперь он спешил укрыться в Керсаунд, ожидая противостояния. Но на «HMS Royal Oak» никто даже не понял, что их атакуют, и лодка вскоре вернулась для новой попытки. На этот раз Гюнтер Прин подошел на 2700 метров, выпустил три торпеды. В 01:16 одна за другой они попали в цель. Третий взрыв оказался самым мощным, и корабль накренился на правый борт. Торпеды оставили огромные пробоины в правом борту линкора ниже ватерлинии. Пока матросы выбирались из гамаков, загорелись пороховые склады, пламя охватило корабль с ужасающими последствиями. Линкор накренился и свет погас. Сотни людей, оставшиеся внизу, оказались в темноте. Лишь треть экипажа линкора удалось выбраться на палубу. Корабль продолжал крениться. Люди пытались выбраться на борт. Вода была ледяная, у многих были сильные ожоги, море было покрыто топливом, душившим людей.

гибель линкора «HMS Royal Oak» фото

расположения затонувшего корабля в настоящее время

Линкор «HMS Royal Oak» затонул всего за 13 минут. Сотни людей погибли запертые в трюме, сотни других боролись за жизнь в темной ледяной воде. Но сигнал тревоги так и не прозвучал, за несколько минут до поражения корабль лишился электричества. Не было даже время выпустить сигнальные ракеты. Через полчаса линкор лежал на дне. Из 1219 членов экипажа погибло 833 человека. Из 163 юнг - 126.

На утро весь день британские эсминцы забрасывали глубинными бомбами призрачные подлодки, но U-47 давно скрылась, и преодолев сильное течение ушла в открытое море.

Вскоре Прин и его экипаж вернулись в Германию, где их встречали как героев. Это был впечатляющий успех - пробраться в логово британского флота, потопить крупный линкор и безнаказанно уйти. Гитлер был доволен, он даже прислал самолет, чтобы доставить команду подлодки в Берлин, где их встречали восторженные толпы.

По возвращению немецкой подлодки на базу, заработала пропагандистская машина нацистов. Выступал Гитлер, вручая медали. Был снят и показан кинофильм, написаны и опубликованы воспоминания. В 1939 году нацистская Германия нуждалась в героях, она развязала войну, в которой большинство не надеялось победить, и любой, кто совершил выдающийся поступок, становился знаменитостью.

В Британии события той ночи постепенно реконструировались по рассказам выживших и статям из немецкой прессы. Тысячи людей оплакивали потерю мужей, отцов и сыновей. И в Адмиралтействе начался поиск ответов на вопрос - почему оборона Скапа-Флоу оказалась не эффективной. Вскоре следственная комиссия нашла 11 маршрутов, по которым вражеская субмарина могла пройти в гавань мимо противолодочных сетей и по проливам лишь частично перекрытыми блокшивами. Комиссия установила, что местные офицеры предупреждали о недостатках Скапа-Флоу, но при подготовке к войне это не сочли приоритетом. Только после объявления войны Адмиралтейство приказало принять дополнительные меры. Парадоксально, но два судна направленные в качестве блокшивов были затоплены подлодками, а третье должны были затопить там, где прошла U-47, но судно прибыло через несколько часов после гибели линкора «HMS Royal Oak».

От выводов следственной комиссии пострадал лишь один человек - адмирал Уилфред Френч командующий Оркнейскими и Шотландскими островами. Он занял свой пост за неделю до объявления войны. Он просил 15 патрульных кораблей, чтобы обеспечить безопасность гавани, но во время гибели линкора их было лишь два. Он стал «козлом отпущения», его отправили в запас, а фактически уволили. Скапа-Флоу укрепили новыми орудиями, сетями, дозорными и патрульными судами и с огромными расходами восточные проливы навсегда были перекрыты бетонными дамбами, которые назвали барьерами Черчилля в честь первого лорда адмиралтейства.

Гибель линкора «HMS Royal Oak» стало самой большой потерей юнг в истории военно-морского флота. Но у флота не было времени на скорбь. Вторая Мировая война перешла в самую опасную фазу, и флот был строго намерен сыграть свою роль.

Гюнтер Прин потопивший 31 корабль не дожил до конца войны, шансы были против него, как и против всех немецких подводников. Через 15 месяцев после гибели «HMS Royal Oak» U-47 атаковало конвой в Северной Атлантике, где ее потопил глубоководной бомбой эсминец «HMS Wolverine». Прин оставил свои мемуары о своем знаменитом походе, которые после войны были опубликованы в Британии под названием «Мой путь в Скапа-Флоу». К удивлению всех кто там был, он писал, что он торпедировал два корабля. Расхождений с известными фактами было так много, что некоторые пришли к выводу, что Прин просто не был в гавани. За этим последовал всплеск теории о заговоре. Говорили, что линкор «HMS Royal Oak» взорвали вражеские агенты. Что же касается мемуаров, они были написаны литературным подельщиком, который приукрасил правду, чтобы вызвать у юных нацистов желание подрожать герою подводнику.

Из 833 погибших на линкоре были найдены тела лишь 26. Их доставили на остров Хой и похоронили на кладбище моряков, в 40 км от места гибели корабля. Сегодня останки линкора в Скапа-Флоу официальная братская могила, лежащая на глубине 30 метров. Каждый год водолазы ВМС Великобритании проводят уникальную церемонию, поднимая над останками линкора белый вымпел в память о 833 моряках, морских пехотинцев и мальчиков погибших в ту холодную октябрьскую ночь.

Линкор HMS Royal Oak был спущен на воду в 1914 году. Это был здоровенный баттлшип, почти 200 метров длиной и 30 тыс. тонн водоизмещения. В Первую Мировую он участвовал в Ютландском сражении, потом нес службу на Мальте и в Гибралтаре. В 1939 линкор вернулся в Портсмут, был в одной боевой операции, после чего относительно медленный и старый корабль решили направить в Скапа Флоу, для участия в противовоздушной обороны базы. Экипаж корабля. на тот момент составлял около 1200 человек.

Скапа Флоу со времен Первой Мировой считалась безопасной якорной стоянкой. В 1914 и в 1918 немецкие подлодки пытались прорваться сюда, одна села на мель и была захвачена, другую засекли и утопили. Вполне возможно, что эти успехи к 1939 расслабили англичан, и все были уверены, что проникнуть в бухту невозможно. Однако капитан немецкой лодки U-47 Гюнтер Прин считал, видимо, иначе.

Основным маршрутом входа в бухту и сейчас и тогда был южный и западный проливы (Хокса и Хой):

Проливы с восточной стороны — у островов Баррэй и Южный Рональдсей, считались несудоходными — во-первых сами по себе они были неглубокие, во-вторых на фарватерах были затоплены старые суда, чтобы полностью исключить возможность прохода этим путем. Однако какие-то лазейки все-таки оставались. В ночь с 13 на 14 октября 1939 в час максимального прилива U-47 прошла проливом Кирка, успешно обогнув все препятствия. Безлунная ночь способствовала тому, что лодка Прина осталась незамеченной. Практически сразу при выходе из пролива, с лодки заметили Royal Oak, стоящий на якоре. Последовали два торпедных залпа, приведшие к гибели линкора и большей части экипажа (почти 900 человек).U-47 ушла тем же путем.

Если наложить маршрут Прина (конечно же примерный) на современную навигационную карту, то выглядеть он будет примерно так (красная линия — прорыв, синяя — отход, синяя петля — первая и вторая атаки с интервалом в 12 минут):

Стоит отметить, как в боевых условиях Прин умудрился пройти таким непростым маршрутом ночью без всяких GPS, остаться незамеченным и спокойно уйти.

Сейчас бывший пролив Кирка выглядит так (Роял Оак стоял за дальним мысом справа):

По рассказам местных, чьи родственники жили на побережье бухты в те времена, на утро после гибели линкора берег был завален деревянными обломками, матросскими койками и прочими свидетельствами страшной катастрофы. Вот это место, где он погиб:

Расследование проведенное по результатам гибели корабля выявило бреши в обороне Скапа Флоу. Поэтому мелкие проливы, которые не использовались для судоходства, было решено блокировать полностью. Дамбы были построены в последующие несколько лет и получили название барьеры Черчилля (Churchill Barriers):

Потом по ним проложили дорогу на южный остров. Надо сказать, что я эти барьеры очень невзлюбил, поскольку в этом месте сделана исключительно узкая двух-полоска ограниченная отбойниками с обоих сторон. На праворульке габариты чувствуешь хуже, чем на обычной машине и разъезд со встречными машинами на барьере — это просто мучение какое-то.

Последние годы из бункеров линкора постоянно вытекала нефть, поэтому в 2010 была проведена серия операций по ее откачке, сейчас вроде утечка существенно уменьшилась. Операции эти проводились по результатам сонарного обследования корпуса:


По ним же был выполнен рисунок, как сейчас выглядит Royal Oak:

Ну и про наследие. Памятник экипажу Royal Oak можно увидеть в центральном кафедрале Киркуэлла:

В музее Скапа Флоу хранится табличка с названием линкора, поднятая с него одним дайвером. Вообще Royal Oak — историческое место и подъем чего либо с него запрещен. Табличку эту вытащили нелегально, дайвер переехал вместе с ней в Канаду, а уже потом его родственники вернули ее в Скапа Флоу:

Каждый год дайверы Королевского флота ныряют на линкор и «поднимают» на нем военно-морской флаг, который потом достается музеям или «дружественным» организациям. Один такой флаг хранится в администрации порта:

А рядом со зданием администрации, в поселке с названием Скапа, еще один большой мемориал экипажу корабля:

Вот такая история. Но это совсем не весь рассказ про исторические корабли Скапа Флоу.