В древней индии наиболее прославилась империя. Индия в конце II тысячелетия до н. — первой половине I тысячелетия н. э. Не входили в варны Древней Индии

Тот, кто любит Бога, не может более любить человека, он потерял понимание человеческого; но и наоборот: если кто любит человека, поистине от всего сердца любит, тот не может более любить Бога.

Индия древняя страна возрастом примерно 8 тыс. лет. На ее территории проживал удивительный народ индцы. Которые делились на несколько общественных классов. Где важную роль играли жрецы. Хотя историкам не известно кто правил столь удивительным государством. Индцы имели свой язык и письменность. Их письмена не могут расшифровать ученые по сей день. Древние индцы подарили человечеству такие сельскохозяйственные культуры, как хлопчатник, сахарный тростник. Делали тонкую ткань ситец. Они приручили самое крупное животное в мире слона. Почитали и верили в разных богов. Расположение древней Индии. Обожествляли животных. Наравне с богами почитались Веды, язык санскрит и брахманы как хранители культуры и священных знаний. Брахманов считали живыми богами. Это очень интересное государство и народ.

Древнее государство Индия

Местоположение и природа . На юге Азии, за Гималайским хребтом, расположена удивительная страна - Индия. Ее история насчитывает уже почти 8 тысяч лет. Однако современная Индия отличается по своим размерам от древней страны под этим же названием. По площади Древняя Индия была примерно равна Египту, Междуречью, Малой Азии, Ирану, Сирии, Финикии и Палестине, вместе взятым. На этой огромной территории были разнообразные природные условия. На западе протекала река Инд, дожди шли сравнительно редко, но летом были большие разливы. Здесь расстилались просторные степи. На востоке несли свои воды в Индийский океан реки Ганг и Брахмапутра. Здесь всегда шли обильные дожди, а вся земля была покрыта топкими болотами и непроходимыми джунглями. Это густые заросли деревьев и кустарников, где даже днем царит полумрак. В джунглях водились тигры, пантеры, слоны, ядовитые змеи и огромное количество разнообразных насекомых. Центральная и южная части Индии в древности представляли собой гористые пространства, где всегда было жарко и выпадало много дождей. Но обилие влаги не всегда было благом. Густая растительность и болота являлись большим препятствием для древних земледельцев, вооруженных каменными и медными топорами. Поэтому первые поселения возникают в Индии на менее лесистом северо-западе страны. У долины Инда было еще одно преимущество. Она была ближе к древним государствам Передней Азии, что облегчало связь и торговлю с ними.

Образование государств в Древней Индии

Пока ученые имеют мало сведений об общественном строе и культуре индийских городов. Дело в том, что еще не расшифрована письменность древних индцев. Но сегодня известно, что в III и первой половине II тысячелетия до н. э. в долине Инда было единое государство с двумя столицами. Это Хараппа на севере и Мохенджо-Даро на юге. Жители делились на несколько общественных классов. Точно не известно, кто управлял государством. Но большую роль играли жрецы. С упадком Индского государства распалась и общественная организация. Была забыта письменность. Появившись в середине II тысячелетия до н. э., арии принесли с собой и свою общественную организацию. В ее основе лежал раздел общества на «своих» (ариев) и «чужих» (дасов). Используя право завоевателей, арии отвели дасам зависимое положение в обществе. Существовало и разделение среди самих ариев. Они делились на три сословия-варны. Первой и самой высокой варной были брахманы - жрецы, учителя, хранители культуры. Вторая варна - кшатрии. Ее составляла военная знать. В третью варну - вайшьи - входили земледельцы, ремесленники и торговцы. В начале I тысячелетия до н. э. появилась и четвертая варна - шудры. Это значит «слуга». В эту варну входили все неарии. Они были обязаны служить трем первым варнам. Самое низкое положение занимали «неприкасаемые». Они не входили ни в одну из варн и обязаны были выполнять самую грязную работу. С развитием ремесла, ростом народонаселения и усложнением общественной жизни, помимо варн, появилось дополнительное деление по профессиям. Это дробление называется делением на касты. И в определенную варну, как и касту, человек попадал по праву рождения. Если ты родился в семье брахмана, ты брахман, если в семье шудры - ты шудра. Принадлежность к той или иной варне и касте определяла правила поведения каждого индийца. Дальнейшее развитие индийского общества привело в середине I тысячелетия до н. э. к возникновению царств во главе с раджами. (По - древнеиндийски «раджа» означает «царь».) В конце IV в. до н. э. в Индии образуется могущественная империя. Ее основателем был Чандрагупта, который приостановил продвижение армии Александра Македонского. Наивысшего могущества эта держава достигла при внуке Чандрагупты Ашоке (263-233 гг. до н. э.). Таким образом, уже в III- начале II тысячелетия до н. э. в Индии существовало государство. Оно не только не уступало в своем развитии, но временами превосходило Египет и Междуречье. После упадка индской культуры и прихода ариев усложнился общественный строй древнеиндийского общества. Его культура была оздана ариями при участии местного населения. В это время складывается кастовый строй. Возникла могучая империя. Видоизменяясь, древнеиндийская культура просуществовала до наших дней.

Хозяйственная жизнь

Уже в III тысячелетии до н. э. основным занятием жителей долины Инда было земледелие. Выращивали пшеницу, ячмень, горох, просо, джут и, впервые в мире хлопчатник и сахарный тростник. Хорошо было развито животноводство. Индцы разводили коров, овец, коз, свиней, ослов, слонов. Конь появился позже. Индцы были хорошо знакомы с металлургией. Основные орудия труда делали из меди. Расположение древней Индии. Из нее выплавляли ножи, наконечники копий и стрел, мотыги, топоры и многое другое. Не было для них секретом художественное литье, мастерская обработка камня, сплавы, среди которых особое место занимала бронза. Индцам были известны золото и свинец. Но железа в это время они не знали. Развито было и ремесло. Важную роль играло прядение и ткачество. Впечатляет мастерство ювелиров. Они обрабатывали драгоценные металлы и камни, слоновую кость и раковины. Высокого уровня достигла морская и сухопутная торговля. В 1950 г. археологи нашли первый в истории порт для стоянки кораблей во время отлива моря. Наиболее активно шла торговля с Южным Междуречьем. Сюда из Индии привозили хлопок, ювелирные изделия. В Индию привозили ячмень, овощи, фрукты. Были торговые связи с Египтом и островом Крит. Вероятно, индцы обменивались и с соседними кочевыми народами и даже построили город на реке Амударья. С упадком индской культуры замерла хозяйственная жизнь. Появившиеся в середине II тысячелетия до н. э. арии были кочевниками и значительно отставали от индцев в хозяйственном развитии. Единственное, в чем арии опережали индцев, так это в использовании лошади. Только на рубеже II - I тысячелетий до н. э. новое население Индии - индийцы - вновь перешло к земледелию. Появились посевы пшеницы, ячменя, проса, хлопчатника и джута. Особенно большие урожаи собирали земледельцы долины реки Ганг. Наряду с лошадью и крупным рогатым скотом важное место в хозяйстве занял слон. С его помощью люди успешно боролись с непролазными джунглями. Развивается металлургия. Быстро освоив бронзу, уже в начале I тысячелетия до н. э. индийцы научились добывать железо. Это значительно облегчило освоение новых земель, ранее занятых болотами и джунглями. Возрождается и ремесло. Снова видное место в хозяйстве занимают гончарное дело и ткачество. Особенно славились индийские хлопчатобумажные ткани, изделия из которых можно было продеть через маленькое колечко. Эти ткани были очень дорогими. В честь богини пашни Ситы их назвали ситец. Были и более простые дешевые ткани. Только торговля оставалась на низком уровне. Она ограничивалась обменом товарами между соседними общинами. Таким образом, древние индийцы подарили человечеству такие сельскохозяйственные культуры, как хлопчатник, сахарный тростник. Они приручили самое крупное животное в мире слона.

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

Языки и письменность Древней Индии. В конце III тысячелетия до н. э. в Индии была крупная держава с высокоразвитой культурой. Но пока неизвестно, на каком языке говорили жители долины Инда. Их письменность все еще остается загадкой для ученых. Первые надписи индцев относятся к XXV - XIV вв. до н. э. Индское письмо, которому нет подобия, насчитывает 396 знаков-иероглифов. Писали на медных табличках или глиняных черепках, царапая письменные знаки. Число знаков в одной надписи редко превышает 10, а наибольшее число-17. В отличие от языка индцев язык древних индийцев хорошо известен ученым. Он называется санскрит. Это слово в переводе значит «совершенный». Из санскрита возникли многие современные языки Индии. В нем есть слова, похожие на русские и белорусские. Например: веды; швета - свята (праздник), брахман-рахманы (кроткий). Создателями санскрита и его хранителями считались боги и брахманы. Каждый человек, считавший себя арием, обязан был знать этот язык. «Чужие», как шудры, так и неприкасаемые, не имели права изучать этот язык под страхом жестокого наказания.

Литература

О литературе индцев ничего не известно. Но литература древних индийцев - это огромное наследие для всего человечества. Древнейшими произведениями индийской литературы являются Веды, написанные между 1500 и 1000 гг. до н. э. Веды (буквально - мудрость) - священные книги, в которых были записаны все важнейшие для древних индийцев знания. Их правдивость и полезность никогда не оспаривались. Вся духовная жизнь древних индийцев создавалась на основе Вед. Поэтому индийскую культуру I тысячелетия до н. э. называют ведийской культурой. Кроме Вед, индийская культура создала множество разнообразных произведений. Все они были написаны на санскрите. Многие из них входят в сокровищницу всемирной литературы. Расположение древней Индии. Первое место в этом ряду принадлежит великим поэмам «Махабхарата» и «Рамаяна». В «Махабхарате» рассказывается о борьбе сыновей царя Панду за право управлять царством. В «Рамаяне» повествуется о жизни и подвигах царевича Рамы. Поэмы описывают жизнь древних индийцев, их войны, верования, обычаи и приключения. Кроме великих поэм, индийцы создали замечательные сказки, басни, мифы и легенды. Многие из этих произведений, переведенные на современные языки, не забываются и по сей день.

Религия Древней Индии

О религиях древних индцев мы знаем мало. Однако известно, что они верили в богиню-мать, трехликого бога-скотовода, некоторые виды растительного и животного мира. Среди святых животных выделялся бык. Вероятно, был и культ воды, о чем свидетельствует многочисленные бассейны в Хараппе и Мохенджо-Даро. Индцы верили и в потусторонний мир. О религиях древних индцев мы знаем намного больше. Ведийская культура создала сразу две великие религии Востока – индуизм и буддизм. Индуизм берет свое начало из Вед. Именно Веды - первые и главные священные книги индуизма. Древний индуизм отличается от современного. Но это разные стадии одной религии. Индуисты верили не в одного бога, а почитали многих. Главными среди них были бог огня Агни, грозный бог воды Варуна, бог-помощник и хранитель всего Митра, а также бог богов, великий разрушитель - шестирукий Шива. Его образ подобен древнеиндийскому богу - покровителю скота. Представление о Шиве - доказательство влияния культуры местного населения на верования пришельцев ариев. Наравне с богами почитались Веды, язык санскрит и брахманы как хранители культуры и священных знаний. Брахманов считали живыми богами. Примерно в VI в. до н. э. в Индии появляется новая религия, которой суждено было стать мировой. Названа она в честь первого его сторонника Будды, что означает «просвещенный». Буддизм не имеет веры в богов, не признает ничего, что существует. Единственный святой сам Будда. Долгое время в буддизме не было храмов, священников и монахов. Было провозглашено равенство людей. Будущее каждого человека зависит от правильного поведения в обществе. Буддизм очень быстро распространился в Индии. В II в. до н. э. буддизм принял император Ашока. Но в начале нашей эры буддизм был вытеснен из Индии индуизмом и стал распространяться в более восточных странах. Именно в это время появляется главная священная книга современного индуизма - «Бхагавад-Гита» - «Божественная песня». Охотник и два голубя (отрывок из «Махабхараты» в пересказе Я. Купалы) Жил в Индии охотник. Без жалости повил он в лесу птиц, чтобы продавать их на рынке. Он разлучал птичьи семьи, забывая закон богов.

ИНТЕРЕСНОЕ ОБ ИНДИИ
Раскопки в Махенджо-Даро

В 1921-1922 гг. было сделано большое археологическое открытие. В трех километрах от реки Инд археологи раскопали город. Его длина и ирина составляли 5 км. От разливов реки его защищали искусственные насыпи. Сам город был разделен на 12 примерно равных кварталах. Они имели ровные прямые улицы. Центральный квартал был поднят на высоту 6-12 м. Возвышение, сделанное из глины и сырцового кирпича, обороняли кирпичные квадратные башни. Это была главная часть города.

Общественное устройство индийце по древним законам

Ради процветания миров Брахма создал из своих уст, рук, бедер и ступней соответственно брахмана, кшатрия, вайшьи и шудру. Для каждого из них были установлены определенные занятия. Обучение, изучение священных книг, жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение милостыни Брахма установил для брахманов. Брахман всегда первый. Охрану подданных, раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение священных книг и неприверженность к людским удовольствиям Брахма указал кшатриям. Но ни при каких условиях кшатрий не имеет права брать больше четвертой части урожая своих подданных. Скотоводство, раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение священных книг, торговлю, денежные дела и земледелие Брахма дал вайшьям. Но только одно занятие Брахма дал шудрам - служение первым трем со смирением.

Заключение

Подводя итог можно сказать, что про Индию мы знаем много. Хотя в истории этого древнего государства есть еще очень много белых пятен, которые все-таки когда-то раскроются перед нами. И все узнают о величии Древней Индии. Мировая литература получит бесценные произведения индийских авторов. Археологи раскопают новые города. Историки напишут интересные книги. И мы узнаем много нового. Передадим наши знания будущему поколению без утрат.

Индия – одна из древнейших цивилизаций планеты. Культура этой страны повлияла, как на близлежащие страны, так и на удаленные на тысячи километров от Индостана регионы. Индийская цивилизация зародилась ещё в начале 3 тысячелетия до н. э. В археологии её принято называть протоиндийской или хараппской. Уже в то время здесь существовала письменность, города (Мохенджедаро, Хараппа) с продуманной планировкой, развитым производством, централизованным водоснабжением и канализацией. Индийская цивилизация подарила миру шахматы и десятичную систему счисления. Достижения древней и средневековой Индии в области науки, литературы и искусства, зародившиеся в Индии различные религиозно-философские системы, оказали воздействие на развитие многих цивилизаций Востока, стали неотъемлемой частью современной мировой культуры. Индия – это огромная страна на юге Азии, раскинувшаяся от ледяных пиков Каракорума и Гималаев до омываемых экваториальными водами мыса Кумари, от знойных пустынь Раджастхана до болотистых джунглей Бенгалии. Индия - это и великолепные пляжи на побережье океана в Гоа и горнолыжные курорты в Гималаях. Культурное многообразие Индии поражает воображение всякого впервые прибывшего сюда. Путешествуя по стране, понимаешь, что многообразие - душа Индии. Стоит проехать несколько сот километров, и замечаешь, как изменились местность, климат, еда, одежда и даже музыка, изобразительное искусство, ремёсла. Индия может ослепить красотой, покорить гостеприимством, озадачить противоречиями. Поэтому каждому предстоит открыть свою Индию. Ведь Индия - не просто другой мир, а множество разных миров, объединившихся в одно целое. Только в конституции страны перечислено 15 главных языков, а общее число языков и диалектов, по подсчётам учёных, достигает 1652. Индия родина многих религий – индуизма, сопоставимого с пластом аврамистических религий (иудаизм, ислам, христианство), буддизма, джайнизма и сикхизма. И в тоже время Индия крупнейшая мусульманская страна - третье место в мире по числу последователей (после Индонезии и Бангладеш). Индия – федеративное государство (по конституции – союз штатов). В Индии насчитывается 25 штатов и 7 союзных территорий. Штаты: Андхра-Прадеш, Аруначал-Прадеш, Ассам, Бихар, Гоа, Гуджарат, Харьяна, Химачал-Прадеш, Джамму и Кашмир, Карнатака, Керала, Мадхья-Прадеш, Махараштра, Манипур, Мегхалая, Мизорам, Нагаленд, Орисса, Пенджаб, Раджастхан, Сикким, Тамилнад, Трипура, Уттар-Прадеш, Западная Бенгалия. К семи союзным территориям относятся - Андаманские и Никобарские острова, Чандигарх, Дадра и Нагархавели, Даман и Диу, Дели, Лакшадвип и Путтуччери (Пондишери). Главой государства является президент. Практически исполнительная власть осуществляется премьер-министром. Столица Индии – г. Дели. Площадь республики – 3,28 млн.кв.км. Страна граничит на западе – с Пакистаном, на севере – с Китаем, Непалом и Бутаном, на востоке – с Бангладеш и Мьянмой. С юго-запада омывается водами Аравийского моря, с юго-востока – Бенгальским заливом.

Индия - страна с уникальными традициями (Древняя Индия). История Индии - это история целой цивилизации.А культура Индии - это уникальное достижение человечества География Индии обширна. Страна поражает разнообразием природных зон. Индию условно можно разделить на четыре части. Северная Индия - это прежде всего уникальный город Дели (столица государства). Здесь собраны самые невероятные памятники архитектуры, ведущее место среди которых занимают многочисленные религиозные сооружения. Причем в Дели можно встретить храмы буквально всех мировых религий. По количеству музеев город легко обойдет любую столицу мира. Непременно посетите Национальный музей, Археологический музей Красного форта, Национальную галерею современного искусства, Национальный музей естественной истории и др. К вашим услугам будут тысячи торговых точек, уникальные восточные базары с их непередаваемым колоритом, знакомым нам еще из детских сказок, в который непременно стоит окунуться. Если вы предпочитаете отдых у моря, то для вас Западная Индия и Гоа. Именно в этом штате расположены многочисленные пляжи, великолепные отели, масса развлекательных комплексов, казино и ресторанов. Южная Индия - представляет из себя наиболее густонаселенную часть страны, район нахождения сотен древних тамильских храмов, колониальных фортов. Есть здесь и песчаные пляжи. Восточная Индия ассоциируется прежде всего с городом Калькутта, административным центром штата Западная Бенгалия и самым большим городом страны, входящим в десятку крупнейших городов мира. Для поездки в эту страну необходима виза, для оформления которой придется посетить посольство Индии. И еще один совет. Индия - это страна, рядом с которой находится загадочный Непал, не забудьте об экскурсии. Вам уже снится Индия.

Не суди о человеке по тому, каких взглядов он придерживается, а суди по тому, чего он с их помощью добился.

Назовите выдающийся памятник законодательства Древнего Вавилона.

Манципация в Древнем Риме

Вайшии, обругов брахмана, подлежит согласно законам Ману.

Принцип талиона, при вынесение наказания в Древнем Мире означал

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

ЧАСТЬ 1

1. Убийство кошки в Древнем Египте:

А. Не считалось преступным деянием.

В. Рассматривалось как преступление религиозного характера.

С. Причинение имущественного вреда.

D. Мелкий проступок.

2 Первый свод законов, как запись норм обычного права были сделаны в Афинах:

А. Периклом.

В. Драконтом.

С. Клисфеном.

D. Сопоном.

А. Принцип возмещения ущерба (возмездие).

В. Устрашение.

С. Перевоспитание.

D. Обращение за милостью к богам.

4. Какая империя наиболее прославилась в Древней Индии?

А. Империя Маурьев.

В. Империя Юстиниана.

С. Империя Александра Македонского.

D. Империя Хаммурапи.

5. «Какие из законов Древнего мира давали право на развод, если жена не рожает детей на восьмом году; если рожает детей мертвыми - на десятом, если рожает только девочек - на одинадцатов, если строптивая - немедленно. «

А. Законы XII таблиц.

В. Конституция Гая

С. Законы Ману.

D. Законы Хаммурапи.

6. Что является предметом дисциплины «История государства и права зарубежных стран»?

А. Изучение государства и права отдельных стран в процессе их возникновения и

развития в хронологической последовательности в определенной конкретно

исторической обстановке.

В. Изучение государства и права в рамках абстрагированного исторического процесса

без учета исторических случайностей.

С. Изучение закономерностей развития общества в целом.

D. Изучение правовых норм, регулирующих те или иные стороны общественной жизни.

А. Телесному наказанию.

В. Смертной казни.

С. Штрафу в две с половиной сотни (паи).

D. Штрафу в сотню (паи)

А. Серия обязательных формальных действий, сопутствующих возникновению права

собственности на вещь.

В. Порядок распоряжения договора.

С. Форма договора.

D. Форма обращения с иском в суд.

9. По Законам Ману женщина может расторгнуть брак в случае:

А. В случае длительного безвестного отсутствия.

В. В случае неверности мужа.

С. Такого права она не имеет.

D. В случае неспособности содержать семью.

10. Что представляла собой полисная форма государства?

А. Специфическую разновидность античного раболадельческого государства.

В. Государственное устройство империи Александра Македонского.


С. Разновидность рабовладельческого государства.

D. Разновидность рабовладельческого государства на Древнем Востоке.

11. Что означает официальное название Римского государства res puolica?

А. Общее дело (общественное дело) - верховенство власти народа.

В. Принадлежность власти магистра.

С. Принадлежность власти рабовладельцам.

D. Принадлежность власти патрициям.

А. Законы царя Хаммурапи.

В. «Книга законов».

С. Законы Ману.

D. Законы XII таблиц.

13. Ласидоносор принес брачный дар (задаток) в дом своего тестя и отдал выкуп. Спустя месяц отец девушки заявил, что не выдаст свою дочь за Ласидоносора. а задаток и выкупную плату оставит себе. Как должен разрешиться спор о имуществе по Законам царя Хаммурапи?

А. Отец девушки должен вернуть все в тройном размере.

В. Отец девушки должен вернуть все в двойном размере.

С. Отец девушки должен вернуть задаток и вкупную плату.

D. Отец девушки должен вернуть выкупную плату, а задаток может оставить себе.

А. Штрафу в две с половиной сотни (паи).

В. Смертной казни,

С. Телесному наказанию.

D. Штрафу в сотню (паи).

15. По законам XII таблиц в Древнем Риме для судью уличенного в получении взятки приговаривали к наказанию в виде:

А. Денежный штраф в размере 12 - кратной стоимости иска.

В. Смертной казни.

С. Телесного наказания и денежному штрафу в размере стоимости иска.

D. Отстронения от должности.

16. Защищая женщину от нападения охранник жертвенных даров убил нападающего. Какому наказанию он должен быть подвергнут согласно законам Ману?

А. Такое лицо должно внести царю штраф.

В. Такое лицо не совершает греха и наказанию не подлежит.

С. Такое лицо совершает тяжкий грех и должно быть подвергнуто суровому наказанию с

лишением свободы.

D. Такое лицо должно быть предано смерти.

17. Какие новые формы регулирования общественных отношений используют возникающие государства?

А. Мораль.

В. Религию.

С. Право. .

D. Традиции.

18. Ростовщик Тарба заключил договор с 12 - летней Саггой о продаже ему дорогого браслета, подаренного той родителями. Родители Сагги потребовали возвращения браслета, но ростовщик отказался. Как разрешается этот спор согласно законам Ману?

А. Родители не имеют право требовать назад проданную вещь.

В. Родители имеют право выкупить браслет.

С. Родители могут требовать возвращения браслета, только в случае, если Сагта

заключала договор без их согласия.

D. Договор признается недействительным, браслет должен быть возвращен.

19. Строитель, построив дом продал его. Но дом был построен непрочно вскоре обвалился и насмерть задавил хозяина. Какое наказание предусматривают Законы Хаммурапи?

А. Строитель должен восстановить дом за свои счет.

В. Он должен возместить ущерб и быть подвергнутым телесному наказанию.

С. Строителя должны убить.

D. Он должен восстановить дом за свой счет и возместить ущерб.

1. Какая империя наиболее прославилась в Древней Индии?

А. Империя Маурьев. В. Империя Юстиниана. С. Империя Александра Македонского.

D. Империя Хаммурапи.

2. «Какие из законов Древнего мира давали право на развод, если жена

не рожает детей на восьмом году; если рожает детей мертвыми - на десятом,

если рожает только девочек - на одиннадцатом, если строптивая - немедленно»

А. Законы XII таблиц. В. Конституция Гая С. Законы Ману. D. Законы Хаммурапи.

3. Вайшии, обругав брахмана, подлежит согласно законам Ману.

А. Телесному наказанию. В. Смертной казни. С. Штрафу в две с половиной сотни (паи).

D. Штрафу в сотню (паи)

4. Кшатрии, обругав брахмана, подлежит согласно. Законам Ману.

А. Штрафу в две с половиной сотни (паи). В. Смертной казни. С. Телесному наказанию.

D. Штрафу в сотню (паи).

5. Защищая женщину от нападения охранник жертвенных даров убил

нападающего. Какому наказанию он должен быть подвергнут согласно законам

Ману?

А. Такое лицо должно внести царю штраф. В. Такое лицо не совершает греха и наказанию не подлежит.

С. Такое лицо совершает тяжкий грех и должно быть подвергнуто суровому

наказанию с лишением свободы. D. Такое лицо должно быть предано смерти

6. Ростовщик Тарба заключил договор с 12 - летней Саггой о продаже ему

дорогого браслета, подаренного той родителями. Родители Сагги потребовали

возвращения браслета, но ростовщик отказался. Как разрешается этот спор

согласно законам Ману?

А. Родители не имеют право требовать назад проданную вещь. В. Родители имеют право выкупить браслет.

С. Родители могут требовать возвращения браслета, только в случае, если Сагта заключала договор без их согласия. D. Договор признается недействительным, браслет должен быть возвращен.

7. На чем основывалось содержание Законов Ману.

А. На законах царей. В. На обычае. С. На моральных нормах. D. На записях решений судов.

8. Вор совершающий кражу ночью, по Законам Ману должен быть:

А. Возместить ущерб и быть подвергнутым телесному наказанию. В. Казнен. С. Степень наказания определяется его происхождением. D. Заплатить штраф и возместить причиненный ущерб.

9. По какому принципу делилось общество в Древней Индии?

А. По административно-территориальному принципу. В. По принципу деления общества на рабов и рабовладельцев С. По варно-кастовому принципу.

10. Ответственность, которую брахманы несли за убийство:

А. Несли покаяние. В. Платили штрафы. С. Их приговаривали к смерти.

11. Обряд «сати» означал:

А. Акт самосожжения вдовы. В. Процедуру развода. С. Вступление брахмана в возраст совершеннолетия.

12. «Единожды рожденные» по Законам Ману признавались:

А. Вайшии. В. Шудры. С. Кшатрии.

13. Не входили в варны Древней Индии:

А. Брахманы. В. Чандалы. В. Кшатрии.

14. Какие варны были «дваждырожденными»:

А. Брахманы. В. Шудры. С. Кшатрии. D. Вайшьи.

15. Варны и касты это было одно и то же?

А. Да. В. Нет.

16. Кто участвовал в управлении государством:

А. Раджа. В. Ареопаг. С. Паришад. D. Гэлиэя.

17. Какие обстоятельства, смягчающие ответственность выделяются в Законах Ману:

А. Пролом в стене дома. В. Ночная кража. С. Ребенок совершил кражу. D. Особо крупный размер.

С. Состояние душевного смятения.

18. Имела ли жена право на развод:

А. Да. В. Нет.

19. Какому наказанию подвергались брахманы:

А. Смертная казнь, но она может откупиться. В. Штраф. С. Затравить собаками на многолюдной площади.

D. Позорящие наказания.

20.Как назывались древнеиндийские правовые сборники:

А. Судебники. В. Древнеиндийские Правды. С. Дхармашастры.

21. Составьте сравнительную таблицу по Законам Хаммурапи и Законам Ману, сравнивая одно из предложенных оснований:

А) институт собственности: (способы приобретения права собственности, формы собственности, ограничение использования собственности, способы утраты права собственности, способы защиты права собственности);

Б) институт обязательства: (понятие обязательства и договора, условия действительности договора, роль государства в обязательственных отношениях, виды договоров, расторжение договоров);

В) брак и семья: (черты брака, условия заключения брака, права и обязанности супругов, условия расторжения брака, правовое положение детей, порядок наследования имущества);

Г) преступление и наказания: (понятие преступления, классификация преступлений, цели и виды наказаний);

Д) суд и судебный процесс: (судебные институты, основания возбуждения процесса, вид процесса, права сторон, доказательства, обжалование решений).

ОБРАЗЕЦ ТАБЛИЦЫ ПО ОСНОВАНИЮ «А»: ИНСТИТУТ СОБСТВЕННОСТИ.

1. Много богов и много народов.

1. Что влекло в Индию купцов и завоевателей? Какие особенности Индии могли способствовать успеху завоеваний?

Купцов и завоевателей влекли в Индию её сказочные богатства. Успеху могло способствовать раздробленность Индии на ряд многочисленных народов и государств.

2. Какие религии соседствовали на территории Индии? Какая из них была наиболее древней? Почему буддизм, возникший в Индии, распространился далеко за её пределами?

На территории Индии соседствовали индуизм, буддизм и даже христианство и зороастризм.

Самой древней религией был индуизм.

Буддизм распространился за пределы Индии благодаря буддийским монахам, а также доступности религии, которая утверждала, что все равны и каждый человек сможет разорвать колесо перевоплощений.

2. Индия во времена Гуптов.

1. Вспомните, о каких открытиях и изобретениях древних индийцев вам известно из истории Древнего мира. Чем можно объяснить успехи науки и искусства во времена Гуптов?

Достижения древних индийцев:

Математика – современные цифры и алгебра.

Медицина – очистительные мероприятия, определение состояния человека по пульсу, по температуре тела. Изобретены медицинские инструменты – зонды, скальпели.

Шахматы – игра, которая тренирует ум и развивает стратегические способности. Они синхронизируют полушария мозга, способствуют его гармоничному развитию.

Успехи в науке и искусстве во времена Гуптов можно объяснить тем, что две трети Индии были объединены в единое государство и таким образом был установлен мир, хоть и кратковременный.

2. В чём вы видите причины распада державы Гуптов?

Основной причиной распада империи Гуптов стало то, что в нее входили разные народы, которые разговаривали на разных языках и не могли сплотиться между собой. К внутреннему разнообразию добавились регулярные нападения кочевников.

3. Вторжение мусульман и появление Делийского султаната.

Как вы думаете, что затрудняло мусульманские завоевания в Индии, а что способствовало им?

Затрудняло завоевания Индии географические условия страны, ее изрезанность горами и джунгли, которые мешали передвигаться войску. Также затрудняло завоевание то, что жители Индии исповедовали иные религии, чем завоеватели.

Способствовало мусульманским завоеваниям в Индии междоусобные войны княжеств.

4. Конец Делийского султаната.

Как мусульманские завоевания изменили карту средневековой Индии и жизнь её населения?

В результате мусульманских завоеваний было создано единое государство – Делийский султанат, который был уничтожен Тимуром.

Мусульмане ухудшили жизнь местного населения. Выгодная торговля на севере Индии почти целиком перешла в руки мусульманских купцов и султанских чиновников. Лучших ремесленников приписывали, даже против их воли, к дворцовым мастерским. Тимур и вовсе увел из Индии лучших мастеров для украшения своей столицы – Самарканда.

Вопросы в конце параграфа.

2. С помощью дополнительных материалов подготовьте сообщение об искусстве и науке в средневековой Индии.

В эпоху Средневековья в Индии были созданы благоприятные условия для развития образования и науки, в частности математики, астрономии, медицины. Индийские математики применяли оригинальную десятичную систему счёта, которая с арабами впоследствии попала в Европу. Отсюда и название - арабские числа Высокого уровня достигла астрономия. Учёные научились точнее определять место размещения планет, измерять время и т. п. Некоторые индийские астрономы были известны далеко за пределами страны. Огромные знания были накоплены и в медицине. При лечении болезней применяли водные процедуры, лечебные травы, придерживались здорового способа питания. Тогда же был составлен справочник лекарственных растений.

В буддийских монастырях изучали древние рукописи и создавали новые. За знаниями сюда сходились сторонники буддизма со всех уголков Азии. Так монастыри превращались в своеобразные университеты. Наиболее популярной среди таких школ была Наланда. Множество азиатских правителей выделяли средства на её развитие. Поэтому обучение здесь было бесплатным. Ученики и учителя получали всё необходимое для проживания, в том числе и жильё, медицинскую помощь и др. Гордостью Наланды была уникальная библиотека, в которой работало много переписчиков. Можно утверждать, что это был настоящий просветительский центр мирового буддийского сообщества. К сожалению, Наланда не сохранилась до наших дней - знаменитую школу безжалостно уничтожили мусульмане ещё в конце XII в.

Снискала признание также индийская литература. Эпические, лирические и драматические произведения писали санскритом литературно обработанным древнеиндийским языком. Однако для большинства населения он был непонятен. В эпоху Гуптов жил и творил талантливый поэт и драматург Калидаса. В центре его произведений - человек, его мировоззрение, беды и радости на жизненном пути. Всемирно известная пьеса Калидасы «Шакунтала» переведена на много языков мира. В ней романтически и возвышенно изображена искренняя любовь раджи и простой девушки.

Постепенно санскритская литература приобретала подчеркнуто изысканный, придворный характер. Литературные произведения начали писать и народными языками. Это была преимущественно эпическая поэзия, что возвеличивала мужественную борьбу раджпутов с мусульманами. Отдельную группу составляли произведения религиозно-мифологического направления, в основу которых легли сюжеты индуизма. С X в. санскрит становится в основном языком науки.

Особая роль в Индии отводилась театру. Он был двух типов. У знати был свой придворный театр. Другой, народный театр масок и кукол, работал под открытым небом. Актёры давали представления с музыкой и ганцами. Каждое движение имело определённое значение. На овладение секретами э того искусства уходили иногда годы.

Ещё в период правления Гуптов значительного расцвета достигла архитектура и скульптура. Особенно удивляют пещерные храмы. Самым известным среди них является пещерный буддийский храм в Аджанте. Это комплекс из вырубленных в скале 29 пещер. В нём органически переплелись искусство архитектуры, скульптуры и живописи. Поражает, что в пещерном полумраке краски как-то странно излучают свет. Их состав не разгадан и ныне. Среди основных сюжетов - сцены из жизни Будды, иллюстрации к священным текстам, а также многообразные декоративные рисунки животных и растений. К шедеврам аджантских пещер принадлежит и галерея женских портретов. Ещё более величественным является архитектурный комплекс в Элуре, который был сооружён в V-VIII вв. Он имеет 34 зала и галереи.

Насаждение ислама изменило развитие культуры Индии. Больше всего это повлияло на скульптуру и живопись, ведь мусульмане запрещали изображать людей и животных. Вместо этого распространились растительный орнамент, мозаика, а монументальная архитектура достигла настоящих высот. Появились огромные арки, купола, своды. Среди них построенный в XIII в. уникальный минарет Кутб-Минар в Дели. Это самая высокая в мире (выше 70 метров) башня времен Средневековья.

Шедевры индийской культуры являются частью мирового культурного достояния человечества.

Вопросы к дополнительному материалу.

1. Какие дела могли привести Афанасия Никитина в Индию? Если затрудняетесь с ответом, обратитесь к его сочинению.

Я думаю, что Афанасия Никитина привела в Индию торговля и желание приобрести индийских товаров (тканей, приправ, украшений и т.д.)

2. С чем, хорошо знакомым и себе, и читателю, сравнивает автор то необычное, что он увидел в Индии?

Место, где у индусов находится храм, А.Никитин сравнивает с Иерусалимом, сам храм сравнивается с Тверью, а верховного идола сравнивает со статуей Юстиниана.

3. Вспомните, где стояла статуя Юстиниана I, о которой вспоминает Афанасий Никитин.

Статуя Юстиниана I находилась в Константинополе.

Правильно А.Никитин понял чему посвящены двенадцать венцов вокруг храма-бутханы, а вот верховного идола он просто описал, не понимая, почему он имеет обезьяний облик, почему перед идолом находится бык и ему поклоняются.

До самого последнего времени индийские историки и археологи выделяли так называемый темный век - от конца культуры Хараппы до начала исторического периода (по индийской терминологии), т. е. до появления первых письменных источников. Такая классифика- К вопросу ция, однако, была вызвана плохой изученностью так называемом послехараппской эпохи. В настоящее время ученые темном веке все больше и больше склоняются к мысли о том, что никакого «темного века» в действительности не существовало. Новые исследования индийских археологов позволяют заполнить значительный разрыв между падением Хараппы и периодом, отмеченным появлением письменных источников. Раскопки в Катхияваре свидетельствуют о развитии местных послехараппских культур в течение очень продолжительного периода после Падения основных центров хараппской цивилизации.

Особый интерес представляет изучение многослойных поселений в долине Ганга. В 1950-1952 гг. Б. Лал при раскопках Хастинапура вскрыл слои от середины II тысячелетия до н. э. вплоть до средневековья. В нижнем слое поселения вместо ожидаемой хараппской керамики были найдены фрагменты желтой плохо обожженной керамики, которую можно отнести к культуре «медных кладов». Над ним залегал слой культуры «серой расписной керамики» (второй слой Хастинапура).

Серая расписная керамика здесь представлена тонкими,хорошо обожженными сосудами, главным образом серого цвета, которые изготовлены на гончарном круге. Металл - в основном медь. Небольшое число железных предметов появляется лишь в самой верхней части слоя. Из костей животных обнаружены кости лошади, свиньи, овцы; из злаков - зерна риса. Находки значительного количества костей лошади говорят о ее большом значении в хозяйстве этих племен. Были вскрыты остатки жилищ из сырцового кирпича и тростника, обмазанного глиной. Терракотовые фигурки изображают главным образом животных. Аналогичный комплекс культуры «серой расписной керамики» встречается и в других поселениях (Ахиччхатра, Курукшетра, Матхура).

Серая расписная керамика, по мнению Б. Лала, аналогична также керамике из Ирана (Шах-Тепе), из района к югу от озера Урмия и из Систана. Изучение культуры «серой расписной керамики» (главным образом ее ранних этапов, относящихся к XII-XI в. до н. э.) позволяет восстановить некоторые черты материальной культуры индо-арийских племен эпохи сложения Ригведы и основные этапы ее развития на индийской почве. Ведические арии предстают перед нами как оседлые земледельцы и скотоводы, знающие гончарный круг, а из металлов -медь, что согласуется с материалами Ригведы.

Третий период в Хастинапуре (начало VI-начало III в. до н. э.) характеризуется северной черной лощеной керамикой, которая, по- видимому, развилась из предшествующей ей серой расписной керамики. Металлические предметы - преимущественно железные.

Данные о связи серой расписной керамики и северной черной лощеной керамики, распространенной на значительной территории Индии, представляют большой интерес. Они позволяют говорить о том, что поздние фазы культуры «серой расписной керамики» не являются чуждыми местным индийским традициям. Ее создатели, хотя и были связаны с арийскими племенами, пришедшими сюда, в рассматриваемую эпоху (IX- VIII в. до н. э.) предстают перед нами уже как собственно индийские племена. Пришельцы слились с местным населением и создали единую культуру, прослеживаемую на значительной части территории Северной

Индии. Последующие культурные слои Хастинапура относятся уже к той эпохе, когда кроме вещественных памятников на помощь исследователям приходят письменные материалы, датированные монеты (IV-III вв. до н. э.).

Фрагмент «серой расписной керамики»

В этот период в долине Ганга возникают новые центры индийской культуры, создаются новые государства, укрепляются экономические, торговые и культурные связи между различными областями страны. Центр индийской культуры и государственности перемещается с берегов Инда в долину Ганга.

Исследование послехараппских культур в Белуджистане также свидетельствует о том, что Белуджистан не знал периода «темного века». По мнению Д. Гордона, южный Белуджистан и Макран после хараппской цивилизации были заселены народами, оставившими культуры «погребальных пирамид» и керамики типа лондо. Создатели этих культур знали уже железо. Большое значение в их хозяйстве имела лошадь. Последние фазы этих еще плохо изученных культур относятся к середине VII-середине V вв. до н. э.

Наши свидетельства о жизни и культуре племен ведических ариев основываются не только на материалах археологии, но и на данных, содержащихся в сборниках священных гимнов древних индийцев - Ведах.

Некоторые данные о социальном строе и хозяйственном укладе ведических племен

Оформление Ригведы - самого раннего из памятников ведической литературы в единое собрание датируется в настоящее время приблизительно X-IX вв. до н. э.; хотя сведения, которые сохранила нам ведическая традиция, могут относиться и к предшествующим периодам истории индо-арийских племен.

Именно сочетание обоих видов материалов-археологического и документального-позволяет более отчетливо представить основные черты и особенности хозяйственного уклада, быта, материальной культуры, религиозных представлений арийских племен в так называемую ведическую эпоху (этим термином условно может быть назван период от появления в Индии индо-арийских племен до сложения первых государств в долине Ганга. Исследователи подразделяют этот значительный повремени период на ранневедический и поздневедический периоды).

Как указывалось выше, ведические арии эпохи сложения Ригведы предстают перед нами как оседлые земледельцы и скотоводы. Это находит подтверждение не только в археологическом, но и в документальном материале. Хотя население не было кочевым, важным, а может быть и основным видом хозяйственной деятельности оставалось скотоводство, а не земледелие. Ремесло по своему техническому уровню уступало ремеслу создателей культуры Хараппы. Арийские племена в этот период, по-видимому, еще не знали письменности. Религия их также существенно отличалась от религии носителей культуры Хараппы. В ней значительно меньшую роль играл культ женских божеств, слабо проявлялись представления, характерные для земледельческих культов и т. д.

В первые века I тысячелетия до н. э. начинается усиленное расселение арийцев по долине Ганга. Арийские племена расселялись вниз по течению Ганга и Джамны, постепенно укрепляя свои позиции. В долине Ганга распространились язык, религия, хозяйственный и социальный уклад арийских племен.

Ранее было обычным утверждение, что техника добычи и обработки железа была принесена в Индию ариями. Основанием для этого было толкование встречающегося в Ригведе термина «айас» как «железо». В настоящее время большинство исследователей считает, что словом.«айас» древние индийцы называли металл вообще; бесспорное древнейшее упоминание железа встречается значительно позднее - в поздних гимнах Атхарваведы. Арийские племена эпохи Ригведы знали лишь медь. Уже в долине Ганга они перешли к железу. Металлургия железа, таким образом, возникла в Индии самостоятельно в I тысячелетии до н. э.

Переход к железу был важным фактором успешного освоения долины Ганга и дальнейшего прогресса в сфере материального производства: у болот и джунглей отвоевывались все новые территории; производительнее становился труд земледельца.

Если основной зерновой культурой в период Ригведы был ячмень, то в поздневедийский период в долине Ганга распространяются культуры риса, сахарного тростника, хлопка. Климатические условия и новая сельскохозяйственная техника позволяли выращивать два урожая в год. Широко развилось плужное земледелие. В качестве тяглового скота использовались быки. Развивалось искусственное орошение, но существование в этот период крупных ирригационных сооружений пока не установлено.

Важную, хотя отныне и не главную роль, продолжало играть скотоводство, особенно разведение крупного рогатого скота. Постепенно развивалось коневодство, особенно на северо-западе страны. Лошади использовались главным образом в военном деле.

Древнейшая культура ариев, насколько мы можем судить, уступала культуре Хараппы по уровню своего развития. Как показывают археологические данные, города в центральной части долины Ганга возникают только в I тысячелетии до н. э. и к середине I тысячелетия до н. э. даже самые прославленные из них (например, столица героев Махабхараты, Хастинапур), по-видимому, не могли равняться с Мохенджо-Даро и Хараппой.

Города были основными центрами ремесленного производства. Наличие боевых колесниц, на которых сражалась знать, предполагало довольно высокий уровень мастерства обработки металла. Из предметов вооружения упоминаются копья, боевые топоры, мечи, латы, шлемы, луки и стрелы. Существовало уже, по-видимому, некоторое разделение труда; ткачи ткали хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые и льняные ткани. Ткани окрашивались в различные цвета. Плотники умели делать многовесельные суда.

" - Жилища и городские укрепления в долине Ганга, в отличие от культуры Хараппы, строились в то время в основном из дерева, и это способствовало развитию деревянного зодчества и художественной обработки дерева.

В связи с усилением обмена между племенами появляется профессиональное купечество. Единицей обмена и мерилом стоимости являлся скот (коровы) или наиболее распространенные украшения. Только к середине I тысячелетия до н. э. появляются монеты, причем еще очень примитивные, в форме небольших серебряных брусков с клеймом. Торговля велась по сухопутным путям и по рекам. Есть основания полагать, что существовала и международная торговля - сухопутная и морская.

Рост производительных сил и производительности труда способствовал неуклонно продолжавшемуся процессу имущественного и общественного расслоения арийских племен.

Пахотная земля из общинного владения перешла во владение отдельных семей, причем племенная верхушка захватила лучшие и большие участки. В тех условиях возможна была эксплуатация в первую очередь людей из чужого племени. Военнопленных уже не истребляли, а превращали в рабов.

В Ригведе упоминаются десятки и сотни рабов. Владение рабами стало одним из основных показателей богатства и высокого общественного положения.

Основным термином для обозначения раба было слово «даса»; как мы уже упоминали, в Ведах так назывались и неарийские племена. Это свидетельствует о том, что первыми рабами у ариев были военнопленные из чуждых им племен. Затем этим термином стали обозначать и рабов - военнопленных из ариев, наконец, рабов вообще.

Возникнув, рабство неуклонно* развивалось; все усиливалось закабаление богатыми и знатными обедневших соплеменников. Появилось долговое рабство.

Рабы были полной собственностью хозяина. Их положение мало отличалось от положения домашнего скота. Их продавали, дарили, передавали в качестве приданого вместе с другим имуществом. Согласно преданиям, их покупали для того, чтобы принести в жертву богам. Дети рабыни считались собственностью хозяина матери. Слова «раб», «сын рабыни» употреблялись как бранные.

Рабы попадали в виде военной добычи в основном в руки знати; это «способствовало укреплению ее позиций. Знать, захватившая органы племенного управления, получает возможность распоряжаться общеплеменной собственностью. Военный вождь племени {раджа), опираясь на родоплеменную знать, отныне получает возможность навязать угодное ему решение племенному собранию или вовсе обойтись без его согласия. Постепенно должность раджи становится наследственной, он превращается (в царька. Высшие должности в государственной администрации - царского жреца, сборщика налогов и дани, казначея и т. д., а также командные посты в армии - становятся привилегией рабовладельческой знати.

Но в течение еще долгого времени новые классовые отношения тесно переплетались с первобытнообщинными, и государство использовало племенные институты - собрания знати, народные собрания и т. д., которые приспосабливались постепенно к новым общественным условиям.

В рассматриваемый период определилось деление всех некогда равнонравных, свободных членов общества на четыре группы, неравные по своему общественному положению, правам и обязанностям: брахманы, кшатрии, вайшъи и шудры. Жрецы в древней Индии назывались брахманами, воины - кшатриями, все прочие общинники, а позже и подавляющая часть городского населения - вайшьями.

Эти общественные группы сословного характера назывались у индийцев варнами. Зарождение варн относится еще к периоду разложения первобытнообщинного строя, когда происходило деление на знать и рядовых общинников.

Первоначально лица, исполнявшие культовые обязанности, а также те, кто занимался военным делом, особыми привилегиями не обладали. Но постепенно эти занятия становятся наследственными, а их носители занимают привилегированное положение и выделяются из общей массы рядовых общинников. Они начинают господствовать в племенном ополчении, присваивают себе преимущественное право на занятие должностей в органах управления, на лучшую часть общеплеменной собственности, военной добычи и т. д. Их господство распространяется и на область идеологии.

Затем появляются неравноправные общинники - шудры. Это были *члены мелких племен, объединившихся с более сильными на неравных.условиях, или члены племен, побежденных в войнах, а также изгои др. Они не допускались к решению общественных дел и не участвовали

в отправлении племенного культа; они не проходили обряда посвящения - «второго рождения», на которое имели право только члены трех «высших»- варн, называвшихся «дваждырожденными» в отличие от «однаждырожден- ных» - шудр. Основой этого обряда, производившегося в возрасте 8-10 лет, было возложение на посвящаемого священного шнура*и пояса, сопровождавшееся чтением гимна солнцу.

С возникновением государства узаконивается неравенство этих общественных групп, их права и обязанности как по отношению к государству, гак и друг <к другу.

«Высшие» - брахманы, и кшатрии - стараются обособиться, не допустить в свою среду вайшьев и шудр, а также не допустить и смешения вайшьев с шудрами. Так образуются варны - сословные общественные группы г.

В древнеиндийском эпосе остались воспоминания о временах, когда женщины занимали равное с мужчинами положение в обществе, пользовались уважением, участвовали в решении общественных дел, имели право сами выбирать мужа, вступать в повторные браки и даже иметь несколько мужей.

К середине I тысячелетия до н. э. в государствах долины Ганга уже прочно сложилась патриархальная семья. Слово тати» - муж означало также «господин», «владыка». В семьях царей и знати частым явлением было многоженство, но браки у простого народа были обычно моногамными. Женщины уже утеряли право решать вопросы в народном собрании. В семьях жрецов и военной знати они уже не могли распоряжаться семейным имуществом, были отстранены от исполнения жреческих функций. Муж мог потребовать и легко получить развод; обязательства соблюдать супружескую верность для него не существовало. Расторгнуть брак по своему желанию жена практически не могла, и ее неверность мужу сурово наказывалась. По религиозным представлениям того времени, жена даже на том свете оставалась в подчиненном мужу положении.

Глава семьи единолично распоряжался семейным имуществом и продуктами труда отдельных ее членов и практически имел над ними право жизни и смерти. В низших слоях общества положение женщины было более высоким, и пережитки былого равноправия сказывались сильнее.

Вследствие ведущей роли государств верхней части долины Ганга в политической и культурной жизни Индии рассматриваемого периода сложившиеся здесь обычаи и религиозные воззрения, священные тексты и язык, на которых они были созданы (санскрит), постепенно распространяются по всей стране.

Древнеиндийские государства рабовладельческие и

В VII-VI вв. до н. э. в долине Ганга уже сложились ранние рабовладельческие государства (Магадха, Каши, Кошала, Анга, Куру, Пан- чала и др.), которые вели между собою ожесточенную борьбу. Главными претендентами на политическую гегемонию были Кошала (на территории теперешнего штата Уттар Прадеш) и Магадха (в центре современного штата Бихар). Борьба между ними закончилась в IV в. до н. э. победой Магадхи и политическим объединением всей долины Ганга, а затем и почти всей восточной и части западной и центральной Индии под властью правителей из династии Нанда.

Значительные изменения общественного строя получили выражение в религиозной борьбе, охватывавшей широчайшие слои народа. Религии, возникшие в это время - буддизм и джайнизм, распространились с течением веков по всей Индии с севера до крайнего юга.

В этот период сложилась известная культурная общность между главнейшими этническими группами, населявшими северную Индию.

По мнению некоторых европейских и индийских ученых (например, С. К. Чаттерджи), уже Веды и ведическая религия, а также Упанишады не являются созданием исключительно ариев. К моменту сложения ведической культуры слияние (или во всяком случае - сближение) значительной части народов Индии достигло такой степени, что в Ведах и в ведической литературе (как в языке, так и в содержании) весьма заметно влияние дравидов и других древних насельников страны. Учение о карме и переселении душ, практика йоги, представление о божествах (таких как Шива, Вишну и др.), многие мифы в Пу- ранах и эпосе носят доарий- ский характер. То же можно сказать о брачных обрядах и целом ряде других обычаев индусов. Одежда, распространенная по всей Индии, культивирование риса и многих плодовых деревьев (например, тамаринда и кокосовой пальмы) заимствованы также, по мнению Чаттерджи, у доарийского населения Индии.

С другой стороны дравидийские народы Индии многое заимствовали от ариев; дравидийские языки Индии подвергались сильному влиянию санскрита. В первые века до нашей и в начале нашей эры эта связь между народами, населяющими различные районы страны, была уже значительна^ и все религиозные течения, родившиеся в северной Индии, распространились вплоть до крайнего юга.

В 326 г. до н. э. в северо-западную Индию вторглись войска Александра Македонского. Ему не удалось пробиться в глубь страны, а завоеванные им княжества Панджаба оставались зависимыми от греков очень недолгое время. Соратники Александра оставили довольно много свидетельств, позволяющих судить о различных сторонах общественного и государственного строя древней Индии. Только с этого времени возможно установить точную хронологию событий индийской истории, потому что все памятники собственно индийской литературы не датированы и не содержат в себе дат описываемых событий.

В 322 г. до н. э. династия Нандов в Магадхе была свергнута Чандра- гуптой, который основал новую династию - Маурья (322-185). Чандра- гупта объединил всю северную Индию, вытеснив греков из Панджаба, и создал крупное государство, присоединив к нему и часть южной Индии. Наибольшего могущества империя Маурьев достигла при Ашоке (272-232), который объединил под своей властью значительную часть Индии. Очень широкое распространение в этот период получает буддизм.

Индия времен Ашоки

Император Ашока оставил в разных местах своей империи указы, высеченные на скалах и колоннах и составленные на пракритах - древних местных разговорных языках. Эти эдикты позволяют сделать некоторые заключения о характере общественных отношений того времени.

Империя Маурьев была первым в истории Индии крупным рабовладельческим государством, о котором свидетельствуют письменные источники. Правда, Мегасфен, который был греческим послом при дворе Чан- драгупты Маурья, отрицал существование в Индии рабов, однако многочисленные упоминания о рабах в индийском эпосе и последние исследования как зарубежных, так и советских ученых позволяют говорить о том, что речь идет не об отсутствии в это время рабства, а о серьезных отличиях индийского рабовладения от античного. Рабовладение в Индии не имело таких развитых форм, как в Греции и Риме. Оно часто носило патриархальный характер, и число рабов было сравнительно невелико.

Некоторые индийские ученые высказывают предположение,что своеобразное развитие рабовладения в Индии объясняется ранним возникновением в ней кастовой системы, которая давала возможность представителям -«высших» каст эксплуатировать «низшие» касты без прямого их порабощения.

При преемниках Ашоки империя Маурья начала распадаться. Наиболее значительным государством Индии к рубежу нашей эры была Андхра, расположенная в северной части Декана и простиравшаяся от Аравийского моря на западе до Бенгальского залива на востоке. В составе ее населения были индоарийские и дравидийские народы. Южнее Андхры, на территории, не входившей в империю Маурья даже в период ее расцвета, существовали три древних дравидийских государства - Пандья, Чола и Чера, населенные главным образом тамилами и малаяли.

С середины II в. до н. э. по III в. н. э. северная Индия подверглась неоднократным вторжениям со стороны греков, утвердившихся в Бактрии, а затем парфян и саков. Один из сакских народов долгое время (I-II вв. н. э.) правил в северных областях Индии. Особенно известен сакский правитель из рода Кушанов - Канишка (78-123). Империя Канишки включала кроме северо-западной и северной Индии территорию современного Афганистана, большую часть Средней Азии (Хорезм) и Бактрию. Восточная граница кушанского государства в Индии точно неизвестна, но монеты Канишки были найдены в Бихаре и Бенгалии. Много монет Канишки было обнаружено во время раскопок в древнем Хорезме, что свидетельствует о прочных хозяйственных связях между Индией и этой областью. Столицей империи Канишки был г. Пурушапур (современный Пешавар). Год воцарения Канишки стал считаться началом одной из индийских систем летосчисления, широко распространенной в средневековой Индии и известной под названием «эры шака».

Государства южной Индии в этот период имели довольно регулярные торговые связи с государствами Средиземноморья - с Египтом, Грецией и Римом. Известно, что многие предметы индийского происхождения были заимствованы греками и римлянами у населения южной Индии и сохранили в несколько измененной форме свои дравидийские названия (например, рис, который по-гречески назывался ориза, по-тамильски - ариси). В государствах южной Индии были найдены многочисленные римские монеты; некоторые данные позволяют думать, что правители тамильских государств нанимали в качестве личной гвардии римских солдат.

В начале IV в. н. э. происходит новое возвышение Магадхи. Ее правитель Чандрагупта (320-330) объединил под своей властью основные районы пригангской Индии и основал династию Гупта. Империя Гупта охватывала всю северную Индию. Ее восточным рубежом была дельта Ганга, а западный простирался от восточных притоков Инда до полуострова Катхиявар на юго-западе. Самудрагупта (примерно 330-380) совершил победоносный поход в Декан, однако присоединить южную Индию не смог. Основными источниками, позволяющими изучить историю этого периода, являются дарственные надписи гуптских правителей и записки китайского паломника Фа Сяня, посетившего Индию в конце IV-начале V в. н. э. Некоторые историки считают, что именно в период Гупта в Индии формируются феодальные отношения, однако вопрос о социально-экономических отношениях в этот период чрезвычайно сложен и требует дальнейшей разработки. О значительном развитии общественного разделения труда в этот период свидетельствует расцвет кастовой системы .

Южная Индия в VIII-X вв.

В середине V в. в северную Индию вторглись гунны (эфталиты), которые нанесли удар Гуптам, но сами не могли здесь закрепиться и в середине VI в. были изгнаны. Северная Индия находилась в состоянии политической раздробленности до начала VII в.

Культура древней Индии оказала большое влияние на соседние народы. Памятники индийской материальной культуры встречаются в Средней Азии, на Цейлоне, Бирме, Таиланде, на Малайском полуострове, Яве, Суматре, Борнео, в Индокитае и даже на юге Китая, т. е. повсюду, где были более или менее значительные индийские колонии. Влияние Индии сказалось на религии, письменности, искусстве, архитектуре и многих обычаях народов этих стран.

См. «Вводную часть», раздел «Кастовый строй».