Война и мир все для егэ.  Как Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» отвечает на вопрос: «Какая сила управляет всем?» ЕГЭ по литературе. Победа и поражение

На Праценской горе, на том самом месте, где он упал с древком знамени в руках, лежал князь Андрей Болконский, истекая кровью, и, сам не зная того, стонал тихим, жалостным и детским стоном.

К вечеру он перестал стонать и совершенно затих. Он не знал, как долго продолжалось его забытье. Вдруг он опять почувствовал себя живым и страдающим от жгучей и разрывающей что-то боли в голове.

«Где оно, это высокое небо, которого я не знал до сих пор и увидал нынче? - было первою его мыслью. - И страдания этого я не знал до сих пор. Но где я?»

Он стал прислушиваться и услыхал звуки приближающегося топота лошадей и звуки голосов, говоривших по-французски. Он раскрыл глаза. Над ним было опять все то же высокое небо с еще выше поднявшимися плывущими облаками, сквозь которые виднелась синеющая бесконечность. Он не поворачивал головы и не видал тех, которые, судя по звуку копыт и голосов, подъехали к нему и остановились.

Подъехавшие верховые были Наполеон, сопутствуемый двумя адъютантами. Бонапарте, объезжая поле сражения, отдавал последние приказания об усилении батарей, стреляющих по плотине Аугеста, и рассматривал убитых и раненых, оставшихся на поле сражения.

De beaux hommes! 1 - сказал Наполеон, глядя на убитого русского гренадера, который с уткнутым в землю лицом и почернелым затылком лежал на животе, откинув далеко одну уже закоченевшую руку.

Les munitions des pièces de position sont épuisées, sire! 2 - сказал в это время адъютант, приехавший с батарей, стрелявших по Аугесту.

Faites avancer celles de la réserve 3 , - сказал Наполеон, и, отъехав несколько шагов, он остановился над князем Андреем, лежавшим навзничь с брошенным подле него древком знамени (знамя уже, как трофей, было взято французами).

Voilà une belle mort 4 , - сказал Наполеон, глядя на Болконского.

Князь Андрей понял, что это было сказано о нем и что говорит это Наполеон. Он слышал, как называли sire того, кто сказал эти слова. Но он слышал эти слова, как бы он слышал жужжание мухи. Он не только не интересовался ими, но он и не заметил, а тотчас же забыл их. Ему жгло голову; он чувствовал, что он исходит кровью, и он видел над собою далекое, высокое и вечное небо. Он знал, что это был Наполеон - его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками. Ему было совершенно все равно в эту минуту, кто бы ни стоял над ним, что бы ни говорил о нем; он рад был только тому, что остановились над ним люди, и желал только, чтоб эти люди помогли ему и возвратили бы его к жизни, которая казалась ему столь прекрасною, потому что он так иначе понимал ее теперь. Он собрал все свои силы, чтобы пошевелиться и произвести какой-нибудь звук. Он слабо пошевелил ногою и произвел самого его разжалобивший, слабый, болезненный стон.

А! он жив, - сказал Наполеон. - Поднять этого молодого человека, ce jeune homme, и снести на перевязочный пункт!

Князь Андрей не помнил ничего дальше: он потерял сознание от страшной боли, которую причинили ему укладывание на носилки, толчки во время движения и сондирование раны на перевязочном пункте. Он очнулся уже только в конце дня, когда его, соединив с другими русскими ранеными и пленными офицерами, понесли в госпиталь. На этом передвижении он чувствовал себя несколько свежее и мог оглядываться и даже говорить.

1 - Славный народ!

2 - Батарейных снарядов больше нет, ваше величество!

3 - Велите привезти из резервов.

4 - Вот прекрасная смерть.

(Л.Н. Толстой, «Война и мир». )

Часть 1.

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–7; 8, 9.

«Война и мир» Л.Н. Толстой

Наполеон чуть поворотил голову назад и отвёл назад свою маленькую пухлую ручку, как будто желая взять что-то. Лица его свиты, догадавшись в ту же секунду, в чём дело, засуетились, зашептались, передавая что-то один другому, и паж, тот самый, которого вчера видел Ростов у Бориса, выбежал вперёд и, почтительно наклонившись над протянутой рукой и не заставив её дожидаться ни одной секунды, вложил в неё орден на красной ленте. Наполеон, не глядя, сжал два пальца. Орден очутился между ними. Наполеон подошёл к Лазареву, который, выкатывая глаза, упорно продолжал смотреть только на своего государя, и оглянулся на императора Александра, показывая этим, что то, что он делал теперь, он делал для своего союзника. Маленькая белая рука с орденом дотронулась до пуговицы солдата Лазарева. Как будто Наполеон знал, что для того, чтобы навсегда этот солдат был счастлив, награждён и отличён от всех в мире, нужно было только, чтоб его, Наполеонова, рука удостоила дотронуться до груди солдата. Наполеон только приложил крест к груди Лазарева и, пустив руку, обратился к Александру, как будто он знал, что крест должен прилипнуть к груди Лазарева. Крест действительно прилип, потому и русские и французские услужливые руки, мгновенно подхватив крест, прицепили его к мундиру. Лазарев мрачно взглянул на маленького человека с белыми руками, который что-то сделал над ним, и, продолжая неподвижно держать на караул, опять прямо стал глядеть в глаза Александру, как будто спрашивал Александра: всё ли ещё стоять ему, или не прикажут ли ему пройтись теперь, или, может быть, ещё что-нибудь сделать? Но ему ничего не приказывали, и он довольно долго оставался в этом неподвижном состоянии.

Государи сели верхами и уехали. Преображенцы, расстроивая ряды, перемешались с французскими гвардейцами и сели за столы, приготовленные для них.

Ростов долго стоял у угла, издалека глядя на пирующих. В его уме происходила мучительная работа, которую он никак не мог довести до конца. В душе поднимались страшные сомненья. То ему вспоминался Денисов с своим изменившимся выражением, с своею покорностью и весь госпиталь с этими оторванными руками и ногами, с этой грязью и болезнями. Ему так живо казалось, что он теперь чувствует этот больничный запах мёртвого тела, что он оглядывался, чтобы понять, откуда мог происходить этот запах. То ему вспоминался этот самодовольный Бонапарте с своей белой ручкой, который был теперь император, которого любит и уважает император Александр. Для чего же оторванные руки, ноги, убитые люди? То вспоминался ему награждённый Лазарев и Денисов, наказанный и непрощённый. Он заставал себя на таких странных мыслях, что пугался их.

При выполнении заданий 1-7 ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.

1

Укажите род литературы, к которому относится роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир».

2

3

В приведённом фрагменте Л. Н. Толстой передаёт мысли и чувства своего героя по поводу увиденного в Тильзите, не выделяя чужое слово синтаксически и объединяя речь Ростова с авторской. Каким термином обозначается такой способ передачи чужой речи в тексте художественного произведения?

4

Установите соответствие между персонажами «Войны и мира» и их наградами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

5

В описании Наполеона Л. Н. Толстой использует вид тропа, основанного на переносе наименования по смежности («Маленькая белая рука с орденом дотронулась до пуговицы солдата Лазарева»). Укажите название этого тропа.

6

Каким термином в литературоведении обозначается выразительная подробность внешности героя, являющаяся одним из средств его характеристики?

7

Как называется одинаковое построение нескольких предложений, используемое в синтаксисе как изобразительно-выразительное средство? («То ему вспоминался Денисов с своим изменившимся выражением, с своею покорностью и весь госпиталь с этими оторванными руками и ногами, с этой грязью и болезнями. То ему вспоминался этот самодовольный Бонапарте с своей белой ручкой, который был теперь император, которого любит и уважает император Александр. То вспоминался ему награждённый Лазарев и Денисов, наказанный и непрощённый».)

Повышенный уровень сложности

Часть 2.

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10–14; 15, 16.

«Вновь я посетил...» А.С. Пушкин

Вновь я посетил

Тот уголок земли, где я провёл

Изгнанником два года незаметных.

Уж десять лет ушло с тех пор - и много

Переменилось в жизни для меня,

И сам, покорный общему закону,

Переменился я - но здесь опять

Минувшее меня объемлет живо,

И, кажется, вечор ещё бродил

Я в этих рощах.

Вот опальный домик,

Где жил я с бедной нянею моей.

Уже старушки нет - уж за стеною

Не слышу я шагов ее тяжёлых,

Ни кропотливого её дозора.

Вот холм лесистый, над которым часто

Я сиживал недвижим - и глядел

Иные берега, иные волны...

Меж нив златых и пажитей зелёных

Оно, синея, стелется широко;

Через его неведомые воды

Плывёт рыбак и тянет за собою

Убогий невод.

По брегам отлогим

Рассеяны деревни - там за ними

Скривилась мельница, насилу крылья

Ворочая при ветре...

На границе

Владений дедовских, на месте том,

Где в гору подымается дорога,

Изрытая дождями, три сосны

Стоят - одна поодаль, две другие

Друг к дружке близко, - здесь, когда их мимо

Я проезжал верхом при свете лунном,

Знакомым шумом шорох их вершин

Меня приветствовал.

По той дороге

Теперь поехал я и пред собою

Увидел их опять.

Они всё те же,

Всё тот же их знакомый уху шорох -

Но около корней их устарелых

(Где некогда всё было пусто, голо)

Теперь младая роща разрослась,

Зелёная семья, кусты теснятся

Под сенью их как дети.

Стоит один угрюмый их товарищ,

Как старый холостяк, и вкруг него

По-прежнему всё пусто.

Здравствуй, племя

Младое, незнакомое! Не я

Когда перерастёшь моих знакомцев

И старую главу их заслонишь

От глаз прохожего.

Но пусть мой внук

Весёлых и приятных мыслей полон,

Пройдёт он мимо вас во мраке ночи

И обо мне вспомянет.

Ответом к заданиям 10–14 является слово или словосочетание, или последовательность цифр. Впишите ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

10

Укажите разновидность лирики, к которой относится пушкинское произведение.

11

В стихотворении «Вновь я посетил...» значительную роль играет эстетическая категория, являющаяся, наряду со временем, одной из основных характеристик художественного бытия лирического героя. Каким термином обозначается такая категория?

12

В пушкинской элегии утверждается общий закон природного и человеческого бытия - вечное обновление и торжество жизни. Как называется главная мысль произведения, являющаяся философским и социальным обобщением и представляющая отношение к предмету изображения?

13

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в последней строфе данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Риторическое обращение

3) сарказм

5) инверсия

14

Укажите стихотворный размер, которым написано произведение «Вновь я посетил...»

8. Каковы особенности изображения Л. Н. Толстым французского императора в романе-эпопее «Война и мир»?

Размышляя над поставленным вопросом, укажите, что в романе-эпопее «Война и мир» Л. Н. Толстой противопоставил образы двух полководцев - Кутузова как народного вождя и Наполеона как создателя культа собственной личности. Главе Франции, в отличие от русского полководца, свойственны непонимание интересов народа, позёрство, ограниченность, потребность в лакейской угодливости. Автор «Войны и мира» утверждает, что военный успех кампании зависит не отличных качеств главнокомандующего, а от духа армии.

Подчеркните, что французский император показан в эпопее субъективно. Его образ полностью подчинён авторской идее дискредитации и разоблачения наполеонизма как общественного явления. Писатель полностью отвергает роль гения в истории, провозглашая случайность её законом, что, на наш взгляд, не совсем оправданно.

Аргументируя свой ответ, вспомните, как в первых эпизодах романа Наполеон в глазах петербургского высшего света предстаёт одновременно и великим человеком, и узурпатором власти. Пьер воображает себя французским императором, князь Андрей восхищается его полководческим гением, но трезво относится к личным качествам завоевателя Европы: «Наполеон как человек велик на Аркольском мосту, в госпитале в Яффе, где он чумным подаёт руку, но... есть другие поступки, которые трудно оправдать» (Болконский имеет в виду казнь герцога Энгиенского).

Подводя итоги, отметьте, что позже оба героя Л. Н. Толстого разочаруются в гении французского императора, а Пьер останется в осаждённой Москве с целью убить его и попадёт в плен, не осуществив своего замысла.

9. В каких произведениях русской литературы созданы образы исторических деятелей и в чём их можно сопоставить с оценкой Л. Н. Толстым реальных исторических лиц?

В качестве литературного контекста могут быть привлечены следующие образы-персонажи: Емельян Пугачёв в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и одноимённой поэме С. А. Есенина, Иван Грозный в «Песне про купца Калашникова», императорский двор и генералы Корнилов, Деникин, Каледин в эпопее М. А. Шолохова «Тихий Дон», Сталин и Гитлер в романе-эпопее В. С. Гроссмана «Жизнь и судьба» (две позиции по выбору учащегося).

Обосновывая свой выбор и сопоставляя героев в заданном направлении анализа, отметьте, что образ Пугачёва у А. С. Пушкина, как и Наполеона у Л. Н. Толстого, субъективен, не столько исторически конкретен, сколько подчинён авторской идее - показать трагедию «народного царя», являющегося порождением «русского бунта, бессмысленного и беспощадного». Самозванец опоэтизирован автором: он и добр, и умён, и справедлив в отличие от своих ребят.

Укажите, что изображение Пугачёва в «Капитанской дочке» и Наполеона в эпопее «Война и мир» обусловлено писательской задачей: у Л. Н. Толстого - это развенчание наполеонизма, у А. С. Пушкина - поэтизация образа «вожатого». Обоим свойственны уникальные личностные качества, военный гений, честолюбие. Своеволие Пугачёва проявляется в таком его заявлении: «Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай...» При всей разности положения самозванца и французского императора оба показаны не только как исторические деятели, но и как люди в их взаимоотношениях с народом, челядью. Взлёт и падение также отличает характер их судьбы.

Расскажите, как в изображении Ивана Грозного у М. Ю. Лермонтова в «Песне про купца Калашникова» преобладает установка на стилизацию народных эпических произведений, а следовательно, на идеализацию. Как и французский император, русский царь своеволен: хочет - казнит, хочет - милует. Несправедливость решения царя относительно судьбы Калашникова окупается его непререкаемым авторитетом в народной среде.

Вспомните, что в романе В.С. Гроссмана «Жизнь и судьба» Сталин и Гитлер выступают лишь безвольными рабами времени, заложниками созданных ими же обстоятельств. Гитлер сам породил волшебную палочку идеологии и сам в неё поверил. Сопоставление гротескно сниженных образов правителей двух великих народов даёт автору возможность сравнить гитлеризм и сталинизм, которые должны быть осуждены и преодолены.

Обобщая сказанное, отметьте, что Наполеон у Толстого - маленький человек в сером сюртуке с «жирной грудью», «круглым животом», дрожанием икры левой ноги, Сталин у Гроссмана - рябой смуглолицый человек в длинной шинели («Штрума возмущало, что имя Сталина затмевало Ленина, его военный гений противопоставлялся гражданскому складу ленинского ума»). Эти вершители судеб не осознают силы народного духа. В. С. Гроссман, следуя толстовским традициям, ориентирует читателя на постижение исторических закономерностей. Вознесённые на невиданную высоту, кумиры становятся затем жертвами собственного народа.

15. Как в стихотворении «Вновь я посетил...» воплощается мысль о цикличности бытия?

Характеризуя авторскую позицию, подчеркните, что А. С. Пушкин утверждает идею о преемственности поколений, связи бытия человека и природы, цикличности жизни. Главный закон существования определяет гармоничность окружающего нас мира.

Отметьте, что идея вечного обновления, торжества жизни свидетельствует о мудрости пушкинского лирического героя, верном понимании им смысла бытия.

Аргументируя свой ответ с опорой на литературное произведение, напишите, что в элегии А. С. Пушкина находят развитие традиционные лирические мотивы пути, воспоминаний, изгнанничества. Лирический герой поэта осознаёт единство с природой:

Вот холм лесистый, над которым часто

Я сиживал недвижим - и глядел

На озеро, воспоминая с грустью

Иные берега, иные волны...

Укажите, что поэт вместе с тем принимает как данность собственный уход, осознавая вечность окружающего мира. Обращаясь к молодой поросли старых сосен, лирический герой восклицает:

Здравствуй, племя

Младое, незнакомое! не я

Увижу твой могучий поздний возраст,

Когда перерастешь моих знакомцев

И старую главу их заслонишь

От глаз прохожего. Но пусть мой внук

Услышит ваш приветный шум, когда,

С приятельской беседы возвращаясь,

Веселых и приятных мыслей полон,

Пройдет он мимо вас во мраке ночи

И обо мне вспомянет.

16. Кто из русских поэтов XIX - XX вв. выразил подобную идею гармонической связи мира человека и природы и в чём их произведения можно сопоставить с пушкинским?

В качестве литературного контекста привлеките любые два из названных произведений: «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» А. С. Пушкина, «Когда волнуется желтеющая нива...» М. Ю. Лермонтова, «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Отговорила роща золотая...» С. А. Есенина, «Приморский сонет» А. А. Ахматовой, «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Сосны», «Июль» Б. Л. Пастернака.

Обосновывая свой выбор и сопоставляя произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа, отметьте, что автору «Июля» и «Сосен» чужда печаль при мысли об уходе, ему свойственно ощущение гармонии бытия, пантеистическое мироощущение. Стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать!..», опубликованное в раннем сборнике «Лирика» (1913), неизменно открывает поэтические циклы Б.Л. Пастернака. В нём отражено единство пробуждающейся природы и души творца, где самоощущение героя сливается с незримыми процессами природного бытия. Весенняя новизна чувств пронизывает лирический сюжет произведения:

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд...

Укажите, что в лирике С. А. Есенина смена поколений воспринимается, в отличие от пушкинского творчества, с грустью. Душа поэта, Родины и русской природы едины. Так, в стихотворении «Отговорила роща золотая...» (1924) перед читателем возникает аллегория судьбы лирического героя, воплощённая в образе берёзовой рощи:

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

Рассмотрите, как А. А. Ахматова следует пушкинской мысли о вечности природы и закономерности человеческого ухода. Появившийся в Комарово «Приморский сонет» (1958) сопрягает в сознании поэтессы времена юности (аллею Царскосельского пруда) и «голос вечности»:

Здесь всё меня переживёт,

Всё, даже ветхие скворешни.

И этот воздух, воздух вешний,

Морской свершивший перелёт.

Это своеобразный итог женской поэтической судьбы, где соединились красота земного мира (цветущая черешня, сиянье месяца, вешний воздух, изумрудная чаща) и притягательность нездешнего бытия.

Подводя итоги своим размышлениям, сделайте вывод, что образ вечности в сознании лирической героини ассоциируется с прекрасными воспоминаниями детства, а потому переход в иное пространство не страшен.

17.1. Образ рассказчика в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Создавая сочинение на предложенную тему, отметьте, что в соответствии со сложной композиционной организацией романа М. Ю. Лермонтова в произведении действуют три рассказчика. Во-первых, это странствующий офицер, перу которого принадлежат первые две повести, предисловие к «Журналу Печорина». Он знакомит нас с Максимом Максимычем и главным героем.

Повествователь близок Печорину. В отличие от простодушного, доброго штабс-капитана, чуждого «странному человеку» Григорию Александровичу, он способен понять мотивы поступков разочарованного в жизни светского человека, сосланного на Кавказ. Но лучше всего «объяснить» себя читателю может сам похититель Бэлы в «Журнале Печорина».

Подчеркните, что наличие нескольких рассказчиков позволило автору представить разнообразные точки зрения на события и характер главного героя. Этим определяется и психологизм романа.

Аргументируя ответ с опорой на литературное произведение, укажите, что странная и противоречивая натура Печорина разъясняется в исповеди героя («... у меня несчастный характер: воспитание ли меня сделало таким, Бог ли меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив», «... верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные; но я не угадал этого назначения»).

Используйте в своём ответе такие теоретико-литературные понятия, как композиция, автор-повествователь, рассказчик, система образов, проблематика, роман, реализм, романтизм, портретная характеристика, литературный образ, тип, характер.

Подводя итоги, приведите разнообразные функции рассказчика в литературном произведении и выделите те из них, которые использует в своём романе М. Ю. Лермонтов.

17.2. Многоликий крестьянский мир в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Представляя в своём развёрнутом ответе авторскую позицию, покажите, что крестьянский мир в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» многолик и разнообразен. В основе сюжета - путешествие семерых временнообязанных мужиков, сквозных героев, отправившихся в поход за счастьем. Правдоискательство всегда было в крови у русского народа, и опыт таких духовных поисков характерен для национального менталитета.

Выражая читательскую точку зрения, отметьте, что писатель, изображая народный мир, не идеализирует характер русского мужика. Неоднородность крестьянской среды определяется, с одной стороны, противоречивостью общественной жизни, с другой - натурами героев, совмещающих в себе доброгу и жестокость, справедливость и готовность к обману, совестливость и возможность преступить закон, долготерпение и активный протест против притеснений и гнёта.

Аргументируя свой ответ с опорой на литературное произведение, рассмотрите разнообразные народные типы, представленные в некрасовской поэме. Это и крестьяне-философы (Яким Нагой), и крестьяне-праведники (Ермило Гирин), народные заступники (Гриша Добросклонов), грешники (Глеб), рабы (Яков «верный, холоп примерный», Ипат, Клим Лавин) и богатыри, бунтари (Савелий, Матрёна Тимофеевна).

Вспомните, что рабский дух был передан с молоком матери Якову «верному, холопу примерному», дворовым людям Последыша. Вино становится источником нравственного порабощения народа:

У каждого крестьянина Душа, что туча чёрная -

Гневна, грозна, - и надо бы

Громам греметь оттудова,

Кровавым лить дождям,

А всё вином кончается.

Подчеркните, что Яким Нагой, мужичий «философ», определяет извечные противоречия народного духа: большой духовный потенциал и невежество, вопиющее пьянство. Но есть в поэме крестьяне, которые сумели сохранить внутреннюю свободу, не сломаться под бременем векового гнёта. «Клеймёный, да не раб!» - приговаривает с гордостью «богатырь святорусский» Савелий - мудрец и бунтарь, отбывший каторгу за убийство управляющего. И хоть «не дело между бабами счастливую искать», образ Матрёны Тимофеевны - труженицы, матери, солдатки - убеждает нас в том, что она более всего достойна счастья.

Расскажите, что мерилом праведничества становится борьба за собственное счастье как первый шаг к его достижению. Обращается Ермило Гирин, сражающийся с купцом Алтынниковым за «сиротскую мельницу», к миру с просьбой о помощи, и побеждает мир врага. Освобождает разбойник Кудеяр народ от жестокого пана Глуховского, и ему даруется небесное прощение.

Отметьте, что библейский образ сеятеля, бросающего семена на благодатную почву - душу русского народа - воплощён в Грише Добросклонове. Это тип «всемирно болеющего человека», который станет во главе рати и дарует всем свет и свободу. Конечно, многое здесь от надежды, мечты, но они имеют реальную опору:

В рабстве спасённое

Сердце свободное -

Золото, золото

Сердце народное!

В своём ответе используйте такие теоретико-литературные понятия, как эпическая поэма, система образов, сюжетно-композиционная организация, авторская позиция, фольклорные мотивы, литературный тип, характер, образ.

Подчеркните многообразие коллективных и индивидуальных черт национального характера, воплощённых Н.А. Некрасовым в крестьянских типах поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

17.3. Какое развитие в русской литературе получил фольклорный жанр плача?

В начале своего рассуждения вспомните, что плач - один из древних жанров, представляющий собой лирико-драматическую импровизацию на темы скорби, печали, смерти. Был широко распространён в традиционной русской обрядовой и бытовой народной поэзии. На истоки жанра указывает ветхозаветный «Плач Иеремии». Хорошо знаком читателям плач Ярославны из «Слова о полку Игореве». Жанр плача присутствует в «Житие Стефана Пермского» Е. Премудрого.

Разновидностью жанра плача являются причитания, темами которых становятся горестная судьба, разлука с ближними, военные поражения (литературный пример - «Проводы» Д. Бедного). В причитаниях лирическое начало соединяется с эпическим рассказом о событиях.

Отметьте, что переосмысление традиционного фольклорного жанра мы можем наблюдать в многочисленных литературных произведениях. Трагический XX век побудил многих лириков обратиться к древнейшему виду выражения скорби.

Аргументируя свой ответ с опорой на литературное произведение, проследите эволюцию жанра плача в поэзии А. А. Ахматовой. Уже в ранней её лирике звучат поминальные песни. В 1920-х гг. Ахматова отслужит тайную тризну по Н. Гумилёву («Причитание»), Интонации жалобных песен прозвучат во многих её произведениях: «И вот одна осталась я...», «А вы, мои друзья последнего призыва...».

Укажите, что идея поминовения в «Реквиеме» и сам по себе музыкальный жанр католического заупокойного богослужения соединился с традицией поминально-обрядового жанра. В ахматовской поэме прозвучали разные виды плача: плач-оповешение, плач при выносе гроба, при его опускании, поминальный плач. И даже колыбельная в «Реквиеме» близка плачу.

Прокомментируйте, как тема плача представлена у М.И. Цветаевой в цикле «Поэт». Известны плачи А. М. Ремизова как отражение трагизма Гражданской войны. Н. А. Клюев пишет поминальный «Плач о Есенине».

Приведите примеры из лирики военного лихолетья, в которой звучат многочисленные формы плача (например, стихотворение М. Исаковского «Враги сожгли родную хату...»).

А. А. Вознесенский создаёт «Плач по двум нерождённым поэмам», а в «Бобровом плаче» поднимает острую экологическую проблему. Также древний жанр найдёт своё отражение в бардовской поэзии 1960-70-х гг. Вспомним «На реках Вавилонских...» из цикла «Русские плачи» А. А. Галича:

Что ни год - лихолетье,

Что ни враль - то Мессия!

Плачет тысячелетье

По России Россия!

Используйте в рассуждении такие теоретико-литературные понятия, как традиции и новаторство, фольклор, жанр, лирика, лирическая интонация, бардовская поэзия.

Завершая развёрнутый ответ на вопрос, отметьте значение традиций и новаторства в области литературных жанров.

Вариант 2

Часть 1

На Праценской горе, на том самом месте, где он упал с древком знамени в руках, лежал князь Андрей Болконский, истекая кровью, и, сам не зная того, стонал тихим, жалостным и детским стоном.

К вечеру он перестал стонать и совершенно затих. Он не знал, как долго продолжалось его забытье. Вдруг он опять почувствовал себя живым и страдающим от жгучей и разрывающей что-то боли в голове.

«Где оно, это высокое небо, которого я не знал до сих пор и увидал нынче? - было первою его мыслью. - И страдания этого я не знал до сих пор. Но где я?»

Он стал прислушиваться и услыхал звуки приближающегося топота лошадей и звуки голосов, говоривших по-французски. Он раскрыл глаза. Над ним было опять все то же высокое небо с еще выше поднявшимися плывущими облаками, сквозь которые виднелась синеющая бесконечность. Он не поворачивал головы и не видал тех, которые, судя по звуку копыт и голосов, подъехали к нему и остановились.

Подъехавшие верховые были Наполеон, сопутствуемый двумя адъютантами. Бонапарте, объезжая поле сражения, отдавал последние приказания об усилении батарей, стреляющих по плотине Аугеста, и рассматривал убитых и раненых, оставшихся на поле сражения.

- De beaux hommes! 1 - сказал Наполеон, глядя на убитого русского гренадера, который с уткнутым в землю лицом и почернелым затылком лежал на животе, откинув далеко одну уже закоченевшую руку.

- Les munitions des pi?ces de position sont épuisées, sire! 2 - сказал в это время адъютант, приехавший с батарей, стрелявших по Аугесту.

- Faites avancer celles de la réserve 3 , - сказал Наполеон, и, отъехав несколько шагов, он остановился над князем Андреем, лежавшим навзничь с брошенным подле него древком знамени (знамя уже, как трофей, было взято французами).

- Voil? une belle mort 4 , - сказал Наполеон, глядя на Болконского.

Князь Андрей понял, что это было сказано о нем и что говорит это Наполеон. Он слышал, как называли sire 5 того, кто сказал эти слова. Но он слышал эти слова, как бы он слышал жужжание мухи. Он не только не интересовался ими, но он и не заметил, а тотчас же забыл их. Ему жгло голову; он чувствовал, что он исходит кровью, и он видел над собою далекое, высокое и вечное небо. Он знал, что это был Наполеон - его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками. Ему было совершенно все равно в эту минуту, кто бы ни стоял над ним, что бы ни говорил о нем; он рад был только тому, что остановились над ним люди, и желал только, чтоб эти люди помогли ему и возвратили бы его к жизни, которая казалась ему столь прекрасною, потому что он так иначе понимал ее теперь. Он собрал все свои силы, чтобы пошевелиться и произвести какой-нибудь звук. Он слабо пошевелил ногою и произвел самого его разжалобивший, слабый, болезненный стон.

- А! он жив, - сказал Наполеон. - Поднять этого молодого человека, ce jeune homme, и снести на перевязочный пункт!

Сказав это, Наполеон поехал дальше навстречу к маршалу Ланну, который, сняв шляпу, улыбаясь и поздравляя с победой, подъезжал к императору.

Князь Андрей не помнил ничего дальше: он потерял сознание от страшной боли, которую причинили ему укладывание на носилки, толчки во время движения и сондирование раны на перевязочном пункте. Он очнулся уже только в конце дня, когда его, соединив с другими русскими ранеными и пленными офицерами, понесли в госпиталь. На этом передвижении он чувствовал себя несколько свежее и мог оглядываться и даже говорить.

Славный народ!

Батарейных снарядов больше нет, ваше величество!

Велите привезти из резервов.

Вот прекрасная смерть.

Ваше величество.

( Л.Н. Толстой, «Война и мир». )

B1

Хронологические рамки эпохи, отраженной в четырех томах "Войны и мир", - это период с... по... гг.

B2

Определите кульминацию 1 тома романа "Войны и мира".

В3

Как называлась деревня князя Андрея, которую отделил ему отец, князь Николай?

B4

По какому случаю граф Илья Андреевич Ростов устроил обед в Английском клубе?

B5

B6

Какой герой романа Л. Толстого "Война и мир" являлся "олицитворением всего русского, доброго и круглого"?

B7

Назовите произведение русской литературы созвучное жанровому определению романа Л.Н.Толстого?

Часть С

С1. На какие два "полюса" можно разделить героев романа "Война и мир" и по какому принципу? Каких героев нельзя отнести ни к одному ни к другому "полюсу"?

С2. Объясните значение слов "война" и "мир" с точки зрения Л.Н. Толстого, которую он высказывал, именно так назвав свой роман. Какой художественный прием положен в основу названия? Каких русских писателей вы знаете, которые использовали тот же принцип в названии своих произведений, аргументируйте свою мысль.

Вариант 1.

Часть 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1-B7; C1-С2.

Вследствие этого страшного гула, шума, потребности внимания и деятельности, Тушин не испытывал ни малейшего неприятного чувства страха, и мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову. Напротив, ему становилось все веселее и веселее. Ему казалось, что уже очень давно, едва ли не вчера, была та минута, когда он увидел неприятеля и сделал первый выстрел, и что клочок поля, на котором он стоял, был ему давно знакомым, родственным местом. Несмотря на то, что он все помнил, все соображал, все делал, что мог делать самый лучший офицер в его положении, он находился в состоянии, похожем на лихорадочный бред или на состояние пьяного человека.

Из-за оглушающих со всех сторон звуков своих орудий, из-за свиста и ударов снарядов неприятеля, из-за вида вспотевшей, раскрасневшейся, торопящейся около орудий прислуги, из-за вида крови людей и лошадей, из-за вида дымков неприятеля на той стороне (после которых всякий раз прилетало ядро и било в землю, в человека, в орудие или в лошадь), - из-за вида этих предметов у него в голове установился свой фантастический мир, который составлял его наслаждение в эту минуту. Неприятельские пушки в его воображении были не пушки, а трубки, из которых редкими клубами выпускал дым невидимый курильщик.

- Вишь, пыхнул огонь, - проговорил Тушин шепотом про себя, в то время как с горы выскакивал клуб дыма и влево полосой относился ветром, - теперь мячик жди - отсылать назад.

- Что прикажете, ваше благородие? - спросил фейерверкер, близко стоявший около него и слышавший, что он бормотал что-то.

- Ничего, гранату... - отвечал он.

«Ну-ка, наша Матвевна», - говорил он про себя. Матвевной представлялась в его воображении большая крайняя старинного литья пушка. Муравьями представлялись ему французы около своих орудий. Красавец и пьяница первый нумер второго орудия в его мире был дядя; Тушин чаще других смотрел на него и радовался на каждое его движение. Звук то замиравшей, то опять усиливавшейся ружейной перестрелки под горою представлялся ему чьим-то дыханием. Он прислушивался к затиханью и разгоранью этих звуков.

«Ишь задышала опять, задышала», - говорил он про себя.

Сам он представлялся себе огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра.

- Ну, Матвевна, матушка, не выдавай! - говорил он, отходя от орудия, как над его головой раздался чуждый, незнакомый голос:

- Капитан Тушин! Капитан!

Тушин испуганно оглянулся. Это был тот штаб-офицер, который выгнал его из Грунта. Он запыхавшимся голосом кричал ему:

- Что вы, с ума сошли? Вам два раза приказано отступать, а вы...

«Ну, за что они меня?..» - думал про себя Тушин, со страхом глядя на начальника.

- Я... ничего, - проговорил он, приставляя два пальца к козырьку. - Я...

Но полковник не договорил всего, что хотел. Близко пролетевшее ядро заставило его, нырнув, согнуться на лошади. Он замолк и только что хотел сказать еще что-то, как еще ядро остановило его. Он поворотил лошадь и поскакал прочь.

- Отступать! Все отступать! - прокричал он издалека.

Солдаты засмеялись.

( Л.Н. Толстой, «Война и мир». )

B1

Завершите фразу Л.Н. Толстого: "Нет и не может быть величия там, где нет..."

B2

После какого сражения князь Андрей разочаровался в своем кумире - Наполеоне?

ВЗ

Определите, чей портрет воссоздан в тексте романа:

"Он был в синем мундире, раскрытом над белым жилетом, спускавшимся на круглый живот, в белых лосинах, обтягивающих жирные ляжки коротких ног, и в ботфортах. <..> На моложавом полном лице его с выступающим подбородком было выражение милостивого и величественного приветствия".

B4

Кто из героев романа "Война и мир" произносит следующие слова: "Нет, жизнь не кончена в тридцать один год..."?

B5

Какой герой романа Л.Н. Толстого "Война и мир" являлся "олицетворением всего русского, доброго, круглого"?

B6

Что испытывает Тушин вместо оправданных обстоятельствах чувства страха? Выпишите соответствующее слово из текста.

B7

Реплики Тушина "про себя" составляют некое развернутые размышление героя по поводу происходящего вокруг. Как называется такое не высказанное вслух размышление?

Часть С

С1. Какова тема данного отрывка и как различные художественные средства и приемы психологической характеристики помогают ее раскрытию? Согласны ли в с мнением литературоведа: "Тот, богатырский Тушин, каким он воображает себя, является более настоящим, чем "реальный" видимый Тушин"?

С2. В каких произведениях русской классики затрагиваются проблемы, близкие проблематике приведенного эпизода, и как они перекликаются с толстовской "мыслью народной"?

Вариант 3

Часть 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1-B7; C1-С2.

Вскоре после маленькой княгини вошел массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке. Этот толстый молодой человек был незаконный сын знаменитого Екатерининского вельможи, графа Безухого, умиравшего теперь в Москве. Он нигде не служил еще, только что приехал из-за границы, где он воспитывался, и был в первый раз в обществе. Анна Павловна приветствовала его поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии в ее салоне. Но, несмотря на это низшее по своему сорту приветствие, при виде вошедшего Пьера в лице Анны Павловны изобразилось беспокойство и страх, подобный тому, который выражается при виде чего-нибудь слишком огромного и несвойственного месту. Хотя, действительно, Пьер был несколько больше других мужчин в комнате, но этот страх мог относиться только к тому умному и вместе робкому, наблюдательному и естественному взгляду, отличавшему его от всех в этой гостиной.
- C"est bien aimable a vous, monsieur Pierre, d"Ktre venu voir une pauvre malade, - сказала ему Анна Павловна, испуганно переглядываясь с тетушкой, к которой она подводила его. Пьер пробурлил что-то непонятное и продолжал отыскивать что-то глазами. Он радостно, весело улыбнулся, кланяясь маленькой княгине, как близкой знакомой, и подошел к тетушке. Страх Анны Павловны был не напрасен, потому что Пьер, не дослушав речи тетушки о здоровье ее величества, отошел от нее. Анна Павловна испуганно остановила его словами:
- Вы не знаете аббата Морио? он очень интересный человек... - сказала она.
- Да, я слышал про его план вечного мира, и это очень интересно, но едва ли возможно...
- Вы думаете?... - сказала Анна Павловна, чтобы сказать что-нибудь и вновь обратиться к своим занятиям хозяйки дома, но Пьер сделал обратную неучтивость. Прежде он, не дослушав слов собеседницы, ушел; теперь он остановил своим разговором собеседницу, которой нужно было от него уйти. Он, нагнув голову и расставив большие ноги, стал доказывать Анне Павловне, почему он полагал, что план аббата был химера.
- Мы после поговорим, - сказала Анна Павловна, улыбаясь.
И, отделавшись от молодого человека, не умеющего жить, она возвратилась к своим занятиям хозяйки дома и продолжала прислушиваться и приглядываться, готовая подать помощь на тот пункт, где ослабевал разговор <...>

(Л.Н. Толстой «Война и мир».)

Выполните задания В1-В7. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.

B1

Назовите фамилию дворянский семьи, сцена именин в доме которой резко противопоставлена картинам вечера у Анны Павловны Шерер.

B2

Кто единственный из гостей Анны Павловны выразит Пьеру искреннюю симпатию?

ВЗ

Герои приведенного фрагмента обмениваются репликами. Как называется такой способ организации художественной речи?

B4

В бланк ответа впишите название композиционного элемента, который позволяет Толстому создать описание внешности Пьера Безухова.

B5

Укажите термин, которым в литературе называется изобразительно-выразительное средство, позволившее автору определить главное отличие Пьера от большинства гостей Анны Павловны:«умный, робкий, наблюдательный, естественный».

B6

Какое средство иносказательной выразительности использует Толстой, изображая обращение Пьера к тетушке: «пробурлил Пьер»?

B7

Толстой противопоставляет «беспокойство и страх» Анны Павловны тому, как «радостно, весело улыбнулся» Пьер. Как называется этот прием?

Часть С

С2. Почему жанр романа Л.H. Толстого определятся как роман-эпопея и какие писатели-классики XX века избрали этот же жанр для своих произведений?

Вариант 4

Часть 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1-B7; C1-С2.

Пьер подошел к огню и тотчас же заснул. Он спал опять тем же сном, каким он спал в Можайске после Бородина.

Опять события действительности соединялись с сновидениями, и опять кто-то, сам ли он или кто другой, говорил ему мысли, и даже те же мысли, которые ему говорились в Можайске.

«Жизнь есть всё. Жизнь есть Бог. Все перемещается и движется, и это движение есть Бог. И пока есть жизнь, есть наслаждение самосознания божества. Любить жизнь, любить Бога. Труднее и блаженнее всего любить эту жизнь в своих страданиях, в безвинности страданий».

«Каратаев!» - вспомнилось Пьеру.

И вдруг Пьеру представился, как живой, давно забытый, кроткий старичок учитель, который в Швейцарии преподавал Пьеру географию. «Постой», - сказал старичок. И он показал Пьеру глобус. Глобус этот был живой, колеблющийся шар, не имеющий размеров. Вся поверхность шара состояла из капель, плотно сжатых между собой. И капли эти все двигались, перемещались и то сливались из нескольких в одну, то из одной разделялись на многие. Каждая капля стремилась разлиться, захватить наибольшее пространство, но другие, стремясь к тому же, сжимали ее, иногда уничтожали, иногда сливались с нею.

- Вот жизнь, - сказал старичок учитель.

«Как это просто и ясно, - подумал Пьер. - Как я мог не знать этого прежде».

- В середине Бог, и каждая капля стремится расшириться, чтобы в наибольших размерах отражать его. И растет, сливается, и сжимается, и уничтожается на поверхности, уходит в глубину и опять всплывает. Вот он, Каратаев, вот разлился и исчез. - Vous avez compris, mon enfant 1 , - сказал учитель.

- Vous avez compris, sacré nom 2 , - закричал голос, и Пьер проснулся.

( Л.Н. Толстой, «Война и мир». )

1 Понимаешь ты, дитя мое.

2 Понимаешь ты, черт тебя дери.

B1

Назовите литературное направление, к которому традиционно относят творчество Л.Н. Толстого.

B2

Определите жанровую принадлежность романа Л.Н. Толстого «Война и мир»?

ВЗ

Укажите название художественного приема противопоставления, использованного Л.Н. Толстым в названии романа «Война и мир»?

B4

Как называют в литературоведении сложный и многозначный образ, смысл которого не исчерпывается «предметностью» и который нельзя расшифровать простым логическим рассуждением (например, приснившийся Пьеру «глобус»)?

B5

Выпишите термин, которым в литературоведении называют средства художественной выразительности, являющиеся образными определениями: «колеблющийся шар», «кроткий старичок» и т.д.

B6

Каким термином обозначают развернутое высказывание героя, обращенное к самому себе или произнесенное им в собственных мыслях?

B7

Какой художественный прием использует автор, располагая слова по нарастающей / убывающей значимости: «И растет, сливается, <…> и опять всплывает…»?

Часть С

С1. Какая тема, важная для понимания проблематики романа "Война и мир", получает развитие в данном фрагменте текста?

С2. В каких произведениях русской литературы сны или видения героев играют важную роль, помогая читателям глубже осознать авторскую идею?

Вариант 5

Часть 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1-B7; C1-С2.

К сумеркам канонада стала стихать. Алпатыч вышел из подвала и остановился в дверях. Прежде ясное вечера нее небо все было застлано дымом. И сквозь этот дым странно светил молодой, высоко стоящий серп месяца. После замолкшего прежнего страшного гула орудий над городом казалась тишина, прерываемая только как бы распространенным по всему городу шелестом шагов, стонов, дальних криков и треска пожаров. Стоны кухарки теперь затихли. С двух сторон поднимались и расходились черные клубы дыма от пожаров. На улице не рядами, а как муравьи из разоренной кочки, в разных мундирах и в разных направлениях, проходили и пробегали солдаты. В глазах Алпатыча несколько из них забежали на двор Ферапонтова. Алпатыч вышел к воротам. Какой-то полк, теснясь и спеша, запрудил улицу, идя назад.
- Сдают город, уезжайте, уезжайте, - сказал ему заметивший его фигуру офицер и тут же обратился с криком к солдатам:
- Я вам дам по дворам бегать! - крикнул он.
Алпатыч вернулся в избу и, кликнув кучера, велел ему выезжать. Вслед за Алпатычем и за кучером вышли и все домочадцы Ферапонтова. Увидав дым и даже огни пожаров, видневшиеся теперь в начинавшихся сумерках, бабы, до тех пор молчавшие, вдруг заголосили, глядя на пожары. Как бы вторя им, послышались такие же плачи на других концах улицы. Алпатыч с кучером трясущимися руками расправлял запутавшиеся вожжи и постромки лошадей под навесом.
Когда Алпатыч выезжал из ворот, он увидал, как в отпертой лавке Ферапонтова человек десять солдат с громким говором насыпали мешки и ранцы пшеничной мукой и подсолнухами. В то же время, возвращаясь с улицы в лавку, вошел Ферапонтов. Увидав солдат, он хотел крикнуть что-то, но вдруг остановился и, схватившись за волоса, захохотал рыдающим хохотом.
- Тащи всё, ребята! Не доставайся дьяволам! - закричал он, сам хватая мешки и выкидывая их на улицу. Некоторые солдаты, испугавшись, выбежали, некоторые продолжали насыпать. Увидав Алпатыча, Ферапонтов обратился к нему.
- Решилась! Расея! - крикнул он. - Алпатыч! решилась! Сам запалю. Решилась… - Ферапонтов побежал на двор.
По улице, запружая ее всю, непрерывно шли солдаты, так что Алпатыч не мог проехать и должен был дожидаться. Хозяйка Ферапонтова с детьми сидела также на телеге, ожидая того, чтобы можно было выехать.
Была уже совсем ночь. На небе были звезды и светился изредка застилаемый дымом молодой месяц. На спуске к Днепру повозки Алпатыча и хозяйки, медленно двигавшиеся в рядах солдат и других экипажей, должны были остановиться. Недалеко от перекрестка, у которого остановились повозки, в переулке, горели дом и лавки. Пожар уже догорал. Пламя то замирало и терялось в черном дыме, то вдруг вспыхивало ярко, до странности отчетливо освещая лица столпившихся людей, стоявших на перекрестке.

Л.Н. Толстой, "Война и мир".

B1

Назовите литературное направление, принципы которого нашли свое воплощение в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".

B2

Какое определение добавляет к слову "роман", характеризуя жанр "Войны и мира".

ВЗ

Назовите прием, к которому прибегает автор, рисуя картину отступления ("... как муравьи из разоренной кочки <...>, проходили и пробегали солдаты").

B4

Как называется намеренное употребление в тексте одинаковых слов, усиливающих значимость высказывания (" Решилась ! Расея! - крикнул он. - Алпатыч! решилась ! Сам запалю. Решилась ...")?

B5

Каким термином обозначается способ отображения внутреннего состояния героев, мыслей и чувств, владеющих ими ("Алпатыч с кучером трясущимися руками расправлял запутавшиеся вожжи"; "схватившись за волоса, захохотал рыдающим хохотом")?

B6

Как называется выразительная подробность, несущая в художественном тексте важную смысловую нагрузку (например, застилаемый дымом молодой месяц в начале и в конце фрагмента)?

B7

Фрагмент начинается и заканчивается описанием пожара в Смоленске. Укажите термин, которым обозначается расположение и взаимосвязь частей, эпизодов, образов в художественном произведении.

Часть С

С1. Чем, с вашей точки зрения, можно объяснить "странное" поведение купца Ферапонтова в приведенном эпизоде?

С2. В каких произведениях русской классики звучит тема человека на войне и что сближает эти произведения с романом Л.Н. Толстого?

Вариант 6

Часть 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1-B7; C1-С2.

Поблагодарив Анну Павловну за ее charmante soiree, гости стали расходиться.
Пьер был неуклюж. Толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками, он, как говорится, не умел войти в салон и еще менее умел из него выйти, то есть перед выходом сказать что-нибудь особенно приятное. Кроме того, он был рассеян. Вставая, он вместо своей шляпы захватил треугольную шляпу с генеральским плюмажем и держал ее, дергая султан, до тех пор, пока генерал не попросил возвратить ее. Но вся его рассеянность и неуменье войти в салон и говорить в нем выкупались выражением добродушия, простоты и скромности. Анна Павловна повернулась к нему и, с христианскою кротостью выражая прощение за его выходку, кивнула ему и сказала:
- Надеюсь увидеть вас еще, но надеюсь тоже, что вы перемените свои мнения, мой милый мсье Пьер, - сказала она.
Когда она сказала ему это, он ничего не ответил, только наклонился и показал всем еще раз свою улыбку, которая ничего не говорила, разве только вот что: «Мнения мнениями, а вы видите, какой я добрый и славный малый». И все и Анна Павловна невольно почувствовали это.
Князь Андрей вышел в переднюю и, подставив плечи лакею, накидывавшему ему плащ, равнодушно прислушивался к болтовне своей жены с князем Ипполитом, вышедшим тоже в переднюю. Князь Ипполит стоял возле хорошенькой беременной княгини и упорно смотрел прямо на нее в лорнет.
- Идите, Annette, вы простудитесь, - говорила маленькая княгиня, прощаясь с Анной Павловной. - C"est arrete, - прибавила она тихо.
Анна Павловна уже успела переговорить с Лизой о сватовстве, которое она затевала между Анатолем и золовкой маленькой княгини.
- Я надеюсь на вас, милый друг, - сказала Анна Павловна тоже тихо, - вы напишете к ней и скажете мне, comment 1е рёге envisagera la chose. Au revoir, - и она ушла из передней.
Князь Ипполит подошел к маленькой княгине и, близко наклоняя к ней свое лицо, стал полушепотом что-то говорить ей.
Два лакея, один княгинин, другой его, дожидаясь, когда они кончат говорить, стояли с шалью и рединготом и слушали их, непонятный им французский говор с такими лицами, как будто они понимали, что говорится, но не хотели показывать этого. Княгиня, как всегда, говорила улыбаясь и слушала смеясь.

Л.Н. Толстой, «Война и мир».

B1

Укажите род литературы, которому принадлежит данное произведение.

B2

Как называется разновидность жанра романа, в котором повествуется о событиях отдаленного времени, а среди героев - реальные личности?

ВЗ

Установите соответствие между тремя персонажами, фигурирующими (упоминающимися) в данном фрагменте, и присущими им качествами личности.

B4

Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА

А) Ипполит

1) на предложение Кутузова остаться в его штабе отвечает отказом

Б) Пьер

2) в плену у французов знакомится с Платоном Каратаевым

В) князь Андрей

3) благодаря отцу становится секретарем посольства

4) погибает в Бородинском сражении

B5

Укажите термин, которым в литературоведении называется изобразительно-выразительное средство, позволившее автору определить главное отличие Пьера от большинства гостей Анны Павловны: «толстый», «широкий», « огромные красные руки ».

B6

Укажите термин, которым в литературоведении называется прием, позволивший автору подчеркнуть особенность характера Пьера: «Кроме того, он был рассеян . Вставая, он вместо своей шляпы захватил треугольную шляпу с генеральским плюмажем и держал ее, дергая султан, до тех пор, пока генерал не попросил возвратить ее. Но вся его рассеянность и неуменье войти в салон и говорить в нем выкупались выражением добродушия, простоты и скромности»

B7

Толстой противопоставляет хитрость, расчетливость, умение «затевать» Анны Павловны «добродушию и простоте» Пьера. Как называется этот прием?

Часть С

С1. Сформулируйте главную тему фрагмента и кратко прокомментируйте слова исследователя: «Обязательная для Толстого нравственная оценка всех персонажей исходит в «Войне и мире» прежде всего из того, насколько проявляется в каждом из них естественная сила жизни...»

С2. Почему жанр «Войны и мира» Л.H. Толстого определяется как роман-эпопея и какие писатели-классики XX века избрали этот же жанр для своих произведений?

Ответы

Анализ романа-эпопеи Л.Н. Толстого "Война и мир"

Л.Н.Толстой утверждал, что «Война и мир» (1863- 1869) - не роман, не поэма, не историческая хроника. Ссылаясь на весь опыт русской прозы, он хотел создать и создал литературное произведение совершенно необычно­го типа. В литературоведении укоренилось определение «Войны и мира» как романа-эпопеи. Это новый жанр прозы, получивший после Толстого широкое распростра­нение в русской и мировой литературе.

Пятнадцать лет истории страны (1805-1820) запечат­лены писателем на страницах эпопеи в следующем хроно­логическом порядке:

I том - 1805 г.

IIтом - 1806-1811 гг.

IIIтом - 1812 г.

IV том- 1812-1813 гг.

Эпилог - 1820 г.

Толстым созданы сотни человеческих характеров. В романе изображена монументальная картина русской жизни, насыщенная событиями огромного исторического значения. Читатели узнают о войне с Наполеоном, которую русская армия вела в союзе с Австрией в 1805 году, о Шенграбенском и Аустерлицком сражениях, о войне в союзе с Пруссией в 1806 году и Тильзитском мире. Толстой рисует события Отечественной войны 1812 года: переход французской армии через Неман, отступление русских в глубь страны, сдачу Смоленска, назначение Кутузова глав­нокомандующим, Бородинское сражение, совет в Филях, оставление Москвы. Писатель изображает события, свиде­тельствовавшие о несокрушимой мощи национального духа русского народа, погубившего французское нашест­вие: фланговый марш Кутузова, Тарутинское сражение, рост партизанского движения, распад армии захватчиков и победоносное завершение войны.

В романе отражены крупнейшие явления политичес­кой и общественной жизни страны, различные идейные течения (масонство, законодательная деятельность Спе­ранского, зарождение в стране декабристского движения).

Картины великих исторических событий сочетаются в романе с бытовыми сценами, нарисованными с исключи­тельным мастерством. В этих сценах нашло отражение то существенное, чем характеризуется социальная действи­тельность эпохи. Толстой изображает великосветские при­емы, развлечения светской молодежи, парадные обеды, балы, охоту, святочные забавы господ и дворовых.

Картины антикрепостнических преобразований Пьера Безухова в деревне, сцены бунта богучаровских крестьян, эпизоды возмущения московских ремесленников раскры­вают перед читателем характер отношений помещиков и крестьян, жизнь крепостной деревни и городских низов.

Действие эпопеи развивается то в Петербурге, то в Москве, то в поместьях Лысые Горы и Отрадное. Военные события, о которых рассказывается в I томе, происходят за границей, в Австрии. События Отечественной войны (IIIи IV тома) происходят в России, причем место действия зависит от хода военных операций (Дрисский лагерь, Смо­ленск, Бородино, Москва, Красное и т.д.).

В «Войне и мире» отражается все многообразие рус­ской жизни начала XIXвека, ее исторические, социальные, бытовые и психологические особенности.

Главные действующие лица романа - Андрей Болкон­ский и Пьер Безухов - заметно выделяются среди героев русской литературы нравственной незаурядностью, интел­лектуальным богатством. По складу характера они резко различны, почти что полярно противоположны. Но в путях их идейных исканий есть общее.

Как и многие мыслящие люди в первые годы XIXвека, и не только в России, Пьер Безухов и Андрей Болконский заворожены комплексом «наполеонизма». Бонапарт, толь­ко что провозгласивший себя императором Франции, по инерции сохраняет ореол великого человека, расшатываю­щего устои старого феодально-монархического мира. Для русского государства Наполеон - потенциальный агрес­сор. Для правящей верхушки царской России он дерзкий плебей, выскочка, даже «Антихрист», как именует его Анна Павловна Шерер. А у молодого князя Болконского, как и у незаконного сына графа Безухова, полуинстинктивное тяготение к Наполеону - выражение духа оппозиции по отношению к обществу, к которому они принадлежат порождению. Потребуется долгий путь исканий и испытаний, прежде чем оба былых почитателя Наполеона ощутят свое единство с собственным народом, найдут себе место среди сражающихся на поле Бородина. Для Пьера потребуется и еще более долгий и трудный путь, прежде чем он станет деятелем тайного общества, одним из будущих декабрис­тов. С убеждением, что и его друг, князь Андрей, будь он жив, оказался бы на той же стороне.

Образ Наполеона в «Войне и мире» - одно из гени­альных художественных открытий Толстого. В романе им­ператор французов действует в тот период, когда он пре­вратился из буржуазного революционера в деспота и завоевателя. Дневниковые записи Толстого в период рабо­ты над «Войной и миром» показывают, что он следовал сознательному намерению - совлечь с Наполеона ореол ложного величия. Писатель был противником художест­венного преувеличения как в изображении добра, так и в изображении зла. И его Наполеон не Антихрист, не чудо­вище порока, в нем нет ничего демонического. Развенча­ние мнимого сверхчеловека совершается без нарушения житейской достоверности: император просто снят с пьедес­тала, показан в свой нормальный человеческий рост.

Образ русской нации, победоносно противостоящей наполеоновскому нашествию, дан автором с беспримерной в мировой литературе реалистической трезвостью, прони­цательностью, широтой. Причем широта эта - не в изо­бражении всех классов и слоев русского общества (Толстой сам писал, что и не стремился к этому), а в том, что картина этого общества включает множество типов, вариантов че­ловеческого поведения в условиях мира и условиях войны. В последних частях романа-эпопеи создается грандиозная картина народного сопротивления захватчику. В нем уча­ствуют и солдаты и офицеры, героически отдающие свою жизнь во имя победы, и рядовые жители Москвы, которые, несмотря на призывы Ростопчина, покидают столицу, и мужики Карп и Влас, не продающие сено неприятелю.

Но одновременно в «жадной толпе, стоящей у трона», идет обычная игра интриг. Толстовский принцип снятия ореола направлен против всех носителей неограниченной власти. Принцип этот выражен автором в формуле, навлекшей на него гневные нападки верноподданнической крити­ки: «Царь есть раб истории».

В романе-эпопее психологические характеристики от­дельных персонажей отличаются строгой определенностью нравственных оценок. Карьеристы, стяжатели, придвор­ные трутни, живущие призрачной, ненастоящей жизнью, в дни мира еще могут выходить на авансцену, вовлекать в орбиту своего влияния людей наивно-благородных (как князь Василий - Пьера), могут, как Анатоль Курагин, очаровывать и обманывать женщин. Но в дни всенародного испытания люди, подобные князю Василию, или офице­ры-карьеристы, подобные Бергу, стушевываются и неза­метно выбывают из круга действия: они не нужны повест­вователю, как не нужны России. Исключение составляет лишь повеса Долохов, чья холодная жестокость и безогляд­ная отвага оказываются кстати в экстремальных условиях партизанской борьбы.

Война сама по себе для писателя как была, так и есть «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Но в определенных исторических усло­виях война в защиту родной страны становится суровой необходимостью и может содействовать проявлению луч­ших человеческих качеств.

Так, невзрачный капитан Тушин своей храбростью решает исход крупного сражения; так, женственно-обая­тельная, щедрая душою Наташа Ростова совершает под­линно патриотическое дело, уговаривая родителей пожер­твовать имуществом семьи и спасти раненых.

Толстой первым в мировой литературе показал посред­ством художественного слова важность морального факто­ра в войне. Бородинское сражение стало победой русских потому, что на армию Наполеона впервые «была наложена рука сильнейшего духом противника». Сила Кутузова как полководца основана на умении чувствовать дух войска, поступать в согласии с ним. Именно чувство внутренней связи с народом, с солдатской массой определяет образ его действий.

С Кутузовым прямо связаны философско-исторические размышления Толстого. В его Кутузове раскрывается с полной ясностью и разум, и воля испытанного полковод­ца, который не поддается стихии, мудро учитывает и такие факторы, как терпение и время. Сила воли Кутузова, трезвость его ума проявляются особенно ярко в сцене совета в Филях, где он - наперекор всему генералитету - принимает ответственное решение оставить Москву.

С высоким новаторским искусством дан в эпопее образ войны. В разнообразных сценах военной жизни, в поступках и репликах персонажей раскрывается настро­ение солдатской массы, ее стойкость в боях, непримиримая ненависть к врагам и добродушно-снисходительное отно­шение к ним же, когда они повержены и взяты в плен. В военных эпизодах конкретизируется мысль автора: «Под­нимается новая, неведомая никому сила - народ, и наше­ствие гибнет».

Особое место в кругу действующих лиц эпопеи зани­мает Платон Каратаев. В наивно-восторженном воспри­ятии Пьера Безухова он - воплощение всего «русского, доброго и круглого»; деля с ним несчастья плена, Пьер по-новому приобщается к народной мудрости и народной доле. В Каратаеве как бы сконцентрированы свойства, выработанные в русском крестьянине веками крепостной зависимости, - выносливость, кротость, пассивная покор­ность судьбе, любовь ко всем людям - и ни к кому в особенности. Однако армия, состоящая из таких Платонов, не могла бы победить Наполеона. Образ Каратаева в из­вестной мере условен, отчасти соткан из мотивов пословиц и былин.

«Война и мир», итог долголетней исследовательской работы Толстого над историческими источниками, пред­ставляла собой в то же время и отклик художника-мысли­теля на те наболевшие проблемы, которые ставила перед ним современность. Социальные противоречия России того времени затрагиваются автором лишь мимоходом и косвенно. Но эпизод крестьянского бунта в Богучарово, картины народных волнений в Москве накануне прихода туда французов говорят о классовых антагонизмах. И впол­не естественно, что действие завершается (не «развязыва­ется») вместе с развязкой главного сюжетного конфлик­та - поражением Наполеона. Развертывающиеся в эпилоге резкий политический спор Пьера Безухова с его шурином Николаем Ростовым, сновидение-пророчество юного Николеньки Болконского, желающего быть достойным памяти отца, - все это напоминает о новых потрясениях, которые суждено пережить русскому обществу.

Философский смысл эпопеи не замыкается рамками России. Противоположность войны и мира - это одна из центральных проблем всей истории человечества. «Мир» для Толстого понятие многозначное: не только отсутствие войны, но и отсутствие вражды между людьми и народами, согласие, содружество - та норма бытия, к которой надо стремиться.

В системе образов «Войны и мира» преломляется мысль, гораздо позже сформулированная Толстым в днев­нике: «Жизнь - тем более жизнь, чем теснее ее связь с жизнью других, с общей жизнью. Вот эта-то связь и уста­навливается искусством в самом широком его смысле». В этом - та особая, глубоко гуманистическая природа толс­товского искусства, которая отозвалась в душах основных героев «Войны и мира» и обусловила притягательную силу романа для читателей многих стран и поколений.

Главной в сегодняшнем чтении Толстого остается его волшебная сила, о которой он писал в письме в 1865 году: «Цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчис­ленных, никогда не истощимых ее проявлениях. Ежели бы мне сказали, что я могу написать роман, которым я неос­поримо установлю кажущее мне верным воззрение на все социальные вопросы, я бы не посвятил и двух часов труда на такой роман, но ежели бы мне сказали, что то, что я напишу, будут читать теперешние дети лет через 20 и будут над ним плакать и смеяться и полюблять жизнь, я бы посвятил ему всю свою жизнь и все свои силы».

Мы начинаем цикл статей, посвященных роману «Война и мир». Роман большой, сложный, замечательный, великий. Мы решили, что надо обязательно о нем рассказать, ведь культура нашей страны, культура каждого человека без знания романа просто немыслима.

Необходимое нелирическое отступление

Я знаю из собственного опыта, что роман не читают школьники. Одного взгляда на тома хватает, чтобы навсегда в ужасе отшатнуться и забыть о существовании этой книги.

И совершенно зря!

Прочитайте хотя бы 20 страниц, и вы погрузитесь в удивительную атмосферу России XIXвека, мир автора и героев, почувствуете «великую правду романа». Я прочитала роман в вашем возрасте, сначала по заданию, а потом еще и еще возвращалась к страницам, у меня появились любимые герои и эпизоды (конечно, про любовь!), правда, честно должна сказать, что эпилог про философию истории пробежала глазами, не особо вчитываясь.

И потом, представьте, вы кому-нибудь из сверстников говорите: «Да, я читал роман, и мне не нравится философия Толстого». Это круто!

История замысла

Толстого интересовала история декабристов (вы ведь знаете, кто они?). Действительно, почему благополучные, богатые дворяне вышли на Сенатскую площадь в совершенно безнадежном поступке, на что рассчитывали? Они ведь знали, что могут лишиться всего. Откуда эта доблесть и честь?

Толстой стал размышлять об этом, и пришел к Отечественной войне 1812 года как источнику невероятного подъема всего русского народа, мыслей о свободе, равенстве, добре. Но как рассказать о победе армии, не показав ее поражений? И тогда роман еще «сместился» к самому началу девятнадцатого века, к австрийской кампании, оброс героями, эпизодами, «разветвился», расширился, охватывая все больше и больше материала.

Конечная цель – декабристы — ушла на второй роман, вместо нее появилась цель создать в слове роман-эпопею – широкую картину жизни России в период Отечественной войны 1812.

Композиция романа

Роман – такая большая стройная система, только на первый взгляд кажущаяся хаотичной. Он построен кругами. Первый принцип – хронологический: день за днем текут события, год за годом. Действие происходит одновременно в разных кругах общества: круг петербургского дворянства, московского дворянства, армия: солдаты и полководцы, сражения (крупно показаны Шенграбенское, Аустерлицкое, Бородинское сражения), круг размышлений писателя о философии истории и роли личности в ходе событий и так дальше.

Жанр романа

Роман «Война и мир» — роман-эпопея.

Что такое эпопея? Это произведение большого размера, в котором рассказывается о судьбе героев и страны в ходе переломных событий в истории. В «Войне и мире» центральное событие, через которое проходят все герои романа и к которому стягиваются множество сюжетных линий, — Отечественная война 1812 года. В романе-эпопее большое количество сюжетных линий и огромное количество действующих лиц (в произведении их более 550). Некоторые из них встречаются один раз (доктор в палатке раненых при Бородино), другие проходят почти через весь роман (Пьер Безухов, Кутузов, Наполеон, князь Андрей, Николай Ростов).

Проблематика романа

Проблематика – совокупность проблеем в произведении. В «Войне и мире» их много. Рассматривая роман, мы и будем двигаться вслед за проблемами.

  • Проблема роли народа и личности в истории страны.
  • Проблема нравственных исканий человека.
  • Проблема семьи и семейных отношений («Мысль семейная», как говорил Толстой).
  • Истинное и ложное в романе (истинный и ложный патриотизм, истинный и ложный героизм).
  • Кого можно назвать героем истории, великой личностью?
  • Проблема войны.

Это, конечно, не все проблемы, но основные. На этом мы, пожалуй, закончим. Продолжение читайте в следующей статье цикла. До новых встреч!