Вы учитель ответственный за подготовку к проведению. Решение профессиональной задачи. "Проведение предметной недели, обеспечивающей взаимодействие учителей различных предметов.". По результатам диагностической работы тестируемый учитель может получить оди

Взаимодействие в системе «учитель – класс» в ходе интегрированного урока.

(Педагогические чтения)

Идея интеграции стала в последнее время предметом теоретических и практических исследований в связи с начавшимися процессами дифференциации в обучении.

Методической основой интегрированного подхода к обучению является формирование знаний об окружающем мире и его закономерностях в целом, а также установление внутрипредметных связей в усвоении основ наук. В этой связи интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекают знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов. Не случайно, поэтому интегрированные уроки называют ещё метапредметными.

Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области. Проблема интеграции обучения и воспитания в школе важна и современна как для теории, так и для практики. Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе и обусловлена изменениями в сфере науки и производства.

Современная система образования направлена на формирование высоко образованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции.

Интегрированные уроки способствуют формированию целостной картины мира у детей пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире целом. Интегрированный урок требует от учителя тщательной подготовки, профессионального мастерства и одухотворённости личностного общения, когда дети положительно воспринимают учителя (уважают, любят, понимают), а учитель расположен к детям (вежлив, ласков, внимателен). Педагог больше даст детям, если откроется им как личность многогранная и увлечённая.

Эффективность учебного процесса во многом определяется умением учителя организовывать педагогическое общение с учениками. Важной функцией такого общения на интегрированном уроке является установление взаимодействия учеников и учителя друг с другом, в ходе которого реализуется задача усвоения новых знаний. Таким образом, процесс обучения предполагает взаимодействие (учитель – ученики и ученики друг с другом), под котором понимается, прежде всего, их совместная деятельность.

В условиях совместной творческой деятельности учителя и учеников, между ними должны складываться отношения партнёрства, которое проявляется во взаимосвязи обучающего и обучаемых, в согласованности их речевых поступков.

Именно такое сотрудничество имел в виду профессор психологии С.Л. Рубинштейн, когда писал: «… учение мыслится как совместное исследование … совместное прохождение того пути открытия и исследования, которое к нему приводит».

Целью взаимодействия является создание системы возможностей для эффективного личностного саморазвития ученика.

Говоря о педагогическом, учебном сотрудничестве, следует иметь в виду наличие трёх основных факторов взаимодействия.

Взаимодействия учителя и ученика

Взаимодействие учеников друг с другом в совместной учебной деятельности

Взаимодействие учителей в системе интегрированных уроков.

При взаимодействии учителя с учениками, деятельность учителя представляет собой многообразие педагогических воздействий на учеников.

Что касается ученика, то благодаря благоприятным межличностным отношениям, он не испытывает страха, чувствует себя раскованно и свободно.

Взаимодействие учителя с обучающимися на уроке – процесс двусторонний. Он протекает гармонично, когда поставлены реальные цели, чётко сформулированы задания, выбрана оптимальная форма организации деятельности для достижения поставленных задач. Учитель всегда помнит, что в центре обучения должен находиться ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания.

Поскольку взаимодействие невозможно без общения личностей, то коллектив, а не только личность, рассматривается в качестве субъекта совместной деятельности. Вот почему учителю необходимо владеть следующими умениями: объединять школьников и управлять их взаимодействием; организовывать коллективную, парную и групповые формы работы, коллективные мероприятия.

Групповая форма учебной деятельности очень эффективна. Она воспитывает чувство коллективизма, ответственности за порученное дело, развивается логическое мышление, способность совершенствоваться в создавшейся ситуации. Групповая форма работы учит самостоятельности, способствует решению главных учебных задач, развивает творческие начала личности.

Интегрированные уроки обеспечивают систему в организации предметного обучения. Они побуждают учителя к самообразованию, творчеству и взаимодействию с другими учителями предметниками.

Обучение иностранному языку в интегрированном составе ориентировано на разностороннее развитие обучающихся, их общее образование и воспитание (что достигается за счёт объединения воспитательных, образовательных и развивающих возможностей разных предметов); помогает формировать у обучающихся более целостную картину мира, а которой сам иностранный язык является средством познания и общения.

Высокая эффективность обучения иноязычной деятельности в начальной школе, достигается в том случае, если организовать это обучение в интеграции с другими вилами деятельности, такими как рисование, аппликации, музыка, что способствует формированию всесторонней личности школьника.

В среднем звене в форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов. Например, это уроки иностранный язык + география, иностранный язык + информатика, иностранный язык + литература, где обучающиеся получат достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором они живут, существовании мира художественной культуры.

Подводя итоги вышесказанного можно сказать, что взаимодействие на интегрированных уроках – это согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы или задачи. Взаимодействие является одним из основных способов активизации саморазвития и самоактуализации ребёнка. Его дополнительный эффект – межиндивидуальное влияние, базирующееся на взаимопонимании и самооценке, Создавая на интегрированном уроке среду взаимодействия, мы можем добиться высокого уровня развития класса и каждого ученика в отдельности.

Задача 8.

Вы учитель- ответственный за подготовку к проведению предметной недели для обучающихся основной школы. Предложите варианты взаимодействия учителей разных предметов, которые помогут учащимся осознать взаимосвязь предметных знаний и раскроют ценностный аспект и творческий потенциал предметов.

Руководителю школьного методического объединения учителей математики, физики и информатики необходимо составить план мероприятий для предметной недели. Целью предметной недели является не только усилить мотивацию к изучению отдельно взятого предмета, но и показать связь между предметами данного цикла.

Для поиска решения данной задачи необходимо ответить на следующие вопросы:

Вопрос, на который необходимо найти ответы для поиска решения задачи

Конкретные действия по поиску решения на данный вопрос

Какие формы мероприятий проводятся на предметных неделях?

Просмотр литературы, поисковых систем по различным типам нестандартных уроков, классных часов, предметных игр, форм внеурочной деятельности

Какие предметы цикла требуют большей мотивации?

Беседа с учителями предметниками, обучающимся, о различных трудностях при восприятии данного предмета. А также требования к предмету и форме изложения материала

Какие из ранее изученных форм мероприятий для предметной недели помогут повысить интерес к предмету?

В соответствии с методикой преподавания предмета выбрать более приемлемые

Какие предметы учителя цикла готовы объединить в одном мероприятии?

Изучить степень готовности учителей к бинарным мероприятиям в частной беседе, либо на заседании ШМО

В каких классах необходимо усилить межпредметную связь?

Определить параллели с неустойчивой мотивацией к выбранным для объединения предметам

Какие темы можно использовать из выбранных предметов для мероприятия в данной параллели?

Просмотр рабочих программ по выбранным для объединения предметам совместно с учителями данного цикла

Как распределить подготовку мероприятий среди учителей?

На заседании ШМО утверждается план предметной недели и распределяются обязанности по подготовке мероприятий

Источник информации

Метод работы с этой информацией

Формы мероприятий для проведения предметных недель (нестандартные уроки, классные часы, предметные игры, конкурсы и т.д.)

Методическая литература, интернет-ресурсы, обмен опытом с коллегами

Чтение, конспектирование идей, группировка разных форм

Повышение мотивации к предметам данного цикла. Трудности преподавания предмета, и восприятия материала по предмету в разных параллелях

Личная беседа с учителями-предметниками, учениками разных параллелей, анкетирование.

Просмотр литературы по методике преподавания данных предметов. Требования к полученным знаниям и умениям.

Обработка анкет, выявление западающих моментов, требующих повышения интереса к предметам

Опыт комбинирования предметов в различных мероприятиях

Интернет источники, собственный опыт учителей

Выявление положительных и отрицательных аспектов комбинированных мероприятий

Выбор параллели для совместного мероприятия (рассмотрение тем для заданий по совмещаемым предметам)

Рабочие программы по предметам данного цикла

Выбор возможных тем для заданий мероприятия

В результате решения задачи было предложено провести физико-математическую игру в 7 классе.

Мероприятие: «Крестики-нолики»

Предмет: математика, физика

Класс: 7

Цель : повышение интереса к изучению математики и физики, развитие творческой активности, познавательных способностей, закрепление знаний и умений по пройденным темам.

Правила игры :

В игре участвуют 2 команды: «крестики» и «нолики» (кто есть кто, определяется жеребьёвкой), каждая команда заранее выбирает капитана;

на доске (или на слайде) - игровое поле, в клетках которого записаны названия 9 конкурсов;

команда «крестиков» имеет право выбрать первый конкурс;

ведущий объясняет суть конкурса, выигрывает его та команда, которая быстрее справилась с заданием. Эта команда получает право поставить свой знак («крестик» или «нолик») в соответствующую клетку игрового поля и выбрать следующий конкурс.

В игре побеждает та команда, которой удалось поставить в ряд три своих знака или, если это не удалось ни одной команде, то побеждает команда, чьих знаков на поле больше на момент окончания игры.

Игровое поле

Расшифровка конкурсов:

Мистер Х

Расставить по порядку номера фотографий ученых про которых идет речь.

Блез Паскаль

Ему всю жизнь не везло. В детстве необъяснимый недуг едва не оборвал его жизнь. Судьба пощадила его, но ненадолго. В юности внезапный паралич сделал его калекой - ноги отказывались служить, он едва мог передвигаться. Преодолевая физические страдания, он трудился с упорством, с упоением, свойственными лишь гениальному мыслителю.

В 16 лет Блез Паскаль стал не менее известным математиком, чем такие его современники, как Ферма и Декарт. В 18 лет он изобрел счетную машину - предшественницу арифмометра и прабабушку ЭВМ. Пришло время, когда он вторгся в ту область познания, в которой потерпел неудачу великий Галилей. Он начал с несоответствия между величинами массы налитой в сосуд воды с силой, с которой эта масса давит на дно. Желая получить наглядное доказательство "гидростатического парадокса", Паскаль выполняет опыт, получивший название " бочки Паскаля ". В результате бесчисленных опытов он приходит к открытию закона, получившего его имя. "Давление, приложенное к поверхности жидкости, передается каждой ее частице без изменения своей первоначальной величины". Впоследствии, уже опираясь на открытый им закон, Паскаль получает следствие: "Если полный сосуд, закрытый со всех сторон, имеет два отверстия, одно из которых в 100 раз больше другого, то, помещая в каждое отверстие поршень, соответствующий этому отверстию, человек, нажимающий на малый поршень, будет создавать усилие, равное усилию 100 человек, нажимающих на поршень, по площади в 100 раз большей."

Исаак Ньютон - талантливый английский физик, известный математик, знаменитый астроном и гений в механике, один из легендарных создателей базовой, классической физики, почётный член, а затем и президент Лондонского королевского общества. ....

  • Именно Ньютон разложил радугу на семь цветов. Причём изначально он упустил из вида оранжевый и синий, но затем сравнял количество оттенков с количеством основных тонов в музыкальной гамме.
  • Великий учёный не боялся экспериментировать на самом себе. Доказывая, что человек видит окружающий мир в результате давления на сетчатку глаза света, Ньютон тонким зондом надавил себе на дно глазного яблока, чуть не лишившись при этом глаза. К счастью, глаз остался невредимым, а разноцветные круги, который увидел при этом физик, доказали выдвинутую им гипотезу.

Школьные учебники, где рассказывается о научных трудах великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765), пишут о его удивительной судьбе: сын простого крестьянина стал академиком только потому, что изо всех сил тянулся к знаниям!..Ломоносов, Михаил Васильевич – русский химик и физик, энциклопедист, первый отечественный ученый-естествоиспытатель, труды которого стали известны всему миру. Приборостроитель, астроном, геолог, металлург, писатель и поэт, историк, художник. Профессор химии, действительный член Академии наук и художеств.

Устами младенца

Я загадала некоторое математическое понятие. Даю вам подсказки. Побеждает команда, угадавшая его с наименьшим количеством подсказок.

Подсказки

меньше 1

бывает в счёте футбольного матча

не является натуральным числом

никогда не стоит первым в записи целых чисел

особое правило при делении (ноль)

Два предмета

Геометрическая задача

На стороне AD треугольника ACD отмечена точка В так, что AB=BC=BD, а на стороне АС – точка Е так, что прямые ВЕ и CD параллельны. В каком отношении ВЕ делит сторону АС? (Ответ 1:1)

Гильберт

Знаменитого немецкого математика Давида Гильберта спросили об одном его бывшем ученике.

Ах, этот-то?- вспомнил Гильберт.- Он стал поэтом. Для математики у него было слишком мало...(?)

Чего было мало у этого ученика? Чтобы ответить на этот вопрос, вы должны будете выполнить действия, ответы записать в строчку и, не обращая внимания на запятые, расшифровать ответ, воспользовавшись «ключом».

1. (-15+13,5)∙ 2+4,55=

2. -(3,24-2,14)-(-5,6+1,8)=

3. (5,5-2,25)∙ 4-9,96=

4. (70-100)(-30)+86=

КЛЮЧ: 1-в; 2-б; 3-а; 4-е; 5-о; 6-я; 7-р; 8-н; 9-н;0-к.

(ответ: 1,55 2,7 3,04 986-воображения)

Кто быстрее.

Практическая работа: собрать электрическую сеть. Выигрывает тот у кого первого загорается лампочка.

Найди ошибку

Найти ошибку физических законов в показанном фрагменте мультфильма.

Блиц

Каждая команда должна быстро ответить на 3 вопроса. Побеждает та команда, которая даст больше правильных ответов за отведённое время. Если равное количество, то задаётся дополнительный вопрос и побеждает команда давшая ответ раньше.

Вопросы 1 команде:

  1. К однозначному числу приписали такое же число. Во сколько раз увеличилось число? (в 11)
  2. Отца одного гражданина зовут Николай Петрович, а сына этого гражданина зовут Алексей Владимирович. Как зовут гражданина? (Владимир Николаевич).
  3. Существует ли простое число, являющееся чётным? (да,2)

Вопросы 2 команде:

  1. Во сколько раз длина километра больше длины миллиметра? (в миллион)
  2. Деревянный окрашенный куб с ребром 3см распилили на кубические сантиметры. Сколько среди них кубиков, окрашенных с трёх сторон? (8, они расположены по углам куба:4 сверху и 4 снизу)
  3. Стоимость книги 25 руб и ещё половина стоимости. Сколько стоит книга? (50руб)

Дополнительные вопросы:

  1. Одна треть от трёх вторых некоторого числа равна 50. Какое это число? (100)
  2. Во сколько раз лестница на 7 этаж длиннее лестницы на 2 этаж? (в 3 раза)

Секретное послание

Необходимо быстро и правильно расшифровать высказывание, используя «ключ»

2.1 1.1 2.5 1.3 2.1 1.1 2.5 1.4 1.5 1.1-

3.2 1.1 2.3 1.4 3.2 1.1

1.2 2.4 1.3 3.3

2.2 1.1 3.1 1.5

ключ:

(математика-царица всех наук)

Подведение итогов.

Предложенное решение о проведении мероприятия именно в 7 классе выбрано не случайно, так как с предметом «физика» дети сталкиваются впервые именно в этой параллели. На данном учебном этапе они имеют уже определенный багаж математических знаний, который им необходимо будет в дальнейшем использовать в предмете «физика». Также, из опыта учителей физики было выяснено, что не раз, именно недостаточные математические навыки подводили обучающихся при решении физических задач. Поэтому, в заданиях математического цикла использованы физические формулы, а в теоретическом материале подчеркнута прямая связь этих наук. Кроме того, именно использование физических формул и законов в настоящее время включено в модуль «Реальная математика» ОГЭ.

Предложенное решение можно также использовать для объединения таких предметов данного цикла как информатика и математика, физика и информатика.

В рамках предметной недели таких мероприятий может быть не одно. Из моего опыта, на данной предметной неделе, кроме этого мероприятия, было еще и другое по объединенным предметам физика и информатика.

Действия учителя, совершаемые в процессе решения задачи

Этические нормы и/или права, нарушение которых предотвращает предложенное действие

Беседа с учителями-предметниками и детьми по выявлению трудностей в преподавании предмета и его усвоении, а также анкетирование

Не должны быть включены вопросы личного характера как по методике преподавания предмета данного учителя, так и на усвоение предмета конкретным учеником.

Подготовка совместного мероприятия

Доли использования каждого объединенного предмета в мероприятии должны быть равными. Не должно быть выделено превосходство одного предмета над другим.

Я считаю, что мероприятия данного вида объединяют в одно целое учебный процесс. Позволяют не делить предметы на важные и неважные. А также, способствует и обмену опытом между учителями, выдвижению единых требований, хотя бы к предметам данного цикла, что способствует улучшению качества преподавания предметов.


Как было показано в п.п. 1.1., 1.2., общение играет важную роль в учебно-воспитательном процессе. Используя общение, изменяя его содержание, тон, стиль, варьируя соотношение функций, можно изменять настроение ученика, его отношение к предметам и явлениям, обогащать его знания, развивать мышление, изменять предметную и духовную деятельность. Тем самым можно целенаправленно развивать определенные черты характера, качества личности.

Успех использования в обучении и воспитании этого инструмента зависит от выполнения определенных требований (условий). В самом общем виде они сформулированы А.А. Бодалевым:

1) общение становится педагогически эффективным, если оно осуществляется в соответствии с единым гуманистическим принципом во всех сферах жизни воспитанника - в семье, в школе, во внешкольных учреждениях и др.;

2) если общение сопровождается воспитанием отношения к человеку как высшей ценности;

3) если обеспечивается усвоение необходимых психолого-педагогических знаний, умений и навыков познания других людей и обращения с ними.

А.В. Мудрик обращает внимание учителей на необходимость подготовки школьников к общению. По мнению ученого, в содержание подготовки следует включить доступные знания теоретического характера и выработку умений общения. Для этого следует проводить беседы на такие темы, как, например: «Я, мы, они», «Как вести себя в...», «Определение себя в мире», «Человек среди людей» и др. Каждый учитель независимо от того, какой предмет он преподает в школе, должен заботиться о развитии свободного владения речью учащимися. С этой целью нужно проводить дискуссии, обсуждения, ролевые игры, а для усвоения стандартных приемов общения - собрания с их организационными правилами-ритуалами. Важно также вырабатывать умения различать виды общения (ролевое, партнерское, в группе и др.), чувствовать меру доверительности, определять характер отношения собеседника, его состояние и т.д. От всего этого зависит успешность общения, сила его воспитательного воздействия.

Исследователи отмечают следующие общие черты успешного общения с учащимися, характерные для мастеров педагогического труда:

Личностная открытость детям, способность дать понять ученикам, что учитель не столько учитель, сколько человек;

Умение организовать общение «от ученика»: от его мыслей, чаяний, настроения;

Умение поставить себя на место ребенка, познать его вообще и в данной ситуации;

Принятие воспитанника как полноправного партнера по общению, как человека, равного по социально-психологическим параметрам;

Терпение, чуткость, способность к сопереживанию, искренняя заинтересованность в судьбе воспитанника;

Широта познаний, разнообразие интересов и умение их использовать в общении с воспитанниками;

Умение внушить воспитаннику сознание его значительности.

А.В. Кан-Калик выделил до десятка различных отрицательных моделей общения педагогов с учащимися, в частности такие, как общение-дистанция, общение-устрашение, общение-заигрывание. Понимание их сути поможет воспитателю избежать весьма распространенных ошибок.

Интересна в этом плане характеристика людей, ориентирующихся на неравные отношения в общении, данная в Э. Шострома «Анти-Корнеги, или Человек-манипулятор». Не будем ее рассматривать, обратим лишь внимание на то, каковы некоторые причины сознательного или чаще неосознанного установления таких отношений: знание причин помогает в преодолении их следствий.

Во-первых, это то, что человек никогда не уверен в себе полностью, учитель - в том числе. Он знает, что успех его деятельности зависит и от деятельности учеников. Поэтому он старается добиться, чтобы ученики делали то и так, как он считает правильным. Заинтересовать всех и всегда невозможно. Отсюда - устрашение.

Во-вторых, человек хочет, чтобы все его любили, чтобы не было людей, которые плохо к нему относятся (из тех, во всяком случае, с кем ему постоянно приходится общаться). Для учителя это прямо связано с его профессиональными качествами. Добиться признания, одобрения своих учеников - важная задача для любого учителя, даже если он это и скрывает. Гипертрофирование этого требования к себе или желания быть таким порождает заигрывание с учениками.

В-третьих, человек не доверят другим людям, особенно в условиях так называемых рыночных общественных отношений. Он боится полной откровенности и даже просто откровенности в отношениях с людьми и учениками в том числе. Это заставляет его выдерживать дистанцию в общении.

В-четвертых, человек не может изменить все в своих интересах, Учитель, тем более, не может создать себе и детям желаемые условия для жизни, общения. Понимание этого может вызывать неуверенность и даже отчаяние, а следствием могут быть самые разнообразные способы ухода от гуманистического решения проблем - и официальность в общении, и установление дистанции, и демонстрирование безразличия, и заигрывание, и устрашение.

Н.Е. Щуркова формулирует следующие общие правила плодотворного общения:

Формирование чувства Мы с воспитанниками;

Установление личностного контакта с детьми;

Демонстрация им собственной расположенности;

Показ ярких целей совместной деятельности;

Подчеркивание положительного в поведении и характер воспитанника;

Постоянное проявление интереса к своим ученикам;

Оказание и просьба помощи.

Обратимся, наконец, к правилам общения, сформулированным еще в 30-е гг. XX в. американским психотерапевтом и бизнесменом Дейлом Карнеги. Они и сейчас представляют исторический интерес и не только для бизнесменов, но и для воспитателей. Вот некоторые из этих правил (в сокращенном виде), сформулированные на основе учета того, что ждет собеседник от партнера:

1) искренне интересуйтесь собеседником;

2) улыбайтесь, будьте рады общению и не скрывайте этого;

3) обращайтесь к собеседнику по имени;

4) умейте слушать, поощряйте собеседника говорить о себе;

5) говорите о том, что интересует собеседника;

6) искренне внушайте собеседнику сознание его значимости;

7) хвалите за малейший успех;

8) уважайте мнение собеседника; соглашайтесь, становитесь на его точку зрения; пусть собеседник думает, что ваша (эта) мысль принадлежит ему.

Таким образом, в этих рекомендациях, как и в других, выше описанных, хорошо заметно главное условие успеха педагогического общения: общение должно быть деятельностью учителя и ученика (собеседник должен говорить о себе, разговор должен быть об интересующем собеседника, в общении утверждается значимость собеседника и т.д.).

Стили и модели педагогического общения

Известно, что каждому человеку присущ свой, целостный стиль общения, который накладывает характерный отпечаток на его поведение и общение в любых ситуациях. Этот стиль, отмечают исследователи, не может быть выведен только из каких-либо индивидуальных особенностей и личностных черт людей. Он отражает именно особенности общения человека, характеризующие его общий подход к построению взаимодействия с другими людьми, определяет его поведение.

Проблема стилей общения получила значительное отражение в педагогической литературе (В.А. Кан-Калик, А.К. Маркова, Л.М. Митина и др.). Анализ данных источников дает возможность определить стиль общения, являющийся обязательным компонентом структуры общения, следующим образом - стиль общение есть индивидуально-психологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающегося .

Л.М. Митина говорит о том, что искусство общения учителя проявляется прежде всего в том, как он находит контакты и нужный тон общения с учащимися в тех или иных ситуациях школьной жизни.

Исследования показывают, что стиль общения учителя серьезно влияет на климат в коллективе, на то, как часто возникают и разрешаются конфликты в среде ребят, а также между учителем и учениками. От стиля во многом зависит эмоциональное самочувствие учеников, психологический климат коллектива.

В стиле общения находят выражение:

Особенности коммуникативных возможностей педагога;

Сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников;

Творческая индивидуальность педагога;

Особенности ученического коллектива.

В.А. Кан-Калик выделяет следующие стили педагогического общения:

Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью;

Общение на основе дружеского расположения;

Общение дистанция;

Общение устрашение;

Общение-заигрывание.

Самым плодотворным, по мнению В.А. Кан-Калика, является общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. В основе этого стиля - единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Увлеченность совместным с учащимися творческим поиском - результат не только коммуникативной деятельности учителя, но в большей степени его отношения к педагогической деятельности в целом.

Продуктивным является и стиль педагогического общения на основе дружеского расположения. Такой стиль общения можно рассматривать как предпосылку успешной совместной учебно-воспитательной деятельности. Дружеское расположение - важнейший регулятор делового педагогического общения. Это стимулятор развития и плодотворности взаимоотношений педагога с учащимися. Но необходимо отметить, что дружественность, как и любое эмоциональное построение и педагогическая установка должна иметь меру. В связи с этим В.А. Кан-Калик обращает внимание на такую ситуацию: зачастую молодые педагоги превращают дружественность в панибратские отношения с учащимися, что отрицательно сказывается на всем ходе учебно-воспитательного процесса. Дружественность должна быть педагогически целесообразной.

Распространенным является общение-дистанция. Этот стиль общения используют как опытные педагоги, так и начинающие. Суть его заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся в качестве ограничителя выступает дистанция. Но превращение «дистанционного показателя» в доминанту педагогического общения резко снижает творческий уровень совместной работы педагога и учащегося. Это зачастую ведет к утверждению авторитарного принципа в системе взаимоотношений педагога с детьми, который, в конечном счете, отрицательно сказывается на результатах деятельности. «Хотя дистанция и должна существовать, она даже необходима. Но она должна вытекать из общей логики отношений ученика и педагога, а не диктоваться учителем как основа взаимоотношений», - отмечает В.А. Кан-Калик.(13, с.98)

Общение-дистанция является переходным этапом к такой негативной форме общения, как общение-устрашение. Этот стиль общения исследователи связывают в основном с неумением организовывать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью. К нему иногда обращаются начинающие учителя. Продуктивное общение сформировать достаточно трудно, а молодые преподаватели нередко идут по линии наименьшего сопротивления, избирая общение-устрашение или дистанцию в крайнем ее проявлении.

Не менее отрицательную роль в работе с детьми играет и общение-заигрывание. Этот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики. Появление этого стиля общения вызвано, с одной стороны, стремлением учителя быстро установить контакт с детьми, желанием понравиться классу, а с другой стороны - отсутствием необходимой общепедагогической и коммуникативной культуры, умений и навыков педагогического общения.

Обратимся к еще одному подходу к различению стиля в педагогической деятельности. Этот подход изложен в работах Л.М. Митиной и А.К. Марковой. В основу различения стиля в труде учителя ими были положены следующие основания:

Динамические характеристики стиля (гибкость, устойчивость, переключаемость и др.);

Результативность (уровень знаний и навыков учения у школьников, а также интерес учащихся к предмету).

Отметим, что данные основания выделены в работах А.К. Марковой, чья разработка описываемой классификации была осуществлена в сотрудничестве с А.Я. Никоновой. В соответствии с данной классификации выделяются нижеследующие стили педагогического общения.

Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС). Учителя с данным стилем руководства отличает преимущественная ориентация на процесс обучения, недостаточно адекватное планирование учебно-воспитательного процесса (отбор наиболее интересного учебного материала, в то время как менее интересный, хотя иногда и достаточно важный материал оставлен для самостоятельной работы учащихся). Деятельность учителя ЭИС отличает высокая оперативность, использование большого арсенала методов обучения.

Эмоционально-методический стиль (ЭМС). Для учителя с этим стилем руководства характерны ориентация на процесс и результат обучения, некоторое преобладание интуитивности над рефлексивностью, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, высокая оперативность.

Рассуждающе-импровизационный стиль (РИС). Для учителя РИС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, оперативность, сочетание интуитивности и рефлексивности. По сравнению с учителями эмоциональных стилей такой учитель проявляет меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения.

Рассуждающе-методический стиль (РМС). Ориентируясь преимущественно на результаты обучения и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, учитель РМС проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности.

На уровне динамических характеристик, отмечает Л.М.Митина, учителей эмоциональных стилей отличает повышенная чувствительность, гибкость, импульсивность. Учителя рассуждающих стилей отличаются от эмоциональных учителей сниженной чувствительностью, для них характерны осторожность, традиционность. Касаясь вопроса о результативности педагогической деятельности, ученые указывают на то, что ни импровизационность, ни методичность не являются предпочтительными сами по себе.

На наш взгляд наиболее эффективными являются индивидуальные стили, объединяющие методичность с эмоциональностью, а импровизационность с рассудительностью, то есть своего рода, промежуточные стили.

К понятию «стиль педагогического общения» близко понятие «стиль руководства», которое определяется как «стабильно проявляющиеся особенности взаимодействия руководителя с коллективом, формирующиеся под влиянием как объективных, так и субъективных условий управления, так и индивидуально-психологических особенностей личности руководителя».

Я.А. Коломинский и Е.И. Панько отмечают, что в психолого-педагогической литературе обычно выделяют демократический и авторитарный стили руководства, которым можно дать следующую характеристику применительно к педагогическому процессу.

Для демократического стиля характерен широкий контакт с воспитанниками, проявление доверия и уважения к детям, разъяснение вводимых правил поведения, требований, оценок. Личностный подход к детям у таких педагогов преобладает над деловым; для них типично стремление дать исчерпывающие ответы на детские вопросы, учесть индивидуальные особенности воспитуемых, отсутствие предпочтений одних детей над другими, стереотипность в оценках детей и их поведения.

Педагоги с авторитарным стилем руководства, напротив, проявляют ярко выраженные субъективные установки, избирательность по отношению к детям, им присуща стереотипность и бедность оценок. Их руководство детьми характеризуется жесткой регламентированностью. Основные формы взаимодействия - приказ, указания, инструкции, выговор. Они значительно чаще используют запреты и ограничения в отношении детей. В работе преобладает деловой подход, водимые требования и правила вообще не разъясняются или разъясняются редко.

Некоторыми исследователями выделяется также и либеральный стиль. Он характеризуется как анархический, попустительский. Учитель старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активности, вопросы рассматривает формально, легко подчиняется другим, подчас противоречивым влияниям, фактически самоустраняется от ответственности за происходящее.

Близкой к описанному варианту классификации стилей педагогического руководства является точка зрения Л.М. Митиной и Н.Н. Обозова, согласно которым можно говорить о следующих стилях руководства (педагогического общения):

Директивный стиль (авторитарный согласно традиционной классификации, или императивный, как его определяет С.А. Беличева: жесткое единоначалие в принятии руководителем (педагогом) всевозможных решений, касающихся группы (класса), а также слабый интерес к ребенку как к личности;

Коллегиальный (демократический): учитель стремится к выработке коллективных решений, демонстрируя при этом интерес к неформальному аспекту отношений;

Либеральный стиль.

В общении с детьми авторитарный, императивный стиль не просто «нежелателен», а недопустим - таково мнение психологов. При этом А.А. Бодалев отмечает, что стиль руководства учителя в значительной степени влияет на эмоциональное состояние детей. Согласно данным его работы, состояние спокойного удовлетворения и радости относительно чаще возникает у учащихся из тех классных коллективов, во главе которых стоит воспитатель, придерживающийся демократических принципов в своем общении со школьниками. И, напротив, состояние подавленности чаще наблюдается в тех случаях, когда учитель - личность авторитарного склада, а переживания гнева и злости у учащихся чаще отмечаются при условии непоследовательности учителя в отношениях с ними.

Отметим при этом также, что положительно эмоциональное, комфортное общение создает условия для творческой совместной деятельности, появления особой социальной установки на другого человека; в состоянии комфортного общения две личности - учитель и ученик - начинают образовывать некое общее эмоционально-психологическое пространство, в котором разворачивается творческий процесс приобщения ученика к человеческой культуре, процесс разностороннего познания окружающей его социальной действительности и самого себя, то есть разворачивается процесс социализации личности.

Устойчиво-положительный тип, характеризующийся стабильным эмоционально-положительным отношением к детям, заботой о них, помощью при затруднениях, деловой реакцией на недостатки в учебной работе и поведении, спокойным и ровным тоном в обращении с детьми;

Пассивно-положительный тип, характеризующийся нечетко выраженной эмоционально-положительной установкой в отношении к детям; сухость обращения и официальный тон являются в основном результатом педагогической установки; многие учителя этой группы считают, что только они могут обеспечить успех в обучении и воспитании учащихся.

Кроме обозначенных типов отношения педагогов к детям отдельными учеными выделяется и такая крайняя форма взаимодействия с детьми, как негативное, отрицательное отношение к ним.

Для осуществления общения, на наш взгляд, существенно важны роли, позиции учителя в общении. В этом отношении интересно сопоставление разных позиций учителя во взаимодействии с учащимися. Сенько Ю.В., Тамарин В.Э. выделяют «закрытую» и «открытую» позицию учителя. Для «закрытой» позиции характерны обезличенная, подчеркнуто объективная манера изложения, утрата эмоционально-ценностного контекста обучения, что не вызывает у детей ответного желания раскрытия. «Открытая» же позиция характеризуется тем, что учитель, находясь в ней, открывает свой личный опыт учащимся, в ходе чего осуществляется диалог с ними.

Иной вариант раскрытия проблемы позиций учителя в общении видим у М.М. Рыбаковой, которая утверждает, что позиции, которые занимает учитель при взаимодействии с детьми, во многом определяют стиль общения с ними. В целом она выделяет следующие ведущие позиции общения, взаимодействия учителя с учащимися:

Позиция «жесткой дисциплины», которая приводит к закреплению авторитарно-ролевого стиля общения; учителя при этом практически не интересуют психические особенности и состояние учеников. Педагогическое взаимодействие организуется при жесткой дисциплине на уроках и требовательности к знаниям по предмету, личностное общение при подобном взаимодействии исключается;

Позиция «терпеливого ожидания порядка», для которой характерен личностно-избирательный стиль отношений. Организацию порядка в классе в этом случае берет на себя один или группа учеников, заинтересованных содержанием материала или личностью учителя. В этом случае учитель как бы «открыт» для учеников, предлагая свое сотрудничество через интерес к знаниям;

Позиция «обиженного неблагодарными учениками», характеризующаяся постоянными жалобами учителя на усталость, недовольство учениками. Такая позиция порождает эмоционально-ситуативный стиль взаимоотношений учителя с учениками: учителя часто раздражает поведение учеников, замечания его ироничны, нередко в раздражительном тоне. Такое состояние приводит к грубому нарушению отношений с учениками;

Позиция «сотрудничества» во взаимодействии с учениками характеризуется эмоционально-личностным стилем отношений. В основе таких отношений лежит хорошее знание личности каждого ученика, терпимость к их неудачам в усвоении учебного предмета и поведению. Учитель проявляет интерес к ребенку, его возрастным и индивидуальным особенностям, видит в ребенке развивающуюся личность.

На наш взгляд, данную классификацию взаимоотношений педагога с детьми вполне можно соотнести с традиционной классификацией стилей общения, изложенной выше.

Некоторые исследователи (Сенько Ю.В., Тамарин В.Э.) вводят в систему позиций учителя такие позиции, как «пристройка сверху» (давление на партнера), «пристройка снизу» (приспособление к собеседнику), «пристройка рядом» (равноправные отношения в общении). Близки к ним по содержанию роли, выделяемые в контексте трансактного анализа Э.Берном:

- «родитель» - доминирующий, берущий ответственность на себя;

- «дитя» - более слабый и зависимый, нуждающийся в помощи.

Безусловно, учителю важно владеть всеми этими ролями и по мере необходимости гибко их перестраивать.

Отметим, что при этом, что в ходе осуществления педагогической деятельности каждый педагог должен находить свой индивидуальный стиль общения, подходить к овладению основами профессионально-педагогических позиций вполне осознанно.

Сопоставление различных позиций, вытекающих их типологии стилей руководства показывает, что в педагогике нет готового рецепта на все случаи жизни, Каждая ситуация имеет свои плюсы и минусы.

Учитывая это, педагог-профессионал должен прогнозировать развитие ситуации и отношений. Замечено, что из «непринимающих» школьников часто вырастают яркие индивидуальности, люди с неповторимым отношением к окружающему миру. И, как показывает жизнь, у таких детей с течением времени формируется инициативность, лидерские качества, часто они оказываются в большей степени подготовлены к социальной адаптации, нежели «послушные» дети, которые всегда и во всем следовали указаниям «старших товарищей».

Основываясь на вышеизложенные положения, можно заключить, что теоретическая и практическая значимость исследования проблем педагогического общения в системе «учитель-ученик» обусловливается, прежде всего, тем, что общение учителя с учащимися является важным звеном процесса управления формированием личности, развитием познавательной и социальной активности школьников, становлением ученического коллектива.

Оптимально организованное педагогическое общение позволяет эффективно влиять на социально-психологический климат коллектива, предупреждать межличностные конфликты.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

2 4. Работа с документами (издание нормативны х локальных актов, приказов) 5. Работа с документами (издание нормативны х локальных актов, приказов) 6. Решение районном уровнях, обсуждение «проблемных» вопросов Разработка плана по подготовке и проведению ГИА обучающихся 9, 11 классов, освоивших образовательные программы в 2016/2017 учебном году СЕНТЯБРЬ Издание приказа о назначении ответственного за подготовку к проведению ГВЭ, ОГЭ, ЕГЭ, за ведение базы данных учащихся 9, 11 классов Обсуждение на Педагогическом совете результатов ГВЭ, ОГЭ и ЕГЭ прошлого учебного года и утверждение плана мероприятий по подготовке и проведению ГИА обучающихся 9, 11 классов, освоивших образовательные программы среднего (полного) и общего образования в 2015/2016 учебном году Внесение корректив в перечень учебных пособий и материалов по подготовке к ГВЭ, ОГЭ, ЕГЭ с учетом рекомендаций Федерального института педагогических измерений 4 неделя До до До директор школы 7. Работа с Формирование базы данных: сбор сведений об участниках ГИА в 2015/2016 учебном году. Заполнение федеральных машинописных анкет выбора ЕГЭ Информирование и инструктирование обучающихся по вопросам подготовки к ГВЭ, ОГЭ, ЕГЭ, их ознакомление: с регламентом проведения экзаменов; с правилами поведения в пункте проведения экзамена (далее ППЭ) при До До

3 8. Работа с документами (издание нормативны х локальных актов, приказов) 9. Работа с 10. Работа с 11. Решение проведении экзамена; с контрольноизмерительными материалами (далее КИМами) с официальными сайтами поддержки ГИА, с порядком заполнения бланков ответов 1 и 2, с ДЕМО-версиями КИМов по всем сдаваемым предметам в формате ОГЭ и ЕГЭ. ОКТЯБРЬ Разработка и утверждение необходимых инструкций для обучающихся по процедуре сдачи ОГЭ и ЕГЭ, рекомендации для родителей. Формирование для учащихся «Листов ознакомления» (под роспись) с инструкциями, приказами, письмами и т.д. по вопросу проведения ГИА в 2017 году Проведение инструктажа (тренировочного занятия) по заполнению бланков ОГЭ, ЕГЭ Совещание при завуче учителейпредметников и классных руководителей учащихся 9 классов по предварительной успеваемости за 1 четверть 2016/2017 учебного года Консультация для учителейпредметников и классных руководителей по теме «Психологическая подготовка обучающихся 9, 11 классов к ГИА в формате ГВЭ, ОГЭ, ЕГЭ. Оформление методического уголка по подготовке к ГИА для учащихся и учителей в школьной библиотеке По мере необходимост и Регулярно по 1 неделя, 2 неделя, 4 неделя Л.И. Авдеева, педагог - психолог 1 неделя Е.В. Аверина, библиотекарь Размещение нормативных Постоянно в

4 12. Работа с родителями 13. Работа с 14. Работа с 15. Решение 16. Работа с 17. Работа с документов по подготовке и проведению ГИА в 2017 году в фойе 1 этажа для родителей, на сайте школы Оформление стенда «Итоговая аттестация» в фойе 3 этажа и в учительской. Размещение новых информационных материалов НОЯБРЬ Информирование родителей по вопросам оценивания результатов ГИА, о процедурах подачи и рассмотрения апелляций. Совещание при заместителе учителейпредметников и классных руководителей по предварительной успеваемости учащихся 11 классов за 1 полугодие 2016/2017 учебного года и успеваемость претендентов на медаль Проведение индивидуальных консультаций по проблемам психологической подготовки обучающихся к сдаче ГИА Подготовка и заполнение анкет по вопросам профессионального самоопределения и выбора экзаменов для прохождения ГИА в 2017 году Подготовка списков обучающихся, претендующих на получение медали «За особые успехи в учении» (11 класс). ДЕКАБРЬ Совещание при заместителе учителейпредметников и классных руководителей учащихся 9 классов по предварительной успеваемости за 2 четверть 2016/2017 учебного года Проведение репетиционного экзамена в формате ОГЭ по русскому языку и математике в течение 2016/2017 учебного года 1 неделя Регулярно 3 неделя 2 неделя, В течение месяца Л.И. Авдеева, педагог - психолог 3 неделя 4 неделя, 2 неделя, 4 неделя

5 18. Решение 19. Работа с родителями 20. Работа с 21. Работа с по русскому языку и математике для учащихся 9 классов Проведение репетиционного экзамена в формате ЕГЭ по русскому языку и математике в по русскому языку и математике для учащихся 11 классов Анализ результатов пробного тестирования в формате ОГЭ, ЕГЭ (внутришкольный контроль), подготовка справок, статистического отчета, рекомендаций (уведомлений) родителям и педагогам. Проведение ВШК по итогам проведения пробного тестирования в формате ЕГЭ по русскому языку и математике Сбор письменных заявлений обучающихся и их родителей о разрешении использования персональных данных при заполнении баз ОГЭ, ГВЭ, ЕГЭ, на выбор экзаменов для прохождения ГИА в 2017 году Подготовка списков обучающихся 9 классов, претендующих на получение аттестата с отличием ЯНВАРЬ Ознакомление родителей с результатами пробного тестирования в формате ОГЭ, ЕГЭ через уведомления Совещание при директоре. Ознакомление с результатами ВШК пробного тестирования в формате ОГЭ, ЕГЭ Информирование учащихся о сроках подачи заявлений (установленного образца) об участии в ОГЭ, ГВЭ, ЕГЭ, 2, 3 недели, 4 неделя 4 неделя, учителя предметники 4 неделя 4 неделя, учителя 2 неделя 2 неделя 3 неделя

6 22. Решение 23. Работа с родителями 24. Работа с 25. Работа с 26. Решение 27. Работа с родителями, учащим Формирование региональной базы данных (далее РБД) участников: ОГЭ ГВЭ ЕГЭ В 2016/2017 учебном году. Сверка сведений об учащихся ФЕВРАЛЬ Общешкольное родительское собрание «О подготовке учащихся к ЕГЭ (11 класс), ОГЭ (9 класс)». Выдача родителям рекомендаций по подготовке обучающихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Информирование родителей о порядке и сроках проведения ЕГЭ, особенностях подготовки к сдаче экзаменов в тестовой форме, полезных Интернетресурсах. Совещание при заместителе с учителями предметниками, классными руководителями 9, 11 классов, по Положению о ГИА учащихся 9, 11 классов» в форме ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ, в соответствии с их правами и обязанностями. Сбор сведений об экзаменах по выбору Сбор письменных заявлений обучающихся об участии в ГИА с указанием перечня предметов, по которым они планируют сдавать экзамены Изучение нормативных документов, регламентирующих порядок проведения ГИА в текущем году МАРТ Повторный инструктаж. Ознакомление с нормативными документами по организации и 4 неделя 3 неделя 3 неделя, учителя 4 неделя, учителя до неделя 4 неделя В течение месяца

7 28. Работа с 29. Работа с 30. Работа с родителями 31. Работа с 32. Работа с проведению ГИА учащихся 9, 11 классов (лист ознакомления). Совещание при заместителе учителейпредметников, классных руководителей учащихся 9 классов по предварительной успеваемости за 3 четверть 2016/2017 учебного года Сверка сведений об экзаменах по выбору (предмет, форма) Проведение психологического тренинга с учащим 9, 11 классов по подготовке к сдаче ГИА в 2017 году АПРЕЛЬ Информирование родителей о порядке аккредитации, правах и обязанностях общественных наблюдателей на ГИА (прием заявлений общественных наблюдателей). Организация системы общественного наблюдения в ОУ Совещание при заместителе учителей предметников и классных руководителей 11 классов по предварительной успеваемости за 2 полугодие 2016/2017 учебного года Инструктивно методическая работа с по устранению недочетов в процедуре сдачи ОГЭ, ЕГЭ и пробелов в знания обучающихся Оформление в предметных кабинетах уголков по подготовке к проведению итоговой аттестации Проведение репетиционного экзамена в формате ЕГЭ по русскому языку, обществознанию, математике (11 класс) 2 неделя, учителя До неделя, по Л.И. Авдеева, запросу педагог - психолог 3 неделя апреля до окончания экзаменов 2 неделя, учителя 2 неделя, учителя предметники 4 неделя учителя предметники 2-3 недели, учителя Проведение репетиционного 1 неделя

8 33. Решение 34. Работа с родителями 35. Работа с экзамена в формате ОГЭ по русскому языку, математике (9 класс) Анализ результатов пробного тестирования в формате ОГЭ, ЕГЭ (ВШК), подготовка справок, статистического отчета, рекомендаций (уведомлений) родителям и педагогам Подготовка документов для итоговой аттестации в щадящем режиме (копия удостоверения инвалида, медицинская справка, заявление родителей, выписка из протокола Педагогического совета, ходатайство в ГКО) Проведение педагогических советов: об утверждении списков учащихся, для проведения экзаменов по выбору; об утверждении формы экзаменов по выбору; о ГВЭ. ВШК «Уровень подготовленности выпускника основной и средней школы» Размещение на информационных стендах «итоговая аттестация»: расписания ГВЭ, ОГЭ, ЕГЭ; правил поведения учащихся на ГИА. МАЙ Ознакомление родителей с результатами пробного тестирования в формате ОГЭ, ЕГЭ через уведомления Совещание при директоре «Уровень подготовленности выпускника основной и средней школы» Составление графика проведения консультаций по подготовке к ГИА, учителя 4 неделя До неделя 4 неделя 1 неделя, учителя 3 неделя 4 неделя 1 неделя 2 неделя по 1 неделя

9 36. Работа с 37. Решение Совещание при директоре. Ознакомление с результатами ВШК пробного тестирования в формате ОГЭ, ЕГЭ Совещание при по учителей предметников и классных руководителей 9 классов, по предварительной успеваемости за 4 четверть 2016/2017 учебного года Совещание с членами экзаменационной комиссии по правам и обязанностям при проведении ГИА Подготовка сводной ведомости успеваемости для заполнения аттестатов (ознакомление учащихся под роспись) Ознакомление участников проведения ГИА в 2017 году (дежурные, организаторы) в ОУ с инструктивными материалами Проведение инструктажа по ТБ и пожарной безопасности во время проведения ГИА Выдача уведомлений участникам ГИА Формирование комиссии по заполнению аттестатов выпускников 9, 11 классов Утверждение графика дежурства педагогов во время проведения экзаменов в ОУ Проведение педагогического совета «О допуске к ГИА обучающихся 9, 11 классов», учителя предметники 1 неделя 1 неделя, учителя До Л.Л.Карпова, учителя предметники До Классные До До По мере поступления До До До по по, учителя

10 Проведение ГИА согласно расписанию С по 38. Работа с документами (издание нормативны х локальных актов, приказов) 39. Работа с 40. Решение Издание приказов: О допуске к ГИА Утверждение списков учащихся для сдачи экзаменов по выбору О проведении консультаций Утверждение графика дежурства педагогических работников во время проведения экзаменов О работе в составе территориальной предметной комиссии в 2016 году О работе в составе предметных комиссий по проверке ответов участников ГИА в 2016 году ИЮНЬ Проведение совещаний при директоре по вопросам заполнения аттестатов, книги учета аттестатов и выдачи аттестатов Подготовка пакета документов на учащихся, претендентов на награждение медалью «За особые успехи в учении» (выписка из педсовета, ведомость отметок, ходатайство), 11 класс До До До До До До До До Подготовка пакета документов До на учащихся, претендентов на получение аттестата с отличием (выписка из педсовета, ведомость отметок, ходатайство), 9 класс Подготовка справок и отчетов по До результатам проведенных ОГЭ, ГВЭ и ЕГЭ Проведение педагогических советов: О ходатайстве на До по директор школы по, по, по

11 41. Работа с документами (издание нормативны х локальных актов, приказов) 42. Решение награждение медалью «За особые успехи в учении» Об окончании 9 класса До Об окончании 11 класса До О награждении выпускников 9 классов До классов. До О выдаче аттестатов учащимся 9 классов, До классов До Издание приказов: О награждении До выпускников 9, 11 До классов; Об окончании 9, 11 классов и выдаче аттестатов ИЮЛЬ -АВГУСТ Подготовка и представление До аналитической информации по итогам проведения ГИА в формате ГВЭ, ОГЭ, ЕГЭ в 2017 году с учетом результатов апелляций МЕРОПРИЯТИЯ по предупреждению неуспевающих на ГИА 9, 11 Проведение консультаций Мониторинг успеваемости Школьный Совет профилактики 43. Работа с учащим «группы риска», прогнозируе мых на неудовлетво рительные результаты на ГИА 9, 11 Еженедельно Ежемесячно По мере необходимотс и по, учителя по по по, Егорова Л.А., зам. ВР, Л.И. Авдеева, социальный педагог,педагогпсихолог. Учителя


Приложение к Плану работы школы (раздел 4) Приказ 156 / ОД от «_01_» 09 2015 г. План-график подготовки к ГИА-2016 Вид деятельности Мероприятия сентябрь Совещание при завуче «Утверждение плана-графика подготовки

План мероприятий (ДОРОЖНАЯ КАРТА) по подготовке к проведению государственной итоговой аттестации выпускников 9-х классов МБОУ СОШ 20 г. Минеральные Воды на 2017 2018 учебный год Цель: организация работы

Сентябрь Период Неделя Основные мероприятия по организационной подготовке к итоговой аттестации Организационнометодическая работа 1 Издание приказа по образовательному учреждению о назначении ответственных

Утверждаю Директор школы В.Ю. Новикова План мероприятий по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ на 2018-2019 учебный год. Мероприятия Ответственные 1 2 3 сентябрь Вид деятельности Организационно- методическая работа

«УТВЕРЖДАЮ» Директор Е.В. Воробьев приказ 202 от 01.09.2016 ПЛАН-ГРАФИК ПОДГОТОВКИ К ГИА (ОГЭ И ЕГЭ) ОБУЧАЮЩИХСЯ 9, 11 КЛАССОВ 2016- учебный год Общие положения: На основании «Закона об образовании в Российской

План подготовки к государственной итоговой аттестации выпускников 9, 10 классов МБОУ «СОШ пос. на 2017 2018 учебный год Цель: организация работы школы по подготовке к государственной итоговой аттестации

Приложение 1 к приказу 43-од от 20.03.2014 г. УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ 74 с углубленным изучением отдельных предметов Д. Э Рангнау План - график подготовки к государственной итоговой аттестации выпускников

Приложение 1 к приказу от 29.08.2016 267 ПЛАН мероприятий по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации учащихся 9-х, 11-х классов в 2016-2017 учебном году МОУ СОШ 6 Общие вопросы 1

План мероприятий по организации и проведению государственной итоговой аттестации выпускников по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в 2018-2019 учебном году МАОУ СОШ

И.О. ДИРЕКТОРА ГБОУ СОШ 326 УТВЕРЖДАЮ Ю.В.ЗАЙЦЕВА ЦИКЛОГРАММА ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ В 2016/2017 УЧЕБНОМ ГОДУ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

План - график подготовки и проведения государственной итоговой аттестации в 2017-2018 учебном году Сроки Организационное обеспечение Нормативноправовое обеспечение Информационная поддержка подготовки и

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная школа пос. Комсомольска муниципального образования «Гвардейский городской округ» 238225, Калининградская область, тел:

«Утверждаю» Директор ГБОУ СОШ 1386: И.Ю.Брылева План по подготовке к в 2015-2016 учебном году Цели: 1. Грамотная организация работы школы по подготовке к итоговой аттестации выпускников в форме ЕГЭ и ОГЭ.

План подготовки к ЕГЭ и ОГЭ на 2016-2017 учебный год выпускников 9, 11 классов МКОУ «Колыванская средняя общеобразовательная школа» Вид деятельности Мероприятия Ответственные АВГУСТ 2016 Методическая 1.

План мероприятий по подготовке к ЕГЭ на 2018-2019 учебный год Вид деятельности Мероприятия Ответственные Сентябрь Организационно- Заседание МС: «Итоги сдачи ЕГЭ» методическая работа Работа с нормативными

Дорожная карта по организации подготовки к государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в МБОУ «Кезская СОШ 1» в 2018 2019 учебном году

Принят на заседании кого совета ГБОУ школы 543 Московского района Санкт- Петербурга Протокол _1 От _27.08.2015 г. УТВЕРЖДАЮ директор ГБОУ школы 543 Московского района Санкт- Петербурга Виноградова Е.Г.

9 Собеседование с родителями по итогам диагностических работ 9, 11 классов 10 Информационная работа с родителями: проведение собраний с родителями (законными представителями) обучающихся 9 и 11 классов

3. Приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 N1400 (ред. от 23.08.2016) "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования" (Зарегистрировано

Раздел 3.3. План по подготовке к государственной итоговой аттестации в 2015-2016 учебном году Цели: 1. Грамотная организация работы школы по подготовке к итоговой аттестации выпускников в форме ЕГЭ и ОГЭ.

3.Информирование по вопросам подготовки к государственной итоговой аттестации выпускников 9,11-х классов: - знакомство с инструкцией по подготовке к ГИА (ЕГЭ и ОГЭ) - правила поведения на государственной

ПЛАН РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ В 2016-2017 УЧЕБНОМ ГОДУ Цели: 1. Обеспечение исполнения законодательства РФ и Красноярского края в части организации подготовки

П Л А Н подготовки учащихся 9,11х классов к Государственной итоговой аттестации в 2016-2017 учебном году Цели: 1. Эффективная организация работы школы по подготовке к итоговой аттестации выпускников 9,11классов

Утверждаю Школы-интерната 18 ОАО «РЖД» В.А. Найверт 2014г План мероприятий по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ в 2014-2015учебном году Цель: Организация работы

2 3 образовательным программам основного общего образования» - План мероприятий («Дорожная карта») по подготовке к проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ БАРДЫМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ПЕРМСКОГО КРАЯ П Р И К А З 30.08.2016 301 Об утверждении комплексного плана-графика подготовки к проведению ГИА-9 на 2016-2017 учебный

ПЛАН ПОДГОТОВКИ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 11-го КЛАССА к ЕГЭ и 9-ых КЛАССОВ к ОГЭ в 2015-2016 учебном году Вид деятельности мероприятия ответственные отметка

П Р И К А З 72/5 23.09.2014 года Об организации подготовки к проведению государственной итоговой аттестации обучающихся 9-х, 11-х, освоивших основные образовательные программы общего образования в 2014-2015

План мероприятий по подготовке, организации и проведению государственной итоговой аттестации обучающихся МБОУ: Потаповская СОШ в 2015-2016 учебном году Мероприятия Документация по реализации Сроки Ответственные

План - график подготовки к ГИА (ЕГЭ-11 класс) на 2015/2016 учебный год Вид деятельности Организационнометодическая Нормативные Мероприятия Сентябрь 1. Назначение ответственного за организацию ЕГЭ в ОУ

Вид деятельности Мероприятия СЕНТЯБРЬ 2017 1.Проведение школьных методических объединений «Анализ результатов работы учителей предметников по подготовке к ГИА в 2016-2017 учебном году и направления работы

Организационно методическая 5.Составление ведомости учета ознакомления учителей с инструкциями и рекомендациями по подготовке ГИА. 6. Контроль ведения классного электронного журнала выпускных классов.

Приложение к приказу 201 от 07.09.2018 п/п МОУ Пушновская СОШ ПЛАН подготовки и проведения государственной итоговой аттестации в 2018-2019 учебном году Направление деятельности Мероприятия Сроки Ответственные

П/п 1.1. Приложение 2 к приказу от 01.09.2018 г. 20-Д ДОРОЖНАЯ КАРТА подготовки к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в муниципальной бюджетной

Педагогическим Информационное обеспечение В течение учебного года Ознакомление с основными направлениями самостоятельной работы по подготовке к ЕГЭ, общие стратегии подготовки, планирование и деление учебного

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА Департамент образования Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа 127» П Р И К А З 31.08.17 180 ОД Об утверждении плана мероприятий («дорожной

ЦИКЛОГРАММА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ В НЧОУ «ВЗМАХ» С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КИРОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА В 2014/2015 УЧЕБНОМ ГОДУ п/п Период

Сентябрьмай 1.Реализация графика проведения консультаций для учащихся 9, 11 классов 2.Выдача уведомлений выпускникам, допущенным к сдаче ЕГЭ и ГИА-9, работающие в выпускных классах июнь Анализ результатов

Им. И.В. Тю А у /^ V o H A /7 < Г Р 0 Я р 0 л 0/Ж.^ г ^ ^ й ^ У 1Ь Ш 20Ш о о о/" «&\%V\M ioh* ~ ~ -с, ад -1 Тихонов О *^jnf &V. о ^ е». лч *\^ " План подготовки к государственной (итоговой) атт STfeTFf

МБОУ «Амгино- Олекминская СОШ» ПЛАН РАБОТЫ ГИА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД ЦЕЛЬ: Выработка подходов к подготовке по предметам учебного плана. 1. Методическая помощь учителям-предметникам, ющим в выпускных классах

План-график подготовки к ГИА в 2017-2018 учебном году ГБОУ Школа 1583 Вид деятельности Мероприятия Ответственные Август и Знакомство с результатами ОГЭ и ЕГЭ по г. Москве и САО. Анализ результатов итоговой

Дорожная карта Подготовки, организации и проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (далее ГИА-9) в МОБУ СОШ 92 г. Сочи в учебном году Приложение

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА Департамент образования Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа 127» П Р И К А З 15.09.2015 215 ОД Об утверждении плана мероприятий по организации

УТВЕРЖДАЮ Директор средней общеобразовательной школы с углубленным изучением иностранного языка при Посольстве России в Австрии В.М. Подгорнев «12» сентября 2017 г. План - график подготовки и проведения

План работы гимназии 92 по подготовке выпускников 9-х, 11-х к ГИА в формате Мероприятия Категория участников Ответственные Август 1. Педагогический совет «Итоги 2013-2014 учебного года и задачи на 2014-2015

План мероприятий по организации подготовки и проведения 9 классов на 2017-2018 учебный год Организационно-управленческие мероприятия 1 Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации 9 классов

Муниципальное казенное образовательное учреждение Кыштовская средняя общеобразовательная школа 2 с. Кыштовки Кыштовского района Новосибирской области Адрес: 632270 НСО с. Кыштовка Кыштовский р-н ул. Волкова,

П/п ПЛАН подготовки к проведению государственной итоговой аттестации (в форме ЕГЭ (ГВЭ)) выпускников в МБОУ Пригорской СШ Смоленского района Смоленской области в 2017/2018 учебном году Наименование мероприятия

План мероприятий по подготовке к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ОГЭ на 2016-2017 уч. год Вид деятельности Мероприятия Ответственные СЕНТЯБРЬ 2016 1. Производственное совещание "Организация

План подготовки к ГИА МБОУ СОШ 5 в 2017-2018 учебном году 1. Организационно-методическая работа 2. Нормативные документы 3. Работа с учителями школы 4. Работа с учащимися 9-х, 11-х 5. Работа с родителями

Утверждено: Директор ГБОУ Гимназия 1539 Т.И. Карачарова 2016 г. План подготовки учащихся 9-х и 11-х классов ГБОУ Гимназия 1539 к проведению итоговой аттестации в 2016-2017 учебном году Вид деятельности

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа 463 имени Героя Советского Союза Д.Н. Медведева» ПЛАН ПОДГОТОВКИ к ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Дорожная карта по подготовке к государственной (итоговой) аттестации обучающихся 9-х, 11-х классов МБОУ СОШ 2 города Лермонтова на 2018-2019 учебный год Мероприятия Сроки Ответственные Анализ проведения

П/п Приложение к приказу МАОУ СОШ 93 от 05.09.2016 9/1- П П Л А Н мероприятий МАОУ СОШ 93 по организации и проведению государственнойитоговой аттестации за курс средней общей школы в 2016-2017 учебном

«Утверждаю» директор гимназии 2015 г. М.Б.Парагульгов ПЛАН ПОДГОТОВКИ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ 11-х и 9-ых КЛАССОВ 2015-2016 учебный год Вид деятельности Мероприятия Ответственные

План-график организации подготовки к в 2012-2013 уч.году в МКОУ СОШ с.лохово Вид деятельности Мероприятия Сентябрь 1.Совещание при директоре: «Итоги выпускников 11 класса за 2011 2012 учебный год. Утверждение

«УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ «СОШ 29» г.симферополя Т.Н.Чупрова (Приложение к приказу по МБОУ «СОШ 29» г.симферополя от 2015 г. ПЛАН-ГРАФИК РАБОТЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОДГОТОВКИ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

УТВЕРЖДАЮ: Директор ГБОУ школа 163 Л.В. Антонова План мероприятий по организации и проведению государственной итоговой аттестации выпускников по образовательным программам основного общего и среднего общего

План работы по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ образовательного комплекса Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Лицей 1575» в 2014-2015 учебном году Цели: 1. Эффективная организация

Заседания методических объединений. Анализ результатов ОГЭ по предметам. Рекомендации по учету результатов ОГЭ в преподавании в 2018-2019 уч. году. Знакомство с материалами ФИПИ по организации ЕГЭ и ГИА

УТВЕРЖДЕНО приказом 127 от 21 сентября 2016 г. Директор МАОУ «Сылвенская средняя школа» С.А. Федурина Дорожная карта по подготовке к государственной (итоговой) аттестации обучающихся 9-х 11-х классов МАОУ

Администрация Дзержинского района отдел образования муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Лицей 113» П Р И К А З 09.10. 2018 года 55/2-од Об утверждении плана мероприятий

«Утверждаю» Директор МБОУ СОШ 16 Н.П.Федорченко 10.09.2015 год План мероприятий По организации подготовки к проведению государственной (итоговой) аттестации Обучающихся 9, 11 классов в 2015-2016 учебном

Приложение 1 к приказу МБОУ СОШ 4 от 07.09.2017г. 354-осн п/п Дорожная карта организации и проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в МБОУ

Содержание деятельности Срок Ответственные Примечание 7. Работа с выпускниками Информирование выпускников, получивших неудовлетворительне результаты по математике профильного уровня о дополнительном периоде

2 Подготовка заместителями директоров по УВР и руководителями школьных методических объединений рекомендаций для учителейпредметников по использованию анализа результатов ГИА-9 и ГИА-11 для повышения качества

«Утверждаю» школы Г.Г.Гуторов 2014 г. План работы по подготовке к сдаче ГИА-9, ЕГЭ-11 на 2014-2015 учебный год Вид деятельности. Мероприятия Ответственные Отметка о выполнении СЕНТЯБРЬ 1. Совещание при

Принят на заседании педагогического совета ГБОУ гимназия 524 Московского района Санкт- Петербурга Протокол 11 от 27 августа 2015г. УТВЕРЖДАЮ директор ГБОУ гимназия 524 Московского района Санкт- Петербурга

П/п Приложение 1 к приказу МБОУ СОШ 14 от 04.08.2016 г. 243 План мероприятий («Дорожная карта») по подготовке к проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего

Утверждаю: Директор Джавадова Н.В. 28 августа 2017г. МОУ «Гимназия с.ивантеевка» План-график подготовки к государственной итоговой аттестации в 2017-2018 учебном году Сроки Содержание работы Ответственный

ПЛАН- ГРАФИК ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования в ГАПОУ МОК им. В. Талалихина, к государственной итоговой аттестации в 2018 году Вид

«УТВЕРЖДАЮ» Директор МОУ «СОШ 60» Л.А.Тотфалушина Приказ s / y / o i 2016 г. * План мероприятий по организации и проведению государственной итоговой аттестации выпускников по образовательным программам

Октябрь Сентябрь «УТВЕРЖДАЮ» Приказ 67 от «12» сентября 2016 г. Директор ГБОУ школа 337 О.В.Макаренко ЦИКЛОГРАММА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ В ФОРМАТЕ ОГЭ (9 КЛАССЫ)

В привычном понимании ответственность педагога ограничивается, чаще всего, необходимостью обеспечить безопасность здоровья и жизни детей в ходе педагогической деятельности. Но есть педагогическая ответственность иного рода. Речь идет об ответственности педагога-воспитателя за сущность и содержание воспитания, обучения и развития, а значит – забудущее доверенных ему детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В привычном понимании ответственность педагога ограничивается, чаще всего, необходимостью обеспечить безопасность здоровья и жизни детей в ходе педагогической деятельности. Но есть педагогическая ответственность иного рода. Речь идет об ответственности педагога-воспитателя за сущность и содержание воспитания, обучения и развития, а значит – за будущее доверенных ему детей.

В качестве составляющих компонентов педагогической ответственности учителя выступает целый ряд профессиональных качеств. К ним относятся:

  • профессиональная направленность личности;
  • профессиональные идеалы, преданность избранной профессии;
  • организованность;
  • инициативность;
  • требовательность;
  • справедливость;
  • гибкость;
  • интеллектуальная активность;
  • креативность;
  • устойчивость нервной системы;
  • высокий эмоционально – волевой тонус;
  • хорошая работоспособность.

Перечисленные качества не могут реализовываться успешно, если у педагога не развиты личностно-педагогические качества:

  • способность делать учебный материал доступным;
  • творчество в работе;
  • педагогически-волевое влияние на учащихся;
  • способность организовать коллектив учащихся;
  • интерес и любовь к детям;
  • содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность;
  • педагогический такт;
  • способность связать учебный предмет с жизнью;
  • наблюдательность;
  • педагогическая требовательность.

Педагог несёт ответственность за осуществляемую педагогическую деятельность. Сегодня востребован педагог, умеющий созидать педагогическую реальность, понимающий смысл педагогической деятельности и осознающий себя причиной изменений педагогической реальности, умеющий предвидеть последствия ответственной деятельности, находить верное решение.

Ответственность учителя – это профессионально-этическое качество, выражающееся в умении и готовности предвидеть результаты педагогической деятельности и держать за нее ответ. Учителю должно быть свойственно:

  • владение содержанием учебных дисциплин;
  • владение современными теориями и технологиями обучения и воспитания;
  • знание и реальный учет факторов, обеспечивающих успешность педагогической деятельности.

Ответственность как профессионально-этическое качество личности педагога развиваемо. Это развитие имеет свои качественно отличные этапы и специфические особенности.

Понятие «ответственность педагога» рассматривается как определенное отношение к действительности, как свойство или качество личности, проявляющееся в педагогической деятельности. Поскольку ответственность и деятельность имеют непосредственную связь, то именно педагогическая деятельность становится тем пространством, где проявляется это свойство личности педагога.

Профессиональный педагогический потенциал учителя не может быть сформирован однажды и навсегда. Учитель ответственен за постоянный личностный и профессиональный рост. Это является неотъемлемой чертой профессионализма учителя.
Показателями профессионализма учителя можно считать:

  • самокритичность;
  • требовательность к себе;
  • потребность в обновлении теоретического и практического опыта педагогической деятельности;
  • склонность к инновационной деятельности;
  • исследовательский стиль деятельности.

Таким образом, можно сказать, что ответственность учителя проявляется в его характере, восприятии, осознании действительности и в различных формах поведения личности.

Процесс развития ответственности учителя в системе носит целостный характер и основан на взаимодополнении и преемственности в процессе повышения квалификации.

Успешность процесса развития профессиональной ответственности учителя обеспечивается соблюдением следующих условий: единством формирования когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфер ответственности личности; развитием у учителя саморегуляции и рефлексии; развитием способности к педагогическому целеполаганию; умением анализировать результаты своей педагогической деятельности.

Ведущей педагогической целью педагога является формирование у обучающихся устойчивого интереса к образованию и самообразованию, раскрытие индивидуальности каждого учащегося. Эффективность педагогической деятельности будет определяться тем, насколько сформированы учителем такие качества личности учащегося, как ответственность и самоопределение в личной и профессиональной сферах жизни. Эта задача под силу учителю, который сам обладает этими качествами.

Чем больше учитель готов взять на себя ответственности, тем больше ему присуща ответственность как личностная черта, тем более он .

Ответственность как и характеристика человека включает привычку подходить к любому делу продуманно, внимательно и, если уж взялся, доводить дело до конца; смелость брать на себя ответственность, способность отвечать за многое и многих.

Осознание педагогом смысла собственной деятельности - показатель наличия профессиональных целей и ценностей, которые помогают ему нести ответственность за последствия педагогической деятельности.

Чем более очевиден для педагога смысл его педагогической деятельности, тем более ответственными являются его действия.