Занятие из цикла "Знатоки литературы" по рассказу А.П. Гайдара "Чук и Гек". «Тест по литературному чтению «Чук и Гек Чук и гек тонкие толстые вопросы

Проверочная работа по внеклассному чтению.
Тема: Произведение А. П. Гайдара «Чук и Гек».
Фамилия Имя: _________________________________________
Восстанови план произведения.
План.
Сборы в дорогу.
Сговор братьев.
Знакомство с героями произведения.
Телеграмма.
Письмо от папы.
Ссора между братьями и ее последствия.
Елка.
Дорога в тайге.
Ночные похождения Гека.
Приезд на пустую базу.
Одни в тайге.

Составь характеристику братьев.
Гек.
Черты характера
В чем проявились?

Истратил деньги «на разные глупости» (по мнению Чука)

«У Гека такой коробочки не было...»

«Зато он умел петь песни»

«Да и вообще Гек был разиня...»

Выбросил коробочку Чука за окно в ответ на оскорбление

На предложение Чука не говорить маме о телеграмме, сказал брату, что врать нельзя

«Но Гек до вещей был не завистлив и не жаден».

«...Он прижался лбом к холодному стеклу и стал смотреть, что это за край, как здесь живут и что делают люди». Ему было все интересно: за что мальчик из избушки бросил кошку в сугроб, что делают на заводе, мимо которого проезжал поезд.

В стуке колес он различал разговор вагонов с паровозом в стихах.

«Он не любил, чтобы кто-либо обижал его мать».

«Он, конечно, был растяпа и разиня. Мало того, что он ночью забрался в чужое купе, - вот и сейчас он не мог вспомнить, куда засунул свои брюки».

«...Если над Геком светило солнце, то он был уверен, что и над всей землей ни дождя, ни туч нету.
И если ему было весело, то он думал, что и всем на свете людям хорошо и весело тоже».

«Гек остался один. Он ждал долго. Ему стало скучно, и он начал что-то придумывать».

«Сначала Гек терпеливо отпихивался, потом вспылил и плюнул на Чука...»

Слова для справок: Незапасливый. Был честным. Не терпел обид и оскорблений. Разиня. Не увлекался коллекционированием. Имел способности к пению. Любознательный. Мечтательный, у него было богатое воображение, поэтическая натура. Не жадный и не завистливый. Ответственный. Рассеянный. Считал себя частью всего мира. Всегда что-нибудь придумывал. Не допускал обид над собой.

Чук.
Черты характера
В чем проявились?

Деньги не истратил, а приберег на поездку

Он хранил серебряные бумажки от чая, конфетные обертки (если там был нарисован танк, самолет или красноармеец), галчиные перья для стрел, конский волос для китайского фокуса»...

«...от злости у него затряслись руки»

Придумал способ, как скрыть от мамы правду о телеграмме

Вырвал у Гека пику, переломил ее о колено и швырнул на пол.

Не умел решать конфликтные ситуации мирным путем, первым спровоцировал драку.

«...Чук ходил от дверей к дверям и знакомился с пассажирами, которые охотно дарили ему всякую ерунду - кто резиновую пробку, кто гвоздь, кто кусок крученой бечевки...» «У Чука карманы полны, как мусорный ящик». «Она пошарила и достала из-под одеяла пружинку от капкана, которую запасливый Чук тайно притащил с собой в постель».

«.. .Чук помогал охотно, и за это ему достался зайчиный хвост...»

«Чук покраснел и поспешно удалился, потому что один патрон уже лежал у него в кармане».

«Чук от нечего делать стал толкать Гека и отжимать его к краю».
«Чук обозлился и кинулся в драку».

Слова для справок: Продолжал заниматься собирательством вещей. Общительный. Помогал маме обдирать зайца. Без спросу мог взять вещь и спрятать. Был заводилой ссор и драк. Запасливый. Конфликтный и бестактный. Увлечение коллекционированием. Несдержанный. Хитрый. Грубый.

3.С кем из мальчиков ты смог бы подружиться и почему?............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________4. Прочитай заключительные слова рассказа о счастье:

«Что такое счастье – это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю».

А что бы ты добавил от себя, о своем представлении о счастье человека? В чем оно?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

? С. 161 Предположи, сколько примерно лет братьям? Почему ты так думаешь?

Судя по поведению детей и по тому, как с ними общается мать, мальчикам примерно 5–6 лет. Они уже могут оставаться одни дома, но мама может их обоих поднять и закружить как маленьких. Всё поведение мальчиков («Тут, на радостях, они стали скакать, прыгать и кувыркаться по пружинному дивану»; «И так они говорили долго, размахивали руками, притопывали, подпрыгивали…») говорит о том, что они ещё не очень взрослые, что они младше третьеклассников на несколько лет.

Давно ли они не виделись с отцом?

«…но когда папа вот уже целый год как не был дома…». Можно уточнить, почему Чук и Гек так долго не видели своего отца: «Жил человек в лесу возле Синих гор. Он много работал, а работы не убавлялось, и ему нельзя было уехать домой в отпуск».

? Помнишь другой рассказ, в котором членов семьи разделяет огромное расстояние? Часть семьи (кто именно?) живёт в Москве, а другая часть (кто же это?) – на Камчатке. В рассказе Аркадия Гайдара похожая ситуация?

Это рассказ К. Паустовского «Растрёпанный воробей», в котором членов семьи тоже разделяет огромное расстояние. Часть семьи (мама, Маша и няня Петровна) тоже живёт в Москве, а отец живёт и работает очень далеко – на Камчатке.

? с. 165 Похожи ли Чук и Гек по характеру? Ты помнишь себя в возрасте 5-6 лет? Кто из братьев больше похож на тебя в детстве?

Из этого фрагмента текста уже видно, что мальчики в чём-то похожи, но характеры у них разные. Их (как и всех мальчишек) интересуют приключения, опасности, оружие. Собираясь к отцу, который жил «в лесу возле Синих гор», «Чук смастерил себе кинжал из кухонного ножика, а Гек разыскал себе гладкую палку, забил в неё гвоздь, и получилась пика…».

Если говорить о характерах мальчиков, то Чук более спокойный, обстоятельный, он собирает ценные, с его точки, зрения вещи («серебряные бумажки от чая, конфетные обёртки, галчиные перья для стрел, конский волос для китайского фокуса…») в жестяную коробочку. Гек более эмоциональный, рассеянный и простодушный: «У Гека такой коробочки не было. Да и вообще Гек был разиня, но зато он умел петь песни». Чук в отличие от Гека очень запасливый: «в картонке у Чука хранилась сигнальная жестяная дудка, три цветных значка от Октябрьских праздников и деньги – сорок шесть копеек, которые он не истратил, как Гек, на разные глупости, а запасливо приберёг в дальнюю дорогу». Из этих строчек видно, что Гек живет «здесь и сейчас», а Чук задумывается о будущем. Чук старше Гека на год, он более рассудительный и хитрый. Именно Чук предложил ничего не говорить маме о пропавшей телеграмме.

Вопрос: «Кто из братьев больше похож на тебя в детстве?» позволяет сделать текст рассказа личностно значимым для нас, разбудить мир переживаний, создать условия для сравнительного анализа себя самого с героями произведения.

- Чук напомнил мне ворону из рассказа «Растрёпанный воробей», — сказала Маша Иванова.

? Ты понимаешь, что она имела в виду? Что для Чука является богатством?

Маша Иванова сравнивает Чука с вороной из рассказа «Растрёпанный воробей», потому что он также собирает и прячет блестящие бумажки, фантики от конфет и другие вещи, как это делала ворона.

Понимают ли Чук и Гек, что телеграмма – это ценность? (Куда Чук спрятал телеграмму? Искали ли её братья? Расстроились ли, что не нашли?) Почему же мальчики ничего не сказали матери?

Мальчики понимают, что телеграмма – это очень важно. Об этом говорит тот факт, что Чук спрятал телеграмму в свою жестяную коробочку вместе с самыми ценными для него вещами. Из того, как мальчики искали телеграмму, видно, что они сознают её ценность: «Чук с криком: “Телеграмма! Телеграмма!”, в одном пальто, без калош и шапки, выскочил за дверь. Почуяв неладное, вслед за Чуком понёсся Гек». Братья расстроились, когда не нашли телеграмму: «Вернувшись домой, Чук и Гек долго молчали».

Мальчики ничего не сказали матери, потому что они боялись быть наказанными («Они уже помирились, так как знали, что попадёт им от матери обоим»). Братья решили, что если они просто ничего не расскажут о телеграмме, то это не будет обманом.

Можно ли в данном случае сказать: «Так делать нельзя!» Почему?

В данном случае можно сказать: «Так делать нельзя!», потому что в любой телеграмме может быть срочная, очень важная информация, от которой многое зависит.

? с. 168 Удалось ли тебе узнать что-нибудь новое о характерах Чука и Гека? Кто из них коллекционирует вещи, а кто впечатления?

Гек очень любознательный, ему интересно всё, что происходит вокруг («Умывшись и поздоровавшись с мамой, Гек прижался лбом к холодному стеклу и стал смотреть, что это за край, как здесь живут и что делают люди»). Чук же предпочитает общаться с людьми и пополнять свою коллекцию разными вещицами («…Чук ходил от дверей к дверям и знакомился с пассажирами, которые охотно дарили ему всякую ерунду – кто резиновую пробку, кто гвоздь, кто кусочек кручёной бечевки…»). Можно сказать, что
Чук коллекционирует вещи, а Гек – впечатления.

Чьими глазами увиден мир сквозь вагонное окно? Это равнодушный или заинтересованный взгляд? (Подтверди своё мнение примерами.) Многое ли можно узнать таким образом?

Мир сквозь вагонное окно увиден глазами Гека. Гек не просто смотрит за окно, ему интересно всё, что там происходит. Он задаёт сам себе вопросы, размышляет: «Интересно, за что это он её (кошку) бросил? Вероятно, что-нибудь со стола стянула»; «Интересно, что на этом заводе делают?». Гек видит картины сельской жизни и большой завод; проезжает мимо бескрайних лесов. Рядом с поездом, в котором едут братья, движутся составы, гружёные рудой, углём и громадными брёвнами. Чук и Гек видят эшелон с быками и коровами. «А на одном разъезде бок о бок остановились они рядом с могучим железным бронепоездом. Грозно торчали из башен укутанные брезентом орудия. Красноармейцы весело топали, смеялись и, хлопая варежками, отогревали руки». Таким образом, из окна поезда герои рассказа увидели разные стороны жизни огромной страны.

? с. 173 С какими трудностями встретились москвичи, когда приехали на маленькую таёжную станцию? Что переживает мать мальчиков в ожидании сторожа? Предположи, трудная ли жизнь предстоит семье в течение десяти дней?

Когда ребята с матерью приехали на маленькую таёжную станцию, они обнаружили, что никто их не встречает. Матери пришлось самой нанять ямщика, чтобы добраться до геолого-разведочной базы, на которой работал отец.

Найдите отрывок, из которого понятно, что переживает мать мальчиков в ожидании сторожа: «Мать села на лавку и задумалась. Что случилось, почему на базе пусто? Что делать дальше? Ехать назад? Но у неё денег осталось только-только заплатить ямщику за дорогу. Значит, надо было ожидать, когда вернётся сторож. Но ямщик через три часа уедет обратно, а вдруг сторож возьмёт да не скоро вернётся? Тогда как? А ведь отсюда до ближайшей станции и телеграфа почти сто километров!».

Можно предположить, что в течение десяти дней семье предстоит трудная жизнь в лесной избушке. Столичные, городские жители, они не привыкли топить печку, ходить за водой, обдирать подстреленного на охоте зайца… Запас продуктов в сторожке очень скудный. Мать говорит о том, что в лесу им будет неуютно, страшно: «Как же мы останемся одни? Мы тут ничего не знаем. А здесь лес, звери…».

Виноваты ли мальчики в сложившейся ситуации? Почему же мать их не наказывает? Осознают ли Чук и Гек свою вину?

Мальчики, конечно, виноваты в сложившейся ситуации: если бы они не потеряли телеграмму, то семье не пришлось бы десять дней жить в лесном домике в ожидании отца. Чук и Гек осознают свою вину: оба они громко плачут и прячутся на печке. Мать не наказывает мальчиков, потому что в этот момент её очень волнует, что теперь все они будут делать («Она вздохнула, приказала сыновьям слезть с печки, вытереть носы и умыться, а сама стала спрашивать сторожа, как же ей теперь быть и что делать»).

? с. 173 Какие проблемы «обрушились» на москвичей, оказавшихся в таёжной сторожке? Рассказывая об этом, постарайся ничего не упустить.

За то время, пока москвичи жили одни в таёжной сторожке, им пришлось решать такие проблемы, с которыми в городской жизни они не сталкивались: колоть и таскать дрова; топить печь («Русскую печь мать топить не умела, и поэтому дрова долго не разгорались»); думать, как отпугнуть лесных зверей от жилья («Приезжие запирали сени, двери и, чтобы не привлечь зверей светом, наглухо занавешивали половиком окна, хотя надо было делать совсем наоборот…»); печь лепёшки из муки вместо хлеба («Хлеб был на исходе, но мать нашла муку и испекла лепёшек»).

? Расскажи о том, что случилось с Геком, от лица матери. С какого момента ты начнёшь рассказ?

А теперь попробуй посмотреть на эту историю с Геком глазами сторожа. Каким человеком оказался этот сторож?

Задание рассказать о том, что случилось с Геком, от лица матери и с точки зрения сторожа интересно тем, что мы должны представить, с какого момента каждый из них стал свидетелем всего происшедшего. Мать обнаружила исчезновение Гека, когда они с Чуком уже вечером вернулись с ручья. А сторож появился, услышав выстрелы матери в лесу. Он в этой сложной ситуации действовал очень быстро и решительно: сумел заставить взволнованную, плачущую мать рассказать, что произошло; заставил свою собаку взять след; догадался открыть крышку сундука, в котором спал Гек. Сторож, который сначала показался матери хмурым и неприветливым, оказался хорошим, добрым человеком: он «сказал, что идёт на охоту, а сам бегал на лыжах к далекому ущелью» и привёз матери и братьям письмо от отца и ключ от его комнаты.

? с. 183 Можно ли сказать, что ни у кого в Москве не было такого замечательного праздника, как у Чука и Гека? Почему?
Какие чувства испытывают друг к другу приезжие и члены геолого-разведочной экспедиции? Какой момент праздника был самым важным и торжественным? Обоснуй своё мнение.

Чук и Гек вместе с мамой сами придумывали и делали ёлочные украшения. Сторож принёс им из леса чудесную ёлку: «…такой ёлки в Москве, конечно, ни у кого не было. Это была настоящая таёжная красавица – высокая, густая, прямая и с ветками, которые расходились на концах, как звёздочки». После долгой разлуки мальчики увиделись с отцом. Их радостно приветствовали все члены геолого-разведочной экспедиции.

Самым торжественным был тот момент праздника, когда все слушали по радио предновогодний звон кремлёвских курантов. «И тогда все люди встали, поздравили друг друга с Новым годом, пожелали всем счастья».

Можешь объяснить, почему Новый год – самый любимый праздник и для детей, и для взрослых? А почему люди, которые живут в разных уголках нашей родины, встречают Новый год дважды: по своему местному времени и по московскому времени?

Звон кремлевских часов объединяет людей, находящихся в разных уголках нашей страны: «И этот звон – перед Новым годом – сейчас слушали люди и в городах, и в горах, в степях, в тайге, на синем море». Слушая этот звон, люди ощущают свою причастность к жизни огромной страны, к её богатой истории и уникальной культуре.

Новый год всегда связан с ожиданием каких-то радостных перемен, подарков. В Новый год собираются за одним столом самые близкие, родные люди, друзья. С детства этот праздник связан с атмосферой сказки и ожидания чуда. И эта атмосфера действует не только на детей, но и на взрослых.

События, о которых рассказывает Аркадий Гайдар, произошли недавно или давно? Почему ты так думаешь?

Ещё раз внимательно просмотрите весь текст и найдите в нём приметы того, что события, о которых рассказывает Аркадий Гайдар, произошли давно (не в наше время).

Можно отметить, что в тексте два раза упоминается слово «красноармеец» (Чук хранил обёртки от конфет «если там был нарисован танк, самолёт или красноармеец»; около военного бронепоезда «красноармейцы весело топали, смеялись и, хлопая варежками, отогревали руки»). Сейчас солдат Российской армии так уже не называют. В коробке у Чука хранился конский волос, который в наше время в Москве достать сложно. Видимо, во времена, о которых в рассказе идёт речь, в Москве были не только автомобили, но ещё оставались и лошади. В этой же коробке Чук держал «три цветных значка от Октябрьских праздников и деньги – сорок шесть копеек, которые он …приберёг в дальнюю дорогу». Мы уже читали рассказ Драгунского «Ровно 25 кило» и знаем, что раньше на сорок шесть копеек многое можно было купить (на с. 66 объясняется, что можно было купить на 15 копеек). Можно обратить внимание на то, как называется часть одежды мальчиков: «Сторож сдёрнул с гвоздя башлык и подвинул под нос собаке галоши Гека».
Башлык – это остроугольный колпак из сукна с длинными концами, который надевали поверх шапки для тепла. Можно объяснить и что такое галоши, поскольку сейчас их уже не носят.

Что меняется в нашей жизни с течением времени? А что для разных поколений людей остаётся неизменным, представляет собой главные ценности жизни?

С течением времени в нашей жизни меняются какие-то внешние обстоятельства: название армии и самого государства, могут поменяться денежные знаки; одежда, которую носят люди… Но для разных поколений людей остаются неизменными, представляют собой главные ценности жизни такие чувства, как любовь близких, помощь и поддержка друзей, вера в чудо, ощущение причастности к истории и культуре своей страны.

5 / 5 ( 3 голоса )

Викторина по рассказу А.Гайдара "Чук и Гек"

учени___ 3-В класса __________________________________________________________


    а) в Москве б) в Ленинграде в) в Саратове г) в Волгограде.

    Перечислите всех героев рассказа в том порядке, в котором они появлялись по ходу действия в произведении. (Папа, сторож, геологи, ямщик, почтальон, Чук, Гек, проводник, мама, пассажиры вагона, собака Смелый,) _________________________________________


    Допиши словами из текста, что делала мама? _______________________________________
    ______________________________________________________________________________

    В каком месяце пришло письмо от папы с приглашением в гости? _____________________

    Как Чук и Гек готовились к далёкому путешествию? ________________________________
    ______________________________________________________________________________
    ______________________________________________________________________________

    Сколько денег хранилось у Чука в коробке? ________________________________________

    Из-за чего Чук и Гек поссорились перед отъездом? __________________________________
    ______________________________________________________________________________

    Почему братья решили скрыть пропажу телеграммы? ________________________________
    ______________________________________________________________________________

    Какой выход из положения придумал Чук, чтобы им не попало? _______________________
    ______________________________________________________________________________ Как по-твоему, промолчать о чём-то – это соврать или нет? ___________________________ Что же лучше – промолчать или соврать? __________________________________________

    В какое время суток поезд, на котором уезжали Чук и Гек, отходил от московского вокзала? ______________________________________________________________________________

    По какой причине Гек проснулся ночью в поезде? ___________________________________

    За что пристыдил Гека проводник? ________________________________________________

    От чего Гек разревелся на весь вагон? _____________________________________________

    Какое животное заинтересовалось братьями, пока мать ходила за ямщиком? ____________

    Что нашёл Чук за печкой в избушке, где ночевали в пути? ____________________________

    _________________________________________________________________________

    Сколько человек жили и работали на разведывательно - геологической базе №3? _________

    Как мать узнала, что отец посылал им телеграмму? __________________________________
    ______________________________________________________________________________

    Что было написано в телеграмме? _________________________________________________

    Зачем сторожу нужно было на двое суток в тайгу уйти? _______________________________

    Какие слова и дела подтверждают, что сторож - это добрый и любящий детей человек, который за внешней суровостью скрывает это? ______________________________________
    _______________________________________________________________________________

    Зачем Гек спрятался в сундуке? ___________________________________________________

    Почему задержались мать и Чук, когда ходили за водой? ______________________________
    _______________________________________________________________________________

    Как звали собаку сторожа, которая нашла Гека? _____________________________________

    Что принёс сторож от отца? _______________________________________________________

    Из чего придумали Чук и Гек делать игрушки на ёлку? ________________________________
    _______________________________________________________________________________

    Что принёс им сторож для этих поделок? ___________________________________________

Название гор, возле которых работал отец Чука и Гека.

Какой фрукт лежал на столике в купе, где ехали Чук и Гек?

Что потеряли Чук и Гек перед отъездом к отцу?

Что оставил сторож матери Чука и Гека для защиты от зверей, уходя в лес?

Профессия отца Чука и Гека

Человек, который управляет лошадьми, запряжёнными в сани.

Куда спрятался Гек, чтобы напугать мать и Чука?

Остроконечный капюшон с длинными концами, надеваемый поверх головного убора

Фамилия Чука и Гека ______________________________________________

    Разгадай кроссворд:

По горизонтали :

    Как звали собаку сторожа?

По вертикали :

    Вспомните нужные числа из произведения и посчитайте, сколько километров отделяло Чука и Гека от отца. __________________________________________________________________

    Сколько дней папа не был дома? ___________________________________________________

    Сколько минут (самое меньшее) мама не позволяла драчунам играть вместе? _____________

    Сколько дней мать собирала Чука и Гека в дорогу? ___________________________________

    Сколько дверей купе выходило в коридор вагона? ____________________________________

    Какую плату просил ямщик за то, чтобы довести их до места? __________________________

    На сколько дней отец просил задержаться с выездом? _________________________________

    Какое время показывали часы, когда люди во всех уголках нашей страны слушали бой кремлёвских курантов? ___________________________________________________________

    «Что такое счастье – это каждый понимал ______________________. Но все вместе люди знали и понимали, что надо _________________________, много _______________________ и крепко _______________ и _________________ эту огромную счастливую _____________, которая зовётся ____________________________________».


    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ОТВЕТЫ к викторине по рассказу А.Гайдара "Чук и Гек"

    В каком городе жили Чук и Гек?
    а) в Москве б) в Ленинграде в) в Саратове г) в Волгограде.

    Перечислите всех героев рассказа в том порядке, в котором они появлялись по ходу действия в произведении. (Папа, сторож, геологи, ямщик, почтальон, Чук, Гек, проводник, мама, пассажиры вагона, собака Смелый,) ( Папа, почтальон, Чук, Гек, мама, проводник, пассажиры вагона, ямщик, сторож, собака Смелый, геологи)

    «У мамы был странный характер. Она не ругалась за драку, не кричала, а...»?
    Допиши словами из текста, что делала мама? просто разводила драчунов по разным комнатам и целый час, а то и два не позволяла им играть вместе. А в одном часе – тик да так – целых шестьдесят минут.

    В каком месяце пришло письмо от папы с приглашением в гости? в декабре

    Как Чук и Гек готовились к далёкому путешествию? Чук смастерил себе кинжал из кухонного ножика, а Гек разыскал себе гладкую палку, забил в нее гвоздь, и получилась пика.

    Сколько денег хранилось у Чука в коробке? 46 копеек

    Из-за чего Чук и Гек поссорились перед отъездом? Гек истыкал пикой коробку Чука, в которой хранилось много нужных вещей, за что Чук переломил через колено пику Гека, а Гек выбросил в окно жестяную коробочку с телеграммой.

    Почему братья решили скрыть пропажу телеграммы? Боялись, что им обоим попадёт от мамы.

    Какой выход из положения придумал Чук, чтобы им не попало? Ничего не говорить про телеграмму, если мама не спросит.

    Как по-твоему, промолчать о чём-то – это соврать или нет? Да.

    Что же лучше – промолчать или соврать? То и другое плохо .

    В какое время суток поезд, на котором уезжали Чук и Гек, отходил от московского вокзала? Поздно вечером.

    По какой причине Гек проснулся ночью в поезде? Он захотел пить.

    За что пристыдил Гека проводник ? Гек хлопал в проходе скамейками и мешал всем спать.

    От чего Гек разревелся на весь вагон? Он перепутал своё купе и лёг на полку с чужим дяденькой и испугался.

    Какое животное заинтересовалось братьями, пока мать ходила за ямщиком? Козёл.

    Что нашёл Чук за печкой в избушке, где ночевали в пути? Пружину от капкана.

    О каком звере подумал Гек ночью, услышав звуки за окном, и кто это оказался на самом деле? О медведе, а было лошадь.

    Сколько человек жили и работали на разведывательно - геологической базе №3? 10

    Как мать узнала, что отец посылал им телеграмму? Ей об этом сказал сторож.

    Что было написано в телеграмме? Чтобы они задержались в Москве на 2 недели.

    Зачем сторожу нужно было на двое суток в тайгу уйти? Проверить капканы, но на самом деле он отправился сообщить Серёгину о приезде жены и детей.

    Какие слова и дела подтверждают, что сторож - это добрый и любящий детей человек, который за внешней суровостью скрывает это? Подарил зайца, сообщил Серёгину, искал Гека, когда тот потерялся, подарил ребятам серебряную бумагу для игрушек, принёс ёлку.

    Почему Гек оказался в сундуке? Он хотел напугать маму и Чука, но долго ждал их и уснул.

    Почему задержались мать и Чук, когда ходили за водой? На обратном пути к дому санки перевернулись, ведра опрокинулись, и пришлось ехать к роднику снова. Потом выяснилось, что Чук на опушке позабыл теплую варежку, и с полпути пришлось возвращаться. Пока искали, пока то да се, наступили сумерки.

    Как звали собаку сторожа, которая нашла Гека? Смелый .

    Что принёс сторож от отца? Ключ от комнаты и от кладовой и письмо от отца.

    Из чего придумали Чук и Гек делать игрушки на ёлку? Они ободрали все цветные картинки из старых журналов. Из лоскутьев и ваты понашили зверьков, кукол. Вытянули у отца из ящика всю папиросную бумагу и навертели пышных цветов.

    Что принёс им сторож для этих поделок? Серебряную бумагу от завертки чая и большой кусок воска, который у него остался от сапожного дела.
    Впишите загаданные слова, возьмите из них указанные буквы составьте из них фамилию Чука и Гека.

Название гор, возле которых работал отец Чука и Гека. (синие)

Какой фрукт лежал на столике в купе, где ехали Чук и Гек? (апельсин)

Что потеряли Чук и Гек перед отъездом к отцу? (телеграмму).

Что оставил сторож матери Чука и Гека для защиты от зверей, уходя в лес? (ружьё)

Профессия отца Чука и Гека. (геолог)

Человек, который управляет лошадьми, запряжёнными в сани. (ямщик)

Куда спрятался Гек, чтобы напугать мать и Чука? (сундук)

Остроконечный капюшон с длинными концами, надеваемый поверх головного убора (башлык)

Фамилия Чука и Гека Серёгин

    Разгадай кроссворд:

По горизонтали :

    К какому ущелью отправилась геолого-разведывательная партия?

    Что увидели Чук и Гек на железнодорожном разъезде?

    Как звали собаку сторожа?

    Что подарил военный Чуку в поезде? (карандаш)

По вертикали :

    Что по вине Чука и Гека так и осталось непрочитанным?

    Место добровольного заточения Гека?

    Какая фамилия была у Чука и Гека?

    Номер базы, на которую приехали Чук и Гек с мамой?

    Что обозначает псевдоним «Гайдар»?

    Вспомните нужные числа из произведения и посчитайте, сколько километров отделяло Чука и Гека от отца. (1000+1000+100=2100км)

    Сколько дней папа не был дома? (365)

    Сколько минут (самое меньшее) мама не позволяла драчунам играть вместе? (60)

    Сколько дней мать собирала Чука и Гека в дорогу? (7)

    Сколько дверей купе выходило в коридор вагона? (10)

    Какую плату просил ямщик за то, чтобы довести их до места? (100 рублей)

    На сколько дней отец просил задержаться с выездом? (14 дней)

    Какое время показывали часы, когда люди во всех уголках нашей страны слушали бой кремлёвских курантов? (12 часов)

    Вставьте числа из вопросов с 71 по 78 в цепочку в порядке убывания и выполните необходимые действия. Вы узнаете, сколько раз переиздавались книги с произведениями А.П.Гайдара.

    «Что такое счастье – это каждый понимал по-своему . Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить , много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю , которая зовётся Советской страной ».

    А что значит для тебя счастье? ____________________________________________________
    _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сегодня второклассники рассуждали: "Что для нас счастье?"

«Что такое счастье – это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовётся Советской страной...» Эти слова из рассказа Аркадия Петровича Гайдара и стали началом нашего путешествия!

Ребята прочитали рассказ "Чук и Гек", и, работая в группах, расшифровали кодовое слово.
Необходимо ответить на вопросы и выписать по порядку буквы из помеченных клеточек:


Аркадий Петрович Голиков (Гайдар - псевдоним писателя) родился 22 января 1904г. в городе Льгове. Его родители, Пётр Исидорович и Наталья Аркадьевна работали учителями. В их доме неизменно присутствовал дух знаний и поэзии. С 1912 года семья переехала жить в Арзамас. Здесь прошли два счастливых года жизни Аркадия. Здесь он поступил в 1 класс реального училища. Он отлично учился, особенно по литературе, сочинял стихи, участвовал в самодеятельных спектаклях, выступал на вечерах.
Но в 1914 году началась Первая мировая война, и отца Аркадия в первые же дни забрали на фронт. Сын активно принимал участие во всех событиях в городе и обо всём писал отцу на фронт.
К 17 годам Аркадий становится командиром полка, а затем командующим целым боевым районом. Но в 1923 году из-за ранения заболел, долго лечился и был уволен в запас.
«С тех пор я стал писать. Вероятно, потому, что в армии я был ещё мальчишкой, мне захотелось рассказать мальчишкам и девчонкам, какая она была жизнь, как оно всё начиналось да как продолжалось, потому что повидать я успел всё же немало» - писал Гайдар.



Его произведения «Школа», «Военная тайна», «Судьба барабанщика», «Чук и Гек», «Тимур и его команда» любимы уже несколькими поколениями читателей.
С первых дней Великой Отечественной войны Гайдар ушёл на фронт военным корреспондентом газеты «Красная звезда», воевал в партизанском отряде и погиб 26 октября 1941 года, прикрывая отход товарищей.
На месте гибели и на родине Гайдара установлены памятники, но лучший памятник писателю – это его книги, которые читают и перечитывают до сих пор.



Хотите узнать, сколько раз переиздавались книги писателя?
Ответьте на следующие вопросы и вставьте полученные числа в цепочку в порядке убывания и выполните необходимые действия:
  1. Сколько дней папа не был дома?
  2. Сколько минут (самое меньшее) мама не позволяла драчунам играть вместе?
  3. Сколько дней мать собирала Чука и Гека в дорогу?
  4. Сколько дверей купе выходило в коридор вагона?
  5. Какую плату просил ямщик за то, чтобы довести их до места?
  6. На сколько дней отец просил задержаться с выездом?
  7. Какое время показывали часы, когда люди во всех уголках нашей страны слушали бой кремлёвских курантов?

1. Жили-были два брата: Чук и Гек. Жили они с матерью в далёком огромном городе. И, конечно, город этот назывался...?

Москва.

2. «У мамы был странный характер. Она не ругалась за драку, не кричала, а...»?

«...просто разводила драчунов по разным комнатам и целый час,
а то и два не позволяла им играть вместе».

3. Чук и Гек были храбрыми братьями. Они это доказали. Как?

Прогнали камнями заскочившую во двор чужую собаку.

4. Собираясь в путешествие, братья вооружились. Чем?

«Чук смастерил себе кинжал из кухонного ножика;
а Гек разыскал себе гладкую палку, забил в неё гвоздь, и получилась пика».

5. Чук был очень запасливым. В металлической коробочке он хранил серебряные бумажки от чая, галчиные перья, конский волос и конфетные обёртки. Какие?

Если там был нарисован танк, самолёт или красноармеец.

6. Гек был разиня, но зато он умел...?!

Петь песни.

7. Коробочку не нашли. Телеграмма от отца не была прочитана. Как решили поступить братья?

Ничего не говорить.

«Если мама спросит, где телеграмма, — мы скажем.
Если же не спросит, то зачем нам вперёд выскакивать?»

8. Как бы вы поступили на месте братьев?

9. И вот всё семейство уже едет в поезде. Ночь. Все спят. Только Геку не спится, он надел валенки, приоткрыл дверь и вышел в коридор... Чем закончилось это ночное путешествие?

Заблудился (громкое чтение эпизода).

10. «Распахнулась дверь, и с фонарем в руках в избу вошёл сторож...» Какое впечатление он произвел на братьев?

Злой, грубый дядька. «Чук и Гек обиделись:
Чук — потому, что его назвали толстым, а Гек — потому, что он всегда считал себя похожим на отца больше, чем Чук».

11. Хозяйственный Чук и в таёжной сторожке нашёл, чем разжиться.

Пружина от капкана и патрон от охотничьего ружья.

12. Фантазёр Гек спросил брата: «А что, если бы волшебники были на самом деле?» Он хотел попросить слетать к папе и сказать ему, что они давно приехали. Что бы вы попросили у волшебника?

13. Мама и Чук пошли за водой. Гек остался дома. Вернувшись, они не обнаружили Гека. Он исчез. Пожалуй, самый напряженный момент рассказа. Вы согласны? С вами случалось подобное?

14. Когда мы читали о похождениях Гека по ночному поезду, нам было весело. Спрятавшись в сундук, Гек хотел пошутить. Шутка удалась? Почему?

15. Рассказ заканчивается такими словами: «Что такое счастье — это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной». А как ВЫ понимаете счастье?

Литературное состязание по рассказу «Чук и Гек»

Папа Чука и Гека жил

а) у Белых гор

б) у Синих гор

в) у Голубых гор.

Мама за драки Чука и Гека...

а) ругала и кричала на них

б) ставила в угол

в) разводила по разным комнатам.

Чук и Гек с мамой приехали

а) на разведывательно-геологическую базу № 2

б) на разведывательно-геологическую базу № 4

в) на разведывательно-геологическую базу № 3.

Жили Чук и Гек с матерью в далёком огромном городе, лучше которого и нет на свете. И конечно этот город называется...

а) Ленинград

б) Москва

Полушубок сторожа был рван, потому что...

а) с медведем не поладил

б) с зайцем дробь выбивал

в) с лисой в прятки играл.

Где спрятался Гек:

а) на печке

б) в сундуке

в) в тайге.

Башлык — это...

а) тёплый головной убор из сукна

б) вкусный суп

в) порода собак

Определите, кто это

«Разыскал гладкую палку, забил в неё гвоздь, и получилась пика, да до того крепкая, что если бы чем-нибудь проколоть шкуру медведя, а потом ткнуть этой пикой в сердце, то, конечно, медведь сдох бы сразу». (Гек.)

Любил спать с краю. (Гек.)

Смастерил себе кинжал из кухонного ножика. (Чук.)

На год старше брата. (Чук.)

Умел петь песни. (Гек.)

Тайно притащил с собой в постель пружину от капкана. (Чук.)

На опушке позабыл тёплую варежку. (Чук.)

«Он не любил, чтобы кто-либо обижал его мать, хотя бы это и был человек, который мог поссориться и подраться с самим медведем». (Гек.)

«Убери лишнее»

На карточках даются описания. Нужно убрать лишнюю карточку.

1) Гек увидел из окна поезда:

Луна, да такая огромная, какой в Москве не бывает.

Вот лесной домик. В огромных валенках, в одной рубашке и с кошкой в руках выскочил на крыльцо мальчишка.

Будка и часовой в тулупе.

Станции большие и совсем крохотные.

Поезда, гружённые рудой, углём, брёвнами, и эшелон с быками и коровами.

Бронепоезд.

. Страшенный козёл. (Увидел на станции, когда приехали.)

2) Сокровища, которые собирал Чук в Москве:

Жестяная дудка.

Три цветных значка.

46 копеек в дорогу.

Конский волос.

Галчиные перья для стрел.

Плоская металлическая коробка.

Серебряная бумажка из-под чая.

. Карандаш с наконечником из жёлтого патрона. (Получил в подарок от военного в поезде.)

Вопросы для обсуждения повести «Судьба барабанщика»

1. От чьего лица ведется рассказ в повести?

2. Что вы можете рассказать об отце Сережи?

3. Какие отношения были у Сережи с отцом?

4. Какие чувства охватили Сережу после ареста отца?

5. При ответе на два последних вопроса хорошо было бы использовать заранее подготовленное выразительное чтение отрывков наизусть, в которых говорится о взаимоотношениях Сережи и отца (например, отрывок от слов: «Помнишь, как в глухом лесу звонко и печально куковала кукушка...» до слов: «...и в доме пусто»). Выразительное чтение этих полных лиризма воспоминаний Сережи производит сильное впечатление на учащихся и помогает понять, что с раннего детства чувство любви к Родине воспитывалось в Сереже его отцом, отцом-солдатом.

6. Почему Сережа попадает под влияние темных личностей? Причину этому дети прежде всего видят в одиночестве Сережи. Учителю важно подвести учащихся к более глубокому осмыслению этого вопроса. Надо, чтобы учащиеся поняли, что «дядя» и старик Яков тонко и хитро воздействуют на Сережу. Во-первых, они играют на его лучших чувствах — на любви к Красной Армии, привитой ему отцом, на доверии к бойцам революции, все время, напоминая ему, что они «боролись и страдали, сражались под грохот канонад, сидели по тюрьмам и готовы были идти на эшафот». Кроме того, они постоянно напоминают Сереже о его «преступлениях»: продаже вещей мачехи Валентины, взломе запертого ящика стола. Используя это, они пугают его милицией, арестом, трудовой колонией для малолетних преступников.

7. С какими ребятами общался Сережа в школе и во дворе?

8. Кто был его другом?

10. Как относился Сережа к «дяде»?

11. Что больше всего его в нем привлекало?

12. Что узнает Сережа о старике Якове до отъезда в Киев?

13. Что помогает Сереже понять, что «дядя» не тот, за кого себя выдает? Почему Сережа не разоблачает его сразу же?

14. Какой момент в поведении Сережи вы считаете роковым? Что вы считаете началом падения Сережи? Докажите это.

15. Как повлияли на Сережу знакомство с семьей Грачковских и дружба со Славой?

16. Как повлияла па Сережу книжка о французе-барабанщике? В какой момент он вспомнил о маленьком герое?


Вопросы для обсуждения произведений А. П. Гайдара