"электронная система мониторинга оценки качества образования". Организация мониторинга качества образования воспитанников став-ропольского пкус использованием электронной тестовой оболочки

Программа мониторинга качества образования в ОУ включает:

1. паспорт программы

2. аналитическое обоснование програмы

3. цели и задачи программы

4. основные направления реализации программы

5. календарный план реализации

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Мониторинг качества образования в образовательном учреждении»

Паспорт программы

Наименование программы

Комплексно-целевая программа “Мониторинг качества образования в образовательном учреждении”

1. Концепция модернизации российского образования до 2010 года, утвержденная приказом Министерства образования Российской Федерации от 23.07.2002 № 2866.

2. Закон РФ «Об образовании».

3. Результаты проблемно-ориентированного анализа организации и управления мониторингом качества образования в школе.

Разработчик программы

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе МКОУ «Храмцовская ООШ», творческая группа учителей.

Основные исполнители программы

Администрация МКОУ «Храмцовская ООШ», педагогический коллектив.

Конечная цель

Создание механизмов устойчивого развития качественно новой модели мониторинга качества образования в образовательном учреждении, обеспечивающей образование, соответствующее социальному и региональному заказам.

Задачи

1. Проанализировать состояние организации и управления мониторингом качества образования в школе.

2. Изучить опыт и достижения науки и практики в области построения и применения систем мониторинга в образовательных учреждениях.

3. Разработать модель мониторинга качества образования в образовательном учреждении.

4. Осуществить отбор, адаптацию и проектирование оценочно-критериальных комплексов, методик и способов получения информации о качестве образования в образовательном учреждении.

5. Подготовить нормативно-методические документы для обеспечения мониторинга качества образования в образовательном учреждении.

6. Разработать информационно-экспертную систему для сведения, обобщения, классификации и анализа информации мониторинговых исследований.

7. Создать информационный банк по теме “Мониторинг качества образования в образовательном учреждении”.

Перечень основных направлений программы

1. Создание условий для повышения качества образования в школе.

2. Создание условий и механизмов для перехода к качественно новой модели мониторинговых исследований в образовательном учреждении.

3. Создание качественно новой модели мониторинга качества образования.

4. Разработка методических материалов по использованию мониторинговых исследований в работе по повышению качества образования.

Ожидаемые результаты

1. Достижение качества образования обучающихся образовательного учреждения, удовлетворяющее социальным запросам.

2. Создание системной организации управления учебно-воспитательным процессом.

3. Создание творческого педагогического коллектива, участвующего в планировании и разработке программ мониторинговых исследований

II. Анализ исходного состояния проблемы

Основания для разработки программы

В условиях проведенного в образовательном учреждении анализа действующих подходов к организации и управлению качеством образования выявлены противоречие и проблемы.

Противоречие

Между государственным заказом на создание условий для повышения качества образования в ОУ и отсутствием в настоящее время в школе действенной системы, позволяющей объективно оценивать все структурные элементы качества образования, своевременно осуществлять корректировку и прогнозирование развития образовательного учреждения.

Проблемы

1. Отсутствие системного подхода к управлению качеством образования в образовательном учреждении.

2. Недостаточная работа по мотивации всех участников образовательного процесса на его качество: учащихся, учителей, родителей.

3.Отсутствие адекватного рабочего инструментария, позволяющего объективно оценить все структурные элементы системы обеспечения качества образовательного процесса в ОУ.

III. Аналитическое обоснование программы

Для современного этапа развития общества характерно становление принципиально новых приоритетов в образовательной сфере, важнейшим из которых является повышение качества образования.

Концепция модернизации российского образования на период до 2011 года также определяет создание условий для повышения качества общего образования одной из основных задач образовательной политики, для достижения которой требуются системные изменения в содержании образовательной деятельности школы и управлении ею.

Существующие в настоящее время в школе подходы к организации и управлению мониторингом качества образования позволяют объективно оценивать отдельные структурные элементы системы обеспечения качества образовательного процесса.

Однако по-прежнему актуальной остается проблема построения системного мониторинга качества образования в ОУ, определяемого совокупностью показателей:

Качеством проектирования образовательной деятельности;

Качеством образовательного процесса;

Качеством педагогических условий и ресурсного обеспечения образовательного процесса;

Качеством организационной культуры образовательного процесса;

Качеством исследовательской деятельности;

Качеством управления развитием человеческого потенциала;

Качеством результатов образовательной деятельности.

Проблемно-ориентированный анализ позволил установить, что для определения качества образования в ОУ необходимы:

  1. во-первых, критерии и показатели оценки качества образования;
  2. во-вторых, контрольно-измерительные материалы оценки качества образования в ОУ;
  3. в-третьих, работа педагогического коллектива по изучению вопроса качества образования, что позволит увидеть те направления и элементы образовательного процесса, которые следует совершенствовать;
  4. в-четвертых, системная работа в данном направлении.

Программа “Мониторинг качества образования в образовательном учреждении” направлена на создание механизмов устойчивого развития качественно новой модели мониторинга качества образования в образовательном учреждении, обеспечивающей образование, соответствующее социальному и региональному заказам; предполагает системную организацию управления качеством образования и определяет важнейшие психолого-педагогические условия, обеспечивающие его успешность.

Под качеством образования понимается такая совокупность его свойств, которая обуславливает его приспособленность к реализации социальных целей по формированию и развитию личности в аспектах ее обученности, выраженности социальных, психических и физических свойств.

Управление качеством образования – системное, скоординированное воздействие как на образовательный процесс, так и на комплекс других связанных с ним основных, управленческих и поддерживающих процессов с целью достижения наибольшего соответствия параметров функционирования образовательной системы, ее социальных и педагогических результатов установленным и предлагаемым требованиям, нормам, стандартам и ожиданиям.

Составляющие качества образовательного процесса

Качество основных

условий

Качество реализации образовательного процесса

Качество результатов

Управление

Кадровое обеспечение

Научно-методическая работа

Финансово-хозяйственное обеспечение

Психологический климат

Преподавание (оценка и самооценка)

Педагогические и информационные технологии

Профессиональный рост

Обученность

Сформированность ЗУН

Сохранение физического и психического здоровья

Успешность в социуме

Мониторинг представляет собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации о состоянии образовательной системы или отдельных ее элементов.

Мониторинг - специально организованное, целевое наблюдение, постоянный контроль и диагностика состояния на базе существующих источников информации, а также специально организованных исследований и измерений.

Мониторинг качества образования позволяет осуществлять оценку динамики ключевых составляющих качества образования, включая качество основных и управленческих процессов, качество участников образовательного процесса, качество содержания образования, качество реализации программ основного и среднего (полного) общего образования.

При разработке модели мониторинга качества образования за основу взяты следующие оценочные показатели:

  1. уровень обученности учащихся по базовым образовательным программам;
  2. уровень воспитанности учащихся;
  3. уровень участия в конкурсах учащихся;
  4. поступление выпускников;
  5. состояние здоровья и психического развития учащихся;
  6. динамика правонарушений учащихся.

Наряду с показателями личной результативности учащихся (обученность, воспитанность, развитость, сохранение физического и психического здоровья) используются системные показатели организации образовательного процесса, функционирования и развития образовательного учреждения:

  1. организация и развитие образовательного процесса;
  2. управление образовательным процессом, различные формы обучения в школе;
  3. уровень выполнения государственных программ;
  4. профессиональное образование педагогов (результаты аттестации и повышение квалификации педагогов);
  5. участие учителей в профессиональных конкурсах;
  6. уровень информатизации обучения и управления;
  7. показатели владения учителями инновационными технологиями;
  8. состояние и развитие материально-технической и учебно-материальной базы (показатели оснащенности кабинетов, фонд библиотеки, учебно-методические комплекты по предметам обучения).

IV. Цели и задачи программы

Конечная цель программы: создание механизмов устойчивого развития качественно новой модели мониторинга качества образования в образовательном учреждении, обеспечивающей образование, соответствующее социальному и региональным заказам.

Цели программы:

  1. создание качественно новой модели мониторинга качества образования в образовательном учреждении, адаптированной к условиям функционирования школы и выявленным проблемам, обеспечивающей образование, соответствующее социальному и региональному заказам:достижение обучающимися ОУ качества образования, удовлетворяющего социальным запросам;
  2. создание системной организации управления учебно-воспитательным процессом;
  3. создание творческого педагогического коллектива, участвующего в планировании и разработке программ мониторинговых исследований.

I. Основные направления реализации комплексно-целевой программы.

Разработка модели мониторинга качества образования в образовательном учреждении.

Разработка плана действий в ходе реализации программы по основным направлениям деятельности образовательного учреждения:

  1. общеобразовательному;
  2. воспитательному;
  3. методическому.

Корректировка содержательной, организационной и управленческой сторон в процессе реализации программы.

Определение эффективности применяемых методик для оценки качества образования.

Оценка эффективности программы.

Задачи программы:

  1. проанализировать состояние организации и управления мониторингом качества образования в школе;
  2. разработать модель мониторинга качества образования в ОУ;
  3. осуществить сбор способов получения информации о качестве образования в ОУ;
  4. подготовить нормативно-методические документы для обеспечения мониторинга качества образования в ОУ;
  5. разработать информационно-экспертную систему для сведения, обобщения, классификации и анализа информации мониторинговых исследований;
  6. создать информационный банк по теме “Мониторинг качества образования в ОУ”.

Этапы реализации программы

1. Аналитическо-проектный (2012 г.)

Основные виды деятельности:

Анализ состояния организации управления мониторингом качества образования в школе;

Изучение нормативных документов, научной и методической литературы по теме;

Мотивация субъектов образовательного процесса на осуществление мониторинговых исследований;

Разработка модели мониторинга качества образования:

  1. определение направлений мониторинговых исследований;
  2. определение критериев, показателей, исполнителей мониторинговых исследований;
  3. осуществление сбора способов получения информации о качестве образования;
  4. разработка рабочего инструментария для проведения мониторинговых исследований, обработки, хранения, представления информации (методики, тестовые комплексы, анкеты, бланки и т.д.)

Подготовка нормативно-методических документов и материалов для обеспечения функционирования мониторинга качества образования.

II. Основной (2013-2014гг.)

Основные виды деятельности:

  1. разработка системы мероприятий по реализации программы по основным направлениям деятельности образовательного учреждения;
  2. реализация программы «Мониторинг качества образования в ОУ»;
  3. педагогический совет «Качество образования: запросы, оценки, пути достижения»;
  4. корректировка содержательной, организационной и управленческой сторон в процессе реализации программы;
  5. определение эффективности применяемых методик для оценки качества образования;
  6. оценка эффективности осуществления программы.

III. Обобщающий (2015 - 2016 гг.)

Основные виды деятельности:

  1. обработка, анализ, систематизация информации;
  2. сопоставление полученных результатов поставленным целям;
  3. анализ затрат времени, усилий, средств;
  4. подготовка аналитических материалов;
  5. создание информационного банка по теме «Мониторинг качества образования»;
  6. принятие управленческих решений по результатам оценки качества образования;
  7. доработка и коррекция модели мониторинга качества образования в ОУ.

Ожидаемые результаты

  1. создание ценностно-мотивационного поля для реализации идеи мониторинга качества образования;
  2. отработка технологии мониторинга качества образования на уровне ОУ;
  3. внедрение основных блоков информационного обеспечения мониторинга качества образования;
  4. отработка процедуры получения диагностической информации о результатах обученности, состояния здоровья учащихся, профессионализма педагогических и руководящих кадров;
  5. получение сведений о состоянии качества основных видов деятельности и результатов работы как в целом по школе, так и по отдельным методическим объединениям;
  6. осуществлёние анализа результатов самообследования ОУ по качеству образования;
  7. создание банка данных по результатам мониторинговых исследований качества образования;
  8. рост личностных достижений педагогических работников и обучаемых.

Способы и каналы получения информации:

  1. анализ статистических данных;
  2. анкетирование; тестирование,
  3. экспертное оценивание;
  4. анализ документов;
  5. диагностические методики и процедуры.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Храмцовская основная общеобразовательная школа»

Календарный план реализации основных направлений

программы «Мониторинг качества образования»

Задачи по

направлениям

Действия

Звено

управления

Ответственный

исполнитель

Сроки

Аналитическо-проектировочная деятельность

Задачи:

1.Определение основных подходов, теоретико-методологической базы качества образования.

2. Определение компонентов, объектов и субъектов мониторинга качества образования.

3. Анализ состояния УВП и данных мониторинга за предшествующие годы .

4. Подготовка условий для организации преемственного перехода работы школы от диагностики результата к системному мониторингу качества образования.

Организационные условия.

1.Подготовка педагогического коллектива к проведению системного мониторинга качества образования: качества основных условий, качества реализации образовательного процесса, качества результатов.

2.Планы работы школы

3.Планы работы МО

Научно-методические условия

1. Изучение литературы по теме « Качество образования. Мониторинг качества образования».

2. Обоснование актуальности проблемы.

Кадровые условия

1.Создание творческой группы.

2.Формирование внутришкольной службы мониторинга - контрольно-методического подразделения для реализации программы «Мониторинг качества образования»

Нормативно-правовые условия

1.Концепция модернизации российского образования

2. План работы школы

Администрация

Администрация

Руководители МО

Зам. директора по УВР

Зам.директора по УВР

Зам.директора по УВР

Т.А.Балахонова

С.В. Липская

В.А.Зенкова

Т.А.Балахонова

С.В. Липская

В.А.Зенкова

С.В. Липская

В.А.Зенкова

С.В. Липская

В.А.Зенкова

С.В. Липская

В.А.Зенкова

Творческая группа

С.В. Липская

В.А.Зенкова

Ноябрь-декабрь 2012г.

2012 – 2013гг.

май, 2013

Ноябрь-декабрь

2012г.

Ноябрь 2012г.

ноябрь-декабрь 2012г.

II.Организацион-но-практическая деятельность

Задачи:

2.Обобщение, классификация и анализ информации.

3.Выявление типичных признаков успеха и недостатков управленческой и педагогической деятельности.

4. Выявление основных тенденций развития обучающихся.

5 .Продолжение формирования «банка данных».

Организационные

Условия.

1.Наблюдение уроков, внеклассных мероприятий, родительских собраний.

2.Ознакомление с планами работы, журналами, банком данных накопленной педагогом информации об учащихся.

3.Тестирование и анкетирование.

4.Административные контрольные тесты.

6. Собеседования с учащимися, педагогами, родителями.

7. Диагностика уровней обученности.

8.Диагностика результативности участия в школьных, районных и муниципальных предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, международных конкурсах

9.Диагностика результатов итоговой аттестация за курс основной школы (ГИА).

10.Мониторинг социального заказа на образовательные услуги.

Научно-методические условия

Положение об утверждении комплексно-целевой программы «Мониторинг качества образования в ОУ», о деятельности внутришкольной Службы мониторинга (ВСМ), плана работы ВСМ.

Мотивационные

Условия

1.Знакомство Управляющего Совета с системой мониторинга.

2. Ознакомление педагогического коллектива с системой мониторинга качества УВП.

Кадровые условия

Обучение членов администрации, педагогов на курсах повышения квалификации

Условия

стимулирования

Предоставление отгулов, методических часов.

Нормативно-правовые условия

1.Учебный план ОУ, образовательные программы.

2.Планы работы МО по диагностике качества.

3. Результативность участия педагогов и учащихся в школьных и внешкольных мероприятиях и др.

Зам.директора, учителя-предметни-

ки, классные руководители

Замдиректора по УВР, учителя

Администрация

Зам.директора по УВР

Руководители МО

С.В. Липская

В.А.Зенкова

Т.А. Балахонова

С.В. Липская

В.А.Зенкова

В течение года

Раз в полугодие

По графику

По плану

По планам кл. руководителей,

Раз в полугодие

Раз в полугодие

Июнь, август

Июнь, август

Сентябрь-ноябрь

2012г.

В течение года

В течение года

В течение года

май 2012

Обобщающе-внедренческая деятельность.

Задачи:

1.Сопоставление полученных результатов с поставленными целями.

2.Систематизация, анализ и оценка качества полученных результатов.

3.Анализ и описание найденных форм работы, применяемых технологий.

4.Выявление проблем и определение путей их решения.

5.Социализация результатов.

Организационные условия.

1.Составление аналитических материалов на основе мониторинговых процедур.

2.Обработка информации:

Систематизация;

Анализ;

Выводы.

3.Сопоставление полученных результатов поставленным целям.

4.Обсуждение полученных результатов.

7.Принятие управленческих решений по результатам оценки качества УВП.

8.Создание информационного банка по теме «Мониторинг качества в ОУ»; размещение информации на сайте МКОУ «Храмцовская ООШ»

Научно-методические условия

1.Программа «Мониторинг качества УВП в МКОУ

Замдиректора по УВР, руководители М/О

С.В. Липская

В.А.Зенкова

Г.В. Милято

Т.А. Яркина

В течение 2014 – 2015 уч. г.

Критерии системы оценки качества образования

МКОУ «Храмцовская ООШ»

Показатели для учащихся

Ценностно-смысловая компетентность:

1) сформированность положительной мотивации;

2) осознание своей роли и предназначения;

3) умение выбирать целевые и смысловые установки для действий и поступков, принимать решения.

Общекультурная компетентность:

1) осведомленность ученика в вопросах познания;

2) владение эффективными способами организации своего досуга;

3) уровень воспитанности учащихся;

4)владение познанием и опытом деятельности.

Умение самостоятельно добывать, анализировать и отбирать информацию, сохранять и передавать ее;

1) эмоциональная отзывчивость, эмпатия, толерантность;

2) овладение конкретными навыками, поведенческими реакциями, умением решать конфликтные ситуации;

3) сформированность навыков работы в группе, выполнение различных социальных ролей в коллективе;

4) умение представлять себя.

Социально-трудовая компетентность:

1) сформированность навыков самоуправления;

2) сформированность гражданских качеств;

3) готовность к поликультурному общению.

4) осведомленность в области социально -трудовой сферы, сферы семейных отношений, в вопросах экономики и права.

Компетентность личностного самосовершенствования:

1) знания и умения применить навыки здорового образа жизни;

2) сформированность психологической грамотности, культуры мышления и поведения;

3) степень комфортности школьника в образовательной среде.

Учебно- познавательная компетентность:

1) знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки;

2) владение креативными навыками продуктивной деятельности.

Показатели для педагогов

Профессиональная поисковая и исследовательская активность:

* повышение квалификации и профессиональная переподготовка в течение отчетного периода (при этом аттестация должна учитывать разнообразные, в т. ч. и нецентрализованные формы повышения квалификации, в частности, в рамках сетевого взаимодействия с инновационными школами, участие в мастер -классах, конференциях, круглых столах и т. д.);

* участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах

Владение инновационной деятельностью:

* обобщение и распространение собственного педагогического опыта на различных уровнях (проведение собственных мастер- классов, выступления на семинарах, конференциях, круглых столах и др.);

* отзывы ведущих специалистов, являющихся экспертами в области данной проблематики.

Дидактико -методическая компетентность:

* соответствие методических приемов образовательным задачам;

* адаптированность методических приемов и средств к возрастными и индивидуально -типологическими особенностям школьников.

Коммуникативная компетентность:

* организация команды с варьированием позиции партнерства и лидерства участников образовательного процесса;

* моделирование эффективного для образовательных и воспитательных целей диалогового взаимодействия «учитель – ученик», «ученик – ученик».

Информационная компетентность:

Готовность к работе с информацией, умения

* отбирать необходимую информацию;

* систематизировать, критически оценивать и анализировать ее с позиции решаемой задачи;

* использовать полученную информацию при планировании и реализации своей деятельности;

* структурировать имеющуюся информацию, представлять ее в различных формах и на различных носителях, адекватных запросам потребителей информации.

Кооперативная компетентность:

Готовность к сотрудничеству с другими людьми, умения

* находить партнеров для сотрудничества и объединяться с ними в группы;

* осуществлять коллективное целеполагание и планирование;

* распределять задачи и роли между участниками группы;

* действовать в роли ситуативного лидера группы и в роли исполнителя;

* координировать свои действия с действиями других членов группы, решающими общую задачу;

* анализировать и разрешать противоречия, препятствующие эффективности работы команды;

* осуществлять коллективное подведение итогов, включая самооценку коллективной деятельности и ее результатов;

* осуществлять коллективную презентацию продукта деятельности группы.

Проблемная компетентность:

Готовность к решению проблем, умение

* самостоятельно выявлять проблему в ситуациях избыточной информации;

* формулировать цель, делить цель на ряд последовательных задач;

* находить альтернативные пути и средства решения задач;

* определять наиболее и наименее выигрышные из них;

* реализовывать выбранные пути и средства решения проблемы;

* доводить решение проблемы до конца, публично представлять результаты, оценивать степень раз решенности проблемы и характер достигнутого продвижения.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ТЕСТ « Оценка способности к саморазвитию, самообразованию у педагогов ОУ в ходе мониторинга профессиональной компетентности» 1. За что вас ценят ваши друзья?

  1. а) Преданный и верный друг;
  2. б) сильный и готов в трудную минуту за них постоять;
  3. в) эрудированный, интересный собеседник.

2. На основе сравнительной самооценки выберите, какая харак теристика вам более всего подходит:

  1. а) целеустремленный;
  2. б) трудолюбивый;
  3. в) отзывчивый.

3. Как вы относитесь к идее ведения личного ежедневника, к планированию своей работы на год, месяц, ближайшую неделю, день:

  1. а) думаю, что чаще всего это пустая трата времени;
  2. б) я пытался это делать, но нерегулярно;
  3. в) положительно, так как я давно это делаю.

4. Что вам больше всего мешает профессионально самосовершенствоваться, лучше учиться?

  1. а) Нет достаточно времени;
  2. б) нет подходящей литературы;
  3. в) не всегда хватает силы воли и настойчивости.

5. Каковы типичные причины ваших ошибок и промахов?

  1. а) Невнимательный;
  2. б) переоцениваю свои способности;
  3. в) точно не знаю.

6. На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит:

  1. а) настойчивый;
  2. б) усидчивый,
  3. в) доброжелательный.

7. На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит:

  1. а) решительный:
  2. б) любознательный,
  3. в) справедливый.

8. На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит:

  1. а) генератор идей;
  2. б) критик;
  3. в) организатор.

9. На основе сравнительной самооценки выберите, какие качества у вас развиты в большей степени:

  1. а) сила воли;
  2. б) память;
  3. в) обязательность.

10. Что чаще всего вы делаете, когда у вас появляется свободное время?

  1. а) Занимаюсь любимым делом, у меня есть хобби;
  2. б) читаю художественную литературу;
  3. в) провожу время с друзьями либо в кругу семьи.

11. Какая из нижеприведенных сфер для вас в последнее время представляет познавательный интерес?

  1. а) Научная фантастика; б) религия; в) психология.

12. Кем бы вы могли себя максимально реализовать?

  1. а) Спортсменом;
  2. б) ученым;
  3. в) художником.

13. Каким чаше всего считают или считали вас учителя?

  1. а) Трудолюбивым;
  2. б) сообразительным;
  3. в) дисциплинированным.

14. Какой из трех принципов вам ближе всего и вы придержи ваетесь его чаще всего?

  1. а) Живи и наслаждайся жизнью;
  2. б) жить, чтобы больше знать и уметь;
  3. в) жизнь прожить - не поле перейти.

15. Кто ближе всего к вашему идеалу?

  1. а) Человек здоровый, сильный духом;
  2. б) человек, много знающий и умеющий;
  3. в) человек, независимый и уверенный в себе.

16. Удастся ли вам в жизни добиться того, о чем вы мечтаете в профессиональном и личном плане?

  1. а) Думаю, что да;
  2. б) скорее всего, да;
  3. в) как повезет.

17. Какие фильмы вам больше всего нравятся?

  1. а) Приключенческо-романтические;
  2. б) комедийно-развлекательные;
  3. в) философские.

18. Представьте себе, что вы заработали миллиард. Куда бы вы предпочли его истратить?

  1. а) Путешествовал бы и посмотрел мир;
  2. б) поехал бы учиться за границу или вложил деньги в лю бимое дело;
  3. в) купил бы коттедж с бассейном, мебель, шикарную маши ну и жил бы в свое удовольствие.

Ваши ответы на вопросы теста оцениваются следующим образом:

в)1

а)1

в)3

а)1

в)3

а) 1

в)2

а)3

в) 1

а)3

в) 1

а)2

в) 1

а) 1

в)2

а)3

в) 1

а) 1

в)2

а) 2

в) 1

а)3

в) 1

а)3

в) Г

а) 2

в)3

а) 2

в)1

а) 2

в)1

По результатам тестирования вы можете определить уровень вашей способности к саморазвитию и самообразованию.

Суммарное число баллов:

18-25 26-28 29-31 32-34 35-37 38-40 41-43 44-46 47-50 51-54

Уровень способностей к саморазвитию и самообразованию:

  1. 1 - очень низкий уровень;
  2. 2-низкий;
  3. 3 - ниже среднего;
  4. 4 - чуть ниже среднего;
  5. 5 - средний уровень;
  6. 6 - чуть выше среднего;
  7. 7 - выше среднего;
  8. 8 - высокий уровень;
  9. 9 - очень высокий уровень;
  10. 10-наивысший.


Анализ текущего состояния мониторинга качества на региональном уровне: Т енденции развития региональных структур системы оценки качества образования. Основные показатели качества образования, используемые на региональном уровне Центры оценки качества образования: функции и используемые данные. Исследования качества образования, проводимые в России за последние годы


Этапы становления региональных структур системы оценки качества образования: I этап Сопровождения аттестационных процедур (До 2000 года) Появляются либо специализированные центры и службы, либо эти направления деятельности включаются в функционал региональных органов управления и региональных институтов (центров, служб и т.п.) развития образования. II этап Эксперимент по проведению единого государственный экзамена и широкомасштабный эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования (С 2000 г) Организационное развитие уже созданных центров, инструментально- технологическое их развитие, расширение спектра проводимых в регионах исследований Появление центров (консорциумов) мониторинга качества образования III этап Создание региональных информационных центров (РИЦ) в 32 регионах Среди задача РИЦев разработка индикаторов мониторинга качества образования, а также подготовка аналитических материалов, создание и ведение баз данных по научным и педагогическим кадрам, по учебно-методическому обеспечению образовательного процесса, по образовательным проектам и программам.


Направления консолидации системы мониторинга качества образования Рекомендации по организации мониторинга качества образования на суб- федеральном уровне. Возможные организационных схемы взаимодействия муниципальных, региональных и федеральных структур в рамках национальной системы мониторинга качества образования Рекомендации по развитию систем мониторинга качества образования


Основные показатели качества образования, используемые на региональном уровне ВНЕШНИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ, В КОТОРЫХ ПРОТЕКАЕТ ОБРАЗОВАНИЕ продолжительность жизни уровень доходов количество неграмотных взрослых (на 1 тыс.) % проживающих за чертой бедности уровень безработицы вакансии на рынке труда ВРП доля бюджета на образование


Популяционные характеристики: обучающиеся рождаемость планируемые показатели детей школьного возраста статистические показатели здоровья семейная статистика дети, оставшиеся без попечения родителей статистика правонарушений Популяционные характеристики: педагогические кадры количество занятых в образовании Демографические характеристики (возраст, пол) вакансии; запросы по трудоустройству уровень квалификации Экономика образования Ежегодно выделяемые средства (федеральные, региональные, муниципальные, частные Бюджеты и затраты (федеральный, региональный, муниципальный, школьный) Ежегодные расходы в расчете на душу населения Зарплата преподавателей


Образовательные учреждения число образовательных учреждений число аккредитованных ОУ типы ОУ (городские, сельские, начальные, средние, … высшие, университеты …) основные и дополнительные источники финансирования ОУ посещаемость (средняя, в среднем ежедневно) охват профильным обучением (в средней школе) – по типам программ охват программами дополнительного образования охват по формам получения образования (очная, вечерняя, экстернат, дистантная …) количество учителей средней школы демографические характеристики учителей, уровень образования, вовлеченность в систему повышения квалификации) средняя наполняемость класса число учащихся на одного учителя число учащихся на 1 технический персонал количество работников администрации текучесть кадров показатели оснащенности учебного процесса (количество компьютеров для обучающихся, для администрации …) характеристика зданий, системы отопления, освещения и канализации Библиотечный фонд


Образовательные результаты количество получивших аттестат количество второгодников (основная школа) количество получивших справку (полная средняя школа) количество достигших базовый уровень по русскому языку и литературе (в начальной, основной, старшей школе) количество достигших продвинутый уровень подготовки по русскому языку и литературе (в начальной, основной, старшей школе) количество достигших базовый уровень по математике (в начальной, основной, старшей школе) количество достигших продвинутый уровень подготовки по математике (в начальной, основной, старшей школе) показатели грамотности по результатам международных сравнительных исследований (PISA, TIMSS) количество успешно сдавших государственные экзамены средние баллы по предметам ЕГЭ, результаты по отдельным группам (процентили) количество поступивших в высшие профессиональные образовательные учреждения количество поступивших в начальные и средние профессиональные ОУ количество приступивших к профессиональной трудовой деятельности




Основные направления деятельности Центров: проведение аттестационных процедур (в регионах – участниках эксперимента по ЕГЭ – в их число включается и проведение итоговой аттестации выпускников средней школы); проведение мониторинговых исследований (преимущественно – уровня обученности школьников, но также и социологические, диагностические исследования, физиологический мониторинг и др.); аналитическая деятельность; научно-методическая деятельность в области теории и практики педагогических измерений.


Функции Центров оценки качества образования: -оценивать состояние региональной системы образования, - осуществлять информационную поддержку начатого процесса модернизации образования; - прогнозировать развитие региональной системы образования с позиций.


Используемые данные: данные государственной статистики, данные итоговой аттестации учащихся данные аттестации и аккредитации образовательных учреждений, аттестации педагогических кадров, мониторинговых исследований состояния и результатов обучения по отдельным предметам.






Проблема взаимодействия структур, занимающихся мониторингом качества образования на федеральном и региональном уровнях имеет несколько аспектов. С одной стороны: 1.Имеется безусловная взаимная потребность в обмене информацией 2.Имеется потребность в методической координации исследований качества образования, проводимых на различных уровнях и в различных регионах. Отсутствие такой координации часто приводит к тому, что данные результатов разных обследований не сопоставимы и, следовательно, не дают возможность проведения сравнительных исследований 3.На региональном уровне имеется потребность в методической помощи со стороны федеральных центров в разработке инструментария и при анализе результатов обследований.


С другой стороны: 1.Подчиненность региональных центров местным органам управления образованием в ряде случаев ограничивает возможность обмена информацией 2.Отсутствие средств ограничивает возможность центров федерального уровня оказывать действенную методическую помощь региональным центрам как на контрактной основе, так и за счет собственных средств. 3.Отсутствие средств ограничивает также возможность проведения в регионах исследований, инициированных центрами федерального уровня. 4.Отсутствие полномочий не позволяет центрам федерального уровня осуществлять реальную координацию исследований, проводимых в регионах, например настаивать на коррекции инструментария и программы того или иного обследования для обеспечения сопоставимости с результатами исследований, осуществляемых в других регионах или в национальных масштабах.


Решение этой проблемы видится в двух, взаимодополняющих направлениях 1. Создание на федеральном уровне центра координации исследований качества образования с бюджетом, который позволил бы контрактовать региональные центры для проведения конкретных исследований. Недостатками этого варианта являются: ограниченность деятельности исследованиями, инициированными на федеральном уровне, риск дублирования, только частичное решения проблемы сопоставимости результатов исследований, проводимых в отдельных регионах с другими исследованиями национального или регионального масштаба низкий уровень вовлеченности региональных центров в процесс формирования единого информационно-методического поля мониторинга качества образования.


2. Создание ассоциации. Региональные центры анализа качества образования – члены ассоциации соглашаются со следующим: Перед началом каждого проводимого в регионе обследования описание этого обследования (методология, инструментарий, принципы формирования выборки и т.п.) представляются в федеральный центр, который дает свое заключение и рекомендации по корректировке методологии и пр. в целях обеспечения сопоставимости с другими аналогичными исследованиями. Региональный центр имеет полное право не принимать рекомендации, но тогда он лишается возможности сравнения своих результатов с другими. Федеральный центр оценки качества образования берет на себя функции распространения информации о результатах обследований, в той мере, в которой на это имеется разрешение разработчика. А также информирования об самих исследованиях, проводимых на национальном и региональном уровне. Функции также могут быть распределены и иначе, например, один из региональных центров может взять на себя формирование и поддержку базы данных по исследованиям качества образования, но остальные участники Ассоциации обязуются предоставлять по возможности полную информацию о методологии и результатах обследований. Средства на осуществление общих координационных и информационных функций могут формироваться за счет финансирования со стороны Министерства образования, взносов участников и других источников.


Организационно-технологическая схема анализа качества образования Разработка методологии и программы обследования Проведение обследования Обработка результатов Содержательный анализ Разработка методологии и программы обследования Проведение обследования Обработка результатов Содержательный анализ Постановка задачи, Разработка методологии и программы обследования Проведение пилотного обследования Проведение обследовани я Обработка результатов Содержатель-ный анализ Разработка инструментарияПроведение ЕГЭОбработка результатов Содержательный анализ Региональные Исследования Целевые обследования Единый государ- Ственный Экзамен Международные Исследования

Шипулина Жанна Сергеевна, методист
Ставропольский край

В статье представлен педагогиче-ский и управленческий опыт рабо-ты Ставропольского президентско-го кадетского училища (СПКУ) по организации мониторинга качества образовательных результатов с ис-пользованием электронных тесто-вых оболочек. Раскрываются кон-цептуальные основы и структурно-содержательные элемента системы мониторинга качества образования кадет и готовности к осуществле-нию данной деятельности методи-ческой службы и педагогического коллектива училища



Скачать свидетельство о публикации
Скачать справку о публикации Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту

Организация мониторинга качества образования воспитанников Ставропольского ПКУс использованием электронной тестовой оболочки

Информационные и коммуникационные технологии сегодня признаны ключевыми технологиями, которые являются залогом интенсивного экономического роста и двигателем научно-технического прогресса. Мы все в настоящее время живем в информационном обществе, а информатизация образования является следствием и основным фактором ускоренного развития этого общества.

Одним из приоритетных направлений информатизации образования в нашем Училище мы выделили, мониторинг и аудит знаний воспитанников с применением информационных технологий, в частности применения для этих целей электронных тестов. Сделано это было по следующим причинам: в процессе реформирования образования, введения новых государственных стандартов, коренным образом пересматриваются подходы к оцениванию результатов обученности воспитанников и, прежде всего, на завершающих этапах обучения. Пересмотру подвергаются как само содержание оценки, так и процедуры оценивания результатов учебной деятельности. Основные требования, предъявляемые к оценке знаний и умений кадет, заключаются в объективности, достоверности, конкретности и обоснованности. Адекватным современным требованиям к оценке результативности учебной деятельности методом является тест, т.к. данный метод контроля отличается повышенной инструментальностью.

Тестирование –– инструмент мониторинга и прогнозирования. Мониторинг как контролирующая и диагностическая система обеспечивает преподавателя объективной и оперативной информацией об уровне усвоения воспитанниками обязательного учебного материала, а администрацию об эффективности управления. Система компьютерного тестирования –– это универсальный инструмент для определения обученности воспитанников на всех уровнях образовательного процесса.

Для создания целостной системы оценивания образовательных результатов разработан Проект «Мониторинг качества образования воспитанников СПКУ с использованием электронных тестовых оболочек», в котором были определены следующие этапы реализации:

Выбор инструментария (программного обеспечения) для проведения мониторинга, сбора и обработки информации;

Апробация инструментария;

Разработка программного обеспечения для автоматизации сетевой раздачи теста;

Обучение преподавателей;

Разработка тестов и перенос в электронную систему;

Внедрение электронного тестирования в учебный процесс; мониторинг результатов.

Специалистами лаборатории «Инновационных образовательной технологий» Училища выбрано специальное программное обеспечение: «Система виртуального тестирования – MyTest». Данное программное обеспечение позволяет на основе электронных тестов в режиме реального времени выявить уровень успеваемости воспитанников по отдельным предметам. Данная программа предложена в Internet для скачивания бесплатно, позволяет проводить тестирование и анализировать результаты. Комплекс тестирования состоит из трех условно независимых частей: программы тестирования знаний, программы создания тестов и программы администрирования. Программа тестирования позволяет определить уровень знаний ученика в той или иной области. После прохождения теста выставляется оценка, вся информация о прохождении теста записывается в журнал.

На этапе апробации выявлено, что учебный процесс, включает тестирование с дробными функциональными задачами как внутриучилищный компонент системы. Выделено четыре уровня:

тестирование для проведения тренингового (в виде домашнего задания);

тестирование для проведения текущего контроля (тематическое, по разделам и собственно тестирование по предмету);

тестирование для проведения рубежного контроля (по блокам различных предметов);

тестирование для проведения итогового контроля (межпредметный экзамен, пробный итоговый контроль).

Для организации разноуровнего тестирования разработан модуль программного обеспечения для автоматизации сетевой раздачи теста.

Этапом обучения преподавателей в новой системе мониторинга с использованием электронных тестовых оболочек был построен на комплексе обучающих семинаров и мастер-классов:

Семинар «Мониторинг качества образования средствами тестирования», цель мероприятия обобщить теоретические знания преподавателей по составлению тестов;

Семинар «Тестовая оболочка MyTest. Редактор тестов MyTestEditor.», обучение всех участников навыкам работы в конструкторе тестов;

Мастер-класс «Использование оболочки MyTest для "сетевого тестирования"», проведение в форме ролевой игры - две команды «Кадет» и «Преподаватель», моделирование раздачи теста от преподавателя – воспитанникам.

Организация контроля за деятельностью образовательного учреждения. Термин «мониторинг качества образования» является новым для отечественной педагогики. Его появление связанно с реформированием системы образования России, проникновением рыночных отношений в сферу образования и теми противоречиями, которые возникают на рынке образовательных услуг. Важность социальной защиты потребителя образовательных услуг диктует необходимость государственного контроля за качеством образования. Мониторинг качества образования - понятие ёмкое и многогранное. В масштабах государства мониторинг качества образования представляет собой систему, главными элементами которой выступают государственные образовательные стандарты и другие нормативы (например, санитарно-гигиенические нормы), государственные органы по контролю за качеством образования, экспертные процедуры (лицензирование, аттестация ОУ и педагогических работников, государственная аккредитация ОУ, итоговая аттестация обучающихся и др.). Как видим, мониторинг базируется на стандарте, эталоне, норме. Нормирование - одно из самых необходимых условий и оснований мониторинга, поскольку именно с эталоном сравниваются фактические результаты.

Мониторинг будет эффективен, если нормы и стандарты корректно заданы. По мнению академика РАО, доктора педагогических наук, профессора М.М. Поташника, слабость педагогики в том, что она не может точно назвать параметры, критерии, показатели и т.п., по которым можно было бы определить результаты педагогической деятельности - результаты образования. Это обусловливает одну из сложнейших проблем мониторинга - проблему измеримости его показателей.



Качество образования не всегда поддаётся точному количественному измерению, ведь многие результаты образования связаны с оценкой личностного развития, воспитанности личности, что можно определить только квалиметрически - качественно. Следует подчеркнуть также, что мониторинг - это не только основа отслеживания курса движения к заявленным целям, но и механизм их корректировки и путей достижения. Для повышения качества образования, как правило, нужны нововведения, инновационный процесс.

Объекты, методы и содержание контроля. Измерение качества в современной науке рассматривается с позиции системного подхода. С этой точки зрения качество образования есть качество не только конечных результатов (знаний, умений, навыков), но и всех процессов, влияющих на конечный результат. Поэтому управление качеством образования включает в себя организацию эффективного функционирования всех элементов системы образования, то есть:

· органов управления образованием;

· образовательного процесса;

· управления образовательными учреждениями;

Управление качеством образования в образовательном учреждении выражается в организации внешнего и внутреннего контроля. Внешний контроль может включать в себя маркетинговое исследование микрорайона (расположение социально-культурных объектов; социальный статус семей обучающихся, потребности и запросы родителей в видах и качестве образовательных услуг и др.). Осуществление внешнего контроля над социальными процессами позволяет корректировать деятельность коллектива и, в соответствии с ситуацией, прогнозировать развитие образовательного учреждения, обеспечивая ему устойчивое положение на рынке образовательных услуг.

Внутренний контроль включает в себя:

· Контроль содержания социально-психологической, медико-социаль-ной, финансово-хозяйственной, санитарно-эпидемиологической и других видов деятельности;

· Контроль образовательного процесса.

К осуществлению контроля в образовании предъявляются следующие требования:

* создание единой системы контроля всех направлений воспитательно-образовательной работы образовательного учреждения;

* выявление причин, вызывающих недостатки, выработка эффективных мер, предусматривающих их устранение;

* своевременность и регулярность;

* оценка деятельности отдельных педагогических работников и всего коллектива;

* подведение итогов в соответствии с законодательством РФ.

Контроль выявляет достоинство и педагогическую эффективность труда педагогов, работы коллектива образовательного учреждения. Главным объектом контроля в образовательном учреждении выступает учебно-воспитательный процесс. В целом, можно выделить следующие объекты, методы и содержание контроля:

Объекты контроля :

· образовательный процесс;

· документация ОУ;

· методическая работа;

· санитарно - гигиенический режим;

· техника безопасности;

Методы контроля :

· наблюдение за педагогической деятельностью работников ОУ;

· анализ работы кружков, секций, студий;

· изучение и анализ документации ОУ (журналов, планов, образовательных программ, тетрадей и дневников обучающихся);

· анкетирование обучающихся, родителей, педагогических работников;

· анализ информации, полученной в беседах с родителями, учащимися и педагогическими работниками;

· анализ смотров, выставок, мероприятий и т.д.;

· изучение внеклассной работы по конкретным направлениям.

1. Контроль за состоянием методической работы в ОУ и повышением квалификации работников ОУ (работа творческих групп, самообразование, организация методических выставок, работа методического кабинета, аттестация педагогических работников).

2. Контроль за состоянием преподавания в ОУ (соблюдение требований возрастной и педагогической психологии, личностно-ориентированный подход к обучающимся).

3. Контроль за организацией, содержанием и результативностью внеурочной работы (нравственное, эстетическое, экологическое воспитание, физическое развитие, укрепление здоровья обучающихся, организация внеурочных мероприятий и др.).

4. Контроль условий совместной работы ОУ, семьи и общественности (изучение условий жизни и состояния воспитания в семье; совместная деятельность ОУ, семьи и других учреждений по воспитанию детей; качество проведения родительских собраний; участие родителей и воспитателей в деятельности совета ОУ и др.).

5. Контроль над качеством знаний, умений и навыков обучающихся.

6. Контроль за соблюдением прав и обязанностей субъектов образова-тельного процесса.

7. Контроль за организацией условий образования (профилактика заболе-ваний и охрана здоровья, санитарно - гигиенический режим, предупреждение травматизма и пожаров в ОУ и др.).

8. Контроль над выполнением решений вышестоящих органов народного образования.

9. Контроль над состоянием документации образовательного учреждения.

АТТЕСТАЦИЯ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Контроль над качеством образовательного процесса позволяет осуществлять аттестация и государственная аккредита­ция образовательного учреждения. Под аттестацией образовательного учреждения понимается экспертная процедура, направленная на выявление качества образовательного процесса в образовательном учреждении. Аттестация является основной формой государственного и общественного контроля за деятельностью образовательного учреждения. Цель и содержание аттестации – установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов. Условием аттестации образовательного учреждения являются положительные результаты итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников в течение трёх последовательных лет, предшествующих аттестации. Основными принципами аттестации образовательного учреждения являются объективность, гласность, компетентность, соблюдение норм педагогической этики. Правовое регулирование аттестации образовательных учреждений обеспечивается, главным образом, Законом РФ «Об образовании» (ст. 33) и Положением о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений (приказ Министерства образования РФ от 22.05.98 № 1327). Основные положения этих документов, касающиеся процедуры аттестации образовательных учреждений, заключаются в следующем:

1). Аттестация образовательного учреждения проводится по его заявлению государственной аттестационной службой либо по её поручению или по её доверенности органами государственной власти, органами управлением образованием и органами местного самоуправления с привлечением ведущих образовательных учреждений, общественности.

2). Аттестация проводится один раз в пять лет, если иное не предусмотрено законом.

3). Затраты на проведение аттестации оплачиваются образовательным учреждением.

4) Для проведения аттестации образовательное учреждение предоставляет в аттестационную комиссию заявление, копию своего устава, копию лицензии на образовательную деятельность, учебный план и другие документы.

5). Форма и процедуры проведения аттестации. аттестационные технологии, критерии аттестации определяются органом (службой), осуществляющим аттестацию.

6). По итогам работы аттестационная комиссия составляет заключение, которое подписывается всеми её членами и доводится до сведения коллектива образовательного учреждения.

7). В двухнедельный срок после заключения аттестационной комиссии аттестующий орган издаёт приказ о признании образовательного учреждения аттестованным или неаттестованным.

8). Отрицательное заключение аттестационной комиссии может быть обжаловано в судебном порядке только в части процедуры аттестации.

9). Положительное заключение аттестационной комиссии является условием для получения образовательным учреждением государственной аккредитации.

10). Повторная аттестация может проводиться по требованию образовательного учреждения не ранее чем через двенадцать месяцев с момента отказа ему в государственной аккредитации.

Таким образом, в содержание аттестации ОУ входят два вида экспертиз. Во-первых, экспертиза учебных планов, образовательных программ, расписания учебных занятий, классных журналов. В ходе этой экспертизы определяют, содержание образования. Второй вид экспертиз, входящих в содержание аттестации ОУ, - проверка качества подготовки выпускников.

На практике в содер­жание аттестации ОУ иногда включают экспертизу других показа­телей, например: вопросы управления образовательным учрежде­нием, методической работы, повышения квалификации кадров, осу­ществления внеклассной (воспитательной) работы, состояния материально-технического, обеспечения образовательного процесса; анализируется проведение уроков и др. Нередко от ОУ требуют про­ведения и предоставления материалов самообследования. Для учреждения, впервые выходящего на аттестацию, это, как правило, бывает очень полезно, т.к. является толчком к приведению в порядок документов, планов, осмыслению своей работы.

Государственная аккредитация образовательного учреждения проводится по итогам его аттестации. Под государственной аккредитацией образовательного учреждения понимается процедура признания государством в лице его государственных органов управлением образованием государственного статуса образовательного учреждения (типа, вида, категории, определяемых в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых образовательных программ).

Образовательное учреждение с момента государственной аккредитации. подтверждённой свидетельством о государственной аккредитации . имеет право на: 1) выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации; 2) на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации; 3) на включение в схему централизованного государственного финансирования.

Правовое регулирование государственной аккредитации осуществляется, в целом, теми же нормативно-правовыми актами, что и аттестация, а именно – законом РФ «Об образовании» (ст. 33) и Положением о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений (приказ Министерства образования РФ от 22.05.98 № 1327). Основные положения этих документов, касающиеся процедуры государственной аккредитации образовательных учреждений, заключаются в следующем:

1). Государственная аккредитация проводится Министерством образования и науки РФ, ведомственными государственными органами управления образованием, государственными органами управления образованием субъектов РФ;

2). Для получения государственной аккредитации образовательное учреждение представляет в государственный орган управления образованием следующие документы: заявление, копию заключения аттестационной комиссии, копию приказа о признании образовательного учреждения аттестованным, копию лицензии на право ведения образовательной деятельности, сведения об образовательном учреждении по установленной форме;

3). Для проведения государственной аккредитации образовательного учреждения государственный (ведомственный государственный) орган управления образованием создаёт постоянно действующую аккредитационную комиссию (коллегию), в состав которой включаются представители органа управления образованием субъекта РФ, органов местного самоуправления и (или) местных (муниципальных) органов управления образованием, профессиональных общественных организаций и объединений. а также, при необходимости, представители органа (службы), проводившего аттестацию данного образовательного учреждения;

4). Порядок работы аккредитационной комиссии (коллегии) регламентируется положением, утверждённым государственным (ведомственным государственным) органом управления образованием;

5). При установлении государственного статуса образовательного учреждения аккредитационная комиссия (коллегия) рассматривает следующие показатели:

· уровень реализуемых образовательных программ – на основании заключения аттестационной комиссии;

· направленность реализуемых образовательных программ – на основании анализа структуры учебного плана и содержательной части программ учебных дисциплин;

· структура классов (гимназические, с углублённым изучением ряда предметов и т. п.);

· качество подготовки выпускников – на основе заключения аттестационной комиссии;

· кадровое обеспечение: укомплектованность штатов, уровень квалификации педагогических, инженерно-педагогических. руководящих работников;

· информационно-техническое оснащение образовательного процесса;

· медико-социальные условия пребывания обучающихся. воспитанников, соответствующие целям и содержанию образовательного процесса.

6). Государственный статус образовательного учреждения устанавли-вается с учётом средних показателей для образовательных учреждений соответствующего типа. вида, категории на территории данного субъекта Российской Федерации;

7). Свидетельство о государственной аккредитации или уведомление об отказе в государственной аккредитации с указанием причин отказа выдаётся (высылается) образовательному учреждению в двухнедельный срок после принятия соответствующего решения.

Для того, чтобы процедура аттестации и аккредитации образовательных учреждений имела значимость для педагогических работников было предложено ввести категории образовательных учреждений . Аттестация и аккре­дитация образовательных учреждений на категорию влечетза собой их дифференцированное финансирование в зависимости от ка­чества образования. Так у работающих в них специалистов появля­ются стимулы к повышению качества своей деятельности. Для введения в действие механизма аттестации и аккредита­ции образовательных учреждений на категорию необходимо его нормативно-правовое обеспечение. Именно поэтому, совместно с депутатами Государственной Думы, были подготовлены соответствующие поправки к Закону "Об образовании", которые введены в действие Федеральным законом от 13 января 1996 года № 12-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об образова­нии". Так, в пункте 6 ст. 12 новой редакции Закона РФ "Об об­разовании" записано: "Государственный статус образователь­ного учреждения (тип, вид и категория образовательного уч­реждения), определяемые в соответствии с уровнем и направ­ленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации". В пункт 2 ст. 41 внесено дополнение: "Финансирование образовательных учреждений осуществляется на основе государственных (в том числе ведомственных) и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждым типу, виду и категории образовательного учреждения". Указанные поправки к Закону нашли свое отражение также в рассмотренном выше Положении о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений.

Таким образом, введение категорий делает механизм атте­стации и аккредитации образовательных учрежде­ний важным управленческим рычагом для развития каждого образовательного учреждения, поскольку задает практическим работникам соревновательную мотивацию по­вышения качества своей деятельности. Аттестация и аккредитация в буквальном смысле высту­пают как средство профессионального роста, роста профессио­нального сознания. Форма, в которой они проходят, часто в какой-то мере является психотерапевти­ческой, не ущемляющей достоинства личности педагога. Аттестации и государственная аккредитация обеспечивают механизм государственного контроля за эффективностью образовательного процесса, стимулируют деятельность ОУ в направлении вариативности, разнообразия и повышения качества образования.

Термин мониторинг качества образования является новым для отечественной педагогики. Его появление связано с реформирова­нием системы образования России, проникновением рыночных отношений в сферу образования и теми противоречиями, которые возникают на рынке образовательных услуг. Важность социальной защиты потребителя образовательных услуг диктует необходимость государственного контроля за качеством образования.

Слово «мониторинг» происходит от латинского слова monitor ^ (мо­нитор) и означает наблюдение за состоянием окружающей среды, техногенных систем и т.д. с целью их контроля, прогноза и охраны.

Мониторинг качества образования - понятие емкое и много­гранное. Применительно к системе дошкольного образования можно выделить следующие грани мониторинга:

систематическая и регулярная процедура сбора, экспертизы и оценки
качества образовательных услуг
дошкольных учреждений на нацио­
нальном, региональном и местном уровнях (включая конкретные
образовательные учреждения) в целях развития системы дошкольно­
го образования, своевременного предотвращения неблагоприятных или
критических, недопустимых ситуаций
в данной сфере;

Относительно самостоятельное звено в управленческом цикле,
обеспечивающее выявление и оценки проведенных действий, ме-


роприятий для установления обратной связи, т. е. о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным целям;

возможность правильно оценить степень, направление и причи­
ны отклонений.

В масштабах государства мониторинг качества дошкольного образования представляет собой систему, главными элементами которой выступают:

Разработка государственных (региональных) стандартов до­
школьного образования;

Операционализация стандартов в индикаторах (показателях,
измеряемых величинах), установление критериев, по которым мож­
но судить о достижении стандартов;

Проведение научно-педагогической экспертизы (аттестации),
сбор данных и оценка результативности и качества образователь­
ных услуг ДОУ;

Принятие соответствующих мер, обеспечивающих позитивное
развитие системы дошкольного образования, оценку результатов
принятых мер в соответствии со стандартами;

Возможность изменения, корректировки самого стандарта.

Как видим, мониторинг базируется на стандарте, эталоне, нор­ме. Нормирование - одно из самых необходимых условий и осно­ваний мониторинга, поскольку именно с эталоном сравниваются фактические результаты.

Мониторинг будет эффективен, если нормы и стандарты кор­ректно заданы. По мнению академика РАО, доктора педагогиче­ских наук, профессора М.М. Поташника, слабость педагогики в том, что она не может точно назвать параметры, критерии, пока­затели и т.п., по которым можно было бы определить результаты педагогической деятельности - результаты образования. Это обус­ловливает одну из сложнейших проблем мониторинга - проблему измеримости его показателей.


Существуют количественные и качественные способы (методы) оценки. Однако результаты качества образования, особенно на эта­пе дошкольного периода, трудно измеримы количественно. Боль­шинство результатов образования, связанных с оценкой личност­ного развития, воспитанностью ребенка, можно определить толь­ко квалиметрически - качественно, описательно или в виде балль­ной шкалы, показателей уровней развития. Определение таких показателей осуществляется в исследовательско-эксперименталь-ном режиме, а оценка результатов требует экспертной оценки.

Весьма важно также, чтобы стандарт был оптимальным. Его за­вышение вызывает чрезмерную напряженность, тревогу, неуверен­ность у всех участников образовательного процесса. Заниженный стандарт расхолаживает, парализует активность, провоцирует со­стояние благодушия и безделья.


Следует подчеркнуть также, что мониторинг - это не только основа отслеживания курса движения к заявленным целям, но и механизм их корректировки и путей достижения. Сам по себе мо­ниторинг не может повысить качества образования - он только помогает его отслеживать. Для повышения качества образования, как правило, нужны нововведения, инновационный процесс.

Для осуществления мониторинга необходимо наличие аппара­та мониторинга, т. е. отдельных лиц (экспертов, менеджеров обра­зования) или коллективного органа, реализующего механизм мо­ниторинга.

В настоящее время мониторинг осуществляется практически на всех структурных уровнях системы дошкольного образования. Ниже представлена классификация видов мониторинга дошкольного об­разования.