Как заниматься репетиторством по обществознанию. Как начать работать репетитором? Личный опыт. Отсутствие выдержки с медлительными учениками

Многие из нас способны чему-то научить других людей. Желание передавать знания обычно побуждает людей становиться преподавателями и работать в школах или вузах. Но можно пойти и другим путём. Например, стать частным педагогом - репетитором.

Репетитор - человек достаточно вольный, у него нет надзирателей в виде, скажем, завуча или проректора. Однако в такой, казалось бы, вольной и творческой работе, как репетиторство, есть всяческие нюансы, которые следует учитывать и к которым необходимо готовиться, решаясь обучать кого-то на дому.

Если вы решили стать репетитором, прежде всего нужно разместить объявление.

Позаботьтесь об абсолютной грамотности текста, даже если вы собираетесь обучать гончарному мастерству, а вовсе даже не русскому языку.

Укажите район - таким образом вы отсеете заведомо неподходящих клиентов. Желательно писать свое имя полностью, а не просто «Ляля» или «Аня». Добавьте фамилию, и уровень доверия потенциальных клиентов возрастёт. Желательно также приложить и собственное фото, а не картинку вспотевшего от усердия школьника.

Теперь разберёмся, к чему нужно быть готовым, когда берёшься помогать кому-то изучать науку, пусть даже эта наука - математика в начальных классах. Расскажу на примере обучения школьников.

  1. Сразу объясняйте родителям учеников, что вы не волшебник и не сможете моментально превратить троечника в отличника. А может, и за год на четвёрку не наскребёте, потому что многое, но далеко не всё зависит от педагога. Это нужно изложить чётко, чтобы потом не было претензий. Бывают такие люди, которые искренне полагают: раз они заплатили деньги, значит, купили знания и в школе.
  2. Далеко не все ученики будут вам нравиться, но вы обязаны нравиться им , иначе они просто разбегутся. Поэтому вам - вольному скульптору детского ума - придётся попотеть, чтобы найти подход к каждому из них, не проявляя негативных эмоций. Безусловно, делать внушение ребёнку, если он не выполняет домашнее задание или опаздывает, нужно, главное - не переусердствовать. Не унижайте учеников, будьте доброжелательны, шутите, и они ответят тем же.
  3. Всегда держите обратную связь с родителями. Даже если, на ваш взгляд, обучение протекает гладко, есть прогресс, родители могут быть другого мнения. К тому же неизвестно, что дитя рассказывает про вас дома. Звоните, общайтесь, делитесь соображениями, хвалите или журите ребёнка (однако недовольство выражайте очень тактично). В общем, пусть родители вас видят или слышат. Они должны знать, что их деньги уходят не в немую пустоту.
  4. Усердно готовьтесь к занятиям, составляйте план. Не нужно рассчитывать на импровизацию и собственный педагогический талант. В каждом деле важна дисциплина и последовательность. В , пожалуй, особенно. Не переживайте, что вы можете чего-то не знать, не понять вопроса. Скажите ученику, что уточните этот момент. Разумеется, не забудьте после разобраться в вопросе.
  5. Если ученик ведёт себя из рук вон плохо - ноет, не выполняет заданий, каждые две минуты смотрит на часы, огрызается и прочее - прощайтесь с ним. Не нужно изводить себя. В итоге вы можете сорваться на ребёнка, а вам потом прилетит от родителей. Зачем портить имидж? Вежливо объясните родителям, что ребёнок, возможно, пока не готов к индивидуальным занятиям.
  6. Школьники, особенно младшего возраста, физически не могут высидеть час занятий , да ещё и тет-а-тет с преподавателем. Если ребёнок, в целом ответственный и сообразительный, под конец начинает зевать и тормозить - сократите время урока. Обязательно сообщите об этом родителям, они, скорее всего, не будут против. Соответственно, оплата уменьшится, но для нас ведь главное - результат, а , не так ли?
  7. Если после урока ученик забыл заплатить - не стесняйтесь ему напомнить. Не думайте, что он принесёт в следующий раз. Вдруг не принесёт? Мало ли: забыл, потерял, потратил на орешки. А дома об этом могут и не узнать.
  8. Приготовьтесь к тому, что расписание ваших занятий будет постоянно меняться, вам придётся подстраиваться под учеников. Мало того, воспитанники будут опаздывать или вообще пропускать занятия, зачастую без предупреждения. Желательно напоминать о занятии накануне вечером звонком или сообщением.

В репетиторстве, как и в любой другой работе, важна ответственность, усердие и нацеленность на хороший результат. Но, прежде всего, учитель - это творческая профессия, порой опустошающая даже значительный резерв духовных и физических сил.

Уважайте свой труд и труд ваших учеников. И помните: учить кого-то порой сложнее, чем учиться.

Есть ли у вас опыт работы репетитором? Поделитесь им в комментариях.

Никто не застрахован от ошибок. Начинающие специалисты - тем более. Но в некоторых профессиях: инженера, врача, учителя и других - ошибки могут дорого стоить. Данная статья - это попытка дать несколько советов, которые, возможно, позволят избежать этих ошибок.


1. Неуверенность в себе

Как говорится, «у Вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление». Приходя на урок впервые, любой репетитор должен произвести положительное впечатление, а начинающий - троекратно. Чрезмерное волнение начинающего репетитора (дрожащие руки и голос, навязчивые движения) может произвести странное впечатление, сгладить которое ему пока нечем, в отличие от преподавателя с опытом, на некоторые особенности которого в принципе можно закрыть глаза.

Неуверенность в себе и страх не понравиться ученику могут заставить репетитора неправильно выстроить линию поведения с ним - с «заигрыванием» и стиранием необходимой дистанции в отношениях, что, в свою очередь, ослабит его авторитет и позволит ученику работать вполсилы. Нельзя впадать и в другую крайность, надевая маску злого преподавателя, запрещающего и угрожающего. Маска рано или поздно слетит, обнажив ваше истинное лицо, а это позволит ученику вести себя с вами безо всякого уважения. Перед тем как идти на урок, сделайте небольшую зарядку, глубоко вдохните, поднимите голову и улыбнитесь своему отражению в зеркале. У вас достаточно знаний, чтобы передавать их другим, обаяния, чтобы понравиться людям, и уверенности, чтобы оставаться самим собой, когда вас пытаются сбивать с толку.

Не опаздывайте на урок, но если чувствуете, что всё-таки не успеете вовремя, обязательно позвоните: за сам факт опоздания вас никто не убьёт, а своим звонком вы оставите впечатление как минимум вежливого человека. Не беритесь за все предложения подряд: пока ваша ставка невысока, в разъездах с одного конца города до другого вы потратите на транспорт половину заработанных денег, время, в течение которого вы могли бы провести ещё один урок, и силы, которые вам, конечно, ещё понадобятся.


2. Бессистемность занятий, отсутствие выраженных требований

Ещё до начала занятий вы должны сформировать некий свод правил, общих для всех, а позже дополнить его пунктами, постоянными для конкретного ученика. Например, многим ученикам я настоятельно рекомендую на первом же занятии завести несколько тетрадей: для записи разного рода теории, для проверочных работ и для домашних заданий. Причём, если вы их заводите, вести их вы с учеником должны на каждом уроке, а не тогда, когда вы об этом случайно вспомните. Ученика тоже нужно приучать к порядку: он всегда должен знать, где лежат его тетради и книги, готовить их заранее и не терять. Потеря задания, с точки зрения нерадивого ученика, является весьма уважительной причиной его невыполнения. Поэтому, если вы занимаетесь не по учебникам, а по различным раздаточным материалам, порекомендуйте ученику завести для них специальную папку. Заведите и для себя ежедневник или какое-то подобие журнала: в нём будет удобно записывать пройденный материал, домашнее задание и ошибки каждого ученика, над которыми, по вашему мнению, следует в следующий раз поработать, поскольку держать всю эту информацию в голове, особенно когда учеников у вас станет много, не так уж просто.

Родителям учеников вы должны чётко и ясно сообщить стоимость занятий, дни и время, которые подходят вам, требования к ребёнку, вашу позицию по поводу отмены и переноса занятий, а также впоследствии оперативно информировать родителей о плохом поведении детей или невыполнении ими домашних заданий, не позволять им на себе ездить и без сожалений прощаться с ними, когда это начинает происходить.


3. Отсутствие плана урока

Ошибочно считать, что хорошее знание предмета позволяет не готовиться к уроку. Особенно если вы ещё в самом начале пути. Необходимо составить план, в котором указать, что именно вы будете делать на уроке и сколько времени у вас займёт выполнение каждого пункта. Но к плану нельзя относиться формально. Каким бы простым ни казался вам материал, его нужно очень тщательно проштудировать, отметив себе способы его объяснения (чем больше, тем лучше: одного всегда недостаточно), возможные трудности учеников и способы их преодоления, возможные ответы учеников на устные и письменные задания. Кроме того, вы всегда должны быть готовы к тому, что домашнее задание учеником может быть не сделано или сделано не полностью, поэтому вместо того, чтобы быстро его проверить и начать новую тему, вам придётся заняться чем-то другим. Таким образом, в плане должны быть предусмотрены несколько вариантов развития урока. Время на выполнение пунктов плана необходимо рассчитывать заранее и распределять равномерно, не углубляясь в какую-то одну задачу в ущерб остальным. Совершенно недопустимо прерывать ученика в разгар выполнения задания просто потому, что вы сами не рассчитали, как много времени оно у него отнимет.


4. Единый подход к разным ученикам

Если вы - начинающий преподаватель, то у вас, скорее всего, ещё не сформировалась обширная методическая библиотека, и для вас сейчас важно не бояться осваивать новое. У разных учеников разные проблемы и разные цели, поэтому и учебники вы должны использовать разные, а не один-два наиболее хорошо вам известных. Потратьте время на поиск и предварительное оценивание материалов, чтобы в дальнейшем не тратить его на то, что ученику совершенно не требуется. Впоследствии, чтобы облегчить поиск нужного материала по той или иной теме, можно будет составить каталог имеющихся ресурсов.


5. Неготовность отвечать на вопросы

Активные, заинтересованные ученики - настоящий подарок для любого репетитора, но головная боль для начинающего. Неожиданности подстерегают на каждом шагу: например, если вы преподаёте иностранный язык и, изучая тему «Профессии», спрашиваете ученика, кем работают его родители, то не ждите, пожалуйста, что все окажутся учителями, инженерами или врачами. Преподаватель иностранного языка может столкнуться с проблемой специфических интересов ученика, лежащих вне его языковой компетенции, и испытывать в связи с этим затруднения в переводе того или иного термина (детали самолётов, фигуры танцев). В этом случае вам не помешает ознакомиться с той или иной категорией лексики, но сообщить ученику, что вы не можете знать всего и подтолкнуть его к самостоятельным открытиям. В свою очередь, на уроке физики у ученика может оказаться свой альтернативный взгляд на причину каких-то явлений природы, и вы должны поставить себя на его место, чтобы понять его точку зрения и разъяснить любые вопросы.


6. Отсутствие выдержки с медлительными учениками

С другой стороны, ученики, не так быстро соображающие, требуют от репетитора большого самообладания, потому что кричать на них нельзя никогда, даже если очень и очень хочется. Крик и ругань пугают детей, блокируют их мыслительные процессы и порождают комплексы. Даже если вам придётся объяснять материал двадцатью пятью разными способами, прежде чем ученик поймёт, чего от него хотят, попробуйте отнестись к этому с позитивом. Вы суперпреподаватель, если вы знаете двадцать пять способов, чтобы объяснить одну тему, а вашему терпению позавидовали бы индийские йоги! К тому же, в конце концов, вы всё равно своего добьётесь, а благодарность такого ученика будет гораздо выше.


Начинающий преподаватель, студент или вчерашний студент может пребывать в некоторой эйфории от получения новых профессиональных знаний или нового статуса и от души желать научить ученика всему сразу. Такой своей щедростью он может принести вред, а не пользу, нарушить картину мира ученика и заставить усомниться в системе обучения, применяемой по данному предмету на данном этапе, особенно если речь идёт о начальной школе. Второклассник, как своё имя, выучивает, что на ноль делить нельзя, но если репетитор между делом сообщит ему, что это не совсем так, то недопонимание со школьной учительницей и снижение оценок ему гарантировано. Другая крайность&nbs;- вообще избегать любых сложностей и терминологии, даже той, которая ученику заведомо должна быть известна («дополнение», «наречие», «диффузия», «катализатор»), и пользоваться вместо них описательными оборотами, чтобы не перегружать его мозг. Необходимо твёрдо знать программу каждого класса и придерживаться её, делая поправку на глубину знаний и способности каждого конкретного ученика.

Опыт и высшее образование – основные требования для начала репетиторства. Однако для успешного индивидуального преподавания одних знаний предмета недостаточно.

  • Во-первых, необходимо иметь представление о психологических тонкостях каждой возрастной категории для выявления специфики и потребностей ученика.
  • Во-вторых, наличие творческих и организаторских способностей, немаловажно чувства юмора.

Задача педагога стать помощником и соратником, и одновременно авторитетом в глазах ребенка, добиться расположения и уважения. Важно умение доступно и понятно преподносить материал, ведь основная задача персональных занятий – заинтересовать и мотивировать к усовершенствованию и восполнению знаний.

Как стать репетитором - с чего начать

Прежде, чем заняться маркетинговой компанией, необходимо определить возрастную категорию потенциальных учеников, и предметно разобраться в своих возможностях (что предложить, чем удивить и заинтересовать). Разобраться с организационными нюансами: стоимость услуг, время работы, территориальные моменты (с выездом или на дому) и т. д. Далее заняться поиском клиентов. Сейчас рынок рекламы дает массу вариантов обнародовать информацию:

  1. В сети Интернет - доски объявлений, социальные сети, тематические сайты репетиторского дела, сайты по трудоустройству.
  2. Объявление в газету.
  3. Расклеивание объявлений поблизости школ и других учебных заведений.
  4. Рекомендации коллег, приятелей и даже родственников (по-прежнему наиболее действенный метод рекламы).

Что нужно для успешной работы

При первой встрече с учеником уделять максимум внимания деталям, для определения уровня знаний и причин сложностей с дисциплиной. Подготовить интересные тесты, вопросники, творческие задания, для установления дальнейших принципов работы.

Как стать репетитором по русскому языку, по английскому языку, по обществознанию

Для репетиторов каждого из предметов, будь то русский язык, английский, химия, физика или обществознание, существуют единые правила успешной работы:

  • исключительное знание действующей учебной программы, в любом случае это фундамент, от которого следует отталкиваться;
  • подбор интересного и отличного от школьной программы материала для каждого нового занятия;
  • подбор индивидуальных и нестандартных методов обучения (элементы игры, применение медиа технологий, наглядность и т. д.) – ученику не должно быть скучно;
  • компетентность и желание научить.

Для преподавания гуманитарных наук очень важно в своей работе как можно меньше сталкивать ученика с учебником, предпочтительно строить свою работу на диалогах, примерах из жизни, прочтении и анализе написанного, к примеру, в газетах, журналах соответствующих возрасту, или услышанного и увиденного (ауди и видеозапись).

Для тренировки грамматики и разговорной речи можно использовать интересную для ребенка популярную художественную литературу, обогащать словарный запас, как пример, методом работы с синонимическими рядами, пробовать себя в роли поэта и т.д.

Как стать репетитором по математике, по физике, по химии

С такими науками как математика, физика и химия выбор методики немного сложнее, так как в школьной программе не хватает именно наглядности и практики (опытов). Поскольку не у каждого потенциального репетитора есть возможность организовать свою мини-лабораторию, следует приблизить эти науки как можно ближе к реальной жизни – работать с тем, что есть под рукой (предметы быта, продукты питания и т.д.), а благодаря интернет-технологиям, все химические и физические реакции можно продемонстрировать с помощью видеоматериалов.

Для благополучного развития данного ремесла необходимо заработать себе авторитет, для этого нужно постоянно заниматься саморазвитием , применять на практике современные методики , не пренебрегать и классикой , делиться опытом и наработками с коллегами .

К сожалению, бывают индивидуальные случаи, когда репетитор практически бессилен, причиной могут служить разные психологические факторы, и как следствие патологическая лень, специфическая неспособность к восприятию материала и т.д. Поэтому обязательно нужно контактировать с родителями, тактично делиться наблюдениями и сообщать об изменениях в успеваемости, возможно, действуя сообща, произойдет сдвиг в положительном направлении.

1 494 0 Здравствуйте, сегодня мы расскажем вам все секреты того, как стать репетитором, с чего начать и как искать клиентов.

Зачастую родители сталкиваются с тем, что ребенок плохо усваивает материал в школе или вовсе не справляется с установленной программой обучения. Ученику не стоит вешать нос: ведь при возникновении трудностей всегда можно обратиться к репетитору. Профессия «учителя по найму» востребована и по сей день. Порой репетиторы зарабатывают больше, чем штатные учителя. Кончено, зарплата зависит от уровня преподавателя.

Профессия репетитора

Деятельность репетитора не так легка, как кажется на первый взгляд. Особенно, учитывая то, что многие ученики неусидчивы и плохо усваивают новую информацию. Именно поэтому и заработная плата частных преподавателей гораздо выше, чем у их коллег из городских школ.

Расценки устанавливаются за академический или обычный час, а расписание уроков регулируется по желанию и возможности как ученика, так и репетитора.

Плюсы профессии

  • Работать преподавателем на дому значительно проще: уже не нужно справляться с целой группой детей или подростков, вы работаете с конкретным учеником.
  • Нет отчетов и программ которым нужно строго соответствовать.
  • Не нужно отчитываться перед директором или завучем школы.
  • Репетитор сам планирует свое время и распределяет нагрузку.

Востребованность профессии

Особенно востребованы репетиторы становятся именно перед экзаменами. Например, перед ЕГЭ, ГИА, TOEFL, MBA и иными.

Найти репетитора очень просто: достаточно заглянуть на доску объявлений в интернете или в городскую газету. Так как преподавателей очень много, пробиться к вершинам профессии будет тяжело. Вам придется доказать, что вы мастер своего дела и достойны получать высокую зарплату.

Конечно, если вы уже работали учителем, то продолжать деятельность будет намного проще. Вместе с тем, вы возможно заслужили хорошую репутацию у своих бывших или нынешних учеников.

Как заняться репетиторством

  1. Чтобы обеспечить себе хороший старт, определите, какая область для вас подходит. Не беритесь за ту область знаний, в которой вы не очень сильны.

Наибольшей популярностью пользуются преподаватели иностранных языков: английского, французского, немецкого. Возраст ученик, как говорится «от мала, до велика». Это могут быть и дошколята и бизнесмены. Последняя категория граждан более платежеспособная и наиболее перспективная для вашего карьерного роста.

  1. Выберите категорию граждан, с которой вы будете работать . Это могут быть:
  • Дошколята - при подготовке к школе.
  • Выпускники школ - при подготовке к вступительным экзаменам.
  • Студенты - при подготовке к сессии.
  • Взрослые люди , стремящиеся повысить уровень своих знаний.
  • Корпоративные клиенты - это актуально для преподавателей иностранных языков, которых приглашают в компании для работы с сотрудниками.

Думая над выбором возраста учеников, руководствуйтесь тем, с кем вам проще найти язык.

  1. Составьте программу обучения.

Очень важно сделать это в начале пути. Конечно, в процессе обучения вы можете её корректировать. Но чтобы отслеживать уровень знаний учеников первоначальный план работы должен быть обязательно.

  • Разработайте тест для проверки уровней знаний на разных этапах: когда ученик пришел к вам первый раз, через месяц и в конце обучения. Так будет проще и вам и ученику, который наглядно будет видеть, чего он добился.
  • Необходимо приобрести соответствующую литературу, методические и наглядные пособия. Некоторые из них можно скачать бесплатно, на другие придется потратить деньги. Хороший учитель всегда имеет свои личные методические разработки и ориентируется именно по ним.

Одной программы будет недостаточно, если вы занимаетесь по разным предметам и с людьми разного возраста. Постарайтесь найти к каждому ученику индивидуальную систему обучения.

  1. Оформите ИП .

Многих беспокоит вопрос налогов. Для своего успокоения вы можете оформить ИП и отчислять налоги за себя. К тому же, если вы планируете работать с компаниями, вероятнее всего, с вами будут заключать договор, а значить отчитываться в налоговую вам точно придется.

Конечно, вы можете начать бед этих бухгалтерских заморочен, посмотреть как все пойдет и если успех не заставить себя ждать, оформиться официально.

Но помните, репетиторство считается одной из форм индивидуальной деятельности, и лицензированию оно не подлежит. Квалификация преподавателя должна быть подтверждена дипломом. Вместе с тем, оформление ИП станет обязательной процедурой, ведь частное преподавание - это предпринимательская деятельность .

Поэтому необходимо предусмотреть, что процент от заработанных средств будет потрачен на выплату налогов. Однако, прибыль может значительно возрасти, если студенты занимаются в вашей квартире или посредством онлайн связи. Так вы экономите на транспорте и имеете больше времени в запасе.

  1. Определитесь с типом проведения урока.
  • Онлайн (по скайпу);
  • Офлайн (посредство посещения ученика на дому или его визита к вам);

Первый способ наиболее продвинутый и набирающий популярность в наше время. Это удобно для жителей больших городов: не нужно стоять в пробках и тратить деньги на поездки по городу, чтобы добраться до частного учителя. К тому же учеников можно набирать из различных городов и даже стран.

Как ни удивительно, но оплата обучения по скайпу немного выше, чем традиционная форма обучения. Возможно, это связано с тем, что преподаватели по скайпу более современные люди, которые ценят свое время. К тому же, это позволяет проводить видео-конференции с несколькими учениками одного преподавателя, делиться уровнем знаний в группе, не собирая толпу людей себя дома. Получается полноценный учебный процесс и целый класс учеников.

Говоря о такой специфической работе, как репетитор, стоит заметить одно – важно искать подход к каждому из своих подопечных. Не всегда учитель использует видеосвязь: можно также отправлять необходимые материалы и задания по электронной почте, если ученик может самостоятельно в них разобраться и прорешать все задания.

  1. Установите расценки на свой услуги .

Интересуясь тем, как начать репетиторство, многие неуверенны в своей итоговой зарплате. Очень низкая сумма полностью отобьёт мотивацию, а вот излишне высокая отпугнет потенциальных клиентов.

Если вы уверены в качестве своих услуг, не стесняйтесь просить достаточной оплаты. При отсутствии опыта тарифы все-таки лучше снизить, пока вы не «набьете руку» в тяжелом труде частного преподавателя.

На сумму будут влиять несколько факторов:

  • Место проживания;
  • Опыт преподавательской деятельности;
  • Образования преподавателя;
  • Интенсивность занятий;
  • Гарантии учителя;
  • Сложность предмета.

Стоит заранее обговорить, будет ли оплачиваться каждое занятие, все занятия за месяц или по истечении фиксированного количества дней (например, после 5, 10, 15 уроков).

Основой успешной деятельности станет большой опыт преподавателя и высокое качество материала. Репетиторство вполне может стать основным источником заработка, а прибыль в несколько раз превысит среднюю зарплату штатного учителя.

Конечно же, необходим стартовый капитал: на покупку методических материалов, литературы. Но он быстро окупится. Вы сможете выйти на «чистый» заработок уже спустя несколько месяцев активной работы.

Итак, вы закупились необходимыми материалами и готовы приступить к работе. Начнем с самого банального: поиска учеников.

Как найти учеников для репетиторства

  1. Сарафанное радио . Работает безотказно. Расскажите всем свои знакомым, что вы решили заняться репетиторством и вы удивитесь, как к вам быстро потянутся люди. Не стесняйтесь своей профессии. По крайней мере вы не сидите на месте, а делаете все, чтобы заработать.
  2. Платные сервисы .

Существует множество сервисов, на которых можно разместить резюме. В нем обязательно укажите:

  • цену одного часа (академического или обычного);
  • предметы, подготовкой по которым вы занимаетесь;
  • ваше образование и опыт работы;
  • районы, в которых вам будет удобнее всего работать.

Оставив свои контактные данные, дождитесь звонка от предполагаемых учеников и побеседуйте с ними. Побеседовав лично, вы решите, сможете ли работать с данным человеком или нет. Желательно сразу уточнить возраст и успеваемость школьника (студента).

  1. Бесплатные сервисы .

Если вы не желаете работать через посредников, то всегда можно самостоятельно разместить объявления в газетах, журналах или на онлайн-досках объявлений (Авито, Юла, hh, работаРу и т.д.). А также на онлайн-досках объявлений в вашем городе. Зайдите в соц.сети и начните поиск бесплатных групп для размещения постов о ваших услугах.

Заведите свою страничку, где вы выложите свои дипломы и отзывы учеников. Личная страничка очень удобна не только для расписывания своих регалий и опыта работы, но и для оперативного общения с учениками. К тому же дети любят современных учителей, которые говорят на одном языке с ними, так материал усваивается лучше.

Вот какие советы дают опытные репетиторы о том, как проводить репетиторство:

  • При знакомстве с учеником и/или его родителем, сразу уточните, что успех ученика будет зависеть не только от вас, но и от усердия самого обучающегося . Если у ребенка проблемы с усидчивостью или он несерьезно относится к занятиям, не стесняйтесь говорить об этом родителям. В противном случае, через некоторое время, на вас «покатят все бочки».
  • Терпение - залог успеха . Иногда будут встречаться ученики, что говорится, не подарок. Тут важно держать себя в руках и не переходить на личности.
  • Вдохновляйте ! Постарайтесь найти подход к каждому ученику. Не важно, подросток это или взрослый дядя, замативировать можно любого.
  • Цели занятий . В самом начале обучения уточните цели ваших уроков. Какие ожидания возлагает ученик на ваши уроки, чего он хочет добиться. Поделитесь своими планами на его обучение. Поставьте перед ним четкие цели, например, что к концу года, он должен научиться тому-то и тому-то.
  • Юмор . Занятия - это работа ума. Шутите с учениками, делайте минутки перерыва и говорите на отвлеченные темы. Так информация будет усваиваться лучше.
  • Делайте обратную связь . Если ваши ученики детки, то созванивайтесь с родителями, рассказывайте про успехи и неудачи ребенка, ведь неизвестно, что он там рассказывает дома про вас. Если ваши ученики взрослые люди - раз в месяц подводите итоги обучения и просите обратную связь о ваших занятиях.
  • Всегда имейте запасной план ! Готовясь к занятиям, имейте четкий план и нормы отступления от него. Не рассчитывайте, что на месте разберетесь. Имейте в запасе дополнительные задания, если ученик справится быстро и еще останется время.
  • Не держитесь за нерадивых учеников . Не нужно изводиться себя, если вы видите, что не можете найти общего языка с учеником. Не ругайтесь с учениками, а просто попрощайтесь с ним.

Полезные статьи:

Когда вы задумываетесь о подработке репетитором (или начинаете рассматривать это как основной вид заработка), перед вами встает вопрос – как найти учеников ?!

Как начать работать репетитором: даем объявление

Не советую пользоваться дедовскими методами – клеить объявления или кидать рассылку в почтовые ящики. Даже в наш век новых технологий почти на каждом заборе висит реклама услуг репетитора. Как вы думаете, что приходит на ум потенциальному ученику, который видит такие объявления? Преподаватель не умеет пользоваться интернетом? У него не хватает денег для размещения объявлений на сайте или нет компьютера? Он не ценит труд дворников, которые потом это все срывают?

В интернете есть много бесплатных специализированных сайтов (этот , этот или этот), помогающих разместить рекламу своих услуг (но вам придется заплатить определенную сумму после получения нового ученика), есть форумы жильцов микрорайонов, куда, скорее всего не бесплатно, вы также можете подать свое объявление, чтобы найти учеников.

На сайте зарегистрировались, следующий этап презентация услуг . Кроме стандартного описания своих данных и загрузки подходящего фото вам нужно:

  • обозначить цену на занятия и их формат
  • рассказать, какой язык вы преподаете (общий или для специальных целей) и к каким экзаменам готовите (если готовите)
  • занимаетесь у себя или на выезде, а также занимаетесь ли дистанционно
  • обозначить желаемый возраст учеников, их уровень подготовки и цели обучения
  • рассказать о себе

Как начать работать репетитором: рассказываем о своих услугах

Цена занятий складывается из нескольких параметров:

  • популярность языка, который вы преподаете (преподаватели редких языков вроде корейского или польского имеют полное право просить больше, т.к. их мало кто знает, по сравнению с тем же английским)
  • ваш профессиональный опыт (и иногда образование – если вы закончили престижный ВУЗ, например, МГУ или МГИМО, можно слегка поднять цену)
  • место проведения занятий (если преподаватель выезжает к ученику, цена занятия будет выше)
  • репутация и отзывы . Набрали учеников, подготовили к экзаменам, они их успешно сдали – подвесили на сайт дипломы, опубликовали отзывы – и можно повышать цену на занятия. Хороший репетитор, как правило, стоит дороже.

Исходя из этих факторов, и просмотрев, сколько стоят репетиторы с похожими параметрами в вашем городе, надо определить продолжительность ваших занятий . До 7 лет обычно занимаются по 45 минут, с 7 – 14/15 по 60 минут, с 15 лет для большей эффективности лучше заниматься около 90 минут.

Вы можете преподавать общий язык (например, General English) или язык для специальных целей (Business English, Law English и т.д.). Последний, как правило, стоит дороже.

Дороже и подготовка к экзаменам . Исключением из правила может стать, разве что, ЕГЭ – к нему готовится очень много школьников, причем ученик часто занимается с 2-3 репетиторами по нескольким предметам одновременно, а кошелек родителей не резиновый – вот и оплачивается этот экзамен также, как и остальные занятия. А вот подготовка к международным экзаменам, типа TOEFL или IELTS, стоит больше обычных занятий.

Странной выглядит ситуация, когда репетитор (особенно почти без опыта работы) пишет, что он готовит ко всему – ЕГЭ, международные сертификаты, деловой английский … Складывается впечатление, что он хватается за все, и ничего не знает достаточно глубоко. Репетиторы с опытом работы, как правило, специализируются на чем-то одном – обучение деловому языку, подготовка к ЕГЭ или какому-то международному сертификату, и становятся экспертами в своем деле.

Место занятий. Идеальным мне кажется вариант, когда у репетитора есть свой кабинет, в котором он может создать рабочую атмосферу, где у него все под рукой. Ведь на занятия приходится таскать кучу вещей – книги (иногда их несколько к одному ученику), доп.материалы (слава богу у нас есть планшеты – туда вмещается значительная часть материалов к занятиям), для младших школьников – мяч, наглядные пособия, игрушки и т.д.

Отмечу еще занятия по skype , которые сейчас чрезвычайно популярны. Лично для меня их эффективность крайне сомнительна, хотя такие занятия очень удобны для ученика и учителя – никуда не надо ехать, комфортная обстановка, печеньки и кофе под рукой…

Многие начинающие репетиторы (и со мной такое тоже было) начинают хвататься за все возможные заказы, боясь не найти работы. Не переживайте, это просто дело времени! Если вы ответственно и с любовью относитесь к своему делу, ученики к вам потянутся. Главное – определитесь, с каким возрастом вам комфортнее всего работать. Как правило, легче работать либо со старшими школьниками, либо со взрослыми людьми. Для работы с детьми у вас должна к этому лежать душа, и нужно понимать психо-физиологические особенности разных возрастов, так что это дело вкуса.

Не берите учеников, с которыми вам потом будет некомфортно работать, просто из-за страха никого не найти!

Как начать работать репетитором: рассказываем о себе

Потенциальные ученики уже знают все нужные факты о вас, теперь нужно рассказать о себе . Вы можете посмотреть популярные странички репетиторов и как они себя рекламируют. Я в такой анкете кратко описываю свою методику, какие предъявляю требования к ученикам, и чего им следует ждать на занятиях. Это экономит и мое время, и время ученика – становится понятно, нужен ему такой репетитор или нет. Можно также указать, почему вы выбрали именно эту профессию и чем она вас привлекает. Поверьте, ученик всегда заметит, если вы любите предмет, которому обучаете, а еще лучше будет, если сумеете заразить и его своим энтузиазмом!

Итак, объявление готово, осталось отслеживать новые заказы и отбирать те, которые вам подходят (лучше по всем параметрам), чтобы потом занятия приносили радость и вам, и ученику!