Самые известные масоны: список. Известные масоны Масоны в российской империи

Со словом "масон" всплывает множество ассоциаций - герои "Войны и мира", тайные братства и обряды, интересы циничных мировых элит. Однако это не просто флер XIX века - масонские ложи сегодня так же реальны, как и тогда. Более того, они до сих пор влияют на политику. О том, остались ли еще масоны и какие они преследуют цели, рассказал писатель, основатель журнала "Русский дом" Юрий Воробьевский в программе "Радио Кузичев".

Масонство - антирелигия?

Анатолий Кузичев: Давайте поговорим про это удивительно популярное и совершенно непонятное и недооцененное понятие. Что такое масонство, кто такие масоны?

Юрий Воробьевский: Вы совершенно правы. Это действительно антитеза православию. Дело в том, что у нас существует странная такая система. Скажешь в присутствии какого-то вполне образованного, милого, нормального батюшки или кого-то из православной аудитории об этом - и сразу у твоего собеседника першение в горле, которое пытается вылиться в саркастическую улыбку, нервный тик возникает, люди прямо под стол лезут. А, например, на Афоне, где я часто бываю, и в Греции - совсем другое отношение.
Совсем недавно в Греции вышла книга архимандрита Епифания, которая у нас переведена уже на русский язык, называется "Масонство в свете Истины". Она говорит о масонстве как об антирелигии. Культ, предмет культа, некое подобие верховного существа.

А.К.: Антирелигия или самостоятельная, новая религия? Или другая религия?

Ю.В.: Можно сказать, что да, это другая религия. Это именно религия со всеми признаками, на что и указывает этот ученый архимандрит.

А.К.: То есть масонство - это религия? Новая, с другими символами веры, с другим смыслом, видимо. С другой перспективой.

Ю.В.: Масонство - это религия с огромным количеством ворованных символов, в том числе православных. Например, 33-й градус в масонстве имеет своим символом двуглавого орла. 30-й градус - всадника, побеждающего змея.

А.К.: Что за градус?

Ю.В.: Система иерархии.

А.К.: А, иерархическая система - она в градусах измеряется...

Ю.В.: Причем, вы знаете, есть такие места, где вход - рубль, а выход - десять. На первых этапах человеку говорят, что ты вступаешь в милейшее сообщество братьев. Мужской орден. Чем плохо? Ну масса таких. А потом начинают называться…

Чем масоны завлекают людей?

А.К.: Вот скажите, Юрий Юрьевич, это очень важно. Предположим, ко мне подойдет какой-то человек. Известный масон Богданов, который баллотировался даже в президенты Российской Федерации. И скажет: "Анатолий Александрович, есть предложение". Я говорю ему: "Интересно". - "Вступай в наши ряды". Я говорю: "А в чьи наши-то?" Он говорит: "Слушайте, древнейший орден, мужской".

И я спрашиваю: "Ну а смысл-то какой? Я понимаю, что мне дает моя вера, моя религия, мое православие. Я понимаю, что мне дает работа, штатная, на телеканале. А это-то мне что дает?" - спрошу я его. Что он мне ответит, интересно?

Ю.В.: Существует определенный материальный ценз. Если ты достаточно богат, то к тебе придут. Если еще не приходили - придут. Если ты влиятелен, перспективен, конечно, это может быть.

Когда я в начале 1990-х годов заинтересовался этой темой, у меня был тоже хороший эфир, прайм-тайм на "Первом канале". У меня были авторские программы. И вот, пользуясь своими журналистскими возможностями, я оказался в одной московской квартире. Милая пара, муж и жена, а в дальнейшем, уже в ближайшем дальнейшем, он станет Великим Мастером Великой ложи России. Она получит посвящение в Париже, в женской ложе.

А.К.: А имена можно говорить или нет? Или неловко?

Ю.В.: Я думаю, уже можно сказать, потому что уже бывшие. Георгий Борисович Дергачев. И его супруга, Ольга Сергеевна Горностаева, которая вот почила совсем недавно, как православный человек, о ней можно помолиться. Благодаря тому, что она поняла, куда она попала, передала мне свои документы, свои дневники, которые вылились в книгу в дальнейшем. Есть и фильм на эту тему. Книга называется "Пятый ангел вострубил". Без ложной скромности, наверное, это единственная книга о современном масонстве в России и в мире, которая документальна.

А.К.: Юрий Юрьевич, но все-таки что предлагает масонство?

Ю.В.: Масонство предлагает международные солидарные связи. Каждому человеку предлагается успех.

А.К.: А-а. Это религия успеха. Если сказать, что это религия, это религия успеха.

Ю.В.: Поощряется гордыня. Если бы бизнесмен, тебе скажут, и это на самом деле так. Ты приезжаешь в любой крупный город, берешь масонский справочник, набираешь телефон и говоришь там нужные слова: "Я брат такой-то". И тебе окажут помощь. Если ты, скажем, отставной подполковник, не дослужил, не стал генералом. Ты вступаешь в рыцарский орден, в военный, можно сказать, рыцарский орден. И через какое-то количество лет ты уже не просто генерал, ты Рыцарь Кадош или кто-то еще. Эти такие пышные названия в масонстве, по сути дела, они иногда смешные. Вот Рыцарь Кадош - по-еврейски "кадош" значит "святой". Представляете, человек говорит: "Очень приятно, я святой". Ему пожимают руки и говорят: "А я принц Востока, очень приятно".

А.К.: Красиво.

Ю.В.: Красиво, но чуть-чуть смешно.

А.К.: Модернизм какой-то просто. Сейчас, Юрий Юрьевич, о некоторых известных русских масонах.

О масонстве в России

Справка:


Александр Пушкин. Примкнул к масонам в 1821 году. Но вряд ли его отношение к тайной организации можно назвать серьезным - среди бумаг поэта были найдены счетные книги масонской ложи, которые он заполнил своими стихами.

Полководец Александр Суворов был одним из самых первых масонов в Санкт-Петербурге. В столичной ложе "Три звезды" он достиг степени Мастера. А увлечение организацией вольных каменщиков Суворов привез из Кенигсберга.

"Вечно зеленеющий лавр" - такое масонское имя носил Михаил Кутузов . Он имел высшие степени посвящения и участвовал в собрании лож Петербурга, Франкфурта и Берлина.
Историк и литератор Николай Карамзин был членом масонской ложи всего четыре года. Однако он заступился за бывших братьев во время ареста членов ордена в Москве.

Философ и декабрист Петр Чаадаев носил восьмую степень посвящения в орден из девяти возможных. Был членом санкт-петербургской ложи, однако покинул ее, разочаровавшись в бессмысленной обрядности и пустых разговорах.

Александр Грибоедов к участию в ордене относился серьезно. Целью ложи писатель и дипломат видел просвещение России.

Участник развала Российской империи Александр Керенский входил в руководство парамасонской организации "Великий Восток народов России".

А.К.: Действительно, несколько удивительных имен. Ладно Керенский, ладно даже Карамзин - но Суворов, Пушкин, Кутузов, Грибоедов…

Ю.В.: Да, это та самая обойма, которая заготовлена, которая выстреливает… И люди духовных, идеальных мотиваций. Конечно, не все из нас бизнесмены, и не все из нас прагматики. Есть и гуманитарии, кандидаты наук и начинающие писатели. Конечно, когда человеку говорят, что ты попадаешь в одну компанию с Пушкиным, Жуковским, Карамзиным… Хорошая компания, да?

А.К.: Еще с Суворовым, Кутузовым, Грибоедовым.

Ю.В.: Кстати, упомянутый вами Богданов, как я помню, просто в своем предвыборном слогане сказал: "Я представляю организацию, члены которой…" - и начинается их перечисление.
Что касается Суворова, у меня было специальное расследование - это все не так. Он был в Кенигсберге, когда его папа был генерал-губернатором нового российского региона, скажем так. Он был просто направлен отцом в ложу, прозондировать. А в масонских книгах осталось, что он присутствовал на заседании ложи. И пошло-поехало.

А.К.: А Мастером не стал?

Ю.В.: Нет, насколько я знаю.

Ю.В.: Это, конечно, желание масонов - подгрести под себя все, что только можно. Хотя, на самом деле, и без того очень много людей. Действительно, XVIII-XIX века - такое поветрие.

А.К.: А поветрие чего? Просвещения, тайны и ужасной конспирологичности? Это ужасно всем интересно…


Ю.В.: А всего одновременно. Все, о чем мы сейчас с вами говорим, напоминает мне сюжет из жития Макария Великого. Он идет по пустыне и ему встречается дьявол. Дьявол весь увешан какими-то пузырьками. Святой спрашивает дьявола: "Ты куда идешь?" - "Иду к братии". - "А что ты несешь?" - "На любой вкус".

На любой вкус. Действительно, орден имеет очень большой опыт, многовековой. Поэтому на любой вкус. Отставному офицеру, перспективному бизнесмену.

И ведь влияет. Однажды я приехал на Афон,к своему старому доброму знакомому, иеросхимонаху, который был нашим разведчиком в Афганистане, потом был большим бизнесменом, у него были заводы за рубежом. Сейчас он, в потертом подряснике, в сандалиях на босу ногу, говорит: "Слушай, привези мне свою книгу про масонов". Я ему отвечаю: "Отец, тебе зачем этот "Пятый ангел" нужен здесь, на Афоне?" - "Да ты знаешь, - говорит, - у меня остались друзья-бизнесмены в Болгарии. Когда они стали богаты, к ним пришли и говорят: "Ребята, понимаете, что мы такое? Мы - международная солидарность, бизнес". "Ну, да, мы подумаем", - ответили они. Подумали как-то так вяло. Проходит полгода, снова приходят, говорят: "Ребята, вы, наверное, не поняли нашего разговора. Болгария - очень маленькая страна. И перекрыть вам кислород, пользуясь международными…" А ребята начинают нервничать, говорят: "Как же так, мы же все-таки православные люди…" - "А, это. Да что вы! Мы вас познакомим и с батюшками, и с епископами". Блеф? Не буду сейчас комментировать этот момент.

А.К.: Нет, вы прокомментируйте, это принципиально важно, на самом деле. Ваша версия: блеф?

Ю.В.: Вы знаете, товарищ Бжезинский назвал русское православие главным врагом Америки. Помните такую цитату?

А.К.: Да, помним.

Ю.В.: Если говорить в терминах войны, "главный враг". В стан врага засылают агентов.

А.К.: Всегда.

Ю.В.: Поэтому я был сначала шокирован его словами. Блеф, не блеф? Потом подумал: ну… Неприятно вдаваться в эту тему, честно говоря. Но книгу я ему эту привез. Потому что ребята эти растерялись, все карты выбиты из рук.

Этот архимандрит, он написал: "Смотрите, что происходит в этих ритуалах. На определенном этапе посвящения там какой-то церемониймейстер говорит, когда стучат в ложу: "Кто вы такие, чего вы хотите?" - Мы дети Тьмы, хотим войти и получить Свет". Представляете себе, если это православные крещеные люди!

Тайное становится явным?

А.К.: А вообще масонские ложи - это тайные организации?

Ю.В.: Знаете, как говорят сами масоны, - это не тайная организация, это организация, которая имеет тайны.

А.К.: А есть ли справочник российских масонов? Посмотреть по именам…

Ю.В.: Да, вы знаете, есть справочник Серкова.

А.К.: Где его найти?

Ю.В.: Ну, я думаю, что тираж прошел.

А.К.: А в интернете можно, думаете?

Ю.В.: Наверное, можно.

А.К.: Справочник русских масонов. А вот современных в основном не указывают.

Ю.В.: Но многих мы знаем, они уже давали интервью.

А.К.: Например? Кроме Богданова.

Ю.В.: Дергачев, например. Раньше, когда Дергачев был Великим Мастером, он говорил: "Только, пожалуйста, ни в коем случае, чтобы мое имя нигде не было упомянуто, у нас это не принято". Сейчас, видимо, все становится проще. Задают другой вопрос. Называют имена известных политиков. Мне говорят: "Слушай, ты же там с 33-м знаком…"

А.К.: Я вот к этому аккуратно и очень долго подводил…

Ю.В.: Когда начинают называть имена, я говорю: "Друзья мои, если я не могу предъявить документа, что я могу сказать". Но я знаю одну вещь. Что еще в начале 1990-х годов в системе шотландского обряда (могучий мировой масонский обряд) в Москве была создана ложа "Аврора" для англоязычных иностранцев, работающих здесь. Потом, насколько мне известно, в эту ложу стали входить некие российские вип-персоны, узнаваемые люди.

А.К.: Из российской медиаэлиты, намекаете вы…

Ю.В.: Нет, из самой разной российской элиты, политической в том числе.
Но есть и другой момент. Дело в том, что в российской традиции все-таки не принято серьезному известному человеку об этом говорить в отличие от американской традиции. Все знают, что Вашингтон, основатель Соединенных Штатов, был масоном. Великий деятель.

А.К.: Мы даже знаем, по какому архитектурному проекту был построен Вашингтон. Не знаете эту историю? Фантастически интересная история.

Ю.В.: Да-да. Масонская архитектура.

У нас в России скрывают информацию о ложе "Аврора"…

А.К.: Почему?

Ю.В.: Да уж больно неприятные исторические вещи. Смотрите. "Золотой век" Екатерины, "золотой век" масонства. Николай Иванович Новиков и его компания арестованы в тот самый момент, когда Екатерина поняла: поветрие усиливается, и огромное количество вельмож, приближенных к ней, военных и не только, оказывается, присягают на верность не только ей, императрице, но и тому Великому Мастеру, который находится в Пруссии. В Пруссии, с которой ужасные отношения, чуть ли не до войны дошло. Говоря современным языком, попахивает государственной изменой. Первая волна антимасонских государственных актов.
Второй пиковый момент - господа декабристы. Все имели связи с какими-то масонскими, парамасонскими организациями, почти все.

А.К.: Петра Чаадаева вот вспоминали, например…

Ю.В.: И главное, куда все нити-то вели. Нити вели, в частности, в Италию. Такое было инициатическое имя Нубий, очень известный был масон. Все шло оттуда. Из Великой ложи Англии, конечно.

Ну и февральская революция. Замечательный православный публицист, архиепископ Никон Рождественский, до революции много писал об опасности масонства. И однажды он написал: "Один известный архиерей подошел ко мне и сказал: "Владыка, ну, что ты пишешь все про этих масонов? Кто их видел вообще, где они? И есть ли они вообще?" Эти вопросы мне тоже часто задают.

И вот прошло после этого разговора несколько лет - и вдруг власть в огромной стране получает Временное правительство, где 99 процентов - мифические, несуществующие масоны.

А.К.: Да, во главе с вполне конкретным масоном Александром Керенским.

Ю.А.: А Никона Рождественского не просто убили - ему отрезали голову. А это ритуальный масонский момент.

Масонские символы

Справка : Символы кругом. Колонны. Врата для посвящаемого и выход к свету для ищущего.

Колонны Храма Иерусалимского . Символические колонны напоминают исписанные иероглифами обелиски, которые возвышались перед египетскими храмами.

Ступени. Между колоннами храма могут изображаться ступени, которые символизируют испытания и очищение стихиями при получении масонского посвящения.

Мозаичный пол. За колоннами следует мозаичный пол с чередованием в шахматном порядке белых и черных клеток. Символизм чередования говорит о том, что в области наших чувств все уравновешивается со строгой точностью.

Резец и молот. Для претворения в жизнь его работы ученику даются орудия - резец, представляющий установившуюся мысль, принятое решение, и молот - волю, приводящую их в действие.

Камень. Рядом с одной колонной помещается грубый камень, с другой - кубический. Символически масонская работа состоит в том, чтобы, отесывая грубый камень, улучшать творения природы.

Молоток досточтимого Мастера. Молоток используется досточтимым Мастером ложи, первым стражем ложи и вторым стражем ложи при проведении ритуальных работ.

Отвес. Используется каменщиками для проверки вертикальности стен. Для масона отвес является символом истины. Истины не как абстрактного логического понятия, а истины как правоты слов и дел перед Богом и обществом. Уровень используется каменщиками для проверки горизонтальности поверхностей. Свободными каменщиками используется как символ равенства между людьми.

Циркуль и наугольник. В этой эмблеме циркуль изображает небесный свод, а наугольник - землю. Циркуль, совмещенный с наугольником, - пожалуй, самая распространенная из всех масонских эмблем, символов и знаков.

Книга Священного Закона. Один из трех основных светочей свободных каменщиков. Это главная книга той религии, которую исповедуют присутствующие в собрании ложи братья. Лучезарная дельта - важнейший символ масонского храма.

Всевидящее око. Треугольник с помещенным внутрь него оком, знаком просвещенности или принципа сознания.

А.К.: Из перечисления символов сразу возникает гораздо больше вопросов, чем понимания.


Ю.В.: Тема интереснейшая.

А.К.: Сразу вспоминаем герб ГДР.

Ю.В.: Да, молоточек.

А.К.: Молоточек. С этим самым, как это называется...

А.К.: А потом вспоминаем доллар с этим сияющим глазом в треугольнике. А потом… Что мы только ни вспоминаем. И думаем: "Господи Боже мой".

Ю.В.: А вы знаете, каждый из этих символов, вот навскидку, имеет для нашего сегодняшнего разговора важнейший смысл. Смотрите, эти две колонны, Яхин и Боаз, у входа в храм.
Ко всему прочему это древний гностический знак равноценности добра и зла. Если добро и зло равноценно, то нет Истины, Истины с большой буквы. Если это так, то нет никаких, на самом деле, критериев нравственности, этики. И существует сугубо масонская в этой связи тема под названием "этика во времени". То, что вчера было неэтично, сегодня этично.
Мы же сейчас уже знаем про эвтаназию ребенку в Бельгии. Так называемые окна Овертона.

А.К.: То, что было неприемлемо, вдруг становится сначала допустимо, а потом мейнстримом.

Ю.В.: Сугубо масонская, кстати, тема.

А.К.: Да? Как интересно, слушайте. Но все-таки: все эти знаки и символы, то на гербе ГДР, то на знаке доллара - все это случайность?

Ю.В.: Ну, извините, масонство просто создавало Соединенные Штаты Америки.

А.К.: А потом? Исчезло из основания?

Ю.В.: И сейчас, конечно, влиятельнейшие. Хотя иногда и говорят: "Ну, масонство было популярно в XIX веке, сейчас-то это уже музей…"

Сколько масонов и где они?

А.К.: Итак, масоны среди нас, их много. Другое дело, что они в основном не представляются…

Ю.В.: Немного.

А.К.: Немного? А как вы оцениваете их численность?

Ю.В.: Ну, я думаю, что в России масонов регулярного обряда, то есть правильных масонов, несколько сот человек.

А.К.: Но зато это все люди, если я правильно понимаю их логику, самого высшего эшелона.

Ю.В.: Не все, конечно, не все. Если говорить об Америке, то это - масонское государство.

Почему, действительно, где бы ни появлялась Америка, везде начинается война, революция, хаос.

Существует сугубо масонская формула - она, собственно, во главе всех документов, как мы раньше писали: "Пролетарии всех стран, объединяйтесь!" И там написано: "Порядок из хаоса". То есть необходимо сначала создать хаос, чтобы измученные народы мира сказали: да сколько же можно, войны, революции и все прочее, безнравственность.

А.К.: И тут такой я - весь в белом…

Ю.В.: Да, и тут выходит некто - весь в белом. На языке православной эсхатологии мы знаем, кто это.

А.К.: Да-а, слушайте, как интересно.

Ю.В.: А проект-то масонский. Дьявольский, конечно.

А.К.: С одной стороны, вывод очень прост, просто шокирующе прост. Да, действительно, есть такая структура, как и многие другие. Действительно могущественная - много народу в нее вступают, идя на поводу у собственной гордыни, у религии успеха. Более того, они выполняют то, что обещают. Как и любая сделка с этой силой, она на определенном этапе успешна. Но для нас-то с вами это ужасно. Это сатанизм и дьявольщина - вот и все.

Ю.В.: Совершенно верно. Мы говорили об измене. Об измене своему государству. Об измене Богу. Об измене самой человеческой природе. Обращаюсь к нашей православной патриотической аудитории. Хочется сказать: друзья мои с Божьей помощью останемся верными.

А.К.: Вот лучше и не скажешь. Поблагодарю, конечно, Юрия Юрьевича, автора книги "Пятый ангел вострубил"? И постскриптум про доллар…

Cправка:

давайте посмотрим на доллар.

Начнем с его лицевой стороны: сразу обращаем внимание на герб Министерства финансов США.

Затем перемещаемся к цифре 1 справа вверху. Из-за внутреннего верхнего левого угла щита за цифрой выглядывает сова - символ сатанинского Богемского клуба, прописанного в Богемской роще.

Далее видим пирамиду, на вершине которой всевидящее око, у основания пирамиды те самые римские цифры. Складываем их - и получаем число 666. Под пирамидой лозунг: "Novus Ordo Seclorum". Дословно означает "Новый порядок веков". Но правильнее, особенно сегодня, - "Новый мировой порядок", о котором так часто говорят элиты мира.

Давайте дорисуем пирамиду до иудейской звезды. Углы указывают на буквы, образуя слово "mason". Выше пирамиды видим "Annuit Coeptis" - "Он содействовал нашим начинаниям", или "Время начала". "Он" - архитектор (око). По другим сведениям, переводится как "Бог благословляет наши деяния".

13 листьев на оливковой ветви в лапе орла. 13 оливок в ветви. 13 линий и полос. 13 стрел в лапе орла. 13 пятиконечных звезд над головой орла. 13 букв в "E Pluribrus Unum". 13 камней в пирамиде. 13 букв в "Annuit Coeptis". В центре купюры большая буква N - 13-я по счету в древнегреческом алфавите. 13 - мистическое число сатаны.

Сложите доллар пополам. Вот вам и великая двухсторонняя печать США. На одной стороне жрецы, на другой - масоны.

Вот такая интересная банда, и цель этой банды проста - сделать из нас всемирное космополитическое стадо без рода и племени. Цель масонов написана на ленточке в клюве орла справа. Конечно, эту латынь переводят так, чтобы народ не испугался: "Единство в многообразии". Но на самом деле - "Один народ из множества". А ширина доллара, кстати говоря, равняется 66,6 миллиметра.

Вокруг самого закрытого общества в мире достаточно мифов и догадок, но далеко не все из них соответствуют реальности. Считается, например, что масоны практически полностью регулируют всю международную политику, хотя на самом деле в братстве не обсуждаются религиозные и политические вопросы. При этом членами лож являются многие государственные и общественные мужи, деятели культуры, известные личности.

Кто такие современные масоны

Тайная организация вольных каменщиков возникла 24 июня 1717 года в Англии. Четыре общества, которые на тот момент находились в столице Великобритании, назывались по названиям пабов, в которых собирались участники движения: «Яблоко», «Гусь и противень», «Корона», «Виноградная кисть». Именно 24 июня 1717 года они объединились в единую Великую Лондонскую ложу. Своими целями масоны считают совершенствование самих себя и мира вокруг, благотворительность, но во всем мире их считаются чуть ли не религиозными фанатиками. Но на самом деле «вольные каменщики» избегают разговоров о религии и политике.

Масонство в целом и отдельные представители организации не скрываются. Любой член Ложи может свободно заявить о своей принадлежности к тайному братству, но разглашать, кто еще входит в ряды движения, запрещено. Считается, что «вольные каменщики» правят миром. Теория основывается на том, что во многих государствах членами организации являются влиятельные личности, политики и общественные деятели. Достоверность этого предположения остается спорной, потому что не имеет никаких документальных подтверждений.

Представители закрытого общества

Известные масоны мира — выдающиеся писатели, философы, архитекторы, государственные и общественные деятели, которые повлияли на ход мировой истории. Правда, говорить о принадлежности некоторых деятелей к тайному обществу можно только с определенной долей вероятности, учитывая секретность таких данных. Среди самых известных масонов можно перечислить Джорджа Вашингтона (первый президент США присоединился к «Ложе Фридрихсбурга» в 1752 году), Вольтера (французский философ и писатель посвящен в ложе «Девяти Сестер», Париж), Вольфганга Амадея Моцарта (австрийский композитор вступил в ложу «Ко благому» в 1784 году).

В список представителей тайного братства входят деятели искусства, философы и общественные деятели, руководители государств. Сила масонства в том, что в организацию входят люди различных слоев, положений, поэтому масонство имеет возможность воздействовать на все отрасли жизни. В числе известных людей-масонов упоминают таких личностей:

  1. Фредерик Огюст Бартольди, создатель знаменитой Статуи Свободы, один из первых членов «Альсак-Лоррен».
  2. Немецкий поэт Иоганн Вольфганг фон Гете.
  3. Сэр Артур Конан Дойль, английский писатель и врач, создатель образа Шерлока Холмса и автор «Истории спиритизма».
  4. Скульптор и живописец Гутсон Борглум.
  5. Джозеф Брант, первый индеец-масон, который вошел в историю.
  6. Доктор Жозеф Игнас Гильотен, врач, депутат французского правительства.
  7. Гениальный инженер-строитель Гюстав Эйфель
  8. Шотландский поэт Роберт Бернс.
  9. Австрийский композитор Франц Йозеф Гайдн.
  10. Эдуард Бенеш, президент Чехословакии (1935 г.).
  11. Главный врач русского корпуса во Франции, личный медик императора Николая Романова Н. Арендт.
  12. Джузепе Гарибальди, «итальянский Джордж Вашингтон», который на родине был приговорен к смерти и бежал сначала в Латинскую Америку, а потом в США.
  13. самый влиятельный из руководителей войны за независимость колоний Испании.
  14. Александр Грибоедов, дипломат, автор комедии «Горе от ума».
  15. Близкий друг А. Пушкина, чиновник ведомства иностранных дел Антон Дельвиг.
  16. Мустафа Кемаль Паша (Ататюрк), основатель современной Турции, политический деятель.
  17. Американский иллюзионист Гарри Гудини.
  18. Известный зоолог, автор множества работ по биологии Альфред Брем.
  19. Наполеон Бонапарт и четверо его братьев, в том числе Жозеф Бонапарт, Король Неаполитанский и Испанский.
  20. Французский скульптор Жан Антуан Гудон.
  21. Джозеф Редьярд Киплинг, английский поэт и писатель, который стал первым англичанином, получившим премию имени Нобеля по литературе.

Вольфганг Амадей Моцарт

Великий австрийский композитор, автор более шести сотен произведений, вступил в масонский орден в Вене в 1784 году. Он был посвящен во второй градус ложи, а вскоре стал мастером-масоном. Одна из известных легенд гласит, что Моцарт в опере «Волшебная флейта» неосторожно рассказал о секретах масонов, за что был убит. Насколько это соответствует действительности, неизвестно, но и по сей день масоны относятся к этому художественному произведению с большим вниманием. Когда в Венской опере звучит ария Мастера из «Волшебной флейты» Моцарта, несколько десятков слушателей в зале встают со своих мест.

Один из вождей национально-освободительного движения в Италии и активный борец за независимость республик Южной Америки уже в молодости был членом организации, связанной с масонами. В Бразилии в 1844 году он стал членом ложи «Приют доблести», потом перешел в «Друзья Отечества» в Уругвае. Находясь в США, он Джузеппе Гарибальди участвовал в работе братства «Томпкинс».

Английский поэт и писатель стал первым англичанином, который получил премию имени Альфреда Нобеля по литературе, а за два десятилетия до этого прошел посвящение в ложе «Надежда и настойчивость» в Индии. Несколько лет он был секретарем, достиг уровня мастера, а в Великобритании стал влиятельным членом «Авторской ложи» и один из основателей «Строителей городов тишины» во Франции.

Был посвящен в масонство в 1780 году, через восемь лет получил степень магистра. Гете написал множество масонских гимнов и стихотворений. Одними из лучших образцов литературы масонов считаются его романы о Вильгельме Мейстере. Практически до самой смерти Гете оставался «интеллектуальным центром ложи».

Список известных масонов России

Российское масонское общество всегда было связано с западным, не являясь самостоятельной организацией. Активному распространению братства в России способствовал профессор М. Ковалевский. Под его руководством в 1901 году в Париже открылась Русская высшая школа общественных наук под руководством ложи «Космос». Цель (кроме просветительской) — подготовка будущих участников борьбы за «освобождение России» в исключительно масонских традициях. Другие известные масоны России:

  1. Александр Суворов, один из первых русских масонов, который стал членом тайного братства во время Семилетней войны.
  2. Николай Новиков, издатель журналов «Кошелек», «Трутень» и «Живописец», в которых критиковал придворных, помещиков и судей, вступил в ложу «Астрея» в Санкт-Петербурге в 1775 году.
  3. Полководец Михаил Кутузов прошел посвящение в ложе «К трем ключам» в Баварии.
  4. внук денщика Петра Первого, сын богатейшего помещика переводил для масонской ложи произведения радикальных французских просветителей.
  5. Аристократ, философ и публицист был принят в масоны в 1826 году, получил восьмую степень посвящения из девяти возможных.
  6. Государственный деятель Михаил Сперанский, сын приходского священника из российской глубинки.
  7. Александр Пушкин, который был буквально окружен масонами (в тайной ложе числились многие его друзья, отец, дяди), но к членству в братстве относился небрежно, на собраниях писал стихи.
  8. Один из руководителей декабристов Павел Пестель, получил пятую степень просвещения.
  9. Тайный дипломат, который был промежуточным звеном между масонами в Москве и наследником престола Павлом, Василий Баженов.
  10. Александр Бестужев, участник восстания на Сенатской площади, критик, писатель.
  11. Религиозный живописец, крупнейший портретист Владимир Боровиковский, один из самых мистически настроенных интеллектуалов александровского времени.
  12. Не доказано: Петр Первый, возможно, был масоном. Есть версия, что именно он (вместе со своими соратниками Патриком Гордоном и Францем Лефортом) основал Российскую Ложу.

Известный масон Кутузов верил, что членство в серьезной тайной организации сможет отвлечь его внимание от женщин и вина. Он стал членом нескольких лож, был посвящен в седьмую степень, получил оригинальную награду и собственный девиз. Кутузова похоронили в Казанском соборе, за какое-то время до этого печального события построенном другим известным масоном-архитектором — А. Воронихиным.

Александр Пушкин был принят в масонскую ложу в 1821 году, о чем сделал запись в своем дневнике. Братство собиралось в Кишиневе, где отбывал ссылку. Вскоре ложа закрылась, а до этого Пушкин, не бывший примерным масоном, успел только отрастить ноготь на большом пальце правой руки — отличительный знак принадлежности к тайному обществу. В 1830-м писатель отдалился от масонов и перестал посещать собрания. Некоторые биографы считают, что члены организации отомстили Пушкину, использовав Дантеса, члена заграничной ложи, для провокаций. Еще есть версия, что во время похорон Александра Пушкина другой известный масон Тургенев бросил в могилу перчатку — знак братства.

Александр Радищев

Никто не мог подумать, что сын богатого помещика и внук денщика Петра Великого, набравшись идей, запрещенных цензурой, начнет пропагандировать их в России. Но Александр Радищев, отправившись учиться в Лейпциг, сошелся с масонами. В течение пяти лет он был членом ложи, переводил сочинения французских просветителей для Николая Новикова — основателя ложи строгого послушания в Москве. В 1790 году известный масон Радищев отпечатал больше шести сотен экземпляров «Путешествия из Петербурга в Москву». Императрица Екатерина посчитала писателя «бунтовщиком хуже Пугачева», так что его арестовали и посадили в Петропавловскую крепость. Суд приговорил масона к казни, но наказание заменили ссылкой в Сибирь. Потом император Павел вернул Александра Радищева в Москву.

Известные масоны современности

Есть ли масоны в современном мире? Известные российские масоны неизменно влияли на исторические события, поэтому и сегодня считается, что представители тайного братства полностью контролируют мировую политику. Но о представителях организации мало что известно, потому что они не стремятся к огласке. Известный московский адвокат, эксперт по масонству, утверждает, что сегодня в одной только Москве насчитывается 5-6 лож, численность каждой из которых не превышает нескольких сотен человек. Кстати, главный советский символ — пятиконечная красная звезда — был взят большевиками у масонов. Это древний символ, который входит в состав второго уровня масонских лож.

Списки самых известных масонов современности опубликовал скандальный историк Платонов. Он утверждает, что масонами являются Лужков, Абрамович, Березовский, Гайдар (его причастность к ложам официально опровергают сами масоны), Немцов, банкир Авен, Каспаров, Ходорковский, Говорухин, правозащитники Алексеева и Ковалев. Точно известно только то, что после революции все русские ложи переместились за границу, но вернулись в Россию в 1992 году. К остальным спискам нужно отнестись с большой долей здоровой иронии. На самом деле раскрыть списки известных масонов современности не представляется возможным.

Подполковник Корпуса инженеров путей сообщения. Поэт. Участник Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов 1813 г. Во время службы в г. Томске (1813-1817 гг.) сблизился с М.М. Сперанским и стал его ближайшим сотрудником. Декабрист, член “Северного общества”. После восстания декабристов около двадцати лет провел в одиночном заключении, продемонстрировав редкое мужество и самообладание. Оставил “Масонские воспоминания”. Участвовал в разработке плана восстания 14 декабря 1825 года, высказываясь за решительные действия и привлечение к восстанию народных масс. Намечался кандидатом в члены Временного правительства. На следствии представил заявление о принадлежности к тайному обществу и согласии с его планами, писал, что выступление 14 декабря - «не мятеж, как к стыду моему именовал его несколько раз, но первый в России опыт революции политической, опыт почтённый в бытописаниях и в глазах других просвещённых народов». Из оставшихся в живых декабристов он понёс самое строгое наказание: был приговорён к вечной каторге, но содержался с 1827 года по 1846 год в одиночной камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости. В крепости ему не разрешалось ни с кем общаться, из книг разрешено было читать только Библию. Член ложи “Избранного Михаила” во 2 гр. Член-основатель и Великий Секретарь ложи “Восточного светила” в Томске, 1818-1819 гг.

История российского масонства изобилует взлетами и падениями взглядов и влияния на властные структуры различных заговорщиков. Царизм дал хорошую пищу для распространения идеологии масонов. Неплохо им жилось и после Октябрьской революции, учитывая количество евреев у руля власти.
Послевоенный длительный период уменьшил их количество посредством репрессий и эмиграции. Но выходцы из России/СССР пополнили численно состав масонских лож в Европе.

Кратко о влиянии мирового масонства

Европейские ученые смоделировали посредством математического анализа лицо и сущность транснациональных корпораций. Они дают лишь пятую долю мировой выручки. Но с группами аффилированных с ними партнеров владеют большинством компаний реального сектора экономики мира.

Их богатейшие владельцы (семейства Морганов, Ротшильдов, Рокфеллеров) – творцы масонства, а также почти десятка структур, так называемых мировых властелинов. На чьи «пожертвования» на практике осуществляются заговоры против неугодных правительств.

Иван Перфильевич Елагин — основатель первой масонской ложи в России

Масоны в российском правительстве (фамилии)

Вторая жизнь в РФ этого заговорщического сообщества возникла в начале 90-х годов прошлого столетия. Эпохой политического и экономического шатания самостоятельной страны воспользовалось мировое масонство. Ему несложно было на свои тайные и завуалированные под помощь средства создавать ложи, кружки, обучать в своих системах новых русских политиков, экономистов.

Последние стали агентами влияния Запада, разлагая страну изнутри. Российские масоны середины прошлого столетия — Бернштейн, Нидермиллер, Лебедев, Грюнберг – в подметки не годились новому пополнению российского масонства. А именно политикам Собчаку, Чубайсу, Явлинскому, Горбачеву (президент СССР, хотя и недолго), Ельцину (президент РФ), академику Абалкину. А также сотням других российских масонов, которых готовили очно и заочно в западных структурах, часто под крылом спецслужб.

Одолевали они Программу деятельности агентов влияния ЦРУ и способы одурманивания масс в нужном направлении. А его в каждом конкретном случае определяли европейские ложи и Мировое правительство. Продвигали через видных масонов. Так называемая приватизация госпредприятий в РФ — только один пример этого. Ее проводники – Чубайс, Явлинский, Гайдар достигли цели: появились миллиардеры на крови и поте более сотни миллионов граждан страны.

Наподобие Бильдербергскому клубу масонов создается российская копия - клуб «Магистериум». Именно в секретном бюллетене клуба появилась статья опасного мирового филантропа Дж. Сороса про сумасшедшие доллары, творящие историю. Подобный фонд «Взаимодействие» содержали крупные госчиновники Е. Гайдар, К. Боровой, Е. Ясин, А. Починок, В.Бакатин и другие агенты влияния в российском правительстве.

«Масон в России - больше, чем масон». Он в первую очередь «солнце русской поэзии», непобедимый полководец, классик русской литературы, создатель «Истории государства Российского», глава Временного правительства, а уж во вторую, а порой и третью - вольный каменщик.

7 января 1761 года Суворов был произведен в шотландские мастера масонской ложи «К трем коронам». Первая ложа масонов была основана в Лондоне 24 июня 1717 года. Из Великобритании масонство распространилось в другие страны, в том числе в Россию, где масоны пользовались в XVIII - первой трети XIX века большим влиянием. Среди русских масонов существовало предание о том, что первая масонская ложа в России была учреждена Петром Великим. Многим отсутствие социального неравенства между братьями, защита интересов братьев всеми членами ложи казалось привлекательной идеей. На своих заседаниях ложи обсуждали различные теоретические и практические вопросы, выполняли роль одновременно политических клубов и философских обществ. У масонов появились традиции, символика, масоны придумали себе новую историю, восходящую от строительства храма Соломона. Русское масонство ставило перед собой задачу «познания тайны бытия» через христианскую терпимость и «обязательность работы соборной», которая включала в себя самосовершенствование, духовное творчество, просвещение. Мы решили рассказать о самых известных русских масонах.

СУВОРОВ

Суворов был принят в масонский орден в 1761 году. В то время масонство еще не завоевало широких симпатий, поэтому Суворов вступал в Братство не на волне моды, а по глубокой духовной необходимости, и был одним из первых русских вольных каменщиков. При этом он не просто вступил в Братство, а прошел несколько ступеней: Суворов был посвящен и произведен в третью степень-мастера в Петербурге. И хотя о его принадлежности к ордену говорят лишь немногие документы - в частности, в списке Кенигсбергской ложи от 16 марта 1761 года, недавно обнаруженном в архиве Великой национальной ложи трех глобусов в Берлине, за номером 6 числится Обер-лейтенант Александр фон Суворов - известные обстоятельства его жизни: религиозность, аскетизм, борьба со страстями, особенно характерные для масонства того периода, свидетельствуют именно об этом.

КУТУЗОВ

В 1779 году полководец Кутузов вступил в ложу «К трем ключам» в Регенсбурге. Он пришел искать в братстве «сил для борьбы со страстями и ключи от тайн мира». Путешествуя по Европе, он вошел также в ложи Франкфурта и Берлина, Москвы и Санкт-Петербурга. Среди историков существует версия, что братьям–масонам Кутузова порекомендовал именно Суворов, ставший для него не только военным, но и духовным наставником. Кутузов дошел до высоких степеней и был одним из самых влиятельных членов братства, связав свое имя с ложей более чем на 30 лет. При посвящении в 7-ю степень шведского масонства Кутузов получил орденское имя - Зеленеющий лавр, и девиз - «Победами себя прославить», который стал пророческим. Некоторые историки масонства полагают, что именно масонское общество способствовало назначению Кутузова предводителем сил в борьбе с Наполеоном, который представлялся масонам начала XIX столетия воплощением зла, властолюбия и насилия. Противостоять этому злу масоны считали своим долгом.

ПУШКИН

В своем дневнике Пушкин в 1821 году сделал запись: «4 мая я был принят в масоны». Посвящение он получил в ложе «Овидий» в Кишиневе, она никогда не была признана официальной, и в ноябре того же года была вынуждена прекратить работу. Кроме того, 1 августа 1822 года Александр I подписал указ о запрете масонских лож и всех тайных обществ вообще. Таким образом, посвящение Пушкина в масонство было как бы неофициальным, хотя и проходило с соблюдением всех тонкостей ритуала. Тем не менее большинство историков уверено, что Пушкин просто не мог не быть масоном: та среда, из которой вышел поэт, была пропитана масонскими идеями. В братстве состояли его отец Сергей Львович и дядя Василий Львович, в доме постоянно читали журналы масонов Н. Новикова и И. Лопухина, издания А. Лабзина и П. Бекетова. Многие воспитанники Царскосельского лицея, где учился Пушкин, ближайшее окружение поэта, люди, с которыми он или часто виделся, или, позднее, состоял в переписке, стали братьями петербургских лож. Высланный на юг, Пушкин встречался со многими масонами: Раевским, Пестелем, С. Волконским и другими. Может, и не участвуя формально в работе ни одной из лож, он постоянно находился в обществе масонов, участвовал в их беседах, поэтому символика ложи и масонского ритуала была также понятна ему, как и окружающим. Исследователи его творчества не раз находили символику каменщиков в его стихах и повестях. Кроме того, в гроб поэта перед похоронами князь Вяземский вложил перчатку как знак признания его братом по ложе.

ЧААДАЕВ

Чаадаев являлся одним из самых ярких характеров среди масонов. Мало кто мог сравниться с ним по начитанности, по блестящей эрудиции, по великолепной памяти и интеллектуальному уровню. Пушкин называл его умнейшим человеком России и признавал его своим учителем. На становление философского мировоззрения Чаадаева немало влияние оказали труды его родственника князя М. М. Щербатова, который в свое время был весьма известным франкмасоном. Сам Чаадаев был принят в масонскую ложу в 1814 году в Кракове и достиг одной из самых высоких степеней посвящений в орден - восьмую степень «Тайных белых братьев ложи Иоанна» из девяти возможных. Однако, будучи человеком очень независимых суждений, не признающим любые доктрины, в 1821 году Чаадаев в масонстве разочаровался и оставил ложу. Причины, побудившие отойти от масонства, Чаадаев изложил в письме. Ему казалось, что ритуалы каменщиков пусты, и братья предпочитают разговоры о намерениях вместо действий.

КЕРЕНСКИЙ

Александр Керенский считается одним из самых видных представителей масонства XX века. В конце 1912 года он был принят в члены масонской ложи «Великий Восток народов России», которая не признавалась другими как масонская организация, так как приоритетной задачей для себя ставила политическую активность. В организации были сильны радикалы, выступавшие за республиканское устройство государства. В числе трехсот членов этой масонской ложи были представители почти всех политических партий и депутаты Госдумы Российской империи, которые могли достаточно успешно влиять на российскую политику того времен. Через четыре года, в 1916 году, Керенский был выбран генеральным секретарем масонской ложи. Историки полагают, что стремительная политическая карьера Керенского, начавшаяся в 1917 году, связана с его влиянием и авторитетом в масонской организации. После Февральской революции Керенский оказывается одновременно в двух противостоящих органах власти: в первом составе Временного правительства в качестве министра юстиции, и в первом составе Петросовета в качестве заместителя председателя. Затем была должность военного и морского министра Временного правительства, что явилось пиком политической карьеры Керенского. После прихода к власти большевиков Керенский эмигрировал из России.

Дипломату и писателю Александру Сергеевичу Грибоедову мало было состоять в самой многочисленной масонской ложе Петербурга «Соединенные друзья». Он хотел усовершенствовать ее, об этом сохранились его письма и заметки. Называться, по проекту Грибоедова, эта ложа должна была «Благо». Вместо официального французского языка языком всех ее дел должен был стать русский, несмотря на то, что в ней было много иностранцев. И эту цель – цель просвещения России, распространения русской грамоты – члены ложи должны были видеть первейшей своей задачей. Грибоедов был убежден, что силы, растрачиваемые на пышность и мрачную торжественность собраний, на обрядность, можно было употребить с большим умом. Проекты Грибоедова показывают серьезность его отношения к членству в масонской организации и, конечно, его амбициозность и некоторый идеализм. Кстати, он был не единственным масоном-дипломатом, и связи среди масонов немало способствовали его дипломатической карьере. В отличие от Карамзина или Чаадаева, Грибоедов никогда не выходил из масонской ложи – по крайней мере, с бумагами и манифестом.

Николай Степанович Гумилев – член «Цеха поэтов», акмеист, что само по себе уже связывается с идеями и символикой масонства, ведь в слове «акме» заложен образ камня, а также «Кадм» - отсылка к Адаму, «первому масону». «Цех поэтов» задумывался как «поэтическая ложа», возглавляемая «совершенным мастером» Гумилевым. Множество произведений Гумилева (пьеса «Актеон», сборник «Колчан», «Гондла», цикл «К синей звезде» и, особенно, «Огненный столп») содержат в себе масонские мотивы. Предполагается, что Гумилёва в 1917 или 1918 году приняли в «мистическую ложу английских вольных каменщиков», однако доподлинно это не известно. Хотя в одном из стихотворений поэта встречаем: «Ты помнишь ли, как перед нами/ Встал храм, чернеющий во мраке,/ Над сумрачными алтарями/ Горели огненные знаки./ Торжественный, гранитно-крылый/ Он охранял наш город сонный,/ В нем пели молоты и пилы,/ В ночи работали масоны…».