Каракорум - столица монгольской империи. Монгольская империя

Чингисхан стал основателем Монгольской империи – самой крупной континентальной империи за всю историю человечества.

Он является самым известным монголом за всю историю существования монгольской нации.

Из биографии великого монгольского хана:

Чингисхан или Чингиз Хан, это не имя, а титул, который был дарован Темучину в конце 12 века на курултае.

Темучин родился в семье влиятельного вождя одного из монгольских племен Есугея между 1155 и 1162 годом, так как точная дата его рождения неизвестна. Когда Темучину было девять лет, его отца отравили враги, и семье пришлось искать средства для существования. Его матери с детьми долго пришлось скитаться в полной нищете, а затем жить в пещере. Семья была в то время настолько нищей, что по легенде Темучин убил своего брата за то, что тот съел пойманную Тэмучином рыбу.

После смерти отца будущий полководец вместе с семьёй был вынужден бежать, так как соперники его покойного родителя желали уничтожить их всех. Семье будущего хана приходилось кочевать с места на место, чтобы их не нашли враги, отобравшие у семьи принадлежащие им по праву земли. Впоследствии Темуджину пришлось приложить много усилий, чтобы стать во главе монгольского племени и со времени отомстить за смерть отца.

Темучин был сосватан в девятилетнем возрасте за одиннадцатилетнюю Бортэ из рода унгират, а свадьба состоялась, когда юноше исполнилось шестнадцать. От этого брака родилось четыре сына и пять дочерей. Одна из этих дочерей Алангаа, в отсутствие отца правила государством, за что получила титул «принцесса-правительница» Именно потомки этих детей имели право претендовать на наивысшую власть в государстве. Бортэ считалась главной женой Чингиз хана и носила титул эквивалентный титулу императрицы.

Второй женой хана стала меркитка Хулан-хатун, которая родила хану двоих сыновей. Только Хулан-хатун, в качестве жены, сопровождала хана почти в каждом военном походе, в одном из них она и умерла.

Две другие жены Чингисхана – татарки Есугэн и Есуй были младшей и старшей сестрой, причем младшая сестра сама предложила свою старшую сестру в качестве четвертой супруги в первую брачную ночь. Есугэн родила супругу дочь и двух сыновей.

Кроме четырех жен у Чингиз хана было около тысячи наложниц, которые попадали к нему в результате завоевательных походов и в качестве подарка от союзников.

Чингисхан очень выгодно использовал династические браки – своих дочерей он выдавал их замуж за правителей-союзников. Что бы женится на дочери великого монгольского хана, правитель выгонял всех своих жен, что делало монгольских принцесс первыми в очереди на трон. После этого союзник отправлялся во главе армии на войну, и почти сразу погибал в бою, а дочь хана становилась правительницей земель. Такая политика привела к тому, что ко второй половине XIII века его дочери правили от Желтого моря до Каспийского.

Великий монгольский хан умер в 1227 году во время похода на тангутское государство, точная причина его смерти не известна. Ученые склоняются к нескольким версиям: 1) обострение травмы полученной в 1225 году, полученной во время падения с лошади; 2) внезапная болезнь, связанная с неблагоприятным климатом тангустского государства; 3) был убит молодой наложницей, которую выкрал у законного мужа.

Умирая, своим наследником великий хан назначил своего третьего сына от главной жены Угедея – он, по мнению хана, обладал военной стратегией и живым политическим умом.

Точное место захоронения хана остается загадкой до наших дней. Возможными местами захоронения называют Бурхан-Халдун, гору Алтай-хан, склон Кэнтэй-хан. Сам хан завещал держать место его могилы в тайне. Для исполнения приказа тело умершего было вывезено вглубь пустыни, рабы сопровождавшие тело были убиты стражниками. Воины в течение суток ездили на лошадях по могиле хана, чтобы сравнять ее с землей, А по возвращении в лагерь все воины, участвующие в похоронах Чингисхана были убиты. Секрет, скрытый в XIII веке остаётся настоящей загадкой и в наши дни.

Завоевания Чингисхана и его жестокость:

О великом монгольском завоевателе, известно, что он наводил ужас на бескрайние степи Чингисхан, называемый также Темучином или Тэмуджином, вошёл в историю, как самый успешный монгольский полководец всех времён. Он создал настоящую империю, охватившую большую часть Азии и часть Европы, а его войска были ночным кошмаром жителей многих других земель. Относиться к Чингисхану можно по-разному, но нельзя не признать, что он был очень выдающейся личностью.

Множество кровопролитных сражений великого хана произошли только из-за мести. Так в двадцатилетнем возрасте он решил отомстить племени, которое было виновно в смерти его отца. Одержав победу над ними, Чингисхан отдал приказ отрубить голову всем татарам, чей рост превышал высоту оси колеса повозки (около 90 см), таким образом, в живых остались только дети до трехлетнего возраста.

В следующий раз Чингисхан отомстил за смерть своего зятя Токучара, который погиб от стрелы одного из воинов Нишапура. Атаковав поселение, войска хана убивали всех на своем пути - не избежали мести даже женщины и дети, были убиты даже кошки и собаки. По приказу дочери хана, вдовы погибшего, из их голов была сложена пирамида.

Не всегда Чингисхан стремился только завоевывать чужие земли, иногда он желал наладить отношения дипломатическим путем. Так вышло с царством Хорезм, куда было послано посольство от имени великого хана. Однако правитель царства не поверил в искренность намерений послов и отдал приказ их обезглавить, их судьбу повторило и следующее посольство посланное монголами. Чингисхан жестоко отмстил за убитых дипломатов – двухсоттысячная армия монголов убила все населения царства и разрушила каждый дом в регионе, более того по приказу хана даже русло речки было перенесено в другое место, чтобы речка текла по местности где родился царь Хорезма. Чингисхан сделал все, чтобы стереть царство с лица земли и любые упоминания о нем исчезли.

В ходе конфликта с Хорезмом пострадало и соседнее государство тангутов – царство Си Ся, ранее уже завоеванное монголами. Чингисхан попросил, чтобы тангуты послали армию в помощь монгольскому войску, однако получил отказ. Следствием этого стало полное уничтожение царства тангутов, население было убито, а все города разрушены до основания. О существовании царства остались только упоминания в документах соседних государств.

Самым крупномасштабной военной операцией Чингисхана стал поход на империю Цзинь - территория современного Китая. Изначально казалось, что у этой кампании нет будущего, так как население Китая составляло более 50 миллионов, а монголов было всего один миллион. Тем не менее, монголы одержали победу. За три года монгольская армия смогла достичь стен Чжунду, нынешний Пекин, город считался неприступным - высота стен достигала 12 метров, и тянулись они на 29 км вокруг города. Город на несколько лет оказался в монгольской осаде, в столице начал свирепствовать голод, что привело к случаям каннибализма – в конце концов, город сдался. Монголы разграбили и сожгли весь Чжунду, императору пришлось заключить с монголами унизительный договор.

25 интересных фактов из жизни Чингисхана:

1.Точная дата рождения Чингисхана неизвестна. Предполагается, что он родился между 1155 и 1162 годами.

2.Какова была его внешность доподлинно неизвестно, но сохранившиеся свидетельства позволяют утверждать, что у него были зелёные глаза и рыжие волосы.

3. Такая необычная внешность Чингисхана была обусловлена уникальным смешением азиатских и европейских генов. Чингисхан был на 50% европеец, на 50% - азиат.

4. Монгольские предания утверждают, что новорожденный Чингисхан сжимал в ладошке кровяной сгусток, что было расценено, как символ ожидающего его будущего покорителя мира.

5. При рождении его назвали Темучин - это было имя военачальника, которого победил его отец.

6.Имя «Чингиз» переводится, как «повелитель бескрайнего, как море».

7.Чингисхан вошёл в историю как создатель самой крупной континентальной империи в истории.

8.Таких масштабов не смогли достигнуть ни римляне, ни Александр Македонский.

9. При нём Монголия стремительно расширяла свои территории. Чингисхан создал монгольскую империю, объединив разрозненные племена на территории от Китая до России.

10.Монгольская империя вошла в историю. Его империя крупнейшим объединенным государством в истории стала. Она на территории от Тихого океана до восточной Европы простиралась.

11. Согласно исследованиям отдельных ученых, Чингисхан виновен в смерти более 40 миллионов человек.

12.Чингисхан жестоко мстил за своих приближенных. Когда персы обезглавили монгольского посла, Чингиз пришел в ярость и уничтожил 90% их народа. Иранцы до сих пор видят Чингисхана в страшных снах. По некоторым оценкам, население Ирана (бывшей Персии) до 1900-х годов не могло достигнуть домонгольского уровня.

13. В 15 лет Чингисхан попал в плен и бежал, что впоследствии принесло ему признание.

14. Повзрослевший Чингисхан стал мало-помалу завоёвывать всю степь, объединяя вокруг себя другие племена и безжалостно уничтожая соперников. При этом он, в отличие от большинства других монгольских вождей, всегда старался не перебить воинов врага, а сохранить им жизнь, чтобы впоследствии взять их к себе на службу.

14. Чингисхан считал, что чем больше у человека потомства, тем он значительней. В его гареме насчитывалось несколько тысяч женщин, и многие из них родили от него детей.

15. В современном мире проживает множество прямых потомков Чингисхана.

16.Генетические исследования показали, что примерно у 8% азиатских мужчин в Y - хромосомах присутствуют гены Чингисхана, т. е. они потомки Чингисхана.

17.Династия потомков Чингисхана в его честь получила название чингизидов.

18.При Чингисхане впервые разрозненные племена кочевников объединились в огромное единое государство. Полностью покорив степи, полководец принял титул кагана. Хан - вождь племени, пусть и крупного, а каган - король всех ханов.

19. Многие народы понимали величие орды и отдавали ей дань. Многие народы присягнули Темучину, и он стал их правителем, или ханом.

20.Тогда же он изменил свое имя на Чингиз, что означает «Правый».

21. Чингисхан пополнял ряды своего войска пленниками из завоеванных им племен, и таким образом его армия росла.

22. Никто не знает, где могила Чингисхана. Многие археологи безуспешно ищут её до сих пор. По некоторым данным, могила Чингисхана затоплена рекой. Предположительно, он потребовал, чтобы его могила была затоплена рекой, дабы никто не смог потревожить ее.

23.Некоторые историки называют Чингисхана отцом «Выжженой Земли», то есть таких военных технологий, которые могут уничтожить практически любой след цивилизации.

24.В современной Монголии процветает культ Чингисхана. Повсюду стоят огромные памятники этому полководцу, а улицы называют в его честь.

25.Его портрет начали печатать на монгольских банкнотах в 90-х годах прошлого века.

Огромная статуя Чингисхана в Улан-Баторе

фото из интернета

Забытая столица Чингисхана. Путешествие в древний Каракорум

Древняя столица Монголии значима для России. Сюда за 7 тысяч вёрст отправлялись за ярлыками русские князья, в том числе и Александр Невский. В XIII веке из Каракорума контролировались территории от Тихого океана до Балтики. Каков город сейчас?

Почему-то на просторах Восточной Сибири популярна легенда о том, что Россия является правопреемницей гигантской империи Чингисхана . Местные сказители на Алтае или Байкале рассуждают об этом полунамёками, как-то вскользь, после прославления великих побед монголов в разных частях обширных степей. Такие же рассказы, словно цитаты из Льва Гумилёва , мы услышали и в самой Монголии во время Трансазиатской экспедиции под эгидой Русского географического общества в пустыню Гоби, к родине Чингисхана.

Город Каракорум является ключом к этой легенде. Он был основан в 1220 году, когда Чингисхан перенёс в верховья реки Орхон военную резиденцию. После нашествия Батыя Каракорум на какое-то время стал и русской столицей тоже. Здесь получали ярлыки русские князья, здесь же согласовывал политические планы Александр Невский .

Ветер времён замёл столицу Чингисхана, но после долгого периода забвения Каракорум вышел из небытия. Открыл его российский путешественник, член Русского географического общества Николай Ядринцев . Его отряд в сопровождении казаков отправился к верховьям Орхона в 1886 году. В течение нескольких летних месяцев учёные искали развалины и обнаружили древний город неподалёку от знаменитого буддийского монастыря Эрдэни-Дзу. До 1891 года развернулись раскопки, и о древней столице Чингисхана узнал мир. Для местных народов это известие стало символичным и всколыхнуло память о временах, когда мощная империя объединяла большую часть Евразии.

Восточные сюрпризы

Путешествие по дорогам Монголии полно сюрпризов. Ровная как стеклышко двухполосная магистраль прерывается дорожными работами, не обозначенными никакими знаками. Ночные переезды крайне опасны. Никогда не знаешь, что попадётся под колёсами. Но автомагистралей в Монголии маловато, и многие путники летят напрямик, через степи. Неудивительно, что монголы предпочитают внедорожники. На первом месте «Лэнд-Крузеры» с правым рулём, подержанные «Тойоты», но самыми престижными считаются «Гелендвагены».

В городах засилье гибридных «Приусов», которые в Улан-Баторе снуют буквально на каждом шагу. Они не требовательны к качеству бензина и сравнительно экономичны. Плюс на них в Монголии распространяются налоговые льготы.

Улан-Батор похож на обычный российский или казахстанский город. Архитектура, нормы и правила дорожной инфраструктуры заимствованы у северного соседа, благодаря чему современная столица Монголии показалась намного краше городов в Китае. Есть здесь размах и простор.

Правда, пробок побольше, чем в Москве. Массовая автомобилизация началась лет 20 назад и пошла такими темпами, что дорожники не поспевают за ростом числа автомобилей. Нередко в семьях по 2-3 машины. В этом году введены правила, по которым ездить на личном транспорте можно только через день. Если номерной знак оканчивается на чётную цифру, то за руль садись по чётным числам календаря. Но эта мера подстегнула покупать ещё больше машин. Город стоит всегда. Лишь дорожное строительство способно вывести его из коллапса.

Но если выехать из Улан-Батора, проблемы с пробками пропадают. Раскрывается широкая ровная степь, где можно гнать на внедорожнике до горизонта под 100 км/ч. Именно так многие и поступают, чтобы сократить расстояния. Так поступили и мы, чтобы достичь древней столицы Монголии: Каракорума.

Volkswagen Amarok оказались хорошо приспособлены к скачкам по пересечённой местности. Непробиваемая подвеска и длинная база помогали держать хороший темп. Дорога пролегала не где-нибудь, а через краешек знаменитой пустыни Гоби, одной из самых загадочных и красивейших на планете.

Прошлое и настоящее

Неизменным атрибутом полупустынь и степей являются юртовые посёлки. Они сворачиваются и развёртываются за несколько часов и перемещаются с места на место вслед за стадами скота. Монголы умудряются совмещать быт средних веков с технологиями современных лет.

Рядом с юртами высятся мачты с солнечными батареями и спутниковыми тарелками. Кое-где видны вышки сотовой связи. Во дворах стоят новенькие китайские мотоциклы, суровые УАЗы для повседневной работы и щеголеватые японские внедорожники для визитов в город. Однако юрты всё так же отапливаются кизяком, разложенным сушиться на глиняных оградах.

«Юрта проста и удобна, — рассказывает наш сопровождающий по имени Евгений . — Её можно быстро разобрать и погрузить на старенький „ЗИЛ“, чтобы уже через сутки водрузить где-то снова. Но посёлки могут стоять на одном месте по несколько десятилетий. Юрты уже делают на каменных основаниях».

К слову, подобные юрты встречаются и во дворах крупных многоэтажек в городах, и даже на окраинах Улан-Батора, словно наши сараи. Старики, получившие квартиры, время от времени спускаются вниз и живут в юртах, чтобы не отрываться от природы.

Монголы привыкли жить родами и кланами, поэтому до сих пор помнят мифы и легенды, уходящие корнями в глубины тысячелетий. Старики при желании расскажут байки о том, как и кем их предки служили в войсках Чингисхана.

Старейшин узнать легко. За просаленной одеждой они носят табакерки с нюхательным табаком ценой в несколько десятков тысяч долларов. Вытащить её из-за пазухи и эффектно угостить товарища считается достойным. В крупных городах ювелиры делают неплохую кассу на этих атрибутах местной власти и статуса.

Священные реликвии

Наши Volkswagen Amarok колонной прошли по степи. По сторонам попадались пасущиеся табуны. Конь в Монголии до сих пор священен, хотя некоторые пастухи обленились и гоняют за табунами на китайских мопедах.

Каждый крупный скотовладелец участвует в скачках и хвастается реликвиями. В этом ключе примечателен город Арвайхээр, названный в честь побед на скачках двухсотлетней давности. В переводе это значит «быстрый конь», а на подъездах к городу в степи выстроен целый мемориал в честь победителей прошлых десятилетий. К слову, в качестве наездников выступают дети и подростки от 5 до 15 лет. Они мало весят, отчего конь на бегу устаёт меньше.

И вот он заветный Каракорум. Когда-то это был огромный город. Сюда свозились оружейники, пленённые в окрестных странах. В городе выковывалось оружие для кочующих армий. Жилые кварталы раскинулись до горизонта. Но во время упадка монгольского государства китайцы разрушили Каракорум. Империя распалась на мелкие части. Затем в XV веке сюда вернулись буддийские монахи и основали монастырь Эрдэни-Дзу, существующий и поныне.

Столица монгольской империи Каракорум уже давно привлекает к себе внимание ученых. Ей посвящены многочисленные исследования историков и археологов, опубликованные на русском и иностранных языках.

Каракорум представляет огромный интерес как единственный крупный город, существовавший в Монголии с начала XIII века.

Два вопроса, связанных с Каракорумом, долгое время обсуждались наукой: определение точного местоположения города и год его основания.

Существовавшая обширная литература называла пять различных мест. Согласно старинным китайским источникам, знаменитый город должен был находиться в долине р. Орхона. Однако установить точное положение Каракорума представлялось очень трудным.

Эту задачу решили русские ученые.

Где находится город Каракорум?!

Работая над переводом монгольской летописи «Эрдэнийн эрихе», известный русский монголист проф. А. М. Позднеев нашел в ней конкретное указание о местоположении Каракорума, а именно - возле старейшего монгольского монастыря Эрдени-цзу (перевод опубликован в 1883 г.).

В пояснениях к переводу летописи А. М. Позднеев писал: «Это последнее сочинение («Эрдэнийн эрихе».- Н. Щ.) еще точнее определяет место построения Эрдэни-цзу, именно у горы Шарга, ачжирга и говорит, что монастырь этот возведен был на месте развалин того города, который был построен Угэдей-ханом и служил его резиденцией; впоследствии будто бы этот город был подновлен и жил в нем изгнанный из Китая То- гон тэмур, но после Тогон тэмура город этот опять таки пришел в развалины. Вот оно и местонахождение Каракорума! ».

Таким образом, честь теоретического открытия местоположения монгольской столицы принадлежит А. М. Позднееву.

Каракорум основал

Практически Каракорум открыт был в 1889 году русским путешественником-археологом Н. М. Ядринцевым, который, следуя указаниям А. М. Позднеева, нашел этот таинственный город в верхнем течении реки Орхона у монастыря Эрдени-цзу, к юго-востоку от бывшей уйгурской столицы Карабалгасуна.

Каракорум фото:

Большой интерес представляет предположение крупнейшего исследователя Центральной Азии Г. Е. Грумм-Гржимайло о том, что орда ханши, которую посетил в свое время Чан Чунь (см. выше), и была Каракорумом. Палладий Кафаров также считал, что Каракорум был первоначально одною из орд Чингис-хана.

Эти предположения интересны в связи с выяснением названия города и даты его построения.

В различных произведениях монгольская столица называется по-разному. В старинной китайской литературе город именуется Холин, Хоринь, Хэлинь, Хэ-нин. Средневековые путешественники-европейцы называли его Каракарон, Кара-Корум, Кара-Куран, Каракурен. По-монгольски название города произносится как Хара-Хорин, Хара-Хорум.

Рашид-ад-дин утверждал, что Каракорум получил свое имя от названия соседней горы.

Однако более вероятным кажется иное происхождение названия города. Каракурен (монгольское Хара-хурен) переводится как «Черный лагерь» или «Черный курень». Под этим именем монгольская столица была известна и в литературных источниках. Это название могло сложиться, чтобы обозначить скопление в одном месте множества «черных телег». Чан Чунь, посетивший в XIII веке орду ханши, именно и отметил, что «на южном берегу реки были тысячи телег и юрт». В связи с этим предположение Грумм-Гржимайло, что Каракорум и орда ханши суть одно и то же, представляется весьма вероятным.

Дата построения монгольской столицы являлась долгое время спорной…

Китайские и персидские источники сообщали, что весной 1235 года Угэдей-хан обнес Хоринь стеной и устроил дворец. Это дало повод многим ученым считать, что Каракорум был построен в 1235 году, тем более, что в старинных биографиях Чингис-хана Хоринь не упоминается.

Однако, начиная с XVIII века, многие русские ученые утверждали, что монгольская столица основана не Угэдей-ханом, а Чингис-ханом.

На стр. 325 этого интересного произведения, при описании Халхасской Орды, мы находим: «Из сей орды был славной Чингис Хан, и он в 15 году своего царствования (1220 г.) восстановил в сей орде столицу свою».

Таким образом, русские ученые Леонтиев и Бичурин, опираясь на ки-тайские источники, определили не только время построения Каракорума (при Чингис-хане), но и точную дату его возведения (1220 г.).

В «Записках о Монгольских кочевьях» (Мэн-гу-ю-му-цзи), изданных в Китае в 1867 году, на стр. 382 имеется подтверждение этому: «В надписи на памятнике, воздвигнутом в Син-юань-гэ, помещенной в Сборнике Сюй- ю-жэня (1341 г.), мы находим следующее: в 1220 году Темучин основал столицу в Хорине. Постройка дворцов и кумирень была только начата при Огодае (Угедее) и продолжена Сянь-цзюном (Мункэ)»…

Каракорум столица Монгольской Империи

История Каракорума и его архитектуры в самом кратком изложении представляется нам так.

Осенью 1203 года Чингис-хан, нанеся жестокое поражение племени кереитов, овладел бассейном р. Орхона. В этой центральной части Монголии, на склонах Хангайского хребта, расположены лучшие пастбища, издавна привлекавшие к себе кочевников. Обосновавшиеся здесь после уйгуров кереиты, вероятно, имели тут свою орду, которая и была захвачена Чингис-ханом.

Это дало повод Марко Поло думать, что Каракорум существовал и до монголов. Он писал: «Город Каракорон в окружности три мили, им первым овладели татары, когда вышли из своей страны».

Нам представляется, что на месте орды кереитов Чингис-хан первоначально основал временную орду для своей первой жены. В центре орды возвышались ханские шатры и юрты. Возможно, что уже в это время появились в орде и первые капитальные постройки. Орда получила название «Черный лагерь», китайцы стали называть ее Хоринем.

Познакомившись со столичными городами завоеванных стран, Чингисхан дал в 1220 году указание учредить на месте «Черного лагеря» - орды любимой жены - столицу монгольской империи.

Однако, отдавая все свое время грабительским войнам, Чингис-хан, видимо, не имел возможности уделить должное внимание строительству Каракорума, которое после его смерти (1227 г.) было продолжено вторым императором Монголии - Угэдей-ханом. Захваченных в плен во время походов в Китай и Среднюю Азию мастеров и ремесленников направляли в Монголию, так как сами монголы, прирожденные кочевники, не имели навыков в строительстве капитальных зданий.

Рашид-ад-дин указывал, что монголы при взятии Ургенча «выгнали в степь сразу всех людей, отделили от них около ста тысяч ремесленников и послали (их) в восточные страны»

Описывая разграбление войсками Чингис-хана Газны, персидский летописец отмечал: «…предал избиению и разграблению Газну, отослал в восточные города (разных) искусников и ремесленников, а прочих сразу перебили, город же разрушили».

В это время в Средней Азии и Китае строительное искусство находилось на высоком уровне, поэтому возможно, что значительную часть пленных мастеров составляли строители. В 1234 году по приказанию Угэдей- хана в Каракоруме китайскими мастерами был воздвигнут императорский дворец, который располагался в юго-западной части города. По данным Н. М. Ядринцева, он назывался «Дворцом Общего Мира», или Ван-Он- Кунг. Весь дворцовый комплекс был обнесен стеной, отделяющей его от города.

Рубрук подробно описывает это дерево: на ветвях его сидели позолоченные змеи, из пасти которых лилось вино и другие напитки.

Аархитектура дворца представлялась художнику как смесь китайского зодчества с европейским. В этом нет ничего удивительного, так как на строительстве могли работать мастера из различных стран. Рубрук, например, застал в Каракоруме множество пленных мастеров разных национальностей. При дворе Мункэ-хана он видел венгров, англичан, французов и даже русского архитектора!

По данным современных раскопок, дворец, представлял собой здание размерами в плане 40X70 м. Кровля и верхнее перекрытие этого дворца опирались на 64 деревянных колонны, поставленных на массивные гранитные базы.

Сочетание деревянной колонны с каменной базой показывает, что при строительстве были использованы традиции китайского зодчества.

Пол во дворце был выстлан зелеными глазурованными плитками, крыша была выполнена из черепицы зеленого и красного цветов.

В 1235 г. Каракорум был обнесен стеной - вероятно глинобитной. Рубрук писал: «Город окружен глиняной стеною и имеет 4 ворот». У Марко Поло сказано: «Он (Каракорум - Н. Щ.) весь построен из дерева и глины и окружен земляным валом, ибо камень редок в этих местах».

До нашего времени городская стена монгольской столицы дошла в виде невысокого вала, окружающего вытянутый с юга на север прямоугольник длиной в 2 и шириной в 1 км.

Центральная часть Каракорума была застроена каменными зданиями, которые образовывали несколько улиц. Центральные кварталы города окружали площадки, предназначавшиеся для размещения на них юрт. Подобное планировочное решение (сочетание монументальной застройки с площадками для юрт) позже встретится и в некоторых монастырях, которые стали сооружать в Монголии после XVI в.

По данным Рубрука, в городе находилось 12 храмов, в большинстве своем, вероятно, буддийских, но среди них были также две мечети и даже одна христианская церковь (известно, что Чингис-хан рекомендовал своим преемникам не оказывать предпочтенья никакой религии).

В 1256 году, в конце царствования Мункэ-хана, в Каракоруме был воздвигнут огромный буддийский храм. Его описание приводится в «Мэн-гу-ю-му- цзи» и представляет для нас значительный интерес: «…в 1256 году построена была громадная пагода с пятиэтажным теремом на ней, высотою в 300 фут (чи), в нижнем этаже которого с четырех сторон было по комнате, в 7 звеньев каждая, вокруг которых были расположены изображения будд в порядке, указанном в священных книгах. В 1341 году император Шунь-чжи (Тогон-Тимур) приказал начальнику дворцовой строительной палаты Путашири и бэйлинскому (хориньскому) губернатору принять в исключительное заведывание обновление этой пагоды.

Она вся была покрыта золотою краскою и издавала ослепительный блеск. Карниз внутри терема шел от потолка уступами в виде ступеней крыльца

Лакировка и штукатурка ея отличались прочностью и красотою. Этому терему императором дано было название Син-юань-гэ»

Как видно из приведенного, в Каракоруме существовали буддийские шрамы значительной высоты.

Очень интересно упоминание о «дворцовой строительной палате», создание которой, вероятно, было продиктовано большим размахом строительства. В XIII веке, во время царствования первых четырех монгольских императоров, строительство шло не только в самом Каракоруме, но и в его окрестностях.

По данным Н. М. Ядринцева, «…в 1236 г. император (Угэдей-хан - Н. Щ.) перешел жить в другой дворец Кио-Киан-Тиса, в 70 ли к северу от Холина, где был город Фулин. В следующем году, составлен был план дворца в 30 ли от Холина. Здесь учреждено было областное правление, перенесенное потом в Холин».

До конца царствования Мункэ-хана (1258 г.) степная столица Монголии играла огромную политическую роль. Здесь побывали виднейшие по-литические деятели того времени и в том числе выдающийся политик и талантливый полководец Руси Александр Невский.

Смерть Мункэ-хана (1258 г.) существенно повлияла на судьбу Каракорума. Брат Мункэ-хана Хубилай находился в это время в восточном Ча- харе, в своей резиденции Шанду и вскоре объявил себя императором, не дожидаясь решения съезда монгольских князей.

Его младший брат Эрэ-бугэ оставшийся в Каракоруме, восстал против самозванца и, созвав своих сторонников, также провозгласил себя великим ханом империи. Каракорум становится центром восстания.

В 1260-1261 годах войска Хубилая взяли город, частично разрушив его. Усыпив бдительность Хубилай-хана своим мнимым раскаянием и заставив победителя вернуться в Шанду, Эрэ-бугэ в конце 1261 года неожиданно напал на Каракорум и, уничтожив гарнизон, снова захватил город. Хубилай-хан окружил Каракорум и дал указание прекратить подвоз продовольствия. В долине Орхона начался голод, и повстанцы были вынуждены оставить степную столицу.

С 1260 года временной столицей Хубилай-хана была его резиденция Шанду. В 1264 году, после упрочения Юаньской династии, император официально перенес столицу в Дайду («Главная столица»), переименованную впоследствии в Пекин. Каракорум был превращен в обычный губернский город, для него наступила полоса запустения и медленного угасания.

Марко Поло, посетивший при Хубилае Монголию, писал о Каракоруме: «Вблизи города расположен очень обширный форт, в котором находится прекраснейший дворец - местожительство управителя города». Вероятно, крепость была построена при основании воеводства, в ней, помимо гарнизона, размещалась и резиденция губернатора.

В 1275-1294 годах город неоднократно становился местом военных столкновений между войсками Хубилая и внука Угздея, Хайду, претендовавшего на престол.

Император Тогон-Тэмур (1333-1370 гг.) решает провести восстановление степной столицы, сильно разрушенной к тому времени». В 1341 году он приказывает начать реставрацию крупнейшего буддийского храма Син- юань-гэ, построенного еще при Мункэ-хане.

Восстановительные работы начинаются именно с буддийских храмов, так как буддизм еще при Хубилай-хаке был объявлен государственной религией.

Имеются данные, что в Каракоруме в XIV веке существовало значительное число буддийских храмов. В связи с этим представляют интерес старинные монгольские надписи на обломках каменных плит, которые были обнаружены в 1926 году советскими учеными в ограде монастыря Эрденицзу, сооруженного в XVI веке на месте Каракорума. Несмотря на фрагментарность надписей, относящихся ко времени Тогон-Тэмура (1333- 1367 гг.), изучение их дает возможность сделать выводы, что в Каракоруме имелись большие буддийские храмы.

Для буддийского духовенства было сооружено сто двадцать зданий, что указывает на значительное количество монахов, живших в Каракоруме. В надписях приводится описание громадного храма («он высок подобно горе, он подобен горе Grdhrakuta…») -возможно, речь идет о храме Син- юань-гэ

В 1368 году китайский народ изгоняет Тогон-Тэмура из Пекина. Его сын и преемник Биликту-хан (1370-1378 гг.) окончательно оставляет Китай и объявляет своей столицей Каракорум. Начинается возрождение степной столицы. По имеющимся данным, Биликту-хан не только обновил старый город, но и построил новый город, который он расположил также в долине Орхона.

С конца XIV и в течение XV века Каракорум был столицей потомков Тогон-Тэмура, которые получили у китайцев название «малых ханов». У нас нет материалов, дающих представление об архитектуре Каракорума в этот период. Можно лишь предполагать, что значительных по объему храмов в городе не возводили, так как буддизм в это время не имел широкого распространения.

В 1380 году китайская армия вторглась в Монголию и, заняв Каракорум, сильно его разрушила.

Непрерывные междоусобные войны монгольских феодалов приводят к постепенному уничтожению большинства городов Монголии. Этой участи не избегнул и Каракорум, который в XVI веке был окончательно разрушен.

Последнее упоминание о городе встречается в описании походов пред-водителя южных монголов Алтан-хана, «отнявшего в 1552 г. у ойратов (западных монголов) захваченный ими город Каракорум»

Заканчивая краткое изложение истории монгольской столицы, необходимо сделать следующие выводы.

Каракорум являлся крупным политическим центром во времена первых четырех ханов Монголии и особенно в период с 1235 по 1259 гг.

«Построение столицы Каракорум на р. Орхоне нельзя считать признаком подъема страны, так как это был город, обслуживающий своим ремеслом и торговлей нужды только династии и двора, а не народа». Каракорум в основном был построен руками пленных мастеров из Китая и Средней Азии, что несомненно повлияло на характер его архитектуры.

«Изучение находок, сделанных в Каракоруме, заставляет прийти к выводу, что при его постройке и в его культуре, особенно в первоначальный период, значительную роль сыграли традиции старой культуры уйгурских городов IX-XIII вв. Однако с самого же начала культура Каракорума отличается тем, что она складывается из различных элементов, взятых из тех стран, которые монголы завоевали».

Дошедшее до нас описание архитектуры Каракорума и материалы раскопок показывают, что национальное зодчество монголов шло другим путем, развиваясь по линии сборно-разборной архитектуры; монументальных сооружений в обычном смысле этого слова почти не возводилось.

Образование Монгольской империи способствовало расширению связей между Европой и Азией, между Средней и Центральной Азией. В период XIII-XIV веков Монголия и Китай имели сношения с такими странами, как Русь, Иран, Азербайджан, Индия и т. д.

Материальная культура покоренных монголами стран, несомненно, влияла на развитие культуры самих завоевателей.

В XIII-XV веках глубокое воздействие оказывала древнейшая культура китайского народа. После образования Юаньской династии традиции, занесенные в Китай монголами, быстро растворились в многовековой и более высокой культуре китайского народа. Поэтому архитектура и искусство Юаньской империи являются продуктом китайской, а не монгольской культуры, хотя власть в Китае принадлежала в это время монгольской феодальной аристократии.

Однако следует отметить, что в самой Монголии культура монгольского народа продолжала жить на протяжении всей истории Чингисидов, включая и Юаньский период.

Такой устойчивости национальных традиций способствовал постоянно сохранявшийся уклад кочевого, скотоводческого хозяйства. Этим, в частности, можно объяснить то явление, что архитектура монгольского народного жилища - юрты - в принципе оставалась неизменной в течение многих веков. И, действительно, ведение кочевого скотоводства в то время было немыслимо без наличия легкого портативного жилища.

Характерно, что после многолетних междоусобных войн, начавшихся в Монголии вслед за падением Юаньской династии, юрта оказалась почти единственным образцом монгольской архитектуры XIII века, переданным в наследство последующим поколениям монголов.

Захватнические войны Чингис-хана и его потомков, проводимые в интересах феодалов, принесли монгольскому народу лишь разорение и послужили причиной застоя в развитии культуры Монголии.

Возможно Вам будет также интересно ознакомиться с информацией, опубликованной в статье

До встречи на страницах сайта !!!

Монгольская империя или, иначе, Великое Монгольское государство, стала результатом завоеваний Чингисхана и его потомков. Ее территория окончательно сложилась к 13 веку.

Становление империи

Основатель монгольской империи начал свои завоевания с упорядочивания жизни собственного народа. В 1203-1204 годах он подготовил и внедрил ряд реформ, в частности, по реорганизации армии и созданию элитного военного отряда.

Степная война Чингисхана окончилась в 1205 году, когда он разгромил найманов и меркитов. А в 1206 году на курултае его избрали великим ханом. С этого момента начинается образование Монгольской империи.

После этого Монгольское государство начинает войну с империей Цзинь. Предварительно он разгромил его потенциальных союзников, а в 1215 году уже вошел в ее столицу.

Рис. 1. Чингисхан.

После этого Чингисхан начинает процесс расширения границ монгольского государства. Так, в 1219 году была завоевана Средняя Азия, а в 1223 году предпринят удачный поход против половецкого хана, который вместе со своим союзником, Мстиславом Киевским, был разгромлен на реке Калке. Однако победоносный поход против Китая так и не начался из-за смерти хана.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Монгольское государство при Угэдее

Сын Чингисхана Угэдей правил империей с 1228 по 1241 годы, проведя при этом ряд важных государственных реформ, которые способствовали укреплению великого государства.

Рис. 3. Угэдей.

Он установил равенство всех подданных – одинаковые права имели как монголы, так и жители завоеванных территорий. Хотя сами завоеватели были мусульманами, религию свою они никому не навязывали – в Монгольской империи была свобода вероисповедания.

При Угэдее была возведена столица – город Каракорум, который строили многочисленные пленники, захваченные в походах. Флаг этого государства до нас не дошел.

Западный поход

Земли после этого завоевательного похода, в успехе которого монголы не сомневались, входили в Улус Джучи. Право командования войсками, в который входили воины нескольких улусов, получил хан Батый.

В 1237 году войско подходит к границам Киевской Руси и пересекает их, последовательно завоевывая Рязань, Москву, Владимир, Торжок и Тверь. В 1240 году Батый берет столицу Руси, Киев, а потом Галич и Владимир-Волынский.

В 1241 году началось успешное наступление на Восточную Европу, которая была захвачена очень быстро.

Рис. 3. Батый.

Известие о смерти великого хана заставило Батыя вернуться в степь, поскольку он сам претендовал на этот титул.

Период междуцарствия и распад империи

После смерти Угэдея право на его титул оспаривали между собой разные ханы, в том числе Батый. Постоянная борьба за власть ослабила центральную власть, что привело к разделению Монгольского государства на отдельные улусы, у каждого из которых был свой правитель. Также процессу распада способствовали непомерные размеры империи – даже развитая почтовая связь не помогала держать отдельные ее части под постоянным контролем. Площадь государства составляла более 30 миллионов квадратных километров, что сложно представить себе даже сейчас.

Таким образом историческое наследие Чингисхана постепенно распалось на отдельные государства. Самым известным наследником Монгольской империи является выделившаяся из нее Золотая Орда.

Распад Монгольской империи начался в 1260 году, а завершился этот процесс в 1269-м. Чингизиды еще некоторое время правили в основной части захваченных стран, однако уже как отдельными государствами.

Что мы узнали?

Монгольская империя была великим восточным государством, основателем которого стал сам Чингисхан. Были кратко рассмотрены основные события его завоевательных походов, а также событий, которые за ними последовали. Узнали о том, какой была Великая Монгольская империя при Угэдее и к чему привела борьба за титул Великого хана и власть над всеми монгольскими землями. Результатом разобщенности наследников Угэдея стал распад империи, в основном по границам улусов. Окончательный распад страны датируется 1269 годом, а самым известным наследником имперских традиций считается Золотая Орда. Указаны также плюсы и минусы монгольского правления на завоеванных территориях, рассмотрен Западный поход Батыя, в ходе которого была захвачены Киевская Русь и Восточная Европа.

как показатель монгольско-китайской культурной интерференции

Столица государства всегда больше чем просто город. Провинциальный город, будь он богатым торговым и ремесленным центром или позабытым Богом и людьми дальним форпостом, развивается по вполне понятным, естественным законам - его размеры, форма, количество и качество общественных зданий зависят, прежде всего, от возможностей и представлений местной администрации и населения, от функций, которые город выполняет, и окружающего ландшафта. Столица же, помимо этого, призвана воплощать в себе самую суть государства, что накладывает на неё особый отпечаток. Столица зачастую не только место пребывания правителя и двора, не только витрина для иностранных послов, которые, побывав в ней, должны отнести своим правителям рассказы о мощи и величии соседа. Столица часто является едва ли не единственным местом, одинаково чуждым для всех подданных империи, узлом, объединяющим провинции в империю - как в административном и экономическом, так и в идеологическом ключе. Поэтому столица может быть далеко не самым интересным городом для изучения той или иной цивилизации и культуры - но самым продуктивным для изучения государства и политической идеологии, которой пытались следовать его правители.

В первые годы существования Монгольской империи, в правление Чингис-хана (1162-1227, провозглашён великим ханом в 1206 г.), резиденция великого хана, по всей видимости, была типичной ставкой кочевого правителя - он не был склонен связывать себя постройкой зданий, и, вероятно, не считал это нужным и достойным правителя монголов . К тому же, на долю основателя империи пришлось не так уж много спокойных лет, когда он не был занят войнами и походами. Однако уже в правление его сына Угэдэя (1186-1241, великий хан с 1229 г.) влияние представителей оседлых народов, вошедших в состав империи, на пра-вящую прослойку кочевников значительно усилилось, следствием чего, в частности, стало начало строительства в 1235 г. города Каракорума , провозглашённого столицей империи (см. ).

Обширная долина Орхона, на которой расположен Каракорум, питаемая множеством рек и ручьёв, стекающих с лесистых склонов Хангая, предоставляет в высшей степени благоприятные условия для кочевников. Эти места, которые тюрки называли Отюкен (или Отюкенская чернь) были ритуальным и экономическим центром целого ряда кочевых империй. Согласно династийной истории Чжоу шу 周書 («История [Северной] Чжоу»), здесь постоянно пребывал каган Первого Тюркского каганата (551-630), здесь же под его руководством проводились регулярные жертвы и моления предкам каганского рода и Небу (см. ); здесь была ставка правителя Восточнотюркского каганата (689-745) (см. ) и столица пришедшего ему на смену Уйгурского каганата, Орду-балык, разрушенная киргизами в середине IХ в.

Происхождение названия первой монгольской столицы представляет собой отдельную научную проблему (подробнее см. ), однако наиболее вероятным, как кажется, является предположение, что оно произошло от уйгурского топонима (по-тюркски «Кара-корум» означает «чёрные горы/камни»), видимо, обозначавшего Хангайские горы, с которых стекает р. Орхон. Слово Каракорум не монгольского, а тюркского происхождения, что, скорее всего, является свидетельством огромного влияния, которое имели при дворе Угэдэя уйгурские советники, убедившие его, что столицу необходимо разместить неподалёку от руин Орду-балыка, а не в родных местах Чингис-хана, близ Онона и Керулена.

Несмотря на своё расположение в сердце традиционных кочевий, Каракорум был не только дворцом хана, желающего приобщиться к оседлому комфорту, окружённым жилищами гвардии и необходимой обслуги, а ещё и довольно крупным торговым и ремесленным центром, что окончательно доказали раскопки 1948-1949 гг., проведённые экспедицией под руководством С.В. Киселёва . Невысокие городские стены (вал в толщину не превышал 2-2,5 м, сверху тянулся плетневый палисад, обмазанный глиной, всё вместе в высоту вряд ли превышало 4-5 м; см. ), призванные скорее обозначать городскую границу, нежели обеспечивать городу реальную защиту, огораживали значительную территорию, представляющую собой неправильный четырёхугольник, ориентированный по странам света, несколько сужающийся к югу. С севера на юг протяжённость города превышала 2 км, с запада на восток составляла около 1,5 км (см. ). Дворец Угэдэя находился в юго-западном углу города, был обнесён такими же невысокими стенами, как и весь город, и представлял собой правильный квадрат 255 на 225 м (см. ), т.е. занимал не слишком значительную часть городской площади . Остальная часть города, судя по результатам раскопок, была довольно густо заселена. У восточных ворот, к которым примыкало предместье, найдены обломки жерновов и молотильных камней, что говорит о том, что здесь жили люди, занимавшиеся земледелием, в разных концах города найдены плуги и жернова (см. ). Создатели города явно желали, чтобы он хотя бы частично обеспечивал себя продовольствием, впрочем, нам известно, что город всё равно сильно зависел от поставок зерна из Китая. От центра города к восточным воротам вела улица, сплошь обстроенная домами. Судя по особенно частым находкам в этом районе города монет, здесь размещались торговые лавки (см. ). По сообщениям Гийома Рубрука, в городе было две главных улицы, вдоль одной из которых жили мусульмане, в основном торговцы, а вдоль другой - китайцы, которые преимущественно занимались ремеслом; в нём было двенадцать языческих храмов разных народов, две мечети и одна несторианская церковь (см. ). По данным раскопок, в центре города, на пересечении двух главных улиц, находились ханские мастерские, весьма активно функционировавшие. В этом месте за свою недолгую историю город успел сформировать необыкновенно богатый культурный слой, толщиной до 5 м. Нижний горизонт, соответствующий времени основания и высшего расцвета города, очень насыщен находками, свидетельствующими об активном металлообрабатывающем производстве, на сравнительно небольшом участке найдено до десяти металлургических горнов и множество изделий, особенно много массивных втулок к осям телег, походных котлов на ножках, стрел и сабель (см. ). Всё это свидетельствует о том, что промышленные мощности Каракорума активно использовались при подготовке к дальним походам монгольских армий. Лабораторные исследования показали, что чугун, использовавшийся в ряде изделий, требовал для плавки очень высоких температур, порядка 1350°, которые достигались с помощью сложной системы механических мехов, приводимых в действие водой, поступавшей по каналам из р. Орхон, остатки этой системы найдены в крупной металлургической мастерской в центре города (см. ). В верхних слоях, когда город уже утратил свои столичные функции, преобладают следы весьма разнообразного керамического производства (см. ). На всей территории Каракорума сделано много находок привозных вещей (фарфора, зеркал, шёлка), которые, как и большое количество найденных монет, говорят о широком распространении торговли (см. ). Остатки зданий группируются в основном вдоль двух главных улиц, остальная часть города почти не застроена - видимо, там стояли юрты (см. ). Несмотря на значительное население, дворцы и мастерские, Каракорум всё же был городом кочевников, со всеми противоречиями, которые порождал этот несколько парадоксальный статус.

Однако, находясь в сердце степи, Каракорум был очень зависим от поставок зерна из Китая, которым обеспечивать себя самостоятельно его население, конечно, не могло, и этому суждено было сыграть роковую роль в его судьбе. В 1260 г. Хубилай (1215-1294) был провозглашён великим ханом (см. ). Его младший брат Ариг-Буга, также провозглашённый великим ханом при поддержке части монгольской знати, недовольной явной склонностью Хубилая к китайской культуре, занял Каракорум, но это ему не помогло: Хубилай приказал прекратить поставлять в столицу зерно, поэтому вскоре там начался голод (см. ), Ариг-Бога оставил Каракорум и вскоре был побеждён.

После потери статуса столицы Каракорум стал быстро терять население и ветшать . В нём была размещена ставка военного губернатора северных провинций, сюань-вэй сы 宣慰司 (Управление всеобщего успокоения) (см. ). Во время войны Хубилая и Кайду (1230-1301) и связанной с этим смуты Каракорум неоднократно переходил из рук в руки, в 1295 г. был разграблен и сожжён императорской армией (см. ), а в 1312 г. переименован в Хэнин 和寧 (Гармония и мир) (см. ): вероятно, к этому времени тюркское название уже не употреблялось, переименование было основано на китайском варианте, Хэлинь 和林. После падения династии Юань в 1368 г. сын последнего императора Тогон-Темура, умершего в 1370 г. в юго-восточной Монголии, пытался закрепиться в Каракоруме, но не преуспел - город, скорее всего, уже почти заброшенный, был взят минскими войсками и сожжён (см. ).

Начало изменений в государственной идеологии Великого монгольского государства, которое всё больше стало отходить от кочевых степных традиций и превращаться в чиновную империю китайского толка - империю Юань (подробнее об этом см. ), неразрывно связано с именем Хубилая.

Около 1251-1252 г. Хубилай был назначен ответственным за управление северокитайскими провинциями империи (см. ). В 1256 г. он решил обзавестись собственной резиденцией поближе к Китаю и поручил своему советнику Лю Бин-чжуну 劉秉忠 (1216-1274) найти, исходя из принципов китайской геомантии (фэн-шуй 風水), благоприятное место, разработать план города и выстроить его, что и было сделано. Новый город, названный Кайпином 開平 (Начало спокойствия), был построен в степях в 275 км к северу от совр. Пекина, неподалёку от озера Долон-нор (в 25 км к северо-западу от совр. г. Долунь на юго-востоке Внутренней Монголии). Незадолго до переноса столицы из Каракорума в Даду (см. ниже), летом 1263 г., город был переименован в Шанду 上都 («Верхняя столица») и вплоть до конца правления династии сохранял статус летней столицы. Проводя в нём наиболее жаркие летние месяцы или кочуя в его окрестностях, император принимал представителей монгольской знати в привычной для них кочевой обстановке, пусть и сказочно роскошной.

Оба варианта названия города использовались монголами, что отмечено, по крайней мере, в хрониках XVII в. (см. ). Встречается композитный вариант Кейбтинг-Сангду GEUbdieit seeIdO, но чаще всего используется только второе название, возможно, потому, что оно звучало не вполне чуждо для монгольского уха - шанд ZeeIda, согласно словарям, переводится как «ложбина, где подпочвенная вода находится очень близко к поверхности земли, ключ, колодец в ложбине» .

О Шанду нам известно гораздо больше, чем о Каракоруме. Население города, по данным Юань ши («История Юань») было весьма велико и составляло 118 191 человек (41 062 семейства) (см. ); дворцы Шанду подробно описаны Марко Поло, который, судя по всему, неоднократно бывал там (см. ) . В 1359 г. город был разграблен и сожжён восставшими китайскими крестьянами, в 1369 г. взят минскими войсками и оставлен ими в руинах. Город очень хорошо сохранился до наших дней , так как после падения династии Юань и разрушения минскими войсками он пришёл в упадок и в 1430 г. был окончательно заброшен - город остался на территории, неподконтрольной Китаю, а монгольским кочевникам, для которых ХV в. оказался одним из самых тяжёлых периодов хаоса и отсутствия почти любых форм государственности в их истории, город в степи был не нужен. Первые археологические исследования го-рода были проведены японскими учёными во времена существования Маньчжоу-го (см. ), впоследствии масштабные работы были предприняты учёными университета Внутренней Монголии в 1956 и 1973 гг. (см. ).

Шанду (см. рис. 1 ) сориентирован по странам света, представляет собой два обвода стен, причём меньший обвод находится в юго-восточном углу большего. Внешний обвод - правильный квадрат с длиной стороны ок. 2200 м, ширина глинобитных стен у основания составляла ок. 10 м, к верху они сужались до 2 м, высота достигала 5 м. В городе было 7 ворот - по двое в северной, восточной и южной стенах, одни в западной стене, снаружи ворота были защищены дополнительными укреплениями, в северо-западном и юго-западном углах обнаружены следы городского рва шириной ок. 25 м.

Внутренний обвод также представляет собой квадрат с длиной стороны 1400 м, в стенах прорезано шесть ворот - по двое в западной и северной стене и по одним - в южной и восточной (эти ворота - общие с большим обводом). Все ворота снабжены внешними укреплениями. Толщина стен у основания - ок. 12 м, у вершины - ок. 2,5 м, высота - ок. 5-6 м. По четырём углам малого обвода возведены угловые башни, через каждые 150 м на стенах устроены расширения-платформы, на которых, возможно, стояли деревянные башни, где могли укрываться стрелки.

Внутри малого обвода существовало своё внутреннее деление. В центре него, ближе к северу, расположены ещё одни глинобитные стены - прямоугольник 570 м (Е-W) на 620 м (N-S), снаружи облицованный кирпичом. Эти стены были столь же мощны и высоки, как и во внешних обводах, по четырём углам прямоугольника были возведены башни. Во всех стенах, кроме северной, были прорезаны ворота. Этот обвод стен представлял собой собственно дворец императора. Западные и восточные ворота связаны широкой улицей, такая же улица идёт от южных ворот, они образуют Т-образный перекрёсток в центре комплекса. К северу от перекрёстка была обнаружена глинобитная платформа размером 60 на 60 м, высотой 3 м. Со всех сторон, кроме южной, восьмиметровая полоса территории, прилегающей к платформе, вымощена кирпичом, с юга к углам платформы примыкали два меньших здания. Судя по всему, это был тронный зал, главное дворцовое здание. С обеих сторон улицы, ведшей от южных ворот, были обнаружены две платформы 50 м (Е-W) на 20 м (N-S), высотой 5 м, - видимо, это были своего рода въездные павильоны, фланкирующие парадный въезд во дворец.

В меньшем обводе стен, своего рода «городе чиновников», примыкающем к дворцу, размещались культовые и официальные здания. Основными транспортными артериями были две широкие улицы - одна из них, имевшая в ширину ок. 25 м, вела от южных ворот к южным воротам дворца, вторая, шириной ок. 15 м, связывала южную пару ворот на восточной и западной стенах и пересекала первую несколько южнее парадных ворот дворца. Подобные магистрали отходили и от северных ворот восточной и западной стен, но они упирались в стены дворца. Между этими, наиболее широкими «проспектами» была проложена довольно частая сеть более узких, прямых улиц, пересекавшихся под прямым углом.

Самый большой обвод стен города не был однороден - часть его, находившаяся севернее «города чиновников», была отделена глинобитной стеной, причём попасть в эту северную часть можно было только из «города чиновников». На всей территории этой части не обнаружено никаких следов строений, кроме большого вымощенного камнем двора (350 м вдоль оси Е-W на 200 м вдоль оси N-S) в центре. Археологи предполагают, что на севере города мог размещаться императорский парк, в котором император при желании мог устанавливать юрты для себя и своих приближённых. Парки такого размера не отмечены ни в одной из известных нам китайских столиц.

Остальная часть города, несколько меньше четверти общей площади, представляла собой место обитания горожан. В этой части было три основных, наиболее широких (ок. 20 м) улицы, две из них шли в направлении восток-запад и выходили - одна к западным городским воротам, другая - к южным воротам западной стены «города чиновников»; третий «проспект» шёл на север от южных городских ворот. Эти улицы образовывали крупные кварталы, прорезанные более узкими улицами, на территории этой части города найдены места нахождения домов простолюдинов, а также мастерских. Следы ремесленного производства и рынков обнаружены и вне городских стен.

Таким образом, Шанду не слишком отступал от китайской градостроительной традиции, хотя, в значительной степени, это был дворец с прилагающимися к нему системами обеспечения, в котором та часть, на которой жили горожане, представляла собой не слишком большую часть городской территории . Единственным элементом, выбивающимся из рамок традиции, можно считать огромный парк в северной части города, занимавший почти треть города, - своеобразная дань степному прошлому правителей. По всей видимости, Хубилай, несмотря на интерес к китайской культуре и вкус к оседлому комфорту, не представлял себе жизни без возможности кочевать, пусть и по парку, окружённому стенами. К тому же, такие пустые пространства внутри городских стен характерны для более поздних городов, которые возводили монголы, - зачастую в них не было капитальных строений, кроме собственно стен, храмов и нескольких скромных дворцов, а остальное пространство отводилось под установку юрт для непостоянного - и привычного к такому образу жизни - городского населения. Целые кварталы юрт есть и в современном Улан-Баторе. Так или иначе, Шанду представляет собой хорошую иллюстрацию той постепенной трансформации, которую претерпевала Монгольская империя в это время: её правители уже не мыслили свою жизнь без комфорта городской оседлой жизни, но, в то же время, ещё не могли полностью оторваться от своих кочевых корней. В 1260 г. Хубилай был провозглашён в Кайпине великим ханом (см. ), в 1264 г. столица была официально перенесена из Каракорума в Китай, в район современного Пекина, и получила название Даду 大都 (Великая столица).