Музыкальная форма– это определенный распорядок частей и разделов в музыкальном произведении, его строение. Музыкальная форма Период в музыкальном произведении

Период (от греч. – обход, круговращение, определенный круг времени) – наименьшая законченная форма изложения музыкальной мысли (темы), входящая в состав более крупных форм или имеющая самостоятельное значение. В большинстве случаев период представляет собой начальный раздел более крупной формы – простой двух- или трехчастной. Лишь начиная с творчества Ф. Шопена (Прелюдии ор. 25) период становится формой самостоятельного одночастного произведения. Признаками границы периода являются: смена типа изложения, тематизма, фактуры.

Классический период состоит из 2-х предложений. Предложение – это наибольшая часть периода, завершенная каденцией . Каденция (или каданс) – мелодико-гармонический оборот, завершающий предложение и период. По положению в форме каденции подразделяются на серединные (завершающие предложение), заключительные (завершающие период) и дополнительные . По аккордовому составу различают автентические (T-D или D-T), плагальные (T-S или S-T) и полные (S-D-T) каденции, представляющие собой полный функциональный оборот. По степени завершенности различают половинные (не на тонике), полные (на тонике) и прерванные (D-VI) каденции. Полные каденции бывают совершенными и несовершенными . Если в полной каденции тоника представлена: 1) трезвучием 2) на сильной доле 3) в мелодическом положении примы , то каденция считается полной совершенной .

Основные типы периодов

Наиболее распространенный тип классического периода – квадратный период повторного строения, состоящий из двух, сходных по началу предложений . Квадратность в музыке – количество тактов, равное степени числа два (2, 4, 8, 16, 32, 64).

Если второе предложение периода начинается так же, как первое, но на другой высоте, то строение периода определяется как секвентно-повторное . Бетховен. Соната №3 для фп., ч. II; Соната №15 для фп., ч. II).

Если второе предложение не повторяет первое, а продолжает его, то период называется периодом неповторного строения .

Если период не делится на предложения, то его называют периодом единого строения или большим предложением. (Л. Бетховен, 32 вариации для ф-но, тема; Соната для ф-но № 6, ч.II). Здесь можно говорить о динамизированной экспозиционности, связанной с соответствующим характером тематизма.

Период может быть неквадратным. Обычно его структура представляет собой 4т. + 6т. В музыкознании это связывают с преодолением квадратности и называют расширенным периодом . Бетховен. Соната №3 для фп., ч. II).

Период может состоять и из 3-х предложений (Ф. Шопен. Прелюдия op. 25 №9).

Ладогармонические особенности периода также отражают его динамику. Модулирующий период применяется исключительно как элемент более крупных форм . Бетховен. Соната №15 для фп., ч. II; Соната №10 для фп., ч. II).

С ложный период состоит из двух простых периодов-предложений с полными заключительными каденциями в разных тональностях. Первый период-предложение обычно завершается кадансовой модуляцией в тональность доминанты.

После заключительной каденции в периоде может быть дополнение, не имеющее самостоятельного значения. Чаще всего оно представляет собой плагальный оборот (S T).

Задание: Найдите в произведениях своего репертуара начальные периоды, кадансовые обороты в них, проанализируйте их гармонию.

Литература

Абызова Е. Гармония. – М., 2008

Мазель Л. Строение музыкальных произведений. – М., 1979

Мясоедов А. Учебник гармонии. – М.,1980

Способин И. Музыкальная форма. – М.,1986

МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА – это строение музыкального произведения. Существуют формы: период, двухчастная, трёхчастная, рондо, вариации, сонатная.

ПЕРИОД – музыкальная форма, выражающая законченную музыкальную мысль и состоящая обычно из двух предложений по 4--8 тактов в каждом предложении. В переводе с греческого – определённый, замкнутый круг времени. Форму периода имеют некоторые прелюдии Шопена.

ДВУХЧАТНАЯ ПРОСТАЯ ФОРМА – это форма, состоящая из 2-х периодов (частей). Если части похожи по музыкальному материалу, то форму обозначают АА1, а если части контрастны, то АВ.

ТРЁХЧАСТНАЯ ПРОСТАЯ ФОРМА – состоит из 3-х частей (каждая из которых - период) и её третья часть обычно повторяет первую. Поэтому такую форму ещё называют репризной. Буквенное обозначение такой формы АВА. Иногда реприза бывает измененной, тогда форма обозначается АВА1. Например, «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома» Чайковского.

СЛОЖНАЯ ТРЁХЧАСТНАЯ ФОРМА – состоит из 3-х частей, каждый раздел представляет собой 2-частную или простую 3-частную форму. Буквенное обозначение АВСАВ. Например, «Вальс» из «Детского альбома» Чайковского.

РОНДО – это муз. форма, в которой основная тема – РЕФРЕН – повторяется не менее 3-х раз, чередуясь с другими разнообразными темами – ЭПИЗОДАМИ. В переводе с франц. «рондо» -- хоровод, хождение по кругу. Рондо начинается и заканчивается рефреном, образуя замкнутый круг Буквенное обозначение АВАСАDА.

ВАРИАЦИИ – муз.форма, в которой основная тема повторяется в изменённом виде несколько раз, т.е. варьируется. Может меняться ритм, тембр, лад. АА1А2А3… -- у классиков 6 вариаций. Встречаются вариации на две темы – двойные вариации. Буквенное обозначение АВА1В1А2В2А3В3А4В4…- . Напр., симфоническая фантазия Глинки «Камаринская».
Вариации зародились в народном творчестве. В профессиональной музыке появились в XV в. Встречаются в виде отдельных произведений и как часть сонатных циклов, сюит.

СОНАТНАЯ форма или ФОРМА СОНАТНОГО АЛЛЕГРО (сонатное allegro) – муз. форма, основанная на развитии двух основных тем – главной и побочной, а также связующей и заключительной партий. Сонатная форма имеет 3 раздела:
1)ЭКСПОЗИЦИЯ – в переводе «показ» -- темы излагаются в разных тональностях;
2)РАЗРАБОТКА – драматический центр, кульминация произведения. Темы ГП и ПП сопоставляются, сталкиваются. Возможно развитие не всех тем. Для этого раздела характерны модуляции, отклонения в далёкие тональности.
3)РЕПРИЗА – раздел, в котором повторяются темы экспозиции – все в основной тональности или в одноимённой.
В сонатной форме может быть ВСТУПЛЕНИЕ и КОДА – заключительный раздел, итог всей сонатной формы (в переводе с ит. -- хвост).
Форма сонатного аллегро сформировалась в творчестве «венских классиков». Обычно в этой форме пишут первые части сонат, симфоний, концертов.

Категории:

Это простейшая музыкальная форма гомофонной музыки. Период – относительно законченная музыкальная мысль, завершенная каденцией в первоначальной или другой тональности.

Периоды различны по структуре. Для классического стиля характерен нормальный период, в котором отчетливо выражен экспозиционный тип изложения (8-16т.). Основные крупные части периода – предложения. Предложения имеют как правило по две фразы, которые состоят из мотивов. Первое предложение – начальное, второе – ответное. Предложения расчленяются и связываются между собой серединной каденцией на Доминанте. В конце – каденция на Тонике. Возникает согласованность, перекличка кадансов – первому вопросительному отвечает второй утвердительный (T – D – D - T). Образуется автентический каданс, придающий ладогармоническую устойчивость, цельность.

Пример: Моцарт, Соната №11, ч.1.

Типичное строение периода сложилось в песенно-танцевальных жанрах гомофонной музыки и закрепилось благодаря четкости и запоминаемости музыкальной мысли.

Для периода характерно мелодико-тематическое единство. Оно выражается в:

1. Почти полном сходстве предложений, кроме их окончаний (при этом знак репризы не образует формы).

2. В частичном повторе материала.

Пример: Бетховен, Соната №1, ч.2

Бетховен, Соната №7, ч.2.

3. В повторе измененном посредством орнаментации.

Бетховен, Соната №15, ч.1.

Существенную роль играет местоположение кульминации. Если второе предложение повторяет большую часть первого, то нередко оба они имеют одинаковую кульминацию. Чаще повторяется меньшая часть первого предложения и это способствует наличию кульминации во втором предложении.

Шуман. «Грезы».

Метнер. Соната-воспоминание.

Есть исключения: кульминация в начале предложения:

Шопен. Мазурка, ор. 67 №4.

По тематическому развитию периоды бывают – повторного и неповторного строения. Также периоды делятся на квадратные и неквадратные.

Неквадратность бывает органическая (Глинка. Вальс-фантазия, 3+3т.), за счет расширения и дополнения.

Период может быть однотональным и модулирующим (Бетховен. Тема радости, ч.1, 9 симфония). В периоде, которые в целом однотонален, возможны отклонения в другие тональности. Такой период называют модуляционным.

Бетховен. Симфония №5, ч.2.

Модулирующий период заканчивается в новой тональности: для мажора, как правило, в Доминантовой, для минора – в параллельной.

Вагнер. «Тангейзер», марш пиллигримов.

Период бывает:

· Замкнутый – заканчивается на Тонике основной тональности;

· Разомкнутый – заканчивается на Доминанте (Бетховен, соната №8, ч.1, гл.т.); заканчивается в новой тональности.

Иногда встречаются периоды из 4-х предложений, как правило, в сложных размерах.

Шуман. Новеллетта, ор.21 №1.

Есть периоды из трех предложений.

Григ. Норвежский танец.

Наиболее распространены периоды с тематически сходными предложениями, из которых второе расширено по сравнению с первым.

1. Расширение – повторное проведение какого-либо построения с увеличением его длины – внутреннее расширение, так как построение разрастается, приобретает большую длину, но остается все же одним построением с одной каденцией. Расширение связано с эмоциональным нарастанием кульминации.

Приемы расширения:

· Повтор какого-либо элемента – простое варьирование, секвенциобразное, имитационное (Чайковский, «Баркаролла», «Январь»).

· Более сложные приемы развития с введением новых тональностей.

· Растяжение каденционных гармоний (ария Лизы из «Пиковой дамы»).

Внутреннее расширение возникает до появление Тоники.

2. Дополнение – дополнительное построение, приводящее к той же гармонии, на которой завершилась основная каденция. Это ряд добавочных построений, утверждающий основную мысль. Дополнение возникает после Тоники. Это внешнее дополнение (Бетховен. Соната №1, Менуэт).

СХЕМА АНАЛИЗА ПЕРИОДА:

1. Тональность.

2. границы периода.

3. повторный или неповторный.

4. квадратный или неквадратный.

5. замкнутый или разомкнутый.

6. однотональный, модулирующий, модуляционный.

7. анализ кадансов.

8. определить кульминацию.

9. выяснить причину неквадратности.

10. особенности стиля, фактуры.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ПЕРИОДОВ:

Бетховен. Соната №3,ч.2, 3, 4.

Соната №4, ч.2 и 3.

Соната №7, ч.2

Соната №5, ч.1.

Соната №27, ч.1 и 2.

СЛОЖНЫЙ ПЕРИОД .

Состоит из двух мелодически сходных предложений с разными кадансами, каждое из которых по своему внутреннему строению само является типичным периодом.

Чайковский. Ноктюрн до диез минор . Здесь два предложения (D - T), где каждое как явный период. Четыре одинаковых начала – отличительный признак сложного периода.

В форме периода часто излагаются темы произведений и тем самым период входит, как обособленная часть, в более крупное целое.

Существуют короткие произведения, представляющие собой период. Таким образом, период может быть самостоятельной формой (это, как правило, миниатюры, прелюдии – небольшие самостоятельные пьесы, в которых развивается одно настроение).

Шопен широко развил эту форму.

Самостоятельный период редко имеет четкую структуру. Но есть исключения: Шопен. Прелюдия №7.

Более типичны для таких пьес структурные контрасты (наличие расширения во втором предложении, что создает движение и кульминацию, эмоциональное нарастание).

Шопен. Прелюдии ми минор, си минор.

Период из трех предложений: Шопен. Прелюдия №9.

Сложный период: Шопен. Прелюдия №10.

Такие формы характерны для прелюдий Скрябина, пьес Лядова, романсов Римского – Корсакова, Рахманинова. В вокальной музыке сложный период, как самостоятельная форма, употребляется в песенно-куплетной структуре.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА:

Григ. «Люблю тебя».

Бородин. «Фальшивая нота».

Шопен. Прелюдия №6, Вальс №7, р.1.

Чайковский. «Утреннее размышление».

Самое маленькое построение в музыкальной речи – мотив (от латинского - «двигаю»). Так называется наиболее яркий, запоминающийся мелодический оборот. Размер мотива может быть разным – от одного - двух звуков до целого такта (смотреть: Шуберт ,«Прекрасная мельничиха»,№7. «Нетерпение» – партия левой руки; №3. «Стой!» - размер начального мотива; Бах, «Х.Т.К.», 1-й том. Фуга до-минор).

Более крупное музыкальное построение, которое включает в себя несколько мотивов, называется – фразой (по-гречески – «выражение»). Долгое время продолжительность фразы была связана с дыханием в вокальной музыке. И только с развитием инструментальной музыки это понятие стало боле широким (Шуберт, «Прекрасная мельничиха», №1. «В путь!»; №12. «Пауза» - мотивы объединяются во фразу).

Фразы объединяются в предложения . Стандартный размер предложения – 4 такта. Предложения завершаются кадансами (от латинского «оканчиваюсь») – заключительным музыкальным оборотом. Каданс завершает музыкальное произведение, его часть или отдельное построение. Существует множество разновидностей кадансов, различающихся по функциональному наполнению (Т, S,D, VI).

Из предложений составляется период .

Период – это наименьшая, законченная, самостоятельная музыкальная форма. Период, как правило, состоит, из 2-х предложений с различными каденциями. Различают период повторного и не повторного строения, квадратный (8 тактов) и неквадратный (от 5 тактов), малый (8 т.) и большой (16 т.). Иногда период имеет дополнительный раздел, который звучит, как музыкальное послесловие, такой раздел, в зависимости от местонахождения каданса, может называться дополнением или расширением .

Период является одной из главных форм в вокальной музыке, организуя куплет или припев. Простейшей вокальной формой, при которой музыка остаётся прежней, а слова изменяются, является куплетная форма. Её простота объясняет широкую распространённость. Нет ни одного композитора, создававшего вокальную музыку, который не написал бы песню в куплетной форме (см. песни и романсы Шуберта, Моцарта, Глинки, Чайковского, Рахманинова и др. композиторов).

Одночастная форма (А)– это простая музыкальная форма, состоящая из одного периода. Такая форма чаще всего встречается в миниатюрах композиторов-романтиков, стремившихся запечатлеть ускользающее мгновение (яркий пример – Прелюдии Шопена), или в детской музыке для обеспечения большей доступности исполнения. Схема формы: А

Двухчастная форма (AB)– простая музыкальная форма, состоящая из двух периодов. Довольно часто второй период построен на материале первого (т.е, повторного строения – см. некоторые Прелюдии Скрябина), но есть произведения, в которых периоды различны (Песня Любавы из 2д.«Садко» Римского-Корсакова; Ария Розины из 2д. «Севильского цирюльника» Россини). Схема формы: А А1или А В.

Важнейшим (и самым простым) принципом для создания музыкальной формы является повторность. Его необыкновенная популярность объясняется несколькими причинами:

· повторение позволяет нам вернуть музыкальную мысль и дает возможность лучше вслушаться в неё, оценить незамеченные ранее художественные детали;

· повторение помогает отчетливо делить форму на отграниченные друг от друга части;

· повторение музыкального материала после изложения нового придаёт форме законченность, утверждая главенство первоначального образа.

Таким образом, формы, основанные на повторности, получили необычайное распространение в музыке в многочисленных вариантах. И самый простой из них – это трехчастная форма (ABA) ,состоящая из трех периодов, где

А - представляет собой изложение музыкальной темы;

В - развитие темы А или новый контрастный материал; А - реприза, точное или измененное повторение части А .

Если реприза точно повторяет первую часть, ее часто даже не выписывают нотами, а обозначают: играть от начала до слова «Конец»(по-итальянски: da capo al Fine).

Трехчастная форма (так же, как и все предыдущие) бывает простая и сложная . В отличие от простой трехчастной формы, в которой каждая часть пишется в форме периода, в сложной трехчастной форме части представляют собой не период, а простую двухчастную или трехчастную форму. Например.

, мелодических формул и др.), гармонии , метра и ритма , склада и фактуры , вербального текста (стихотворного, молитвословного, прозаического), тембров и кластеров и др.; 3) музыкально-теоретическая учебная дисциплина и отрасль музыкознания, занимающиеся изучением формы.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    Музыкальная форма на примере пьес из "Детского альбома" П. Чайковского

    Цикл встреч "Будь в музыке!"- Музыкальные формы

    Мотив. Фраза. Предложение.

    Музыкальная форма: вариации

    Фрагмент урока музыки. Игра "Лови вопрос" при повторении темы "Музыкальная форма"

    Субтитры

Форма и содержание

При рассмотрении формы в её наиболее обобщённом понимании (второе значение термина по МЭСу), музыкальную форму от специфически музыкального содержания отличить невозможно. Когда таким образом «расплывается» объект рассмотрения (формальная конструкция), то анализ формы по существу превращается в «целостный анализ» всего. Об этом в России неоднократно писал Ю.Н. Холопов , в Германии - автор популярного учебника о форме Клеменс Кюн : «Когда "учение о формах" перекрещивают в "анализ композиции", то, хотя исторически и лексически особенностям данной отдельной композиции воздаётся в полной мере, учение о формах как дисциплина в значительной мере упраздняется» .

Оппозиция формы и содержания - обязательный аспект музыковедения в России советского периода. Методологической базой для рассмотрения данной оппозиции в СССР служила так называемая «марксистская теория искусства» , постулировавшая примат содержания над формой. В вульгарно-социологической трактовке этого постулата форма как таковая не могла быть предметом науки и самой музыкальной композиции. Композиторы и теоретики музыки, проявлявшие в своём творчестве «чрезмерное» внимание к форме, объявлялись идеологами марксистской теории искусства «формалистами» (с неизбежными социально-политическими последствиями).

Форма и жанр, форма и стиль

Музыкальная форма - дискуссионная тема научных исследований. Учения о музыкальной форме в России, в Германии, в США, во Франции и других регионах мира сильно отличаются друг от друга как методологией, так и специфической терминологией. Относительное согласие учёных разных школ, принадлежащих европейской традиции (в том числе, российских), отмечается лишь в анализах музыки классико-романтической эпохи (XVIII - XIX века), отчасти также в отношении музыки барокко . Более сложная ситуация с формами старинной и традиционной (культовой и светской, западной и восточной традиций) музыки, где музыкальная форма практически неотделима от жанра (секвенция , мадригал , мотет , респонсорий , стихира , мугам и др.).

Музыкальная форма также рассматривается в связи с понятием музыкального стиля, в диапазоне от научных исследований, как в книге Л.Стайна «Структура и стиль. Исследование и анализ музыкальных форм» , до высказываний в популярных книгах о музыке «для чайников»: «Хип-хоп, госпел, хэви-метал, кантри и реггей - такие же „формы“, как и менуэты, фуги, сонаты и рондо» .

Структура произведения

Произведение состоит из отдельных музыкальных фраз - маленьких целостных музыкальных фрагментов. Музыкальные фразы объединяются в периоды . Периоды, звучащие сходным образом, объединяются в части . Фрагменты (фразы, периоды, части) музыкального произведения обозначаются латинскими буквами: A, B, C и т. д. Различные сочетания фрагментов образуют различные музыкальные формы. Так, распространённая форма в классической музыке - ABA (песенная форма), означает, что изначальная часть A исчезает, когда её сменяет часть B, и повторяется в конце произведения.

Существует и более сложное структурирование: мотив (мельчайший элемент музыкальной формы; один акцент 1-2 такта), фраза (обычно имеет 2 акцента; 2-4 такта), предложение (наименьшая часть мелодии, завершенная каким-либо кадансом ; 4-8 тактов), период (законченная музыкальная мысль; 8-16 тактов; 2 предложения) .

Разные способы развития и сопоставления элементов мелодии привели к образованию различных типов музыкальных форм:

Одночастная форма (A)

Её называют также балладной формой или айром [ ] . Наиболее примитивная форма. Мелодия может повторяться с незначительными изменениями (форма AA 1 A 2 …). Примеры: частушки .

Двухчастная форма (AB)

Состоит из двух контрастных фрагментов - аргумента и контраргумента (например, пьеса «Шарманщик поет» из «Детского альбома» П. И. Чайковского). Однако если фрагменты не контрастны, то есть второй фрагмент построен на материале первого, то двухчастная форма превращается в вариацию одночастной. Тем не менее, подобные произведения (например, пьеса «Воспоминание» из «Альбома для юношества» Р. Шумана) иногда относят к двухчастным .

Трёхчастная форма (ABA)

Её называют также песенной или тернарной . Различаются 2 вида трёхчастной формы - простая и сложная ; в простой каждый раздел является периодом, средний может быть и коротким переходом; в сложной - каждый раздел представляет собой, как правило, двухчастную или простую трёхчастную форму.

Концентрическая форма

Концентрическая форма состоит из трёх и более частей, повторяющихся после центральной в обратном порядке, к примеру: А В С В А

Классические формы

Соната

Сонатная форма - это форма, в экспозиции (1 часть) которой проводятся две контрастные темы в разных тональностях (главная партия и побочная), которые повторяются в репризе (3 часть) в ином тональном соотношении - тонально сближаясь (чаще всего, обе в тональности главной темы). Срединный раздел (2 часть) представляет собой в типичном случае «Разработку», то есть тонально неустойчивую часть, где происходит развитие предыдущих интонаций. Сонатная форма выделяется среди всех остальных форм: единственная форма, которая не получила развития в танцевальных и вокальных жанрах.

Рондо

Свобода, свойственная сонатной форме, расширяется в рондо. Её форма представляет собой конструкцию ABACADAEAF… То есть совершенно разные фрагменты, тональности и размеры связываются начальной темой A.

Рондо-соната

Смешанная форма, имеющая черты рондо и сонатной формы. Форма состоит из трёх основных разделов, в которой по принципу рондо строятся крайние разделы (оба или один из них), а средний представляет собой разработку, заимствованную от сонатной формы.

Вариации

Одна из старейших музыкальных форм (известна с XIII века). Состоит из темы и не менее двух изменённых воспроизведений. Однократная вариация темы, например, варьированной репризы в сонатной форме, не позволяет отнести его к вариационной форме.

Фуга

Образец фуги.
Johann Sebastian Bach - The Well-tempered Clavier - Book 1 - Fugue No. 2 in C minor (BWV 847).
Помощь по воспроизведению

Примечания

  1. Холопов Ю.Н. Музыкальная форма // Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990, с.581.
  2. In this sense, there can be no distinction between musical form and specifically musical content . Цит. по: Form // Harvard Dictionary of Music . 4th ed. Cambridge, Mass., 2003, p.329.
  3. См. например, его статьи «Теоретическое музыкознание как гуманитарная наука. Проблема анализа музыки» и «Что же делать с музыкальными формами Чайковского?» .
  4. Kühn C. Formenlehre der Musik. Kassel, 1987; 10-е издание там же в 2015 г.
  5. Und wenn "Formenlehre" verschiedentlich zu "Werkanalyse" umgetauft wurde, kann zwar dem sprachlich und historisch Besonderen des Einzelwerkes Genüge getan werden, aber Formen-"Lehre" als Disziplin hebt sich weitestgehend auf . Цит. по: