Обзор судебной практики по дтп. На западе столицы произошла ужасная авария Что делать при химической аварии. Ролик МЧС России

Авария, в результате которой жизни и здоровью ее участников был причинен ущерб, является одной из самых сложных для проведения действий, направленных на ее расследование.

Чтобы полностью, с максимально возможной достоверностью, восстановить картину произошедшего ДТП, требуется очень много усилий со стороны экспертов, а главное, времени. Иногда на это может уйти более шести месяцев.

В зависимости от тяжести вреда, который в результате дорожно-транспортного происшествия получили пострадавшие лица, его можно отнести к одному из нижеследующих правонарушений:

  • причинение вреда здоровью различной степени тяжести;
  • совершение наезда на пешехода;
  • причинение смерти по неосторожности;
  • причинение смерти в результате дорожно-транспортного происшествия.

Изначально по факту ДТП, в котором имеются пострадавшие граждане, возбуждается административное, либо уголовное дело. В ходе расследования, будет установлена мера вины каждого из участников такого ДТП, а суд назначит им наказание, исходя из норм действующего законодательства.

Чтобы определить степень вреда, который был причинен здоровью пострадавшего, будет проведена специальная судебно-медицинская экспертиза.

Она изучит все медицинские документы пострадавшего, и на их основании сделает вывод о том, какой конкретно тяжести вред причинили его здоровью.

В результате, такая экспертиза может определить, что здоровью пострадавшего был причинен вред легкой или средней степени тяжести, либо тяжкий вред.

Также именно экспертиза сможет установить, явилась ли причиной смерти потерпевшего именно произошедшая авария. Кроме того, эксперты могут прийти к выводу, что в результате дорожно-транспортного происшествия, вред здоровью потерпевшего не был нанесен. В этом случае, ранее возбужденное дело будет закрыто из-за отсутствия состава правонарушения.

Если в результате проведения судебно-медицинской экспертизы будет установлено, что здоровью потерпевшего был причинен вред средней степени тяжести, то в отношении лица, которое виновно в дорожно-транспортном происшествии, возбуждается дело о совершении административного правонарушения.

Подчеркнем, что чаще всего дорожно-транспортное происшествие происходит из-за того, что его виновник нарушил правила. Исходя из этого, он будет привлечен к административной ответственности не только за причинение вреда здоровью средней степени тяжести, но и за то, что совершил нарушение правил дорожного движения, что и привело к возникновению аварийной ситуации. Таким образом, он понесет сразу двойное наказание.

Давайте рассмотрим, что ожидает водителя, которого признают виновным в совершении дорожно-транспортного происшествия:

  • Исходя из части 2 статьи 12.24. КоАП РФ, такому водителю, за то, что в результате совершенного им ДТП кому-то из пострадавших был причинен вред здоровью средней степени тяжести, предстоит пополнить государственную казну на сумму от десяти до двадцати пяти тысяч рублей. Кроме того, он может лишиться права управлять автотранспортным средством на срок от 18 до 24 месяцев;
  • кроме этого, гражданин, здоровью которого в результате ДТП был причинен вред средней степени тяжести, имеет право взыскать с виновника ДТП компенсацию своих затрат на восстановление здоровья.

Если гражданином, который виновен в дорожно-транспортном происшествии, был заключен договор обязательного страхования автогражданской ответственности, то затраты, связанные с компенсационными выплатами пострадавшим, понесет его страховая компания.

Также именно страховая компания, полис ОСАГО которой имеется у лица, виновного в ДТП, обязана выплатить компенсацию за ущерб, который был причинен транспортному средству гражданина, пострадавшего в результате ДТП.

Инфо

На текущий год определены следующие максимально возможные выплаты по договорам обязательного страхования автогражданской ответственности:

  • если в результате дорожно-транспортного происшествия было повреждено только одно транспортное средство — 120 тыс. руб.;
  • если повреждения были нанесены двум и более транспортным средствам — 160 тыс. руб.

Отметим, что если сумма ущерба превышает покрываемую страховкой величину, то разницу обязан выплатить виновник ДТП за счет собственных средств:

  • гражданин, здоровью которого в ходе дорожно-транспортного происшествия был причинен вред средней степени тяжести, вправе потребовать с лица, виновного в аварии, компенсировать ему моральный ущерб;
  • если в момент дорожно-транспортного происшествия у лица, виновного в нем, не было действующего договора обязательного страхования автогражданской ответственности, то ему предстоит компенсировать причиненный вред как здоровью потерпевшего, так и его автотранспортному средству исключительно за счет собственных средств.

Если причиненный вред не возмещается

В случае, когда гражданин, признанный виновным в ДТП, не желает добровольно выплатить полагающиеся вам денежные средства, то вам предстоит взыскать их в ходе судебных разбирательств.

В качестве основания для подачи искового заявления могут послужить следующие обстоятельства:

  • гражданин, признанный виновным в дорожно-транспортном происшествии, отказывается выплатить вам компенсацию за тот вред, который в результате ДТП был причинен вам (при наличии у него действующего договора обязательного страхования автогражданской ответственности);
  • гражданин, виновный в ДТП, не имеет действующего полиса ОСАГО, а выплачивать вам компенсацию за счет собственных средств отказывается;
  • размер вреда, который был причинен вашему здоровью или имуществу, превышает установленный максимальный размер страховых выплат, и вы хотите получить недостающие денежные средства непосредственно с лица, виновного в аварии.

Обращаясь в судебную инстанцию, подавайте один из следующих вариантов иска:

  • иск к страховой компании, с которой у виновника был заключен договор обязательного страхования автогражданской ответственности, о выплате вам компенсации за вред, который виновник ДТП причинил вашему здоровью;
  • иск к непосредственному виновнику аварии. Он подается в том случае, когда у него нет действующего договора обязательного страхования автогражданской ответственности, либо максимальная сумма выплат по такому договору не покрывает причиненный вам ущерб.

Что делать после ДТП с пострадавшими

Действующее законодательство РФ установило четкий алгоритм действий, которые необходимо предпринять после того, как произошла авария.

Гражданам, по чьей вине произошло дорожно-транспортное происшествие, необходимо:

  • незамедлительно остановить свое автотранспортное средство;
  • включить аварийные сигналы;
  • если дорожно-транспортное происшествие случилось на трассе, то на расстоянии 30 метров от автомашины необходимо установить знак аварийной остановки. Если авария произошла в черте города, то знак устанавливается на расстоянии 15 метров;
  • не допускать перемещения объектов, так или иначе связанных с произошедшей аварией;
  • установить, пострадали ли в результате дорожно-транспортного ущерба люди, и в каком количестве;
  • определить, не препятствуют ли автомобили, пострадавшие в результате аварии, дорожному движению. Если они создают серьезную помеху для остальных участников дорожного движения, то их необходимо переместить, чтобы освободить путь движения. При этом прежде чем начать перемещение задействованных в дорожно-транспортном происшествии автомобилей, необходимо осуществить их максимально тщательную фотофиксацию, и только после этого приступить к освобождению проезжей части.

После того, как все вышеперечисленные меры будут вами приняты, позаботьтесь о том, чтобы следы ДТП сохранились как можно лучше.

Для этого целесообразно организовать объезд того места, где непосредственно произошла авария. Также это место можно оградить при помощи различных подручных средств. После этого сосредоточьтесь на поисках свидетелей происшествия и материалов его фото- и видео фиксации.

Хотя в соответствии с последними изменениями, сбор свидетельских показаний не является обязательным, лучше опросить очевидцев происшествия и зафиксировать их контактные данные. В дальнейшем, их показания могут оказаться очень полезными и помогут вам доказать свою правоту.

В случае если никто из людей в результате аварии не пострадал, водители имеют право составить и подписать так называемый европротокол.

Правила поведения

Главное, после того, как вы оказались втянуты в дорожно-транспортное происшествие — не растеряться и сохранить максимальное спокойствие.

Это поможет вам с максимальной эффективностью защитить свои права. Прежде всего, не поддавайтесь панике и оцените все случившееся трезвым взглядом. Следует обязательно проверить, в каком состоянии находятся остальные участники аварии.

Помните, что вам нельзя принимать никаких средств, даже для успокоения, если в них содержится этиловый спирт. Нарушение данного правила может привести к массе неприятных последствий.

Также не стоит поддаваться на предложение других участников ДТП решить дело без привлечения ГИБДД, если в результате аварии пострадали не только автомобили, но и люди.

На вопросы прибывших на место аварии сотрудников ГИБДД старайтесь отвечать как можно более четко и собрано. Помните, что они должны зафиксировать все обстоятельства происшествия. Они не правомочны устанавливать лицо, виновное в аварии. Это находится в компетенции суда.

Авария с пострадавшими

Если в результате дорожно-транспортного происшествия пострадали люди, то действовать следует следующим образом:

  • если вы обладаете соответствующими навыками — окажите пострадавшим первую медицинскую помощь;
  • обратитесь в скорую медицинскую помощь и вызовите ее бригаду на место происшествия;
  • позвоните в органы правопорядка и сообщите о произошедшем. В случае если у вас нет средств связи, остановите проезжающий мимо транспорт и попросите его водителя передать информацию о произошедшем на ближайший пост ГИБДД;
  • если лицу, пострадавшему в результате ДТП, требуется неотложная медицинская помощь, организуйте его транспортировку до ближайшего медицинского учреждения.

В случае, когда пострадавшего необходимо в кратчайшие сроки доставить в учреждение здравоохранения, а кроме вас это сделать некому, вы имеете право покинуть место ДТП, но при этом должны соблюсти следующий порядок:

  • пострадавшего необходимо доставить в близлежащее учреждение здравоохранения;
  • передавая его медикам, необходимо сообщить все ваши контактные данные, а также номер вашего автомобиля;
  • после этого в возможно кратчайшие сроки вернитесь на место ДТП.

Если вы не обладаете соответствующими познаниями, лучше не пытайтесь оказать пострадавшему первую медицинскую помощь. Ваши неумелые действия могут только ухудшить его положение.

Производственная авария - это внеплановая остановка или нарушение производственного процесса на предприятии, что приводит к материальному ущербу и гибели людей. Опасное техногенное происшествие может стать причиной разрушения зданий, выхода из строя оборудования и транспортных средств, нанесения вреда природной окружающей среде.

Катастрофа - это производственная авария крупных масштабов, имеющая большое количество человеческих жертв.

Причины аварий на производстве

Объект народного хозяйства или другого назначения, при аварии на котором возможна гибель людей, животных и растений, имеется угроза здоровью или материального ущерба и окружающей природной среде, является потенциально опасным производственным объектом.

Причинами производственных аварий и катастроф могут стать:

  • нарушение технологии производства;
  • нарушение правил эксплуатации машин, инструментов, сооружений и техники безопасности;
  • дефекты строительства сооружений и монтажа технических средств;
  • нарушение регламента ремонтных работ;
  • неправильная организация производственного процесса;
  • стихийные бедствия.

Последствиями производственных аварий являются взрывы, пожары, разрушения жилых и производственных объектов, выход из строя техники и оборудования. Нередко в результате аварий на производстве происходит масштабное загрязнение атмосферы, выброс агрессивных жидкостей и нефтепродуктов.

и опасности

Аварии с угрозой выброса биологически активных веществ - происшествия с относительно редкой вероятностью, обусловленные необходимостью хранения информации в секрете, а также своевременностью оказания мер по предупреждению таких ЧС. Возможны в процессе использования веществ на предприятиях или во время транспортировки, опасны тяжестью возможных последствий для населения.

Разрушение зданий и сооружений - происшествия, спровоцированные косвенными факторами: превышение допустимого количества людей на ограниченных площадях, сильные вибрации проходящего транспорта, чрезмерное давление на верхние этажи здания. Разновидности обрушений: транспортных коммуникаций, производственных строений, зданий жилого и социально-бытового назначения.

Аварии на электроэнергетических и коммунальных системах - приводят к осложнениям жизнедеятельности населения, сбоям в промышленной деятельности, сельском хозяйстве.

Аварии на промышленных очистных сооружениях - влекут за собой не только отрицательные последствия для обслуживающего персонала, но и ведут к массовым выбросам вредных веществ в окружающее пространство (автономные электростанции и электросети с длительным перерывом электроснабжения, повреждение транспортных и электроконтактных сетей).

Гидродинамические - это производственные аварии, происходящие в результате разрушения гидротехнических сооружений. В качестве последствий возможны затопления, разрушения строений, гибель людей, нарушение судоходства, уничтожение материальных ценностей. Наибольшее количество производственных аварий и катастроф происходит на взрывоопасных объектах и гидротехнических сооружениях, являющихся потенциально опасными. К производственным авариям относятся произошедшие по причине выброса вредных газов и загрязняющих веществ, выхода сточных вод на гидротехнических сооружениях.

Причины аварий техногенного характера

Аварии техногенного характера происходят вследствие причин:


Опасность существенно повышается при наличии паники, распространении провокационной информации, неисполнительности перед уполномоченными лицами.

Технические причины аварии

К ним относят не зависящие от организации труда факторы:

  • изъяны технологических процессов и инструментов; недостатки конструкции;
  • недостаточность механизации работ;
  • несовершенство ограждений;
  • низкое качество предохранительных устройств, средств сигнализации;
  • низкая степень прочности материалов;
  • небезопасные характеристики материалов и образуемых реакций в ходе производства.

Организационные причины аварии

Имеют отношение к организации труда:

  • недостатки обслуживания территории, включая проходы и проезды;
  • некорректное расположение оборудования;
  • плохая организация рабочих мест;
  • нарушение правил эксплуатации инструмента, оборудования, транспортных средств;
  • нарушение норм транспортировки, складирования, хранения;
  • нарушение норм планового ремонта;
  • недостатки в обучении рабочих безопасности;
  • неправильно организованные групповые работы;
  • низкая степень технадзора при опасных процессах труда;
  • использование механизмов не по назначению;
  • отсутствие ограждений и их неисправность;
  • отсутствие средств защиты;
  • уклонение от соблюдения норм труда (сверхурочные рабочие смены, превышение нагрузки).

Санитарно-гигиенические причины аварии

Причины аварий из-за нарушения санитарных норм:

  • высокое содержание токсичных испарений;
  • недостаточность освещения;
  • уровень шума, ультразвука выше допустимого;
  • неблагоприятные ;
  • сильные радиоактивные излучения выше допустимых;
  • пренебрежение средствами индивидуальной защиты;
  • нарушение гигиенических норм.

Личные причины аварий

Несоблюдение внутреннего распорядка труда, нарушение правил производственной техники безопасности, заболевание и прочие причины способны привести к аварии на производственном объекте.

К психофизическим причинам следует отнести:

  • перенапряжение физического и нервно-психического характера и ошибки в связи со стрессом, монотонностью труда;
  • несоответствие психофизиологических характеристик и навыков характеру выполняемой работы, возможности восприятия и переработки информации;
  • несоответствие антропометрических данных (рост, вес);
  • профессиональные заболевания вследствие воздействия вредных производственных факторов.

Расследование аварий

Цель технического расследования аварии - установление условий и причин аварии, разработка мер по устранению последствий и мероприятий для предупреждения повторных аварий на объекте и прочих потенциально опасных предприятиях.

Расследование аварий на опасных производственных объектах осуществляется по ТК РФ (30.12.2001 №197-ФЗ) и сопровождается следующими действиями:

  • информированием об аварии и несчастном случае в срочном порядке Службы, осуществляющей контроль над объектом, органа местного управления, страховой компании, профсоюзного сообщества, госинспекции труда по субъекту РФ;
  • принятием мер защиты жизни и здоровья рабочих, окружающей среды, собственности третьих лиц от аварийных последствий;
  • содействием сохранению обстановки на месте происшествия до момента расследования, исключением являются случаи, когда необходима ликвидация последствий и оказание медицинской помощи.

  • занесение информации на фото, видео- и аудионосители, оформляется комиссия по созданию указанных материалов;
  • мероприятия по устранению разрушительных последствий на объекте;
  • проведение технического анализа причин бедствия, принятие мер по ликвидации и профилактике аварийных причин;
  • содействие комиссии по расследованию инцидента на предприятии.

Действия комиссии

В процессе расследования члены комиссии осуществляют ряд действий, необходимых для установления причин производственной аварии:

  • осмотр, создание фото-, аудио- видеоинформации, схем и места аварии;
  • оформление протокола по анализу происшествия;
  • ведётся расследование при взаимодействии с органами спасительных служб;
  • составление документальных подтверждений с помощью опроса свидетелей и объяснительных от должностных лиц;
  • анализ обстоятельств, приведших к страшной аварии или инциденту, установление перечня причин;
  • анализ характера нарушений технологий, условий эксплуатации объекта;
  • осуществление проверки производственного контроля;
  • анализ нормы соблюдения условий промбезопасности энергетических объектов и гидросооружений;
  • анализ соответствия объекта и технологий проектной документации;
  • сравнение правомерности проектных решений с их изменениями и выполнением;
  • выявление несоответствий в области применения оборудования;
  • выявление неисправностей средств защиты персонала;
  • анализ квалификации персонала;
  • проверка договора страхования относительно причинения вреда во время работы на объекте;
  • проверка качества технической документации по эксплуатации оборудования;
  • установка причин аварии техногенного характера и восстановление деталей её развития на основании опроса свидетелей, анализа документации, заключения экспертов, результатов следственного эксперимента;
  • определение отклонений от норм промышленной безопасности и анализ поведения лиц, ответственных за ошибки;
  • проверка исполнения обязанностей службой производственного контроля;
  • разработка методов по устранению предпосылок аварии и её повторного возникновения;
  • предварительное определение размера ущерба с учётом прямых потерь, социально-экономических убытков, ущерб из-за неправильно использованного потенциала объекта, вред, нанесённый окружающей среде.

Неотъемлемый документ для подготовки к техническому расследованию причин производственной аварии - это расчет экономического ущерба, подписанный руководством структурного подразделения.

По результатам расследования руководитель структурного подразделения оформляет приказ по устранению предпосылок и последствий аварии, внедрению мер по стабилизации производства и привлечению к ответственности лиц, совершивших нарушения законодательных, нормативных требований РФ.

Материалы технического расследования

Перечень материалов относительно причин аварии назначает председатель комиссии с учётом характера аварии.

Документация относительно причин происшествия на объекте включает:

  • приказ о создании комиссии расследования технических причин аварии;
  • акт расследования;
  • протокол исследования места аварии с фото- и видеоматериалами;
  • отчёт председателя комиссии о заключении экспертов при необходимости;
  • исследования экспертов о деталях аварии с предоставлением расчетов, графических приложений, прочего;
  • докладные от служб горноспасательных частей, газоспасательных, военизированных частей о процессе ликвидации аварии;
  • протоколы опроса сотрудников, причастных к аварии, должностных лиц, обеспечивающих безопасность;
  • заверенные копии документации по обучению персонала, выдержки из журналов инструктажа по трудовой охране;
  • справки о финансовом, экономическом, экологическом ущербе;
  • акт о производственном инциденте по установленному образцу;
  • копия договора страхования риска за получение вреда на производстве;
  • факты о нарушениях норм по промышленной, энергетической безопасности в документации с перечислением пунктов;
  • данные о несвоевременном информировании соответствующих организаций об аварии.

Учёт документации

Комиссия по техническому расследованию причин аварии рассматривает оригиналы документов, дополнительно - копии и выписки с них, заверенные уполномоченными лицами на объекте. Документы должны быть корректно оформленными, не иметь исправлений, подчисток, дополнений.

Результат определения причин аварийного происшествия заносят в акт расследования, который хранится до двух лет. По комплекту материалов направляют в территориальный орган службы расследования, организации, принимавшие участие в расследовании причин катастрофы, и прочие органы.

Учет инцидентов ведется работниками и службами, ответственными за производственный контроль промышленной безопасности в журнале регистраций, где указывают дату, место, характеристику, причины инцидента, время простоя, размер ущерба, методы устранения причин аварии.

На территории РФ функционирует около 45 тысяч потенциально небезопасных объектов промышленного производства, вследствие деятельности которых страдают и гибнут люди.


В Дайтона-Бич, США, 23 февраля, на популярных автомобильных гонках серии NASCAR произошло массовое столкновение гоночных автомобилей, в результате которой обломки от автомобилей вылетели на трибуны, повредив зрителей. По данным на этот час число пострадавших составляет 32 человека. Точное количество раненых уточняется.

Авария случилась перед последним кругом гонки. Автомобиль на огромной скорости врезался в ограждение, которое отделяет трибуны зрителей от трека, в результате чего, обломки автомашин и ограждения вылетели на трибуны, попав в зрителей.

Автомашина, которая врезалась в ограждение, также получила сильнейшие повреждения передней части.

Сразу после происшествия бригадами скорой помощи и службой 911 пострадавшие были доставлены в местные медицинские клиники. По сообщениям зарубежной прессы 6 человек находятся в тяжелом состоянии.

Это событие наложит темный отпечаток на знаменитые автогонки в Дайтон-Бич-Nascar. Предлагаем вам видео для просмотра записи этой страшной аварии во время последнего круга гонки.


Ужасно осознавать, сколько зла сделал сам себе человек и планете, на которой он живет. Большинство вреда принесли большие индустриальные корпорации, которые не задумываются об уровне опасности деятельности, стремясь получить прибыль. А особенно страшно то, что катастрофы произошли и в результате испытаний различного вида оружия, в том числе и ядерного. Предлагаем 15 самых больших катастроф в мире по вине человека.

15. Кастл Бра́во (1 марта 1954)


Соединенные Штаты в марте 1954 года произвели испытательный взрыв ядерного оружия в атолле Бикини, расположенного возле Маршальских островов. Он был в тысячу раз мощнее взрыва на Хиросиме, Япония. Это было частью эксперимента правительства США. Ущерб, нанесенный взрывом, был катастрофическим для окружающей среды на площади 11265.41 км2. Было уничтожено 655 представителей фауны.

14. Бедствие в Севесо (10 июля 1976)


Промышленная катастрофа недалеко от Милана, Италия, произошла в результате выброса в окружающую среду токсических химических веществ. Во время производственного цикла при получении трихлорфенола опасное облако вредных соединений попало в атмосферу. Выброс мгновенно подействовал губительно на флору и фауну прилежащей к заводу территории. Предприятие в течении 10 дней скрывало факт утечки химических веществ. Случаи заболевания раком возросли, что было доказано впоследствии исследованиями мертвых животных. У жителей маленького города Севесо стали возникать нередкие случаи сердечных патологий, респираторных заболеваний.


Расплавление части ядерного реактора на Трехмильном острове, Пенсильвания, США, привело к выбросу в окружающую среду неизвестного количества радиоактивных газов и йода. Авария произошла вследствие ряда ошибок персонала и механических неполадок. Много спорили о масштабе загрязнений, но официальные органы утаивали конкретные цифры, чтобы не поднимать панику. Они утверждали, что выброс был незначительный и не мог нанести вред флоре и фауне. Однако в 1997 году данные изучили повторно, и был сделан вывод, что у тех, кто жил вблизи реактора в10 раз больше имели место проявления рака и лейкемии, чем у других.

12. Выброс нефти из танкера Эксон Валдес (24 марта 1989)




В результате аварии на танкере компании «Эксон Вальдес» в океан в районе Аляски попало огромное количество нефти, что привело к загрязнению 2092,15 км береговой линии. Как следствие, был нанесен непоправимый вред экосистеме. И на сегодняшний день она не восстановлена. В 2010 году правительство США заявило, что вред был нанесен 32 видам дикой природы и, только, 13 видов удалось восстановить. Не смогли восстановить подвид касаток и тихоокеанской сельди.


Взрыв и затопление нефтяной платформы Deepwater Horizon в Мексиканском заливе на месторождении Макондо привело к тому, что произошла утечка нефти и газа в объеме 4.9 млн баррелей. По словам ученым, эта авария стала самой крупной в истории США и унесла 11 жизней работников платформы. Вред был нанесен и обитателя океана. До сих пор отмечают нарушения экосистемы залива.

10. Бедствие Лав-Канал (1978)


В Ниагара-Фоллз, штат Нью-Йорк, около сотни домов и местная школа были построены на месте свалки промышленных и химических отходов. Со временем химикаты просочились в верхние слои почвы и воду. Люди начали замечать, что возле домов появляются какие-то чёрные болотистые пятна. Когда сделали анализ, то обнаружили содержание восьмидесяти двух химических соединений, одиннадцать из которых были канцерогенными веществами. Среди заболеваний жителей Лав-канала стали появляться такие серьёзные болезни, как лейкемия, а у 98 семей родились дети с серьезными патологиями..

9. Химическое загрязнение Аннистона, Алабама (1929-1971)


В Аннистоне в районе, где сельскохозяйственный и биотехнологический гигант Монсанто впервые произвёл вещества, вызывающие онкозаболевания, по непонятным причинам произошел их выброс в реку Сноу Крик. Население Аннистона сильно пострадало. В результате воздействия повысился процент заболеваний диабетом и другими патологиями. В 2002 году Монсанто выплатил 700 млн долларов компенсации за ущерб и спасательные работы..


Во время военного конфликта в Персидском заливе в Кувейте Саддам Хусейн поджёг 600 нефтяных скважин, чтобы создать ядовитую дымовую завесу на целых 10 месяцев. Считается, что ежедневно сгорало от 600 до 800 тонн нефти. Около пяти процентов территории Кувейта было покрыто копотью, домашний скот умирал от болезней лёгких, а в стране увеличилось число заболевших раком.

7. Взрыв на химическом заводе Цзылинь (13 ноября 2005)


На химическом заводе Цзылинь прогремели несколько мощных взрывов. В окружающую среду было выброшено огромное количество бензола и нитробензола, который обладает губительным токсическим эффектом. Бедствие привело к смерти шести человек и ранению семидесяти.

6. Загрязнение Таймс-Бич, Миссури (декабрь, 1982)


Распыление нефти, содержащей токсичный диоксин, привело к полному разрушению небольшого города в Миссури. Метод применялся как альтернатива орошению, чтобы сбить пыль с дорог. Положение дел ухудшилось, когда в результате подтопления города водами реки Мерэмек, токсичная нефть распространилась по всему побережью. Жители подверглись воздействию диоксина и сообщали о проблемах с иммунитетом и мышцами.


В течение пяти дней дым от угольного горения и фабричных выбросов накрывал Лондон плотным слоем. Дело в том, что наступила холодная погода и жители массово начали топить печки углем, чтобы согреть дома. Сочетание производственных и общественных выбросов в атмосферу привело к густому туману и плохой видимости, а 12000 человек умерли от вдыхания токсичных испарений.

4. Отравление залива Минамата, Япония (1950-е)


За 37 лет производства пластмасс нефтехимическая компания Chisso Corporation сбросила 27 тонн металртути в воды залива Минамата. Так как жители его использовали для ловли рыбы, не зная о сливах химических веществ, то отравленная ртутью рыба нанесла серьёзный ущерб здоровью младенцам, родившимся у матерей, которые употребляли рыбу из Минамата в пищу, и убила больше 900 человек в регионе.

3. Бедствие Бхопала (2 декабря 1984)

О радиационном заражении в результате аварии ядерного реактора и пожаре на Чернобыльской атомной станции на Украине знает весь мир. Ее назвали самой ужасной катастрофой на атомной электростанции в истории. Около миллиона человек умерли из-за последствий ядерной катастрофы, главным образом от рака и из-за воздействия высокого уровня радиации.


После 9-балльного землетрясения и цунами, которые обрушились на Японию, ядерная установка Фукусимы Daiichi осталась без электроснабжения и потеряла способность охлаждать реакторы с атомным топливом. Это привело к радиоактивному заражению большой территории и акватории. Около двухсот тысяч жителей были эвакуированы из-за боязни возникновения тяжёлых заболеваний в результате облучения. Катастрофа еще раз заставила ученых задуматься об опасности атомной энергии и необходимости разработки

В СССР умалчивалось о многом. Любая информация ни в коем случае не должна была попасть в западные СМИ. Под тотальную сверхсекретность всего и вся подпадали и местные отечественные СМИ.

В современном мире новости слишком доступны — отчасти это привело к массовой манипуляции сознанием людей. В советское же время модель полного спокойствия и порядка была отлажена до идеального. Советским гражданам не сообщалась информация о масштабных катастрофах, о коррупции, о насилии, об агрессии — берегли психику. А если и сообщалось, то не сразу. Не говоря уже о представителях западной прессы… Так создавалась иллюзия, что в огромной стране все отлажено, экономика развивается, прогрессирует.

В действительности, если рассматривать масштабно — так и было. Мы были великой державой и в этом есть некоторая заслуга государственного контроля СМИ. При всей свободе слова и всех демократических примочках сегодня, я предпочту начинать и заканчивать свой день с хороших, добрых, позитивных новостей, но их сегодня, кажется, просто нет. Дошло до крайности — все говорят как-бы правду, все всё знают. В действительности, реалии современного СМИ выглядит примерно так:

— У меня есть для тебя две новости: одна хорошая, а другая плохая. С какой начать?
— Ну, давай с хорошей.
— Хорошая новость — плохой новости нет.
— Ну, а какая плохая?
— Хорошей новости тоже нет…

Ну что ж, а теперь к сути статьи:

Самой крупной конечно же является всем известная Чернобыльская авария, случившаяся в 1986 году. Суммарное число умерших после аварии от радиационного облучения людей составляет примерно 600 тысяч человек, из них примерно 4 тысячи человек умерли от рака или заболеваний крови. О Чернобыльской аварии всему миру стало известно в считанные часы. Скрыть катастрофу такого масштаба было невозможно. Но в наш список сегодня вошли другие аварии, о которых власти по понятным причинам предпочитали не говорить, печатать о них некоторое время было запрещено.

№1. Взрыв ядерных отходов на химкомбинате «Маяк» в Челябинске-40 (1957)

Взрыв на комбинате «Маяк», Фото: коммерсант.ру

Это была первая в истории нашей страны радиационная авария, первая атомная катастрофа СССР. Трагедия более известна под названием «Кыштымская авария», поскольку химкомбинат находился Челябинск-40 (ныне Озёрск), а Кыштым был ближайшим к нему городом, обозначенным на картах.

Непосредственно от взрыва никто не погиб. В первые сутки после взрыва из зоны поражения были выведены военнослужащие из ближайшей части и заключенные из колонии, тоже находившейся близко. И только через неделю-две после аварии началась эвакуация местного населения, да и то только из наиболее пострадавших населенных пунктов.

Взрыв, оцениваемый в десятки тонн в тротиловом эквиваленте, произошел в емкости для радиоактивных отходов: вышла из строя система охлаждения. Но эта история с системой охлаждения — это официальная версия. Была еще одна версия — неофициальная: в бак-испаритель с горячим раствором нитрата плутония по ошибке добавили раствор оксалата плутония. При окислении оксалата нитратом выделилось большое количество энергии, что привело к перегреву и взрыву ёмкости, содержащей радиоактивную смесь. Емкость, находившаяся в бетонном каньоне на глубине 8,2 м. была разрушена, бетонное перекрытие толщиной 1 метр и весом 160 тонн отброшено в сторону на 25 метров; от взрыва в радиусе до 1 км в зданиях выбило стёкла; в атмосферу было выброшено около 20 млн кюри радиоактивных веществ.

> для сравнения: во время Чернобыльской аварии было выброшено примерно 380 миллионов кюри, то есть примерно в 19 раз больше.

В зоне радиационного загрязнения оказалась огромная территория с населением 270 тысяч человек, включавшая три области: Челябинскую, Свердловскую и Тюменскую.

Потери пошли позже - среди привлеченных для ликвидации последствий аварии сотен тысяч военнослужащих и гражданских рабочих. Все они получили значительные дозы облучения. Теперь на месте аварии находится атомный заповедник «Восточно-Уральский радиоактивный след». Посещать его нельзя: уровень радиоактивности в нем до сих пор очень высок.

Сведения о катастрофе власть скрыла как от населения страны, так и от жителей Урала, оказавшихся в зоне радиоактивного загрязнения. Мерцавший оранжево-красным светом столб дыма и пыли высотой до километра в газетах назвали «полярным сиянием». Зато факт аварии на Урале стал довольно скоро известен за рубежом. Первой об этом сообщила датская пресса. Правда, сообщение было не совсем точным: в нем утверждалось, что произошла какая-то авария во время советских ядерных испытаний.

№2. Взрыв баллистической ракеты на Байконуре (1960)

Это была не единственная катастрофа на Байконуре, но зато одна из самых крупных, происшедших на космодроме в советский период. Случилось это 24 октября 1960 года. Готовилась к запуску принципиально новая советская межконтинентальная баллистическая ракета Р-16.

Председателем Государственной комиссии по испытаниям Р-16 был сам главнокомандующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) - маршал артиллерии М. И. Неделин. Как это часто случалось в советской истории, хотели сделать подарок к 43-й годовщине Октябрьской революции, осуществить первый пуск до 7 ноября.

В спешке были допущены все мыслимые и немыслимые нарушения правил техники безопасности. В результате во время испытаний произошел преждевременный запуск двигателя и взрыв ракетного топлива. Сгорели и позже скончались от ожогов и ран, по разным данным, от 92 до 126 человек. Среди погибших был и маршал Неделин.

Информация о трагедии была засекречена, не было никаких официальных сообщений о катастрофе. Родным и близким погибших порекомендовали не говорить о несчастном случае. Даже маршал Неделин, согласно официальному заявлению, «трагически погиб в авиационной катастрофе».

Этому трагическому событию Телестудия Роскосмос посвятила интереснейший документальный фильм: «День, когда не стартуют ракеты».

№3. Столкновение авиалайнеров над Днепродзержинском (1979)

Эта авиакатастрофа - одна из крупнейших в истории авиации. По числу жертв в истории СССР она занимает второе место, а среди столкновений самолетов в мире - третье.


(рейсы Челябинск - Кишинев и Ташкент - Минск)

В небе над Днепродзержинском (Украинская ССР) столкнулись два самолета Ту-134 авиакомпании «Аэрофлот» (рейсы Челябинск - Кишинев и Ташкент - Минск), в результате чего погибли все находившиеся на них 178 человек. Среди погибших оказались 17 игроков узбекского футбольного клуба «Пахтакор». В тот день в Харьковском центре управления, в нарушение инструкций, на наиболее напряженном секторе находился неопытный диспетчер. Ситуация осложнялась еще и тем, что один из трех воздушных коридоров «забронировали» для высшего партноменклатурщика Черненко, который должен был в тот день лететь к отдыхавшему в Крыму Брежневу.


Пахтакор-79

Когда диспетчеры увидели, что самолеты идут наперерез друг другу, они дали команду одному из бортов набрать высоту. В эфире прозвучал ответ: «Понял». Диспетчеры успокоились, решив, что команда выполняется нужным самолетом. На самом деле ответил экипаж вообще третьего самолета - Ил-62, летевшего в Ташкент. Через минуту два Ту-134 столкнулись в воздухе…

Эту катастрофу замолчали бы, как и прочие, если бы не гибель целой футбольной команды, причем из высшей лиги. В итоге хоть данная авиакатастрофа и не получила широкой огласки в СССР (только в газете «Советский спорт» была помещена крохотная заметка о гибели «Пахтакора»), но на международном уровне она не замалчивалась.

№4. Гибель под Ленинградом самолета с командным составом Тихоокеанского флота (1981)


Фото: Иносми.ру

Во время взлета с военного аэродрома в городе Пушкин (под Ленинградом) потерпел крушение транспортный самолет Ту-104, в котором находились командующий Тихоокеанским флотом, почти все его заместители, половина личного состава штаба, командование флотской авиации, флотилий, бригад и эскадр.

В один момент Тихоокеанский флот лишился командования. Всего погибло 52 человека, среди них - 16 адмиралов. Для сравнения: за всю Великую Отечественную войну советский флот потерял всего четырех адмиралов.

Причиной трагедии послужила перегрузка самолета. Помимо тяжелых сейфов с картами и документами везли множество дефицитных товаров, которые начальство смогло достать в Ленинграде: бытовую технику, мебель, даже фрукты. Экипаж понимал, что самолет перегружен, и сообщил об этом диспетчеру, но тот возражать высокому начальству не посмел.

Перегруз хвостового отсека, внезапно усилившийся ветер, неправильная центровка самолета и, вероятно, сместившийся после взлета груз - все это привело к катастрофе. Самолет после взлета на 50 метров завалился на хвост и правый борт и упал. При ударе загорелось топливо - выжить не удалось никому. Очевидцы вспоминали, что после крушения вся полоса была засыпана дефицитными апельсинами. После катастрофы все Ту-104 были выведены из эксплуатации в ВВС.

№5. Гибель теплохода «Александр Суворов» (1983)


Теплоход «А.Суворов». Ростовская набережная. Весна 1983 года

Круизный теплоход, шедший по маршруту Ростов-на-Дону - Москва, на максимальной скорости (25 км/ч) вошел под несудоходный пролет Ульяновского моста через Волгу и по инерции прошел под мостом еще 300 метров. В результате у судна была буквально срезана вся верхняя часть: рубка, кинозал, дымовые трубы. Ситуация усугубилась тем, что в это время по мосту шел грузовой поезд. Из-за столкновения теплохода с мостом поезд был смещен на 40 сантиметров. В результате часть вагонов опрокинулась, и их груз (уголь, зерно, бревна) высыпался на теплоход, увеличив количество жертв.

Число погибших, по разным данным, составило от 176 до 600 человек. Трудности с подсчетом связаны с тем, что корабль был перегружен. Кроме 330 пассажиров, 50 членов экипажа и 35 человек обслуживающего персонала, на борту не вполне официально находились знакомые и родственники членов экипажа. На свое несчастье, большая часть пассажиров находилась на верхней палубе (в кинозале и на танцплощадке), полностью уничтоженной во время столкновения с мостом, - отсюда и большое число жертв.

Одной из главных причин трагедии, происшедшей поздним вечером, было отсутствие сигнальных огней на мосту. К тому же на злополучном несудоходном пролете стояла будка путевого обходчика, походившая в темноте на сигнальный щит, обозначавший судовой пролет.

№6. Гибель двух поездов под Уфой (1989)


Земля и лес выгорели на многие десятки метров по обе стороны железной дороги.

Эта катастрофа - крупнейшая в истории отечественного железнодорожного транспорта. В момент встречного прохождения двух пассажирских поездов - «Новосибирск - Адлер» и «Адлер - Новосибирск» - произошел мощный взрыв. Из 1370 пассажиров (среди них были 383 ребенка) погибли 575 человек (по другим данным - 645), из них 181 - дети; ранены 623 человека.

Взрыв был такой силы, что ударной волной выбило стекла в соседнем городе, расположенном более чем в 10 километрах от места происшествия, а огненный столб был виден и вовсе за 100 километров.

Да что там соседний город! От взрыва сработал сигнал тревоги североамериканской системы противовоздушной обороны (НОРАД)! Американцы решили, что «Советы» испытали очередную атомную бомбу. По оценкам экспертов, мощность взрыва почти сравнялась с силой ядерного взрыва в Хиросиме.

Что вызвало столь разрушительный взрыв? На проложенном неподалеку трубопроводе Западная Сибирь - Урал - Поволжье, по которому транспортировали сжиженную газобензиновую смесь, образовалась пробоина в полтора метра. Вышедший через пробоину газ скопился в низине, неподалеку от железнодорожного полотна.


Часть вагонов разорвало в клочья, остальные сгорели.

За считанные часы до катастрофы приборы показывали падение давления в трубопроводе. Однако вместо того, чтобы искать утечку, дежурный персонал лишь увеличил подачу газа для восстановления давления. В итоге под увеличившимся давлением вытекло еще больше газа. Машинисты проходивших поездов предупреждали диспетчера участка, что на перегоне сильная загазованность, но этому не придали значения.

Возгорание «газового озера» было делом времени. Что привело к взрыву - выкинутая из окна поезда сигарета, искра из-под колес при торможении, - уже не установить. Равно как и причину появления пробоины в трубопроводе - из-за коррозии или от ковша экскаватора.