Не говори красиво - история крылатого выражения.  И.С.Тургенев "Отцы и дети". Главы XXI - XXV Базаров помолчал когда я встречу человека

Секрет успешных людей в умении красиво говорить. Научившись внятно излагать мысли, находить общий язык с окружающими и красиво говорить, можно качественно улучить свою жизнь. Как отточить навыки общения, чтобы быть уважаемым на работе и пользоваться популярностью в личной жизни?

Все великие и успешные люди были неплохими ораторами и имели хорошие навыки красноречия. Они могли преподнести себя лучшим образом и умело налаживали коммуникацию с окружающими. От умения красиво говорить зависит успех в делах, с друзьями и в личной жизни.

Как красиво говорить?

1. Как подготовиться к разговору?

Самый лучший экспромт – это подготовленный экспромт. В разговоре аналогично. При подготовке к беседе или выступлению заранее продумай свою речь. Набросай примерный план, фразы и ход речи. Для непринужденного разговора подготовь десяток тем для беседы, коротких рассказов и забавных историй. Читай актуальные новости, интересные факты и свежие анекдоты. Это позволит поддерживать беседу с любым человеком и быть при этом интересным.

2. Как сделать речь яркой и выразительной

Существуют разные способы обогащений речи и придание ей красоте. Используй метафоры, чтобы сделать ситуацию нагляднее. Сравнивай похожие вещи и предметы, для большей ясности. Не забывай по цитаты, афоризмы и чувство юмора. Речь, насыщенная позитивными шутками, воспринимается лучше.

3. Как избавиться ошибок в разговоре

Быстрая и скомканная речь. Когда темп речи слишком быстрый, окружающим тяжело следить за ходом разговора. Быстрая речь не позволяет всерьез относиться к оратору, когда тот тараторит без умолку и смысловых пауз.

Невнятная речь. Зачастую даже взрослые люди могут не выговаривать буквы и имеют проблемы с и дикцией. Можно натренироваться, если взять скороговорки для речи и регулярно их повторять.

Неверные жесты. Порой собеседник плохо контролирует язык тела. В результате речь не гармонирует с его жестикуляцией и мимикой. Часто человек закрывается при общении. Он складывает руки на груди или перекрещивает ноги. Потренируйся перед зеркалом быть более гармоничным и естественным.

4. Как быть интересным собеседником?

Интересный собеседник – это не тот, который много говорит и все знает. Это тот, который умеет слушать. Задавай наводящие вопросы, активно слушай, сопереживай, поддакивай и показывай интерес. Находи темы, которые волнуют собеседника и поддерживай его мнение.

При разговоре старайся быть кратким и лаконичным. Излагай точно, следи за артикуляцией, проявляй ораторское мастерство. От красоты речи зависит слишком многое, чтобы не обращать на это внимание.

Как вы­ска­зы­ва­ния и по­ве­де­ние ге­ро­ев в дан­ном фраг­мен­те по­мо­га­ют по­нять сущ­ность их характеров?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1-В7; C1, С2.

Базаров помолчал.

Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, - проговорил он с расстановкой, - тогда я изменю своё мнение о самом себе. Ненавидеть! Да вот, например, ты сегодня сказал, проходя мимо избы нашего старосты Филиппа, - она такая славная, белая, - вот, сказал ты, Россия тогда достигнет совершенства, когда у последнего мужика будет такое же помещение, и всякий из нас должен этому способствовать... А я и возненавидел этого последнего мужика, Филиппа или Сидора, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет... да и на что мне его спасибо? Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет; ну, а дальше?

Полно, Евгений... послушать тебя сегодня, поневоле согласишься с теми, которые упрекают нас в отсутствии принципов.

Ты говоришь, как твой дядя. Принципов вообще нет - ты об этом не догадался до сих пор! - а есть ощущения. Всё от них зависит.

Как так?

Да так же. Например, я: я придерживаюсь отрицательного направления - в силу ощущения. Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен - и баста! Отчего мне нравится химия? Отчего ты любишь яблоки? - тоже в силу ощущения. Это всё едино. Глубже этого люди никогда не проникнут. Не всякий тебе это скажет, да и я в другой раз тебе этого не скажу.

Что ж? и честность - ощущение?

А? что? не по вкусу? - перебил Базаров. - Нет, брат! Решился всё косить - валяй и себя по ногам!.. Однако мы довольно философствовали. «Природа навевает молчание сна», - сказал Пушкин.

Никогда он ничего подобного не сказал, - промолвил Аркадий.

Ну, не сказал, так мог и должен был сказать, в качестве поэта. Кстати, он, должно быть, в военной службе служил.

Пушкин никогда не был военным!

Помилуй, у него на каждой странице: на бой, на бой! за честь России!

Что ты это за небылицы выдумываешь! Ведь это клевета наконец.

Клевета? Эка важность! Вот вздумал каким словом испугать! Какую клевету ни взведи на человека, он, в сущности, заслуживает в двадцать раз хуже того.

Давай лучше спать! - с досадой проговорил Аркадий.

С величайшим удовольствием, - ответил Базаров.

Но ни тому, ни другому не спалось. Какое-то почти враждебное чувство охватывало сердца обоих молодых людей. Минут пять спустя они открыли глаза и переглянулись молча.

Посмотри, - сказал вдруг Аркадий, - сухой кленовый лист оторвался и падает на землю; его движения совершенно сходны с полётом бабочки. Не странно ли? Самое печальное и мёртвое - сходно с самым весёлым и живым.

О друг мой, Аркадий Николаич! - воскликнул Базаров, - об одном прошу тебя: не говори красиво.

Я говорю, как умею... Да и наконец это деспотизм. Мне пришла мысль в голову; отчего её не высказать?

Так; но почему же и мне не высказать своей мысли? Я нахожу, что говорить красиво неприлично.

Что же прилично? Ругаться?

Э-э! да ты, я вижу, точно намерен пойти по стопам дядюшки. Как бы этот идиот порадовался, если б услышал тебя!

Как ты назвал Павла Петровича?

Я его назвал, как следует, - идиотом.

Это, однако, нестерпимо! - воскликнул Аркадий.

Ага! родственное чувство заговорило, - спокойно промолвил Базаров. - Я заметил: оно очень упорно держится в людях. От всего готов отказаться человек, со всяким предрассудком расстанется; но сознаться, что, например, брат, который чужие платки крадёт, вор, - это свыше его сил. Да и в самом деле: мой брат, мой - и не гений... возможно ли это?

Во мне простое чувство справедливости заговорило, а вовсе не родственное, - возразил запальчиво Аркадий. - Но так как ты этого чувства не понимаешь, у тебя нет этого ощущения, то ты и не можешь судить о нём.

Другими словами: Аркадий Кирсанов слишком возвышен для моего понимания, - преклоняюсь и умолкаю.

Полно, пожалуйста, Евгений; мы наконец поссоримся.

Ах, Аркадий! сделай одолжение, поссоримся раз хорошенько - до положения риз, до истребления.

Но ведь этак, пожалуй, мы кончим тем...

Что подерёмся? - подхватил Базаров. - Что ж? Здесь, на сене, в такой идиллической обстановке, вдали от света и людских взоров - ничего. Но ты со мной не сладишь. Я тебя сейчас схвачу за горло...

Базаров растопырил свои длинные и жёсткие пальцы... Аркадий повернулся и приготовился, как бы шутя, сопротивляться... Но лицо его друга показалось ему таким зловещим, такая нешуточная угроза почудилась ему в кривой усмешке его губ, в загоревшихся глазах, что он почувствовал невольную робость...

И. С. Тургенев «Отцы и дети»

К ка­ко­му роду ли­те­ра­ту­ры от­но­сит­ся про­из­ве­де­ние И. С. Тур­ге­не­ва «Отцы и дети»?

Пояснение.

Эпос (от греч. epos - слово) - один из трех родов ху­до­же­ствен­ной литературы, повествование, ха­рак­те­ри­зу­ю­ще­е­ся изоб­ра­же­ни­ем событий, внеш­них по от­но­ше­нию к автору. К эпи­че­ским про­из­ве­де­ни­ям от­но­сят­ся эпопея, роман, повесть, но­вел­ла или рассказ, очерк. Роман «Отцы и дети» - эпи­че­ское произведение, рас­кры­ва­ю­щее че­ло­ве­че­ские ха­рак­те­ры через опи­сы­ва­е­мые со­бы­тия в те­че­ние опре­де­лен­но­го пе­ри­о­да времени.

Ответ: эпос.

Ответ: Эпос

Укажите жанр на­зван­но­го про­из­ве­де­ния И. С. Тургенева.

Пояснение.

Роман - жанр по­вест­во­ва­тель­ной литературы, поз­во­ля­ю­щий пе­ре­дать наи­бо­лее глу­бо­кие и слож­ные про­цес­сы жизни. В ро­ма­не И. С. Тур­ге­не­ва изоб­ра­же­на ис­то­рия двух поколений, со­ци­аль­ный кон­фликт ко­то­рых - ос­нов­ное на­прав­ле­ние в раз­ви­тии сю­же­та произведения, по­это­му еще при­ня­то счи­тать роман «Отцы и дети» со­ци­аль­ным романом.

Ответ: роман.

Ответ: роман

Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 1.

Назовите сред­ство ха­рак­те­ри­сти­ки героя, стро­я­ще­е­ся на опи­са­нии его внеш­не­го облика: «Но лицо его друга по­ка­за­лось ему таким зловещим, такая не­шу­точ­ная угро­за по­чу­ди­лась ему в кри­вой усмеш­ке его губ, в за­го­рев­ших­ся глазах, что он по­чув­ство­вал не­воль­ную робость».

Пояснение.

Портрет - опи­са­ние внеш­но­сти персонажа, одно из средств создания образа. В ли­те­ра­тур­ном про­из­ве­де­нии порт­рет со­от­вет­ству­ет осо­бен­но­стям его со­дер­жа­ния и формы, соств­ля­ет один из мо­мен­тов его ху­до­же­ствен­но­го своеобразия.

Ответ: портрет.

Ответ: портрет

Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 1.

Установите со­от­вет­ствие между пер­со­на­жа­ми и их характеристиками. К каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

A Б В

Достаточно ли одних только знаний грамматики для того, чтобы быть хорошим рассказчиком? Можно зазубрить тысячу правил, но все равно остаться дилетантом в устной речи. Тогда в чем же кроется секрет интересного собеседника? Как научиться красиво говорить? В этой статье представлены психологические, лингвистические и этические советы. В комплексе они помогут стать мастером слова, впечатлить слушателей и даже повысить самооценку, ведь правильная речь укрепляет уверенность в себе.

Что значит «красивая речь»?

Красивая речь - это метод вербального общения, включающий богатство и грамотность языка. Четкое, логичное воспроизведение — это «техническая» сторона речи, в то время как разнообразие, насыщенность — художественная. Монолог, в котором соблюдается баланс этих частей, обречен на успех. К особенностям такого языка также относятся:

  • смысловая наполненность, завершенность;
  • наличие ярких образов, оборотов;
  • чистота — отсутствие сленга, нецензурной лексики, лингвистической кальки;
  • доступность, простота;
  • правильное произношение.

Рассказчик с подобной речью легко привлекает внимание, располагает к себе. Он способен переубеждать, вдохновлять, заставлять задумываться. Неважно где — в деловой сфере или в бытовой — красивая речь открывает много новых возможностей.

Хотите принимать лучшие решения , найти идеальную карьеру и реализовать ваш потенциал по максимуму? Узнайте бесплатно , каким человеком вам суждено было стать при рождении с помощью системы

Как же получить ключ от тысячи дверей? Как начать выражаться так, чтобы слушатели восхищались каждым словом?

Как говорить красиво?

1. Расширять словарный запас.

Лексика - это база любого языка. Чем она разнообразнее, тем интереснее получается рассказ. Именно поэтому работать над увеличением своего словаря так важно. Для этого можно:

  • читать классическую литературу — это кладезь богатого лексикона;
  • заглядывать в словари синонимов, антонимов, фразеологизмов;
  • самостоятельно писать сочинения, особенно в художественном, разговорном и публицистическом стиле.

Хорошим упражнением для расширения словарного запаса станет игра в ассоциации . Для нее понадобится любое слово, словосочетание или предложение. Сначала выбранная фраза осмысливается, затем к ней пишется ассоциативное продолжение. Если задача кажется слишком сложной, можно попытаться просто переписать исходный фрагмент текста своими словами.

2. Улучшать логику и последовательность речи.

Даже самый богатый лексикон окажется бесполезным, если в нем нет логической связи. Правильный порядок и уместность слов, смысловая завершенность, отсутствие переизбытка или нехватки конкретных частей речи — обязательная составляющая красивого рассказа. Что будет, если проигнорировать это?

«Охотник заметил на опушке леса большого зверя — это был лось. Он медленно снял ружье с плеча и прицелился…».

— А я думаю: я вот лежу здесь под стогом... Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностию, где меня не было и не будет... А в этом атоме, в этой математической точке кровь обращается, мозг работает, чего-то хочет тоже... Что за безобразие! Что за пустяки!

— Позволь тебе заметить: то, что ты говоришь, применяется вообще ко всем людям...

— Ты прав, — подхватил Базаров. — Я хотел сказать, что они вот, мои родители то есть, заняты и не беспокоятся о собственном ничтожестве, оно им не смердит... а я... я чувствую только скуку да злость.

— Злость? почему же злость?

— Почему? Как почему? Да разве ты забыл?

— Я помню все, но все-таки я не признаю за тобою права злиться. Ты несчастлив, я согласен, но...

— Э! да ты, я вижу, Аркадий Николаевич, понимаешь любовь, как все новейшие молодые люди: цып, цып, цып, курочка, а как только курочка начинает приближаться, давай Бог ноги! Я не таков. Но довольно об этом. Чему помочь нельзя, о том и говорить стыдно. — Он повернулся на бок. — Эге! вон молодец муравей тащит полумертвую муху. Тащи ее, брат, тащи! Не смотри на то, что она упирается, пользуйся тем, что ты, в качестве животного, имеешь право не признавать чувства сострадания, не то что наш брат, самоломаный!

— Не ты бы говорил, Евгений! Когда ты себя ломал?

Базаров приподнял голову.

— Я только этим и горячусь. Сам себя не сломал, так и бабенка меня не сломает. Аминь! Кончено! Слова об этом больше от меня не услышишь.

Оба приятеля полежали некоторое время в молчании.

— Да, — начал Базаров, — странное существо человек. Как посмотришь этак сбоку да издали на глухую жизнь, какую ведут здесь «отцы», кажется: чего лучше? Ешь, пей и знай, что поступаешь самым правильным, самым разумным манером. Ан нет; тоска одолеет. Хочется с людьми возиться, хоть ругать их, да возиться с ними.

— Надо бы так устроить жизнь, чтобы каждое мгновение в ней было значительно, — произнес задумчиво Аркадий.

— Кто говорит! Значительное хоть и ложно бывает, да сладко, но и с незначительным помириться можно... а вот дрязги, дрязги... это беда.

— Дрязги не существуют для человека, если он только не захочет их признать.

— Гм... это ты сказал противоположное общее место .

— Что? Что ты называешь этим именем?

— А вот что: сказать, например, что просвещение полезно, это общее место; а сказать, что просвещение вредно, это противоположное общее место. Оно как будто щеголеватее, а, в сущности, одно и то же.

— Да правда-то где, на какой стороне?

— Где? Я тебе отвечу, как эхо: где?

— Ты в меланхолическом настроении сегодня, Евгений.

— В самом деле? Солнце меня, должно быть, распарило, да и малины нельзя так много есть.

— В таком случае нехудо вздремнуть, — заметил Аркадий.

— Пожалуй; только ты не смотри на меня: всякого человека лицо глупо, когда он спит.

— А тебе не все равно, что о тебе думают?

— Не знаю, что тебе сказать. Настоящий человек об этом не должен заботиться; настоящий человек тот, о котором думать нечего, а которого надобно слушаться или ненавидеть.

— Странно! я никого не ненавижу, — промолвил, подумавши, Аркадий.

— А я так многих. Ты нежная душа, размазня, где тебе ненавидеть!.. Ты робеешь, мало на себя надеешься...

— А ты, — перебил Аркадий, — на себя надеешься? Ты высокого мнения о самом себе?

Базаров помолчал.

— Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, — проговорил он с расстановкой, — тогда я изменю свое мнение о самом себе. Ненавидеть! Да вот, например, ты сегодня сказал, проходя мимо избы нашего старосты Филиппа, — она такая славная, белая, — вот, сказал ты, Россия тогда достигнет совершенства, когда у последнего мужика будет такое же помещение, и всякий из нас должен этому способствовать... А я и возненавидел этого последнего мужика, Филиппа или Сидора, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет... да и на что мне его спасибо? Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет; ну, а дальше?

— Полно, Евгений... послушать тебя сегодня, поневоле согласишься с теми, которые упрекают нас в отсутствии принципов.

— Ты говоришь, как твой дядя. Принципов вообще нет — ты об этом не догадался до сих пор! — а есть ощущения. Все от них зависит.

— Как так?

— Да так же. Например, я: я придерживаюсь отрицательного направления — в силу ощущения. Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен — и баста! Отчего мне нравится химия? Отчего ты любишь яблоки? — тоже в силу ощущения. Это все едино. Глубже этого люди никогда не проникнут. Не всякий тебе это скажет, да и я в другой раз тебе этого не скажу.

— Что ж? и честность — ощущение?

— Еще бы!

— А? что? не по вкусу? — перебил Базаров. — Нет, брат! Решился все косить — валяй и себя по ногам!.. Однако мы довольно философствовали. «Природа навевает молчание сна», — сказал Пушкин.

— Никогда он ничего подобного не сказал, — промолвил Аркадий.

— Ну, не сказал, так мог и должен был сказать, в качестве поэта. Кстати, он, должно быть, в военной службе служил.

— Пушкин никогда не был военным!

— Помилуй, у него на каждой странице: на бой, на бой! за честь России!

— Что ты это за небылицы выдумываешь! Ведь это клевета наконец.

— Клевета? Эка важность! Вот вздумал каким словом испугать! Какую клевету ни взведи на человека, он, в сущности, заслуживает в двадцать раз хуже того.

— Давай лучше спать! — с досадой проговорил Аркадий.

— С величайшим удовольствием, — ответил Базаров.

Но ни тому, ни другому не спалось. Какое-то почти враждебное чувство охватывало сердца обоих молодых людей. Минут пять спустя они открыли глаза и переглянулись молча.

— Посмотри, — сказал вдруг Аркадий, — сухой кленовый лист оторвался и падает на землю; его движения совершенно сходны с полетом бабочки. Не странно ли? Самое печальное и мертвое — сходно с самым веселым и живым.

— О друг мой, Аркадий Николаич! — воскликнул Базаров, — об одном прошу тебя: не говори красиво.

— Я говорю, как умею... Да и наконец это деспотизм. Мне пришла мысль в голову; отчего ее не высказать?

— Так; но почему же и мне не высказать своей мысли? Я нахожу, что говорить красиво — неприлично.

— Что же прилично? Ругаться?

— Э-э! да ты, я вижу, точно намерен пойти по стопам дядюшки. Как бы этот идиот порадовался, если б услышал тебя!

— Как ты назвал Павла Петровича?

— Я его назвал, как следует, — идиотом.

— Это, однако, нестерпимо! — воскликнул Аркадий.

— Ага! родственное чувство заговорило, — спокойно промолвил Базаров. — Я заметил: оно очень упорно держится в людях. От всего готов отказаться человек, со всяким предрассудком расстанется; но сознаться, что, например, брат, который чужие платки крадет, вор, — это свыше его сил. Да и в самом деле: мой брат, мой — и не гений... возможно ли это?

— Во мне простое чувство справедливости заговорило, а вовсе не родственное, — возразил запальчиво Аркадий. — Но так как ты этого чувства не понимаешь, у тебя нет этого ощущения , то ты и не можешь судить о нем.

— Другими словами: Аркадий Кирсанов слишком возвышен для моего понимания, — преклоняюсь и умолкаю.

— Полно, пожалуйста, Евгений; мы наконец поссоримся.

— Ах, Аркадий! сделай одолжение, поссоримся раз хорошенько — до положения раз, до истребления.

— Но ведь этак, пожалуй, мы кончим тем...

Базаров растопырил свои длинные и жесткие пальцы... Аркадий повернулся и приготовился, как бы шутя, сопротивляться... Но лицо его друга показалось ему таким зловещим, такая нешуточная угроза почудилась ему в кривой усмешке его губ, в загоревшихся глазах, что он почувствовал невольную робость...

— А! вот вы куда забрались! — раздался в это мгновение голос Василия Ивановича, и старый штаб-лекарь предстал перед молодыми людьми, облеченный в домоделанный полотняный пиджак и с соломенною, тоже домоделанною, шляпой на голове. — Я вас искал, искал... Но вы отличное выбрали место и прекрасному предаетесь занятию. Лежа на «земле», глядеть в «небо»... Знаете ли — в этом есть какое-то особое значение!

Я выбрала этот диалог из романа Тургенева "Отцы и дети", так как он является одним из ключевых и просто одним из моих любимых эпизодов в романе. Именно здесь герои размышляют о различных понятиях, о чести, о любви, о назначении человека, здесь герои понимают, что их дороги разойдутся:"никакая дружба долго не выдержит таких столкновений."