Русский язык в Татарстане: проблем нет. Или есть? Что стоит за обсуждением статусов русского и татарского языков в Татарстане? Что с русским языком в татарстане

Энгель Фаттахов заранее сказал Юрию Чайке твердое нет: татарский язык остается обязательным для всех предметом в школах республики

«Родители всех школьников Татарстана должны знать — появилась реальная возможность изучать татарский язык добровольно или не изучать его совсем», — на подобные сообщения, массово распространяемые через мессенджеры и соцсети, отреагировали власти РТ, заодно ответив и на документ, опубликованный на сайте Кремля. Прокуратура РТ пока не получала задания из Москвы о соответствующих проверках. Но, похоже, если политики и эксперты не сядут за стол переговоров, «лобовое столкновение» неизбежно.

Главный защитник татарского языка в школах Татарстана — вице-премьер и глава минобразования РТ Энгель Фаттахов — выступает последовательно / Фото: «БИЗНЕС Online»

«ПРИЗЫВЫ ПО ОТКАЗУ ОТ ИЗУЧЕНИЯ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА ПРОТИВОРЕЧАТ ДЕЙСТВУЮЩЕМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ»

Татарстанские власти прервали молчание по вопросу об обязательном изучении татарского языка в школах республики, продолжавшееся с момента поручения президента РФ в адрес российской генпрокуратуры, обнародованного 28 августа. Согласно ему ведомство Юрия Чайки до 30 ноября должно проверить обеспечение изучения «родного языка из числа языков народов Российской Федерации и государственных языков республик, находящихся в составе Российской Федерации, на добровольной основе по выбору их родителей (законных представителей)». Аналогичного рода требование выдвинуто и главам регионов, срок доклада — до 1 декабря.

И вот вчера вечером минобрнауки РТ на своем сайте опубликовало «Разъяснение министерства образования и науки Республики Татарстан по вопросу обучения татарскому языку в общеобразовательных учреждениях Республики Татарстан». Поводом стало распространение в социальных сетях и мессенджерах призывов к отказу от изучения татарского языка в образовательных учреждениях.

Ведомство Энгеля Фаттахова непреклонно. «В качестве государственного языка Республики Татарстан Конституцией Республики Татарстан (статья 8) и законом Республики Татарстан „О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан“ устанавливается наряду с русским татарский язык. В соответствии с федеральным законодательством законами РТ „Об образовании“ и „О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан“ предусмотрено его изучение как государственного языка Республики Татарстан в сфере общего образования», — говорится в разъяснении минобрнауки Татарстана.

После этого вновь приводится известное постановление Конституционного суда России от 2004 года, согласно которому изучение в общеобразовательных учреждениях русского и татарского языков как государственных языков в Республике Татарстан признано не противоречащим Конституции Российской Федерации. Соответственно, татарский язык как обязательный предмет подлежит изучению во всех общеобразовательных учреждениях РТ. Таким образом, распространяемые в социальных сетях призывы (и образцы заявлений) по отказу от изучения татарского языка противоречат действующему законодательству и вводят в заблуждение родителей учащихся.

Таким образом, власти Татарстана продемонстрировали, что пока не собираются сдавать позиций в этом вопросе, несмотря на прямое поручение президента России Владимира Путина генпрокурору РФ.

В последние дни в родительских рассылках в популярном мессенджере было распространено сообщение с призывами к родителям отказаться от изучения татарского языка в школах и детских садах Фото: kpfu.ru

«НЕ ВЕДИТЕСЬ НА ЛОЖЬ»

Действительно, в последние дни в родительских рассылках в популярном мессенджере WhatsApp было распространено сообщение с призывами к родителям отказаться от изучения татарского языка в школах и детских садах. В нем, в частности, говорилось: «Родители всех школьников Татарстана должны знать — появилась реальная возможность изучать татарский язык в школах и детских садах добровольно или не изучать его совсем. Для этого нужно всего лишь написать заявление в свободной форме на имя директора школы или заведующей детским садом и зарегистрировать его у секретаря. Исполняя распоряжение президента России Путина В. В., они обязаны будут освободить вашего ребенка от обязательного изучения татарского языка. Распоряжение о добровольности изучения национальных языков входит в перечень поручений президента и находится на сайте Кремля... Исполнение контролируется Генеральной прокуратурой РФ и Рособрнадзором. И еще. Школьная администрация вводит в заблуждение (откровенно врет) об обязательном экзамене по татарскому языку в конце 9 класса. На самом деле это не экзамен, а ДОБРОВОЛЬНОЕ тестирование. Никакого отношения к ГИА, ОГЭ это не имеет и не является допуском к сдаче остальных экзаменов. Обязательны экзамены только по русскому языку и математике. Не ведитесь на ложь».

При этом участники сообщества «ВКонтакте» «Комитет русскоязычных родителей Татарии» — аналогичных сейчас на просторах соцсетей немало — выкладывают в своей группе подробные инструкции, куда и к кому обращаться с заявлениями об отказе изучения татарского языка с образцами этих самых заявлений.

В ответ на это сообщение появилось другое, рассылаемое уже не в родительских, а в учительских чатах, которое разъясняло, что поручение президента России касается не государственных языков республик, а родных. «Путин говорил о родных языках, в Татарстане это чувашский, марийский, удмуртский и так далее. Есть школы, где эти языки преподаются, естественно, добровольно. Татарский язык — государственный и преподается как государственный. Об этом есть решение Конституционного суда РФ. Быть против культуры и языка целого народа — это бытовой шовинизм». Впрочем, авторы этой рассылки заблуждаются: в поручении на сайте Кремля речь идет как раз и про родной, и про государственный язык.

Именно для того, чтобы поставить точку в этом споре, а также остановить нарастающую истерию, по всей видимости, и появилось вышеупомянутое официальное заявление министерства образования Татарстана.


В КАЗАНСКОМ КРЕМЛЕ НЕ ВСЕ ДОВОЛЬНЫ ЖЕСТКОЙ ПОЗИЦИЕЙ ЭНГЕЛЯ ФАТТАХОВА?

Главный защитник татарского языка в школах Татарстана — это вице-премьер и глава минобразования РТ Фаттахов, который выступает последовательно. Сразу же после известного заявления Путина в Йошкар-Оле он говорил журналистам, что никаких нарушений в республике нет: «У нас есть Конституция Республики Татарстан, есть закон о языках, закон об образовании, у нас два государственных языка: русский и татарский. Мы работаем по форме федерального стандарта, в этом плане у нас нарушений нет».

При этом во вчерашнем разъяснении ведомства Фаттахова присутствует и несколько двусмысленная формулировка: «На основании предложений межведомственной комиссии по реализации поручений президента Российской Федерации по итогам заседания совета при президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям, состоявшегося 20 июля 2017 года в городе Йошкар-Оле, премьер-министром Республики Татарстан А. В. Песошиным принято решение о доведении с 1 января 2018 года объемов изучения русского языка до объемов, рекомендуемых министерством образования и науки Российской Федерации. Также прорабатываются иные меры по совершенствованию языковой политики в Республике Татарстан». Получается, что до этого в республике все-таки игнорировали рекомендации федерального минобрнауки? Кроме того, в случае увеличения объемов изучения русского языка возникает вопрос о дополнительных часах татарского языка — требование о равных объемах изучения заложено в татарстанский закон о языках.

Также обращает на себя внимание, что последнее решение принимает Алексей Песошин , для которого сфера языка и культуры не близкая. С одной стороны, он таким образом прикрывает вышестоящую инстанцию, сохраняя люфт для дальнейшего маневра. С другой, русская фамилия премьер-министра РТ в данном случае выглядит некоторым реверансом в сторону Москвы.

При этом, по словам информированных источников «БИЗНЕС Online», в казанском Кремле есть и недовольные жесткой позицией Фаттахова. В частности, называют имена руководителя департамента аппарата президента РТ по вопросам внутренней политики Александра Терентьева и непосредственно подчиняющемуся ему главы управления по реализации национальной политики Данила Мустафина , которые якобы пишут на самый верх записки, призывающие к компромиссу с Москвой. Один из собеседников газеты утверждает, что Терентьев давний сторонник того, чтобы дети не из татарских семей изучали татарский на добровольной основе.

А сторонники позиции Фаттахова продолжают апеллировать к п. 3 ст. 14 федерального закона «Об образовании», где сказано, что преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации может вводиться в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. В ФГОСе сказано, что учебные планы «обеспечивают <...> возможность преподавания и изучения государственных языков республик Российской Федерации и родного языка из числа языков народов Российской Федерации». Принцип добровольности нигде прямым текстом не оговаривается, как и по другим предметам школьной программы. Значит, если и можно вносить изменения в эту систему, то только через принятие новых федеральных законов, которые должны пройти через Госдуму и Совфед.

Федеральное минобразования, напомним, заняло двойственную позицию. Министр Ольга Васильева так и не дала ясный ответ на вопрос, должны ли быть национальные языки обязательными для изучения. «Когда мы говорим о насильственном, недобровольном [изучении языка]... Хотя я думаю, что каждый случай надо рассматривать отдельно... Мне кажется, не совсем правильно, если ты родился и живешь на территории Башкирии или Татарстана и не знаешь языка на бытовом уровне. А татарский язык такой богатый. Поэтому надо рассматривать каждый отдельный случай. И мы это делаем», — сказала она, вспомнив и про вышеупомянутое решение Конституционного суда. Но рецепт «рассматривать индивидуально» на практике не очень-то и работает.

Последнее решение принимает Алексей Песошин, то есть премьер-министр Татарстана с русской фамилией оказывается главным проводником политики изучения национальных языков / Фото: «БИЗНЕС Online»

ДЕЛО ПОЙДЕТ ПО «БАШКИРСКОМУ СЦЕНАРИЮ»?

Даже яростные сторонники сохранения нынешнего статуса-кво в отношении изучения татарского языка в школах признают, что в республике вполне возможно развитие событий по «башкирскому образцу», и оно в конечном счете приведет к тому, что татарский язык будет изучаться только на добровольной основе.

«Заставлять человека учить язык, который для него родным не является, так же недопустимо, как и снижать уровень и время преподавания русского», — напомним, что эти громкие слова президента России на июльском совещании в Йошкар-Оле были спровоцированы ситуацией в соседней республике. Там в одной из школ Уфы возник комитет по защите прав русскоязычных школьников, который пожаловался прокурору РБ Андрею Назарову на навязывание преподавания башкирского языка. Тот учинил проверку свыше трехсот школ Башкортостана, по итогам которой 25 мая вынес представление на имя главы республики Рустэма Хамитова . Суть претензий заключалась в том, что башкирский язык школы вносили в обязательную часть программы, причем кое-где в ущерб русскому.

Далее последовала череда заявлений самого Хамитова, а также министра образования и науки РБ Гульназ Шафиковой , не всегда последовательных, а иногда даже противоречащих друг другу. Там тоже поначалу делали акцент на разнице в правовом статусе башкирского языка как «родного» и как «государственного». Мол, часы родного языка действительно должны быть по выбору, а часы государственного — для всех. Но в итоге это не сработало. 22 августа на сайте прокуратуры РБ появилось разъяснение по этому вопросу: «В школах может вводиться преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации, граждане имеют право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации (ст. 14 федерального закона „Об образовании в Российской Федерации“). Таким образом, законом закреплено право, а не обязанность по изучению родных языков и государственных языков субъектов Российской Федерации». И далее: «Преподавание родных языков, в том числе башкирского языка вопреки согласию родителей (законных представителей) учащихся не допускается. За нарушения равенства прав и свобод человека и гражданина предусмотрена уголовная ответственность по ст. 136 УК РФ». В итоге вопрос спустили на уровень школ: с родителей правдами и неправдами собирают заявления о том, что они хотят учить башкирский. Министр образования РБ Шафикова недавно отрапортовала, что 80% родителей заявления написали.

В прокуратуре Республики Татарстан «БИЗНЕС Online» сообщили, что в настоящее время задание Генеральной прокуратуры Российской Федерации по данному вопросу не поступило, проверки в данной сфере прокуратурой республики пока не проводятся. Тем не менее обострение, похоже, становится неизбежным. Пока что разворачивается конфронтационный сценарий — на уровне властей идет юридический спор с обменом «любезностями» через опубликованные на сайтах документы. На уровне общественности и родителей идет усиленная эмоциональная накачка, которая может небезобидно кончится. Казалось бы, всем давно ясна аксиома: вопросы языка и национальной политики настолько тонкие и чувствительные, что обращаться с ними нужно предельно деликатно. Не пора ли сторонам сесть за стол переговоров и прийти к компромиссу, не накапливая счет взаимных обид и недопонимания?

Даже яростные сторонники сохранения нынешнего статус-кво в отношении изучения татарского языка признают, что в республике вполне возможно развитие событий по «башкирскому образцу»
Фото: Максим Богодвид, РИА «Новости»

«ВОПРОС О ЯЗЫКАХ — КАК ПОСЛЕДНЯЯ СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА ЗА СУВЕРЕНИТЕТ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» по-разному оценивают сложившуюся ситуацию.

Михаил Щеглов — председатель общества русской культуры РТ:

— К сожалению, в данном разъяснении минобраза РТ ничего не говорится о поручении генпрокуратуры исследовать добровольность преподавания татарского языка в республике. Вопрос о языках для нашей региональной власти — это как последняя сталинградская битва за суверенитет. Не мытьем, так катанием до последнего будут стараться сохранить его преподавание — может быть, до тех пор, пока Путин по столу не постучит пальцем или брови не сдвинет. Но сколько веревочке ни виться, все равно придется что-то делать. А реакция минобраза понятна, потому что со стороны родителей распространяется информация, что можно отказываться от татарского языка. Они боятся, что сейчас будет шквал таких заявлений, а что с ними делать, они не знают.

Что будет дальше? Худший вариант — это то, что прокуратура РТ напишет ответ, что законодательство не нарушается, а со стороны министерства будет команда «закручивать гайки». А дальше все будет зависеть от родительского сообщества, группа в соцсети «ВКонтакте» «Комитет русскоязычных родителей Татарии» за неделю в два раза увеличило число подписчиков, там все бурлит и кипит. Но интернет интернетом, а для того, чтобы родителям пойти на разговор с директором, это нужно личное мужество. На таких родителей, как правило, начинается давление, в том числе и со стороны других родителей, мол, вы «подставляете» весь класс и школу. Хотя с наиболее цепкими и принципиальными родителями директоры здороваются за руку, а детям разрешают валять «дурака» на уроках [татарского], а оценку потом «рисуют», чтобы только не поднимали бучу. Но таких родителей будет все больше и больше, и что-то с этим нужно будет делать.

Но, как я считаю, руководству республики упорствовать в этой ситуации нельзя. Думаю, упор сейчас нужно делать на носителей татарского языка, туда деньги вкладывать, а русские никогда не были носителями татарского языка и никогда ими не станут. Если бы преподавание татарского языка было добровольным, на позитиве, то может быть, процентов 20 русских знали бы язык, но сейчас, извините, насильно мил не будешь. Пять часов ненужного тебе предмета в неделю, да еще на грамматической основе, тебе преподается! В разъяснении минобраза пишется про совершенствование методик, но про них нам 20 лет говорят, и сейчас, как говорится, поздно пить «Боржоми». Но я хотел бы подчеркнуть, мы совершенно не против татарского языка, мы за добровольность изучения, пусть у татар он будет обязательным, но чтобы для русских оно было добровольным: хочешь учить — учи.

Ркаил Зайдулла — литератор и экс-главред журнала «Гаилә һәм мәктәп»:

— Думаю, что закон должен быть в приоритете. Есть Конституция Российской Федерации, есть Конституция Татарстана, есть решение Конституционного суда... Просто удивляюсь, что люди выступают против преподавания татарского языка, в Европе обычно изучают три-четыре языка, это естественно для них. А у нас почему-то население вообще против изучения других [нерусских] языков. Это насаждение имперского сознания, я считаю. Что русский народ великий, его язык великий и могучий, а другие языки — это якобы какие-то второсортные, это сознание еще действует. Думаю, что татарский язык должны изучать все граждане Татарстана. Но если давление Москвы будет усиливаться, то? думаю, нужно разделить школы по национальному, может быть, по конфессиональному принципу. Как делить детей из смешанных браков? Если человек по происхождению татарин, но считает себя русским, то ради бога: это зависит не от крови, а от культуры, самоидентификации. Если кто-то не хочет изучать государственный язык Татарстана, то, думаю, другого пути нет. Но это очень тонкая вещь. Мы же знаем, как в Молдавии и других странах война началась из-за языка, часть жителей там не хотела изучать молдавский язык, с пренебрежением к нему относилось. Важно не переступить эту тонкую грань.

Сам я родился в Чувашии, 18 лет жил там, и хотя я не изучал чувашский язык (сейчас в моей деревне преподают чувашский язык как государственный), я знаю чувашский язык до сих пор. С интересом читаю новинки чувашский литературы и чувствую себя комфортно, горжусь, что знаю чувашский язык. На моей малой родине все татары знают чувашский язык, а чуваши татарский, и прекрасно себя чувствуют. Надо интересоваться друг другом, знать культуру соседа — это прекрасно. Особенно не понимаю, когда татарские женщины выступают против: вчера только приехали из деревни в город, может быть, вышли замуж за русского, и считают себя больше русскими, чем сами русские, выступают против своего языка.

8 ноября депутаты Госсовета Татарстана обсуждают дальнейшую судьбу преподавания в школах республики татарского языка. Попытка регионального Минобрнауки оставить в классах с 1-го по 9-й два часа обязательного татарского в неделю столкнулась с противодействием прокуратуры Татарстана. Вместе с тем в Казани недовольные родители уже начали обращаться в суд с требованием компенсации морального вреда за "принуждение" изучать татарский язык в минувшие годы.

До 1 декабря власти Татарстана должны выполнить поручение Владимира Путина и довести объем изучения русского языка до уровня, рекомендуемого Минобрнауки России. Кроме того, президент Татарстана Рустам Минниханов должен проконтролировать , чтобы изучение национального языка в школах проходило исключительно на добровольной основе по выбору родителей, как этого требуют федеральные власти.

Власти Татарстана на протяжении трех месяцев хранили молчание в вопросе обязательного преподавания татарского языка. Лишь 26 октября на сессии Госсовета Татарстана президент Рустам Миннихановзаявил, что "мы зашли слишком далеко и вернулись в 90-е годы", после чего задался вопросом, "как можно было сделать так, чтобы общество разделить?"

В преддверии президентских выборов в 2018 году президент Татарстана напомнил, что именно школы "проводят все выборные процессы".

– Или специально это так делается, чтобы в Татарстане было плохое отношение к нашему президенту Владимиру Путину? – задался вопросом Минниханов. В тот же день татарстанское отделение партии "Яблоко" распространило пресс-релиз, в котором назвало "неприемлемыми" его высказывания об участии учителей в выборах.

26 октября перед сессией Госсовета несколько десятков активистов собрались у здания парламента. Они исполнили неофициальный гимн татарского народа "Туган тел" ("Родной язык") и раздали татарскую азбуку депутатам республиканского парламента. Отметим, что в республике пытались провести митинг в поддержку татарского языка, однако городские власти отказались его согласовывать , ссылаясь на недоработки в поданном уведомлении.

18 октября прокуратура Татарстана вынесла предупреждение председателю Всетатарского общественного центра (ВТОЦ) Фариту Закиеву "о недопустимости осуществления экстремистской деятельности".

Политолог Дмитрий Орешкин полагает, что твердая позиция федеральных властей и президента России Владимира Путина по поводу увеличения объемов изучения русского языка – лишь одна из форм торга между федеральными властями и Татарстаном:

– Думаю, что в ближайшей перспективе ситуация будет развиваться в сторону ужимания прав регионов, в частности Татарстана, и их перевода на государственное содержание, по образцу Чечни. В Чечне, как известно, экономики нет, и все, что она получает, она получает из центра, и поэтому ходит на цыпочках и заглядывает Аллаху в рот, а Аллах дает деньги. (В одном из интервью глава Чечни Рамзан Кадыров на вопрос, откуда у его республики берутся немалые средства на разные проекты, ответил "Аллах дает" – КР) . Татарстан отличается от Чечни тем, что он представляет самостоятельную экономическую ценность, поэтому он так заискивать перед Москвой не хочет. Значит, задача Москвы – отобрать у Татарстана побольше денег, сделать его беднее и послушнее. Татарстан будет сопротивляться, а Москва будет давить, – полагает эксперт.

Причиной нового обострения отношений между Татарстаном и федеральным центром могло стать истечение летом этого года срока договора о разграничении предметов ведения между Татарстаном и Россией, подписанного еще Борисом Ельциным. В те времена отношения между республикой и центром также складывались непросто, вспоминает Дмитрий Орешкин:

Казанский Кремль хочет от московского Кремля большей самостоятельности и лучшего статуса

– Когда элиты Татарстана бодались с московским Кремлем, чтобы поднять свой статус, они хотели даже брать таможенную пошлину для прохождения поездов из Москвы во Владивосток через территорию суверенного Татарстана. Казанскому Кремлю надо было как-то надавить на московский Кремль, и вот тогда странным образом в Татарстане, как бы стихийно, всколыхнулось движение татарских националистов. А на выборах 1993 года в Госдуму Российской Федерации явка в Татарстане составила всего 14 процентов. Как выяснилось, это было сделано с помощью местных элит, которые просто в день голосования не выдавали бюллетени на предмет голосования в общероссийскую Думу, но зато выдавали бюллетени на предмет голосования по внутренним татарстанским вопросам, – рассказывает политолог.

По его мнению, татарский национализм, которым в последнее время все чаще пугают федеральные власти, – это всего лишь один из инструментов диалога между Казанью и Москвой:

В школах республики Татарстан наступила вторая четверть, а вместе с ней - перемены и новая неразбериха с языковыми дисциплинами. Напуганные прокурорскими проверками школы наспех вносят изменения в учебные планы, меняя татарский язык на такие новообразования, как "казаневедение", "риторика", "наследие Татарстана" , иные и вовсе ничего не меняют, потому что "нет возможности". Родители, отчаявшиеся писать в прокуратуру запросы об отказе от изучения неродного татарского, недоумевают, почему вместо более глубокого изучения русского языка дети "шатаются по коридорам" в часы национального языка, а местные власти, как заколдованные, повторяют мантру про "компромиссный вариант с федеральным центром". Тем временем приближается 1 декабря - день, ставший для Татарстана "днем икс", - обозначенный президентом РФ срок, до которого власти республики должны довести объем изучения русского языка до рекомендованного Минобром уровня. За пару дней до этого острую проблему рассмотрят в Госсовете республики. Об особенностях нового этапа лингвистического конфликта в Татарстане читайте в материале Накануне.RU .

"Ничего не изменилось, только хуже стало, родители в отчаянии, не знают, что делать. Дети в коридорах, фактически беспризорные!" - рассказала мама восьмиклассника Инесса Гудочкина .

В школе, где учится ее ребенок, объемы изучения русского языка довели до рекомендованных Министерством образования объемов: три часа в неделю - "русского языка" и два часа - "родного русского языка" . Согласно образовательным программам школ Татарстана, это два разных предмета. У школ, а, следовательно, и у русскоязычных родителей, возникла новая проблема - отсутствие учебных планов и пособий для преподавания "родного русского". Из-за этого дети, чьи родители отказались от родного татарского языка, вынуждены бездельничать, пока их сверстники занимаются изучением национального языка республики. Этот факт вкупе с давлением на родителей приводит к тому, что они отзывают свои заявления, соглашаясь на возвращение к татарскому.

"Многие родители забрали свои заявления. Им звонили из школы домой, просили, они переписали заявления. Давление на родителей идет колоссальное. Предложили моего сына-отличника перевести в класс послабее. Он согласился. Пообещали, что там вместо татарского языка дети будут изучать какой-то другой предмет. В итоге другого предмета нет, он у меня остался "коридорным", девать его некуда. Он и еще два мальчика сидят на том же татарском, но на задних партах и делают свои уроки. Так во многих школах" , - поделилась Инесса.

Во многих, но не во всех. Мама второклассницы Рая рассказала о положительных изменениях в школе, где учится ее дочь.

"У нас довели количество уроков русского языка и литературы до требований, предъявляемых Министерством образования и науки РФ. И вместо татарского языка (которого раньше было четыре урока в неделю) сделали родной язык (в объеме два урока в неделю). В эти часы класс теперь делится на две подгруппы. Те, кто выбрал русский язык, изучают родной русский (в настоящий момент - без учебников), те, кто выбрал татарский - изучают родной татарский язык" , - рассказала она корреспонденту Накануне.RU .

Правда, возникла новая проблема: администрация школы не может угодить всем родителям - одни хотят, чтобы ребенок учился пятидневку, другие - исключить "родной русский".

"Учебные планы с родным языком невозможно реализовать при пятидневной учебной неделе - в СанПиН не укладываемся. У нас не вводят учебный план без родного языка, как я понимаю, в том числе и из-за того, что тогда русскоязычные дети начнут претендовать на пятидневку. А те, кто хочет изучать татарский язык, вынуждены будут учиться по шестидневке. А так - мол, никому не обидно. У всех шестидневка. А то, что наши дети чем-то непонятным занимаются на ненужных им уроках родного русского языка (потому что глупо это - делить русский язык на "государственный" и "родной" для детей - носителей русского языка), никого не волнует" , - добавила родительница.

Проходить на "родном русском" программу "русского языка" дети не могут: тогда возникнет перекос в скорости усвоения программы теми, кто выбрал для изучения русский язык как родной, и теми, кто выбрал для изучения татарский язык как родной, пояснила она.

Чтобы наполнить урок "родного русского" содержанием, директора исхищряются как могут. Где-то вводят "казаневедение", где-то "риторику", а где-то "наследие Татарстана".

"В одной из школ Татарстана на уроках родного русского языка даже на ложках играть учатся!" - добавила она.

Отдельного внимания заслуживает содержание уроков татарского языка, где зачастую отсутствует дисциплина. Это подтверждает и тот факт, что после выпуска из школы дети не владеют национальным языком на разговорном уровне. А в некоторых школах учителя татарского и вовсе пытаются заниматься политпросвещением .

"Меня волнуют национальные классы в школах. У сына есть друг из татарского класса, они встречаются на перемене. Он рассказывает, что им учительница по татарскому, она у них классный руководитель, говорит, что Путин плохой , что якобы государство Татарстан самостоятельно , что у нас свои законы и Путин не имеет право вмешиваться, говорит, что Иван Грозный был плохим, а татары самоотверженно защищались от него. Учителя татарского таким образом обрабатывают детей, воспитывают маленьких сепаратистов. А после родительского собрания, когда я написала отказ от изучения татарского, учитель сказала моему сыну: "Иди в класс, учись. А если не хочешь учиться, езжай в Москву и Россию" , - вспоминает Инесса Гудочкина откровенно сепаратистские высказывания.

"Как на Украине "онижедетей" воспитали, так и у нас. Когда я училась, у нас не было такого разделения, мы не задумывались, кто по национальности татарин, а кто русский. А теперь в школе делят на татар и на русских. Вроде, Кремль заявляет о принципе добровольности, но в реальности его нет" , - добавила она.

Кремль, действительно, выступает за добровольное изучение национальных языков в российских школах. Позицию федеральных властей на прошлой неделе напомнил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков .

"Все будет в соответствии с законодательством - национальные языки изучаются на добровольной основе. Это правило для всех национальных республик, исключений не будет ни для кого" , - заявил РБК федеральный чиновник.

Заявление Кремля местные власти проигнорировали, рассказал член родительского комитета русскоязычных родителей, председатель Общества русской культуры Татарстана Михаил Щеглов .

"Заявление Кремля никак не повлияло на ситуацию. Школы с этой нахлынувшей проблемой воюют в одиночку, воюют против родителей - не только русскоязычных, но и татар. Идет настоящая война школы против родителей. Действуют запугиванием, на детей давят, при проведении бесед требуют убрать мобильные телефоны, чтобы родители не могли записать на диктофон или на видео этот разговор и потом пожаловаться в прокуратуру. Больше никакого регулирования со стороны регионального руководства нет. Школы не допускают, чтобы во время отсутствующего у части школьников татарского языка они учили русский язык в полном объеме. Ведут себя как собака на сене. Конечно, ведь те дети, которые в это время будут учить русский и литературу, окажутся потом более конкурентоспособными, легче поступят в вузы, и так далее. Доходит до того, что требуют на это время покинуть школу!" - отметил в разговоре с Накануне.RU Михаил Щеглов.

Конкретику в разрешение наболевшего вопроса внес 24 ноября во время рабочей поездки в Казань полномочный представитель президента РФ в Приволжском федеральном округе (ПФО) Михаил Бабич .

"Минобразования РФ разработало методические указания по реализации права граждан на изучение государственных языков республик, входящих в состав РФ. Впервые в учебных планах в части, формируемой участниками образовательных отношений, предусматривается возможность до двух учебных часов в неделю на изучение государственного языка республики" , - сообщил Бабич журналистам.

Полпред добавил, что во всех республиках Поволжья изменены учебные планы, а количество часов русского языка доведено до установленного и рекомендуемого Министерством образования РФ, во всех регионах округа организована, а где-то уже завершена работа по выбору детьми и их родителями или законными представителями родного языка. Соответствующие методические указания, по его информации, Минобрнауки РФ направит в регионы в ближайшее время.

"Тем самым, вопросы изучения русского языка, а также родных языков и государственных языков республик и нормативно, и методологически будут окончательно урегулированы. И тем самым поручение президента РФ будет выполнено в полном объеме. Далее практической деятельностью органов государственной власти регионов необходимо довести эти вопросы до фактического исполнения" , - отметил полпред, его слова приводит РИА Новости.

При этом нельзя утверждать, что власти Татарстана игнорируют проблему. Языковой вопрос поднимался на заседаниях госсовета республики в конце ноября и начале октября.

"Как государственный язык может быть добровольным? Он добровольный в Швейцарии, где из четырех языков выбирают один. А у нас один государственный язык нашего субъекта . Я согласен, нам надо работать над риторикой, над количеством часов. Мы эти вопросы понимаем и эту работу ведем! Если кто-то хочет сказать, что президент республики не реагирует, не занимается - я работаю над этим вопросом, и не надо его политизировать!" - взволнованно заявил президент республики Рустам Минниханов и попросил прокуратуру все претензии адресовать ему, а не директорам школ.

"К директорам школ так относиться нельзя. Завтра я должен с ними организовывать выборы. В преддверии выборов разве такие вещи можно делать? Или специально это делается, чтобы в Татарстане было плохо по отношению к нашему президенту Владимиру Владимировичу Путину?" - недоуменно вопрошал глава региона.

Минниханов согласился: за 20 лет законы республики несколько устарели и требуют внесения коррективов.

Обсуждение продолжилось 8 ноября на заседании госсовета. Тогда президент республики призвал школы "сохранять спокойствие" и заверил учителей татарского, что те не останутся без работы.

Разговор продолжится незадолго до знакового для республики дня - установленного президентом срока для проверки добровольности изучения татарского в школах. 29 ноября на заседании госсовета парламентарии рассмотрят "вопрос о преподавании и изучении государственных языков Республики Татарстан и родных языков народов, проживающих в Республике Татарстан".

Тем временем, министр образования и науки республики Энгель Фаттахов обивает пороги кабинетов Министерства образования РФ в попытках утвердить "компромиссный вариант". Об этом пишут местные СМИ.

"Во вторник на приеме у чиновника Минобрнауки РФ я рассказала о текущей ситуации в школах и поинтересовалась, что решено насчет татарстанского "компромисса". Он мне ответил, что вариант учебного плана от Татарстана у них "лежит"… По его словам, Энгель Фаттахов бывает в министерстве через день, "ходит из кабинета в кабинет" и всюду ему отвечают одно и то же: "Ваш вариант прекрасен, если его одобрит высшее руководство страны. Ведь ваш вариант с двумя часами обязательного татарского не согласуется с поручениями президента России" , - пересказала свой диалог с сотрудником Минобрнауки РФ активистка интернет-сообщества "Елабужский контроль образовательных организаций" Оксана Ермакова .

Успеют ли власти Татарстана смириться с необходимостью выполнять поручения президента РФ и вернется ли регион в правовое пространство остальной России, станет ясно уже скоро - 1 декабря. На следующий день после "дня икс" русскоязычные родители республики планируют масштабный митинг в поддержку решений Путина, но, как и следовало ожидать, его согласованию препятствуют местные власти. К слову, не в восторге они и от деятельности организаторов - комитета русскоязычных родителей. На днях человек, представившийся представителем МВД, звонил "за дачей показаний" администратору группы комитета "Вконтакте" Инессе Гудочкиной.

В противовес деятельности русскоязычных родителей активизируются татарские семьи, который выкладывают в сеть видео со страдающими без татарского языка детьми. Что странно, на одном из таких роликов девочка говорит на русском.

"Это настоящая информационная война, в которую суют детей" , - прокомментировала Инесса Гудочкина.

Подпишитесь на нас

Сегодняшнее заседание Госсовета Татарстана еще накануне в местных СМИ анонсировалось как историческое: в парламенте должны были вынести окончательное решение по обязательному преподаванию татарского языка в школах республики. В итоге, вопрос с языковой «принудиловкой» поставили в повестке первым пунктом . Но, вопреки ожиданиям, обсуждение прошло на редкость буднично - быстро и без прений. Вопрос рассматривали меньше 15 минут, после чего оперативно перешли к обсуждению бюджета на 2018 год.

В качестве главного (и единственного) спикера выступил прокурор Татарстана Илдус Нафиков, зачитавший с трибуны сухой по стилистике, но разгромный по содержанию пятиминутный доклад. «Абсолютным приоритетом является обеспечение реализации конституционных прав граждан, - напомнил Нафиков. - Зафиксировано снижение объемов преподавания русского языка в школах республики. Нормы соблюдались лишь в 24 школах . Также отмечено нарушение прав и свобод на добровольное изучение татарского языка с навязыванием итоговых тестирований, влияющих как на перевод в 10 класс, так и на средний балл аттестата . Отмечено вмешательство республиканских и муниципальных органов в автономность образовательных учреждений . Совокупность этих нарушений не только нарушала образовательные нормативы, но и негативно влияла на обеспечение свободы передвижения и выбора места жительства гражданами в пределах Российской Федерации».

В общей сложности, по словам Нафикова, при проведении проверки всех 1412 школ республики прокуратурой и Рособрнадзором зафиксированы 3856 нарушений . Все почти четыре тысячи случаев касались того, о чем предупреждал ранее президент России - лишения русскоязычных граждан России их конституционных прав на свободу выбора русского языка в качестве родного и навязывания им в качестве обязательного татарского языка . Как итог, в Татарстане было выявлено высокое снижение объема изучения русского языка - государственного языка Российской Федерации .

Илдус Нафиков сообщил, что с начала проверки (середина октября - EADaily) в адрес прокуратуры поступило 1716 жалоб по фактам «обязаловки» в школах в ущерб русскому . «Все они проверены и разрешены. Обеспечена добровольность изучения родного языка там, где учебными планами предусмотрено его преподавание». Прокурор поблагодарил педагогов, которые в ходе проверки оперативно сигнализировали в прокуратуру и Рособрнадзор о языковых перекосах в учебном процессе, о силовом нажиме на учителей, учеников и родителей, когда Москва «взялась за язык» . «В сложных условиях вы реагировали по государственному, мудро и правильно. Не допустили разжигания розни, обеспечили непрерывность процесса образования».

Нафиков, излагая ситуацию с русским языком в Татарстане, основной акцент сделал на слове «рознь» - синониме понятия «экстремизм» (ст. 282 УК РФ - прим. EADaily). «Должен предостеречь „горячие головы“ от незаконных действий и высказываний экстремистского характера. Они будут жестко и решительно пресечены, с чьей бы стороны ни исходили. Прокуратура против разжигания страстей и конфликтных ситуаций».

В социальных сетях уже отметили поразительное сходство интонации, с которой Нафиков обещал кару «языковым экстремистам», с интонацией Владимира Путина, когда он в 1999 году предрек террористам смерть в отхожем месте . Из этого народные наблюдатели сделали вывод: Нафиков в парламенте говорил не от себя, а от президента России . Что логично - по Конституции России, прокурор Татарстана подотчетен Московскому Кремлю, а не Казанскому. Да и назначил Нафикова в 2013 году прокурором Владимир Путин, а не Рустам Минниханов .

Из сухого тона прокурора в республике сделали правильный вывод: Москва взялась за языковую проблему в Татарстане всерьез и, как говорится, будет карать, невзирая на статус, положение, рейтинги «Единой России» и прочие атрибуты общефедеральной «табели о рангах» .

Показательна реакция аудитории в Госсовете на речь Нафикова. Сидевший в зале Госсовета госсоветник Минтимер Шаймиев скорбно молчал. Хотя обычно экс-президент Татарстана, если дело касается атрибутов «татарского суверенитета», на эмоции не скупится. Из этого наблюдатели сделали вывод, что Шаймиев сам, скорее всего, решил не лезть на рожон и предостерег от этого других членов «старой гвардии» . Куда, в частности, входят президент Татарстана Рустам Минниханов (бывший при Шаймиеве министром финансов) и нынешний министр образования Татарстана (инженер-механик по специальности) Энгель Фаттахов. Судя по тому, что Энгель Навапович также не отреагировал на доклад прокурора, он молчание Шаймиева оценил правильно.

Верно услышал высказанное Нафиковым ы и еще один «ветеран» - спикер Госсовета Фарит Мухаметшин. Он обратился к депутатам с предупреждением «не политизировать проблему». Политизация - еще одно ключевое слово «языкового» заседания Госсовета, своего рода жупел. Хотя многолетнее навязывание татарского языка школьникам многонационального Татарстана нельзя назвать иначе, как национализмом , да и объяснить можно только националистическими прихотями руководства. Татарский язык в ущерб русскому - символ Татарстана как «суверенного государства» . В остальном, «отцы суверенитета» с начала девяностых пестовали «суверенитет» лишь с одной целью - обеспечить себе статус пожизненных хозяев Татарстана вместе со всеми вытекающими - правовой неприкосновенностью и возможностью торговаться с Москвой.

«Угроза смерти татарского языка» вследствие русификации, ассимиляции, глобализации… а также другие надуманные тезисы националистов в руководстве Татарстана - не более чем пафос. Значительная часть депутатов Госсовета давно в курсе нюансов «по языковому вопросу». Скорее всего, народные избранники именно поэтому предпочли не спорить с тем, как оценили в Москве языковое «благополучие» Татарстана, а одобрить то, что предложила Москва в лице Минобрнауки РФ. Согласно заявлению Нафикова, отныне татарский язык можно будет изучать в регионе «только добровольно, на основании письменного согласия родителей или законных представителей учащихся в пределах двух часов в неделю за счет части, формируемой участниками образовательных отношений».

Правда, без реплики спикера Мухаметшина все же не обошлось. По его словам, вопрос изучения татарского языка в школах республики «очень волнует общественность», и к депутатам поступало много заявлений от «неравнодушных граждан». От кого именно, каким депутатам, и что в этих обращениях говорилось, Мухаметшин не сообщил. Он также сказал: «Министерству образования и науки предстоит большая работа по принятию в школах учебных планов с включением в них татарского языка в объеме 2 часов. Необходим комплекс мероприятий, включающий в себя изменения в рабочие программы по татарскому языку, обновление татарской литературы, методических документов, повышению квалификации и переподготовки кадров».
Отметим, что с 2012 года школа каждого субъекта РФ совместно с родителями учеников выбирает план обучения из нескольких, предлагаемых федеральным государственным образовательным стандартом и федеральным законом «Об образовании». В случае с Татарстаном (как и с любым национальным регионом) дирекции школ и родители имеют право выбрать себе как пресловутую «региональную компоненту», так и общефедеральный план - без часов на национальный язык, но с упором на русский, литературу и один европейский язык. Однако ж Фарит Мухаметшин как раньше умалчивал о таких нюансах, так и сейчас не сообщил об этом. Как и о том, что упомянутый «объем 2 часов» становится добровольным.

Капитуляцию этнократии было забавно наблюдать со стороны. До доклада Илдуса Нафикова в Госсовете в республике еще пытались с помощью админресурса создавать иллюзию протестной волны. Раньше в образе рукотворной защиты «языкового суверенитета» была условная «преподавательница нацязыка», оставшаяся без работы. Когда этот ресурс себя исчерпал, этнократы прикрылись русскими педагогами, назначенными на роль «беззаветных защитников» татарского в ущерб русскому . В авангард антифедерального педагогического фронта попал директор специализированного лицея в Казани Павел Шмаков - «российский и финский педагог» (в 2000 году Шмаков уехал на ПМЖ в Финляндию, но в 2011 году вернулся в Казань - прим. EADaily), «икона» либерально-ориентированных родителей казанских школьников. Связанный с «Радио Свобода» портал «Идель.Реалии» охотно процитировал Шмакова, вставшего на «защиту культурного многообразия», трансформировавшегося в сознании педагога-директора в защиту языковой «принудиловки»: «Мы считаем, что нельзя делить детей на татар и русских, что татары идут на свой татарский, а русские идут играть в футбол». По мнению Шмакова, учить татарский должны все школьники, и в его школе СОлНЦе так и будет.

Прокурорские проверки Шмаков сравнил с хождением в солдатских сапогах по нежным цветам. Прокурорские проверки возмутили педагога, который в своем желании наказать инспекторов-солдафонов договорился до абсурда: «Они фотографировали детское нижнее белье, личные предметы…». Но сверхэмоциональное и сбивчивое видеоинтервью Шмакова имело воздействие разве что на людей, которые совсем не в курсе реалий Татарстана. А то, как вертикаль республики, выслушивая Нафикова, взяла под козырек, только подтверждает известное выражение «своя рубашка ближе к телу»: перепуганные этнократы, чтобы сохранить личную безопасность, быстро «сдали» родной татарский язык, на принудительном обучении которому еще вчера настаивали чуть ли не с пеной у рта.

Отметим, что точно также - ради «сохранения всего нажитого непосильным трудом» (за 27 лет этнократии) был тихо сдан пресловутый договор о разграничениии полномочий между федеральным центром и республикой, в начале этого года пошла под суд целая когорта ранее «неприкосновенных» национал-активистов. Долгожители высоких кабинетов Казани ради спокойствия и благополучия себя оказались готовы проявить «многовекторность», превратившись из защитников «государства Татарстан» в «патриотов России». На этом фоне в республике в компетентных кругах все отчетливее звучат мнения, что Рустаму Минниханову не досидеть свой срок в президентах Татарстана, а «старой гвардии» за все прошлые этнократические «шалости» все-таки придется отвечать перед российским правосудием.

Эти мнения отчасти подкрепляются ранними выкладками некоторых московских экспертов. Согласно им, от отставки президента Рустама Минниханова раньше спасали только статус Татарстана как «суперблагополучного» региона и отсутствие конфликтов . Иллюзия «суперблагополучия» лопнула в начале 2017 года вместе с крахом «империи» Татфондбанка . А стремление Казани во что бы то ни стало следовать старым этнократическим курсом привело к выступлению Владимира Путина в Йошкар-Оле и комплексным «языковым» проверкам в школах региона. Согласно итогам этих проверок, отставка - самое простое наказание, которое может ожидать высших чиновников республики .

В Татарстане вновь стала актуальной тема преподавания русского и татарского языков в школе. Местное Общество русской культуры направило письмо министру образования и науки РФ Ольге Васильевой, заявив о «страдании по крайней мере половины детей» региона: им преподают «фактически ненужный предмет “татарский язык”» в ущерб русскому языку и литературе. Ранее о недопустимости сокращения часов изучения русского языка заявлял Владимир Путин. Чиновники Татарстана заявляют об отсутствии в регионе проблем с языками. Эксперты, напомнив об истечении срока договора о разграничении полномочий между Татарстаном и РФ, ждут от федерального центра «политического решения».


Вчера Общество русской культуры Татарстана сообщило, что совместно с Комитетом русскоязычных родителей республики подготовило обращение к министру образования и науки РФ Ольге Васильевой о «ситуации с изучением языков» в регионе. Общественники заявляют, что руководством республики она «доведена до предела» и, несмотря на то, что «о проблеме уже заявил президент России… страдания по крайней мере половины детей в республике… продолжатся с нынешнего 1 сентября». Активисты отмечают, что русскоязычные школьники региона изучают русский язык и литературу в сокращенных объемах. К тому же посещают «по 5-6 уроков в неделю фактически ненужного предмета “татарский язык”». «Очевидно, что в целом ситуация в нашем регионе уже представляет угрозу для безопасности страны»,- говорится в обращении. Активисты выражают надежду, что госпоже Васильевой, которая родилась в Бугульме, «удастся не только легко и быстро разобраться в ситуации, а найти пути ее исправления»: «Очевидно, что обучение… русскоязычных детей татарскому языку не дает никакого эффекта для сохранения татарского языка, и что упор здесь необходимо сосредоточить на его носителях и желающих изучать».

Обращение написано спустя месяц после выступления Владимира Путина на выездном заседании Совета по межнациональным отношениям в столице Марий Эл Йошкар-Оле. «Заставлять человека изучать язык, который родным для него не является, так же недопустимо, как и снижать уровень преподавания русского. Обращаю на это особое внимание глав регионов»,- сказал тогда президент. Он отметил, что русский язык «знать должен каждый», это «государственный, язык межнационального общения и его ничем заменить нельзя». Вместе с тем другие языки, как считает господин Путин, не должны изучаться в обязательном порядке: «Языки народов России - это тоже неотъемлемая часть самобытной культуры народов России. Изучать эти языки - гарантированное Конституцией право, право добровольное».

Вместе с тем в Татарстане татарский язык преподается в школах в обязательном порядке. Это предусмотрено региональным законом 1992 года. Он гарантирует, что оба языка в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и среднего профессионального образования изучаются в равных объемах. Татарский и русский - государственные языки в Татарстане, согласно Конституции республики.

В 2011 году сторонники Общества русской культуры уже направляли письмо тогдашнему президенту России Дмитрию Медведеву, в котором указывали, что в Татарстане «дети за весь период обучения получают вместо 1,2 тыс. всего 700 часов русского языка». В этом году активисты провели в Казани митинг «против языковой тирании». Однако он собрал не более 50 человек.

Глава Общества русской культуры Татарстана Михаил Щеглов вчера сообщил “Ъ”, что новое обращение к Ольге Васильевой планируется передать «лично в руки» на Общероссийском родительском собрании 30 августа. Копия письма уже направлена по почте. К обращению прикреплены документы и прежняя переписка родителей с региональными и федеральными чиновниками, которая «не дала результата». Господин Щеглов рассчитывает, что в связи с заявлением Путина будет принято «кардинальное решение вопроса», вплоть до изменения языкового законодательства республики.

Вместе с тем в Министерстве образования и науки Татарстана отрицают, что русскоязычные школьники в регионе испытывают какие-либо проблемы. «У нас есть Конституция республики, есть закон о языках, закон об образовании, два государственных языка: русский язык и татарский язык»,- комментировал прежде заявление Владимира Путина региональный министр Энгель Фаттахов. Он отмечал, что в Татарстане работают по федеральным стандартам: «В этом плане у нас нарушений нет. Все наши действия согласованы с Министерством образования РФ». А вице-президент Академии наук Татарстана Рафаэль Хакимов заявлял “Ъ”, что если госязыки в республиках не будут преподаваться в школах, то это грозит «ликвидацией республик»: «В чем тогда будет отличие республики от Кировской области?»

Политолог, профессор Казанского национального исследовательского технологического университета Сергей Сергеев полагает, что на этот раз «есть шанс», что федеральный центр может отреагировать на обращения родителей. Он напоминает, что сейчас отношения между республикой и федеральным центром достаточно сложны в связи прекращением договора между Татарстаном и РФ: «Я думаю, в Кремле хорошо осведомлены о проблемах с преподаванием языков в республике. Руководство Татарстана могут вежливо попросить привести региональное законодательство в соответствие федеральному». Он считает «компромиссным вариантом», если в части школ будут изменены учебные планы и русский язык будет преподаваться в тех же объемах, что и в других регионах. «В любом случае решение в отношении Татарстана будет политическим. И в случае, если оно не будет принято, это тоже политическое решение»,- заключает эксперт.