Дети с овз в дополнительном образовании. Социально-позитивная деятельность организация дополнительного образования детей с детьми с ОВЗ. материал на тему. Дети с ограниченными возможностями здоровья в школе

Аннотация: Рассмотрены современные подходы к организации дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Представлен опыт творческих объединений по работе с детьми и подростками с различными нарушениями развития.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, программы дополнительного образования, творческие объединения.

Развитие дополнительного образования детей в последние годы становится приоритетным направлением политики Российской Федерации. Получает дальнейшее развитие практика обеспечения доступности образования для лиц с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что отражено в ратификации в 2012 г. Российской Федерацией Конвенции ООН о правах инвалидов. В соответствии с приоритетами современной социальной политики, отраженных в «Стратегии 2020», одно из ключевых направлений развития образования и социализации детей и подростков заключается в обеспечении образовательной успешности каждого ребѐнка и вертикальной социальной мобильности через формирование системы поддержки особых групп детей. К ним относятся дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, дети мигрантов, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и одаренные дети. Поэтому поддержка инклюзивных образовательных программ для детей с ОВЗ должна найти отражение во всех сферах образования, в том числе и в рамках дополнительного образования детей. .

В рамках данной статьи мы попытаемся определить основные формы работы и направления программ дополнительного образования и обобщить опыт по включению детей с ограниченными возможностями здоровья, накопленный педагогами Дворца творчества детей и молодежи г. Саратова.

Опыт обучения и воспитания детей с ОВЗ в системе дополнительного образования еще недостаточно изучен. Обращаясь к уже имеющейся практике работы с детьми, имеющими инвалидность и ОВЗ, можно сформулировать основную цель воспитания и обучения таких детей как социокультурную реабилитацию средствами разнообразной творческой деятельности, обеспечивающую включение детей с ОВЗ в социум. Инклюзивное образование только недавно получило в России нормативные основания и лишь сейчас становится практикой, получающей применение. Особенно актуальной является приобретение опыта по включению детей с ограниченными возможностями здоровья в программы дополнительного образования, в связи со значительным включающим потенциалом последнего. Так же инклюзивное дополнительное образование рассматривается как средство повышения конкурентной способности ребенка в борьбе за академические, творческие достижения и впоследствии на рынке труда.

Формы работы нашего учреждения с детьми с ОВЗ разнообразны: это проведение традиционных занятий и подготовка к конкурсным мероприятиям и фестивалям, а также это подготовка волонтѐров для работы с детьми с ОВЗ.

В ходе работы объединения пантомимы и пластики «Театр Ветра» в состав его участников были включены учащиеся школы-интерната для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Следует отметить, что «Театр Ветра» - театр движения, свободы, силы, пространства – уличный, балаганный театр. Это театр, в который включено все – и актерское мастерство, и сценическая речь, и пластика, и танец, и пантомима, и клоунада, и акробатика с элементами эквилибристики, и искусство импровизации, и перфоменсы, и музыка, и изобразительное искусство. Для участия в нем требуется всестороннее развитие ребенка как физическое, так и интеллектуальное, эстетическое.

Сочетая возможности нескольких видов искусств, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, побуждают к соучастию, состраданию, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.

Еще один момент – в нашем современном мире появилось множество профессий, требующих творческого подхода. Это объединение создает максимальные условия для развития креативности и умения смотреть на мир, на избранное дело с «другого угла зрения», что помогает ребятам в дальнейшем, в выбранных ими профессиях.

На протяжении полутора лет дети из интерната в сопровождении воспитателя посещали занятия этого объединения. В рамках занятий возникла идея постановки конкурсного номера. Всем детям в зависимости от их возможностей были даны свои роли, с которыми каждый из них справился безупречно. В результате сценический номер был показан на городском конкурсе «Звѐздочки Саратова» и получил звание лауреата. Члены жюри этого конкурса были удивлены тем, что в номере на равных с обычными детьми участвовали дети с ОВЗ.

Для детей с ОВЗ в нашем дворце творчества существует возможность не только реализовать себя в системе дополнительного образования, добиваясь высоких результатов и признания в различных видах творчества, но и раскрыть свои потенциальные возможности и способности в разных видах художественной деятельности, чтобы перейти впоследствии к профессиональному обучению по выбранному направлению. Так, интересна была работа педагога творческого объединения «Орфей», к которой привели ребѐнка-инвалида по зрению. В процессе обучения по дополнительной образовательной программе по академическому вокалу воспитанница с нарушением зрения этого объединения стала постоянным участником вокальных конкурсов различного уровня (от городских до международных), где получала высокие оценки членов жюри. Впоследствии она окончила Саратовский областной колледж искусств по классу академического вокала, а в настоящее время является студенткой Московского государственного института искусств.

Важность включения детей с ОВЗ в программы дополнительного образования состоит еще и в том, что в результате развития социальных и творческих навыков у ребенка появляется возможность творческого самовыражения, повышается самооценка, облегчается процесс принятия самого себя и своего окружения, формируется позиция активного члена общества. Эта совместная работа детей с разными возможностями и способностями в условиях инклюзии обоюдовыгодна и необходима для обеих сторон – участников образовательного процесса, так как помогает не только ребятам с проблемами здоровья проходить успешную социализацию и самоактуализацию, открывая перед ними новые возможности, но и тем, кого мы относим к здоровым, поскольку учит их жить в мире и согласии с теми, кто рядом, учит их сопереживать, оказывать помощь и поддержку. Как правило, у последних значительно меняются жизненные ценности и их жизненная позиция.

В качестве примера можем привести проект «Рука в руке» творческой лаборатории детского лидерства «Синегория». Одним из основных направлений деятельности организации является социальное проектирование. Имея большой опыт в работе с подростками, организаторы проекта сфокусировали своѐ внимание на низком уровне гендерной социализации подростков, воспитывающихся в условиях интернатных учреждений. В качестве целевой аудиторией данного проекта были выбраны учащиеся школы-интерната для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Организаторы проекта предположили, что после участия в тренингах и праздниках, посвященных 23 февраля и 8 марта, у воспитанников школы-интерната повысятся коммуникативные навыки и уровень гендерной компетентности, что окажет положительное влияние на их социализацию. Работа над проектом прошла успешно, ребята получила ожидаемые результаты, а самое интересное, то, что по результатам работы участники проекта выпустили сборник методических рекомендаций, где описали свои впечатления, проблемы и пути их преодоления. Вот некоторые впечатления участников-волонтѐров:

«Новые навыки волонтерской деятельности я получила в ходе работы с воспитанниками школы-интерната V типа, т.е. с детьми, страдающими нарушениями речи. Эти дети воспринимают мир по-другому. Эта работа дала мне возможность понять и почувствовать важность выражения чувств и мыслей людей. Это способствовало изменению моего восприятия мира. Я научилась лучше понимать окружающих. У меня повысился уровень эмпатии к инвалидам». (Максимова Владлена (Онест)).

«Мы работали с детьми из школы-интерната V вида, т.е. - с детьми, которые страдают нарушениями речи. Проведя с ними ряд занятий, я пришла к выводу, что эти ребята более интересны, изобретательны и некоторые из них даже более одарены, чем учащиеся общеобразовательных школ. Мне было приятно работать с ними, и я намерена продолжать эту работу». (Ефимова Мария (Маруся)).

«Я понял, что каждый из нас – индивидуален, а в подростковом возрасте формируется личность человека. Эти ребята ничем не отличаются от нас с вами, а наша поддержка во время прохождения подросткового периода является для них особенно важной». (Гливенко Дамир (Хави)).

По результатам участия в проекте у воспитанников школы-интерната наблюдалось повышение уровня гендерной компетентности и, как следствие, улучшение уровня социализации подростков. Реализованный проект может иметь дальнейшее развитие, заключающееся в том, что «синегорцы» планируют заинтересовать воспитанников школы-интерната волонтерской работой, а также задействовать их при подготовке мероприятий различного уровня.

Всѐ это говорит о том, что дети с ОВЗ могут быть успешно интегрированы в дополнительное образование. Они находят интересующее их объединение, достигают высокого творческого успеха, помогающего преодолеть психологические последствия нарушений тех или иных функций, сформировать устойчивый интерес к различным видам творческой деятельности, что может стать основой дальнейшего профессионального выбора. И, наконец, совместная деятельность различных по состоянию здоровья участников творческих объединений способствует действенной интеграции детей с ОВЗ, принятию их со стороны здоровых сверстников и выстраиванию равноправных межличностных отношений.

Следует отметить, что обязательным условием успешного включения детей с ОВЗ в программы дополнительного образования является мастерство педагогов. Именно педагог формирует у детей с ОВЗ способности к усвоению учебного материала, определяемого дополнительной образовательной программой, стимулирует к достижению высоких результатов. С помощью педагога между всеми участниками образовательного процесса выстраиваются доброжелательные отношения, нацеленные на одно общее дело.

Таким образом, интеграция в общество детей с ОВЗ должна включать: воздействие общества и социальной среды на личность ребенка с отклонениями в развитии; активное участие в данном процессе самого ребенка; совершенствование общества, системы социальных отношений. Взаимопонимание, взаимоуважение и взаимодействие – три составляющих успеха включения детей с ОВЗ в систему дополнительного образования.

Список литературы

1. Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в программы дополнительного образования: Методические рекомендации / под ред. А.Ю. Шеманова. – М. 2012.

2. Стратегия-2020: Новая модель – новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 г. //«Внешкольник» № 5 (155). М. 2013 г.

Шишкина Мария Николаевна, старший методист Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Дворца детского творчества города Пятигорска Ставропольского края.
Статья раскрывает и показывает направления работы с детьми ограниченными возможностями здоровья во Дворце детского творчества города Пятигорска.

Дата публикации: 09.03.2017

Роль дополнительного образования в воспитании и обучении детей с ОВЗ.

Статья раскрывает и показывает направления работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья во Дворце детского творчества города Пятигорска.Предназначена для родительской общественности, педагогов дополнительного образования.Наше учреждение стремится всеми доступными средствами обеспечить условия получения творческого развития детей с ограниченными возможностями здоровья. У нас есть свой богатый опыт работы, появились новые возможности использовать новейшие технологии в процессе социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Здоровье и благополучие детей – главная забота семьи, государства и общества. Одна из главных задач деятельности учреждений дополнительного образования - социализация детей в условиях современной жизни и их творческое развитие.

Особенное внимание при решении этой задачи уделяется работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, как категорией детей, особо нуждающихся в помощи и поддержке не только близких людей, но и общества.

Не так давно вошли в педагогический обиход такие понятия, как «особый» ребёнок, «ребёнок с ограниченными возможностями» и даже – «особенная семья». Современный подход в вопросе оказания помощи и поддержки детям с ОВЗ ориентирован на включение их в среду обычных сверстников, что отражает собой реализацию прав детей на получение образования.

Являясь важным звеном многогранного процесса формирования и воспитания личности ребёнка, семья сама по себе не может решить непростую задачу включения человека в сложный и противоречивый окружающий мир. Большую роль играет система образования, в том числе дополнительное образование.

В городе Пятигорске, и в нашем учреждении (Дворце детского творчества) ведётся активная работа, направленная на то, чтобы создать условия равноправного участия детей с ОВЗ в различных формах взаимодействия со здоровыми детьми.

Для обеспечения доступности и ресурсной готовности учреждения принять детей с ограниченными возможностями здоровья в 2015 году выполнены следующие виды работ во Дворце детского творчества: оборудована специализированная комната для инвалидов и реконструированы туалеты. Эти мероприятия были проведены в рамках исполнения подпрограммы «Доступная среда» государственной программы Ставропольского края «Социальная поддержка граждан».

В рамках программы в нашем учреждении планируется провести работы по расширению дверных проёмов, установке системы вызова персонала, поручней, противоскользящего покрытия, приобретению пандусов, подъемника, информационных стендов, тактильных пиктограмм.

Педагогический коллектив Дворца детского творчества - это содружество профессионалов-единомышленников, обладающих высокой квалификацией, интеллигентные, доброжелательные, отзывчивые педагоги. Доступность, качество, эффективность образования - главное в работе педагогического коллектива Дворца.

Во Дворце детского творчества реализуются образовательные программы художественно-эстетической, культурологической, социально-педагогической, естественно-научной, физкультурно-спортивной, эколого-биологической направленностей.

Во Дворце и на базе школ, детского дома занимается более 1000 детей в 42 детских творческих объединениях: хореографических, музыкальных, вокальных студиях,

декоративно-прикладного творчества, раннего интеллектуального развития детей и многих других.

С сентября 2014 года на базе Дворца реализуется городская инновационная площадка на тему: «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством дополнительного образования».

Дети с ОВЗ имеют возможность обучаться в различных творческих коллективах, посещать досуговые мероприятия, принимать участие в концертах, выставках декоративно-прикладного искусства.

Дети с ограниченными возможностями здоровья - сложная категория, требующая к себе повышенного педагогического, психологического, социологического, медицинского, общественного внимания.

Очень часто дети с ограниченными возможностями безграничны в своих талантах. И педагоги обязаны работать с каждым таким ребёнком индивидуально и кропотливо.

Одним из направлений, определяющих эффективность деятельности учреждения в области работы с детьми ОВЗ, является совершенствование системы подготовки педагогических кадров для работы с данной категорией детей. Педагоги Дворца детского творчества постоянно повышают свою профессиональную компетентность в данной области через очные и дистанционные курсы повышения квалификации, участие и представление своего опыта на обучающих семинарах, педсоветах, конференциях различных уровней.

Наше учреждение использует потенциал специальных (коррекционных) образовательных учреждений города для обучения педагогов работе с детьми с ОВЗ. В 2014 году на базе нашего учреждения прошел обучающий семинар для педагогов Дворца детского творчества на тему «Особенности работы со слабослышащими детьми в дополнительном образовании».На этом семинаре педагоги «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 27» делились опытом работы с слабослышащими детьми с педагогами нашего учреждения.

В 2014 году педагоги и методисты Дворца детского творчества приняли участие в I краевой заочной научно-практической конференции, посвященной проблемам дополнительного образования в Ставропольском крае.Была опубликована статья о роли учреждения дополнительного образования в воспитании и обучении детей с ОВЗ.

С 16 по 18 ноября 2015 года заместитель директора по учебно-воспитательной работе Дворца детского творчества Наталья Владимировна Курило принимает участие во всероссийской научно-практической конференции в городе Москва на тему «Актуальные вопросы внедрения дополнительных образовательных программ, ориентированных на запросы детей с ограниченными возможностями здоровья».

В поиске интересных и действенных форм и методов обучения и воспитания нам помогает изучение опыта работы с детьми-инвалидами, ОВЗ в России и за рубежом через Интернет.

В обеспечении условий и возможностей развития и обучения детей с ОВЗ особая роль принадлежит педагогу-психологу.

Психолог Дворца детского творчества Чилингарян Виктория Саркисовна разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, проводит мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетенции педагогов, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.

Схема работы психолога с детьми с ОВЗ в нашем учреждении следующая:

Для начала, проводится первичная встреча психолога с семьей с целью знакомства и сбора информации о развитии ребенка, выяснения образовательного запроса со стороны родителей. Затем педагогом создается личное дело, где фиксируется полученная информация о ребенке. Потом заполняется социальный паспорт студии и сдается психологу.

На следующем этапе в работу с детьми данной категории включаются сотрудники образовательного учреждения и администрация. Администрация, в свою очередь,

способствует созданию специальных условий, предполагающих формирование адаптированной образовательной среды. Логопед и психолог дают рекомендации по осуществлению индивидуального подхода к детям в соответствии с определенным диагнозом.

На третьем этапе проводится организационная работа по проектированию, разработке и утверждению образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребенка, медицинские показатели, ожидания родителей, четко формулируются цели и задачи индивидуального образовательного маршрута (обсуждается необходимость в дополнении или изменении учебного графика, определяются формы получения образования, режим посещения занятий, как групповых, так и индивидуальных. Данные индивидуальные образовательные маршруты включают содержание основных разделов базовой программы, а также коррекционные направления для конкретного ребенка, рекомендованные специалистами учреждения.

Педагогами ведётся постоянный мониторинг результативности освоения образовательной программы и достижений детей, фиксируется динамика развития творческих способностей обучающихся, которая отражается в индивидуальных картах личностного развития.

Основная часть детей с ОВЗ могут отличаться ослабленной памятью, быстрой утомляемостью, замедленным восприятием, Поэтому учебно-воспитательная работа строится с учетом особенностей, ориентируясь на индивидуальность, дозируя учебную нагрузку. Частая смена видов деятельности, физкультминутки на занятиях и репетициях, многократное повторение – обязательные элементы в работе с детьми. Конечно, необходимо будет постоянно корректировать маршрут, изыскивать эффективные методы работы для успешного обучения, условно говоря, адаптируя для ребенка.

На итоговом этапе проводится итоговая встреча с родителями для определения дальнейших форм работы с ребенком, педагогами и специалистами даются рекомендации, советы, консультации, памятки. Педагоги обобщают опыт на семинарах, круглых столах, конференциях, внутренних и городских методических объединениях.

Успешность освоения программы, индивидуальный подход к каждому ребёнку, созданные условия для творческого развития детей с ограниченными возможностями дают свои положительные результаты.

Обучающиеся студий с ОВЗ активно принимают участие в мероприятиях муниципального уровня: выставках изобразительного и декоративно-прикладного творчества, праздничных концертах, новогодних представлениях, рождественском и пасхальном фестивалях.

Ребята с ОВЗ студий Дворца детского творчества были отмечены на таких конкурсах, как городской фестиваль детско-юношеского и семейного творчества «Счастливое детство» (гран-при,студия изобразительного искусства «Гардарика»)

Городской фестиваль- конкурс патриотической песни «Солдатский конверт» (Виталий Даниелян, студия «Звонкие голоса», диплом Лауреата I степени), XII Южно-Российский фестиваль-конкурс искусств «Аплодисменты» г. Ессентуки (Виталий Даниелян, студия «Звонкие голоса», Диплом Лауреата II степени).

Формы и методы работы разнообразны, но все, же опираются на многолетние традиции, совместные праздники и мероприятия. Наши воспитанники, несмотря на свои недуги, заболевания – должны оставаться добрыми, отзывчивыми людьми.Положительные человеческие качества и поступки должны быть приоритетными. Многие наши традиционные мероприятия направлены именно на осознание своих человеческих качеств.

Дворец детского творчества – это та благодатная среда, где может раскрыться талант любого ребёнка. Дворец работает в тесном творческом сотрудничестве с различными учреждениями. Результат такого сотрудничества - синтез творческой работы и объединение усилий при проведении значимых мероприятий, направленных на обучение и воспитание детей с ОВЗ.

Мы привлекаем ребят с ОВЗ, обучающихся в специальной коррекционной общеобразовательной школе-интернате № 27, детей из коррекционных классов и групп школ и детских садов города Пятигорска, детей, находящихся на лечении в санаториях города Пятигорска,Пятигорской клиники «БИ», воспитанников детских домов и интернатов города Пятигорска к участию в различных мероприятиях: спектаклях, новогодних мероприятиях для детей, праздничных концертах, городском фестивале детско-юношеского и семейного творчества «Счастливое детство».

Мы также привлекаем детей из детского социально-реабилитационного центра «Живая нить». Центр «Живая нить» известен в городе Пятигорске своей благородной деятельностью: здесь занимаются социальной адаптацией детей с ограниченными возможностями (ДЦП, аутизм и т.д.), а также оказывают помощь многодетным и малообеспеченным семьям.

Спортивная социализация инвалидов, реабилитация через двигательную активность и физическую культуру - неотъемлемая часть работы Дворца детского творчества. В 2014 году обучающиеся Дворца детского творчества приняли участие в торжественной церемонии открытия Всероссийской спартакиады для детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями.

Таким образом, наше учреждение стремится всеми доступными средствами обеспечить условия получения творческого развития детей с ограниченными возможностями здоровья. У нас есть свой богатый опыт работы, появились новые возможности использовать новейшие технологии в процессе социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Нам приходиться встречаться со многими проблемами в процессе работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, но нам активно помогают родители, специалисты комитета социальной защиты населения, медицинские работники и многие другие учреждения.

Система дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в российской федерации: состояние и развитие

УДК 376(470+571):303.448

В. С. Садовская, М. В. Карпычева

московский государственный университет культуры и искусств

Б статье анализируется материал всероссийского мониторинга состояния региональных систем дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья на территории Российской федерации, проведённого коллективом московского государственного университета культуры и искусств. в статье обобщены данные о формах, средствах и методах работы с детьми данной категории в системе дополнительного образования. отмечаются тенденции и перспективы развития системы дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, дополнительное образование, инклюзивное образование, психологическое заболевание, формы и направления дополнительного образования, технологии дополнительного образования, образовательное пространство, индивидуально-личностный подход к обучению детей, содержание и формы образования.

V. S. Sadovskaya, M. V. Karpicheva

Moscow State University of Culture and Arts

SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES IN THE RUSSIAN FEDERATION: STATE AND DEVELOPMENT

The article presents the results of Russia - wide monitoring of trends and conditions in the system of further education of children with disabilities. It analyses data about forms, means and methods of education used for this group of children under the programs of further education. It highlights trends, problems and discusses opportunities for further development in this area of education.

Keywords: children with disabilities, inclusive education, further education for children, content and forms of inclusive further education, regional educational policy, child-based methods of education.

С целью проведения анализа региональных систем дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья был проведён Всероссийский мониторинг состояния региональных систем дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья на территории

Российской Федерации. Приглашение к участию в мониторинге были разосланы всем руководителям субъектов Российской Федерации. Информация была представлена 58 субъектами Российской Федерации из 8 федеральных округов России (не участвовали в мониторинге 25 субъектов РФ).

декабрь 2013 94 - 99

Участники временного научного коллектива МГУКИ считают определяющим объективным фактором в понимании состояния системы дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья социально-экономическое и финансово-экономическое положение субъектов РФ, которое остаётся одной из актуальных проблем России. Так, например, в Ханты-Мансийском АО ведётся разработка залежей нефти. Небольшая численность населения и высокие доходы в данном автономном округе позволяют успешно решать социальные проблемы. В других регионах нет сырьевых ресурсов, отсутствует развитая промышленность или сельское хозяйство, а численность населения высокая. Экономическое неравенство регионов влечёт и социальное неравенство. С целью выравнивания возможностей, согласно информации Минэкономразвития РФ, в данной ситуации работают механизмы компенсации через межбюджетные трансферты, через расщепление налогов между уровнями бюджетной системы, через делегирование полномочий.

Указы Президента Российской Федерации по увеличению зарплат в бюджетной сфере увеличили нагрузку на региональные бюджеты. Регионы вынуждены переориентировать часть средств на решение данных задач. И это хорошая новость для системы дополнительного образования, поскольку привлечёт в исследуемую сферу более молодых специалистов-педагогов дополнительного образования.

Вторая сторона указанной проблемы состоит в том, что, возможно, регион свои бюджетные средства частично выводит из строительства новых объектов социальной или образовательной сферы.

Здесь следует говорить о «субъективной» роли губернатора (руководителя) региона и о качестве бизнес-элиты региона. Наглядный пример - Калужская область, которая стала депрессивной в постсоветском пространстве, а в настоящее время создаёт промышленный кластер. Здесь появляются современные производства и растут доходы.

К сожалению, прогноза относительно того, когда произойдёт сокращение показателей неравенства регионов, на сегодняшний день нет. Можно предположить, что ещё длительное время в России будут сохраняться дотационные регионы.

Среди 58 регионов РФ на первое место по количеству детей с ограниченными возможностями здоровья вышла Чеченская республика. В рейтинге по объёму доходов эта республика занимает одно из последних мест. Наибольшее количество детей с ограниченными возможностями здоровья в этой республике молено объяснить последствиями военных действий на её территории.

Следующими регионами идут крупные мегаполисы: Санкт-Петербург и Москва; за ними следуют республики Башкортостан и Дагестан.

Однако если количество детей с ограниченными возможностями здоровья отнести к общему количеству населения в этих регионах, то в рейтинге на первом месте останется только Чеченская республика, а последующие места займут республика Марий Эл, Костромская и Калужская области, а также Забайкальский край.

Следует отметить тот факт, что во всех регионах среди детей с ограниченными возможностями здоровья лидируют дети с психическими заболеваниями. В некоторых регионах их процент составляет до 50 процентов от общего количества больных детей. В этом случае говорить о полной социальной адаптации таких детей не приходится, и дополнительное образование только частично может компенсировать социализацию ребёнка в обществе. Данная ситуация является отражением общей картины с психическими заболеваниями в стране. Так, в 1990 году, например, за помощью к психиатрам в России обратились 628 тысяч человек, а через десять лет уже 1,6 миллиона, то есть в два с половиной раза больше .

Наиболее точные данные приводит директор Центра социальной судебной психиатрии имени Сербского. По его данным, помощь психиатров получает ежегодно более

7,5 миллиона россиян.

Речь идёт только о тех, кто обратился в специализированные медицинские учреждения, лечился или наблюдался там. Однако многие пациенты идут в поликлиники общего типа и получают там рецепты на успокаивающие препараты. В результате у нас 75-80% больных с психическими расстройствами оказываются вне официальной статистики.

В 13 регионах России, и в сельской местности, и у городских жителей, заболеваемость психозом существенно превосходит общероссийский уровень. В связи с этим необходимо акцентировать внимание на важном моменте: в 11 регионах достоверно установлена связь между алкоголизмом и психозами, а также умственной отсталостью (хотя, конечно, не только беспробудное пьянство вызывает психические расстройства). Так, показатели заболеваемости психозами, а также численности умственно отсталых (в расчёте на 100 тысяч населения) превышали в 2000 годы средние данные по России в следующих субъектах Российской Федерации: Владимирская, Ивановская, Тульская, Липецкая, Кемеровская, Омская, Сахалинская области, Марийская и Чувашская республики, Алтайский и Хабаровский края1.

По данным научного Центра здоровья детей РАМН, доля совершенно здоровых ребятишек в различных регионах России составляет только от 4 до 10 процентов. То, что наши дети от года к году не здоровеют, не является новостью, об этом последние лет десять неустанно и на всех уровнях твердят педиатры.

Около 40% российских детей рождаются больными и требуют лечения, подчас дорогостоящего. Около 10 миллионов россиян - инвалиды от рождения, которым нужно выплачивать пожизненные пособия . Исследования показали, что при вступлении в брак больные шизофренией, не подозревающие о своём недуге, в 60-70% случаев интуитивно ищут невесту (жениха) с та-

кой же психикой. Если один родитель болен, то вероятность шизофрении у будущего ребёнка 40-60%, но если оба, то она превышает 80%. Так появляются дети с «плохой» наследственностью. Но с уровня 30% рождаемости детей в обществе с генетическими нарушениями начинается необратимое генетическое вырождение нации .

Другой важный показатель в нашем мониторинге - количество детей с ограниченными возможностями здоровья, охваченных дополнительным образованием.

Сразу оговоримся, что данные, представленные некоторыми регионами, вызывают сомнения. Например, в Вологодской области на общее количество больных детей - 4403 - приходится 5133 ребёнка, занимающихся дополнительным образованием. Далее если кто-то занимается по двум направлениям, в этом регионе 1344 имеют психические нарушения. Среди них есть тяжёлые больные, которые вряд ли способны освоить те направления дополнительного образования, которые представили специалисты: естественнонаучное, математическое, художественно-эстетическое, филологическое, общеинтеллектуальное и другие.

Высокий процент (100%) показала и Липецкая область.

Не полные сведения по данному показателю представили Ненецкий АО, республика Ингушетия, Смоленская область, Удмуртская республика и Ханты-Мансийский АО.

Среди направлений дополнительного образования по количеству охваченных обучением детей с ограниченными возможностями здоровья явным преимуществом пользуются: художественно-эстетическое (в том числе декоративно-прикладное творчество) и спортивно-оздоровительное направления. Последнее весьма показательно .

Молено предположить, что победы на Па-раолимпийских играх наших спортсменов способствовали привлечению и развитию спортивно-оздоровительного направления среди детей с ограниченными возможностями здоровья.

Примерно одинаковое количество детей

распределяется по следующим направлениям: социально-педагогическое, естественнонаучное, филологическое, научно-техническое, в том числе информационное.

3,6% детей с ограниченными возможностями здоровья охвачены дополнительным образованием по общепринятому направлению. Эта работа с детьми, отстающими в интеллектуальном развитии.

Более 3% детей с ограниченными возможностями здоровья занимаются по направлениям: физико-математическое, туристско-краеведческое (в том числе историческое).

Менее 2% детей с ограниченными воз-

можностями здоровья охвачены обучением по направлениям: эколого-биологическое, культурологическое, военно-патриотическое.

Следующим показателем состояния дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья являются применяемые формы, способы, технологии в работе с ними.

В приведённых ниже таблицах систематизируются содержание программ дополнительного образования детей с ограниченными возможностями и формы такой работы.

Таблица 1

НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Художественно -эстетическое Музыкальная информация. Декоративно-прикладное творчество: Весёлый карандаш; Чудеса из солёного теста. Живая кисть (китайская живопись)

Научно-техническое Робототехника на основе конструктора Перворобот МХТ. Я исследователь

Информационно-технологическое Информатика и ИКТ. Мир мультимедийных технологий. Б^Ь-дизайн. Цифровое видео. SD-графика и анимация. А^еЬ-мастерская. Компьютерная графика. Музыкальная лаборатория «Тараж-бэнд»

Лингвистическое Русский язык в вопросах и ответах. Волшебные страницы. Занимательный русский язык. Русская письменная речь (проекты) Служба консультаций по русскому языку. Уроки сочинительства. Английский язык с нуля. Литературный перевод с английского языка. Служба консультаций по английскому языку. Немецкий язык

Физико-математическое Служба консультаций по математике. Занимательная математика. Математика - проекты. физика для любознательных: Оптика, Молекулярная физика. Коллекция физических опытов - Механика. Я - исследователь

Эколого-биологическое Биология. Служба консультаций по биологии. География: Планета Земля и земляне; Природа и население России. Естествознание. В удивительном мире химии. Служба консультаций по химии

Туристско-краеведческое Историческое краеведение: История западной России; Древнерусское государство; Средневековье; Древний мир

Направление Содержание направления: дистанционные курсы

Социально-педагогическое В мире профессий. Психология. Основы медицинских знаний. основы обществознания. Подготовка к школе: Азбука; Класс Малышей

Культурологическое История мировых религий. История русской культуры. Мировая художественная культура

Таблица 2

ФОРМЫ РАБОТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ

В образовательных учреждениях Игры, конкурсы, викторины, тренинги, индивидуальные творческие задания, комплексы общеукрепляющих упражнений, разработанные с учётом групп здоровья, спортивные клубы, секции, превентивные программы, кружки, занятия по программам объединений дополнительного образования, проектная деятельность, участие в выставках, фестивалях, конкурсах, экскурсии, акции, декады, внеурочная деятельность индивидуальная и групповая формы работы, работа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания и другое.

В учреждениях дополнительного образования Творческие объединения, секции, кружки, игры, конкурсы, викторины, экскурсии, акции, декады самостоятельная работа, пленэр, тренинг, лекция, учебные игры, ролевые игры, деловые игры, репетиция, тренировка, практическая работа, зачёт и др.

В учреждениях социальной поддержки Творческие объединения, кружки.

В учреждениях культуры Клубная деятельность, класс ремесла, творческие объединения, кружки школа искусств, музыкальное, художественное, хоровое отделения, творческие коллективы, Театр «Жест» и другое.

На дому Превентивные программы.

С помощью моделей дистанционного образования Проектная деятельность, занятия по программам мультипликации и робототехники, участие в конкурсах, виртуальные экскурсии, выставки, дистанционные курсы и другое.

Подводя итоги состояния системы дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, можно отметить, что важнейшей составляющей образовательного пространства Российской Федерации является именно дополнительное образование детей и молодёжи, которое сочетает в себе воспитание, обучение, социализацию молодого человека, поддерживает и развивает талантливых и одарённых детей, формирует здоровый образ жизни, осуществляет профилактику безнадзорности, правонарушений и других асоциальных явлений в детско-юношеской среде.

Во многих регионах реализуются долгосрочные целевые программы по поддержке детей с ограниченными возможностями здоровья.

Реализация этих мероприятий направлена на обеспечение занятости обучающихся через формирование государственных и муниципальных заданий на реализацию досу-говых и образовательных программ по месту жительства, формирование модели республиканских и межшкольных муниципальных ресурсных центров дополнительного образования, разработку модельных программ по социализации обучающихся средствами программ дополнительного образования, повышение квалификации работников дополнительного образования, а также на расширение спектра конкурсов продуктивного образования и иных мероприятий всероссийского, регионального, муниципального и школьного уровней для выявления одарён-

ных и талантливых детей в различных сферах деятельности.

Реализуются также программы дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, укрепляющие межпредметные связи, которые одновременно являются коррекционными, так как способствуют развитию личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Программы составлены таким образом, чтобы формирование знаний и умений осуществлялось на доступном для обучающихся уровне.

С учётом индивидуально-личностного подхода к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья каждому ребёнку предоставляется право выбора вида и содержания творческой деятельности .

В течение последних нескольких лет в Российской Федерации делается ставка на развитие адаптационного потенциала и социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья посредством иппо-канис, эко-терапии. В целом региональная образовательная политика в Российской Федерации в области дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья направлена на удовлетворение потребности обучающихся в изучении программ дополнительного образования различных направленностей; воспитание качеств личности, востребованных в условиях современной социально-экономической и общественно-политической ситуации в стране.

Примечания

1. Авдеев Р. Ф. философия информационной цивилизации. Москва, 2004.

2. Китов Ю. В., Смирнов А. Н. Стандартизация деятельности руководителя организации культуры: основные подходы к решению проблемы // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. - № 4 (54). - С. 192-195.

3. Ковальчук А. С. Социально-культурная деятельность: педагогические ресурсы. Ростов-на-Дону, 2011.

4. Молодёжь 07: Надежды и разочарования. Москва, 2008.

5. ремизов в. а. Социальная экология личности. Москва, 2004.

В последние годы значительное внимание уделяется проблемам детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ). Что это такое и как их решить? Попытаемся разобраться.

Ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Что это такое?

В научных источниках литературы описано, что человек с ОВЗ отличается определенными ограничениями в повседневной жизнедеятельности. Речь идет о физических, психических или сенсорных дефектах. Человек поэтому не может исполнять те или иные функции или обязанности.

Данное состояние бывает хроническим или временным, частичным или общим.

Естественно, физические ограничения накладывают значительный отпечаток на психологию. Обычно инвалиды стремятся к изоляции, отличаются заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и неуверенностью в своих силах.

Поэтому работу необходимо начинать с детского возраста. Значительное внимание в рамках инклюзивного образования должно быть уделено социальной адаптации инвалидов.

Трехзвенная шкала ограниченных возможностей

Это - британский ее вариант. Шкала была принята в восьмидесятых годах прошлого столетия Всемирной организацией здравоохранения. Она включает в себя следующие ступени.

Первая - носит название "недуг". Речь идет о любой утрате или аномалии (психологической/физиологической, анатомической структуры или функции).

Вторая ступень подразумевает пациентов с дефектами и потерей способности исполнять такую деятельность, которая считается нормальной для остальных людей.

Третья ступень - недееспособность (инвалидность).

Виды овз

В утвержденной классификации нарушений основных функций организма выделен ряд типов. Остановимся на них более подробно.

1. Нарушения психических процессов. Речь идет о восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, эмоциях и воле.

2. Нарушения в сенсорных функциях. Это - зрение, слух, обоняние и осязание.

3.Нарушения функций дыхания, выделения, обмена веществ, кровообращения, пищеварения и внутренней секреции.

4. Изменения статодинамической функции.

Дети-инвалиды, которые относятся к первой, второй и четвертой категориям, это большая часть из общего количества. Их отличают те или иные отклонения и нарушения развития. Поэтому таким детям требуются особые, специфические методы обучения и воспитания.

Психолого-педагогическая классификация детей, которые относятся к системе специального образования

Рассмотрим этот вопрос более подробно. Поскольку от этого будет зависеть выбор приемов и методов обучения и воспитания.

  • Дети, имеющие нарушения в развитии. Они отстают в психическом и физическом развитии из-за того, что есть органическое поражение центральной нервной системы и нарушения функционирования анализаторов (слухового, зрительного, двигательного, речевого).
  • Дети, которые имеют отклонения в развитии. Отличаются перечисленными выше отклонениями. Но они ограничивают их возможности в меньшей степени.

Дети с ОВЗ, дети-инвалиды имеют значительные нарушения в развитии. Они пользуются социальными пособиями и льготами.

Существует также педагогическая классификация нарушений.

Она состоит из следующих категорий.

Дети, с нарушениями:

  • слуха (позднооглохшие, слабослышащие, глухие);
  • зрения (слабовидящие, слепые);
  • речи (разные степени);
    интеллекта;
  • задержкой психоречевого развития (ЗПР);
  • опорно-двигательного аппарата;
  • эмоционально-волевой сферы.

Четыре степени нарушения здоровья

В зависимости от того, какова степень нарушения функций и возможностей адаптации, можно определить степень нарушения здоровья.

Традиционно выделяют четыре степени.

Первая степень. Развитие ребенка с ОВЗ происходит на фоне легкого и умеренного нарушения функций. Эти патологии могут являться показанием для признания инвалидности. Однако, как правило, не всегда это происходит. Более того, при правильном обучении и воспитании ребенок может полностью восстановить все функции.

Вторая степень. Это третья группа инвалидности у взрослых. У ребенка существуют выраженные нарушения в функциях систем и органов. Несмотря на лечение, они продолжают ограничивать его социальную адаптацию. Поэтому такие дети нуждаются в особых условиях обучения и жизни.

Третья степень нарушения здоровья. Она соответствует второй группе инвалидности у взрослого. Наблюдается большая выраженность нарушений, которые значительно ограничивают возможности ребенка в его жизнедеятельности.

Четвертая степень нарушения здоровья. Она включает в себя резко выраженные нарушения функций систем и органов, из-за которых происходит социальная дезадаптация ребенка. Помимо этого, можно констатировать необратимый характер поражений и, зачастую, неэффективность мероприятий (лечебных и реабилитационных). Это первая группа инвалидности у взрослого. Усилия педагогов и врачей нацелены обычно на то, чтобы не допустить критического состояния.

Проблемы развития детей с ОВЗ

Это особая категория. Дети с ОВЗ отличаются наличием физических и психических отклонений, которые способствуют формированию нарушений общего развития. Это общепринятая позиция. Но необходимо разобраться в данном вопросе более подробно.

Если говорить о ребенке с незначительными ОВЗ, что это такое мы уже определили, то необходимо отметить, что при создании благоприятных условий, можно избежать большей части проблем с развитием. Многие нарушения не являются ограничителями между ребенком и окружающим миром. Грамотное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ позволит им овладеть программным материалом и обучаться вместе со всеми в общеобразовательной школе, посещать обычный детский сад. Они могут свободно общаться со своими ровесниками.

Однако, дети-инвалиды с серьезными нарушениями нуждаются в специальных условиях, в особом образовании, воспитании и лечении.

Социальная политика государства в области инклюзивного образования

В России в последние годы разрабатываются определенные направления социальной политики, которые связаны с увеличением количества детей с ОВЗ. Что это такое и какие проблемы решаются, рассмотрим немного позднее. Пока же отметим следующее.

Базовые положения социальной политики опираются на современные научные подходы, имеющиеся материально-технические средства, детально разработанный юридический механизм, общенациональные и общественные программы, высокий уровень профессиональной подготовки специалистов и прочее.

Несмотря на прилагаемые усилия и прогрессивное развитие медицины, количество детей с ограниченными возможностями стабильно растет. Поэтому основные направления социальной политики направлены на решение проблем их обучения в школе и пребывания в дошкольном учреждения. Рассмотрим это более подробно.

Инклюзивное образование

Обучение детей с ОВЗ должно быть направлено на то, чтобы создавать благоприятные условия для реализации равных возможностей с ровесниками, получения образования и обеспечения достойной жизни в современном обществе.

Однако реализация данных задач должна осуществляться на всех ступенях, начиная от детского сада и заканчивая школой. Остановимся ниже на этих стадиях.

Создание «безбарьерной» образовательной среды

Базовая проблема инклюзивного образования - создать «безбарьерную» образовательную среду. Основное правило - доступность ее для детей с ОВЗ, решение проблем и трудностей социализации.

В образовательных учреждениях, которые обеспечивают их сопровождение, необходимо соблюдение общепедагогических требований к техническому оснащению и оборудованию. Особенно это касается осуществления бытовых нужд, формирования компетентности и социальной активности.

Помимо этого, особое внимание должно уделяться воспитанию и обучению таких детей.

Проблемы и трудности инклюзивного образования

Несмотря на проводимую работу, при обучении и воспитании детей с ОВЗ не все так просто. Существующие проблемы и трудности инклюзивного образования сводятся к следующим позициям.

Во-первых, коллектив детей не всегда принимает ребенка с ОВЗ за "своего".

Во-вторых, педагоги не могут освоить идеологию инклюзивного образования, и существуют трудности при реализации методов обучения.

В-третьих, многие родители не хотят, чтобы их нормально развивающиеся дети ходили в один класс с "особенным" ребенком.

В-четвертых, не все инвалиды способны адаптироваться к условиям обычной жизни, не требуя к себе дополнительного внимания и условий.

Дети с ОВЗ в дошкольном учреждении

Дети с ОВЗ в ДОУ - это одна из основных проблем неспециализированного детского сада. Поскольку процесс взаимоадаптации очень сложен для ребенка, родителей и педагогов.

Приоритетной целью интегрированной группы является социализация детей с ОВЗ. Для них дошкольное учреждение становится начальной ступенью. Дети, имеющие разные возможности и нарушения развития, должны научиться взаимодействовать и общаться в одной группе, развивать свой потенциал (интеллектуальный и личностный). Это становится одинаково важным для всех детей, так как позволит каждому из них максимально раздвинуть существующие границы окружающего мира.

Дети с ограниченными возможностями здоровья в школе

Приоритетная задача современного инклюзивного образования - усилить внимание к социализации детей-инвалидов. Необходима утвержденная адаптированная программа для детей с ОВЗ для обучения в общеобразовательной школе. Однако имеющиеся в настоящее время материалы разрознены и не объединены в систему.

С одной стороны, инклюзивное образование в общеобразовательной школе начинает появляться, с другой стороны, усиливается неоднородность состава учащихся с учетом уровня их речевого, умственного и психического развития.

Подобный подход приводит к тому, что существенно затрудняется адаптация как условно здоровых детей, так и детей с ОВЗ. Это приводит к дополнительным, нередко непреодолимым трудностям при реализации индивидуального подхода педагога.

Поэтому дети с ОВЗ в школе не могут просто обучаться наравне с другими. Для благоприятного результата необходимо создание определенных условий.

Основные направления работы в системе инклюзивного образования

Для полноценного развития ребенка с ОВЗ в школе необходимо работать по следующим направлениям.

Во-первых, для того, чтобы решить проблемы, рекомендуется в образовательном учреждении создать группу психолого-педагогического сопровождения. Ее деятельность будет заключаться в следующем: изучать особенности развития детей с ОВЗ и их особых потребностей, составлять индивидуальные образовательные программы, разрабатывать формы сопровождения. Данные положения должны фиксироваться в специальном документе. Это - индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с ОВЗ.

Во-вторых, необходима постоянная корректировка приемов и методов обучения и воспитания.

В-третьих, группой сопровождения должен инициироваться пересмотр учебной программы, с учетом оценки состояния ребенка и динамики его развития. В результате создается адаптированный ее вариант для детей с ОВЗ.

В-четвертых, необходимо регулярное проведение коррекционно-развивающих занятий, нацеленных на повышение мотивации, развитие познавательной деятельности, памяти и мышления, познание своих личностных характеристик.

В-пятых, одна из необходимых форм работы - работа с семьей ребенка-инвалида. Основной целью ее является организация помощи родителям в процессе усвоения практических знаний и умений, необходимых при воспитании и обучении детей с ОВЗ. Помимо этого, рекомендуется:

  • активно вовлечь семью в работу образовательного учреждения, обеспечивая психолого-педагогическое сопровождение;
  • проводить консультирование родителей;
  • обучить семью доступным им приемам и методам оказания помощи;
  • организовать обратную связь родителей с образовательным учреждением и др.

В целом, необходимо отметить, что инклюзивное образование в России только начинает развиваться.