Е. П. ИльинПсихология спорта. Евгений ильин - психология индивидуальных различий Евгений ильин психология

Е. П. Ильин

Психология воли

Предисловие ко второму изданию

За время, прошедшее после первого издания этой книги (2000 г.), существенных сдвигов в исследовании проблемы психологии воли не произошло. По-прежнему некоторые физиологи с нескрываемой иронией спрашивают: «А что такое воля?» По-прежнему В. А. Иванников пишет, что «понятие воли не означает какую-то реальность, а является теоретическим конструктом, введенным в науку для объяснения этой реальности» . По-прежнему утверждается, что «неправомерно переходить к обобщениям в плане понимания воли вообще» (Ю. Б. Гиппенрейтер ) и что волевые функции являются частным случаем произвольных функций. Однако при этом не объясняется, что же такое произвольные функции и чем они отличаются от волевых [там же, с. 16].

По-прежнему количество публикаций о воле можно пересчитать по пальцам одной руки, а само понятие «воля» является редким гостем в фундаментальных трудах не только российских, но и западных психологов. Правда, есть и признаки возрождения интереса к этой проблеме. Так, в переиздании книги Х. Хекхаузена «Мотивация и деятельность» (2003) появилась глава «Волевые процессы: реализация интенций». Однако это оказалось нужным автору не для того, чтобы включить мотивацию в структуру волевого (произвольного) поведения, а для того, чтобы отделить мотивацию от волевых процессов. Между тем Б. Раш писал, что воля без мотивов так же невозможна, как зрение без света или слух без звука [цит. по: Ярошевский, 1986, с. 156].

Поэтому в двух моих книгах, «Психология воли» и «Мотивация и мотивы» (как частично и в третьей – «Эмоции и чувства»), рассматривается одна и та же проблема – психология произвольного (волевого) управления поведением и деятельностью человека. Изложение этой проблемы в одной книге нереально из-за чрезмерно большого ее масштаба. Если же пойти по пути сокращения материала, то потеряется много интересной и важной информации, относящейся к волевой, мотивационной и эмоциональной сферам человека, изучение каждой из которых может представлять самостоятельный интерес.

Во второе издание данной книги включены некоторые новые теоретические и экспериментальные данные о воле, а параграф «Безвольное поведение» первого издания расширен за счет обсуждения вопроса о лени и выделен в самостоятельную главу. В приложении приводятся методики выявления лености.

Предисловие к первому изданию

Когда после сражения у Бородино в 1812 г. прославленный кавалерист наполеоновской армии маршал Мюрат укорял своих генералов в недостаточной энергичности кавалерийских атак, один из генералов ответил: «Во всем виноваты лошади – они недостаточно патриотичны. Наши солдаты воюют блестяще, если у них нет даже хлеба, но лошади без сена не трогаются с места» [Роковые решения вермахта, 1999, с. 126–127].

В этом диалоге отразилось главное отличие поведения человека от поведения животных – у человека имеются мотивация и «сила воли».

Проблема воли, произвольной и волевой регуляции поведения и деятельности человека, давно занимает умы ученых, вызывая острые споры и дискуссии. Еще в Древней Греции обозначились две точки зрения на понимание воли: аффективная и интеллектуалистическая. Платон понимал волю как некую способность души, определяющую и побуждающую активность человека. Аристотель связывал волю с разумом. Этот дуализм в той или иной форме сохранился и до сего времени.

Несмотря на то что за последнюю четверть века защищено несколько докторских диссертаций по этой проблеме, она все еще далека от разрешения. До сих пор взгляды психологов резко расходятся даже по самым узловым вопросам, связанным с данной темой. Одни отрицают наличие воли как самостоятельного психологического явления, ставят под сомнение ценность самого понятия «воля» (Г. Инглиш, А. Инглиш ), другие, отстаивая самостоятельность воли, видят только одну ее сторону – способность преодолевать затруднения и препятствия (А. Ц. Пуни ). И нередко в научных работах произвольная регуляция оказывается оторванной от воли.

Физиологами же проблема воли и произвольного управления попросту игнорируется. Ни в одном из учебных пособий по высшей нервной деятельности, вышедшем за последние десятилетия, эта проблема даже не упоминается, как будто ее нет вообще.

Все это вызывает значительные трудности при изложении проблемы воли как в процессе преподавания психологии, так и при поиске адекватных методов диагностики степени развития «силы воли».

Одной из задач данной монографии является критическое рассмотрение проблемы воли как произвольного, т. е. сознательного и преднамеренного (мотивированного) управления со стороны человека своим поведением, деятельностью, эмоциями.

Вопрос о сущности воли с самого начала оказался тесно связанным с проблемой мотивации, с объяснением причин и механизмов активности человека. Изучая волю, ученые неизбежно затрагивали вопросы мотивации, а изучая мотивацию – непременно касались и волевой регуляции. И это не случайно, так как оба этих направления в психологии обсуждают одну и ту же проблему – механизмы сознательного целесообразного поведения. Однако это не мешает ученым в одном случае отождествлять волю и мотивацию, а в другом – отрывать их друг от друга. И то и другое приводит в итоге к тому, что мотивация в большинстве случаев исследуется как самостоятельная проблема. Вследствие этого воля и мотивация в качестве побудителей и регуляторов деятельности рассматриваются как самостоятельные психические феномены. Например, В. И. Селиванов заметил, что «несомненной заслугой научной психологии является установление тесной связи воли человека с его системой побуждений» . Моя же позиция состоит в том, что необходимо говорить не просто о связи воли и мотивации, а о включенности мотивации человека в его волю. Еще Н. Ах писал, что из двух сторон проблемы воли – осуществление намерения и детерминация – в научных работах изучалась только вторая сторона. Тем самым он включил мотивацию в волю.

Особенностью моего подхода к изложению вопроса о волевой сфере является то, что я рассматриваю не волю как мотивацию (точнее, волю – не только как мотивацию), но, наоборот, мотивацию – как волевую (произвольную) интеллектуальную активность человека, как существенную часть произвольного управления.

Однако пусть читателя не удивляет, что данная книга не касается вопросов мотивации. Этой обширной и относительно самостоятельной проблеме посвящена другая моя книга (Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000). В то же время по замыслу обе книги составляют единое целое, и в книге «Мотивация и мотивы» лишь подробно рассматривается одна из функций произвольного управления (воли).

Несмотря на то что мотивация составляет с волей единое целое – так как без мотивации нет воли, – функции воли не сводятся только к побуждению активности человека (самодетерминации). Она проявляет себя и в инициации (запуске) действий, и в сознательном контроле за ними, и в преодолении возникающих по ходу деятельности затруднений. В связи с этим в книге рассматриваются вопросы самоинициации действий, самоконтроля и самомобилизации. Здесь подробно анализируются соотношения между произвольным управлением и волевой регуляцией; вскрывается, что стоит за понятием «сила воли»; по-новому раскрывается сущность и структура волевых качеств; дается описание способов развития волевой сферы человека и ее нарушение при различных патологиях. В конце книги приведены научный и бытовой волевой словарь терминов и фраз, а также методы и методики изучения волевой регуляции.

При написании данной книги я опирался не только на литературные источники, малодоступные для широкого круга читателей, но и на обширные экспериментальные данные, полученные моими учениками.

Второе издание учебного пособия (предыдущее вышло в 2001 г.) переработано и дополнено. В книге изложены теоретические и методологические вопросы изучения эмоций и чувств человека. Основное внимание уделено анализу структуры эмоциональной сферы и ее составляющих: эмоционального тона, эмоций, эмоциональных свойств личности, чувств, эмоциональных типов. Рассмотрены теории возникновения эмоций, их функции и роль в жизни человека, изменения эмоциональной сферы в онтогенезе и при патологии. В пособии приведены многочисленные методики изучения различных компонентов эмоциональной сферы человека, которые могут с успехом использоваться как в научных, так и практических целях. Научное содержание почти всех глав второго издания расширено с учетом отечественных и зарубежных исследований, опубликованных за последние 15 лет.

Учебное пособие предназначено для психологов, психофизиологов, педагогов, а также для студентов и аспирантов психологических и педагогических факультетов...

Ильин Евгений Павлович - профессор кафедры психологии развития и образования психолого-педагогического факультета Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. Доктор психологических наук, кандидат биологических наук, Заслуженный деятель науки Российской Федерации. Лауреат Национального психологического конкурса «Золотая Психея» в номинации «Патриарх российской психологии (2006), член Большого Жюри конкурса. За цикл работ по фундаментальным проблемам психологии награжден золотой медалью Всероссийского выставочного центра (2003 г.). Награжден юбилейной медалью в честь 300-летия Санкт-Петербурга.

Евгений Павлович в 1957 году окончил Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт, затем в 1962 году – аспирантуру Ленинградского научно-исследовательского института физической культуры по специальности физиология спорта, защитив кандидатскую диссертацию по теме «О симметрии и асимметрии в деятельности двигательного анализатора человека».

Область научных исследований Е. П. Ильина: общая и возрастная психология, дифференциальная психофизиология, психология физической культуры и спорта, психология труда.

С 1963 по 1969 гг. Евгений Павлович Ильин работал в Ленинградском государственном университете: сначала в лаборатории физиологии труда при биологическом факультете, а затем в лаборатории инженерной психологии и на кафедре эргономики инженерной психологии факультета психологии. В 1968 г. защитил диссертацию на соискание степени доктора психологических наук на тему «Оптимальные характеристики работоспособности человека».

С 1969 года Е. П. Ильин работает в Российском государственном педагогическом университете имени А. И. Герцена: с 1969 по 1992 гг. - профессор кафедры теоретических основ физического воспитания факультета физической культуры; с 1992 г. - профессор кафедры общей психологии, впоследствии преобразованной в кафедру психологии развития и образования психолого-педагогического факультета.

В течение многих лет Е. П. Ильин был заместителем председателя научно-методического совета по физическому воспитанию при Министерстве просвещения СССР. За участие в работе этого совета награжден значком «Отличник просвещения СССР». В настоящее время является членом диссертационных советов в Российском государственном педагогическом университете и Санкт-Петербургском государственном университете, председателем Государственной аттестационной комиссии на факультете психологии Санкт-Петербургского государственного университета.

За годы научно-исследовательской работы Евгений Павлович Ильин создал научную школу по общей и дифференциальной психофизиологии спортивной и трудовой деятельности. Разработанные им экспресс-методики диагностики типологических особенностей свойств нервной системы (теппинг-тест и кинематометрические методики) известны каждому психологу и широко используются в научных исследованиях и в практической работе.

Особую роль в профессиональной деятельности Е. П. Ильина играет его многолетняя преподавательская работа, в которой он щедро делится своими достижениями с коллегами и студентами. Евгений Павлович подготовил 6 докторов и 41 кандидата наук. Составил 11 сборников научных трудов, в которых его учениками опубликовано свыше 150 статей.

  • Психология физического воспитания. М., Просвещение, 1987; второе переработанное и дополненное издание: СПб: издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.
  • Психология воли. СПб: Питер, 2000, 2002, 2011.
  • Мотивация и мотивы. СПб: Питер, 2000, 2007, 2008, 2011.
  • Дифференциальная психофизиология. СПб: Питер, 2001, 2002.
  • Эмоции и чувства. СПб: Питер, 2002, 2003, 2008, 2011.
  • Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб: Питер, 2002,2006, 2007.
  • Психомоторная организация человека. СПб: Питер, 2003.
  • Психология: Учебник для средних специальных учебных заведений. СПб: Питер, 2004.
  • Психология индивидуальных различий. СПб: Питер, 2004, 2011.
  • Психофизиология состояний человека. СПб: Питер, 2005.
  • Дифференциальная психология профессиональной деятельности. СПб: Питер, 2008, 2011
  • Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. СПб: Питер, 2011.
  • Пол и гендер. СПб: Питер, 2011.
  • Психология общения и межличностных отношений. СПб: Питер, 2011, 2012, 2013.
  • Психология творчества, креативности, одаренности. СПб: Питер, 2011, 2012.
  • Психология спорта. СПб: Питер, 2011, 2012.
  • Психология риска. СПб: Питер, 2012.
  • Психология для педагогов. СПб: Питер, 2012.
  • Психология взрослости. СПб: Питер, 2012.
  • Психология любви. СПб: Питер, 2013.
  • Психология доверия. СПб: Питер, 2013.

Вклад Евгения Павловича Ильина в развитие современной психологии давно получил безоговорочное признание профессионального психологического сообщества.

Мы искренне желаем Евгению Павловичу получать от своей работы внутреннее душевное удовлетворение, без которого немыслима психолого-педагогическая деятельность! И пусть рядом всегда будут увлеченные, заинтересованные и успешные ученики и последователи!

НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ

Я. В. Чежина

научно-педагогическая деятельность е. п. ильина: к юбилею ученого

20 марта 2013 г. Евгению Павловичу Ильину, заслуженному деятелю науки Российской Федерации, доктору психологических наук, кандидату биологических наук, профессору, исполнилось 80 лет.

Изучению психологических проблем предшествовал сложный образовательный маршрут. Е. П. Ильин получил высшее медицинское образование, а затем за годы обучения в аспирантуре ЛНИИФК и физиологическое. Интерес к физиологии ученый начал проявлять еще будучи студентом второго курса, и к окончанию института им был собран экспериментальный материал, послуживший фундаментом для написания в дальнейшем кандидатской диссертации. В 1956 г. на Всероссийской конференции студентов медицинских институтов исследование Е. П. Ильина получило диплом и премию второй степени. А в следующем году появились его первые публикации во всесоюзном журнале и сборнике научных работ кафедры физиологии.

В 1962 г. Евгений Павлович защитил на биологическом факультете ЛГУ кандидатскую диссертацию по биологии на тему «О симметрии и асимметрии в деятельности двигательного анализатора человека».

В дальнейшем Е. П. Ильин продолжил свою деятельность как физиолог в лаборатории физиологии труда ЛГУ, при устройстве на работу в которую большую роль сыграл Борис Федорович Ломов, заведовавший лабораторией индустриальной (а потом инженерной) психологии. Обе лаборатории находились на одном этаже, и руководитель лаборатории физиологии труда заимствовал для Е. П. Ильина хоздоговорную ставку младшего научного сотрудника у Б. Ф. Ломова. Таким образом, Е. П. Ильин официально числился сотрудником лаборатории инженерной психологии с января 1963 г.

С 1964 г. Евгений Павлович стал сотрудником лаборатории инженерной психологии. Через полгода Е. П. Ильин был назначен Б. Ф. Ломовым руководителем группы референтов, что явилось первым шагом к его психологическому самообразованию. Этому способствовала и творческая, демократическая атмосфера, созданная Борисом Федоровичем в лаборатории, и регулярные семинары по проводимым исследованиям.

После создания в ЛГУ в 1966 г. факультета психологии Е. П. Ильин был зачислен в штат кафедры эргономики и инженерной психологии, а после отъезда Б. Ф. Ломова в Москву исполнял обязанности заведующего кафедрой.

В 1968 г. при научном консультировании Б. Ф. Ломова Е. П. Ильин защитил докторскую диссертацию по психологии на тему «Оптимальные характеристики работоспособности человека», которая была первой из 11 диссертаций, защищенных ленинградскими (питерскими) учениками Б. Ф. Ломова. Одним из официальных оппонентов был Борис Герасимович Ананьев.

Следует отметить ряд интересных обстоятельств в научной биографии Евгения Павловича: он получил первый диплом доктора психологических наук, а не доктора педагогических наук (по психологии), как писали до сих пор, а в звании доцента Е. П. Ильин был утвержден месяц спустя после утверждения его ВАКом в докторской степени. «Чер-

Universum: Вестник Герценовского университета. 1/2013

ным» оппонентом по докторской диссертации был Константин Константинович Платонов, который после ознакомления с личным делом Е. П. Ильина был удивлен совпадением их профессионального пути: оба закончили медицинский вуз, оба по распределению были отправлены работать в Читинскую область, оба изучали там уровскую болезнь на научно-исследовательской станции Ямкун, после стали заниматься физиологией и психологией труда, оба сделали предметом своего рассмотрения проблему способностей.

В 1969 г. Е. П. Ильин принял приглашение занять должность профессора на кафедре теоретических основ физического воспитания и школьной гигиены факультета физического воспитания ЛГПИ им. А. И. Герцена, получив самостоятельность в проведении исследований по ряду новых, заинтересовавших его проблем в области дифференциальной психофизиологии и психологии спорта. За время работы на этом факультете на базе организованной общественной лаборатории психофизиологии спорта и физического воспитания под руководством Е. П. Ильина было подготовлено 11 сборников научных трудов, в которых опубликовано более 250 работ сотрудников, аспирантов и студентов. В эти же годы издательство «Просвещение» выпустило учебные пособия Е. П. Ильина - «Психофизиология физического воспитания» (кн. 1, 1980; кн. 2, 1983), «Психология физического воспитания» (1987), общий тираж которых составил 70 тысяч.

С 1992 г. Е. П. Ильин стал профессором кафедры психологии развития и образования на психолого-педагогическом факультете РГПУ им. А. И. Герцена, что было связано, в первую очередь, с обращением ученого к общепсихологическим фундаментальным проблемам: воле, мотивации, эмоциям. И такой поворот в исследовательских интересах не был спонтанным. Свое понимание структуры мотива Е. П. Ильин вынашивал в течение четверти века и кратко изложил еще в 1980 г. в своем первом учебном пособии. Подход к проблеме воли был обусловлен диагностикой волевых качеств у спортсменов еще в 1970-х гг. Изучение состояния монотонии привело Е. П. Ильина к рассмотрению состояний человека с позиции функциональной системы П. К. Анохина. В результате с 2000 г. ученым в издательстве «Питер» был опубликован ряд фундаментальных монографий: «Психология воли», «Мотивация и мотивы», «Психомоторная организация человека», «Эмоции и чувства», «Психология индивидуальных различий», «Психология спорта», «Психология риска» и многие другие.

Большой вклад внесен Е. П. Ильиным и его учениками в разработку психодиагностических методик. Так, экспресс-методики изучения свойств нервной системы и сегодня активно используются Санкт-Петербургским научно-исследовательским институтом физкультуры, а также применяются в сборных командах России (в том числе паралимпий-ских) в процессе психологического сопровождения спортсменов. Среди учеников Е. П. Ильина на факультете физической культуры ЛГПИ им. А. И. Герцена появилось много выдающихся тренеров, кто в своей профессиональной деятельности опирался его на разработки. Среди них - В. А. Платонов (тренер сборной СССР по волейболу), Ю. М. Чистяков и Л. Д. Мирский (тренеры по конькобежному спорту) и др., подготовившие спортсменов высокого уровня.

Одной из существенных научных заслуг Е. П. Ильина и его школы является фундаментальное теоретико-экспериментальное обоснование положения Б. М. Теплова о неправомерности оценочного подхода И. П. Павлова к свойствам нервной системы, деления их на «хорошие» и «плохие». Так, «слабая» (в терминологии И. П. Павлова) нервная система, отличающаяся более высокой чувствительностью по сравнению с «сильной», имеет ряд неоспоримых преимуществ в определенных видах деятельности и поведения. Е. П. Ильиным и его учениками выявлены типологические комплексы нервной системы, влияющие на проявление различных способностей и склонностей человека к тому или иному виду деятельности. Дифференцированный подход с учетом типологических особенностей нерв-

Научные школы

ной системы дает объективные критерии для отбора в различные виды трудовой, спортивной и учебной деятельности. К настоящему времени Е. П. Ильиным и его учениками изучены типологические комплексы волевых (смелость, решительность, упорство, терпеливость др.), двигательных (быстродействие, временя реакции, частота движений), интеллектуальных характеристик (различные виды памяти, креативность и др.).

Поражает разносторонность научных интересов ученого: общая и дифференциальная психофизиология, психология физической культуры и спорта, психология труда, возрастная и педагогическая психология, психология общения. В последнее время наметилась линия исследований, воплощаемых учениками Е. П. Ильина, посвященных изучению агрессивности, а также проблемам соотношения биологического и социального пола (гендера) в психологии. Как итог размышлений ученого в рамках данной научной проблемы появилось понятие «фенотипического пола», которое Е. П. Ильин детально обосновал в своей монографии «Пол и гендер».

В течение многих десятков лет Евгений Павлович является членом различных диссертационных советов, более 100 раз выступал в качестве официального оппонента на защите докторских и кандидатских диссертаций. Его учениками защищено 7 докторских и 47 кандидатских диссертаций.

Научно-педагогическая деятельность Е. П. Ильина отмечена рядом наград. Он является лауреатом Всероссийского конкурса психологов «Золотая Психея» в номинации «Патриарх психологии», лауреатом и обладателем золотой медали Всероссийского выставочного центра, награжден значком «Отличник просвещения СССР», Дипломом Олимпийского комитета России, медалью Международной академии психологических наук за научные заслуги «Человеческий фактор». Его книги неоднократно отмечались дипломами на различных конкурсах.

В настоящее время Е. П. Ильин продолжает свою педагогическую и научную деятельность на психолого-педагогическом факультете РГПУ им. А. И. Герцена. Его исследования посвящены решению наиболее острых, актуальных и практически востребованных проблем современной психологической науки. От всей души поздравляем Евгения Павловича с юбилеем и желаем ему здоровья, долголетия и новых творческих успехов!

Е. П. Ильин

насилие как психологический феномен

В настоящее время феномен насилия стал все больше привлекать внимание как общества, так и специалистов из различных областей знания (юристов, психологов, педагогов). По поводу насилия пишутся статьи, книги и диссертации. Однако, как ни парадоксально, при этом без обсуждения остается вопрос - что такое насилие. Термин «насилие» используется настолько расширительно, что подчас становится непонятно, о чем уже идет речь.

Определение насилия. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова дается следующее определение: «Насилие - применение физической силы к кому-нибудь; принудительное воздействие на кого-н. ». В этом определении главное - принудительное воздействие (принудить - заставить что-то сделать против желания самого человека), а какое оно по характеру (физическое или психологическое), это уже детали.

Так, к принудительным воздействиям С. И. Ожегов относит притеснение, беззаконие. Притеснение - это несправедливое ограничение свободы, а беззаконие - нарушение, отсутствие законности, т. е. попрание прав человека.

" Ильин Е. П. - СПб.: Питер, 2012. - 640 c.: ил. - (Серия «Мастера психологии»).

Учебное пособие адресовано прежде всего педагогам: учителям, воспитателям дошкольных учреждений, преподавателям колледжей и вузов Особое внимание уделено психологическим сведениям. актуальным для практической педагогики и отсутствующим в большинстве учебников по педагогической психологии.

Пособие включает в себя пять разделов: «Психология деятельности педагога». «Психология обучения», «Психология воспитания». «Психологическая характеристика педагогов», «Дошкольники и учащиеся как субъекты игровой и учебной деятельности и как объекты деятельности педагога». В конце книги дано приложение, в котором имеются два раздела методики изучения особенностей деятельности и личности педагогов и методики изучения психологических особенностей воспитанников и учащихся. Издание содержит обширный список литературы, относящейся к данной проблематике.

Предисловие...................................................... 9

Введение, или Зачем педагогу психологические знания.................12

Раздел первый

Психология деятельности педагога

Глава 1. Деятельность педагога ......................................20

1.1. Педагогическая деятельность и ее структура...................................20

1.2. Этапы педагогической деятельности...........................................21

1.3. Педагогические задачи и их решение...........................................22

1.4. Функции педагога.............................................................23

1.5. Формирование мотивов учебной деятельности.................................25

1.6. Создание адекватного педагогической задаче эмоционального фона.............27

1.7. Этапы организации учебной деятельности.....................................30

1.8. Изучение педагогом личностей учащихся......................................31

Глава 2. Педагогическое общение ....................................33

2.1. Понятие «общение», его виды.................................................33

2.2. Характеристики педагогического общения.....................................34

2.3. Средства общения.............................................................38

2.4. Факторы, обусловливающие эффективность педагогического общения.........41

2.5. Умения педагога, влияющие на эффективность общения.......................47

2.6. Педагогический такт..........................................................49

2.7. Культура речи педагога........................................................50

2.8. Личностные особенности педагогов, затрудняющие общение с учащимися......53

2.9. Общение и взаимоотношения учителей с родителями учащихся................57

Глава 3. Установление взаимопонимания педагога и учащихся ............60

3.1. Сущность взаимопонимания и этапы его установления.........................60

3.2. Восприятие педагогами учащихся и возникновение первою впечатления о них.....61

3.3. Изучение и понимание педагогом учеников....................................66

3.4. Особенности восприятия педагогов учащимися................................70

3.5. Обеспечение педагогом понимания его учащимися.............................74

3.6. Сближение позиций педагога и учащихся......................................75

3.7. Установление взаимопонимания педагога и учащихся..........................76

3.8. Сотрудничество педагога с учащимися.........................................82

3.9. Типизация учащихся педагогами..............................................83

Глава 4. Виды и формы воздействий педагога на учащихся ...............84

4.1. Виды воздействий.............................................................84

4.2. Проявление внимания к учащемуся............................................85

4.3. Просьбы и требования педагога................................................85

4.4. Убеждение и внушение........................................................88

4.5. Разъяснение..................................................................89

4.6. Принуждение.................................................................90

4.7. Оценка действий, поступков учащихся и успешности выполнения ими учебных заданий.........91

4.8. Поощрение....................................................................96

4.9. Наказание....................................................................98

4.10. Использование юмора, шутки.............................................. 102

Глава 5. Поведение педагога в конфликтных ситуациях ................104

5.1. Конфликтные ситуации и конфликты........................................ 104

5.2. Причины возникновения конфликтов педагога с учащимися.................. 105

5.3. Условия, способствующие возникновению конфликтов...................... 108

5.4. Фазы развития конфликта................................................... 109

5.5. Исходы конфликтных ситуаций............................................. 110

5.6. Основные правила поведения педагога в конфликтной ситуации.............. 113

5.7. Педагогическое управление конфликтом между учащимися.................. 116

Раздел второй

Психология обучения и воспитания

Глава 6. Психологические основы обучения ..........................118

6.1. Обучение и его психологические закономерности............................ 119

6.2. Дидактические принципы................................................... 120

6.3. Психолого-педагогические характеристики учебного материала.............. 123

6.4. Виды обучающих воздействий............................................... 125

6.5. Контроль за деятельностью учащихся........................................ 126

6.6. Опрос учащихся и его психологические особенности......................... 127

6.7. Отметка и ее психологическое воздействие................................... 129

6.8. Психологическая характеристика различных систем обучения................ 134

Глава 7. Психологические особенности активизации познавательной деятельности учащихся на уроках ........145

7.1. Активизация познавательной деятельности учащихся........................ 145

7.2. Способы поддержания устойчивого внимания на уроке....................... 150

7.3. Невнимательность учащихся, ее причины и последствия..................... 151

7.4. Организация эффективного восприятия учебного материала на уроке........ 152

7.5. Организация условий для лучшего запоминания учебного материала учащимися......... 154

Раздел третий

Психология воспитания

Глава 8. Социально-психологические закономерности формирования коллектива и воспитания в нем учащихся ...............168

8.1. Понятие о социальной группе и коллективе.......................................168

8.2. Социальный статус учащихся в учебной группе...................................172

8.3. Стадии развития коллектива учащихся...............................................179

8.4. Психологические особенности воспитания учащихся в коллективе......................181

8.5. Общественное мнение ученического коллектива н психологические особенности его формирования...................184

Глава 9. Психологические аспекты формирования нравственности учащихся .............192

9.1. Что такое нравственность и нравственное воспитание........................ 192

9.2. Дисциплинированность как нравственное качество............................ 193

9.3. Ответственность (чувство долга) ............................................ 196

9.4. Психолого-педагогические условия формирования нравственности........... 198

9.5. Этапы формирования нравственного поведения учащихся....................203

9.6. Смысловой барьер в воспитании.............................................204

9.7. Учет возрастных особенностей личности учащихся в процессе нравственного воспитания.....................207

9.8. Психология воспитания учащихся с отклоняющимся (девиантным) поведением..........213

Глава 10. Психологические аспекты воспитания у учащихся стремления к самосовершенствованию .......217

10.1. Психологические особенности развития самостоятельности учащихся.......218

10.2. Формирование эталона (идеала)............................................222

10.3. Самопознание и самооценка как побудители самосовершенствования.......224

10.4. Этапы и средства самовоспитания подростков и старших школьников.......231

10.5. Возрастные особенности самовоспитания...................................236

10.6. Типичные ошибки самовоспитания.........................................237

Глава 11. Трудовое воспитание и профориентация учащихся ............239

11.1. Воспитание положительного отношения к труду............................239

11.2. Самоопределение учащихся и выбор ими профессии........................242

11.3. Возрастные этапы становления профессиональных интересов школьников.......245

11.4. Профессиональное самоопределение школьников разного пола..............246

11.5. Профориентационная работа учителя.......................................249

Раздел четвертый

Психологическая характеристика педагогов

Глава 12. Компоненты профессионального мастерства педагога ..........253

12.1. Педагогическая направленность (призвание)................................253

12.2. Знания (эрудиция) педагога................................................255

12.3. Умения педагога...........................................................258

12.4. Способности н профессионально важные качества педагога.................261

Глава 13. Индивидные и личностные особенности современных педагогов .....279

13.1. Особенности личности людей, избравших учительскую профессию..........279

13.2. Особенности мотивационной сферы педагогов..............................285

13.3. Особенности эмоциональной сферы педагогов..............................287

13.4. Стрессоустойчивость педагогов.............................................293

13.5. Агрессивность педагогов...................................................293

13.6. Психофизиологические особенности учителей..............................296

13.7. Возможности использования некоторых тестов для профотбора педагогов........297

13.8. Психологические особенности педагогов-руководителей....................299

13.9. Имидж педагогов...........................................................305

Глава 14. Стилевые особенности педагогов ...........................309

14.1. Стнли деятельности воспитателей детского сада............................310

14.2. Стили деятельности учителей..............................................311

14.3. Стиль деятельности и свойства нервной системы и темперамента............317

14.4. Стили педагогического руководства и их восприятие учащимися............319

14.5. Стили педагогического общения............................................325

14.6. Психолого-педагогические особенности опроса учащихся учителями с различными стилями руководства............333

14.7. Особенности оценивания учащихся педагогами с разными стилями руководства....................334

14.8. Типы учителей.............................................................336

14.9. Гендерные различия деятельности и личности педагогов....................340

Глава 15. Психологические аспекты становления профессионального мастерства педагога .............343

15.1. Этапы профессионального развития педагога...............................343

15.2. Различия между молодыми и опытными педагогами.........................345

15.3. Трудности в работе молодых учителей......................................351

15.4. Особенности продуктивных и непродуктивных педагогов...................354

15.5. Психологические особенности преподавателей вузов разного уровня мастерства.............360

15.6. Критерии оценки педагогического мастерства...............................365