Менелай. Значение слова менелай в словаре-справочнике мифы древней греции Менелай царь спарты

МЕНЕЛАЙ

(Menelaus, ????"????). Сын Атрея, супруг прекрасной Елены, отец Гермионы, младший брат Агамемнона, царь Спарты. Парис (см. Парис) увез Елену, жену Менелая, и это послужило поводом к Троянской войне. Во время войны Менелай вступил в единоборство с Парисом, которого спасла Афродита, покрыв облаком. После смерти Париса, Елена вышла замуж за его брата Дейфоба, который был убит Менелаем при взятии Трои. Елена впоследствии примиряется с Менелаем, вместе с ним отплывает из Трои и, после 8-ми летнего странствования по берегам Средиземного моря, они возвращаются в Спарту, где в мире и богатстве доживают свою жизнь.

Краткий словарь мифологии и древностей. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое МЕНЕЛАЙ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • МЕНЕЛАЙ
    (2Мак 4:23) - первосвященник Иудейский во времена Маккавеев. Отнявши первосвященство у Иасона, брата Онии, он причинил Иудеям множество бедствий. Погиб …
  • МЕНЕЛАЙ
    — царь Спарты. Супруг Елены Прекрасной, дочери Леды и Зевса. Сын царя Микен Атрея и Аэропы, брат Агамемнона, женатого на …
  • МЕНЕЛАЙ
    В греческой мифологии сын Атрея и Аэропы, брат Агамемнона, После убийства Атрея Эгисфом Менелай и Агамемнон вынуждены были бежать из …
  • МЕНЕЛАЙ в Словаре-справочнике Кто есть кто в Античном мире:
    1) Младший брат спартанского царя Агамемнона и муж Елены. В боевых действиях Троянской войны его образ малозначителен на фоне других …
  • МЕНЕЛАЙ в Лексиконе секса:
    в греч. мифологии царь Спарты, муж прекрасной Елены. Ради возвращения жены, похищенной троянцем Парисом, добился выступления объединенного греч. войска в …
  • МЕНЕЛАЙ в Большом энциклопедическом словаре:
    в греческой мифологии участник Троянской войны, царь Спарты, муж Елены; организовал поход под Трою, чтобы вернуть похищенную троянцем Парисом …
  • МЕНЕЛАЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (????????) — сын Атрея, младший брат Агамемнона. Изгнанные Тиестом братья бежали из Микен в Спарту, к Тиндарею, на дочери которого, …
  • МЕНЕЛАЙ
    МЕНЕЛ́АЙ, в греч. мифологии участник Троянской войны, царь Спарты, муж Елены; организовал поход под Трою, чтобы вернуть похищенную троянцем Парисом …
  • МЕНЕЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МЕНЕЛ́АЙ Александрийский (1-2 вв.), др.- греч. математик и астроном. Тр. по сферич. геометрии и тригонометрии ("Сферика", кн. …
  • МЕНЕЛАЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (????????) ? сын Атрея, младший брат Агамемнона. Изгнанные Тиестом братья бежали из Микен в Спарту, к Тиндарею, на дочери которого, …
  • МЕНЕЛАЙ в словаре Синонимов русского языка.
  • МЕНЕЛАЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    в греческой мифологии участник Троянской войны, царь Спарты, муж Елены; организовал поход под Трою, чтобы вернуть похищенную троянцем Парисом Елену. …
  • БЕРИЯ в Библейской энциклопедии Никифора:
    (2Мак 13:4) - Сирийский город между Иерополем и Антиохиею, в котором по приказанию Антиоха Евпатора был казнен недостойный первосвященник Менелай. …
  • 2 МАК 5
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Вторая книга Маккавейская. Глава 5 Главы: 1 2 3 4 …
  • 2 МАК 4 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Вторая книга Маккавейская. Глава 4 Главы: 1 2 3 4 …
  • 2 МАК 13 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Вторая книга Маккавейская. Глава 13 Главы: 1 2 3 4 …
  • 2 МАК 11 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Вторая книга Маккавейская. Глава 11 Главы: 1 2 3 4 …
  • ЭГИСФ в Словаре-справочнике Мифы Древней Греции,:
    (Эгист) — сын Фиеста и его дочери Пелопии, бросившей ребенка. Был воспитан при дворе своего дяди Атрея, царя Микен, который …
  • ЕЛЕНА в Словаре-справочнике Мифы Древней Греции,:
    — прекраснейшая из женщин. Дочь Леды и Зевса, принявшего образ лебедя, сестра Диоскуров и Клитемнестры (Кастор и Клитемнестра были детьми …
  • ГЛАВК в Словаре-справочнике Мифы Древней Греции,:
    1) морское божество, сын Посейдона. Согласно мифу, был рыбаком из Анфедона в Беотии. Выпил колдовское зелье, после чего оказался в …
  • ЕЛЕНА в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    В греческой мифологии спартанская царица, прекраснейшая из женщин. Отцом Елены античная традиция называет Зевса, матерью — Леду или Немесиду. В …
  • ДЕМЕТРИЙ I в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Полиоркет Царь Азии в 306-301 гг. до Р.Х. Царь Македонии в 294-287 гг. до Р.Х. Сын Антигона I Циклопа. Род. …
  • EURIPIDES в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    ЕВРИПИД третий между знаменитейшими|греческими трагиками греческими трагиками, драмы которых уцелели отчасти. Он родился по обыкновенному указанию в 480 г. до …

Спартанский царь.

Это одна из центральных фигур гомеровского эпоса - муж женщины, из-за которой началась троянская война, и, более того, - человек, который сделал все, чтобы эта война состоялась. Однако никто и никогда не упрекал его за это. Менелай действовал в соответствии с международным правом и законами мужской чести, к тому же он сделал все возможное, чтобы сначала решить вопрос мирным путем. В троянской войне он был одним из лучших бойцов. Не менее мужественно боролся он и с судьбой.

Судьбе Менелая трудно было позавидовать. Еще юношей он вынужден был бежать из родных Микен вместе со своим братом , так как их дядя Фиест убил их отца и намеревался так же поступить и с ними. Братья нашли прибежище у спартанского царя Тиндарея. В Спарте с Менелаем случилось то, что он ошибочно считал счастьем: он женился на прекраснейшей женщине на свете, неродной дочери Тиндарея (родным отцом Елены был сам , увлекшийся супругой Тиндарея, ). Елена любила Менелая, родила ему дочь , а после смерти Тиндарея возвела своего супруга на царский трон. Однако Менелаю не пришлось долго наслаждаться семейным счастьем и мирным правлением.

Менелай и Елена, скриншот компьютерной игры Warriors: Legend of Troy.


Картина «Менелай и Елена Прекрасная», Ян Стыка.

Однажды в Спарте появились гости из далекой Трои: сын царя Парис, сопровождаемый своим двоюродным братом Энеем. Шаги Париса направляла богиня любви , пообещавшая ему в супруги прекраснейшую женщину в мире в награду за то, что в споре о красоте богинь он отдал ей предпочтение перед и . Менелай радушно принял дорогих гостей, устроил в их честь парадный обед и представил их своей супруге. Парис влюбился в Елену с первого взгляда, ей он тоже показался симпатичным. Дальше уже все пошло своим чередом, да и сам Менелай невольно этому посодействовал. В один прекрасный день он извинился перед гостями, что вынужден их покинуть: ему нужно на Крит, так как там умер его дед ; Елене же он наказал выполнять все пожелания гостей. Не без влияния Афродиты Елена истолковала этот наказ, пожалуй, слишком широко. Очарованная молодым Парисом и его соблазнительными речами, Елена покинула мужа, дочь, родину и уплыла вместе с ним в Трою.

Когда, вернувшись с Крита, Менелай узнал, что его жена пропала, он ни минуты не сомневался, что Парис похитил ее. Об этом свидетельствовало и то обстоятельство, что вместе с Еленой пропала и вся его царская казна. Это было грубым оскорблением царя, супруга, мужчины и к тому же нарушением священных законов гостеприимства. Поэтому Менелай отправился к своему брату Агамемнону, который правил в Микенах после смерти Фиеста, и попросил у него совета и помощи. Агамемнон посоветовал ему лично посетить Трою и потребовать от Приама и Париса вернуть Елену, а в случае отказа пригрозить им войной. Менелай взял с собой искушенного, красноречивого посредника - Одиссея, но и это не помогло. Парис готов был вернуть лишь казну, а о Елене и разговаривать не хотел. Тогда Агамемнон призвал всех ахейских царей объединиться, чтобы отомстить за оскорбление Менелая, и объявил Приаму войну.

Военная экспедиция, возглавленная могучим микенским царем, обнадеживала славой и добычей, поэтому вскоре в Авлидской гавани сосредоточилась стотысячная армия на более чем тысяче кораблей, готовая двинуться на Трою. Менелай привел с собой шесть тысяч воинов, представлявших в рамках объединенной армии самостоятельное войско, которое выделялось не столько числом, сколько отвагой и решимостью. Каков вождь, таково и войско: и если Менелай не выделялся среди ахейцев силой, то он подавал им пример своей спокойной смелостью и (что не менее важно на войне) самодисциплиной.


Кадр из фильма «Троя» (2004 г.): братья-цари ахейцев Менелай (актер Брендан Глисон) и Агамемнон (Брайан Кокс).

За десять лет троянской войны Менелай совершил немало подвигов. Но три из них остались навечно в памяти потомков, и лакедемоняне пели о них у костров на походных привалах еще столетия спустя. Прежде всего это был поединок Менелая с Парисом в начале десятого года войны. Когда затяжные безрезультатные бои посеяли в сражающихся армиях разочарование и ропот, когда рядовые воины заговорили, что если у вождей есть счеты между собой, то пусть сами их и сводят, Менелай без колебаний принял вызов Париса на бой не на жизнь, а на смерть.

Этот поединок должен был решить исход войны. Как оказалось, Менелаю противостоял не только Парис, но и Афродита, хранившая своего любимчика. Тем не менее Менелай не пал духом и в конце концов победил Париса и непременно убил бы его, если бы Афродита не окутала Париса облаком и не унесла бы его в безопасное место за стенами Трои. Вторым его подвигом было спасение тела павшего Патрокла, друга . Третьим - участие в штурме укрепленного дворца Приама. Менелай был одним из отборных бойцов, которые проникли в Трою, спрятавшись в огромном деревянном коне, и взяли царский дворец дерзкой атакой. Там Менелай убил в числе прочих Приамова сына , женившегося на Елене после смерти Париса, и вернул себе жену собственным мечом.

Так же, как и на поле боя, Менелай выделялся на военном совете. Он говорил кратко и дельно, всегда имея в виду интересы всей ахейской армии. Авторитет главнокомандующего Менелай признавал безоговорочно и всегда его поддерживал, и дело здесь не только в том, что Агамемнон приходился ему братом. К остальным военачальникам и к своим воинам он относился по-дружески, признавая, что они сражаются прежде всего за его дело и его честь.


Картина «Телемах, Менелай и Елена», Жан-Жак Лагрене Младший.

О долгом возвращении Менелая на родину после взятия Трои можно прочесть в статье « ».

В статьях об Агамемноне, Одиссее и других ахейских героях содержатся краткие упоминания об археологических исследованиях дворцов-замков, в которых, по словам Гомера, жили герои. Однако в Спарте ничего похожего не было обнаружено; доказано лишь существование ахейского поселения средней величины. Нам даже не известны точные границы исторического города Спарты, так как он не был обнесен стенами («городскими стенами Спарты были груди мужей лакедемонских»); город исчез почти бесследно. И все же город Спарта существует, хотя с древней Спартой у него практически нет ничего общего, так как он был заложен лишь в 1834 г.

Художники античных и более поздних времен часто изображали Менелая, как правило, в обществе Агамемнона или Елены. Кроме многочисленных изображений сюжетов «Менелай преследует Елену», «Менелай и Елена», «Свадьба Менелая и Елены» и т. д. на вазах наиболее известна пергамская скульптурная группа «Менелай с телом Патрокла» (3 в. до н. э.), дошедшая до нас в нескольких римских копиях.

Менелай фигурирует в любом из бесчисленных художественных произведений, посвященных троянской войне. Но не всегда он выглядит положительным героем - таким, как он показан в «Илиаде» или «Одиссее» Гомера. Римляне, считавшие себя потомками троянцев, принижали образ Менелая, так же как и Еврипид в своих произведениях времен пелопоннесской войны, чтобы в его лице умалить спартанцев.

«Менелай с телом Патрокла» - мраморная копия I века н. э. с утраченной пергамской скульптуры, фрагменты которой были обнаружены в Риме в XVI веке и сразу же приобретены тосканским герцогом Козимо Медичи. Он поручил Пьетро Такка и Лодовико Сальветти выполнить «восстановление» обезображенной скульптуры; результат их усилий был помещён в одну из ниш Понте Веккьо. Ныне он стоит в лоджии Ланци на площади Синьории.

В 1771 году Антон Менгс, будучи не удовлетворён маньеристской «реставрацией» скульпторов XVI века, решил исправить их огрехи и выполнил гипсовый вариант скульптурной группы. Ещё один вариант той же героической композиции, происходящий из мавзолея Августа, с XVI века фигурировал в собрании Медичи под именем Аякса; его можно видеть в палаццо Питти. Знаменитая римская статуя Пасквино, видимо, первоначально иллюстрировала тот же сюжет.

Вместе с Агамемноном, так как дядя их Фиест убил отца их и намеревался поступить так же и с ними. Братья нашли прибежище у спартанского царя Тиндарея .

У Тиндарея была дочь – красавица Елена. На самом деле отцом её был Зевс , который, превратившись в лебедя соблазнил то ли мать Елены – Леду , то ли саму богиню Немезиду . Как бы то ни было, от этой близости появилось яйцо, из которого вылупилась девочка необычайной красоты – Елена.

Юная красавица привлекла самых богатых и влиятельных женихов Греции . В их числе оказался и Менелай. И он победил своих весьма и весьма достойных соперников. Как это было? Вот отрывок мифа, пересказанный Ф. Ф. Зелинским.

Елена выбирает Менелая

Дом Тиндара полон гостей со всех концов Эллады : теперь впервые имя Спарты , его скромной столицы на берегу зеленого Еврота в юго-восточном Пелопоннесе , прогремело повсюду. Этой славой она была обязана не подвигам своего царя, а красоте своей царевны, Елены. Она знает об этом; отец и мать в подчинении у нее; ее мужем будет тот, кого выберет она сама. Да, но все-таки кто же? Женихов сошлось много, свыше тридцати. Отметим некоторых из них, отчасти знакомых нам, отчасти таких, с которыми стоит познакомиться. Мы узнаем Диомеда, Тидеева сына, славного Эпигона; другого Эпигона, Ферсанда, сына Полиника; афинянина Менесфея, занявшего Фесеев престол; Филоктета, сына Пеанта, оказавшего Гераклу предсмертную услугу, обоих Теламонидов, Аянта и Тевкра. Из новых остановят на себе наши взоры умный царь острова Итаки, Одиссей; сын Нестора пилосского Антилох; другой Аянт, сын Оилея из соседней с Парнассом Локриды; фессалиец Протесилай, не подозревавший, что он заплатит своей жизнью за это сватовство; Менелай, сын Атрея (старший Атрид, Агамемнон, тоже здесь, но не в числе женихов, а как муж старшей сестры невесты, Клитемнестры); наконец, Патрокл, близкий друг отсутствующего Ахилла.

Тридцать с лишком женихов, цвет эллинской молодежи.

Оно, конечно, почетно; мир еще не запомнит такого собрания. Но оно также и убыточно: гости живут на счет хозяина, опустошая его амбары, кладовые и стойла ежедневными пиршествами. Если это ему неудобно -- пусть решает дело поскорее. А решать его боязно: одного осчастливишь, тридцать с лишком оскорбишь, пылких и злопамятных молодых людей. Как тут быть? Исхода нет, а дни текут.

Нет, исход найден, и нашел его умнейший во всем сборище женихов, Одиссей. Он скоро убедился, что выбор Елены вряд ли падет на него. Положим, он был очень умен и знал это, но ведь молодым красавицам обыкновенно не это нужно, а по блеску он с другими соперничать не мог; да и его маленькая каменистая Итака, отдаленный островок Ионийского моря, вряд ли соблазнит спартанскую царевну. И, говоря правду, на что ему красота выше человеческой доли? Ему нужна жена верная, приветливая, хозяйственная; такую он высмотрел себе в лице дочери Икария, Тиндареева брата, -- тихой, ласковой и по-своему тоже прекрасной Пенелопы. И вот он идет к Тиндару и говорит ему: "Добудь мне твою племянницу Пенелопу, и я укажу тебе такой выход из затруднения, при котором мы все, сколько нас ни есть женихов, окажемся твоими не врагами, а союзниками".

Тиндар с радостью согласился.

Но, -- спросил он, -- что же это за выход?

Свяжи всех клятвой, что мы, на кого бы ни пал выбор твоей дочери, будем помогать ему против каждого, кто бы ни оказался его обидчиком в деле брака.

А если не согласятся дать клятву?

Как не согласятся? Ведь каждый считает себя намеченным счастливцем, будущим избранником твоей дочери; а стало быть, и клятву -- полезной для себя.

Одиссей оказался прав. Не один, подобно Тиндарею, беспокоился при мысли, что в случае успеха все отвергнутые женихи составят заговор против него; идея клятвы была поэтому принята с восторгом. Она была дана после жертвоприношения, в самой торжественной обстановке. После нее в хорому была введена Елена. У той выбор был давно решен, притом такой, который вполне соответствовал желанию ее семьи: войдя в хорому, она подала руку Менелаю, брату своего зятя Агамемнона. Это была только помолвка; после нее женихи разъехались -- было бы жестоко требовать от них, чтобы они были свидетелями счастья своего победоносного соперника.

Одиссей тоже уехал, но не один: Тиндар дал ему возможность похитить его племянницу. Икарий, однако, вовремя хватился, снарядил погоню и настиг беглецов. Обращаясь к дочери, он спросил ее, за кем она намерена последовать, за отцом или за похитителем. Пенелопа, вместо ответа, покраснела и покрыла свое лицо, сдвинув края своего покрывала. Тут гнев Икария остыл; он благословил скромную беглянку и на месте встречи велел поставить кумир Стыдливости. Впоследствии примеру Одиссея стали подражать и другие, и в Спарте возник обычай "умыкания невест".

Когда дом Тиндара был чист от шумных гостей, начались приготовления к свадьбе Менелая и Елены; гостями были родственники жениха и невесты и именитые граждане Спарты. Агамемнон был тогда после смерти Атрея царем Микен, и не только Микен, но и всей Арголиды: Аргос ведь тоже к нему отошел, так как Адраст, потеряв своего единственного сына в походе Эпигонов, умер бездетным. Правда, был там еще Диомед, сын его второго зятя Тидея, которому обстоятельства все еще не позволяли вернуться в Калидон; и Агамемнон охотно позволял ему жить у себя, пользуясь бранными услугами этого несравненного витязя. Менелай, его младший брат, теперь, благодаря браку с Еленой, стал наследником спартанского престола: оба сына Тиндара, аргонавты Полидевк и Кастор, были бездетны и скоро умерли. Так росла сила и власть Агамемнона в Пелопоннесе.

Боги не были гостями спартанской свадьбы, но Зевс с понятным участием за ней следил. Так мирно, семейно складывались дела. Елена выходит за брата своего зятя -- в чем же скажется роковое значение дочери Немезиды? Его супруга, единобрачница Гера, тоже была довольна выбором Елены, скреплявшим семейные узы и подчинявшим стремления сердца соображениям государственной власти. Довольна была и Паллада, покровительница всего разумно рассчитанного и исполненного. Зато очень недовольна была Афродита. Будучи сама богиней красоты и любви, она видела в Елене, прекраснейшей из смертных, свою избранницу, как бы вторую земную Афродиту. Менелай был дельным, честным и благообразным витязем, но не более: Елена избрала его не по личному влечению, а потому, что он был братом Агамемнона и что этого желала семья. «Ты еще не знаешь любви, моя дорогая, -- подумала она, -- но я сделаю так, что ты ее познаешь». И она постановила расторгнуть этот состоявшийся не по ее законам брак.

Но пока всё было благополучно. Свадьбу сыграли, молодые остались жить в Спарте, Тиндарей вскоре уступил Менелаю царскую власть. Около десяти лет продолжалась безмятежная жизнь Менелая с Еленой. У них родилась дочь Гермиона. Гермионе было девять лет, когда в Спарту явился троянский царевич Парис. Действия Париса направляла богиня любви Афродита, пообещавшая ему в супруги прекраснейшую женщину в мире в награду за то, что в споре о красоте богинь (яблоко раздора) он отдал ей предпочтение перед Афиной и Герой. Менелай радушно принял дорогого гостя, устроил в его честь парадный обед и представил своей супруге. Парис с первого взгляда влюбился в Елену, ей он тоже показался симпатичным В это время Менелай отправился на Крит, чтобы участвовать в похоронах своего деда по матери Катрея. В отсутствие мужа, очарованная молодым Парисом и его соблазнительными речами, Елена покинула дочь, мужа, родину и уплыла вместе с ним в Трою. Парис захватил с собой и сокровища Менелая.

Когда Менелай вернулся домой и всё узнал, он обратился за помощью к брату Агамамнону. Тот призвал всех ахейских царей объединиться, чтобы отомстить за оскорбление Менелая.

Когда греческое войско прибыло к Трое, сначала решено было попытаться уладить вопрос мирным путем. В «Илиаде» Гомера об этом повествуется так:

«Устроив стан, греки послали в город Менелая и Одиссея - для переговоров о выдаче Елены и сокровищ, похищенных вместе с нею из Менелаева дома. Благородный и мудрый Антенор, один из наиболее почетных троянских старцев, принял послов в своем жилище и разделил с ними трапезу. Узнав, зачем пришли ахейские послы, Приам созвал на совещание весь народ троянский. Менелай с Одиссеем вышли перед собранием троянцев и объявили, чего требуют ахейцы от царя Приама и граждан Трои. Речь Одиссея произвела сильное впечатление на собравшийся народ, и когда он окончил, Антенор признал требования греков справедливыми, а народ порешил возвратить послам Елену и похищенные у Менелая сокровища. Парис всеми силами противился решению народа; его поддерживали другие сыновья Приама, и Антимах предложил даже схватить Менелая и предать смерти. Этому воспротивились и Приам, и Гектор, и большинство граждан; большая часть народа была все еще согласна с Антенором и требовала, чтобы Елена была возвращена Менелаю вместе с сокровищами, похищенными у него Парисом. Но под конец совещания встал с места предсказатель Гелен, один из сынов Приама, и смутил разум троянцев, возвестив, что боги обещают сынам Илиона заступничество и помощь в предстоящей войне. Троянцы поверили Гелену и удержали у себя Елену, а послов, угрожавших им местью и войной, выслали из города».

Так началась Троянская война. Она оказалась долгой и тяжелой для обеих сторон.

В начале десятого года войны в сражающихся армиях затяжные безрезультатные бои посеяли разочарование и ропот. Было предложено решить исход войны с помощью поединка между Менелаем и Парисом.

Как оказалось, Менелаю противостоял не только Парис, но и Афродита, хранившая своего любимчика. И всё же Менелай победил Париса и непременно убил бы его, если бы Афродита не окутала Париса облаком и не унесла бы его в безопасное место за стенами Трои.

Этот поединок очень интересно описан в «Илиаде» Гомера. Вот этот отрывок, пересказанный Георгом Шольцем:

Поединок Менелая с Парисом

«И когда обе рати сблизились, из рядов троянских выступил вперед Парис; у него за плечами, прикрытыми леопардовой шкурой, висел лук, при бедре - меч, в руках у него было два острых копья. Высоко поднимая те копья, он стал вызывать храбрейших из ахейцев на единоборство с собой. Когда увидел его, гордо выступающего перед ратью, Менелай, возрадовался он, как радуется голодный лев, неожиданно набредший на лакомую добычу, на рогатого оленя или горную серну; замыслил он тут же отомстить похитителю и быстро, во всеоружии, спрыгнул с колесницы на землю. Но лишь заприметил его Парис - побледнел от страха и бросился назад в ряды троянцев так же стремительно, как отскакивает назад путник, внезапно увидевший перед собой ехидну. Мужественный Гектор возмутился робостью брата и стал его корить и позорить горькими словами: «Жалкий Парис, герой лишь по виду, женолюбец! Лучше бы тебе не родиться на свет или умереть безбрачным! Лучше бы это было для тебя, чем служить поношением и позором для целого света! Слышишь, ахейцы издеваются над тобой и говорят, что очень ты красив с виду, а нет в тебе ни силы, ни отваги. Трус! Ведь хватило ж у тебя храбрости плыть за море, в чужую землю, и похитить красавицу, сестру и невестку мощных воителей - что ж не вышел ты теперь на бой с Менелаем! Узнал бы ты, у кого похитил жену: не помогли бы тебе ни кифара, ни дар Афродиты - пышные кудри и красота. Робок троянский народ, а то давно бы им надо побить тебя камнями за те беды, которые навлек ты на них!» Устыженный, отвечал ему Парис: «Гектор, ты вправе хулить меня! Непреклонно твое сердце и нелюбовно ко мне; но не порочь ты даров Афродиты: благодатны дары бессмертных. Если желаешь, чтобы я вышел на бой, вели успокоиться и ахейцам, и троянцам: я выйду перед ратью и сражусь с Менелаем. Кто из нас победит - пусть возьмет тот и Елену, и все сокровища. Вы же заключите тогда мир: вы мирно владейте Троей, а ахейцы пусть плывут назад, в Ахайю».

Обрадовался Гектор таким словам брата, вышел вперед перед ратью и успокоил троянцев. Ахейцы же, увидев Гектора, стали целиться в него копьями и камнями; но громко воскликнул к ним Агамемнон: «Стойте, арговяне! Не мечите копий, сыны Ахайи! Гектор хочет говорить с нами». Ахейцы остановились и смолкли, и Гектор стал в середине между двумя враждебными ратями и сообщил предложение Париса. Молча стояли ахейцы, наконец Менелай прервал молчание и сказал: «Внимите же теперь и мне: сердце мое больше чем у кого-либо из вас томится печалью. Кажется, близок теперь конец бедам, переносимым нами из-за вражды между мной и Парисом; один из нас - тот, кого обречет судьба, - должен погибнуть; вы же, не медля, примиряйтесь и кладите конец многолетней войне. Несите, троянцы, двух агнцев: белого - в жертву Солнцу, черного - в жертву матери Земле; мы, ахейцы, заколем третьего - Крониду Зевсу. Призовите сюда и старца Приама - пусть сам он скрепит нашу клятву, да будет она непреложна: сыны его горделивы и вероломны».

Так говорил Менелай, и радостью исполнились троянцы и ахейцы, надеясь на скорый конец изнурительной для обоих народов брани. Сошли воители с колесниц, сняли с себя доспехи и положили их на землю. Гектор послал в город двух глашатаев - принести жертвенных агнцев и вызвать Приама. Агамемнон велел Талфибию принести агнца из стана ахейцев.

Старец Приам ужаснулся при вести о поединке, но велел запрячь коней в колесницу. И когда кони были впряжены, Приам вместе с Антенором, почетнейшим из троянских старцев, взошел на колесницу и через Скейские ворота направил коней в поле. Приблизясь к войску, они сошли с колесницы и пошли между рядами троянцев и ахейцев. Им навстречу тотчас же встали царь Агамемнон и Одиссей; вестники привели жертвенных животных, смешали в одной чаше вино и окропили той смесью руки царей. Тут Агамемнон обнажил острый нож, который у него всегда висел при ножнах меча, и срезал у агнцев с голов прядь шерсти: вестники разделили срезанную прядь между вождями троянцев и ахейцев. После того, подняв руки, Агамемнон воззвал к богам: «Мощный Зевс, преславный, великий! Ты, Гелиос, всевидящий и всеслышащий! Реки, Земля и вы, подземные боги, каратели клятвопреступлений! Будьте все вы свидетелями и храните нашу клятву. Если Парис умертвит Менелая, пусть удержит и Елену, и все сокровища; мы тогда отплывем назад в Аргос. Если же Менелай умертвит Париса, граждане Трои должны возвратить Елену и все богатства и заплатить арговянам надлежащую пеню - такую, чтобы память о ней сохранилась до поздних потомков наших. И если Приам и сыны его не пожелают выплатить пени - я останусь здесь и не положу меча до тех пор, пока не достигну, чего хочу».

После этих слов пересек он ножом жертвенным животным гортани и, объятых предсмертным трепетом, положил их на землю. Черпая кубком вино из чаши, стали все возливать его на жертву, вознося громкие молитвы богам:

«Ты, славный Зевс, - говорили троянцы и ахейцы, - и вы все, бессмертные боги! Пусть у нарушителей клятвы нашей мозг разольется по земле, как это вино, - у них, и у детей их». После этого старец Приам обратился с речью к обеим ратям: «Внемлите моему слову, троянцы и ахейцы; я удалюсь отсюда, возвращусь снова в холмистый Илион - нет у меня сил смотреть, как станет биться сын мой с царем Менелаем. Ведает Зевс и другие бессмертные, кому из двух предназначен смертный конец в этом бою». Сказав это, он положил на колесницу жертвенных агнцев и, взойдя на нее вместе с Антенором, погнал коней назад в Илион.

Тогда Гектор с Одиссеем стали измерять место битвы и положили в шлем жребий - дабы решить, кому первому бросить в противника копье. Народ же воздевал к богам руки и так взывал к ним: «Мощный, многославный Зевс! Кто из них двух виновник всех распрей и бед - пусть, пораженный, низойдет в область Аида; нам же ты даруй мир и крепкую дружбу». Так молились троянцы и ахейцы. А Гектор, отвернувшись, сотрясал в это время жребий в шлеме; и выпал из шлема жребий Париса. Воины расселись рядами, каждый возле коня своего и своих доспехов; бойцы же стали готовиться к бою. Во всеоружии выступили они на середину боевого поля - гневом блистали их грозные очи; близко сошлись они и, потрясая копьями, стали на указанных местах. Первый пустил копье Парис и ударил Менелая в щит, но не пробил щита: согнулось копье, ударясь о твердую медь. Тогда поднял копье Менелай. «Всевластный Зевс! - воскликнул он. - Помоги мне покарать оскорбившего меня! Пусть позднейшие потомки наши ужасаются и не дерзают воздавать злом за приязнь и добродушное гостеприимство». С этими словами бросил он копье и ударил им Париса в блестящий щит: пробило копье щит, и броню, и хитон на теле Париса; сам же он избежал, однако, гибели, подавшись в сторону. Стремительно обнажил Менелай меч и ударил им по шлему врага; но меч разбился о шлем, раскололся на куски и выпал из рук бойца. «Зевс зложелатель, за что лишил ты меня победы?» - воскликнул Менелай, подняв взор к небу, и бросился снова на противника, схватил его за пышногривый шлем и повлек за собой, к рядам ахейцев. Тут и погубил бы он противника, и стяжал бы себе великую славу, если бы не спасла Приамова сына Афродита: оборвала она ремни, которыми крепко привязан был шлем под подбородком Париса, и освободила его. Шлем один и остался в сильной руке Менелая. Полный гнева, бросил его Менелай к рядам данайцев - они его подняли; сам же герой ринулся снова на Париса. Но Афродита одела своего любимца темным облаком и, незримого, унесла в полную благовония опочивальню его, потом привела к нему Елену, все еще стоявшую на Скейской башне вместе с другими троянками. Войдя в опочивальню, Елена села против супруга, отвернула от него очи и стала корить его: «Ты воротился с боя? О, лучше бы тебе погибнуть от руки могучего мужа, бывшего мне прежде супругом! Не сам ли ты хвалился прежде, что ты сильнее Менелая и победишь его в бою? Ну, ступай, вызови его еще раз на бой. Нет, впрочем, лучше лежи здесь и не осмеливайся биться с Менелаем, а то укротит тебя его копье». Отвечал ей Парис: «Не печаль ты мне сердце упреками. Сегодня Менелай победил меня благодаря помощи Афины; придет время, и победа будет за мной; и мне покровительствуют боги».

В то время как Парис находился в доме Елены, Менелай, подобно хищному зверю, рыскал по рядам троянского войска, озираясь кругом, не увидит ли где противника; но ни один из троянцев и никто из союзников не мог указать ему Париса. Никто не скрыл бы его теперь из дружбы: всем троянцам стал он ненавистен, как смертная гибель. Наконец Агамемнон громким голосом воскликнул: «Внемлите мне, троянцы с данайцами и вы, союзники! Победа, бесспорно, осталась на стороне Менелая; итак, выдайте нам арговянку Елену со всем похищенным у Менелая богатством и заплатите нам немедленно должную пеню». На эти слова царя Агамемнона ахейцы отвечали громкой хвалой ему, троянцы же не сказали ни слова».

Из войска троянцев вылетела стрела, которая ранила Менелая. Это сделало продолжение войны неизбежным.

Наконец, Троя было завоевана. Менелай получил свою Елену. Как они встретились? Что между ними произошло? Об этом отрывок мифа в пересказе Ф. Ф. Зелинского:

Менелай и Елена

«Гнев спартанского царя против неверной жены, уже при первой встрече смягченный ее красой, при дальнейшем общении исчез совершенно. Нельзя было применять к дочери Немезиды обычную мерку: как годы, проведенные в Трое, бесследно скользнули по ней, не тронув ее, так и нравом она стояла выше человеческого закона. Она хотела вновь стать женой Менелая и вновь стала ею - и не она у него, а он у нее был в плену.

Впрочем, пока что, оба они были в плену у прихотливой богини, решившей держать их вдали и от ее старой, и от ее новой родины. Буря, оторвавшая корабль Менелая от других, скоро отбушевала; но когда небо прояснилось, ни Менелай, ни его искусный кормчий не знали, где они и куда им держать путь. Брали направление наобум, чтобы доехать хоть куда-нибудь, к каким-нибудь людям и от них узнать дальнейшее; и, действительно, они видели населенные города, пасущийся скот, обработанные поля, но люди их языка не понимали и об Элладе и Трое никакого представления не имели. Иные их встречали гостеприимно, от иных приходилось спасаться в поспешном бегстве. Иногда нужда заставляла пловцов превращаться в морских разбойников и внезапным набегом на приморское селение обеспечивать себе продовольствие на ближайшие дни. Так протекали дни, месяцы, годы - девять полных лет. Все устали и одичали, а конца все еще не было видно.

Наконец, судьба сжалилась над скитальцами: в приютившей их стране они узнали Египет, древнюю родину Даная, родоначальника аргосских царей. Хотя гостеприимство не принадлежало к исконным качествам его народа, все же урок, данный некогда Гераклом Бусириду, не прошел бесследно: египетский царь принял эллинских странников радушно и указал им путь, которого следовало держаться, чтобы доехать домой. С радостью в сердце двинулись они дальше, доехали до острова Фароса - вдруг погода изменилась, подул резкий северный ветер, продолжать путь не было никакой возможности. Бездеятельно блуждали пловцы по пустынному острову; им вспомнились далекие авлидские дни. Припасы, данные гостеприимным царем, быстро пришли к концу; матросы стали удить рыбу, отчасти, чтобы убить скуку, отчасти, чтобы прокормиться. Но ветер оставался все тот же, конца бедствию никто предсказать не мог.

С тоской в душе блуждал и Менелай по унылому берегу плоского острова. Вдруг видит - среди пены разбивающихся об утесы волн показывается русая голова девушки, за ней плечи, грудь - и внезапно перед ним стоит неописуемая красавица. На волосах венок из водорослей, с синего платья стекает морская вода; подходит к герою, кладет ему руку на плечо: «Что призадумался? Не могу ли я помочь беде?» Он ей все рассказал. Она покачала головой. «Очевидно,- говорит,- какой-то бог гневается на тебя, но какой, за что и как его умилостивить - этого не знаю; тут требуется некто поумнее бедной Идофеи». «Кто же такой?» - спросил Менелай.- «Мой отец, Протей».- «Так веди меня к нему, я его умолю». Идофея засмеялась: «Так он тебя и послушается! Нет, тут хитрость нужна. Послушай: возьми с собою трех надежных товарищей и приведи их сюда; тем временем и я пойду за делом».

Исполняя ее волю, Менелай привел с собою трех своих лучших матросов и стал дожидаться появления ласковой нимфы. И действительно, она скоро выплыла вновь из своего подводного терема и принесла с собою четыре моржовых шкуры. «Мой отец,- сказала она,- выйдет скоро сюда из морской глубины, чтобы погреться на солнце со своим стадом моржей. Если он вас признает людьми, то он тотчас скроется, и тогда все погибло. Но я покрою вас этими шкурами, и он вас примет за моржей. Сосчитав свое стадо, он вздремнет; тогда вы набросьтесь на него и держите крепко-крепко. Слышите? Крепко держите и не пускайте, что бы он ни делал, как бы вас ни пугал. Вредить вам он не может, а напугать может: не будьте же трусами1»

С этими словами она надела на каждого моржовую шкуру. Но дело оказалось не очень легким. Очутившись в шкуре морского чудовища, Менелай едва не задохнулся: подобного зловония он за всю жизнь никогда еще не вдыхал. Пришлось опять призвать Идофею. Та засмеялась: «Да, да, это труднее, чем взять Трою! К счастью, у меня и для этого средство есть». Нырнув в свой подводный терем, она достала оттуда бутылку с амбросией и помазала краешком у каждого под носом. Тотчас зловоние прошло; ахейцам показалось, что они в саду Зевса, в цветнике Гесперид. И они терпеливо стали дожидаться прихода вещего морского старца.

И вот он пришел - рост небольшой, глаза хитрые, борода седая, длинная; за ним стадо его моржей; располагаются вокруг наших поддельных моржей, уткнулись мордами в песок и дремлют. Старика, видимо, тоже ко сну клонит; однако он долг свой исполняет, принимается считать свою компанию, нет ли дезертиров - все благополучно, даже, как будто лишние есть; садится на песок, грудь утонула в бороде, нос - в моржовых усах, глаза - под густыми ресницами. Спит.

Менелай, наблюдавший все рассказанное через глазные прорехи своей моржовой шкуры, тихонько вылез из-под нее и дал знак своим товарищам последовать его примеру. Веревки они уже раньше захватили с собою; дружно бросившись на старика, они принялись его вязать. Дело, однако, оказалось нелегким. Старик открыл глаза,- быстро понял свое положение,- и в следующий миг под руками ахейцев был уже не старик, а лев - огромный, злой, с поднятой гривой. Один из них в испуге отскочил, но другие, помня слова Идофеи, не выпускали чудовища из рук: они знали, что это превращение было только обманом для глаз, что сил у мнимого льва было не больше, чем у прежнего старика. Видя, что лев не подействовал, Протей вдруг обернулся дельфином, чтобы прыжком в море спастись от врага. Но прыгнуть ему не удалось: веревки его держали за плавники и хвост, а товарищи Менелая, вдобавок, сели ему, один верхом на спину, другой на его плоскую морду. Чтобы избавиться от этих неприятных всадников, Протей стал внезапно гладким змеем, и вначале дело пошло недурно. Оба ахейца покатились на песок, и из веревок ему удалось выскользнуть. Но зато Менелай, схватив его за горло, принялся его так жестоко душить, что он вскоре сник. И вдруг змей расплылся струей воды, которая стала постепенно стекать по отлогому берегу в море. Но герой не дал себя смутить и этой хитростью: мгновенно он провел пятой глубокую борозду в мягком песке, вода собралась в этой борозде, дальше течь было невозможно. Образовалась обыкновенная лужа; сидят наши пловцы по ее краям и смотрят, что дальше будет. Замутилась лужа, закипела, брызнула фонтаном - а фонтан стал чайкой с расправленными крыльями, готовой вспорхнуть. И это, однако, не удалось: и крылья и ножки чайки оказались в цепких руках ахейцев; как она ни барахталась, а освободиться не могла. Уперлась она в землю, и как бы приросла к ней; крылья стали раскидистыми ветвями, и в ОДНО мгновение перед удивленными глазами ахейцев стоял огромный тополь, зеленая вершина которого весело шумела под порывами северного ветра. Это было неприятно; конечно, бежать в этом виде Протею нельзя было, но он мог, если бы пожелал, взять измором своих противников. «Принеси топор!» - крикнул Менелай одному из товарищей. Тополь, видимо, испугался: он съежился, зашипел и внезапно стал огнем. «Шкурой его!» - крикнул Менелай - и вольный сын эфира под моржовой шкурой, точно в печке, утратил свою прыть и принялся смиренно лизать ее мокрую поверхность. Не понравилось ему это занятие: исчерпав круг своих семи превращений, он опять принял свой прежний вид морского старика. «Вижу,- сказал он угрюмо,- что вас моя негодная дочь научила; говорите, чего вам нужно!»

Менелай поставил свой вопрос - «Чем вы богов прогневали? - переспросил Протей.- Тем, что всегда бессмысленно торопитесь. Так вы поступили и под Троей; твой брат говорил тебе, что надо перед отправлением принести жертву бессмертным богам; а у тебя не хватило терпения. Зато он, принесши гекатомбу, уже через несколько дней был на родине; правда, он тут же погиб от руки своей нечестивой жены, но в этом уже боги неповинны. А тебя...» «Постой,- крикнул Менелай, побледнев,- ты сказал, что мой брат, Агамемнон, погиб от руки своей жены? Как же это случилось?»

И Протей рассказал ему то, что мы уже знаем - о кровавой купели, приготовленной Клитемнестрой в Микенах для вернувшегося мужа, об ее преступном царствовании, о том, как Орест изгнанником растет на чужбине - это было еще до его мести. Затем он продолжал. «И теперь снова, когда вам блеснула надежда на возвращение в Элладу, ты не подумал о том, чтобы принести подобающую жертву бессмертным богам. Вернись же в Египет, исполни свой долг, и тогда ласковый южный ветер направит тебя через Ливийское море к берегам Пелопоннеса».

Менелай последовал совету старца, и его желание исполнилось. Но то, что он услышал о судьбе своего брата, заставило его первым делом отправиться в Микены. Он прибыл туда на следующий день после Орестовой мести; Клитемнестру и Эгисфа он похоронил и учредил временно правящий совет старейшин впредь до очищения и возвращения законного наследника Ореста. Только после этого он вернулся в Спарту, где принял бразды правления из рук престарелого Тиндара. Свою дочь Гермиону он во исполнение данного еще под Троей слова выдал за Неоптолема; об этом браке еще будет рассказано. Вообще его дальнейшая жизнь была мирная и счастливая; дожив до глубокой старости, он, не изведав смерти, был перенесен богами в Елисейские поля, где и наслаждался вечным блаженством с другими любимцами богов.

Но Елена за ним уже туда не последовала: она была ему дана только в земные супруги. Одновременно богами было решено еще в день великого примирения создать и силу выше силы, и красоту выше красоты - создать Ахилла и Елену, дабы возникла великая война и была облегчена обуза Матери-Земли. Эта задача была исполнена; теперь они оба, и сын Пелея и дочь Немезиды, были поселены вместе на Белом острове, что у самого входа в Понт Евксин».

Елена - в греческой мифологии спартанская царица, прекраснейшая из женщин. По самой популярной версии мифа, Елена была дочерью смертной женщины Леды и бога Зевса, который явился Леде в образе прекрасного лебедя. От этого союза Леда родила яйцо, из которого появилась Елена. По другой версии мифа, Леда лишь сберегла у себя яйцо, снесённое богиней возмездия Немесидой от брака с Зевсом и найденное пастухом. Когда из яйца появилась девочка, Леда воспитала её как свою дочь. В юности Елена была похищена Тесеем и Пирифоем, однако когда они отправились в царство Аида за Персефоной, Елену освободили и вернули обратно её братья Диоскуры.

Слух о красоте Елены распространяется по Греции и сватать её приезжают несколько десятков знаменитейших героев, среди которых Одиссей , Менелай, Диомед, оба Аякса, Патрокл. Земной отец Елены Тиндарей, царь Спарты, во избежание обид среди женихов по совету Одиссея связывает всех женихов Елены клятвой оберегать в дальнейшем честь её будущего супруга. После этого мужем Елены Тиндарей выбирает Менелая. На этот выбор явно повлияло то, что Клитеместра (другая дочь Тиндарея) была замужем за братом Менелая - Агамемноном, царем Микен.


Вскоре Тиндарей уступил царскую власть в Спарте Менелаю и своей дочери Елене. В браке с Менелаем Елена родила дочь Гермиону. Безмятежная жизнь Менелая и Елены длилась около 10-ти лет, пока в Спарту не приехал троянский царевич Парис , которому Афродита обещала самую прекрасную из женщин (Елену) в награду за то, что Парис признал Афродиту прекраснейшей из богинь. Парис, пользуясь отсутствием Менелая, увозит Елену в Трою. Согласно самой популярной версии мифа, Афродита внушила Елене любовь к Парису, которой Елена не могла противиться. Была и другая версия мифа, высказанная древнегреческим поэтом Стесихором. Когда он написал песнопение о похищении Елены Парисом, то в ту же ночь ослеп. Поэт взмолился богам с просьбой об исцелении. Тогда в сновидении ему явилась Елена и сказала, что это наказание за то, что он сочинил про нее такие недобрые стихи. Стесихор сложил тогда новое песнопение - о том, что Парис увез в Трою совсем не Елену, а только призрак ее, настоящую же Елену боги перенесли в Египет, и она пребывала там, верная Менелаю, до самого конца войны. После этого Стесихор прозрел. На эту версию мифа опиралался греческий драматург Еврипид в трагедии "Елена", а из писателей нового времени, например, Генри Райдер Хаггард и Эндрю Лэнг в романе "Мечта мира ".

Прибыв в Трою, Елена своей красотой покорила сердца троянцев. Вскоре в Трою прибывают Менелай и Одиссей, чтобы вернуть Елену мирным путем, однако троянцы отказываются выдать Елену и начинается война, длившаяся 10 лет.

Pierre Delrome. Гектор , Елена и Парис. Гектор призывает Париса вступить в бой

В "Илиаде" Гомера Елена тяготится своим положением, т.к. чары Афродиты, вызвавшие любовь к Парису, уже развеялись. В 4-й песне "Одиссеи" Елена рассказывает, как во время войны она помогла Одиссею, тайно проникшему в город:

Снадобье бросив в вино и вино разнести приказавши,
Так начала говорить Елена, рожденная Зевсом:
235 "Царь Менелай Атреид, питомец Зевеса, и все вы,
Дети отважных мужей! По желанию Зевс посылает
Людям и зло и добро, ибо все для Кронида возможно.
Сидя тут в зале высоком, пируйте в весельи, беседой
Тешьтесь, а я рассказать подходящее вам бы хотела.
240 Подвигов всех Одиссея, в страданиях твердого духом,
Ни рассказать не смогу я, ни их перечислить подробно.
Но расскажу, на какое деянье дерзнул он бесстрашно
В дальнем троянском краю, где так вы, ахейцы, страдали.
Сам себе страшно позорнейшим способом тело избивши,
245 Рубищем жалким, подобно невольнику, плечи одевши,
В широкоуличный город враждебных мужей он пробрался.
Так себя скрывши, совсем он другому был мужу подобен -
Нищему, как никогда его возле судов не видали.
Образ принявши его, он прошел в Илион, подозрений
250 Не возбудивши ни в ком. Только я его сразу узнала,
Спрашивать стала, но он от ответов хитро уклонился.
Только тогда, как его я обмыла и маслом натерла,
Платьем одела и клятвой великой ему поклялася,
Что лишь тогда Одиссея троянцам я выдам, когда он
255 В стан уж вернется к себе, к ахейским судам быстролетным, -
Только тогда мне раскрыл он весь замысел хитрый ахейцев.
В городе много троянцев избив длиннолезвенной медью,
Он возвратился к ахейцам, принесши им знанье о многом.
Громко другие троянки рыдали. Но радостью полно
260 Было сердце мое: уж давно я рвалася уехать
Снова домой и скорбела о том ослепленьи, какое
Мне Афродита послала, уведши меня из отчизны,
Бросить заставив и дочку, и брачную спальню, и мужа,
Могшего духом и видом своим потягаться со всяким".

Также во время осады Трои Елена помогает Одиссею и Диомеду похитить из местного храма деревянную статую богини Афины.

Менелай после взятия Трои разыскивает Елену с мечом в руке, чтобы казнить её за измену, однако при виде Елены, сияющей прежней красотой, он выпускает меч из рук и прощает её.

В египетской версии мифа Менелай прибывает с призраком Елены в Египет, чтобы найти настоящую Елену. Призрак Елены возносится на небо, а истинная Елена возвращается к Менелаю.
После смерти Елена была перенесена на остров Левка в устье Дуная, где соединилась вечным союзом с Ахиллом (согласно одному из мифов, Елена и Ахилл встречались на Троянской равнине незадолго до смерти Ахилла). Впрочем, более правдоподобным выглядит другой миф, по которому на островах блаженных Ахилл соединился вечным союзом с Медеей. Страстная и сильная Медея гораздо более похожа на любимую когда-то Ахиллом Пентесилею , чем покорная судьбе Елена. Генри Райдер Хаггард, опираясь на сведения о встрече Одиссея и Елены в Трое, в романе "Мечта мира " навеки связывает судьбу Елены с другим героем Троянской войны - Одиссеем.

МЕНЕЛАЙ

— царь Спарты. Супруг Елены Прекрасной, дочери Леды и Зевса. Сын царя Микен Атрея и Аэропы, брат Агамемнона, женатого на сестре Елены Клитемнестре. Организовал военный поход под Трою, чтобы вернуть похищенную троянцем Парисом Елену — этот поход стал известен как Троянская война. Елена родила ему дочь Гермиону. Отец Мегапента (от рабыни). См. о нем более подробно.

Мифы Древней Греции, словарь-справочник. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое МЕНЕЛАЙ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • МЕНЕЛАЙ
    (2Мак 4:23) - первосвященник Иудейский во времена Маккавеев. Отнявши первосвященство у Иасона, брата Онии, он причинил Иудеям множество бедствий. Погиб …
  • МЕНЕЛАЙ в Кратком словаре мифологии и древностей:
    (Menelaus, ????"????). Сын Атрея, супруг прекрасной Елены, отец Гермионы, младший брат Агамемнона, царь Спарты. Парис (см. Парис) увез Елену, …
  • МЕНЕЛАЙ
    В греческой мифологии сын Атрея и Аэропы, брат Агамемнона, После убийства Атрея Эгисфом Менелай и Агамемнон вынуждены были бежать из …
  • МЕНЕЛАЙ в Словаре-справочнике Кто есть кто в Античном мире:
    1) Младший брат спартанского царя Агамемнона и муж Елены. В боевых действиях Троянской войны его образ малозначителен на фоне других …
  • МЕНЕЛАЙ в Лексиконе секса:
    в греч. мифологии царь Спарты, муж прекрасной Елены. Ради возвращения жены, похищенной троянцем Парисом, добился выступления объединенного греч. войска в …
  • МЕНЕЛАЙ в Большом энциклопедическом словаре:
    в греческой мифологии участник Троянской войны, царь Спарты, муж Елены; организовал поход под Трою, чтобы вернуть похищенную троянцем Парисом …
  • МЕНЕЛАЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (????????) — сын Атрея, младший брат Агамемнона. Изгнанные Тиестом братья бежали из Микен в Спарту, к Тиндарею, на дочери которого, …
  • МЕНЕЛАЙ
    МЕНЕЛ́АЙ, в греч. мифологии участник Троянской войны, царь Спарты, муж Елены; организовал поход под Трою, чтобы вернуть похищенную троянцем Парисом …
  • МЕНЕЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МЕНЕЛ́АЙ Александрийский (1-2 вв.), др.- греч. математик и астроном. Тр. по сферич. геометрии и тригонометрии ("Сферика", кн. …
  • МЕНЕЛАЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (????????) ? сын Атрея, младший брат Агамемнона. Изгнанные Тиестом братья бежали из Микен в Спарту, к Тиндарею, на дочери которого, …
  • МЕНЕЛАЙ в словаре Синонимов русского языка.
  • МЕНЕЛАЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    в греческой мифологии участник Троянской войны, царь Спарты, муж Елены; организовал поход под Трою, чтобы вернуть похищенную троянцем Парисом Елену. …
  • БЕРИЯ в Библейской энциклопедии Никифора:
    (2Мак 13:4) - Сирийский город между Иерополем и Антиохиею, в котором по приказанию Антиоха Евпатора был казнен недостойный первосвященник Менелай. …
  • 2 МАК 5
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Вторая книга Маккавейская. Глава 5 Главы: 1 2 3 4 …
  • 2 МАК 4 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Вторая книга Маккавейская. Глава 4 Главы: 1 2 3 4 …
  • 2 МАК 13 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Вторая книга Маккавейская. Глава 13 Главы: 1 2 3 4 …
  • 2 МАК 11 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Вторая книга Маккавейская. Глава 11 Главы: 1 2 3 4 …
  • ЭГИСФ
    (Эгист) — сын Фиеста и его дочери Пелопии, бросившей ребенка. Был воспитан при дворе своего дяди Атрея, царя Микен, который …
  • ЕЛЕНА в Словаре-справочнике Мифы Древней Греции,:
    — прекраснейшая из женщин. Дочь Леды и Зевса, принявшего образ лебедя, сестра Диоскуров и Клитемнестры (Кастор и Клитемнестра были детьми …
  • ГЛАВК в Словаре-справочнике Мифы Древней Греции,:
    1) морское божество, сын Посейдона. Согласно мифу, был рыбаком из Анфедона в Беотии. Выпил колдовское зелье, после чего оказался в …
  • ЕЛЕНА в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    В греческой мифологии спартанская царица, прекраснейшая из женщин. Отцом Елены античная традиция называет Зевса, матерью — Леду или Немесиду. В …
  • ДЕМЕТРИЙ I в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Полиоркет Царь Азии в 306-301 гг. до Р.Х. Царь Македонии в 294-287 гг. до Р.Х. Сын Антигона I Циклопа. Род. …
  • EURIPIDES в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    ЕВРИПИД третий между знаменитейшими|греческими трагиками греческими трагиками, драмы которых уцелели отчасти. Он родился по обыкновенному указанию в 480 г. до …