Характер человека можно узнать в экстремальной ситуации. Возможности людей в экстремальных и обычных ситуациях. Сам себе хирург

Поведение человека в разных экстремальных ситуациях может быть различным:

Люди испытывают страх, чувство опасности и замешательства,

Переживают ощущения тупиковой ситуации, испытывают дискомфорт

Ведут себя безрассудно, апатично, не ищут выход из сложившегося положения,

Другие наоборот торопятся принять необдуманное решение.

В экстремальной ситуации необходимо сосредоточиться, успокоиться, начать анализировать, оценивать и, по возможности, контролировать ситуацию. В этих условиях необходимо конструктивно и позитивно общаться с окружающими, использовать технику релаксации, иметь представление о выживаемости и безопасности.

В экстремальных условиях человек должен сосредоточиться на изучении обстановки, на конкретной ситуации, в которой он находится. Нужно знать, что опасность может исходить отовсюду, поэтому ее трудно предугадать. При неожиданном повороте событий главное - не растеряться, адекватно воспринять событие. Практика говорит о том, что в условиях чрезвычайных ситуаций у человека временно возникает состояние растерянности, когда он не воспринимает увиденное и услышанное, снижается восприятие окружающей его обстановки.

Однако человек быстро осваивается и начинает воспринимать происходящее адекватно. Позднее наступает состояние усталости и переутомления. В этих состояниях нельзя допускать, чтобы уровень тревоги стал непереносимым, т.к. это приводит к срывам, агрессивному поведению против окружающих и даже против самого себя. Постоянное состояние напряженности опасно для здоровья человека, т.к. быстро истощает его психо-физиологические возможности и приводит к ошибкам в поведении.

Опытный человек, переживший или работавший ранее в кризисных условиях, лучше чувствует свою защищенность и испытывает меньший стресс. Однако это явление может быть не только положительным, но несет в себе и негативные последствия, т.к. постоянная угроза провоцирует нервное напряжение организма.

Очень важно правильно ориентироваться в угрозах действительных и мнимых и научиться побеждать страх.

В экстремальных условиях у человека вырабатывается комплекс реакций, мобилизующий весь психофизиологический потенциал. Именно он помогает обрести опору, овладеть собой и справиться с ситуацией, а иногда и совершить то, что кажется выше человеческих сил. Помощь всегда вызывает доверие и уважение к человеку. Это может пригодиться. Одна из главных задач - избежать ранения. Но если все-таки такая неприятность с вами приключилась, не паникуйте и не спешите прощаться с жизнью.

Осознайте, что самое страшное - позади. Вы остались живы и должны выжить. Имейте в виду, что по статистике большее количество умерших от ран - люди, ударившиеся в панику. Умирают они от страха, от шока, а не от последствий ранения. Предсказывать развитие ситуации в зонах катастроф - занятие сомнительное. Всякое может случиться. Не пускайтесь в авантюры, связанные с проникновением в очаг поражения. Не играйте со смертью.

При авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях массовые поражения людей могут возникнуть внезапно и одновременно. Огромное количество раненых и пораженных будет нуждаться в первой медицинской помощи. Профессионалов - медицинских сестер и врачей на каждого пострадавшего просто не хватит, да и прибыть в район беды они могут не всегда быстро, как этого требует ситуация. Вот почему немедленная помощь может быть оказана только теми, кто окажется рядом с пострадавшим в порядке взаимопомощи, или самим пострадавшим, если он способен, в порядке самопомощи.

Взрывы при террористических актах, пожары, землетрясения, наводнения, оползни, аварии на транспорте - все они приводят, как правило, к многочисленным жертвам. Роль своевременно и умело оказанной медицинской помощи несомненна. Ее основной и главный принцип - предупреждение и ослабление опасных последствий. Первая медицинская помощь оказывается на месте поражения, а ее вид определяется характером повреждений, состоянием пострадавшего и конкретной обстановкой в зоне чрезвычайной ситуации.

Проблема состояния, поведения и деятельности людей в экстремальных ситуациях

Проблема состояния, поведения и деятельности людей в экстремальных ситуациях с витальной угрозой в последние годы вызывает серьезную озабоченность ученых и практиков всего мира. Однако до настоящего времени основное внимание исследователей было направлено преимущественно на изучение последствий подобных ситуаций — медико-психологических, экономических, социально-политических и т. д. Вероятно, следует признать, что, несмотря на значительный объем достаточно обоснованных данных о воздействии различных экстремальных факторов и особенностях организации спасательных и антитеррористических операций, ряд аспектов проблемы, в частности, динамика состояния и поведения пострадавших и заложников до настоящего времени принадлежат к наименее исследованным. Вместе с тем именно специфика реакций пострадавших, а также их динамика во времени во многом определяют стратегию и тактику антитеррористических операций, спасательных, медицинских и медико-психологических мероприятий как непосредственно в период чрезвычайной ситуации, так и в последующем.


Результаты исследования людей, подвергшихся воздействию экстремальных факторов во время войсковых, антитеррористических операций и катастроф

В реферате мы рассмотрим обобщенные результаты изучения состояния, психических и поведенческих реакций, а также деятельности людей, подвергшихся воздействию экстремальных факторов. Эти данные были получены М.М. Решетниковым в процессе исследований, проведенных во время и после войсковых операций сопровождавшихся значительными потерями в Афганистане (1986), землетрясения в Армении (1988), катастрофы двух пассажирских поездов в результате взрыва газа под Уфой (1989), спасения экипажа подводной лодки «Комсомолец» (1989), а также обследования военнослужащих и спасателей, находящихся на реабилитации после антитеррористических операций и аналитического изучения материалов других аналогичных ситуаций.

В связи со спецификой условий и с учетом этических принципов, к обследованию привлекались преимущественно потерпевшие, военнослужащие и спасатели, которые либо не нуждались в оказании неотложной медицинской помощи, либо принадлежали к категории пострадавших с легкими и средними степенями тяжести поражений. В силу этого большинство полученных данных характеризовались определенной фрагментарностью, а целостные представления формировались путем сопоставления разрозненных наблюдений.

Полученные данные позволили выделить в динамике состояния пострадавших (без тяжелых травам) 6 последовательных стадий:

1. «Витальных реакций» — длительностью от нескольких секунд до 5 — 15 минут, когда поведение практически полностью подчинено императиву сохранения собственной жизни, с характерными сужением сознания, редукцией моральных норм и ограничений, нарушениями восприятия временных интервалов и силы внешних и внутренних раздражителей (включая явления психогенной гипо- и аналгезии даже при травмах, сопровождавшихся переломами костей, ранениях и ожогах 1–2-й степени до 40% поверхности тела). В этот период характерна реализация преимущественно инстинктивных форм поведения, в последующем переходящих в кратковременное (тем не менее — с очень широкой вариативностью) состояние оцепенения. Длительность и выраженность витальных реакций в существенной степени зависит от внезапности воздействия экстремального фактора. Например, при внезапных мощных подземных толчках, как при землетрясении в Армении, или крушении поезда под Уфой в ночное время, когда большинство пассажиров спали, имели место случаи, когда, реализуя инстинкт самосохранения, люди выпрыгивали из окон шатающихся домов или горящих вагонов, на некоторые секунды «забывая» о своих близких. Но, если при этом они не получали существенных повреждений, уже через несколько секунд социальная регуляция восстанавливалась, и они вновь бросались в обрушивающиеся здания или пылающие вагоны. Если спасти близких не удавалось, это определяло течение всех последующих стадий, специфику состояния и прогноз психопатологии на весьма протяженный период. Последующие попытки рационального разубеждения в том, что инстинктивным формам поведения невозможно противостоять или противодействовать, оказывались малоэффективными. Апеллируя к последним трагическим событиям, следует признать, что, отчасти, аналогичная ситуация наблюдалась после внезапного взрыва мины и начала массового расстрела заложников.

2. «Стадия острого психоэмоционального шока с явлениями сверхмобилизации». Эта стадия, как правило, развивалась вслед за кратковременным состоянием оцепенения, длилась от 3 до 5 часов и характеризовалась общим психическим напряжением, предельной мобилизацией психофизиологических резервов, обострением восприятия и увеличением скорости мыслительных процессов, проявлениями безрассудной смелости (особенно при спасении близких) при одновременном снижении критической оценки ситуации, но сохранении способности к целесообразной деятельности. В эмоциональном состоянии в этот период преобладало чувство отчаяния, сопровождавшееся ощущениями головокружения и головной боли, а также сердцебиением, сухостью во рту, жаждой и затрудненным дыханием. Поведение в этот период подчинено почти исключительно императиву спасения близких с последующей реализацией представлений о морали, профессиональном и служебном долге. Несмотря на присутствие рациональных компонентов, именно в этот период наиболее вероятны проявления панических реакций и заражение ими окружающих, что может существенно осложнять проведение спасательных операций. До 30% обследованных, при субъективной оценке ухудшения состояния одновременно отмечали увеличение физических сил и работоспособности в 1,5–2 и более раз. Окончание этой стадии может быть как пролонгированным, с постепенным появлением чувства истощения, так и наступать внезапно, мгновенно, когда только что активно действующие люди оказывались в состоянии близком к ступору или обмороку, вне зависимости от ситуации.

3. «Стадия психофизиологической демобилизации» — ее длительность до трех суток. В абсолютном большинстве случаев наступление этой стадии связывалось с пониманием масштабов трагедии («стресс осознания») и контактами с получившими тяжелые травмы и телами погибших, а также прибытием спасательных и врачебных бригад. Наиболее характерными для этого периода являлись резкое ухудшение самочувствия и психоэмоционального состояния с преобладанием чувства растерянности (вплоть до состояния своеобразной прострации), отдельных панических реакций (нередко» — иррациональной направленности, но реализуемых без какого-либо энергетического потенциала), понижение моральной нормативности поведения, отказ от какой-либо деятельности и мотивации к ней. Одновременно наблюдались выраженные депрессивные тенденции, нарушения функции внимания и памяти (как правило, обследованные вообще не могут сколько-нибудь ясно вспомнить, что они делали в это время но, естественно, эти пробелы затем «заполняются»). Из жалоб в этот период ведущими являлись тошнота, «тяжесть» в голове, ощущения дискомфорта со стороны желудочно-кишечного тракта, отсутствие аппетита, резкая слабость, замедление и затруднение дыхания, тремор конечностей.

4. Последующая динамика состояния и самочувствия пострадавших во многом определяется спецификой воздействия экстремальных факторов, полученными поражениями и морально-психологической ситуацией после трагических событий. Вслед за «психофизиологической демобилизацией» (при относительно высокой индивидуальной вариативности сроков) с достаточным постоянством наблюдалось развитие 4-й стадии — «стадии разрешения» (от 3 до 12 суток). В этот период, по данным субъективной оценки, постепенно стабилизировались настроение и самочувствие. Однако по результатам объективных данных и включенного наблюдения у абсолютного большинства обследованных сохранялись пониженный эмоциональный фон, ограничение контактов с окружающими, гипомимия (маскообразность лица), снижение интонационной окраски речи, замедленность движений, нарушения сна и аппетита, а также различные психосоматические реакции (преимущественно со стороны сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта и гормональной сферы). К концу этого периода у большинства пострадавших появлялось желание «выговориться», реализуемое избирательно, направленное преимущественно на лиц, не являвшихся очевидцами трагических событий, и сопровождавшееся некоторой ажитацией. Этот феномен, входящий в систему естественных механизмов психологической защиты («отторжение воспоминаний путем их вербализации»), в ряде случаев приносил пострадавшим существенное облегчение. Одновременно восстанавливались сны, отсутствовавшие в предшествующие периоды, в том числе — тревожного и кошмарного содержания, в различных вариантах трансформировавшие впечатления трагических событий.

На фоне субъективных признаков некоторого улучшения состояния объективно отмечалось дальнейшее снижение психофизиологических резервов (по типу гиперактивации), прогрессивно нарастали явления переутомления, существенно уменьшались показатели физической и умственной работоспособности.

5. «Стадия восстановления» психофизиологического состояния (5-я) начиналась преимущественно с конца второй недели после воздействия экстремального фактора и первоначально наиболее отчетливо проявлялась в поведенческих реакциях: активизировалось межличностное общение, начинала нормализоваться эмоциональная окраска речи и мимических реакций, впервые появлялись шутки, вызывавшие эмоциональный отклик у окружающих, восстанавливались сновидения у большинства обследованных. В состоянии физиологической сферы позитивной динамики и в этой стадии выявлено не было. Клинических форм психопатологии, за исключением транзиторных и ситуационных реакций, в «острый» период (до двух недель) после воздействия экстремальных факторов не наблюдалось. Основными формами транзиторной психопатологии (по ведущему признаку) у пострадавших, как правило, являются: астенодепрессивные состояния — 56%; психогенный ступор — 23%; общее психомоторное возбуждение — 11%; выраженный негативизм с явлениями аутизации — 4%; бредово-галлюцинаторные реакции (преимущественно в просоночный период) — 3%; неадекватность, эйфория — 3%.

6. В более поздние сроки (через месяц) у 12% — 22% пострадавших выявлялись стойкие нарушения сна, немотивированные страхи, повторяющиеся кошмарные сновидения, навязчивости, бредово-галлюцинаторные состояния и некоторые другие, а признаки астено-невротических реакций в сочетании с психосоматическими нарушениями деятельности желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой и эндокринной систем определялись у 75% пострадавших («стадия отставленных реакций»). Одновременно нарастали внутренняя и внешняя конфликтогенность, требующая специальных подходов.

Апеллируя к событиям в Беслане, следует признать, что тяжесть и динамика состояния пострадавших может быть существенно иной. Когда человек лишается родителей, мир пустеет, но, тем не менее, как это не горько — это соответствует обыденным представлениям и естественному ходу событий. Когда умирают дети, все краски мира меркнут, на многие годы и десятилетия, а иногда — навсегда.

Несколько слов о модификации общества. Усиление базисной тревоги и ухудшение психофизиологического состояния людей, даже находящихся в тысячах километров от трагедии — это общеизвестный факт, в основе которого лежит неизбежное психоэмоциональное включение субъекта в любое наблюдение. Стоило бы особо подчеркнуть — именно «наблюдение» (или «визуальный ряд», трансляцию которого, как представляется, стоило бы «дозировать» на фоне полного содержательного освещения событий). Неизбежное психоэмоциональное включение формирует феномен «соучастия» и последующие идентификации. Основной формой идентификации в культурном сообществе является идентификация с жертвами и пострадавшими, что предполагает необходимость широкой социальной терапии. Однако, в некоторых случаях возможна защитно-бессознательная «идентификация с агрессором» (особенно у молодых людей), что может приводить к росту правонарушений и преступности.

После подобных трагических ситуаций, как правило, усиливается сплоченность нации и одновременно люди испытывают потребность в каких-то ярких переменах, чтобы в жизни все стало честнее, благороднее, искреннее, лучше, чем было раньше, что налагает особые обязательства на представителей всех государственных органов.

Как-то в прессе был описан такой случай. Транс-атлантический рейс. В переполненном четвертом классе всю ночь галдят темпераментные латиноамериканцы. Их сосед - англичанин - вынужден выйти на палубу, чтобы отдохнуть от гвалта и духоты. Прогуливаясь в темноте, он сделал один лишний шаг и оказался за бортом. Пропажу пассажира заметили только тогда, когда он не явился на завтрак. Доложили капитану. Тот принял решение развернуть судно назад и начать поиски "человека за бортом". Поиски продолжались около двенадцати часов. И, о чудо, увенчались успехом. Англичанин не сдался, не пошел ко дну, а все это время, экономно расходуя свои силы, держался на воде. Он понимал, что шансы на спасение практически равны нулю, но все равно упрямо продолжал плыть. Самое любопытное случилось, когда его подняли на палубу. С невозмутимым видом он произнес: "Господа! Сегодня отличная погода!" После чего - рухнул без сознания.

Возможно это и обычная газетная утка, но может быть и правда. Ведь существуют документально подтвержденные примеры подобного мужества. Ален Бомбар (французский врач, биолог, путешественник) утверждал, что, даже находясь в спасательных шлюпках, большинство ее пассажиров гибнет от паники и депрессии. Их убивает не голод и жажда, а страх. Чтобы доказать, как важно сохранить самообладание и выжить в океане после кораблекрушения, он проделал смертельно опасный эксперимент. Один, на надувной лодке, без пищи и воды, пересек Атлантический океан. На веслах и под парусом проплыл 4400 километров за 65 дней. Ловил самодельным крючком рыбу, пил понемногу морскую воду, собирал дождевую. Бомбар лишился здоровья, "посадил" почки, потерял половину веса, но выжил. И написал об этом очень поучительную книгу: "За бортом по своей воле".

Как правило, человек не знает предела своих возможностей. Они проявляются только в экстремальных условиях. Часто, завзятые оптимисты и весельчаки "ломаются" быстрее, чем обычные, скромные люди. Я наблюдал этот феномен страха, пройдя многие испытания в экспедициях. Вот простой пример. В моей команде был один здоровяк и весельчак. Его характер вполне соответствовал первой фразе романа Юрия Олеши "Зависть". Роман начинается фразой: "Он поет по утрам в клозете". Этот парень тоже пел, хотя роман Олеши вряд ли читал.

Однажды, поздней осенью в Охотском море наш маленький катер попал в серьезный шторм. У отмелого берега в районе Поронайска образовалось двойное обрушение волн. На первом обрушении ныряющий бурун снес у катера хлипкую деревянную рубку, наполовину затопив сам катер. К счастью, стационарный двигатель не заглох. Я стоял на руле и не мог его оставить, так как катер неминуемо развернуло бы лагом к волне и перевернуло. Двое моих коллег в бешеном темпе отчерпывали воду. А вот третий (весельчак) забился в угол. Он плакал и молился. Ни окрики, ни отборный мат на него не действовали. Вот вам и паническая реакция.

В море мы его больше не брали. Как говорят моряки, такие люди - балласт. Причем, балласт опасный.

А.А. Бодалев

О ЧЕЛОВЕКЕ В ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ

Как известно, продвижение любого человека по жизненному пути, осуществление им своей жизнедеятельности обязательно предполагает возникновение у него на этом пути и в этой жизнедеятельности различных ситуаций, часть из которых по тем или иным причинам становится для него событиями, глубоко запечатлеваясь в его сознании и самосознании и часто влияя на его судьбу. Ситуации, которые своим содержанием и формой объективирования этого содержания резко отличаются от тех, которые обеспечивают нормальное для него бытие как индивида (сложнейшего живого существа), как личности (ядром которой выступают типичные для него отношения) и как субъекта деятельности (если это взрослый человек, прежде всего как гражданина, супруга, родителя, специалиста-профессионала), оказываются для него экстремальными.

Экстремальность их, как правило, выражается в том, что они, вторгаясь в относительно устоявшееся течение жизни человека и в ставшие привычными алгоритмы выполнения различных видов деятельности, глобально или в зависимости от сферы его бытия -парциально, с большими негативными последствиями могут сказаться на здоровье и жизненных планах человека, на его образе жизни, карьере, отношениях со значимыми для него людьми, на его общем благополучии и в крайних случаях даже вызвать его смерть.

Факторы, вызывающие экстремальные ситуации, через которые проходят люди в своей жизнедеятельности, многообразны. Прежде всего, это происходящие в природе изменения, выглядящие как большие отклонения от нормы и принимающие форму стихийных бедствий. Причиной возникновения экстремальных ситуаций в жизни людей могут быть и техногенные катастрофы. Источники, порождающие экстремальные ситуации, в которые попадают люди, могут быть и в большом социуме и выступать в виде изменений, происходящих в политике, экономике, в решении национального вопроса, в сферах образования, науки, культуры, здравоохранения, пенсионного обеспечения, в отношении к армии и др. .

Вместе с тем в большинстве случаев причины экстремальных ситуаций, в которые попадают люди, непосредственно связаны с выполняемой ими повседневно деятельностью, с их общением и с тем, что обычно составляет их быт.

В литературе, посвященной проблеме экстремальных ситуаций, распространено утверждение, что ситуации, возникающие в жизни человека и имеющие для него негативный ^ результат, подразделяются на три вида: во-первых, повседневные неприятности; во-вторых, негативные события, связанные с разными этапами жизни, например с возрастом человека, и в-третьих, это собственно экстремальные ситуации, результаты воздействия которых на человека не укладываются в рамки измерительных шкал традиционных для большинства людей неприятностей . (-< Нам представляется, что приведенная классификация имеет в определенном смысле

О формальный характер, поскольку при разработке ее проигнорировано значение той или иной Ч ситуации для отдельного конкретно взятого человека и не приняты во внимание причины О превращения именно этих ситуаций и именно для этого человека в экстремальные. А если ^ иметь это обстоятельство в виду и признаком экстремальности наделять ситуации, которые § оказываются для отдельно взятого конкретного человека предельно субъективно значимыми и предельно трудными для него и к тому же могущими иметь и в объективном, и в субъективном планах крайне негативные последствия для него, тогда классификация ситуаций получит совершенно другой вид и в разряд экстремальных попадут не только

природные катаклизмы, техногенные катастрофы, политические и экономические перевороты в обществе, войны и другие глобального масштаба события, круто изменяющие жизненные пути людей.

При таком подходе признак экстремальности приобретет, например, ситуация безответной любви для целомудренного и нравственно чистого молодого человека, после которой ему не захочется жить. Тоже экстремальной будет ситуация для страстно жаждавшего большого богатства человека и потерявшего в неудачной коммерческой операции все деньги, которые у него были. Экстремальной окажется ситуация и для кристально честной старушки, в прошлом учительницы, живущей на нищенскую пенсию и потому плохо одетой, которую заподозрили в краже в магазине, где самообслуживание, и у выхода подвергли обыску.

Ситуации отражаются, переживаются людьми как экстремальные и соответственно влияют на их поведение чаще всего после того, как они устанавливают их смысл для себя и для тех, кто для них особенно субъективно значим.

При определении смысла экстраординарной ситуации, с которой человек сталкивается, первостепенное значение для него имеет, по какой ценности его системе ценностей бьет эта ситуация (если характер ее кажется человеку негативным) или какую ценность в этой системе данная ситуация, наоборот, капитально подкрепляет, если ее воздействие представляется ему позитивным.

Очевидно, не требуется дополнительных пояснений, чтобы понять, что оценка значения ситуации зависит не только от характеристик ее, которые не скрыты, а достаточно выражены вовне, но и от установки, которая объективируется у человека при его, так сказать, действительном и субъективном вхождении в ситуацию и, конечно, от его эмоционального состояния при этом и активности и продуктивности работы его интеллекта.

Как известно, реальная жизнь изобилует случаями, когда та или иная ситуация по своей сути и по последствиям, которые она несет человеку, оказывается экстремальной для него, но явно проявляемых признаков экстремальности здесь и теперь у нее может и не быть, и, естественно, человек в подобных случаях дает неадекватную реакцию на нее.

Особенности установки, актуализирующейся у человека в каждой конкретной ситуации, также играют немаловажную роль в выявлении признаков экстремальности у ситуации, которая еще только грядет для него или в которой он уже оказался активным или пассивным участником. В зависимости от того, предваряет ли ее характер действительное содержание ожидаемой ситуации, или за ней оказывается ожидание человеком ситуации с совершенно другим, чем наступающая ситуация, содержанием, установка по-разному влияет на встречу человека с экстремальной ситуацией, мобилизуя его ум, чувства, волю на соответствующий его возможностям ответ на нее в первом случае и деморализуя и демобилизуя его во втором случае.

Эмоциональное состояние, в котором пребывает человек, столкнувшись с экстремальной для него ситуацией, - также существенный субъективный фактор, от которого зависит, как им будет "прочитана" ситуация, с которой он столкнулся, какое решение он при этом примет и как будет его осуществлять.

Понятно, например, что состояние ужаса, глубокой растерянности, подавленности, или их антипод - эйфория - это такие проявления эмоциональной сферы человека, которые ему мешают, образно говоря, во всеоружии как личности и как субъекта деятельности встретить экстремальную ситуацию и найти наилучший выход из нее.

Какой интеллект сформировался у человека к тому времени, когда он, оказавшись, так сказать, в эпицентре экстремальной ситуации, должен оценивать ее параметры, прогнозировать ее последствия и часто в условиях дефицита времени планировать действия и их реализовывать, - это среди прочих важнейший субъективный фактор, от которого зависит результат пребывания человека в экстремальной ситуации.

С одной стороны, в сферах деятельности "человек - человек", "человек - природа", "человек - техника", "человек - образы искусства", "человек - знаковые системы" накоплены знания о типичных экстремальных ситуациях, которые могут при определенном стечении обстоятельств в них возникать, и соответственно наработаны оптимальные алгоритмы

поведения человека в этих ситуациях.

С другой стороны, в повседневной жизни, тем более если она не отличается стабильностью, постоянно возникают стечения обстоятельств, порождающие ситуации, с которыми человек ранее не встречался и часть из которых оказывается для него несущей качество экстремальности.

И в подобных случаях возможны самые различные варианты реагирования людей на происходящее. Ведь чувствовать и действовать тем или другим образом заставляет нас сплошь да рядом не то, что происходит в действительности, а то, как мы думаем и относимся к этому .

Характеристика "как мы думаем" непосредственно говорит о том, насколько способны люди, выражаясь образно, "за деревьями увидеть лес", а точнее, распознать суть необычности в ситуации, с которой они столкнулись, спрогнозировать дальнейший ход событий, представить, как это скажется и на них, и на тех, кто им дорог, а также и на всем том, что входит в сферу субъективно ценного для них.

Степень оптимальности работы интеллекта людей, попавших в экстремальную ситуацию, проявится и дальше и конкретно в том, какое решение они примут и как станут действовать в этих необычных и сложных для них условиях. И конечно, как и с каким результатом сработает интеллект человека, тут обязательно, выражаясь образно, скажут свое слово и отношения, которые каждый человек в себе как личность несет. A.C. Макаренко не раз писал, что "вырвать личность из отношений невозможно, практически невозможно" , а В.Н. Мясищев, отправляясь от формулы, что "человек как личность - ансамбль отношений", в своих трудах многократно подчеркивал, что понять правильно, почему человек так, а не иначе поступил в какой-то ситуации, для этого недостаточно знать, как он мыслит, а надо непременно выяснить еще, какие отношения и как субординированные для его личности характерны. И еще он настойчиво утверждал, что поведение человека в экстремальной ситуации во сто крат лучше всяких тестов высвечивает его истинное нутро, его личностную суть . И поэтому понятно, почему при принятии людьми решения о характере действования в сложившихся обстоятельствах и при самом осуществлении действий, как правило, имеет место более или менее протяженный континуум вариантов, которые отличаются друг от друга или целями, формируемыми для себя людьми, попавшими в экстремальную ситуацию и ищущими выход из нее, или мотивами, побуждающими их реализовывать эти цели, или способами, которые они пускают в ход, двигаясь к этой цели. И все эти различия оказываются обусловленными характеристиками, в которых проявляется индивидуальность каждого из тех, кто оказался перед необходимостью искать и реализовывать приемлемый для себя выход из экстремальной ситуации.

И в самом деле, особенности функционирования познавательной сферы людей, проявление их чувств и воли, своеобразие их поведения в экстремальных ситуациях различного вида в значительной степени определяются индивидными, личностными и субъектными характеристиками, которые у каждого из них индивидуально, неповторимо успели сформироваться во временной промежуток, предшествующий возникновению на их жизненном пути той или иной экстремальной ситуации.

Вместе с тем, как правило, не происходит непосредственного прямого проявления этих особенностей, несущих, так сказать, положительный или отрицательный знак и относящихся к каждой из названных основных ипостасей человека, при встрече его с экстремальной ситуацией. Психологической инстанцией, опосредствующей актуализацию указанных особенностей в условиях экстремальной ситуации, выступает, как говорилось выше, сформировавшаяся у человека система ценностей, инобытием которой являются его убеждения, аккумулирующие в себе не только знания, но и всегда сопряженные с ними отношения.

Во время Великой Отечественной войны при неудачном прорыве из окружения, устроенного немцами под Вязьмой, генерал М.Г. Ефремов предпочел покончить с собой, чем быть пленным. В такой же ситуации под Ржевом генерал A.A. Власов не только сдался немцам, но и с их помощью создал так называемую Российскую освободительную армию,

которая стала воевать на стороне гитлеровской Германии.

В блокадном Ленинграде, во время страшного голода зимой 1941/42 года бывший завуч школы, в которой я учился, а в 41 - 42-м годах комиссар одного из ленинградских госпиталей С.И. Тупицын вместе со снабженцем и поваром госпиталя повадились воровать продукты, предназначавшиеся раненым, и были расстреляны. И в это же время и тоже в Ленинграде коммунист с дореволюционным стажем безграмотный татарин М. Максутов охранял перебрасываемые самолетами в осажденный город мизерные запасы муки для ленинградцев и умер от голода.

При разваливании Советского Союза, когда шло разворовывание богатств, созданных трудом народа, одни партократы, клявшиеся еще совсем недавно отдать все свои силы строительству коммунизма, постарались ухватить побольше общенародного добра. Другие же, а их было немало, остались верны идеалам, усвоенным ими еще в молодости, и не позволили себе последовать примеру вчерашних коллег по партии.

Представляется, что все приведенные примеры свидетельствуют о том, как сформированные в субъективном мире людей ценности и их антипод - псевдоценности, конкретизирующиеся в их убеждениях и, конечно, в отношениях, влияя на направленность функционирования мотивационной сферы каждого из них, определяют характер их поведения в экстремальных для них ситуациях.

Совершенно очевидным различием меаду людьми, попавшими в экстремальную ситуацию, выступает и степень сформированности у них воли, проявляющаяся в выраженности способности сохранять присутствие духа в этой ситуации, не позволять себе, как говорят в народе, сломаться и целеустремленно и настойчиво искать достойный в нравственном отношении и продуктивный по результатам выход из создавшегося положения.

В последние двенадцать лет для значительной части населения России возникла предельно трудная ситуация: отсутствие работы, невыплаты зарплаты, материальные сложности с поступлением и обучением в вузах, фактическая ликвидация бесплатного медицинского обслуживания, низкие пенсии, резкое уменьшение финансирования науки, армии и др. Люди фактически были поставлены в ситуацию борьбы за выживание. У весьма большой части их не оказалось достаточных для этой борьбы физических и духовных сил. И как результат - очень заметный по сравнению с предыдущим временем рост числа самоубийств и еще более явное возрастание числа нервно-психических заболеваний. Этим случаям, когда человек прекращает борьбу за выживание или когда он, наоборот, активно противостоит крайне негативным обстоятельствам, которые вторгаются в его жизнь, объяснение в ключе психофизиологии попытались дать Б.Г. Ананьев и его ученики .

Продуктивность поведения человека как субъекта в условиях экстремальной ситуации и результативность его деятельности, направленных на поиск и осуществление успешного выхода из нее, зависят не только от того, какой "сплав" образуют при решении им задачи по преодолению экстремальной ситуации имеющиеся у него качества личности и его способности и какой уровень решения этой задачи сами по себе они могут обеспечить.

Как показали исследования, проведенные Б.Г. Ананьевым и его учениками, этот уровень решения и его осуществление определяются еще и тем, какой силы энергетический потенциал несет в себе организм человека. У одних людей он бывает очень высоким, у других слабым, а у третьих на высоком уровне проявляется лишь эпизодически.

Сам Б.Г. Ананьев, обозначая сущность названного энергетического потенциала, ввел в научный оборот понятие "жизнеспособность" и, опираясь на большой массив данных, убедительнейшим образом доказал, что как в ситуациях, максимально благоприятных для выхода человека на высокие для него достижения, так и в ситуациях экстремальных, которые не только препятствуют таким достижениям, но сплошь да рядом побуждают человека, так сказать, переставать быть таким, каким привыкли его видеть и окружающие его люди, и он сам себя, проявляется не одно какое-то свойство а весь комплекс свойств его, включая и жизнеспособность. Только, естественно, в первом и fio втором случаях структурироваться они будут по-разному, изменится роль одних относительно других, по-новому сложатся отношения доминирования и подчинения, по-иному проявится выраженность каждого

качества в структуре.

И по параметру интенсивности, и по другим своим характеристикам претерпевает изменения и жизнеспособность. Особенно происходящие в ней изменения негативного порядка отчетливо просматриваются, когда человек находится в состоянии депрессии.

Как известно, жизнеспособность - исходный компонент общей трудоспособности человека, влияющий на конкретные особенности его работоспособности, активность интеллекта, уровень волевого усилия, эмоциональную выносливость, устойчивость установки на реализацию отставленной далеко во времени цели и др.

И показатели этих психических проявлений становятся хуже, когда у человека понижается энергетический потенциал при переживании им состояния депрессии, - это факт очевидный. Достаточно вспомнить для подтверждения справедливости этого утверждения состояние В. Маяковского, М. Цветаевой или А. Фадеева перед их гибелью, которой предшествовали индивидуально-своеобразные для каждого экстремальные ситуации.

Вместе с тем было бы ошибочно думать, что экстремальная ситуация, которая вторгается в ставшее привычным для человека течение его жизни, порождает, снижая его жизнеспособность, только такой предельно негативный результат. В приведенных примерах все предшествующие экстремальные ситуации, которых, как явствуют биографии названных наших соотечественников, в их жизни было предостаточно, суммировавшись, превысили порог эмоциональной выносливости и резко ослабили их способность сопротивляться жизненным невзгодам.

Но, как свидетельствуют факты, которые дает нам действительность, возникшая в жизни экстремальная ситуация, наоборот, может помочь человеку лучше увидеть смысл своей жизни и мобилизовать его на борьбу, направленную на реализацию этого смысла, воплощаемого в масштабно большой цели.

Например, в семье Ульяновых в Симбирске случились два трагических события: скоропостижно скончался глава семьи И.Н. Ульянов, а в Петербурге был казнен за участие в подготовке цареубийства его старший сын - студент университета Александр Ульянов. Блестяще оканчивающий гимназию второй сын Ильи Николаевича - Володя Ульянов мог избрать для себя будущее преуспевающего юриста, но он предпочел ему тернистый путь революционера - непримиримого борца с царской Россией, который привел его, как мы знаем, к Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года. Или летчик-истребитель А. П. Маресьев после одного из боевых вылетов во время Великой Отечественной войны лишился ступней ног. Все считали, что впереди у него только инвалидность. Но он принял решение вернуться в строй боевых летчиков. И как известно, преодолев множество препятствий, А. Маресьев снова начал летать и сбивать вражеские самолеты.

Приведенные примеры, а окружающая действительность богата подобными им случаями, свидетельствуют о том, что физические возможности людей, отношение к разным сторонам действительности, включая и их самих, их деятельностный опыт, сплавленные в их индивидуальности, всегда сказываются на том, как они входят в экстремальную ситуацию, пребывают в ней и из нее выходят.

Если абстрагироваться от, так сказать, промежуточных вариантов реагирования людей на экстремальные ситуации и сосредоточить внимание на анализе психологической изнанки этого реагирования, как она дает себя знать у так называемых крайних типов, то выявляется следующая картина.

Не очень часто жизнь все же сводит нас с типом людей, которые на всех этапах экстремальной ситуации проявляют себя активно созидательно. На такую общую характеристику в их поведении в условиях экстремальной ситуации работает их оптимистическое мировоззрение, ответственность за свои действия и действия других, реалистическое отражение жизни, высокая мотивация достижения. Они познают экстремальную ситуацию в контексте других проявлений действительности, которые повлияли на ее появление, и в широком многообразии ее характеристик. Говоря о последней особенности отражения ими экстремальной ситуации, важно отметить наличие у них повышенной чувствительности к незамеченным большинством людей характеристикам этой

ситуации, безусловно, более успешно искать и находить из нее выход. В случаях, когда этот "выход" все же оказывается неудачным, они не опускают рук, не теряют веру в себя, а еще раз оценивая все стороны экстремальной ситуации и причины, породившие ее, ведут целенаправленный поиск решения проблемы .

Столь же очевидной личностной характеристикой человека, которая конструктивно влияет на его поведение в целом и на отдельные действия в условиях экстремальной ситуации, является его уверенность в себе и непосредственно связанная с ней самооценка.

Стойкое состояние неуверенности в себе, низкая самооценка человека делают его неспособным собраться на действительное преодоление экстремальной ситуации, обрекая его на пассивность, мешают ему быть стратегом в смысле планирования и осуществления своих действий на более длительный срок в расчете на получение кардинально значимого результата при устранении негативных последствий экстремальной ситуации. И наоборот, высокая и стойкая уверенность в себе и такая же самооценка помогают человеку не пасовать перед трудностями и не пугаться непоправимо неожиданностей, которые часто присутствуют в экстремальных ситуациях, а максимально активно переосмысливая нажитый опыт и мобилизуя свой интеллект и волю, находить решение, так сказать, снимающее после его осуществления характеристику экстремальности с ситуации, в которой пришлось человеку действовать.

Создатель оперных шедевров "Тангейзера", "Лоэнгрина", "Тристана и Изольды", "Мейстерзингера" и неповторимо грандиозного "Кольца Нибелунгов" гениальный Рихард Вагнер не раз был банкротом и, что называется, падал на самое дно жизни, но уверенность в себе в сопряжении с другими качествами, о которых шла речь выше, помогала ему вновь и вновь выбираться из экстремальных ситуаций, в которые он время от времени попадал, и подниматься на новую, более высокую ступень в своем творчестве.

И этот, и другие подобные случаи свидетельствуют о том, что особенно часто названные качества как устойчивые черты их личности просматриваются у людей, причисленных последующими поколениями к великим или выдающимся. Многие из них, проходя свои жизненные пути, попадали, без преувеличения, в крайне сложные экстремальные ситуации и тем не менее выходили из них победителями.

Сила противостояния крайне неблагоприятным обстоятельствам, составлявшим суть этих ситуаций и мешавшим им осуществлять главные для каждого из них цели жизни, была удивительно мощной. И мотивационная включенность, и вовлеченность в дело всей жизни у этих людей были столь сильными, что они не допускали даже сомнения в возможности достижения ими результата, к которому они были устремлены. И запредельные для обычных людей препятствия, возникавшие на их пути, они не воспринимали как проявление злого рока или удары судьбы, а как естественные, рождаемые жизнью прсЙлемы, которые надо целенаправленно решать, мобилизуя всего себя }