Как рассказать детям о втором дне творения. Воскресная школа - уроки для детей до трех лет - творение

Посмотрите вокруг, мои дорогие друзья. Вы увидите людей, дома, горы, леса, камни, деревья, красивые цветы, лошадей, собак, птиц, жуков, бабочек. Если поднимете глаза вверх, то увидите над собой огромное голубое небо и приветливое солнышко. Мир так разнообразен, что не хватит и нашей жизни, чтобы назвать все, что находится в нем.

Но было время, когда не было ни людей, ни животных, ни деревьев, ни камней, ни неба, ни самой земли. Был только один Милосердный Бог. Он захотел, чтобы появился весь этот чудесный мир.

Сначала Бог создал Ангелов. Вы знаете, что у каждого из нас есть душа, которая живет в нашем теле. У Ангелов тоже есть душа, но нет тела. У нас душа грешная, у Ангелов - чистая.

Потом сотворил Бог землю. Не сразу явилась земля в том виде, в каком вы ее теперь видите. Сначала она была пуста и везде была страшная темнота, и над водою носился Дух Божий.

В первый день создал Бог свет. Светло сделалось на земле, наступил ясный, светлый день. И назвал Бог свет днем, а тьму - ночью.

Во второй день создал Бог твердь, и появился обширный небесный свод, который вы видите над собой. И назвал Бог твердь небом.

В третий день Господь Бог повелел, чтобы вода на земле собралась в особенные места (ручейки, реки, озера, моря, океаны), а вокруг воды появилась суша. И стало так. Но земля была еще похожа на пустыню. Если бы вы нигде не видели ни одного зеленого листочка, ни цветочка, ни одного дерева - то было бы очень некрасиво и скучно. И вот в третий день Милосердный Бог сказал: "Да произрастит земля травы, цветы, деревья и другие растения. И пусть каждое растение имеет семена для того, чтобы могли от них вырастать новые растения". И стало так: в ту же минуту на земле поднялись травы, зацвели цветы, выросли деревья со вкусными плодами. На земле стало и красивее, и веселее, чем было сначала.

В четвертый день Бог сказал: "Пусть явятся на тверди небесные светила, которые освещали бы землю, по которым можно было бы отличить день от ночи, считать дни и месяцы и различать времена года". И создал Бог звезды и два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью. Тотчас же заблистали на небе бесчисленные звезды, появились солнце и луна. Теперь стало очень красиво на земле: цвели цветы, журчали ручейки, по синему небу плыли белые облака, а над всей этой красотой сияло огромное солнце. Только ни одна птичка еще не летала в воздухе, не было видно ни бабочек на цветах, ни божьих коровок на листиках. Ни один червячок не полз по земле, и в озерах и речках не плавала ни одна рыбка.

В пятый день сказал Бог: "Пусть в воде живут рыбы и другие существа, а по воздуху летают птицы". Так и стало. Большие и маленькие рыбы заплавали в реках и морях: окуни, щуки, сельди; появились огромные киты. Запрыгали лягушки, поползли раки. На поверхности воды заплавали гуси и утки; множество других птиц наполнили небо и землю.

В шестой день Бог сотворил всех остальных животных и зверей. "Пусть произведет земля зверей земных по роду их", - сказал Бог. И стало так: по слову Божию явились животные, каждого рода по паре, чтобы они могли размножаться.

Вот теперь-то на земле стало хорошо и весело. В земле ползают червячки, по песку и траве бегают разноцветные жуки, на цветах сидят пчелы, шмели, бабочки. Здесь бежит мышь, там ползет еж. Здесь сидит собака, там кошка. Здесь мычит корова, там щиплет траву овечка. Здесь скачет заяц, там олень. Здесь лежит на траве лев, там стоит огромный слон и помахивает своим толстым хоботом. Везде поют, жужжат, пищат, мычат. Все радуются своей жизни и восхваляют Милосердного Бога, Который создал их. И Бог милостиво взирал на все Свое творение, которое действительно было очень хорошо.

Перепечатано из книги: Библия для детей. На основе текста прот. А.Соколова. СПб., 2006.

Книгу свт. Феофана читал, мне она очень нравится.

В святоотеческом богословии теория времени, соотношения времени и вечности тоже разрабатывалась, например, у прп. Максима Исповедника. Но вот осмысления в контексте современной науки пока явно недостаточное.

Я думаю, это просто приведет к тому, что ребенок не будет верить Писанию. В самом деле, если от каких-то непонятных построений, которые к тому же еще и со временем меняются, нужно корректировать понимание Церкви, то где гарантия, что такого не будет и в другом месте?

"Я думаю, это просто приведет к тому, что ребенок не будет верить Писанию".

Мне кажется, это в корне неправильная установка: содержание ребёнка в невежестве, на средневековом уровне знаний, "кабы чего не вышло". В основе этой установки - неверие в человека (с чего это Вы боитесь, что если Вы дадите ребёнку знания, то он перестанет верить Писанию?), а в конечном счёте - неверие в Бога. Если я верю, что Бог - это истина, то я уверен в том, что знания в конечном счёте должны приводить к Богу.

Речь не идёт о корректировании понимания Церкви, речь идёт о нашем собственном понимании того, чему же учит Церковь и святые отцы. Одно дело - просто заучить, что в какой день сотворено, другое - сделать так, чтобы это действительно стало органической частью твоей жизни.

Добавление. Во времена святых отцов тоже можно было сказать: "Да зачем нам эта языческая философия? Там столько всего вредного и противного Писанию! Разве Библия не самодостаточна? Читай Библию, ходи в храм, причащайся и будешь спасён!" Первоначально именно такая точка зрения и была, первые греческие христиане стали отказываться от античной философии.

Но святые отцы совершили не только духовный, но и интеллектуальный подвиг - переработали понятийный аппарат античной языческой философии, выкинули то, что противоречило христианству, и поставили его на службу христианству, сформулировали на языке этой философии богословие. Так что сейчас поступить по-святоотечески - это так же переработать накопленные к настоящему моменту научные данные и научно-философский понятийный аппарат, осмыслить их в христианском ключе, чтобы они служили укреплению веры и способствовали духовной жизни, как в своё время античная философия.

Edited at 2013-05-08 06:24 (UTC)

>> Мне кажется, это в корне неправильная установка: содержание ребёнка в невежестве, на средневековом уровне знаний, "кабы чего не вышло". В основе этой установки - неверие в человека (с чего это Вы боитесь, что если Вы дадите ребёнку знания, то он перестанет верить Писанию?), а в конечном счёте - неверие в Бога.

Зачем верить в людей. Я думаю ни верить в, ни надеяться на людей нельзя. При этом становится возможным их любить.

>> Если я верю, что Бог - это истина, то я уверен в том, что знания в конечном счёте должны приводить к Богу.

Знание само по себе не сила, про это уже было в Быт. 3: "И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно при­ятно для глаз и вожделен­но, по­тому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.".

>> Учение Церкви вечно и неизменно, но разные народы и разные эпохи понимают и формулируют его на своём языке. Так, святоотеческое богословие было сформулировано на языке своей эпохи - языке античной философии. Таким образом святые отцы сделали истины христианства понятными многим людям, помогли людям осознать веру как своё личное, как органическую часть своей жизни (а не просто механически что-то заучить). А язык, на котором мыслит современный человек - это язык новоевропейской философии и науки.

Так они прямо противоречили тогдашней философии. Не зря же святитель Василий Великий говорит, что отрицание буквальности Шестоднева -- стыд за благоветвование, а святитель Феофил Антиохийский в послании к язычнику много места отводит для опровержения "мириадов" лет кого-то из философов. Это видимо и тогда был настоящий скандал.

А так я и предлагаю выкинуть из науки все эти миллиарды лет.

"Зачем верить в людей. Я думаю ни верить в, ни надеяться на людей нельзя".

Я имею в виду ту веру, о которой говорил Тертуллиан: каждая душа в глубине своей - христианка. Т.е. человек по своей природе вообще-то склонен к добру. Он может оступаться, но стремится к добру. Поэтому с чего это человеку отказываться от веры в Бога? Только если она для него не кажется убедительной. Например, если он, глядя на верующих, не видит в них какой-то святости. Или если всё, что могут предложить ему верующие - это не живая вдохновляющая картина, а просто совокупность догматов, которые они и сами не понимают.

"Знание само по себе не сила"
Но если Бог истинен, то любая другая (частичная) истина не может от Него уводить. Если человек честно и грамотно проводит научное исследование, изучает природу, то почему это должно отвести его от Бога? Если Вы сомневаетесь в бытии Бога, то да, Вы должны всячески ограничивать ознакомление человека с научными результатами, философскими системами и т.д.: а то ведь возьмёт да и поймёт, что Бога на самом деле нет. А если уверены в Его бытии, то наоборот должны всячески поддерживать: чем больше человек думает, чем больше он интеллектуально и культурно обогащается, тем лучше он осознаёт абсолютную Истину, всё больше удостоверяется в Нет.

"Так они прямо противоречили тогдашней философии".
Противоречили, скажем так, религиозным мотивам в античной философии. Какому-нибудь учению о самозарождении мира или ещё чему-нибудь такому. А интеллектуальные наработки - понятийный аппарат философии (сущность, явление, бытие, атрибут, отношения между ними и т.д.), законы мышления и т.д. взяли на вооружение.

Так и сейчас выкинуть надо религиозные атеистические мотивы типа того же самозарождения мира, а экспериментальные данные и интеллектуальные наработки, в том числе математические модели, объясняющие экспериментальные данные - оставить и осмыслить.

Нина Юрочкина
Занятие «Наш удивительный мир. Бог. Его существование. Сотворение мира и человека»

Программное содержание :

Сформировать первичное представление о Боге, познакомить с историей сотворения мира и человека . Развивать мышление, внимание.

Воспитывать в детях эмоциональную отзывчивость, интерес ко всему живому через познание православной культуры.

Методические приемы : Беседа. Рассматривание Библии. Рассказ.

Демонстрация иллюстрационного материала. Практический метод (организация продуктивной деятельности) .

Оборудование : репродукции, детские журналы, иллюстрации по теме, Библия (детская) ; листы бумаги, краски акварельные. Словарная работа : Бог, Библия, Адам, Ева, рай.

Предварительная работа : чтение Библии, рассматривание иллюстраций.

Ход занятия:

Сияет солнце, воды блещут,

На всём улыбка, жизнь во всём.

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом.

Поют деревья, блещут воды,

Любовью воздух растворён,

И мир, цветущий мир природы,

Избытком жизни упоён.

Ф. Тютчев

Дети, оглянитесь вокруг себя, посмотрите в окошко. Что мы видим?

Дома, цветы, деревья, небо.

Представьте себя на лугу. Над нами высоко раскинулось шатром голубое небо с белыми облаками. А на земле зеленая травка, усеянная дивными цветами. Среди травы слышно стрекотание кузнечиков, порхают над цветами мотыльки, бабочки, летают труженицы-пчелки. А земля словно большой красивый ковёр. А вот мы в лесу. Представили? Что же там вы можете увидеть?

Разные деревья, кустарники.

Дети перечисляют.

А зверей?

Перечисляют.

Молодцы. А теперь давайте путешествовать дальше. Вот мы на море. И даже подводная лодка у нас есть. Что же мы увидим под водой, знаете?

Рыб, медуз, водоросли.

Море величественно и имеет свой огромный и богатый подводный мир живых существ . А если мы сядем на самолёт и взлетим высоко в небо? Увидим горы, их вершины. И там нас ждёт необыкновенная красота. Вверху холодно, и на высоких горах лежит снег, а внизу, где теплее, мы снова увидим множество зверей, птиц, красивые деревья. Чуден мир, окружающий нас. Всё в мире наполнено жизнью. Разве мы сможем сосчитать все-все растения и животных? Они везде : и на суше, и в воде, и в воздухе, и в земле, и даже глубоко под землёю. Всё, что мы сегодня с вами назвали - всё это природа. И человек тоже часть природы .

Откуда же всё это появилось? В царстве природы мы встречаем такую красоту, столько всего разного и сложного! Неужели всё это могло возникнуть случайно, просто так? Давайте подумаем вместе. И даже проведём с вами наблюдение : возьмём лист белой бумаги, возьмём карандаши. Вы будете рисовать, а я нет. Буду сидеть, смотреть вокруг и ничего не делать. Скажите, что-нибудь появится у меня на листе?

А почему?

А Вы ничего не делали, не трудились.

Правильно. А если мы с вами кубики с буквами будем бросать на пол, само по себе слово сложится?

Нет, подумать и написать надо.

Но наши рисунки, слова и многое другое, что делает человек , не сравнится с удивительной природой ! Мир возник не сам по себе. Кто-то должен был его создать, причём создать с большой любовью. Кто-нибудь из вас знает, кто это?

Да. Всё это сотворил Бог . Вот мы с вами и произнесли самое главное и великое слово. Мир есть творение Божие. И всё, что мы сегодня вспоминали, всё это создано Богом. И человек тоже творение Божие . Человеку Бог поручил хранить красоту, что нас окружает. Как вы думаете, как же человек должен относиться к природе?

Дети отвечают.

Да, нам надо беречь нашу Землю. Поддерживать порядок, быть добрыми к животным, ухаживать за растениями. Не забывайте, всё на земле создано Богом. Вся природа - это чудо!

Пусть же она сохранится и для тех, кто будет жить после вас.

Бог - бестелесный и невидимый Дух. Бог не имеет такого тела, как у нас. Поэтому мы Его не видим. Нас же Бог всегда видит. Он везде с нами.

«В начале сотворил Бог небо и землю . Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою».

Простыми словами можно сказать так :

«Сначала не было ничего. Темнота над пустотой, и только Дух Божий носился над всем.»

«И сказал Бог : да будет свет. И стал свет».

Вообразите себе, что ничего нет. Закройте глаза, прикройте уши : ничего нет. И вдруг свет. Откройте глаза. Мы видим всё, что окружает нас.

«И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы» . Это и был первый день мира .

Во второй день по слову Бога появилось наше небо (облака и воздух) .

В третий день вода собралась в местах, указанных ей Богом, - получились моря, озёра, реки, а освободившаяся от воды земля, по слову Божию, покрылась растениями.

В четвёртый день Господь украсил небо Солнцем, Луной и звёздами.

В пятый день Бог создал рыб и птиц, а в шестой - были сотворены разные звери .

Земля ожила, было очень красиво. Только вот ухаживать за землёй ещё было некому. И, когда весь мир был уже готов, Бог создал первых людей. Как, спросите вы. Сначала Бог сотворил мужчину . Чтобы оживить его, вдунул в него дыхание жизни - бессмертную душу. Потом сотворил и первую женщину . Мужчину Бог назвал Адамом, женщине дано было имя Ева. Все на земле подготавливалось Богом для человека . Именно человек стал самым замечательным Божиим творением. И только человеку Бог дал бесценный дар - душу, которая никогда не умирает .

Бог хотел, чтобы Адам и Ева и их дети берегли землю, заботились о ней и радовались жизни вместе с Ним.

Поэтому и мы с вами, далёкие - предалёкие потомки первых людей, должны заботиться о мире, сохранять и беречь его. И это будет нашей первой службой Богу.

К седьмому же дню Бог совершил дела свои и в этот день ничего не творил. И нам, людям, Он заповедал один день в неделю, сейчас это день воскресный, не работать, а посвящать его на служение Богу и людям. Этот день стал праздником.

Вот так постепенно за шесть дней (шесть периодов времени) Бог чудесно сотворил наш прекрасный мир и человека . Как же мы должны быть Ему благодарны. Послушайте стихотворение Ф. Глинки «Чувство умиления» :

Кто бросил звёзд на небо мириады

И каждой повелел как бриллиант светить? –

Кто зиждит, кто хранит людей и грады,

И сердцу кто способность дал любить?

О, как Он благ, Непостижимый".

А нам что ж делать для него? -

Благоговеть пред Ним, хоть Он - очам незримый,

И сердце в дань отдать ему своё!

Действительно, лучшим подарком от нас Богу будет любовь нашего сердца к Нему и жизнь по Его законам. Согласны?

Есть ещё простая молитва благодарности Богу и Его прославления : «Слава Тебе, Боже, Слава Тебе» .

А что же произошло с первыми людьми? Они были поселены Богом в прекрасном саду, который назывался рай. Все животные подчинялись человеку . Питались люди плодами с деревьев. Любовались прекрасными цветами, ухаживали за садом. А главное - всегда общались с Богом, как дети с отцом.

Задание детям (для закрепления) .

Бог сотворил мир так , что на многих растениях растут вкусные плоды, которые люди употребляют в пищу. Предлагаю вам нарисовать, какие, по вашему мнению, три самых вкусных плода дал Бог в пищу людям.

Публикации по теме:

Занятие-беседа «Тело человека» «Есть такая профессия- врач» В настоящее время понятие здоровый образ жизни детей становится все более актуальным, ведь малоподвижный образ.

Интегрированное занятие «Цветы в жизни человека» Цель: раскрытие душевных качеств ребенка. Задачи: - Показать какую роль играют цветы в жизни человека. - Развивать эстетические чувства.

Интегрированное итоговое занятие во второй младшей группе «Этот удивительный подводный мир» Интегрированное итоговое занятие «Этот удивительный подводный мир» Цель: Создание условий для воспитания экологической культуры и развития.

Комплексное итоговое занятие группе «Существование живого на Земле» Цель: систематизировать знания детей о живой природе на планете Земля. Составить эволюционную лестницу в виде схематической модели и определить.

Конспект урока окружающего мира в третьем классе «Роль воды в жизнедеятельности человека, ее свойства» Конспект урока окружающего мира в 3 классе