В какой части листа находится столбчатая ткань. Клеточное строение листовой пластины

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема урока: Клеточное строение листа

Ответим устно на вопросы: Что такое лист? Какие функции выполняет лист? Какие листья называются черешковые, а какие - сидячие? Чем простые листья отличаются от сложных? Что такое жилка? Какие виды жилкования вам известны? Какое жилкование характерно для однодольных растений, приведите примеры? Какое жилкование характерно для двудольных растений, приведите примеры? Работа по слайду Определить сложные и простые листья. Определить жилкование листьев. Выполнение теста по вариантам Вспомним материал прошлого урока:

Определите простые и сложные листья. Подпишите их Определите и подпишите типы жилкования листьев

Ответы к первому варианту: 1) б; 2) а; 3) б; 4) б; 5) в. Ответы к второму варианту: 1) в; 2) б; 3) а; 4) а; 5) а. Проведем взаимопроверку теста:

Мы познакомились с внешним строением листьев. Сегодня мы познакомимся с внутренним строением листьев. Внимание вопрос: для чего нужно и важно изучение микроскопического строения листа?

Изучить строение кожицы листа; Изучить строение мякоти листа; Изучить строение жилок листа. Сегодня мы продолжим изучение листа, познакомимся с внутренним (микроскопическим) строением листа. Перед нами три задачи:

Вопросы классу: Давайте вспомним, какое строение имеет растительная клетка? Почему листья имеют зеленую окраску? Чтобы изучить микроскопическое строение зеленых листьев воспользуемся сначала текстом учебника стр.37, а затем микроскопом. Прочитаем статью «Строение кожицы», рассмотрим рис.29 и рассмотрим поперечный срез листа камелии под микроскопом.

На микропрепарате находим рисунок поперечного среза листа камелии. Сверху и снизу лист покрыт кожицей.

Расскажите, как устроена кожица? Какой тканью она образована? Какое очень важное образование кожицы изображено на рисунке? Какие функции выполняет оно? Найдите на микропрепарате межклетники. Каково их значение?

Устьице (устьичный аппарат) состоит из двух зеленых замыкающих клеток, так как в замыкающих клетках находятся хлоропласты. Основная функция устьиц – это процесс испарения воды растением, который получил название транспирации. В основе транспирации лежит физический процесс испарения. Интенсивность транспирации регулируется с помощью устьиц. Внимание вопрос: состояние и количество устьиц зависит от соотношения различных факторов. Подумайте каких? Прочитаем статью «Строение мякоти листа» стр.38, рассмотрим рис.30 и еще раз рассмотрим поперечный срез листа камелии под микроскопом.

Второй вопрос нашего урока – строение мякоти листа. Сейчас познакомимся со строением клеток мякоти листа.

Пользуясь изображением на микропрепарате и рис. 30 на стр. 39 учебника, объясните строение клеток мякоти (основной ткани) листа. Обратите внимание на количество хлоропластов в клетках столбчатой и губчатой тканей. Чем это вызвано?

Прочитаем статью «Строение жилок листа» стр.38-39 , рассмотрим рис.30 и ответим на следующие вопросы: Что такое жилка? Какое строение имеют жилки? Какие функции выполняет жилки в связи со строением? Третий вопрос нашего урока – это строение жилок.

Какое строение имеют клетки кожицы листа? Какую функцию они выполняют? Какое строение имеют замыкающие клетки устьиц? Какую функцию выполняют устьице Каково строение клеток столбчатой ткани? Какова роль межклетников? Какова роль жилок? Что мы узнали сегодня на уроке:

Лист сверху покрыт….. На нижней стороне листа расположены….. Мякоть листа состоит из ….. Жилки состоят….. Какой тканью образованы сосуды и ситовидные трубки….. Дополните предложения:

Главная функция листа – фотосинтез; Фотосинтез происходит в кожице; Устьица находятся в основном на верхней стороне кожицы; Мякоть листа образована столбчатой и губчатой тканью; Жилки – это проводящие пучки листа; По сосудам передвигаются растворы органических веществ. Выберете правильные утверждения:

Домашнее задание: п-ф7, выполнить задание № 29 в рабочей тетради.


Побег - это надземная часть растения. Вегетативный побег закладывается в процессе развития зародыша, в котором он Представлен почечкой. Почечка - это стебелек и листовые зачатки, может считаться первой почкой растения.

Почка - это зачаточный побег, из нее весной вырастают новые побеги. Различают верхушечные, пазушные, (расположены в пазухах листьев) и придаточные почки. Придаточные почки образуются за счет деятельности камбия и других образовательных тканей в разных местах - на корнях, стеблях, листьях. Участок стебля, от которого отходят лист и почка называется узлом. Участок стебля между соседними узлами - междоузлие.

Осевая часть почки - короткий зачаточный стебель, на нем - зачаточные листочки. В пазухах зачаточных листьев можно обнаружить мелкие зачаточные почки. Из вегетативной почки развивается вегетативный побег, а из генеративной - генеративный побег с зачатками цветка или соцветия. Различают почки голые и защищенные кожистыми чешуями.

Лист

Лист - плоский боковой орган побега.

Внешнее строение листа . У двудольных растений лист состоит из плоской расширенной пластинки и стеблевидного черешка с прилистниками. Для листьев однодольных, растений характерно отсутствие черешков, основание листа, у них расширено, во влагалище, охватывающее стебель. У зЛаков влагалищем покрыто все междоузлие: Листья двудольных растений бывают простые и сложные. Простые листья имеют одну листовую пластинку, иногда сильно расчлененную на лопасти. Сложные листья имеют несколько листовых пластинок с выраженными черенками. Перистосложные листья имеют осевой черешок, по обе стороны которого расположены листочки. Пальчатосложные листья имеют листочки, отходящие веером от верхушки основного черешка.







Внутреннее строение листа. Снаружи листа находится кожица из бесцветных клеток, покрытая воскоподобным веществом - кутикулой. Под кожицей расположены клетки столбчатой паренхимы (палисадная ткань) , содержащие хлорофилл. Глубже находятся клетки губчатой паренхимы с межклетниками, заполненными воздухом. В паренхиме расположены сосуды проводящего пучка. На нижней поверхности листьев кожица имеет устьичные клетки, участвующие в испарении воды. Испарение воды происходит для предотвращения перегрева листа через устьица эпидермы (кожицы). Этот процесс называется транспирацией и обеспечивает постоянный ток воды от корней к листьям. Скорость транспирации зависит от влажности воздуха, температуры, света и т.д. Под воздействием этих факторов меняется тургор замыкающих клеток устьиц, они замыкаются или смыкаются, задерживая или усиливая испарение воды и газообмен. В процессе газообмена в клетки поступает кислород для дыхания или выводится в атмосферу в процессе фотосинтеза.







Клеточное строение листа

Часть листа

клетки

ткани

функции

Кожица листа (эпидермис)

Клетки прозрачные, плотно прилегают друг к другу

Устьичный аппарат состоит из:

А) парные замыкающие клетки бобовидной формы

Б) устьичная щель между ними

покровная

Защита от физических воздействий

Защита от бактерий и высыхания

Пропускает солнечный свет

Испарение

Газообмен

Мякоть листа

1)столбчатая (палисадная)ткань состоит из плотно прилегающих друг к другу зеленых клеток

2_ губчатая ткань состоит из рыхло расположенных клеток, между которыми есть межклетники

Основная, фотосинтезирующая

Фотосинтез

Фотосинтез

Газообмен

транспирация

Жилки листа - это проводящие пучки

1) Сосуды- это мертвые клетки

2) Ситовидные трубки- это живые клетки с отверстиями в виде сита

3) Волокна – это мертвые вытянутые клетки с острыми концами, с одревесневшими оболочками

Проводящая

Проводящая

механическая

Проводят воду иминеральные вещества снизу вверх

Проводят органические вещества сверху вниз

Придают листу гибкость и прочность, упругость

Видоизменения листьев:


усики - служат для закрепления стебля в вертикальном положении; иглы (у кактуса) играют защитную роль;
чешуйки - мелкие листочки, потерявшие свою фотосинтезирующую функцию;
ловчий аппарат - листья снабжены столбчатыми железами, выделяющими слизь, которая используется для захвата мелких насекомых, попавших на лист.
колючки

Урок биологии в 6 классе. «___» ________________ 20_____ г.

Клеточное строение листа.

Цель. Способствовать формированию представления о клеточном строении листа; создать условия для формирования умений определять взаимосвязь строения листа с выполняемой функцией.

Обучающие. Дать представление учащимся о клеточном строении листа; показать зависимость строения листьев от условий произрастания.

Развивающие. Развивать умение работать с полученной информацией, анализировать, сравнивать, делать выводы; устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитательные. ; воспитывать интерес к природе, эстетическое чувство.

Планируемые результаты.

Предметные.

Обучающиеся узнают: строение и функции кожицы листа, роль устьиц в жизни растений, строение устьиц, особенность строения столбчатой ткани, характерные признаки губчатой ткани, строение проводящих пучков жилок листа; определять понятия: «кожица листа», «устьица», «хлоропласты», «столбчатая ткань листа», «губчатая ткань листа», «мякоть листа», «проводящий пучок», «сосуды», «ситовидные трубки», «волокна», «световые листья», «теневые листья».

Обучающиеся научаться: выявлять и объяснять закономерности зависимости клеточного строения листа от среды обитания.

Метапредметные.

Познавательные УУД: сформировать умение анализировать и оценивать информацию; владеют умением адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сформировать умение строить логическое рассуждение; сформировать умение владеть смысловым чтением.

Коммуникативные УУД: сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре); слушать товарища и обосновывать свое мнение; выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД: сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока);

сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки; выражать свои мысли и идеи.

Личностные.

Проявление ответственного отношения к учению, готовность сотрудничать товарищами в процессе овладения знаниями, развитие устойчивых познавательных интересов.

Ход урока.

Орг. момент.

Актуализация знаний.

Фронтальный опрос.

Что такое лист?

Какие функции выполняет лист?

Чем простые листья отличаются от сложных?

Как можно по жилкованию определить принадлежность растения к однодольным или двудольным?

Индивидуальная работа.

Биологический диктант. (слайд2)

1. Наземный орган, улавливающий солнечный свет.

2. Уплощенная часть листа.

3. Узкая стеблевидная часть листа.

4. Листья, у которых одна листовая пластинка.

5. Жилкование листьев, при котором жилки расположены параллельно одна другой.

6. Жилкование листьев, при котором жилки многократно ветвятся и образуют сплошную сеть.

7. Листья с несколькими листовыми пластинками на общем черешке.

Из предложенных объектов отберите листья: (слайд 3)

А) сложные

Б) с черешком

В) с параллельным жилкованием

Г) простой лист

Д) простой лист с сетчатым жилкованием

Е) дуговое жилкование

Ж) без черешка.

Изучение новой темы.

На прошлом уроке мы с вами говорили о внешнем виде и строении листьев. Но что же у листа внутри?

Из чего он состоит?

Лист, как и любой орган растения, состоит из клеток. И сегодня на уроке мы погрузимся с вами в тайны строения и функционирования листьев.

Как вы думаете, все ли клетки листа одинаковые? (Клетки листа различаются по форме и размерам).

С чем связано различие формы и размеров клеток листа? (Это связано с различием выполняемых функций).

Как называются группы клеток, сходных по строению и выполняемым функциям? (ткань)

Самостоятельная работа с учебником стр. 37.

Учащиеся заполняют таблицу из первых четырех колонок. (слайд 4)

Клеточное строение листа.

Название части листа

Вид ткани

Клеточное строение

Примечание. (комментарий учителя)

(слайд5)

Покровная

Тонкие прозрачные клетки

Предохраняет лист от повреждений и высыхания.

Сверху и снизу лист покрыт тонкой прозрачной кожицей. Некоторые растения могут иметь еще и кутикулу.

Кутикула - это защитная пленка из воскообразного жироподобного вещества кутина. Кутикула предохраняет листья от солнечных ожогов и сильного испарения.

Устьица состоят из 2 замыкающих клеток, между которыми есть устьичная щель.

В лист проникает воздух и испаряется вода.

Устьица обычно расположены на нижней части листа, у водных растений - на верхней, у листьев, расположенных вертикально, - на обеих сторонах.

Мякоть листа

(слайд6)

(слайд7)

Основная

Столбчатая - одинаковой величины столбики.

Губчатая - округлой или неправильной формы клетки, неплотно прилегающие друг к другу.

Фотосинтез

Строение листа зависит от условий, в которых произрастает растение.

Освещенные места - небольшие листовые пластины.

Затенённые места - большие но тонкие и нежные.

У светолюбивых столбчатые клетки располагаются в несколько рядов, очень много устьиц.

У теневыносливых столбчатых клеток мало, или совсем нет, хлоропласты крупные, хлорофилла много.

Жилки листа

(слайд 8)

Механическая

Волокна - вытянутые клетки с толстыми стенками

Придают прочность

Проводящие пучки окружены механической тканью, придающей им эластичность и прочность

Проводящая

Сосуды - состоят из неживых клеток с разрушенными мембранами в местах соприкосновения друг с другом.

Передвижение воды и минеральных веществ.

Ситовидные трубки - живые длинные клетки, поперечные перегородки пронизаны узкими каналами

Передвижение органических веществ

Физкультминутка.

Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось.
Отложили мы тетрадки,
Приступили мы к зарядке (Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки)
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево, поворот,
А потом наоборот (Повороты корпусом)
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись! (Приседания)
И в последний раз присели,
А теперь за парты сели. (Дети садятся на свои места)

Первичное закрепление знаний.

Лабораторная работа «Клеточное строение листа» (стр. 39) (слайд 9)

Цель работы: изучить особенности внутреннего строения листа.
Оборудование: микроскоп, микропрепараты «Лист герани», «Лист камелии»

1. Изучите готовые микропрепараты среза листа. Найдите клетки верхней и нижней кожицы, устьица.

2. Рассмотрите клетки мякоти листа. Какую форму они имеют? Как расположены?

3. Найдите на микропрепарате межклетники. Каково их значение?

4. Найдите проводящие пучки листа? Какими клетками они образованы? Какие функции выполняют? Сравните микропрепараты с рисунком учебника.

5. Зарисуйте поперечный срез листа и сделайте все необходимые подписи.

Выберите один правильный ответ.

1. Жилки листа:

A. Придают листу прочность

Б. Проводят растворы питательных веществ

B. Осуществляют фотосинтез

Г. Проводят растворы питательных веществ и придают листу прочность

2. Кожица листа - это ткань:

А. Покровная

Б. Механическая

В. Проводящая

Г. Запасающая

3. Проводящие пучки листа состоят из клеток ткани:

А. Механической

Б. Проводящей

В. Механической и проводящей

Г. Запасающей

4. Световой лист, в отличие от теневого:

A. Имеет более светлую окраску

Б. Содержит меньше хлорофилла

B. Имеет несколько слоев столбчатых клеток

Г. Все утверждения верны

5. Установите соответствие между листьями растений, и расположением устьиц на листовой пластинке.

Растения Расположение устьиц

1. Лист березы A. Устьица находится на нижней стороне листа

2. Лист кувшинки Б. Устьица отсутствуют

3. Водный лист стрелолиста B. Устьица находятся на верхней стороне листа

Подведение итогов. Рефлексия.

Домашнее задание. § 7

Фотосинтез - процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды на свету при участии фотосинтетических пигментов (хлорофилл у растений, бактериохлорофилл и бактериородопсин у бактерий).

Строение листа тесно связано с его функционированием. Лист состоит из 3 слоев

Сверху и снизу лист покрыт прозрачной кожицей (см. Рис. 1), которая предохраняет его от повреждения и высыхания.

Рис. 1. Кожица листа

Кожица (эпидерма) - один из видов покровной ткани растения. Обычно состоит из 1 слоя клеток. Ее клетки выделяют воскоподобную кутикулу, которая покрывает поверхность листа, защищает лист от испарения воды (транспирации).

Среди клеток кожицы содержатся замыкающие клетки, в цитоплазме которых содержатся хлоропласты. Между клетками находится щель. Эти образования называются устьицами (см. Рис. 2).

Рис. 2. Устьице

Устьица выполняют функции газообмена и испарения воды. Устьичные клетки способны замыкаться, препятствуя излишнему испарению воды. Движения устьичных клеток зависят от обеспеченности растения водой, освещенности, температуры.

Пластиды - это мембранные органоиды, встречающиеся у фотосинтезирующих эукариотических организмов (высшие растения, низшие водоросли, некоторые одноклеточные организмы). Пластиды окружены двумя мембранами, в их матриксе имеется собственная геномная система, функции пластид связаны с энергообеспечением клетки, идущим на нужды фотосинтеза.

Устьицы в основном расположены на внутренней стороне листа. У плавающих листьев водных растений устьица расположены только на верхней стороне листа. Подводные листья водных растений устьиц не имеют.

Нижний слой эпидермиса часто имеет волоски, которые уменьшают перегревание растения и уменьшают степень транспирации.

На 1 мм 2 листовой поверхности устьиц от 50 до 500 штук.

Строение кожицы листа

Возьмите лист герани. Надломите его и препаровальной иглой снимите кусочек кожицы. Приготовьте препарат, рассмотрите его под микроскопом (см. Рис. 3).

Рис. 3. Препарат кожицы листа герани

Найдите бесцветные клетки, опишите их. Найдите устьичные клетки, укажите их отличие от остальных клеток кожицы листа. Зарисуйте кожицу листа, сделайте подписи.

Паренхима - мякоть листа, состоит из клеток основной ткани.

Вверху расположена столбчатая паренхима (см. Рис. 4), образованная клетками столбовидной формы. Имеют много хлоропластов, основные фотосинтезирующие клетки листа.

Рис. 4. Клетки столбчатой паренхимы

Ниже расположена губчатая паренхима (см. Рис. 5). Состоит из неправильной формы клеток, неплотно прилегающих друг к другу. Мало хлоропластов. Межклетники заполнены воздухом. Клетки губчатой паренхимы осуществляют интенсивный эффективный газообмен.

Рис. 5. Клетки губчатой паренхимы

Газообмен в биологии - поглощение и выделение газа, особенно кислорода и углекислого газа, у живых организмов. Предполагает вдыхание кислорода и выдыхание углекислого газа. У растений, водорослей и бактерий, которые осуществляют фотосинтез, может происходить противоположный процесс, когда углекислый газ вдыхается, а чистый кислород выдыхается.

Жилки (см. Рис 6) - проводящие пучки листа. Состоят из сосудов, ситовидных трубок и волокон.

Волокна - сильно вытянутые клетки с толстыми стенками. Придают листу прочность.

По сосудам осуществляется транспорт минеральных веществ из корней в листья. Они состоят из омертвевших клеток.

Ситовидные трубки состоят из живых клеток, по которым из листьев передвигаются растворы органических веществ.

Рис. 6. Жилки листа, микропрепарат

Клеточное строение листа

Изучите готовые микропрепараты поперечного среза листа. Рассмотрите клетки кожицы листа, найдите устьица. Рассмотрите клетки паренхимы листа. Опишите их расположение, форму. Рассмотрите межклетники, вспомните их назначение. Найдите проводящие пучки листа, укажите образующие их клетки, их функции. Сравните вид микропрепарата с рисунком (см. Рис. 7).

Рис. 7. Схема клеточного строения листа

Зарисуйте поперечный срез листа, подпишите все его части и типы клеток.

Эксперимент

Поместите 2 луковицы в банки с водой так, чтобы она касалась их основания. Поставьте банки в прохладное место. Одну банку поставьте в освещенное место, а другую - в темное. Следите за развитием листьев на луковицах. Чем оно отличается? Почему?

Список литературы

  1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник. - 14-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011. - 304 с.: ил.
  2. Тихонова Е.Т., Романова Н.И. Биология, 6. - М.: Русское слово.
  3. Исаева Т.А., Романова Н.И. Биология, 6. - М.: Русское слово.
  1. Biolicey2vrn.ucoz.ru ().
  2. Engschool18.ru ().
  3. Kaz-ekzams.ru ().

Домашнее задание

  1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник. - 14-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011. - 304 с.: ил. - с. 119, задания и вопросы 2, 5 ().
  2. Как функционируют устьичные клетки? Какова их функция?
  3. Как устроены жилки листа?
  4. * Представьте, что у листьев вдруг исчезли клетки кожицы. Что с ними произойдет?