Инновационные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. Проект "инновационные здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста". Перед занятием - звуковая гимнастика

В современной России особую актуальность приобрела проблема организации здоровьесберегающего обучения и воспитания.

Всемирная организация здравоохранения соотносит здоровье как «состояние телесного, душевного и социального благополучия» . Таким образом, понятие «здоровье» имеет элементы физического, эмоционального, интеллектуального, социального и духовного аспекта.

Рисунок 1. Модель формирования здоровья обучающихся

Абитуриенту, ставшему студентом, нелегко привыкнуть и подстроиться под новый режим жизнедеятельности в учебном заведении. Новый режим учебной деятельности, изменения в питании и двигательной активности, необходимость изучать больший объем учебного материала – все это отрицательно сказывается на здоровье студента.

В связи с этим возникает необходимость в применении основ здоровьесберегающей педагогики.

Здоровьесберегающая педагогика – это, прежде всего, готовность и определенная способность образовательного учреждения к обеспечению высокого уровня образовательной деятельности без серьезного ущерба для здоровья участников образовательного процесса . Здоровьесберегающие технологии в образовании - организованная системно совокупность программ, приемов, методов организации образовательных процессов, не наносящих ущерба здоровью его субъектов .

Здоровьесберегающие образовательные технологии – качественная характеристика любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», это совокупность приемов, принципов и методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания и развития задачами здоровьесбережения .

Исходя из стоящих задач здоровьесбережения все педагогические технологии в данном направлении делятся на 3 группы:

1) технологии, наиболее серьезно наносящие вред здоровью обучающихся и педагогов. К данной категории относят традиционную, классно-урочную технологию обучения, разработанную Я. А. Коменским, сюда же подходят технологии, для которых характерны преувеличенная перегрузка образовательного процесса, активное использование авторитарной педагогики.

2) технологии, в которых приоритетным является процесс сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса. Именно эти технологии и называются здоровьесберегающими.

3) все остальные педагогические технологии, являющиеся самой многочисленной группой технологий, невозможно четко квалифицировать и судить об их воздействии на здоровье субъектов образовательного процесса. Для обнесения их к двум другим группам необходимо проводить их анализ и изучение, а также проводить оценку их результатов с точки зрения воздействия на здоровье обучающихся и педагогов .

Цель любой образовательной технологии – достижение определенного педагогического результата в процессах обучения, воспитания, развития. Здоровьесбережение же в современной педагогике не может выступать в качестве единственной, главной цели образовательного процесса. Здоровьесбережение является только условием, одной из задач достижения главной образовательной цели.

Можно выделить следующие типы образовательных технологий:

– оздоравливающие (правильная физическая подготовка, физиотерапия, закаливание, гимнастика, фитотерапия, аромотерапия арттерапия, массаж);

– здоровьесберегающие (установление режима здорового питания, развитие двигательной активности, прививки в качестве профилактики)

– технологии обучения и развития здоровья (включение соответствующих тем о физическом развитии в предметы общепрофессионального и профессионального циклов);

– воспитание правильной культуры здоровья (дополнительные занятия по формированию и развитию личности обучающихся, различные воспитательные мероприятия, конкурсы и фестивали и т.д.).

Здоровьесберегающие образовательные технологии должны обеспечивать постоянное развитие личности, ее природных способностей: ума, потребности в деятельности, нравственных и эстетических чувств, овладении опытом общения с людьми, природой и искусством.

Цель образовательных здоровьесберегающих технологий - это предоставление возможности студентам осуществлять процессы сохранения здоровья за время обучения в вузе, возможности формировать нужные знания, умения и навыки здорового образа жизни, а также обеспечение возможностей активного участия в превентивных мероприятиях, использования полученных знаний и компетенций в повседневной жизни.

Основными компонентами инновационных и здоровьесберегающих технологий выступают:

1. Компонент аксиологический, проявляющийся в осознании обучающимися особой ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести такой образ жизни, который позволяет полно осуществлять стоящие перед ними цели, использовать свои физические и умственные возможности.

2. Компонент здоровьесберегающий, включающий в себя систему общих установок и ценностей, которые создают систему навыков и умений в сфере гигиены, необходимых для естественного функционирования организма, а также систему методик и упражнений, направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой.

3. Компонент гносеологический, связанный с повседневным приобретением необходимых для процесса здоровьесбережения знаний и умений, изучением себя, своих способностей и возможностей, интересом к вопросам своего здоровья, к изучению необходимой литературы, различных направлений по оздоровлению и укреплению своего организма.

4. Компонент эмоционально-волевой, который включает в себя проявление механизмов механизмов психологических – волевых и эмоциональных. Необходимым условием сохранения здоровья и хорошего самочувствия являются положительные, благоприятные эмоции и переживания, благодаря которым у человека формируется и закрепляется желание вести здоровый образ жизни.

5. Компонент экологический, учитывающий окружающую среду, то, что человек как биологический вид существует в совокупности с природной средой, которая обеспечивает личность конкретными биологическими, производственными и экономическими ресурсами. Рассмотрение природной среды как одной из предпосылок здоровья человека как личности, позволяет внести в содержание здоровьесберегающего воспитания формирование умений и навыков адаптации к окружающим экологическим факторам.

6. И наконец, компонент физкультурно-оздоровительный, предполагающий владение определенными способами деятельности, направленными на развитие и повышение двигательной активности, предупреждение признаков гиподинамии. Кроме того, этот компонент обеспечивает закаливание организма, возрастание адаптивных возможностей. Данный компонент направлен на освоение важных жизненных качеств личности, повышающих общую и субъективную работоспособность, а также навыков личной и общественной гигиены.

Один из авторов (Зимина О. Е.) предлагает к рассмотрению основополагающую базовую модель комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья в высших учебных заведениях . Данная модель состоит из шести блоков.

Блок первый – инфраструктура образовательных учреждений, создающая здоровьесберегающую среду. В блок входят следующие составляющие:

Материально-техническая оснащенность спортивных залов необходимым оборудованием и инвентарем в соответствии с образовательными стандартами ВПО;

Наличие и должное оснащение медицинского кабинета, обеспечение медицинским персоналом;

Наличие студенческой столовой, работающей в удобном режиме в соответствии со всеми требованиями ГОСТов;

Организация качественного питания;

Квалифицированный педагогический состав в необходимом количестве.

Общая ответственность и контроль за реализацией этого блока лежит на администрации вуза.

Блок второй – организация учебного процесса. В блок входят следующие составляющие:

Соблюдение гигиенических норм и требований при организации и контроле объема аудиторной и самостоятельной нагрузки на всех этапах обучения;

Использование методов обучения, прошедших апробацию, соответствующих возрастным возможностям и особенностям студентов;

Введение любых инновационных методик только под контролем соответствующих специалистов и контролирующих органов;

Непременное соблюдение всех требований к применению технических средств в обучении (компьютер, аудиовизуальные средства);

Рациональная организация занятий физической культурой и мероприятий активно-двигательного характера;

Учет индивидуальных особенностей организма обучающегося, работа по адаптированным к индивидууму программам.

Реализация этого блока создаст условия для повышения эффективности учебного процесса.

Блок третий – организация физкультурно-оздоровительной работы. В блок входят следующие составляющие:

Полноценная и эффективная работа на занятиях физической культуры, секциях,

Создание условий для работы спортивных секций;

Регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий.

Правильно организованная физкультурно-оздоровительная работа станет основой организации двигательного режима студентов, способствовать эффективному физкультурному развитию студентов, позволит повысить адаптивные возможности организма.

Блок четвертый – организация системной предупредительной, методической и просветительской работы с преподавательским составом для повышения квалификации работников вуза. В блок входят следующие составляющие:

Занятия (лекции, семинары, консультации, курсы) по вопросам здоровьесбережения;

Распространение научно-методической литературы по здоровому образу жизни;

Блок пятый – динамическое наблюдение за состоянием здоровья студента. В блок входят следующие составляющие:

Регулярный анализ в соответствующих структурах учебного заведения состояния здоровья студентов;

Создание комплексной системы педагогической, психологической и социальной помощи студентам;

Привлечение квалифицированных медицинских работников к реализации всех этапов работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в вузе студентов.

При реализации данных блоков могут возникнуть следующие возможные риски:

1. Полное отсутствие или несформированность у отдельных педагогических кадров стремления к совершенствованию профессиональной культуры по вопросам здоровьесбережения.

2. Заниженная самооценка личности педагога, включающая в себя личностную тревожность, неуверенность в себе, негативное самовосприятие.

3. Некомпетентность представителей администрации в вопросах применения здоровьесберегающих педагогических технологий.

Большую часть своего времени студент проводит в стенах образовательного учреждения, поэтому именно в этих стенах ему необходимо создать благоприятную здоровьесберегающую среду. В течении всего периода обучения у студентов следует формировать установку на правильный, здоровый образ и стиль жизни, физическое самосовершенствование и потребность в регулярных и стабильных занятиях физической культурой и спортом.

Список литературы:

  1. Артамонова, Л. Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура [Текст]: учебное пособие / Л. Л. Артамонова, О. П. Панфилов, В. В. Борисова. –М.: Владос-Пресс, 2010. – 389 c.
  2. Гонсалес, С. Е. Вариативность содержания занятий студентов по дисциплине «Физическая культура» [Текст]: монография/ С. Е. Гонсалес – М.: РУДН, 2013. – 196 c.
  3. Зараева, Е. А. Здоровьесберегающие технологии в профессионально-педагогическом образовании [Текст]: учебное пособие / Е. А. Гараева –Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2013. – 175 c.
  4. Захарова, Е. В. Физическая культура [Текст]: учебное пособие / Е. В. Сахарова, Р. А. Дерина, О. И. Харитонова. – Волгоград, Саратов: Волгоградский институт бизнеса, Вузовское образование, 2013. – 94 c.
  5. Инновационные аспекты физической культуры и спорта. Выпуск 6 [Электронный ресурс]: сборник материалов научно-практической конференции МГСУ (20-21 июня 2013 г., Москва)/ О. В. Борисова [и др.]. –Электрон. текстовые данные. –М.: Московский государственный строительный университет, ЭБС АСВ, 2013. – 272 c.
  6. Кузьменко, Г. А. Физическая культура и оптимизация процесса спортивной подготовки. Организационная культура личности юного спортсмена [Текст]: программа элективного курса для основного общего образования / Г. А. Кузьменко, К. М. Эссеббар – М.: Прометей, 2013. – 140 c.
  7. Физическая культура и здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе [Текст]: материалы Регионального научно-методического семинара «Физическая культура и здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе» (25 марта 2015 года)/ Р. Р. Абдуллин [и др.]. – Комсомольск-на-Амуре: Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, 2015. – 164 c.

Добрый день, уважаемые, коллеги!

Тема нашего семинара: «Современные инновационные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ»/слайд 1,2/

Наш детский сад является одним из самых больших детских садов дошкольного образования г. Липецка. В д/с функционирует 16 групп, из них 13 групп дошкольных и 3 группы раннего возраста. Ежегодно наш детский сад в среднем посещают 440 воспитанников./слайд 3/

Так как направление физическая культура и оздоровление является приоритетным нашего д/с, основной задачей работы коллектива на данном этапе является:

    Осмысление накопленного опыта сохранения и укрепления здоровья детей;

    Оценка его эффективности и модернизация содержания физкультурно – оздоровительных технологий, через становления у детей позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих;

    Необходимость преодоления узкоспециализированных подходов в организации оздоровительной деятельности и физического воспитания через использование инновационных здоровьесберегающих технологий;/слайд 4/

Работу по здоровьесохранению детей дошкольного возраста коллектив строит на следующих принципах:

Системность и последовательность реализации здоровьесберегающих технологий;

Сознательность и активность каждого субъекта образовательного процесса (дети, педагоги, родители);

Непрерывность здоровьесберегающего процесса;

Доступность технологии детям;

Учет индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка; / слайд 5/

Мы выработали такие правила здоровьесбережения:

Соблюдение режима, больше движения, правильное питание, как можно больше положительных эмоций, прочь уныние и тоску, пожелание себе и окружающим только добра !//слайд 6/

Все здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании можно разделить на следующие виды:

    Медико – профилактические;

    Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

    Технологии обеспечения социально – психологического благополучия ребенка;

    Здоровьесбережение и здоровьеобогащения педагогов;

    Физкультурно – оздоровительные технологии;

    Валеологическое просвещение родителей; /слайд 7/

Предлагаю Вам рассмотреть каждый вид здоровьесберегающих

технологий.

    Медико – профилактические технологии или как их еще называют лечебно - профилактические - это технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии:

    Организация мониторинга здоровья дошкольников;

    Определение оптимальной нагрузки на ребенка, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;

    Организация и контроль питания детей;

    Организация и контроль физического развития и закаливания дошкольников;

    Организация профилактических мероприятий;

    Организация контроля и помощь в обеспечении требований СаНПиНа;

    Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ./ слайд 8/

    Здоровьесберегающие образовательные технологии - это

прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.

Один из принципов таких технологий является учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе развития и воспитания. Построения педагогического процесса с ориентацией на личность ребенка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью./слайд 9/

    Технологии обеспечения социально – психологического

благополучия ребенка – технологии, обеспечивающие психологическое и социальное здоровье ребенка – дошкольника. В нашем детском саду основной задачей является обеспечение эмоциональной комфортности и позитивное психологическое самочувствие ребенка, в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально – эмоциональному благополучия дошкольника. Реализацией данных технологий занимается педагог - психолог посредством специально организованных занятий с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в педагогическом процессе ДОУ. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого – педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ. /слайд 10/

    Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения

педагогов дошкольного образования - технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни. Задача данных технологий – обеспечение валеологической образованности педагогов и родителей./слайд 11/

Технологии валеологического просвещения родителей – папки – передвижки, стендовая информация, беседы, совместные мероприятия и пр. / слайд 12/

И самый основной и важный вид всех здоровьесберегающих технологий - это

5. Физкультурно – оздоровительные технологии , которые непосредственно направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка:

Развитие физических качеств;

Двигательной активности и становление физической культуры дошкольников;

Закаливание;

Оздоровительные процедуры в водной среде (бассейн);

Воспитание привычки к повседневной физической активности и забота о здоровье и др./ слайд 13/

Реализацию данных технологий осуществляет инструктор по ф/к и воспитатели в условиях специально организованных форм оздоровительной работы в детском саду. Отдельные приемы данных технологий широко используются воспитателями в разных формах организации образовательного процесса: в непосредственно образовательной деятельности, прогулках, в режимных моментах, в совместной и самостоятельной деятельности взрослого и детей.

Всю работу по реализации здоровьесберегающих технологий мы строим на основе:

Медицинских показаний и распределения детей по группам здоровья. В 2011/12 учебном году дети распределены по группам здоровья следующим образом /слайд 14/:

Количество детей

Анализа основных психических процессов (памяти, мышления, воображения, восприятия) детей старшего дошкольного возраста (176 детей) по данным диагностического обследования педагога – психолога ДОУ /слайд 15/

Уровень

Развитие психических процессов

Память

Восприятие

Внимание

Мышление

слухо-вая

зритель-ная

целостное

устойчивое

Не устойчивое

Наглядно -образное

логическое

Уровня физической подготовленности детей по данным мониторинга инструктора по ф/к / слайд 16/

Количество детей

На основании этих показаний возникает необходимость внедрения в систему работу д/с здоровьесберегающих технологий разной направленности.

Вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей постоянно держится на контроле и организовано таким образом, чтобы оно

    Обеспечивало каждому ребенку гармоничное развитие

    Помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья.

    Приобщало детей и родителей к физической культуре и здоровому образу жизни. /слайд 17/

Все инновационные физкультурно – оздоровительные технологии условно можно разделить на три категории:

    Технологии обучения здоровому образу жизни.

    Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

    Коррекционные технологии / слайд 18/

Технологии обучения здоровому образу жизни

Я перечислю те здоровьесберегающие технологии, которые уже внедрены в практику работы каждого детского сада. К ним относятся:

    Непосредственно образовательная деятельность в области «Физическая культура» - организованная форма физического развития. Проводится инструктором по физической культуре во всех группах в соответствии с требованиями программы, в разных формах: игровые, подгрупповые, индивидуальные, тренировочные, соревновательные и пр.

    Непосредственно образовательная деятельность в области «Здоровье» - деятельность по ознакомлению детей со своим организмом, создание предпосылок к заботе о собственном здоровье. Проводится воспитателем, инструктором по физической культуре. Здоровье является интегрированной формой работы с такими видами деятельности, как физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности, валеология.

    Спортивные развлечения, праздники.

    Утренняя гимнастика. /слайд 19,20/

    Оздоровительная работа в бассейне - занятия плаванием занимают особое место в физическом развитии, развитии и укреплении здоровья дошкольников. Плавание помогает сформировать физические качества и возможность предупреждения опасных ситуаций на воде. Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма, улучшается адаптация к водной среде. Вода дает сильный оздоравливающий эффект. В своей работе мы используем элементы аквааэробики, синхронного плавания, гендерный подход в обучении плаванию детей. Работает секция «Танцы на воде». /слайд 21,22,23/

Так же в практике работы мы используем и другие технологии, на которых остановимся более подробно

    Гимнастика ДО-ИНЬ – комплексы движений для мышц и суставов с элементами самомассажа с ярко выраженным тонизирующим эффектом. Используется инструктором по ФК в непосредственно образовательной деятельности по физической культуре со старшими дошкольниками./слайд 24,25/

    Оздоровительная технология «БОС-здоровье – учимся и оздоравливаемся» - данная технология направлена на повышение сопротивляемости организма детей дошкольного возраста к простудным заболеваниям, улучшение психоэмоционального состояния ребенка, улучшение внимания и памяти, развитие необходимых для дальнейшего обучения функций, таких как организация деятельности, общее интеллектуальное развитие, зрительно-пространственное восприятие, зрительно-моторная координация.

На примере оздоровительной технологии «БОС – здоровье» мы расскажем об этапах внедрения всех инновационных здоровьесберегающих технологий в нашем д/с. / слайд 26/

Занятия здоровья, так мы их назвали, - наиболее современная технология оздоровления (с использованием компьютеров), которая применяется для обучения детей навыкам здоровья. Цель таких занятий – формирование у детей навыка правильного дыхания./слайд 27/

Данная технология в нашем детском саду используются частично, в коррекционных (логопедических) группах, т.к в них маленькое количество детей, на занятиях с учителем- логопедом для развития речевого дыхания и на занятиях по физической культуре. Приобретение дорогостоящего оборудования для полноценного использования данной технологии в настоящее время не считается возможным.

В 2010 году на основе экспериментальной деятельности в педагогический процесс, нашего дошкольного учреждения внедрена данная оздоровительная технология.

Идея эксперимента состоит в том, что в результате использования в практике работы ДОУ здоровьесберегающей технологии по методу биологической обратной связи (БОС) происходит формирование у детей положительного социального опыта, выработка ценностных ориентаций детей на здоровый образ жизни, оздоровление организма и снижение заболеваемости, улучшение психоэмоционального состояния./слайд 28/

В процессе реализации данной оздоровительной технологии главной и основной задачей является сохранение и укрепление здоровья детей, путем формирования у них навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания, так как диафрагмальное дыхание, т.е. дыхания «без усилий» или релаксационное, является естественным и физиологически наиболее оптимальным для организма человека. / слайд 29/

Исходя из диагностических показателей психофизического состояния

детей в начале учебного года мы сформировали группу детей старшего дошкольного возраста, имеющих 2 и 1 медицинскую группу здоровья в количестве 12 человек. 1 группа - здоровые дети, 2 группа – дети, имеющие незначительные отклонения здоровья, например кариес, ЛОР – заболевания, желудочно – кишечного тракта и др., т.е. дети, не имеющие серьезных отклонений, но наблюдающиеся у врача;

Целостный процесс обучения мы разделили на 4 этапа.

Анна Ивановна Якубенко
Реализация здоровьесберегающих инновационных технологий в образовательном процессе для качественного развития дошкольников

Якубенко А. И.

Инструктор по физической культуре

Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей

зависит их духовная жизнь, мировоззрение,

умственное развитие ,

прочность знаний, вера в свои силы.

В. А. Сухомлинский

Процесс реорганизации всей системы образования дошкольного инновационных дошкольного образования , как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка и не может осуществляться без разработки инновационных технологий и их применения на практике.

Здоровье – это бесценное достояние не только отдельного человека, но и страны в целом. По данным всемирной организации здравоохранения, здоровье человека только на 10% зависит от системы здравоохранения, на 40 % от экологии и 50% от образа жизни , который формируется самим человеком.

Образовательная среда справедливо считается идеальным каналом для содействия здоровью . Здоровьесберегающий потенциал образовательной среды определяется созданием благоприятных условий для овладения ребенком физической, психологической и духовной культурой.

Целью здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании является обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека , знаний о здоровье и умений оберегать , поддерживать и сохранять его. Воспитание валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Воспитательная и оздоровительная направленность образовательного процесса предусматривает использование традиционных здоровьесберегающих технологий , таких как :

Комплексы различных закаливающих мероприятий (контрастные ножные ванны, обтирание, умывание холодной и прохладной водой, хождение по дорожкам здоровья , хождение босиком, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, массаж биологически активных точек на кистях и стопах);

Утренняя гимнастика на свежем воздухе, физкультурные занятия, инновационные технологии оздоровления и профилактики (массажеры, тактильные дорожки, ритмопластика) ;

Гимнастику после сна;- дыхательную гимнастику;

Физкультминутки, проведение непосредственно образовательной деятельности в режиме динамической позы;

Пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз;

и другие оздоровительные мероприятия .

Процесс реорганизации всей системы образования предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, стимулирует поиски новых, инновационных психолого-педагогических подходов. На современном этапе развития общества эти процессы затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования , как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка и не может осуществляться без использования инновационных технологий и их применения на практике.

Обучаем детей приемам самомассажа, используя игровую, сюжетную мотивацию и стихи. Например : «Буратино рисует цветок, елочку, солнышко» (массаж шейных позвонков – наклоны, вращение головой, «Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы…» (массаж спины : движения пальцами на спине в соответствие с текстом). В частности массаж ушных раковин (аурикулярный массаж) и массаж носа полезен для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью .

С целью оздоровления дошкольников и повышения их активности, образовательная деятельность проводится в режиме динамической позы - периодическая смена позы «сидя» на «стоя» . Длительность «динамической» позы может быть увеличена по желанию ребенка, например, при перебрасывании мяча друг другу.

Хорошее здоровье ребёнка определяет его работоспособность, возможность легко усваивать то, чему его учат, быть доброжелательным в общении со сверстниками, уметь управлять своим поведением.

Одним из востребованных видов инновационных технологий является интерактивная технология обучения дошкольников , прием интерактивной технологии «Хоровод» способствует формированию начальных навыков произвольного поведения. Воспитатель с помощью мяча или другого предмета учит детей выполнять задания по очереди, тем самым воспитывает у них такие качества , как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга. Интерактивная технология «Цепочка» помогает началу формирования у воспитанников умения работать в команде. Основу этой технологии составляет последовательное решение каждым участником одной задачи. В качестве заданий мы предлагаем коллективно выполнить эстафетную игру, где каждый по очереди вносит свой элемент в общую работу. А интерактивная технология «Карусель» внедряется для работы в парах. Воспитатель просит детей договориться, с кем бы они хотели поиграть в паре, кто будет стоять во внешнем круге, а кто во внутреннем. Например, при выполнении заданий в круге дети могут двигаться по массажным коврикам.

Применяя в оздоровительной работе логоритмическую гимнастику, мы помогаем ребенку снять напряжение. После долгого сидения кратковременные физические упражнения под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов. После короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается.

Используя элементы оздоровительной гимнастики Хатха-йога. Мы укрепляет здоровье каждого ребенка и его иммунитет, повышаем сопротивляемость организма к различным заболеваниям. Со стороны может казаться, что дети просто бегают, прыгают и играют, лишь на некоторое время, принимая статичные позы, используя имя животного или предмета, на который похожа поза, такие как : «кузнечик» , «журавль» , «лук» , «кошка» . Но опыт работы в детском саду показывает, что регулярное использование элементов йоги помогает ребенку стать уравновешенным и спокойным, учиться концентрироваться, исправляет осанку, формирует сильное и гибкое тело.

Цветотерапия - это метод лечения цветом, который стал сегодня очень популярным. Еще в древности считалось, что воздействие цветом не только способно восстановить душевное равновесие, но и является серьезным лечебным фактором при многочисленных физических недугах

В последние годы много говориться о воздействии запахов на человека, лучшим источником полезных и гармоничных запахов это растения. Для оздоровления воздуха в групповых комнатах мы выращиваем такие растения, как мирт, розмарин, аспарагусы. Все цветы выделяют фитонциды, которые губительно действуют на болезнетворные микробы, они дарят нам ничем не заменимый кислород, создают необходимый психоэмоциональный комфорт.

Технология музыкального воздействия - поддержание здоровья детей используя сочетание двигательных упражнений со звукопроизношением или обычным пением. В процессе звукопроизношения и пения укрепляются голосовые связки, повышается иммунитет. Они прекрасно заменяет дыхательную гимнастику, снимают стресс : например : выполняя упражнение «гуси» - дети наклоняются, вытягивая шею вперед, произносят «ш-ш-ш» , выполняя вертушку руками, проговаривают звук «р-р-р» . Проговаривание или пропевание гласных звуков : например : <А> – снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь; <И> – лечит глаза, уши, тонкий кишечник, стимулирует сердечную деятельность, “прочищает” нос; <О> – оживляет деятельность поджелудочной железы, способствует устранению проблем с сердцем; <У> – улучшает дыхание, стимулирует и гармонизирует работу почек, мочевого пузыря; <Ы> – лечит уши, улучшает дыхание; <Э> – улучшает работу головного мозга.

Одна из методик, которую мы используем в оздоровительной работе с детьми - это игровой стретчинг - это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые в игровой форме. Упражнения стретчинга носят имитационный характер и выполняются в медленном, а значит, безопасном ритме. На физкультурной организованной деятельности используются 6 упражнений игрового стретчинга. Они подобраны на укрепление и растяжку всех групп мышц. Например, упражнение «Солнышко» - помогает растянуть боковые мышцы туловища, сохраняет гибкость позвоночника, подвижность тазобедренных суставов. Упражнение «Самолёт взлетает» - укрепляет мышцы спины, развивает подвижность тазобедренных и плечевых суставов. Все они выполняются под музыку. Занимаясь игровым стретчингом с детьми, наблюдается, что близкие и понятные детям образы сказочного мира , позволяют ребенку легко выполнять непростые физические упражнения.

Фитбол - нетрадиционное оборудование имеют хороший лечебный эффект. Укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, развивают координацию и чувство равновесия, но главное – формируют, сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях, навык правильной осанки. Кроме того, происходит тренировка сердечно-сосудистой, дыхательной системы, развивается выносливость , повышается подвижность и гибкость позвоночника.

Степ-аэробика – это комплекс различных упражнений различные по темпу и интенсивности, идёт работа всех мышц и суставов в основе, которой ритмичные подъёмы и спуски при помощи специальной платформы – степа. Её выполняют под ритмическую музыку и сочетают с движениями различными частями тела (руками, головой) . Привлекая эмоциональностью и созвучием современным танцам, степ-аэробика позволяет исключить монотонность в выполнении движений, поддерживает хорошее самочувствие ребёнка, его жизненный тонус.

В чём преимущества степ-аэробики перед обычной аэробикой? «Степ» в переводе с английского языка означает «шаг» . Шаговая аэробика не требует излишнего сосредоточения и концентрации мыслей на правильном усвоении тех или иных движений. Всё, что нужно, - это уметь красиво двигаться. Степ-аэробика интересна и разнообразна , в движениях много элементов спуска и подъёма. В результате систематических занятий дети получают гармонично развитое тело , прекрасную осанку и вырабатывают красивые, выразительные и точные движения.

Применяя в оздоровительной работе с дошкольниками инновационные технологии , мы обратили внимание на то , что дети меньше болеют, у них улучшилось внимание и настроение. Дети стали более ловкими, выносливыми и сильными.

Таким образом , использование в физкультурно-оздоровительной работе детского сада традиционных и инновационных форм работы , закаливания и ряда других не медикаментозных средств оздоровления дает свои положительные результаты. Они ориентированы на индивидуальность ребенка и запросы его семьи, а так же обеспечивает успех на дальнейшие ступени образования .

Людмила Азизова
Семинар-практикум: «Современные инновационные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ»

Понятие “здоровьесберегающие образовательные технологии ”появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимается многими педагогами по-разному. Почему сегодня здоровьесберегающее направление в работе ДОУ зачастую рассматривается как инновационное ! Ведь в детских садах, казалось бы, всегда здоровью детей уделялось немало внимания? Современные условия требуют пересмотра, переоценки всех компонентов образовательного процесса . Ключевой момент нового мышления меняет суть и характер процесса , ставя в центр его - здоровье ребенка .

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании- технологии , направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения , поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду : детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека , знаний о здоровье и умений оберегать , поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Применительно к взрослым - содействие становлению культуры здоровья здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья . Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит :

От типа дошкольного учреждения,

От продолжительности пребывания в нем детей,

От программы, по которой работают педагоги,

Конкретных условий ДОУ,

Профессиональной компетентности педагога,

Показателей здоровья детей .

Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию здоровьесберегающих технологий :

1. медико-профилактические (обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с использованием медицинских средств - технологии организации мониторинга здоровья дошкольников , контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ );

2. физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка - технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики, недели здоровья , формирование КГН и др.);

3. обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ );

4. здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направленные на развитие культуры здоровья педагогов , в том числе культуры профессионального здоровья , на развитие потребности к здоровому образу жизни ; сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др., ритмопластика, динамические паузы, релаксация);

5. образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников , личностно-ориентированного воспитания и обучения);

6. обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий из серии «Уроки футбола» , проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия, самомассаж) ; коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.)

7. К числу следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни .

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Виды здоровьесберегающих педагогических технологий

Ритмопластика

Динамические паузы

(физкультминутки)

Подвижные и спортивные игры

Релаксация

Технологии эстетической направленности

Гимнастика пальчиковая

Гимнастика для глаз

Гимнастика дыхательная

Гимнастика пробуждения

Оздоровительный бег

Самомассаж

Технологии музыкального воздействия

Технологии воздействия цветом

Технологии коррекции поведения

Сказкотерапия

Десять золотых правил здоровьесбережения :

Соблюдайте режим дня!

Обращайте больше внимания на питание!

Больше двигайтесь!

Спите в прохладной комнате!

Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!

Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

Гоните прочь уныние и хандру!

Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

Желайте себе и окружающим только добра !

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СКАЗКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

«КАК КЕНГУРЕНЫШ СТАЛ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ.»

Возраст : 3-5 лет

Направленность : Страх расставания с мамой, переживания, тревога, связанные с одиночеством.

Ключевая фраза : «Не уходи, я боюсь один.»

Жила-была большая мама-Кенгуру. И однажды она стала самой счастливой Кенгуру на свете, потому что у нее родился маленький Кенгуреныш. Поначалу Кенгуреныш был очень слабеньким, и мама носила его в своей сумочке на животе. Там, в этой маминой сумочке,

Кенгуренышу было очень уютно и совсем не страшно. Когда Кенгуреныш хотел пить, мама поила его вкусным молоком, а когда хотел поесть, мама-Кенгуру кормила его кашкой с ложечки. Потом Кенгуреныш засыпал, и мама могла в это время убираться в доме или готовить еду.

Но иногда маленький Кенгуреныш просыпался и не видел рядом мамы. Тогда он начинал очень громко плакать и кричать до тех пор, пока мама не приходила к нему и не клала его опять в свою сумочку. Однажды, когда Кенгуреныш вновь заплакал, мама попыталась положить его в свою сумочку; но в сумочке оказалось очень тесно и ножки Кенгуреныша не помещались. Кенгуреныш испугался и заплакал еще сильнее : он очень боялся, что теперь мама уйдет и оставит его одного. Тогда Кенгуреныш изо всех сил сдался, поджал коленки и пролез в сумочку.

Вечером они с мамой пошли в гости. В гостях были еще дети, они играли и веселились, звали Кенгуреныша к себе, но он боялся уходить от мамы и поэтому, хотя ему и хотелось пойти поиграть со всеми , он все-таки просидел все время в маминой сумочке. Весь вечер к ним с мамой подходили взрослые дяди и тети и спрашивали, почему такой большой

Кенгуреныш боится оставить маму и пойти играть с другими ребятами. Тогда Кенгуреныш совсем испугался и спрятался в сумочку так, что даже головы не было видно.

Днем за днем в маминой сумочке становилось все теснее и неудобнее. Кенгуренышу очень хотелось побегать по зеленой полянке возле дома, построить куличики из песка, поиграть с соседскими мальчишками и девчонками, но так страшно было уходить от мамы, поэтому большая мама-Кенгуру не могла оставить Кенгуреныша и сидела с ним все время.

Однажды утром мама-Кенгуру ушла в магазин. Кенгуреныш проснулся, увидел, что он один, и заплакал. Так он плакал и плакал, а мама все не приходила.

Вдруг в окно Кенгуреныш увидел соседских мальчиков, которые играли в салки. Они бегали, догоняли друг друга и смеялись. Им было очень весело. Кенгуреныш перестал плакать и решил, что он тоже сможет сам, без мамы умыться, одеться и пойти к ребятам. Так он и сделал. Ребята с радостью приняли его к себе в игру, и он бегал и прыгал вместе со всеми .

А вскоре пришла мама и похвалила его, что он такой смелый и самостоятельный.

Теперь мама может каждое утро ходить на работу и в магазин – ведь Кенгуреныш уже совсем не боится оставаться один, без мамы. Он знает, что днем мама должна быть на работе, а вечером она обязательно придет домой, к своему любимому Кенгуренышу.

Вопросы для обсуждения :

Чего боялся Кенгуренок? Ты боялся того же? Почему теперь Кенгуренок не боится остаться один, без мамы?

«СЛУЧАЙ В ЛЕСУ»

Возраст : 3-6лет

Направленность : Неуверенность в себе. Тревожность. Страх самостоятельных

действий.

Ключевая фраза : «У меня не выйдет!»

В одном лесу жил маленький Зайчонок. Больше всего на свете ему хотелось быть сильным, смелым и сделать что-нибудь доброе, полезное для окружающих. Но на деле у него никогда ничего не получалось. Он всего боялся и не верил в себя. Поэтому все в лесу прозвали его «Зайчишка-трусишка» . От этого ему становилось грустно, обидно, и он часто плакал, когда оставался один.

Был у него один-единственный друг-Барсучонок.

И вот, как-то раз они вдвоем отправились играть к реке. Больше всего им нравилось догонять друг друга, бегая через небольшой деревянный мостик. Первым догонял Зайчонок. Но когда Барсучонок пробегал по мосту, одна доска вдруг сломалась и он упал в реку. Барсучонок не умел плавать и стал барахтаться в воде, прося о помощи.

А Зайчонок, хотя и умел немного плавать, но очень испугался. Он бегал по берегу и звал на помощь, надеясь, что кто-нибудь услышит и спасет Барсучонка. Но никого поблизости не было. И тогда Зайчонок понял, что только он может спасти своего друга. Он сказал себе : «Я ничего не боюсь, я умею плавать и спасу Барсучонка!» Не думая об опасности, он бросился в воду и поплыл, а потом вытащил своего друга на берег. Барсучонок был спасен!

Когда они вернулись домой и рассказали про случай на реке, никто сначала не мог поверить, что Зайчонок спас своего друга. Когда же звери убедились в этом, то стали хвалить Зайчонка, говорить, какой он смелый и добрый, а потом устроили большой веселый праздник в его честь. Этот день для Зайчонка стал самым счастливым. Все гордились им и он сам гордился собой, потому что поверил в свои силы, в то, что способен делать доброе и полезное. Он на всю жизнь запомнил одно очень важное и полезное правило : «Верь в себя и всегда и во всем полагайся только на свои силы!» И с тех пор больше никто и никогда не дразнил его трусишкой!

Вопросы для обсуждения

Почему Зайчонку было плохо и грустно?

Какое правило запомнил Зайчонок? Согласен ли ты с ним?

В приказе Министерства образования и науки РФ №2106 от 28.12.10 "Об утверждении ФГТ к образовательным учреждениям в части охраны здоровья воспитанников" в подпункте №7 содержатся конкретные требования к рациональной организации образовательного процесса, а именно: "использование в образовательном процессе здоровьесберегающих методов, технологий, соблюдение здоровьесберегающего режима обучения и воспитания".

Здоровье - важный фактор работоспособности и гармоничного развития детей. Здоровье не существует само по себе, оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет ребенок проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Здоровьесберегающие образовательные технологии - системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников;
качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье детей и педагогов

Цели использования здоровьесберегающих технологий:

  • сбережение здоровья детей путем создания благоприятных условий пребывания, воспитания и образования в ДОУ;
  • укрепление психического и физического здоровья дошкольников;
  • обеспечение высокого уровня здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры;
  • осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения;
  • содействие становлению культуры здоровья и валеологическому просвещению родителей.

Средства здоровьесберегающих технологий:
1.Средства двигательной направленности:
. элементы движений (ходьба, бег, прыжки, метание) ;
. физические упражнения;
. физкультминутки, лечебная физкультура, подвижные игры, гимнастика, самомассаж и др.
2.Оздоровительные силы природы (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапия, ингаляция).
3.Гигиенические факторы (выполнение санитарно - гигиенических требований, личная и общественная гигиена, проветривание, влажная уборка помещений, соблюдение режима дня и т.д.) . Применение разнообразных здоровьесберегающих технологий в ДОУ(из своего опыта).

В нашей группе (возраст детей 4-5 лет) оздоровительная работа ведется постоянно и систематически. Все оздоровительные мероприятия выстроены в последовательную цепочку и равномерно распределены на весь день в виде "Тропинки здоровья":

Режим дня

Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, что способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения и личной гигиены. Режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, предохраняя нервную систему детей от переутомления.

1. Утренняя гимнастика

Ежедневная утренняя гимнастика, общеразвивающие упражнения в группе способствуют эмоциональной разгрузке, повышению двигательной активности. Разнообразие форм проведения утренней гимнастики способствует формированию интереса детей к ней:

  • Ритмическая гимнастика
  • Гимнастика состоящая из хороводов
  • Сюжетные танцы
  • Обыгрывание сюжетного стихотворения
  • Подвижные игры
  • Оздоровительный бег
  • Гимнастика в сюжетной форме с предметами и без них;
  • Оздоровительная аэробика и упражнения йоги;
  • Гимнастика по интересам и игры по желанию детей.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно в спортивном и музыкальном залах. Продолжительность утренней гимнастики - 7 мин. При этом воспитатель занимается вместе с детьми и, при необходимости, поправляет, корректирует выполнение упражнений детьми.

2. Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе пальчиковых игр: "Мы листаем книгу", "На закате дремлет пруд…", "Рыбки", а также занятий пальчикового театра "Лошадка", "Ловко с пальчика на пальчик…", "Яблочко", "Петушок". Ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму.

3. Игровой самомассаж.

Дети с удовольствием выполняют самомассаж в игровой форме. Осуществляя игровой массаж, ребенок может, фантазировать, при этом воздействуя на весь организм. Игровой самомассаж расслабляет мышцы и снимает нервно-эмоциальное напряжение.

4. Мытье рук и лица холодной водой.

Умывание проводится прохладной водой летний период, в зимний-теплой водой) в последовательности: руки с мылом, затем - лицо. После умывания производится вытирание, но не насухо, а только, чтобы снять свободную воду (капли) с вымытых частей тела, с последующим их окончательным обсыханием. Обсыхание - это мощная закаливающая процедура.

5. Перед занятием - звуковая гимнастика

Звуковая гимнастика - это произнесение строго определенным способом различных звуков и их сочетаний. При произношении звуков, голосовые связки начинают вибрировать и эта вибрация сначала передается на дыхательные пути и легкие, а от них уже на грудную клетку.Комплекс развивает дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков.

6. Динамическая пауза на НОД.

Основные задачи физминутки - это:

  • снять усталость и напряжение;
  • внести эмоциональный заряд;
  • совершенствовать общую моторику;
  • выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, развивается мышечная активность, корригируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас.

7. Гимнастика для глаз

Зрительная гимнастика направлена на улучшение и сохранение зрения, является профилактикой близорукости и дальнозоркости. "Волшебные" игры для глаз - это тренировка глазных мышц детей и успех здорового зрения в будущем.

6. После НОД - йога в играх.

Йога - одна из немногих систем упражнений, благотворно и целостно воздействующая на весь организм, в том числе на эндокринную и нервную системы. Занятия йогой прекрасно укрепляют опорно-двигательный аппарат, выравнивают осанку. Дыхательные, релаксационные и медитативные практики положительно влияют на психику. В йоге нет элемента соревновательности, это выгодно отличает ее от других видов физической активности. Дети, учатся принимать себя, какие они есть.

9. Прогулка.

Двигательная активность (бег, игры, упражнения). Цель прогулки - укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.

10. Подвижная игра

Игра позволяют снять физическую усталость с мышц, достичь эмоционального переключения с одного вида деятельности на другой. Подвижные игры особенно любимы детьми, ведь они - важный источник радостных эмоций. Игры стимулируют активную работу, мысли, способствуют расширению кругозора, совершенствованию всех психических процессов, формируют положительные нравственные качества у детей.

11. Дыхательная гимнастика

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, предохраняет от переохлаждения, развивает еще несовершенную дыхательную систему ребенка, укрепляет защитные силы организма. В своей работе использовала: "Пузырики", "Говорилка", "Ветерок", "Пчелки", "Косим траву", "Петух", "Каша кипит", "Вырасти большой", "Мельница", "В лесу", "Веселая пчелка".

12. Гимнастика пробуждения (в постели).

Длительность гимнастики в постели 2-3 минуты. Далее дети переходят к выполнению комплекса дыхательной гимнастики, что очень важно для профилактики простудных заболеваний и заболеваний верхних дыхательных путей. Затем проводятся закаливающие мероприятия с использованием "чудо" - ковриков, солевые дорожки, водные процедуры. Общая длительность оздоровительной гимнастики после дневного сна должна составлять 12-15 минут.

13. Корригирующие дорожки (профилактика плоскостопия).

Ходьба босиком по корригирующим дорожкам ("закаляемся и гуляем босиком по заснеженным дорожкам") 15-20 сек.
- Комплекс упражнений, проводимых в положении сидя на стульчиках ("согреем за мерзшие ножки после прогулки по снегу).

14. Психогимнастика (эмоциональное здоровье).

Задача - сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять мышечный тонус, "разогреть" внимание и интерес ребенка к занятию, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом. Благодаря психогимнастике для дошкольников ребенок учиться понимать свои и чужие эмоции, выражать их, понимать чувства, учиться саморасслаблению и преодолению жизненных трудностей.

15. Осанка (профилактика сколиоза).

Главным средством предупреждения нарушения осанки являются физические упражнения. Особое внимание надо уделять упражнениям вызывающим активную работу мышц-разгибателей спины и мышц живота.

16. Артикуляционная гимнастика.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

Результативность работы здоровье сберегающих технологий зависит от четкой слаженной работы с родителями. Опыт показывает, что эффективность оздоровительной программы решается совместно с семьей.
Опыт работы в инновационных направлениях показал, что дети 4-5 лет успешно и с увлечением усваивают знания о строении организма и приобретают навыки ЗОЖ и безопасного поведения в быту и на природе, если знания передают в доступной и игровой форме.

Процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в работе здоровье сбережения и здоровье соединение; развитие, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия детей на продолжительный период.

Список литературы:

  1. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей: Пособие для воспитателя д/с., М.: Просвещение, 1986.
  2. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2008.
  3. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. М., 1989. С. 81.
  4. Никитина М.И. Психолого-педагогическая характеристика детей среднего дошкольного возраста. СПб, 2006.
  5. Общая психология детей / Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 2006.
  6. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой М.: Мозайка-синтез, 2014.
  7. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). М.: ВЛАДОС, 2002.
  8. Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста. М., 2005.
  9. Тарабарина Т.Н. Развитие ребенка. Ярославль: Академия развития, 2006.
  10. Тихомирова Л. Ф. Формируем у детей правильное отношение к своему здоровью. Ярославль, 1997.