Интенсивное образование. Вширь или вглубь? Экстенсивное и интенсивное образование. Особенности интенсивной методики обучения английскому языку

Когда приходит время учить английский, начинаешь выбирать, сравнивать, сомневаться…

Какой курс окажется самым эффективным: индивидуальный или групповой, стандартный или ускоренный курс … Нам ничего другого не остается, кроме, как облегчить вашу участь и провести сравнительный анализ на тему: «Что выбрать - стандартный курс английского или интенсив ».

Сначала поговорим о схожести этих двух программ в школе British Skylines .

Обе авторские методики разработаны специально тля тех, кто хочет не только выучить английский. Если вы думать, говорить на нем, тогда вам к нам! Какой бы курс вы не выбрали, мы поможем вам снять языковые «зажимы». На занятиях мы отрабатываем правильное произношение и развиваем навыки коммуникации. Ведь мы, преподаватели, сами через все это прошли. Когда-то всему этому учились мы, а теперь хотим передать все секреты успешного изучения и своим студентам.

Обучение, как стандартного курса, так и интенсива происходит по определенным уникальным направлениям. Тeam-teaching (на занятии работает 2 преподавателя).

Speaking Focus (занятия с максимальными разговорными навыками). Active Scenario

(занятия с ролевыми постановками).

Количество студентов в группах от 5 до 9 студентов. Проверено опытом: именно т акая веселая компания позволяет не только уделить внимание каждому, а и создать живую обстановку, подобно той, с которой вы встретитесь в будущем.

В чем же разница между интенсивом и стандартным обучением .

Для начала, готовьтесь к каждодневному и беспрерывному изучению и проговариванию новых английских слов. Выбирая этот курс, у вас не будет такой сладкой возможности отдохнуть денек - другой - третий. Бесспорно, при интенсивном курсе английского , студент за очень короткое время получает огромный поток информации.

Фишка British Skylines в том, благодаря нашей уникальной методике, этот поток не рассеивается в отдаленных уголках вашего подсознания, а концентрируется в поочередную и крепкую цепочку знаний. Вы должны подготовить себя к тому, что кроме каждодневных занятий в школе, вы будете делать домашние задания. Увы и ах, без этого важного звена, система малоэффективна. А если и даст плоды, то не в с такой силой, какая нужна для идеального знания английского. Другой вопрос - наши «хомворки» вовсе не нудные, а интересные и познавательные.

Стоимость программы «английский интенсив »

1 месяц обучения - 3 000 грн;

3 месяца обучения — 6 000 грн.

Стоимость стандартного группового обучения :

(Допишите сами, я не нашла на сайте.)

Конечно же, не так трудно учить язык, когда ты располагаешь временем, когда школьные знания годами подкрепляешь… В идеальном варианте подкрепить знания практикой в языковой среде. Но у всех ли есть деньги и возможности уехать за границу, чтобы усовершенствовать лексику и отточить произношение? Если вы, вдруг не сын или дочь министра, депутата или крупного бизнесмена - не нужно рыдать! В том или ином случае, все наши программы эффективны. И при вашем желании вы будет знать английский на отлично! Не верите на слово, что вместе с British Skylines можно легко учить язык? Правильно! Приходите, и убедитесь в этом сами!

Экстенсивное земледелие предполагает расширение посевных площадей без улучшения качества посевов. При этом земледельцы получают много урожая, но на каждом отдельном участке урожаи низкие. В задачу интенсивного земледелия, наоборот, входит максимальное развитие потенциала одной площади. Для этого над сортами культур работают так, чтобы они стали как можно более урожайными.

Примерно так же выглядят два научных и образовательных подхода, один из которых подразумевает освоение разных областей знания, а другой - углублённое изучение узкой специальности. Какие взгляды на этот счёт были в разные эпохи и является ли сегодня актуальным противопоставление «широкого» и «узкого» образования?

«Человек-энциклопедия» в классической традиции

Греческие философы со знанием дела говорили об устройстве природы, математике, законах государства и канонах литературного творчества одновременно. В корпус сочинений Аристотеля, например, входят труды по логике, физике, ботанике, зоологии, политике, риторике, теории драмы и многом другом. Такой же подход существовал и в эллинистическом образовании - считалось, что юноше следует быть развитым всесторонне.

С древности в культуре существовал идеал homo universalis, «человека универсального», который обладает знаниями и может работать одновременно в разных областях.

Мыслители Возрождения в полной мере взяли на вооружение античный подход. О том, что Леонардо да Винчи занимался, кроме живописи, ещё и музыкой, архитектурой, естественными науками и инженерией, знает всякий. Да Винчи иногда называют гением из-за этого, однако гениален он был вовсе не потому, что умел заниматься разными вещами. Широта интересов и умений была нормой образованного человека его эпохи. Все гуманисты, пусть и не такие прославленные, говорили на нескольких языках и писали труды, а также, сочетая эти занятия в разных комбинациях, занимались натурфилософией (естественными науками), точными науками, конструированием устройств, историей, живописью, ваянием, музыкой.

В эпоху Просвещения энциклопедический канон был в почёте. Наука XVIII века - это целый парад энциклопедистов. Проще говоря, до довольно недавнего времени предполагалось, что, если уж ты учёный - разбирайся в науке. В какой именно?.. В науке вообще! Можно, конечно, поделить всё знание о мире на науки о духе и науки о природе, однако и тут мыслитель не ограничивался только одной половиной.

Классическое образование стремилось закрепить этот идеал и передать его новым поколениям. Изящные искусства тоже входили в программу развития личности. Барышни и молодые люди из общества всегда «немного рисовали», пробовали себя в поэзии, играли на музыкальных инструментах. Однако теперь не только привелегированный класс получил доступ к знаниям. Просвещение с его идеей tabula rasa активно занималось становлением проекта всеобщего обучения.

Специалисты «машинного века»

Еще в эпоху Возрождения переход к городской культуре и развитие рыночных отношений стали предпосылкой для формирования профессии как явления. Впоследствии в результате индустриализации и появления всё более сложных машин возникла необходимость в большом количестве технических специалистов.

В XIX веке с развитием общего образования, промышленности и технологий стало очевидно, что требуется более глубокое, детальное рассмотрение наук.

Вместо одного учёного, который делал опыты в домашней лаборатории - и, по мнению многих, знался с дьяволом, ведь отношение к опытной науке довольно долго оставалось настороженным - над изобретениями теперь стали трудиться целые организации, институты, конструкторские бюро.

Специализация делалась всё более узкой по мере развития и усложения каждой области знания и отрасли. В результате между областями образовался разрыв, а между «физиками» и «лириками» и вовсе пролегла пропасть. Теперь никто не стал бы ожидать от исследователя, что он проведёт химический опыт, а потом разразится поэмой или напишет трактат по антропологии, хотя прежде учёные с этим справлялись.

Междисциплинарный подход

В конце XX века стали очевидны новые изменения: теперь появилась потребность рассматривать вопросы комплексно. То, что работает для индустриального общества, не подходит для мира постиндустриального, информационного, в котором появляются сложные структуры, а явления утрачивают бинарность.

Фундаментальная наука стала двигаться в сторону усложения и многоосновности, а в образовании всё более актуальной становится междисциплинарость.

Классическая культура верила в существование абсолютной причины и в истинность, которая может быть запечатлена на страницах книги. Эта установка предполагает, что носитель объективного знания, будь то священник или учёный, придёт и растолкует, как всё устроено на самом деле. Однако со временем выяснилось, что картина мира становится все более относительной по мере того, как расширяются научные представления. Ницшеанская идея «смерти бога» как раз об этом - с какого-то момента объективное перестаёт существовать, а онтологическое состояние мира бесконечно усложняется. Теория относительности, квантовая физика, нейробиологические исследования мозга скорее лишают почвы под ногами, чем дают определённость.

Сегодня востребованы творческие способности специалистов, большую актуальность приобретает умение конструировать новые идеи. Системы, заточенные под обучение узкой профессии, и образование, которое сводится к натаскиванию на конкретные задания, требуют сегодня модернизации. Например, в современной Японии вследствие такого подхода сейчас . Набирают популярность образовательные программы, построенные по модели , которая поддерживает индивидуальный маршрут и междисциплинарность.

XXI век даёт новый способ «земледелия», при котором расширяются территории, но в то же время происходят качественные улучшения - потому что, как оказалось, качественное изменение напрямую связано с расширением.

Профессионал стремится повышать свою квалификацию и концентрироваться на мелочах своей области. Такой метод обучения позволяет хорошо разбираться в частностях и быть хорошим практиком. В то же время, он сужает круг интересов, отдаляя человека от классического энциклопедического идеала, и снижает его творческие способности в своей же сфере, поскольку не дает возможности видеть картину в целом и под неожиданными углами. Сейчас всё чаще говорят о комплексном подходе, а быстрое развитие технологий стирает границы между профессиональными областями.

В фильме «Чарли и шоколадная фабрика» папу мальчика Чарли уволили с завода, где он навинчивал крышечки на тюбики зубной пасты, потому что его место заняла машина. Папа Чарли не растерялся, перепрофилировался и стал заниматься техническим обслуживанием этой машины.

Свободное распространение знания

В античные времена ученики собирались вокруг философов на прогулках и пирах, чтобы послушать об устройстве мира. В Новое время студенты заполняли аудитории немецких прижизненных классиков, чтобы приобщиться к их мудрости. Преподаватель и учёный был источником и носителем знания, живой интерактивной энциклопедией.

Нужны ли такие мудрецы, когда знания доступны каждому без необходимости следовать за Сократом по пыльным афинским улицам или ехать к Канту в Кёнигсберг?

В узком смысле слова энциклопедист - это тот, кто составляет энциклопедии. Сегодня энциклопедистом можно назвать любого, кто активно участвует в написании и проверке статей в вики-проектах. С одной стороны, это выглядит как воплощённая мечта учёных Возрождения, которые мечтали об общей грамотности, и философов Просвещения, которые обожали энциклопедии. Однако к объективности, грамотности и глубине статей Википедии часто бывают претензии.

Количество данных о мире растёт, и теперь кажется нереальной задача держать в голове всю информацию по всем дисциплинам на уровне специалиста. Теперь важнее обладать методом и уметь думать самостоятельно. Образно говоря, нужно не знать наизусть все статьи энциклопедии, а понимать принципы её устройства, концепцию и структуру разделов, уметь при необходимости пересматривать правила.

Энциклопедическое мышление нового типа предполагает не составление справочников как таковое, а способность фильтровать информацию, формировать собственные стратегии доверия и проверки знаний.

Психология и педагогика

Вширь или вглубь? Экстенсивное и интенсивное образование

Существуют два принципиально отличных друг от друга образовательных подхода в освоении новых знаний. Первый способ, экстенсивный, предлагает расширить кругозор, знать всё понемногу, выделяет количество, а не качество. Второй подход, интенсивный, предполагает получение отличных результатов, но только в одной области. Можно ли их сочетать для получения максимального результата?

Оба подхода приносят свои полезные плоды. Если рассмотреть данные принципы в других отраслях, эффект будет следующий. Например, интенсивное земледелие занимается развитием производительности определённого кусочка площади, отдавая ему все силы и внимание. С него обязательно соберут прекрасный урожай. Тогда как в задачу экстенсивного земледелия входит максимальное расширение площади под посев. Урожая будет собрано много, если учитывать территорию в целом. Однако на каждом отдельно взятом участке показатели окажутся низкими. Так какое же направление наиболее эффективно: вглубь или вширь?

Человек-энциклопедия: идеал философа

Античность. Во времена Аристотеля греческие философы уверенно рассуждали на любые темы. Одинаково мудрые речи лились как и о государственных законах, так и вопросах искусства, как о точных науках, так и о бытии в целом. Сам Аристотель, создавая всестороннюю систему философии, затронул множество сфер развития человека: собственно философию, политику, социологию, логику, физику. Кроме этого в его сочинения входят труды по риторике, ботанике, зоологии, теории драмы. Аристотель считал: «Между человеком образованным и необразованным такая же разница, как между живым и мёртвым». Подобный «всесторонний охват знаний» наблюдался и в эллинистическом образовании - если ты развит, то развит во всём.

Возрождение. Философы Ренессанса продолжили античные принципы формирования личности. Широта кругозора и навыков - вот норма любого образованного человека. Великий Леонардо да Винчи был не только художником. Его поле деятельности включало в себя занятия скульптурой, архитектурой, музыкой, анатомией. Да Винчи был естествоиспытателем, писателем и изобретателем. Сейчас для нас такое кажется невероятным, гениальным, но в ту эпоху каждый гуманист владел несколькими языками, писал труды, уделял внимание точным наукам и искусству.

Просвещение. Эта эпоха породила настоящего «человека-энциклопедию». Учёному невозможно было заниматься конкретным направлением в науке, посвятить себя изучению одной проблемы. Нет, мыслитель обязан разбираться в науке в целом. И даже если наблюдалось разделение на изучение духа и науку природы, учёный не мог ограничиться познать лишь одну часть.

Классицизм. Классическое образование с готовностью подхватило модель всесторонне развитого человека - как писал А. С. Пушкин: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь». Умения из арсенала изящных искусств также обязательно наличествовали у каждого образованного человека. Молодые люди и девушки из общества умели «всего понемногу»: слагали стихи, рисовали, музицировали, танцевали. Юноши фехтовали и ездили на лошадях.

Современность: расширение взглядов и творческий подход

Конец ХХ века принёс с собой новые веяния: наука усложнилась, а образование начало тяготеть к междисциплинарности. Во времена классического образования предполагалось, что мыслитель, несущий знания в массы, донесёт эти самые знания просто и легко. Но с течением времени стало понятно, что многое в нашем мире относительно, и всё не так просто, как хотелось бы. Квантовая физика, нейробиология порождают больше вопросов, чем ответов.

В настоящее время творческие способности и креативность «подняли голову» из забвенья. Если раньше в образовании существовала некая «заточка» под конкретную задачу, а профессии становились узконаправленными, то теперь понадобилась свежая струя. С каждым годом растёт количество курсов по развитию креативности, тренингов, обещающих научить мыслить нестандартно. Становится популярной идея свободных искусств, построенных на индивидуальной траектории, самостоятельной работе, обсуждениях и ощущении себя в этом мире.

Человек, желающий добиться успеха в карьере, постоянно совершенствуется. , курсы, изучение тонкостей своей профессии делает его отличным практиком, однако мешает расширению кругозора. Понемногу профессионал теряет способность видеть все грани одной проблемы, так как его знания слишком ушли вглубь. Именно поэтому всё актуальнее становится комплексный подход, который бы уменьшал разницу между профессиональными областями и позволял тем самым «расширить взгляд».

Произошёл некий синтез расширения и углубления. Теперь поля знаний раздвигаются, вбирают в себя максимум, но и глубокое изучение конкретного предмета никуда не исчезает.


Образование без границ: каждый человек как источник знания

Во времена Античности ученики внимали философам на пирах и собраниях. В Новое время последователи немецких мыслителей посещали их мудрые выступления. Ученики следовали за своими учителями. Но с тех пор многое изменилось. Теперь, чтоб получить новые знания, необязательно даже покидать собственный дом. В интернете мы можем впитывать любую полную, рассмотренную с разных сторон информацию. Однако здесь и поджидает проблема. За кем следовать и у кого учиться?

Сейчас буквально каждый может писать статьи, вести блог, быть тренером (иногда самостоятельно изобретенной дисциплины), редактировать информацию в Википедии. Само понятие энциклопедии (пусть и виртуальной) исказилось.

Человек-энциклопедия соединился с той самой идеей свободных искусств. Школа и институт учат умению искать информацию, вбирать в себя нужное, формировать собственное мнение и выдавать нестандартные решения. Осуществился настоящий синтез энциклопедичности человека, стремящейся развиваться вширь и вглубь, порождая новые идеи.

За последние годы достигнуты многообещающие результаты в практике интенсивного обучения иностранным языкам самого различного контингента учащихся. Интенсивные методы осмысливаются как оптимальная реализация некоторых прогрессивных тенденций в общей педагогике и психологии, в частности, в контексте проблем воспитывающей роли процессов обучения. Интенсивное обучение предложило методике реалистический и последовательный подход к овладению иноязычной речью как к социально-психологической проблеме, с одной стороны, и как к управляемой речевой деятельности, с другой. Этот подход обусловлен и общественно-историческими закономерностями, которые определили новые цели обучения: если раньше обучение иностранному языку сводилось к изучению языка как системе, то теперь главной целью обучения выдвинуто овладение учащимися иноязычной речью.

Современная коммуникативная лингвистика ставит перед методикой новые задачи, из которых главной является овладение языком, как средством коммуникации. Требуется переход от обучения языку как набору форм и средств к интегральному усвоению учащимися языка .

На практике интенсивное обучение давно уже сложилось и воспринимается большинством педагогов как специфическая система обучения, отличная по ряду параметров от методов обучения иностранным языкам, используемых в настоящее время. В ее рамках разработаны новые принципы отбора и организации речевого и языкового материала, из которых ведущими являются деятельностный, личностно-ролевой, ситуативно-тематический. Создана новая, динамическая модель обучения и управления коммуникативно-учебной деятельностью обучаемых.

Управляемое овладение обучаемыми иноязычной речью представляет собой моделирование ими в иноязычной речевой практике процессов порождения, смыслового восприятия и коммуникативного взаимодействия речевых высказываний и формирование соответствующих механизмов.

Однако все еще не ясен вопрос, какие признаки интенсивного обучения определяют его специфику. Можно найти достаточное количество определений интенсивности и интенсификации обучения , но в них нет определенной четкости и однозначных исходных критериев. Иными словами, при каких условиях мы имеем право говорить об интенсивном обучении? Помимо теоретического значения ответ на этот вопрос имеет и практическое значение. Дело в том, что в последние годы на базе опыта интенсивного обучения создан и применяется ряд конкретных методик, скорее подходящих под понятие интенсификации обучения, чем под понятие собственно интенсивного обучения. Наконец, имеется ряд методик, специфических по задачам и используемым средствам, но частично реализующих принципы, положенные в основу интенсивного обучения в различных его разновидностях.

Проанализируем, прежде всего, общий характер критериев, по которым должно быть определено содержание понятия интенсивное обучение. Очевидно, что первый критерий -- характер контингента учащихся не имеет прямого отношения к содержанию этого понятия. Практически различными формами интенсивного обучения, по крайней мере, в эксперименте, сейчас охватываются самые различные категории обучаемых. Всех их можно объединить в три основных типа: обучение довузовское, вузовское и послевузовское. Соответственно меняются основные организационные формы обучения. Второй критерий, по которому обычно определяют интенсивное обучение, это его сроки. Типично отождествление интенсивного обучения с краткосрочным, что соответствует иногда формальной стороне данного понятия, но не раскрывает его. Равным образом едва ли приемлемы определения, связанные с концентрацией часов и временной изолированностью курса обучения, т. е. его относительной автономностью и т. д.

Цель интенсивного обучения -- в минимальный срок достичь усвоения максимального объема учебного материала. Так сформулированная цель и используемые для ее достижения методические приемы определяют целесообразность относительно большой концентрации учебных часов. Содержание интенсивного обучения -- овладение комплексом навыков и умений, достаточных и необходимых для эффективного осуществления деятельности в конкретной области, а также овладение языковым материалом, обеспечивающим формирование, развитие и использование этих навыков и умений. Однако в данном определении затронута лишь одна сторона интенсивного обучения -- его обучающая функция. На самом же деле, интенсивное обучение, как и любая полноценная методическая система, выступает и в своей воспитывающей функции. Важнейшая особенность интенсивного обучения заключается в органическом единстве этих двух функций на разных уровнях, вплоть до конкретных методических приемов. Можно сказать, что в интенсивном обучении воспитательная сторона включает в себя обучающую функцию, а обучающая -- функцию воспитания. В сущности, таковы требования к любой методической системе; однако, в настоящее время именно в интенсивном обучении такое органическое единство осуществляется наиболее последовательно.

Итак, под интенсивным обучением иностранному языку мы понимаем обучение, направленное в основном на овладение общением на изучаемом языке, опирающееся на не используемые в обычном обучении психологические резервы личности и деятельности учащихся, в особенности -- на управление социально-психологическими процессами в группе и управление общением преподавателя с учащимися и учащихся между собой, и обычно осуществляемое в сжатые сроки .

Исходя из основной цели интенсивного обучения -- в кратчайший срок овладеть умениями иноязычного общения, можно выделить два основных характеризующих его фактора:

  • 1) минимально необходимый срок обучения для достижения цели (будущая речевая деятельность) при максимально необходимом (для этой цели) объеме учебного материала и соответствующей его организации;
  • 2) максимальное использование всех резервов личности обучаемого, достигаемое в условиях особого взаимодействия в учебной группе при творческом воздействии личности преподавателя .

Первый фактор четко связывает характер обучения с его конкретной целью. Например, если цель -- достижение уровня повседневного общения можно ограничиться начальным этапом обучения (базовый словарь до 2500 лексических единиц, нормативная грамматика устной речи). Как показывает опыт, при соответствующей организации учебного процесса для усвоения такого объема материала требуется не менее 120 академических часов.

Второй фактор предполагает создание в аудитории особого психологического «микроклимата», доверительных отношений между преподавателем и учебным коллективом, внутри учебного коллектива, между преподавателем и каждым обучаемым в отдельности. Важнейшее значение для максимального использования творческих резервов личности обучаемого имеют высокий эмоциональный тонус аудиторий, эмоциональное ее вовлечение, сопереживание в процессе учебной деятельности. Обеспечение эмоциональности обучения и создание благоприятной учебной атмосферы -- одно из существенных условий, влияющих на уровень активности учебной деятельности учащихся . Другой предпосылкой активизации резервов личности обучаемого является знание преподавателем всех факторов, обусловливающих процесс речевого общения, механизмом общения и умение управлять ими.

Такое понимание интенсивного обучения наиболее адекватно отражает перспективное направление, которое выкристаллизовывается в последних исследованиях отечественной педагогической психологии .

Сегодня интенсивное обучение может быть представлено в виде опытной модели дальнейшего развития методики. Воздейственность такого обучения уже во многом ощущается в массовой практике преподавания иностранных языков -- в оформлении коммуникативно-ситуативного подхода, в создании коммуникативных учебников, в использовании элементов театральной системы К. С. Станиславского, в обучении иноязычному общению и т. п.

Интенсивное обучение затронуло ряд актуальных проблем преподавания иностранных языков и привлекло внимание к новым аспектам методики в целом.

Учебный процесс (процесс обучения) - это очень сложный процесс объективной действительности, уступающий, быть может, только процессам воспитания и развития, составной частью которых он является. Он включает большое количество разнообразных связей и отношений множества факторов различного порядка и различной природы (см. рис. 1).

Рисунок 1

Проблемами обучения и образования занимается часть педагогики - дидактика. Ее основными категориями являются преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты обучения .

Методы обучения - система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие их умственных сил и способностей, овладение средствами самообразования и самообучения .

В дидактике можно встретить такое понятие, как тип или методическая система обучения. Под типом (методической системой) обучения понимается общая направленность обучения. Если, например, целью обучения является усвоение фактов или описание явлений, то ведущим психологическим механизмом будет ассоциация, а основными видами деятельности - восприятие, осмысление, запоминание и воспроизведение. Соответствующими методами обучения выступают изложение, чтение, воспроизводящая беседа, просмотр иллюстраций. В совокупности получается система объяснительно-иллюстративного, воспроизводящего обучения.

Существует множество методических систем, одной из самых древних является догматическое обучение. Оно соответствует ремесленному типу организационной культуры. Сложившийся в средневековье вид церковно-религиозного обучения через слушание, чтение, механическое запоминание и дословное воспроизведение текста. В настоящее время догматическое обучение имеет место при запоминании фактов, заучивании текстов, причем их осмысление не является обязательным. Элементы такого обучения используются при заучивании фактов, имен, дат, коэффициентов, формул без вывода, иностранных слов, некоторых символов. Конечно, элементы осмысления, установления ассоциативных связей неизбежно присутствуют, но основное внимание уделяется заучиванию, точному воспроизведению.

Близкими к догматическому обучению являются современные методические системы: гипнопедии (обучение во сне), релаксопедии (обучение в состоянии расслабления, освобождение от сковывающих условностей) и суггестопедии (обучение с помощью внушения), которые относят к интенсивному обучению .

Интенсивные методы обучения - группа методов обучения иностранному языку, ведущая свое начало от разработанного в 60-е гг. болгарским ученым Г. Лозановым суггестопедического метода и включающая следующие методы: метод активизации резервных возможностей обучаемого (Г.А. Китайгородская), эмоционально-смысловой метод (И.Ю. Шехтер), метод ускоренного обучения взрослых (Л.Ш. Гегечкори), метод погружения (А. С. Плесневич), суггестокибернетический интегральный метод ускоренного обучения взрослых (В.В. Петрусинский), ритмопедия (Г.М. Бурденюк), гипнопедия (Э.М. Сировский), курс речевого поведения (А.А. Акишина), «экспресс-метод» (И. Давыдова) и др. .

В их основе лежат следующие методические принципы:

Принцип коллективного взаимодействия. Этот принцип связывает цели обучения и воспитания, характеризует средства, способы и условия единого учебно-воспитательного процесса. Групповое обучение способствует возникновению у личности дополнительных социально-психологических стимулов к учению, поддерживает в учебном коллективе такую психологическую атмосферу, в которой обучаемые получают возможности для удовлетворения весьма важных социально-психологических потребностей людей: признание, уважение, внимание со стороны окружающих. Все это дополнительно стимулирует познавательную активность учащихся. В условиях коллективной совместной деятельности образуется общий фонд информации об изучаемом предмете, в который каждый учащийся привносит свой вклад, а пользуются им все вместе. Основным «средством» овладения предметом становится, таким образом, общение с партнерами по группе.

Принцип личностно-ориентированного общения. В общении каждый обучаемый является как воздействующим, так и подвергаемым воздействию. В этих условиях процесс фор-мирования личности обусловлен отношением человека к человеку, их общением. Владение языком - это, прежде всего, способность участвовать в реальном общении. Система понятий, в которой может быть описано обще-ние, включает понятие «роли». Общение превращается в творческий, лично мотивированный процесс. В этом случае учащийся не имитирует деятельность, но «владеет» мотивом деятельности, т. е. совершает мотивированные речевые поступки. Личностно-речевое общение - это основа построения учебно-познавательного процесса в интенсивном обучении иностранным языкам.

Принцип ролевой организации учебно-воспитательного процесса. Ролевое общение - это одновременно и игровая, и учебная, и речевая деятельность. Если с позиции учащегося ролевое общение - игра, то с пози-ции преподавателя - это основная форма организации учебного процесса. В соответствии с идеей, основным учебным текстом для обучаемых является полилог, а участ-никами описанных в нем действий сами учащиеся. Таким образом, реализуется один из приемов метода недирективной регуляции поведения учащего-ся в группе.

Принцип концентрированности в организации учебного материала и учебного процесса. Этот принцип характеризует не только качественную, но и количественную специфику интенсивного общения. Данная специфика проявляется в различных аспектах: концентрированность учебных ситуаций, занятий, концентрированность учебного материала, связанная с его объемом и распределением в курсе обучения. Большой объем учебного материала, особенно на начальном этапе обучения, дает возможность уже на первом занятии организовать ситуации, максимально приближенные к реальному общению. Это создает высокую мотивацию учения, как бы приближая результат обучения к его началу. Концентрированность в организации учебного материала влечет за собой специфическую организацию учебного процесса, которая проявляется, в частности, в высокой «плотности общения», разнообра-зии видов и форм работы и др. В условиях большого объема учебного материала эффективными оказываются: а) сюжетное построение курса и отдельных микроциклов; б) сюжетная организация занятий и их фрагментов; в) построение учебных текстов как модели речевого поведения в определенных ситуациях и т.п.

Принцип полифункциональности упражнений. Этот принцип отражает специфику системы упражнений в методе ак-тивизации. Языковой навык, сформированный в неречевых условиях, не-прочен и не способен к переносу. Поэтому продуктивен подход к обучению, при котором осуществляется одновременное и параллельное овладение языковым материалом и речевой деятельностью .

Основной целью интенсивных методов обучения, как и других методов обучения на современном этапе развития образования, - реализация коммуникативного подхода в обучении иностранному языку, т.е. обучение коммуникативной компетенции (способности устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми), но в условиях жесткого лимита времени.

Отсюда вытекают следующие определения интенсивного обучения:

«Интенсивное обучение иностранному языку - обучение, направленное в основном на овладение общением на изучаемом языке, опирающееся на не используемые в обычном обучении психологические резервы личности и деятельности учащихся» - Г.А.Китайгородская .

«Интенсивное обучение - это не просто эффективное обучение, а такое, при котором достигается максимум эффективности за минимально возможное учебное время, при минимальных затратах усилий учащегося и учителя». - В.М.Блинов, В.В.Краевский .